Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проектирование системы формирования технологической культуры учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы автора на базе Смоленского государственного педагогического университета, Смоленского областного института усовершенствования учителей, Смоленского промышленно-экономического колледжа, представления гипермедиа энциклопедии по педагогическим технологиям на сайте Смоленского государственного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
    • 1. 1. Психолого-педагогические основы проектирования системы формирования технологической культуры учителя
    • 1. 2. Понятие технологической культуры учителя как основа теоретического обеспечения подготовительного этапа проектирования
    • 1. 3. Теоретическое обоснование материально-технического обеспечения подготовительного этапа проектирования системы формирования технологической культуры учителя
  • ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
    • 2. 1. Принципы проектирования системы формирования технологической культуры учителя
    • 2. 2. Анализ экспериментальных данных по определению уровня сформированности технологической культуры учителей

Проектирование системы формирования технологической культуры учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Изменения социально-экономической структуры общества, трансформация ценностных ориентаций современного человека способствуют появлению в сфере образования идей и концепций, в которых отражается понимание радикального характера происходящих перемен. На смену традиционной образовательной парадигме приходит личностно-ориентированная.

В «Программе развития педагогического образования России на 20 012 010 годы» и в Законе РФ «Об образовании» отмечается, что в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования. Выделены следующие проблемы, стоящие перед существующей системой образования:

• снижение общей и профессиональной культуры педагога;

• отсутствие научно-методических основ диагностики качества педагогического образования;

• отсутствие эффективного механизма повышения качества подготовки педагогических кадров;

• нарушение механизма преемственности форм и методов обучения в образовательных учреждениях;

• неразвитость информационной культуры преподавателей в системе педагогического образования и подготовки педагогических кадров.

Современной школе для решения данных проблем нужен педагог, обладающий высоким уровнем профессионально-педагогической культуры.

Профессионально-педагогическая культура, одной из сторон которой выступает технологическая культура учителя, в последние годы интенсивно изучается в системе психолого-педагогических наук (Е.В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, Е. А. Леванова, А. И. Мищенко, В. В. Сериков, Е. Г. Силяева, В. А. Сластенин, H.JI. Шеховская, С. Н. Щербакова и др.). При этом под технологической культурой учителя понимается овладение педагогами определенной системой технологий обучения и воспитания, а также умение анализировать в педагогическом процессе альтернативные педагогические технологии.

Названные ученые не рассматривали формирование «технологической культуры учителя» как непрерывный процесс системы образования.

Низкий уровень педагогической культуры определяет и низкий уровень технологической культуры учителя. В течение своей деятельности учитель приобретает комплекс профессиональных «штампов», преодолевать которые с возрастом становится все сложнее. В современных условиях продолжительность «жизни» технологии, которую реализует учитель, гораздо короче продолжительности его педагогической деятельности. Это приводит к необходимости обновления технологии, постоянного изучения и анализа последних педагогических и методических разработок.

В связи с этим в современном обществе актуальна задача целенаправленного системного развития технологической культуры учителей, с целью подготовки их к успешной: профессиональной деятельности. При этом ведущим в формировании технологической культуры становится освоение учителем педагогических технологий. Последние представляют собой сложные системы и требуют применения системного подхода к их изучению и проектированию.

В трудах В. П. Беспалько, В. В. Гузеева, В. М. Кларина, В. М. Монахова, Г. К. Селевко, В. Т. Фоменко раскрываются сущность и содержание понятия «педагогическая технология». Строится классификация и определяются условия использования педагогических технологий в практической деятельности. Но в них педагогические технологии не рассматриваются как связующее звено во всех системах непрерывного образования учителей.

Существующее противоречие между потребностью общества в высококвалифицированном преподавателе, обладающем высокой технологической культурой и недостаточным уровнем разработанности в педагогической науке и практике проблем проектирования системы формирования технологической культуры учителя, определили актуальность темы исследования «Проектирование системы формирования технологической культуры учителя».

Проблема исследования: определение специфики формирования технологической культуры учителя и особенности проектирования системы формирования этой культуры.

Цель исследования — научное обоснование, проектирование и экспериментальная проверка системы формирования технологической культуры учителей.

Объектом исследования выступает процесс формирования технологической культуры учителя.

Предметом исследования является система формирования технологической культуры учителя с использованием современных педагогических технологий.

В основу исследования положена следующая гипотеза: процесс формирования технологической культуры учителя будет успешным, если при проектировании системы формирования технологической культуры учителя учитывается, что:

• технологическая культура учителя формируется как часть общей профессионально-педагогической культуры, предполагающей переход педагогической деятельности на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости, воспроизводимости, гарантированности получения заданных результатов обучения;

• педагогические технологии являются системообразующим фактором процесса формирования технологической культуры учителя, а г именно педагогическая технология будет выступать как основной компонент содержания образовательной программы, как способ организации обучения и как форма креативности учителей;

• организация деятельности учителей будет осуществляться на основе гуманистического и личностно-ориентированного подходов;

• в процессе формирования технологической культуры учителей будет использоваться весь инструментарий новых средств обучения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть основные этапы педагогического проектирования системы формирования технологической культуры учителя;

2) уточнить сущность и содержание понятия «технологическая культура учителя» как педагогической категории, определить уровни развития технологической культуры;

3) уточнить систему исходных понятий, лежащих в основе понятия «педагогическая технология»;

4) разработать модель организации деятельности учителей по формированию технологической культуры в соответствии с этапами проектирования педагогических систем;

5) осуществить экспериментальную проверку эффективности спроектированной системы формирования технологической культуры учителей.

Теоретико-методологической основой диссертации являются психолого-педагогические теории:

Содержательного обобщения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

Психолого — педагогические исследования учебной деятельности.

Ю.К. Бабанский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, C. JL Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Г. И. Щукина).

Концепции о человеке как субъекте деятельности, о личности, индивидуальности (Л.С. Выготский, В. П. Зинченко, А. В. Петровский, К. К. Платонов, C.JI. Рубинштейн).

Теория содержания образования (В.В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В.Т. Фоменко).

Теория организации (А.А. Богданов, И. П: Раченко, Ф. Тейлор). ¦Теория самоорганизации (И. Пригожин, Г. Хакен, С.В. Кульневич). ¦Теория педагогических систем и технологий (В.П. Беспалько, В. В. Гузеев, В. М. Монахов, И. П. Раченко, В. В. Сериков, Г. К. Селевко, В.Т. Фоменко).

Теории целостного педагогического процесса, развития педагогической культуры и педагогического творчества, личностной ориентации образования (В.И. Андреев, Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская, В. И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, И. П. Раченко, М. М. Поташник, В. В. Сериков, И.С. Якиманская).

Концептуальные основы непрерывного образования, структуры и функций профессионально-педагогической деятельности учителя (О.А. Абдуллина, Д. М. Зембицкий, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, И. А. Колесникова, В. А. Сластенин, Н.М. Чегодаев).

Исследования в области педагогической диагностики (В.М. Антипова, Е.А. Михайлычев).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений в исследовании был использован комплекс методов теоретического и эмпирического характера с учетом специфики каждого этапа работы: ¦метод системно-структурного анализаметоды педагогического конструирования, моделирования, проектированиятеоретический анализ и обобщение педагогических, психологических, методических трудов по проблеме исследованияизучение научной периодической печати по теме исследованияизучение и обобщение инновационного педагогического опытадлительное наблюдение, собеседование, индивидуальные и групповые беседыанкетирование учителей и студентовэкспертные методыпедагогический экспериментметоды математической обработки результатов эксперимента.

Организация исследования.

Исследование проводилось с 2000 по 2004 годы. Проведенное исследование подразделялось на три этапа.

Первый этап (2000;2001 гг.) — изучение литературы, определение целей и задач исследования, разработка понятийного аппарата исследования, сопоставительный анализ подходов к решению исследуемой проблемы, проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (2002;2003 гг.) — разработка принципов построения, структуры и содержания системы формирования технологической культуры учителя, разработка гипермедиа энциклопедии по педагогическим технологиям.

Третий этап (2002;2004 гг.) — проведение формирующего эксперимента, систематизация полученной информации, математическое моделирование системы формирования технологической культуры учителя, статистический и качественный анализ результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1)уточнена сущность понятия «технологическая культура учителя» с точки зрения системного подхода;

2)педагогические технологии рассматриваются как компонент содержания образовательной программы, как способ организации обучения и форма креативности учителей;

3)разработана модель проектирования системы формирования технологической культуры учителя;

4)привлечен математический аппарат с целью разработки формальных моделей проектирования системы формирования технологической культуры учителя;

5)разработано научно-методическое сопровождение образовательного процесса по формированию технологической культуры учителя.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1)уточнена сущность понятий «педагогическая технология» в аспекте формирования технологической культуры учителя;

2)определены принципы проектирования системы формирования технологической культуры учителя;

3)научно обоснован подход к рассмотрению педагогических технологий как системообразующего фактора развития технологической культуры учителя;

4)обосновано использование современных средств обучения (гипермедиа энциклопедии по педагогическим технологиям, система автоматизированного проектирования работы учителя, система «Задачник») в системе формирования технологической культуры учителя.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Разработанную систему формирования технологической культуры учителя, образовательную программу специальных курсов для студентов, можно использовать в системе повышения квалификации учителей и в системе дополнительного образования.

2. Экспериментальный материал применим для организации углубленного изучения предметов педагогического направления в вузах.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, разнообразием методов исследования, соответствующих его предмету, цели, задачам и логике, положительными результатами экспериментальной работы, оценкой учителей, использующих в своей работе современные педагогические технологии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Современное состояние образования требует системного подхода к проектированию процесса формирования технологической культуры учителя.

2. Технологическая культура учителя — это динамическая система педагогических ценностей, технологических умений (педагогической техники и педагогической технологии) и творческой индивидуальности учителя. В структуре данной системы можно выделить следующие компоненты: педагогическая позиция и профессионально-личностные качества, технологические знания и культура педагогического мышления, технологические умения.

3. Проектирование педагогических систем, процессов или ситуацийсложная многоступенчатая деятельность, совершаемая как ряд следующих друг за другом этапов, приближающих разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Педагогическая система — целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Этапами проектирования системы формирования технологической культуры учителя являются: подготовительный этап, разработка педагогической системы и проверка качества разработанной системы.

4.

Введение

в процесс формирования технологической культуры учителя современных средствобучения (гипермедиа энциклопедии по педагогическим технологиям) способствует интенсификации процесса обучения, его управляемости.

5. Педагогическая технология, тесно взаимосвязанная с педагогической техникой, педагогической культурой, педагогическим мастерством, выступает в системе формирования технологической культуры учителя в качестве основного компонента содержания обучения и как способ самореализации творческого потенциала учителей.

6. Дуалистическая сущность технологий как компонента содержания образовательных программ и как способа реализации этого содержания создает условия для перехода к личностно — ориентированному, развивающему обучению в процессе формирования технологической культуры учителя.

7. Привлечение к проектированию системы формирования технологической культуры учителя математических методов, а именно: представление гипермедиа энциклопедии по педагогическим технологиям с использованием алгебры многомерных матриц способствует формализации предметной области, что облегчает поиск необходимой информации с использованием информационных технологий.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы автора на базе Смоленского государственного педагогического университета, Смоленского областного института усовершенствования учителей, Смоленского промышленно-экономического колледжа, представления гипермедиа энциклопедии по педагогическим технологиям на сайте Смоленского государственного педагогического университета.

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на:

1 Международной научно-практической конференции «Социально-психологические проблемы ментальности на рубеже столетий» (СГПУ, 2000);

2)международной научно-практической конференции ученых РЭА, МАДИ (ТУ), МСХА, ЛГАУ (Москва — Луганск, 2001, 2004);

3)между народной конференции-выставке «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2000, 2001);

4)международной научно-практической конференции «Информационные технологии в естественных, технических и гуманитарных науках» (Таганрог, 2002);

5)IV — VII ежегодной специализированной выставке-семинаре «Компьютерные и телекоммуникационные технологии» (Смоленск, 2001, 2002, 2003, 2004);

6)научно-практической конференции «Информатизация общества и проблемы образования ИОПО-2002» (СГПУ, 2002);

7)всероссийской научно-методической конференции «Методология и методика информатизации образования: концепции, программы, технологии» (СГПУ, 2004);

8)на заседаниях семинара аспирантов Смоленского государственного педагогического университета.

Основное содержание исследования представлено в 12 публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и библиографического списка. Общий объем диссертации составляет 207 стр., из них: 154 стр. — основной текст- 17 стр.— список литературы, насчитывающий 194 наименований- 10 приложений.

1. Классификационные параметры.21. По категории обучаемых.22.По концепции усвоения.

2. По направлению модернизации.

3. По организационным формам.

4. По ориентации на личность.

5. По основному фактору развития.27. По подходу к ребенку.28. По преобладающему методу.29. По содержанию.210.По типу управления.211.По уровню применения.211.1. Локальная.211.2.0бщепедагогическая.211.3.Частнопредметная.212.По философской основе.

6. Существует много психолого-педагогической литературы, раскрывающей вопросы организации обучения по одной из технологий обучения, в комплексе практически нет (исключением являются работы Г. К. Селевко, В.В. Гузеева).

7. Те печатные издания, которые существуют, очень научны и с трудом понимаются многими учителями.

8. Гипермедиа энциклопедия по педагогическим технологиям содержит видео материал, конспекты уроков, планирование, ориентированное на определенные технологии обучения, что отсутствует в печатных изданиях.

9. Большие (несколько десятков томов).2. Малые (10−12 т.).3. Краткие (4−6 т.).

10. Цель (целевое, социальное назначение или функция).

11. Предмет (содержание, тема).3. Метод.

12. Жанр (знаковая, литературная форма).5. Социальная значимость.6. Полнота.7. Социальный уровень.8. Структура.

13. Время (научная категория, отражающая историко-хронологическое освоение (охват) социальной информации как содержание данной книги).10.Пространство.11 .Материальная конструкция (материально-конструктивный носитель, полиграфическое оформление).

14. Используем в качестве индексов номера элементов множества S.

15. Строим трехмерную матрицу с индексами /i=(l,."), /2=С 1" — /3=(1,.р).*.

16. Выделяя в структуре технологии концептуальную основу, процессуальный и содержательный компоненты, отмечаем особую роль концептуальной основы технологии в формировании ценностного отношения учителей к ней.

17. Определив содержание понятия «проектирование педагогических систем», мы раскрыли этапы проектирования системы формирования технологической культуры учителя, описав детально подготовительный этап в данном проектировании.

18. Поскольку современные педагогические технологии по своей природе являются сложными системами, то их освоение требует системной организации деятельности учителей.

19. Разработать и представить образовательную программу как основной элемент системы формирования технологической культуры учителей (второй этап проектирования).

20. Раскрыть организацию, ход и результаты эксперимента по определению динамики роста учителей на профессиональном, творческом и личностном уровнях и степени сформированности технологической культуры (третий этап проектирования).

21. Содержание образовательного процесса должно соответствовать и отражать современные концепции педагогической науки.

22. В процессе изучения учителями педагогических технологий целесообразно выбрать несколько форм и методов обучения, поскольку технологии в данном случае являются компонентом содержания и способом организаций освоения этого содержания.т.

23. Разработка теоретических вопросов. Анализ существующих программ.

24. Диагностика готовности испытуемых к изучению педагогических технологий (стартовый анализ осуществляется через обработку результатов анкеты № 1) и уровня сформированности технологической культуры.

25. Разработка экспериментальной образовательной программы в соответствии с основными положениями концептуальной модели и необходимых средств обучения.

26. Экспериментальная апробация разработанной образовательной программы. Обработка и анализ экспериментальных данных, беседы с учителями, анкетирования для определения уровня сформированности технологической культуры после прослушивания курса.

27. Выявить степень готовности учителей к развитию технологической культуры.

28. Мотивировать учителей на изучение и использование педагогических технологий на практике.

29. Мотивировать студентов и учителей на работу в школе. Образовательный блок задач:

30. Изучить наиболее распространенные педагогические технологии.

31. Сформировать педагогическое мировоззрение.

32. Обогащение теоретических знаний.

33. Сформировать основные компоненты технологической культуры. Практический блок задач:

34. На педагогической практике использовать полученные знания.

35. Приобрести профессиональные умения и навыки по выбору, анализу и адаптации современных педагогических технологий. Данный курс направлен на:

36. Формирование технологической культуры учителей.

37. Изучение педагогических технологий, умение их анализировать и адаптировать.

38. Повышение качества профессиональной подготовки выпускников педагогического Вуза.

39. Лабораторные работы (изучение возможности использования информационных технологий в своей профессиональной деятельности).5. Самостоятельная работа.

40. Методы проблемного обучения (проблемная и эвристическая беседа, проблемные педагогические задачи).2. Наглядно-иллюстративные.3. Вербальные методы.4. Технология КСО.

41. Проблемная лекция. Весь лекционный курс построен по принципу проблемных лекций, что активизирует учителей, их личную заинтересованность в изучении курса.

42. Обобщающая лекция. Преподаватель проводит в конце лекционного курса, подводя итоги изучения теоретического материала, проводит промежуточное анкетирование с целью выявления уровня сформированности технологической культуры.

43. Разработка индивидуального плана (программы) творческой деятельности по использованию современных педагогических технологий, адаптированных к местным условиям. Сопоставительный анализ педагогических технологий.

44. Содержание и специфика использования традиционных и современных педагогических технологий обучения математике. Технология модульного обучения (15 школа).

45. Содержание и специфика использования традиционных и современных педагогических технологий обучения математике. Коллективный способ обучения (33 школа).

46. Содержание и специфика использования традиционных и современных педагогических технологий обучения математике. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин).

47. Технология модульного обучения.

48. Личностно-ориентированная технология обучения.

49. Адаптивная технология обучения.4. Проблемное обучение.

50. Изучение теоретического материала, основ данной педагогической технологии.

51. Знакомство с работой лучших учителей города, работающих с использованием данной педагогической технологии.

52. Структурирование учебного (теоретического) материала по конкретной теме в соответствии с конкретными задачами описываемой педагогической технологией.

53. Выбор задачного материала по конкретной теме в соответствии с конкретными задачами описываемой педагогической технологией.

54. Разработка системы конспектов для проведения занятий по данной* педагогической технологии.6. Подбор библиографии.

55. Тестирования выбор нужного фактора, или нескольких значимых. В ходе проведения эксперимента студентам и преподавателям были предложены ряд анкет и контрольная работа (приложение 10). Программа эксперимента включала в себя следующие этапы:

56. Диагностика уровня знаний по педагогическим технологиям (приложение 10, анкета № 3).

57. Диагностика готовности учителей к изучению педагогических технологий (стартовый анализ осуществляется через обработку результатов анкеты № 1).

58. Диагностика уровня сформированности технологической культуры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой