Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка механизма принятия управленческих решений при формировании товарно-ассортиментной политики предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, с нашей точки зрения, обилие разнообразных методов и моделей, применяемых на различных этапах формирования товарного ассортимента в зарубежной практике, невозможно использовать в специфических условиях российского рынка без соответствующей адаптации. Наименее разработанными, по нашему мнению, остались вопросы, связанные с формированием механизма принятия управленческих решений от этапа… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Особенности формирования товарно — ассортиментной политики предприятий в условиях рыночных отношений
    • 1. 1. Товарно — ассортиментная политика как объект системы управления предприятием
    • 1. 2. Анализ методического аппарата, используемого при формировании товарно — ассортиментной политики предприятий
  • 2. Методические основы формирования товарно ассортиментной политики предприятий
    • 2. 1. Маркетинговые исследования рынка товаров и потребностей, лежащих в основе товаров предприятия
    • 2. 2. Экономический анализ работы предприятия по формированию номенклатуры
    • 2. 3. Формирование модели товаров, отвечающей требованиям потребителей
  • 3. Оптимизация товарно — ассортиментной политики предприятия
    • 3. 1. Оптимизация объемов производства с учетом целей и возможностей предприятия на рынке сбыта
    • 3. 2. Формирование обеспечивающей подсистемы механизма управления товарно — ассортиментной политикой предприятия

Разработка механизма принятия управленческих решений при формировании товарно-ассортиментной политики предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап экономического развития характеризуется серьезными переменами, связанными с расширением мелкого и среднего предпринимательства, быстрым развитием сферы услуг, новыми формами государственного регулирования и, вместе с тем, нарушением хозяйственных связей между предприятиями, невостребованностью значительной доли отечественной продукции, огромными темпами снижения промышленного производства. Особенно сложными для многих предприятий России являются задачи самостоятельного планирования, производства и сбыта определенной номенклатуры изделий, т. е. задачи, решаемые до недавнего времени на уровне министерств и ведомств различных отраслей промышленности и представляющие проблему для руководителей предприятий изза недостатка экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в условиях рынка. В результате чего многие виды выпускаемой продукции по своим потребительским свойствам не удовлетворяют требованиям покупателей, не пользуются спросом. Потребителей не устраивает цена, низкое качество, отсутствие дополняющих устройств и приспособлений и ряд других параметров создаваемого товара.

В то же время успех предприятия определяется его способностью работать в условиях рыночных отношений:

• умением адаптироваться к изменениям рыночной ситуации, потребительских предпочтений, эффективно используя ресурсный потенциал,.

• умением использовать потенциальные возможности традиционных технологий, что выражается в создании оптимального товарного ассортимента, способного с одной стороны, удовлетворить требования рынка, с другой стороны, обеспечить стабильное развитие предприятия.

Для решения подобных задач необходимо иметь гибкую систему управления, позволяющую быстро принимать решения относительно отбора и вывода на рынок новых товаров, модификации имеющихся видов, а также форм и способов работы с потребителями.

До настоящего времени решение этих вопросов осуществлялось в самых различных структурных подразделениях предприятия без достаточной степени взаимоувязки и тщательной проработки последствий от принятого решения, что приводило к снижению результатов от производственно — финансовой деятельности в целом.

В экономической литературе исследование данного круга вопросов чаще всего также производится не в комплексе, а по отдельным этапам или сферам деятельности: рыночные исследования, определение спроса, ценообразование, конкурентоспособность продукции, оптимизации объемов выпуска. Зарубежными, а также отечественными учеными проведены серьезные научные исследования с применением сложного экономико — математического аппарата, используемого на различных этапах формирования товарно — ассортиментной номенклатуры и исследования рынка.

Однако, с нашей точки зрения, обилие разнообразных методов и моделей, применяемых на различных этапах формирования товарного ассортимента в зарубежной практике, невозможно использовать в специфических условиях российского рынка без соответствующей адаптации. Наименее разработанными, по нашему мнению, остались вопросы, связанные с формированием механизма принятия управленческих решений от этапа комплексного исследования требований рынка до этапа оптимизации товарного ассортимента с учетом ресурсных возможностей предприятия.

Все вышесказанное и определило цели и задач диссертационного исследования.

Целью диссертационной работы является исследование методологических и методических вопросов формирования товарно — ассортиментной номенклатуры предприятия в современных условиях развития рыночных отношений и разработка механизма принятия управленческих решений, ориентированного на достижение целей предприятия, с использованием комплексного системного подхода.

Достижение поставленной цели осуществлялось через решение ряда взаимосвязанных задач:

• проведение анализа положений формирования товарно — ассортиментной номенклатуры предприятия с учетом специфики развития рыночных отношений России,.

• систематизация факторов, оказывающих влияние на принятие управленческих решений по этапам формирования товарноассортиментной номенклатуры,.

• разработка методических подходов к формированию механизма принятия управленческих решений по вопросам оптимизации товарного ассортимента с учетом необходимости удовлетворения требований рынка и эффективного использования ресурсного потенциала предприятия,.

• разработка обеспечивающих подсистем механизма принятия управленческих решений.

Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты формирования механизма принятия управленческих решений по разработке товарно — ассортиментной политики предприятия. Объектом исследования — промышленные предприятия, ориентированные на выпуск товаров массового спроса.

Методы исследования. Теоретической и методической базой диссертационной работы послужили фундаментальные и прикладные исследования в области комплексного исследования рынка, формирования и стимулирования спроса, оптимизации товарного ассортимента, выполненные отечественными и зарубежными учеными. Для решения поставленных задач использованы статистические материалы регионального уровня по производству, ввозу и вывозу продукции на территорию Красноярского края, отчетная документация производственного объединения химкомбината «Енисей» г. Красноярска, данные анкетных опросов покупателей и нормативно — методические документы.

В ходе исследования применялись следующие методы: системного анализа, математической статистики, ФСА, многофакторного регрессионного анализа, экономико — математического моделирования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• обобщены и систематизированы теоретические и методические подходы отечественных и зарубежных ученых по этапам формирования товарноассортиментной номенклатуры предприятия, уточнены особенности формирования товарно — ассортиментной номенклатуры в специфических условиях российского рынка,.

• разработаны методические подходы к формированию товарной политики и методика оптимизации товарного ассортимента с учетом требований рынка и ресурсного потенциала предприятия;

• предложен механизм принятия управленческих решений по этапам формирования товарно — ассортиментной политики;

• сформированы обеспечивающие подсистемы для механизма принятия управленческих решений.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования методики и информационной базы для разработки:

• товарных и финансовых стратегий,.

• стратегий поведения предприятия на рынке,.

• структурной перестройки предприятия.

Методические материалы, теоретические выводы и практические предложения диссертации могут быть использованы различными службами промышленных предприятий, организационными структурами различных правовых форм, осуществляющих деятельность по исследованию рынка товаров, диагностики потенциальных возможностей предприятия и разработке программ стратегического развития, а также в процессе преподавания учебных дисциплин «Маркетинг», «Организация предпринимательской деятельности», «Стратегическое планирование» в учебных заведениях различных уровней.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на научно — методических семинарах в Красноярском государственном техническом университете и Сибирской аэрокосмической академии, а также на научно — практических конференциях: «Молодежь и наука — третье тысячелетие», КГТУ, февраль 1996 г.- «Проблемы информатизации региона», Красноярск, сентябрь 1996 г.- «Расчет и конструирование сооружений, автомобильных дорог, технологии и материалы, экологические проблемы региона», Красноярск, апрель 1997 г.

Проведенное исследование проблемы связано с выполнением госбюджетной тематики «Внутрифирменное управление в условиях кризиса» на базе Красноярского государственного технического университета.

По материалам исследований опубликовано 6 работ, общим объемом 6 печатных листов, из них 3 работы в соавторстве.

Достигнутые результаты диссертационного исследования были апробированы при формировании товарного ассортимента, разработке ценовой политики и стратегии поведения на рынке производственного объединения химкомбинат «Енисей» г. Красноярска, а также приняты для использования Краевым фондом «Конверсионный технопарк».

Результаты исследования внедрены в учебный процесс в КГТУ.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, пяти приложений и списка использованной литературы, объемом 90 наименований.

Выводы по результатам применения анализа реализации для товарных групп:

1. Около 70% всего объема реализации приходится на товарные группы: Лакокрасочные изделия и Отделочные материалы, которые могут быть рассмотрены как наиболее эффективные, с точки зрения показателя реализации.

2. Следующие три товарные группы: Пластик, Мебель, Взрывчатые вещества поделили между собой «?20% в общем объеме реализации на протяжении первых трех кварталов 1996 г., что дает основание говорить о стабильном среднем вкладе этих товарных групп в общий сбыт.

3. Вклад остальных семи товарных групп не превышает 7%, что дает основание для последующего рассмотрения некоторых товаров из 6-ой-12-ой групп в качестве возможных кандидатов на исключение из производственной программы. Средства, затрачиваемые на выпуск этих товаров можно будет направить на наращивание объемов выпуска товаров из 1−2 ассортиментных групп.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M., Зусева А. А. и др. Федеральная программа .модернизации и развития завода.//Аудит и финансовый анализ, 1996, № 3, с. 180−189.
  2. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика/ М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  3. И. Стратегическое управление. Пер. С англ./ М.: Экономика, 1989.
  4. Ю.Е., Данильченко И. А. и др. Основы автоматизированных систем управления промышленным предприятием/М.: Наука, 1977.
  5. Багатурова О. С, Мамиконов А. Г. Математические модели маркетинга. Аналитический обзор.//Автоматика и телемеханика, 1991, № 8,с.3−35.
  6. Р.Д. и др. Информация и риск в маркетинге/М.: Финансы и статистика, 1993.
  7. М., Ващекин Н. Информационное обеспечение коммерческой деятельности// Маркетинг, 1996, № 3, с. 40 — 49.
  8. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа/ М.: Фин. и стат., 1994.
  9. И.Т. Основы финансового менеджмента (как управлять капиталом?)/ М.: Фин. и стат., 1997.
  10. Д.И., Ходяченко В. Б. Практический маркетинг: Как сегментировать рынок и изучить потребителя, вып.2, -П., 1991.
  11. Г. П., Сарычев В. А. и др. Основы системотехники/ Под ред. Чернышева В. О. Томск: МГП «Раско», 1992.
  12. Л.С. Экономика, организация управления и планирование научно — технического прогресса/ М.: Высш.шк., 1991.
  13. Брыскин В, В. Математические модели маркетинга. — Новосибирск: АО «Наука», 1992.
  14. З.А. Использование метода планирования в управлении.// Современные методы управления предприятием, Красноярск: КГТУ, 1994, 8п.л.
  15. З.А. Внутрифирменное управление в условиях кризиса.// Вестник КГТУ, Красноярск: КГТУ, 1996, № 2.
  16. З.А. Разработка стратегии развития предприятия.// Основные направления и методы совершенствования систем управления на промышленном предприятии, Красноярск, 1997, 8п.л.
  17. З.А. Основные принципы формирования планов предприятий в новых условиях хозяйствования.// материалы НПК «Новые методы хозяйствования и проблемы управления», Красноярск, 1988, 0.1 п.л.
  18. З.А. Создание системы экономических условий хозяйствования как основа интенсификации производства.// материалы всесоюзной НТК «Научно -технический прогресс и интенсификация производства», Донецк, 1988, 0.1 п.л.
  19. З.А., Киселев А. А. Совершенствование системы поставок продукции на предприятиях.// материалы НТК «Студент и научно — технический прогресс», Красноярск, 1986, 0.1 п.л.
  20. З.А. Организационные структуры управления фирмой и организация службы маркетинга: учеб. пособие/ Красноярск: КГТУ, 1996.
  21. З.А. Сегментация рынка- учеб. пособие/ Красноярск: КГТУ, 1996.
  22. З.А. Формирование товарно — ассортиментной политики предприятия: учеб. пособие/Красноярск: КГТУ, 1996.
  23. Т.В. Математика финансового менеджмента/ М.: Перспектива, 1996.
  24. Й., Ревентлоу Дж. Экономика фирмы: Пер. с датск. / М.: Высш.шк., 1994.
  25. В.А. Возможные направления развития социальных экономических систем.- в книге Трудовые ресурсы и рынок труда/ Кемерово.: КГУ, 1992, 0.25П.Л.
  26. В.А. Оргсистемы дальней мотивации.// Экономические и социологические исследования, СЭО АН СССР, 1990, № 4, 1 п.л.
  27. В.А. Планирование делового роста/ М., 1990, 10 п.л.
  28. В. Ценовая политика фирмы.// Маркетинг, 1995,№ 1, с.48−63.
  29. .А., Люханов В. М. и др. Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных автоматизированных систем управления/ Томск: ТГУ, 1976. ЗО. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика/ М.:Высш.шк., 1977.
  30. Е.П. Использование системного анализа в принятии плановых решений/М.: Экономика, 1982.
  31. Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. — М., 1993. ЗЗ. Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. -М.:Дело, 1995.
  32. Н.М., Добронравов А. С., Дорохов Б. С. Экономикс — математические методы и модели в планировании и управлении в отраслях связи. — М. Радио и связь, 1993.
  33. Т. Когда тракторам нужен рынок.// Эксперт, 1995, № 0/11, с. 48 — 51. ЗЭ. Давыдова Г. В. Влияние использования оборудования машиностроительных предприятий на эффективность производства/ Иркутск.: Вост. — Сиб. кн. изд -во. 1979.
  34. Е., Хёршген X. Практический маркетинг, — М.: Высш.шк., 1995. 41. Дружинин Г. В. Методы оценки и прогнозирования качества/ М.: Радио и связь, 1982.
  35. Г. В., Сергеева И. В. Качество информации/ М.: Радио и связь, 1990.
  36. Ю.Я. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности в комплексе «Предпринимательское дело» — автореф. дисс. канд. экон. наук/ ин-т, М., 1994.
  37. М.Р. Статистические методы в управлении производством/ М.- Фин. и стат., 1988.
  38. М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики/ М.: И Н Ф Р, А — М, 1997.
  39. А.Б., Картышов С В . Стратегический план маркетинга.// Аудит и финансовый анализ, 1996, № 3, с.38−63.
  40. Н.Д. Спрос: анализ и управление/ М.: Фин. и стат., 1997.
  41. Использование методов маркетинга во внутрифирменном управлении (аналитическая справка)/М, 1991.
  42. А.П., Моисеева Н. К., Сысун В. В. и др. Справочник по функционально- стоимостному анализу/ М.: Финансы и статистика, 1988.
  43. Ю.А., Дмитриев О. Н. Эффективные технологии маркетинга. — М.:Машиностроение, 1994.
  44. И.И. Маркетинг на предприятии. — М.:АО"Финстатинформ", 1994.
  45. В.Ф., Лагоша Б. А. и др. Основы теории оптимального управления/ М.:Высш.шк., 1990.
  46. Г., О’Доннел Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций/ М.: Прогресс, 1991.
  47. КХОЛ Й. Эффективность управленческих решений. Пер. с чеш./ М.- Прогресс, 1975.
  48. Н., Злобин СЮ. Основы маркетинга промышленных объектов/ М.: Внешторгиздат, 1989.
  49. .Ж. Стратегический маркетинг. — -П.:Наука, 1996. бЭ. Левшин Ф. М. Внешнеторговые цены. — М.: Внешторгиздат, 1990. бО. Леман Р. Диверсификация на базе профиля фирмы.// Проблемы теории и практики управления, 1994, № 1, с. 89 — 95.
  50. И. Показатели ассортимента товаров как характеристики сбалансированности спроса и предложения// Маркетинг, 1996, № 4, с. 52 — 62.
  51. Э. Контроллинг как система мышления и управления/ М.: Фин. и стат., 1993. бЗ. Майоров С И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг/ М.: Фин. и стат., 1993.
  52. ЯМ. Ценные бумаги и фондовый рынок/ М.: Перспектива, 1995.
  53. Г. С., Ярулина КГ. Экономика предприятий- учеб. пособие/ САА.- Красноярск, 1995.
  54. Михалев Г С, Бойко А. А. Управление основными фондами предприятия.// в сб. Современные методы управления предприятием, Красноярск, 1994.
  55. О. Моделирование потребительского поведения.// Маркетинг, 1995, № 3,0.66−71.
  56. Н., Забелин П. Синтез маркетинговых моделей для управления продвижением и сбытом продукции на основе метаболистического подхода// Маркетинг, 1996, № 3, с. 5 4 — 7 1 .
  57. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление.-В т .т .1, 2-М.: Внешторгиздат, 1993.
  58. В.М., Беляева Э.С, Краснер Н. Я. Методы оптимизации (применение математических методов в экономике)/ М.: Просвещение, 1978.
  59. СА. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ — костинг». — М.: Финансы и статистика, 1993. 78.0СНОВЫ управления / Под ред. В. П. Радукина. Москва: Высш.шк., 1986.
  60. В. Информационная модель для системного управления предприятием.// Проблемы теории и практики управления, 1994, № 1, с. 67 — 72.
  61. Л.М. Товарная политика предприятия в условиях экономических реформ. — автореф. дисс. канд. экон. наук, ГАУ, М., 1994.
  62. М. Кунц Стратегия диверсификации и успех предприятия.// Проблемы теории и практики управления, 1994, № 1,с.96 — 100.
  63. З.П., Саломатин Н. А. Менеджмент организации/ М.: Инфра-М, 1995. ЗЗ. Смирнов Ю. Л. Некоторые проблемы маркетинга бытовой радиоэлектронной аппаратуры.//Радиоэлектроника, 1989,№ 4, с.20−46.
  64. Статистика/ Под ред. В. Г. Ионина.Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.
  65. Статистические методы повышения качества/ Под ред. Хитоси Кумэ.М.: Фин. и стат., 1990. 8 В. Статистическое моделирование и прогнозирование / Под ред. Гранберга А. Г. М.: Фин. и стат., 1990.
  66. О.А. Маркетинг: взаимосвязи производства, торговли и потребления. — -П., 1992.
  67. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ/ М: Фин. и стат., 1989. •
  68. Финансовый анализ деятельности фирмы. — М.:Ист-сервис, 1994.
  69. Финансы/ Под ред. А. М. Ковалевой. М.:Фин. и стат., 1997.
  70. ФИ0НИН В., Терешин А. Показатели эффективности управления.// Российский экономический журнал, 1994, № 8, с. 60.
  71. Дж. Основы кибернетики предприятия: Индустриальная динамика/ М.: Прогресс, 1971. ЭЗ. Хруцкий Е. А., Хазанович Э. С., Семенов А. И. Прблемы эффективности принятия решений/М.: Наука, 1983.
  72. Цены и экономика капитализма/ Под ред. Е. И. Пунина, Б. Рычкова — М.: Прогресс, 1989.
  73. Е. Методы финансовых и коммерческих расчетов/ М.: Business Речь, Дело, 1992. Эб. Четыркин Е. М. Статистические методы прогнозирования/М.: Статистика, 1993. ЭТ. Четыркин Е. М., Калихман И. Л. Вероятность и статистика/ М.: Фин. и стат., 1982.
  74. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа/ М.: Инфра — М, 1996.
  75. Экономика предприятия/ Под ред. В. М. Семенова. Москва: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  76. Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры/ М.: Фин. и стат., 1993. /S3
Заполнить форму текущей работой