Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Освоение понятия «художественный образ» как основа формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла в V — VIII классах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложенная нами система работы мыслится как частнометодическое воплощение концептуальных основ общепедагогической технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, базирующейся на фундаментальной психолого-педагогической концепции единства психического развития и деятельности (А.Н.Леонтьев). Мы основываемся также на идее об опережающем развитии мышления, которая главный акцент делает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Концептуальные и методические основы исследования
    • 1. Становление понятия «художественный образ» в эстетике и литературоведении в историческом освещении
    • 2. Классификация видов искусства и специфика литературы. Приемы создания художественного образа в литературе и других видах искусства
    • 3. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы
      • 3. 1. Механизмы психики, психологическая деятельность человека и образное мышление
      • 3. 2. Особенности восприятия литературы и других видов искусства
      • 3. 3. К вопросу о соотношении научного и художественного мышления в процессе восприятия художественного произведения и формирования теоретико-литературных знаний
      • 3. 4. Возрастные особенности учащихся 5−8 классов
      • 3. 5. Концептуальные положения технологии развивающего обучения
    • 4. Методический аспект
  • Глава II. Методика формирования понятия «художественный образ»
  • 5−8 класс)
    • 1. 0. некоторых итогах констатирующего эксперимента
    • 2. Характеристика методических аспектов обучающего эксперимента
    • 3. Итоги опытно-экспериментальной работы

Освоение понятия «художественный образ» как основа формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла в V — VIII классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня, на этапе перехода от научно-просветительской к научно-гуманистической системе образования, ключевыми понятиями которой стали понятия «личность», «деятельность», «развитие», «творчество», «системный подход», возникает необходимость пересмотреть в некоторых аспектах приоритеты, теоретические основания и направленность деятельности учителя литературы.

Тема нашего исследования затрагивает одну из важнейших, ключевых проблем отечественной методики — проблему школьного изучения теории литературы. Как справедливо отмечает О. Ю. Богданова, до сих пор «среди методистов, учителей-словесников нет единого мнения о системе, объеме и последовательности изучения вопросов теории литературы в школе».1 Особенно остро эта проблема стоит в средних классах, где закладывается основа, «фундамент» всей работы по формированию теоретико-литературных знаний.

Актуальность нашего исследования определяется необходимостью создания последовательной, ясной (и для учителя, и для ученика) системы работы по освоению теоретико-литературных понятий в средних классах на основе «стержневого» понятия, дающего внутреннюю логику движения от одного понятия к другому (в нашем случае, это понятие «художественный образ»).

Методической наукой накоплен большой и плодотворный опыт в изучении теории литературы в школе: работы Г. И. Беленького, М. А. Снежневской, А. Г. Балыбердина, Н. И. Прокофьева, Н. И. Громова, Н. О. Корста, А. В. Дановского, Л. К. Кузнецовой, Л. А. Мурач, Г. Н. Ионинаконцепция взаимодействия различных типов мышления в процессе изучения литературы О. Ю. Богдановойработы Н.Д.Молдавской, О. И. Никифоровой, А. М. Левидова. Все это позволяет ставить (и решать) новые исследовательские задачи.

Анализируя современные программы литературного образования, учеб.

1 Богданова О. Ю. Теория литературы в школьном изучении. В кн.: Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г — М: Просвещение. ВЛАДОС, 1994. с. 155. но-методическую литературу, уществующие подходы к процессу формирования теоретико-литературных знаний, 2 мы пришли к выводу о том, что основная проблема состоит не только и не столько в количестве теоретико-литературных сведений, порядке их изучения, принципах построения программы, а прежде всегов некоторых основополагающих, концептуальных подходах к способам освоения теоретического материала.

В своем исследовании мы исходили из того, что для школьника (особенно для подростка 10−13 лет) теоретико-литературное понятие не должно быть отвлеченной абстракцией. В деятельности по его осмыслению обязательно должен присутствовать элемент художественного освоения действительности, творческая фантазия самого ученика, в связи с чем художественный образ в нашей системе становится не только объектом и «содержательным обобщением», 3 но и способом освоения теоретического материала.

Понятие «художественный образ» является общим, ключевым понятием для всех видов искусства, что позволяет также в едином комплексе осваивать теоретические основы литературы и предметов эстетического цикла. Бесспорные преимущества изучения литературы в тесном взаимодействии с предметами эстетического цикла показаны в методической литературе.4 Мы подошли к этому вопросу с несколько иных позиций. Интеграция, в нашем случае, осуществляется на уровне синхронного освоения понятия «художественный образ»,.

1 Среди существующих на сегодня подходов к формированию теоретико-литературных знаний мы выделили три основных, так или иначе последовательно реализуемых направления: 1) изучение теории литературы — средство. (формирование теоретико-литературных понятий осуществляется в связи («попутно») с чтением и изучением литературного произведения (программы под ред. Г. И. Беленького, В. Г. Маранцмана, Т. Ф Курдюмовой)) — 2) тео{>етико-литературные понятия является структурообразующими (программы под ред А. Г. Кутузова, М.Б.Ладыгина) — 3) изучение теории литературы — цель. (программа «Введение в поэтику» авт.-сост. Т. Г. Авлова, И.Е.Гербильская).

В. В. Давыдов ввел в науку термин «содержательное обобщение», означающий теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы понятий и их взаимосвязей и представляющий, таким образом, обобщение обобщений. Обобщением такого уровня в нашей системе является понятие «художественный образ».

4 К сожалению, проблема целостного подхода на уровне объединяющей концепции гуманитарного образования в процессе создания программ, выдвинутая еще Н И Кудряшевым, и по сей день не нашла своего полного и адекватного воплощения, и вопросы интеграции литературы с предметами гуманитарного и эстетического цикла решаются или на уровне авторских школ (В.С.Библер, М.Г.Боровик), или в частнометодическом аспекте (Е.Н.Колокольцев, З. С. Смелкова, Т. ГБраже, Т. Ф. Курдюмова, Э. И. Горюхина, Н. В. Мерецкая, И. Л. Шолпо и др.). изучение которого, в свою очередь, «выстраивает» в систему другие теоретические понятия того или иного предмета.

Литература

в этом комплексе является главным, «системообразующим звеном», корректировка программ по музыке и изобразительному искусству осуществляется на уровне календарно-тематического планирования, а построение такой системы не противоречит содержанию, целям и задачам государственных программ по этим предметам.

Предложенная нами система работы мыслится как частнометодическое воплощение концептуальных основ общепедагогической технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, базирующейся на фундаментальной психолого-педагогической концепции единства психического развития и деятельности (А.Н.Леонтьев). Мы основываемся также на идее об опережающем развитии мышления, которая главный акцент делает на формировании теоретического и творческого мышления. Фундаментально разработанная как общепедагогическая, технология развивающего обучения в частнометодиче-ском аспекте успешно функционирует на сегодня лишь применительно к предметам естественно-научного цикла и точных наук. Подходы к способам освоения художественного и особенно теоретического материала в процессе изучения предметов эстетического цикла требуют основательной разработки. Все вышесказанное определяет актуальность нашего исследования.

Объект исследования. Учебная деятельность школьников при освоении вопросов теории литературы.

Предмет исследования. Психолого-педагогический процесс формирования понятия «художественный образ» как основы теоретико-литературных знаний и интеграции литературы с предметами эстетического цикла.

Цель исследования. Создать систему работы по освоению понятия «художественный образ» как основу формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла. Для этого методику синхронного, поэтапного формирования понятия «художественный образ», адекватную возрасту, целям и задачам обучения и обеспечивающую осознанное, личностно-мотивированное, деятельностное освоение теоретико-литературных понятий в среднем звене.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что эффективность процесса освоения теоретических основ литературы как учебного предмета значительно возрастет, если будет опираться на четкую, продуманную, понятную и значимую не только для учителя, но и для самого ученика систему освоения понятия «художественный образ», рассматриваемого и в качестве цели изучения, и в качестве «содержательного обобщения», и в качестве способа освоения теоретического материала.

Задачи исследования.

1. Изучить и рассмотреть состояние проблемы в классических и современных исследованиях по эстетике, литературоведению, методике литературы, психологии, дидактике и сформулировать концептуальные и методические основы исследования.

2. Провести экспериментальную работу по изучению уровня подготовленности выпускника начальной школы к обучению в среднем звене, уровня восприятия и понимания учащимися 5−8 классов художественного образа в литературе и других видах искусства, а также уровня осведомленности учащихся в области смежных видов искусства (констатирующий эксперимент).

3. На основе синхронного и комплексного освоения понятия «художественный образ» (при изучении литературы и предметов эстетического цикла) встроить в систему работу по освоению частных теоретических понятий названных предметов.

4. Создать и реализовать на практике технологию интеграционного изучения теоретических основ литературы и предметов эстетического цикла и адекватную возрасту методику, учитывающую потребности и интересы учащихся, позволяющую включить в деятельность по изучению теоретического материала элемент художественного освоения действительности, личностные и творческие начала самого ученика сделать этот процесс деятельностым, лично-стно-мотивированным.

5. Выявить, проверить на практике и описать наиболее рациональные и плодотворные формы и методы работы по освоению понятия «художественный образ» в режиме технологии интеграции.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

Теоретические — изучение подходов к определению понятия «художественный образ» и проблеме взаимодействия искусств в трудах по философии, эстетике, литературоведению, психологииизучение литературы по педагогике, психологии, дидактике, методике преподавания литературыанализ диссертационных исследований, современных программ и учебно-методической литературы;

Эмпирические — методы наблюдения за педагогическим процессом в школе, беседы с учениками, учителями, родителями учащихся;

Статистические — анкетирование, тестирование, проведение контрольных срезовых работ, анализ творческих работ учащихся и обработка полученных данных (в том числе сравнительный анализ результатов, полученных в процессе обучающего эксперимента в контрольных и экспериментальных классах).

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап (1994;1995 годы). Изучение концептуальных и методических основ исследования, определение целей, задач, общей стратегии исследования, изучение практического опыта работы по данной проблеме.

2 этап (1995;1996 годы). Постановка констатирующего эксперимента и анализ его результатов. Формулировка основных теоретических положений обучающего эксперимента, создание системы работы по освоению понятия «художественный образ» как основы формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла.

3 этан (1996;2001 годы). Опытно-экспериментальная работа с целью проверки и корректировки теоретических положений исследования и конкретных форм, методов и приемовобработка и анализ полученных данныхоформление результатов работы.

Опытное обучение проводилось на базе Политехнической гимназии города Нижнего Тагила Свердловской области. Было охвачено три параллели 5−8 классов в качестве экспериментальных и три параллели — в качестве контрольных классов.

Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты работы обсуждались и были одобрены на заседаниях научно-методического объединения учителей литературы Политехнической гимназиина семинарах, научно-практических конференцияхзаседаниях лаборатории литературного образования ИОСО РАО (г. Москва) и освещались в публикациях по теме исследования.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом и экспериментальном обосновании системы интеграционного освоения понятия^художест-венный образ"и связанных с ним частных теоретико-литературных понятийв предложенном методическом решении проблемы формирования теоретико-литературных знаний в средних классах с учетом основных концептуальных положений системы развивающего обучения и специфики литературы как учебного предметав разработке технологии интеграционного изучения теоретических понятий литературы и предметов эстетического цикла на основе синхронного, поэтапного освоения понятия «художественный образ" — в разработке новых форм и видов классных и внеклассных занятий: интегрированных блок-уроков, уроков-исследований (интегрированных и в рамках одного учебного предмета), творческих практикумов, различных форм внеурочной исследовательской и творческой деятельности учащихся.

Практическая ценность исследования заключается в разработке техно* логии интеграционного освоения теоретических понятий литературы и предметов эстетического цикла, позволяющей осуществлять этот процесс как деятель-ностный, личностно-мотивированный, обеспечивающий исследовательский и творческий характер труда ученикав разработке методики, соответствующей возрастным возможностям учащихся средних классов, целям и задачам обучения, которая с успехом может быть использована в процессе преподавания литературы практически по любой го существующих программ (в диссертации представлены таблицы, схемы, подробные разработки отдельных тем, уроков различных типов, внеклассных мероприятий, тексты проверочных и контрольных работ).

Достоверность и обоснованность научных положений, результатов и выводов, сформулированных в диссертации, обеспечивается: 1) совокупностью теоретических положений, полученных в результате исследования современных достижений философии, эстетики, литературоведения, искусствознания, психологии, педагогики, методики литературы, которые положены в основу разработанного нами интеграционного изучения теоретических основ литературы и предметов эстетического цикла в 5−8 классах- 2) результатами опытно-экспериментальной проверки теоретических положений диссертации- 3) внедрением в практику учебно-методических материалов и их положительной оценкой педагогами.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественный образ — центральное, системообразующее понятие для всех видов искусства, особый, эмоциональный, естественный и необычайно продуктивный способ познания, в котором заложены огромные методические возможности, позволяющие сделать это понятие не только объектом, но и способом изучения теоретического материала.

2. Наиболее плодотворным и продуктивным, соответствующим предмету изучения, возрастным особенностям и возможностям учащихся средних классов является путь интеграционного изучения теоретических основ литературы и предметов эстетического цикла и рассмотрения «частных» понятий того или иного предмета в¦ свете их значимости для процесса создания художественного образа.

3. Принцип изучения литературы и предметов эстетического цикла на основе выявления их общности и специфики позволяет собрать в единый комплекс выразительные возможности и средства воздействия различных видов искусстварассматривать общие теоретические проблемы и частные теоретические понятия в тесной взаимосвязи с процессом формирования понятия «художественный образ» (синхронно и комплексно) — развивать системность и полифонизм мышления, способствовать формированию обобщенных способов усвоения научных понятийсделать процесс освоения теоретического материала ярким, наглядным, компактным и результативным.

4. Под поэтапным формированием понятия художественный образ подразумеваются разные уровни понимания единства и взаимообусловленности его важнейших компонентов учащимися 5−6, 7 и 8 классов.

5. Формирование понятия «художественный образ» (и связанных с ним частных теоретических понятий) целесообразно осуществлять как в связи с чтением и изучением художественных произведений, так и на специальных теоретических уроках.

6. Процесс формирования теоретико-литературных понятий должен быть организован (с учетом специфики возраста) как осознанная, личностно-мотивированная деятельность учащихся (самостоятельная и под руководством учителя), основанная на деловом общении детей в процессе обучения, учитывающая: их интересы, потребности, творческие способности и склонности, а также опираться на специфику литературы как учебного предмета, сочетая методы и приемы как художественного (образного), так и научного (понятийного) мышления. В связи с этим, основная форма организации познавательной деятельности учащихся в системе развивающего обученияколлективно-распределенная деятельность — должна строится на сочетании исследовательских и творческих форм и видов работы (интегрированные блок-уроки, уроки-исследования, творческие практикумы, исследовательская и творческая внеурочная деятельность учащихся). Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и Приложения.

2. Общие выводы.

Исследование проблемы формирования теоретико-литературных понятий / и интеграции с предметами эстетического цикла на основе поэтапного освоения понятия «художественный образ» в 5−8 классах привело нас к следующим выводам:

1. Дальнейшее совершенствование преподавания литературы в школе неразрывно связано: 1) с современными подходами к обучению и воспитанию (внимание к субъекту обучения и создание полноценных условий для его развитияс внедрением методик развивающего обучениястремлением к системности знаний, к интегративному освоению учебных предметов) — 2) с осмыслением литературы как части художественной культуры;

2. Полноценное восприятие и правильная оценка художественного произведения как эстетической ценности возможны на основе понимания учащимися образной природы искусства, его важнейших законов и специфических особенностей каждого вида, в связи с чем необходимо уже на ранних этапах обучения введение понятия об образности художественного произведения (и поэтапное формирование понятия «художественный образ»).

3. Процесс формирования теоретико-литературных понятий должен опираться на специфику литературы как учебного предмета, на образную природу искусства, сочетая методы и приемы как художественного (образного), так и научного (понятийного) мышления.

4. Наиболее плодотворным и продуктивным, соответствующим предмету изучения, возрастным особенностям и возможностям учащихся средних классов, мы считаем путь интеграционного изучения теоретических понятий литературы и предметов эстетического цикла и рассмотрения «частных» понятий того или иного предмета в свете их значимости для процесса создания художественного образа (и в связи с синхронным и поэтапным формированием этого понятия). Под поэтапным формированием понятия «художественный образ» подразумеваются не этапы освоения его отдельных компонентов, а разные уровни понимания их единства и взаимообусловленности учащимися 5−6, 7 и 8 классов, а формирование понятия «художественный образ» (и связанных с ним частных теоретических понятий) осуществляется как в связи с чтением и изучением художественных произведений, так и на специальных теоретических уроках. При этом понятие «художественный образ» становится также и способом освоения теоретического материала, и «содержательным обобщением».

5. Изучение теоретико-литературных понятий (равно как и теоретических понятий предметов эстетического цикла) должно быть организовано (с учетом специфики возраста) как осознанная, личностно-мотивированная деятельность ученика (самостоятельная и под руководством учителя), основанная на деловом общении детей в процессе обучения, учитывающая их интересы, потребности, творческие способности и склонности.

6. Наиболее плодотворной формой организации познавательной деятельности учащихся является коллективно-распределенная деятельность, которая строится (согласуясь со спецификой предмета) на сочетании исследовательских и творческих форм, последовательно реализующихся в процессе изучения одной темы (проблемы): интегрированные блок-уроки, уроки-исследования, творческие практикумы, исследовательская и творческая внеурочная деятельность учащихся.

7. Принцип изучения литературы и предметов эстетического цикла на основе выявления их общности и специфики позволяет: 1) рассматривать общие теоретические проблемы и частные теоретические понятия в тесной взаимосвязи с процессом формирования понятия «художественный образ» (синхронно и комплексно) — 2) развивать системность и полифонизм мышления- 3) способствует формированию обобщенных способов усвоения научных понятий- 4) позволяет сделать сам процесс освоения теоретического материла более ярким, наглядным, предметно-представимым, компактным и результативным.

3. Перспективы дальнейшего исследования.

Проблема формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла нуждается в дальнейшей разработке. Возникает необходимость:

1) создания системы работы по интеграционному (литература и мировая художественная культура) освоению теоретического и художественного материала в 9-И классах (как продолжение предложенной нами системы работы для 5−8 классов);

2) совершенствования форм и методов работы по изучению литературы (и предметов эстетического цикла) в системе развивающего обучения;

3) создания методического и материально-технического обеспечения для работы в режиме технологии интеграции в 9−11 классах.

4) исследования влияния интеграционного изучения литературы и предметов эстетического цикла на общее и эстетическое развитие учащихся.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Политиздат, 1957.
  2. Гегель. Эстетика: в 4 т. Т. 1. -М: Искусство, 1973.
  3. Гегель. Эстетика: в 4 т. Т. 3. М.: Искусство, 1973.
  4. Гегель. Эстетика: в 4 т. Т. 4. М.: Искусство, 1973.
  5. Д. Избранные произведения. -М., JI., 1951.
  6. И. Сочинения: в 6 т. Т. 5. М: Мысль, 1966.
  7. Г. Э. Лаокон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.
  8. К., Энгельс Ф. Об искусстве. Т. 1. М., 1976.
  9. Платон. Сочинения. Т. IV. СПб., 1863.
  10. Ю.Шеллинг Ф. В. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф.В.
  11. Полн. собр. соч. в 13 т. Т. 10. М.: Изд-во АН СССР, 1953−1959. 12. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Собр. соч. в 13 т., т. 2.
  12. М.: Изд-во АН СССР, 1953−1959. 1 З. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., в 13 т. Т. 6. М.: Изд-во АН СССР, 19 531 959.
  13. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974
  14. Э. Восточная поэтика. Специфика художественного образа. М., 1983.
  15. М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  16. И .Я. Социально-эстетическая природа художественной условности (на материале искусств драматического театра). Автореферат дис.. канд. философских, наук. -М., 1980.
  17. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2.-М., 1979.
  18. Ю.Б. Эстетика, 4-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1988.
  19. А. Бесконечность поиска: Художественные поиски современной советской прозы. -М.: Советский писатель, 1982.
  20. А.И. Эстетическая сущность искусства. М., 1956.
  21. Л. Проблема условности в киноискусстве. Автореферат дис.. канд. искусствоведения. Л., 1976.
  22. В.В. Что такое искусство? М.: Изобразительное искусство, 1988.
  23. В.В. О двух искусствах: вымысла и слова. // Новый журнал. Нью-Йорк. — 1970. — № 100.
  24. А.И. Историческая поэтика. -М., 1989.
  25. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. -М., 1967.
  26. Л.С. Педагогическая психология. -М., 1996.
  27. JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1968.
  28. Г. Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. -М., 1972.
  29. Г. Д. Образ в художественной культуре. М., 1981.
  30. Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997.
  31. К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: Искусство, 1970.
  32. У. Психология. Гл. XVI, «Ассоциация». -М.: Педагогика, 1991.
  33. В.А. Реализм и художественная условность. М.: Советский писатель, 1974.
  34. Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962.
  35. Н.А. Краткая история искусств. -М.: Искусство, 1990. Т. 1.
  36. Е. Сюжет и действительность. Л.: Советский писатель, 1976.
  37. А.К. Художественный образ. М.: Советский писатель, 1961.
  38. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000.
  39. В.Н. Кино и условность. М.: Искусство, 1971.
  40. М.С. Морфология искусства. М., 1972.
  41. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи/ ЛГУ. Л., 1991.
  42. Ф.И. Содержание и форма в произведениях искусства. -М., 1952.
  43. В.В. Виды искусства. М., 1963.
  44. Краткий психологический словарь / Редактор-составитель Л. А. Харченко. Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 издание. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.
  45. Краткий словарь по эстетике. М.: Политиздат, 1989.
  46. A.M. Автор образ — читатель. — Л., 1977.
  47. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т.1, 2. -М., 1983.
  48. А.Н. Искусство как форма общения: к проблеме предмета психологии искусства. Тбилиси, 1973.
  49. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  50. А.Н. Психологический подход к анализу искусства. // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы (материалы семинара). М., 1978.
  51. Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начала XIX века). — СПб.: Искусство, 1994.
  52. Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллин, 1993. т. 3
  53. Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
  54. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии, т.1. М., 1977.
  55. Ф.Т. Магический кристалл. Эстетическое восприятие и условность в искусстве (очерк). Свердловск, 1971.
  56. В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа. // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. -Киев, 1988.
  57. В.В. Художественный мир музыки и типология интонаций. В кн.: Спутник учителя музыки / С. С. Балашов, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др. Сост. Т. В. Челышева. -М.: Просвещение, 1993.
  58. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования / Под ред. А. Г. Коспока. Киев, 1986.
  59. Музыка и психология. Рекомендательный указатель книг и журнальных статей / Сост. Д. А. Супоницкая. М., 1988.
  60. Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М., 1972.
  61. Г. А. Очерки теории искусства. М., 1956.
  62. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 1997.
  63. Основы марксистско-ленинской эстетики. АН СССР. — М.: Политиздат, 1960.
  64. A.M. Аллегория // ЛЭС под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. -М.: Советская энциклопедия, 1987.
  65. С.М. Основные вопросы теории реализма. Критический реализм. Социалистический реализм. М.: Просвещение, 1975.
  66. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М.: ИНФРА, 1998.
  67. Г. Н. О природе искусства. -М., 1960.
  68. Г. Н. Эстетическое и художественное. М., 1965.
  69. А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
  70. С.Х. Гносеологические проблемы художественного мышления. Автореферат дисс.. доктора философских наук. М., 1968.
  71. С.Л. К психологии речи. Ученые записки Ленинградского гос. пед. института им. А. И. Герцена, т. XXV, 1941.
  72. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 1. -М., 1989.
  73. . Вечный поиск. М.: Искусство, 1964.
  74. И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. М.: Наука, 1979.
  75. И.Л. О художественной функции ассоциативности // Эстетика и жизнь. М., 1979. — Вып. 2.
  76. И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды. -М.1. Советский художник, 1984.
  77. А.В. Наглядный образ в структуре познания. М., 1971.
  78. Современная книга по эстетике. М., 1957.
  79. Г. С. Музыкальная психология. // Справочник учителя музыки. -М.: Просвещение, 1993.
  80. Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). -М., 1979.
  81. Г. С. Психология музыкальных потребностей // Психологический журнал. 1998. -№ 5.
  82. .М. Психология музыкальных способностей. // Избранные труды. Т. 1.-М., 1985.
  83. Е.Е. Тест Е.Торренса. Диагностика креативности. СПб.: ИМА-ТОН, 1998.
  84. А.А. Учение о доминанте. // Собрание сочинений, т. 1. Л., 1950.
  85. Д.И. Психология развивающейся личности. Воронеж, 1996.
  86. М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1982.
  87. А. Художественное восприятие и проблема условности в реалистическом искусстве. Автореферат дис. канд. философ, наук. -М., 1967.
  88. Художественное восприятие / Под ред. Б. С. Мейлаха. -М, 1971.
  89. Л., Зипер Д. Основные положения, исследования и применение теории личности: Учебное пособие. СПб., 1997.
  90. Н.И. Реалистическая условность в современной советской прозе. -Киев, 1979.
  91. Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. -М., 1997.
  92. О.В. Условность художественная // ЛЭС. под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987.
  93. В. «2×2−5». М, 1920.
  94. Д.Б. Избранные педагогические труды. М., 1991.
  95. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. — № 4.
  96. М.Н. Образ художественный // ЛЭС под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. -М.: Сов. энциклопедия, 1987.
  97. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. Л. Беляева и др. М.: Политиздат, 1987.
  98. И.С. Знание и мышление школьника. М., 1985.
  99. И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
  100. И.С. Направления исследований образного мышления: Вопросы психологии. 1985. — № 5.
  101. Р. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964
  102. Г. С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1980.
  103. Г. С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. -Минск: Беларусь, 1994.
  104. Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991.
  105. Ю.А. Движение реализма. Л.: Наука, 1978.
  106. Г. И. О сущности и видах межпредметных связей // Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. / АНН СССР.-М., 1982.
  107. М.Н. Интеграция содержания образования в педагогическом вузе: Сб. научных трудов. / Бийский ГПИ. Бийск, 1994.
  108. В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
  109. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  110. B.C. Школа «Диалога культур» // Советская педагогика. 1988. -№ 11.
  111. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.
  112. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2.-М., 1979.
  113. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. — № 9.
  114. Т.Г. Интеграция как одно из направлений поисков в современной школе // Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе / АПН СССР, НИИ НОВ.-М.-Л., 1991.
  115. Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941.
  116. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. — № 9.
  117. Т.Г. Интеграция как одно из направлений поисков в современной школе // Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе / АПН СССР, НИИ НОВ.-М.-Л., 1991.
  118. Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941.
  119. В.В., Репкин В. В. Организация развивающего обучения в 5−9 классах средней школы // Феникс. 1996 — № 5.
  120. В.В. Особенности реализации содержательного обобщения в обучении // Хрестоматия по психологии.- М., 1987.
  121. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
  122. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  123. Дик Ю.И., Пинский А. А., Усатов В. В. Интеграция учебных предметов. // Советская педагогика. 1987. — № 9.
  124. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.
  125. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учеб. пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. СПб.: Просвещение, 1995.
  126. .Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии. Кишинев: Лу-мина, 1988.
  127. Изобразительное искусство (5−8 класс) / В. С. Кузин, Б. Н. Неменский // Примерные программы основного общего образования / Сост. А. М. Водянский, Н. Н. Гара. М.: Дрофа, 1998.
  128. Интегративный подход при разработке содержания в средних специальных учебных заведениях / НИИ ВО. М., 1993.
  129. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Интерпракс, 1994.
  130. К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ростовский ГПИ. Ростов-на-Дону, 1995.
  131. Е.Н. А.С.Пушкин в портретах и иллюстрациях: Пособие для учащихся / Е. Н. Колокольцев. М.: Просвещение, 1999.
  132. Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  133. Ю.А. Проект единого педагогического пространства школы развивающего обучения. Калининград, 1996.
  134. В.В. Методы обучения в школе. // Педагогика. под ред. Пид-касистого П.И. М.: Педагогическое общество России, 1998.
  135. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя в режиме перехода к развивающему обучению. Тверь, 1998.
  136. Г. Н. Диагностика читательской деятельности школьников. М.: международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996.
  137. С. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. // Народное образование. 1989. — № 2.
  138. А.Г. Система творческих заданий как средство постижения произведения в его идейно-художественном единстве: Автореф дис.. к.п.н.: 13.00.02 / Московский гос. пед. институт им. В. И. Ленина. М., 1990.
  139. А.Ф. Школа самовыражения: Книга для педагогов и родителей / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 1998.
  140. В.Г. Гуманитарное образование в современной школе // Народное образование. — 1991. — № 7.
  141. М., Шрагин Л. Основы культуры мышления // Школьные технологии. -М., 1997, № 5.
  142. Е.Н.Колокольцева. -М.: Просвещение, 1990.
  143. Музыка (5−8 класс) / Н. Г. Коваленко, Г. П. Сергеева и др. // Примерные программы основного общего образования / Сост. А. М. Водянский, Н. Н. Гара. -М.: Дрофа 1998.
  144. Т.И., Алеев В. В. Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1999.
  145. Т.И., Алеев В. В. Музыка. 5 класс: Дневник музыкальных наблюдений. -М.: Дрофа, 1998.
  146. Т.И., Алеев В. В. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1999.
  147. Т.Н., Алеев В. В. Музыка. 6 класс: Дневник музыкальных наблюдений. М.: Дрофа, 2001.
  148. Т.Н., Алеев В. В. Музыка. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2000.
  149. Т.И., Алеев В. В. Музыка. 7 класс: Дневник музыкальных наблюдений. М.: Дрофа, 2001.
  150. Т.И., Алеев В. В. Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2001.
  151. Овсянико-Куликовский Д.Н. О преподавании теории словесности в средней школе // Вопросы теории и психологии творчества / сост. Б. Л. Лезин. -Харьков, 1907. т. I.
  152. Овсянико-Куликовский Д. Н. Собрание сочинений: В 9 т.: Т. 6. СПБ., Изд. Овсянико-Куликовской И.Л., 1914.
  153. В.П. Беседы о преподавании словесности. СПб.: Тип. В. Денакова, 1886.
  154. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового типа/Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Образование, 1995.
  155. Педагогика: Учеб. пособие / В. И. Журавлев, П. И. Пидкасистый, М. П. Портнов и др. Под ред. П. И. Пидкасистого. Рос. пед. агенство. М.: Педагогическое общество России, 1998.
  156. М.П. Психологическая школа в языкознании и методике преподавания русского языка. Курск, 1921.
  157. И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: Просвещение: Владос, 1996.
  158. Поиск новых идей: от озарения к технологии. Теория и практика решения изобретательских задач. / Г. С. Альтшуллер, Б. Л. Злотин, А. В. Зусман, В. И. Филатов. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
  159. Примерные программы основного общего образования / Сост. А. М. Водянский, Н. Н. Гара. М.: Дрофа, 1998.
  160. Программа по изобразительному искусству для общеобразоательных школ / Под редакцией Б. М. Йеменского. М.: Просвещение, 1992.
  161. Программа по изобразительному искусству для 1−3 классов общеобразовательных школ / Авт-сост. Неменский Б. Н. М.: Просвещение, 2000.
  162. Программа по музыке для общеобразовательных учебных заведений / Под ред. Д. Б. Кабалевского. -М: Просвещение, 1982.
  163. Реализация идей развивающего обучения Л. В. Занкова в основной школе (5−9 класс). -М.: Новая школа, 1996.
  164. Рез З. Я. Изучение лирики в школе. JL, 1968.
  165. Н.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. Рига, 1992.
  166. З.И. и др. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения: 2−3 класс. М, 1995.
  167. З.И. Чтение, 2 класс. Методические рекомендации. М., 1994.
  168. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — т. 1.
  169. Русские методисты-словесники в воспоминаниях. / Сост. В. С. Баевский. -М., 1969.
  170. М.А. Отклик на статью М.Пистрака «Три противоречия» // Русский язык в советской школе, 1926, № 6.
  171. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  172. З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Флинта: Наука, 1999
  173. Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5−8 кл.: в 4ч. Обнинск: Титул, 1996.
  174. С. Групповая работа в развивающем образовании. Рига, 1997.
  175. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 6 тт. -М., 1990. -Т. 3.
  176. Г. В. Проблема интеграции в теории и практике обучения (предпосылки, опыт) / ЛГПИ. — Л., 1989.
  177. В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М., 1976.
  178. Читаем, думаем, спорим: Диадактические материалы по лит.: 5 класс / Авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова. -М.: Просвещение, 1997.
  179. Читаем, думаем, спорим: Дидактические материалы по лит.: 6 класс / Авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова. -М: Просвещение, 1997.
  180. И.И. Концепция как форма развития современного образования. Ключевые идеи гуманистического образования. Серия: Новое содержание школьного образования: культурно-философские основания. Пермь.: ЗУУНЦ, 2000.
  181. JI.B. Образный диалог времен как принцип и способ изучения художественной культуры / НИПКРО, НГПИ. Н. Новгород, 1993.
  182. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ1. На правах рукописи
  183. БАРАНОВСКАЯ Ирина Рашидовна
  184. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Приложение
Заполнить форму текущей работой