Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие нефтяного комплекса России при переходе на эффективную систему контроля за разработкой запасов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложен механизм, направленный на обеспечение эффективности нефтедобывающей отрасли России, при разработке запасов в условиях усиления мер государственного контроля. В России на сегодняшний день основной объем нефти добывается ВИНК из крупных и крупнейших месторождений, содержащих значительную долю трудноизвлекаемых запасов, путем интенсификации активной части запасов. Таким образом, при… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ И РАЗВИТИЕ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
    • 1. 1. Анализ состояния минерально-сырьевой базы нефтяной промышленности России
    • 1. 2. Динамика развития и современное состояние нефтяного комплекса страны
    • 1. 3. Организационно-управленческая структура российской нефтяной промышленности
    • 1. 4. Ухудшение сырьевой базы и проблемы развития нефтяного комплекса России
  • ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ УХУДШЕНИЯ СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ
    • 2. 1. Инструменты государственного регулирования нефтяного комплекса
    • 2. 2. Экономико-правовая среда функционирования российских нефтяных компаний
    • 2. 3. Практика государственного регулирования нефтяной промышленности при ухудшении сырьевой базы в некоторых зарубежных странах
    • 2. 4. Государственное регулирование нефтяного сектора России и его результаты
  • ГЛАВА III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ ПРИ УСИЛЕНИИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА РАЗРАБОТКОЙ ЗАПАСОВ
    • 3. 1. Формирование институциональных условий для разработки месторождений с незначительными и трудноизвлекаемыми запасами
    • 3. 2. Развитие нефтяного комплекса России на основных стадиях технологического процесса при ухудшении его минерально-сырьевой базы
    • 3. 3. Повышение экономической эффективности нефтедобывающей отрасли России в условиях ухудшения структуры запасов
    • 3. 4. Построение имитационной модели разработки нефтяного месторождения и получение технико-экономических показателей при использовании результатов исследования

Развитие нефтяного комплекса России при переходе на эффективную систему контроля за разработкой запасов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В системе отраслей народного хозяйства России одно из важнейших мест занимает нефтяной комплекс (НК). На его долю приходится 12−14% всей производимой в стране промышленной продукции. Он обеспечивает 17−18% доходов федерального бюджета и более 35% валютных поступлений. В структуре энергообеспечения экономики нефтяные ресурсы составляют 31% производимых в России первичных энергоресурсов, 22% потребляемых российской экономикой и более 50% энергоресурсов поставляемых за рубеж.

Состояние и перспективы развития НК зависят от эффективной работы, входящей в его состав нефтедобывающей отрасли, что особенно актуально для России, где основной объем целевой продукции НК создается именно в этой отрасли. Показатели работы нефтедобывающей отрасли, в свою очередь во многом определяются состоянием минерально-сырьевой базы, т. е. количественными и качественными характеристиками запасов нефти подготовленных к промышленному освоению. Между тем, минерально-сырьевая база нефтедобывающей отрасли России значительно ухудшилась в последние годы. Особенно эта тенденция усилилась в условиях благоприятной конъюнктуры экспортных цен на нефть, что обусловлено высокой сырьевой обеспеченностью ведущих нефтяных компаний России и в целом неэффективной системой государственного контроля над эксплуатацией нефтяных запасов страны. В результате в структуре запасов НК увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов, при этом часть запасов безвозвратно теряется, так как их промышленное освоение становится экономически нецелесообразным.

При ухудшении структуры запасов, для повышения эффективности НК России, необходимо создать условия для формирования организационно-управленческой структуры НК адекватной состоянию его сырьевых активов. Динамические процессы, протекающие в сырьевой базе НК России, диктуют необходимость вертикальной интеграции в НК при одновременном появлении значительного сегмента малых и средних независимых производителей в нефтедобывающей отрасли страны. Однако, практика становления и развития нефтяных компаний в России, показывает, что чисто рыночные механизмы при этом не действуют, а существующая система государственного регулирования не в состоянии обеспечить формирование эффективной организационно-управленческой структуры в НК.

Кроме того, основные технологические переделы НК России, такие как прирост запасов (геологическое изучение) и переработка нефти находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в привлечении значительных инвестиций. Подробный анализ НК России, выявил, что для обеспечения инвестиционного процесса на стадиях геологического изучения и переработки нефти, необходимы меры направленные в первую очередь на повышение эффективности нефтедобывающей отрасли. В России специфика этой отрасли заключается в том, что основная доля нефти на сегодняшний день добывается вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) из уникальных и крупных объектов. При этом минерально-сырьевая база нефтедобывающей отрасли нашей страны в значительной степени представлена трудноизвлекаемы-ми запасами. Эксплуатация таких запасов связана с дополнительными затратами, и только высокая сырьевая обеспеченность ВИНК и отсутствие эффективной системы контроля за разработкой запасов позволяет таким компаниям в нарушение проектных технологических документов выводить их эксплуатации трудноизвлекаемые запасы и за счет этого рентабельно разрабатывать месторождения нефти в России. Но это ведет к еще большему ухудшению минерально-сырьевой базы НК. В таких условиях меры государственного регулирования должны быть направлены на усиление контроля за разработкой запасов, в целях обеспечения проектных показателей эксплуатации месторождений. Однако при этом в структуре разрабатываемых нефтяными компаниями запасов увеличится доля трудноизвлекаемых запасов, что в итоге приведет к значительному уменьшению рентабельности нефтедобывающей отрасли нашей страны, а значит и нарушениям инвестиционного процесса на стадиях геологического изучения и переработки нефти. Стабилизация и повышение эффективности нефтедобывающей отрасли России в условиях усиления контроля за эксплуатацией нефтяных месторождений, связаны с разработкой и применением мер государственного регулирования направленных как на появление в организационно-управленческой структуре НК России достаточного сегмента малых и средних независимых нефтедобывающих компаний (ННК), так и на эффективное взаимодействие компаний различного типа (ВИНК и ННК) при разработке крупных нефтяных месторождений со значительной долей трудноизвлекаемых запасов. Тем не менее, в связи с отсутствием эффективной системы государственного контроля над разработкой нефтяных запасов страны, многие аспекты этого вопроса еще не нашли должного освещения в научной литературе и остаются недостаточно изученными.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена не только необходимостью формирования мер государственного регулирования, направленных на обеспечение эффективности нефтедобывающей отрасли России в условиях усиления государственного контроля над разработкой нефтяных запасов страны, но и недостаточной степенью изученности данной проблемы.

Цель и задачи исследования

: Целью диссертационной работы является изучение теоретических и методических вопросов функционирования НК России и разработка рекомендаций по обеспечению эффективности нефтедобывающей отрасли при усилении государственной системы контроля над разработкой запасов.

Для достижения указанной цели в диссертационной работе поставлены и решены следующие задачи:

— изучены современное состояние и динамические характеристики основных технологических переделов НК России, определены источники формирования инвестиций, необходимых для их модернизации;

— проведен анализ соблюдения компаниями НК России требований проектной технологической документации, обеспечивающей рациональную эксплуатацию нефтяных запасов;

— установлены причины значительного ухудшения структуры запасов НК России в последние годы, и обозначены меры необходимые для предотвращения этого процесса;

— исследованы отечественная и зарубежная практика государственного регулирования нефтяной промышленности при ухудшении минерально-сырьевой базы;

— определены роль и место нефтяных компаний различного типа при разработке месторождений в условиях естественной динамики сырьевых активов НК;

— разработаны рекомендаций по обеспечению эффективности нефтедобывающей отрасли России, при усилении системы государственного контроля над эксплуатацией месторождений;

— предложена имитационная модель, позволяющая оценить влияние технологического режима эксплуатации запасов на основные технико-экономические показатели разработки месторождения.

Объектом исследования настоящей работы являются нефтяные компании, составляющие организационно-управленческую структуру НК России.

Предметом исследования являются теоретические вопросы, связанные с обеспечением эффективности нефтедобывающей отрасли России, в условиях усиления государственного контроля над разработкой запасов, на основе взаимодействия компаний различного типа при эксплуатации месторождений.

Методологической основой диссертационного исследования являются фундаментальные работы ведущих российских и зарубежных ученых по проблемам экономики недропользования и функционирования нефтяных компаний различного типа — Алекперова В. Ю., Арбатова A.A., Грайфера В. И., Дунаева В. Ф., Конопляника А. Н., Корзун Е. В., Крюкова В. А., Лиухто К., Миловидова K.M., Нотта Д., Перчика А. И., Пейна М., Разовского Ю. В., Севастьяновой А. Е., Токарева А. Н., Шафраника Ю. К., Эдельмана М. и др. Исследования основываются на общеметодологических принципах научного познания, методах технико-экономического, многофакторного и логического анализа. В работе применяется ситуационный подход, универсальный инструментарий моделирования производственно-технологических процессов.

Информационную базу исследования составляют статистические материалы Росстата, официальные данные Министерства природных ресурсов РФ и Федерального агентства по недропользованию, информационно-аналитические обзоры и результаты исследований профильных научно-исследовательских институтов и организаций, публичная отчетность нефтяных компаний, материалы отраслевых периодических изданий, монографии и публикации отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблематике, специализированные информационно-правовые поисковые системы.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

1. Учитывая роль нефтедобывающей отрасли России, в обеспечении инвестиционного процесса на стадиях геологического изучения и переработки нефти, обоснована необходимость создания условий, исключающих снижение эффективности нефтедобывающей отрасли при усилении государственного контроля за разработкой запасов.

2. Проведен анализ состояния сырьевых активов нефтяной промышленности России, на базе этого меры, направленные на усиление системы контроля за эксплуатацией запасов предложено проводить с учетом масштаба месторождений, разрабатываемых в России.

3. Формирование организационно-управленческой структуры НК России, адекватной состоянию его сырьевых активов рекомендовано осуществлять от разработки уникальных и крупных месторождений на условиях кооперации компаний различного типа (ВИНК и ННК), с последующим развитием специализации при вовлечении в разработку более мелких объектов.

4. Критически оценены подходы, направленные на развитие нефтедобывающей отрасли России, с учетом этого обоснована необходимость создания условий для одновременной эксплуатации запасов компаниями различного типа в рамках одного объекта разработки.

5. В целях предотвращения значительного снижения рентабельности нефтедобывающей отрасли, при переходе на эффективную систему государственного контроля за разработкой запасов, такой переход предложено начинать после создания условий для взаимодействия компаний различного типа при эксплуатации месторождений.

6. Введено понятие, обозначающее взаимодействие компаний различного типа при эксплуатации нефтяного месторождения. Предложено определение этого понятия.

7. Обоснована необходимость формирования условий для взаимодействия компаний различного типа при разработке запасов, в целях повышения эффективности государственных вложений в геологическое изучение недр.

Практическая значимость работы состоит в том, что при усилении мер государственного контроля над разработкой нефтяных запасов страны, реализация рекомендаций по проведенному исследованию будет способствовать обеспечению эффективности НК России. Основные положения и выводы диссертационной работы могут быть использованы для совершенствования системы мер государственного регулирования НК, при ухудшении структуры нефтяных запасов как страны в целом, так и отдельных нефтедобывающих территорий.

Апробация и представление результатов работы. Основные результаты проведенного исследования представлены в форме научных докладов и сообщений на семинарах и научно-практических конференциях: Пути реализации нефтегазового и рудного потенциала Ханты-Мансийского автономного округаЮгры, восьмая конференция молодых специалистов организаций, осуществляющих виды деятельности, связанной с пользованием участками недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, семинар, посвященный вопросам дифференциации налогообложения нефтедобывающей промышленности при ухудшении состояния минерально-сырьевой базы, проводимый.

Югорским государственным университетом. Главные выводы по исследованию представлены на рассмотрение в Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

По теме диссертационного исследования в профильных и специализированных изданиях опубликовано 5 работ, общим объемом 5,3 печатных листа.

Структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования, направленного на разработку рекомендаций по регулированию деятельности нефтяных компаний, реализация которых позволит создать условия, исключающие значительное снижение эффективности НК России при усилении государственного контроля над эксплуатацией запасов, сформулированы следующие выводы:

1. В условиях ухудшения минерально-сырьевой базы, среди основных переделов нефтяного технологического процесса, обеспечивающих повышение эффективности НК России, выделены геологическое изучение (прирост запасов), формирующее сырьевую базу добычи, собственно сама добыча нефти и ее переработка, обеспечивающая прирост национального богатства.

2. Анализ состояния НК России показал, что воспроизводство запасов и переработка нефти находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в значительном притоке инвестиций. Предполагается, что на период до 2020 г. основным источником инвестиций в НК России будут собственные средства нефтяных компаний.

3. При изучении нефтеперерабатывающей отрасли России, выявлено, что в структуре ее производства преобладают продукты с низкой добавленной стоимостью. Поэтому в рамках ВИНК показатели эффективности down-stream (переработка и сбыт) в значительной степени зависят от себестоимости продукции получаемой на стадии up-stream (добыча). Кроме того, основной объем целевой продукции создается в нефтедобывающей отрасли — большую часть нефти Россия экспортирует в сыром виде. В связи с чем, сделан вывод о необходимости повышения эффективности нефтедобывающей отрасли для обеспечения инвестиционного процесса на стадиях воспроизводства запасов и переработки нефти.

4. На базе анализа последствий плановых отборов нефти в советский период съэкстраполированы возможные последствия выборочной (внепроектной) интенсификации активных запасов ВИНК России. В результате этого сделан вывод, что внепроектная разработка месторождений уже в ближайшие годы может привести к серьезным кризисным явлениям в НК России.

5. Эскалация процесса ухудшения минерально-сырьевой базы России, является результатом высокой сырьевой обеспеченности ВИНК и неэффективной системы контроля за разработкой запасов. В этих условиях, необходимо усилить государственный контроль над эксплуатацией нефтяных месторождений страны. При этом ВИНК придется разрабатывать не только активные, но и трудноизвлекаемые запасы, эксплуатация которых требует значительных капиталовложений. Это вызовет уменьшение рентабельности деятельности ВИНК, а значит и эффективности НК России в целом. Чтобы не допустить этого, при усилении системы контроля за разработкой месторождений, необходимо учитывать структуру запасов (активные, трудноизвлекаемые запасы) НК и экономический эффект от их разработки, реализуемый в рамках деятельности нефтяных компаний различного типа (эффект масштаба, эффект специализации).

6. В условиях усиления государственного контроля над разработкой нефтяных месторождений, в контексте эффективности НК, основным становится вопрос формирования организационно-управленческой структуры адекватной состоянию его сырьевых активов. Применительно к российским условиям, в работе предлагается осуществлять формирование организационно-управленческой структуры НК с учетом масштаба разрабатываемых в России объектов. При этом процесс формирования организационно-управленческой структуры, на наш взгляд должен идти от разработки уникальных и крупных месторождений на условиях кооперации компаний различного типа (ВИНК и ННК), с последующим развитием разветвленной специализации при вовлечении в разработку более мелких объектов.

7. Введено понятие организационно-управленческое партнерство, обозначающее взаимодействие ВИНК и ННК при разработке нефтяного месторождения. Предложено следующее определение данного понятия: Организационно-управленческое партнерство — это взаимодействие компаний различного типа при разработке месторождения в соответствии с проектными технологическими документами, обеспечивающее эффективность их деятельности при эксплуатации различных по качеству запасов.

8. Предложен механизм, направленный на обеспечение эффективности нефтедобывающей отрасли России, при разработке запасов в условиях усиления мер государственного контроля. В России на сегодняшний день основной объем нефти добывается ВИНК из крупных и крупнейших месторождений, содержащих значительную долю трудноизвлекаемых запасов, путем интенсификации активной части запасов. Таким образом, при переходе на эффективную систему государственного контроля над эксплуатацией месторождений в структуре разрабатываемых запасов страны, значительно увеличится доля трудноизвлекаемых запасов. Данный механизм обеспечит разработку крупных и крупнейших месторождений на условиях организационно-управленческого партнерства, и тем самым позволит не допустить обвального сокращения эффективности нефтедобывающей отрасли России, при усилении мер государственного контроля за разработкой месторождений.

9. Эффективность вложения государственных средств в геологическое изучение недр прямо пропорциональна количеству добываемого сырья. При эффективной системе государственного контроля за эксплуатацией месторождений, нефтяные компании должны будут осваивать не только активные, но и трудноизвлекаемые запасы. В этих условиях, так как средние издержки у ННК ниже, чем у ВИНК, коэффициент извлечения трудноизвлекаемых запасов при разработке месторождения в рамках организационно-управленческого партнерства будет больше, чем при его разработке в рамках ВИНК. Поэтому разработка месторождений в рамках организационно-управленческого партнерства обеспечит повышение эффективности государственных вложений в геологическое изучение недр.

Таким образом, формирование условий для организационно-управленческого партнерства в нефтедобывающей отрасли России позволит:

— в полной мере реализовать эффект масштаба при разработке активной части запасов месторождений крупными интегрированными структурами;

— уменьшить издержки крупных компаний при эксплуатации запасов, тем самым создать условия исключающие нарушение инвестиционного процесса в НК России;

— увеличить эффективность разработки трудноизвлекаемых запасов и запасов мелких месторождений;

— обеспечить формирование инновационно-ориентированного независимого сегмента нефтяного сектора, что приведет к более быстрому переходу всего сектора на инновационный путь развития;

— уменьшить случаи нарушения регламентов разработки запасов, а значит и трансакционные издержки государства на содержание аппарата обеспечивающего контроль за выполнением этих регламентов;

— увеличить поступления в бюджеты различных уровней;

— повысить экономическую эффективность разработки запасов;

— увеличить эффективность вложений государственных средств в геологическое изучение нефтяных ресурсов страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Ю. Вертикально-интегрированные нефтяные компании России//М.: АУТОПАН, 1996 г. Стр.35−59.
  2. Аналитическая записка «Об экономическом и финансовом состоянии естественных монополий» // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации 2003. — № 8(68).
  3. Н. В поисках нового Самотлора // Нефтегазовая вертикаль. -2007. № 6.
  4. А. Пути преодаления негативных тенденций развития НГК России / А. Боксерман, И. Мищенко // www.oilcapital.ru — (24.12.2007).
  5. Г. Какая классификация запасов нефти и газа нужна России? // www.opec.ru (07.07.2005)
  6. В.Е. Вопросы нефтяного законодательства и стимулирование добычи нефти в зарубежных странах / В. Е. Гавура, Б. И. Плужников Т.Б. Красильникова // М.: ВНИИОЭНГ, 1994.
  7. И. «Черная дыра ВМСБ» // Нефтегазовая Вертикаль № 9, 2001 .
  8. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2001 году» МПР России // www.mineral.ru. (12.03.2005)
  9. Десять ликов нефтянки // Нефтяная вертикаль 2003. — № 3.
  10. A.A., Гавура В. Е. Нефтяное законодательство и стимулирование добычи нефти в зарубежных странах. // Нефтяное хозяйство № 12, 1995.
  11. Е. Отрасль с плохой наследственностью // Нефть России 2002. — № 9.
  12. Для развития независимого нефтяного бизнеса в России сегодня не лучшие времена. // Буреник и Нефть. — 2005. — март — С. 6.
  13. Доклад Министра природных ресурсов РФ Ю. П. Трутнева «О долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России»: по материалам заседания Правител-ства РФ от 11.11.2004 г. // www.mnr.gov.ru.- (06.08.2006).
  14. Н.П. Нефтегазовый комплекс России: состояние и перспективы на XXI век // Нефтегазодобывающее производство. 2000. -№ 11.-С.80- 82.
  15. Н.П. Факторы устойчивого развития в российском нефтегазовом комплексе / Н. П. Запивалов, Г. И. Смирнов // Труды Всероссийского семинара-симпозиума «Проблемы устойчивого развития: иллюзии, реальность, прогноз»: Изд. ТГУ. С. 93−99.
  16. Н.П. Флюидодинамические принципы управления нефтегазовыми ресурсами // Геология нефти и газа 2000. — № 6 стр.39−43.
  17. Р.Г. Проблемы развития малых нефтегазовых компаний в России: извлечь уроки из зарубежного опыта / Р. Г. Земцов, А. Н. Токарев // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2002. — № 3−6. — Стр.56−68.
  18. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, № 1, (часть 1), 07.01.2002,1. СТ. 1.
  19. А.И. Стратегическое управление инновационной деятельностью в вертикально интегрированных нефтяных компаниях // www.neweconomic.com (07.01.2006)
  20. Е. Геология как жертва экономических реформ // Промышленные ведомости 2004. — № 1−2.
  21. А. А путь и далек и долог? / А. Конторович, А. Коржубаев, А. Сафронов // Нефтегазовая вертикаль. 2004. — № 18.
  22. Концепция государственного управления рациональным использованием запасов нефти// www.tpprf.ru. (12.03.2005).
  23. JT. Российская нефтепереработка / JT. Кореляков, В. Шершун // Нефть и капитал. 2002. — № 12.
  24. Е.В. Независимые нефтяные компании: итоги, перспективы // Нефтяное хозяйство. 2007. — 03.
  25. Е. Складывать и преумножать. А не отнимать и делить // Нефтегазовая вертикаль 2004. — № 15.
  26. Е. Условия ведения нефтяного бизнеса должны быть равноправными // Нефть России № 7 2004.
  27. А. Борьба за коэффициент идет в Минприроды // RBK daily 2007. — 16 апреля.
  28. H.A. Проблемы нефтегазовой ресурсологии // Геология нефти и газа 1998. — № 10.
  29. В.А. Анализ развития системы недропользования в России (о необходимости ужесточения институциональных условий) / Вопросы экономики.-2006.-№ 1. С. 86
  30. В.А. Институциональные условия недропользования в России: результаты и следствия // Регион: экономика и социология. 2006. — № 1. -С. 72−93.
  31. В.А. Недропользование и социально-экономическое развитие сырьевых территорий с позиции российского федерализма / В. А. Крюков, А. Н. Токарев // Регион: экономика и социология. 2003. — № 4. — С. 15−36.
  32. В.А. Создание условий для малых инновационно-ориентированных компаний приоритетная задача регулирования нефтегазового сектора на региональном уровне / Крюков В. А., Земцов Р. Г., Токарев А. Н. // Регион: Экономика и социология. 2004. — № 4.
  33. В.А., Севастьянова А. Е., Токарев А. Н., Шмат В. В. Эволюционный подход к формированию системы государственного регулированиянефтегазового сектора экономики Новосибирск: Изд-во ИЭиОПП СО РАН, 2002.
  34. К. Российская нефть: производство и экспорт // Вопросы экономики 2003. — № 9 — С. 136−147.37. «Малышей» не учли // Новости Югры (Ханты-Мансийск) 2005. — № 45.
  35. Материалы к дискуссии об энергетической стратегии РФ до 2020 г. // www.mineral.ru. (12.03.2005)
  36. И.А. Состояние и основные направления развития нефтеперерабатывающей промышленности в России // ТЭК 2002. — № 4.
  37. О.В. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. М: Фонд «Правовая культура» 1995. Стр. 5−11,28−32.
  38. Минприроды беспокоит снижение добычи нефти // Ведомости. 2007. -№ 67.
  39. Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, № 32, 07.08.2000.
  40. Неинтегрированные нефтяные компании // Нефть и капитал 2004. -№ 10.
  41. Нефтегазовый комплекс в России и за рубежом // Бизнес-нефть (ВПС) новости компаний 22.11.2004.
  42. Новые роли открытий и переоценки запасов // Нефтегазовая вертикаль. -2000.-№ 11.
  43. О состоянии минерально-сырьевой базы Российской Федерации// Доклад аудитора Счетной палаты Российской Федерации М. И. Бесхмельницына www.ach.gov.ru (19.08.2007).
  44. О приоритетных направлениях деятельности Федерального агентства по недропользованию (доклад руководителя ФАН Дедовских A.A. на заседании рабочей группы 30.07.04.) // www.mineral.ru. (12.03.2005)
  45. Об утверждении временного положения и классификаций: Приказ МПР России от 07.02.2001 года № 126 // ИПБ Кодекс
  46. П. Маленькие гиганты большой нефти // BusinessWeek 2005. -№ 8.
  47. В.П. Государство и недропользование // Минеральные ресурсы России: экономика и управление № 2, 2001. с. 2−8.
  48. В.П. Минерально-сырьевая база России в условиях глобализации экономики // Природно-ресурсные ведомости 2002. — 14 февраля.
  49. Отмена налога на ВМСБ привела к обвальному спаду в российской геологоразведке // www.ngv.ru (20.06.2006).
  50. Пик добычи нефти в России еще не пройден? // Нефть и капитал 2005. — № 3.
  51. А. Новые роли открытий и переоценки запасов // Нефтегазовая вертикаль. 2000. — № 11.
  52. Постановление Правительства РФ от 16.11.2006 № 695 // Собрание законодательства РФ, № 47 20.11.2006 г. ст.4921
  53. Приказ МПР от 07.02.2001 г. № 126 // www.infopravo.by.ru (29.02.2008).
  54. Ю.В. Гонная рента М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000.
  55. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2003 г. № 1234-Р «Об утверждении энергетической стратегии России на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 08.09.2003, № 36, Ст. 3531
  56. Российские нефтедоллары скоро закончатся // www.gubkin.ru -(25.04.2006)
  57. И. Новое или «хорошо добытое» старое // Нефть России № 12 -2003.C.72
  58. И. Мы ее теряем // Эксперт № 46 — 2006.
  59. П.В. О мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. -2002. № 4.-С. 12−20.
  60. М. Запахло серой // Профиль 2003. — № 1.
  61. Р. Недостоверные разведанные // Коммерсант. 2004. — 17 июля.
  62. Страна и нефть: Благими намерениями // www.opec.ru (05.04.2006).
  63. М.М. Энергетические ресурсы. Нефть и природный газ. Век уходящий / М. М. Судо, Э. Р. Казанкова // Россия в окружающем мире. Аналитический ежегодник 1998.
  64. В.М. Роль сервисных услуг в нефтегазовой отрасли России: тенденции, возможности, перспективы // www.duma.gov.ru. (20.10.2006)
  65. А. Особенности налогообложения нефтяной промышленности в странах с рыночной экономикой. // Нефть, Газ и Право № 3, 1997.
  66. И., Больше не значит эффективней / И. Толстолыткин, Н. Мухарлямова, С. Сутормин // Нефть России. — 2005. — № 4. — стр.54−57.
  67. К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования М.: Юрист, 1996.
  68. О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация СПб.: Лениздат, СБУ Пресс, 1996.
  69. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ, № 33, 13.08.2001.
  70. К.Е. Переход на международную классификацию запасов нефти требование времени // Нефть, газ и бизнес — 2002. — № 5.
  71. Э.М. Нефтяной комплекс России: состояние, проблемы развития // НефтьГазПромышленность. 2006. — № 4.
  72. Ю.К. Вызовы времени и механизмы формирования адекватных ответов нефтегазового сектора России.// www.shafranik.com -(03.12.2006).
  73. В.В. Совершенствование рентных отношений в сфере недропользования // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2004. — № 8. стр.8−16.
  74. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 г. № 1234-р // Собрание законодательства Российской Федерации, № 36, 08.09.2003.
  75. Н.Я. и сотрудники Института проблем рынка РАН Проблемы налогообложения нефтяной отрасли России. Аналитический доклад. / www.cemi.rssi.ru (02.12.2006).
  76. В.Ф. под ред. Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности М.: ООО «ЦентрЛитНефтеГаз», 2006.
  77. Качать будем долго // Коммерсант от 12.03.2003 № 41.
  78. К.Н. Нефтяная промышленность России в переходном периоде: Конспект лекций по курсу: Экономика нефтяной и газовой промышленности / ГАНГ им. Губкина М., 1997 г. — 89 с.
  79. Природная рента, сверхприбыль нефтяных монополий и государства // Наука и жизнь 2004. — № 4
  80. В.В., Поляков Г. А., Полякова Т. В. Сергеев В.М. Долгосрочные перспективы российской нефти М.: ФАЗИС, 2003.
  81. Ю.Н. Нефть, газ, оборудование: Терминологический словарь. -М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2004.
  82. A.B. Свободный рынок нефти Российской Федерации его развитие, функционирование и формирование цен на нефть / A.B. Шапенко, В. Ф. Дунаев // Нефть, Газ и Бизнес — 2004. — № 5.
  83. Плановая стагнация // Приложение к газете «Коммерсант» 2008 г. -№ 47.
  84. О текущей ситуации развития промышленного производства (январь-декабрь 2007) // www.minprom.gov.ru (25.04.2007).
  85. Экспорт Российской Федерации сырой нефти за 2000−2007 годы // www.cbr.ru (01.05.2007).
  86. Е.В. Большие возможности малых компаний // Мировая энергетика. 2007. — № 8.
  87. Н. Нелегкий год для ВИНК // Нефть России 2007 г. — № 12.
  88. Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, № 35, 30.08.2004.
  89. В.П. Бюджетная эффективность и дефицитность налога на добычу полезных ископаемых // Минеральные ресурсы России: экономика и управление № 5, 2001. 1
  90. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, № 31, 03.08.98.
  91. Добыча нефти увеличится // www.gazeta.ru (01.05.2007).
  92. Федеральный Закон от 27.07.2006 г. № 151-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, № 31 (ч.1), 31.07.2006, ст.3450
  93. Внутренний рынок. Среднее значение по основным УУН // www.assoneft.ru (07.09.2007).
  94. Цены на нефть на внешнем рынке // www.info.tatcenter.ru/informer -(07.09.2007).
  95. Е. Малые и средние нефтяные компании необходимо узаконить // Мировая энергетика 2007 г. — № 8.
  96. В. Выгодно ли заниматься нефтепереработкой? // Бурение и нефть-2002. -№ 12.
  97. Катализаторы не нужны? // Мировая энергетика 2006. — № 1.101. «Временные критерии отнесения запасов нефти к категории трудноиз-влекаемых» утверждены Приказом МПР России от 13.02.1998 г. № 41 // www.businesspravo.ru (07.09.2007).
  98. Сводные технологические показатели нефтеперерабатывающих заводов РФ за январь-ноябрь 2007 года // Инфо ТЭК: аналитика, документы, факты 2007. — № 12.
  99. А. Очень сырая нефть // Энергия промышленного роста 2005. -№ 1.
  100. Нефтегазовый сектор России в трех измерениях Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2000 с. 176.
  101. А. И скважина любит индивидуальный подход // Парламентская газета май 2001.
  102. Юб.Хомерики JI. Нефтяники второго класса // Финансовые рынки 2006. -№ 35.
  103. Taxing Energy: Why and how. IEA/OECD Paris, 1994. P. 17−29.
  104. David Knott Britain’s approach to petroleum taxes. // Oil and Gas Journal. January 15, 1996.
  105. Statistical Reviev of World Enerdgy 2007 // www.bp.com (15.01.2008).
  106. Word Oil. 2006. — V.206. — № 9.
  107. Joseph Hilyard International Petroleum Encyclopedia PennWell Corp, 2007.
  108. Managing Used Oil. Advice for Small Businesses // Environmental Protection Agency Nov. — 1996.
  109. Dr Sarma, Dr Naresh Mineral Taxation around the World: Trends and Issues // Asia-Pacific tax bulletin. Jan. — 2001.
  110. Russian oil sector rebound under full swing // Oil and Gas Journal. June 2, 2003.
  111. Are there economic limits to efficient taxation in mineral and petroleum fiscal regimes? // www.dundee.ac.uk (23.05.2007).
  112. J. Campbell Peak oil: A turning for mankind // Hubbert center newsletter -№ 2−1 -2003.
Заполнить форму текущей работой