Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы статистической оценки и анализа эластичности спроса и предложения на товарном рынке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это изменение влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замены способствует росту потребления относительно… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    • 1. 1. Эволюция социально-экономического исследования покупательского спроса
    • 1. 2. Понятие спроса как основного регулятора рыночных отношений
    • 1. 3. Значение и задачи анализа спроса
    • 1. 4. Сущность эластичности спроса и предложения
    • 1. 5. Роль и место анализа эластичности при изучении взаимосвязей между явлениями
  • 2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    • 2. 1. Анализ прямой ценовой эластичности спроса
    • 2. 2. Анализ перекрестной ценовой эластичности спроса и цены
    • 2. 3. Оценка эластичности предложения
    • 2. 4. Изучение эластичности спроса по его зависимости от дохода
    • 2. 5. Эластичность потребления от дохода
    • 2. 6. Классификация предметов потребления на основе оценки эластичности от дохода
  • 3. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    • 3. 1. Количественно-стоимостные характеристики спроса при оценке его эластичности
    • 3. 2. Анализ ценовой эластичности спроса
    • 3. 3. Некоторые методы оценки ценовой эластичности спроса
    • 3. 4. Применение методов биржевой статистики при исследовании эластичности рыночных явлений
    • 3. 5. Анализ эластичности потребления в зависимости от дохода в Российской Федерации
    • 3. 6. Исследование эластичности совокупного спроса в зависимости от дохода в Российской Федерации
    • 3. 7. Исследование эластичности расходов на питание в зависимости от доходов по Российской
  • Федерации.'
    • 3. 8. Анализ показателя перекрестной эластичности цен
    • 3. 9. Анализ эластичности спроса по формам собственности

Проблемы статистической оценки и анализа эластичности спроса и предложения на товарном рынке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях становления и развития рыночных отношений, когда в России сложилась сложная экономическая ситуация, наблюдается спад промышленного производства, сохраняются инфляционные процессы, снижение реальных денежных доходов населения. Исследования в области рыночной экономики могут быть использованы при формировании системы регулирования рыночных процессов, в первую очередь спроса и предложения. Изучение реакции рынка на маркетинговую деятельность позволит упорядочить развитие рынка, сделать его менее сти- ' хийным и более предсказуемым.

Это относится прежде всего к проблеме статистической оценки и анализа эластичности спроса и предложения. Выявить полный комплекс всей системы факторов, формирующих спрос и предложение, очень сложно. Еще сложнее измерить их влияние. Необходимо поэтому охарактеризовать наиболее важные факторы.

Спрос, в основе которого лежит потребность, существует в форме желания, подкрепленного деньгами. Поэтому закономерности спроса можно изучать на основе статистичесих показателей, где спрос уже реализовался, получил количественное выражение: в частности — товарооборот, потребление.

Советская плановая экономика базировалась на системе постоянных цен, изменяемых сравнительно редко в административном порядке. Поэтому оценка эластичности теряла реальный смысл, т.к. волюнтаристски нарушалось действие закона стоимости. Переход к рыночной экономике заново выдвигает проблему изменения эластичности спроса и предложения.

Следует отметить, что этой проблеме уделяется недостаточное внимание из-за отсутствия четкого понимания категории эластичности. В период растущих переменных цен, действия закона соотношения спроса и предложения анализ и оценка эластичности могут быть успешно использованы при формировании ценовой политики, изучении и формировании покупательского спроса населения, определении изменения общей выручки и прибыли, изучении конъюнктуры рынка. Коэффициент эластичности становится практическим инструментом маркетинга и используется в целях регулирования спроса и предложения. Задача всестороннего и глубокого исследования эластичности, как одной из главных рыночных категорий, является важной для управления и стимулирования пропорционального развития рыночных процессов и явлений.

Все это и определило практическую направленность темы исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка и совершенствование методологии статистического исследования эластичности спроса и предложения, а также других рыночных явлений. В соответствии с поставленной целью в диссертации решены следующие задачи:

— выделены этапы исследования покупательского спроса и его эластичности;

— уточнены определения категорий эластичности и определен круг применения методов ее использования;

— обоснованы возможности применения эластичности в анализе рыночных процессов и явлений;

— на основе экономико-статистического анализа выявлены закономерности покупательского спроса;

— выделены основные виды эластичности, дана их интерпретация;

— проведена классификация предметов потребления на основе оценки коэффициента эластичности;

— выявлены тенденции развития спроса и предложения и факторы, влияющие на их изменение;

— осуществлено сочетание расчета эластичности цен с элементами современного маркетинга;

— даны оценки эластичности спроса на ряд важнейших товаров потребительского назначения.

Предметом исследования является изменчивость (эластичность) спроса и предложения, которая в статистической информации представлена показателями товарооборота или потребления, поставки (поступления) товаров.

В качестве факторов рассматриваются цены, доход, демографические показатели.

Объектом исследования являются торговые предприятия всех типов, а также домохозяйства, потребители.

Информационное обеспечение. В качестве источника сведений используются данные статистических сборников Госкомстата Российской Федерации, Мосгоркомстата Российской Федерации, статистическая отчетность органов государственной и негосударственной статистики, специальные и бюджетные исследования потребления, цен, а также результаты опроса потребителей, обработанные автором.

Методологической и теоретической основой исследования послужили труды известных экономистов-статистиков мировой и российской науки и практики, материалы исследований спроса и предложения и других рыночных процессов и явлений.

В ходе исследования применялись методы группировок, абсолютные, средние и относительные величины, трендовые и регрессионные модели, другие методы статистики, графический метод.

Для обработки данных были использованы пакеты прикладных программ.

Олимп", «Мезозавр», графические программы.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые в ходе экономической реформы выполнено комплексное статистическое исследование эластичности спроса и предложения на современном российском рынке.

В результате проведенного исследования сформулированы следующие положения:

— сформированы цели и задачи исследования эластичности спроса и предложения в ходе экономической реформы;

— дана оценка роли исследования эластичности спроса и предложения;

— разработана и усовершенствована методика применения коэффициентов эластичности при анализе спроса и предложения, а также других рыночных процессов и явлений;

— выявлено и оценено влияние важнейших социально-экономических факторов на изменение спроса и предложения.

Практическая значимость диссертации. Полученные в диссертации результаты позволяют дать объективную оценку эластичности спроса и предложения на товарном рынке. Выводы, сформированные автором, могут быть использованы в практической работе органов государственной статистики.

Апробация и реализация работы. Основные теоретические и методологические положения диссертации нашли отражение в опубликованных научных статьях, доложены на заседаниях кафедры Маркетинга и статистических исследований рынка, а также использованы в практике работы Московского городского комитета по статистике.

Публикации. Основные положения диссертации изложены в опубликованных работах общим объемом 0,6 п.л.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и. списка использованной литературы.

Вывод:

1) В случае эластичного спроса Ое^ > 1) именно снижение цены ведет к увеличению выручки продавцов.

2) При неэластичном спросе ((е^ < 1) рост выручки обусловлен повышением цены.

Это важно как при формировании политики цен на уровне отдельных фирм, так и на уровне ГОСУДАРСТВА.

2.1.3. Анализ изменения эластичности.

Эластичность спроса вообще различна в разных точках кривой спроса. Аналогично обстоит вопрос и для эластичности предложения.

Возьмем в качестве примера редко, впрочем, встречающуюся в практике линейную функцию спроса Q = f (p)=ap + Ъ, представленную на рис.Ц.

Рис. 4. Линейная функция спроса Q = f (p) — ар + Ъ. Параметр Ъ. указанный в уравнении кривой, равняется ординате ОР, а параметр, а является угловым коэффициентом этой прямой, и, следовательно, а = tg а, где, а — угол, который образует прямая с положительным направлением оси абсцисс. Для кривой спроса угловой коэффициент а, как правило, меньше О.

Может показаться, что в случае, когда кривая спроса d является прямой линией, эластичность спроса в каждой точке этой линии одинакова. Однако это не так. Правда, производная функции спроса f'(p) является постоянной и равна а, однако цена Р и спрос Q принимают разные значения в различных точках кривой спроса d [27]. В результате эластичность спроса z = f'(p)~ (25).

Q. изменяется, когда переходим от точки Р линии спроса к другой ее точке ?!.

Существуют кривые спроса, которые имеют одну и ту же эластичность в каждой точке.

С ?

Их уравнение имеет вид: Q = —рCP, (26) где с > о и € >0 являются параметрами функции спроса, причем эластичность.

Предположим, что эластичность спроса является постоянной и равна d f (p) р dp f (p) d f (p) dp f (p) p или d log f (p) — z d log p. z, (27) z, (28).

Интегрируя обе части последнего уравнения, получим log f (p) = log С + log р, где log С является постоянной интегрирования.

Отсюда log f (p) = log Ср е, или f (p) = Ср €. С.

Из уравнения следует, что Q = —^ .

30).

31).

Кривая постоянной эластичности является гиперболой.

2.2. Анализ перекрестной ценовой эластичности спроса и цены.

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого.

Коэффициентом перекрестной эластичности спроса по цене называется отношение относительного изменения спроса на г-й товар к относительному изменению цены j-ro товара. В отличие от коэффициента прямой эластичности ц коэффициент перекрестной эластичности обозначается? ij.

Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым [24].

Если eu > 0, то товары г и j являются взаимозаменяемыми. повышед Qi/Qi лОл Pj.

32).

Р3/Р3 &Pj Qi ние цены j-ro товара ведет к увеличению спроса на г-й товар (например, различные виды топлива).

Если < О, то товары г и j называются взаимодополняющими. повышение цены j-ro товара ведет к падению спроса на г-й товар (например, (автомашины и бензин).

Если е13 = О, то такие товары называются независимыми, повышение цены одного товара не влияет на объем спроса на другой (например, хлеб и цемент)[^29].

Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность спроса по цене являются естественные свойства благ, их способность замещать друг друга в потреблении. Если два товара могут с одинаковым успехом использоваться для удовлетворения одной и той же потребности, коэффициент перекрестной эластичности этих товаров по цене будет высок, и наоборот.

Анализ соотношения цен, их устойчивости во времени и пространстве выводит исследование на фактор взаимосвязи или перекрестной эластичности. Проблема перекрестной эластичности в разное время поднималась в работах Ф. А. Крутикова, Н. К. Дружинина, В. М. Гальперина и др.

Следует иметь в виду, что перекрестная эластичность спроса по цене может быть асимметричной. Если цена мяса снизится, спрос на кетчуп возрастет. Но если цена кетчупа повысится, то это вряд ли повлияет на спрос на мясо.

Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован для характеристики взаимозаменяемости товаров лишь при небольших изменениях цен. При значительных изменениях цен будет проявляться влияние эффекта дохода, что приведет к изменению спроса на оба товара.

Так, например, если цена картофеля снизится вдвое, то возрастет потребление не только картофеля, но и других товаров. В этом случае е13 > 0 и эти товары будут классифицироваться как взаимодополняющие, что неверно.

Более надежную оценку отношений взаимозамещения и взаимодополнения товаров можно получить, если при расчетах перекрестной эластичности влияние эффекта дохода (U): г * Qi/Qi cij =.

Pj/Pj.

33).

U = const.

Если е13> О, то такие товары называются взаимозаменяемыми.

Некоторые экономисты используют перекрестную эластичность для определения отраслевой принадлежности различных производств. Они считают, что чем больше коэффициент перекрестной эластичности двух товаров, тем с большим основанием их производство может быть отнесено к одной отрасли.

Всякое изменение цен на потребительские товары меняет структуру расходов потребителя, стремящегося рационализировать бюджет. Возникает эффект замещения.

Это изменение влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замены способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того, чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или, наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены.

Существуют, однако, два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е. Е. Слуцкого. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т. е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов.

В условиях действия рыночного механизма изменение цены на один товар может вызвать изменение спроса на этот товар и не отразится на расходах населения на другой товар, а соответственно и на его цене (независимые друг от друга товаров). Изменившаяся цена на товар может повлиять на баланс спроса и предложения на взаимозависимый товар и вызвать изменение его цены.

Уловить этот процесс способен коэффициент перекрестной ценовой эластичности: = -. (34).

Pi где д ?!. д Р3 — размер изменения цен товаров i и d.

При значительных изменениях цен и объемов товаров огромное значение имеет делитель этой формулы. Теоретически возможны три. ' варианта:

А ?! Р1.

1) Ц.—- —. (35).

3J *и где Р1о, Р) оцены базисного уровня.

2) — • —(36).

J APJ где Fla, цены отчетного периода.

3) В случае значительного изменения цен целесообразно использование следующей формулы: Р31.

A Pi g.

J Pio + PU.

37).

2.3. Оценка эластичности предложения.

Схема анализа эластичности предложения подобна схеме анализа эластичности спроса. Однако здесь имеется ряд особенностей. Например, зависимость эластичности предложения от фактора времени.

Эластичность предложения по цене — это степень чувствительности предложения к изменению социально-экономических условий рынка.

В качестве детерминантов предложения на рынке выступают цена данного товара или услуги, цены других товаров и услуг, цены сырья и ресурсов, инфляционные ожидания продавцов и покупателей. К ним относятся налоги и дотации на сырье и готовую продукцию, число конкурентов на рынке, особенности технологии и проявления научно-технического прогресса.

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) предложение товара при увеличении (уменьшении) его цены на 1%. д Qs Р — • - • (38).

Р Qs.

Для предложения характерны те же закономерности, что и для спроса, только в обратной зависимости: величина предложения обычно повышается по мере роста цен, поэтому эластичность предложения по цене выражается положительными величинами.

Эластичность предложения зависит от многих факторов, таких, как степень загрузки производственных мощностей, размер товарных запасов, способность к новым инвестициям, сроки их реализации и т. д.

Эластичность предложения зависит от: способности к длительному хранению и стоимости хранения. Для товара, который не может храниться длительное время (свежая рыба), эластичность предложения будет низкой. То же самое относится к продукции, хранение которой дорого стоитособенности производственного процесса. Если производитель товара может либо расширить его производство при повышении цены, либо переключиться на выпуск другой продукции при понижении его цены, то предложение этого товара является эластичнымвременного фактора. Производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены, так как требуется определенное время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование, сырье и т. д. (расширение производства), либо уволить рабочих, рассчитаться с кредитом и т. д. (сокращение производства).

При es > 1 предложение эластично, при es < 1 — неэластично.

Исследование кривых предложения показывает, что с повышением цены товара РА доход предпринимателя возрастает при любых значениях es и при любых значениях es падает с понижением РА (в отличие от кривых спроса, где доход повышается с понижением цены при ed > 1 и уменьшается, если ed < 1). Особенность состоит в том, что если es > 1, то доход с повышением цены растет быстрее, чем в случае неэластичного предложения. Это видно из рис. 5, когда цена увеличилась до значения Pt, то в точке вх доход предпринимателя равен Ptx 0Bi, а в точке Сх доход равен PjX Qc Так как 0Вл > QCi, то и доход в точке (на эластичной кривой Si) выше, чем в точке Ct. Но с другой стороны, чем выше эластичность предложения, тем быстрее будут падать доходы при понижении равновесной цены (сравним точки Сг и В2 при цене Р2). Это объясняет, почему падение цены вследствие изменения спроса приводит к разорению мелких предпринимателей — предложение их товаров более эластично, чем товаров крупных фирм.

Рис. 5. Эластичность предложения. Для кривых предложения существует два предельных случая: 1) когда? s = О, т. е. при любом изменении цены количество предлагаемого товара не меняется, кривая S вертикальна и предложение абсолютно неэластично;

2) когда, т. е. при любом изменении Qs, цена товара не меняется, предложение абсолютно эластично.

Эластичность предложения определяется также, как и эластичность спроса. Еротношение между относительным изменением предложения Qs и относительным изменением цены Р:

A Qs Р с я —. —. (39) s Qs.

Переходя к пределу имеем: Р.

Ер= Г (Р> v-, (40).

Qs где f (P) = Qs является функцией предложения.

2.4. Изучение эластичности спроса по его зависимости от дохода.

Как мы ранее выяснили, покупательский спрос изменяется под влиянием многих факторов. Выявить полный комплекс всей системы факторов, формирующих спрос, очень сложно. Еще труднее измерить их влияние на спрос. Поэтому при анализе процессов формирования спроса и прогнозирования принимают во внимание не все факторы, а наиболее важные, то есть значительно упрощают изучаемое явление. Результатом одного из таких упрощений и является понятие «эластичность» .

В качестве характеристики взаимодействия спроса и предложения может быть использован товарооборот, или потребление в качестве удовлетворенного спроса. Наиболее удобно рассматривать потребление, поскольку и потребление, и доход характеризуют один и тот же объект — потребителя.

ЭЛАСТИЧНОСТЬЮ СПРОСА по доходу называют его способность изменяться под влиянием изменения доходов, цены и других экономических факторов. Показателем эластичности является отношение между относительным изменением спроса и относительным изменением фактора, его формирующего (цены, доходов, объема производства и т. д.). Так, эластичность спроса в зависимости от дохода выражается уравнением:

А у X.

Е = - • -Г—. (41).

Л X у где? — коэффициент эластичности, а У = Уг — Yi ~ прирост спроса на душу населения, дзс = х2 — Xj — прирост дохода на душу населения, у — среднедушевой размер спроса, х — среднедушевой размер дохода.

При? < 3 проявляется, явление инФоаэластичности. товар считается малоэластичным или неэластичнымпри е > 1 отмечается явление ультраэластичности. товар является эластичным или сильно эластичным. При е = 1 спрос от дохода является слабоэластичным (так называемый унитарный спрос), когда снижение дохода не влияет на рост денежной выручки.

Положительное значение коэффициента эластичности означает, что при увеличении факторного признака спрос растет, т. е. связь прямая (обычно такая зависимость проявляется от дохода) — отрицательное значение — что при увеличении факторного признака спрос сокращается, т. е. связь обратная, такая зависимость спроса характерна при воздействии цен.

Коэффициент эластичности спроса от дохода показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя. Товары называют недоброкачественными, величина коэффициента эластичности (gt) является отрицательной. Товары хорошего качества отличаются положительной величиной коэффициента.

Для расчета коэффициентов эластичности, когда зависимость между доходом и спросом выражают другие уравнения регрессии, применяются специальные формулы (Табл.2.2), выведенные для расчета коэффициентов эластичности по наиболее часто применяющимся уравнениям простой регрессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования, базирующегося на широком применении различных статистических методов анализа рыночных явлений и процессов сделаны следующие выводы аналитического и методологического характера:

1. Оценка эластичности покупательского спроса населения является важной характеристикой степени удовлетворения потребностей населения, что обусловливает влияние эластичности на формирование коньюнктуры товарного рынка.

2. Оценке эластичности спроса принадлежит первостепенное значение' для производителей, так как в случае эластичного спроса производителю выгодно повышение цены предлагаемого товара. В этом случае выручка будет возрастать, а следовательно, и его прибыль. Произойдет нивелирование между наличной денежной массой, находящейся на руках населения и объемом денежных расходов, что благотворно подействует на снижение инфляции.

3. Предложено использование классификации товаров по степени необходимости (насущные предметы потребления, второстепенные и предметы роскоши) на основе оценки коэффициента эластичности потребления от дохода с целью использования при планировании объема сбыта реализуемой продукции, размера товарных запасов.

4. Проведен анализ структуры расходов населения Российской Федерации по децильным (десятипроцентным) группам.

5. Проделан анализ реализуемых товаров по степени качества. Рекомендовано выявление недоброкачественных товаров в случае отрицательной эластичности спроса по доходу.

6. Рекомендовано применение анализа перекрестной ценовой эластичности для выявления степени отношения товаров друг к другу: а) в случае положительного значения коэффициента перекрестной эластичности товары считаются взаимозаменяемымиб) при отрицательной величине — взаимодополняемыев) единичный коэффициент эластичности свидетельствует о нейтральности влияния цен на товары.

7. Предложено использование оценки ценовой эластичности спроса в формировании ценовой политики. В случае эластичного спроса по цене рекомендуется снижение цены. Это будет способствовать сбалансированности спроса и предложения, обеспечит приток прибыли в Госбюджет, что особо актуально в эпоху всеобщих неплатежей.

8. Проведена классификация товаров на взаимозаменяемые и взаимодополняемые.

9. На основе проведенного автором опроса выявлено, что при низких уровнях цен спрос на товары (например, обувь) неэластичен. Высокая ценовая эластичность спроса свидетельствует о легкости переключения спроса и характерна для товара, остающегося дорогим.

10. Проанализирован опыт применения коэффициентов эластичности в биржевой статистике.

И. Предложена методика анализа ценовой эластичности спроса по совокупности товаров, основанная на общих индексах физического объема товарооборота и цен.

12. Предложена методика анализа перекрестной эластичности на основе сопоставления динамики индивидуальных цен и динамики цен на совокупность товароввыявлены товары медленно растущие по цене и быстрорастущие относительно общей тенденции изменения цен.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А. Многомерный статистический анализ в социально-экономических исследованиях. М.: Статистика, 1974.
  2. С.А., Бежаева З. И., Староверов О. В. Классификация многомерных наблюдений.- М.: Статистика, 1974.
  3. С.А. Прикладной многомерный статистический анализ.-М.: Статистика, 1978.
  4. Анализ спроса на товары и услуги / Рынок.: Справочник по товарам и ценам. февраль 1996.
  5. АО РТСБ: Годовой отчет. М., 1992.
  6. Аристотель. Сочинения /Т. 11.- М.- 1983.
  7. Д.И., Валдайцев С. В. и др. Практический маркетинг. Выпуск 3.- ЛМПФ «Аквилон», 1991.
  8. И.К. Некоторые статистические методы изучения влияния денежных доходов населения на розничный товарооборот.- М.: МЭСИ, 1980.
  9. И.К. Актуальные проблемы теории и практики статистики товарооборота.- М.: МЭСИ, 1984.
  10. И.К. Методы статистического исследования розничного товарооборота.- М.: МЭСИ, 1975.
  11. И.К. Население и товарооборот.- М.:. Статистика, 1980.
  12. Ббм-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ.-СПб.: Издательство О. Н. Поповой. 1903.
  13. А.И. Теории спроса (макроанализ).- М.: «Мысль», 1970.
  14. А.И. Гипотезы и модели личных потребительских расходов в условиях развитого капитализма.- Вильнюс. 1969.
  15. А.И. Моделирование личных расходов в развитых капита листических странах.- М.: Наука. 1975.
  16. И.Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистичес кие понятия и формулы в экономическом анализе.- М.: Статистика, 1974.
  17. В. А. Экономико-математические модели согласованного планирования платежеспособного спроса и розничных цен / Том 4. Выи. 4, 1973.
  18. Волконский В.4А. Об объективной математической характеристике народного потребления / Экономико-математические методы, вып. 1.- М.: Наука. 1963.
  19. Вопросы маркетинга (Сборник статей).- М.: МЭСИ, 1994.
  20. А.И., Столмов Л. Ф., Нефедов Н. М. Основы изучения опроса населения и конъюнктуры торговли.- М.: «Мысль», 1974.
  21. Л.И. Статистические методы изучения спроса.- Донецк, 1970.
  22. В.М., Гребенников П. И., Иванов М. А., Игнатьев С. М., Маховикова Г. А. Цены и ценообразование в СССР,— Л.: ЛФЭИ, 1988.
  23. С.А. Как управлять спросом.- Горький: Волго-Вятское издательство, 1980.
  24. С. Перспективы экономического роста в 1996 году / Вопросы экономики, № 5, 1996.
  25. .И. Платежеспособный спрос и РТО,— М.: Экономика, 1968.
  26. Е.С. Спрос и предложение при социализме,— М.: МГУ, 1974.
  27. И.М., Цацулин А. Н. Основы маркетинга товаров и услуг.-Л.: Издательство ПФ ЧПК МХП РСФСР, 1990.
  28. B.C. Глобальные экономические модели.- М.: Наука, 1981.
  29. Л.А. Методы статистического исследования соотношения и взаимозависимости цен различных товаров / Вопросы маркетинга.- М.:1. МЭСИ, 1994.
  30. Дж. Эконометрические методы.- М.: Статистика, 1980.
  31. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: макроэкономическая модель / Под общей редакцией Б. Лисовина и В.Лукашевича.- СПб, 1992.
  32. Е.А. Формирование различных потребностей личности.-Киег. 1984.
  33. Зг Железняк П. Ф. Применение математических методов в экономике и планировании.- М.: Экономика, 1962.
  34. К.В. Фьючерсы и опционы (механизм сделок).- М.: Злати цпет. 1993.
  35. С.Д. Спрос: анализ и управление.- М.: Финансы истатистика. 1997.
  36. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям / Под ред. В. Е. Хрупкого.- М.: Политиздат, 1991.
  37. А. X. Доходы и покупательский спрос населения. М.: Статистика, 1968.
  38. К.Б., Энтов P.M. Теория цены.- М.: «Мысль», 1972.
  39. А.А. Метод расчета состава потребительских бюджетов.-М.: Статистика. 1974.
  40. Э. Б. Лавриков Ю. А. Проблемы развития теории управления социалистическим производством.- Л.: ЛГУ, 1989.44. «Коммерсант-дейли», 1−25 октября 1996 г.
  41. Ф. Основы маркетинга.- М.: Прогресс, 1990.
  42. И. И. Основные закономерности развития спроса в СССР.- М.: Экономика. 1971.
  43. Т.В. Прогнозирование спроса в системе народнохозяйственного прогнозирования.~ Одесса, 1982.
  44. А.В. Применение многомерного анализа в статистике торговли. М.: МЭСИ, 1991.
  45. А.В. Статистическое моделирование закона спроса на потребительские товары: проблемы статистического анализа рыночных процессов. М.: МЭСИ, 1993.
  46. Ф.А. Изучение спроса в социалистических странах.-М.: «Мысль». 1972.
  47. Ф.А. Изучение товаров народного потребления (проблемы, решения).- М.: Экономика, 1972.
  48. Ф.А. Проблемы изучения и прогнозирования потребительского спроса при социализме, М.: Экономика, 1981.
  49. Ф.А. Конъюнктура рынка при социализме.- М.: Экономика, 1968.
  50. Ф.А. Теоретические основы определения емкости рынка.-- М.: «Мысль». 1968.
  51. Е.Н. Закон спроса и предложения, — Ташкент. 1989.
  52. Ланго 0. Введение в эконометрику.- М.: Прогресс. 1964.
  53. А.И. Моделирование и прогнозирование спроса населения.-М.:•Наука, 1978.
  54. А. И. Яркин А.П. Экономика потребления: вопросы теории, управления, прогнозирования.- М.: Наука. 1979.
  55. А.И. Платежеспособный спрос населения.- М.: Наука. 1976.
  56. А.И., Римашевская Н. Н. Пути повышения культуры потребления продуктов питания.- Социологические исследования. № 1−1983.
  57. А.И. Социально-экономические проблемы развития спроса населения в СССР.- М.: Экономика. 1969.
  58. С. Эконометрические методы и задачи.- М.: Статистика.1971.
  59. Л.И. Статистические методы изучения спроса, — Донецк.1970.
  60. К.Р. Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / В 2-х томах. М.: Республика. 1992.
  61. Э. Лекции по микроэкономическому анализу. М.: Наука.1985.
  62. А. Б. Хартуков Е.М. Экономическая коньюнктура: как изучать современный рынок.- М.: МГИМО, 1991.
  63. Толковый словарь рыночной экономики. М.: Рекламно-издательская фирма «Глория». 1993.
  64. А. Л. Шумакова К.С. Спрос и коммерческая работа на рынке.- М.: Знамя, 1989.
  65. П.П. Измерение потребительского спроса (теоретические очерки).- М.: Экономика. 1971.
  66. П.П. Спрос населения и потребление.- М.: Экономика.1971.
  67. П.П. Доход советской семьи,— М.: Экономика, 1965.
  68. Ф. Статистические методы.- М.: Госстатиздат. 1958.
  69. .Н. Коэффициенты эластичности от дохода и цен и оценка параметра замещения.- М.: Наука, 1966.
  70. B.C., Трошин. Статистические методы изучения связей экономических явлений.- М.: МЭСИ, 1982.
  71. В.К. Статистическое наблюдение спроса. М.: «мысль».1971.
  72. В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. М.: Экономика, 1967.
  73. А.А. Типология потребительского поведения.- М.: Статистика, 1989.
  74. В.П. и др. Эластичность и ее использование в ценообразовании, анализе и прогнозировании спроса.- Л.: Издательство ЛФЭИ, 1990.
  75. В. П. Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз. СПб.: Университет экономики и финансов, 1993.
  76. В.В. Проблемы комплексного изучения и прогнозирования спроса населения на ТИП.- М.: Статистика, 1987.
  77. В.В. Рынок товаров народного потребления: социально-экономический аспект.- М.: Знание, 1988.
  78. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1996.
  79. А. Очерки политической экономии капитализма.- М.: Прогресс, 1976.
  80. А. Экономическая теория благосостояния.- М.: Прогресс, 1985.
  81. Пилдич Дне. Путь к покупателю: о том, как преуспевающие компании делают товары, которые мы с удовольствием покупаем.- М.: Прогресс, 1991.
  82. В. Уровень жизни населения и структура доходов.-Экономист, № 10−1995.
  83. И.Д. Корреляция (задачи и методические к их решению) .- М.: Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева. 1971.
  84. В. Проблемы построения функций спроса.- Новосибирск, 1967.
  85. Потребление и спрос населения / Отв. ред. П. Ф. Страздинс.- Рига. 1970.
  86. Проблемы статистического анализа рыночных процессов.- М.: МЭ-СИ. 1993.
  87. Проблемы статистики рыночных отношений.- М.: МЭСИ. 1992.
  88. В.Я. Математические методы и модели планирования уровня жизни.- М.: Экономика, 1970.
  89. Россия в цифрах, 1995. Москва, Госкомстат РФ.
  90. Рыночная экономика / Учебник в 3-х т. под ред. Ю. Б. Рубина. В. Ф. Максимовой.- «Соминт Эк». 1992.
  91. Д.Н. Статистико-математические методы в торговле.- М.: МЭСИ.1984.
  92. П. Экономика / Пер. с англ. М.: НПО «Алгон"-ВНИ-СИ „Машиностроение“, 1993.
  93. Н.Ф. Теоретические основы обеспечэния соответствия спроса и предложения.- Фрунзе, 1983.
  94. . Изменение структуры доходов населения и ее оптимизация.» «Экономист», № 9−1996.
  95. Е.Е. К теории сбалансированного бюджета потребления." М.: 1963.
  96. А.Д. Рыночная экономика. Основы бизнеса. М.: Прогресс, 1992.
  97. А.Д. Экономико-математический анализ производства и потребления.- М.: Экономика, 1969.
  98. А. Исследование о природе и причинах богатства народов начало собр. политической экономии. — М.: Прогресс, 1979.
  99. В.В. Закон спроса и предложения и его использование в социалистическом обществе.- Саратов. 1984.
  100. Т.В. Проблемы изучения эластичности спроса. (В сб. «Вопросы маркетинга»).-М.: МЭСИ. 1994.
  101. Ю.П., Михалевский Б. Н. Методологические проблемы оценки эластичности потребления от цен.- М.: Экономика и математические методы, 1970.
  102. Статистика рынка товаров и услуг. /Под ред. И. К. Беляевско-го.- М.: Финансы и статистика. 1995.
  103. П.Ф. Потребление и спрос населения.- Рига. 1970.
  104. Д.Н. Акции и биржа: как приумножить, а не потерять ваши деньги.- М.: Нова-пресс. 1991.
  105. Tajlor L.D. Telecommunications demand In theory and practice.- Kluwer. 1994.
  106. Г. Экономические прогнозы и принятия решений.- М.: Статистика, 1971.
  107. Г. Введение в эконометрию.- М.: Статистика, 1965.
  108. Г. Методы экономического исследования. М.: Статистика, 1971.
  109. Ю.К. Потребности, спрос, производство. М.: Статистика, 1974.
  110. Ю.К. Спрос и предложение.- М.: Статистика, 1987.
  111. И.М. Потребление и платежеспособный спрос.- М.: Hayка. 1968.
  112. Л. К. Кравчук В.К. Проблемы сбалансированности рынка ТНП. Киев. 1980.
  113. С. Дорнбум Р. Экономикс. М.: Дело, 1983.
  114. П. Обновление производства.- М.: Прогресс, 1987.
  115. А. А. Адамова Е.В. Корреляционный и регрессионный анализ в экономических приложениях. М.: МЭСИ. 1987.
  116. Д.Н. Современная микроэкономика / Анализ и применение. в 2-х т.- М.: Финансы и статистика, 1992.
  117. Houthakker H.S. The present state of consumption theory.-Econometrlka. 1961.
  118. П. Экономический образ мышления.- М.: Издательство «Collaxy» и «Новости». 1991.
  119. В. Как делать бизнес в Европе.- М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1991.
  120. Ю.Р. Культура потребления. М.: МГУ. 1984.
  121. А.Н. Потребительская корзина и цены.- Л.: ЛФЭИ, 1990.
  122. А.Н. Методы и техника расчета уровня спроса на товары И услуги. Л.: ЛВТК МТ РСФСР. 1989.
  123. А.С. Инвестиционная стратегия, опционы и фьючерсы.-М.: Институт микроэкономики. 1995.
  124. А.А. Основные проблемы теории корреляции (2-е изд.).-М.: Госстатиздат, 1960.
  125. В.В. Экономико-математический анализ спроса.- М.: МГУ. 1966.
  126. В. В. Математические методы и модели в планировании и управлении.- М.: Статистика, 1973.
  127. В.В., Швыркова Т. С. Моделирование внутригодичных колебаний спроса.- М.: Статистика, 1973.
  128. Р.А. Теория статистики.- М.: Финансы и статистика.1995.
  129. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1990.
Заполнить форму текущей работой