Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психические особенности детей младшего школьного возраста в условиях разных образовательных сред (интеллектуальная и эмоциональная сферы)

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из этого определилась тема дипломного исследования: особенности эмоциональной и интеллектуальной сфер детей младшего школьного возраста в условиях малокомплектной и средней общеобразовательной школы. Цель исследования: выявление различий в эмоциональной и интел-лектуальной сферах детей младшего школьного возраста — учащихся мало-комплектной и средней общеобразовательной школ. Из-за… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • I Глава. Теоретические подходы к изучению интеллекта и эмоциональной сферы личности в психологической литературе
    • 1. 1. Основные подходы к исследованию интеллекта
    • 1. 2. Теоретические подходы к изучению эмоциональной сферы личности
    • 1. 3. Анализ подходов к исследованию образовательной среды
  • II Глава. Эмпирическое исследование психических особенностей детей младшего школьного возраста в условиях разных образовательных сред
    • 2. 1. Обоснование эксперимента. Гипотеза, основные теоретические положения экспериментальной части
    • 2. 1. Характеристика метода исследования
    • 2. 2. Анализ выборки. Описание процедуры исследования, методов статистической обработки
  • Анализ результатов
  • Выводы
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Психические особенности детей младшего школьного возраста в условиях разных образовательных сред (интеллектуальная и эмоциональная сферы) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

" В России две трети школ — сельские, и многие из них малокомплектные. И это серьезная проблема — и социальная, и экономическая. Дело в том, что ученик в малокомплектной школе обходится намного дороже городского, а знаний у него меньше. В результате появляется невидимый барьер между городом и селом, сельские дети после школы получают меньше возможностей, нежели городские. Парадокс: и тратим больше, а результат ниже." [42;75].

В настоящее время в Самарской области насчитывается 380 школ, дающих начальное и девятилетнее образование, в которых сто и меньше уча-щихся [9;3]. Проблема малокомплектной школы — одна из сложнейших в российском образовании. И одна из самых застарелых. О различиях в качестве образо-вания говорят давно и много.

Ребенок учится, как известно, не только, а иногда и не столько, у учите-ля. Важнейшим учителем и воспитателем является школьная среда, детские коллективы. Именно эта среда и эти коллективы учат ребенка общаться, поз-воляют ему усваивать различные модели поведения и различные социальные роли.

Образовательные условия в райцентре и в малых селах разные.

Из-за отсутствия ДОУ в малых селах, дети приходят в первый класс не-подготовленными, поэтому в основном социальное развитие учащегося млад-шего класса на уровне дошкольного.

Культурная сфера сельских детей также менее развита, так как отсутст-вуют дополнительные образовательные центры (школа искусств, художест-венные студии, спортивные клубы и т. д.), выездные культурно-просветите-льские мероприятия обходятся дорого.

Образовательный уровень родителей разный.

От всего вышесказанного и многого другого зависит психическое разви-тие ребенка, развитие всех сфер личности.

Таким образом, напрашивается вопрос: «Настолько ли плачевно, в нас-тоящее время, состояние эмоциональной и интеллектуальной сферы детей малокомплектной школы в сравнении с состоянием эмоциональной и интеллектуальной сферы детей средней общеобразовательной школы?»

Исходя из этого определилась тема дипломного исследования: особенности эмоциональной и интеллектуальной сфер детей младшего школьного возраста в условиях малокомплектной и средней общеобразовательной школы.

Актуальность исследования.

Объект исследования: интеллектуальная и эмоциональная сферы де-тей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: компоненты интеллектуальной и эмоциональной сфер детей младшего школьного возраста в условиях разных образовательных сред.

Цель исследования: выявление различий в эмоциональной и интел-лектуальной сферах детей младшего школьного возраста — учащихся мало-комплектной и средней общеобразовательной школ.

Задачи:

1. Проанализировать психологическую литературу по исследуемым проблемам инт и эм развития детей младшего школьного возраста.

2. Проанализировать психологическую литературу по проблемам образовательной среды и ее влияния на психическое развитие детей.

3. Определить метод и подобрать методики исследования.

4. Провести эмпирическое исследование, проанализировать получен-ные результаты.

Гипотеза исследования. Закономерности развития интеллекта являются общими независимо от условий образовательной среды, в которых обучается ребенок: ход смены этапов интеллектуального развития и основных форм функционирования мышления едины. На особенности развития эмоциональной сферы детей оказывают влияние условия образовательной среды.

Методологической основой исследовния является психологические теории личности, интеллекта, эмоций. АВТОРЫ

Методы исследования: теоретический анализ психологической лите-ратуры, естественнонаучный констатирующий эксперимент, тестирование с использованием методик ГИТ и диагностики эмоционального отношения к учению, методы математической статистики обработки данных, сравнитель-ный анализ.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова — Славская К. А. Личностные типы мышления. М.: Наука. 1986. с. 98 — 130.
  2. Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — Издательский центр «Академия», 1999. — с.268 -272, 469 — 472.
  3. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. с. 111 — 131.
  4. .Г., Степанова Е. И. Развитие психофизиологических функ-ций взрослых людей (средняя взрослость). М.: Педагогика. 1977.
  5. П.К. Эмоции // Общая психология. Сборник текстов / Под об-щей ред. В. В. Петухова. М., 1998. с. 116 — 118.
  6. .М., Блинникова И. В., Лапин Е. А. Представление реа-льного и воображаемого пространства // Вопросы психологии. 1986. № 3. с. 103 — 112.
  7. М. Психология продуктивного мышления. М.: Прогресс. 1987.
  8. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. с. 3 — 28.
  9. С. Малокомплектные школы были. Есть. Будут // Земля Са-марская. 2002. № 5. с. 3.
  10. Л.С. О психических системах // Собр. соч. Т. 1. М.: Педаго-гика. 1982. с. 109 — 131.
  11. Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т.2. М.: Педагогика. 1982. с. 5−361.
  12. П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // В кн.: Хрестоматия по детской психологии / Под редакцией Г. В. Бурменской. — М. 1996.
  13. К.М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. 1980. № 2. с. 53 — 64.
  14. Ч. Выражении эмоций у человека и животных // Общая психо-логия. Сборник текстов / Под общей ред. В. В. Петухова. М., 1998. с. 145 — 149.
  15. М. Теория интеллектуального развития Жана Пиаже // Хрестоматия по возрастной психологии. Часть I. Предмет и методы возрастной психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52 100 и 20 400 — «Психология» / Ред.-сост. О. А. Карабанова, А. И. Подольский, Г. В. Бурменская. — М.: Российское психологическое общество. 1999. с. 80 — 88.
  16. В.Н. Психология общих способностей — СПб.: Питер, 2002. с. 54 — 78.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  17. К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Пси-хология мышления. М.: Прогресс. 1965.
  18. Е.Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное обра-зование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образо-вания. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. с. 194 — 197.
  19. Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников // Вопросы психологии. 1994. № 5. с. 12 — 17.
  20. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. вто-рое, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2001. с. 102 — 106.
  21. К. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2000.
  22. Е.П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2002. с. 66 -99, 390 -403.
  23. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика. 1981.
  24. В. Некоторые задачи гештальт-психологии // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во Моск. университета. 1980. с. 102 — 120.
  25. Н.Н. Избранные психологические труды. — М; Воронеж, 1996.
  26. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Психологические аспекты раз-вивающего образования // Педагогика. 1996. № 6. с. 25 — 30.
  27. Е.А. Они уже не дети. // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. с. 411 — 416.
  28. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Пе-дагогика — пресс. 1994.
  29. А.Н. Стадии интеллекта // Хрестоматия по курсу введения в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52 100 и 20 400 — «Пси-хология» / Ред. — сост. Е. Е. Соколова. — М.: Российское психологическое общество. 1999. с. 350 — 355.
  30. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. — М., 1971.
  31. К. Исследование системы педагогической помощи и под-держки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. Вып. 6. Инноватор. М., 1996. с. 99 — 105.
  32. В.С. Возрастная психология: феноменология развития, дет-ство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия». 1999. с. 276 — 281.
  33. Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие — М.: Педагогическое общество России. 1999. с. 76 — 86, 162 — 214, 215 — 233.
  34. . Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс. 1994.
  35. В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики // Педагогика. 1997. № 3. с. 104 — 111.
  36. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера». 2000. с. 200 — 280.
  37. А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-соци-альный институт.2000.
  38. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. — М. 1990. с. 81 — 85.
  39. Психология. Словарь / Под общ. ред. А, В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. с. 461 — 462.
  40. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. — М.: Че Ро. 2000. с. 255 — 269.
  41. И., Поппер П. Секреты личности: Пер. с венг. — М.: Педаго-гика. 1983. с. 41 — 42.
  42. Реформирование в документах и комментариях: Мероприятия первого этапа (общее среднее образование) / Под общей редакцией В.Ж. Кук-лина — М.: Эксперт. 2001. с. 128.
  43. С.Л. Основы общей психологии — СПб.: ЗАО «Издатель-ство «Питер», 1999. с. 551 — 586, 309 -381.: (Серия «Мастера психоло-гии»).
  44. С.Л. Эмоции // Общая психология. Сборник текстов / Под общей ред. В. В. Петухова. М., 1998. с. 113 — 116.
  45. П.В. Информационная теория эмоций // Общая психология. Сборник текстов / Под общей ред. В. В. Петухова. М., 1998. с. 119 — 122.
  46. В.И. Образовательная среда: реализация целей образова-ния в пространстве культуры // Новые ценности образования: культур-ные модели школ. Вып. 7. Инноватор. 1997. с. 177 — 184.
  47. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Хартвест. 2001. с. 854.: — (Библиотека практической психо-логии).
  48. Н.В. Жертвопорождающие изменения социокультурной сре-ды и их проекция на развитие детства / Мир психологии. 2001. № 1. с. 15 — 21.
  49. О.К. Психология мышления. М.: Изд- во МГУ. 1984.
  50. И.М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образова-тельная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии. 1998. № 6. с. 18 — 24.
  51. Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 31 — 41.
  52. Л. Теория когнитивного диссонанса. М., 2000.
  53. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Мака-ровой; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика. 1986. с. 148 — 170.
  54. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер. 2002. с. 36 — 75.
  55. Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. 1999. № 6. с. 3 — 16.
  56. Д.Б. Избирательные психологические труды. — М. 1989. с. 56.
  57. Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М.1995.
  58. М.Я. Эмоциональная жизнь школьника. М. 1966.
  59. И.С. Требования к учебным программа, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. с. 64 — 77.
Заполнить форму текущей работой