Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Целеполагание как элемент социализации личности: На примере курсантов высших военно-учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создание четко и объективно работающей системы отбора и оценки офицерских кадров, направленной на привлечение, продвижение лучших. Для этого необходимо наличие четко продуманной и доступной системы критериев отбора, поощрения и продвижения курсантов — будущих офицеров на основе показателей, связанных с их деловыми качествами, квалификациейб) создание системы профессионально-квалификационного… Читать ещё >

Содержание

  • л
  • Введение
  • Раздел I. Теоретико-методологические основы исследования проблемы социализации и целеполагания в военно-социальном пространстве
  • Раздел II. Социологический анализ системы целеполагания на примере курсантов высших военно-учебных заведений
  • Раздел III. Основные пути и методы управления социальным целеполаганием

Целеполагание как элемент социализации личности: На примере курсантов высших военно-учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На переломном этапе, переживаемом нашим обществом, идут процессы, затрагивающие его базисные структуры, что не может не отразиться на сущностных характеристиках всех его социальных институтов. Одним из таких институтов является армия. Говоря о том, что армия есть слепок с общества, мы подчёркиваем глубокую взаимосвязь всех социальных процессов, идущих в обществе и армии, как единой системе.

В современном процессе реформирования общества и его военной организации, прослеживаются кризисные процессы, характерные для всех сфер жизни общества. Это в полной мере повлияло на структуру, содержание, тенденции и динамику современных военно-социальных процессов в Вооружённых Силах, и особо остро проявилось в подготовке офицерских кадров России, что с особой остротой ставит вопрос профессиональной подготовки офицерских кадров, формирования и развития социальных, профессиональных, психологических качеств личности российского офицера.

Именно развитие личности в стенах военного учебного заведения, приобретение социально-статусных характеристик будущего офицера, усвоение образцов поведения, системы ценностей, формирование необходимых качеств и свойств в ходе учебно-профессиональной деятельности, воспитательного воздействия и самовоспитания составляют основу процесса социализации личности курсанта и его целеполагания.

Основная цель реформирования высшей военной школы — переход на интенсивный путь подготовки военных кадров, увеличение вклада образования в решение задач современной армии, приспособление всей системы военного образования к общественным потребностям, оптимизация обучения и воспитания военнослужащих, повышение уровня их профессиональной подготовки для качественного освоения новых типов вооружения и боевой техники. Важная задача высшей военной школы на современном этапе — научить учиться самостоятельно.

Осуществление этой задачи реформы военного образования в России в полной мере связано с успешной социализацией личности будущего военного профессионала в процессе обучения в высшем военно-учебном заведении.

В сложившихся обстоятельствах актуальность и практическая значимость изучения проблем социализации и целеполагания в условиях подготовки будущих офицеров в системе высших военных заведений, на наш взгляд, заключается в следующем: во-первых, потребностями современного российского общества в создании новых Вооружённых Сил, формировании системы подготовки военных кадров для их эффективного функционирования и руководстваво-вторых, реальной необходимостью улучшения процесса социализации и целеполагания личности в военно-социальном социуме России, который характеризуется рядом сложностей, трудностей, противоречий и негативных тенденцийв-третьих, недостаточной разработкой социальных и социально-психологических моделей управления процессом подготовки будущих офицеров, технологий, дающих возможность реально оценить состояние и тенденции развития процесса целеполагания будущего офицера.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Проблема целеполагания входит в круг проблем, характеризующих активную природу социальной деятельности человека. Данная проблема в какой-то мере является пограничной в теоретическом освоении субъектно-объектных феноменов и сущностей.

Множество имен, направлений и работ, так или иначе использующих категорию «цель», «целеполагание» трудно охватить даже в рамках специального исследования:

— социологический аспект проблемы целеполагания в познавательной деятельности исследован в работах Барулина B.C.,.

Ветошкина А.П., Гордона JI.A., Крапивенского С. Э., Кирьянова В. И., Руткевича М. Н., Филиппова Ф. Р., Шубкина В. Н., Урланиса Б. Ц. и др.

— психологические аспекты целеполагания обсуждаются в работах следующих авторов: Асеева В. Г., Выготского JT.C., Ковалева А. И., Кона И. С., Леонтьева А. Н., Морозовой Н. Т., Пономарева Я. А., Семенова И. Н., Талызиной Н. Ф., Эльконина Д. В. и др.;

— цели познания и образования обсуждаются в работах таких исследователей, как Алексеев П. В., Анисимов О. С., Аредьева Г. С., Буева Л. П., Библер B.C., Георгиева Т. С., Ильенков Э. В., Воронина Т. П., Лежников В. П., Михайлов Ф. Т., Кочергин А. Н., Новиков А. С., Гагаев А. А., Пахомов Н. Н., Пеньков B.C., Розин В. М., Розов Н. С., Сагатовский В. Н. и др.;

— педагогические проблемы образования как социальной цели стали предметом разработки в трудах Акбашева Т. Ф., Амонашвили Ш. А., Бабанского Ю. К., Божович Л. И., Гершунского Б. С., Давыдова В. В., Занкова Л. В. и др.

Но при всем многообразии и большом количестве литературы, где категории цели и целесообразности, активности и свободы широко используются, отсутствует четкое понимание их содержания. В большинстве случаев содержание категории «цель» непроизвольно расширяется. Между тем особая точность требуется, когда анализируются цели науки, познания, социальных идеалов, достижения свободы, прогноза и планирования.

Проблема соотношения и взаимодействия общества, государства и личности через единство и различие их целей в какой-то степени в философии традиционна, а диапазон исследований чрезвычайно широк. Так или иначе, эту проблему затрагивали Платон, Аристотель, Т. Гоббс, Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Д. Вико, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, П. Сорокин, Т. Парсонс и др.

Данной проблеме взаимодействия государства, общества и личности уделили большое внимание российские мыслители и исследователи В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, К. Н. Леонтьев, С. А. Франк, А. Г. Аникевич, Н. А.

Бердяев, JT.C. Васильев, Г. С. Батищев, Л. П. Буева, B.C. Барулин, С. Э. Крапивенский, А. Мигранян, Е. М. Пеньков, В. Ф. Сиренко, ГТ.В. Симонов, В. П. Тугаринов и др.

Теория целей и целеполагания, тесно связанная с субъективно-деятельным подходом, получила развитие преимущественно в 60-е и в начале 70-х годов XX века в отечественной философии, хотя известны и более ранние попытки ее разработки, например, статьи М. Г. Макарова в философских журналах в 50-е годы. В отечественной философии с ней связаны также труды Т. А. Казакевича, И. Т. Фролова, Н. Н. Трубникова, Б. С. Украинцева, Б. А. Вороновича, Е. Г. Чмеля, А. Г. Яценко, B.C. Королева, В. Н. Кодина, A.M. Гендина, В. П. Бульца, Г. А. Мкртчяна и др. Важной для понимания структуры и соподчинения целей была также разработка проблемы интереса, получившая интенсивное развитие в эти же годы в трудах Г. С. Арефьевой, В. Н. Лавриненко, В. Н. Команкина, Д. И. Чеснокова, В. В. Степаньяна, А. А. Тарасенко, В. И. Шинкарука и др.

Социальные основы теории интереса, являющегося одним из мотивов целеполагания, изучали многие философы и социологи: А. С. Айзинкович, В. О. Бернацкий, Г. М. Гак, А. Г. Здравосмыслов, А. Т. Ханипов и др. Психологические аспекты этой проблемы исследованы в трудах В. Г. Асеева, Н. Д. Добрынина, В. И. Ковалева, В. Г. Иванова, В. Н. Мясищева, B.C. Лурия и других.

Но изучение проблемы цели и целеполагания в преломлении к теоретическим и практическим задачам социального функционирования ограничивалось преимущественно сферой познавательных интересов, являясь вспомогательной проблемой субъектно-объектных отношений. В то же время проблема целеполагания этим не исчерпывается, а имеет широкий спектр социальных проявлений. Именно феномен многофункциональности целеполагания как осознания свободы деятельности в освоении природы и общества еще недостаточно изучен и требует тщательного анализа.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в отечественной социологической литературе применительно к современным условиям определили выбор цели, задач, объекта и предмета исследования.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретико-эмпирического социологического анализа выявить особенности и тенденции системы целеполагания курсанта в процессе обучения в высшем военно-учебном заведении, определить степень влияния на данный процесс различных социальных факторов, определить его место и роль в формировании готовности курсанта к профессиональной деятельности офицера с последующим обоснованием путей и методов его оптимизации.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие теоретические и практические задачи.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Определить социальное явление целеполагание как социологическую категорию.

2. Провести теоретико-методологический анализ и уточнить сущность целеполагания как элемента механизма социализации личности курсанта в процессе обучения в высшем военном учебном заведении, определить место и роль целеполагания в формировании личности офицера.

3. Провести социологическое исследование и на основе полученных данных и обобщения результатов других исследований проанализировать особенности современного целеполагания курсантов.

4. Выявить особенности целеполагания, присущие социализационному процессу курсантов в ходе обучения в ввузе и определить основные социальные цели будущих офицеров.

5. Разработать концептуальные и структурные основы системы управленческого воздействия на процесс целеполагания курсанта в ввузах с целью повышения уровня их готовности к профессиональной деятельности в роли офицера.

6. Определить пути и направления оптимизации процесса целеполагания курсанта как будущего офицера.

7. Выработать практические рекомендации органам военного управления по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, улучшению организации военно-социальной среды в системе ввузов.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Объект исследования — социализация курсантов ввузов.

Предмет исследования — целеполагание как элемент механизма социализации.

Методологическую основу исследования составили основные положения структурно-функциональной теории Т. Парсонса, теории социального действия, теории ценностей, теории целей и целеполагания и диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности1, однако исследования в этой области еще не приобрели теоретико-методологической самостоятельности, воспроизводят логику других элементов человеческого поведения и поэтому не могут описать систему целеполагания как целое, как специфический уровень человеческой деятельности. Автор опирался на теоретические положения и результаты философских работ, теории социального управления и основные идеи отечественных и зарубежных учёных, педагогов.

Эмпирическая база исследования.

В качестве основного метода получения эмпирической информации использовалось сравнительное военно-социологическое исследование, проведённое автором начиная с 1998 года по настоящее время в Военном Университете ПВО (г.Тверь), в Тамбовском военном авиационно-инженерном институте и в Военно-инженерном университете (г. Москва).

1 См.: Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975; Он же. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. — Л., 1979; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л., 1979 и др.

Выборка многоступенчатая (К=3), случайная, бесповторная, личностная. Всего опрошено 450 курсантов, из них 1-х курсов — 150 чел., 5-х — 300 чел.).

Эмпирическую базу исследования составили материалы Отдела военно-социологических и правовых исследований ГУВР ВС РФвторичный анализ других социологических исследований, осуществленных российскими учеными.

В ходе исследования проведён вторичный анализ эмпирических данных по изучению общественного мнения молодёжи Юго-Восточного административного округа г. Москвы, проделанный исследовательской I группой Военного Университета МО РФ под руководством кандидата философских наук, профессора Пилипонского А.Г.

В интересах изучения проблемы целеполагания, автором были использованы материалы социологического исследования, проведённого исследовательской группой под руководством начальника отдела военно-социологических и правовых исследований Главного управления воспитательной работы ВС РФ, кандидата социологических наук Галиева Р. Т. в ходе которого опрошено 2132 военнослужащих, в том числе: офицеров.

— 852 чел.- призывников — 800 чел.- курсантов — 500 чел. (из них l-2-х курсов.

— 260 чел.- 3−5-х курсов — 240 чел.).

Кроме того, автором использовались многочисленные данные, приведённые в различных периодических печатных изданиях.

ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Основная гипотеза исследования:

В современных условиях процесс целеполагания в период обучения в ввузе у большинства курсантов затруднён, в содержательном плане противоречив и не приводит в результате к формированию многих профессионально-значимых качеств личности, необходимых офицеру. Гипотезы-следствия: По своей общесоциальной и военно-профессиональной направленности значительная часть курсантов ввузов к моменту выпуска обладают недостаточным уровнем профессиональной социализированности, то есть готовности к профессиональной деятельности в роли офицера.

Косвенные гипотезы:

1. Целеполагание курсанта в процессе обучения определяется результатом освоения и усвоения требований, предъявляемых к профессиональным ролям офицера и соответствующим им социальным.

2. Особенности целеполагания курсанта в процессе обучения в ввузе обусловлены спецификой предыдущих социализационных этапов, содержанием и интенсивностью воздействия на личность факторов социальной макросреды и специфических факторов военно-социальной среды, а также характером целенаправленного учебно-воспитательного процесса в ввузе и социальной активностью самой личности курсанта.

3. Интенсивность и глубина целеполагания личности курсанта в процессе обучения в ввузе зависит не столько от успешности адаптации к военно-социальной среде и освоении роли «курсант» сколько от характера освоения (адаптации), глубины усвоения (интериоризации) и принятия (идентификации) социальных и профессиональных норм и ценностей (целеполагании), характерных для роли «офицер» и формирования на этой.

1 основе определённого социального типа личности (социальный характер), обладающего профессионально-значимыми качествами, необходимыми для деятельности офицера в современных условиях.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— на основе ряда методологических подходов сформулировано определение «социальное целеполагание» как категории социологии;

— проведено теоретическое и эмпирическое обоснование сущности, структуры и содержания целеполагания как социального явления;

— показано современное состояние целеполагания и факторы, влияющие на его формирование в условиях военно-социального пространства;

— определены и раскрыты основные элементы системы целеполагания;

— разработана концептуальная структура управления формированием целеполагания в процессе обучения курсантов в ввузе и определены основные пути оптимизации этого процесса.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность, структура и содержание целеполагания как социальной категории.

2. Характеристика основных элементов системы целеполагания.

3. Анализ результатов сравнительного военно-социологического исследования состояния и динамики целеполагания курсантов за период с 1998 по 2005 год.

4. Факторы, влияющие на целеполагание курсантов в процессе обучения.

5. Основные направления повышения эффективности деятельности органов военного управления по формированию целеполагания курсантов в процессе обучения.

НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ.

Предложенный теоретико-методологический и методический подход может быть использован для дальнейшей научной разработки данной проблемы, исследования социальных, управленческих и других аспектов целеполагания в целом.

В диссертации показаны особенности целеполагания курсантов в процессе обучения в ввузе — в условиях реформирования Вооруженных Сил РФ.

Полученные в ходе исследования данные показывают реальное состояние и динамику целеполагания курсантов, их готовность к кадровой офицерской службе на современном этапе, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности управления формированием целеполагания курсантов для офицерской службы и выработке основных направлений оптимизации этого процесса в современных условиях.

Выводы диссертации могут быть использованы в практической деятельности органов государственного и военного управления, работниками учреждений и организаций, занимающихся военно-образовательным процессом в ввузах МО РФ.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ.

Основные положения и выводы исследования были представлены на научно — практических конференциях, проводимых в Военно-инженерном университете МО РФ в 2000;2005 годах, Московском государственном университете сервиса (СТИ), Декартовских чтениях — 2005, научно-практических семинарах кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Отдельные положения диссертации, касающиеся управленческого аспекта, были изложены на научно-практической конференции, посвященной гуманитарным основам управления, проводимой в Российской Академии Государственной Службы в мае 2002 г. Кроме того, ряд положений диссертации использовался в материалах лекций, семинаров и практических занятий с курсантами и слушателями Военно-инженерного университета. В учебном пособии «Социологические и психолого-педагогические аспекты военного управления» опубликована глава «Целеполагание в социальном управлении».

По теме диссертации автором опубликованы 6 научных работ общим объемом 4,5 п.л.

Структура исследования отвечает его основным задачам и состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по III разделу.

В качестве вывода из анализа основных путей, средств и методов управления процессом социального целеполагания курсантов необходимо отметить следующее.

Управление процессами социального целеполагания представляет собой сложную деятельность государства, органов военного управления по своевременному вскрытию возникающих противоречий социального развития, выявлению интересов и потребностей курсантов и приведению их действий в соответствие с тенденциями развития Вооруженных Сил в целом, различных видов ВС, высших военно-учебных заведений, отдельной личности.

Управление процессом социального целеполагания курсантов должно основываться на познании объективных закономерностей развития общества, Вооруженных Сил, прогнозировании и планировании различных видов воинского труда, изучении потребностей и интересов общества, различных категорий военнослужащих. В соответствии с этим и осуществляется необходимое управляющее воздействие.

Реализация основных управленческих усилий по разрешению проблем, связанных с социальным целеполаганием курсантов, состоит в создании и реализации особых технологий по оптимизации этого процесса.

Сущность практической деятельности субъектов управления в Вооруженных Силах по оптимизации процессов социального целеполагания заключается в поиске и создании наиболее благоприятных социальных, профессиональных, служебно-должностных условий деятельности, подборе наилучших вариантов сочетания социальных интересов личности курсанта и служебной среды, что в комплексе позволит функционировать военно-социальной организации устойчиво и стабильно.

Содержание механизма регуляции социальным целеполаганием курсантов представляет собой комплекс институционально-нормативных, административных, социально-психологических методов коррекции профессиональной деятельности. Важнейшими методами воздействия на курсантов, побуждения их к определенным действиям являются создание отвечающих их потребностям условий труда, быта, денежного довольствия, повышение престижности профессии офицера, моральное и материальное стимулирование добросовестного воинского труда.

Эффективность регулирования социальным целеполаганием в Вооруженных Сил РФ во многом зависит от правового, культурного и нравственного фона в государстве. В конечном итоге, в Вооруженных Силах Российской Федерации должна быть создана многоуровневая система оперативного изучения социальных процессов, характерных для армии и флота, и организации оптимального управления ими.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведение комплексной военной реформы, переход от социоцентристской концепции конструирования военной организации к гуманитарной, ставящей во главу угла конкретного военнослужащего как главного субъекта вооруженной борьбы, его интересы и потребности, с неизбежностью вызывают необходимость социологического анализа сущности, содержания, характера и особенностей различных социальных процессов, происходящих в Вооруженных Силах, поиска путей и методов управления ими для обеспечения оптимального функционирования военной организации. Качество и направленность социальных процессов во многом определяют реальный уровень функционирования военной организации, способствуют выполнению ею задач и достижению конечных целей.

Теоретико-методологический анализ одного из таких процессов — социальное целеполагание курсантов, исследование его особенностей в Вооруженных Сил на примере высших военно-учебных заведений убедительно подтверждает необходимость дальнейшего глубокого изучения данного процесса, и реализации целого комплекса мер по его оптимизации.

Изучение процессов целеполагания с позиций социологии позволило на основе анализа различных теоретико-методологических подходов к пониманию сущности социального целеполагания сформировать авторское понимание социального целеполагания курсантов как процесса стремления изменения курсантами своего положения в социальной структуре Вооруженных Сил, а также изменения содержания, характера, условий воинского труда, профессии, должности, специальности, квалификации, места службы.

В русле системного подхода социальное целеполагание курсантов представляется в качестве сложного процесса взаимодействия его потребностей, интересов, стимулов (как внешних побудителей стремления курсанта изменить свое социальное положение) — установок, ценностных ориентаций (как осознанного желания сохранить или изменить то или иное социальное положение) и мотивов (как конкретных поводов поведения).

Действие целого комплекса обстоятельств в условиях Вооруженных Сил: профессионально-технических, демографических, социокультурных, обусловило ряд особенностей социального целеполагания курсантов, проявляющихся в особой направленности данных процессов, темпах их протекания, зависимости от служебной необходимости, в вынужденном характере многих социальных перемещений.

Проведенное комплексное социологическое исследование социального целеполагания курсантов высших военно-учебных заведений подтвердило основную гипотезу диссертационного исследования о противоречивом характере протекания данных процессов в условиях реформируемых Вооруженных Сил и наличии как конструктивных, так и деструктивных аспектов в их функционировании для личности и военной организации, а также позволило решить поставленные задачи исследования. И хотя реальное состояние процессов социального целеполагания в целом обеспечивает равновесие в системе «личность курсанта-служебная среда» через соответствие потребностей и интересов личности курсанта и военной организации, оно свидетельствует о наличии серьезных проблем в функционировании целеполагающих процессов.

Полученные данные о состоянии социального целеполагания являются существенным основанием для выводов о характере Вооруженных Сил как социальной организации, присущих им социальных отношений. Они свидетельствуют о степени демократичности, равенстве возможностей, социальной справедливости. Изучение состояния процессов целеполагания курсантов в условиях реформирования Вооруженных Сил показало наличие целого комплекса проблем, основными из которых являются: уменьшение перспектив служебного роста в связи с сокращением Вооруженных Силснижение для офицеров значения военной карьеры как средства осуществления своих жизненно важных целей в связи с продолжающимся падением престижности воинского труда в общественарушение принципа социальной справедливости в вопросах прохождения службы.

В ходе изучения также подтвердилось предположение о том, что целеполагание курсантов во всех его аспектах является результатом сложного взаимодействия комплекса факторов: внешних и внутренних, объективных и субъективных, личностных и средовых.

Противоречивый характер процессов целеполагания проявляется также в том, что он зависит от того, в какой мере воинский труд, как разновидность особого вида деятельности, позволяет курсанту удовлетворить те потребности, которые у него имеются в данное время, а движущей силой социального целеполагания курсанта выступает его стремление занять более привлекательное место в структуре военной организации или вне её.

Вместе с тем, процесс социального целеполагания курсантов в условиях Вооруженных Сил носит объективный характер, поэтому существует возможность и необходимость управления им в интересах общества, Вооруженных Сил, личности курсанта. Потребность в исследовании, прогнозировании и эффективной организации управления различными социальными процессами существует всегда. В особенности она актуализируется в переходные периоды жизни общества, когда происходит кардинальная смена политической системы, становление новой государственности, создание обновленной армии. Следовательно, специфические условия и социальные механизмы воспроизводства слоев и групп, занимающих различное положение в структуре Вооруженных Сил, продвижения курсантов как будущих офицеров по ступеням военной карьеры, образования, квалификации — все это необходимо исследовать социологическими методами, чтобы в сочетании с другими способами научного познания получить объективную картину, характеризующую эти важные социальные процессы.

Управление процессами социального целеполагания представляет собой сложную деятельность государства, органов военного управления по своевременному вскрытию возникающих противоречий социального развития, выявлению интересов и потребностей курсантского состава и приведению их действий в соответствие с тенденциями развития Вооруженных Сил в целом, различных видов ВС, различных ввузов, отдельной личности.

Сущность практической деятельности субъектов управления в Вооруженных Силах по оптимизации процессов социального целеполагания заключается в поиске и создании наиболее благоприятных социальных, профессиональных, служебно-должностных условий деятельности, подборе наилучших вариантов сочетания социальных интересов личности курсанта и служебной среды, что в комплексе позволит функционировать военно-социальной организации устойчиво и стабильно.

В соответствии с выявленным механизмом функционирования процессов целеполагания курсантов весь управленческий аспект регулирования процессов социальным целеполаганием можно разделить на следующие большие группы:

— воздействие на условия социального целеполагания курсантов;

— воздействие на формы и характер процессов социального целеполагания, пути и средства совершенствования служебно-профессиональной деятельности;

— воздействие на формирование, развитие и реализацию жизненных планов курсантов, мотивы и стимулы целеполагания, то есть на субъективную сторону социального целеполагания курсантов.

Все группы управленческого воздействия представляют собой научно обоснованное, исходящее из органического сочетания интересов общества и личности влияние на объективно присущие Вооруженным Силам социальные процессы.

Проведенное автором исследование социального целеполагания приводит к выводу о целесообразности дальнейшего совершенствования управления этим процессом и позволяет выработать некоторые предложения и рекомендации.

1. С целью оптимизации процессов социального целеполагания курсантов, приведения их характеристик (направленности, интенсивности) в соответствие с интересами Вооруженных Сил необходимо: а) обеспечение и утверждение соответствующего нынешнему этапу развития общества и его Вооруженных Сил, военной реформы социального статуса офицера, чему будет способствовать:

— обязательное выполнение всех существующих и намеченных программ по проблемам социальной защиты военнослужащих и членов их семей;

— приведение в соответствие с новыми условиями нормативно-правовой базы, регулирующей прохождение контрактной службы офицерским составом и четко предусматривающей обязательства и ответственность сторон, обеспечение выполнение условий контракта со стороны государства, определение правового механизма оспаривания контракта и материальной ответственности в случае нарушения его условий или разрыва одной из сторон, что стимулировало бы перезаключение контрактов офицерами;

— дополнение существующей нормативно-правовой базы положениями, уравнивающими в социальных правах военнослужащих независимо от их принадлежности к тому или иному силовому ведомству, и дальнейшее ее развитие;

— целенаправленная деятельность средств массовой информации, соответствующих органов Министерства Обороны по формированию позитивного общественного мнения по отношению к военной службе, повышению престижа профессии офицера;

— утверждение и распространение в общественном сознании комплекса государственно-патриотических идей на основе возрождения и сохранения традиций защиты Отечества;

— разработка комплекса мер гуманитарного и организационного характера, направленных на повышение привлекательности профессии офицера среди молодежи;

— дальнейшее реформирование и совершенствование всей системы военно-профессионального образования с целью повышения его престижности и соответствия повседневной практике войскб) окончательное определение количественных и качественных параметров комплектования, содержания, обеспечения и подготовки Вооруженных Сил:

— своевременное и обоснованное прогнозирование будущей потребности в офицерском составе различных специальностей, основанное на прогнозах развития Вооруженных Сил;

— проведение сокращения Вооруженных Сил осуществлять одновременно с практическим решением всех социальных и бытовых проблем частей, гарнизонов, военнослужащих;

— недопущение необоснованного увольнения из ВС РФ молодых офицеров и основных специалистов, определяющих уровень боевой готовности частей и восстановление некомплекта офицеров, особенно на первичных должностях, снижение количества досрочно уволенных;

— принятие энергичных мер для обеспечения замены офицеров, выслуживших установленные сроки в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями;

— переход на рациональный состав и структуру органов воспитательной работыв) реформирование системы обучения военнослужащих-профессионалов, приведение специализации и емкости всех учебных заведений и частей в соответствие с потребностями войск для обеспечения непрерывности военного образования и военно-профессионального совершенствования, что предусматривает создание:

— опережающей системы профессионального обучения, ориентированной на занятый контингент офицерского состава;

— повышение ответственности кадровых органов, высших военно-учебных заведений за распределение офицеров-специалистов с учетом их специализации и потребностей конкретного вида Вооруженных Сил.

2. Целесообразно расширить исследовательскую практику по проблемам, связанным с социальным целеполаганием курсантов, что предполагает: а) необходимость усиления теоретической работы, направленной на разработку:

— методологии и методики определения потребностей в военных кадрах с учетом их служебного продвижения;

— принципов и методов регулирования социальным целеполаганием курсантов;

— рационального соотношения между повышением квалификации и изменением служебного положенияб) продолжение исследований теоретико-методологических вопросов социального целеполагания курсантовв) исследование процессов социального целеполагания, разворачивающихся в российском обществе, и поиск направлений и механизмов их влияния на Вооруженные Силыг) продолжение исследований особенностей социального целеполагания, характерных для Вооруженных Сил как специфической социальной системыд) регулярное проведение социологических исследований в войсках и силах флота, высших военно-учебных заведениях по изучению проблем, связанных с процессами социального целеполагания, с целью поиска эффективных методов и средств их оптимизации.

3. С целью управления индивидуальным социальным целеполаганием курсантов, его профессиональным развитием необходимы: а) реализация системы принципов и мер, которая бы отвечала критериям профессионализма, эффективности функционирования военной организации. Главный несущий принцип всей этой конструкции — принцип приоритета профессиональных качеств. Правила, обеспечивающие его реализацию на практике:

— разработка нормативно-правовой базы перехода Вооруженных Сил на профессиональную основу и четкое определение квалификационных требований к каждой категории военнослужащих-профессионалов армии и флота;

— конкурс на замещение возникающих вакансий, кроме первичных офицерских должностей и должностей, на которые нет избытка претендентов (так как штатно-должностная структура Вооруженных сил имеет преимущественно пирамидальную форму, особенно на уровне подразделений и частей, то таких должностей не много). Это расширяет количество кандидатов на ту или иную должность, подталкивает офицеров, претендующих на служебное повышение, к самосовершенствованию;

— внедрение в повседневную практику изучения, подбора и расстановки офицеров на воинские должности альтернативных подходов при оценке кандидатов для назначения на вышестоящие должности;

— создание четко и объективно работающей системы отбора и оценки офицерских кадров, направленной на привлечение, продвижение лучших. Для этого необходимо наличие четко продуманной и доступной системы критериев отбора, поощрения и продвижения курсантов — будущих офицеров на основе показателей, связанных с их деловыми качествами, квалификациейб) создание системы профессионально-квалификационного роста на основе непрерывного профессионального обучения и совершенствования, повышения его квалификации, учета этого в планировании и реализации карьеры, служебном продвижениив) развитие кадровых технологий служебного роста и продвижения (через ротацию кадров, создание резерва) — г) совершенствование своевременного и достоверного информационного обеспечения (статистического, социологического) процессов функционирования Вооруженных Сил, что позволит снизить неопределенность и обеспечить надежность принимаемых решенийд) выявление, систематическое уточнение и осуществление совместными усилиями аналитических и социологических служб в непосредственном контакте с командованием мониторинга вакансий в разрезе существующих приоритетов.

4. Дальнейшее совершенствование системы материального и морального стимулирования качества и эффективности труда, предполагающей:

— развитие состязательности при равных, нормативно закрепленных возможностях служебного роста;

— обеспечение правовой и социальной защиты на всех этапах службы.

5. С целью дальнейшей реализации гуманитарных аспектов строительства армии и флота повысить роль общественного мнения в решении важнейших вопросов прохождения службы офицером, для чего:

— пересмотреть Положение об Офицерском собрании в ВС РФ в сторону расширения их прав и полномочий в решении кадровых вопросов (направлении на учебу в ввуз, назначении на вышестоящую должность), реализации принципов социальной справедливости при прохождении службы;

— продолжить углубление и расширение прав и свобод офицерского состава, направленное на создание благоприятных условий для развития и проявления способностей личности в условиях военной службы, максимальное удовлетворение потребностей в интеллектуальном и культурном развитии.

Рассмотренные проблемы социального целеполагания курсантов не исчерпывают всего комплекса вопросов, касающихся сущности, содержания и механизмов социального целеполагания курсантов. Они представляют собой лишь одну из попыток социологического изучения данного процесса и особенностей его протекания в условиях Вооруженных Сил. Даже небольшое продвижение вперед в исследовании социального целеполагания представляется весьма полезным. Практика управления различными социальными процессами, происходящими в Вооруженных Силах, постоянно выдвигает новые теоретические проблемы, требующие внимательного анализа, решения, выработки практических рекомендаций.

Рассмотренные итоги и выводы исследования социального целеполагания показывают, что практическое решение ряда вопросов требует дальнейшего более углубленного изучения данной проблемы, экспериментальной проверки некоторых положений и выводов. Вполне актуально звучит сегодня предложение о необходимости проведения систематических исследований социального целеполагания курсантов.

В целом, перспективы дальнейшего исследования социальных процессов, характерных для функционирования Вооруженных Сил, связаны с совместными усилиями представителей гуманитарных, общественных, естественных наук по изучению закономерностей, тенденций процессов социального целеполагания в целях создания благоприятных условий для профессиональной деятельности военного человека, обеспечения стабильного функционирования как Вооруженных Сил в целом, так и отдельных воинских коллективов. Г.

— г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Тесты в социологическом исследовании. — М.: Наука, 1982. — 199 с.
  2. Н.А., Филиппов Ф. Р. Управление развитием социальной структуры советского общества. М., 1988.
  3. Р., Эмери С. Системы управления. М.: Издательство «Прогресс», 1968.- 172 с.
  4. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Сов. Радио, 1974. — с.271.
  5. Американская социология. М.: Издательство «Прогресс», 1972. — 392 с.
  6. Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. М.: ИСИ АН СССР, 1988.
  7. .Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. Вып.9. с.147−148.
  8. В.В. Проблемы совершенствования системы воспроизводства офицерского корпуса как социально-профессиональной группы. — Автореферат дисс. канд. социол. наук. Уфа, 1998, 25 с.
  9. Г. А. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982. — с.50−52.
  10. Н.А. Можно ли управлять социальными процессами // Социс, -№ 3, 1998.
  11. А .Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. -М.:ГА ВС, 1992.-263 с.
  12. В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973.
  13. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.-с.235
  14. К.А. Рынок и жизненные планы студентов. (Некоторые результаты исследования ценностных ориентации студентов МГУ им. М.В. Ломоносова) // Вестник Моск. ун-та. Серия 6. Экономика. 1998. № 1.
  15. Бестужев-Лада И. В. Моделирование в социологических исследованиях. — М.: Наука, 1987.
  16. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование. — М.: Наука.1988.
  17. X. Косвенное измерение в социальных исследованиях: некоторые неадекватные модели. Математика в социологии. — М.: 1977.
  18. П.П. Выбор профессии // Изб. пед. соч. М., АПН РСФСР, 1961. -с. 516−527.
  19. B.C. Личность и социальное прогнозирование. Минск, 1977.
  20. Е.Д. Образ жизни военнослужащих Вооруженных Сил: сущность, противоречия, проблемы. — М.: ГА ВС, 1992. — 188 с.
  21. М.И. Управление социальными процессами в социалистическом обществе и его Вооруженных Силах. М.: ВПА, 1989.
  22. С.М. Престиж военной службы // Социс. 1999. № 2.
  23. И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. — М.: Высшая школа, 1989. 175 с.
  24. Т.В. Личностное целеполагание. Автореф. дисс. канд. фил. наук. -Иркутск, 1995.
  25. Г. Г. Роль конкретных социологических исследований в научном управлении социальными процессами. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 127 с.
  26. М. Избранные произведения. М.: «Прогресс», 1990. — с. 628.
  27. В.Н. Военная социология: вопросы теории, методологии, истории и практики. М.: ГА ВС, 1994. — 229 с.
  28. Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социс. 1997. № 10. — с. 56−69.
  29. Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х социокультурная динамика
  30. Социс. 2000. № 8. — с. 56−63.
  31. Военно-социологическое исследование: Методическое пособие по организации и проведению / Овечкин А. П., Семикина Т. А., Чепуров В.М.- Институт военной истории МО СССР. — М., 1987. — 334 с.
  32. Ю.Г., Гуськов И. И. Молодежь современной России: условия социального становления в период трансформации. Ростов н/Д, 2000.
  33. Ю.Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи. Ростов — н/Д, 2001, 576 с.
  34. B.JI. Целеполагание в структуре социальной деятельности человека. Автореф. дисс. докт. фил. наук. Волгоград, 1998.
  35. В.В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социс., 2002. № 1.
  36. С.П. Военно-профессиональные ценности в ценностных ориентациях военных кадров (социально-философский анализ) — М., Г ABC, 1994,-24 с.
  37. Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972. — 536 с.
  38. A.M. Предвидение и цель в развитии общества. Красноярск, 1970.
  39. А.В. Социальные группы военнослужащих как объект военно-социологического анализа. Минск: МВВПУ, 1992. — 42 с.
  40. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / АН УССР. Институт философии. Киев, Наукова думка, 1988. -142 с.
  41. В.Б. Методологический анализ в социальном исследовании / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1981.- 157 с.
  42. М.К., Тихонова Н. Е., Шереги Ф. Э. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН. Т. 68, 1998.- № 6.
  43. Е.Д., Каныгина Н. В. Методика и техника социологических исследований. Новосибирск, 1985.
  44. В.И. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 232 с.
  45. Гуманитарные аспекты строительства Вооружённых Сил: Военно-теоретических труд. М.: ВУ, 1997. — 192 с.
  46. В.Е. Теория идеала. Ростов-на-Дону, 1983, — с.ЗЗ.
  47. А.А. Методическое пособие по измерению структурной дисгармонии социальных систем. М.: РАНИС, 1990. — 32 с.
  48. Г. А. Профессиональная предрасположенность и ее формирование у курсантов военных училищ. М., ВПА, 1976.
  49. О.Г. Теоретические основы этики Канта // Философия Канта и современность. М.: Мысль, 1974. с. 123.
  50. О.М., Ратникова М. А. Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение сменить профессию? // Социс., 1997, № 11, — с. 48−54.
  51. Д.Э. Социология установки. М.: Издательство «Прогресс», 1972. -с.54.
  52. Л.Я. Социальные технологии в системе управления общественными процессами. Автореферат дисс. докт. социол. наук. М., Б.и., 1993,-49 с.
  53. Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. — Москва Белгород. 1993.
  54. Л.Н., Козлова Е. А. Ценностная ориентация молодых специалистов // Профессиональная ориентация молодежи в условиях рыночной экономики. Красноярск, 1994, с. 75−76.
  55. Л.Г. Социальная адаптация молодежи в социалистических воинских коллективах (социологический анализ). Автореферат дисс. канд. философ. Наук. М., ВПА, 1975. — 22 с.
  56. Л.Г. Становление личности воина социалистического типа как социальный процесс. М.: ВПА, 1982. — 39 с.
  57. Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. —
  58. М.: Экономика, 1988. 191 с.
  59. С.В., Наппельбаум Э. Л. Индивидуальная и коллективная целенаправленность в теории организационного управления // Проблемы управления. М.: Наука, 1975.
  60. С.В., Наппельбаум Э. Л. Системы, целенаправленность, рефлексия // Системные исследования: Методол. пробл.: Ежегодник, 1981. -М: Наука, 1981.
  61. В.Б. Общественное мнение в социальном управлении. — Новосибирск: Наука, Сибирское отделение. 1987. 165 с.
  62. В.В. Военно-профессиональная ориентация молодёжи на кадровую службу в армии. Автореф. дисс. канд. социол. наук. — М., СТИ МГУС, 2002.
  63. В.П. Целеполагание в практике, культуре, познании. Киев, 1991.
  64. Т.И. Постсоциалистический трансформационный процесс в России // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1998, -№ 3, — с. 132−147.
  65. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М., Наука, 1986, -221 с.
  66. А.Г. Социология конфликта. М., Наука, 1995.
  67. О.М. Путь к социальному успеху: что об этом думают молодые люди? (Социологические исследования) // Семья и школа. 1997, — № 3, — с. 20−21.
  68. Ю.А. Проблемы социальной интеграции молодежи в условиях экономических реформ // Аналитический вестник № 15 (103). Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества. М., 1999.
  69. К. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М.: Прогресс, 1987.
  70. Информационно-аналитический сборник // По проблемам сохранения офицерских кадров и повышения их служебной активности (социологический анализ). Вып 1. — М., ГУВР, 1999.
  71. Информационно-аналитический сборник ГУ BP. 1998. № 6.
  72. Т.Г., Максимова О. А., Хамзина Г. Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов // Социс, 1999. № 6.
  73. И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения. // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. — с.298.
  74. Н.И. Основы менеджмента. М.: ТОО «Остожье», 1999. — 336 с.
  75. Т.А. Целесообразность и цель в общественном развитии. — Д., 1969.74. «Какая армия нужна России?», М., ВУ, Ассоциация «Армия и общество», 1995
  76. JI.B. и др. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. М.: ВУ, 1997. — 88 с.
  77. А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М., Воениздат, 1990, — 19 с.
  78. О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 1998. № 12.
  79. О.И. Сделала ли молодежь свой выбор? (К проблеме социализации молодого поколения современной России) // Соц.-гуманитарные знания. 2000. № 4.
  80. О.П. Психологические условия эффективной ориентации молодежи на офицерские профессии. Автореферат дисс. канд. психол. наук. М., ВА РВСН им. Петра Великого, 1999, — 21 с.
  81. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
  82. В.В. Планирование карьеры как фактор мотивациипрофессиональной деятельности// Государственная служба: организация, кадры, управление. М., 1997.
  83. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., Институт молодежи, 1996, — с. 62−63.
  84. Ю.В. Вооружённые Силы в социальной структуре общества. //Модульный анализ социальных систем. М.: Институт социологии РАН, 1993. — с.57−61.
  85. А.В. Прогнозирование в управленческой деятельности политработника // Сборник научных статей № 43. М., ВПА, 1990
  86. Ю.А. Теория и методы социального проектирования. — М., 1992.-4- 88. Кузьменко Б. В. Социально-политические процессы в воинских коллективах: анализ, моделирование и управление. М.: ВУ, 1997. — 128 с.
  87. О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979. -с.197.
  88. Ю.А. Статьи по социологии. М., 1993. — 192 с.
  89. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.
  90. ПЛ. Типы целеполагания. Свердловск, 1980.
  91. В.Т. Молодежь России: динамика социальных изменений (социологическое исследование) // Вестник СПбГУ. Сер.6. 1997. Вып. I (№ 6).
  92. С.В. Военно-профессиональная ориентация в условиях трансформации российского общества. Автореферат дисс. канд. социол.наук. Пермь, ПГТУ, 2001, 24 с.
  93. В.И. Соотношение подготовки и готовности молодежи к защите социалистического Отечества (философско-социологический анализ). Автореферат дисс. канд. философ, наук. М., ВПА, 1990. — 24 с.
  94. М.Г. Категория «цель» в домарксистской философии. Л.: Наука, 1974.
  95. В.А. Методы анализа документов в социологических исследованиях. — М., 1985.
  96. В.Г. Стиль социально-управленческой деятельности командира и основные пути его совершенствования. М.: ВУ, 1997. — 40 с.
  97. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42.
  98. Маркунас 3. Методология управления социальными процессами. -Вильнюс, 1987.
  99. Ю.В. Социальное целеполагание в образовании: социологический подход. Автореф дисс. канд. социол. наук. СПб, 1999.
  100. Р.К. Референтная группа и социальная структура. М.: Ин-т молодежи, 1991.
  101. Методическое пособие социолога-практика (Словарь-справочник). М.: ССАМАТР РСФСР, 1990.
  102. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1990.-229 с.
  103. В.И. Системный анализ социологической информации. — М.: Наука, 1981.- 143 с.
  104. А.В. Воспитание как социальный институт // Вестник РГФН. 1997. № 2.
  105. А.П. Военно-профессиональная ориентация молодежи в системе готовности к службе военнослужащих по контракту (социологическийанализ). Дисс. канд. социол. наук. М., ВУ, 1997.
  106. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988.
  107. Н.Ф. Целеполагание как системный процесс. Препринт ВНИИСИ ГКНТ и АН СССР. М., 1982.
  108. Ш. Наумова Н. Ф., Сычёва B.C. Общественное мнение о социальных проблемах армии России. //Социс. 1993. — № 12.
  109. О чём умолчала «белая книга» военного ведомства // Независимое военное обозрение 2003. № 44.
  110. ИЗ. «Независимое военное обозрение», 2002. № 14.
  111. И.В., Соловьев С. С. Социальные проблемы бывших кадровых военнослужащих // Социс, 1998, № 4.
  112. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., АЗЪ, 1994.
  113. A.M. Социальное управление: Некоторые вопросы теории и практики. М.: Мысль. 1980. — 269 с.
  114. Основы современного социального управления: теория и методология. Учебное пособие. / Под ред. проф. Иванова В. Н. М., ОАО «НПО «Экономика», 2000.
  115. В. Методы организации производства: японский и американский подходы (теория Z). М., 1984.
  116. П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнидеятельности. Учебное пособие. — М.: Дашков и К°, 2004.
  117. П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Избранные работы 1991−2005 гг. М.: Дашков и К°, 2005.
  118. В.И. Качество социологической информации: (Методы оценки и процедуры обеспечения). Киев: Наукова думка, 1986. — 206 с.
  119. В.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. — Киев: Наукова думка, 1982.
  120. А. Социальная специфика офицерского корпуса Российской армии // Российский соц.-полит. вестник, 1998, № 2, с. 26−30.
  121. Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  122. Т. Система современных обществ / Пер. с англ.: JI.A. Седов, А. Д. Ковалев. М., АСПЕКТ-ПРЕСС, 1998.
  123. Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  124. Патрушев В. Д, Калмакан Н. А. Удовлетворенность трудом: социально-экономические аспекты. М., Наука, 1993, — 111 с.
  125. JI.B. Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания российской молодежи // Социс, 1997, № 5, с. 21−26.
  126. JI.B. Проблемы профессионализации Вооруженных сил России. Автореферат дисс. канд. философ, наук. М., ГАВС, 1992, 24 с.
  127. JI.B., Шишканов А. И. Состояние и перспективы решения социальных проблем военнослужащих России. // Социс 2002. № 5.
  128. Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение: Моногр. М.: Высш. шк., 1990. — 176 с.
  129. В.А. Некоторые проблемы ценностных ориентаций военной молодежи: (социол. исслед.) // Социс, 1995, № 12, — с. 32−35.
  130. В.А. Социальная ценность военной службы для современной российской молодежи, основные пути ее повышения. Автореферат дисс. канд. социол. наук. М., ВУ, 1998, 24 с.
  131. А.Г. Вооруженные силы в глазах общественного мнения. //Армия в посттоталитарном обществе. — М.: 1993. — с.94−96.
  132. А.Г. Метод наблюдения. / Военный вестник. 1990, № 4.
  133. А.Г. Общественное мнение и его роль в формировании готовности советской молодежи к защите завоеваний социализма.
  134. Автореферат дисс. канд. философ, наук. М., ВПА, 1986
  135. В.А. Социологическое обеспечение воспитательного процесса в Вооружённых Силах. Дисс. канд. социол. наук. М.: ГА ВС, 1993.
  136. В.А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социс, 1999 № 6.
  137. Т.Д. Целеполагание как основа успешности педагогической деятельности преподавателя. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — СПб, 1994.
  138. Практикум по социологии. М.: Издательство МГУ, 1992. — 196 с.
  139. А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995.-296 с.
  140. А.И. Социологические проблемы управленческих решений. -М., Знание, 1984.
  141. Примаков B. JL Профессиональная адаптация молодых офицеров ВМФ и пути ее оптимизации. Дисс. канд. социол. наук. М., ГАВС, 1994.
  142. Рабочая книга социолога. /Под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. Изд. 3-е. М.: Едиториал УРСС, 2003. 480 с.
  143. А.А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. — Воронеж, 1995.146. «Ракурс» 2000. № 1,2
  144. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социс, 1996. № 6.
  145. Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. -М.: Финансы и статистика, 1989. 205 с.
  146. Т.В. Профессиональное самоопределение личности как социальная проблема. Автореф дисс. канд. философ, наук. Урал, гос университет им. A.M. Горького, 1991, 23 с.
  147. Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организации. — М., 1989.
  148. И.В. Гражданское самоопределение военного профессионаласоциал.-психол. анализ). Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., РАГС, 1996,-24 с.
  149. В.А. Армия в социальной структуре современного российского общества. Автореферат дисс. канд. социол. наук. Пермь, ПГТУ, 1999, 24 с.
  150. К.Е. Оптимизация управления социальными процессами в военно-социальных общностях на базе современных информационных технологий. Автореф. дис. канд. социол. наук. М.: ГА ВС, 1994.
  151. О.В., Ромашова JI.O. Социология и психология управления. Учебное пособие для вузов. — М., Издательство «Экзамен», 2002.
  152. О.В. Социология труда. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003.
  153. О.В. Социология личности. Учебное пособие. М.: Изд-во СТИ МГУС, 2003. Часть I — 180 с.
  154. Н.И. Категория цели: проблемы исследования. — М., 1980.
  155. Российская социологическая энциклопедия. Под общ. Ред. Г. В. Осипова, М., «Норма-Инфра М», 1999.
  156. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. /Под. ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  157. А.Л. Социальная психология управления. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1986. — 176 с.
  158. С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодёжи // Социс 2002. № 5.
  159. В.В. Военная социология: опыт и проблемы. //Социс, -1993. -№ 12.
  160. В.В. Военные в «гражданском обществе»: (Социологическое исследование) // Социс, 1995, № 6.
  161. В.В., Дерюгин Ю. И. Социология армии. — М., Воениздат, 1996.
  162. С.В. Формирование готовности к военно- профессиональнойдеятельности выпускников высшего военного учебного заведения связи. Дисс. канд. педаг. наук. М., МГУ, 1997, — 143 с.
  163. А.С. Социальные технологии в системах управления военной организацией. М., 1997.
  164. А.С. Технологические основы военно-социологического исследования. М., Ассортимент, 1996.
  165. А.С. Удовлетворённость воинским трудом как фактор эффективности профессиональной деятельности офицера сухопутных войск: Автореф. дисс. канд. социол. наук. М.: МГУ, 1993. — 22 с.
  166. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. — М., «Высшая школа», 1990.
  167. Н. Социология: пер. с англ. -М., Феникс, 1998.
  168. П.И. Социология личности: Учебное пособие. СПб., Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2001.
  169. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. — 432с.
  170. С.С. Динамика менталитета российского офицера (1985−1995) // Власть, 1995, № 8, с. 52−56.
  171. С.С. Российские офицеры опора государства или источник нестабильности? (Размышления по поводу динамики уровня жизни семей офицеров) // Социс, 1997, — № 5, с. 26−34.
  172. С.С. Трансформация ценностей военной службы // Социс, 1996, -№ 9,-с. 17−25.
  173. С.С., Образцов И. В. Российская армия от Афганистана до Чечни. М., Институт им. Екатерины Великой, 1997, — с. 21
  174. П.А. Главные тенденции нашего времени. — М., 1997.
  175. П.А. Система социологии: В 2 т. М.: Наука, 1993.
  176. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -543 с.
  177. Сохранение офицерских кадров сохранение армии: Аналитический доклад ГУ BP ВС РФ. — М., 1997.
  178. Социальная идентификация личности. М.: Ин-т социологии РАН, 1993.
  179. Социальное управление: курс лекций. М., Изд-во РАГС, 2000, — 438 с.
  180. Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор -академик РАН Г. В. Осипов. М.: Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА, 1998, — с. 401.
  181. Социология: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок М., Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.
  182. В.И. Особенности социализации личности в процессе воинской службы в современных условиях. Дисс. канд. социол. наук. М., ВУ, 1995.
  183. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. — М., Мысль, 1975, 198 с.
  184. O.K. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии // Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977.
  185. .Т. Социология Общий курс. 2-е изд., доп., перераб. М., Прометей, Юрайт, 1999. — 512 с.
  186. Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1968.
  187. Н.Н. Отношение цели, средства и результата деятельности человека // Вопросы философии. 1964. № 6.
  188. В.П. Транзактная психология одно из направлений современной социальной психологии // Социальная психология и социальное планирование. — Д.: Изд-во ЛГУ, 1973. — с. 152−158.
  189. М.В. Социология управления: Учебное пособие. М., ИНФРА-М, Новосибирск, НГАЭиУ, 1999.
  190. Д.Н. Психологические труды. М., 1986. — 420 с.
  191. А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. — М., 1992.
  192. В.И. Может ли менеджмент заменить социальное управление? // Социс, 1999. № 2.
  193. Ю.А. Социальный статус военнослужащего (социально-философская концепция). М., ВУД997.
  194. Е.М. Социология семьи. М.: «Дашков и К0», 2003. — с.237.
  195. А.А. Категория цели в современной науке и ее методологическое значение. JL, 1979.
  196. Шайлз Леонард, Хокинг Джон И. Рекламная компания армии США «Реализуй себя полностью» // Армд форсиз энд сисайети (США). 1990, -№ 3.
  197. Л.Г. Социально-профессиональная адаптация военнослужащих в условиях переходного периода. Автореферат дисс. канд. социол. наук. — М., ВУ, 2000, 24 с.
  198. Т. Социальная психология. /Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1999. 538 с.
  199. И.И. Жизненные стратегии подростков // Социс, 1999. № 5.
  200. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  201. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. -с.291.
  202. Л.Г. Социальный отбор как фактор саморазвития общества. // Социс, 1998. № 2.
  203. В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. Л., 1979.
  204. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975. -с. 94
  205. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.
  206. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе //Социс, 1994. -№ 1.
  207. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — Издательство «Самарский университет», 1995. — 332 с.
  208. В.А. Становление личности: общественное и индивидуальное // Социс, 1986, -№ 3.
  209. А.И. Целеполагание и идеалы. Киев.: Наукова думка, 1977.
  210. Atteslander P. Konflikt und cooperation., Koln und Opladen. 1959, P.62.
  211. Blau P. Social organizaishen. 1970.
  212. Break J. The social groups. N.Y., 1987. 254 p.
  213. Homans G. The Human Group, Harcourt, Brace. 1950. P.178−195.
  214. Luhmann N. Funktion und Folgen formaler organisutionen. (West-Berlin), Duncher U. Humblot, 1964. S.31−32.
  215. Maslow. A. Motivation and personality. N.Y., 1970.
  216. Mayo. E. The Social Problems of an Indastrial Civilization. Boston, 1945.
  217. Merton R. Social Theory and Social Structure. Allinois, 1957. — P.51.
  218. The American Soldier. Prinston Univer Press, 1949.
Заполнить форму текущей работой