В решениях ПЛ. съезда партии и последующих Пленумов ЦК КПСС большое внимание уделено вопросам совершенствования управления экономикой. В комплексе мер по совершенствованию управления всем хозяйственным механизмом значительное место занимает совершенствование контроля и проверки исполнения принятых решений. «Искусство руководства — указывается в Постановлении ЦК КПСС „О дальнейшем совершенствовании контроля и проверки исполнения в свете решений ХХУ1 съезда КПСС“ , — состоит не в том, чтобы плодить и расточать по каждому поводу директивные указания. Приняв решение, надо добиться неукоснительного его выполнения в установленный срок». «Этому и должно помогать усиление контроля — указывается в отчетном докладе ХХУ1 съезду КПСС, — контроль этот должен осуще.
Т) ствляться систематически и оперативно .
Претворение в жизнь принятой ХХУ1 съездом КПСС программы экономического и социального развития на одиннадцатую пятилетку и на период до 1990 г. обязывает: «Усилить контроль за результатами хозяйствования во всех звеньях экономики. Совершенствовать контрольно-ревизионную работу. Повысить роль органов народного контроля, бухгалтерского учета и ведомственного контроля в обеспечении государственной дисциплины, сохранности социалистичесо) кой собственности и соблюдения режима экономии» .
Такое положение придает избранной теме исследования особую актуальность с теоретической и практической точки зрения.
Методологической основой исследования послужили труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, материалы и решения съездов.
Материалы ХШ съезда КПСС. — М., Политиздат, 1981, с. 73.
2^ Там же, с. 201. партии, Пленумов ЦК КПСС и основополагающие документы Совета Министров СССР по хозяйственным вопросам, выступления руководителей партии и правительства по вопросам совершенствования управления народным хозяйством и контроля. Использованы также законодательные и инструктивные директивы по организации и осуществлению КРР.
Несмотря на значительные теоретические исследования и обобщения практического опыта автоматизации учета и планирования, вопросы организации с использованием технических средств внутрихозяйственного контроля, в нашей стране и за рубежом не получили комплексной разработки. По мнению д.э.н. П. С. Безруких, специалисты в области автоматизации управления оставляют вне исследования экономический контроль (27). Аналогичны выводы и зарубежных ученых. Так, Тхомас Р. Принс отмечает, что системоаналитики не уделяют достаточного внимания изучению внутреннего контроля, развитию методов защиты производственных ресурсов, проверке точности и надежности бухгалтерских данных (131).
В настоящее время внутриведомственный и внутрихозяйственный контроль направлен на выявление совершившихся фактов нарушений и бесхозяйственности и вовсе не обеспечивает их предупреждение. Вопросы же организации и проведения контроля и ревизии на промышленных предприятиях разработаны для их осуществления только вручную.
В связи с этим назрела острая необходимость в совершенствовании этой функции управления. Оно неразрывно связано с применением средств электронно вычислительной техники, что в свою очередь обусловливает необходимость разработки ряда теоретических и методических вопросов организации КРР в новых условиях.
Целью настоящей диссертационной работы является обоснование и выработка направлений совершенствования автоматизации обработки информации учета и контроля на уровне управления предприятием и разработка организационно-методических основ автоматизированной подготовки данных для ревизии в рамках подсистемы «Контроль и ревизия» с позиций ее информационного обеспечения.
С этой целью в работе были освещены следующие вопросы:
— определены сущность и значение контроля и организации КРР в условиях АСУП;
— исследованы направления совершенствования контрольно-ревизионных работ цри их автоматизации;
— обоснована необходимость создания самостоятельной функциональной подсистемы «Контроль и ревизия», с целью автоматизированной подготовки данных для ревизии;
— определен состав задач подсистемы «Контроль и ревизия» ;
— исследованы информационные связи этих задач как внутри подсистемы, так и с другими подсистемами;
— разработана методика организации автоматизированной подготовки данных для ревизии: а) использования основных средств, б) операций с материальными ценностями, в) использования труда и заработной платы.
Вопросы автоматизации контрольных операций рассматриваются в работе применительно к машиностроительным предприятиям. Выбор объектами исследования производственно-хозяйственных единиц одной из передовых отраслей народного хозяйства обусловлен тем, что в машиностроении в настоящее время созданы организационно-технические предпосылки автоматизации данного вида управленческих работ. На большинстве машиностроительных предприятий функционируют системы обработки данных АСУ, информационная база которых содержит исходные сведения для выполнения функций контроля: нормативно-справочные, плановые, учетные.
В процессе исследования проведен анализ практики проведения КРР в системе Министерства машиностроения для легкой и пищевой промышленности на предприятиях «Таштекстильмаш», «Узбекхлопко-маш» и др., изучены и проанализированы архивные и статистические материалы, отчетные данные и акты комплексных документальных ревизий этих предприятий.
В работе впервые делается попытка разработки организационных и методических основ автоматизированной подготовки данных для контроля и ревизии, путем выделения в АСУП самостоятельной функциональной подсистемы «Контроль и ревизия» .
Практическая ценность диссертации состоит в том, что внедрение в практику проведения контрольно-ревизионных работ автоматизированной подсистемы «Контроль и ревизия» позволит устранить рутинные операции по составлению группировочных таблиц, сличению различных видов первичных документов и значительно сократить трудоемкость контроля и ревизии. Функционирование подсистемы позволит значительно повысить оперативность и действенность управления, обеспечить не только своевременное выявление допущенных нарушений производственной, финансовой и хозяйственной дисципжны, но и контролируя хозяйственные операции, будет способствовать ликвидации их неправильного выполнения. Все это способствует предотвращению излишних и незаконных расходов, сокращению сроков проведения контрольно-ревизионных работ, повышению производительности труда контролеров-ревизоров, качества документальных ревизий.
На основе анализа экономической сущности контроля и ревизии, ее роли в выявлении обобщающих показателей деятельности предприятия и его подразделений показано, что контроль как функция управленческой деятельности использует в качестве входных определенную информацию учетного характера, различные директивные материалы и указания, являющиеся основой принятия решения.
В связи с этим выявлено, что любое решение должно включать элементы фактические, элементы оценочные и нормативные, которые определяются работниками контролирующего органа. Эти элегленты являются основой для прогнозирования принятия эффективных управленческих решений.
Применяемые методы контроля и ревизии не отвечают современным требованиям и нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Основной их недостаток, в том, что контроль и ревизия направлены только на выявление (и то не полное) совершившихся фактов нарушений производственной, финансовой и хозяйственной деятельности. Они вовсе не обеспечивают предупреждение этих фактов, профилактику нарушений и других злоупотреблений.
Выявление недостатков в организации КНР при их автоматизации и анализ определяющих их причин, позволили сформулировать направления их совершенствования. Основным из них определена целесообразность создания в АСУП специальной подсистемы «Контроль и ревизия» .
В работе доказана необходимость создания подсистемы контроля и ревизии, во-первых, самостоятельной ролью этой функции в процессе управления, во-вторых, системным подходом к решению данной проблемы, и, в-третьих, подтверждается всей предшествующей практикой развития АСУП, показавшей, что локальная автоматизация частных ревизионных задач не способна привести к улучшению организации контроля и ревизии на предприятиях.
Коренное же улучшение в организации КРР призвана обеспечить подсистема «Контроль и ревизия» путем автоматизированной подготовки данных для ревизий основных видов деятельности промышленного предприятия.
Проведенные исследования показали, что наиболее целесообразным является функциональный подход к выделению в этой подсистеме задач.
В диссертации впервые предлагается функциональные задачи подсистемы «Контроль и ревизия» сгруппировать в семь технологических комплексов, исходя из основных видов деятельности производственного предприятия с раскрытием в них функций работников контрольно-ревизионного аппарата и входимости каждой задачи в соответствующий технологический комплекс.
Предложенная концепция построения функциональной структуры подсистемы «Контроль и ревизия» АСУП, предоставляет возможность предприятию регулярного получения контрольной информации, ее активного использования для непосредственного воздействия на деятельность предприятия. В этом заключается основное назначение автоматизации контроля, который обеспечивает управляющую систему необходимой информацией для регулирующего воздействия на объект управления.
Анализ содержательного наполнения подсистемы контроля и ревизии позволили использовать графоаналитический метод для исследования информационных взаимосвязей между задачами подсистемы.
Для исследования информационных взаимосвязей подсистемы «Контроль и ревизия» с другими подсистемами АСУП, автор предлагает граф, отражающий аналогичные связи.
Проведенные исследования, а также анализ ревизий на различных иерархических уровнях, позволили в конечном итоге разработать структурную схему информационных взаимосвязей между задачаш подсистемы «Контроль и ревизия» и другими подсистемами АСУП.
Предлагаемая автором методика организации автоматизированной подготовки данных для ревизии предусматривает интегрированную обработку данных учета и ревизии соответствующих участков.
В связи с этим выявлены предпосылки и выработаны направления интеграции учета основных средств и ревизии их использования, учета материальных ценностей и ревизии операций с ниш, учета труда и заработной платы и ревизии их использования в условиях АСУП.
Проектирование информационной базы проводилось на основе процессного подхода, с помощью которого был проведен глубокий научный анализ данных, подлежащих ревизии, что позволило выделить необходимое и достаточное количество показателей, наиболее полно отражающих объекты направления и задачи ревизии рассматриваемых участков. Эти показатели сгруппированы наш в виде выходных машинограмм, автоматизированное получение которых предусматривает использование разработанных алгоритмов преобразования нормативно-справочной и оперативной ивфорлации, образующих массивы входной информации.
В работе проводится детальное описание, разработанных автором, структуры массивов входной информации, включающей наименования массивакод массиваописание реквизитов, состоящее из их наименований, кода и значностиусловные обозначения этих реквизитов в формулах расчета и выходных машинограммах.
Разработанная методика предусматривает использование таблицы характеристик информационного обеспечения автоматизированного решения задач ревизии, в которой рассмотрены участки производственно-хозяйственной деятельности, по которой проводится ревизиякод выходных машинограш, периодичность их выдачиреквизитный состава также алгоритмы получения показателей для ревизии.
Для практической реализации полученных результатов предложены принципиальные блок-схемы автоматизированной подготовки данных для ревизии рассмотренных участков. Кавдая из приведенных в работе машинограмм рассмотрена с точки зрения ее целевого назначения и использования их ревизором при решении той или иной задачи подсистемы «Контроль и ревизия» .
Базируясь на существующие пакеты прикладных программ по бухгалтерскому учету, показана возможность их использования для получения выходных документов, предназначенных для целей ревизии.
Предложенная в диссертации методика организации проведения ревизий в условиях автоматизированной подготовки данных принята для внедрения в Минфине Узбекской ССР и к практическому использованию на Ташкентском заводе текстильного машиностроения.
Основные научные результаты доложены автором на юбилейной научной конференции Ташкентского ордена Дружбы народов института народного хозяйства и Всесоюзной научной конференции в Московском ордена Трудового Красного знаглени экономико-статистическом институте, а также опубликованы в двух статьях.
ГМВА I. ОРГАШЗЛЩОШОЧШОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ.
ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИЙ.
I.I. Сущность и значение контроля в промышленности.
Методологические положения сущности и значения контроля в экономической жизни страны, принципы его организации научно определены В. И. Лениным и нашли отражение в многочисленных его работах (2, 3, 4, 5, 6 и др.). Так он указывал, что «.задача управления государством сводится теперь прежде всего и в первую очередь к чисто экономической задаче. .Можно сказать, что эта задача разделяется на две главные рубрики: I) учет и контроль за производством и распределением продуктов в наиболее широких, повсеместных и универсальных формах этого учета и контроля и 2) повышение производительности труда» (I, с. 130).
Руководствуясь ленинскими указаниями, партия и правительство при участии трудящихся масс постоянно уделяет неослабное внимание вопросам повышения эффективности и действенности контроля.
Значительно повышается роль контроля и ответственность работников контрольно-ревизионного аппарата с принятием новой Конституции СССР, обязывающей беречь и укреплять социалистическую собственность, бороться с хищениями и расточительством, бережно относиться к народному добру.
Вопросы контроля всегда находились в центре внимания многих ученых экономистов и практических работников в области контрольно-ревизионной работы. Большинство ученых-академиков таких как Н.П.ФеДоренко, А. И. Берг, В. А. Трапезников и ряд докторов наук как В. Г. Афанасьев, Ю. ИЛюбович, А. С. Петров считают контроль общей функцией управления. А с точки зрения профессора Белобжец-кого И.А., сущность контроля рассматривается как одна из функций управления: «Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений и сигнализации о них при необходимости компетентным органам» (15, с. 7).
В литературе по теории управления контролю нередко отводится роль наблюдения за выполнением управленческих решений. С. Е. Каме ницер указывает, что «Контроль ведется в трех направлениях: за ходом осуществления намеченной цели, за выполнением отдельных мер, являющихся звеньями работы по достижении цели, и за реализацией намеченной ранее эффективности решений» (60, с. 88),.
Можно встретить литературу, в которой распространено мнение, что сущностью контроля является регулярная проверка соблюдения хозяйственного и финансового законодательства, выявление нарушений государственной дисциплины. Так, Н. Г. Белов считает, что «Хозяйственный контроль — это постоянная проверка исполнения решений партии и правительства по хозяйственным вопросам, осуществляемая как специальным контрольным аппаратом, так и общественными организациями» (17, с. 3).
Аналитический обзор работ (24, 29, 69, 70, 120 и др.), освещающих общие вопросы хозяйственного контроля показал, что объективная необходимость специального вида управленческой деятельности, направленного на обнаружение отклонений от целей функционирования объекта, складывается в силу стохастического характера производственных и хозяйственных процессов, воздействия на их развитие случайных факторов, которые невозможно предусмотреть при выработке управленческих решений.
В развитии теории социалистичеокого контроля одним из существенных недостатков является отсутствие необходимого единства в трактовке основополагающих теоретико-методологических вопросов — предмета и методов, классификации видов, форм и методических приемов контроля. Без научно обоснованного решения этих вопросов невозможно дальнейшее совершенствование контроля, его становление и развитие как самостоятельной отрасли научных знаний и учебной дисциплины.
Понятие предмета финансово-хозяйственного контроля должно обобщенно отражать его сущность, цели и задачи, вытекать из ленинской теории социалистического контроля и ее воплощения в практике контроля в СССР и других странах социалистического содружества. По нашему мнению, под предметом финансово-хозяйственного контроля следует понимать управленческие решения, хозяйственные и финансовые операции и процессы предприятий, объединений и других подразделений народного хозяйства, рассматриваемые с позиций их экономической эффективности, законности, достоверности и целесообразности, обеспечения сохранности социалистической собственности.
Финансово-хозяйственный контроль как самостоятельная отрасль экономической науки имеет свой метод, с помощью которого исследуется его специфический предает.
Метод финансово-хозяйственного контроля представляет собой комплексное изучение экономической эффективности, законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.
К основным слагаемым существующего метода можно отнести:
— специальные приемы документаяьного контроля;
— нормативная проверка;
— экономический анализ;
— проверка содержания хозяйственных операций;
— встречная проверка;
— взаимный контроль;
— хронологическая проверка;
— проверка правильности производственных и финансово-хозяйственных операций;
— проверка объективной возможности;
— сравнение показателей.
Контроль призван проверять каждую производственную и финансово-хозяйственную операцию и конечные результаты деятельности промышленного предприятия. Поэтому для определения эффективности управленческих решений, в результате проведенных контрольно-ревизионных работ, можно установить эффективность планируемых и фактических результатов и полученную эффективность от принятых решений.
На основе результата проведенного анализа фактических расходов можно с полной уверенностью сказать, что отклонения (перерасход, неосвоение, недостача и др.) показывают неэффективность ранее принятых решений по производственным, хозяйственным операциям.
Контроль позволяет выявить уже свершившиеся факты нарушения, которые отражены в учете и отчетности. Такую информацию можно использовать в принятии управленческих решений, которые будут направлены на ликвидацию отрицательных и негативных явлений и будут учтены в выполнении последующих хозяйственных операций.
Следует отметить, что контроль имеет свои особенности. Он должен выявить соблюдение действующих правил и законов, правильность соблюдения и реальность представляемой отчетности в вышестоящие органы. Важную роль играет комплексный контроль за финансово-хозяйственной и производственной деятельностью промышленных предприятий. Конечно мы не исключаем частичный и выборочный контроль отдельных участков деятельности промышленных предприятий. В программе проведения КРР следует четко определить какие участки деятельности предприятия подлежит ревизовать комплексно (сплошным) и какие участки выборочным способом.
Порядок оформления результатов проведения контрольно-ревизионных работ и принятие на их основе управленческих решений не может основываться только на одном простом сборе информации и единичных фактов, а должны базироваться на массовых фактах и достоверной информации, которые необходимы для прогнозирования деятельности промышленных предприятий, исходя из существующего положения, причем такого, которое является наиболее экономически эффективным. Каядое решение включает элементы фактические, оценочные и нормативные, которые определяются работниками контролирующего органа. Они являются основой для прогнозирования принятия эффективных управленческих решений.
С этой целью контроль — как функция управленческой деятельности, форлирует определенные сведения, критерии и различные директивные, нормативные материалы и указания, которые необходимы для принятия решения. Правильное принятие решения возможно только на основе проверенных фактических, достоверных документов и экономического анализа данных. Только объективные данные должны служить основанием для принятия решений. Изобразим на схеме I процесс принятия управленческих решений и покажем функции контроля в этом процессе.
Бели рассматривать управление как единый динамический процесс, основным содержанием и функцией которого является принятие соответствующих решений и их реализация, то ясно проглядывается органическая связь функций планирования с функциями контроля. Контроль — важнейшая часть деятельности руководящего органа, обеспечивающая всестороннее познание объекта управления. Являясь одним из самых значительных источников информации, контроль теснейшим образом связан с планированием, учетом, организацией. Принятие управленческих решений и контроль неразрывно связаны между собой. Из объективной необходимости контроля логически вытекает принцип, кто руководит, тот и должен контролировать или участвовать непосредственно в процессе контроля.
Схема I. Функции контроля в процессе принятия управленческого решения.
Организация контроля предполагает обеспечение системных корректирующих действий, направленных как на изменение плановых заданий, так и перераспределение материальных и денежных ресурсов. Для этого необходимы потоки информации, охватывающие все подсистемы управления, строящиеся на основе принципа обратной связи. С помощью обратной связи система контроля дает возможность выявлять направления дальнейшего развития и совершенствования организации процессов управления промышленных предприятий и их организационной структуры управления.
Обратная связь будучи одной из основных положений теории управления означает, что система регулируется с помощью информации, в ней же возникающей. Обратная связь способствует постоянному совершенствованию и улучшению деятельности системы управления.
В последние годы большое внимание уделяется вопросам изучения обратных связей. По этому поводу можно привести слова американского ученого Акофф П. А.: «Должно быть совершенно очевидно, что информационная система для руководства, система принятия решений и система контроля сильно связаны между собой и представляют собой всего лишь подсистемы того, что можно было бы назвать системой организационного и экономического управления. Эти три подсистемы не следует рассматривать, и тем более проектировать по отдельности. И все же именно так часто поступают» (12,с.141).
Контроль и ревизия являются одной из важнейших функций управления, осуществляющей обратную связь в системе управления, и их нельзя растворять во всех других подсистемах. Но на практике нередко можно видеть парадоксальное положение, когда при широком использовании ЭВМ и внедрении АСУП не решают задач автоматизации контрольно-ревизионных работ.
Применение средств вычислительной техники ведет к существенным изменениям традиционных форм проведения контрольно-ревизионных работ. Контроль и ревизия в этих условиях способствуют прогнозированию управленческих решений предпосылки эффективного их принятия, позволяют исправлять неверно произведенные хозяйственные операции.
В процессе управления промышленным предприятием поток информации передается от управляющего органа к исполнителям. Вместе с тем по ходу движения информации осуществляется обратная связь между органом низовых уровней (подразделений, подсистем) и органом управления. Обратная связь может служить мерилом сложности работы по контролю и ревизии и принятию управленческих решений.
Следовательно, для управления промышленными предприятиями, представляющими собой сложную организационно-экономическую систему, необходима информация, которая, во-первых, адекватно отражала бы состояние деятельности, во-вторых, была бы достоверна для принятия оптимальных управленческих решений.
Контроль — как действенное звено принятия управленческих решений, настоятельно требует совершенствования проведения КРР, которое позволило бы качественно и оперативно проверять производственную и финансово-хозяйственную деятельность промышленного предприятия. Одной из предпосылок совершенствования является необходимость разработки методов контроля и ревизии на базе использования современной вычислительной техники.
Об актуальности перечисленных проблем свидетельствует также более активное обсуждение вопросов совершенствования методологии, организации и техники ведения контроля в специальной литературе. Так, общие вопросы экономического контроля частично исследуются в работах проф. А. Д. Шеремет (120, 121), проф. М. И. Баканова (14),.
С.Н.Бобыра (21), Ф. Ф. Бутынец (22,23, 24), Э. А. Вознесенского (28, 29), В. С. Левина (67), В. М. Мурашко (68, 69, 70), Г. А. Соловьева (106) и др. Направления усиления контрольных функций занимали одно из центральный мест в работе Всесоюзной научно-технической конференции «Совершенствование бухгалтерского учета в современных условиях управления производством» (25, 26, 94, 95, 105 и др.). Предложения по рационализации контроля в народном хозяйстве рассматриваются в Комитете народного контроля СССР, коллегии Министерстве финансов СССР и других органах.
Отдельные аспекты оперативного контроля хозяйственных операций и контрольных функций первичного учета акцентированы в работах проф. Н. Г. Белова (16), Б. Г. Ветчинина (36), Гусейно-Еа Г. С. (37), проф. Э. К. Гильде (38, 39, 40), В. И. Горелого (41), проф. Ю. А. Ратмирова (96, 97) и др. В их работах освещается опыт организации контроля производственно-хозяйственных и финансовых операций, отражаются способы выполнения контрольных работ в условиях ручной техники преобразования данных.
При разработке основных положений автоматизации контроля производственно-хозяйственных операций за основу можно принять названные ранее работы по учету и контролю, а так>:-е исследования в области МОЭИ и автоматизации управления проф. С. И. Волкова (31, 32, 33), проф. В. И. Исакова (54, 55), проф. В. Б. Либермана (64, 65, 66), д.э.н. А. А. Модана (72, 73), д.э.н. А. Н. Романова (90), проф. В. С. Рожнова (98), д.э.н. Ю. Н. Черняка (XI6, 117, 118), д.э.н. Е. Г. Ясина (126) и др. ученых и специалистов.
Автоматизация подготовки данных для контроля и ревизии, основанная на базе использования ЭВМ, позволит использовать массивы плановой нормативно-справочной, оперативной инфорлации, получать сведения об имеющихся нарушениях при выполнении производственных и финансово-хозяйственных операций, а также обрабатывать фактическую информацию и сравнивать ее с плановой информацией, фиксировать отклонения, оценивать правильность принятия управленческих решений. Целесообразно отметить, что комплексная ревизия — это не простая сумма проверок отдельных сторон производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия (объединения). Охват ревизией основных участков и показателей этой деятельности — только один из аспектов комплексности. Она заключается прежде всего в системном изучении экономики предприятия: взаимосвязей между финансово-экономическими показателями, техникой, технологией и организацией производствасохранности и эффективности использования производственных ресурсов (денежных, материально-вещественных, трудовых) — соблюдения плановой, отчетной и финансовой дисциплины.
Системность комплексной ревизии проявляется, кроме того, в максимально возможном сочетании различных методических способов (приемов) финансово-хозяйственного контроля.
Изучение практики КРР за ряд лет в промышленности позволяет сформулировать основные черты комплексной ревизии. К ним относятся: системное изучение экономики предприятия (объединения) во взаимосвязи с технической стороной производства, сохранность денежных и материальных средств, участие в проведении ревизии специалистов, способных квалифицированно разбираться в технологии, организации и экономике производства, применение широкого арсенала средств и приемов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций.
Американский ученый Дж. Еиггс подчеркивает, что: «Производственный контроль служит двум целям: направлять деятельность предприятий на выполнение предварительно установленных заданийуправлять процессом непрерывного совершенствования производства, с тем чтобы своевременно вскрывать и устранять возникающие отклонения» (92, с. 265).
Эти аспекты контроля актуальны и для комплексных ревизий деятельности социалистических предприятий. Нельзя, однако упускать из виду другую задачу комплексной ревизии — дать объективную оценку плановым и нормативным данным, выявить факты нереального планирования, особенно необоснованного изменения планов в течение года. Комплексная ревизия включает проверку степени напряженности и оптимальности планов, обоснованности норм материальных и трудовых затрат, состояния нормативного хозяйства.
При автоматизации управленческих работ весьма эффективный способ контроля — движение от сводных документов к первичным, т. е. от машинограммы к первичному документу. В зависимости от решаемых задач, возможен и второй способ, при котором проверка начинается с изучения первичных документов.
Первый способ, однако, имеет преимущества: а) начиная контроль с машинограммы или других разработок, можно заметить движение средств либо их источников за длительный период (например, за месяц), что облегчает оперативное выявление слабых сторон в деятельности предприятияб) поскольку в машинограммах в систематизированном виде отражаются однотипные операции, это позволит ревизору не распыляя свое внимание на разные вопросы, обеспечить более глубокий контроль, уменьшить риск упустить существенные нарушенияв) требует меньших затрат времени.
С автоматизацией подготовки данных для контроля неразрывно связан вопрос о системном подходе к организации информационного обеспечения, который заключается в создании оптимальных организационно-технических условий, обеспечивающих высокое качество информации, на базе которой принимаются управленческие решения.
Далее рассмотрим организацию проведения контрольно-ревизионных работ в условиях АСУП.
Основные результаты исследования могут быть сформулированы следующим образом:
— Произведен анализ сущности контроля и его значения в системе управления предприятием.
— Определен качественно новый подход к процессу проведения и управления КРР, который требует наличия необходимой информации, адекватно отражающей состояние деятельности объекта управления и обладающей достоверностью с целью принятия оптимальных управленческих решений.
— Установлено, что любое управленческое решение включает элементы фактические, элементы оценочные и нормативные.
— Основным направлением совершенствования КРР является автоматизация контроля и ревизии посредством создания в АСУП специальной подсистемы — подсистемы «Контроль и ревизия» .
— Определены основные принципы, заложенные в основу функционирования автоматизированной подсистемы «Контроль и ревизия». При этом основополагающими из них являются системная автоматизация планово-экономических расчетов и интегрированная обработка экономической информации по контролю и ревизии.
— Информационную основу автоматизации контроля и ревизии составляет единый информационный фонд, синтезирующий сведения о фактическом состоянии производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
— Функционирование подсистемы «Контроль и ревизия» представляет собой динамический процесс, обновляемый по мере совершения отдельных производственных и финансово-хозяйственных актов, дающий возможность организовать комплексный контроль за состоянием и использованием элементов процесса воспроизводства, позволяющий выявить соответствие параметров каждого события нормативам производственной деятельности и способствующий повышению объективности принимаемых решений.
— Для подсистемы «Контроль и ревизия» наиболее целесообразным является функциональный подход к выделению в ней задач.
— Указанный подход позволил сгруппировать функциональные задачи подсистемы контроля и ревизии в семь технологических комплексов.
— Анализ содержательного наполнения подсистемы позволил построить граф информационных взаимосвязей между задачами подсистемы.
— Подсистема «Контроль и ревизия» в основном является потребителем информации, возникающей при решении задач других подсистем АСУП.
— Разработана методика автоматизированной подготовки данных для ревизии и контроля наиболее трудоемких ее участков, создана интегрированная система обработки данных.
— Обоснована информационная база для решения задач контроля и ревизии рассматриваемых ее участков: она состоит из интегрированного и локального информационных фондов.
— Спроектированы выходные машинограммы с подробным рассмотрением целевого назначения и технологии получения.
— Предложены алгоритмы, обеспечивающие эффективное использование формул расчета в процесое автоматизированного решения рассматриваемых задач.
— Выявление экономической информации, циркулирующей в подсистеме «Контроль и ревизия», позволило разработать информационную модель данной подсистемы.
— Разработаны принципиальные блок-схемы автоматизированной подготовки данных для ревизии рассматриваемых участков КРР.
— Практическое использование предлагаемой методики рассмотрено для решения задач ревизии основных видов деятельности предприятия.
— Анализ существующих ПШ1 по бухгалтерскому учету показал необходимость и возможность их использования для реализации функции контроля и ревизии.
— Основными программными средствами, предназначенными для автоматизированного решения комплексов рассматриваемых задач подсистемы «Контроль и ревизия», предложены ППП УОС, ППП УМЦ, ППП УТЗП.
— Практическим средством воплощения является разработанная автором методика автоматизированной подготовки данных для проведения ревизии и переданная в КРУ Министерства финансов Узбекской ССР, а также программа реализации задачи подсистемы «Контроль и ревизия», полученная в ИВЦ объединения «Узбектек-стильмаш» .
Дальнейшие теоретические и практические исследования в рамках подсистемы «Контроль и ревизия» в условиях АСУП могут быть направлены на решение вопросов автоматизированной подготовки данных для проведения ревизии затрат на производство и себестоимость продукцииготовой продукцииденежных и расчетно-кредитных операцийсостояния бухгалтерского учета и отчетности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В решениях ХХУТ съезда партии и последующих Пленумов ЦК КПСС большое внимание уделяется вопросам совершенствования управления экономикой, В комплексе мер по совершенствованию управления всем хозяйственным механизмом значительное место занимает совершенствование КРР.
Организация контроля и проведение ревизии производственно-хозяйственной и финансовой деятельности требует серьезного научного отношения к решению данной проблемы, особенно при переходе к автоматизированным системам управления.
Основным направлением интенсификации контроля и ревизии является автоматизация труда бухгалтеров, контролеров-ревизоров. Это позволило обосновать необходимость выделения автоматизированного контроля и ревизии в отдельную подсистему. Такой подход в организации проведения КРР позволяет снизить трудоемкость по составлению различных группировочных таблиц, повысить достоверность информации и ее оперативность, которая необходима для целей управления и отвечает требованиям повышения эффективности и качества проведения КРР.
Достижение должного эффекта от автоматизированной подсистемы «Контроль и ревизия» предполагает решение ряда вопросов. Сада относятся: рациональная организация учета первичной информации, повышение ее качества, применение технических средств для ее фиксации на технические носители с учетом требований их обработки на ЭВМ, система кодирования информации и др. Проблемы организации контроля и ревизии в автоматизированной подсистеме должны рассматриваться в увязке с информационным аспектом всех решаемых задач. Одна и та же информация может использоваться для решения нескольких и, наоборот, для одной функциональной задачи может возникнуть необходимость решения нескольких информационных задач. Все это требует анализа существующей системы управления, исчерпывающей характеристики информационных потоков, глубокого совершенствования организационной структуры контроля и ревизии. Правильное организационно-методическое решение проблемы найдено только при системном подходе к ее рассмотрению.
К новым научным результатам относится обоснование необходимости выделения в АСУП самостоятельной функциональной подсистемы «Контроль и ревизия» призванной обеспечить автоматизированную подготовку данных для целей ревизии.
Научный подход к проектированию информационного обеспечения данной подсистемы позволил повысить аналитичность информации, требуемой для контроля и ревизии, ее достоверность и оперативность получения. Разработанная модель функциональной структуры подсистемы, предоставила возможность получения контрольной информации, ее активного использования для непосредственного воздействия на деятельность предприятия.
Предложенная методика автоматизированной подготовки данных для ревизии предусматривает интегрированную обработку данных учета и ревизии соответствующих участков. Она позволяет решать задачи ревизии в подсистеме «Контроль и ревизия» на основе формирования массовой, учетной и статистической информации и эффективно проводить оперативный контроль на основе разработанных выходных документов-машинограмм по контролю и ревизии за использованием основных средств, операций с материальными ценностями, за использованием труда и заработной платы.
Положительным моментом является то, что на базе выходных машинограмм можно производить контроль и ревизию в динамике за ряд прошедших периодов, что способствует правильно принимать управленческие решения и прогнозировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия в целом и по его подразделениям.