Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная ответственность телевидения и телевизионного журналиста

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Родители, учителя и педагоги все настойчивее акцентируют внимание на появление тревожно-депрессивного состояния у детей и молодежи, даже если их семейное окружение имеет статус «благополучного», на стрессово-подавленном состоянии, отсутствии радости, умение кому-то сочувствовать и тому подобное. Все убедительнее звучат обвинения в адрес телевидения, с которым стали связывать неожиданное… Читать ещё >

Социальная ответственность телевидения и телевизионного журналиста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования

" Российский государственный гуманитарный университет" (РГГУ) Факультет Журналистики Контрольная работа Социальная ответственность телевидения и телевизионного журналиста Студентка 2-го курса заочной формы обучения Пашковская Ксения Владимировна Москва 2015

Содержание Введение

1. Телевидение как особый фактор влияния на духовно-нравственный мир современной молодежи

2. Социальная ответственность телевизионного журналиста Заключение Список использованной литературы Введение Анализ вопроса социальной ответственности является весьма важным и актуальным в теоретическом и прикладном плане. Вместе с тем, отдельные аспекты этой проблемы остаются до сих пор недостаточно исследованными и мало применяются при анализе деятельности журналистов. История развития аспектов, связанных с социальной ответственностью, свидетельствует о том, что эта категория не всегда имела корректное и полноценное право на существование.

Задачей данной работы является через изучение истории вопроса выделить виды нарушений в деятельности журналистов, которые зачастую приводят к социальной ответственности.

Будем исходить из того, что масс-медиа выполняют следующие социальные функции:

— несут в сознание людей разные знания об окружающем мире, события, которые в нем происходят;

— влияют на эмоции, чувства людей, создавая тем самым разнообразный спектр настроений, желаний, стремлений; определяют эмоциональный тонус, побуждая к ответным действиям;

— выполняют определенные «заказы» тех или иных социальных институтов — образовательного, воспитательного, культурологического, политического, экономического, и наконец, правового характера.

Выполняя такие социальные функции, масс-медиа находятся в правовом поле и, соответственно, в определенных случаях несут не только моральную, но и юридическую ответственность. В частности, как уже отмечалось выше, наиболее частыми случаями привлечения масс-медиа и их творческих работников к ответственности является злоупотребление свободой массовой информации.

В частности, речь идет о распространении информации о личных и деловых качествах, частную жизнь политических деятелей и должностных лиц, порочащей их честь и доброе имя, однако имеет непосредственное общественный интерес к тому, как эти публичные фигуры выполняют свои функции.

1. Телевидение как особый фактор влияния на духовно-нравственный мир современной молодежи Австралийские ученые пришли к выводу, что просмотр телепередач по эффекту можно было сравнить с другими факторами хронических недугов — отсутствием физической активности, курением и ожирением. Каждый час, проведенный в лежачем положении перед телевизором, отнимает у человека 22 минуты жизни. Это выяснили австралийские ученые, проанализировав данные Национального бюро статистики и информацию о диабетиках и других больных, пишет Business Line.

Тенденции положительные и тенденции негативные в телевидении откровенно противостоят друг другу. Непрерывные шаги научно-технического прогресса, тотальной компьютеризации, внедрения цифрового формата и новейших технологий все ощутимее превращают выдающееся изобретение человечества — телевидения — в угрозу физическому здоровью, существенного сокращения жизни человека и в оружие массового уничтожения наших душ, интеллекта, общения, психического здоровья. Ученые и искусствоведы, журналисты и психо-физиологи и др. доказывают жизненную необходимость регуляции действия телевидения как особого фактора влияния на духовно-нравственный мир современной молодежи. Открытая борьба за рейтинги и «праймовое» время на телеканалах делают невозможными воспитательную, образовательную, нравственно-эстетическую и другие функции, которые были присущи телевидению первых его десятилетий. Сегодня как никогда остро стоят в нашем обществе проблемы не только профессиональной, но и социально-государственной ответственности перед обществом телевидения как особого фактора влияния на морально-духовный мир молодежи.

Родители, учителя и педагоги все настойчивее акцентируют внимание на появление тревожно-депрессивного состояния у детей и молодежи, даже если их семейное окружение имеет статус «благополучного», на стрессово-подавленном состоянии, отсутствии радости, умение кому-то сочувствовать и тому подобное. Все убедительнее звучат обвинения в адрес телевидения, с которым стали связывать неожиданное возникновение проявлений враждебности к родителям, которые пытаются ограничить время «сидения у телевизора». телевидение журналист социальный ответственность Анализ литературы, посвященной телевидению, как особому фактору влияния на морально-духовный мир современной молодежи показал, что существующие определения теоретических и практических исследований современной парадигмы телевизионного воздействия на молодого телезрителя пока нельзя считать фундаментальными и вездесущими масштабы исследования феномена специфики «экранного творчества» на телевидении и особого влияния Электронной Музы на духовно-нравственный мир молодежи.

Балансировка телеканалов между коммерческо-рейтинговыми реалиями современного телевизионного процесса и нравственностью, общечеловеческими ценностями и борьбой за выживание в конкурентной борьбе за телесети, обязывает на государственном уровне изучить феномен телевидения, как особый фактор влияния на формирование интеллекта и менталитета, моральный облик грядущего поколения, выработать общественный «иммунитет», инструментарий «противодействия» о вредном воздействии современной телепродукции на молодые, еще не сформировавшиеся, души, не дать проникнуть в них страшному вирусу бездуховности, жестокости и беспамятства.

Выход из сложившейся ситуации в медиа пространстве, должен искать и находить каждый, кто берет на себя ответственность «входить» в квартиры с экранов телевизоров или просто в любой форме причастен к созданию телевизионной продукции.

Экранная специфика не освобождает тележурналиста от «генетических» функций журналистского процесса. «Журналистика (от фр. Journal — дневник, jour — день; восходит к лат. Diurma — ежедневный) — одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, которое обеспечивает бесперебойную взаимосвязь между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными слоями общества и даже между поколениями» .

Специфика телевидения в начале третьего тысячелетия и самих механизмов его коммуникативного акта со зрителем обусловили значительную трансформацию сути явления общения. Природные механизмы взаимоотношений между людьми в результате были значительно искажены и адаптированы под нужды телеканалов. В кругах авторитетных исследователей сферы телевизионной коммуникации появилась мысль о реальном телевидении, как заменителя или суррогата человеческого общения. Таким образом, на современном телевизионном пространстве возник принципиально новый жанр, получивший название «реалити-шоу» и существенно изменил морально-ценностные ориентации многочисленных своих сторонников.

Можно утверждать: если в течение первых десятилетий телевизионной эры жизнь диктовала приоритеты, вкусы, нравственность и т. д. экранным персонажам, то сегодня есть все основания говорить об обратном процессе. Нельзя не принимать во внимание и то, что информационные сообщения телеэфира воспринимаются мозгом, но телепередача, рассчитанная на эмоционально-чувственное восприятие, оказывает свое действие на уровне подсознания, иногда остается осознанной умом, но такой, что сделала свое жизненное или разрушительное дело…

Можно констатировать, что телевизионная коммуникация трансформировалась в новый способ взаимодействия людей. Благодаря телекоммуникации общения на пространственно-временном расстоянии отражает структуру общества и выполняет соборную функцию. С другой точки зрения, телевидение создает вторую реальность, которая необходима индивиду, чтобы сохранять равновесие в реальном мире. Оно помогает человеку мгновенно перенестись в любую точку земного шара; дает большую свободу выбора информации, чем газеты, журналы; предоставляет человеку возможность переживать эмоции и впечатления, которых он лишен в жизни.

Телевидение, которое еще недавно так поэтически величалось Электронной Музой, оказалось заложником финансовой несостоятельности рекламного рынка и, пытаясь жить по законам денег, а не по законам театра, вынужденно идти на сегодняшний день по простой дороге. Можно, наверное, сегодня найти инвестиции в телевизионный процесс. Но это в большей степени будет сделано благодаря сознанию, благотворительности, потому что деньги, которые будут вложены в телевидение, вернутся лет через пять. И то: вернутся или нет — непонятно.

Но, в результате откровенной погони за пресловутым рейтингом, коммерческими или корпоративными интересами, в сознании нашей, иногда, как ни прискорбно, морально невооруженной молодежи выстраивается модель «такого общества», в котором «нет» порядочных людей, нравственности, нормальных семей. Потому что, может кому-то показаться, если в телеисповедях обязательными есть какие-то «треугольники» (а то и «четырех, пятиугольники»), любовницы или любовники, «ненормативные отношения» — то уже нет смысла думать или мечтать о нормальных человеческих отношениях, о «обычной» семье об одном любимом человеке.

Вспомнить, что в условиях, когда отсутствие будущего приобретает признаки стабильности, дети превращаются в живой укор, — и это раздражает. И выход всегда есть. Будущее — хоть и очень хитрая штука, но оно начинается не завтра, а все-таки сегодня. То есть, если мыслить в практической плоскости, подготовка к отсутствию будущего должно начинаться с ликвидации настоящего" .

2. Социальная ответственность телевизионного журналиста В прессе информирует слово, фотография, другие средства изображения, для радио главное звук (голос, музыка, шумы), для телевидения — изображение и звук.

Преимуществом тележурналиста есть изображение, поэтому они не дублируют словом тем, что уже ясно из картинки. То есть иногда является замалчивание того, что является лучше понятным визуально. Так, в новостях с пометкой «без комментариев», легче показать горе и разруху. Это убедит зрителя и покажет сочувствие автора. Однозначно такой принцип применяют для показа тех случаев и событий, ярко говорят сами за себя — прокол определенного политика, драка в парламенте, агрессивное высказывание чиновника или смех обвиняемого.

Проблема профессиональной подготовки телевизионных репортеров стала важной для различных сфер жизнедеятельности общества, будущее которого становится все более зависимым от масс-медиа. В обществе сегодня повышена роль информации, поэтому меняются взгляды и на информационное телевещание, и на роль телевидения в жизни человека.

Профессия телевизионного репортера — популярная, распространенная и стабильно востребована в различных форматах современного телевизионного вещания. Творчество телерепортера, своеобразного «телеразведчика», на протяжении многих лет остается одной из любимых тем семинаров и научно-практических дискуссий, касающихся проблематики профессиональной деятельности телемедийников. Репортер на телевидении — сложная профессия телевизионного журналиста, который должен сегодня обладать широким спектром профессиональных навыков. В службе новостей он готовит тематические репортажи и репортажи с событиями, для аналитических программ готовит аналитические и критические материалы, для публицистических программ — проблемные репортажи. Профессия «телерепортер» выработала устойчивые критерии творческой и профессиональной деятельности в различных типах и форматах телевизионного вещания, подтвердив свою актуальность для информационного, информационно-аналитического и аналитического типов речи. К тому же современность требует от указанных специалистов владения новейшими информационными технологиями и технических знаний по дегитализации всей сферы телевизионной журналистики.

Репортер — это глаза и уши зрителя на съемочной площадке, и он должен полно, правдиво и беспристрастно рассказать зрителю о том, что увидел и услышал — это дело его журналистского достоинства и признак профессиональной работы. На этих страницах мы будем вести речь о социально ответственной журналистике.

Восприятие события или явления, безусловно, не является абсолютно адекватным действительности. Для репортера это обусловлено его личностью, чертами характера, профессиональными качествами, редакционной политикой и другими факторами. Для зрителя это связано с тем, что любое изображение на экране (передано в прямом эфире или на пленке) — это уже не действительность, а образ действительности, образ, каким его увидел телерепортёр. Создать экранный образ максимально приближенным к действительности (с учетом эмоционального восприятия, операторских и монтажных приемов, звуков и т. д.) — это непростая, но главная профессиональная задача репортера. Он на съемочной площадке — полномочный представитель зрителей, которые ему верят и доверяют, поэтому он не имеет права обидеть ожидания зрителей.

В телевизионной сети представлены практически все социокультурные типы моделей журналистики, в частности по программам телеканалов можем выделить качественную и бульварную, демократическую и тоталитарную, официальную и неформальную тележурналистику, что дает основания определить тот или иной уровень свободы слова и свободы совести, который мы считаем ответственным за заметное снижение и уровня нравственности, и уровня политической культуры, и уровня интеллектуальности современного общества в целом. В. Дементьев, анализируя вторичные речевые жанры, к которым относятся и телевизионные тексты, подчеркивает, что: существуют коммуникативные ценности как часть общих культурных ценностей; есть универсальные и национально-специфические коммуникативные ценности; ценности стоят на общей системе коммуникации, системой коммуникативных единиц и категорий, правил ведения речи, коммуникативных стратегий и тактик; в пределах одной культуры за речевыми / коммуникативными жанрами могут стоять как одинаковые, так и различные коммуникативные ценности.

Проблема социальной ответственности журналиста остается одной из животрепещущих и дискуссионных и в журналистике, и в общественном сознании. Спектр мнений по этой проблеме включает разнообразные и порой прямо противоположные суждения: от заявлений о безответственной журналистике, растлевающей народ, до претензий журналистов к власти по поводу ее попыток посягать на свободу слова. Порой и сами журналисты не оценивают социальную ответственность как реальную проблему.

Содержание понятия социальной ответственности журналиста, казалось бы, давно освоено повседневной практикой СМИ, однако это иллюзия. Опыт общения с журналистами доказывает, что те из них, кто хотя бы раз задумывался об этих понятиях, часто вкладывают в них свой смысл и понимание того, что включает в себя понятие социальной ответственности. «Последние десять лет журналистская профессия резко помолодела.

Чаще всего именно по отношению к ним — мальчикам и девочкам с диктофонами и микрофонами в руках — по отношению к их поведению на экране и за его кулисами возникает у российской аудитории дискомфортное чувство, что «что-то у них не в порядке с ответственностью». Принадлежность к публичной профессии, такой как журналистика, усиливает необходимость гармонии отношений индивида и общества, переводя объективные противоречия между ними из частного дела отдельного работника СМИ в вопрос общественной важности и актуальности". Вопросы поддержания нравственных ценностей в СМИ поднималась и на встрече Президента РФ В. Путина с членами Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Элла Памфилова, председатель Совета, обратила внимание на то, что серьёзная пресса вытесняется желтой. Президент, в свою очередь, отметил, что в самом 115 журналистском сообществе должны вырабатываться определённые принципы поведения. Этот пример свидетельствует об особом внимании к этическим проблемам вообще и поддержанию нравственных ценностей в СМИ в частности, как со стороны общественных структур, так и со стороны государства. Отсюда следует, что саморегулирование СМИ, как наиболее актуальное понятие в системе понятий социальной ответственности журналиста, просто необходимо.

Заключение

Телевидение — особый фактор влияния на формирование образа жизни молодежи. Непосредственным объектом действия эфирной продукции является как отдельный индивид, так и группа людей, составляющих аудиторию для того или иного конкретного направления телевизионного вещания, зрелищная специфика которого «работает» не столько на информационном, сколько на эмоционально-чувственном уровне, который (иногда даже без слов) обрекает на «продиктованы» экраном образ жизни и труда, стиль поведения, манеру общения и т. д. а, главное, понятие об общечеловеческих ценностях.

Очень многое зависит от руководителей каналов. Если есть понимание социальной ответственности, то будет соблюдаться правильный баланс между развлекательными и серьезными социально-направленными программами. А это вопрос государственного значения.

Таким образом, социальная ответственность журналиста — это требование сегодняшнего дня, поскольку СМИ играют ключевую роль в развитии социального взаимодействия в обществе. На сегодняшний день проблема далека от решения и требует ещё своего осмысления. Пути решения — разнообразны, некоторые из них — использование ресурсов медиаобразования, позволяющего изменить потребности аудитории, а также привлечение внимания к роли профессионально-этических кодексов 118 журналистов и усиление и значимости Список использованной литературы

1. Бриних М. Жодного слова про педофілію / М. Бриних // Телекритика. — К, — 2012

2. Дементьєв В. В. Теория речевых жанров / В.В. Дементьєв. — М.: Знак, 2010

3. Макаров Ю. Заручники фінансової неспроможності / Ю. Макаров // Газета «Бульвар» Гордона, № 7 (486), 15 лютого 2005.

4. Регулярный просмотр телевизора укорачивает жизнь на пять лет / По материалам: Meddaily // «Зеркало недели. Украина» № 36, 12—19 октября 2012.

5. Шайхитдинова С. К. «Личное» и «общественное» в деятельности журналиста: компромисс или неразрешимое противоречие? // Социальная ответственность журналиста: Опыт современного прочтения проблемы. В 2-х ч. Ч. 1. Межпрофессиональная экспертиза концепта и контекста — М.: Издательский дом «Стратегия», 2003

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой