Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проза Сергея Довлатова: поэтика цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Помимо выделенных черт характерной особенностью стиля писателя становятся повторы. Повторяющиеся элементы на разных уровнях организации текста (деталь, образ, мотив, сюжет) как типологический признак циклических структур становятся еще одним циклообразующим фактором — объединяют все произведения Довлатова в единый метатекстцикл циклов, придавая ему особую рифмованность, сравнимую… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Цикл и циклизация как архетипы художественного сознания
    • 1. 1. Проблема цикла в литературоведении. Значение «Исторической поэтики» А.Н.Веселовского
    • 1. 2. Циклизация — исторически развивающийся процесс художественного сознания
  • Глава 2. Циклизация как способ создания целостных художественных структур в прозе Сергея Довлатова
    • 2. 1. Особенности циклизации в творчестве Довлатова
    • 2. 2. Хронотоп рассказа и хронотоп цикла
    • 2. 3. Анекдот как инвариант фрагмента и микроэлемент художественной структуры в прозе Довлатова
  • Глава 3. Ритм и повтор как циклообразующие факторы в прозе Довлатова
    • 3. 1. Формы реализации ритмической структуры и традиция «устного слова»
    • 3. 2. Этико-эстетическая и структурообразующая функции повтора деталь, персонаж, мотив, сюжет)

Проза Сергея Довлатова: поэтика цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе литературоведение «полиобъектно"1 как никогда. Среди важнейших научных задач на сегодняшний день выделяется требующая особого внимания проблема осмысления истории литературы второй половины XX века при включении ее в контекст многовековой традиции мировой литературы.

Одним из актуальных направлений исследовательского поиска является изучение художественной циклизации, ставшей предметом научного интереса еще в XIX веке и продолжающей оставаться в центре внимания в связи с непрерывностью бытования циклов как способа выражения продуктивной тенденции эпохи века XX. Циклизация как процесс «объединения групп самостоятельных произведений в новые многокомпонентные художественные единства — циклы"3 важна тем, что, используя ее, автор получает возможность расширения границ жанра для отображения целостной картины мира. При этом цикл понимается как сверхжанровое единство, обладающее относительно устойчивым типом структуры и постоянными признаками. Цикличность воспринимается учеными как особая художественная возможность: каждое произведение, входящее в цикл, может существовать как самостоятельная художественная единица, но, будучи извлеченной из него, теряет часть своей эстетической значимости.

Литература

второй половины XX века характеризуется интенсивным циклообразованием (В.Шукшин, А. Битов, Ф. Искандер, В. Астафьев, В. Белов, Л. Петрушевская). Яркой иллюстрацией этого явления можно считать прозу.

1 Хализев В. Е. О составе литературоведения и специфике его методологии // Наука о литературе в XX веке: (История, методология, литературный процесс): Сборник статей. — М., 2001. — С.7.

2 Понятие «цикл» становится обиходным в литературоведении на рубеже Х1Х-ХХ веков, будучи введенным в работах А. Н. Веселовского, который называл его одной из древнейших образно-поэтических форм общественного сознания. Он считал, что лирико-эпические песни были выделены из обряда и объединены «сословными певцами» для создания широкой эпической картины мира и ее осмысления в той степени, какая была бы невозможна при условии их отдельного, изолированного друг от друга бытования (Веселовский А. Н. Историческая поэтика. — М., 1989. — С.209.).

3 Ляпина Л. Е. Литературная циклизация (к истории изучения) // Русская литература. — 1998. № 1. — С. 170.

Сергея Довлатова (1941;1990), для которого циклизация стала одним из конкретных проявлений внутреннего единства всего творчества.

Актуальность данного исследования определяется, прежде всего, необходимостью глубокого и всестороннего изучения литературы второй половины XX века с учетом степени разработанности такой теоретической категории, как циклизация. Рассмотрение циклизации как способа создания целостных единств в прозе Сергея Довлатова представляется нам на сегодняшний день значимой проблемой, позволяющей в широком литературном и культурологическом аспекте выявить особенности поэтики его творчества и его эпохи.

Объектом исследования является история и теоретическое осмысление цикла и циклизации в мировой литературе разных эпох, и особенности проявления циклизация в прозе Сергея Довлатова.

Предмет исследования — произведения Сергея Довлатова «Зона» (196 465 — 1982), «Компромисс» (1981), «Записные книжки» («Соло на ундервуде» (1964 — 1978) и «Соло на IBM» (1979 — 1990), «Наши» (1983), «Ремесло» («Невидимая книга» (1976) и «Невидимая газета» (1984) и «Чемодан» (1983), которые мы рассматриваем как циклы, а их совокупность как цикл циклов.

Теоретико-методологической основой настоящего исследования являются:

— труды отечественных ученых, посвященные рассматриваемым в нашей работе проблемам поэтики4: жанра, организации текстового пространства, роли автора в литературном произведении, хронотопа, стиля и др. (М.М.Бахтин, В. Б. Шкловский, А. ПСкафтымов, Л. И. Тимофеев, Г. Н. Поспелов, М. М. Гиршман, В. Е. Хализев, И.Ф. В. Волков, В. И. Тюпа, Л. Ю. Фуксон,.

4 Поэтика в данной работе понимается как часть литературоведческой науки о строении литературных произведений и системе эстетических средств, в них используемых, целью которой является установление соотношений между замыслом и совокупностью художественных средств (Краткая литературная энциклопедия. — Т.5. — М., 1968. — С.936).

Н.Д.Тамарченко, Б. О. Корман, В. П. Скобелев, В. Крамов, М. Ландор, В. В. Агеносов, Т. М. Колядич и др.);

— исследования по теории и истории цикла (А.Н.Веселовский, Б. В. Томашевский, В .М.Жирмунский, Ю. Н. Тынянов, Б. М. Эйхенбаум, Ю. М. Лотман, Г. А. Гуковский, В. А. Сапогов, Л .Я.Гинзбург, Л. К. Долгополов, Л. В. Спроге, А. М. Гаркави, М. Н. Дарвин, И. В. Фоменко, А. С .Янушкевич, Ю. В. Лебедев, Н. К. Гей, Б. Ф. Егоров, А. Г. Коваленко, И. А. Есаулов, Л. Е. Ляпина, Ю. К. Руденко, Т. А. Пономарева, О. Г. Егорова, И. Мюллер, Х. М. Мастерд, В. Фридрих, Ф. Инграм, Д. Слоун и др.);

— работы, посвященные творчеству С. Довлатова, в которых рассмотрены особенности жанровой системы писателя, проблема автора, особенности юмора как основы мироощущения и стиля и др. (И.Сухих, Н. Выгон, В. Топоров, М. Липовецкий, Н. Анастасьев, А. Арьев, А. Зверев, А. Карпов, Л. Лосев, И. Бродский,.

B.Куллэ, П. Вайль, А. Генис, ИКаргашин, И. Серман, О. Рогов, Б. Парамонов, Н. Елисеев и др.).

Несмотря на внимание к проблеме художественной циклизации, на наш взгляд, недостаточно исследованы типы прозаических циклов и особенности циклизации в прозе второй половины XX века. В отношении.

C.Довлатова, в творчестве которого эта художественная тенденция проявляется особенно ярко, осуществлялись попытки выделить циклообразующие факторы его произведений: фрагментарное повествование «Зоны», где единство проявляется на стилистическом уровне — «единство интонации», на тематическом — «комментирующий курсив», на сюжетном — «центральный автопсихологический персонаж» и построение «Наших» в виде семейного альбома (И.Сухих)5- «почти кубистская» (Н.Елисеев) композиция «Чемодана"6- объединяющая функция повествователя, за счет которой достигается «единство.

5 Сухих И. Сухих И. Сергей Довлатов: время, место, судьба. — СПб., 1996. — С. 122.

6 Елисеев Н. Другие истории // Новый мир. — 1994. — № 11. — С. 232. цикла" (ЕЛнг)7. Но исследований, в которых поэтика цикла рассматривалась бы как одна из основ поэтики всего творчества писателя, нет.

В связи с этим цель настоящего исследования — на основе анализа исторического бытования циклов в мировой литературе и теоретического наполнения понятий «цикл» и «циклизация» в современном литературоведении обосновать правомерность рассмотрения циклизации в прозе Довлатова как фактора, влияющего на все элементы художественной структуры и отражающего мироощущение писателя, и выявить особенности поэтики цикла в прозе С.Довлатова.

Данная цель определила следующие важнейшие задачи нашей работы:

1. изучить специфику теоретического осмысления категорий «цикл» и «циклизация» в истории литературоведческой мысли, проанализировать типологические признаки, свойства и закономерности существования цикла как целостности особого рода;

2. рассмотреть историю существования цикла и циклизации с целью формирования представления о традиции создания целостных единств на разных этапах развития мировой литературы и последующего включения прозы С. Довлатова в контекст данной традиции для оценки творческой преемственности и новаторства писателя;

3. определить способы и приемы циклизации в творчестве Довлатова, ее идейно-содержательную и жанрообразующую функции в поэтике писателя;

4. обосновать явление цикла в творчестве Сергея Довлатова в качестве оптимальной формы выражения авторского мироощущения.

Суть гипотезы исследования состоит в том, что характерной особенностью прозы С. Довлатова является ее цикличность, которая органично отражает этико-эстетическую позицию автора как представителя.

7 Янг Е. Нарративная структура «Зоны» И Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги Первой международной конференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга — Нью-Йорка 19 701 990;х годов). — СПб., 1999. — С. 280. философско-юмористической прозы второй половины XX века, поскольку цикл обладает широкими возможностями через значимый самоценный фрагмент как части отразить неограниченность и всеохватность бытия как целого.

Методология исследования опирается на системный и целостный подходы к произведениям художественной литературы. При анализе конкретных произведений используются сравнительно-сопоставительный^ историко-литературный и структурно-семантический методы.

Научная новизна исследования: обусловлена выбором объекта исследования и новыми подходами к прозе С.Довлатова. В диссертации впервые:

— систематизированы основные концепции цикла в отечественном и зарубежном литературоведении, представляющие историческую динамику целостных сверхжанровых единств;

— рассмотрена история создания циклов Сергея Довлатова как один из способов интерпретации;

— выявлены специфика и принципы циклизации в творчестве Сергея Довлатова на идейно-содержательном и жанрово-композиционном уровнях;

— обоснован главный циклообразующий фактор в прозе Сергея Довлатова — авторская концепция личности, базирующаяся на этико-эстетическом принципе приятия мира и реализуемая на всех уровнях художественной структуры (типы авторского присутствия, хронотоп, сюжет, система мотивовособый прозаический ритм);

— проанализирована обусловленная циклизацией жанровая система, иерархические уровни которой составляют: «микроабсурд» — анекдот — рассказ — цикл рассказов — цикл циклов;

— определены структурообразующая и этико-эстетическая функции повтора как художественного приема в циклах Сергея Довлатова: принципиальная вариативность повторяющихся элементов выявляет стремление писателя в созданной модели мира восстановить его утраченное единство.

Новизна материала, привлекаемого в диссертации: Представленная диссертация является первой работой, в которой использовались новейшие исследования в области поэтики цикла для анализа художественной структуры современной прозы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Циклизация как мировоззренческое явление определяет основы поэтики творчества Сергея Довлатова.

2. Цель своего творчества писатель формулирует как «попытку гармонизации жизни» при помощи юмора в мире, где преобладает «ощущение надвигающегося абсурда"8. Цикл является наиболее адекватной формой выражения авторской концепции, поскольку возникает как результат осознанного стремления художника к созданию целостной литературной системы, в основе которой лежит единство представлений о различных сторонах окружающего мира.

3. Главным фактором, определяющим единство циклов Довлатова, являются виды авторского присутствия (биографическая личность, автор-творец, «автопсихологический» (Л.Я.Гинзбург) герой-повествователь).

4. Основным структурным элементом цикла у Довлатова выступает рассказ.

5. Основой микросюжетов рассказа, образующих «метасюжет» цикла, является анекдот.

6. Цикл «Записные книжки» — модель эстетической системы писателя и универсальная форма обобщенной картины мира.

Довлатов С. Собрание прозы в 3-х т. Зона. — Т.1. СПб., 1995. — С.24.

7. Повторяющиеся элементы на разных уровнях организации текста: идейно-содержательном и структурно-композиционном (деталь, ф персонаж, мотив, сюжет) и особый ритм на уровне организации речевой структуры прозы являются циклообразующими факторами, объединяя произведения Довлатова в цикл циклов, и подтверждают особую целостность и неделимость такой структуры.

Практическая значимость работы.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы в вузовском курсе истории русской литературы, в спецкурсах и семинарах по изучению современной прозы, а также найти применение в школьном преподавании — для подготовки уроков, темы которых связаны с изучением русской литературы второй половины XX века в контексте проблем эволюции русской литературы, например, образа «лишнего человека», развития жанра щ рассказа. Проблемы циклизации, фрагментарности сюжета, монтажной композиции, автобиографического героя, псевдодокументальности и интертекстуальности — характерные приметы современной прозы — также могут быть рассмотрены на материале данного исследования творчества Сергея Довлатова. Изучение творчества этого автора не только дает обширные историко-литературные знания, но и раскрывает содержащийся в нем огромный нравственный потенциал, осмысление которого может быть направлено на понимание вечных основ мира, что является одной из основных целей изучения литературы.

Апробация результатов.

Основные направления и аспекты исследования обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры филологического факультета Московского Педагогического Государственного Университетаотмечены как успешные 4 доклады на Четвертых, Пятых, Шестых и Восьмых Шешуковских чтениях.

МПГУ, 2000, 2001, 2002, 2004), Международной научной конференции.

Семантика и образ мира" (Таллинн, 2001) и Всероссийской научной конференции «Природа: материальное и духовное. Пушкинские чтения -2002» (Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) и ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2002).

Публикации по теме;

1. Воронцова-Маралина A.A. Особенности жанровой системы в творчестве Сергея Довлатова // Проблемы эволюции русской литературы XX века. Четвертые Шешуковские чтения: Материалы межвузовской научной конференции. Выпуск 6. — М.: Кафедра русской литературы XX века МПГУ, 2000. — С. 17−18;

2. Воронцова-Маралина A.A. Цикл как основная жанровая форма в прозе Сергея Довлатова (на примере книги «Наши») // Проблемы эволюции русской литературы XX века. Пятые Шешуковские чтения: Материалы межвузовской научной конференции. Выпуск 7. — М.: Кафедра русской литературы XX века МПГУ, 2001. — С. 42−44;

3. Воронцова-Маралина A.A. Мифы Сергея Довлатова // Пушкинские чтения — 2002: Материалы межвузовской научной конференции (Санкт-Петербург, 6 июня 2002 г.). -СПб.: Лен. гос. обл. ун-т им. А. С. Пушкина, 2002. — С.221−223;

4. Воронцова-Маралина A.A. Сергей Довлатов: Поэтика цикла. — М.: МПГУ, 2003. — С. 1−18.

Заключение

.

1. Анализ исторического бытования циклов и процесса циклизации в мировой литературе позволяет сформировать представление о трех этапах существования традиции создания целостных единств как процесса художественного сознания, в основу которой положена эволюция жанра, предложенная С. С. Аверинцевым. Сущность процесса циклизации на разных этапах существования литературы определяют: ее способность к жанрообразованию (определение жанрового статуса);

— понимание эпохой категории целостности (поскольку цикл — это объединение отдельных целостных произведений в новое целое);

— принцип объединения литературных форм в циклы, который на разных этапах исторического существования зависел от особенностей эстетического восприятия эпохи.

Широкое распространение циклизации в современную эпоху связано с тем, что цикл становится наиболее адекватной формой бытия литературного произведения, в наибольшей степени отражающей глубинные процессы, протекающие в природе искусства в XX веке. Особое распространение циклизации в XX веке связано с функциями цикла: архетипической, компенсаторной и коммуникативной. Цикл связан с архетипами (бессознательно или сознательно трансформируемыми формами осмысления действительности) колеса, спирали, круга, яйца, шара, сферы, цепи, кусающей свой хвост змеи, общее значение которых сводится к нескольким смысловым пластам: «1) единство, нераздельность, целостность- 2) вечная повторяемость и круговой повтор всего сущего- 3) происхождение всего сущего от первоосновы и возможное возвращение его к той же первооснове в конечном итоге». Цикл поэтому так и устойчив как композиционная форма,.

399Яницкий Л. Циклизация как коммуникативная стратегия в современной культуре/Кемеровский государственный университет. Критика и семиотика. Вып. 1 -2,2000. — С. 172. что основывается на этих архетипах и мифах. Цикл и циклизация, таким образом, как архетипы художественного сознания — сознательно и бессознательно трансформируемые формы художественного осмысления действительности, восходящие к мифологическим временам. Компенсаторная функция цикла заключается в том, что во время распада традиционных форм, эта особая художественная форма удерживает художественные произведения от распада, связывая воедино различные произведения. Коммуникативная функция цикла определена, с одной стороны, особенностями его структуры: все элементы цикла сообщаются в полилоге, а с другой стороны, особенностями читательского восприятия: восприятие цикла как художественной суперструктуры происходит в читательском сознании только при наличии читательской воспринимающей готовности, а такая готовность активизируется в современную эпоху, когда цикл становится доминирующей формой художественного выражения. Циклизация в прозе XX века разнообразна и по своим задачам и по способам осуществления. Она проявляется в разных жанрах: миниатюрах, рассказах, повестях и романах. Различны степени и характер связи между отдельными произведениями цикла: от сборника рассказов до романа в новеллах, но обобщение в цикле всегда предстает итогом целенаправленного отбора и композиционного распределения материала, частично уже оформленного в эпизодах, зарисовках, отдельных рассказах и повестях. Объединение самостоятельных произведений в новые многокомпонентные единства — это попытка художника выявить обобщающий смысл многообразных жизненных явлений и наиболее полно отобразить это многообразие в единственно подходящей для этого форме — цикле.

Таким образом, широкое распространение циклизации в XX веке связано с тем, что цикл становится наиболее адекватной формой бытия литературного произведения, композиционной формой, в наибольшей степени соответствующей глубинным процессам, протекающим в природе искусства в современную эпоху, и моделью реализации этих процессов.

2. Теоретическое наполнение понятий «цикл» и «циклизация» в современном литературоведении включает типологические признаки, свойства и закономерности существования цикла как целостности особого рода. Цикл обладает следующими свойствами: наличие нескольких произведений, связанных друг с другом внутренними смысловыми связями- «вторичная целостность структуры" — монтажная композиция, при которой существует ассоциативная связь между текстамиконцептуальность, зависящая от порядка расположения произведений в цикле, характеризующаяся выраженным отношением автора к окружающему мирунекий сюжет (развитие центрального мотива) — общность ряда системных элементов цикла (жанровых, стилистических, ритмических, образно-метафорических, лексико-фразеологических, интонационных и звуковых) и по праву считается «большой формой» XX века.

3. Проанализированные произведения Сергея Довлатова «Зона» (1964;65 — 1982), «Компромисс» (1981), «Записные книжки» («Соло на ундервуде» (1964 -1978) и «Соло на 1ВМ» (1979 — 1990), «Наши» (1983), «Ремесло» («Невидимая книга» (1976) и «Невидимая газета» (1984) и «Чемодан» (1983) правомерно рассматривать как циклы. В силу действия специфической черты — присущей циклу как явлению — иерархичности (когда отдельные части как самостоятельные целые единства объединяются в новое содержательное целое, которое, в свою очередь, тоже обладает целостностью и способностью стать частью более крупного целого) возникает явление цикла циклов, которое определяет его наилучшей формой для воплощения в литературе собственного жизненного пути. Особенность циклической типизации, осуществляемой за счет повторяемости, варьировании характеров, обстоятельств, ситуаций и «тенденция к безусловному отождествлению различных персонажей», выделяемая Ю. М. Лотманом как особенность циклических мифологических текстов, реализуются в циклах Довлатова на уровне тождества системы персонажей-«двойников», отражающих сущность главного героя, а также в отсутствии иерархии быта и бытия, социально-исторического и частного, деления на «плохих» и «хороших» и собственно иерархии образов, каждый из которых дан крупным планом. Идейно-содержательная функция циклизации в поэтике прозы писателя заключается в том, что цикл произведений возникает как результат осознанного или неосознанного стремления художника («Чемодан» — цикл «первичный», то есть задуманный как целое, «Компромисс», «Зона», «Наши» — «вторичные» -объединенные после создания отдельных произведении) к созданию целостной литературной системы, в основе которой лежит «попытка гармонизации жизни» при помощи юмора в мире, где преобладает «ощущение надвигающегося абсурда"400, и приятие бытия как единство представлений о различных сторонах окружающего мираглавный фактор, определяющий единство циклов Довлатова — авторская концепция личности, основанная на философско-юмористическом мироощущении писателя, выражением которой является «автопсихологический» герой-повествователь) — жанровая система писателя представляет собой сложную систему, иерархические уровни которой составляют: «микроабсурд» — анекдотрассказ — цикл рассказов — цикл циклов, при этом функция анекдота как «микроэлемента» цикла — организовывать повторяющиеся внутри цикла микросюжеты, перетекающие в центральный сюжет отдельных рассказов, которые образуют «метасюжет» цикла;

4. Отличительными чертами индивидуального авторского стиля Сергея Довлатова, отражающего «отношение к жизни и миру жизни» (М.М.Бахтин) художника, являются ясность, лаконизм, внешняя простота, скрывающая огромную работу писателя со словом, ритмизованность прозы, которые позволяют говорить о следовании писателем редкой в нашей словесности (Чехов, Зощенко) традиции пушкинского «кларизма» в прозе. Традиция устного слова" проявляется в особой организации прозы Довлатова, где рассказывание и рассказ, устная речь и письмо, результат и процесс сливаются. Возникающая иллюзия устного рассказа создается доверительным повествованием от первого лица и особым тоном рассказывания, предполагающим строгую фактичность, экономию изобразительных средств и незамедлительную подготовку основной сущности рассказываемого. Особый ритм довлатовской прозы выступает циклообразующим фактором на уровне организации речевой структуры: неповторимый, близкий к стихотворному ритм отдельных рассказов плавно перетекает в макроритм повествования всего цикла, который отличается неторопливостью, плавностью, сочетающейся с легкостью и динамизмом, организуя повествование, он выражает противоречивый ход жизни, где скорость сменяемости уникальных, неповторимых фрагментов утверждает их непрерывность и вечную повторяемость.

Помимо выделенных черт характерной особенностью стиля писателя становятся повторы. Повторяющиеся элементы на разных уровнях организации текста (деталь, образ, мотив, сюжет) как типологический признак циклических структур становятся еще одним циклообразующим фактором — объединяют все произведения Довлатова в единый метатекстцикл циклов, придавая ему особую рифмованность, сравнимую с автоцитированием в поэзии, и подтверждают особую целостность и неделимость получающегося цикла циклов. Повтор выполняет в циклах Довлатова структурообразующую функцию: многие рассказы циклов «Компромисс», «Наши», «Чемодан» организованы как цепь циклически повторяемых сюжетных конструкций (например, биографии двоюродного брата, дяди Арона, тетки Мары, Эрика Буша, выстроенные как череда повторяющихся взлетов и падений), которые являются подтверждением непреложного для автора гармонического равновесия в человеческой натуре, а повторение таким образом организованных рассказов в объединяющей структуре — цикле утверждает гармоническое равновесие добра и зла в мире как универсального закона человеческого существования.

Воздействие повтора на идейно-содержательный план цикла выявляет его функцию быть способом как познания действительности, так и авторской позиции, так как циклически повторяясь, художественная мысль оттачивается и приобретает большую глубину. Принципиальная вариативность повторяющихся элементов, касающаяся даже эпизодов жизни автобиографического героя-повествователя, во-первых, продиктована стремлением писателя охватить окружающий мир во всей полноте и многообразии, создав художественный мир всеобъемлющим и универсальнымво-вторых, выявляет сущность важных для автора проблем, лежащих в основе повторяемых варьируемых ситуаций, и пути их решения для автора (так, вложенные в уста разных героев рассуждения о том, какая нация «хуже», поднимают наболевший «национальный вопрос», разрешение которого для автора мы находим в еще одной паре повторяющихся фрагментов — «ключевые должности в российском государстве имеют право занимать ДОСТОЙНЫЕ люди», а окончательно снимается однозначно заявленной авторской позицией: «Сильные чувства — безнациональны. Уже одно это говорит в пользу интернационализма. Радость, горе, страх, болезнь — лишены национальной окраски. Не абсурдно ли это звучит: «Он разрыдался, как типичный немец"401) — в-третьих, легкость, с которой заменяются персонажи того или иного эпизода, свидетельствует о наличии в них общих признаков, позволяющих говорить об онтологической близости и тождественности людей вообще, что является как особенностью циклического текста, так и органической составляющей мироощущения Сергея Довлатова, отсутствие иерархии в изображении героев в котором базируется на приятии бытия: «Мы и есть, как все. Самое удивительное, что и Толстой был, как все"402.

5. В предложенной работе обоснована правомерность рассмотрения циклизации в прозе Довлатова как фактора, влияющего на все элементы художественной структуры и определяющего поэтику прозы, и отражающего мироощущение писателя. Сложное целостное единство — цикл и цикл циклов как еще более сложное структурное образование, выявляемое при комплексном рассмотрении всего творческого наследия Довлатова, являются наиболее адекватными формами выражения авторского мироощущения. Мироощущение Довлатова — возникающее на стыке гармонии творчества и абсурда действительности — выстраданное приятие мира, в котором «дрались заточенными рашпилями, покрывали лица татуировкой и насиловали коз», но при этом «соотношение добра и зла, горя и радости — оставалось неизменным», органично воплотилось в особой жанровой форме цикла. Его представлению о жизниневыносимой, прекрасной, единственной — наиболее адекватна эта художественная структура, которая вмещает неограниченность бытия во всех его проявлениях, создает иллюзию бесхитростного документального фиксирования ее течения и непосредственной авторской реакции на происходящее, утверждает равнодостойность и вечность всех ее явлений.

Важнейшие функции цикла: компенсаторная (заключающаяся в том, что во время распада традиционных форм цикл удерживает художественные произведения от распада, связывая воедино различные произведения) и коммуникативная (определяющаяся, с одной стороны, особенностями структуры цикла: все элементы цикла сообщаются в полилоге, а с другой стороны, особенностями читательского восприятия этой особой художественной формы, которое происходит в читательском сознании только при наличии читательской воспринимающей готовности, а такая готовность активизируется в современную эпоху, когда цикл становится доминирующей формой художественного выражения) соотносятся с главной целью творчества Сергея Довлатова, которой является «попытка гармонизации жизни» при помощи юмора в мире, где преобладает «ощущение надвигающегося абсурда"403, а посредством мироощущения писателя, основанного на приятии мира во всех его проявлениях, создается гармоническое единение — своеобразная модель мира, выражаемая формой цикла, подразумевающей повторение, непрерывность и единение всех компонентов.

403 Довлатов С. Зона. Собрание сочинений в 3-х т. — Т.1. С-Пб., 1995. — С.24.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдуллаева 3. Между зоной и островом: О прозе С. Довлатова // Дружба народов. — 1996. — № 7. — С. 153−166.
  2. С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации// Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986.
  3. Т. Лишний человек это звучит гордо! // Московские новости. — 1992. — 12 января. — № 2. — С. 23.
  4. В.А. Закономерности развития современной советской прозы // Филологические науки, 1977. № 5. — С.66−68.
  5. А. Букет и венок // Общая газета. 1995. — 24 августа. — С. 10.
  6. А. И Моцарт в птичьем гаме. (К 50-летию Сергея Довлатова) // Эстония. 1991. — 6 сентября. — С. 3.
  7. А. История рассказчика // О Довлатове / Сост. Е.Довлатова. -Тверь, 2001.-С. 33.
  8. А. Наша маленькая жизнь // Довлатов С. Собрание сочинений в 3-х т. -Т.1. СПб., 1993. — С. 12−18.
  9. А. После стихов // Звезда. 1994. — № 3. — С. 156−162.
  10. C.B. Проблема цикла и циклизации в творчестве В.Ходасевича: Дис. канд. филол. наук. Волгоград, 2000.
  11. А. Довлатовские бдения // Русский телеграф. 1998. — 14 мая. -С. И.
  12. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
  13. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  14. М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  15. М.М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994.
  16. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. — М., 1965.
  17. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  18. А. Сергей Довлатов: я был и гением, и страшным халтурщиком // Комсомольская правда 2001 — 5 июня — С. 16.
  19. С. Сергей Довлатов стал пищей для науки // Русский телеграф. -1998.-7мая.-С. И.
  20. Д. Понять Довлатова трудно. // Независимая газета. 1996.- 16 марта. С. 8.
  21. В. Плебейская проза Сергея Довлатова // Наш современник.- 1997. № 12.-С. 257−270.
  22. Ю. История государства советского в преданиях и анекдотах. -М., 1995.
  23. Ю. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М., 1970.
  24. И. Меньше единицы: Избранные эссе. М., 1999.
  25. И. О Сереже Довлатове // Довлатов С. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.З. СПб., 1995. — С. З58−360.
  26. П. Без Довлатова // Звезда. 1994. — № 3. — С. 162−165.
  27. П. Год без Довлатова // Независимая газета. 1992. — 29 августа. -С. 7.
  28. П. Формула любви// Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги первой международной конференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга Нью-Йорка 1970−1990-х годов).-СПБ., 1999. С. 184.
  29. П., Генис А. Искусство автопортрета // Звезда. 1994. — № 3. -С.179−183.
  30. П., Генис А. Родная речь: Уроки изящной словесности. — М., 1991.
  31. А.Н. Избранные статьи. Л., 1939.
  32. А.Н. Историческая поэтика. — М., 1989.
  33. В.В. О теории художественной речи. М., 1971.
  34. Г. О. Критика поэтического текста. М., 1927.
  35. Г. Самое заветное: Записные книжки писателей. Воронеж, 1974.
  36. В. Другая жизнь Сергея Довлатова // Московские новости. — 1993.-31 октября.-С. 5.
  37. С. Довлатов // Звезда. 1994. — № 3. — С. 165−168.
  38. Н.С. Художественный мир прозы Фазиля Искандера: Дис.. канд. филол. наук / Mill У им. В. И. Ленина. -М., 1992.
  39. Н.С. Юмористическое мироощущение в русской прозе: проблемы генезиса и поэтики. Монография. М., 2000.51 .Выготский JI.C. Психология творчества. М., 1965.
  40. Р. Реквием по двоим // Московский наблюдатель. 1991. — № 1.-С. 49.
  41. Гей Н. К. Проза Пушкина. Поэтика повествования. М., 1989.
  42. А. Беседа шестая: сад камней. Сергей Довлатов // Звезда. 1997. -№ 7.-С. 235−238.
  43. А. Довлатов и окрестности. — М., 1999.
  44. А. Первый юбилей Довлатова // Звезда. 1994. — № 3. — С. 165 168.
  45. А. Пушкин у Довлатова // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги первой международной конференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга Нью-Йорка 1970−1990-х годов). — СПБ., 1999. — С. 196−201.
  46. А. Сад камней // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги Первой международной мконференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга Нью-Йорка 1970−1990-х годов). -СПб., 1999.-С.85−87.
  47. Л.Я. О психологической прозе. Л., 1976.
  48. Л.Я. Претворение опыта. Рига-Л., 1991.
  49. М.М. Ритм художественной прозы. М., 1985.
  50. М.М. Художественная целостность // Дискурс. — Новосибирск, 1997. № 3−4. — С.185−188.
  51. Л. Собранные листья (об одном и том же всегда об одном и том же) // НЛО. № 54. — 2002. — С.236−245.
  52. В. Наедине со светом // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги Первой международной мконференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга — Нью-Йорка 1970−1990-х годов).-СПб., 1999. -С.145−148.
  53. Г. А. Реализм Гоголя. М., 1959.
  54. Дар органического беззлобия. Интервью В. Ерофееву // Довлатов С. Собрание сочинений в 3-х т. Т.З. М., 1995. С.349−351.
  55. М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. Кемерово, 1983.
  56. М.Н. Русский лирический цикл. Красноярск, 1988.
  57. М.Н. Циклизация в лирике. Исторические пути и художественные формы. Екатеринбург, 1996.
  58. Л. Теоретические проблемы праздничной культуры в работах М.Бахтина. Бахтинология: исследования, переводы, публикации. СПб., 1995.
  59. С. «Я рад, что мы с Вами дожили до странных времен.»: Восемь последних писем С. Довлатова / Предисловие И. Меттера // Юность. 1993. — № 5. — С. 71−75.
  60. С. Армейские письма отцу // Звезда. 1998. — № 5. — С. 108 141.
  61. С. Дар органического беззлобия (интервью с Довлатовым
  62. B.Ерофеева) // Огонек. 1990. — № 24. — С. 28−29.
  63. С. Два эссе // Звезда. 1993. — № 1. — С. 123−126.
  64. С. Жизнь коротка: рассказ // Звезда. 1996. — № 3. — С. 69−73.
  65. С. Заповедник / Предисловие А.Арьева. Л., 1990.
  66. С. Как издаваться на Западе? Выступление в дискуссии // Сухих И. Н. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб., 1996.1. C.368−371.
  67. С. Линия // Звезда. 1991. — № 1. — С. 101−109.
  68. С. Малоизвестный Довлатов. СПб., 1995.
  69. С. Не только Бродский: Русская культура в портретах и анекдотах (совместно с М. Волковой фото). — М., 1992.
  70. С. По прямой // Огонек. -1991. № 3. — С. 12−15.
  71. С. Сквозь джунгли безумной жизни: Письма к родным и друзьям. СПб., 2003.
  72. С. Собрание прозы: в 3-х томах/ Предисл. А.Арьева. СПб., 1993.
  73. С. Собрание сочинений в 3-х томах. СПб., 1995. Содерж.: Т. 1. — 416 е.: Зона. — Компромисс. — Заповедник-
  74. Т. 2. 384 е.: Ремесло. — Наши. — Чемодан. — Виноград.
  75. Встретились, поговорили. Ариэль. — Игрушка.
  76. Т. 3. — 384 е.: Иностранка. Филиал. — Из сборника «Демаршэнтузиастов». Записные книжки. — Два интервью. — Современники о
  77. Довлатове (И.Бродский, Л. Лосев). Библиографическая справка.
  78. С. Соло на ундервуде. Париж-Нью-Йорк, 1980.
  79. С. Человек, которого не было. Пьеса для младших школьников с фокусами, но без обмана // Новая газета. 2001. — 23 мая. -С.11−13.
  80. С. Чемодан: Повести / Предисловие Ю.Арпишкина. М., 1991.
  81. О.Г. Проблема циклизации в русской прозе первой половины XX века: Дис. д-ра филол. наук. Волгоград, 2003.
  82. Н. Другие истории // Новый мир. 1994. — № 11. — С. 232 235.
  83. Н. Человеческий голос // Новый мир. 1996. — № 11. — С. 212−225.
  84. И. Неповторимость любой ценой // Звезда. 1994. — № 3. -С. 154−156.
  85. В.М. Байрон и Пушкин. Из истории романтической поэмы. Л., 1924.
  86. ИЗ. Зернова Р. Дачные соседи: Воспоминания о С. Довлатове // Русская мысль. № 4179. — 19−25 июня 1997 г. — С. 10- № 4180. — 26 июня-2 июля 1997 г. — С. 10.
  87. Т. «Пылесос работает до сих пор» (воспоминания о публикациях Довлатова) // Новая газета 2002 — 22 августа — С. 18.
  88. Н. Разгадке жизни равносилен // Московские новости. -1996. 21 января. — С. 37.
  89. Е. Дядя от Довлатова // Новая газета 2002 — 25 сентября — С. 25.
  90. Ф.А. Интервью данное Мицуеси Нумано. Цит. по Нумано М. Мои встречи (и невстречи) с Сергеем Донатовичем // Сергей
  91. Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги первой международной конференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга -Нью-Йорка 1970−1990-х годов). СПБ., 1999. С.229−232.
  92. С. Встреча с Сергеем Довлатовым, невстреча с Сергеем Довлатовым, собачье сердце // Звезда. 1994. — № 3. — С. 168−171.
  93. В. Свободен от постоя // Новый мир. 1992. — № 2. — С. 242−244.
  94. И. Освобожденное слово. Поэтика прозы Сергея Довлатова // О Довлатове/ Сост. Е.Довлатова. Тверь, 2001. — С. 102 107.
  95. A.C. Свой среди своих (О прозе С. Довлатова) // Русская словесность. 1996. — № 2. — С. 41−45.
  96. Е. Герои вчерашних дней // МК 2001 — 3 сентября -С.8.
  97. М. Луна, луна, цветы, цветы. // Независимая газета. -1998. 5 февраля. — С. 7.
  98. А. Довлатов: История любви // Московский комсомолец. 1997. — 3 сентября. — С. 4.
  99. А.Г. Проблема циклизации в русской советской прозе 60−70-х гг(рассказ, повесть): Дис. канд. филол. наук. -М., 1983.
  100. А.Г. Циклизация в современной прозе (Проблема целостности). Филологические науки. — 1987. — № 3. — С.3−9.
  101. В. В. Повесть // ЛЭС. М., 1987. — С.281.
  102. Т.М. Воспоминания писателей: Проблемы поэтики жанра.-М., 1998.
  103. И. В зеркале рассказа. М., 1986.
  104. В. Поэзия и анекдот // Звезда. 1994. — № 3. — С. 122 123.
  105. В. «Бессмертный вариант простого человека» // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги Первой международной мконференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга -Нью-Йорка 1970−1990-х годов).-СПб., 1999.- С.241−243.
  106. Е. Анекдот как жанр. СПб., 1997.
  107. Н., Липовецкий М. Между хаосом и космосом. Рассказ в контексте времени // Новый мир. 1991. — № 7. — С. 240−257.
  108. М. Прощай, Сергей // Русская мысль. 1990. — № 3843. -31 августа. — С. 17.
  109. Г. А. Форма повествования и жанр книги М.Пруста «В поисках утраченного времени» // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. — С.48−61.
  110. М. Совок-блюз // Знамя. 1991. — № 9. — С. 22−236.
  111. Лобанова 3. Пивной ларек как памятник Сергею Довлатову // Комсомольская правда. 1998. — 24 апреля. — С. 7.
  112. А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. M., 1995.
  113. Л. Русский писатель Сергей Довлатов // Довлатов С. Собрание прозы в 3-х т. Т.З. СПб., 1995 — С.364−366.
  114. Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха: Пособие для студентов. Л., 1972.
  115. Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст -семиосфера — история. — М., 1996.
  116. Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992.
  117. Ю.М. Лекции по структуральной поэтике// Лотман Ю. М. и тартусско-московская семиотическая школа. — М., 1994.
  118. Ю.М. Поэзия Карамзина // Н. М. Карамзин. Полное собр. стих. — М.-Л., 1966.-С.33−39.
  119. Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970.
  120. В. Сергей Довлатов был разбитой параличом гориллой // Комсомольская правда 2001 — 4 сентября — С. 16.
  121. А. «Где тебя некогда обсчитали»: Горькая весть // Экран и сцена (приложение к газете «Советская культура»). — 1990. 30 августа. — № 35. — С. 3.
  122. А. А в Америке // Культура. 1993. — 8 мая. — С. 3.
  123. В. Гражданин нейтральной полосы // Московские новости. 1992. — 29 ноября. — № 48. — С. 22−23.
  124. Н. Тюремная повесть Сергея Довлатова // Русская словесность. 1996. — № 5. — С. 57−62.
  125. И. Петрополь. 1994.- № 5. — С. 146−152.
  126. Д. С сыном наедине: Воспоминания о С. Довлатове: Неопубликованные письма писателя // Независимая газета. 1992. — 4 ноября. — С. 5.
  127. Мечик-Бланк К. О названии довлатовских книжек // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги Первой международной конференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга-Нью-Йорка 1970−1990-х годов). СПб., 1999. — С.285−291.
  128. Мифы народов мира: в 2 т. М., 1982.
  129. Ю. Возвращение человека, которого не было // Новая газета 2002 — 24−27 октября — С. 22.
  130. Ю. Предисловие к рассказам из книги «Чемодан» // Октябрь. 1987. — № 7. — С. 13.
  131. А. До свидания, мальчики! // Москва. 1994. — № 5. — С. 151−153.
  132. Г. Без слез, без жизни, без любви // Север. 1991. — № 8. -С. 37.
  133. А. Персонажи в поисках автора (Памяти Сергея Довлатова) // Звезда. 1994. — № 3. — С. 127−128.
  134. К.И. Циклизация как форма эпического мышления. -Рукопись деп. В ИНИОН РАН. М., 1987.
  135. М. Веллер и Довлатов: битва героев и призраков // Нева. 1996. — № 8. — С. 183−191.
  136. В. Ощущение жанра: роль рассказа в развитии современной прозы // Новый мир. 1987. — № 3. — С. 233−254.
  137. О Довлатове / Составитель Е.Довлатова. Тверь, 2001.
  138. Д. Кто виноват в шестьдесят? Юбилей Сергея Довлатова // Независимая газета 2001 — 4 сентября — С. 7.
  139. Паперный 3. Записные книжки А. П. Чехова. М., 1965.
  140. Пекуровская Ася. Когда случилось петь С.Д. и мне. СПб., 2001.
  141. Е. Рецензия // Октябрь. 1993. — № 9. — С. 178−180.
  142. А. Довлатовские места // Курьер СВ. 1995. — № 1. -октябрь. — С.28−29
  143. JI.E. Комическое / Пинский JI.E. Магистральный сюжет. -М., 1989.
  144. Т.А. Проза новокрестьян 1920-х годов: Типология. Поэтика. Автореферат на соискание ученой степени доктора филологических наук. — Москва, 2000.
  145. В. Кровь единственные чернила // Звезда. — 1994. — № 3. -С. 141−143.
  146. Преступление ради читателя Вечерний клуб. — 2002. — 6 ноября. -С.З.
  147. И. Вокруг да около Довлатова // Нева. 1995. — № 1. -С. 194−198.
  148. С. Убийца // Звезда. 1994. — № 3. — С.130−132.
  149. Е. Мне скучно без Довлатова: Новые сцены из жизни московской богемы: поэмы и рассказы. — СПб., 1997.
  150. Е. Несколько слов вдогонку // Звезда. 1994. — № 3. — С. 123 127.
  151. Е. Что отдал твое: О Сергее Довлатове: воспоминания // Столица. — 1993. — № 32. — С. 59.
  152. М. Компромисс с абсурдом: Довлатов как идеальный объект для любви // Независимая газета. — 1994. № 123.-2 июля. — С. 7.
  153. С. Фотография на картоне // Волга. 1993. — № 1. — С. 155 158.
  154. И. Автор. КЛЭ. Т.9. М., 1962−1978. — Стлб.30−34.
  155. . Кто отражается в зеркале (Заметка и два маленьких отступления) // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги Первой международной мконференции «Довлатовские чтения»
  156. Городская культура Петербурга Нью-Йорка 1970−1990-х годов). -СПб., 1999. — С.165−168.
  157. . Памяти Сергея Довлатова // Звезда. 1994. — № 3. — 132 134.
  158. В. Нищенская и горделивая // Российская газета. 1995. -14 января. — С. 8.
  159. Ю.К. Принцип циклизации в художественной системе Н.Г.Чернышевского (К постановке вопроса// Проблемы поэтики русского реализма XIX века. Л., 1984. — С. 184−191.
  160. Русская новелла. Проблемы теории и истории: Сб. статей. СПб., 1993.
  161. Русские писатели 20 в. Биографический словарь. — М., 2000.
  162. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. Л., 1971.
  163. Н.К. К вопросу содержательности художественной формы в произведениях П.Шаллюка и Г. Белля // Проблемы теории романа и рассказа. Рига, 1972. — С.92−114.
  164. И. Человек, которого не было//Смена. С-Пб. — 1996.-С. 6.
  165. В.А. Поэтика лирического цикла А.Блока: Автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 1967.
  166. Сергей Довлатов Игорь Ефимов. Эпистолярный роман. — М., 2001.
  167. Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги Первой международной конференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга Нью-Йорка 1970−1990-х годов). Издание составил и подготовил А. Ю. Арьев. — СПб., 1999.
  168. И. Гражданин двух миров // Звезда. 1994. — № 3. — С. 193−197.
  169. И. К вопросу о смысловом единстве баллад В.А.Жуковского // Сборник статей к 70-летию проф. Ю. М. Лотмана. -Тарту, 1992.-С. 163−171.
  170. А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. — М., 1972.
  171. В.П. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982.
  172. Е. Перекрестная рифма (Письма Сергея Довлатова) // Звезда. 1994. — № 3. — С. 144−154.
  173. И. Творчество до творчества // Звезда. 1994. — № 3. — С. 122−123.
  174. Смирнов-Охтин И. Сергей Довлатов петербуржец // Звезда. -1994. -№ 3.- С. 134−137.
  175. В. Как створки раковины // Московский комсомолец. -1991.-1 мая.-С. 4.
  176. В., Клепикова Е. Довлатов вверх ногами: Трагедия веселого человека. М., 2001.
  177. В. Сергей // Звезда. 1994. — № 3. — С. 137−139.
  178. JI.B. Деструктивные явления в процессе становления жанра лирического цикла (А.Блок «Тишина цветет») / Некоторые проблемы совершенствования развитого социализма. Рига, 1984. -С.94−96.
  179. Л.В. Стихотворный том как факт циклообразования (Ф.Сологуб. Собрание сочинений. СПб., «Шиповник» т. 1) // Республиканская научно-теоретическая конференция молодых ученых и специалистов по общественным наукам. Рига, 1985. — С.85−86.
  180. Л.В. Лирический цикл в дооктябрьской поэзии А.Блока и проблемы циклообразования у символистов: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Тарту, 1988.
  181. Е. По довлатовским местам в Нью-Йорке // Столица. — 1992.-№ 37.-С. 54−57.
  182. В. " Всю жизнь я дул в подзорную трубу." // Смена. 1996. — 20 января. — С. 7.
  183. И.Н. «Маленькая трилогия» (проблема циклов) // Сборники А. П. Чехова. Л., 1990. — С.145−146.
  184. И.Н. Голос: О ремесле писателя Д. // Звезда. 1994. — № 3. -С. 180−187.
  185. И.Н. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб., 1996.
  186. И.Н. Довлатов и Ерофеев: Соседи по алфавиту // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги первой международной конференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга -Нью-Йорка 1970−1990-х годов). СПБ., 1999. — С.262−264.
  187. И.Н. Художественный мир Чехова: (истоки, границы, принципы, эволюция): Дис. д-ра филол. наук / ЛГУ. Л., 1990.
  188. Е.М. «Маленькие трагедии» Пушкина как цикл // Пушкинский сб-к. Л., 1977. — С.37−44.
  189. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов / Автор-составитель Н. Д. Тамарченко. М., 2001.
  190. Д. Утешитель // МК бульвар — 2001 3 сентября — С. 7.
  191. В. Дом, который построил Джек (О прозе Довлатова) // Звезда. 1994. — № 3. — С. 174−177.
  192. Труды по знаковым системам // Ученые записки Тартуского ун-та. -Тарту, 1964−1992.
  193. Е. Путеводитель по «Заповеднику» // Звезда. 1994. — № 3. — С. 193−200.
  194. Л. Сергей Довлатов: Неприятность моей жизни смерть Анны Карениной // Собеседник. — 1995. — № 44. — С. 13.
  195. . А. Поэтика композиции. М., 2000.
  196. В. Мы простились, посмеиваясь // Звезда. 1994. — № 3. — С. 139−141.
  197. В. Утром на «Вы», вечером на «ты» // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги Первой международной мконференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга- Нью-Йорка 1970−1990-х годов). СПб., 1999. — С.127−129.
  198. А. Сергей Довлатов: Наследство или наследие? // Россия- 2002 4 декабря — С. 12−13.
  199. И. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. — Тверь, 1992.
  200. И. О поэтике лирического цикла. Калинин, 1984.
  201. О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.
  202. Т.В. Материалы к поэтике Анны Ахматовой // Труды по знаковым системам. Тарту, 1967. — С. 180−208.
  203. С. «Лживая, безжалостная, неверная» «добрая, милая, славная». (С.Довлатов) // Новый мир. — 1997. — № 4. — С. 220−224.
  204. А.Б., А.Г. Стиль (к истории понятия) // КЛЭ. Т.7. — Стлб.188.
  205. С. Американская сага С.Довлатова // Труд. 1997. — 16 декабря. — С. 7.
  206. С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. М., 1979. — С.2Э9−249-
  207. Ю.В. Стих и проза в «Египетских ночах» А.С.Пушкина // Гуманитарные исследования. Ежегодник. Вып. III. 4.1. Омск. 1998. -С.45−51.
  208. Я. Право писания // Алфавит 2003 — февраль (№ 8) — С.20−21.
  209. Ф. Статьи по эстетике. М.-Л., 1935.
  210. В.Б. Гамбургский счет. — М., 1990.
  211. В.Б. Избранное: В 2 т. М., 1983.
  212. В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы. -М., 1961.
  213. Э. Современный русский рассказ. М., 1986.
  214. Э. Современный русский рассказ: Вопросы поэтики жанра. Л., 1974.
  215. С.М. Избранное. Собрание сочинений. Т.2. М., 1946.
  216. .М. О прозе. О поэзии. Л., 1986.
  217. .М. О прозе. Л., 1969.
  218. Янг Е. Нарративная структура «Зоны» // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги Первой международной конференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга -Нью-Йорка 1970−1990-х годов). СПб., 1999. — С. 280−284.
  219. Л. Циклизация как коммуникативная стратегия в современной культуре // Кемеровский государственный университет. Критика и семиотика. Вып. 1−2,2000. — С.172−178.
  220. А. Особенности прозаического цикла 30-х годов и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Томск, 1971.
  221. А. Русский прозаический цикл как «форма времени» / Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. Кемерово, 1992. — С.20−27.
  222. Dictionary of Literary Terms/ By H. Shaw. New-York, 1972.
  223. Sierotwienski S. Slownik terminow literackich. Wroclaw, 1966.
Заполнить форму текущей работой