Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Лоббизм как институт политического представительства интересов в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цакунов С. Предприниматели и исполнительная власть: сотрудничество или противодействие / Обновление России: трудный поиск решений. Вып.1. — М., 1992, с. 74−81- Лепехин В. «Предприниматели и власть в современной России (1992;1993гг.)» (Главы из книги).//Власть, 1993, № 2, с. 85−89,№ 4, с. 82−89- Лапина Н. Предприниматели в политическом пространстве // Мировая экономика и международные отношения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Лоббизм как политическое явление
    • 1. 1. Истоки и генезис лоббизма
    • 1. 2. Политологические концепции лоббизма и заинтересованных (групп
    • 1. 3. Технология лоббистской деятельности. 63 V
  • Глава 2. Политическая сущность лоббирования интересов российского бизнеса
    • 2. 1. Участие предпринимателей в политико-властных процессах
    • 2. 2. Лоббистская деятельность организаций бизнеса. 140 ч
  • Глава 3. Сравнительный анализ законодательного регулирования лоббистской деятельности
    • 3. 1. Зарубежный опыт регулирования лоббизма
    • 3. 2. Состояние и перспективы урегулирования лоббизма (в России

Лоббизм как институт политического представительства интересов в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Всестороннее реформирование российского общества вызвало к жизни ряд новых явлений в политической сфере. Одно из таких явлений — лоббистская деятельность, или лоббизм.

В условиях формирования в Российской Федерации экономического и политического рынков, тенденций демократизации общества лоббизм становится неотъемлемым атрибутом политической системы и выполняет в ней ряд функций. Наиболее существенной из них является функция по артикуляции групповых интересов, так как существующая система представительства интересов столкнулась с рядом проблем. Депутаты, избранные от территориальных округов, призваны отстаивать прежде всего территориальные интересы. Выражение функциональных интересов в этом случае оказывается затрудненным. Отечественные партии, находящиеся в процессе становления, в силу специфики характера некоторых из них (создание «под личность», в целях проведения избирательных кампаний) не могут охватить все общество и не представляют из себя полноценного инструмента артикуляции и агрегации интересов. В этих условиях лоббизм является политическим институтом, способствующим более полному и адекватному включению интересов населения в политико-управленческий процесс. Понимание того, насколько этот институт эффективен, приемлем, соответ- (ствует демократическим принципам, позволит снять неоправданную напряженность в обществе вокруг лоббизма.

Специфичность сферы лоббистской деятельности — воздействие на законодательные и исполнительные органы государственной власти — придает ей политический характер. Лоббизм в той или иной степени затрагивает основные звенья политико-управленческих процессов: от формирования запросов и интересов до их реализации при принятии и исполнении политических решений путем воздействия на государственный аппарат.

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется также существенной ролью лоббизма в реализации политических интересов как субъектов лоббистской деятельности, так и государственных служащих и политиков. Основным источником лоббизма являются все же экономические потребности, борьба за ресурсы и их перераспределение. Поэтому лоббизм есть достижение политическими средствами прежде всего экономических интересов. В этой связи представляется закономерным, что современные, далеко не упорядоченные процессы приобретения и передела собственности сопровождаются активной лоббистской деятельностью в РФ.

В научных и общественных кругах высказываются диаметрально противоположные оценки лоббизма. Одни считают его сугубо негативным явлением, другие испытывают эйфорию по поводу лоббизма, воспринимая его чуть ли не панацеей от всех бед. И в том, и в другом случае мы имеем дело с крайностями, порождаемыми незнанием реальной роли лоббизма в российском обществе, по- (литических последствий его деятельности и механизмов лоббирования.

Необходимость исследования лоббистской деятельности, понимания ее достоинств и недостатков вызвана не только академической, но и в практической потребностью. И лоббист, и государственный служащий, который по роду своей деятельности часто сталкивается с проявлениями лоббизма, нуждаются в обобщенном знании мирового и российского опыта в этой сфере, что позволит им скорректировать существующую практику лоббирования.

Выполняя ряд важных для общества позитивных функций, лоббизм вместе с тем имеет и негативные стороны. В силу неконкурентного, корпоративно-монополистического характера экономического и политического рынков в современной России, отсутствия правового регулирования лоббистской деятель.

Н?Р?ДК О-, ности лоббированиешриобреил искаженные формы.

В настоящее время разрабатывается законопроект «О регулировании лоб- «бистской деятельности в федеральных органах власти». Это также определяет актуальность темы исследования, так как эффективность данного закона прямо зависит от полноты и точности знания законодателем и обществом специфики функционирования лоббизма в современной России.

Степень научной разработанности проблемы.

До сих «пор в российской политологии существует немного работ, в которых лоббизм выступал бы главным объектом исследования. Однако проблемы лоббирования рассматриваются также, причем не вскольз, а довольно основательно, в ряде работ о системе представительства интересов, группах интересов, взаимодействии государства и предпринимателей и о становлении < российского бизнеса.

В советских общественных науках тема лоббизма (естественно «капиталистического») имела второстепенное значение. Единственное в то время монографическое исследование американского лоббизма проведено экспертом Института США и Канады АН СССР1. Тема лоббизма затрагивается советскими учеными также в монографиях о структуре и деятельности представительных органов власти, об аппарате государственного управления западных стран (прежде всего США), о государственно-монополистическом капитализме2. Зарубежному лоббизму посвящены некоторые научные Л публикации в перифирийных изданиях. В доперестроечный период проводились исследования, прежде всего в сфере экономики, авторы которых отмечали наличие практики лоббирования групповых интересов также в социалистическом народном хозяйстве. Известный пример подобного * исследования — труды экономистов-рыночников во главе с В. Найшулем о номенклатурной экономике позднего социализма в форме «бюрократического торга», когда лоббирование осуществлялось в рамках складывающихся в процессе экономического планирования договоренностей между отраслевыми министерствами и дефективными органами.4.

Литературу о лоббизме в российской политической науке можно условно разделить, за некоторым исключением, на три группы, что соответствует основным этапам исследования лоббизма. Главным критерием деления является научное содержание работ и теоретическая проработанность материала. На первом этапе, до 1993 года, активно анализировался в основном зарубежный.

1 Зяблюк Н. Г. США. Лоббизм и политика. — М.: «Мысль», 1976.

2 Мишин А. А. Центральные органы власти США — орудие диктатуры монополистического капитала. -М. Государственное издательство юридической литературы, 1954; Маринин С. Б. США: политика и управление (федеральный правительственный аппарат). — М.: Международные отношения, 1967; Четвериков С. Б. Кто и как делает политику США. — М.: Межцуна-родные отношения, 1974; Куликов А. Г. Генеральные штабы монополий. — М., 1969; Федоров Р. П. Анонимная власть. — М., 1970.

3 Например, Бельсон Я. Лоббизм и обструкционизм в Конгрессе США //Ученые записки Казахского государственного Университета, т.47, серия историческая. — Алма-Ата.: Изд-во КазГУ, 1960, С.7−17.

4 Константинов В., Найшуль В. Технология планового управления. — М., 1986. опыт.5 На втором этапе (1993;1994 г. г.) наблюдается всплеск интереса к российскому лоббизму как новому явлению в общественно-политической жизни. Однако публикации этого периода носили преимущественно дескриптивно-легитимизирующий характер. Их авторы стремились оправдать не регулируемый законом и малоконтролируемый лоббизм, как «естественный» общественный феномен, и способствовали формированию позитивного отношения общественности к лоббизму.6 С 1995 года по настоящее время продолжается третий этап — этап углубенного анализа и попыток теоретического осмысления лоббизма, определения его роли и функций в политической системе.7.

Существенно повысило интерес политологов к теме лоббизма обсуждение законопроекта о лоббистской деятельности. Появившиеся в этой связи публикации часто содержат сравнительный анализ зарубежной теории и практики лоббизма, предлагают пути и методы законодательного регулирования лоббистской деятельности в России.8.

5 Кочерян С. А. Лоббизм в Соединенных Штатах // Законодательный процесс в США. Федеральный * уровень. — М.: 1990; Вяткнн К. С. Лоббизм по-немецки // Полис, 1993, N 1- Прохода Н. Лоббизм: как это делается во Франции //Бизнес и политика, 1995, № 8.

6 Стенограмма международной конференции «Лоббизм и его место в общественно-политической жизни», М., 1993; Радкевич С. О деятельности предпринимателей в сфере лоббизма. — М.: Парламентский Центр РФ, 1993; Сахаров Н. Лоббизм как фактор политической жизни // Бизнес и полигика, 1994, № 1, с. 30−33- Лепехин В. «Группы давления»: генезис и классификация // Власть, 1994, № 3, с. 69−74- Ольшанский Д. О группах влияния и некоторых «влияющих» в российской полигике // Бизнес и полигика, 1995, N 1, с.2−7- Автономов А. С. Лоббизм и политические партии // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация, 1995, № 3, с. 69−75- Малько А. Лоббизм // Общественные науки и современность, 1995, № 4, с. 58−65.

7 Лоббизм в России: этапы большого пути. Доклад Экспертного института Российского Союза промышленников и предпринимателей и Фонда развития парламентаризма в России. — М., 1995; Лепехин В. Лоббизм, М., 1995; Зудин А. Бизнес и полигика в посткоммунистической России. Ч. 1−2. -М.: Центр политических технологий, 1995; Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России // Мировая экономика и международные отношения, 1996, № 9, с. 28−42- Система педставительства российского бизнеса: формы коллективного взаимодействия. — М.: Центр политических технологий, 1997; Губернаторов В. Формирование корпоративных предпринимательских интересов и проблемы предпринимательского лоббизма в органах власти // Становление институтов гражданского общества: Россия и международный опыт. — М.: Изд-во Российского независимого института социальных и национальных проблем, 1995, с. 147−153.

8 Лапаева В. В. О концепции проекта закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» // Законодательство и экономика, 1995, № 7−8, с. 5−7- Боголюбов С. А. ^ Как регулировать лоббизм? // Законодательство и экономика, 1994, № 15−16, с. 7−10- Клименко В. Российский лоббизм и проблемы его законодательного регулирования // Бизнес и политика, 1995, № 2, с. 36−43- Круглый стол по обсуждению законопроекта «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» / Отв. ред. А. С. Автономов. — М.: Фонд развития парламентаризма в России, 1995; Вишняков В. Г. Проблемы государственного регулирования лоббизма в Российской Федерации // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация, 1995, № 3, с. 62.

Существуют работы чисто практической, утилитарной направленности. Они чаще всего подготовлены в стенах информационно-аналитических служб предпринимательских объединений или коммерческими научными центрами и призваны стать для лоббистов руководством к действию. Подобные издания также способствуют научному пониманию проблемы лоббизма.9.

В отличие от российской политологии в политической науке западных стран проблемы лоббизма изучаются давно.10 При этом подавляющая часть ра- «бот посвящена исследованию практики лоббирования в странах «большой семерки». В последние годы зарубежные ученые стали проявлять определенный интерес также к теме лоббирования, представительства интересов бизнеса в России.11 Однако отсутствие общепризнанной методики сравнительного исследования представительства интересов в разных странах, трудности получения эмпирического материала, вызванные спецификой объекта исследования, ограничивают результативность этих работ.

Отдельные стороны лоббистской деятельности освещены в исследованиях явлений, связанных с лоббизмом. Работы, посвященные группам давления, по.

1 9 зволяют лучше понять субъекты лоббистской деятельности. Изучение системы.

68- Смирнов В. В., Зотов С. В. Лоббизм за рубежом: политико-правовые проблемы // Государство и право, 1996, № 1,с.112−120;

9 Общественные объединения деловых кругов России: лоббистский ресурс и политическая роль. ^ Аналитическая серия. Доклады № 1−3. — М.: Центр аналитической информации по политической конъюнктуре России, 1994; Лепехин В. Общественно-политические процессы в среде предпринимателей.

— М.: Экспертный совет «Круглого стола бизнеса России», 1994; Цветное А. Управление социально-политическими процессами: технология избирательных кампаний, лоббирования, общественной деятельности. — М.: Палея, 1995; Старостин С. Каждому чиновнику уготовано по «лоббному» месту // Профиль, 1997, № 9, с. 18−23.

10 Из огромного пласта литературы хотелось бы особенно отметить исследования ставшие уже классическими для специалистов: Schriftgiesser К. The Lobbyists. The art and business of influencing lawmakers. Boston, 1951; Banfield E.C. Political Influence. New York, 1961; Milbrath L.W. The Washington Lobbyists. Chicago, 1963; Roche J. P., Lev (w?)y L.W. Parties and Pressure Groups. New York, 1964; Holtzman A. Interest Groups and Lobbying. New York, 1966; Key V.O. Politics, Parties, and Pressure Groups. New York, 1967; Dexter L.A. How Organizations are represented in Washington. New York, 1969; The Washington Lobby. Washington, D.C., 1971.

11 Rutland, Peter, Business Elites and Russian Economic Policy. Post-Soviet Business Forum, Royal Institute of International Affairs, London, 1992, 69 p.- Fortescue, Stephen, Government-Business Relations in Contemporary Russia. Paper presented at the Centre for Russian and Euro-Asian Studies University of Melbourne, 25 September 1995, 28 p.- Stykow, Petra, Representation von Wirtschaftsinteressen im russischen Transformationsprozess: Eine Fallstudie. In: Wollmann, Helmut/ Wiesenthal, Helmut/ Boenker, Frank (Hg): Transformation sozialistischer Gesellschaften: Am Ende des Anfangs (Leviathan Sonderheft 15). Opladen: Westdeutscher Verlag, 1995, s. 437−458.

12 Паппе Я. Новые группы в России. М., 1994; Нечаев А. Наступило хрупкое равновесие между разными группами влияния //Власть, 1994, № 7, с. 19−26- Федо-ров Ю. Экономические группы интересов в России: ТЭК и добывающие отрасли // Бизнес и политика, 1995, № 1, с. 8−11- Медведев О. Российский ВПК: «младший брат в семействе лоббистов» // Бизнес и политика, 1995, № 1, с. 12−15- Губернато-ров В. представительства интересов помогает определить место лоббизма в ней, его взаимосвязь с другими элементами политической системы.13 Практика лоббирования частично раскрывается при исследовании взаимодействия бизнеса и поли.

ТИКИ.

Однако в отечественной политологии пока не осуществлено комплексное исследование феномена лоббизма, его роли в политической системе, не выработана теоретическая концепция лоббизма. О недостаточной научной разработанности этой проблемы свидетельствует как отсутствие законченных диссертационных исследований, так и монографий о российском лоббизме.

Цель исследования. На основе концептуального осмысления лоббизма и анализа его российского опыта выработать рекомендации по совершенствованию лоббистской деятельности и ее законодательному регулированию, выявить тенденции развития лоббизма в политико-властных процессах современной России, в системе политического представительства интересов.

Для достижения данной цели предусматривается решение следующего комплекса задач:

— выявить истоки и генезис российского лоббизма;

— проанализировать политологические концепции, в которых лоббизм является одним из объектов исследования;

Группы влияния российских деловых кругов // Власть, 1995, № 7, с. 53−57- Нельсон Л. Д., Кузес И. Ю. Группы интересов и политический срез российских экономических реформ. Критическая версия // Полис, 1995, № 6, с.81−86;

13 Перегудов С. Политическое представительство интересов: опыт запада и проблемы России. // Полис,.

1993, № 4. с. 115−124- Перегудов С. Организованные интересы и государство: смена парадигм // Полис,.

1994, № 2, с. 76−87- Перегудов С. Организованные интересы и российское государство: смена парадигм // Полис, 1994, № 5, с. 64−74- Афанасьев М. Клиентела в России вчера и сегодня // Полис, 1994, № 1, с. 121−126- Л. Ионин. Россия между корпоратизмом и плюрализмом. Договор об общественном согласии как корпоративный альянс. Неопубликован-ный докладКрыштановская О. В. Финансовая олигархия в России // Известия, 1995, № 4- Стрелец И. Современный корпоративизм: экономический аспект // Бизнес и политика, 1996, № 2.

14 Цакунов С. Предприниматели и исполнительная власть: сотрудничество или противодействие / Обновление России: трудный поиск решений. Вып.1. — М., 1992, с. 74−81- Лепехин В. «Предприниматели и власть в современной России (1992;1993гг.)» (Главы из книги).//Власть, 1993, № 2, с. 85−89,№ 4, с. 82−89- Лапина Н. Предприниматели в политическом пространстве // Мировая экономика и международные отношения, 1993, № 6, с. 43−57- Рогачев С. Политический механизм регионального управления и предпринимательство / Предпринимательство и власть: проблемы взаимодействия. — М., 1994, с. 25−31- Даниленко В. Пускать ли бизнес в политик)' // Бизнес и политика, 1994, № 1, с. 7−13: Савин М. Бизнес и политика: проблемы взаимодействия. //Бизнес и политика, 1995, № 3, с.3−8- Кузьмичев А. «Лебедь, рак и щука». К вопросу о политических притязаниях россиийских предпринимателей // Бизнес и политика,.

1995, № 5, с. 7−12- Клименко В. Предприниматели и избирательная кампания в России: цели и задачи // Бизнес и политика, 1995, № 5, с. 13−19- Баталов Э. Экономика и политика в формационный период // Бизнес и политика, 1996, № 1.

— раскрыть содержание понятия лоббизм в концептуальном аппарате политологии;

— определить место лоббизма в системе политического представительства интересов;

— выявить основные субъекты и объекты лоббирования, формы и методы лоббистской деятельности" ,.

— на основе сравнительного анализа российского и зарубежного лоббизма раскрыть его особенности в России;

— исследовать причины, степень и формы взаимодействия предпринимателей и государства в процессе лоббирования и его влияние на развитие политической системы;

— проанализировать деятельность ряда предпринимательских союзов по * отстаиванию ими интересов бизнеса методами лоббирования;

— изучить состояние и перспективы законодательного регулирования лоб-бизма в России и за рубежом;

— сформулировать рекомендации, в том числе законодательного плана, по совершенствованию российской практики лоббирования;

— выработать предложения к этическому кодексу лоббиста.

Объект исследования — лоббизм как институт неформализованного представительства интересов различных групп в политико-властных процессах.".

Предметом диссертационного исследования является деятельность отдельных лиц, предпринимательских и иных групп, политических структур, влияющих методом лоббирования на органы власти с целью принятия или отклонения решений, затрагивающих интересы данных лиц, групп или структур.

Основная рабочая гипотеза.

В условиях реформирования российского общества будет усиливаться роль лоббизма как одного из важных каналов выражения и достижения интересов различных групп и структур, как составной части политико-властных процессов в обществе.

Положения, выносимые на защиту.

Лоббизм как институт представительства экономических, политических и иных интересов в обществе является составной частью политико-управленческого процесса. ч.

Лоббизм способствует более полному выражению, согласованию и реализации групповых интересов, становлению экономического и политического рынков.

Основными субъектами лоббизма в современной России являются крупные корпорации и отраслевые комплексы. Среди широкого спектра используемых ими методов преимущество получила практика материального вознаграждения — от финансирования избирательной кампании до прямого подкупа.

Лоббизм как инструмент взаимодействия бизнеса и государственных структур влияет на формирование курсов политики.

Отсутствие закона о лоббистской деятельности снижает возможности общества контролировать лоббизм, устранять его негативные стороны.

Хронологические рамки исследования. Лоббирование интересов в РФ наиболее активно осуществляется с конца 1992 года, когда форсированный передел собственности привел к активизации лоббистской деятельности. Поэтому исследование охватывает промежуток времени с 1993 по начало 1997 года. Однако в отдельных случаях применялся ретроспективный анализ исторических корней лоббизма.

Теоретическая основа диссертации.

На протяжении длительного времени лоббирование является объектом исследования в мировой политической науке. Проблемы лоббизма изучаются в рамках таких политологических концепций как политическое участие, теория принятия решений, теория демократии, конфликтология, политико-государственное управление. Однако политологическая концепция лоббизма пока еще не сложилась.

Исходя из основной гипотезы исследования о лоббизме как институте политического представительства интересов^ диссертант в первую очередь обращался к научной концепции интереса, основы которой были заложены в работах Г.-В. Гегеля, И. Канта, Р. Дарендорфа.

Для понимания лоббизма наиболее значимыми являются следующие политологические концепции: 1) теория заинтересованных групп (А.Бентли, Г. Трумен) — о наличии в обществе различных групп, чья совокупность действий фактически определяет политику- 2) неокорпоративизм (Ф.Шмиттер, Г. Лембрух) — о взаимодействии ограниченного числа субъектов, монополизировавших сферу представительства интересов и задающих параметры функционирования и развития общества- 3) теория рационального поведения (М. Олсон) — о рациональных мотивах (личная экономическая заинтересованность и т. п.) действий руко-водителей союзов, организации и их членовтеоретические исследования о взаимодействии бизнеса и политики (экономическая политология).

Проблема политологии как науки об обществе и его политических институтах состоит в том, что разработанные и опробированные на опыте одной страны научные парадигмы могут оказаться неподходящими полностью или частично для объяснения феноменов в других странах.15 В своей работе мы учитывали этот тезис и постоянно соотносили имеющуюся теоретическую базу с российской практикой.

Методологическая основа диссертации.

Для трансформационных обществ важное значение имеет знание опыта других государств, поэтому значительная часть исследования в части практики лоббирования и его законодательного регулирования реализована с помощью метода сравнительного анализа. К избранной теме диссертации довольно трудно ^ применить традиционные методы сбора эмпирического материала, так как лоб-би-агенты крайне неохотно идут на контакты с представителями науки. Тем не менее диссертанту удалось провести анкетирование благодаря сотрудничеству с Торгово-промышленной палатой РФ и Российской академией государственной службы при Президенте РФ.

Для анализа данных СМИ применялся сканирующий метод, первый шаг которого — максимальное покрытие материала электронных версий СМИ — проводился при помощи специальной компьютерной программы.

Часть исследования построена на применении метода «исследования случая» (case-study), пока мало используемого в российской политической науке.

Методы исследования варьировались также в зависимости от объекта анализа. При анализе открытого лоббирования, информация о котором доступна, проведены экспертные интервью с руководителями общественных объединений * предпринимателей (начальником отдела по связям с общественностью Торгово-промышленной палаты, секретарем «Круглого стола бизнеса России», директо.

15 LaPalombara, Joseph, The Utility and Limitations of Interest Group Theory in Non-American Field Situations // Journal of Politics 22, 22−49, 1960 ром Экспертного института Российского Союза промышленников и предпринимателей). Они не только изучают лоббизм как явление, но и сами являются активными лоббистами, что представляет большую эвристическую ценность для исследователя.

Неформализованные беседы с депутатами Государственной Думы, с лицами, открыто называющими себя лоббистами, помогли составить представле- < ние о скрытом лоббизме.

Эмпирическая база исследования. В диссертации использованы результаты проведенных при участии автора социологических исследований (экспресс-опрос «Взаимодействие государственной службы с институтами гражданского общества», социологический опрос на 1-ом Всероссийском съезде предпринимателей малых предприятий), экспертные заключения, полученные в ходе бесед и интервью, статистические данные, материалы сходных по проблематике исследований других авторов.

В условиях трудного доступа к эмпирическому материалу, обусловленного нетранспарентностью объекта исследования, диссертант вынужден был обращаться к широкому кругу источников, в том числе к анализу данных средств массовой информации. Так как СМИ сегодня стали оружием политической борьбы, часто на страницах журналов и газет появляются сведения, которые не- * возможно получить ни одним из научных методов. Достоверность, устойчивость, валидность эмпирического материала проверялась при помощи сравнения данных различных источников, в том числе полученных в неформальных беседах с депутатами и представителями бизнеса.

Эмпирическая база диссертации ограничена рамками лоббирования на федеральном уровне. Лоббизм на региональном уровне имеет собственную специфику, не ставшую объектом диссертационного исследования.

Основные научные результаты, полученные соискателем, и их научная новизна.

Научные результаты исследования заключаются в следующем:

— представлена политологическая интерпретация нового явления в политической жизни российского общества — лоббизма;

— приведены новые аргументы понимания лоббизма как института политического представительства экономических и иных интересов с помощью неформализованного воздействия на государственные органы власти;

— выявлены и проанализированы основные функции лоббизма: агрегирование и артикуляция интересов, преимущественно экономическихучастие в политико-властных процессахвлияние на принятие или отклонение решений, законов и иных нормативных актовсоциализация граждан;

— раскрыты тенденции становления лоббизма в России, которые состоят в усилении роли лоббизма как института политического представительства интересов и как механизма продолжающегося процесса конвертирования власти в * собственность, формирования финансового капитала;

— показано, что главным объектом лоббистской деятельности является исполнительная ветвь власти, высшие должностные лица в государстве. По мере увеличения веса Федерального Собрания в политической системе постепенно активизируется также лоббирование парламента;

— определено, что наиболее активно и эффективно в Российской Федера ции лоббируются интересы бизнесадана характеристика этих интересов;

— доказано, что лоббирование интересов бизнеса осуществляется по преимуществу не союзами и ассоциациями предпринимателей, а непосредственно представителями отдельных предприятий и корпораций в рамках их корпора-тивно-олигархического взаимодействия с институтами государственной власти и управления;

— выявлено, что преобладают личные, прямые контакты над методами воздействия с помощью общественностивелика роль включенного лоббирования;

— на основе сравнительного анализа делается вывод, что российский лоббизм часто принимает искаженные формы, балансирует на грани коррупции;

— показано, что отсутствие сообщества лоббистов, общепризнанных правил и процедур, этических норм лоббистской деятельности, закона о лоббизме отрицательно сказывается на процессе лоббирования.

Практическая значимость.

Представленные рекомендации политико-правового характера будет полезно учесть для совершенствования законопроекта «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти», выработке этического кодекса поведения лоббистов.

На основе диссертационного исследования может быть разработан спецкурс «Теория и практика лоббизма в РФ», материалы исследования могут также значительно обогатить курс лекций в таких разделах политологии, как принятие политических решений, политическое представительство интересов, политика и экономика, взаимоотношение государственных служащих и общественности.

Апробация диссертации.

Приобретенные в ходе работы над диссертацией знания позволили автору участвовать в подготовке «круглого стола» в Торгово-промышленной палате «Формирование цивилизованных механизмов взаимодействия предпринимателей и органов власти: российский опыт и тенденции», который состоялся 24 мая «1996 года.

Выводы диссертационного исследования были использованы при чтении лекций по политологии в Академии печати Госкомвуза РФ и при подготовке аналитической записки для Управления Президента РФ по взаимодействию с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Тезисы диссертации апробированы в выступлениях автора в рамках Рос-сийско-германского мониторинга отечественных исследований трансформационных процессов на семинаре в г. Берлине с 3 по 5 октября 1995 годана «круглом столе» в Торгово-промышленной палате «Формирование цивилизованных механизмов взаимодействия предпринимателей и органов власти: российский опыт и тенденции» 24 мая 1996 годана конференции Академии полити-ческой науки в Московском Государственном Университете «Становление политической науки и ее отражение в учебном процессе» 25 октября 1996 года.

Материалы диссертации использовались для подготовки и проведения эмпирического исследования РАГС «Взаимодействие государственной службы с институтами гражданского общества» .

Диссертационное исследование обсуждено на заседании проблемной группы кафедры политологии и политического управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Заключение

.

В диссертационном исследовании проведен комплексный анализ генезиса и современного состояния нового явления в российской общественно-политической жизни — лоббизма. Хотя в специфических формах лоббизм существовал еще в советской системе, как самостоятельное общественно-политическое явление он сформировался под воздействием радикальной трансформации современного российского общества, в условиях становления экономического и политического рынков. В своем новом качестве лоббизм оказывает существенное влияние на политическую систему и выполняет ряд важных функций для общества.

В демократических государствах такие негативные тенденции как преобладание партикулярных интересов в процессе принятия решений, слияние бизнеса и власти смягчаются свободными и конкурентными выборами, воздействием институтов гражданского общества на государственные структуры. Однако в Российской Федерации выборы и другие институты представительства интересов, например, политические партии, общественные организации пока не стали эффективным средством воздействия граждан на государственную власть и контроля за ней. Нередко решающее влияние на принятие политико-управленческих решений имеет лоббизм и в этом смысле он играет позитивную роль в обществе и государстве.

Исходя из этой главной функции лоббизма, мы даем ему следующее определение: лоббизм — это институт неформализованного представительства интересов в политических решениях. Характеристика «неформализованное» призвана подчеркнуть невключенность этой системы в официальные механизмы принятия решений.

На современном этапе развития российского общества далеко не все заинтересованные группы обладают достаточными ресурсами (количественный состав, сплоченность, материальные средства, близость к государственным структурам) для использования лоббизма. Группы, обладающие этими ресурсами получает своеобразную политическую ренту, обеспечивающую преимущество их интересов при принятии политикоуправленческих решений, что углубляет экономическую, социальную и политическую дифференциацию в обществе. В этом состоит одно из противоречий лоббизма. Тем не менее для многих организованных интересов лоббизм является фактически единственной возможностью доступа к принятию политико-управленческих решений.

Исследование выявило, что в России наибольшее влияние имеют два основных типа групп интересов: отраслевые и региональные. Успешно лоббируют свои интересы топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы, аграрии. По мере формирования финансово-промышленных групп они также становятся одним из главных субъектов лоббизма.

Изучение методов лоббирования позволило классифицировать их на две основные группы: прямые и опосредованные. В России прежде всего получили распространение прямые методы воздействия. Опосредованные методы лоббизма, осуществляемые с помощью воздействия на общественное мнение, часто оказывается неэффективными, так как депутаты и государственные служащие не ощущают своей зависимости от населения.

Государственные структуры в процессе их рабочего взаимодействия. также используют лоббистские методы. Подобное взаимодействие нельзя считать лоббизмом в истинном смысле этого слова. Лоббизм со стороны государственных чиновников возникает там и тогда, когда они используют свое служебное положение и возможности не для того, чтобы успешно выполнять свои функциональные обязанности, а в интересах негосударственных структур и получают при этом определенное вознаграждение.

В России велик удельный вес «встроенных» лоббистов. Данный феномен объясняется особенностями трансформационных обществ, в которых властные структуры только формируются, неустойчивы. Этим и пытаются воспользоваться промышленные и финансовые круги, проводя своих представителей в парламент или правительство.

Анализ деятельности российских лоббистов свидетельствует, что в Российской Федерации наиболее активно лоббируется исполнительная власть. Это отражает ее решающую роль в политической системе. По мере повышения политического веса Федерального Собрания оно становится все более притягательным объектом для лоббирования. Так как в Государственной Думе основную работу ведут комитеты, лоббисты влияют преимущественно на председателей комитетов, наиболее авторитетных депутатов и сотрудников аппаратов. Большие возможности предоставляет лоббирование руководства фракций и депутатских групп, в силу высокой дисциплины их членов.

Проведенные автором эмпирические исследования показали, что лоббируются прежде всего интересы предпринимателей. Выявлены следующие особенности лоббизма предпринимателей:

— отсутствие скоординированной стратегии и тактики политической деятельности большинства предпринимателей, индивидуализм в процессе лоббирования;

— преобладание «нецивилизованных» форм лоббистской деятельности, граничащих с методами коррупции, использование законов бюрократической иерархии в целях давления;

— основные усилия направлены на органы исполнительной власти, на высокопоставленных чиновников госаппарата;

— низкая политическая и социальная ответственность действий предпринимателей.

Политическая сущность лоббизма проявляется в характере и последствиях взаимодействия лоббистов и представителей органов власти и управления. Использование лоббистских методов существенно повлияло на формирование современной политической элиты, складывание механизма властвования в стране. Политической элите на этапе ее становления необходимо было сформировать собственную экономическую базу. Гарантией ее наличия в современной России зачастую является «личная уния» политиков с предпринимателями, складывающаяся в процессе лоббирования. Это вызвано не только материальной заинтересованностью правящей элиты, но и стремлением использовать приобретаемый таким образом экономический потенциал для борьбы с политической оппозицией, для удержания политической власти. Поэтому для успешного лоббирования большое значение имеет ответная заинтересованность государственных служащих. В этом случае они оказываются «доступными» для лоббиста и действуют в его интересах.

Индивидуальный характер лоббирования бизнесом своих интересов способствовал среди прочих условий складыванию в стране олигархической формы правления. Использование лоббистских методов внутри олигархии поддерживает ее существование. Хотя олигархическое согласование интересов обеспечивает определенную стабильность механизмов управления страной в переходный период, вместе с тем оно сдерживает появление нового, искажает представительство интересов. В условиях олигархии «точки доступа» оказываются оккупированы представителями входящих в олигархию групп и закрыты для внешнего воздействия.

Лоббирование со стороны организаций бизнеса, несмотря на присущие процессу агрегирования интересов недостатки (несоответствие интересов членов и руководства организацииигнорирование ряда мелких интересов в процессе их обобщения), в определенной степени способствует демократизации общества. Это связано прежде всего с тем, что представляемые организациями бизнеса интересы являются продуктом согласования и лоббируются по преимуществу «цивилизованными» методами. В противовес лоббизму организаций лоббизм отдельных корпораций не способствует установлению консенсуса в обществе.

Для придания российскому лоббизму демократических форм необходимы:

— выработка механизмов отчетности депутатов и государственных служащих перед населением;

— плюрализация лоббистских структур;

— поощрение «некоммерческих» субъектов лоббистской деятельности;

— укрепление институтов, которые «уравновешивают» лоббизм и ограничивают его экспансию приемлемыми рамками, то есть укрепление партийно-парламентской системы представительства интересов, трипартийных договоренностей, основ государственной службы;

— принятие закона о лоббистской деятельности;

— разработка и принятие этического кодекса лоббиста.

Ситуация, сложившаяся вокруг законопроекта о регулировании лоббистской деятельности, активно обсуждаемого, но так и не принятого депутатами, подтверждает негативное отношение к этому явлению общественности-^ и нежелание лоббистов, уже построивших свои взаимоотношения с властными структурами пересматривать их. Данный закон способен дать возможность создания легальных каналов взаимодействия лоббистов и государственных структур. Они особенно важны для тех групп в обществе, которые пока не имеют других возможностей для представления своих интересов в органах власти. Этот закон позволит минимизировать негативные последствия лоббирования для процесса принятия решений, будет способствовать выработке этических норм поведения лоббистов.

Полученные в результате диссертационного исследования выводы могут иметь практическое применение. Раскрытие явления лоббизма как политического феномена, его методов и практики функционирования, видение его роли в политической системе позволят сформировать обоснованное и адекватное отношение к лоббизму со стороны общества, депутатов Федерального Собрания и государственных служащих.

Высказанные рекомендации политико-правового плана помогут доработать проект закона о лоббистской деятельности, придать ей большую открытость, усилить ее позитивные стороны. Разработанный автором этический кодекс может способствовать выработке норм корпоративной этики лоббистов. Результаты исследования было бы полезно использовать при подготовке государственных служащих и повышении их квалификации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания парламента Российской Федерации. — Изд-во Государственной Думы, 1995.
  2. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 17. — Ст. 1473.
  3. Федеральный закон Российской Федерации «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Российская газета. 1994. — 21 февраля.
  4. А. Социальная политика государства и социальная структура общества. М.: Дело, 1995. — 203 с.
  5. А. Лоббизм и политические партии // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1995. — № 3 — с. 69−75.
  6. Н. Политические противоречия и управление в российском обществе. М.: Мир, 1992. — 156 с.
  7. Ю. Лоббизм по-российски // Российские вести. 1995. — 7 окт1. С. 5.
  8. Алеманн фон У. Репрезентация / Политология. Вып. 3 М.: РАУ, 1993. — С.63.79.
  9. Американский капитализм и управленческие решения. Теория и методы принятия решений. М.: Наука, 1977. — 288 с.
  10. М. Политический лоббизм: сущность, формы, методы // Политическое управление. М, 1996. С. 245−260.
  11. Н. Предпринимательство в России // Власть. 1995. — № 1. — С.35.38.
  12. Г. Новый предпринимательский риск: чиновный произвол и противодействие ему // Власть. 1994. — № 12. — С. 52−57.
  13. М. Клиентела в России вчера и сегодня // Полис. 1994. — № 1. -С. 121−126.
  14. Л. Образ предпринимателя на страницах газет // Деловой мир. -1992. -№ 48. -С.З.
  15. Л. Соотношение интересов работника и директора при переходе к рынку / Многообразие интересов и институты власти: Материалы международной теоретической конференции социологов. Москва, 15−16 июня 1993 г. М.: РНИСиПИ, 1994. С. 220−224.
  16. Л., Чирикова А. Бизнес-элита России. Образ мировоззрения и типы поведения // Социс. 1995. — № 4. — С. 129−133.
  17. А. Введение в политологию. Минск. — 1991. — 132 с.
  18. С. Группы давления в современной России. Неопубликованный доклад.
  19. Э. Партии и движения сегодня и завтра // Российская Федерация.1995.-№ 13.-С. 59−62.
  20. В., Вяткин К. Лоббистская деятельность в ФРГ // Бизнес и политика.- 1995.-№ 4.
  21. Я. Лоббизм и обструкционизм в конгрессе США / Ученые записки Казахского государственного Университета. Т. 47. Серия историческая. Алма-Ата, 1960. — С. 7−17.
  22. Бизнес и государство: Согласование социально-экономических интересов :
  23. Тезисы докладов конференции / Под ред Иголкина А., Миронова В. М., 1991. — 26 с.
  24. С. Влияние групп давления на аппарат власти буржуазного государства // Советское государство и право. 1969. — № 8.
  25. А. Всеобщая организационная наука. Тектология / Л. М.: Наука, 1925−1929.- Т. 2.
  26. Большая Советская Энциклопедия. Т. 14. М.: Советская энциклопедия, 1973. — 589 с.
  27. А. Экономические интересы новых общественных сил / Социалистический плюрализм: вопросы теории и практики. М.: МГУ, 1989. — 327 с.
  28. И. «Новые русские» без ретуши // Власть. 1994. — № 11. — С. 61−66.
  29. И., Крашенинников Ю., Назарова Н., Зудин А. Системы представительства в российском бизнесе: формы коллективного действия // Власть. 1997. — № 2.- С. 36−43.
  30. П. Социология политики. М, 1993. — 285 С.
  31. Ф., Галкин А. Социология. Политика. М.: Международные отношения, 1974. 328 с.
  32. В. Объединения предпринимателей и Торгово-промышленная палата Российской Федерации в 1994 году // Власть. 1995. — № 3. — С. 61−62.
  33. К. Гражданское общество: личность, общество и государство / Гражданское общество. М: Луч, 1993.
  34. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 804 с.
  35. Ю. Научный анализ союзов и объединений / Государственная служба. Группы интересов. Лоббирование. М.: РАГС, 1995. — 138 с.
  36. С. Инструмент демократии // Российские вести. 1994. — 11 февраля.
  37. А.Г. Проблемы государственного регулирования «лоббизма» в Российской Федерации // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1995. — № 3. — С. 62−68.
  38. О. Отечественный бизнес или жизнь «под крышей» // Власть. -1994. № 5.-С. 25−29.
  39. Л. Газпром средоточие всего // Власть. — 1993. — № 2. — С. 49−55.
  40. В. Человек в цилиндре, или каким видится народу предпринимательский класс // Бизнес и политика. 1995. — № 5. — С. 38−45.
  41. К. Лоббизм по-немецки // Полис. 1993. — № 1. — С. 179−188.
  42. Г. Философия права: Пер. с нем. М., 1990.
  43. А. От плюрализма к корпоративизму // Мировая экономика и международные отношения. 1984. — № 9. — С. 112.
  44. В. Новое российское предпринимательство, источник формирования и стратегии социального действия // Мировая экономика и международные отношения. 1993. — № 6. — С. 31−42.
  45. М. Партии экономических интересов: Доминирующие экономические группировки перед выборами могут расколоться // Новое время. 1995. — № 43 -с. 64−67.
  46. Т. Левиафан или о сущности, форме и власти государства. С.-Пб., 1868.
  47. И. Союзы предпринимателей. История и теория. Вып. 1. М.
  48. В. Доброе слово на букву «л» // Век. 1995. — № 8. — С. 10.
  49. Государственная служба. Общие проблемы. Зарубежный опыт. М.: РАУ, 1994. 398 с.
  50. Государственная служба: Реф. сборник. Вып.4: Группы интересов. Лоббирование (Взгляд из-за рубежа). М., РАГС при Президенте РФ, 1995.
  51. Готовы ли предприниматели стать лидирующей силой в обществе? // Власть. 1995. — № 2. — С. 30−44.
  52. Т. Новый российский режим // Независимая газета. 1995. — 23 нояб. — С.2.
  53. В. Группы влияния российских деловых кругов // Власть.1995. № 7. — С. 53−57.
  54. Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. -1994. № 3. — С. 37−48.
  55. В. Пришло время лоббировать закон о лоббизме // Известия. -1992. 29 сент.
  56. В. Пускать ли бизнес в политику // Бизнес и политика. 1994. — № 1. — С. 7−13.
  57. Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в новых размышлениях // МЭиМО. 1997. — № 1. — С. 82−87.
  58. В. «Круглый стол бизнеса России» (КСБР) // Бизнес и политика. -1994. № 1. — С. 45−48.61. «Дикий» лоббист на рынке рыщет // Российские вести. 1996. — 29 февр. 1. С.З.
  59. А. Политическая социология США. Очерки. Л. — 1971.
  60. Л. Охота на крупных коммерсантов // Власть. 1994. — № 1. — С. 46
  61. С. Политическая система, политическое развитие, право: критика немарксистской политологии. М. — 1983.
  62. Т. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус//Социс. 1995. -№ 3. — С. 12−15.
  63. А. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект-Пресс, 1995. — С. 118−119.
  64. Л. Евролоббизм. стратегия и способы действия. Дайджест мирового опыта // Экономика и жизнь. 1994. — Янв. (№ 4). — С. 14.
  65. А. Бизнес и политика в посткоммунистической России. Ч. 1,2. М.: Центр политических технологий, 1995. 45 с.
  66. А. Россия: бизнес и политика (формы организации бизнеса) // Мировая экономика и международные отношения. 1996. — № 3−5.
  67. В. Культура бизнеса и развитие предпринимательства в России // Бизнес и политика. 1995. — № 1. — С. 34−38.
  68. Н. Лоббизм в США как политический институт // США: экономика, политика, идеология. 1995. — № 1. — С. 51−56- № 2. — С.43−51.
  69. Н. Практика лоббистской деятельности в США. М.: Институт США и Канады РАН, 1994. — 42 с.
  70. Н. Проблемы финансирования избирательных кампаний в США // США: экономика, политика, идеология. 1996. — № 3. — С. 12−27- № 4. — С. 13- 19.
  71. Н. Формы и методы лоббистской деятельности. Американский опыт и возможности его использования. М.: ТППРФ, 1993. — С. 2.
  72. Н. США. Лоббизм и политика. М., Мысль 1976. — 208 с.
  73. Н. Лоббизм в политической культуре США // Власть. 1995. — № 8. — С.64−67.
  74. М. Демократия и интересы // Бизнес и политика. 1995. — № 2. — С. 36.
  75. В. Черномырдина газете «Труд» // Труд. -1995. 14 дек. — С.З.
  76. М. Скандинавский корпоративизм // Бизнес и политика. 1995. -№ 1.-С. 11−16.
  77. Установившиеся интересы, практические альтернативы российских реформ // Открытая политика. 1995. — № 4 (6). — С. 50−61.
  78. В. Политическая наука в США. Критика буржуазных концепций власти. М., 1969. — 104 с.
  79. К. Представительное правление. Спб. — 1905.
  80. Н. Предприниматели и основные политические партии России (1991−1995г.г.) // МЭиМО. 1997. — № 3. — С. 87−100.
  81. В. Российский лоббизм и проблемы его законодательного регулирования // Бизнес и политика. 1995. — № 2. — С. 36−43.
  82. В. Предприниматели и избирательная кампания в России: цели и задачи // Бизнес и политика. 1995. — № 5. — С. 13−19.
  83. А., Смирнов В. Демократия и участие в политике: критические очерки тистории и теории. М.: Наука, 1986. — 170 с.
  84. С. Вертикально-интегрированные топливные компании в экономике России // Власть. 1995. — № 1. — С. 72−75.
  85. Е. Почему депутаты голосовали против «Столичной?» // Московские новости. 1995. — 1 июня. — С.З.
  86. Комбайнгейт // Известия. 1996. — 6 января. — С.2.
  87. Кому принадлежит власть в России // Известия. 1994. — 12 июля. — С.З.
  88. В., Найшуль В. Технология планового управления. М., 1986.
  89. Л. «Третья палата» конгресса: как действуют лоббисты в США // Рос. Федерация. 1995. — № 24. — С. 51−53.
  90. Е. Клубы вместо партий? : В России складывается новая система политического лоббирования // Независимая газета. 1994. — 20 июля. — С. 2.
  91. Е. Политическое представительство бизнеса // Пределы власти. -1994,-№ 4. С. 133−143.
  92. О. Финансовая олигархия в России // Известия. 1995. — № 4. — С.З.
  93. Круглый стол по обсуждению законопроекта «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти"/ Под ред. A.C. Автоно-мова М. Фонд развития парламентаризма в России, 1995
  94. А. «Лебедь, рак и щука». К вопросу о политических притязаниях россиийских предпринимателей // Бизнес и политика. 1995. — № 5. — С. 7−12.
  95. А. Бизнес на «демаркационной линии» // Власть. 1994. — № 5. -С. 22−24.
  96. К. Лоббизм и его регулирование: советы британского эксперта // Бизнес и политика. 1994. — № 2. — с. 2−8.
  97. А. Г. Генеральные штабы монополий. М., 1969.
  98. В. О концепции проета закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» // Законодательство и экономика. 1995. — № 7−8. — С. 5−7.
  99. Н. Предприниматели в политическом пространстве // Мировая экономика и международные отношения. 1993. — № 6. — С. 43−57.
  100. Н. Руководители государственных предприятий России в процессе формирования рыночных отношений. М., 1995. — 36 с.
  101. Ю. Закон о лоббизме: премьера на этой неделе // Сегодня. 1995. — № 128. -С.2.
  102. М. Развитие частного предпринимательства в России // Власть.1994. -№ 9. С. 38−44.
  103. В. «Группы давления»: генезис и классификация // Власть. 1994. -№ 3. — С. 69−74.
  104. В. Общественно-политические процессы в среде предпринимателей. М.: Экспертный совет «Круглого стола бизнеса России», 1994. — 49 с.
  105. В. Предприниматели в политике: поствыборный синдром // Власть. 1994. — № 4. — С. 64−71.
  106. В. «Предприниматели и власть в современной России (1992−1993гг.)"(Главы из книги) // Власть. 1993. — № 2. — С. 85−89- № 4. — С. 82−89.
  107. В. Предприниматели перед выбором // Бизнес и политика. 1995. -№ 1.-е. 29−31.
  108. В. Российский политический ландшафт и объединения предпринимателей // Бизнес и политика. 1994. — № 1. — С. 6−12.
  109. А. Лоббизм не так уж плох, как воспринимается на слух // Российские Вести. 1995. — 15 февр.
  110. Лоббизм в России: этапы большого пути. Доклад Экспертного института Российского Союза промышленников и предпринимателей и Фонда развития парламентаризма в России. М. — 1995. — 71 с.
  111. А. Дикий лоббизм становится в России реальной властью// Известия. 1994. — 21 июня. — С. 4.
  112. Л. «Круглый стол» на острие проблем // Куранты (Москва). -1996. -№ 15. -С.З.
  113. А. Вопросы финансирования выборов в избирательном законодательстве Российской Федерации // Бизнес и политика. 1995. — № 3. — С. 26−30.
  114. Н. Государь: Пер. с ит. М.: Планета, 1990. — 84 с.
  115. Малое предпринимательство в России (По данным Государственного Комитета по статистике) // Бизнес и политика. 1996. — № 2. — С. 34.
  116. А. Лоббизм // Общественные науки и современность. 1995. — № 4. — С. 58−65.
  117. М. Они не станут доминирующей силой // Власть. 1993. — № 1. -С. 108−114.
  118. С. США: политика и управление (федеральный правительственный аппарат). М.: Международные отношения, 1967. — 240 с.
  119. Мау В. Экономика и власть. Политическая история экономической реформы в России 1985−1994. М.: Академия народного хозяйства, 1995. — 210 с.
  120. Мау В., Ступин В. Очерки политической экономии российских регионов // Вопросы экономики. 1995. — № 10. — С. 29−47.
  121. О. Российский ВПК: «младший брат в семействе лоббистов» // Бизнес и политика. 1995. — № 1. — С. 12−15.
  122. О., Красников Е. Пишем «клуб». Подразумеваем. // Бизнес и политика. 1995. -Ks 1.-С. 21−24.
  123. Мелкий бизнес в Западной Европе. М.: ИНОН АН СССР, 1991.
  124. П. Г. Парламентаризм и представительные формы правления в странах современной Европы. СПб., 1906. — С. 47.
  125. А. Экономическая политика финансового капитала: предпринимательские союзы и вырождение капиталистического способа производства. М. -1920.
  126. Р. Властвующая элита. М. — 1959.
  127. О. Бизнес: групповой портрет на фоне политики // Бизнес и политика. 1995.-№ 2. — С. 2−8.
  128. Л., Кузес И. Группы интересов и политический срез российских экономических реформ. Критическая версия // Полис. 1995. — № 6. — С. 81−86.
  129. А. Наступило хрупкое равновесие между разными группами влияния // Власть. 1994. — № 7. — С. 19−26.
  130. В., Горячев М., Хакамада И. Об участии предпринимателей в политической жизни России. (Ответы предпринимателей на вопросы редакции) // Бизнес и политика. 1994. — № 1. — С. 23−29.
  131. Новые социальные движения в России (по материалам российско-французских исследований). Вып.З. Освоение новых социапэных ролей актерами старой общественной сцены. М., ИМЭМО. — 1994.
  132. О развитии системы ТПП в РФ. По материалам социологического опроса предпринимателей в апреле-июне 1995 года. М.: ТППРФ, 1995. — 6 с.
  133. Общественные (некоммерческие) объединения предприятий и предпринимателей России. Справочник. М.: центр политических технологий, 1997. — 110 с.
  134. М. Логика коллективного действия. М.: Наука, 1996.
  135. Д. О группах влияния и некоторых «влияющих» в российской политике // Бизнес и политика. 1995. — № 1. — С. 2−7.
  136. Л. Интересы населения и динамика его политических ориентаций / Многообразие интересов и институты власти. Материалы международной теоретической конференции социологов. Москва, 15−16 июня 1993 г. М., 1994. — С. 200−207.
  137. От второго к третьему съезду профсоюзов России (ФНПР). Информационный материл о деятельности ФНПР октябрь 1993 декабрь 1996 гг.- М.: ФНПР, 1996. — 164 с.
  138. Я. Отраслевые лобби в правительстве России (1992−1996) // Pro et contra. Осень 1996. T. 1, № 1. Властители России. M.: Московский Центр Карнеги за международный Мир, 1996.
  139. Я. Новые группы в России. М., 1994. — 75 с.
  140. Партия Жириновского становится криминальной, утвверждает Александр Венгеровкий, до недавнего времени Второй человек в ЛДПР // Известия. 1996. — 13 мая. — № 86. — С. 4.
  141. В. От номенклатуры к буржуазии: «новые русские» // Полис. -1993. -№ 2. С. 13−21.
  142. С. Интересы гражданского общества и государство // Социс. -1995. -№ 3. С. 23−30.
  143. С. Политическое представительство интересов : опьгг запада и проблемы России // Полис. 1993. — № 4. — С. 115−125.
  144. С. Организованные интересы и государство: смена парадигм // Полис. 1994. — № 2. — С. 76−87.
  145. С. Организованные интересы и российское государство: смена парадигм // Полис. 1994. — № 5. — С. 64−74.
  146. С. Российские группы интересов особый случая или подтверждение правил? // МЭиМО. — 1997. — № 1. — С. 98−101.
  147. С. Корпоративные интересы и государство // Независимая газета. 1997. — 3 июня. — С.5.
  148. О. Российский предприниматель, штрихи к социальному портрету // Социс. 1995. — № 2. — С. 10−15.
  149. Э. Философия государства и права. М., 1995. — 312 с.
  150. Политические организации российских предпринимателей // Пределы власти. 1994. — № 4. — С. 143−184.
  151. Политологический словарь в 2-х частях. М.: РАУ, 1994.
  152. Политология. Учебное пособие / Под ред. Б. И. Краснова. М.: Изд-во «Союз», 1995.
  153. Политология вчера и сегодня. М.: АОН при ЦК КПСС. Вып. 1−3, 1990−1991. Вып. 4. РАУ, 1992
  154. Политология: Энциклопедический словарь / Общ.ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск.коммерч.ун-та, 1993. — 159 с.
  155. К. Деловые люди России объединяются // Власть. 1995. — № 3. — С.19.22^
  156. Предпрниматели остаются опорой стабильности // Деловые люди. 1996.67.
  157. Предпринимательство в оценке предпринимателей / Институт социологии, Университет Содружества Вирджиний, США. М. 1991. -115 с.
  158. Президент и парламент. Сотрудничество и конфликты. М.: РАУ, 1993.96 с.
  159. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский отвечает на вопросы журнала «Власть» // Власть. 1994. — № 12. — С. 37.
  160. В. Новое предпринимательство в России. Первые результаты исследования. М., 1993.
  161. С. О деятельности предпринимателей в сфере лоббизма/ Парламентский Центр РФ. М., 1993.
  162. В.В. Нефтяные компании в российской политике (Тезисы для дискуссии) // Кентавр. 1995. — № 2. — С. 42−50.
  163. А. Предприниматели идут в политику // Партинформ. 1993. — № 44. — С.3−7.
  164. О. Государственная служба / Государственная служба. Вып. 1 06-щеие проблемы и зарубежный опыт. М.: РАГС, 1994.
  165. Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994. — 384 с.
  166. С. Политический механизм регионального управления и предпринимательство / Предпринимательство и власть: проблемы взаимодействия. М., 1994. -С. 25−31.
  167. Н. Ценностные ориентации управляющих приватизируемых предприятий // Социс. 1994. — № 2. — С.24−30.
  168. У. Лоббисты в конгрессе // США. экономика, политика, идеология. -1994.-№ 4. С. 91−95.
  169. Российский предприниматель: ориентация и интересы. Пресс-релиз. М., ТПП. — 1992.
  170. Российское предпринимательство, опыт социологического анализа. Серия «Социально-экономические проблемы развитых стран» М., ИНИОН, — 1993.
  171. В. Средние слои, их социально-политические и экономические интересы / Политика и экономика. М., 1992.
  172. В. Профсоюзное движение в современной России // Власть. 1994. -№ 9. — С. 33−37.
  173. Рынок: мнения и ожидания предпринимателей. М.: Луч, 1992.
  174. В. Российское предпринимательство. Социально-философский аспект. М.: КОИНФ, 1994.
  175. В., Языков А. Политические аспекты лоббизма // Лоббизм и его место в общественно-политической жизни. Материалы конференции. М., 1993. — С. 41−45.
  176. М. Бизнес и политика: проблемы взаимодействия // Бизнес и политика. 1995. -№ 3. — С. 3−8.
  177. А. и др. Партийная система в России в 1989—1993 годах: опыт становления. М.: Центр политических технологий, 1994.
  178. Л. Основы политической науки. М.: Изд-во «Владан», 1993.123 с.
  179. Н. Лоббизм как фактор политической жизни // Бизнес и политика.- 1994. -№ 1. С. 30−33.
  180. И. Лоббизм и представительство интересов бизнеса в Европейском Союзе // Бизнес и политика. 1995. — № 2. — С. 44−49.
  181. В. О спорт ты. криминал? // Business MN. — 1996. — 29 мая. — № 21.
  182. А. США: аппарат президента по связи с конгрессом и внешняя политика. Нижний Новгород, 1990.
  183. А. США: президентский лоббизм и внешняя политика. М.: Знание, 1989.
  184. С. Политика как бизнес // Российский экономический журнал.- 1995. -№ 2. -С. 83−94.
  185. В. Всесилие союзов предпринимателей. М. — 1979.
  186. Система педставительства российского бизнеса: формы коллективного взаимодействия. М.: Центр политических технологий, 1997. С. 173
  187. В. Демократия и участие в политике: буржуазные концепции и практика // Общественные науки. 1986. — № 4. — С. 141−147.
  188. А. Я считаю что произошла приватизация АРБ // Коммерсант-ВаИу. 1995.- 17 октября. — № 192.
  189. Современная буржуазная политическая наука: проблемы государства и демократии / Под ред. Г. Х. Шахназарова. М.: Наука, 1982. — 66 с.
  190. В. Национальные экономические интересы: выработка консенсуса // Мировая экономика и международные отношения. 1996. — № 3. — С. 5−18.
  191. Социальное партнерство (правительство профсоюзы — предприниматель). Вып. 1,2, ч. 1,2, М&bdquo- 1993.
  192. Стенограмма международной конференции «Лоббизм и его место в общественно-политической жизни». М.: «Лесные дали», 1993.
  193. И. Группы давления в российской политике. М.: ИГТШ, 1994.
  194. А. Мы готовы работать в три смены // Труд. 1996. — 6 июня. — С.2.3.
  195. Н. Предприниматели поневоле //"Власть. 1995. — № 4. — С. 53−57.
  196. Н. Новые и старые социальные группы и интересы в российском обществе / Многообразие интересов и институты власти // Материалы международной теоретической конференции социологов. Москва, 15−16 июня 1993 г. -М&bdquo- 1994. С. 215−220.
  197. А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. — 559 с.
  198. В. И. Финансовый капитал и финансовая олигархия. М&bdquo- 1960
  199. Установившиеся интересы, практические альтернативы российских реформ // Открытая политика. 1995. — № 4(6). — С. 50−61.
  200. П. За новую форму партий / Политология вчера и сегодня. Вып. 4, М.: Российская академия управления, 1992, 71−80 с.
  201. Р. П. Анонимная власть. М., 1970.
  202. Ю. Экономические группы интересов в России. ТЭК и добывающие отрасли // Бизнес и политика. 1995. — № 1. — С. 8−11.
  203. А. Современная американская буржуазная политология: истоки, традиции, новации. JI. — 1989.
  204. Философский энциклопедический словарь. М.: Энциклопедия, 1983. — 213с.
  205. Е. Диалог и сотрудничество как форма лоббирования: О конфедерации британской промышленности. // Деловой мир. 1994. — 5 апр. — С.7.
  206. А. Лоббизм в странах АСЕАН // Бизнес и политика. 1995. — № 9. -С. 44−49.
  207. Д., Шмидт Р., Гренхардт Д. Коррупция в Федеративной Республике Германия // Вестник Государственной службы. 1993. — № 3. — С. 42−66.
  208. А. А. В тенетах свободы. М.: Славянский диалог, 1995, 304 с.
  209. С. Предприниматели и исполнительная власть: сотрудничество или противодействие / Обновление России, трудный поиск решений. М., 1992. — Вып. 1. — С. 74−81.
  210. Л. Интересы партий и пристрастия групп // Российские вести. -1994. 11 февраля.
  211. В. Предпринимательские организации и гражданское общество в Индии и России // МЭиМО. 1997. — № 2. — С. 46−56.
  212. С. Кто и как делает политику США. М.: Международные отношения, 1974. — 240 с.
  213. О. Социально-политические детерминанты государственного управления в условиях модернизации. М.: 1995.
  214. М. Свет в конце коридора: Лучше уж признать лоббизм и держать его под контролем, чем делать вид, будто его в стране не существует // Новое время. -1995 -№ 8. -С. 20−21.
  215. Ф. Новое российское предпринимательство. М.: Экономика, 1994.
  216. П. Элитизм // Политология вчера и сегодня. Вып. 3. М. АОН при ЦК КПСС, 1991. С 90−102.
  217. Ф. Неокорпоративизм // Полис. 1997. — № 2. — С. 14−22.
  218. М. Соединенные Штаты Америки: может ли аппарат конгресса стать лоббистом собственных интересов? // Бизнес и политика. 1995. — № 7. — С. 49−55.
  219. И. Предвыборная борьба в СМИ // Власть. 1996. — № 2.
  220. И. Законодательная власть в России: соотношение сил и распределение интересов // Власть. 1994. — № 12. — С. 8−13.
  221. И. Статс-секретари работают за кулисами // Российские вести. -1995. 20 мая.
  222. Диссертации, авторефераты диссертаций.
  223. А. Эволюция, особенности и современные проблемы становления представительной власти в России: Дис.. к-та полит наук / РАГС. М., 1996. — 196 с.
  224. В. Теория процессов принятия политических решений: Дис.. к-та полит. наук/М., 1994.
  225. Н. А. Предпринимательские ассоциацииСША и их политическя и социально-экономичекая деятельность в 70-е годы: Дис.. к-та ист. наук / Институт США и Канады АН СССР. М., 1978. — 218 с.
  226. Н. А. Трансформация механизма принятия политических решений в процессе демократизации российского общества: Дис.. к-та полит, наук / РАГС.-М., 1996. 197 с.
  227. Austen-Smith D. Information and Influence: Lobbying for Agendas and Votes / American Journal of Political Science, 1993, 37 (3), p. 799−833
  228. Anisworth S., Sened I. The Rolle of Lobbyists: Entrepreneurs with Two * Audiences / American Journal of Political Science, 1993, 37 (3), p. 834−866
  229. Bentley A. The Process of Government: A Study of Social pressures. Cambridge (Mass.), 1967, p. 269.
  230. Birnbaum J. The Lobbyists: How Influence Peddlers Get Their Way in Washigton. N. Y.-Toronto, 1992
  231. Broichhausen K. Knigge und Kniffe fuer die Lobby in Bonn, Muenchen, Langen Mueller Verlag, 1982
  232. Cawson A. Corporatism / The Blackwell Encyclopedia of Political Thought, New York, 1987, p. 104−106
  233. Duden Deutsches Universalwoerterbuch, Mannheim, 1983
  234. Dunning W. History of Political Thinking from Luther to Montesquieu. New York, 1953, pp. 62−63
  235. Duverger M. Party Politics and Pressure Groups. N.Y., 1972
  236. Eschenburg T. Herrschaft der Verbaende? Tuebingen, 1955
  237. Finer S. Anonymous Empire. A Study of The Lobby in Great Britain, London, 1958, p. 12
  238. Gruppeninteressen und Entscheidungsprozess in der Sowjetunion. KOln, 1975.
  239. Hall D. Cooperative Lobbying. The Power of Pressure. Tucson, 1970
  240. J. Hough and M. Fainsod. How the Soviet Union is Governed. Cambr., Mass., 1979.
  241. Interest Groups in Soviet Politiecs. Edited by H. Gordon Skilling and Franklyn ' Griffiths. Prinseton, New Jersey, 1971
  242. Interest Groups Politics in America. Edited and with an Introduction by Roebrt H. Salisbury. N.Y. 1970
  243. Kissler L. Parlament und gesellschaftliche Interessen / Arbeitspapiere aus der Fernuniversitaet Hagen, polis-Nr.23/1992
  244. Laski H. Die Souveraenitet des Staates (1915) / Pluralismus. Konzeptionen und Kontroversen. Hrgb. Nuscheier F., StefFani W, 3. Aufl., 1976.
  245. Lehmbruch G. Consotiational Democracy, Class Conflict and the New Ctprporatism. Paper presented to the IPSA Round Table dh Political Integration, Jerusalem-
  246. Lehmbruch G., Schmitter Ph. Patterns of corporatist policy-making London and Beverly Hills: Sage Publications, 1982.
  247. Lindblom Ch. Politics and Markets. New York: Basic Books, 1977
  248. Lobbying in the European Community. Edited by Mazey S. and Richardson J. -Oxford, 1993. 263 s.
  249. Mulok B. Small Business. Definition and Demographics. Washington, Congressional Research Service / The Library of Congress, 1994, p. 10.
  250. Olson M. The Logik of Collective Action. Cambridge, Mass. Harvard University. Press, 1965.
  251. Olson M. Die Logik des kollektiven Handelns. /Warnfried, Dettling (Hg.) Macnt der Verbaende Ohnmacht der Demokratie? Beifrage zur Theorie und Politik der Verbaende, Muenchen, 1976, s. 144/
  252. Odegard P. A Group Basis of Politics: A New Name for an Ancient Myth, «Western Political Quarterly», September 1958, p. 695.
  253. Rokkan S. Norway: Numerical Democracy and Corporate Pluralism. N.Y., 1966
  254. Salisbury R. An Exchange Theory of Interest Groups // Midwest Journal of Political Science, 1969, 1−32
  255. Schmitter Ph. Still the Century of Corporatism? // The Review of Politics, 1974, N36
  256. Schmitter Ph., Lehmbruch G. Trends Toward Corporatist Intermediation. London and Beverly Hills: Sage Publications, 1979-
  257. Schmitter Ph., Streeck W. The Organization of Business Interests. Diskussions Papers 81−13. Wissenschaftszentrum Berlin, Berlin, 1981
  258. Strauch M. Lobbying. Frankfurt am Main, 1993
  259. Streeck W. Staat und Verbaende: Neue Fragen. Neue Antworten? / Streeck, Wolfgang (Hg.) Politische Vierteljahresschrift, Sonderheft «Staat und Verbaende», Opladen, 1994, s. 17
  260. Scott A., Hunt M. Congress and Lobbies. Image and Reality. Chapel Hill. University of North Carolina Press, 1968
  261. Svein S., Kjell E. Lobbying: the new research agenda / European Journal of Political Research, vol 27, N 4, June 1995
  262. The Washington Lobby. Edited by McGuiness C. Washigtin D C., Congressional Quarterly, 1987
  263. Truman D. The Governmental Process. N. Y., 1951.
  264. Vogel D. Lobbying the Corporation. Citizen Challenges to Business Authority. New York, Basic Books, 1978
  265. Weber J. Die Interessengruppen im politischen System der Bundesrepublik Deutschland, Stuttgart, 1977
  266. Wilson J. Political Organisations, N.Y., 1973
  267. Wiesenthal H. Die Politische Oekonomie des fortgeschrittenen Transformationsprozesses und die (potentiellen) Funktionen intermedeaerer Akteure / Max-Planck-Gesellschaft? Arbeitspapiere AG TRAP, 93/1, Berlin, 1993, s. 2
  268. Wolpe B. Lobbying Congress: how the system works. Washington D.C. -1990,158 p.
  269. Zorack J. The Lobbying Handbook. Washigton D C. Professional Lobbying and Consulting Center, 1990
Заполнить форму текущей работой