Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизмы реформирования экономики образования как отрасли социальной сферы: На примере Республики Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ состояния экономики образования позволил определить основные проблемы развития данной сферы в России и Республике Саха (Якутия) в частности: неэффективность бюджетного финансирования образования и других социальных отраслейхроническое недофинансирование отрасли, необходимость покрытия задолженности по заработной плате, просроченных задолженностей прошлых летотсутствие жесткого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы образования как отрасли социальной сферы
    • 1. 1. Методолгические аспекты функционирования образовательной системы
    • 1. 2. Механизмы управления образованием
    • 1. 3. Основные направления реформирования образования в Российской Федерации
  • Глава II. Региональные особенности экономики образования в Республике 45 Саха (Якутия)
    • 2. 1. Основные структурные сдвиги в системе образования Республики Саха 45 (Якутия) в переходный период
    • 2. 2. Экономическое состояние образования как отрасли социальной сферы региона
    • 2. 3. Проблемы финансирования в условиях современной социальной реформы
  • Глава III. Механизмы реформирования и развития экономики образования 98 в Республике Саха (Якутия)
    • 3. 1. Совершенствование системы управления образованием
    • 3. 2. Внедрение новых технологий и инноваций в систему образования региона
    • 3. 3. Реорганизация системы финансирования образования

Механизмы реформирования экономики образования как отрасли социальной сферы: На примере Республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Системный социально-экономический кризис, охвативший Российскую Федерацию и Республику Саха (Якутия), в частности, сказался и на сфере образования. Он проявился в разрыве содержания и форм образования с другими сферами жизнедеятельности, а также в изменении его внутренних компонентов, появлении новых направлений и структур образовательной деятельности, отставании финансирования развития образования. Все это обусловило существенную неопределенность в принятии решений о получении образования, привело к снижению образовательной активности населения, утрате ценности образования, поискам новых моделей финансовой деятельности в образовании. Эти проблемы выступают основанием необходимости реформирования системы и экономики образования.

Образование сейчас стоит перед непростым выбором — найти оптимальные пути своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общественном мнении имеются самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.

Экономические реформы, начатые в России и ее регионах десять с лишним лет назад, призваны преодолеть сложившийся кризис, должны обеспечить рост благосостояния населения на основе устойчивого поступательного развития рыночного хозяйства, перевода экономики на интенсивный путь развития, более рационального использования производственного потенциала страны, ускорения научно-технического прогресса. Важной составляющей реформ является социальная реформа, включающая структурные изменения в сфере образования.

Взаимосвязь экономики с развитием образования населения хорошо прослеживается на примере роста вложений в развитие образования по линии субфедерального бюджета и местных бюджетов. В PC (Я) в период с 1995 по 2002 г. расходы на образование увеличились с 1301,0 млрд. неденоминированных руб. до 9690,5 млн руб. Рост в текущих ценах составил 7,4 раза, в неизменных ценах — 1,8 раза. В структуре финансирования прослеживается относительный рост расходов на школьное воспитание (с 49,0% в 1995 г. до 60,7% в 2002 г.), среднее специальное образование (с 3,3% до 3,7%), высшее профессиональное образование (с 5,2% до 8,3%). Этоприоритетные направления развития образования в республике.

Проблемы финансирования имеют особое значение в оценке исходных позиций реформирования и определении стратегии развития образования как отрасли социальной сферы. Развитие новых механизмов финансирования, привлечение внебюджетных источников, внедрение новых принципов организации системы бюджетного финансирования в настоящее время являются основными тенденциями в реформировании системы образования. Поступательное развитие данных процессов тормозится рядом негативных факторов, в том числе отсутствием институциональных решений в реализации социальной реформы.

Необходимость внедрения новых, рыночных механизмов финансирования образования в Республике Саха (Якутия) приобретает особую актуальность. Центральным вопросом является роль и место образования в сфере реализации бюджетных обязательств государства.

Цель исследования — определение основных направлений реформирования и разработка эффективных механизмов управления, финансирования и инновационного развития экономики образования. ,.

Основные задачи исследования:

— провести анализ теоретических разработок в области системы образования как отрасли социальной сферы;

— дать оценку состоянию экономики образования в регионе;

— исследовать региональные особенности финансирования образования;

— определип> направления реформирования образования в регионе;

— разработать механизмы привлечения внебюджетных источников финансирования, а также новые принципы организации системы бюджетного финансирования образования.

Объектом исследования является экономика образования как отрасли социальной сферы региона.

Предметом исследования являются процессы реформирования и развития экономики образования в условиях современной социальной реформы.

Теоретической и методологической основой исследования являются разработанные в советский и современный период теории, методологические положения и методы в области образовательной системы. В 30-е годы 20 в. — это была концепция Народного Комиссариата просвещения. Её идеологическими основами были марксизм-ленинизм, а главной установкой — формирование мировоззрения, непосредственно связанного с практикой социалистического строительства. К числу значительных теоретико-методологических работ относится — духовное наследие К.Д.

Ушинского, П. Ф. Каптерёва, П. Ф. Лесгафта, J1.C. Выготского, В. А. Сухомлинского и других выдающихся теоретиков и практиков российской педагогики.

В настоящее время существует достаточно большое количество методических разработок, практических методов оценки деятельности образовательного учреждения, аттестации, фронтального исследования функционирования, изучения эффективности и результативности социально-образовательных процессов, которые разрабатывались, в частности: Шамовой Т. И., Конаржевским Ю. А., Вагиной Л. И., Третьяковым П. И. и др.

Проблемы финансирования образования, относящиеся в основном к современному периоду, отражены в публикациях Кириллина Ю. и др. Вопросы научно обоснованного определения цен на платные образовательные услуги освещаются в публикациях Викторова В. И., Соколицына А. С., Федотова А. В., Фигурина А. В. и др. Проблемы арендных отношений образовательных учреждений детально регламентированы Гражданским кодексом РФ и ведомственными документами Минимущества России. Вопросы правообеспечения платной образовательной деятельности представлены нормами Конституции и Гражданского кодекса РФ, законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Проблемы выстраивания финансово-хозяйственного механизма взаимоотношений с самостоятельными хозяйствующими субъектами на рынках образовательных ресурсов рассматривались Вифлеемским А. Известные исследователи дошкольного образования К. Ю. Белая, Е. И. Иванова, Н. А. Рауцкасс в своих работах рекомендуют адаптировать основы маркетинга и менеджмента и использовать их в управлении образованием на разных уровнях.

Методы исследований. Для выполнения поставленных задач использовались общенаучные методы исследования, системный анализ, методы экономического и экономико-статистического анализа, что позволило обеспечить достоверность результатов и обоснованность выводов диссертационного исследования. В работе использовались законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), материалы научных конференций, отчеты о научно-исследовательских работах ИРЭ АН PC (Я), официальные статистические материалы, аналитические источники.

Научная новизна работы заключается:

— в разработке предложений по совершенствованию методики расчета финансовых нормативов расходов муниципальных бюджетов PC (Я) в сфере образования, позволяющих более четко определять уровень бюджетных обязательств органов местного самоуправления, повысить уровень материально-технического обеспечения, ускорить обновление основных производственных фондов учреждений общего образования;

— в разработке направлений повышения эффективности инноваций в сфере образования региона, являющихся одним из ключевых направлений реформы данной сферы, заключающихся в создании специализированного общественного фонда, аккумулирующего инновационные идеи, продукты и инвестиционные ресурсы, необходимые для реализации технологических и методологических инноваций;

— в определении направлений стимулирования привлечения внебюджетного финансирования в систему образования региона посредством формирования системы грантового бюджетного и внебюджетного финансирования одаренных студентов или представителей определенных социальных группстандартного накопительного страхования и новых страховых продуктовпутем предоставления государственных субсидий студентам, которые после выпуска будут заняты в социальной сфере в отдаленных районах республики и т. д.- предоставления стипендий за счет средств общественных и благотворительных организаций, введения в законодательство PC (Я) специальных налоговых льгот для общественных и гуманитарных фондов, финансирующих образовательные программы.

Предмет защиты. Изучение и анализ теоретических и методологических работ советских и современных российских ученых, а также анализ состояния экономики образования позволили сделать вывод, что основными направлениями социальной реформы данной сферы должны являться: совершенствование системы управления, внедрение новых технологий и инноваций, реорганизация системы финансирования. Подходы и принципы организации финансирования являются одним из ключевых механизмов реформирования экономики образования. Разработка предложений по совершенствованию методики расчета финансовых нормативов расходов муниципальных бюджетов в сфере образования позволяет четко определить уровень бюджетных обязательств органов местного самоуправления, повысить уровень материально-технического обеспечения, а также обеспечить ускоренное воспроизводство основных производственных фондов учреждений образования. Определение направлений стимулирования привлечения внебюджетного финансирования в систему образования региона также является предметом защиты.

Практическая значимость результатов. Предлагаемые в диссертации подходы и механизмы финансирования образования, диссертант видит в их реальном воплощении. Они нацелены на определение исходных позиций реформирования и определения стратегии развития образования как отрасли социальной сферы региона. Развитие новых механизмов финансирования, привлечение внебюджетных источников, внедрение новых принципов организации системы бюджетного финансирования в настоящее время являются основными тенденциями в реформировании системы образования, которые должны быть использованы региональной системой образования.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в научных публикациях автора и выступлениях на 5 республиканских научных и научно-практических конференциях:

Проблемы и перспективы подготовки специалистов для промышленно-хозяйственного комплекса PC (Я)", г. Якутск, 24 января 2003 г.;

Научные конференции Института региональной экономики Академии наук PC (Я) для молодых ученых, аспирантов и соискателей «Молодежь и экономика», г. Якутск, март 2003,2004 гг.;

Модернизация высшего образования (социальные и экономические аспекты в масштабе Республики Саха (Якутия)", г. Якутск, 19 ноября 2003 г.;

Местное самоуправление в Республике Саха (Якутия): правовые, социально-экономические и финансовые проблемы", г. Якутск, 15−16 апреля 2004 г.

По теме диссертации опубликовано 5 научных работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 122 наименования. Диссертация изложена на 164 страницах машинописного текста, включает 18 таблиц, 2 рисунка, 10 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определённую материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека. Образование в обществе выполняет ведущую социальную функцию — гуманистическую. Таким образом, реформирование экономики образования должно являться одним из приоритетных направлений социальной реформы в России.

Анализ состояния экономики образования позволил определить основные проблемы развития данной сферы в России и Республике Саха (Якутия) в частности: неэффективность бюджетного финансирования образования и других социальных отраслейхроническое недофинансирование отрасли, необходимость покрытия задолженности по заработной плате, просроченных задолженностей прошлых летотсутствие жесткого государственного контроля над целевым использованием бюджетных средствнесовершенство системы бюджетного планирования, выражающееся в формировании территориальных диспропорций в обеспечении населения базовыми образовательными услугаминизкий уровень материально-технической базы образования, отсутствие целевого финансирования модернизации данной сферыснижение показателей инвестиционной активности, что обуславливает резкое старение основных фондов образованиянедостаточный уровень оплаты труда преподавателей, снижающий привлекательность данных профессий, что усугубляет кадровую проблему.

Изучение и анализ теоретических и методологических работ советских и современных российских ученых, а также анализ состояния экономики образования позволили сделать вывод, что основными направлениями реформирования должны являться: совершенствование системы управления, внедрение новых технологий и инноваций и реорганизация системы финансирования.

Расширение участия общества в управлении образованием (образовательными организациями) должно достигаться путём создания:

— системы попечительских советов, что призвано усилить внимание, прежде всего, местного сообщества к проблемам развития и нуждам образования, обеспечить приток в образовательные организации дополнительных ресурсов — финансовых, материальных, кадровых, их эффективное использование и общественный контроль над деятельностью администраций;

— фондов поддержки образования (образовательных организаций), аккумулирующих средства юридических и физических лиц и направляющих их на решение конкретных проблем данной сферы;

— системы поддержки профессиональных сообществ сферы образования, их привлечение к решению вопросов образовательной тактики и стратегии на федеральном и региональном уровнях;

— условий, прежде всего налоговых, для стимулирования различных форм самоорганизации населения и хозяйствующих субъектов в поддержку образования.

Анализ структурных сдвигов и современного состояния, представленный в работе, позволил сделать следующие выводы в оценке инновационного потенциала образования в Республике Саха (Якутия):

1. Накоплен существенный интеллектуальный и кадровый ресурс, который может быть задействован в реализации как технических и экономических, так и управленческих и методологических инноваций в сфере среднего специального и высшего образования;

2. Сложились предпосылки для реализации методологических и технологических инноваций в среднем специальном и высшем образовании, в которых относительно развита материально-техническая база. Обновление и модернизация оборудования, технологий и методик обучения могут дать существенный системный эффект в данных сферах. Для модернизации учреждений общего образования недостаточно выделяемых бюджетных средств, следовательно, необходимы коррективы в методике расчета финансовых нормативов в сфере начального и среднего образования, повышение в их структуре удельного веса «инновационных» затрат;

3. В части мобилизации источников финансирования инноваций в образовании выделяются следующие основные задачи: необходимость увеличения бюджетных расходов на осуществление инноваций в сфере образования региона, поскольку органы государственного управления и муниципальные власти являются основными заказчиками и инвесторами образовательной системытребование по аккумуляции и целевому направлению финансовых ресурсов бюджетной системы на инновации в образовании. В настоящее время инновационный процесс в этой сфере размыт, ряд нововведений регулируется разрозненными социальными программами. Необходимо проведение специальных исследований в части модернизации и проведения активной инновационной политики в сфере образования. Так как это не входит в сферу полномочий органов управления, целесообразно создание специализированного общественного фонданеобходимость наращивания внебюджетных источников инноваций за счет более активного привлечения средств потребителей услуг — домохозяйств, а также предприятий и организаций, заинтересованных в привлечении высококвалифицированных кадров. Специализированный общественный фонд должен аккумулировать инновационные идеи, продукты и инвестиционные ресурсы, необходимые для реализации технологических и методологических инноваций. Финансирование данного фонда должно идти за счет ряда источников: бюджетных средств (государственного бюджета PC (Я) и муниципальных бюджетов) — внебюджетных ресурсов учреждений образованияроссийских и зарубежных грантовблаготворительной помощисредств потребителей услуг образования — населения и предприятий и организаций республики.

В условиях рыночных отношений проблемы финансирования образования становятся актуальными и являются одним из направлений реформирования образования. Проблемы финансирования имеют особое значение в оценке исходных позиций реформирования и определении стратегии развития образования как отрасли социальной инфраструктуры.

Развитие новых механизмов финансирования, привлечение внебюджетных источников, внедрение новых принципов организации системы бюджетного финансирования в настоящее время являются основными тенденциями в реформировании системы образования. Тем не менее, поступательное развитие данных процессов тормозится рядом негативных факторов, в том числе отсутствием институциональных решений в реализации социальной реформы. Таким образом, необходимость внедрения новых, рыночных механизмов финансирования образования в Республике Саха (Якутия) в настоящее время приобретает особую актуальность. Центральным вопросом является роль и место образования в сфере реализации бюджетных обязательств государства.

В связи с переходом на местное самоуправление возрастает роль финансовых нормативов расходов муниципальных бюджетов в сфере образования. Действующие в настоящее время межрегиональные и внутри региональные механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности не гарантируют сколько-нибудь близкий уровень финансирования образования на разных территориях и соответственно равенство в доступе к качественному образованию ни в рамках региона, ни в стране в целом.

Новые финансовые нормативы были разработаны с учетом всех необходимых потребностей сферы образования. Основной проблемой является фактическое исполнение бюджетных обязательств. Переход на новые финансовые нормативы не гарантирует полной бюджетной обеспеченности. Следовательно, одна из наиболее актуальных проблем сферы образования — обновление материальной базы на основе модернизации оборудования, введения в строй новых объектов и капитального ремонта действующих зданий в среднесрочной перспективе не будет решена.

В соответствии с актуальными задачами реформирования системы образования формулируются следующие приоритетные направления реорганизации финансирования образования в Республике Саха (Якутия): разработка предложений по совершенствованию системы нормативов в сфере общего образованияопределение приоритетных внебюджетных источников финансирования образования в регионе и методов их стимулированияобоснование перспективных соотношений бюджетного и внебюджетного финансирования по направлениям системы образования региона.

Разработка предложений по совершенствованию системы нормативов в сфере общего образования: провести комплексный анализ уровней развития социальной инфраструктуры по муниципальным образованиям PC (Я). Поскольку существуют значительные территориальные диспропорции в обеспеченности услугами учреждений образования, также крайне варьируется качество их услуг. Комплексный анализ также позволит выработать рекомендации по оптимизации сети образовательных учреждений в Республике Саха (Якутия) — помимо учета количественных параметров (численность учеников, учителей, вспомогательного персонала, площадь учебных зданий и т. д.) ввести систему оценки качества предоставляемых услуг, механизмы, предусматривающие снижение уровня бюджетного финансирования конкретного учреждений в случае не предоставления им услуг должного качества и объема. Основными критериями оценки качества подготовки в средних школах должны являться результаты ЕГЭ, уровень «поступаемости» выпускников в вузы, процент их отсева на 1 курсе, социологические опросы учеников и их родителей и т. д. Таким образом, необходимо разработать и внедрить систему оценки качества обучения и эффективности бюджетных расходов на общее образованиев структуре условно-нормативных расходов муниципальных образований удельный вес расходов на начальное и среднее общее образование должен быть увеличен с 31,6% в 2004 г. до 35 — 40% в последующие периоды. По оценке диссертанта, это позволит нарастить расходы на общее образование, гарантированное гражданам Конституцией РФ, на 20−25%. Рост расходов на начальное и общее образование должен быть направлен на повышение уровня материально-технической базы учреждений образованияувеличить удельный вес расходов на модернизацию (приобретение предметов длительного пользования) с 15% от балансовой стоимости оборудования до 20%, на капитальный ремонт — с 2% от балансовой стоимости зданий и сооружений до 5%. Поскольку реальные сроки физического и морального износа современного оборудования гораздо ниже нормативных сроков. Также нормативный срок амортизации зданий и сооружений (30−40 лет) значительно превышает фактические сроки функционирования зданий учебных заведений (в основном, это — здания в деревянном исполнении) в условиях Крайнего Севера.

Диссертантом предлагаются следующие направления стимулирования привлечения внебюджетного финансирования в систему образования региона: формирование системы грантового бюджетного и внебюджетного финансирования одаренных студентов, или представителей определенных социальных группорганизация системы предоставления студентам льготных, долгосрочных ссуд и кредитов на обучение на основе консолидации бюджетных средств и средств коммерческих кредитных организаций, формирование специальных кредитных программразработка и реализация новых страховых продуктов, предусматривающих компенсацию части средств, направляемых частными лицами на образование (страхование на случай низкого балла по ЕГЭ, дающее возможность приобрести авиабилеты и сдать вступительные экзамены в выбранный вуз лично, страхование жизни и имущества студентов, стандартное накопительное страхование) — предоставление стипендий за счет средств общественных и благотворительных организаций, введение в законодательство PC (Я) специальных налоговых льгот для общественных и гуманитарных фондов, финансирующих образовательные программыразработка системы субсидирования образовательных услуг для представителей определенных социальных групп, или по видам образовательных услуг. Например, предоставление государственных субсидий студентам, которые после выпуска будут заняты в социальной сфере в отдаленных районахразработка предложений по увеличению размера налогового вычета. В настоящее время не облагаемый подоходным налогом объем средств, расходуемых на образование, составляет 25 000 руб. в год, что гораздо ниже платы за обучение в вузах, дающих качественное образованиеналоговое стимулирование предприятий и организаций в части компетенции субфедерального и местных бюджетов, направляющих средства на подготовку молодых специалистов или повышение квалификации персонала.

Особое внимание в подготовке профессиональных кадров, в развитии высшей школы должно быть уделено системе прогнозирования. Разрабатываемая в настоящее время республиканская целевая программа подготовки кадров должна на долгосрочную перспективу заложить приоритетные направления обучения специалистов. Это позволит оптимизировать специальности, определить необходимую структуру подготовки кадров по отраслям экономики и социальной сферы, предупредит возможные негативные тенденции на рынке труда и т. д. Государственные и коммерческие высшие учебные заведения должны корректировать структуру своих специальностей в соответствии с данной программой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Л., Цена результата. Норматив и качество образования, «Школьное обозрение», № 2, 2002.
  2. Л.П. Проектирование региональной системы среднего профессионального образования в рыночных условиях. Казань, 1996.
  3. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985.
  4. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
  5. Н.М., Жильцов Е. Н., Егоров Е. В. Проблемы регионального развития социальной сферы/ Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М., 1993.
  6. Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. СПб., 1996.
  7. Г. А. Привлечение внебюджетных средств образовательными учреждениями (факторы и методы планирования). Российский экономический журнал. 2003. № 2, с. 74.
  8. В., Власов В., Пименова Е. Государственный интерес (о дополнительном профессиональном образовании). // Высшее образование в России, 1998, № 1.
  9. Е.Н. Методология нового хозяйственного механизма в высших учебных заведениях в условиях рынка. М., 1991.
  10. У.С. Управлять школой должен профессионал. // Народное образование Якутии. Якутск, 1997, № 4, стр. 110.
  11. Ю.С., Козлов В. Н. Инженерное образование и региональные проблемы России. // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. — Новосибирск. 1995. С. 110−111.
  12. С.И. Современные требования к уроку. М., 1985.
  13. В.И., Соколицын А. С., Федотов А. В., Фигурин А. В. и др. Научно-методическое обоснование и разработка методики определения стоимости платных образовательных услуг образовательного учреждения. — СПб.: УЦПР, 2000.
  14. А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе. Ж. Вопросы экономики. 2002, № 8 с. 121.
  15. Высшая народная школа: вчера, сегодня, завтра. — СПб, 1999. 270 с.
  16. Высшая школа России: состояние и проблемы развития. — М., 1993.
  17. Т.Н., Попова В. Г. Проблемы экономики образования Республики Саха (Якутия) // Молодежь и экономика PC (Я): Материалы науч. конф. Вып. 2. — Якутск, 2003. — С. 51 — 63.
  18. Т.Н., Попова В. Г. Направления совершенствования системы финансирования образования в Республике Саха (Якутия) // Молодежь и экономика PC (Я): Материалы науч. конф. — Вып. 3. Якутск, 2004.
  19. Р.Т., Садриев М. М., Галин Р. А. Совершенствование системы образования в условиях перехода к рыночной экономике (на примере Башкирии). — Уфа, 1995.
  20. В.Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул: Изд. во БГТГУ, 1994, с. 123−136.
  21. В.К., Кудрявцев Ю. А. Образование в условиях рыночных отношений (зарубежный опыт). -М., 1994.
  22. Н.Г. Задачи современной школы и программа обновления гуманитарного образования // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. Новосибирск, 1995. С. 64.
  23. В.А., Коханова Л. А. основы непрерывного образования в СССР. М., Высшая школа. 1987, с. 56−80.24. Гражданский кодекс РФ.
  24. Дидактика средней школы. Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., М., 1982.
  25. С.А. Теория человеческого капитала. — СПб, 1996.
  26. В. экономическая наука в поисках новой методологии. // МэиМО, 1995,№ 7.-С. 5−17.
  27. С.Д., Понкратова В. Л. Организационно-экономические аспекты высшего образования в России. М., 1998.
  28. В.И. Экономика образования: проблемы реальные и мнимые. // Педагогика, 1992, № 3 4.
  29. Л.В. Поиск индивидуального проекта управления. // Народное образование Якутии. Якутск, 1999, № 1, стр. 73.
  30. Закон Республики Саха (Якутия) «О Государственном бюджете РС (Я) на 2003 год».
  31. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  32. Закон РФ «Об образовании».
  33. У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. — Москва-Уфа, 1993.
  34. М., Фуколова Ю. Классовый подход к образованию // Деньги. 27 мая 1998, № 19
  35. В.Г., Батурин JI.A. и другие. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2001.
  36. А., Кушельман Н. Высшее учебное заблуждение // Деньги. 1 июля 1998.-№ 24.
  37. В.Т. Региональная политика в области высшего образования: какой ей быть? // Высшее образование в России, 1993, № 4. — С.14 24.
  38. Ю. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России. 2000. — № 5.
  39. Ю. Пять способов улучшить финансирование университетов (рекомендации Конференции ректоров европейских университетов) // Alma Mater. 2000. — № 3.
  40. А. М. Государственная идеология//Вестник МГУ- серия 12- Социально-политические исследования- 1994, № 1.
  41. В.И., Костин А. И. Политические идеологии: история и современность / Вестник МГУ- серия 12- политические науки- 1997, № 12.
  42. О. На бумаге и в жизни. Нормативное финансирование: сфера применения и границы возможностей. Школьное обозрение, 2002, № 4.
  43. С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. Москва, «Academa», 2000 г.
  44. И., Смирнов С. Реформирование некоторых отраслей социальной сферы России, Институт экономики переходного периода, Москва, 1999.
  45. Конституция (основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977, стр. 18.
  46. B.C. Содержание образования. М.: 1989.
  47. Л. Региональная модель образования и национальные интересы России. // Народное образование, 1997, № 2.
  48. А.П. Образование в условиях интенсификации экономики. М., 1989.
  49. А.П. Образование как сфера услуг. // В кн.: Основы разработки педагогических технологий и инноваций, под ред. Пятина В. А. — Астрахань, 1998.
  50. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  51. В.Л. Тревоги и надежды высшей школы России. // Педагогика, 1995, № 5.
  52. М.В. К проблеме технологии управления развитием школы // Народное образование Якутии. Якутск, 2000, № 1, стр. 79.
  53. Межведомственная целевая программа «Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в России на 1997−2000 гг.».
  54. А.И., Соловьева Е. В. Анализ рынка высшего профессионального образования: методологический и методический аспекты. СПб.: СПбГИЭА, 1998.
  55. О.И. Маркетинг и менеджмент в управлении дошкольным образовательным учреждением. // Народное образование Якутии. Якутск, 1997, № 4, стр. 34.
  56. В.М., Беляева Э. С., Краснер Н. Я. Методы оптимизации. М., 1978.
  57. Т.Г., Победина М. П., Поляк Г. Б. Региональная экономика. М., 19 950.
  58. А.И. Экономика высшей школы. // Высшее образование в России, 1992, № 1.
  59. В.И. Духовный смысл отечественного образования и организационно-кадровые проблемы его реализации. // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. Новосибирск, 1995. С. 140−141.
  60. А.Т., Павлова А. Н. Проблемы жизнеобеспечения в Арктической зоне PC (Я). АН PC (Я). Институт региональной экономики. Вопросы региональной экономики (сборник научных трудов). Выпуск 1. — Якутск: ЯФ «Издательство СО РАН», 2001.
  61. Новое качество высшего образования в современной России (содержание, механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы) Концептуально-программный подход/ под науч. ред. Селезневой Н. А. и Субетто А. И. М., 1995.
  62. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТПиО РАО, 1995. — С. 361.
  63. Образование в PC (Я): Статистический сборник / Комитет государственной статистики PC (Я) Я.: 2002. с. 13.650 реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов, М., 1984.
  64. Основные направления социально-экономической политики правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Реформирование образования. М., 2001.
  65. Основные фонды и другие нефинансовые активы в PC (Я). Статистический сборник, Госкомстат PC (Я). Якутск: 2001.
  66. Отчет о НИР «Оценка социально-экономического эффекта инвестиционной политики АК „АЛРОСА“ в улусах промышленной деятельности компании», СРФП ИРЭ АН PC (Я), 2002.
  67. Отчет о НИР «Разработка финансовых нормативов для определения финансовой помощи бюджетам муниципальных образований», СРФП ИРЭ АН PC (Я), 2003.
  68. В.Е., Степанов М. Р., Филиппов В. П. Институциональные основы системы подготовки кадров высшей квалификации в Республике Саха (Якутия): состояние и перспективы. — Якутск, 2003. — 148 с.
  69. Н.В., Павлова С. Н. Информационные технологии в учебном процессе. Новые технологии и проблемы инновационной политики в PC (Я): Сборник научных трудов/Под ред. Н. В. Бекетова, Н. Е. Егорова. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004.
  70. А. Маркетинг в сфере образования. // В кн.: Подготовка кадров обучения, вып. 3. М., 1994.
  71. А. Цена образования. // Alma Mater, 1997, № 5.
  72. В.В. Социология образования // СПЖ. 1996. № 4.
  73. В.И. Региональная структура управления образованием. // Советская педагогика, 1991, № 9.
  74. Политические идеологии: история и современность / В. И. Коваленко, А. И. Костин // Вестник МГУ- серия 12- политические науки- 1997, № 12.
  75. В.Б. Маркетинг образовательных услуг. // Вестник объединения вузов России по инж.-педагогич. образованию. Екатеринбург, 1993, № 1.
  76. Е.Н. Проблемы формирования рынка образовательных услуг. // Молодежь, образование, рынок: сб. науч. тр. М., 1992.
  77. В.Г. Проблемы реформирования системы образования в Республике Саха (Якутия) // Проблемы и перспективы подготовки специалистов для промышленно-хозяйственного комплекса PC (Я): Материалы научно-практической конф. г. Якутск, 24 января 2003 г.
  78. Н.М. Управление развитием образования. // Народное образование Якутии. Якутск, 2000, № 1, стр. 77.
  79. Постановление Правительства PC (Я) от 11.08.1998 года № 369 «Об установлении временных социальных нормативов учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта в PC (Я)».
  80. Потребление населения и его законодательное регулирование. Раздел 6.1. Русский Гуманитарный Интернет-университет, Социальная статистика.
  81. Пояснительная записка. Методика распределения финансовой помощи муниципальным бюджетам PC (Я) на 2004 г.
  82. Программа Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах».
  83. Программа реформирования государственных и муниципальных финансов PC (Я) на 2003 2004 гг., Якутск: 2003.
  84. Психолого-педагогическая и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. М., 1985.
  85. Пять способов улучшить финансирование университетов. Рекомендации Конференции ректоров европейских университетов // Alma Mater. 2000. — № 3.
  86. Российский стат. ежегодник: Стат. сб./Госкомстат РФ. — М., 2001. 679 с.
  87. В.А., Белокуров В. В., Сушкол В. Г., Шикин Е. В. Университетское образование: Приглашение к размышлению. -М., 1995.
  88. . Общество и образование: пер. с англ. / Общ. ред. и пред. Пилиповского В. Я. -М, 1989.
  89. Т.В. К вопросу о критериях оценки эффективности деятельности образовательного учреждения. // Народное образование Якутии. Якутск, 1999, № 1, стр. 98.
  90. С.М. менеджмент в образовании: теория и практика. М., 1993.
  91. П. Новые подходы к организации высшей школы. // Высшее образование в России, 1997, № 3.
  92. В.К. Инновационные подходы в управлении. // Народное образование Якутии. Якутск, 1997, № 4, стр. 111.
  93. В. Преемственность общего среднего и высшего профессионального образования. // Высшее образование в России, 1997, № 1.
  94. Е., Щесняк Е. Источники финансирования воспроизводства основных фондов высших учебных заведений: опыт развитых стран. Российский экономический журнал, 2003, № 2, с. 84.
  95. Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М., 1997.
  96. Состояние, развитие и проблемы негосударственных образовательных учреждений России // Высшее образование в России. 1994. № 1. С. 142−148.
  97. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Саха (Якутия): Статистический сборник / Госкомстат PC (Я). Я., 2002.
  98. Социально-экономическое положение PC (Я) в январе-декабре 2000 г., Статистический сборник / Госкомстат PC (Я). Я., 2001.
  99. В.И., Степанова О. Г. Кризис образования в России: причины и пути выхода // Материалы региональной научно практической конференции «Негосударственное образование в России». Новосибирск, 1996, стр.24−31.
  100. А.И. Проблемы фундаментализации источников высшего образования. Кострома — Москва, 1996.
  101. Теоретические основы содержания общего среднего образования // Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М.: 1983.
  102. М.Ф. Демократические ценности в системе управления образовательным учреждением //Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. Новосибирск. 1995. С. 195−196.
  103. Е.И. Родная речь и пути ее развития. М., 1923.
  104. Т. Социология. Общий курс. М.: 1999. -512.
  105. Указ Президента Российской Федерации «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации».
  106. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М., 1986.
  107. Финансы в Республике Саха (Якутия): Статистический сборник / Госкомстат PC (Я). Я., 2002.
  108. К.Н., Тараскж JT.H., Давыдов Н. И., Ворожейкина O.J1., Пугач В. Ф., Покладок Е. Б. Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих странах мира: статистическое обозрение. — М., 1994
  109. В.В. Предпринимательство в сфере образования. — Кострома, 1994.
  110. Ф.Э., Харчева В. Г. Социальные проблемы вузовской науки // СОЦИС. 1996. № 6.
  111. . А., Васильев А. Я. Концептуальные вопросы научно-технической политики в PC (Я). Новые технологии и проблемы инновационной политики в PC (Я): Сборник научных трудов / Под ред. Н. В. Бекетова, Н. Е. Егорова. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004.
  112. С., Рождественская И., Реформы в социально-культурной сфере, Экономика переходного периода. М.: Институт экономических проблем переходного периода, 1998.
  113. В.П. Рынок образовательных услуг в современной России. // Школа, 1997, № 3.
  114. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. -М, 1998.
  115. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 1996. — с. 623.
  116. Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе. М., 1985.121. http://nrs.edu.ru.122. http://stat.edu.ru, Госкомстат РФ, Раздел 2. Общие показатели системы образования. Аналитический комментарий.
Заполнить форму текущей работой