Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Идеи и образы итальянского Возрождения в русском Серебряном веке (А. Блок и Вяч. 
Иванов)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интересны в этом плане и работы Л. М. Баткина. Нам они представляются изначально диалогичными (в бахтинском понимании этого слова), так как они суть непрерывный диалог автора, человека XX века, воспитанного на культуре всего Нового времени, с эпохой Возрождения. Основной пафос работ Л. М. Баткина в этой области — пафос «личного самосознания» и самопознания. Причем, размышления автора над этой… Читать ещё >

Содержание

  • I. Введение стр
  • II Глава. I
  • Культура Ренессанса и культура Серебряного века: сравнительная характеристика. СТр j
  • III Глава. II
  • Ренессансное понятие Индивида и проблема Гуманизма в критике А. Блока и Вяч. Иванова. Раздел
  • Понятие Индивида и проблема Гуманизма в эпоху Возрождения СТР- 47−52 Раздел
  • Проблема Гуманизма и Нового человека в критике А. Блока СТр
  • Раздел
  • Проблема Гуманизма и Нового человека в критике Вяч. Иванова г'
  • IV Глава. III
  • Художник в эпоху Ренессанса и его роль в творчестве А. Блока и Вяч. Иванова
  • Раздел
  • Понятие Художника в эпоху Ренессанса СТР
  • Раздел
  • А.Блок о художниках слова: Данте и Петрарка СТр j дд
  • Раздел стг)
  • Вяч. Иванов о художниках слова: Данте и Петрарка Раздел
  • А.Блок о художниках-живописцах итальянского Ренессанса стр
  • Раздел
  • ПИ D стр
  • Вяч. Иванов о художниках-живописцах итальянского Ренессанса

Идеи и образы итальянского Возрождения в русском Серебряном веке (А. Блок и Вяч. Иванов) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Раскрытие заявленной темы нашей работы предполагает прежде всего глубокое понимание сущности взаимодействия эпох и их культур, отход от понимания развития истории по линейной шкале и сосредоточивание внимания на отдельных ее точках. Образно такой подход можно сравнить с эпизодом из булгаковского романа «Мастер и Маргарита», когда Маргарита вместе со свитой Воланда забавляется с волшебным глобусом: достаточно приблизить глаз к определенной точке земного шара, как все события, все перипетии, весь колорит этого кусочка Земли предстает, как на ладони. Мы также будем вглядываться в определенную точку на временной шкале истории культуры — в русский Серебряный век, постоянно перемещая свой взор на эпоху Возрождения с целью обнаружить то общее, что связывает обе эпохи той невидимой нитью, которую подсознательно ощущали люди Серебряного века. В отличие от Маргариты, рассматривавшей глобус в его, так сказать, синхроническом срезе, мы будем стараться прослеживать «диахронический диалог"1 двух разных географических и культурных пространств.

Приблизив глаз к эпохе, важно ее прочувствовать, а для этого необходимо решиться пережить ее как свою современность. А всякая современность суть встреча времен, «настоящее так важно только потому, что через него таинственная глубина прошлого и таинственная широта будущего раскрываются навстречу друг л другу». Возьмем на себя смелость заявить, что «широта будущего».

1 Понятие «диахронического диалога» было употреблено Л. М. Баткиным по отношению к эпохе Возрождения, диалог которой он определял как «смену времен, взятую синхронически, истолкованную пространственно, как спор точек зрения, восходящих к разным векам». (Баткин Л. М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995. С.204).

2 Бибихин В. В. Новый Ренессанс. М., 1998, С. 18. по отношению к эпохе Серебряного века, переживаемой как современность, теряет свою таинственность по причине того, что сами мы на правах потомков уже имеем представление об отрезке длинною в столетие, разделяющем Серебряный век и наше время. А вот «таинственная глубина прошлого» становится тем загадочнее, чем более она раскрывается навстречу последующей эпохе. Этот постоянный диалог двух прошедших времен можно сравнить с грамматическими временами индоевропейских языков перфектом и плюсквамперфектом, постоянное согласование которых и образует стройный рассказ о прошлом с оглядкой на настоящее.

В широком понимании «Возрождение не прошлый период нашей истории, а ее суть. Всякое открытие смысла — это шаг к Ренессансу, который по своей задаче один теперь и в прошлые века."3 Ничуть не оспаривая подобное утверждение, мы все же будем различать Возрождение как принцип движения истории, задающий ритмический тон ее развитию, и Возрождение как определенную историческую эпоху, ограниченную в нашей работе географически: говоря об эпохе Ренессанса, мы будем подразумевать прежде всего итальянский (он же классический) Ренессанс. Рассматривая эпоху Возрождения, очень сложно сохранять объективность и беспристрастность в силу того, что само Возрождение постоянно пульсирует в любой исторической эпохе Нового времени, и в нашей в том числе. Идею исследования «присутствия» Возрождения в различных эпохах первым, пожалуй, выдвинул видный историк культуры начала XX века Павел Бицилли. В своей работе «Место Ренессанса в истории культуры» он замечает, что вот уже «более ста лет историческая мысль бьется над задачей «Возрождения». Было бы чрезвычайно интересно написать полную историю этой умственной работы (Гете и Мишле, Буркхардта и Ницше и т. д.). Это<. .>была бы самая удобная форма синтеза нашей современной культуры в ее органическом развитии».4.

Действительно, эпоха Возрождения стала своеобразным магнитом для последующих эпох. Возможно потому, что впервые в истории культуры появилась светская культура, в современном смысле этого слова, приглашающая человека не на театральные действа, не на гладиаторские бои, не в кельи, а на светскую беседу где-нибудь на вилле, откуда открывается прекрасный вид на обновленный город. Человек Нового времени, оказавшись, например, на улицах Флоренции, среди дворцов, статуй и картин, чувствует себя вовлеченным в доверительный, спокойный разговор. Он, взрослый, словно бы входит в свою детскую комнату, в которой давно не бывал, но в которой, кажется, может ориентироваться с закрытыми глазами, может назвать все предметы, и знает, где и как они должны лежать.

Первое чувство, охватывающее европейца в его «детской» -радость узнаванияеще не узнавания себя в окружающих предметах, а просто мысль «Я это когда-то видел». Затем следует неподдельный восторг, восхищение, благоговение перед каждой трещинкой на расписанной фресками стене. Немного пообвыкнув, современный европеец начинает вдруг вспоминать, что с какими-то вещами у него связаны неприятные воспоминания: здесь его оскорбили, там ударили, в этом углу он долго плакал из-за предательства близкого человека, а вот там подрался с друзьями. И вот он уже почти ненавидит свою «детскую», винит ее во всех перенесенных страданиях, в зачатках тех недостатков и комплексов, которыми.

3 Бибихин В. В. Новый Ренессанс. М., 1998, С. 23. мучается до сих пор, будучи уже взрослым. Срединного чувства (между благоговением и обличением) при виде своей комнаты у него нет, и быть не может. Поскольку срединные чувства всегда «средни» и по-взрослому «умеренны и аккуратны».

Оттого рассуждения зрелого (зрелого — в хронологическом, а не в умственно-этическом смысле) европейца о природе Ренессанса по-детски максималистичны: либо панегирики, либо филиппики. И до сих пор ораторы обоих жанров, перебивая друг друга, спорят о том, какова была эпоха Возрождения и что она дала потомкам. Однако оба лагеря (кто с гордо поднятой, кто с горько опущенной головой) признают: «Мы такие, потому что воспитывались в одной детской».

И эти потомки, ставшие учеными, писателями, исследователями эпохи Возрождения и влияния Ренессанса на последующие эпохи, с глубоким чувством собственной причастности писали о Возрождении. В свете всего вышесказанного мы хотим дать краткий обзор исследовательской литературы, посвященной конкретно нашей теме. Мы ограничимся лишь той критической литературой, которая касается непосредственно темы присутствия Возрождения в культуре Серебряного века, исключив многочисленнейшие работы по культуре Возрождения вообще или Серебряного века вообще.

Начнем с работ, которые лишь опосредованно касаются нашей темы, но играют очень важную роль с точки зрения подхода к исследованию данной проблемы.

Любое исследование межкультурных связей предполагает поиск логический параллелей двух сравниваемых культур. На наш взгляд, наиболее убедительным и очевидным критерием для такого сопоставления является тот факт, что обе культуры (Возрождения и.

4 БициллиП.П. Место Ренессанса в истории культуры. М., 1996, С. 181.

Серебряного века) входят составными частями в более развернутую парадигму так называемых «переходных эпох». Основные признаки и механизмы функционирования подобного рода эпох исследуются в недавно вышедшем сборнике «Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах». [М., Наука, 2002.]. В этом сборнике особенно хотелось бы выделить работу Н. А. Хренова «Опыт культорологической интерпретации переходных процессов», в которой определение понятия «переход» в культуре, а также освещаются наиболее «универсальные черты исторической переходности», которыми, по мнению автора, являются: «отношение человека к пространству и времениактивизация мифа и архетипакульт творчества, открытие логики „вечного возвращения“, эсхатологическое переживание историиактивизация личности маргинального типакризис коллективной идентичностиавтономизация видов искусства и „ренессанс“ эстетических теорий синтеза».5 Для иллюстрации этих «блоков» автор очень часто обращается именно к эпохам Возрождения и Серебряного века, хотя, безусловно, не ставит своей задачей исследовать взаимодействие именно этих двух эпох. Для нас оказывается важным то, что для Н. А. Хренова обе эти эпохи схожи не только по причине их переходности, но и по причине сходства их «универсальных черт». На наш взгляд, перечисленные Н. А. Хреновым 8 «блоков» исторической переходности с одинаковой степенью очевидности проявляются как в эпохе Возрождения, так и в Серебряном веке. Это лишний раз подчеркивает схожесть эпох и призывает исследователя к более детальному анализу взаимодействия этих двух культур на s Хренов Н. А. Опыт культорологической интерпретации переходных процессов.// Искусство в ситуации смены циклов. М., 2002, С. 25. фоне переходных культур вообще. В пользу схожести двух культур говорит также тот факт, что большое количество статей этого сборника так или иначе посвящены Ренессансу или рубежу XIX—XX вв.еков.6.

К проблеме, поставленной в нашей работе, можно подойти и с другой стороны. Идея вечного возвращения, возрождения, «ренессанса» появилась, конечно, не сейчас, но стала очень популярна именно в наше время. При этом мы опять упираемся в проблему дефиниции, что конкретно понимать под понятием Возрождения": конкретную историческую эпоху или же механизм функционирования исторического развития.

В работах русских исследователей этой проблемы В. В. Бибихина и М. Н. Соколова эта двойственность, на наш взгляд, снимается.

В книге В. В. Бибихина «Новый Ренессанс». [М., 1998] настойчиво проводится мысль о том, что настроение ренессансного человека стало со временем своего рода камертоном мировоззрения любого потомка-европейца. Автор активно защищает эпоху Ренессанса от нападок со стороны ученых, считающих, что Возрождения, по сути, и не было. «Ренессанс не концепция, а событие"7, — заявляет В. В. Бибихин, и задача Ренессанса как события, его историческая роль- «не в склеивании прошлого из остатков, а искание настоящего"8. То есть Ренессанс предстает одновременно и Дионисом, вечно возрождающимся богом, и Янусом, пристально наблюдающим за прошлым и предугадывающим будущее.

6 См., например: А. Е. Махов. Якоб Буркхардт и современная гуманитарная мысль: изобретение нового и вечное возвращениеB.C. Турчин. Историк искусства на рубеже XIX—XX вв.ековД.Э. Харитонович. Культура на переходе от Средневековья к Новому времени: рождение искусстваТ.Н. Дубравская. Музыкальный стиль XVI века: от Средневековья к Новому времени и др.

7 Бибихинн В. В. Новый Ренессанс. М., 1998, С. 39.

8 Бибихин В. В. Там же. С. 37.

Такое понимание вечно нового, вечно обновляющегося Ренессанса — события, претендующего на роль архетипа, может иметь своим логическим продолжением и русский Серебряный век. У самого В. В. Бибихина нет исследования «перетекания» Ренессанса из своего начального состояния в «серебревековое», поскольку это не было и целью его работы. Однако сама логика его размышлений косвенно указывает на возможность исследования присутствия Возрождения и в Серебряном веке, коль скоро оно — вечное состояние.

Схожий подход к пониманию Ренессанса находим и в работе М. Н. Соколова, название которой говорит само за себя: «Вечный Ренессанс». [М., 1999]. Автор следует в своей работе метаморфологическому методу М. М. Бахтина, заявлявшего: «Нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения"9 и исследует эпоху Возрождения как своего рода вечного собеседника с последующими эпохами в рамках большого пространства Мирового времени. Опять же оговоримся, что М. Н. Соколов не исследует в своей работе диалог конкретно двух культур: Ренессанса и Серебряного века. Однако возможность такого «диалога» подсказывается самими основными идеями работы. Автор книги убежден, что «нет и не может быть ни «нового средневековья», ни «нового варварства», все по большому счету, старое, прежнее, привычное, но вошедшее в новые метаморфические композиции"10, а посему, логично было бы продолжить, и Серебряный век не является по сути «новым Ренессансом». Однако Серебряный век, будучи очень тонкой и отзывчивой эпохой, может оказаться внимательным, с полуслова понимающим собеседником с.

9 Цит. По Соколов М. Н. Вечный Ренессанс. Лекции о морфологии культуры Возрождения. С. 15.

10 Соколов M.H. Там же. С. 21. иной культурой, с эпохой Ренессанса. Опираясь на теории М. М. Бахтина, М. Н. Соколов так характеризует диалогическую взаимопритягательность двух разных эпох: «Диалогическая чувственность культур живет не просто краткими разведконтактами с Иным<.> Метаморфические, основанные на коренной разности предстоящих друг другу форм, встречи творят стойкий взаимочувствительный слой, внутри которого старые форм никак не могут быть «сброшены», когда уже отвечают новому содержанию."11.

Итак, идеи «Вечного Ренессанса», «Нового Ренессанса» могут послужить своеобразной матрицей, общей схемой ритмического по своей сути развития истории, в которую гармонично вписывается в качестве составляющего элемента анализ межкультурных связей Ренессанса и Серебряного века.

В упомянутых нами работах понятие Возрождения, Ренессанса подразумевает прежде всего ссылку на конкретную историческую эпоху — Европу, и Италию особенно, XIV—XVI вв.еков. Иное понимание этого термина этого термина дает нам и иной критерий для сравнения Серебряного века и Возрождения. Восприятие Ренессанса как некоей высшей точки человеческого творчества, расцвета творческой активности, «акме» позволило Н. А. Бердяеву уже прямо назвать русский Серебряный век «Новым Ренессансом». Обе эпохи философ сравнивал именно по силе и мощи проявления их творческого гения, разнообразию творческих идей, гениальности их творцов. Такое, «бердяевское» понимание Ренессанса оказалось очень плодотворным, и сейчас слово «Ренессанс» стало синонимом любого творческого возрождения, взлета вообще. Для нас оказывается важным то, что Бердяев этим своим сравнением задал.

11 Соколов М. Н. Вечный Ренессанс. С. 16. один из главнейших критериев схожести двух эпох — взлет в сфере творчества и — шире — «эстетичность» мышления обоих «ренессансов».

К этой же идее эстетичности как основе ренессансного мироощущения подталкивают нас и размышления В. Дильтея о сущности эпохи Возрождения в его книге «Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации» [Москва-Иерусалим: Университетская книга. Gesharim, 2000].

Наиболее подробным, логичным и разносторонним образом эта идея возрожденческого мироощущения исследуется в авторитетной работе А. Ф. Лосева «Эстетика Возрождения». Безусловно, эта работа посвящена исследованию сугубо эпохи Ренессанса, однако если ее прочесть, руководствуясь намерением выделить общие черты в мировосприятии двух исследуемых нами эпох, то обнаружится немало интересных соответствий: от радостного чувства приближения какой-то Новой эпохи и ощущения себя ее творцами до «оборотной стороны» этого «титанизма» — жестокости, трагичности и демоничности обеих эпох.

При характеристике эпохи Возрождения мы в своей работе будем главным образом отталкиваться именно от лосевских определений таких понятий, как «Возрождение», «Художник», «Гуманизм» и др., находя их наиболее четкими, определенными и подходящими для раскрытия нашей темы.

Интересны в этом плане и работы Л. М. Баткина. Нам они представляются изначально диалогичными (в бахтинском понимании этого слова), так как они суть непрерывный диалог автора, человека XX века, воспитанного на культуре всего Нового времени, с эпохой Возрождения. Основной пафос работ Л. М. Баткина в этой области — пафос «личного самосознания» и самопознания. Причем, размышления автора над этой проблемой выходят за рамки сугубо Ренессанса и затрагивают особенности самосознания европейского человека вообще.(Одна из его работ так и называется: «Европейский человек наедине с самим собой»). Ренессанс в данном случае представляет собой отправную точку в лабиринте осознания европейским человеком самого себя на долгом пути «к рождению индивидуальной личности».12 Однако этот путь не заканчивается с закатом эпохи Ренессанса, он продолжается и до сего дня, и важной вехой на этом пути стал Серебряный век с его мучительными размышлениями о пользе-зле индивидуализма, о кризисе этого самого, ренессансного по сути европейского индивидуализма, повлекшего за собой кризис Гуманизма и его ценностей.

Существуют исследовательские работы, непосредственным образом связанные с нашей темой. Здесь нужно прежде всего упомянуть работу Н. П. Комоловой «Духовные связи России и.

Италии в начале XX века", в которой дана как общая характеристика культуры двух стран начала века, так и более детальный анализ произведений некоторых русских поэтов и художников того времени, побывавших в Италии. Об итальянских мотивах в творчестве А. Ахматовой и Н. Гумилева (в сопоставлении с А. Б л оком) рассказывается в статье того же автора ««Италия» Ахматовой и Гумилева""14. О влияниях ренессансных традиций на русскую живопись рубежа XIX—XX вв.еков можно узнать из работы М. Г. Нехлюдовой «Традиции и новаторство в русском искусстве KOH.XIXнач.ХХ веков». В этой работе автор не просто указывает на.

12 Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М., 2000, С. 7.

13 Комолова Н. П. Духовные связи России и Италии в началеХХ века.// Италия и Европа. Сб. статей РАН СССР., М., 1990.

14 В кн.: Россия и Италия: Книга-исследование. Ин-т всеобщей истории РАН. М., 1993. параллели, переклички образов и приемов, но и старается проследить общность причин, обусловивших настроение эпох, давших миру Микеланджело и Врубеля. О связях русского и итальянского театра можно прочесть в книге С. Бушуевой «Полвека итальянского театра"15. Изданиям итальянской книги в России начала века посвящена работа Л.М.Коваль16. В серии «Дантовские чтения» представлены попытки сопоставительного анализа.

1 7 творчества Данте и некоторых поэтов Серебряного века.

Из специальных работ, посвященных анализу возрожденческого слоя в творчестве А. Блока, назовем прежде всего обстоятельную работу Р. И. Хлодовского «Блок и Данте. К проблеме литературных связей"18, в которой автор прослеживает влияние Данте на творчество Блока, указывая при этом не только на реминисценции и переклички образов, но и находя более глубинные связи в мировоззрении и в самом характере двух поэтов. В работе А. Альфонсова «Блок и искусство Возрождения» с искусствоведческих позиций решается проблема влияния итальянской живописи эпохи Возрождения на творчество А.Блока.19.

ЛА.

В статье Д. Н. Голубкова «Итальянская тема в творчестве Блока» называются основные произведения поэта, в которых в той или иной степени присутствуют итальянские мотивы.

В Италии общее исследование русско-итальянских культурных связей осуществил Этторе Ло Гатто в рамках более широкого 1 исследования «Русские в Италии» .Однако автор не прослеживает взаимодействие двух культур и влияние итальянской культуры на.

15 Бушуева С. Полвека итальянского театра. Л., 1978.

16 Коваль Л. М. Русско-итальянские связи. М., 1981.

17 Бэлза С. И. Образ Данте у русских поэтов.// Дантовские чтения М., 1968.

18 В сб.: Данте и всемирная литература. М., 1967.

19 В кн.:Альфонсов А. Слова и краски. М.-Л., 1966.

20 В кн.: Проблемы итальянской истории. М., 1972.

21 Lo Gatto Е. 1 Russi in Italia. Roma, 1971. творчество русских мыслителей, ограничиваясь скорее фактическим, обзорным материалом. Среди работ того же автора можно встретить обзорную работу, посвященную русской поэзии революционных.

22 лет. Энциклопедические сведения о реминисценциях произведений Данте в творчестве русских поэтов можно почерпнуть в многотомном труде «Enciclopedia Dantesca». Пребыванию Блока во Флоренции и стихотворному циклу, связанному с этим городом, посвящена одна из глав в книге Ренато Ризалити «Русские во Флоренции и Тоскане"23. Исследованию творчества Вяч. Иванова посвящены многочисленные статьи-выступления западных славистов на международных конгрессах и симпозиумах в Италии24. Но, в принципе, работы итальянских исследователей русского Серебряного века и творчества отдельных авторов сводятся в основном к обзорному представлению творчества мыслителей Серебряного века, без анализа их связей с культурой Ренессанса.

Таким образом, непосредственно нашей теме посвящено сравнительно мало монографических работ, однако интуитивное чувство схожести двух эпох подталкивало многих исследователей как Ренессанса, так и Серебряного века находить переклички между двумя эпохами, и порою они отчетливо читаются межу строк. Отдельные же, беглые замечания относительно этой схожести можно встретить в различных цитатах этих исследователей, Использованных в нашей работе.

Структура нашей работы тесным образом связана с основополагающими понятиями европейской культуры, которые обязаны своим появлением эпохе Возрождения.

22 Lo Gatto Е. Poesia russa della rivoluzione. Roma, A. Stock.1923.

23 Risaliti R. Russi a Firenze e Toscana. Vol.1. Firenze, 1992.

В разговорах об эпохе Возрождения стало уже общим местом говорить о появлении некоего Нового человека, первого жителя Новой Европы и — шире — Нового Времени. В чем же основная особенность Новоевропейского человека? Даже в нашем, современном лексиконе мы разделяем понятия «личности» и «творческой личности». Говоря о человеке: «Это личность!», мы выделяем прежде всего его морально-волевые качестваназвав же человека «творческой личностью» мы выделяем в нем его творческие способности. Таким образом, мы оцениваем человека по разным параметрам. Эти параметры, сама того не подозревая, задала нам эпоха Возрождения, которая, разделив этику и эстетику, вывела на историческую сцену два типа человеческой натуры — Художника и Индивида. Это два «новых слова», сказанных Ренессансом потомкам, это две главные заслуги Возрождения перед всей последующей историей. Но, безусловно, нельзя разводить, а тем более противопоставлять Художника и Индивида. Это две стороны одной медали: они нераздельны и неслиянны одновременно.

Эти два параметра и станут своеобразной осью координат в нашей работе при анализе «ренессансного» слоя в творчестве А. Блока и Вяч. Иванова. Этим и мотивируется разделение нашей работы на две основные главы. Глава Первая посвящена проблеме Личности и связанной с ней проблеме Гуманизма, Глава Вторая — проблеме Художника. Такое разделение отражено и в названии нашего исследования: «идеи» Нового человека и Гуманизма и «образы», воплощенные художниками итальянского Ренессанса, в контексте культуры Серебряного века. Следует подчеркнуть, что при анализе обеих проблем в творчестве двух поэтов Серебряного.

24 Имеются в виду сборники: Atti del Simposio unternazionale dedicato a Vjaceslav Ivanov. века мы будем отталкиваться именно от их изначального, то есть ренессансного понимания.

Нам остается теперь ответить на вопрос, почему для более тщательного и детального рассмотрения взаимосвязи культур

Ренессанса и Серебряного века мы выбрали творчество только двух поэтов Серебряного века, а именно — А. Блока и Вяч. Иванова.

Безусловно, это очень разные поэты и разные люди. Но в их творчестве можно найти и немало общих черт.

Личное знакомство поэтов состоялось в 1905 году, а годом раньше Вяч. Иванов сочувственно рецензировал «Стихи о.

Прекрасной Даме" на страницах «Весов», а Блок в том же году —.

Прозрачность" на страницах «Нового пути», вслед за этим он приступает к работе над литературно-критической статьей.

Творчество Вячеслава Иванова"25.

Для Блока это был очень лестный отзыв. Ведь Вяч. Иванов почитался в среде символистов как учитель, основатель и вождь русского «религиозного символизма». Вместе с Андреем Белым.

Блок и Вяч. Иванов образовали триумвират, «противополагавший свой новый «реалистический» символизм «декоративному».

26 символизму, возглавляемому Брюсовым и Бальмонтом". Почвой для такой близости было общее «воспитание» на мистических идеях Вл Соловьева:

Затем, что оба Соловьевым Таинственно мы крещеныЗатем, что обрученьем новым.

23 Впервые опубликовано в журнале «Вопросы жизни», 1905, № 4/5- позднее было опубликовано в Собрании сочинений в 12 Т. Л., 1932;1936, Т.10.

26 Иванов В. И. Собр. соч.: TT 1- 4. Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1971, T. l, C.lll. В дальнейшем в тексте сноски на это издание с указанием тома (римскими цифрами) и страниц.

С Единою обручены.

Нежная тайна" (II, 10)) «Снежная маска» привела Вяч. Иванова в восторг, в ней он уловил «истинно дионисийские и демонические, глубоко оккультные переживания» (11,731). Вопрос о «дионисийстве» Блока представляется нам далеко не однозначным. С одной стороны, неоспоримыми являются факты об увлечении, скорее об изучении Блоком дионисийского культа, столь рьяно пропагандируемого «лидером символизма». После знакомства с Вяч. Ивановым Блок конспектирует книгу Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», задумывает в 1906 году пьесу-мистерию «Дионис Гиперборейский», в Записных книжках того же года кратко отмечает: «И Александр Блок — к Дионису"27. Но с другой стороны, изучение Блоком „Диониса“ не вылилось в страстное увлечение и не оформилось в глобальную концепцию, как-то случилось у Вяч. Иванова. Блок словно бы бежал любых теоретических, научных концепций, больше доверяя своей интуиции, а не мысли. Оттого, возможно, схожие явления российской действительности поэты называли по-разному. „Стихийность“ Блока — явление, не терпящее наукообразной пыли веков ивановского „дионисийства“, она целиком построена на интуициях и предчувствиях поэта, которые он сам зачастую не мог объяснить Показательной в этом смысле становится и причина разрыва Вяч. Иванова с Блоком: прочитав „Двенадцать“, Вяч. Иванов оторопел: „В белом венчике из роз/ Впереди Иисус Христос“ — Как?! Впереди такой мерзости!» А ведь эти «двенадцать» плясали холерический танец под дудку Диониса.

27 Подробнее об этом см. Колобаева Л. А. Русский символизм. М., 2000.С.219−221.

Исследование личных и творческих взаимоотношений двух поэтов само по себе представляет большой интерес, однако в рамках нашей работы самым важным критерием, которым мы руководствовались при выборе именно этих двух поэтов в деле «дешифровки» присутствия эпохи Возрождения в русском Серебряном веке — это их отношение к Италии вообще, и к Ренессансу в частности.

Ранее мы уже отмечали, что в Италии побывали многие поэты Серебряного века. И каждый из них открывал для себя «свою» Италию. М. Волошин, словно следуя за Гете, исходил Италию времен Римской Империи, и сам Рим в первую очередь, М. Кузмин с его страстью к театру чувствовал себя как дома среди застывших масок Венеции XVIII века, а если и увлекался Возрождением, то скорее только гностическими штудиями Флорентийской Академии. Н. Гумилеву, кажется, больше всего нравилось чувствовать себя «здесь и сейчас», современником обычной, будничной итальянской жизни начала XX века. Для Анны Ахматовой Италия была страной избранных, единичных имен — Данте и Амедео Модильяни, без приверженности к какой-то одной эпохе.

Но Блок и Вяч. Иванов смогли прочувствовать, пропустить через себя и «высказать» (а иногда и «досказать») итальянский Ренессанс.

Причиной тому служит сама ренессансная обстановка России тех лет. «Россия тех лет, — отмечает французский литературовед Жорж Нива, — переживает самый европейский период за всю историю своего существования"29. Россия жадно впитывает все.

Назовем лишь некоторые работы, посвященные этой теме. Это, прежде всего, переписка Блока и Вяч. Иванова, помещенная Н. В. Котлеревым в «Известиях Академии Наук СССР. Серия Литература и язык» (Известия ОЛЯ, 1982, T.41, № 2, С. 163−177) — статьи известного блоковеда 3. Минц «А.Блок и Вяч. Иванов. Статья 1: Годы первой русской революции» и «О «Беседах с европейское, порою без разбору, захлебывается, боясь не успеть или чего-то пропустить. Эти живительные воды европейской культуры имеют одним их своих источников эпоху Возрождения. Они несут с собой в Россию помимо наносного ила и мути Нового времени, особое ренессансное настроение, которое и смогли уловить оба поэта. Они восприняли и выразили это настроение по-разному.

Блок сумел схватить самую суть возрожденческой атмосферы с ее буйными порывами, жаждой жизни и творчества. Никто, кроме него в Серебряном веке не написал строк, которые с легкостью могли бы стать манифестом итальянских возрожденцев:

О, я хочу безумно жить: Все сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить!30 Да и все, написанное Блоком об Италии, — по большей части о Возрождении, сыном которого чувствовал себя и сам поэт.

Вяч. Иванов же, в силу известной «разности» своего характера от блоковского, именно этот пафос итальянского Ренессанса уловил слабо, приписывая «стихийность» скорее воспеваемой им Античности. Однако он выразил другой тип ренессансной личности — ученого-гуманиста, филолога, человека глубоко эрудированного, стремящегося тщательным образом изучить и непременно вербально выразить, объяснить загадки прошлого, будь они даже покрыты налетом мистики. «Александризм», в котором часто обвиняли Вяч. Иванова, был в очень большой степени присущ и гуманистам поэтом В.И.Ивановым" М. С. Альтмана (Ученые записки Тартурского ун-та, 1968, вып.209.), а также глава «Блок и Иванов» в книге Ермиловой E.B. «Теория и образный мир русского символизма» [М., 1989, С.134−148 ].

29 Нива Жорж. Возвращение в Европу. М., 1999. С. 156.

30 Блок А. Собр. соч. ТТ. 1−8. М., 1960;1963. Т. В дальнейшем тексте ссылки на это издание с указанием тома (римскими цифрами) и страниц. (III, 85).

Возрождения. Именно поэтому, на наш взгляд, Жорж Нива отрекомендовал Вяч. Иванова как «поэта Возрождения, того самого, которого не было в России"31.

Итак, оба поэта — в первую очередь «русские европейцы», воспитанные в лоне той самой европейской культуры, потомками которой ощущали себя буквально все деятели Серебряного века. Но Блок и Вяч. Иванов, кто гением своей интуиции, кто — мысли, смогли пробраться к истокам этой Новоевропейской культуры — к эпохе Ренессанса и стать своеобразными глашатаями культуры Возрождения в России на рубеже столетий.

31 Нива Жорж. Возвращение в Европу. М., 1999. С. 180.

Заключение

.

Взаимопроникновение культур всегда открывает новые, дотоле не замечаемые стороны в культуре определенных эпох. Через диалог с прошлым каждая культура раскрывается по-новому, приобретает иные оттенки, начинает играть новыми красками. И проникновение Ренессанса в Серебряный век привносит новые созвучия в общую мелодию эпохи рубежа XIX—XX вв.еков.

Мы проследили влияние ренессансной традиции на творчество двух ярких личностей Серебряного века — А. Блока и Вяч. Иванова. Несмотря на то, что творчество обоих символистов очень масштабно и включает в себя ни одну эпоху из мирового культурного процесса, «ренессансный текст» их творчества, возможно, не столь очевидный, как, например, романтизм у Блока или Античность у Вяч. Иванова и еще мало изученный современными исследователями, — не стоит сбрасывать со счетов. Присутствие ренессансного «слоя» в их произведениях во многом повлияло на их творчество и мировоззрение. Более того, через отношение русских поэтов к Ренессансу, к деятелям эпохи Возрождения становится и более очевидным различия в творческом подходе и в мировосприятии обоих поэтов.

Итальянский Ренессанс подвиг обоих поэтов к глубокому осмыслению причин масштабного кризиса, о котором считал своим долгом сказать буквально каждый мыслитель рубежа XIX—XX вв.еков. Каждый по-своему, но оба видели кризис времени в кризисе Гуманизма, того самого, родиной которого был итальянский Ренессанс. И причина этого кризиса — там же, где и корни самого явления — в Возрождении. Причиной и катализатором кризиса Гуманизма стал появившийся в Возрождении и затем непомерно разросшийся индивидуализм, при котором благая идея Человека.

Личности деградировала до Человека-молекулы в броуновском движении мира, молекулы-манкурта и одиночки, деятельность которой направлена на расщепление Целого: Знания — на отдельные дисциплины, Искусства — на отдельные виды, человеческого Общества — на отдельные единицы.

Оба поэта делают неутешительный вывод: европейский Гуманизм, на котором взросла вся Европа Нового времени и воспитывались сами поэты, духовной родиной которого был итальянский Ренессанс, обречен на гибель и должен умереть. На смену ему идет другая «формация», которая привнесет в мир снова Человек (не Общество, а именно Человек в единственном числе, индивид): Человек-Артист для Блока или Человек Соборный для Вяч. Иванова.

В этой вере в будущее, вере в Человека, пусть и снабженного эпитетом «новый», проявляется Гуманизм {Homo-nismo) обоих поэтов. Отрицая старый Гуманизм, они утверждают новый, но неизменной остается главная установка — вера в Человека как в неповторимую единицу цельного Бытия. Низвергая Гуманизм, поэты, по сути, провозглашают себя гуманистами, близкими по природе первым гуманистам Возрождения, которые с неподдельной радостью встречали зарождающийся день новой культуры и ощущали себя ее провозвестниками. На рубеже XIX-XX столетий то же чувство испытывали многие. Просто подобно тому, как «змея сбрасывает кожу», как метко обозначил характер культурных изменений своего времени Вяч. Иванов211, Гуманизм тоже должен примерить на себя новые одежды.

211 Название одной из подглавок статьи Вяч. Иванова «Кручи».

Осмысление ренессансного типа Художника сыграло огромную роль в выработке мировоззренческих позиций Блока и Иванова и выявило также различия в трактовке обоими поэтами проблемы Художника и его творчества.

Так, Данте оба поэта восприняли совершенно по-разному. Для Блока Данте — а первую очередь певец Беатриче, поэт, который первым, пожалуй, с такой силой пропел «божественность» женского начала. Данте для Блока — пример для подражания в личной жизни, образец культового служения Даме, провозвестник соловьевского учения о Софии: Данте становится для Блока «Вергилием», проводником и учителем как в деле построения личных отношений с Любовью Дмитриевной, так и в продвижении по запутанным кругам «Ада» российской действительности рубежа веков. Сама идея пути как бесконечного восхождения во многом позаимствована Блоком у Данте.

Для Вяч. Иванова же Данте не пример для жизнетворчества, а опора для собственных философско-теософских размышлений, коллега в деле обоснования этих идей. Итальянский поэт для Вяч. Иванова — мистагог, тайновидец, силой своего дионисийского гения способный разразиться талантливым аполлонийским творением. Его же русский поэт называет и первым символистом — поэтом, стремящимся сквозь пелену облаков разглядеть яркие звезды, скрытые от глаза непосвященного.

Петрарка оказал меньшее влияние на обоих поэтов. Блоку он дал прежде всего образность, выработал стилистические клише и своеобразный вербальный кодекс поведения с Дамой. Однако не стоит сводить на нет влияние Петрарки на мировоззренческие позиции Блока. Во многом благодаря Петрарке Блок сумел просто разглядеть, вдохнуть и прочувствовать красоту природы, таинственную величавость окружающего мира, когда поднялся, подобно Петрарке, на Monte Luca. Ведь не случайно это восхождение Блок проделал именно в Италии и затем через несколько лет вновь вернулся к описанию этого пути. Близким к петрарковскому можно назвать и характер гуманизма Блока. Их гуманизм объединяет единый пафос гражданственности. Петрарка удостаивается лаврового венка за патриотическую поэму «Африка" — Блок поет славу русскому оружию на Куликовом поле (показательно, что этот цикл Блок пишет почти одновременно со своим путешествием в Италию 1909 года).

Для Вяч. Иванова Петрарка — более «аполлонийский», спокойный и уравновешенный по сравнению с Данте, что умаляет, по мнению русского поэта, силу творческого гения Петрарки. Но в то же время «аполлонийство» Петрарки прельщало Вяч. Иванова в его научной работе филолога. И дело не только в том, что он перевел огромное количество стихов Петрарки (у Данте он переводил лишь «Новую жизнь»), но в самом творческом подходе обоих поэтов. В Петрарке Вяч. Иванов видел образец настоящего ученого, способного, не теряя здравый смысл и способность абстрагироваться, мог на равных беседовать с прошлым, умел сам творческий процесс возводить в торжественное неторопливое действо.

Очень ярко раскрываются характерные черты мировоззрения обоих поэтов через их отношение к живописи итальянского Ренессанса.

Если Блок больше всего ценил детскую бесхитростность Раннего Возрождения, то Вяч. Иванов отдавал должное титаническому энергетизму Высокого Возрождения, близкому по своему накалу дионисийскому исступлению.

Уезжая в 1909 году в Италию, Блок знал, что «бежит», причем знал, от чего и куда бежит — от российского Ада и личных трагедий в тишь и спокойствие итальянских галерей, где можно «заткнуть уши на все русское» и погрузиться в «золотой сон» Беато, где можно почувствовать себя ребенком с незапятнанной душой, поскольку «живопись просто учит детству», где можно, наконец, излечиться от страшной взрослой болезни — иронии, не впадая при этом в скучную серьезность. Диалог Блока с ренессансной итальянской живописью — это разговор взглядов, из которого Блок понял, каким должен быть истинный художник — наблюдателем таинств, «свидетелем необходимым» страшных событий, творящихся в мире. Художник, подобно изображенным Лукой Синьорелли в Орвьетском Соборе Фра Беато и самому Синьорелли, должен обязательно присутствовать, но быть при этом отстраненным, должен уметь быть не «в», а «над», и в этом «над» — его призвание, его гражданская позиция и его крест. Это лишь идеал Художника для Блока. Сам себя он, скорее, ощущал Леонардо да Винчи, художником полутеней, полутонов, двойственности, постоянных переходов. У Леонардо Блок позаимствовал и один из основополагающих для него принципов творческого процесса — выводить светлые образы из тьмы, писать «мадонн» из хаоса, получать белый цвет из черного, поскольку преображение белого из белого доступно только Богу.

Вячеслав Иванов увидел в живописи Ренессанса непомерную мощь творчества, титанизм, близкий по энергетике к божественному творению мира из хаоса. Он восхищался ренессансному желанию сотворчества с Богом, теургическим потугам возрожденцев, жажде воплотить и вочеловечить материюобразцом подобных стремлений стал для него Микеланджело.

Характерно, что Блок словно вообще обходит стороной скульптуру, возможно потому, что не воспринимал ее основополагающий принцип создания — отсечение от материи всего лишнего и придание ей таким путем формы. Он признает скорее за живописью право называться настоящим творчеством. Живопись подобна поэзии — из ничего Художник путем прибавления и наращивания создает образ. Вяч. Иванов же ценит в Микеланджело именно силу уже в аморфной массе разглядеть образ и «освободить» его из стесняющей материи, выявить «душу живу», и в этом процессе кроется для поэта неразрешимая загадка преображения формы из хаоса. Заслуга ренессансного Художника в том, что божественный процесс преображения он сопрягает с титанической мощью, непомерной энергетикой, а также с трагизмом человеческого существования, отчего его образы становятся не спокойным и светлым преображением, а судорожным «выламыванием» из хаоса материи.

В этом различии художественных пристрастий поэтов кроются и корни их различных концепций Человека-Художника. У Блока Художник, тонким слухом улавливающий чуть заметные музыкальные колебания пространства вокруг себя, со временем преображается в «Человека-артиста», способного жить и творить в различных модусах, состояниях, по-творчески гибко реагировать на любые изменения вселенской мелодии и, в конечном счете, сам становится синтезатором этих мелодий.

Вяч. Иванов выводит из характера ренессансного художника понятие Гения. Гений как необъяснимая мощная сила, космическая энергия, тянущая Художника вверх, к звездам. Это сила одновременно и благая и пагубная поскольку способна спалить Художника, как Икара, осмелившегося взмыть к Солнцу. И чтобы этого не произошло Художник должен не забывать о ремесленнической поднаготной своего творчества и смиренно браться за заказы — согласитесь, малоприятный способ уравновесить дионисийское и аполлонийское началода и вряд ли сам Вяч. Иванов серьезно воспринимал такого рода ремесленничество и уж явно не воплощал его в своей жизни.

Если мы зададимся вопросом, где бы можно было увидеть Блока и Вяч. Иванова, окажись они в Италии эпохи Ренессанса, то в свете всего вышесказанного мы явно представляем следующие картины. Блока можно было бы застать в художнической мастерской, в одной из многочисленных флорентийских боттег молчаливо и зачарованно наблюдающего в стороне и в бездействии за работой живописцев. А Вяч. Иванова с большей вероятностью можно было бы встретить где-нибудь в садах медичейских вилл, чинно прохаживающимся с кем-нибудь из членов флорентийской Академии и беседующим об особенностях перевода античных манускриптов или о комментариях к мистическим древним книгам, или о теоретическом осмыслении синтетического искусства будущего. Это различие, как нам кажется, объясняет, почему Блок мог только «бежать» в Италию, а Вячеслав Иванов мог там подолгу жить.

Итак, мы установили, что итальянский Ренессанс сыграл немаловажную роль в творчестве и мировоззрении обоих поэтов. Однако этого не могло бы произойти, если бы «аромат» Возрождения" не чувствовался бы в самой атмосфере Серебряного века. И бегло перечисленные нами во I Главе «переклички» двух эпох — наглядное тому подтверждение.

Хотелось бы еще отметить, что наша работа — лишь малая толика в деле выявления «присутствия» Возрождения в различных исторических эпохах, как сформулировал эту задачу П. Бицилли, что это лишь один из этапов на пути «высветления» ренессансного слоя в культуре Серебряного века в частности. Путь этот длинен, загадочен и интересен и приглашает исследователя продолжить путешествие по нему, маня его еще неразгаданными тайнами когда-то записанных разговоров культур.

Важно, что этот путь «выявления» одной культуры через другую плодотворен и для понимания нашего, современного мира. Через вслушивание в этот диалог культур исследователь может приблизиться к ответам на вопросы:

— Какие слои прошлых эпох таит в себе наше время?

— Как воплощается в нем Ренессанс? Серебряный век?

Что слышим мы сейчас из разговора двух «возрождений»? И какой лентой развернутся свернутые колечки-эпохи яркого серпантина, если запустить его сегодня?

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Собрание сочинений. В 8 т. М., 1963.
  2. А.А. Полное собрание сочинений и писем. В 20 т.М., 1997, (по наст.вр.(2003г). вышло 6 тт.)
  3. А.А. Собр. соч. В 12 т., Л., 1932−1936.
  4. А.А. Записные книжки. М., 1965.
  5. Иванов Вячеслав. Собр. соч. В 4 т. — Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1971. Т. 4 1987.
  6. Иванов Вячеслав. Стихотворения и поэмы./ Вступ статья Аверинцева С. С. Л., 1976.
  7. Иванов Вячеслав. Родное и вселенское./ Сост., вступ ст. и прим. В. М. Толмачева. М., 1994.
  8. Иванов Вяч. Борозды и межи. Опыты эстетические и критические. М., 1916.
  9. Иванов Вяч. По звездам. Спб., 1909.
  10. Итальянские впечатления деятелей русской культуры рубежа XIX—XX вв.еков.
  11. Ю.Анненский И. Ф. Письма.// Встречи с прошлым. М., 1996. Вып.8.
  12. А. Мои Воспоминания (1894) М., 1990, кн.4.
  13. Н.А. Философия свободы- смысл творчества. М., Правда, 1989.
  14. Его же. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991.
  15. Его же. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Разложение человеческого образа.//Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. ТТ.1−2., М., 1994.Т.1.
  16. Его же. Чувство Италии .//Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1−2. М., 1994, т.1.
  17. В.Я. Данте путешественник по загробью.// Дантовские чтения. Л.-М.Д971.
  18. Его же. Венеция (1902).// Русский листок, 1902, № 149.
  19. В.В. Рим. Из бесед о городах Италии. // Вейдле В. Умирание искусства. М., 2001.
  20. М. Журнал путешествия или сколько стран можно увидать на полтораста рублей.// Автобиографическая проза. Дневники. М., 1991.
  21. Его же. Листки из записной книжки.// Путник по вселенным. М., 1990.
  22. Е.К. Письмо Вяч. Иванову.// Кара- Мурза А. А. Знаменитые русские о Флоренции. М., 2001. С.213−214.
  23. З.Н. Итальянский дневник.// Гиппиус З. Н. Дневники. М., 1999.
  24. И.М. Моя первая встреча с Италией.// Россия и Италия. М., 1993. Вып. 1. (Публ. В.И. Рутенбурга).
  25. Его же. Научные прогулки по историческим центрам Италии. Очерки флорентийской культуры. М., 1903.
  26. Его же. К теории и практике «экскурсий» как орудия научного изучения истории в университетах. СПб., 1910.
  27. .А. Рим. 2-е изд. М., 1916.
  28. Н.С. Радости земной любви. // Гумилев Н. С. Соч. В 3 т. М., 1991. Т.2.
  29. М.В. Воспоминания об Италии.// Добужинский М. В. Воспоминания. М.: Наука, 1987.
  30. .К. Италия. Книга очерков. М., 1923.
  31. . Л. П. Письма И.М. Гревсу. (1906−1916).// Карсавин Л. П. Из эпистолярного наследия. М., 1994.
  32. К.А. Италия.// Константин Коровин. Вспоминает. М.: Изобр. искусство, 1990.
  33. В. Письма из Италии. СПб., 1908.
  34. М.Л. Почтите высочайшего поэта. (К истории одного перевода «Божественной Комедии»).// Нева, 1968, № 5.
  35. О.Э. Разговор о Данте.// Мандельштам О. Э. Собр. Соч.: В 2 т. М., 1990, Т.2.
  36. Д.С. Данте. Наполеон. М.: Республика, 2000.
  37. П.П. Образы Италии. М.: Республика, 1994.
  38. М.В. Давние дни: Воспоминания, очерки, письма. Уфа, 1986.38.0соргин М. А. Очерки современной Италии. М., 1913.
  39. . Б.Л. Охранная грамота.// Б.Пастернак. Доктор Живаго. Автобиографическая проза. Избранные письма. М., 1999.
  40. П. Венеция. СПб., 1905.
  41. Петров-Водкин К.С. Письма- Статьи- Выступления- Документы. М., 1991.
  42. Его же. Хлыновск- Пространство Евклида- Самаркандия. Л.: Искусство, 1982.
  43. В.В. Итальянские впечатления.// Среди художников. М.: Республика, 1994.
  44. В.А. Письма.// Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Д., 1985.
  45. А.А. Моя Италия. СПб, 1908.
  46. М.М. Против течения: Воспоминания балетмейстера-
  47. Сценарии и замыслы балетов- Статьи, интервью. Д.: Искусство, 1981.1. Итальянское Возрождение.
  48. М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.
  49. М.Л. Итальянское Возрождение как зеркало русского нигилизма.//Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М.:Наука, 1997. С. 25 7−261.
  50. Арган Джулио Карло. История итальянского искусства. ТТ.1−2. М., 1990.
  51. Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М., 2000.
  52. Его же. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.
  53. Его же. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.5 5. Его же. Тип культуры как историческая целостность. Методологические заметки в связи с Итальянским Возрождением. // Вопросы философии. 1969,№ 9,С.99−108.
  54. Н.А. Джорджоне. М., 1996.
  55. . Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965.
  56. В.В. Новый Ренессанс. М., 1998.
  57. П.П. Место Ренессанса в истории культуры. М., 1996.
  58. Е. Из записных книжек.// Красная книга культуры. М., 1989.
  59. Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV вв. М., 1974.
  60. Л.М. Итальянские гуманисты. М., 1977.
  61. Буркхардт Якоб. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 2001.
  62. Дж. Жизнеописания знаменитых живописцев. Избр.главы. Спб., 1999.
  63. Весел овский А. Н. Петрарка в поэтической исповеди Canzoniere. М., 1905.
  64. .Р. Итальянский Ренессанс XIII—XVI вв.. Курс лекций. ТТ. 1−2. М., 1977.
  65. А. Леонардо да Винчи. М., 1909.
  66. Данте Алигьери. Божественная комедия- Новая жизнь- Стихотворения, написанные в изгнании- Пир. М., 1998.
  67. Э. Проблемы итальянского Возрождения. Избр. работы./ Пер. с итал., вступ. Статья и ред. Л. М. Брагиной. М., 1975.
  68. Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971.
  69. В.П. Художник раннего Возрождения в восприятии современников.// Человек в эпоху Возрождения. М.: Наука, 2001. С.123−131.
  70. М.А. Итальянское Возрождение. ТТ. 1−2., Л., 1947.
  71. В.Д. Личность художника конца Возрождения: автопортрет, автобиография, дневник.// Человек в эпоху Возрождения. М. Наука, 2001. С. 153−161.
  72. И.Е. Брунеллески и Флоренция. Творческая личность в контексте ренессансной культуры. М., 1991.
  73. М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. /Пер. и комм. И.Е. Бабанова- ред. и пред. Е. И. Роттенберга. М., 1978.
  74. Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. Саратов, 1988.
  75. Т.Н. Музыкальный стиль XVI века: от Средневековья к Новому времени.// Искусство в ситуации смены циклов. М., 2002.
  76. Зайчик Роберт. Люди и искусство итальянского Возрождения. СПб., 1906.79.3арецкий Ю. П. Ренессансная автобиография и самопознание личности: Энеа Сильвио Пикколомини (Пий II). Нижний Новгород, 2000.80.3убов В. П. Леонардо да Винчи. М., 1962
  77. О.Ф. Реставрация платонизма и апологетика христианства. Творческая биография Марсилио Фичино.// Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М.: Наука, 1997. С. 191−199.
  78. Его же. Меценатство как политика и как призвание: Козимо Медичи и флорентийская Платоновская академия.// Культура Возрождения и власть. М.: Наука, 1999. С. 37−49.
  79. .Г. От Данте к Галилею. Проблема Проторенессанса и Постренессанса как гносеологическаяпроблема.//Типология и периодизация культуры Возрождения. Под рук. В. И. Рутенберга. М., 1978.
  80. В.Н. Происхождение итальянского Ренессанса. В 2 т. М., 1956−1959.
  81. Его же. Старые итальянские мастера. М., 1972.
  82. М.Я. Художник и его взаимоотношения с городскими властями в эпоху Возрождения.// Культура Возрождения и власть. М., 1999.
  83. А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
  84. А.Е. Якоб Буркхардт и современная гуманитарная мысль: изобретение нового и вечное возвращение.// Искусство в ситуации смены циклов. М., 2002.
  85. Д.С. Воскресшие боги. Леонардо да Винчи. М., 1990.
  86. Н.Х. Свобода выбора (liberum arbitrium) в итальянском гуманизме XIV в.// Человек в культуре Возрождения. М.: Наука, 2001. С. 33−45.
  87. Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М., 1989.
  88. Петрарка Франческо. Автобиография, исповедь, сонеты. Пер. М. Гершензона и Вяч. Иванова. М.1915.
  89. Петрарка Франческо. Сама любовь. Стихотворения и проза. М., 2000.
  90. Райт Сюзанн. Ренессанс. Шедевры мирового искусства и архитектуры. М., 1997.
  91. Р.И. Италия и Европа накануне Нового времени (очерки). Л., 1974.
  92. РутенбургР.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.
  93. М.Н. Вечный Ренессанс. Лекции о морфологии культуры Возрождения. М., 1999.
  94. С.М. Размышления над «Комедией» Данте: синтез средневековой культуры?// Человек в культуре возрождения. М.: Наука, 2001. С.5−23.
  95. Его же. Место культуры Возрождения в историческом процессе секуляризации мысли и знания .//Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М: Наука, 1997, С. 76−88.
  96. Д.Э. Культура на переходе от Средневековья к Новому времени: рождение искусства.//Искусство в ситуации смены циклов. М., 2002.
  97. Хождения во Флоренцию. Флоренция и флорентийцы в русской культуре. Под ред. Е. Гениевой и П. Баренбойма. М., 2003.
  98. Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция / Сост., вступ. ст. и коммент. О. Ф. Кудрявцев. М., 1996.
  99. И.Х. Культура Возрождения и проблема гуманистической религиозности.//Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М.: Наука, 1997, С.5−14.
  100. JI.C. Антон Франческа Дони о магии чисел.// Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М.: Наука, 1997.С. 130−140.
  101. Шастель Андре. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. М.-С-Пб., 2001.
  102. Ю. Пророки Возрождения. М., 2001.
  103. Balduino A. Boccaccio. Petrarca е altri poeti del trecento. Firenze, 1984.
  104. Bonicatti M. Studi sull’Umanesimo (secoli XIV-XVI), Firenze, 1969.
  105. Bonora E. Critica e letteratura nel Cinquecento. Torino, 1964.
  106. Bonora E. Stile e tradizione. Studi sulla letteratura italiana dal Tre al Cinquecento. Milano. — Varese, 1960.
  107. Bosco U. Saggi sul Rinascimento italiano. Firenze, 1970.
  108. Campana A. The Origin of the word «Humanist'V/Journal of the Warburg and Courtauld Institiutes 1946, vol.IX.
  109. Chabod F. Scritti sul Rinascimento. Torino, 1967.
  110. Garin E. Umanisti, artisti, scienziati: Studi sul Rinascimenro italiano. Roma, 1989.
  111. Guglielminetti M. Memoria e scrittura: L’autobiografia da Dante a Cellini. Torino, 1977.
  112. Malagoli L. Le contradizzioni del Rinascimento. Firenze, 1968.
  113. Mutini C. L’autore e l’opera. Saggi sulla letteratura del Cinquecento. Roma, 1973.
  114. Pozzi M. Lingua e cultura del Cinquecento. Dolce, Aretino, Machiavelli. Padova, 1975.
  115. Quasimodo S. Petrarca e il sentimento della solitudine. Milano, 1959.
  116. Raimondi E. Metafora e Storia: Studi su Dante e Petrarca. Torino, 1972.
  117. Romano R. Tra due crisi: L’ltalia del Rinascimento. Torino, 1971.
  118. Rossi V. Studi sul Petrarca e sul Rinascimento. Firenze, 1930.
  119. Ruggeri Ruggero M. Umanesimo classico e umanesimo cavalleresco italiano. Catania. 1955.
  120. Sapegno N. Storia letteraria del Trecento. Milano-Napoli, 1963.
  121. Scrivano R. Cultura e letteratura nel Cinquecento. Roma, 1966.
  122. Tateo F. Tradizione e realta' neH’Umanesimo italiano. Bari, 1967.
  123. Tenenti A. II senso della morte e l’amore della vita nel Rinascimento. Roma, 1976.
  124. Toffanin G. L’uomo antico nel pensiero del Rinascimento. Bologna, Zanichelli, 1957.
  125. G. И Cinquecento. Milano, 1929.
  126. Серебряный век- А. Блок и Вяч. Иванов.
  127. С.С. Вячеслав Иванов. Вступ. статья в кн.: Иванов Вячеслав. Стихотворения и поэмы. Л., 1976.
  128. Его же. Гномическое начало в поэтике Вяч. Иванова. Studia Slavica, 41 (1996).
  129. Его же. Единство общечеловеческого культурного предания как тема поэзии и мысли Вяч. Иванова// Вячеслав Иванов Петербург — мировая культура. Материалы междунар. научн. конф. 9−11 сент. 2002 г., Томск-М., 2003.
  130. Его же. Системность символов в поэзии Вячеслава Иванова. М., 1989.
  131. А. А. Блок и русские поэты XIX века. М., 1990.
  132. Г. Наследство Блока.// Адамович Г. Критическая проза. М., 1996.
  133. И. А. Диалог искусств Серебряного века. М., 2001.
  134. Александр Блок и Андрей Белый. Переписка. Ред., вступ. статья и комментарии В. Н. Орлова. Л., 1940.
  135. Александр Блок в воспоминаниях современников. Т. 1−2. М., 1980.
  136. Его же. А. Блок и искусство Возрождения.//Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников.М.-JI., 1966.
  137. В. Философия и эстетика русского символизма.//Асмус В. Избранные философские труды. М., 1969.
  138. В., Кошелев А. Поэтика Блока: анаграммы.//Блоковский сборник. Тарту, 1978.
  139. X. Первая мировая война в стихах Вячеслава Иванова.//Вячеслав Иванов. Материалы и исследования. М., 1996.
  140. М.М. Лекции об А. Белом, Ф. Сологубе, А. Блоке, С.Есенине.//Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993. № 2−3.
  141. А. Воспоминания о А.А.Блоке. М., 1995.
  142. Его же. О Блоке. Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи. М., 1997.
  143. Его же. Вячеслав Иванов.// Белый Андрей. Поэзия слова. Пб., 1922.
  144. Е.Л. Блок и Вяч. Иванов.// Блоковский сборник. Труды Второй научной конференции, посвященной жизни и творчеству А.Блока. Тарту, 1972.
  145. Его же. Блок читатель Дж. Рескина.// А.Блок. Исследования и материалы. АН СССР. Ин-т рус. лит-ры. Л., 1991.
  146. Берд Роберт. «Переписка из двух углов» и ее биографический контекст.// Вячеслав Иванов. Творчество и судьба. М., 2002.
  147. В.В. Ты еси.// Вяч. Иванов. Архивные исследования и материалы. М., 1999.
  148. А. Блока. Описание. Кн. 1−3. Л., 1986.
  149. Л.Д. Были и небылицы. Бремен, 1977.
  150. Блок и современность. М., 1979.
  151. Л.П. Дионисийство как культурно-антропологическая проблема.// Вяч. Иванов. Архивные материалы и исследования. М., 1999.
  152. С.Б. Александр Блок: Очерк жизни и творчества. Киев, 1981.
  153. С.И. Образ Данте у русских поэтов.//Дантовские чтения. М., 1968.
  154. Е.Н. Образы Италии в поэзии Николая Гумилева.//Италия и русская культура. М., 2000.
  155. Н.В. Концепция художественного творчества русского символизма. Философский анализ (А.Белый. В.Брюсов. Вяч. Иванов.) М., 1987.
  156. Н. Путь Александра Блока. М., 1963.
  157. М. Лики творчества. М., 1988.
  158. П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века.- М., 2001.
  159. К.С. Венок и венец. «Венок сонетов» Вячеслава Иванова и «Corona astralis» Максимилиана Волошина. Studia Slavica, 41 (1996).
  160. Л.Я. О лирике. Л., 1974.
  161. З.Н. Мой лунный друг. О Блоке.// Воспоминания о Серебряном веке.
  162. Д.Н. Итальянская тема в творчестве А.Блока.// Проблемы итальянской истории. М., 1972.
  163. П. А.Блок. Его предшественники и современники. М.-Л., 1986.
  164. Его же. Иов русского символизма.// Вяч. Иванов. Архивные материалы и исследования. М., 1999.
  165. Его же. Софийские мотивы в творчестве Вячеслава Иванова.// Вячеслав Иванов. Творчество и судьба. М., 2002.
  166. В.В. Проблема творческой личности в культуре Серебряного века. Автореферат канд. диссерт. М., 2000.
  167. Р.Ю. Русский образ Фридриха Ницше. (Предыстория и начало формирования).// На рубеже XIX—XX вв.еков. Л., 1991.
  168. М.З. Искусство и А.Блок. М., 1985.
  169. Л.К. А.Блок. Личность и творчество. М., 1978.
  170. Его же. Искусство как самопожертвование.//Александр Блок. Об искусстве. М., 1980.
  171. Его же. Традиции Блока в поэзии 50−60 годов.// Русская советская поэзия. Традиции и новаторство. 1946−1975. JI., 1978.
  172. С.С. Сложные вопросы. Вечная борьба.// Мир искусства. 1899.
  173. .Ф. «Неославянофильство» Вячеслава Иванова. //Русский текст, 3 (1993).
  174. В.М. Поэзия Александра Блока. Преодолевшие символизм. М., 1998.
  175. . Вячеслав Иванов.// Зайцев Б. Далекое. Washington, 1965.
  176. Ф.Ф. Введение в творчество Вячеслава Иванова.// Вячеслав Иванов. Творчество и судьба. М., 2002.
  177. Его же. Иванов Вячеслав, Дионис и прадионисийство, Баку 1923.// Вячеслав Иванов. Творчество и судьба. М., 2002.
  178. Его же. Поэт славянского Возрождения Вячеслав Иванов.// Вячеслав Иванов. Творчество и судьба. М., 2002.
  179. Н. Русское религиозное возрождение XX века. 2-е изд. Париж, 1991.
  180. Д.В. Вяч. Иванов о вселенском анамнезисе во Христе как основе славянского гуманизма.// Вяч. Иванов. Архивные материалы и исследования. М., 1999.
  181. Л.А. К вопросу об историософии А. Блока. //А.Блок. Исследования и материалы АН СССР. Ин-т рус. литры. Л., 1991.
  182. К.Г. Историзм Блока и его символистская мифология истории.(Введение в проблему).// А.Блок. Исследования и материалы. АН СССР. Ин-т рус. лит-ры. Л., 1991.
  183. Кара-Мурза А. Знаменитые русские о Риме. М., 2001.
  184. Его же Знаменитые русские о Флоренции. М., 2001.
  185. Его же Знаменитые русские о Венеции. М., 2001.
  186. Д. Оккультные мотивы в русской поэзии нашего века.// Грани, 20 (1953)
  187. Е. Об Александре Блоке. М., 1987.
  188. В.Н. Александр Александрович Блок. 1922.
  189. Ее же. Русский символизм. Изд. Моск. Ун-та, 2000.
  190. Н.П. Духовные связи России с Италией в начале XX века.// Италия и Европа. Сб. статей РАН. Ин-т всеобщей истории РАН. М., 1990.
  191. Ее же. «Миф Италии» Гете и его реминисценции у Волошина и Габричевского.// Россия и Италия. Вып.4. М., 2000.
  192. C.JI. «Богородичные мотивы» в «Итальянских стихах» А.Блока.// Александр Блок и мировая культура. Великий Новгород, 2000.С. 62−69.
  193. Н. К. проблеме диалогического персонажа (М.М.Бахтин и Вяч. Иванов).// Вяч. Иванов. Архивные материалы и исследования. М., 1999.
  194. Его же. Иванов Вячеслав Иванович // Русские писатели. 18 000−1917. Биографический словарь. М., 1992, С.372−377.
  195. О.А. Концепт «Прозрачность» у Вяч. Иванова // Вячеслав Иванов — Петербург мировая культура: Материалы междунар. научн. конф. 9−11 сент. 2002 г. Томск — м., 2003, С.254−280
  196. С.С. Всемирное чувство и чувство России в романтизме Блока.// Александр Блок и мировая культура. Великий Новгород, 2000.
  197. А. Рихард Вагнер поэт и мыслитель. М., 1997.
  198. Т.К. Блок и Вагнер: созвучия.// Александр Блок и мировая культура. Великий Новгород, 2000. С. 224−236.
  199. А.Ф. От старой «научной» филологии к Ницше и Вяч. Иванову.// Вяч. Иванов. Архивные материалы и исследования. М., 1999.
  200. Д.М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока М., 1997.
  201. Ее же. Концепция музыки в раннем творчестве А. Блока.//Филологические науки. 1975. № 4.
  202. А.И. Проблема синтеза искусств и эстетика русского символизма. М., 1992.
  203. Д.Е. Идея пути в поэтическом сознании Александра Блока. // Блоковский сборник. Тарту, 1972.
  204. Его же. Критическая проза Александра Блока.// Блоковский сборник. Тарту, 1964.
  205. Его же. О мифопоэтическом начале в лирике Блока.// Творчество Блока и русская культура XX века. Блоковский сборник III, Тарту, 1979.
  206. Его же. Поэзия и проза А.Блока. Д., 1975.
  207. С.К. Портреты современников. На Парнасе «Серебряного века». Художественная критика. Стихи. М., 2000.
  208. Машбиц-Веров И. Русский символизм и путь А.Блока. Куйбышев, 1969.
  209. П. Творческий путь молодого Блока. М
  210. К.А. Концепция «нового человека» и идея артистизма в творчестве А.Блока. Владивосток, 1994.
  211. З.Г. Лирика Александра Блока. (1907−1911) Тарту, 1069. Вып.2.
  212. Ее же. «О «Беседах с поэтом В. И. Ивановым «М.С.Альтмана// Ученые записки Тартуского ун-та, 1968, вып.209
  213. Ее же. Поэтический идеал молодого Блока. // Блоковский сборник 1-ый. Труды научной конференции по изучению жизни и творчества А. Блока. Тарту, 1964.
  214. Ее же З. Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999.
  215. Ее же. Символ у Блока.// В мире Блока. М., 1981.
  216. Д.Н. Культура и петербургская поэтика Вяч. Иванова: «Apollini» // Вячеслав Иванов — Петербург мировая культура: Материалы междунар. научн. конф. 9−11 сент. 2002 г. Томск — м., 2003, С. 227−233.
  217. О. О Вяч. Иванове. Из воспоминаний.// Новый журнал, 130(1978).
  218. К. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов. М., 1997.
  219. М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве KOH.XIX- нач. ХХ вв. М.: Искусство, 1991.
  220. Нива Жорж. Возвращение в Европу. М., 1999.
  221. Г. В. Иванов-мистик. Оккультные мотивы в поэзии и прозе Вячеслава Иванова (1907−1919). М., 2000.
  222. Его же. Неопубликованные материалы Вяч. Иванова по поводу полемики о «мистическом анархизме».// Лица. Биографический альманах. СПб., 1993. Вып.З.
  223. В.Н. А.Блок. М., 1963.
  224. Его же. Избр. работы. Т.1−2.Л., 1982. Т.2
  225. Его же. О Записных книжках А.Блока.//: А. Блок Записные книжки. 1901−1920 М., 1965. С.5−18.
  226. А. История русского символизма. М., 2000.
  227. А. Итальянская тема в стихах Мих. Кузмина: Италия как «театр памяти».// Россия и Италия. Встреча культур. Вып.4. М., 2000.
  228. Г. В. «Я хочу вспомнить забытое.» (тема памяти в «Стихах о Прекрасной Даме» А. Блока).// Александр Блок и мировая культура. Материалы научной конференции. Великий Новгород, 2000. С. 18−25.
  229. Д. М. Проза А. Блока. Стилистические проблемы. Л., 1976.
  230. И.С. Александр Блок и русский символизм.: мифопоэтический аспект. Владимир, 1999.
  231. П.Г. Поэтика Александра Блока.// Созвездие неповторимых. Мастерство русских классиков. М., 1997.
  232. А. О Вячеславе Иванове и его «Свете Вечернем». «Новый журнал», № 77,1964.
  233. В.А. Александр Блок.// Pro et contra. С-Пб., 1995.
  234. Н.В. «Римские сонеты» и «Римский дневник 1944 года» Вячеслава Иванова // Россия и Италия. Вып.5: Русская эмиграция в Италии в XX в. М., 2003, С.191−207.
  235. В.И. Вячеслав Иванов и идея неприятия мира. // Вячеслав Иванов. Творчество и судьба. М., 2002.
  236. В.А. Эстетика русского модернизма: Проблема «жизнетворчества». Воронеж, 1991.
  237. .И. Поэт и его подвиг: творческий путь А.Блока. М., 1973.
  238. С. Воспоминания об Александре Блоке.//Письма Александра Блока. Л., 1925.
  239. Л.И. Творчество А.Блока. М., 1963.
  240. В.М. Образ красоты.// Муратов П. П. Образы Италии. М., 1994, Предисловие.
  241. Ю. Проблема стихотворного языка. М., 1965.
  242. М.А. К творческой истории стихотворения «Голубоватым дымом».// А.Блок. Исследования и материалы. Л., 1989/
  243. Ханзен- Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб., 1999.
  244. Его же. «Песнь Ада» (заметки к теме «Блок и Данте»).// Александр Блок и мировая культура. Великий Новгород, 2000.
  245. Т. Музыка в жизни и творчестве А.Блока. М., 1987.
  246. К. Александр Блок как человек и поэт.(Введение в поэзию Блока). Пг., 1924.
  247. К.И. Александр Блок.// Чуковский К. И. Из воспоминаний. М., 1959.
  248. Его же. Александр Блок как человек и поэт. Пг., 1924.
  249. А. Б. О границах искусства у Вяч. Иванова и о. Павла Флоренского.// Вестник РХД, 160 (1990).
  250. Его же. «Пламенеющее сердце» в поэзии Вяч. Иванова. К теме «Иванов и Данте».// Вячеслав Иванов: материалы и исследования. М., 1996.
  251. Его же. «Россия» и «Вселенская церковь» в формуле Вл. Соловьева и Вяч. Иванова // Вячеслав Иванов- Петербург -мировая культура: Материалы междунар. научн. конф. 9−11 сент. 2002 г. Томск -М., 2003, С. 159−179.
  252. Е. Вячеслав Иванов и вопросы поэтики, (двадцатые годы).// Эткинд Е. Там, внутри. Спб, 1996.
  253. Его же. Двоемирие Блока.//Эткинд Е. Там, внутри. О русской поэзии XX века. СПб., 1996.
  254. Его же. Сонеты Вячеслава Иванова.// Эткинд Е. Там, внутри. СПб., 1996.
  255. Его же. Французское средневековье в творчестве А.Блока. // Эткинд Е. Там, внутри. С-Пб., 1996.
  256. Я лучшей доли не искал. Судьба Александра Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях. М., 1988.
  257. Cazzola P. L’idea di Roma nei «Rimskie sonety» di V. Ivanov// Cultura e memoria. Atti del terzo Simposio Internazionale dedicato a Vjaceslav Ivanov. I: Testi in italiano, francese, inglese. Firenze, 1988.
  258. Davidson P. The poetic imagination of Vyacheslav Ivanov: a Russian symbolist’s perception of Dante. Cambridge, 1989.
  259. Lo Gatto E. I Russi in Italia. Roma, 1971.
  260. Lo Gatto E. Versi d’ltalia di A.Blok. Russia, Napoli, 1923,№ 111.
  261. Lo Gatto E. Poesia russa della rivoluzione. Roma, 1923.
  262. Lo Gatto E. L’ltalia nelle letterature slave. Studi di letterature slave. Roma, 1931, № 111.
  263. Nivat G. L’ltalie de Blok et celle de Gumilev// Revue des E4ude Slaves. 1982, t. 54/4, p. 697−709.
  264. Persi Ugo. La parola in Liberty. (II Liberty letterario fra Russia e Occidente). Milano, 1989.
  265. Poggioli R. Nota introduttiva a trad, da Blok, Gumilev e Esenin. II Convegno. Rivista di letteratura e arte. Milano, 1930, №XI, Fasc.3−4.
  266. Ripellino A.M. Poesia di Aleksandr Blok. Torino, 1960.
  267. Risaliti R. Russi a Firenze e Toscana. Vol.1. Firenze, 1992.
  268. Общекульторологические вопросы по данной тематике.
  269. B.C. Школа диалога культур. М., 1992.
  270. Вагнер Рихард. Искусство и революция.// Вагнер Рихард. Избранные работы. М., 2001.
  271. Вейдле Умирание искусства. М., 2001.
  272. Взаимодействие культур Востока и Запада. Вып. 1−2. М., 1987−1991.
  273. Э. Кризис европейского человечества и философия.// Общество. Культура. Философия. М., 1983.
  274. Дильтей Вильгельм. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. Москва-Иерусалим, 2000.
  275. М.С., Хилтухина Е. Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологии: взаимодействие художественных культур. М., 1994.
  276. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1−2. Спб., 1998.
  277. С. А. Музыкально-эстетические воззрения Вагнера и этапы их становления// История музыкальной эстетики. ТТ. 1−2., 1968. Т.2.
  278. Россия и Европа в XIX—XX вв.: Проблема взаимовосприятия народов, социумов, культур. М., 1996.
  279. Россия и Европа: Опыт соборного анализа./ Сост. П. В. Тулаев. М., 1992.
  280. Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. М., 1991.
  281. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия./ Сост. Б. С. Ерасов. М., 1998.
  282. Н.А. Опыт культурологической интерпретации переходных процессов.// Искусство в ситуации смены циклов. М., 2002.
  283. Швинглхурст Эдмунд. Прерафаэлиты. М., 1995.
  284. .С., Ямпольский И. М. Энциклопедический музыкальный словарь. М.: Сов. Энцикл., 1966.
Заполнить форму текущей работой