Специфика художественного творчества в культуре постмодернизма: игровой принцип
Диссертация
Видение процесса творчества как отчужденной деятельности формирует концепцию «смерти автора». В культуре постмодерна творец заранее осознает всю степень отчужденности своей деятельности от своей природной сущности, он знает, что в сознании реципиента текст изменится до неузнаваемости, поэтому нет даже смысла пытаться выразить некие свои взгляды, свою индивидуальность, притязать на единственное… Читать ещё >
Содержание
- 1. Отчуждение как характеристика творческой деятельности
- 1. 1. Творчество в контексте концепции отчуждения
- 1. 2. Отчужденность художественного творчества в постмодернизме. Концепция «смерти автора» как ее воплощение
- 2. Изменение творческого процесса в постмодернизме
- 2. 1. Творчество как новизна и оригинальность
- 2. 2. Постмодернизм как переломный этап в философии и искусстве
- 2. 3. Переосмысление понятия «творчество» в XX веке
- 2. 4. Интертекстуальность как игровая практика работы с текстами
- 2. 5. Энтропийные процессы в современной культуре
- 3. Методы и приемы творчества в художественной культуре постмодернизма в контексте игрового принципа
- 3. 1. Формирование игрового принципа в постмодернизме. Классификация текстов по принципу линейности
- 3. 2. Реализация игрового принципа на уровне структуры и содержания
- 3. 3. Способы игрового построения художественного текста в искусстве постмодернизма
Список литературы
- Ажар Э. Псевдо. СПб.: Симпозиум, 2002. 233 с.
- Акунин Б. Ф. М. Олма-Пресс, Т 1. 381 е., Т 2. — 302 с.
- Бабетов А. Мишель Фуко: видеть и говорить. Лабиринт-Эксцентр. 1991.-№ 3.-С. 21−34.
- Барт P. S/Z М.: Ad Marginem, 1994. -С. 277−302.
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1004. -615 с.
- Ю.Барт Р. Нулевая степень письма//Семиотика. М.: Радуга, 1983. С. 306−349.11 .Барт Р. Школы Роб-Грийе не существует//Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. М.: Ad Marginem, 1996. С. 202−206.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Работы 1960-х- 1970-х гг. Собрание сочинений. Т. 6. М., 2002. 241 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2002 473 с.
- Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990.-62 с.
- Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция // Философия эпохи постмодерна. Мн.: Красико-принт, 1996. — С. 32−47.
- Больцман Л. Лекции по теории газов. М., 1956. 554 с.
- Борхес X. Л. Библиотека Вавилонская. Новеллы. Эссе. Миниатюры. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 477 с.
- Борхес Х.-Л. Сад расходящихся тропок//Мистические рассказы. Харьков.: ACT, 2002. 399 с.
- Буриме: http://www-koi.kulichki.com/centrolit/br.cgi
- Валгина Н. С. Теория текста: Учебное пособие. М.: Логос, 2003. -280 с.
- Витгенштейн Л. Логико-философский трактат//Витгенштейн Л. Философские работы. 4.1. М.: Гнозис, 1994. 520 с.
- Волков И.В. Автоинтертекстуальность в работах Дж. Барта//Игровая поэтика. Ростов-н/Д, 2006. С. 101−125.
- Гаврилов Э. П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». М.: Экзамен, 2005.-381 с.
- Гаврилов Э. П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М.: Наука, 1984. 222 с.
- Галковский Д. Бесконечный тупик. М.: Самиздат, 1998. 708 с.
- Гегель. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. 495 с.
- Генеалогия отчуждения: от человека абстрактного к человеку конкретному. СПб., 2002. — 376 с.
- Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего време-ни//Культурология раз. М.: Подкова, ЭКСМО, 2002. — С. 159−302.
- Грицанов А.А. Отчуждение//Новейший философский словарь. Минск, 2001.-С. 728.
- Гройс Б. Вечное возвращение нового// Искусство. 1989. № 10.-С. 1−3.
- Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация//Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. Деррида Ж. Оставь это имя (Постскриптум). Как избежать разговора: денегации. Минск: ЭКОНОМ-ПРЕСС, 2001.-С. 3 -204.
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1 -М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 336 с.
- Декарт Р. Рассуждение о методе. Изд-во Акад. Наук СССР, 1953. -656 с.
- Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. М., 1990.-107с.
- Делез Ж., Гваттари Ф. Различие и повтор. М., 1998. 278 с.
- Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук// Вестник МГУ. Сер. «Филология», 1995. № 3. — С. 163−181.
- Дунин-Вонсович П. Призрачная библиотека, или Книги-химеры, или Сведения о книгах, которых никогда не было, но о которых кто-то написал. Варшава, Мир книги- Светильник и Искра Божия, 1997.-510с.
- Дьяков А.В. Философия и эстетика эпохи постмодерна. Ьйр://й1е8.ш8иску.ги/ир1оа (1/Ь1Ьгагу/8с1епсе/Философия/ДьяковА.В.-Философияиэстетикаэпохипостмодерна.МзиСку.111:т
- Ильин И. П. Стилистика интертекстуальности: Теоретические аспек-ты//Проблемы современной стилистики. М, 1989. С. 186−207.
- Ильин И. Постструктурализм. Деконструкция. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 255 с.
- Иоффе О. С. Советское гражданское право в 3 т. Т. 3. Л., 1965 347 с.
- Исаев С. Как всегда об авангарде: антология французского театрального авангарда. М.: Союзтеатр, 1992. — 288с.
- Кальвино И. Избранное: Незримые города- Замок скрещенных судеб. М.: Ника-Центр, 1997. 391с.
- Канныкин С.В. Текст как явление культуры (пролегомены к философии текста). Воронеж, 2003. 142 с.
- Кислов В. Послесловие//Кёно Р. Упражнения в стиле. СПб., 2001. С 545−590.
- Кортасар X. Игра в классики. СПб.: Азбука-классика, 2004. 637 с.
- Косиков Г. К. Идеология. Коннотация. Текст (По поводу книги Р. Барта «S/Z»). — В кн.: Ролан Барт, S/Z, М., 1994. С. 3−34.
- Косиков Г. К. «Структура» и/или «текст» (стратегии современной семиотики) http://humanities.edu.ru/db/msg/31 912
- Крайтон М. Парк юрского периода. М.: Вагриус, 1993. 441 с.
- Кризис//Современный словарь по общественным наукам. М.: Эксмо, 2005.-С. 221.
- Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман.//От структурализма к постструктурализму. М, 2001. С. 110−123.
- Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под научной редакцией Г. В. Драча. Изд. 11-е, — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 576 с.
- Кэрролл J1. Алиса в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье. М., 1978. 359 с.
- Левин Ю.И. Повествовательная структура как генератор смысла: Текст в тексте у X. -Л. Борхеса // Труды по знаковым системам: Текст в тексте. Т. 14, Тарту, 1981. С. 2−63.
- Лейбниц Г. В. Монадология//Лейбниц Г. В. Сочинения. М.: Мысль, 1982. Т. 1.-636 с.
- Лешкевич Т.Г. Методология и философия науки. Ростов-на-Дону, 2004−213с.
- Лимерики: http://206.42.196.13/limeriki/
- Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: АЛЕТЕЙЯ, 1998. 160 с.
- Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики). Екатеринбург, 1997. 317 с.
- Лотман Ю.М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культу-ры//Избранные статьи в 3 т. Таллин, Александра, Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. 1992. — 479 с.
- Люксембург A.M. Игровая поэтика: введение в теорию и исто-рию.//Игровая поэтика. Ростов-н/Д, 2006. С. 5−28.
- Люксембург A.M. Скромное обаяние игровых структур: опыт типоло-гии.//Игровая поэтика. Ростов-н/Д, 2006. С. 29−83.
- Люксембург A.M. Структурные игры и игровые структу-ры.//Филологический вестник РГУ. 2001. — № 1.- С. 5−9.
- Макъюэн И. Амстердам. М.: Росмэн. 2003. 189 с.
- Мамардашвили М.К. Превращенные формы// Мамардашвили М. К., Как я понимаю философию. М., 1992. С. 126−143
- Ман П. де. Вместо заключения: о «Задаче переводчика» Вальтера Беньямина. Лекция в Корнельском ун-те, 4 марта 1983 г.//Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 2000. — № 5. — С. 158−185.
- Маньковская Н.Б. «Париж со змеями»: (Введение в эстетику постмодернизма) / РАН. Ин-т философии. М., 1994. 220 с.
- Мареев С.Н., Мареева Е. В. История философии. М.: Акад. Проект, 2003. 874 с.
- Маркес Г. Г. Сто лет одиночества. Ростов/н/Д, Феникс, Харьков «Фолио», 1999.345 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3 т. М., Политиздат, 1985. Т. 1.-639 с.
- Матяш Т.П. Постмодерн//Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. 11-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.-С. 364−384.
- Маяцкий М. А. Деконструкция//Современная западная философия: Словарь. М., 1991. С. 67−69.
- Михайлова Т. А. Беги, Лола.//Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. М.: Аграф, 2001. С. 39−43.
- Можейко М.А. Автор//Новейший философский словарь. Минск, 2001. С. 18−20.
- Можейко М.А., Можейко В. А. Сюжет//Новейший философский словарь. Минск. 2001. С.1013−1015.
- Никитина И.В.О временах, о нравах. Маски массовой культуры. //Человек. 2004. № 12. С. 110−117.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб., Азбука, 2000.-231 с.
- Ортега-и-Гасет X. Дегуманизация искусства//Эстетика. Философия. Культура. М., 1991. С. 60−85.
- Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Сборник. М.: ACT, 2005.-269 с.
- Павич М. Пейзаж, нарисованный чаем. СПб., Азбука, 1998. 273 с.
- Павич М. Роман как держава. Москва. ZebraE, 2004. 254 с.
- Павич М. Хазарский словарь. СПб., Азбука классика, 2006. 382 с.
- Парцвания В.В. Генеалогия отчуждения. Санкт-Петербургский Государственный Университет, 2003. 31 с.
- Пелевин В. Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре — М.: Открытый мир, 2005. — 224 с.
- Пигулевский В.О. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму. Научно-популярное издание. Ростов-н/Д: Изд-во «Фолиант», 2002.-418 с.
- Поздяева С.М. Глобализация как важнейшая черта современного мира. Материалы Третьего российского Философского конгресса в 3 т. Т. 3. Изд-во СКНЦ ВШ, Ростов-н/Д.- С. 211−212.
- Попов Е. Подлинная история «Зеленых музыкантов». М.: Вагри-ус, 2003. 366 с.
- Пригожин И., Стенгес И. Порядок из хаоса, новый диалог человека с природой. М.: КомКнига, 2005. 294 с.
- Проуз Ф. Голубой ангел. М., Иностранка. 2003. 400 с.
- Рахимкулова Г. Ф. Олакрез Нарцисса: Творчество Владимира Набокова в зеркале языковой игры. Ростов-н/Д, 2003. 317 е.
- Рейхенбах Г. Направление времени. М., Изд-во иностр. лит, 1962. -396 с.
- Ренгуру http://www.net.cl.spb.ru/frog/renga/r-rules.htm
- РОМАН: http://www.cs.ut.ee/~romanl/hyperfiction/
- Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность. М.: Русское феноменологическое общество, 1996. — 279 с.
- Российская социологическая энциклопедия (под. ред. Г. В. Оси-пова).М" 1998.-С. 95−97.
- Руднев В. Винни Пух и философия обыденного языка. Изд. 3-е, доп., исправл. и перераб. (Серия «XX век +»). М.: Аграф, 2000. 320 с.
- Руднев В. Деконструкция//Энциклопедический словарь культуры XX века. М.: Аграф, 2001.- С. 102−104.
- Руднев В. Новый роман//Энциклопедический словарь культуры XX века. М.: Аграф, 2001. С. 276−278.
- Руднев В. Прочь от реальности. М.: Аграф, 2000. 425 с.
- Руднев В. Событие//Энциклопедический словарь культуры XX века. М.: Аграф, 2001. С. 425−427.
- Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. М.: Аграф, 2001.-599 с.
- Рыклин М. Революция на обоях// Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. М., 1996. С. 1−26.
- Сад Расходящихся Хокку http://www.litera.ru/slova/hokku/
- Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. М.: Проспект, 2006. 750 с.
- Скрипник К.Д. Семиотика: пособие для студентов Ростов-н/Д: РИО Ростовского филиала Российской таможенной академии, 2000. -217 с.
- Смирнов И.П. Бытие и творчество. Marburg, 1990. 214 с.
- Современная западная социология: Словарь. М., Политиздат. 1990.-432 с.
- Сонетник: http://www-koi.kulichki.com/centrolit/sonnet.cgi
- Стерн JI. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. М.: ACT: Люкс, 2005. 589 с.
- Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. 379 с.
- Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999.- С. 6−261.
- Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2002. — 557 с.
- Усманова А. Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Мн.: Пропилеи, 2000. — 200 с.
- Усманова А.Р. Читатель//Новейший философский словарь. Минск, 2001.-С. 1175−1179.
- Усовская Э.А. Постмодернизм в культуре XX века: Учеб. пособие. Мн.: БГУ, 2003. 255 с.
- Фаулз Д. Любовница французского лейтенанта. СПб., 1993. 207 с.
- Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2т. М., 1955. Т. 1.-676 с.
- Фидлер JI. Пересекайте рвы, засыпайте границы // Современная западная культурология: самоубийство дискурса. М., 1993. С. 462 518.
- Фриш М. Homo Фабер. Назову себя Гантенбайн. М., 2000 512 с.
- Фуко М. История сексуальности. Киев: Дух и литера- Грунт- М.: Рефл-бук, 1998.-282 с.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977. -488 стр.
- Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 445 с.
- Хёйзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Эксмо-Пресс, 2001.-351 с.
- Черняева А.С. Интертекстуальность и аллюзия: проблема соотношения. http://wwwlib.sibstu.kts.rU/paradigma/l/12.htm
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск: Современный литератор. -1407 с.
- Шпенглер О. Закат Европы. Ростов-н/Д, Феникс, 1998. 637 с.
- Штомпель О. М. Социокультурный кризис (теория и методология исследования проблемы). Ростов-н/Д.: Издательство СевероКавказского научного центра высшей школы. 1999. — 226 стр.
- Штомпель О.М. Умберто Эко (Серия: философы XX в.) М. Ростов н/Д: «Март», 2006. (в соавт.) -124 с.
- Эко У. Заметки на полях «Имени розы». СПб., Simposium, 2005. -91 с.
- Эко У. Открытое произведение: форма и неопределенность в современной поэтике. СПб.: Академический проект, 2004. 384 с.
- Эко У. Роль читателя: исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум- М.: Изд-во РГГУ, 2005. 502 с.
- Эпштейн М. Информационный взрыв и травма постмодерна. http://wwwl.infoart.ru/magazine/inostran/n2/zatonsc.htm
- Ямпольский М.Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993.-464 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. -527 с.
- Baudrillard J. The Gulf war: is it really taking place?//Postmodern debates. New York. 2001. P. 63−74.
- Clapes, Anthony et al. Silicon Epics and Binary Bards: Determining the Proper Scope of Copyright Protection for Computer Programs // UCLA Law Review. Vol. 34. 1987. 1560 p.
- Fokkema, Douwe. Literary History. Modernism and Postmodernism. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamen Publ.Comp., 1984- 553 p.
- Jenny L. La strategic de la forme // Poetique. — 1976. № 27. P. 3562
- Hassan I. Making sense: the trials of postmodern discourse «New literary histoiy», vol. 18, № 2, 1987. P. 12−89.
- Hesse, Carla. Enlightenment Epistemology and the Law of Authorship in Revolutionary France, 1777−1793//Representations. 1988. — № 30. — P. 106−117.
- Hutchinson P. Games Authors Play. London- New York- Methuen, 1983.-412 p.
- Kaplan P. 12 (цитата из «Newberry's Case», Lofft 775, 98 Eng. Rep. 913 Ch. 1773.). literary history, vol. 18. 1987.
- McHale, Brian. Postmodernist Fiction. NY and London: Methuen, 1987. -269 p.
- Oraic, Dubravka. Цитатность/ZRussian Literature. Amsterdam. 24:8(1988).-P.123−127.
- Romanticism, Modernism, Postmodernism. Ed. by H.R.Darvin. Le-winsburgh. 1980. -280 p.
- Rose, Mark The Author as Proprietor: Donaldson v. Becket and the Genealogy of Modern Authorship // Representations.- 1988. № 23. P. 5078.
- Russel, Charles. The Context of the Concept // Romanticism, Modernism, Postmodernism. Ed. by H.R.Darvin. Lewinsburgh.1980. P. 183−195.