Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование стратегического планирования развития инновационной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные результаты анализа международного опыта по планированию: для формирования и реализации политики государственного регулирования экономики и социальной сферы общества, в том числе посредством механизма стратегического планирования, в экономически развитых странах мира созданы специальные органы на уровне высшей государственной властидля деятельности по государственному планированию создана… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК 10 ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Сущность стратегического планирования
    • 1. 2. Тенденции развития системы стратегического планиро- 26 вания развития экономики
  • Глава II. ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. 1. Этапы развития стратегического планирования в Рос- 62 сийской Федерации
    • 2. 2. Система государственного стратегического планирова- 79 ния в Российской Федерации
    • 2. 3. Инновационная социально ориентированная экономика 92 как объект стратегического планирования Российской Федерации
  • Глава III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 3. 1. Использование зарубежного опыта формирования госу- 113 дарственной системы стратегического планирования
    • 3. 2. Совершенствование механизмов стратегического пла- 134 нирования развития инновационной экономики Российской Федерации
    • 3. 2. Организационные меры по совершенствованию систе- 157 мы стратегического планирования в Российской Федерации

Совершенствование стратегического планирования развития инновационной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью совершенствования государственной системы стратегического планирования в Российской Федерации как важнейшего инструмента влияния на социально-экономическое развитие страны, ее субъектов и муниципальных образований.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., «Основы стратегического планирования в Российской Федерации» дали новый толчок развитию системы стратегического планирования в нашей стране, эффективное функционирование которой необходимо в условиях становления инновационной социально ориентированной экономики Российской Федерации.

Создание «единого видения» будущего Российской Федерации в процессе формирования «новой» экономики будет способствовать снижению «разобщенности» и «сплочению» государства, бизнеса и общества, без которого невозможно существование и функционирование инновационной социально ориентированной экономики.

В настоящее время отсутствие целостной системы стратегического планирования в Российской Федерации не позволяет достичь должного эффекта стратегических решений по социально-экономическому развитию субъектов Российской? Федерации и. муниципальных образований, что ведет к усилению-сепаратистских тенденций, к отставанию регионов-аутсайдеров от регионов-лидеров.

Работа по подготовке и утверждению документов стратегического планирования органами государственной власти Российской Федерации ведется крайне медленно. При этом отсутствуют необходимые ориентиры со стороны федеральных органов власти, что в совокупности существенно сдерживает реализацию инвестиционных проектов, деловую активность в регионах и, следовательно, препятствует инновационному прорыву.

Применение таких инструментов инновационной экономики как федеральные целевые программы, Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, венчурное финансирование осуществляется без должной координации.

Таким образом, недостаточная эффективность существующей системы стратегического планирования определила актуальность темы настоящего исследования.

Степень разработанности темы. Сущность, особенности стратегического планирования частного и государственного секторов экономики рассмотрены в работах таких зарубежных ученых, как Кай Д., Кинг У., Клиланд Д., Минцберг Г., Обенг К., Стейнер Д., Стрикленд А.Дж., Томпсон А. А., Удборо И., Хасси Д, Эллисон М.

Теоретическими основами стратегического планирования регионального развития Российской Федерации занимались отечественные исследователи, такие как: Алисов А. Н., Алексеев Ю. П., Га-поненко A. JL, Гранберг А. Г., Ершова И. Г., Жилкин С. Ф., Жихаревич Б. С., Калимов О. В, Коломийченко О. В., Лексин В. Н., Орешин В. П., Райзберг Б. А., Рисин И. Е., Рохчин В. Е., Трещевский Ю. И., Чичка-нов В.П., Швецов А.Н.

Особенности становления государственной системы стратегического планирования и прогнозирования в Российской Федерации рассмотрены в работах Белоусова Р. А., Белоусова А. Р., Глазьева С. Ю., Кузыка Б. Н., Кушлина В. И., Львова Д. С., Татаркина А. И., Швыркова Ю. М., Яковца Ю.В.

Инструменты стратегического планирования территориального развития, применяемые в практике европейских стран, детально рассмотрены в соответствующих материалах Организации экономического сотрудничества и развития.

Вместе с тем объединение лучших практик отечественного и зарубежного опыта для определения общих основных особенностей стратегического планирования устойчивого развития отдельных регионов или страны в целом, не нашло достаточного отражения в научной литературе. Особенности становления новой российской системы стратегического планирования развития инновационной экономики не получили полного освещения в существующей научной литературе.

Необходимость определения научно’обоснованных мер по эффективному применению инструментов стратегического планирования обусловили постановку в исследовании общей научной задачи — разработки и теоретического обоснования основных направлений совершенствования государственного стратегического планирования развития инновационной социально ориентированной экономики Российской Федерации.

Объект исследования — совершенствование стратегического планирования развития инновационной экономики.

Предмет исследования — социально-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе совершенствования стратегического планирования развития инновационной экономики Российской Федерации.

Цель исследования — разработка предложений по совершенствованию системы государственного стратегического планирования с целью ее эффективного применения в инновационной экономике Российской Федерации.

Достижение поставленной цели потребовало решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:

— выявить сущность и особенности стратегического планирования развития инновационной экономики;

— определить современные тенденции развития практики корпоративного стратегического управления;

— на основе анализа зарубежного опыта формирования и функционирования эффективных национальных систем стратегического планирования предложить меры по адаптации лучших образцов данного опыта;

— обосновать принципы формирования и функционирования системы стратегического планирования развития национальной экономики;

— раскрыть особенности развития государственного стратегического планирования в Российской Федерации;

— предложить комплекс мер по совершенствованию государственной системы стратегического планирования в Российской Федерации.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды классиков экономической теории, отечественных и зарубежных ученых, правовые и нормативные акты по вопросам государственного стратегического планирования. При решении поставленных задач были применены диалектический, логический, процессный, системный и ситуационный подходыобщенаучные методы познания экономических явленийанализ и синтезметоды экономического прогнозирования и анализа.

Новые научные результаты, полученные лично автором, состоят в следующем: теоретически обоснованы основные направления совершенствования государственного стратегического планирования развития инновационной экономики и даны рекомендации по их практическому применению.

В частности:

1. Выявлены современные тенденции развития корпоративного стратегического управления, в частности:

• Расширение круга субъектов стратегического управления. В связи с этим доказана целесообразность выработки основных стратегических решений в процессе открытых и широких дискуссий с привлечением представителей гражданского общества.

• Изменение содержания экономических процессов: в современной экономике, которая во все большей степени становится экономикой знаний, где главная роль принадлежит когнитивной, ментальной, имитационной и другим экономическим подсистемам. Показано, что объектами стратегического планирования развития национальной экономики становятся не только предприятия, регионы, технологическая структура, но и институты, инновационная и образовательная системы, ценности, доверие, способы обмена знаниями и пр.

• Непрерывность процесса стратегического планирования. В связи с этим показано, что процесс формирования стратегических планов должен быть непрерывным и подвергаться постоянной корректировке. В то же время основные ориентиры могут иметь относительно устойчивый характер и оставаться неизменными в течение длительного периода времени.

2. Обосновано развитие системы стратегического планирования в Российской Федерации таким образом, чтобы совместно со стратегией развития экономики в целом формировались также стратегии развития регионов и городов. Доказана необходимость согласования стратегий разного иерархического уровня. Также обосновано формирование функциональных стратегий, разрабатываемых на уровне министерств и ведомств. Предложены основные характеристики этих стратегий, в частности, доведение миссии, целей, итоговых и промежуточных показателей до каждого сотрудника министерств и ведомств.

3. Разработаны рекомендации по использованию передовых инструментов стратегического планирования в отечественной практике (аудит инноваций, бенчмаркинг, форсайт, оценка технологического развития). В осуществлении стратегического контроля предложено сместить акцент с контроля затрат на контроль результатов и контроль эффективности осуществленных затрат.

4. Скорректированы цели и показатели стратегического планирования развития национальной экономики. В частности, предложено учитывать не только уровень доходов и степень их дифференциации, уровень здоровья населения и продолжительность жизни, уровень и качество образования, но и формирование институциональных условий, способствующих расширению степени экономической свободы людей.

5. Обосновано создание Национального комитета по стратегическому информированию с наделением его организационно-методическими и информационно-аналитическими функциями поддержки стратегического планирования во главе с Президентом Российской Федерации. Оперативное руководство деятельностью Национального комитета может осуществляться первым заместителем председателя Правительства Российской Федерации. Предложены основные функции этого Комитета — координация стратегического планирования, экспертиза концепций, доктрин, стратегий, программ и проектов в области внутренней и внешней политикипрогнозно-плановая деятельность.

Практическая значимость проведенного диссертационного исследования состоит в том, что оно доведено до конкретных рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования в Российской Федерации. Ряд теоретических положений и выводов вносит вклад в разработку концептуальных основ применения инструментов стратегического информирования для повышения эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации в условиях инновационной социально ориентированной экономики.

Апробация работы состоит в том, что основные результаты исследования докладывались автором на научно-практических конференциях, а также на научно-методических семинарах кафедры менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Автором опубликованы четыре научных статьи и две брошюры, содержащие основные результаты диссертационного исследования.

Основные результаты анализа международного опыта по планированию: для формирования и реализации политики государственного регулирования экономики и социальной сферы общества, в том числе посредством механизма стратегического планирования, в экономически развитых странах мира созданы специальные органы на уровне высшей государственной властидля деятельности по государственному планированию создана необходимая правовая база, сформирована и действует система подготовки кадров высшей квалификации (Гарвардский университет в США, Высшая административная школа в Англии и др.), налажена система информационного обеспечения деятельности государственных ведомств в области стратегического планированияв большинстве экономически развитых стран мира система государственного планирования сформирована в виде пирамидальной взаимосвязанной структурыдля обоснования программ, методов регулирования и их реализации в экономически развитых странах мира разработан и используется комплекс моделей, посредством которых определяется функциональная зависимость макроэкономических параметров от национальных ресурсов, контролируемых государствомбольшой, но, тем не менее, ограниченный объем ресурсов, контролируемых государством, привел к необходимости разработки системы целей национального развития, сценариев и прогнозов с элементами управления, программ развития как государственного сектора, так и сопряженных с ним секторов экономики. Здесь необходимо отметить применение инструментов «стратегического информирования» странами ЕС в целях формирования и функционирования инновационной экономики.

Для реализации целей, поставленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г., совершенствование процесса стратегического планирования необходимо осуществлять через встраивание техник «стратегического информирования», хорошо зарекомендовавших себя в странах Евросоюза. Стратегическое информирование рассматривается автором как синтетическая концепция стратегического планирования, объединяющая в себе следующие направления: аудит инноваций, бенчмаркинг, форсайт, оценка развития технологии. При этом можно выделить их общую структуру: фаза подготовкифаза выполненияподготовка к реализации рекомендаций, основанных на стратегическом или долгосрочном плане.

Для использования инструментов стратегического информирования в процессе стратегического планирования необходимо совершенствование организационной структуры системы стратегического планирования Российской Федерации — создание Комитета по стратегическому информированию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Переход страны на инновационный социально ориентированный тип развития требует повышение эффективности процесса государственного стратегического планирования, достижение которой возможно только при «согласованной» деятельности органов государственной власти, предпринимательских структур, науки и общества. В нашей стране в последнее время принимаются необходимые нормативные документыпервые шаги в формирующейся системе стратегического планирования Российской Федерации.

Мировой опыт показывает, что становление «новой экономики», возможно только при хорошо отлаженном механизме стратегического планирования и прогнозирования, координирующей вертикаль власти, бизнес, науку и общество.

В соответствии с авторской концепцией было проведено исследование с целью научного поиска и обоснования возможных путей и направлений создания эффективной системы государственного стратегического планирования, что позволило автору сделать следующие обобщающие выводы:

В содержании стратегического планирования устойчивого развития объекта взаимосвязаны общие и особенные характеристики. Первые — отражают своеобразие данного вида планирования, вторые — особенности объекта управления. Из общих характеристик можно выделить, что стратегическое — это: процесс стратегическийпроцесс систематическийсодержит выбор «особенных приоритетов" — процесс создания «общего видения" — управляет приобретением и размещением ресурсов. При этом основные моменты «эффективного» стратегического планирования, могут заключаться в следующем: фокусировка на самых важных вопросахготовность сомневаться даже в непреложных истинахразработка стратегического плана- «отображение» стратегического плана на ежегодные оперативные планы.

На основе проведенного анализа подходов к выявлению сущности стратегического планирования, автором, под «стратегическим планированием устойчивого развития объекта предлагается понимать систематический непрерывный процесс, с помощью которого его участники (вертикаль власти, научные, общественные и предпринимательские структуры и др.) создают целостное и единое «видение» будущего этого объекта, определяют «лучшие» пути его достижения, исходя из имеющихся ресурсов и постоянно изменяющихся факторов окружающей среды.

Совокупность элементов — принятие решений, организация, стимулирование, информация и т. д. — интегрированных в упорядоченной структуре, именуется системой стратегического планирования. Одной из важнейших частей системы является процесс стратегического планирования.

Процесс стратегического планирования объекта, в целях его устойчивого развития состоит из семи этапов: процесс подготовкиформулирование миссии, «будущего видения», ценностейоценка ситуациисогласовать приоритетысоставить стратегический планреализация стратегического планаоценка и мониторинг стратегического плана.

Анализ опыта стратегического планирования в Российской Федерации показал, что существует потребность в выстраивании комплексной системы государственного стратегического планирования. На федеральном уровне процесс территориального планирования, занимающего ключевое, с практической точки зрения, место в системе стратегического планирования, так и не начат. Это существенно сдерживает планирование и реализацию частных инвестиционных проектов, деловую активность в регионах, препятствует проведению эффективной региональной политики, дестимулирует органы государственной власти субъектов Российской.

Федерации, органы местного самоуправления к наращиванию собственных доходов и развитию территорий, тем самым, не позволяет решить задачи сокращения межрегиональных различий га уровне обеспеченности граждан бюджетными услугами и поступательного социально-экономического развития регионов.

Основными недостатками, возникающими в процессе стратегического планирования устойчивого развития Российской Федерации, являются следующие: отсутствие единых подходов к процессу стратегического планированияотсутствие единого законодательного акта, который упорядочил бы процесс принятия решений о разработке стратегических документов, обеспечил согласованность действий участников стратегического планированиянесогласованность норм действующего законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области планирования и прогнозирования социально-экономического развития в Российской Федерации в условиях произошедшего разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерацииотсутствие единого подхода планирования пространственного развития в рамках процесса государственного стратегического планирования устойчивого развитияотсутствие нормативно закрепленных единых процедур и требований к содержанию документов государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, аналогичные процедурам и требованиям, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации при планировании расходных обязательств.

Серьезным недостатком формируемой государственной системы стратегического планирования является неопределенность функций и ответственности других участников процесса стратегического планирования. По мнению автора, в процессе стратегического планирования должны принимать активное участие гражданское общество, представители делового сообщества. Из первых необходимо выделить — Общественную палату, средства массовой информации, профсоюзы, общественные организации, молодежные объединения. Из вторых — Торгово-промышленную палату, Союз промышленников и предпринимателей, объединения малого бизнеса, кооперативных организаций. Такие меры помогут повысить обоснованность стратегических задач, реальность их осуществления и будет способствовать укреплению партнерства государства и бизнеса, что крайне необходимо при строительстве инновационной социально ориентированной экономики в Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» № 1662-р 17.11.2008.
  2. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» № 115-ФЗ, 20.07.95.
  3. Поручение Президента Российской Федерации №Пр-1175, 22.07.2005.
  4. Указ Президента Российской Федерации «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации» № 536, 12.05.2009.
  5. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении стратегии национальной безопасности до 2020 г.» № 537, 12.05.2009.
  6. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации «Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации» № 14, 27.02.2007.
  7. Концепция проекта федерального закона «О государственном стратегическом планировании», ред. от 24.02.2009, // econoiny.gov.ru.
  8. Проект Федерального закона «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации», по состоянию на 14.01.2008 г. // economy.gov.ru.
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.» № 1663-р, 17.11.2008 г.
  10. Материалы заседания Совета Безопасности Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и комплексе мер по ее реализации», 24.03.2009.
  11. Материалы общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России», Санкт-Петербург, 20.10.2008.
  12. А.Г. О стратегии социально-экономического развития и направленности социальных реформ в России//Экономическая наука современной России, 2003, № 2.
  13. И. Стратегическое управление. Сокр. пер. с анг. М.: Экономика. 1989.
  14. М.Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Сов. радио, 1974.
  15. Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России/ Под ред. акад. С. А. Ситаряна. М.: Наука, 2003.
  16. Ю.П., Алисов А. Н. и др. Региональная экономика и управление. Учебник. М. Из-во РАГС, 2006
  17. А.Н. Прогнозирование и планирование в управлении экономикой региона. В кн. Региональная экономика и управление. М.: РАГС, 2003.615 с.
  18. А.Н. Управление развитием социально-ориентированной экономики региона. М.: Проспект, 2004.
  19. А.Н., Гапоненко А. Л., Мельников С. Б., Николаев В. А. Муниципальное управление: социально-экономическое развитие города. М.: Логос, 2002.
  20. И. Стратегическое управление. Сокр. пер. с анг. М.: Экономика. 1989.
  21. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер, 1999.416с.-
  22. И. Стратегическое управление. — М., 1989
  23. Э.Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект Пресс, 1995
  24. А.Е. Муниципальные стратегии сделано в России. -М.:2004. 208 с.
  25. А.Р. Долгосрочные тренды российской экономики. Сценарий экономического развития до 2020 г. М., 2005.
  26. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. М.: Алгоритм, 2003.
  27. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Между нар. отношения, 1998.
  28. Будущее мировой экономики. Доклад группы экспертов ООЕ во главе с В. В. Леонтьевым. М.: Междунар. отношения, 1979.
  29. Д. Сочинения / Пер. с англ. Сер. Нобелевские лауреаты по экономике. Т.Т. М.: Таурус Альфа, 1997.560 с.
  30. А. Л. Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов и городов.// Государственная служба.-№ 6, 2008.
  31. А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М.: РАГС. 2001.
  32. А.Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление. М.: Омега -Л. 2004. 465 с.
  33. А.Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М., РАГС, 1999.
  34. М.В. Муниципальная самоорганизация. -М., Наука, 2003.
  35. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. -М.: ВлаДар, 1992.
  36. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  37. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие (теоретико-методологический анализ) //Экономика и математические методы.- 2003. Т.39. — № 2.
  38. Долгосрочное прогнозирование территориального экономического развития России. /Методологические основы и прогноз до 2015 года. М.: СОПС, 2002.
  39. А.В. Устойчивость и безопасность экономики региона.- М.: ИЭ РАН, 2002.
  40. В.В. Прогнозирование национальной экономики. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
  41. И.Г., Калимов О. В. Стратегическое планирование как этап формирования программы социально-экономического развития региона // Актуальные проблемы управления. — 2001: Материалы международной научно-практической конференции. Вып.6. ГУУ. -М., 2001
  42. И.Г., Калимов О. В. Стратегическое планирование как этап формирования программы социально-экономического развития региона// Актуальные проблемы управления.2001: материалы международной науч.-практ. конф. Вып. 6.-М.:ГУУ, 2001.
  43. .С. Современная экономическая политика городскихи региональных властей. СПб., 1995.
  44. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты) / Под ред. С. Н. Бобылева и др. М.: ЦПРП, 2001.
  45. Интеграл ы юе макропрогнозирование. www .fore ckstrng. ne wp ar ad igm. ru.
  46. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М., 1982.
  47. В.В. Федеральные округа России важнейший шаг в укреплении государства. — М.: Экономика, 2000.
  48. Г. Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008
  49. О.В., Рохчин В. Е. Стратегическое планирование развития регионов России: методология, организация. СПб.: Наука, 2003.
  50. Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. -М.: Экономика, 2002.
  51. М.Я. Экономическая безопасность России. М.: Изд-во РАГС, 2005.
  52. В. О стратегии устойчивого функционирования региона (опыт Владимирской области) // Проблемы теории и практики управления.-2001 .-№ 3.
  53. Кузык Б. Н, Кушлин В. И., Яковец Ю. В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование, М., 2009.
  54. .Н., Яковец Ю. В. Будущее мира и России. Манифест интегрального макропрогнозирования. -М.: ИНЭС, 2006.
  55. .Н., Яковец Ю. В. Глобализация: теория, история, диалог, будущее. М.: ИНЭС, 2006. Т.П.
  56. .Н., Яковец Ю. В. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 г. М.: ИНЭС, 2006.
  57. .Н., Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. Том 2. Будущее цивилизации и геоцивилизационные измерения. М.: ИНЭС, 2006.
  58. В.Н. Опыт комплексного исследования проблем территориального развития. Сыктывкар: Изд-во ИЭ УрО РАН, 2003.
  59. В. Н. Швецов А.Н. Муниципальная Россия. М., Наука, 2000.
  60. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. 3 -е изд. М.: УРСС, 2000.
  61. Д.С. О стратегических проблемах долгосрочного развития //Экономическая наука современной России. 2003. — № 2.
  62. В., Клейнер Г. Микроэкономика знаний. — М.: Экономика, 2007.,
  63. May В. Экономический рост и индустриальные выводы //Проблемы теории и практики управления, 2003, № 1.
  64. С.Б. Муниципальный менеджмент. М., 1995. 46 с.
  65. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Изд-во «Дело», 1994.
  66. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. -М.: Дело, 2000.
  67. Минцберг Г&bdquo- Дж. Б. Куинн, Гошал С. Стратегический процесс. Коцепции, проблемы, решения. С.-Пб., Питер, 2001
  68. Н.Н. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998.
  69. Э.С. Россия 2020. Министерство экономического развития Российской Федерации, 15.10.2008 // economy.gov.ru.
  70. Народ, государство, регионы: стабильность развития / Под ред. В. Ф. Уколова, И. К. Быстрякова, В. И. Видяпина. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 2001.
  71. Дж. Мегатренды / Пер. с англ. М. Б. Левина. М: Изд. ACT. Ермак- 2003, 384 с.
  72. Д. Институты, идеология и эффективность экономики // От плана к рынку. М.: Catallaxy, Институт Катона, 1993
  73. В.П., Поспелов В. А. Глобализация мировой экономики. Проблемы и риски российского предпринимательства. М.: Наука, 2001.
  74. А.П. Маркетинг территорий. 2-е изд., дополн. СПб.: Питер, 2006.-416 с.
  75. М. Международная конкуренция. / Пер. с англ. Под ред. и с предисл. В. Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. 895 с.
  76. А.А., Карманова И. А. Регионы России: социальное развитие и безопасность. М.: Типография «Новости», 2004.
  77. С.В. Управление стабилизацией и развитием экономики региона. Владивосток: Дальнаука, 2000.
  78. Р. Проблемы государственного стратегического планирования// Экономика. № 1, 2008.
  79. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. ТАСИС. -М.: Экономика, 2000.
  80. И.Е., Трещевский Ю. И., Стратегическое планирование регионального развития в мировой и российской практике. — Воронеж, 2005.
  81. Россия 2015: оптимистический сценарий./Под ред. Л. И. Абалкина. — М.: ИЭ РАН — ММВБ, 1999.
  82. Россия и мир в 2020 году. М.: Европа, 2005.
  83. Россия. Планетарные процессы/Под ред. В. Ю. Большакова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та., 2002. 752 с.
  84. В.Е., Жилкин С. Ф. Стратегический выбор города: научный подход. СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
  85. В. К. Сущность экономической безопасности и ее стратегическое обеспечение// В кн.: Эргономическая безопасность. Производство. Финансы. Банки/ Под ред. Сенчагова В. К. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.
  86. Д.А. Стратегическое планирование, 1998.
  87. Стратегический ответ России на вызовы нового века./Под ред. Л. И. Абалкина. М., 2004.
  88. Стратегическое планирование, www.strategy.newparadigm.ru.
  89. А.И., Львов Д. С., Куклин Л. А. и др. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территорий. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999.
  90. Теория управления. Общая редакция А. Л. Гапоненко и А. П. Панкрухин. М., Издательство РАГС, 2004
  91. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент.М., ЮНИТИ, 1998
  92. Э. Третья волна. М.: ООО Фирма «Издательство ACT», 1999.
  93. В.В., Каширин А. И., Швырков Ю. М. Концепция стратегического планирования для России начала XXI века. М.: Диалог -МГУ, 2000.
  94. И. Мировая торговля / Статистическо-аналитический справочник. М.: Экономика, 2000.
  95. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998.-С.367
  96. Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление. М.: ИНФРА М, 2007.
  97. Г. Глобализация мирохозяйственных отношений. Сущность, формы и перспективы. М.: ДА МИД РФ, 1999.
  98. А. Теоретико-методологические подходы к разработке инновационной политики // Российский экономический журнал, 1992, № 9.
  99. Д. Стратегия и планирование: путеводитель менеджера. С.-Пб. Питер, 2001. 378 с.
  100. В.П. Особенности социально-экономической трансформации современной России на путях к рыночной экономике // Вестник ПАГС. 2004. — № 1.
  101. Ю.М. Государственное индикативное планирование: теория, история, современная практика. М.: Проспект, 2007.
  102. А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (Введение в муниципальное управление). -М.РИЦ «Муниципальная власть», 2000.
  103. Экономическая безопасность Российской Федерации: Учебник для вузов. Ч. 1. /Под общ. ред. B.C. Степашина. М.- Всероссийская государственная налоговая академия- Санкт-Петербургский университет МВД России- Издательство «Лань», 2001.
  104. Экономические проблемы становления российского федерализма / Отв. ред. С. Д. Валентей. М.: Наука, 1999.
  105. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций/ Междунар. ин-т П. Сорокина Н.Кондратьева. — М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2001.
  106. Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004.
  107. Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. М.: ГУВШЭ. 2002. 432 с.
  108. A Practical Guide to Regional Foresight. FOREN Network (Foresight for Regional Development)/ European Communities. 2001.
  109. , R.L. 1970. A Concept of corporate Planning. New York: Wiley.
  110. Boris Yavitz and William H. Newman, Strategy In Action—The Execution, Politics, and Payoff of Business Planning (New York: The Free Press, 1984).
  111. Burt Nanus, Visionary Leadership (San Francisco: Jossey-Bass, 1995).
  112. , J.C. 1975. Evaluating the Benefits of Formal Planning Systems, Long Range Planning, June.
  113. Cattaui M.L. Opportunities in the Global Economy // Flesselbein F., Goldsmith M., Beckhard R., Schubert R.F. (Eds.) The Community of the Future. San Francisco. 1998.
  114. David Osborne and Ted Gaebler, Reinventing Government (Reading, MA: Addison- Wesley, 1992).
  115. , P.F. 1974. Management: Task, Responsibility and Practices. New York, Harper and Row, Publishers.
  116. Emery F. W. and Trist E.L. The Causal Texture of Organization Envisonments // Human Relations.- vol 18 (1963).
  117. , H. W. 1979. Commentary In D. E. Schendel & C. W. Hofer (eds) Strategic Management: A New View of Business Policy and Planning. Little, Brown & Company, Boston, MA.
  118. , D. 1974. Corporate Planning. New York, Perganon Press.
  119. , P. 1970. Corporate Planning in Practice: A Study of the Development of OrganizedPlanning in Major United Kingdom Companies, M.S.C. Dissertation, University of Bradford.
  120. , H. 1976. Making Strategic Planning Work, Business Horizons, 19, (2).
  121. , R. 1976. Elements of Effective Corporate Planning, Long-Range Planning, August.
  122. Michael J. Allison, Jude Kaye, Strategic planning for nonprofit organizations: A Practical Guide and Workbook, 2nd Edition, 2005.
  123. Paul C. Light,"The Case for Capacity Building and the National Infrastructure to Support It,"Working paper, Wagner School of Public Service, New York University, 2004.
  124. , B.W. 1965. Long-range Planning in American Industry, American Management Association.
  125. Steiner G.A. Top management Planning.- Toronto, 1969.
  126. Steiner, G.A., Miner, J., & Gray, E.R. 1982. Management Policy and Strategy 2nd. ed., New York, Macmillan Publishing Company, Inc.
  127. Strategic Policy Intelligence: Current Trends, The State of Play and Perspectives. European Commission. 2001.
  128. Strategic Policy Intelligence Tools: Regstrat, Dublin, 2008.
  129. Udboro I., Obeng K. The practice and use of Planning strategic systems in Public Transit Organisations.-Washington, 2005.
  130. , E.K. 1966. Long-Range Planning: The Executive Viewpoint, Englewood Cliffs, N. J. Prentice-Hall Inc.184
  131. Warren Bennis, On Becoming a Leader (New York: Perseus Publishing, 2003).
Заполнить форму текущей работой