Освоение понятия «художественный образ» как основа формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла в V — VIII классах
Диссертация
Предложенная нами система работы мыслится как частнометодическое воплощение концептуальных основ общепедагогической технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, базирующейся на фундаментальной психолого-педагогической концепции единства психического развития и деятельности (А.Н.Леонтьев). Мы основываемся также на идее об опережающем развитии мышления, которая главный акцент делает… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Концептуальные и методические основы исследования
- 1. Становление понятия «художественный образ» в эстетике и литературоведении в историческом освещении
- 2. Классификация видов искусства и специфика литературы. Приемы создания художественного образа в литературе и других видах искусства
- 3. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы
- 3. 1. Механизмы психики, психологическая деятельность человека и образное мышление
- 3. 2. Особенности восприятия литературы и других видов искусства
- 3. 3. К вопросу о соотношении научного и художественного мышления в процессе восприятия художественного произведения и формирования теоретико-литературных знаний
- 3. 4. Возрастные особенности учащихся 5−8 классов
- 3. 5. Концептуальные положения технологии развивающего обучения
- 4. Методический аспект
- Глава II. Методика формирования понятия «художественный образ»
- 5−8 класс)
- 1. 0. некоторых итогах констатирующего эксперимента
- 2. Характеристика методических аспектов обучающего эксперимента
- 3. Итоги опытно-экспериментальной работы
Список литературы
- Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Политиздат, 1957.
- Гегель. Эстетика: в 4 т. Т. 1. -М: Искусство, 1973.
- Гегель. Эстетика: в 4 т. Т. 3. М.: Искусство, 1973.
- Гегель. Эстетика: в 4 т. Т. 4. М.: Искусство, 1973.
- Дидро Д. Избранные произведения. -М., JI., 1951.
- Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 5. М: Мысль, 1966.
- Лессинг Г. Э. Лаокон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.
- Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Т. 1. М., 1976.
- Платон. Сочинения. Т. IV. СПб., 1863.
- Ю.Шеллинг Ф. В. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф.В.
- Полн. собр. соч. в 13 т. Т. 10. М.: Изд-во АН СССР, 1953−1959. 12. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Собр. соч. в 13 т., т. 2.
- М.: Изд-во АН СССР, 1953−1959. 1 З. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., в 13 т. Т. 6. М.: Изд-во АН СССР, 19 531 959.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974
- Ауэрбах Э. Восточная поэтика. Специфика художественного образа. М., 1983.
- Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
- Бейлин И .Я. Социально-эстетическая природа художественной условности (на материале искусств драматического театра). Автореферат дис.. канд. философских, наук. -М., 1980.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2.-М., 1979.
- Борев Ю.Б. Эстетика, 4-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1988.
- Бочаров А. Бесконечность поиска: Художественные поиски современной советской прозы. -М.: Советский писатель, 1982.
- Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М., 1956.
- Ваницзе Л. Проблема условности в киноискусстве. Автореферат дис.. канд. искусствоведения. Л., 1976.
- Ванслов В.В. Что такое искусство? М.: Изобразительное искусство, 1988.
- Вейдле В.В. О двух искусствах: вымысла и слова. // Новый журнал. Нью-Йорк. — 1970. — № 100.
- Веселовский А.И. Историческая поэтика. -М., 1989.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. -М., 1967.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 1996.
- Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1968.
- Гачев Г. Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. -М., 1972.
- Гачев Г. Д. Образ в художественной культуре. М., 1981.
- Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997.
- Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: Искусство, 1970.
- Джеймс У. Психология. Гл. XVI, «Ассоциация». -М.: Педагогика, 1991.
- Дмитриева В.А. Реализм и художественная условность. М.: Советский писатель, 1974.
- Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. -М.: Искусство, 1990. Т. 1.
- Добин Е. Сюжет и действительность. Л.: Советский писатель, 1976.
- Дремов А.К. Художественный образ. М.: Советский писатель, 1961.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000.
- Ждан В.Н. Кино и условность. М.: Искусство, 1971.
- Каган М.С. Морфология искусства. М., 1972.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи/ ЛГУ. Л., 1991.
- Калошин Ф.И. Содержание и форма в произведениях искусства. -М., 1952.
- Кожинов В.В. Виды искусства. М., 1963.
- Краткий психологический словарь / Редактор-составитель Л. А. Харченко. Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 издание. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.
- Краткий словарь по эстетике. М.: Политиздат, 1989.
- Левидов A.M. Автор образ — читатель. — Л., 1977.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т.1, 2. -М., 1983.
- Леонтьев А.Н. Искусство как форма общения: к проблеме предмета психологии искусства. Тбилиси, 1973.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
- Леонтьев А.Н. Психологический подход к анализу искусства. // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы (материалы семинара). М., 1978.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начала XIX века). — СПб.: Искусство, 1994.
- Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллин, 1993. т. 3
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
- Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии, т.1. М., 1977.
- Мартынов Ф.Т. Магический кристалл. Эстетическое восприятие и условность в искусстве (очерк). Свердловск, 1971.
- Медушевский В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа. // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. -Киев, 1988.
- Медушевский В.В. Художественный мир музыки и типология интонаций. В кн.: Спутник учителя музыки / С. С. Балашов, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др. Сост. Т. В. Челышева. -М.: Просвещение, 1993.
- Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования / Под ред. А. Г. Коспока. Киев, 1986.
- Музыка и психология. Рекомендательный указатель книг и журнальных статей / Сост. Д. А. Супоницкая. М., 1988.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М., 1972.
- Недошивин Г. А. Очерки теории искусства. М., 1956.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 1997.
- Основы марксистско-ленинской эстетики. АН СССР. — М.: Политиздат, 1960.
- Песков A.M. Аллегория // ЛЭС под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. -М.: Советская энциклопедия, 1987.
- Петров С.М. Основные вопросы теории реализма. Критический реализм. Социалистический реализм. М.: Просвещение, 1975.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М.: ИНФРА, 1998.
- Поспелов Г. Н. О природе искусства. -М., 1960.
- Поспелов Г. Н. Эстетическое и художественное. М., 1965.
- Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
- Раппопорт С.Х. Гносеологические проблемы художественного мышления. Автореферат дисс.. доктора философских наук. М., 1968.
- Рубинштейн С.Л. К психологии речи. Ученые записки Ленинградского гос. пед. института им. А. И. Герцена, т. XXV, 1941.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 1. -М., 1989.
- Рунин Б. Вечный поиск. М.: Искусство, 1964.
- Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. М.: Наука, 1979.
- Савранский И.Л. О художественной функции ассоциативности // Эстетика и жизнь. М., 1979. — Вып. 2.
- Сапего И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды. -М.1. Советский художник, 1984.
- Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. М., 1971.
- Современная книга по эстетике. М., 1957.
- Тарасов Г. С. Музыкальная психология. // Справочник учителя музыки. -М.: Просвещение, 1993.
- Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). -М., 1979.
- Тарасов Г. С. Психология музыкальных потребностей // Психологический журнал. 1998. -№ 5.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. // Избранные труды. Т. 1.-М., 1985.
- Тунин Е.Е. Тест Е.Торренса. Диагностика креативности. СПб.: ИМА-ТОН, 1998.
- Ухтомский А.А. Учение о доминанте. // Собрание сочинений, т. 1. Л., 1950.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Воронеж, 1996.
- Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1982.
- Хришли А. Художественное восприятие и проблема условности в реалистическом искусстве. Автореферат дис. канд. философ, наук. -М., 1967.
- Художественное восприятие / Под ред. Б. С. Мейлаха. -М, 1971.
- Хьелл Л., Зипер Д. Основные положения, исследования и применение теории личности: Учебное пособие. СПб., 1997.
- Черная Н.И. Реалистическая условность в современной советской прозе. -Киев, 1979.
- Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. -М., 1997.
- Шапошникова О.В. Условность художественная // ЛЭС. под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987.
- Шершеневич В. «2×2−5». М, 1920.
- Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. М., 1991.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. — № 4.
- Эпштейн М.Н. Образ художественный // ЛЭС под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. -М.: Сов. энциклопедия, 1987.
- Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. Л. Беляева и др. М.: Политиздат, 1987.
- Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М., 1985.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
- Якиманская И.С. Направления исследований образного мышления: Вопросы психологии. 1985. — № 5.
- Якобсон Р. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1980.
- Альтшуллер Г. С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. -Минск: Беларусь, 1994.
- Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991.
- Андреев Ю.А. Движение реализма. Л.: Наука, 1978.
- Беленький Г. И. О сущности и видах межпредметных связей // Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. / АНН СССР.-М., 1982.
- Берулава М.Н. Интеграция содержания образования в педагогическом вузе: Сб. научных трудов. / Бийский ГПИ. Бийск, 1994.
- Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
- Библер B.C. Школа «Диалога культур» // Советская педагогика. 1988. -№ 11.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2.-М., 1979.
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. — № 9.
- Браже Т.Г. Интеграция как одно из направлений поисков в современной школе // Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе / АПН СССР, НИИ НОВ.-М.-Л., 1991.
- Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941.
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. — № 9.
- Браже Т.Г. Интеграция как одно из направлений поисков в современной школе // Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе / АПН СССР, НИИ НОВ.-М.-Л., 1991.
- Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941.
- Давыдов В.В., Репкин В. В. Организация развивающего обучения в 5−9 классах средней школы // Феникс. 1996 — № 5.
- Давыдов В.В. Особенности реализации содержательного обобщения в обучении // Хрестоматия по психологии.- М., 1987.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Дик Ю.И., Пинский А. А., Усатов В. В. Интеграция учебных предметов. // Советская педагогика. 1987. — № 9.
- Дусовицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.
- Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учеб. пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. СПб.: Просвещение, 1995.
- Злотин Б.Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии. Кишинев: Лу-мина, 1988.
- Изобразительное искусство (5−8 класс) / В. С. Кузин, Б. Н. Неменский // Примерные программы основного общего образования / Сост. А. М. Водянский, Н. Н. Гара. М.: Дрофа, 1998.
- Интегративный подход при разработке содержания в средних специальных учебных заведениях / НИИ ВО. М., 1993.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Интерпракс, 1994.
- Колесина К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ростовский ГПИ. Ростов-на-Дону, 1995.
- Колокольцев Е.Н. А.С.Пушкин в портретах и иллюстрациях: Пособие для учащихся / Е. Н. Колокольцев. М.: Просвещение, 1999.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
- Конаржевский Ю.А. Проект единого педагогического пространства школы развивающего обучения. Калининград, 1996.
- Краевский В.В. Методы обучения в школе. // Педагогика. под ред. Пид-касистого П.И. М.: Педагогическое общество России, 1998.
- Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя в режиме перехода к развивающему обучению. Тверь, 1998.
- Кудина Г. Н. Диагностика читательской деятельности школьников. М.: международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996.
- Курганов С. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. // Народное образование. 1989. — № 2.
- Кутузов А.Г. Система творческих заданий как средство постижения произведения в его идейно-художественном единстве: Автореф дис.. к.п.н.: 13.00.02 / Московский гос. пед. институт им. В. И. Ленина. М., 1990.
- Лобова А.Ф. Школа самовыражения: Книга для педагогов и родителей / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 1998.
- Маранцман В.Г. Гуманитарное образование в современной школе // Народное образование. — 1991. — № 7.
- Меерович М., Шрагин Л. Основы культуры мышления // Школьные технологии. -М., 1997, № 5.
- Е.Н.Колокольцева. -М.: Просвещение, 1990.
- Музыка (5−8 класс) / Н. Г. Коваленко, Г. П. Сергеева и др. // Примерные программы основного общего образования / Сост. А. М. Водянский, Н. Н. Гара. -М.: Дрофа 1998.
- Науменко Т.И., Алеев В. В. Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1999.
- Науменко Т.И., Алеев В. В. Музыка. 5 класс: Дневник музыкальных наблюдений. -М.: Дрофа, 1998.
- Науменко Т.И., Алеев В. В. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1999.
- Науменко Т.Н., Алеев В. В. Музыка. 6 класс: Дневник музыкальных наблюдений. М.: Дрофа, 2001.
- Науменко Т.Н., Алеев В. В. Музыка. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2000.
- Науменко Т.И., Алеев В. В. Музыка. 7 класс: Дневник музыкальных наблюдений. М.: Дрофа, 2001.
- Науменко Т.И., Алеев В. В. Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2001.
- Овсянико-Куликовский Д.Н. О преподавании теории словесности в средней школе // Вопросы теории и психологии творчества / сост. Б. Л. Лезин. -Харьков, 1907. т. I.
- Овсянико-Куликовский Д. Н. Собрание сочинений: В 9 т.: Т. 6. СПБ., Изд. Овсянико-Куликовской И.Л., 1914.
- Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности. СПб.: Тип. В. Денакова, 1886.
- Педагогические основы проектирования образовательных систем нового типа/Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Образование, 1995.
- Педагогика: Учеб. пособие / В. И. Журавлев, П. И. Пидкасистый, М. П. Портнов и др. Под ред. П. И. Пидкасистого. Рос. пед. агенство. М.: Педагогическое общество России, 1998.
- Плотников М.П. Психологическая школа в языкознании и методике преподавания русского языка. Курск, 1921.
- Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: Просвещение: Владос, 1996.
- Поиск новых идей: от озарения к технологии. Теория и практика решения изобретательских задач. / Г. С. Альтшуллер, Б. Л. Злотин, А. В. Зусман, В. И. Филатов. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
- Примерные программы основного общего образования / Сост. А. М. Водянский, Н. Н. Гара. М.: Дрофа, 1998.
- Программа по изобразительному искусству для общеобразоательных школ / Под редакцией Б. М. Йеменского. М.: Просвещение, 1992.
- Программа по изобразительному искусству для 1−3 классов общеобразовательных школ / Авт-сост. Неменский Б. Н. М.: Просвещение, 2000.
- Программа по музыке для общеобразовательных учебных заведений / Под ред. Д. Б. Кабалевского. -М: Просвещение, 1982.
- Реализация идей развивающего обучения Л. В. Занкова в основной школе (5−9 класс). -М.: Новая школа, 1996.
- Рез З. Я. Изучение лирики в школе. JL, 1968.
- Репкин Н.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. Рига, 1992.
- Романовская З.И. и др. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения: 2−3 класс. М, 1995.
- Романовская З.И. Чтение, 2 класс. Методические рекомендации. М., 1994.
- Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — т. 1.
- Русские методисты-словесники в воспоминаниях. / Сост. В. С. Баевский. -М., 1969.
- Рыбникова М.А. Отклик на статью М.Пистрака «Три противоречия» // Русский язык в советской школе, 1926, № 6.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
- Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Флинта: Наука, 1999
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5−8 кл.: в 4ч. Обнинск: Титул, 1996.
- Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Рига, 1997.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 6 тт. -М., 1990. -Т. 3.
- Федорец Г. В. Проблема интеграции в теории и практике обучения (предпосылки, опыт) / ЛГПИ. — Л., 1989.
- Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М., 1976.
- Читаем, думаем, спорим: Диадактические материалы по лит.: 5 класс / Авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова. -М.: Просвещение, 1997.
- Читаем, думаем, спорим: Дидактические материалы по лит.: 6 класс / Авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова. -М: Просвещение, 1997.
- Чуриков И.И. Концепция как форма развития современного образования. Ключевые идеи гуманистического образования. Серия: Новое содержание школьного образования: культурно-философские основания. Пермь.: ЗУУНЦ, 2000.
- Шамрей JI.B. Образный диалог времен как принцип и способ изучения художественной культуры / НИПКРО, НГПИ. Н. Новгород, 1993.
- РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ1. На правах рукописи
- БАРАНОВСКАЯ Ирина Рашидовна
- Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Приложение