Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Макроэкономический анализ и выбор финансовой политики Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Координация финансовой политики должна осуществляться на двух разных уровнях. Во-первых, надо учесть ограничения краткосрочного характера, касающиеся оперативных процедур денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Во-вторых, следует иметь в виду долгосрочные макроэкономические последствия в случае отсутствия сбалансированности мероприятий, осуществляемых по разным направлениям. Основные… Читать ещё >

Содержание

  • ф
  • Введение
  • Глава I. Теоретические и методические основы макроэкономического анализа
    • 1. 1. Основные и секторальные макроэкономические показатели и их взаимосвязи
    • 1. 2. Факторы, влияющие на макроэкономические изменения
  • Глава II. Исследование и оценка финансовых потоков в Республике
  • Таджикистан
    • 2. 1. Внешнеэкономическая деятельность
    • 2. 2. Состояние государственного внешнего долга
    • 2. 3. Состояние денежно — кредитной сферы
  • Глава III. Основные направления совершенствования финансовой политики Республики Таджикистан
    • 3. 1. Предпосылки и необходимость совершенствования финансовой политики.96. 3.2. Вопросы совершенствования управления внешними заимствованиями и государственным долгом
    • 3. 3. Корректировка финансовой политики

Макроэкономический анализ и выбор финансовой политики Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Анализ социально — экономических процессов, происходящих в стране, является главной составляющей приемов, используемых при государственном регулировании. Обобщение результатов экономических процессов на макроуровне с разграничением их по сферам экономики, оценка агрегированных индикаторов, отражающих воздействие денежно — кредитной и фискальной политики, изучение валютных курсов и платежного баланса, факторов, влияющих на увеличение государственного внешнего долга позволяют представить общую картину хозяйственной деятельности и, во многом, политики страны. Изучение тенденций развития ф экономики и причин их возникновения позволяет сделать достоверным прогнозирование и с помощью регулирующих механизмов скорректировать в благоприятную сторону. Количественная оценка результатов, получаемых в процессе макроэкономического исследования, является информационной основой для таких корректировок, что особенно важно в период проведения рыночных реформ.

Процесс реформирования в Республике Таджикистан начался с серьезным опозданием по сравнению с другими странами СНГ в связи с затяжным гражданским конфликтом, который продолжался до 1997 года. Численность населения, живущего за чертой бедности, в стране весьма велика: «у^ф в крайней бедности (2,15 дол. США в день).живет 68% населения, более 95% могут быть отнесены к бедным (4,30 дол. США в день)1. За время «переходного периода» уровень бедности значительно возрос по причине резкого снижения объема ВВП и расслоения населения по уровню доходов. Возрос государственный внешний долг, который в 2001 г. составил — 96%, а в.

1 /Сокращение уровня бедности, экономический рост и устойчивость долговой ситуации в странах СНГ с низким доходом. — Вашингтон: Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк, 2002 г. — С. 29.

2002 — 82% к ВВП. Собираемость налогов в Таджикистане отстает на 9% от среднего уровня в регионе, составляющего 23% ВВП1.

В настоящее время остро стоит проблема совершенствования финансовой политики Республики Таджикистан на основе мирового опыта. Это было отмечено в послании Президента Республики Таджикистан Парламенту страны: «Основой экономики любого общества, — отмечает Э. Ш. Рахмонов, — является обеспечение макроэкономической стабильности, без которой невозможно обеспечение накоплений и осуществление инвестиций. Поэтому мы придаем важное значение тщательно разработанным мерам в области фискальной политики для поддержания макроэкономической стабильности. Экономический рост является важнейшим механизмом обеспечения возможностей трудоустройства через создание новых рабочих мест и повышения уровня жизни. Для обеспечения такого роста Правительство будет придерживаться практики принятия эффективных мер макроэкономической политики, создания условий для реформирования предприятий и развития частного сектора, особенно в области сельского хозяйства, поддержки развития финансового сектора, улучшения инфраструктуры» .

Необходимо отметить, что обеспечение макроэкономической стабильности Республики Таджикистан серьезно осложнено факторами становления рыночной экономики (переходной период), геополитической позицией страны, незавершенностью преобразований в институциональной сфере и нормативно-правовой области и рядом других особенностей.

Таким образом, исследование некоторых важнейших показателей макроэкономической ситуации и на этой основе разработка предложений по выбору финансовой политики определяют значимость и актуальность выбора темы диссертационной работы.

1 /Сокращение уровня бедности, экономический рост и устойчивость долговой ситуации в странах СНГ с низким доходом. — Вашингтон: Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк, 2002 г. — С. 30.

Послание Президента Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонова членам Маджлиси Милли и депутатам Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан «Главная цель наших реформ — снижение бедности"//Экономика Таджикистана: стратегия развития. -2001. — № 2. — С. 9 — 10.

Степень изученности проблемы. Проблема выбора финансовой политики в условиях развития разных стран с целью достижения экономического роста рассматривается в трудах многих ученых-экономистов. Основные положения, понятия и процесс принятия решений с целью корректировки финансовой политики на основе макроэкономического анализа отражены в трудах Дж.Кейнса. В книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) он обосновал положение о решающей роли государства в предотвращении кризисов и безработицы. М. Фридмен — признанный лидер монетаристского направления, в которой деньгам отводится решающая роль в экономической жизни — считает, что уровень цен определяется количеством денег в обращении. У. Льюис (труд «Теория экономического роста», 1955 г.) проводил исследование проблем экономического развития и его особенностей в развивающихся странах. Он отмечает: «Однако то, что может быть полезным для развитых государств, не обязательно даст аналогичный результат в развивающихся странах и потому не должно автоматически заимствоваться странами «третьего мира». В указанном направлении работали Р. Солоу (фундаментальный вклад в теорию экономического роста и анализ роли научно — технического прогресса в развитии экономики), К. Макконелл и С. Брю (развивают и дополняют изложенные ранее экономические взгляды по актуальным проблемам современности), Г. Н. Мэнкью, М. Вудфорд, Дж.Б.Тэйлор, С. Фишер и ученые — экономисты советского периода: Л. И. Абалкин, А. И. Анчишкин, Н. Л. Кузнецова, В. Д. Камаев, В. Леонтьев (развитие метода «затраты — выпуск» и его применение к важнейшим экономическим проблемам), А. Г. Милейковский, Н. И. Микульский, С. М. Никитин, И. С. Шаршов и др.

Многие аспекты проведения макроэкономического анализа и проблем финансовой политики отражены в трудах ученых — экономистов Республики Таджикистан Г. С. Абдусамадова, И. А. Асророва, Р. Т. Джаббарова, Н. К.

Каюмова, А. X. Катаева, С. Д. Комилова, Т. Н. Назарова, М. Н. Нурмахмадова, Р. К. Рахимова, Х. У. Умарова и др.

Учеными — экономистами Республики Таджикистан рассматривались проблемы выбора финансовой политики1, а также связанные с ним вопросы инвестирования экономического роста2- монетарные проблемы и вопросысоциальной политики3.

Исследования методических и практических вопросов проведения макроэкономического анализа, а также выработка на этой основе предложений, позволяющих в первую очередь сократить уровень бедности в условиях переходной экономики Республики Таджикистан, требуют продолжения, так как подвержены постоянным изменениям в результате воздействия внешних и внутренних факторов.

Совершенствование финансовой политики и корректировка государственных регуляторов экономики, приводящее к макроэкономической стабилизации, по мнению автора, прежде всего, находятся в области:

— оценки таких проблем, как дефицит государственного бюджета, достаточность денежной массы и инфляция, внешнеторговый дефицит, внешний долг и ограниченность резервов иностранной валюты;

— связи макропоказателей с действиями по улучшению защиты населения от последствий роста потребительских цен и внесения изменений в систему социальных гарантий;

1 Назаров Т. Н. Таджикистан: Стимулы экономического роста в контексте формирования и развития социальноориентированных рыночных отношений//Экономика Таджикистана: стратегия развития, — 2004.-№ 1, — С.34−58- Джаббаров Р. Т. О некоторых проблемах экономической политики ТаджикистанаУ/Экономика Таджикистана: стратегия развития.- 2003.-№ 2, — С.162−176- Рахимов Р. К. Теоретические вопросы стратегии развития экономики Республики Таджикистан в переходный период. //Экономика Таджикистана: стратегия развития.-2001.-№ 2, — С. 55−75- Умаров X. У., Зарифова 3. С. Монетарные проблемы демонетизированной экономики//Экономика Таджикистана: стратегия развития, — 2003.-№ 1. С. 97−111- Рахимов Р. К. К вопросу о финансово — кредитных рычагах развития экономики Таджикистана. //Экономика Таджикистана: стратегия развития, — 2005.-№ 2, — С. 34−58.

2 Рахимов Р. К. Некоторые вопросы инвестирования экономического роста//Экономика Таджикистана: стратегия развития.- 2003.-№ 1, — С. 24−40.

3 Умаров X. У. Важнейшие проблемы социальнодемографического развития Таджикистана. //Экономика Таджикистанаб стратегия развития, — 2003,-№ 2. С.71−88.

— формирования долгосрочной монетарной и фискальной политики, позволяющей осуществлять постоянный контроль за развитием экономики с использованием макроэкономических показателей.

Цель и задачи исследования

Целью диссертации является исследование некоторых макроэкономических инструментов и механизмов, влияющих на процесс принятия решений в области экономической политики, и поиски путей совершенствования государственных регуляторов экономики Республики Таджикистан.

Для достижения вышеуказанной цели поставлены задачи:

1. провести обзор теоретических и методических основ макроэкономического анализа с выделением приоритетных для выбора путей развития экономики Республики Таджикистан на нынешнем этапе;

2. выявить факторы, влияющие на макроэкономические показатели в конкретных условиях;

3. исследовать макроэкономическую ситуацию в Республике Таджикистан, включающую наиболее важнейшие вопросы финансовой политики: комплексную оценку внешнеэкономической деятельности, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики и управления государственным внешним долгом страны;

4. разработать предложения по выбору финансовой политики Республики Таджикистан, используя выявленные причины дисбалансов.

Объектом исследования является макроэкономическая ситуация и ее стабилизация в Республике Таджикистан, складывающаяся на современном этапе развития.

Предметом исследования выступают закономерности и тенденции развития национальной экономики, влияние денежно — кредитной и налоговобюджетной политики на достижение макроэкономической стабилизации в стране.

Методологическую основу исследования составляют: фундаментальные научные труды, содержащие макроэкономический анализ денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики как основы для выработки финансовой политики страныисследования, касающиеся проблем проведения экономических реформ с применением макроэкономических индикаторов в странах с переходной экономикой Восточной Европы и СНГ, а также развивающихся стран миразаконодательные и нормативные акты Республики Таджикистан, связанные с денежно-кредитным регулированием, формированием налоговой системымеморандумы Международного Валютного Фонда о проведении макроэкономических преобразований в Республике Таджикистан.

При проведении макроэкономического анализа используется информационно-статистическая база Государственного комитета статистики Республики Таджикистан, официальный вебсайт Национального банка Таджикистана, статистические данные Международного Валютного Фонда, Всемирного банка, Азиатского Банка Развития, Европейского Банка Реконструкции и Развития.

Научная новизна работы.

1. Проведено исследование макроэкономической ситуации в Республике Таджикистан, основанное на анализе реального сектора экономики, оценки внешнеэкономической деятельности, налогово — бюджетной и денежнокредитной политики, государственного внешнего долга и его управлении, где в частности, отмечено наличие долларизации и теневой экономикиопределены пути взаимодействия налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики с целью достижения макроэкономических целей.

2. На основе исследования внешнеэкономической деятельности дана оценка международному положению страны и определены дальнейшие задачи органов государственного регулирования в области внешнеторговой политики.

3. Выявлены основные факторы, влияющие на макроэкономические преобразования в условиях формирования рыночной экономики, а именно, экономический рост /темпы совокупного роста/- платежный баланс /дефицит текущего счета, резервы и внешняя задолженность, условия торговли, составные элементы потоков капитала и их структура по срокам/- неустойчивость уровня инфляциипроцентные ставки и валютные курсы /неустойчивость процентных ставок и валютных курсов, уровень реальных внутренних процентных ставок, гарантии устойчивости валютного курса/- резкий рост цен на кредиты и активыпоследствия распространения кризисов /внешнеторговое влияниекорреляция финансовых рынков/- прочие факторы /целевое кредитование и инвестиции, использование правительством банковской системы и прочие квазифискальные дисбалансы, просроченные платежи/.

4. Определены основные проблемы и приоритетные направления развития экономики Республики Таджикистан, а именно:

— в реальном секторе экономики — развитие аграрного сектора за счет легализации денежный средств на основе прав собственности, что, в свою очередь, позволит создать рабочие места;

— при построении налогово-бюджетной политики — упрощение системы регистрации малых предприятий на селес целью вывода неформального сектора экономики целесообразность определения эффективности налоговой системы посредством использования показателей эластичности и динамичности налоговых поступлений за определенный период для внесения последующих изменений в законодательстворекомендации в области управления внешним долгом;

— необходимость создания стимулирующей системы налогообложения для повышения мобильности внутреннего капитала страны посредством механизмов привлечения депозитов юридических и физических лиц в банковскую систему. Такая система предполагает, что все расходы по обслуживанию кредитов коммерческих банков вычитаются из налогооблагаемой базы без какихлибо ограничений, стимулируя рост привлеченного оборотного капитала. Это, по мнению автора, даст толчок для вложения собственных средств в виде депозитов и последующего получения кредита. Такой «переток» средств, в свою очередь, позволит Национальному банку Таджикистана полностью контролировать денежную массу с целью маневрирования при установлении обменного курса и прогнозировании уровня инфляции;

— в денежно — кредитной политике — сокращеннее долларизации и ее влияния на уровень инфляции, а также учет достаточности национальной валюты в денежном обращении.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее выводов при корректировке экономической политики и выборе стратегии развития Республики Таджикистан. Полученные результаты могут быть использованы Правительством Республики Таджикистан, Национальным банком Таджикистана, Министерством финансов Республики Таджикистана, Министерством экономики и торговли Республики Таджикистан, а также в учебном процессе вузов на экономических факультетах.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные научные результаты диссертации были доложены на: научно — практической конференции «Основные направления дальнейшего реформирования экономики Республики Таджикистан», посвященной 80 — летию города Душанбе, проходившей в РоссийскоТаджикском (славянском) университете 26−27 ноября 2004 г.- круглом столе на тему: «Проблемы стабильного экономического роста в Республике Таджикистан», проходившем в Российско — Таджикском (славянском) университете 29 марта 2005 г. в соответствии с Планом мероприятий Правительства Республики Таджикистан на 2005 годи.

— международной научно — практической конференции «Экономико-правовые аспекты управления внешним долгом, проходившей в Институте повышения квалификации государственных служащих Республики Таджикистан 26−27 октября 2005 г. в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан за № 43 от 29 января 2005 года.

Рекомендации диссертационной работы в области управления государственным внешним долгом Республики Таджикистан, направленные на обеспечение стабильности макроэкономической сферы и платежного баланса, были использованы Министерством финансов Республики Таджикистан.

Кроме того, материалы исследования были использованы в составлении курса лекций по дисциплинам «Экономика финансов» и «Финансовый менеджмент» для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит».

Публикации. Результаты диссертации опубликованы автором в следующих изданиях:

1) Зависимость макроэкономических показателей от состояния финансовой системы (на материалах Республики Таджикистан): Монограф ия/РТСУ-Душанбе: Деваштич, 2005. — 48 е.: ил. — Библиогр. в конце.- 100 экз. — 3 п.л.

2) Анализ образования государственного внешнего долга Республики Таджикистан //Вестник РТСУ, 2003. — № 1 (4). — 0,94 п.л.

3) Координация и прогнозирование структурной экономической политики //Вестник РТСУ, 2005.-№ 1(9). — 0,56 п.л. (в соавторстве).

4) Вопросы совершенствования финансово — кредитной политики //Вестник РТСУ, 2005.-№ 1(9). — 0,38 п.л.

5) Финансовая стабильность — основа экономического роста// Вестник РТСУ, 2005. — № 2 (10). — 0,5 п.л. (в соавторстве).

6) Эффективное управление государственным внешним долгом: Материалы международной научно-практической конференции «Экономико-правовые аспекты управления внешним долгом». — Душанбе: ИПКГС, 2005. — 0,6 п. л.

7) Анализ состояния платежного баланса Республики Таджикистан //Известия академии наук Республики Таджикистан — в печати — 0,81 п.л. (в соавторстве).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка в количестве 155 наименований, двух приложений, изложена на 178 страницах компьютерного текста. Работа иллюстрирована 11 таблицами, 4 диаграммами и 5 графиками.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет сделать нам следующие выводы:

1. Учитывая тот факт, что экономика Республики Таджикистан зависит от условий торговли, а также имеет низкую мобильность капитала, то страна может иметь дефицит по счету текущих операций платежного баланса в течение неограниченного периода времени. Рано или поздно ожидания снижения валютного курса могут вызвать валютный кризис задолго до исчерпания международных резервов. Можно сделать вывод о том, что при отсутствии мобильного капитала и привязанном валютном курсе счет текущих операций должен быть объектом пристального наблюдения и прогнозирования цен и объемов внешнеторгового оборота. Это необходимо для избежания внезапной спекулятивной атаки на валюту, а также кризиса платежного баланса.

2. Для эффективного управления внешним долгом Правительству необходимо:

— спрогнозировать временной график выполнения обязательств по обслуживанию долга;

— иметь достоверный прогноз экспортных поступлений, внутренних доходов и будущего доступа к финансовым ресурсам;

— следить за потенциальными возможностями для досрочного погашения или реструктуризации долга, чтобы воспользоваться новыми заимствованиями на более выгодных условияхпривести сроки погашения займов в соответствие с доходами от проектов финансирования или отреагировать на падение экспортный выручки и неожиданные расходы на импорт;

— рассчитывать окупаемость проектов финансирования при экспертизе новых внешних заимствований;

— рассмотреть возможность погашения внешнего займа за счет специально создаваемых фондов (резервов), пополняемых за счет эксплуатации объектов проектного финансирования, как, например, за счет эксплуатации построенных дорог, завезенного оборудования, или в случае экспортного кредитования — за счет выручки от реализации товаров. Правительству следует позаботиться о том, чтобы на финансовых рынках кредиты являлись составной частью пакета, обеспечивающего наиболее возможную комбинацию внешних финансовых ресурсов для экономики, а также для индивидуальных проектов. Применительно к проектам наилучшее сочетание могло бы означать сочетание с:

1) максимальными льготными займами или минимальным рыночным финансированием;

2) максимальными капиталами, которые могут быть легко пролонгированы;

3) минимальными платежами в счет обслуживания долга, причитающимися в годы, предшествующие получению прибыли.

Правительство должно также обеспечить соответствие комплексного пакета финансирования национальным финансовым приоритетам. Это подразумевает проведение оценки таких аспектов, как:

— источники финансирования, включая суммы, которые могут быть заимствованы, и перспективы будущего предложения;

— валютный состав иностранных заимствований, который сведет к минимуму потенциальный риск колебаний обменных курсов;

— потенциальный риск колебаний процентных ставок на протяжении существования кредита и воздействие новых заимствований на структуру обязательств по обслуживанию долга.

3. Наряду с политикой в области обменного курса и состоянием внутреннего и внешнего спроса, на торговые потоки оказывает существенное влияние торговая политика, включая тарифы, импортные и экспортные квоты, импортные и экспортные субсидии и другие стимулы и дестимулирующие воздействия на торговлю. Исходя из того, что в Республике Таджикистан не производится оборудование, необходимое для развития отраслей экономики, в том числе для реконструкции имеющихся производственных мощностей, созданных в Советском Союзе, необходимо в таможенных тарифах Республики Таджикистан предусмотреть беспошлинный ввоз основного технологического оборудования, которое выступает в качестве вклада в уставной капитал вне зависимости от адресата поставки и сроков ввоза. Пересмотр данного таможенного тарифа и доведение его до «нуля» для нового оборудования или срок использования которого составляет менее трех лет, позволят активизировать создание и модернизацию производственных мощностей Республики Таджикистан, которая осуществляется в основном за счет иностранных инвестиций. Это разрешило бы ряд проблем, связанных с кредитованием или финансированием данных проектов, так как снизило бы издержки предприятий на растаможивание привезенного оборудования, запасных частей и введение его в эксплуатацию, что в свою очередь позволило бы своевременно осуществлять погашение привлеченных кредитов и наращивать производство без задержек.

4. Использование иностранной валюты в качестве средства накопления (долларизация) может оказаться долгосрочным явлением, поскольку в значительной части представляет собой естественное следствие диверсификации портфелей в результате финансовой либерализации и интеграции с международными финансовыми рынками. Наиболее важным следствием долларизации является то, что рост объема валютных вкладов и депозитов в национальной банковской системе повышает уязвимость банковского сектора, официальных валютных резервов и обменных курсов по отношению к колебаниям настроения участников рынков и бегству капиталов. Долларизацию, превышающую нормальные уровни диверсификации портфелей, следует рассматривать как симптом, а не причину фундаментальных слабостей финансовой системы.

5. Для достижения устойчивого экономического роста необходимо усилить координацию действий директивных органов в денежно — кредитной и налогово-бюджетных областях. Важно обеспечить доверие на каждом их этих двух направлений. Стабилизация ожиданий через меры монетарной политики может быть успешной только тогда, когда состояние государственных финансов не порождает дестабилизирующих ожиданий. Стремление обеспечить стабильность цен, когда доверие к экономическим мерам поставлено под сомнение в результате неблагоприятного впечатления, вызываемого фискальной политикой, может привести к резкому росту процентных ставок или к значительным потерям международных резервов. С другой стороны, чем меньше доверия к монетарной политике, тем большее бремя ложится на налогово-бюджетные органы, поскольку в этом случае процентные ставки будут расти.

Надо учитывать факт, что корректировки монетарной и фискальной политики имеют разные временные рамки. В обычных условиях на изменение ситуации в налогово-бюджетной сфере уходит много времени. С другой стороны, мерами области монетарной политики можно влиять на положение в денежно-кредитном секторе каждодневно.

6. Координация финансовой политики должна осуществляться на двух разных уровнях. Во-первых, надо учесть ограничения краткосрочного характера, касающиеся оперативных процедур денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Во-вторых, следует иметь в виду долгосрочные макроэкономические последствия в случае отсутствия сбалансированности мероприятий, осуществляемых по разным направлениям. Основные направления, -требующие внимания в краткосрочной перспективе, — это денежно — кредитная сфера и управление государственным долгом. В долгосрочном плане координация предполагает разработку такого сбалансированного набора мер монетарной и налогово-бюджетной политики, которые способствовали бы обузданию инфляции и обеспечению необходимых условий для устойчивого развития экономики. Для этого необходимо ограничить дефицит государственного бюджета таким образом, чтобы его можно было финансировать через рынки капитала без искажений в распределении ресурсов и прямого монетарного финансирования через центральный банк.

7. В целях создания и развития рынков капитала в стране требуется еще большая координация монетарной и фискальной политики. Внутренний финансовый рынок дает возможность финансировать дефицит государственного бюджета с наименьшими искажениями для экономики, а необходимость платить рыночные ставки при обслуживании своей задолженности препятствует значительному росту фискального дефицита. В то же самое время, наличие таких рынков позволяет центральному банку более эффективно вести монетарную политику, используя при этом косвенные рыночные инструменты. Кроме того, национальные финансовые рынки дисциплинируют денежно-кредитные и налогово-бюджетные органы, учитывая их обязанности по обеспечению стабильного финансового климата, который способствовал бы упорядоченности и эффективности на этих рынках.

8. Выбор финансовой политики необходим при проведении структурных реформ и либерализации финансового сектора. Такие реформы должны проходить в рамках налогово-бюджетного курса, обеспечивающего макроэкономическую стабильность, а также при отсутствии налоговой дискриминации в отношении финансовой деятельности. Значительный дефицит государственного бюджета на фоне проведения реформы финансового сектора может вызвать резкий рост процентных ставок. Если их искусственно удерживать на низком уровне, то последует либо инфляционный всплеск, либо значительный рост спроса на кредиты и серьезные искажения при распределении ресурсов. И в том, и в другом случае программа финансовых реформ замедлится. Задолженность по правительственным платежам также будет в значительной степени влиять на успех финансовой реформы.

9. Одной из основных задач органа денежно — кредитного регулирования является снижение уровня инфляции. Анализируя тренд скорости обращения широкого показателя денежной массы М2, можно прогнозировать, что скорость обращения за период с 2005 — 2008 гг. будет составлять от 11 до 15, уровень инфляции на конец периода будет находиться в пределах от 13−18% соответственно.

Для проведения монетарной политики Национальный банк Таджикистана должен быть нацелен на увеличение международных резервов для поддержания стабильного курса сомони. Учитывая тот факт, что спрос на деньги зависит от разницы между процентной ставкой по казначейским векселям и процентной ставкой по депозитам, можно говорить о том, что скорость обращения широкого показателя денежной массы М2 будет уменьшаться, если такая разница будет незначительной, и увеличиваться, если она достигнет значительного разрыва.

10. Воизбежание застойных процессов в реальном секторе экономики необходимо обеспечить предложение достаточной денежной массы.

11. Для повышения мобильности внутреннего капитала страны необходимость создания стимулирующей системы налогообложения для повышения мобильности внутреннего капитала страны посредством механизмов привлечения депозитов юридических и физических лиц в банковскую систему. В частности, предполагается все расходы по обслуживанию кредитов коммерческих банков вычитать из налогооблагаемой базы без какихлибо ограничений, стимулируя рост привлеченного оборотного капитала. Это, по мнению автора, даст толчок для вложения собственных средств в виде депозитов и последующего получения кредита. Такой «переток» средств, в свою очередь, позволит Национальному банку Таджикистана полностью контролировать денежную массу с целью маневрирования при установлении обменного курса и прогнозировании уровня инфляции.

12. С целью развития международного межбанковского кредитования или, иными словами, притока иностранных инвестиций в экономику Республики Таджикистан через коммерческие банки, необходимо пересмотреть порядок налогообложения (статья 163 Налогового кодекса Республики Таджикистан), определяющий двойное налогообложение прибыли этих банков.

13. С целью сокращения неформального сектора экономики целесообразно определять эффективность налоговой системы посредством использования показателей эластичности и динамичности налоговых поступлений за определенный период для внесения изменений в законодательство.

14. Правительству республики следует обратить особое внимание на необходимость совершенствования аграрной политики. Сельское хозяйство играет важную социальную роль в экономике Таджикистана, в особенности для малообеспеченных слоев. Увеличение производительности труда в сельском хозяйстве, а также содействие росту его объемов — обязательные элементы стратегии по сокращению бедности. На долю аграрного сектора приходится около 20% ВВП и около 30% экспортной выручки, в основном за счет? оюпка, приблизительно 35% налоговых сборов и около 50% занятости всех трудовых ресурсов страны1. Исходя из вышеизложенного, с целью сокращения уровня бедности предлагается:

— разработать законодательную базу по дополнительной легализации денежных средств в аграрном секторе, с предоставлением дополнительных сроков и льгот при вложении этих средств в развитие сельской инфраструктуры на основе прав собственности;

— упростить систему налогообложения и регистрацию малых предприятий на селе, что позволит создать малые предприятия, а также выведет часть служащих из системы государственных органов и решит проблему перераспределения трудовых ресурсов между городом и селом. В свою очередь, это поможет решить вопрос об увеличении заработной платы государственных служащих без выделения дополнительных бюджетных средств за счет заработной платы «старого» штатного состава;

— предусмотреть отчисления для содержания медицинских учреждений на территории определенного населенного пункта из выручки вышеуказанных предприятий в размере не более 2- 3%. Эта мера позволит улучшить медицинское обслуживание и частично решит проблему безработицы медицинских работников.

15. С целью проведения достоверного прогнозирования развития экономики необходимо свести к минимуму статистические расхождения в отчетности. С этой целью — разработать программу перехода всех предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности на Международный Стандарт Финансовой Отчетности. С другой стороны, это вызовет больше доверия к данным структурам при привлечении кредитов, как от коммерческих банков страны, так и международных инвесторов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Республики Таджикистан «О принятии Налогового кодекса Республики Таджикистан и его введение в действие» за № 61 от 3 декабря 2004 г.
  2. Закон Республики Таджикистан «О принятии Таможенного кодекса Республики Таджикистан и его введение в действие» за № 62 от 3 декабря 2004 г.
  3. Постановление Правительства Республики Таджикистан за № 450 от 25 октября 2003 года «О таможенном тарифе Республики Таджикистан»
  4. Закон Республики Таджикистан «О валютном регулировании и валютном контроле» за № 112 от 4 ноября 1995 года (С дополнениями и изменениями за № 498 от 12 декабря 1997 года, № 622 от 22 мая 1998 года и № 826 от 3 сентября 1999 года)
  5. Закон Республики Таджикистан «О банках и банковской деятельности» за № 62 от 2 декабря 2002 года.
  6. Закон Республики Таджикистан «О Национальном банке Таджикистана» с изменениями и дополнениями за № 63 от 2 декабря 2002 года.
  7. Ю.Меморандум по вопросам экономической и финансовой политики на период с 2002 по 2005 г. г. в рамках Механизма сокращения бедности и содействия экономическому росту.
  8. П.Акулов В. Б. Кейнсианская модель макроэкономического регулирования: возможность использования в современной экономике СПб.: Санкт -петербургский университет, 1993. — С. 111
  9. Н. И. Макроэкономика -М.: Инфра- М, 2003.-С. 115−116
  10. Ю., Гапенски JI. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. -СПб.: Экономическая школа, 1998. Т 2.- С. 532−546
  11. А. Г. Экономика 3-е изд. -М.: Информационно — внедрительный центр «Маркетинг», 1999.- С. 474
  12. А. Г. Экономика 6 изд.- М.: МГУПС, 2002. -С. 561−574
  13. А. Г. Экономика 8 изд., перераб. и доп.- М.: Дашков и Ко, 2004. -С. 218−230
  14. JI. Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика / Пер. с англ. М.: «ИНФРА — М», 1996. — С. 384 — 385
  15. . И., Четвергова Н. В. Экономика: введение в экономический анализ Тамбов: Изд. ТГТУ, 2003.- С. 28−34.
  16. А. Г., Думная Н. Н. Макроэкономика. Теория и российская практика М.: КноРус, 2004. -С. 114−125
  17. Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- под общ. ред. Б. Лисовика и др. С-Петербург, 1997 г. — С. 176
  18. Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др., под общей ред. Б. Лисовика и др. СПб., 1997. -С 207−213
  19. Р. Фишер С. Макроэкономика /Пер. с англ. М.: МГУ: ИНФРА -. М, 1997.-С. 13−15.
  20. Р. Фишер С. Макроэкономика /Пер. с англ. М.: МГУ: ИНФРА -М, 1997.-С. 636−647
  21. М. Е. Анализ неравновесных состояний и процессов в макроэкономических моделях -М.: ТЕИС, 2000. -С. 94−100
  22. С. В., Леонова Т. Г., Маклашевская Н. А. Макроэкономика. Выпуск 1. — М.: Экономический факультет, ТЕИС, 2001. С. 82 -83
  23. А. П. Международная экономика 4.2. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование -М.: Питер, 2003. -С. 387−395
  24. Клаус Нойссер «Основы экономических наук: макроэкономика» -Вена: Венский институт, 1996, -С. 20−25
  25. А. М. Макрорегулирование современной экономики: проблема «невидимой руки» М.: Финансы и статистика, 2000. — С. 9
  26. В. Д. Аналитическая деятельность в процессе принятия макроэкономических решений М.: Диалог — МГУ, 1997. -С. 31−60
  27. Э. Н. Основы макроэкономики. М.: ТЕИС, 1999. — С. 80−81
  28. JI. П. Fundamentals of economics. -Cheboksary: Chuvash state univ. publ. house, 2001. C. 18−29
  29. H. Г. Макроэкономика /Пер. с англ. М.: МГУ, 1994. -С. 252 — 259
  30. Г. Н. Принципы макроэкономики 2-е изд. -М.: Питер, 2003. -С. 239−246
  31. Г. Н. Принципы макроэкономики 2-е изд. -М.: Питер, 2003. -С. 252−255
  32. Г. Н. Принципы макроэкономики 2-е изд. -М.: Питер, 2003. -С. 262
  33. Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход / Пер. с англ. -М.: Дело, 1999. -С. 302−314
  34. А. С. Макроэкономика. СПб.: Питер, 2000. — С. 400 — 407
  35. А. С. Макроэкономика: Открытая экономика. Причины экономического роста. Динамика рынков. 3-е издание — М.: Питер, 2004. С. 305−309
  36. В. Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке М.: ИНПРОРЕС, 1995.-С. 201−212
  37. JI. Д. Международная экономика: макроэкономика Иркутск: БГУЭП, 2003. -С. 45−51
  38. К. А. Макроэкономика М.: ТЕИС: Экономический факультет МГУ, 2004. — С. 538−574
  39. И. В. Макроэкономическая теория и экономика России Омск: ОмГУ, 2002.-С. 71−76
  40. Н. Л. Долгосрочный аспект 3-е изд. — М.: ТЕИС, 2003. -С. 15−28
  41. Ф. И. Теория государственного управления М.: Экономика, 2002. -С. 151−17 445. //Сокращение уровня бедности, экономический рост и устойчивость долговой ситуации в странах СНГ с низким доходом Вашингтон: МВФ, Всемирный банк, 4 февраля 2002
  42. Банковский статистический бюллетень Август 2004 / 8 (109), Национальный банк Таджикистана, Душанбе, 2004
  43. Банковский статистический бюллетень Октябрь 2004 / 10 (111), Национальный банк Таджикистана, Душанбе, 2004
  44. Банковский статистический бюллетень Октябрь 2004 / 10 (111), Национальный банк Таджикистана, Душанбе, 2004
  45. Банковский статистический бюллетень Декабрь 2004/ 12 (113), Национальный банк Таджикистана, Душанбе, 2004
  46. Вестник Национального банка Таджикистана, № 1−2 (39−40), Душанбе, 2003, С. 42, 44
  47. Вестник Национального банка Таджикистана, № 5−6 (43−44), Душанбе, 2003, С. 60
  48. Статистические данные Азиатского банка Развития, Европейского банка Реконструкции и Развития, Всемирного банка, Международного Валютного Фонда.
  49. Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник. М.: Дело и сервис, 2002.-С. 14
  50. Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник. М.: Дело и сервис, 2002.-С. 16−18
  51. Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник. М.: Дело и сервис, 2002.-С. 34−36
  52. Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник. М.: Дело и сервис, 2002.-С. 255−256
  53. М. К., Семенов В. А. Макроэкономика (Основы экономической политики): Учебник. М.: ДИС, 1997. — С. 229
  54. М. К., Семенов А. М., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник, -3-е изд., пеерераб. и доп. М.: Дело и сервис, 2000. С. 12
  55. М. К., Семенов В. А. Макроэкономика (Основы экономической политики): Учебник. М.: Дело и сервис, 1997. — С. 159
  56. М., Виплош Ч. Макроэкономика: Учебник 2-е издание / Пер. с англ. Г. В. Борисова, И. В, Розмаинского, А. А. Фофонова, К, А, Холодилина. Под ред. канд. экон. наук В. В, Лукащевича, К. А, Холодилина. — СПб.: Судостроение, 1998. — С. 40−44
  57. М., Виплош Ч. Макроэкономика: Учебник 2-е издание / Пер. с англ. Г. В. Борисова, И. В, Розмаинского, А. А. Фофонова, К, А, Холодилина. Под ред. канд. экон. наук В. В, Лукащевича, К. А, Холодилина. — СПб.: Судостроение, 1998. — С. 370
  58. Г. С. Макроэкономика: Учебник СПб: Питер: Питер Принт, 2004. С: 415−417
  59. В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика: Учебник / Общая редакция Л. С. Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: СПбГУЭФ, 1997. — С. 15−17,19
  60. В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика: Учебник / Общая редакция Л. С. Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. -СПб.: СПбГУЭФ, 1997. С. 27−28
  61. В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика: Учебник / Общая редакция Л. С. Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: СПбГУЭФ, 1997. — С. 45−46
  62. Л. Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 416−417
  63. А. И. Экономическая теория: Учебник 3-е изд. -СПб.: Санкт -Петербургский государственный университет экономики и финансов: Питер, 1999.-С. 243−245
  64. К. Р. Экономикс. Принципы, проблемы и политика: Учебник. -14 изд. М.: Инфра- М, 2003. — С. 789−815
  65. Е. Б. Макроэкономика: Учебник. -СПб: Поиск, 1997. С. 354−356
  66. Фундаментальный анализ, учебник http://www.forex-book.com/fund.htm, С. 7 -9.
  67. Г. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебное пособие под общей редакцией профессора Судоровича А. В. М.: Ассоциация преподавателей гуманитарных наук, 1996.-С. 162
  68. В. В. Микроэкономические основы макроэкономики: Учебное пособие. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского государственного ун-та экономики и финансов, 2000. -С. 7−12.
  69. . Ф. Системный курс экономической теории: Микроэкономика: Макроэкономика: Учебное пособие 2изд.- СПб: Бизнес — пресса, 2000. .-С. 119−131
  70. . Ф. Системный курс экономической теории: Микроэкономика: Макроэкономика: Учебное пособие. СПб: Лениздат, 1998. С. 98−105
  71. А. М. Макроэкономика 1: Учебно — методическое пособие. -Казань: Унипресс, 2000. — С. 16
  72. В. 3. Общая экономическая теория. Учебное пособие. — Новосибирск: Изд. компания «Лада», 1999.- С.449 454
  73. А. М. Экономическая теория: введение в экономическую теорию, микроэкономика, макроэкономика и переходная экономика: Учебное пособие. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2000. — С.38
  74. Г. М., Лысенко А. О., Шипко Н. Н. Экономическая теория: опорный конспект по макроэкономике: Учебное пособие. Новосибирск: Изд. СГУПСа, 2000. — С. 4 -12
  75. В. А. Введение в макроэкономику: Учебное пособие. М.: Национальный институт бизнеса, 2001. — С, 64
  76. В. Л. Введение в макроэкономику: Учебное пособие. М.:НИБ, 2001. С. 117−124
  77. А. М. Макроэкономика: Учебное пособие. М.: Департамент кадровой политики и образования министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, 2000. -С. 84
  78. В. И. Основы макроэкономического анализа: Учебное пособие. — Тверь: ТГУ, 1995.-С. 21
  79. Г. О. Макроэкономическое равновесие: Учебное пособие. -Красноярск: СГТУ, 2002. -С. 5−7
  80. С. Н. Экономика: микро и макроанализ: Учебно -практическое пособие. — М.: Дело, 1999. — С. 305−324
  81. С. Н. Макроэкономика: Учебник. М.: Дело, 2000. — С. 248 250
  82. С. Н. Экономика: микро- и макроанализ. Учебно — практическое пособие. -М.: Дело, 1999. С. 180−181
  83. В. А. Математические модели макроэкономики: Учебное пособие. -М.:ГАУ, 1994.-С. 32−43
  84. А. В. Математические методы модели макроэкономики: Учебное пособие. -СПб.: ЛЭТИ, 2002. -С. 24−27
  85. М. М. Макроэкономическое равновесие и стабилизационная политика государства: Учебно методическое пособие по дисц. «Экономическая теория» для студ. и асп. всех спец. и форм обуч. — СПб.: СПбГИЭА, 1995. — С. 51−55
  86. М. М. Макроэкономическое равновесие и стабилизационная политика государства: Учебно-методическое пособие по дисц. «Экономическая теория» для студ. и асп. всех спец. и форм обуч. СПб.: СПбГИЭА, 1995. — С. 75−79
  87. Н. Б. Банковский маркетинг: Учебное пособие. Омск: ОмГУ, 2002. — С. 83
  88. Л. Д., Молодцова Р. Г. Макроэкономика: проблемные вопросы: Учебное пособие. -М.: Государственный университет управления, 2000. С. 4−8.
  89. А. Макроэкономика: краткий курс: Учебное пособие. СПб: Питер, 1999.-С.202−213
  90. С. В. Макроэкономика. Часть I.: Учебное пособие. М.: МГУК, 2000.- С. 5−8
  91. С. В. Макроэкономика. Часть II.: Учебное пособие. М.: МГУК, 2000. — С. 78−83
  92. С. М. Новая экономика. Основы макроэкономических знаний. Учебное пособие. -М.: Междунар. отношения, 1999. С. 251
  93. А. И. Международная макроэкономика: Учебное пособие. -СПб: СПбГИЭА, 2001.- С. 141−156
  94. Н. В. Макроэкономика России. 1990−1997 г. г.: Учебное пособие. -СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2001. -С. 167−169
  95. Н. Е. Макроэкономика: Учебное пособие. Самара: СГТУ, 2002. — С. 74−79
  96. Н. Н. Макроэкономика: современный взгляд: Учебное пособие. — М.: ПРИОР, 2001. С. 186−188.
  97. Н. Л. Макроэкономика -2: Учебное пособие 3-е изд. — М.: ТЕИС, 2001.-С. 54−56
  98. И. В. Макро- и микроэкономика: Учебное пособие. -Краснодар: Кубанский государственный университет, 1999. С. 67−73 108. //Макропруденциальные индикаторы прочности финансовых систем -Вашингтон: Международный Валютный Фонд, 2000. -№ 192 С. 17−21
  99. Хрестоматия по экономической теории / Сост. Е. Ф. Борисов. М.: Юристъ, 1997.-С. 163−179,373,418−500
  100. Гленн Хоггарт. Введение в денежно кредитную политику. /Справочники о деятельности центральных банков — Лондон: Центр поизучению деятельности центральных банков, Банк Англии, 1996. № 1. — С. 8−25
  101. Р. Об экономической стратегии страны и формируемой правовой базе предпринимательства //Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2004. — № 2. — С. 155
  102. Р. Т. О некоторых проблемах экономической политики Таджикистана//Экономика Таджикистана.- 2003.-№ 2.- С. 162−176
  103. Р., Исмаилова М. М. Обобщенные показатели налоговой системы Республики Таджикистан и направления совершенствования // Экономика Таджикистана: стратегия развития. Душанбе, 2001. — № 4. — С. 67
  104. Г. В. Направления системных углубленных реформ экономики Республики Таджикистан // Экономика Таджикистана: стратегия развития. -2005.-№ 1.-С. 69
  105. Т. Н. Таджикистан: Стимулы экономического роста в контексте формирования и развития социально ориентированных рыночных отношенийЮкономика Таджикистана.- 2004.-№ 1.- С.34−5 8
  106. Р. К. Теоретические вопросы стратегии развития экономики Республики Таджикистан в переходный период. //Экономика Таджикистана.-2001.-№ 2.- С. 55−75
  107. Р. К. Некоторые вопросы инвестирования экономического роста//Экономика Таджикистана.- 2003.-№ 1.- С. 24−40
  108. Р. К. Экономический рост: проблемы и механизмы решения //Экономика Таджикистана.- 2004.-№ 1.- С.59−77
  109. Р. К. К вопросу о финансово кредитных рычагах развития экономики Таджикистана. //Экономика Таджикистана.- 2005.-№ 2.- С. 34−58
  110. X. У., Зарифова 3. С. Монетарные проблемы демонетизированной экономики//Экономика Таджикистана.- 2003.-№ 1.- С. 97−111
  111. X. У. Важнейшие проблемы социально -демографического развития Таджикистана. //Экономика Таджикистана.- 2003.-№ 2.- С.71−88
  112. Новикова 3. Т. Основы экономической теории и истории экономических учений (Макроэкономика): Текст лекций. Владимир: Владирский государственный техн. университет, 1996. — С. 86−90
  113. . Н. Экономическая теория. Макроэкономика: Курс лекций. Часть II. Новосибирск: СГАТиИ, 1994. — С. 90−93
  114. Alberto Giovanni and Bart Turtelboom. «Currency Substitution» в работе The Handbook of International Macroeconomics под редакцией Frederick Van Der Proed (Oxford: Basil Blackwell, 1994) C.390 -436
  115. Guillermo Calvo and Carlos Vegh, «From Currency Substitution to Dollarization and Beyond: Analitical and Policy Issues» в работе Money, Exchange Rates and Output под редакцией Guillermo Calvo (Cambridge, Massachusets: MIT Press, 1996) C. 153 -175 •
  116. Atish R. Ghosh, Ann-Marie Guide, Jonathan D. Ostry, Holger Wolf. Does the Exchange Rate Regime Matter for Inflation and Growth? // IMF, 1996. -Economic Issues 2. C. 2- 12
  117. Barro R. J. Money, Expectations, and Buseness Cycles: Essays in Macroeconomics. New York: Academic Press, 1981. — C. 237 — 238
  118. Blanchard O. J., Fisher S. Lectures in Macroeconomics. London: The MIT Press, 1989.-C. 566 -614
  119. Barro R. J. Macroeconomic policy. London: Harvard University Press, 1990. -C. 341−343
  120. Brancon W. H. Macroeconomic theory and policy, 3d edition. New York: Harper & Row, 1989. — C. 416 — 419
  121. Blinder A. S. Economics Principles and policy: Macroeconomics. San Diego: Harcourt Brace Jovanovich, 1988. — C. 456−462
  122. Brue S. L. Macroeconomics Principles? Problems? And policies/ New York: McGraw-Hill publ. Co., 1990. — C. 500−504
  123. Currie D., Nobay R. And Peel D. Macroeconomic analysis: essays in macroeconomics and econometrics. London: Croom Helm Ltd., 1981. — C. 312 314
  124. Dernburg T. F., Mc Dougall D. M. Macroeconomics: the meusurement, analysis, and control of aggregate economic activity. Tokyo: Mc Graw — Hill Kogakusha, Ltd, 1980. — C. 53−74
  125. Froyen R. T. Macroeconomics, theories and policies. New York: Macmillian Publishing Co, inc., 1983. — C. 241−247.
  126. Hall R. E, Taylor J. B. Macroeconomics, 4th edition. New York: WW. Norton & Company, Inc., 1993. — C. 121−123.
  127. Hatten M. L. Macroeconomics in management. Engllwood Cliffs New Jersey: Prentice — Hall, Inc., 1981. — C. 57−60.
  128. Thomas M. Klein. External Debt Management: An Introduction// World Bank Technical Paper № 245, (World Bank ISBN: 0−8213−2808−5 SKU: 12 808, June 1994).-C. 1−8
  129. Sharmini A. Coorey, Mauro Mecagni and Erik Offerdal. Disinflation in Transition Economics: The Role of Relative Price Adjustment// IMF Working Paper, December 1996. № 96/138
  130. Underwood 1992, C. 179−180
  131. Bernard Laurens and Enrique G. de la Piedra. Coordination of Monetary and Fiscal Policies// IMF, 1998, — №. WP/98/25. C. 4−8.
  132. Bernard Laurens and Enrique G. de la Piedra. Coordination of Monetary and Fiscal Policies// IMF, 1998. -№ WP/98/25. C. 10−12
  133. Sachs, Jeffrey. Russia’s Struggle with Stabilization: Conceptual Issues and Evidence/ paper prepared for the World Bank’s Annual Conference on Development Economics, held in Washington, April 1994.
  134. Sahay, Ratna and Carlos Vegh. Inflation and Stabilization in Transition Economies: A Comparison with Market Economies// IMF Working Paper. -Washington: International Monetary Fund, 1995. №WP/95/8
  135. Paul Krugman. A Model of Balance of — Payments Crises// Journal of Money, Credit and Banking, August 1979.- Vol.11, no.3
  136. Gian Maria Milesi Ferretti and Assat Rasin. Persistent Current Account Deficits: A Warning Signal?"// International Journal of Finance and Economics, July 1996.-Vol. 1, no. 3
  137. McCandless G. T. Introduction to dynamic macroeconomic theory. London: Harvard University Press, 1991. — C. 182−184
  138. McConnell C. R. Macroeconomics. New York: Mc Graw — Hill Publishing Company, 1990. — C. 431 — 455
  139. McKenzie R. B. Macroeconomics. Boston: Haughton MifflinCompany, 1986.- C. 117−124
  140. Stroup R. L. Macroeconomics Private and public choice. -San Diego: Harcourt Brace Jovanovich, 1987. C. 287−302
  141. J. В., Woodford M. Handbook of Macroeconomics, Volume 1 C. Amsterdam: ELSEVIER, 1999. C. 1347−1370
  142. J. В., Woodford M. Handbook of Macroeconomics, Volume 1 A. Amsterdam: ELSEVIER, 1999. C. 237 — 240
  143. J. В., Woodford M. Handbook of Macroeconomics, Volume 1B.-Amsterdam: ELSEVIER, 1999. C. 743 — 751
  144. J. В., Woodford M. Handbook of Macroeconomics, Volume 1 C. Amsterdam: ELSEVIER, 1999. C. 1400 — 1412
  145. Vegh, Carlos A. Stopping High Inflation. An Analytical Overview //Staff Papers.-Washington: International Monetary Fund, September 1992. -Vol. 39 -C. 626−695
  146. Statement- Press Release on the Executive Board Discussion- and Statement by the Executive Director for the Republic of Tajikistan", June 8, 2004.- C. 3 158. //Transition report 2001. Energy in transition. EBRD. 2001
  147. Республики Таджикистан: вклад в прирост денежной массы, 2001 2003 годы2001 2002 2003вклад 1/ в процентах от прироста М2 вклад 1/ в процентах от прироста М2 вклад 1/ в процентах от прироста М2
  148. Чистые иностранные активы (NFA) -5,3 -7,8 -46,9 -402,3 25,8 51,3
  149. Чистые внутренние активы (NDA) 70,2 103,3 60,4 518,2 24,6 48,7
  150. Чистый внутренний кредит (NDC) -158,3 -232,9 198,5 1703,1 -16,3 -32,3
  151. Чистый кредит сектору госуправления -34,5 -50,7 11,8 101,2 -34,1 -67,6
  152. Кредит экономике 237,0 348,6 14,9 128,1 14,1 28,0
  153. Прочие (цб Минфина) -360,8 -530,7 171,8 1473,8 3,6 7,2
  154. Другие чистые активы (OIN) 228,5 336,1 -13″, 1 -1184.9 40,9 81,1
  155. Широкий показатель денежной массы (М2) 68,0 100,0 11,7 100,0 50,4 100,0
  156. Узкий показатель денежной массы (Ml) 28,2 41,4 22,4 191,9 25,8 51,1
  157. Депозиты в ин. валюте 39,8 58,6 -10,7 -91,9 24,7 48,91/ Согласно определению представляет собой изменение каждой статьи в течение года, выраженное в процентах от денежной массы на конец предыдущего года. 2/ Доля от прироста совокупной массы М2 за год.
Заполнить форму текущей работой