Мастерские флорентийских скульпторов раннего Возрождения
Диссертация
В эпоху Возрождения увеличивается количество пишущих художников, что связано с их вовлечением в орбиту гуманистических интересов и с появлением интереса к подобным текстам со стороны заказчиков и коллег. Сочинения художников XV века принадлежат уже к совершенно иному жанру, нежели средневековые. Они заполнили собой существовавший в средневековье разрыв между тем, что было важно для художников… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Организация работы скульпторов в Италии XIII—XIV вв.еков
- — Общие условия деятельности скульпторов
- — Скульпторы в строительной комиссии городского собора
- — Городская скульптурная мастерская
- Глава II. Становление индивидуальной авторской мастерской во Флоренции первой половины XV века
- — Внешние факторы развития мастерской
- — Мастерская Лоренцо Гиберти
- — Мастерская Донателло
- Глава III. Разнообразие мастерских во Флоренции 1440 — 1460 годов
- — Мастерские Бернардо Росселлино, Антонио Росселлино, Мино да Фьезоле
- — Мастерская Дезидерио да Сеттиньяно
- — Мастерская Луки делла Роббиа
- Глава IV. Скульптурно-живописные мастерские во Флоренции последней трети XV века
- — Мастерская Антонио Поллайоло
- — Мастерская Андреа Верроккио
Список литературы
- Альберти Л.Б. Три книги о живописи. О статуе // Альберти Л.Б.
- Десять книг о зодчестве/ Пер. А. Г. Габричевского. Т.2. М., 1937.
- Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 1−5. М., 1995.
- Кондиви, Асканио. Микеланджело Буонарроти. Переписка Микель
- Анджело Буонарроти и жизнь мастера, написанная его учеником
- Асканио Кондиви. СПб, 1914.
- Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Т. 1−2. М., 1935.
- Мастера искусства об искусстве. Т.1. М., 1965.
- Филарете (Антонио Аверлино). Трактат об архитектуре / Пер., примеч. В. Л. Глазычева. М., 1999.
- Челлини, Б. Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции / Пер. М. 1. Лозинского. М., 1987.
- Ченнини, Ченнино. Трактат о живописи. М., 1933.
- Chambers D.S. Patrons and Artists in the Italian Renaissance. London, 1970.
- Gauricus P. De Sculptura / Mit Einleitung und bersetzung von H.1. Brockhaus. Leipzig, 1886.
- Ghiberti L. Denkwurdichkeiten (i commentarii). Zum ersten Male nachder Handschrift der Biblioteka Nazionale in Florenz voUstandig hrsg.
- Und erlautet von J. von Schlosser. Bd. 1−2. Berlin, 1912- (русскийперевод: Лоренцо Гиберти. Commentarii' Записки об итальянском искусстве /Пер., примеч. и вступит, статья А. Губера. М., 1938).
- Gilbert Italian Art, 1400 — 1500. Sources and Documents. Englewood1. Cliffs, N. L, 1980.
- Glasser Н. Artists' Contracts of the Early Renaissance. New-York1. London, 1977.
- Neri di Bicci. Le Ricordanze (10 marzo 1453 — 24 aprile 1475) / Ed.1. Bruno Santi. Pisa, 1976.
- Petrus Pictor Burgensis, De prospettiva pingendi. Strassburg, 1899-
- Schlosser J. von. Quellenbuch zur Kunstgeschichte des abendlandischen1. Mittelalters. Wien, 1896.
- The Treatises of Benvenuto Cellini on Goldsmithing and Sculpture /translated from the Italian by С R. Ashbee. New York, 1967. 1. Общие работы
- Андросов CO. Флорентийская скульптура начала XV века.
- Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидатаискусствоведения. Ленинград, 1977.
- Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучениеитальянского Возрождения. Спб., 1912.
- Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс. XIII—XVI вв.ека. Т. 1−2. М., 1977.
- Данилова И. Е. Брунеллески и Флоренция. Творческая личность вконтексте ренессансной культуры. М., 1991.
- Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения.1. Т. 1−2. М., 1978.
- Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. Т. 1−3. М., 1956−1959.
- Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо
- Великолепного. Очерки об искусстве Ренессанса инеоплатоническом гуманизма. М. — СПб., 2001.
- Antal F. Florentine Painting and Its Social Background. London, 1947.
- Avery Ch. Florentine Renaissance Sculpture. London, 1970.
- Barasch М. Theories of Art. From Plato to Winkelman. London — New1. York, 1985.
- Blunt A. Artistic Theory in Italy, 1450−1600. Oxford, 1940.
- Bode W. Italienische Portratsculpturen des XV. Jahrhunderts in den
- Koniglichen Museen zu Berlin. Berlin, 1883.
- Bode W. Denkmaler der Renaissance Sculptur Toscanas in historischer
- Anordnung unter Leitung von W. Bode. V.1−11. Munchen, 1892 — 1904.
- Bode W. Italienische Bildhauer der Renaissance. Studien zur Geschichteder Italienischen Plastik und Malerei auf Grund der Bildwerke und
- Gamalde in den konige Museen zu Berlin. Berlin, 1887.
- Bode W. Florentine Sculptors of Renaissance. London, 1928.
- Brucker G. A. Renaissance Florence. New York, 1969.
- Bracker G. A. The Civic World of Early Renaissance Florence.1. Princeton, 1977.
- Cahn W. Masterpieces: Chapters on the History of an Idea. Princeton, 1979.
- Brucker G. A. Florence: The Golden Age. Berkeley, 1998.
- Chastel A. Studios and Styles of the Renaissance Italy. 1460−1500.1.ndon, 1966.
- Cole B. The Renaissance Artist at Work. From Pisano to Titian. New1. York, 1983.
- The Dictionary of Art. V.1−28. New York, 1998.
- Goldthwaite R. The Building of Renaissance Florence. Baltimore1. London, 1980.
- Goldthwaite R. Wealth and Demand in Italy 1300−1500. Baltimore, 1993.
- Hauser A. The Social History of Art and Literature. V.1−2. London, 1951.
- Pope-Hennessy J. An Introduction to Italian Sculpture. V. 1−3. London, 1955- 1958.
- Pope-Hennessy J. The Catalogue of the Victoria and Albert Museum.1. V. 1−2. London,!964.
- Pope-Hennessy J. The Study and Criticism of Italian Sculpture. New1. York, 1980.
- Seymour Ch. Sculpture in Italy 1400 to 1500. Harmondsworth, 1966.
- Schuyler J. Florentine Busts: Sculpted Portrature in the Fifteenth Century.1. New-York — London, 1976.
- Schotmuller F. Die Italienischen und Spanischen Bildwerke der
- Renaissance und des Barocks in Marmor, Ton, Holz und Stuck. Berlin, 1913.
- Toesca P. Storia dell’arte italiana. V. 2−7.Torino, 1951.
- Venturi A. Storia dell’arte italiana. V.4 — 7. Milano, 1906 — 1911.
- White J. Birth and Rebirth of Pictorial Space. Cambridge, 1981.
- White J. Art and Architecture in Italy 1250−1400. Harmondsworth, 1987.
- Мастерские средневековья и Проторенессанса
- Евсеева Л.М. Афонская книга образцов XV века: о методе работы имоделях средневекового художника. М., 1998.
- Муратова К. Мастера французской готики ХП-ХШ веков: проблемытеории и практики художественного творчества. М., 1988.
- Панофский Э. История теории человеческих пропорций какотражение истории стилей // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб., 1999. 75 — 128.
- Beccherucci L. La bottega Pisana di Andrea da Pontedeira// Mitteilungendes Kunsthistorishes Institutes in Florenz, 1965. 3. S.227−263.
- Beccherucci L. II Museo dell’Opera del Duomo a Firenze. V.1−2. Firenze, 1969.
- Degenhart B. Autonome Zeichungen bei Mittelalteriichen Kunstler//
- Munchner Jahrbuch der bildenden Kunst. 1950. 3 °F. I. S. 93−158.
- Doren A. Entwicklung und Organization der Florentiner Zunfte in 13. und 14. Jahrhundert. Leipzig, 1897.
- Doren A. Das Florentiner Zunftwesen. Stuttgart-Berlin, 1908.
- Doren A. Italienische Wirtschaftgeschichte. Bd.1−2. Jena, 1934.
- Egbert V.W. The Medieval Artist at Work. Princeton, 1965.
- Frankl P. The Gothic: Literary Sourses and Interpretations through Eight
- Frinta M.S. Observations on the Trecento and Early Quattrocento
- Workshop // The Artist’s Workshop / Ed. by P.M. Luckehart.
- Garzelli A. Sculture Toscane nel Dugento e nel Trecento. Firenze, 1969.
- Gnudi С Nicola, Amolfo, Lapo, L’Arca di San Domenico a Bologna.1. Firenze, 1948.
- Kreytenberg G. Giovanni Pisano oder Tino da Camaino? // Jahrbuch der
- Kreytenberg G. Andrea Pisano und die toskanische Sculptur des 14.
- Middeldorf Kosegarten A. Sienesische Bildhauer am Duomo Vecchio.
- Studien zur Sculptur in Siena 1250−1330. Munich, 1984.
- Middeldorf Kosegarten A. Nicola Pisano, das Wolfenbuttler Musterbuchund Byzanz // Munchner Jahrbuch der bildenden Kunst. 1988. 39. S.2950.
- Moskowitz A. The Italian Gothic Sculpture. Cambridge, 2001.
- Moskowitz A. Andrea e Nino Pisano. Cambridge, 1986.
- Mustary L. F. The Sculptor in the Fourteenth Century Opera del Duomo/
- Ph.D. Dissertation. University of Michigan, 1975.
- Oertel R. Wandmalerei und Zeichung in Italien. Die Anfange der
- Entwurfzeichung und Ihre monumentalen Vorstufen // Mitteilungen des
- Kunsthistorischen Institutes in Florenz. 1940. V. P. 217−313.
- Poggi G. II Duomo di Firenze. Berlin, 1909.
- Procacci U. Disegni per esercitazioni degli allievi e disegni preparatoriper le opere d’arte nella testimonianza del Cennini // Studies in Late
- Medieval and Renaissance Painting in Honor of Milard Meiss. New1. York, 1987.
- Romanini A. M. Amolfo di Cambio. Firenze, 1980.
- Scheller R.W. A Survey of Medieval Model Books. Harlem, 1963.
- Schlosser J. Von. Zur Kenntnis der Kunsrlerischen Uberlieferung im
- Spaten Mittelalter // Jahrbuch der Kunstlerischen Sammlungen der
- AUerhochsten Kaiserhauses. 1902. XXIII.
- Siren O. Florentiner Trecento Zeichungen // Jahrbuch der K. preussischen
- Kunstsanimlungen.1906. XXVII. S.208−223.
- Skaug E. Punch Marks from Giotto to Fra Angelico: Attributions,
- Chronology, and Workshop Relations in Tuscan Panel Painting with
- Particular Consideration to Florence, c.1330−1430. Oslo, 1938.
- Stubblebine J. Duccio and His Collaborators in the Cathedral Maesta //
- The Art Bulletin. 1973. 55. P 185−204.
- Stubblebine J. The Role of Segna di Buonaventura in the Shop of Duccio// Pantheon. 1972. 30. P. 272−282.
- Stubblebine J. The Boston Ducciesque Tabernacle: A Collaboration //
- Collaboration in Italian Renaissance Art. New Haven, 1977.
- Tasso F. I Giganti e le vicende della prima scultura del Duomo di Milano//ArteLombarda. 1990.92/93. P.55−62.
- Thompson D.V. Craftsman’s Handbook. New York, 1933.
- Thompson D. V. The Practice of Tempera Painting. New Haven, 1942.
- Wundram M. Toskanische Plastik von 1250−1400 // Zeitschrift fur
- Weinberger M. The First Facade of the Cathedral of Florence // Journalof the Warburg and Courtauld Institutes. 1940−41. IV. P. 67−79.
- White J. The Rehefs on the Facade of the Duomo at Orvieto // Journal ofthe Warburg and Courtauld Institutes. 1959. XII. P.254−302.
- White J. Cimabue and Assisi: Working Methods and Art Historical
- Consequences // Art History. 1981. 4. P. 355−383.
- White J. Сафеп1гу and Desighn in Duccio’s Workshop // Journal of the
- Warburg and Courtauld Institutes. 1973. 30. P.92−105.1. Мастерская Джотто
- Meiss M. Giotto and Assisi. New York, 1960.
- Previtali G. Giotto e la sua bottega. Milano, 1964.
- Smart A. The Assisi Problem in the Art of Giotto. A Study of the Legendof St. Frances in the Upper Church of San Francesco, Assisi. Oxford, 1971.
- Stubblebine J. The Arena Chapel Frescoes. London, 1970.
- Tintori L., Meiss M. The Painting of the Life of St. Francis in Assisi.1. New York, 1962. 1. Мастерские XV века
- Головин В. П. Рельеф с изображением Мадонны из собрания
- Эрмитажа. К характеристике художественной мастерской раннего
- Возрождения//Музей. 1986. 8. 149−154.
- Головин В. П. Средневековая традиция в практике ренессансныххудожественных мастерских Италии // Культура Возрождения и средние века. М., 1993. 148−155.
- Головин В. П. Профессиональные объединения художников в
- Италии XIII—VI вв.еков // Искусство и культура Италии эпохи
- Возрождения и Просвещения. М., 1997. 42−51.
- Головин в. П. «Tutto di sua mano». Оценка мастерства в контрактахитальянских художников XV века // Вопросы искусствознания. 1993. 2−3. 172−178.
- Головин В. П. Копирование рельефов в Италии XV века: вопросысоциально-экономические и атрибуционные // Проблема копирования в европейском искусстве. М., 1997. 42−51.
- Головин В.П. Мир художника раннего Возрождения. М., 2002. См. также: Мир художника раннего итальянского Возрождения. М., 2003 (2-е изд., испр. и доп.)
- Chastel А. Studios and Styles of the Renaissance Italy. 1460−1500.1.ndon, 1966.
- The Craft of Art: Originality and Industry in the Italian Renaissance and
- Baroque Workshop / Ed. by A. Ladis. Athens — London, 1995.
- Even Y. Artistic Collaboration in Florentine Workshops: Quattrocento.1. New York, 1984. 1. drio L. Firenze nel Quattrocento: divisione e organizzazione del lavoro nelle botteghe // Ricerche di storia dell’arte. 1989. 38. P. 61−70.
- Giuliano e la bottega dei da Maiano: atti del Convegno Intemazionale di
- Studi, Fiesole, 13−15 giugno 1991 /A cura di Daniela Lamberini e altri.1. Firenze, 1994. 1. renzi L. Scultura in terracotta dipinta nella Firenze di fine
- Middeldorf U. Some Florentine Painted Madonna Reliefs // Collaborationin Italian Renaissance Art. London, 1978. P. 77−90.
- Pope-Hennessy J. The Interaction of Painting and Sculpture in Florencein the Fifteenth Century // The Journal of the Royal Society of Arts. 1969. 117. P. 406−424.
- Radke G.M. Benedetto da Maiano and the Full-Scale Preparatory Modelsin Quattrocento // Verrocchio and the Late Quattrocento Italian
- Sculpture. Florence, 1992. P. 217−224.
- Rossi S. Dalle botteghe alle accademie: realta sociale e teorie artistiche a
- Firenze dal XIV al XVI secolo. Milano, 1980.
- Thomas A.J. Workshop Procedures of 15* Century Florentine Artists.
- Ph.D. Dissertation. University of L.U. London, 1976.
- Thomas A.J. The Painter’s Practice in Renaissance Tuscany.1. Cambridge, 1995.
- Wackemagel M. Der Lebensraum des Kunstlers in der florentinischen
- Renaissance: Aufgaben und Auftraggeber, Werkstatt und Kunstmarkt.1.ipzig, 1938 (англи11ский перевод: Wackemagel M. The World of the
- Florentine Renaissance Artist. Project and Patrons, Workshops and
- Wittkower R. The Sculptor’s Workshop: Tradition and Theory from the
- Renaissance to the Present. Glasgow, 1974.
- Wittkower R. Sculpture: Processes and Principles. Harmondsworth, 1979.
- О роли рисунка в мастерской художника
- Гращенков В.Н. Рисунок мастеров итальянского Возрождения.
- Очерки истории, теории и практики. М., 1963.
- Ames-Lewis F. Drawing in Early Renaissance Italy. London — New1. Haven, 1981.
- Ames-Lewis F., Wright J. Drawing in the Italian Renaissance Workshop, exh.cat. Nettingham-London. 1983. London, 1983.
- Ames-Lewis F. Training and Practice in the Early Renaissance
- Workshop: Observations on Benozzo Gozzoli’s Rotterdam Sketchbook //
- Drawing 1400−1600. Invention and Innovation / Ed. S. Currie. Albershot, 1998. P. 26−44.
- Bambach C. G. Drawing and Painting in the Italian Renaissance
- Workshop. Theory and Practice, 1300−1600. New York — Cambridge, 1999.
- Berenson B. I disegni dei pittori fiorentini. V.1−3. Milano, 1961.
- Dalli Regoli J. Studi di putti: esercitazioni о disegni preparatori? // Criticad’Arte. 1978. 43. P.133−142.
- Degenhart B. Italienische Zeichungen des fruhen 15.Jahrhunderts. Basel, 1949.
- The Draftsman’s Eye: Late Italian Renaissance Schools and Styles//Cleveland Museum of Art. /Ed. Edward J. Olszewski. With the assistance of J. Glaubinger. 1. Bloomington, 1981.
- Florentine Drawing at the Time of Lorenzo the Magnificent. Bologna, 1994.
- Popham A., Pouncey Ph. Italian Drawing in the Department of Prints and
- Drawings in the British Museum. The 14* and 15* Centuries. V.1−2.1.ndon, 1950.
- Ragghianti C.L., Dalli Regoli J. Disegni dal modello. Pisa, 1975.
- Wiemers M. Bildform und Werkgenese. Studien zur Zeichnerischen
- Bildvorbereitung in der italienischen Malerei zwischen 1450 und 1490.1. Berlin, 1996. 1. Модели и боццетти
- Avery Ch. Fingerprints of the Artist: European Terra-cotta Sculpturefrom the Artur McSakler Collections. London, 1981.
- Avery Ch. «La cera sempre aspetta»: Wax Sketch Models for Sculpture //
- Apollo. 1984. CXIX. P.166−176.1. civilta del cotto. Arte della terracotta nell’area fiorentina dal XV al
- XX secolo, exhib. cat. Firenze, 1980., со статьей G. Agostini La PratticadelBozzetto. P.114−121.
- Earth and Fire: Italian Terracotta Sculpture from Donatello to Canova.
- Exhibition Catalogue /Ed. by B. Boucher with collaboration of P. Mottureand A. Radcliffe. New Haven-London, 2001. 1. vin I. Bozzetti I Modelli. Notes on Sculptural Procedure from the Early
- Renaissance through Bernini // Stil und Uberlieferung in der Kunst des
- Abendlandes, Akten des 21 Intemazionaler Kongress fur Kunstgeschichtein Bonn 1964. Berlin, 1967. III. S. 93−104. Русский перевод: Лейвин И.
- Боццетти и модели: Заметки о скульптурном процессе от Раннего
- Возрождения до Бернини // Страницы истории западноевропейскойскульптуры: сборник научных статей памяти Ж. А. Мацулевич (18 901 973). СПб., 1993. 62−81.
- O’Grody J. «Un semplice Modello»: Michelandgelo and his Three
- Dimensional Preparatory Work. Ph.D. Diss. Cleveland, Case Western
- Мастерская Лоренцо Гиберти
- Андросов CO. Рельеф мастерской Гиберти // Сообщения
- Государственного Эрмитажа. 1974. 38. 4−6.
- Назарова О.А. Мастерская Гиберти // Итальянский сборник. 3. М., 2003. 69−84.
- Веек Т. Uccello’s Apprenticeship with Ghiberti // The Burlington
- Ciardi-Dupre M. G. Sulla collaborazione di Benozzo Gozzoli alia Portadel Paradiso // Antichita viva. 1967.6. P. 60−73.
- Conti P. G. Un libro di ricordi e di spese di Lorenzo e Vittorio Ghiberti (1441−1492) // Rivista d’Arte. 1938. 20.P.290−303.
- Ghiberti e la sua arte nella Firenze der3-'400. Firenze, 1979.
- Krautheimer-Hess T. More Ghibertiana. // The Art Bulletin. 1964. 46. P.307−322.
- Krautheimer R. Lorenzo Ghiberti. Princeton, 1956.1.renzo Ghiberti /materia e ragionamenti/, catalogo della mostra. 1. Firenze, 1978. 1. renzo Ghiberti nel suo tempo. Atti del convegno intemazionale di Studi (1821 ott. 1978). Firenze, 1978.
- Mendes Anastasio M. C. Documenti inediti riguardanti la «Porta del Paradise» e
- Tommaso di Lorenzo Ghiberti // Commentari. 1963. XIV. P.92 — 103.
- Middeldorf U. Additions to Lorenzo Ghiberti’s Work // The Burlington
- Nagel B. Lorenzo Ghiberti und die Malerei der Renaissance. FrankfurtamMein, 1987. 1. Мастерская Донателло
- Андросов C.O. Рельеф мастерской Донателло в Ереване // Музей.1983.4. 100−106.
- Либман М.Я. Донателло. М., 1962.
- Avery Ch. Donatello’s Madonnas Revisited // Donatello Studien.
- Beccherucci L. I pergami di San Lorenzo. Firenze, 1979.
- Bellosi L. Donatello e il recupero della scultura in terracotta // Donatello
- Bennet B. A, Wilkins D.G. Donatello. Oxford, 1984.
- Bode W. Ein Blick in Donatellos Werkstatt // Monatshefte fur
- Caplow H.M. Sculptor’s Partnerships in Michelozzo’s Florence // Studiesin the Renaissance. 1974. XXL P. 166−172.
- Donatello e i suoi. Scultura fiorentina del primo Ilinascimento: mostra
- Firenze 15 giugno — 7 sett. 1986. Catalogo a cura di A. Phipps, D. G.1. Bonsanti. Detroit, 1986.
- Donatello e il suo tempo: atti del VII convegno intemazionale di studi sul
- Guasti G. II pergamo di Donatello pel Duomo di Prato. Firenze, 1887.
- Herzner V. Die Kanzeln Donatellos in San Lorenzo // Munchner
- Jahrbuch der bildenden Kunst. 1972. 23. S. 101−164.
- Janson H.W. The Sculpture of Donatello. V.1−2. Princeton, 1957.1.ghtbown R.W. Donatello and Michelozzo: an Artistic Partnership and 1. s Patrons in Early Renaissance. V.1−2. London, 1980.
- Radcliffe A. The Forzori Altar Reconsidered // Donatello Studien.
- Semper H. Donatello, seine Zeit und Schule. Leipzig, 1870.
- Semrau M. Donatello’s Kanzeln in San Lorenzo. Ein Beitrag zur
- Geschichte der italienischen Plastik im XV Jahrhundert. Breslavia, 1891.
- Stefanac S. Niccolo di Giovanni Fiorentino il quarto garzione di
- Donatello // Mitteilungen des Kunsthistorishes Institutes in Florenz. 1993.1. Heft 2−3. S. 187−209.
- Schubring P. Donatello. Stuttgart — Berlin, s.a.
- Schubring P. Urbano da Cortona. Strassburg, 1903.
- Venturi A. Donatello a Padova // L’Arte. 1907. X. P.276 — 285.
- Venturi A. Collaboratori di Donatello nell’Altare del Santo // L’Arte.1907.x. P. 436−445.
- Мастерские Бернардо и Антонио Росселлино
- Covi D. Nuovi Documenti per Antonio e Piero Pollaiolo e Antonio
- Rossellino // Prospettiva. 1978. XII. P.61 — 72.
- Hartt F., Kennedy C, Corti G. The Chapel of the Cardinal of Portugal1434−1459 at San Miniato in Florence. Philadelphia, 1964. 1. ghtbown R.W. Giovanni Chellini, Dontello and Antonio Rossellino //
- The Burlington Magazine. 1962. 104. P. 102−104.
- Schulz A.M. The Sculpture of Bernardo Rossellino and His Workshop.1. Princeton, 1977.
- Pope-Hennessy J. The Virgin with the Laughing Child. London, 1957.
- Pope-Hennessy J. The Altman Madonna by Antonio Rossellino //
- Metropolitan Museum Journal. 1970. 3. P.133−148.
- Мастерская Дезидерио да Сеттиньяно
- Beck J. Desiderio da Settignano (and Antonio del Pollaiuolo problems) //
- Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. 1984. XXVIIL1. Heft 2. S. 203−224.
- Cardellini L Desiderio da Settignano. Milano, 1962.
- Coonin V. New Documents concerning Desiderio da Settignano and
- Annalena Malatesta // The Burlington Magazine. 1995. V.137. P. 792 799.
- Donatello, Desiderio da Settignano and his Brothers and «macigno»
- Sculpture for a Boni Palace in Florence // The Burlington Magazine.1999. 1161. P.720−731.
- Kennedy C. Documenti inediti su Desiderio da Settignano e la suafamiglia // Rivista d’Arte. 1930. IL P.243−291.
- Schlegel U. Zu Donatello und Desiderio da Settignano // Jahrbuch der
- Berliner Museen. 1967. 9. S. 135 — 140.
- Strom D. Desiderio and the Madonna Relief in Quattrocento Florence //
- Weeks Ch. The Restoration of Desiderio da Settignano’s Tomb of Carlo
- Marsuppini in Santa Croce, Florence // The Burlington Magazine. 1999.141.P.733−735. 1. Мастерская деллаРоббиа
- Bode W. Luca della Robbia e I suoi percursori in Firenze // Archiviostorico dell’Arte. 1889.11.
- Corti G. New della Robbia Documents // The Burlington Magazine.1970. 112. P.748 — 752- 117. P 468- 469.
- Cruttwell M. Luca and Andrea della Robbia and their Successors. London- N e w York, 1902.
- Domestici F. Delia Robbia: A Family of Artists. Florence, 1992.
- Gentillini G. La scultura invetriata del Rinascimento. V.1−2. Firenze, 1992.
- Kingery W.D., Aronson M. Painterly Maiolica of the Italian Renaissance //
- Technology and Culture. 1993. 34.1. P.28 — 48.
- Marquand A. Luca della Robbia. Princeton, 1914.
- Marquand A. Andrea della Robbia and his Atelier. Princeton, 1902. V.1−2.
- Pope-Hennessy J. Luca della Robbia. Oxford, 1980.
- Мастерские живописцев XV века
- Berenson В.: The Florentine Painters of the Renaissance with an Index totheir Works. New York — London, 1896. The Venetian Painters of the
- Renaissance with an Index to their Works. London, 1895- The Central1. alian Painters of the Renaissance with an Index to their Work. New
- York — London, 1897- North Italian Painters of the Renaissance with an1. dex to Their Work. New-York-London, 1907.
- Borsook E. The Mural Painters of Tuscany from Cimabue to Andrea del1. Sarto. Oxford, 1980.
- Gilbert Peintres et menuisiers au debut de la Renaissance en Italic //
- Crowe J.A., Cavalcaselle G. B. A New History of Painting in Italy. V.2.1.ndon, 1864.
- Maestri e botteghe: pittura a Firenze alia fine del Quattrocento / A cura di
- M. Gregori, A. Paolucci, С Acidini Luchinat. Firenze, 1992.
- Tecnica e stile. Esempi di pittura murale del Rinascimento italiano/ Acura E. Borsook e F. Superbi Gioffredi. Firenze, 1986.
- Wohl H. The Painting of Domenico Veneziano. A Study in Florentine Artof the Early Renaissance. Oxford, 1980.
- Cardile P.J. Fra Angelico and His Workshop at San Domenico. The
- Development of His Style and the Formation of His Workshop. Ph.
- D.Dissertation at Yale University. New Haven, 1976.1. Мастерская Мазаччо
- Ahl D.C. Masaccio in the Brancacci Chapel // The Cambridge
- Companion to Masaccio / Ed. by Diane Cole Ahl. Cambridge, 2002. P.138−157.
- Baldinotti A, Cecchi A., Farinelli V. Masaccio e Masolino: il gioco delleparti. Milano, 2002. 1. nghi R. Fatti di Masolino e di Masaccio // Critica d’Arte. 1940. V. 2526. P.151−166.
- Parenti D. Nuovi studi sulla tecnica di Masolino e Masaccio // Artecristiana. 2003. Bd. 91. P.92−102.
- Roberts P.L. Collaboration in Early Renaissance Art: the Case of
- Masaccio and Masolino // The Cambridge companion to Masaccio / Ed. by Diane Cole Ahl. Cambridge, 2002. P. 87−104. 1. Мастерская Филиппо Липпи
- Tesori della citta. Pittura del Tre-Quattrocento a Prato. Prato, 1998.
- Nativita di Filippo Lippi /Ed. M.P. Mannini. Firenze, 1995.
- Pittaliga M. Note sulla bottega di Filippo Lippi // L’Arte. 1941. 44. P.67.
- Pittaluga M. Fra Diamante collaboratore di Filippo Lippi // Rivista d’arte.1949. 23.P.19−26.
- Ruda J. Fra Filippo Lippi: Life and Work with a Complete Catalogue.1.ndon, 1993.
- Strutt E. С Fra Filippo Lippi. London, 1906.
- Мастерская Пьеро делла Франческа
- Лазарев В.Н. Пьеро делла Франческа. М., 1966.
- Лонги Р. Пьеро делла Франческа // Лонги Р. От Чимабуэ до
- Моранди. М., 1984. 41−112.
- Bensi Р. II Ruolo di Piero della Francesca nello sviluppo della tecnicapittorica del Quattrocento. Firenze, 1996. 1. genda di Piero della Francesca. Firenze, 1994. 1. ghtbown R. Piero della Francesca. New York, 1992.
- Un progetto per Piero della Francesca. Indagini diagnostiico-conoscitiveper la conservazione della «Legenda della Vera Croce» e della «Madonna del Parto». Firenze, 1989.
- Мастерская Антонио Поллайоло
- Chiarini М. Antonio Pollaiolo. Milano, 1966.
- Cruttwell M. Antonio Pollaiolo. London, 1911.
- Ettlinger L.D. Antonio and Piero Pollaiuolo. Oxford — New York, 1978.
- Fusco L. The Use of Sculptural Models by Painters in 15 Century // The
- Art Bulletin. 1982. 64. P. 175−194.
- Sabatini A. Antonio e Piero del Pollaijolo. Firenze, 1944.
- Wright A. Mantegna and Pollaiuolo: Artistic PersonaHty and the
- Marketing of Invention // Drawing 1400−1600. Invention and Innovation./ Ed. by S. Currie. Aldershot, 1998.
- Wright A. Antonio Pollaiuolo, «maestro di disegno"// Renaissance
- Florence: the Art of the 1470* exhibition 10 Oct. 199 — 16 Jan.2000.
- National Gallery of Washington / Cat. P.L. Rubin, A. Wright, N. Penny.1. P. 46−53.
- Мастерская Андреа Верроккио
- Андросов CO. Три терракотовых бюста круга Верроккьо//Сообщения Государственного Эрмитажа. XLV. Л., 1980. 5−7.
- Андросов СО. Андреа Верроккьо. 1435−1488. Л., 1984.
- Berenson В. Verrocchio е Leonardo, Leonardo е Credi // Bolletinod’Arte. 1933−1934. V.27. P.193−214.
- Bode W. Die italienishen Sculpturen der Renaissance in den Koniglichen
- Museen. Bildwerke des Andrea del Verrocchio // Jahrbuch derkoniglichen preussischen Kunstsammlungen. 1882. 3. S. 91−235.
- Brown D.A. Leonardo da Vinci. Origins of a Genius. London, 1998.
- Cadogan J.K. Linen Drapery Studies by Verrocchio, Leonardo and
- Ghirlandaio // Zeitschrift fur Kunstgeschichte. 1983. 46, S.27−62.
- Cadogan J. Verrocchio’s Drawing Reconsidered // Ibid. S. 367−400.
- Covi D. Four New Documents Concerning Andrea del Verrocchio // The
- Clark K. Leonardo da Vinci, an Account of his Development as an Artist.1. Cambridge, 1971.
- Cristiansen K. Leonardo’s Drapery Studies //The Burlington Magazine.1990. 132. P. 572−573.
- Dalli Regoli G. La Madonna di Piazza: «Ce n’e d’assai piu belle, nessunapiu perfetta» //Scritti di storia dell’arte in onore di Federico Zeri. Milano, 1984.V.1.P.213−234.
- Dalli Regoli G. Verrocchio, Lorenzo di Credi, Francesco di Simone
- Degenhart B. Di alcuni problemi di sviluppo della pittura nella bottegadel Verrocchio, di Leonardo, di Lorenzo di Credi // Rivista d’Arte. 1932. 403.V.14.P.263. 1. Ferrucci. Milan, 2003.
- Fomasari L. Andrea del Verrocchio e le botteghe toscane: I’atelier del
- Rinascimento // Leonardo e dintomi: il maestro, le botteghe, il territorio.1. Firenze, 2001.
- Goldsmith Philips, J. The Lady with Primroses // Art Bulletin of the
- Metropohtan Museum. 1969. V. XXVIL 8. P.385−395.
- Gronau G. Das sogennante Skitzenbuch des Verrocchio// Jahrbuch derkoniglich Preussischen Kunstsammlungen. 1896. XVII. P.65−72.
- Grossman Sh. Ghirlandaio’s «Madonna and Child» in Frankfurt and1. onardo's Beginning’s as a Painter // Stadel-Jahrbuch. 1979. Bd.7. 1. S.101−125.
- Grossman Sh. An Anonimous Florentine Drawing and the So-called
- Verrocchio’s Sketchbook//Master Drawings. 1972. 10. P. 15−19.
- Medici, II Verrocchio e Pistoia. Storia di due capolavori nella cattedraledi S. Zeno. Pistoia, 1996. 1. renzi L. Agnolo di Polo. Scultura in terracotta dipinta nella Firenze di fine Quattrocento. Ferrara, 1998.
- Oberhuber K. Le probleme des premieres oeweres de Verrocchio //
- Revue de I’art. 1978. 42. P. 63−76.
- Passavant G. Andrea del Verrocchio als Maler. Dusseldorf, 1959.
- Passavant G. Verrocchio. Sculptures, Paintings and Drawings. London, 1969.
- Pope-Hennessy J. Deux madonnes en marble de Verrocchio // Revue de1.art. 1988. 80. P. 17−25.
- Radcliffe A. New Light on Verrocchio’s Beheading of the Baptist //
- Verrocchio and the Late Quattrocento Italian Sculpture. Florence, 1992.1. P. 117−123.
- Seymour Ch. The Sculpture of Verrocchio. London, 1971.1. sguardo degli angeli: Verrocchio, Leonardo e il Battesimo di Cristo/ A cura di Antonio Natali. Firenze, 1998.
- Stites, R.S. Leonardo scultore e il busto di Giuliano de Medici del
- Verrocchio // Critica d’Arte. 1963. 57−58. P.1−32.
- Thiis J. Leonardo da Vinci. The Florentine Years of Leonardo and1. Verrocchio. London, 1913.
- Valentiner W.R. Leonardo as Verrocchio’s Co-worker // The Art1. Bulletin. 1930. 12. P.43-
- Valentiner W.R. On Leonardo’s Relation to Verrocchio // The Art1. Quarterly. 1941. 15.P.3.
- Verrocchio and the Late Quattrocento Italian Sculpture. Florence, 1992-
- Zeri F. II Maestro dell’Annunziazione Gardner // Bolletino d’Arte. 1953.38. P.125−139.