Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эволюция дизайна и факторы формообразования высокоскоростных пассажирских поездов в контексте исторического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из того, что важнейшим результатом данного исследования является выявление и систематизация основных факторов и тенденций дизайна высокоскоростных поездов, практическое значение работы заключается в его применении для создания современной методики проектирования дизайна поездов. Кроме того, материалы данного исследования могут быть использованы при создании учебных пособий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Влияние конструктивных, технологических и социокультурных факторов на эволюцию дизайна железнодорожного пассажирского транспорта XIX — первой половины XX вв
    • 1. 1. Зарождение железнодорожного транспорта и формообразование подвижного состава
    • 1. 2. Компоновочные и композиционные решения в проектировании новых типов подвижного состава (электрических, дизельных локомотивов и поездов) в конце XIX — первой трети XX вв
    • 1. 3. Аэродинамика и скорость как ведущие формообразующие факторы стиля стримлайн в экстерьере и интерьере скоростных поездов в 1930-е -1940-е гг
  • Глава 2. Становление высокоскоростного железнодорожного пассажирского транспорта как объекта дизайн-проектирования
    • 2. 1. Роль экспериментальных проектов в стратегии развития дизайна высокоскоростных пассажирских поездов в 1950-е — 1960-е гг
    • 2. 2. Инженерно-конструкторские решения как основа в проектировании первых высокоскоростных пассажирских поездов в 1970-е — 1980-е гг
    • 2. 3. Современные тенденции в дизайне высокоскоростных пассажирских поездов 1990-х — 2000-х гг
  • Глава 3. Актуальные направления, дизайн-концепции и факторы формообразования в проектировании высокоскоростных пассажирских поездов
    • 3. 1. Место высокоскоростных пассажирских поездов в системе транспортных услуг. Классификация по функциональным и техническим признакам
    • 3. 2. Факторы формообразования высокоскоростных пассажирских поездов
    • 3. 3. Современные тенденции в развитии дизайна высокоскоростных пассажирских поездов

Эволюция дизайна и факторы формообразования высокоскоростных пассажирских поездов в контексте исторического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Железнодорожные поезда исторически, с момента своего появления, были и остаются самым быстрым видом наземного пассажирского транспорта. Одним из наиболее перспективных направлений развития общественного транспорта является организация высокоскоростного железнодорожного сообщения.

Высокоскоростной поезд (ВСП) — объект, аккумулирующий проблемы дизайна среды, культуры, архитектуры, градостроительные концепции, технические инновации. К началу XXI в. во многих странах в результате изменившихся условий развития городов (децентрализации, повышения мобильности населения, связанной с профессиональной деятельностью, туризмом, миграцией и другими факторами), он занял лидирующие позиции среди проектируемых объектов общественного транспорта.

За последние двадцать лет объем высокоскоростных железнодорожных перевозок в мире резко возрос.1 Протяженность высокоскоростных магистралей (ВСМ) в мире увеличивается с каждым годом. Наиболее развитые сети находятся в Японии, Испании, Франции, Германии и Италии, в настоящее время в лидеры вырвался Китай (ил. 1).

Высокоскоростные поезда создают серьезную конкуренцию авиационному и автомобильному транспорту на маршрутах в пределах 1000 км, при этом время в пути составляет 3−5 часов, что сравнимо с перелетом на самолете с учетом времени доставки в аэропорт и прохождения всех необходимых процедур. Основными конкурентными преимуществами высокоскоростных поездов являются высокий уровень комфорта и скорость транспортировки при сравнительно небольшой стоимости билета. В современных условиях высоких цен на топливо и электроэнергию, необходимости охраны окружающей среды,.

1 Лабренц. Ф. Сравнение концепций высокоскоростных поездов Европы / Ф. Лабренц // Железные дороги мира. — 2004. — № 09. — С. 32 — 38. одним из главных преимуществ высокоскоростных поездов является их непревзойденная энергоэффективность и экологичность (ил. 2).

Россия исторически занимала одну из ведущих позиций в области освоения железнодорожного пространства и в настоящее время обладает второй после США протяженностью железных дорог в мире — 87 тысяч км. По данным Министерства транспорта РФ за 2011 г. треть пассажирооборота приходиться на железнодорожный транспорт. В настоящее время принята целевая программа развития сети железных дорог, включающая строительство 3 скоростных веток.

Однако, несмотря на общемировые тенденции, в России наблюдается серьезное отставание в проектном осмыслении современной ситуации. Существует серьезный кризис в области разработки проектных стратегий дизайна железнодорожного транспорта. Большая часть используемых сегодня проектно-технологических решений заимствуется. Образцы техники и новый высокотехнологичный подвижной состав закупаются за рубежом (Siemens Velaro RUS «Сапсан», Desiro RUS «Ласточка», Alstom Pendolino и т. д.).

Особенностью высокоскоростных поездов является весьма продолжительный период эксплуатации, достигающий 20 — 30 лет. Производству новой модели поезда предшествует сложный многоступенчатый путь проектирования, интегрирующий знания большого числа самых разных специалистов. В этой ситуации важно создание дизайнерских разработок, рассчитанных на прогнозирование ситуации, а также внимание ко всем современным тенденциям, которое может обеспечить полноценная теоретическая научная база в данной сфере дизайна.

К сожалению, проблемы дизайна высокоскоростных поездов до настоящего времени не становились предметом комплексного анализа со.

2 Министерство транспорта Российской Федерации. Материалы к расширенному заседанию коллегии Минтранса России. Март 2012 года. Информационно-аналитический обзор. Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в 2011 году и задачах на 2012 год и среднесрочную перспективу до 2014 года. [Электронный ресурс |. — 2012. — Режим доступа: htlp://vwv.minlrans.ai/dociiments/delail.php?ELEMENTID= 17 908.

3 Проект ВСМ 2. |Электронный ресурс]. — Режим доступа: littp://v\v.hsrail.ni/aboutlisr/Nctvork-of-HSR/HSR2/ стороны теории дизайна: отсутствует искусствоведческий анализ образно-художественных и социокультурных особенностей дизайна высокоскоростных поездов, теоретический анализ развития дизайна железнодорожных поездов, включая и общемировые тенденции в этой области.

В сложившейся ситуации, когда в России и в мире растет популярность высокоскоростных железнодорожных сообщений, исследование, ставящее себе целью комплексное изучение и систематизацию факторов дизайна высокоскоростных пассажирских поездов, выявление основных тенденций в развитии дизайна и стиля, актуально и востребовано для дальнейшего применения в практическом проектировании и подготовке отраслевых специалистов-дизайнеров. Внедрение современного проектного мышления повысит качество решений, раскроет перспективы и актуальные направления развития этой области дизайна.

Степень изученности проблемы.

Основной объем научных работ, посвященных истории железнодорожного транспорта, затрагивает вопросы его возникновения и развития с технической, инженерной точки зрения.

Историками техники изучается конструкция, компоновка, аэродинамика, планировочное решение салонов (В. А. Раков, И. П. Киселев, F. Tannel и др.).

В зарубежной научной литературе проблема дизайна высокоскоростных поездов рассматривается, прежде всего, в многочисленных статьях ведущих дизайнеров, основанных на личном опыте практического проектирования (R. Loewy, H. Dreyfus, H. Earl, J. Cooper, R. Talion, A. Neumeister, X. Allard и др.). Однако данные исследования охватывают лишь короткий этап развития железнодорожного транспорта, ограниченный периодом профессиональной деятельности авторов. За рамками данных исследований остается длительный путь эволюции и всесторонний анализ факторов дизайна высокоскоростных поездов, так как монографическое исследование, посвященное данным проблемам, отсутствует.

Российские исследователи анализируют дизайн железнодорожного транспорта в контексте общей истории формирования и развития художественных стилей. В частности к дизайну поездов обращаются в рамках исследования стиля стримлайн, возникшего в 1930;е гг. прошлого века и охватившего различные сферы от автомобилей и поездов, до архитектуры, предметов интерьера и бытовой техники (С. В. Курасов, А. Н. Лаврентьев, С. М. Михайлов и др.). Исследованием дизайна железнодорожного подвижного состава также занимались заводские проектные бюро и крупные научные центры: Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), Московский государственный университет путей сообщения (МНИТ). Однако хорошая теоретическая база, передовые проекты и решения, разработанные дизайнерами, не могли быть апробированы и реализованы в условиях отсутствия конкурентной борьбы между производителями подвижного состава, недостаточности средств и технологий, необходимой инфраструктуры. Проекты значительно упрощались для соответствия ограниченным возможностям производства. Таким образом, создание высокоскоростных поездов в России фактически осталось на уровне проектных идей и утопий.

Отсутствие полноценной апробации научных исследований снижало их ценность и потенциал для дальнейшего развития. Ситуация в определенной степени сохраняется и в настоящее время, что требует серьезных изменений, в первую очередь за счет обучения специалистов, инженеров и дизайнеров, а также модернизации производства.

Цель исследования.

Цель данного исследования — комплексное изучение и научно-теоретическое обобщение истории дизайна высокоскоростных пассажирских поездов, систематизация факторов дизайна, выявление основных тенденций в развитии дизайна и сложении стилевых направлений.

Задачи исследования.

В соответствие с установленной целью определены следующие задачи:

1. Выявить и проанализировать факторы формообразования пассажирского железнодорожного транспорта в ходе его исторического развития.

2. Систематизировать основные технические, функциональные и социокультурные факторы, определяющие дизайн пассажирского железнодорожного транспорта.

3. Проанализировать роль экспериментальных разработок высокоскоростных поездов в развитии проектной культуры дизайна в данной области.

4. Выявить современные тенденции развития дизайна и стилеобразования пассажирских поездов, изучить влияние новых конструктивных решений и технологий на проектные разработки.

Объект исследования.

Объектом данного исследования являются серийные образцы, экспериментальные и концептуальные проекты высокоскоростных пассажирских поездов.

Следует отметить, что исторически с развитием техники менялось отношение к терминам «скоростной» и «высокоскоростной поезд». В начале XX в. к «высокоскоростным» относили поезда с максимальной скоростью 160 км/ч. В настоящее время в России «скоростными» считают поезда, движущиеся со скоростью более 140 км/ч, «высокоскоростными» — превышающие рубеж 200 км/ч.

Предмет исследования.

Предметом исследования являются факторы, определяющие особенности и тенденции дизайн-проектирования высокоскоростных пассажирских поездов.

Хронологические рамки исследования.

Хронологические рамки исследования определены периодом с начала XIX в. по настоящее время. Широкий временной охват является необходимым условием для объективного исследования: обозначенные границы позволяют провести общий исторический анализ развития дизайна пассажирских поездов с момента их появления, а также подробно изучить тенденции в дизайне и стиле за последние пятьдесят лет.

Географические границы исследования.

Данное исследование рассматривает опыт постройки высокоскоростных поездов в ведущих индустриальных державах, где железные дороги стали важной частью экономического и культурного развития: Японии, Италии, Франции, Германии, Испании, США, Канаде, Англии, России, Южной Корее и Китае. Такой выбор обусловлен высокой технической сложностью проектов высокоскоростных поездов, приближающейся по уровню к изделиям аэрокосмической промышленности. Реализация этих проектов возможна в развитых странах, силами ведущих промышленных компаний.

Источники исследования.

Источниками данного исследования являются:

1. Вышедшие из эксплуатации серийные и экспериментальные образцы пассажирских поездов, локомотивов и вагонов.

2. Современные высокоскоростные пассажирские поезда, находящиеся в эксплуатации.

3. Перспективные, концептуальные проекты.

Материалы данного исследования базируются на изучении коллекции ряда российских и зарубежных музеев, позволяющих провести натурное исследование, в частности: Политехнического музея, Музея Московской железной дороги, Центрального музея Октябрьской железной дороги, Музея Австрийских железных дорог в Вене, Немецкого музея достижений естественных наук и техники в Мюнхене, Французского железнодорожного музея в Мюлузе, Национального музея науки и технологии Леонардо да Винчи в Милане. Вместе с тем, мы обращались к ряду исторических источников: к опубликованному своду архивных документов, чертежей, фотографиям, плакатам, гравюрам и т. п.

Кроме того, в рамках данного исследования анализируются концептуальные разработки, представленные в виде опытных образцов и макетов на российских (Expo 1520, Exporail) и зарубежных (InnoTrans) железнодорожных выставках. Автор также использует материалы интервью, которые были взяты им у ряда ведущих специалистов в области дизайна и проектирования железнодорожного подвижного состава, среди которых: Ксавье Аллар (X. Allard, вице-президент по дизайну и стилю компании Aistom), Михаэль Сон (Michael Sohn, дизайн-менеджер компании Bombardier), Еофредо Бадуини (Goffredo Baduini, глава отдела по развитию бизнеса студии Giugiaro Design).

Методы исследования.

Комплексный характер исследования определен сочетанием следующих методов: искусствоведческого анализа этапов исторического развития дизайна железнодорожного транспортаметода проектных классификаций по формально-стилевым и функционально-конструктивным признакамсистемно-структурного анализа социокультурных, технико-технологических и проектно-художественных факторов дизайна высокоскоростных поездовпроектного и экспертного прогнозирования.

Научная новизна работы.

Научная новизна исследования заключается в проведении комплексного анализа эволюции дизайна высокоскоростных поездов и систематизации факторов, влияющих на формообразование и развитие проектных концепций в этой области дизайна (в целостном анализе экстерьера и интерьера поездов).

Данная работа является первым опытом обобщения большого материала, касающегося дизайна железнодорожного транспорта в контексте его исторического развития.

Впервые систематизированы основные этапы развития дизайна пассажирских поездов, собрана и проанализирована база данных по высокоскоростным пассажирским поездам, включающая основные для каждого этапа развития примеры.

Выявлены, проанализированы и систематизированы основные тенденции развития и факторы, определяющие дизайн высокоскоростных пассажирских поездов. Классификация и систематизация факторов также представлена в виде таблицы, представляющей результаты исследования в концентрированном виде.

Практическая значимость работы.

Исходя из того, что важнейшим результатом данного исследования является выявление и систематизация основных факторов и тенденций дизайна высокоскоростных поездов, практическое значение работы заключается в его применении для создания современной методики проектирования дизайна поездов. Кроме того, материалы данного исследования могут быть использованы при создании учебных пособий, в образовательных целях, при чтении специальных курсов и проведении семинаров для специалистов-дизайнеров, а также в качестве дидактического и справочного материала для специалистов в области железнодорожного транспорта.

Апробация исследования.

Основные положения диссертации изложены в опубликованных статьях в научных сборниках, в том числе, рекомендованных Высшей Аттестационной Комиссией, а также в опубликованных тезисах, докладах на российских и международных научных конференциях.

Материалы исследования используются автором при чтении курса лекций по истории железнодорожного транспорта и в процессе обучения студентов старших курсов методике проектирования общественного транспорта на примере высокоскоростных поездов на кафедре «Дизайн средств транспорта» МГХПАим. С. Г. Строганова.

В 2009 — 2013 гг. автором реализован ряд проектов интерьеров пассажирских поездов дальнего следования (плацкартных, купейных, повышенной комфортности) для ОАО «РЖД» и ряда частных российских транспортных компаний. В 2010 г. создан проект интерьера высокоскоростного поезда в рамках международного конкурса YourRail, организованного канадской компанией Bombardier. Проект стал призером конкурса и экспонировался на стенде компании на международной выставке железнодорожной техники InnoTrans 2010 в Берлине.

Структура работы.

Диссертация состоит из двух томов. Первый том содержит текст диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и списка иллюстраций. Второй том — иллюстративное приложение, включающий раздел из семи таблиц классификаций.

Заключение

.

Комплексный анализ эволюции дизайна железнодорожного пассажирского транспорта на протяжении почти двух столетий позволил обозначить основные этапы его развития и соответствующие им стилистические направления («каретный» стиль, эклектика, модерн, ар-деко, стримлайн, «автостиль», «аэростиль», функционализм, хай-тек), что отражено в хронологической таблице 1, а также таблицах 7.1, 7.2 и 7.3.

Исследование проектао-художественного, инженерно-конструкторского и технологического опыта дизайна позволило:

— выявить основные композиционные решения экстерьера пассажирских поездов («локомотив — самостоятельный объект», «локомотив и вагоны — единый объект»), таблицы 1 и 3;

— выявить типы композиционных решений интерьера пассажирских поездов, характерных для тех или иных исторических этапов («изолированное купе», «единое пространство изолированных вагонов», «поезд-улица — единое пространство интерьера поезда»), таблицы 1 и 3;

— определить виды планировочных решений пассажирского салона («регулярная планировка», «функциональное зонирование пространства»), таблицы 1 и 4;

— сформулировать принципы формообразования локомотивов («паровой двигатель», многоосный паровоз, симметричный паровоз, steeplecab, вагонный тип), таблицы 1 и 5;

— определить образно-художественные типы аэродинамических решений головных обтекателей («windsplitter», bathtub, «веретено», «клиновидный», «утиный нос», «истребитель»), таблицы 1 и 6.

В ходе исследования на основе изучения исторического опыта были определены и систематизированы основные группы факторов дизайна высокоскоростных поездов:

— технические (конструкция кузова, компоновка поезда, конструкционная безопасность и аэродинамика);

— эстетические;

— социокультурные;

— географические;

— климатические.

Итогом проведенного исследования является определение новейших тенденций в дизайн-проектировании высокоскоростных поездов:

— В условиях конкурентной борьбы, решающую роль играет комфорт пассажиров. В этой связи актуальным направлением дизайна высокоскоростных поездов является развития функциональности и удобства интерьера.

— Интерьер поезда должен соответствовать привычному для пассажира пространству общественной городской среды.

— Важнейшую роль в дизайне высокоскоростных поездов играет применение новейших технологий и материалов, предоставляющих пассажиру дополнительный комфорт путешествия.

Создание нового образа поезда должно соответствовать как современным требованиям, так и отражать тенденции будущего развития общественного транспорта, учитывать возможность последующей модернизации.

— Экспериментальное проектирование, проведение дизайн-конкурсов, социальных опросов, обсуждений и голосований являются важнейшими механизмами опережающего развития дизайна.

— Использование национальных мотивов в дизайне поездов является способом современного прочтения и сохранения национальной культуры в условиях глобализации.

Таким образом, проведенное исследование определяет новейшие тенденции и факторы формообразования в проектировании высокоскоростных пассажирских поездов, позволяя специалистам учесть ряд важнейших актуальных направлений развития дизайна.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Abbott, R. A. S. The Fairlie Locomotive. / Rowland A. S. Abbott. -Devon, UK: David & Charles Ltd., 1970. — 100 p.
  2. Adolphus, D. T. Schiene Zeppelin Электронный ресурс. / D. Т. Adolphus // Hemmings Motor News, 2007. — December. — Режим доступа: http://www.hemmings.com/hmn/stories/2007/12/01/hmnfeature35.html
  3. Ahrons, E. L. The British stream railway locomotive 1825 1925 / E. L. Ahrons. — London, 1927. — 391 p.
  4. Allen, G. F. The world’s fastest trains from age of stream to the TGV / G. F. Allen. Sparkford: Patrick Stephens Ltd., 1992. — 192 p.
  5. Bennick, F. G. B&O was first U.S. railroad to use electric locomotives / F. G. Bennick // Baltimore & Ohio Magazine. 1940. — April.
  6. Brams, S. Detroit Interview with Harley Earl Электронный ресурс. / S. Brams 1953, — January. — Режим доступа: http://www.prai.us/news/! 1-detroit-intervie w-with -h arl ey-earl
  7. Buch, A. Alexander Neumeister. Designer Monographs 8. / A. Buch. -Frankfurt am Main: Verlag form GmbH, 1999. 144 p.
  8. Bush, D. The Streamlined Decade. / D. Bush. New-York, 1975. — 2241. P
  9. By Pullman to Brighton. Электронный ресурс. Режим доступа: http://scm.pastfinders.org/scm29pullman.htm
  10. Calthrop, Е. The Boyhood of Rev. Samuel Robert Calthrop Электронный ресурс. / E. Calthrop // Режим доступа: http://www-distance.syr.edu/SamCaltliropBoyhoodStory.html
  11. Car «Pioneer». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pullman-museum.org/cgi-bin/pvm/newMainRecordDisplayXML.pl? recorded =10 735
  12. Collins, J. High Speed Trains. / J. Collins London, 1978. — 62 p.
  13. Cook, R. J. The New York Central’s Mercury: The Train of Tomorrow. / R. J. Cook. Lynchburg: TLC Publishing, — 1996. — 60 p.
  14. Cottin, S. Le jour ou il dessine le TGV Электронный ресурс. / S. Cottin // Sud-Ouest. 2011. — September. — Режим доступа: http://www.sudouest.fr/2011/09/21/le-jour-ou-il-a-dessine-le-tgv-505 044−2780.php
  15. Christian Lacroix streamlines interiors for TGV carnages Электронный ресурс. // Design week. 2005. — September. — Режим доступа: http://www.designweek.co.uk/news/christian-lacroix-streamlines-interiors-for-tgv-carriages/1 119 586.article
  16. Design: InterCity Experimental, MagLev Transrapid. / Design Center Stuttgart, Neumeister Design, 1986. 64 p.
  17. Design, Reliability and Maintenance for Railways. Selected Papers from Railtech 96 (IMechE Seminar Publications): Diagonal Window Pillars A New Vision for Passengers / - London: Wiley-Blackwell, — 1996. — 124 p.
  18. Die Bahn sparsamer als ein 3-Liter-Auto Электронный ресурс. // Deutsche Bahn AG. — 2007. — 13 August. — Режим доступа: http://www.deutschebahn.com/site/iceeuropaweit/de/umweltaspekte/verkehrsmittelvergleich/verkehrsmittelvergleich.html
  19. Dreyfuss, H. Designing for People. / H. Dreyfuss. New York: Simon and Schuster, — 1955.-240 p.
  20. General Motors «Train of Tomorrow» Электронный ресурс. Режим д осту па: http: //www. trai n web. or g/webl urker/G М/
  21. Haresnape, B. Railway Design since 1830 Volume One. / B. Haresnape -London, 1968.
  22. Harwell, F. T. Some speculations on the future of railway mechanical engineering. / F. T. Harwell. London, 1962.
  23. Heskett, J. Industrial design. / J. Heskett. London: Thames & Hudson Ltd, 1985.-216 p.
  24. Hirota, N. Steam Locomotives of Japan / N. Hirota. Kodansha International Ltd., 1972. — 104 p.
  25. Hundred miles an hour Электронный ресурс. // The Evening Telegram. 1900. — 20 June. — Режим доступа: http://news.google.com/ newspapers? nid=M3ejUd6NZC8C&dat=l9000620&printsec=frontpage
  26. Industrial Design. Raymond Loewy. London: Overlook TP, 2007. -256 p.
  27. Jackson, К. T. The Encyclopedia of New York City. / К. T. Jackson. -New Haven: Yale University Press, 1995. — 1392 p.
  28. JR-East prepares to test Series E6 Электронный ресурс. // Railway Gazette International. 2010. — March. — Режим доступа: http://www.railwaygazette.com/news/single-view/view/jr-east-prepares-to-test-series-e6.html
  29. Koschinski, К. ICE. / К. Koschinski // Eisenbahn Journal. 2008. — № 2.
  30. Koschinski, K. Neigetechnik in Europa. / K. Koschinski // Eisenbahn Journal. 2001. — № 4.
  31. Koschinski, K. Recordloks. Supersprinter und Giganten. / K. Koschinski // Eisenbahn Journal. 2004. — № 1.
  32. Latest diesel-engine train built like airship // Popular Mechanics. 1935. — September.
  33. Lokomotiven. Das ultimative Handbuch. / U. Paulitz, O. Steinert-Lieschied, M. Dorflinger. Munchen: GeraMond Verlag GmbH., 2009. — 358 p.
  34. Loewy, R. Locomotive: Its Esthetics. / R. Loewy New York: The Studio, 1937.
  35. Marin, E. Luxury trains / E. Marin. Kempen: teNeues Verlag GmbH., 2008. -220 p.
  36. Minoletti, G. Estetica deirallestimento interno / G. Minoletti // Ingegneria Ferroviaria. 1953. — July-August.
  37. Modes and Motors. Detroit: General Motors Corporation, 1938. 34 p.
  38. Morgan, A. L. Contemporary Designers / A. L. Morgan. Gale Research Co, 1984.-658 p.
  39. Ransome Wallis, P. The concise encyclopedia of world railway locomotives. / P. Ransome — Wallis. — London: Hawthorn Books, 1959. — 512 p.
  40. Solomon, B. American Steam Locomotives / B. Solomon/ MBI, 1998. — 160 p.
  41. Strack, D. A History of Union Pacific Dieselization, 1934 1982 Электронный ресурс. / D. Strack // - Режим доступа: http://iitahrails.net/up/up-diesel-story-1934−1982-a.php
  42. Streamline Steam Engine Attains High Speed // Popular Mechanics. -1935,-№ 6.
  43. Styling: The Look of Things. Detroit: General Motors Corporation, 1958. -72 p.
  44. Tretiack, P. Raymond Loewy and Streamlined Design. Universe of Style / P. Tretiack. Universe, 1999. — 80 p.
  45. Pile, J. F. Dictionary of 20-th century design. / J. F. Pile. Da Capo Press, 1994.-312 p.
  46. Tanel, F. Trains. From steam locomotives to high-speed rail. / F. Tanel. Turin: White Star s.p.a., 2007. — 320 p.
  47. Ten busses grow into a train // Popular Mechanics. 1955. — September.
  48. TGV milestones Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.alstom.com/transport/news-and-events/events/archives/world-speed-record/TGV-milestones
  49. The apex of art deco the Hiawatha Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.minnesotajones.com/hiawathapage.htm
  50. The Birlington presents the Vista-Dome // Popular Mechanics. 1945. -September.
  51. Twentieth Century Limited Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.wilkinsontrains.com/traindisp.cfm?trainid=3
  52. White, J. H. The American Railroad Passenger Car. / J. H. White. The Johns Hopkins University Press. — 1985. — 704 p.
  53. А. Я. Исследование технико-эстетических показателей качества пассажирского поезда (на примере магистральных моторвагонных поездов): автореф. дис. канд. Искусствоведения / Авотин А. Я. М.: ВНИИТЭ, 1972.
  54. , А. Я. ЭР200 скорость и комфорт. / А. Я. Авотин // Техническая эстетика. 1984. — № 7.
  55. , Г. А. «Сокол» готовится к полету / Г. А. Акопян // Локомотив. 2000. — № 7.
  56. , В. С. Высокоскоростное движение поездов на зарубежных дорогах / В. С. Анисимов // Железнодорожный транспорт. 1968. -№ 12.
  57. Аэродинамическое исследование паровоза серии «ИС» / Н. Лесникова, А. Бабичков // Железнодорожная техника. 1936. — № 9.
  58. , Л. Ф. Развитие высокоскоростного пассажирского транспорта / Л. Ф. Белов // Железнодорожный транспорт. 1974. — № 9.
  59. , Н. В. Основы художественного проектирования тепловозов: учебное пособие. / Н. В. Большаков. М.: МИИТ, 1975.
  60. , П. Стрела времени. / П. Вирильо // Мир дизайна. 1997.4
  61. , В. И. Скоростное железнодорожное пассажирское движение. / В. И. Волков М.: Знание, 1990.
  62. , Н. В. Очерки истории отечественного дизайна в 2 т. / Н. В. Воронов. М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 1997. — 1 т. — 101 с.
  63. , Н. В. Очерки истории отечественного дизайна в 2 т. / Н. В. Воронов. М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 1998. — 2 т. — 145 с.
  64. ВСМ в мире Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.hsrail.ru/abouthsr/ networksofhsr/7
  65. , В. Вагончик тронется. Электронный ресурс. / В. Гаков // Ведомости Режим доступа: http://kp.vedomosti.ru/article.shtml72011/04/ 04/779
  66. , С. JI. Зарубежный опыт стандартизации для обеспечения безопасности пассажиров при авариях поездов. / С. Л. Гольдин // Железные дороги мира. 2010. — № 2.
  67. , А. И. И какие же русские не любили быстрой езды? История обреченного проекта / А. И. Гурьев. СПб.: Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2009. — 360 с.
  68. Дизайн. Технология. Форма. Учебное пособие для вузов. / А. А. Базилевский, В. Е. Барышева. М.: Архитектура-С, 2010. — 246 с.
  69. Динамическая и кинетическая форма в дизайне / В. Ф. Колейчук, А. Н. Лаврентьев, И. В. Рачеева, С. О. Хан-Магомедов М: ВНИИТЭ, 1989.
  70. , Ю. Скоростной поезд ЭР200 / Ю. Дымант // Наука и жизнь. 1974. -№ 6.
  71. Железнодорожному транспорту методы художественного конструирования / А. Авотин, П. Коновалов, Е. Некрасов. // Техническая эстетика. — 1972. — № 4.
  72. , Г. Практическая эстетика / Г. Земпер. М.: Искусство, 1970.-320 с.
  73. , О. Они были первыми. Отечественные тепловозы начала XX века / О. Измеров // Семафор. 2002. — № 2.
  74. История вагоностроения в России (до начала XX века). Электронный ресурс. Режим доступа: http://history.rzd.ru/ static/public/history?STRUCTUREID=5167&layerid=3290&refererLayerld=3289 &id=2219
  75. История ОАО «Тверской вагоностроительный завод». Электронный ресурс. Режим доступа: http://tvz.ru/?action=l 1
  76. История поезда Orient-Express. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.orient-express.com/web/vsoe/russian-train-vsoe.jsp7page No=2
  77. История скоростного движения в музее железнодорожного транспорта / Г. Закревская, И. Трунова // Инженер путей сообщения. 1996.
  78. , О. В. Экономическое обоснование системы взаимоотношений участников рынка железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем следовании: автореферат дис. канд. экономических наук: 08.00.05 / Каверин Олег Вадимович. М., 2012. — 24 с.
  79. , Б. Художественное конструирование электровозов / Б. Кильмаев // Техническая эстетика. 1965.
  80. , И. П. Краткий обзор истории европейских высокоскоростных поездов. Часть 1. Электронный ресурс. / И. П. Киселев // -Режи м доступа: http: //www. h srai 1 .ru/i nformation/articles/40. htm 1
  81. , И. П. Краткий обзор истории европейских высокоскоростных поездов. Часть 2./ И. П. Киселев // Железные дороги мира. -2006. -№ 1.
  82. , И. П. Краткий обзор истории высокоскоростных поездов в Японии. Часть 1./ И. П. Киселев // Железные дороги мира. 2005. -№ 7.
  83. , И. П. Краткий обзор истории высокоскоростных поездов в Японии. Часть 2.1 И. П. Киселев // Железные дороги мира. 2005. — № 8.
  84. , И. П. Краткий обзор истории высокоскоростных поездов в Японии. Часть 3./ И. П. Киселев // Железные дороги мира. 2005. — № 9.
  85. , И. П. Некоторые социально-психологические аспекты реализации крупных транспортных проектов / И. П. Киселев // Инженер путей сообщения. 1998. -№ 2.
  86. , И. П. Первая высокоскоростная магистраль Электронный ресурс. / И. П. Киселев // Режим доступа: http://www.hsrail.ru/information/ articles/27.html
  87. , И. П. Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт. В прошлом, настоящем и будущем: в 2 т. / И. П. Ковалев. СПб: Искусство России, — 2001. — 1 т. — 320 с.
  88. , Н. В.Высокоскоростное пассажирское движение / Н. В. Колодяжный. -М.: Транспорт, 1976.
  89. , Н. В. Высокоскоростной железнодорожный транспорт и перспективы его развития в транспортной системе / Н. В. Колодяжный // Железные дороги мира. -1978. № 11.
  90. , Н. С. Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Н. С. Конарев. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. 559 с.
  91. , Т. Энергопоглощающие буфера как средство защиты при столкновениях. / Т. Краус // Железные дороги мира. 2010. — № 2.
  92. , В. Д. Локомотивы. Основные этапы их развития. / В. Д. Кузьмич. -М.: МБИТ, 1988.
  93. , С. В. Отечественный транспортный дизайн 20-х 30-х гг. (социокультурные и художественно-образные особенности формообразования): автореферат дис. канд. искусствоведения: 17.00.06 / Курасов Сергей Владимирович. — М., 2000. — 25 с.
  94. , Ф. Сравнение концепций высокоскоростных поездов Европы. / Ф. Лабренц // Железные дороги мира. 2004. — № 9.
  95. , А. Н. История дизайна: учебное пособие / А Н. Лаврентьев. М.: Гардарики, 2008. — 303 с.
  96. , С. В. Принципы комплексного решения проблемы «пассажир борт самолета» (художественно — конструкторские аспекты) / С. В. Мирзоян. -М.: — 1986.
  97. , С. В. История дизайна: учебник для вузов в 2 т./ С. В. Михайлов. М.: Союз Дизайнеров России, 2002. — 1 т. — 270 с.
  98. , С. В. История дизайна: учебник для вузов в 2 т./ С. В. Михайлов. М.: Союз Дизайнеров России, 2003. — 2 т. — 270 с.
  99. , Б. В. Художественное проектирование / Б. В. Нешумова. -М.: Просвещение, 1979.
  100. , А. С. Паровозы серии С. / А. С. Никольский М.: Виктория, 1997. — 176 с.
  101. Пассажирские вагоны стоимость и комфорт // Железные дороги мира. -2003, — № 4.
  102. Первый в мире Электронный ресурс. / Техника молодежи. 1980. — № 1. — Режим доступа: http://technicamolodezhi.ru/rubrikitiri/ teplovozyiielektrovozyipervyihpyatiletok1980god/pervyiyvmire
  103. , Г. А. Эргономика на железнодорожном транспорте. / Г. А. Платонов. М.: Транспорт, 1986. — 296 с.
  104. Проект ВСМ 2. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.hsrail.ru/abouthsr/Network-of-HSR/HSR2/
  105. , С. Антиквариат на колесах. Маркетри Восточного Экспресса. Электронный ресурс. / С. Пшеничная // Режим доступа: http://artandyou.ru/category/history/post/antikvariatnakolesahmarketriotrientex press
  106. , В. А. Локомотивы отечественных железных дорог 1845 -1955 / В. А. Раков. М.: Транспорт, 1995. — 564 с.
  107. , В. А. Локомотивы отечественных железных дорог 1956 -1975 / В. А. Раков. -М.: Транспорт, 1999.-441 с.
  108. , Г. К. Архитектура и машины. / Т. К. Ресин. М.: Стройиздат, 1977.
  109. , А. Б. Новые конструкции высокоскоростного рельсового транспорта / А. Б. Родовский // Железнодорожный транспорт. -1969. -№ 12.
  110. , Н. Е. Специфика дизайна массовых легковых автомобилей: учебное пособие / Н. Е. Розанов. М.: МВХПУ (б. Строгановское), 1989. — 88 с.
  111. , В. М. Высокоскоростной поезд «Сокол» / В. М. Саввов // Железнодорожный транспорт. 2000. — № 5.
  112. , Н. А. Архитектурная форма: Статика и динамика: учебное пособие для вузов. / Н. А. Сапрыкина. М.: Стройиздат, 1995.
  113. Сделано в Римской империи Электронный ресурс. // Вокруг света. 2001. -№ 7. Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/87/
  114. , А. Слово о паровозе / А. Секацкий // Мир дизайна. -2000. № 1.
  115. Сокол расправляет крылья / И. Д. Спасский, А. А. Мещанинов, И. Н. Плохута, Э. К. Потемкин, С. В. Крайнев. // Локомотив. 1998. -№ 4.
  116. , Ю. С. Композиция в технике. / Ю. С. Сомов М.: Машиностроение, 1987.
  117. , Е. А. Железные дороги мира из XIX в XXI век. / Е. А. Сотников М.: Транспорт, 1993. — 200 с.
  118. , Е. А. Мировой опыт создания ВСМ / Е. А. Сотников // Инженер путей сообщения. 1996.
  119. , Р. Р. К истории паровых машин в России / Р. Р. Тонкое // Горный журнал. 1902. -№ 6.
  120. , А. П. Ученые и изобретатели железнодорожного транспорта/ А. П. Третьяков. М.: Трансжелдориздат, 1956.
  121. , В. С. Дизайн на железнодорожном транспорте./ В. С. Трофимов. СПб.: ГГГУПС, 1998.
  122. , Ю. С. Тоннели на высокоскоростных железнодорожных магистралях / Ю. С. Фролов // Транспорт Российской Федерации. 2010. — № 1.
  123. Хан-Магомедов, С. О. Пионеры советского дизайна/ С. О. Хан-Магомедов. М.: Галарт, 1995. — 423 с.
  124. Художественное конструирование / 3. Н. Быков, Г. В. Крюков, Г. Б. Минервин, Н. А. Филимонова, Л. М. Холмянский. -М.: Высшая школа, 1986.
  125. Цветовое оформление на железнодорожном транспорте / Т. Л. Соснова, Ю. В. Фрид, Е. Г. Соколова, Е. И. Лосева. М.: Транспорт, 1984.
  126. , К. Э. Сопротивление воздуха и скорый поезд. / К. Э. Циолковский. Калуга, 1927.
  127. , Ф. Интервью со Светланой Вагаршаковной Мирзоян Электронный ресурс. / Ф. Черноусов // Режим доступа: Ькр://уу\,.ге1то-bus.ru/news/29
Заполнить форму текущей работой