Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические и методические подходы к формированию стратегии инновационного развития предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития — обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является активизации экономических процессов и их ориентация… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-теоретические положения инновационного развития предприятия как базис формирования стратегии инновационного развития
    • 1. 1. Содержание и модели инновационного развития предприятия
    • 1. 2. Типология стратегий инновационного развития предприятия
    • 1. 3. Особенности государственного регулирования инновационного развития: отечественный и зарубежный опыт
  • Глава 2. Методы и модели исследования состояния и перспектив инновационного развития предприятий масложировой промышленности
    • 2. 1. Мониторинг состояния и определение целевых ориентиров формирования стратегии инновационного развития предприятий 85 масложировой промышленности
    • 2. 2. Методика оценки инновационного потенциала предприятий масложировой промышленности
    • 2. 3. Модель создания интрапренерского подразделения при формировании стратегии инновационного развития предприятия
  • Глава 3. Формирование стратегии инновационного развития предприятий масложировой промышленности
    • 3. 1. Процедура формирования стратегии инновационного развития предприятий масложировой промышленности
    • 3. 2. Выбор рациональной стратегии инновационного развития пищевого предприятия
    • 3. 3. Направления адаптации персонала при формировании стратегии инновационного развития предприятия
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

Теоретические и методические подходы к формированию стратегии инновационного развития предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития — обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является активизации экономических процессов и их ориентация на инновационную социально-ориентированную модель развития. Это означает необходимость формирования экономики инноваций. Количественные показатели такой экономики к 2020 году — занятие существенной доли (в 5−10%) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5−7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 1720%), увеличение в 5−6 раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз — доли инновационно активных предприятий (с 9,4% до 40−50%) [125].

Системообразующей сферой экономики страны является пищевая промышленность, формирующая агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность. Хотя она и сохраняет свое лидирующее положение в структуре промышленного производства России, занимая долю в 11,5%, однако темпы роста производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия остаются ниже темпов увеличения импорта продовольственных товаров. Это ведет к сужению возможностей развития и спаду производства. Поэт ому крайне необходим перевод пищевых предприятий на инновационный тип развития.

Мировой экономический кризис 2008;2009 годов серьезно усложнил для России выход на траекторию инновационного развития. Ухудшилось финансовое состояние предприятий, что препятствует наращиванию доли негосударственного финансирования сектора исследований и разработок. В условиях сокращения доходов бюджета более жесткой стала бюджетная политика, что ограничивает возможности использования государством финансовых стимулов для наращивания инновационной активности.

Необходимость поддержания достигнутого уровня социальной защиты населения, пенсионного обеспечения в условиях снизившихся доходов бюджета, негативных демографических трендов, связанных со значительным сокращением численности экономически активного населения, обусловила определенный рост нагрузки на бизнес в части социальных платежей. Это дополнительно ограничивает для бизнеса возможность инвестирования в инновационное развитие.

Несмотря на то что в условиях кризиса доля инновационно активных предприятий промышленного производства в России почти не изменилась (с 8% в 2008 г. до 7,7% в 2009 г.), в целом ситуация остается неблагоприятной. Большинство предприятий, столкнувшись с необходимостью жесткой оптимизации издержек, в первую очередь экономят на развитии, откладывая на неопределенное будущее инновационные проекты.

В целом, не удалость переломить ряд значимых для инновационного развития (ИР) тенденций. Не удалость кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций.

Выбор и обоснование направлений инновационной деятельности, концентрация финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных ресурсов, укрепление конкурентных позиций является задачей формирования стратегии инновационного развития предприятия, которая приобретает первостепенное ключевое значение для повышения качества жизни населения и выхода предприятий на мировой рынок.

Таким образом, теоретические и практические проблемы, связанные с формированием стратегии инновационного развития предприятий пищевой промышленности, необходимость актуализации методических подходов к определению инновационного потенциала предприятия, моделей и форм стратегического ИР предопределили актуальность темы и выбор направления диссертационного исследования.

Степень разработанности темы. Научные аспекты диссертационного исследования формировались на основе изучения, анализа, переосмысления теоретических и методологических разработок отечественных и зарубежных ученых по проблемам стратегического инновационного развития.

Значительный вклад в развитие научных направлений в области стратегического развития предприятий внесли российские и зарубежные ученые: Л. И. Абалкин, Д. Аакер, Р. Аккофф, А. И. Амосов, А. И. Анчишкин, И. В. Афонин, И. Ансофф, К. Боумен, О. С. Виханский, С. Ю. Глазьев, P.C. Гринберг, П. Друкер, Г .Б. Клейнер, Ю. Н. Лапыгин, Д. С. Львов, В.А. May, Г. Минцберг, Д. Норт, А. И. Пригожин, В. К. Сенчагов, О. С. Сухарев, А. Томпсон, P.A. Фатхутдинов, А. Чандлер, Е. Г. Ясин.

Фундаментальным подходом к исследованию проблем инновационного развития посвящены работы российских ученых: М. А. Бендикова, Л.С. Ва-линуровой, Л. М. Гохберга, И. Г. Дежиной, A.A. Дынкина, С. Д. Ильенковой, Н. Д. Кондратьева, Л. Э. Миндели, A.M. Мухамедьярова, Л. Н. Оголевой, А. Румянцева, Э. А. Уткина, В. Н. Фридлянова, Ю. В. Яковца, Ф. А. Янсеназарубежных: Ф. Агийона, П. Ромера, Р. Солоу, Й. Шумпетера.

Теоретические основы инновационного развития на уровне регионов получили отражение в трудах: Ю. П. Анисимова, В. М. Баутина, И. П. Богомоловой, В. П. Воронина, Ю. В. Журавлева, В. Г. Закшевского, Т. И. Овчинниковой, Е. В. Сибирской, Е. Л. Смольяновой, Г. И. Тамошиной, Л. В. Шульгиной.

Несмотря на значительный объем исследований и публикаций, многие методологические и методические аспекты данной проблемы недостаточно разработаны. Зарубежный опыт рассредоточен по многочисленным литературным источникам и во многом не соответствует условиям современной инновационной экономики России. Вопросы формирования стратегии инновационного развития предприятия, выбора приоритетных направлений инновационного развития пищевой промышленности носят общий характер, рассматриваются фрагментарно в большинстве работ. Именно недостаточная изученность и степень разработанности, а также научно-практическая значимость определили целевую установку исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка теоретических, научно-методических положений и рекомендаций по формированию стратегии инновационного развития предприятий МЖП.

Поставленная цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:

— уточнить модели и предложить систематизацию стратегий инновационного развития предприятия;

— обосновать методический подход к оценке инновационного потенциала на основе системы количественных и качественных показателей инновационного развития предприятия;

— выявить особенности экономического механизма инновационного развития предприятий масложировой промышленности и разработать алгоритм создания интрапренерского подразделения;

— предложить процедуру формирования стратегии инновационного развития предприятий масложировой промышленности;

— определить направления деятельности по адаптации персонала предприятия и его мотивации к стратегическим инновационным изменениям.

Объект и предмет исследования. Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие при формировании стратегии инновационного развития предприятий пищевой промышленности. Объектом исследования является экономические процессы стратегического инновационного развития предприятий масложировой промышленности Воронежской и Белгородской областей.

Область научного исследования. Исследование проведено в рамках паспорта специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями», п. 2.9 «Оценка инновационного потенциала экономических систем» и п. 2.12 «Исследование форм и способов организации и стимулирования инновационной деятельности, современных подходов к формированию инновационных стратегий».

Теоретической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные разработки отечественных и зарубежных ученых в области разработки стратегии инновационного развития предприятий.

В качестве методологической основы исследования использовался диалектический метод, метод единства логического, эволюционного и исторического развития социально-экономических систем. В процессе решения поставленных задач были применены методы научной абстракции, сравнения, экспертных оценок, статистических группировок, а также графические методы обработки данных. Совокупность используемой методологической базы позволила обеспечить достоверность и обоснованность выводов и практических рекомендаций.

Информационной базой исследования являются аналитические обзоры и данные Федеральной службы государственной статистики, в том числе на региональном уровне, программные документы Правительства РФ и региональной власти, регламентирующие деятельность организаций пищевой промышленности, официальная отчетность объектов исследования, материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной печати, ресурсы сети Интернет, данные собранные диссертантом лично, а также полученные на основе авторских расчетов.

Научная новизна заключается в развитии теоретических положений и разработке методических и практических рекомендаций по формированию стратегии инновационного развития пищевых предприятий.

В числе конкретных результатов, характеризующих научную новизну, можно выделить следующие:

— обоснованы модели инновационного развития предприятия, наиболее эффективными из которых являются простая, расширенная и комплексная, отличающиеся возможностью учитывать внешние и внутренние возмущающие факторы стабильного развития предприятия, сформировать соответствующие стратегии и увязать инновационный процесс с его количественными и качественными изменениями (п. 2.12);

— разработан методический подход к оценке инновационного потенциала предприятия, позволяющий провести анализ, комплексно оценить состояние и инновационное развитие на основе использования системной оценки компонентов инновационного потенциала, рациональное сочетание и совместное взаимодействие которых позволяет получить синергетический эффект (п. 2.9);

— предложен и апробирован алгоритм формирования интрапренерского подразделения инновационного типа на предприятиях масложировой промышленности в рамках реализации стратегии инновационного развития на примере освоения новой технологии по изготовлению экологически чистой продукции с биологически активными компонентами, имеющей повышенный спрос на рынке (п. 2.12);

— рекомендована процедура формирования стратегии инновационного развития предприятий, состоящая из отдельных взаимосвязанных блоков и стадий конкретных действий и отличающаяся комплексным подходом к целенаправленным качественным стратегическим изменениям при реализации инновационных процессов, позволяющих поэтапно обеспечить организационную, техническую и экономическую готовность предприятия к реализации стратегии (п. 2.12);

— определены направления деятельности предприятия по адаптации персонала к стратегическим инновационным изменениям, отличающиеся включением форм мотивации, соответствующих разнообразию системы потребностей персонала: физиологических, потребностей в безопасности труда, статусных, признания заслуг, самовыражения и самоутверждения личности, что позволяет выработать варианты управленческих решений при формировании стратегии инновационного развития (п. 2.12).

Практическая значимость работы определяется возможностью широкого использования разработанных автором рекомендаций по вопросам формирования стратегии инновационного развития пищевого предприятия. Самостоятельное практическое значение имеют:

— методический подход к оценке инновационного потенциала предприятия;

— алгоритм формирования интрапренерского подразделения инновационного типа на предприятиях масложировой промышленности;

— рекомендации по разработке процедуры формирования стратегии инновационного развития предприятий масложировой промышленности.

Теоретические и методические материалы могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплин «Инновационный менеджмент»,.

Экономика предприятия".

Апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы и практические рекомендации диссертационной работы докладывались автором и обсуждались на следующих конференциях: 11−13 международных научно-практических конференциях «Экономика и эффективность производства» (Брянск, 2009;2011), 2−3 международных научно-практических конференциях «Стратегии развития региона: инфраструктура, экономика, инновации, безопасность, качество» (Воронеж, 2010, 2011), 2 международной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы инновационного развития» (Воронеж, 2011), 1 международной научно-практической конференции «Экономика, менеджмент, образование: теоретические и практические аспекты» (Саратов, 2011), 11 международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики, социологии и права в современных условиях» (Пятигорск, 2011), 3−5 международных научно-практических конференциях «Место и роль России в мировом хозяйстве» (Воронеж, 2009;2011).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 14 научных работ общим объемом 30,06 п.л. (доля соискателя 8,29 п.л.), из них 4 — в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, монография.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 225 страницах машинописного текста. Цифровой и графический.

Выводы по третьей главе:

Автором обосновано, что для формирования и реализации стратегии инновационного развития предприятия необходимо проводить процедуру её формирования.

Процедура формирования и реализации стратегии развития пищевых предприятий включает три блока: блок 1 — проведение стратегических исследований, результатом которого должна стать готовность пищевого предприятия к проведению инновационных процессов на долгосрочный периодблок 2 — формирование стратегии инновационного развития, который заключается в создании условий эффективной реализации стратегических действий на основе повышения уровня инновационной активности предприятияблок 3 -реализация стратегии инновационного развития, т. е. внедрение стратегии в деятельность пищевого предприятия и мероприятий по сокращению инновационных рисков.

Для формирования и реализации стратегии развития предприятий мас-ложировой промышленности и повышения уровня инновационной активности рекомендовано формирование стратегической проектной группы, с выделением стратегической, инновационной, производственной, маркетинговой и оценочной подгрупп. Стратегическая подгруппа должна работать на постоянной основе для обеспечения непрерывности разработки, внедрения, корректировки, оценки и обновления стратегии. Ее возглавляет руководитель проекта формирования стратегии инновационного развития предприятия.

В стратегическую подгруппу входят по одному представителю из каждой подгруппы. Основными функциями стратегической подгруппы являются: объединение деятельности по разработке и реализации стратегии инновационного развития пищевых предприятий, разработка и реализация методов стратегического инновационного развития, оценка и отбор инновационных проектов, принятие решений об использовании прибылей от проектов, прогнозирование инновационной деятельности предприятия.

Рационализация стратегии инновационного развития предприятия МЖП проведена путем построения матрицы инновационных решений и определения оптимального решения на основе следующих позиций: оптимистической, относительного оптимизма, нейтральной и пессимистической.

Разработаны рекомендации по выбору рациональной стратегии инновационного развития предприятия с учётом особенностей функционирования пищевых предприятий, основными из которых являются:

— применение новых технологических процессов;

— повышение безопасности производства пищевых и сопутствующих продуктов;

— развитие биологически чистых производств и выпуск продуктов «здорового питания»;

— привлечение инвестиций для финансирования основного капитала пищевых предприятий и обновления состава оборудования.

Выделены этапы выбора рациональной стратегии в условиях инновационного развития предприятия. Определены требования к формированию единого инновационного поля, составу стратегического и тактического инновационных полей и разработке стратегии и тактики инновационного развития пищевого производства.

Рационализация стратегии инновационного развития предприятия проведена на основе построения матрицы инновационных решений и нахождения оптимального решения на основе оптимистической позиции, позиции относительного оптимизма, нейтральной и пессимистической позиции.

Разработаны условия для обеспечения эффективного инновационного развития пищевого предприятия при реализации стратегии, ключевыми их которых являются: установление чётких взаимосвязей всех элементов разработки и реализации стратегиивыработка и реализация мероприятий по сокращению негативного влияния неопределённости и рисков и повышению их позитивного влияниястимулирование использования интеллектуальной собственности при одновременном обеспечении её эффективной защитыопределение перспектив развития инновационной структуры на основе текущего состояния науки, производства, образования, уровня техники и технологии.

Выделены наиболее перспективные направления деятельности по адаптации персонала организации стратегическим инновационным изменениям: ресурсноеинформационноемотивационноетехнологическое, этическое. Приоритетным является мотивационное направление. Движущим мотивом эффективной мотивации персонала к инновационному развитию должно стать осознание зависимости между результатами ИР, ростом доходности предприятия и повышением уровня оплаты труда его персонала.

Перспективу гармонизации применения предложенных автором направлений деятельности по адаптации персонала предприятия стратегическим инновационным изменениям мы видим как в рациональном их использовании, так и в оптимальном сочетании одних видов деятельности с другими.

Заключение

.

Успешные компании, добившиеся лидерства в международных масштабах, используют стратегии, которые отличаются друг от друга во всех отношениях. Однако, хотя каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию, основополагающие принципы деятельности — характер и эволюция всех успешных компаний — оказываются в своей основе одинаковыми. Компании добиваются конкурентных преимуществ через инновации.

Переход предприятий всех форм собственности на инновационный путь развития является безальтернативным. Целью инновационной деятельности предприятий является повышение конкурентоспособности и коммерциализации результатов за счёт осуществления технического перевооружения, внедрения новых, прогрессивных технологий, продуктов, решений, материалов и комплектующих.

Инновационное развитие применимо к различного рода социально-экономическим системам, и означает целенаправленное качественное совершенствование данной системы или ее элементов на основе разработки, внедрения и реализации различного рода новшеств. Аспекты развития являются неотъемлемой характеристикой инновационной деятельности и лежат в основе разработки всех нововведений.

В диссертационном исследовании предложены модели инновационного развития. Сущность инновационного развития, по нашему мнению, состоит в непрерывном совершенствовании существующих характеристик экономического объекта (процесса, явления, системы) для достижения поставленных целей на основе внешних и внутренних импульсов и источников изменений.

Содержание инновационного развития, по мнению автора, заключается в совокупности процедур переработки внешних и внутренних импульсов и источников изменений в качественно новые характеристики экономического объекта (процесса, явления, системы), перманентно осуществляемые для достижения поставленных целей.

Субъектами инновационного развития являются: государство, устанавливающее институциональные условия инновационного развития и стимулирующее его, «наука» — как источник инновационных идей и новых технологий, «экономика» — как объединение фирм, внедряющих эти идеи и технологии и производящих продукцию и услуги для потребителей. В настоящей работе основным рассматриваемым субъектом инновационного развития выступает предприятие.

Инновационное развитие предприятия представляет собой совокупность перманентно осуществляемых процедур переработки внешних и внутренних импульсов и источников изменений в деятельности предприятия, которые приводят к качественному улучшению его состояния путем увеличения инновационного потенциала, способного при наличии транспарентного целепологания обеспечить достижение поставленных задач развития предприятия. При этом базисом эволюции целей инновационного развития должны стать перманентные качественные изменения системы предприятия в целом, основой которых служит реализация инновационного потенциала. Вместе с тем транспарентность становится фактором конкурентоспособности для динамично и инновационно развивающегося предприятия.

Выделены формы инновационного развития, такие как приростное, генерирующее, уменьшающее, открывающее новый уровень и импульсное, так как именно они сохраняют или повышают устойчивость экономической системы предприятия и ее элементов.

Наглядное представление процесса инновационного развития, упорядочение его элементов, выделение основных элементов, разработка предложений по координации их функционирования возможно с помощью моделирования.

Определено, что по своему содержанию модель инновационного развития отражает в упрощённом виде все основные этапы процесса создания, освоения и внедрения различных типов новшеств, а также увязывает инновационный процесс с количественными и качественными изменениями в экономической системе. Она должна отвечать следующим требованиям: гибкость, унифицированность, адаптивность, простота, модифицируемость. В ней должны быть отражены основные тенденции развития современных бизнес-процессов и научно-технических решенийучтена динамика влияния внешних и внутренних факторовдолжна содержаться возможность учёта индивидуальных особенностей каждой экономической системы.

Автор полагает, что наиболее эффективными являются простая, расширенная, комплексная и самоизменяемая модели инновационного развития. Данные модели учитывают особенности инновационного развития предприятия и определяют его основные черты.

Каждое предприятие стремится к тому, чтобы его экономический рост был интенсивным, что становится возможным с помощью применения более совершенных факторов производства и технологий. Предпосылкой интенсивного роста является использование в практической деятельности предприятий инновационной стратегии. В связи с этим в рамках общей стратегии развития организации можно выделить стратегию инновационного развития. Данная стратегия представляет собой целенаправленную деятельность организации по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. В ее основе лежит изменение внутренней среды предприятия в соответствии со сложившимися социально-хозяйственными тенденциями. Как результат, инновационное развитие становится эффективным рыночным инструментом управления современными организациями. Использование стратегии инновационного развития позволит организациям своевременно концентрировать управленческие усилия на освоение и применение перспективных достижений научно-технического прогресса и обеспечение ресурсами динамики инноваций в интересах достижения целей, ориентироваться в рыночных условиях, определять направления деятельности в инновационной сфере, координировать и согласовывать целевые инновационные программы и многое другое. Итак, в условиях современной рыночной экономики, организация может успешно существовать только в том случае, если она не прекращает процесс создания инноваций. Важную роль в этом процессе должно играть государство.

На основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Концепция) в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» 8 декабря 2011 г. Правительством РФ была утверждена «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.». Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, и должна стать ориентиром для разработки концепций и программ социально-экономического развития России, отдельных секторов и регионов.

Необходимость новых инновационных подходов к развитию предприятий пищевой промышленности обусловлена: усилением внутриотраслевой конкуренции, возникновением определенной конкуренции с товарами-заменителями, ростом и изменением структуры потребительского спроса, давлением со стороны производителей сырья, низким уровнем новизны товаров и др. В качестве объективных факторов можно принять то, что износ основных производственных фондов составляет более 50%, а по отдельным подотраслям и предприятиям — до 70%. Остающихся в распоряжении предприятий средств недостаточно для проведения реконструкции и технологического перевооружения, в результате чего коэффициент обновления основных фондов составляет всего около 1% (при норме 8−10%>).

Производственные мощности действующих предприятий и особенно их технический уровень не только не позволяют увеличить выработку важнейших видов питания, но и приводят к большим потерям сельскохозяйственного сырья. В последние годы в пищевую промышленность привлекались крайне ограниченные инвестиционные ресурсы. Объем капитальных вложений по всем источникам финансирования значительно снизился. Традиционная отсталость пищевой промышленности, а также неразвитость рыночной инфраструктуры сделали отечественную продукцию агропромышленного комплекса неконкурентоспособной с импортными аналогами. Все это и определяет необходимость разработки стратегии инновационного развития предприятий пищевой промышленности.

Специфика работы предприятий пищевой промышленности заключается в том, что основной объем вырабатываемой продукции рассчитан на внутреннее потребление и ограничен спросом, определяемым рациональными нормами потребления продуктов питания. С одной стороны, предприятия отрасли должны планировать выпуск достаточного объема различных видов продукции для обеспечения физической доступности всех социальных слоев общества к пищевым продуктам. Вторая сторона проблемы в том, что предложение продовольственного рынка, обеспечиваемое поставкой продукции предприятиями пищевой промышленности, должно быть сбалансировано спросом различных категорий потребителей с учетом их материального положения (экономическая доступность). Кроме того, последние годы в России особую остроту приобрела проблема безопасности продуктов питания для потребителей, что связано с увеличением поступления на продовольственный рынок некачественных, фальсифицированных и опасных для здоровья продуктов.

Сегодня перед предприятиями пищевой промышленности стоят следующие цели и задачи, реализация которых непосредственно связана с обеспечением инновационной деятельности на предприятии:

— внедрение технологий производства традиционных продуктов питания, позволяющие сохранить их ценность и обеспечить качество;

— разработка новых биологически полноценных продуктов питания;

— создание и внедрение технологий производства качественно новых пищевых продуктов.

Решение системной проблемы и задач, обеспечивающих продовольственную безопасность страны, возможно только путем реализации сценария инновационного развития пищевой отрасли, ядром которого является инновационная деятельность предприятий по производству продуктов питания, и ее решение возможно только на основе системного подхода с использованием методологии системного анализа ввиду сложности, многоаспектное&tradeи разнонаправленности целей.

К основным направлениям инновационной деятельности в отраслях пищевых производств необходимо отнести следующие: технологическоеассортиментное (производство новых продуктов питания) — маркетинговоеинновационной инфраструктуры.

К особенностям технологических инноваций на предприятиях пищевой промышленности можно отнести: разработку и внедрение технологий хранения сельскохозяйственной продукции, служащей сырьем для производства продуктов питания, позволяющих увеличить срок хранения без потери качестваприменение ресурсосберегающих технологий, характеризующихся максимально полезным выходом продукции и минимумом отходов, на основе современных методов обработкисовершенствование технологических процессов с целью сокращения времени производственного цикла, как минимум, без потери качества продукцииразработку и внедрение собственных упаковочных линий, отвечающих специфике производимых продуктовсовершенствование тары, упаковки и способов перевозок.

Одной из ведущих отраслей пищевой промышленности является мас-ложировая промышленность. В 2010 году на ее долю приходилось 5,3% общего объема реализуемой продукции промышленностью, 5% промышленного персонала, более 4% основных производственных фондов.

Проведена оценка потенциала инновационного развития масложировой промышленности, которая позволила: а) на основе проведенного информационно-функционального мониторинга состояния и инновационного развития предприятий масложировой промышленности разработать методику оценки инновационного потенциала предприятий, позволяющая организовать мониторинг, прогнозирование и планирование инновацийб) установить, что инновационный потенциал производственно-хозяйственных единиц определяет количественные и качественные параметры инновационного развития предприятия и является фактором роста эффективности производства, повышения конкурентоспособности и качества продукции.

Проведенное исследование показало, что у большинства предприятий масложировой промышленности Воронежской области имеются финансовые затруднения. Очень низкие показатели рентабельности продукции ОАО «Маслоэкстракционный завод Аннинский», ОАО «Евдаковский масложировой комбинат» — не более 2% за последние четыре года. В 2010 году по всем исследуемым предприятиям отмечается значительное снижение коэффициента оборачиваемости оборотных активов, что является неблагоприятной тенденцией и характеризует снижение годовой активности предприятий.

Это можно объяснить серьезным снижением загрузки производственных мощностей из-за недостатка сырья, обусловленного летней засухой. Показатель фондоотдачи существенно различается на исследуемых предприятиях. Так, в 2010 году у ОАО «Эфирное» она составила 12,5 рублей, у ОАО «Евдаковский масложировой комбинат» -3,1 рубля, а ОАО «Маслоэкстракционный завод Аннинский» -0,15 рубля. Низкие показатели фондоотдачи во многом обусловлены недостаточным обновлением основных производственных фондов. При этом можно отметить, что наблюдается прямая положительная связь между показателями фондоотдачи и производительности труда.

Структура финансирования исследуемых предприятий также разнородна, о чем свидетельствует значение коэффициента финансового леверид-жа. Так, в составе капитала ОАО «Завод растительных масел Лискинский», ОАО «Евдаковский масложировой комбинат», ОАО «Эфирное», ОАО «Завод растительных масел Бутурлиновский» объем заемных средств намного превышает собственный капитал.

У всех исследуемых предприятий низкий коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, что также обусловлено спецификой формирования структуры капитала.

По ряду предприятий отмечается низкий уровень дохода на вложенный капитал, что во многом обусловлено неполной загрузкой производственных мощностей. Выходом из такой ситуации является укрупнение предприятий в отрасли и создание вертикально интегрированных структур, в которых производство маслосемян, их переработка и глубокая переработка масла становятся элементами одного производственного процесса. Неудивительно, что ведущие производители растительного масла в России — агрохол-динги, такие как компания «ЭФКО», группа компаний «Астон», компания «Русские масла», холдинг «Юг Руси», холдинг «Солнечные продукты». На долю этих предприятий приходится 70% переработки маслосемян, производимых в РФ.

Инновации в масложировой промышленности основаны на применении ферментных препаратов, которые действуют при низкой температуре, имеют природное происхождение. Большой объем инновационных разработок приходится на производство соусов и майонеза. В масложировой промышленности качество конечного продукта определяет качество сырья, вследствие чего инновации должны внедряться не только в производственный процесс, но и в производство маслосемян. Растительное масло, полученное из высокоолеиновых сортов подсолнечника, является равноценным оливковому по своему составу.

На основе проведенного информационно-функционального мониторинга состояния и инновационного развития предприятий масложировой промышленности разработана методика оценки инновацион-ного потенциала предприятий, позволяющая организовать мониторинг, прогнозирование и планирование инноваций, а также обоснована необходимость использования системной оценки компонентов инновацион-ного потенциала для получения синергетического эффекта. Установлено, что инновационный потенциал производственно-хозяйственных единиц определяет количественные и качественные параметры инновационного развития предприятия и является фактором роста эффективности производства, повышения конкурентоспособности и качества продукции.

Следует отметить, что компоненты инновационного потенциала следует рассматривать не изолированно, а в системе, поскольку только их совместное взаимодействие позволит получить синергетический эффект. Произведем оценку инновационного потенциала в разрезе компонентов на маслозаводах Воронежской области. Методом экспертных оценок была осуществлена оценка компонентов. В качестве экспертов выступили ведущие специалисты исследуемых предприятий. В процессе оценки учитывался достигнутый уровень эффективности работы предприятия и отдельных подразделений. Максимальное количество баллов (Р, мах) — 10, минимальная оценка равна 1.

Полученные интервально-качественные оценки уровня инновационного потенциала предприятий МЖП можно интерпретировать следующим образом. Так, полученный интервал значений в пределах 0−0,2 отражает крайне низкий уровень возможностей инновационного развития предприятия, что, в свою очередь, обуславливает необходимость комплексного реформирования целевой стратегии развития предприятия, и, в первую очередь, инновационной составляющей. Удовлетворительный уровень инновационного потенциала варьирует в пределах от 0,2 до 0,4 и показывает отсутствие баланса между компонентами инновационного потенциала. Таким предприятия важно определить пути более гармоничного использования организационно-институционального, научно-технического и ресурсного компонентов (ОАО «Маслоэкстракционный завод Бобровский», ОАО завод растительных масел «Бутурлиновский»).

Средний уровень инновационного потенциала находится в границах 0,4 — 0,75, что характеризует эффективное использование выше указанных т-ч о и компонентов. В дальнейшем предприятиям данной группы следует повышать эффективность инновационной деятельности. В частности, ОАО завод растительных масел «Лискинский» осуществил модернизацию производства и в дальнейшем предприятие планирует ориентироваться на внедрение новейших достижений в масложировой промышленности.

Значения интегрального показателя инновационного потенциала предприятий более 0,76 характеризует высокий уровень развития на основе инноваций (ОАО «Евдаковский масложировой комбинат», ОАО «Эфирное»).

Исследование экономического механизма инновационного развития предприятия на основе интрапренерства позволило выявить ряд особенностей в функционировании создаваемого предпринимательского подразделения и предложить концептуальную модель инновационного развития.

Исследование экономического механизма инновационного развития предприятия на основе интрапренерства позволило выявить ряд особенностей в функционировании создаваемого предпринимательского подразделения и предложить концептуальную модель инновационного развития.

Интрапренерство является одной из форм организации инновационной деятельности при формировании стратегии инновационного развития предприятия. Оно подразумевает интенсификацию деятельности, способствующей развитию предприятий посредством взаимодействия крупного и малого предпринимательства на основе формирования экономических взаимоотношений предпринимательской структуры с базовым предприятием. Внедрение инноваций в рамках интрапренерского подразделения позволяет получить дополнительный доход и повысить рентабельность базового предприятия при реализации стратегии инновационного развития.

Одной из перспективных инновационных компаний Воронежа является ЗАО «Инновационные системы ОКБМ». Компания работает в сфере научно-производственной деятельности и ведет разработку новой техники, на основе hi-tech и нанотехнологий. В частности, компанией создана линия по очистке растительного масла — УОМ-бООО, работающая по принципиально новой технологии. В последние годы рынок, насыщенный рафинированными маелами с низким содержанием жизненно необходимых для человека микроэлементов и витаминов, проявляет интерес к экологически чистым продуктам, сохраняющим такие биологически активные компоненты, как полиненасыщенные жирные кислоты, аминокислоты, витамины, антиоксиданты и т. д.

Установка по очистке растительного масла УОМ-бООО позволяет производить очистку масла в непрерывном потоке, без танка для выдержки масла, который используется в традиционных технологиях. Данная технология позволяет получать растительное масло, отвечающее наивысшим требованиям к качеству, без применения химических реагентов, ликвидировать экологически опасные стоки маслозаводов и одновременно значительно снизить себестоимость производства продукта.

Обеспечение устойчивого инновационного развития производственного предприятия предусматривает формирование оптимальной технологической структуры предприятия на основе внедрения инновационных технологий. Для этого следует определить расходы, требуемые для внедрения инновационной технологии, а затем сопоставить их с ресурсами, которые имеются у предприятия в наличии. Внедрение предлагаемой системы очистки масла не потребует от предприятия значительных вложений — средняя стоимость линии составляет 280 тыс. руб., и ее внедрение не вызовет существенного роста производственных издержек. Это позволит предприятиям расширить ассортимент выпускаемой продукции одним из наиболее конкурентоспособных товаров.

Так, наименьшая эффективность интрапренерских структур была достигнута на предприятиях П6 и П4, вследствие чего и интегральный показатель оказался ниже чем у других предприятий. Но вместе с тем, как показывают представленные данные, освоение новой технологии в рамках интра-пренерской структуры принесет исследуемым базовым предприятиям дополнительный доход и позволит повысить их рентабельность. Рассчитанные значения интегрального показателя по всем анализируемым предприятиям выше порогового значения, что свидетельствует об эффективности внедрения инноваций.

Предложено проведение процедуры формирования стратегии инновационного развития, включающей три блока: блок 1 — проведение стратегических исследований, результатом которого должна стать готовность пищевого предприятия к проведению инновационных процессов на долгосрочный периодблок 2 — формирование стратегии инновационного развития, который заключается в создании условий эффективной реализации стратегических действий на основе повышения уровня инновационной активности предприятияблок 3 — реализация стратегии инновационного развития, т. е. внедрение стратегии в деятельность пищевого предприятия и мероприятий по сокращению инновационных рисков.

Стратегическая проектная группа должна работать на постоянной основе для обеспечения непрерывности разработки, внедрения, корректировки, оценки и обновления стратегии. Возглавляет проектную группу руководитель проекта разработки и реализации стратегии развития предприятия.

В стратегическую подгруппу входят по одному представителю из каждой подгруппы. Основными функциями стратегической подгруппы являются: объединение деятельности по разработке и реализации стратегии инновационного развития пищевых предприятий, разработка и реализация методов стратегического инновационного развития, оценка и отбор инновационных проектов, принятие решений об использовании прибылей от проектов, прогнозирование инновационной деятельности предприятия.

Разработаны рекомендации по выбору рациональной стратегии инновационного развития предприятия с учётом особенностей функционирования пищевых предприятий, основными из которых являются:

— применение новых технологических процессов;

— повышение безопасности производства пищевых и сопутствующих продуктов;

— развитие биологически чистых производств и выпуск продуктов «здорового питания»;

— привлечение инвестиций для финансирования основного капитала пищевых предприятий и обновления состава оборудования.

Выделены этапы выбора рациональной стратегии в условиях инновационного развития предприятия. Определены требования к формированию единого инновационного поля, составу стратегического и тактического инновационных полей и разработке стратегии и тактики инновационного развития пищевого производства.

Рационализация стратегии инновационного развития предприятия проведена на основе построения матрицы инновационных решений и нахождения оптимального решения на основе оптимистической позиции, позиции относительного оптимизма, нейтральной и пессимистической позиции.

Выделены наиболее перспективные направления деятельности по преодолению сопротивления персонала организации стратегическим инновационным изменениям: ресурсноеинформационноемотивационноеэтическое.

Перспективу гармонизации использования направлений деятельности по адаптации персонала предприятия стратегическим инновационным изменениям мы видим не только в том, чтобы рационально их использовать, но также и в том, чтобы оптимально соотносить одни виды деятельности с другими. Перспективу гармонизации использования направлений деятельности по преодолению сопротивления стратегическим инновационным изменениям мы видим не только в том, чтобы рационально их использовать, но также и в том, чтобы оптимально соотносить одни виды деятельности с другими.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что современные организации для обеспечения конкурентных преимуществ и постоянной максимизации прибыли должны использовать, прежде всего, стратегию инновационного развития. Данная стратегия способна обеспечить устойчивость организации во внешней среде и сохранение ее потенциала в случае каких-либо изменений. В основе реализации данной стратегии лежит кадровый потенциал организации. Его обеспечение является неотъемлемой частью эффективного функционирования любой организации. Именно поэтому руководство компании должно уделять особое внимание развитию творческого потенциала, наличие которого свидетельствует о высокой инновационной активности всего персонала. А, как уже было отмечено, именно персонал способен привести в действие стратегию инновационного развития, принятую руководством организации и привести ее к поставленной цели наиболее быстрым путем, сокращая возможные риски и угрозы со стороны внешней среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. И. Вызовы нового века Текст. / Л. И. Абалкин. М.: ИЭ РАН, 2001.-287 с.
  2. , Д. Стратегическое рыночное управление Текст. / Д. Аакер. -СПб.: Питер, 2007. — 496 с. (Серия «Теория менеджмента»).
  3. , Р. Планирование будущего корпорации Текст. / Р. Л. Акофф. -М.: Прогресс, 1985. 312 с.
  4. , Т. Практический маркетинг Текст. / Т. Амблер. СПб.: Питер, 1999.-400 с.
  5. , Ю. П. Управление бизнес-процессами выпуска новой продукции Текст.: монография / Ю. П. Анисимов, К. В. Журавлев, С. В. Шапошникова, под ред. Ю. П. Анисимова- Воронеж, гос. технол. акад. Воронеж, 2003. — 456 с.
  6. , Ю. П. Управление бизнесом при развитии инноваций Текст. / Ю. П. Анисимов, Ю. В. Журавлев, В. Б. Артеменко, Л. В. Прозоровская- под ред. Ю. П. Анисимова- Воронеж, гос. технол. акад. Воронеж, 2004. — 501 с.
  7. , А. И. Научно-технический прогресс и интенсификация производства Текст. /А. И. Анчишкин. М.: Политиздат, 1981. — 94 с.
  8. , Д. А. Стратегическое рыночное управление Текст.: [пер, с англ.]/Д. А. Анкер- под ред. Ю. И. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  9. , И. Стратегическое управление Текст. / И. Ансофф. М.: Экономика, 1989.-354 с.
  10. , И. Новая корпоративная стратегия Текст. / И. Ансофф.-СПб.: Питер Ком, 1999. -416 с.
  11. , А. Н. Стратегическое управление предприятием на основе совершенствования политики сбыта Текст. / А. Н. Астанин, И. П. Богомолова. Воронеж: Воронеж, гос. технол. акад. — 2004. — 164 с.
  12. , И. В. Инновационный менеджмент Текст. / И. В. Афонин. М.: Гардарика. — 2005. — 224 с.
  13. , В. А. О практических аспектах оценки риска в бизнесе Текст. / В. А. Бабин // Управление риском. 2003. — № 2. — С. 52 — 55.
  14. , В. П. Управление инновациями Текст.: учебник / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.-711 с.
  15. , В. М. Информационное обеспечение продовольственной безопасности региона Текст. / В. М. Баутин, А. А. Швец, М. Ю. Швец. Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад., 2005. — 248 с.
  16. , М. А. Высокотехнологичный сектор промышленности России: состояние, тенденции, механизмы инновационного развития Текст. / М. А. Бендиков, И. Э. Фролов. М.: Наука, 2007. — 583 с.
  17. , Г. В. Управление предприятием: новые подходы к снижению риска и повышению эффективности организации Текст. / Г. В. Бережной // Управление риском. 2003. — № 2. — С. 24 -29.
  18. , К.В. Антикризисное управление Текст.: учеб. пособ. / К.В. Бел-дин, В. И. Орехов, Н. П. Гапоненко. М.: ИНФРА-М, 2006. — 544 с.
  19. , В. Предпосылки инновационного развития Текст. / В. Белоусов // Экономист. 2011. — № 10. — С. 19−23.
  20. Беттина фон Штамм Инновационная Россия. Проблемы и опыт Текст. / Беттина фон Штамм // Инновации. 2011. — № 9. — С. 15−19.
  21. , И. П. Организационно-экономические аспекты устойчивого развития предприятий на основе ресурсосбережения Текст. / И. П. Богомолова, О. М. Пасынкова. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2004. — 200 с.
  22. Большая книга по экономике Текст. / пер. с нем. В. Годфрида. М.: ТЕР-РА, 1997.-736 с.
  23. , К. Стратегия на практике Текст. / К. Боумен. СПб.: Питер. -2003.-251 с.
  24. , Л. С. Инновационное развитие регионов: Методологические основы и перспективные направления: монография Текст. / Л. С. Валинурова. М.: Палеотип, 2011. — 200 с.
  25. , М. Г. Мотивация персонала в условиях внедрения инноваций / М. Г. Васильева // Управление персоналом. 2009. — № 10. — С. 22−27.
  26. , А. Н. Моделирование коммерческой деятельности субъектов оптового рынка, реализующих государственную поддержку сельхозпроизводителя Текст. / А. Н. Ващекин, М. М. Хрусталев // Вопросы статистики. 2003. — № 2. -С. 75−77.
  27. , Г. К. Пищевая и перерабатывающая промышленность в современных условиях Текст. / Г. К. Ветошкин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 3. — С. 17 — 19.
  28. , О. С. Менеджмент Текст.: учебник / О. С. Виханский.- 2е изд., перераб. и доп. М.: Гардарика, 2002. — 298 с.
  29. , В. П. Стратегическое управление конкурентоспособностью организации: теория, методология, практика Текст. / В. П. Воронин, В. М. Самойлов, Э. П Лесникова- Воронеж, гос. технол. акад. Воронеж, 2004. — 188 с.
  30. , Н. Инструменты инновационного развития: опыт США Текст. / Н. Гаврилова // Экономист. 2011. — № 8. — С. 29−34.
  31. , Е. Т. Аномалии экономического роста Текст. / Е. Т. Гайдар. М.: Магистр, 1997. — 229 с.
  32. , С. Б. Организация управления инновационным развитием в корпоративной структуре Текст. / С. Б. Гальперин, Е. С. Кеневич. М: Институт микроэкономики, 2007. — 164 с.
  33. , А. И. Экономический анализ Текст. / А. И. Гинзбург. СПб.: Питер, 2003. — 480 с.
  34. , С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса Текст. / С. Ю. Глазьев. М.: Экономика, 2010. — 255 с.
  35. , У. В. Определение критических значений и интервалов показателей устойчивого функционирования предприятия Текст. / У. В. Голованева, Т. И. Овчинникова// Экономика и предпринимательство. 2012. — № 1. — С. 156−158.
  36. , В. Д. Маркетинг в пищевой промышленности и торговле Текст. / В. Д. Гончаров. М.: Дели принт, 2001. — 146 с.
  37. , Л. А. Анализ организации управления. Аналитический инструментарий Текст. / Л. А. Горшкова. М.: Финансы и статистика, 2003. — 508 с.
  38. , Л. М. Инновационное развитие основа модернизации экономики России Текст. / Л. М. Гохберг, И. А. Кузнецова, А. В. Соколов и др. — М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008. — 385 с.
  39. , Л. М. Новая инновационная политика в контексте модернизации экономики Текст. / Л. М. Гохберг, Т. Е. Кузнецова // Журнал новой экономической ассоциации. 2010. — № 7. — С.141−143.
  40. , Л. М. Наука, технологии и инновации в России и странах ОЭСР Текст. / Л. М. Гохберг. М.: ГУ-ВШЭ. 2007.
  41. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст.: [принят Государственной Думой 23 октября 2003 года] / М-во юстиции Рос. Федерации. М., 2003.-Ч. 1,4.2.
  42. , В. М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения Текст.: учеб. пособие / В. М. Гранатуров. М.: Дело и сервис, 2002.- 159 с.
  43. , Р. С. Кризис и пути его преодоленияТекст. / Р. С. Гринберг // Аналитические доклады победителей конкурса «Россия в условиях мирового кризиса». М.: Российский гуманитарный научный фонд, 2009. — 320 с.
  44. Гурков, И Российские компании в поисках выхода на траекторию устойчивого развития Текст. / И. Гурков, Е. Авраамова // Вопросы экономики. 2011. — № 6.-С. 27−31.
  45. , А. Г. Антикризисный менеджмент Текст. / А. Г Грязнова. М.: Экмос, 1999. — 346 с.
  46. , С. Промышленная политика и государство Текст. / С. Гу-банов//Экономист. 2003. — № 7. — С. 3−14.
  47. , И. Г. Инновационная политика России: последовательная, сбалансированная, эффективная? Текст. / И. Г. Дежина // Университетское управление: практика и анализ. 2011. — № 3.
  48. , О. От бедности к богатству Текст. / О. Дерипаска / Эксперт.2003.-№ 17.-С. 62 -66.
  49. , П. Эффективное управление Текст. / Питер Друкер. М.: ФАИР — ПРЕСС, 2002. — 288 с.
  50. , А. А. Стратегический глобальный прогноз 2030 Текст. / А. А. Дынкин. М.: Магистр. 2011. — 88 с.
  51. , В. Кто поддержит хай-тек Текст. / В. Евтушенков // Эксперт. -2003.-№ 15.-С. 56−60.
  52. , Ю. В. Управление экономической деятельностью пищевых предприятий Текст.: монография / Ю. В. Журавлев, С. В. Горин, Н. И. Бегучев. -Воронеж: Воронеж, гос. технол. акад., 2004. 544 с.
  53. , Ю. В. Управление инновационными изменениями на предприятии Текст.: учеб. пособие / Ю. В. Журавлев, Е. Л. Смольянова, Ю. И. Матузов, С. В. Семененко. М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. — 266 с.
  54. , П. Н. Инновационный менеджмент: учеб. пособие Текст. / П. Н. Завлин, А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели. СПб.: Наука, 1997.-560 с.
  55. , В. Г. Организационно-экономический механизм развития сельского хозяйства Текст. / В. Г. Закшевский, И. М. Новиков, П. Е. Пивоваров // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. -2012. № 1. — С. 23−27.
  56. Инновационный менеджмент Текст.: учебник, 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Юнити-Дана, 2007. 335 с.
  57. , Г. Б. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономик Текст. / Г. Б. Клейнер. М.: Наука, 2002. — 448 с.
  58. , В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры Текст. / В. В. Ковалев М.: Финансы и статистика, 2002. — 431 с.
  59. , Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения Текст. / Н. Д. Кондратьев. М.: Экономика, 2002. — 767 с.
  60. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Электронный ресурс. Режим доступа: // http://www.newsru.com/fmance/25nov2008/conception.html
  61. Концепция областной инновационной политики на 2010−2015 гг.: Электронный ресурс. Режим доступа: //http://admin.vrn.ru/
  62. Концепция реформирования промышленных предприятий Воронежской области (в ред. постановлений администрации Воронежской области от 25.10.2002 N 942: Электронный ресурс. Режим доступа: // http://www.newsru.com/fmance/25nov2008/conception.html
  63. , Ф. Маркетинг менеджмент Текст.: [пер. с англ.] / Ф. Котлер — общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Питер Ком, 1999. — 896 с.
  64. С. Бюджет затрещал от инноваций: Электронный ресурс. Режим доступа: /http://www.ng.ru/economics/2011−02−10/lbudget.html
  65. , Ю.Н. Стратегический менеджмент Текст. / Ю. Н. Лапыгин. -М.: Инфра-М, 2006. 245 с.
  66. , Д.С. Россия в глобализирующемся мире. Стратегия конкурентоспособности Текст. / Д. С. Львов. М.: Наука, 2005. — 508 с.
  67. , Р. Контроллинг для начинающих. Система управления прибылью Текст. / Р. Манн, Э. Майер. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 304 с.
  68. , В. Д. Маркетинг менеджмент Текст.: учеб. пособ. / В. Д. Маркова. М.: Омега-Л, 2008. — 204 с.
  69. , А. Кому доверить бизнес Текст. / А. Матвеев // Экономическая газета. 2003. — № 2. —С. 1−2.
  70. Ю.И. Формирование модели инновационного развития предприятия на основе создания интрапренерского подразделения Текст. / Ю. И. Матузов // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2012. — № 1. — С. 30−33.
  71. May, В. А. Экономическая политика 2010 года: в поисках инноваций Текст. / В. A. May // Вопросы экономики. 2011. — № 2. — С. 3−10.
  72. , В. Д. Реинжиниринг инновационного предпринимательства Текст.: Учеб. пособие для вузов/ В. Г. Медынский, С. А. Ильдеменов- под ред. проф. В. А. Ирикова. М.: ЮНИТИ, 1999. 414 с.
  73. , Г. Стратегический процесс: Пер. с англ./ Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Гошал. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. — 326 с.
  74. , A.M. Инновационный менеджмент: учвеб. пособ. Текст. / А. М. Мухомедьяров. М.: Инфра-М, 2008. — 176 с.
  75. , М. Эволюция государственной экономической политики России Текст. / М. Николаев, М. Махотина // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 5. — С 65 — 69.
  76. , Д. А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы Текст. / Д. А. Новиков, А. А. Иващенко. М.: Ком Книга, 2006. — 332 с.
  77. Новый энциклопедический словарь/ Под ред. A.M. Прохорова, М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия» 2001. — С. 118.
  78. , Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики Текст.: [пер. с англ.] / Д. Норт. М.: Начала, 1997. — 190 с.
  79. Об инновационной политике на территории Воронежской области: Закон Воронежской области от 11.12.2003 г. № 68−03. Электронный ресурс. Режим доступа: http ://admin.vrn.ru/
  80. Областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009−2012 годы»: Электронный ресурс. Режим доступа: http ://admin. vrn.ru/
  81. Областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005−2008 годы» от 27.05.2004 г. № 863-Ш-ОД: Электронный ресурс. Режим доступа: http://admin.vrn.ru/
  82. , Е. Г. Реинжиниринг бизнеса Текст. / Е. Г. Ойхман, Э. В. Попов. -М.: Финансы и статистика, 1998. 336 с.
  83. , Л. Н. Инновационный менеджмент Текст.: учеб. пособ. / Л. Н. Оголева. М.: Инфра-М, 2010. — 238 с.
  84. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года: Электронный ресурс. Режим доступа: //http://admin.vrn.ru/region.asp
  85. , С. Искусство управления Текст. / С. Паркинсон, М. Рус-томджи. М.: Агентство «ФАИР». 1997. — 272 с.
  86. , С. А. Производственный менеджмент. Текст.: учеб. пособ. / С. А. Пелих, А. И. Гоев. 1998. — 554 с.
  87. , В. Неустойчивая экономика Текст.: [пер. с англ.] / В. Перло. М.: Прогресс, 1975. — 328 с.
  88. , Дж. Путь к покупателю Текст.: [пер. с англ.] / Дж. Пилдич. М.: Прогресс, 1991.-255 с.
  89. , Т. В поисках эффективного управления Текст.: [пер. с англ.] / Т. Питере, Р. Уотерман. М.: Прогресс, 1986. — 418 с.
  90. , Л. А. Теоретико-методологические аспекты экономической и социальной безопасности России Текст. / Л. А. Плотицина // Финансы и кредит. -2003.-№ 20.-С. 18−24.
  91. , И. М. Инвестиционная политика в целях экономического роста Текст.: монография / И. М. Подмолодина. Воронеж: ВГУ, 2006. — 339 с.
  92. , А. Н. Стратегическое управление развитием промышленных организаций Текст. / А. Н. Полозова. М.: Изд-во МАИ, 2003. — 464 с.
  93. , А.И. Методы развития организаций Текст. / А. И. Пригожин. -М.: МЦФЭР, 2003.-863 с.
  94. , М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества сторон Текст.: [пер. с англ.] / М. Портер. М.: Междунар. отношения, 1993. -895 с.
  95. Предпринимательский тип хозяйствования Текст. / отв. ред. В. А. Швандар. М.: Издательский дом «Путь России», 2002. — 231 с.
  96. , В. Ю. России: трудный путь в ВТО Текст.: В. Ю. Пресняков // Процесс присоединения России к ВТО и проблемы подготовки и переподготовки кадров: материалы науч.-практ. семинара. М.: Гос. ун-т управления, 2003. — С. 229 — 236.
  97. , Г. И. Математические методы в экономике: Текст.: учеб.-метод. пособие / Г. И. Просветов. М.: Изд-во РДЛ, 2004. — 160 с.
  98. , Б. А. Управление экономикой Текст.: учебник / Б. А. Рай-зберг, Р. А. Фатхутдинов. М,: Инчел Синтез, 1999. — 784 с.
  99. Ресурсный потенциал экономического роста Текст. / вед. ред. Н. Н. Шаповалова. М.: Издательский дом «Путь России», 2002. — 568 с.
  100. , Д. М. Бизнес и менеджмент. Терминологический словарь Текст. / Д. М. Розенберг. М. ИНФРА-М, 1997. — 464 с.
  101. Румянцева, 3. П. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» Текст. / 3. П. Румянцева. М.: ИНФРА-М. — 1999. — 336 с.
  102. , Д. В. Анализ факторов, влияющих на жизнеспособность предприятия в условиях рыночной экономики Текст. / Д. В. Розов // Вопросы экономики. 2003. -№ 5. — С. 11−13.
  103. Российская Федерация. Законы. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках Текст.: [федер. закон: принят Гос. Думой 9 октября 2002 г., № 122-ФЗ] // Собр. законодательства РФ.-2002.-№ 41.
  104. Российская Федерация. Президент Медведев Д. А. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации Текст. // Российская газета. 2011. — 6 ноября.
  105. Российская торговая энциклопедия Текст.: В 5 т. М.: РООИиП «За социальную защиту и справедливое налогообложение», 1999.
  106. Россия в цифрах. 2010 Текст.: Крат. стат. сб. /Госкостат России. М., 2011.
  107. Россия и международная торговая система Текст. / пол ред. 3. Вандузе-ра, С. Ф. Сутырина, В. И. Капусткина. СПб.: Издательство «Петрополис», 2000. -456 с.
  108. Россия после кризиса 1998 г.: на пути к беспроигрышной стратегии роста и социальной защиты (Доклад Всемирного банка) Текст. // Вопросы экономики. -2001.-№ 12.-С. 62−102.
  109. , Дж. Рыночная экономика и Россия Текст.: [Пер с англ.] Дж. Сакс. -М.: Экономика, 1995. 332 с.
  110. , В. Н. Гибкое развитие предприятия: анализ и планирование Текст. / В. Н. Самочкин. М.: Дело, 2000. — 376 с.
  111. , П. Экономика Текст.: [пер. с англ.] / П. Самюэльсон, В. Нордхаус. М.: Бниом. 1997. — 50 с.
  112. , В. К. Формирование национальной финансовой стратегии России. Путь к подъему и благосостоянию Текст. / В, К. Сенчагов. М.: Дело, 2004. -416 с.
  113. , Е. В. Электронная коммерция: учеб пособ. / Е. В. Сибирская, О. А. Старцева. М.: ФОРУМ, 2008. — 288 с.
  114. , Е. В. Инвестирование инновационных процессов в региональных экономических системах (монография) /Е. В. Сибирская, Д. В. Булгаков/ Текст. // Орел: Издательство ОрелГИЭТ, 2008. 96 с.
  115. , А. В. Выбор структуры товарного портфеля предприятия на основе анализа его сбалансированности Текст. / А. В. Силаков, Н. С. Иващенко // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 6. — С. 71 — 84.
  116. , Б. М. Современная международная торговая система и Россия Текст. / Б. М. Смитиенко, А. К. Ковальчук. М.: ИНФРА-М, 2004. — 175 с.
  117. , С. Внешней торговле шок противопоказан Текст. / С. Смирнов // Российская торговля. 2000. — 1−14 апр.
  118. , Е. JI. Алгоритм формирования и реализации стратегии инновационного развития предприятия Текст. / Е. JI. Смольянова, Ю. И. Матузов // Экономика и предпринимательство. 2011. — № 5 (22) — С. 110−114.
  119. , Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности Текст.: [пер. с англ.]/ Дж. Сорос. М.: ИНФРА-М, 1999.-262 с.
  120. Инновационная деятельность организаций Воронежской области в 2010 году Текст. Воронеж: Воронежстат, 2011. — 40 с.
  121. Стерлин, A. J1. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США: опыт развития и новые явления Текст. / A. JI. Стерлин, И. В. Тулии. -М.: Наука, 1990.- 198 с.
  122. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru
  123. , О. С. Перспективы стратегии инновационного развития России до 2020 года Текст. / О. С. Сухарев // Экономика и предпринимательство. 2011. -№ 3(20).-С. 11−19.
  124. , Г. И. Совершенствование организации локальных агропромышленных комплексов Текст. / Г. И. Тамошина, С. А. Волкова. Воронеж: Изд-во «Истоки», 2005. — 150 с.
  125. , Н. Лидеры реорганизации Текст.: сокр. пер с англ. М.: Экономика. — 1990. — 204 с.
  126. , Дж. Силы простоты: руководство по успешным бизнес-стратегиям Текст. / Дж. Траут, С. Ривкин. Спб.: Питер, 2005. — 224 с.
  127. , A.A. Управление инновационным развитием предприятия Текст. / А. А. Трифилова. М.: Финансы и статистика, 2005. — 304 с.
  128. , А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа -12 изд. Текст. / А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. М.: Вильяме, 2009. — 928 с.
  129. , Э. А. Основы мотивационного менеджмента Текст. / Э. А. Уткин. М.: ЭКМОС, 2000. — 352 с.
  130. , Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании Текст.: [пер. с англ.] / Р. Уотермен. — М.: Професс, 1988. -362 с.
  131. Управление инновациями Текст. / Под ред. Ю. В. Шленова. М.: Высшая школа, 2003. Том 1. — 252 с. Том 2. — 295 с. Том 3.-240 с.
  132. Управление по результатам Текст. / общ. ред. и предисл. Я. А. Лейманел М.: Прогресс, 1993. — 318 с.
  133. , X. Модель управления конкурентоспособностью предприятия Текст. / X. Фасхиев // Проблемы теории и практики управления 2008. — № 2. -С.69−80.
  134. Л. Интрапренерство в хозяйственных организациях Текст. / Л. Фаткин // Проблемы теории и практики управления, 1995. № 4. — С. 78−83.
  135. , Р. А. Инновационный менеджмент Текст.: учебник / Р. А. Фатхутдинов. 5-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2006. -448 с.
  136. , Р. А. Производственный менеджмент Текст.: учебник / Р. А. Фатхутдинов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: «Дашков и К». 2002. -472 с.
  137. , P.A. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. М.: Эксмо, 2004. — 544 с.
  138. Философский энциклопедический словарьТекст.- М.: Сов. энцикл., 1983.-С. 561
  139. , С. Экономика Текст.: [пер. с англ.] / С. Фишер, Р. Дорн-буш, Р. Шмалензи. М.: Дело, 1993. — 829 с.
  140. , Р. Обновление производства: атакующие выигрывают Текст. / Р. Форстер. М.: Прогресс, 1987. — 272 с.
  141. , П. Экономический образ мышления Текст. / П.Хайне. М.: АООТ «Толатех-4», 1997. — 702 с.
  142. , А. А. Корпоративная инновационная система Агентства стратегических инициатив как важный элемент национальной инновационной системы России Текст. / А. А. Харин, А. В. Рождественский, И. Л. Коленский. // Инновации. -2011.-№ 9.-С. 21−26.
  143. , Дж. Управление качеством в американских корпорациях Текст.: [пер. с англ.]/Дж. Харрингтон. М.: Экономика, 1990. — 272 с.
  144. , А. И. Эффективность управления персоналом в современных условиях Текст. / А. И. Хорев, В. П. Воронин, Т, М. Овчинникова. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2001. — 243 с.
  145. , А. И. Формирование стратегического управления устойчивым развитием предприятия Текст.: монография / А. И. Хорев, Ю. А. Саликов, С. А. Ушаков. Воронеж: Воронеж, гос. технол. акад., 2006. — 220 с.
  146. , А. Курс предпринимательства Текст.: пер. с англ./ общ. ред. В. Рыбалкина. М.: Междунар. отношения, 1993. — 349 с.
  147. , О. М. Инновационный менеджмент Текст.: учеб. пособ. 2-е изд. / О. М. Хотяшева.- СПб: Питер, 2006 384 с.
  148. , JI. В. Инновационные приоритеты и социальные ориентиры стратегий развития Воронежской и Белгородской областей (Россия) и округа Улан-хота (Китай) Текст. /Л. В. Шульгина, С. В. Якимчук, О. В. Ваганова. Воронеж: ВГТА, 2009.- 172 с.
  149. , Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) Текст. / Й. Шумпетер. М.: Прогресс. — 1982. — 563 с.
  150. Экономика предприятия Текст.: учебник для вузов/ Под ред. В.П. Грузи-нова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИД999 — 520 с.
  151. , Ю. В. Эпохальные инновации XXI века Текст. / Ю. В. Яковец.- М.: Экономика, 2004. 444 с.
  152. , Ли. Карьера менеджера Текст.: [пер. с англ.] / Ли Якокка. М.: Прогресс, 1991.-384 с.
  153. , Ф. А. Эпоха инноваций: как заниматься бизнесом творчески постоянно, а не от случая к случаю Текст. / Ф. А. Янсен. М.: Инфра-М, 2002. -308 с.
  154. , Е. Г. Хозяйственная система и радикальная реформа Текст. / Е. Г. Ясин. М.: Экономика, 1999. — 319 с.
  155. Davenport, Т.Н. Process innovation: reengineering work though information technology Text. / Т.Н. Davenport.-Boston-Mass: Harvard Business School Press, 1999, — 337 p.
  156. Denning, W.E. Quality, productivity and cjmpetitive positions Text./ W.E. Denning.-Cambrige: MA Massachusetts Institute of Technolodgy. Center for Advanced Engeneering Study, 1982.- 383 p.
  157. Flemming, Michael C. The essence of statics for bisness Text. / Michael C. Flemming, G. Nellis Joseph. Prentice Hall International (UK) Ltd, 1991.
  158. Shook, R. J. The Wall Street dictionary Text. / R. J. Shook. New Jork.: New York Institute of Finance, 1990.
Заполнить форму текущей работой