Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование адаптивных установок старшеклассников в процессе группового взаимодействия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для углубления научных представлений о механизмах адаптации как творчества необходимо обосновать соответствующий инструментарий. В рамках этой проблемы интерес представляет прежде всего изучение такого феномена, как адаптивная установка. Работы Д. Н. Узнадзе по теории установки и работы Р. Ассаджоли, Э. Берна, С. Грофа, А. Маслоу, Ф. Перлза, Э. Фромма, Д. Харриса, Э. Эриксона по развитию… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТИВНЫХ УСТАНОВОК
    • 1. 1. Понятие адаптации в классической и современной психологии
    • 1. 2. Адаптация как творческий процесс
    • 1. 3. Индивидуально-типологическая концепция изучения личности в процессе адаптации
    • 1. 4. Задача формирования адаптивных установок как задача развития позитивной направленности сознания
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Методологические подходы к изучению механизмов адаптации и развития школьников. Схема эксперимента
    • 2. 2. Методы диагностики индивидуально-типологических особенностей личности
    • 2. 3. Методы дифференциации индивидуально-типологических особенностей личности
    • 2. 4. Методы коррекции адаптивных установок дта""шеклассников
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ."л
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
    • 3. 1. Экспериментальные исследования индивидуально-типологических особенностей развития и адаптации школьников с использованием корреляционного анализа
    • 3. 2. экспериментальнье исслвдования задачи дифференциации способов адаптации с использованием кластерного анализа
    • 3. 3. Экспериментальные исследования адаптивных установок школьников
    • 3. 4. Результаты изменения адаптивных установок школьников после проведения коррекционных занятий
  • ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

Формирование адаптивных установок старшеклассников в процессе группового взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется исключительной важностью вопроса о формировании гражданской позиции молодых людей в современных условиях реформирования гражданского общества.

Как правило, этот вопрос ставится в декларативной форме в контексте проблем воспитания и развития личности. При этом за рамки идеологии воспитания и формирования гражданской позиции выносится вопрос о формировании адекватных и достойных методов приспособления к жизнедеятельности, т. е. проблема формирования гражданской позиции отделяется от проблемы социально-психологической адаптации старшеклассников. Думается, что эти проблемы не должны разделяться. Постановка вопроса о социально-психологической адаптации совместно с вопросом о формировании гражданской позиции позволит использовать инструментально-терминологический аппарат изучения адаптации для постижения процесса формирования гражданской позиции. Для успешной работы в этом направлении необходимо по-новому подойти к проблеме адаптации, расширив трактовку некоторых понятий, в частности, не ограничиваться пониманием адаптации только как приспособления, но трактовать адаптацию как жизненное творчество.

В настоящее время проблема социально-психологической адаптации как творчества приобретает для старшеклассников большую актуальность. Это связано с высоким темпом изменений реальности и с большими психологическими нагрузками, что обусловливает необходимость не только выдержать этот темп, но и реагировать на него в конструктивном ключе. Выпускники должны войти во взрослую жизнь, осознав свою гражданскую позицию и будучи способными к творчеству в своих отношениях с обществом, а для этого они должны быть психологически подготовлены к современному темпу жизни и социальным изменениям.

Проблема адаптации старшеклассников — далеко не новая психолого-педагогическая проблема. Проблемы адаптации исследовались Л. С. Выготским, А. Ф. Лазурским, Э. Нойманном, В. А. Петровским, С. Л. Рубинштейном, С. Л. Франком, К.Юнгом. Адаптацию А. Ф. Лазурский рассматривал с точки зрения взаимодействия личности с миром, а творчество — в контексте адаптации (человек «ощущает свой центр и органическую связь с миром»), как один из ее видов. Л. С. Выготский, Ж. Пиаже изучали механизмы адаптации как реакции аккомодации, доминирования, ассимиляции, диссимиляции. В. А. Петровский при изучении феномена «неадаптивной активности» обосновал механизм преодоления и развития личности в концепции адаптации.

Анализ научной литературы выявил, что проблема изучения механизмов адаптации как творчества не была предметом специального психолого-педагогического исследования.

Для углубления научных представлений о механизмах адаптации как творчества необходимо обосновать соответствующий инструментарий. В рамках этой проблемы интерес представляет прежде всего изучение такого феномена, как адаптивная установка. Работы Д. Н. Узнадзе по теории установки и работы Р. Ассаджоли, Э. Берна, С. Грофа, А. Маслоу, Ф. Перлза, Э. Фромма, Д. Харриса, Э. Эриксона по развитию позитивной направленности сознания и субъектного начала послужили основой для раскрытия понятия «адаптивная установка», под которой мы понимаем состояние сознания субъекта адаптации, а именно степень активности в его отношениях к миру, к новым обстоятельствам, к окружающим, к себе. Адаптивная установка может иметь позитивную или негативную направленность в зависимости от готовности человека воспринимать новый опыт или отказываться от него в силу личностных противоречий. В первую очередь это противоречие между требованиями, предъявляемыми обществом к гражданской позиции старшеклассника, и его внутренней потребностью в сохранении привычной личностной позиции для удержания жизненного равновесия.

Стремление найти пути разрешения указанного выше противоречия определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования сущности феномена адаптивной установки. В практическом плане — проблема организации процесса формирования гражданской позиции и адаптивных установок позитивной направленности.

Объект исследования — гражданская позиция и адаптивные установки старшеклассников.

Предмет исследования — формирование у старшеклассников адаптивных установок позитивной направленности путем специальной организации процесса группового взаимодействия с учетом индивидуально-типологических особенностей адаптации и развития учащихся.

Цель — разработка модели процесса группового взаимодействия, обеспечивающего формирование гражданской позиции путем коррекции направленности адаптивных установок.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что формирование гражданской позиции старшеклассников возможно за счет психолого-педагогической коррекции адаптивных установок учащихся и формирования их позитивной направленности при условии, что коррекционная программа строится с учетом индивидуально-типологических особенностей адаптации и развития учащихся в процессе группового взаимодействия.

Задачи исследования:

1. Конкретизировать научное представление о сущности понятия «адаптивная установка1'.

2. Выявить способы адаптации на основе изучения индивидуально-типологических особенностей личности старшеклассников.

3. Разработать коррекционную программу формирования гражданской позиции и адаптивных установок у старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.

4. Апробировать коррекционную программу и выявить динамику изменения адаптивных установок у старшеклассников.

Методологической основой исследования является системный подход к изучению психических процессов, теории личности, теории установок, отечественные и зарубежные концепции адаптации, развития и творчества.

Источниками исследования являются положения и идеи:

— об адаптации и развитии личности (В.Г.Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Н. А. Корниенко.

A.Н.Леонтьев, А. Р. Лурия, И. А. Милославова, А. В. Петровский, Р. Ассаджоли, Э. Берн, Ф. Перлз, К. Роджерс, Д. Ризо, В. Сатир, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм);

— о психологической адаптации (Л.С.Выготский, А. Ф. Лазурский,.

B.А.Петровский, Э. Берн, Ж. Пиаже, К. Юнг);

— о жизненном творчестве (Н.А.Бердяев, А. А. Бодалев, Я. Л. Пономарев, П. А. Флоренский, С. Л. Франк, Э. Нойманн);

— о сознании и о бессознательном (А.Н.Арлычев, М. Д. Купарашвили, А. В. Либин, С. Э. Парилис, В. Ф. Петренко, Л. М. Попова, А.П.Федоркина);

— о социально-психологических установках (Г.В.Акопов,.

A.Г.Асмолов, Д. Ш. Квавилашвили, Ш. А. Надирашвили, Н. Н. Навчадзе, Л. Г. Попрова, О. В. Солонкина, Д. Н. Узнадзе, Э. С. Чугунова, Г. М.Шавердян);

— о типических особенностях личности (А.Ф.Лазурский, — А. Личко,.

B.М.Минияров, В. М. Русалов, Р. Ассаджоли, Э. Берн, Э. Кречмер, К. Леонгард, М. Люшер, Э. Фромм, К. Юнг);

— об адаптации и развитии личности в современном обществе (Е.В.Витенберг, Э. А. Грибенникова, С. Ю. Канн, Н. В. Ковалева, Н.С.Офицеркина);

— об адаптации и развитии старшеклассников (Ю.Я.Горбунов, Т. В. Заретова, J1.А.Запорожец, Л. В. Зубова, У. В. Кала, И. О. Кононенко, Н. В. Морозова, Г. Г. Овчинникова, Н. Г. Оловникова, Н. Б. Шкопоров, И.А.Ширшова).

Существенное значение имеют разработанные в рамках гуманистической и трансперсональной психологии идеи о конструктивных состояниях сознания (Р.Бэндлер, С. Гроф, Дж. Гриндлер, Дж. Грэхем, М. Джеймс, Д. Джонгвард, Дж. Рейнуотер, К. Ч. Тойч, Д. Харрис, Н. Хилл, Э. Эриксон).

Методы исследования.

Выбор методов исследования был обусловлен требованием наиболее полного решения задач на каждом этапе научно-исследовательской работы. Использовался комплекс методов:

— метод теоретического анализа психологической, социально-психологической, философской, педагогической, психотерапевтической литературы;

— лонгитюдный метод;

— формирующий эксперимент;

— диагностические методы (проективные тесты, графические методы, субъективное шкалирование);

— методы компьютерной обработки результатов диагностики (корреляционный анализ, кластерный анализ);

— методы группового взаимодействия (групповая дискуссия, мозговой штурм, игровой метод).

Организация и этапы исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилась общеобразовательная школа № 1000 г. Москвы.

Исследование проводилось в несколько этапов.

1 этап. Изучение философской, педагогической, психологической литературы по проблемеосмысление исходных методологических и теоретических положений исследования. Сформулированы цель, рабочая гипотеза, задачи исследования.

2 этап. В процессе экспериментальной работы в начале учебного года проводилось тестирование школьников, затем в течение года планомерно проводились занятия по методике «Гражданский Форум», и в конце учебного года проводилось повторное тестирование школьников. Проводились также наблюдения и индивидуальные консультации. По ходу работы шло осмысление проблем адаптации старшеклассников в процессе жизненного творчества, проверялась и уточнялась рабочая гипотеза исследования, конкретизировались теоретические положения работы, систематизировались и анализировались эмпирические данные. Результатом этого этапа явилось обоснование положений о значимости адаптивных установок в процессе адаптации и о возможности их изменения через систему специально организованных занятий. Проведена компьютерная обработка диагностического материала и теоретическое осмысление результатов.

3 этап. Проведена апробация коррекционной программы формирования адаптивных установок, уточнены особенности коррекционной программы и отработана система проведения коррекционных групповых занятий. Обобщены результаты и сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу исследования. Произведено оформление диссертации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Адаптивная установка, понимаемая как готовность реагировать определенным образом на жизненные ситуации, может выступить в качестве инструментального понятия, которое позволит дифференцировать способы адаптации и развития школьников.

2. Исследования адаптивных установок и типов личности с помощью диагностического комплекса, корреляционного и кластерного анализа позволят определить индивидуально-типологические особенности школьников и способы их адаптации и развития.

3. Позитивная или негативная направленность адаптивных установок обуславливает симптомы адаптации и дезадаптации, а также конструктивные и деструктивные способы адаптации.

4. Адаптивные установки позитивной направленности можно формировать в ходе специально организованного процесса группового взаимодействия при условии знания индивидуально-типологических особенностей и способов адаптации школьников. Динамика изменения адаптивных установок зависит от пола и возраста школьников.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

1. В данной главе были изложены результаты экспериментальных исследований индивидуально-типологических особенностей адаптации и развития старшеклассников. Корреляционный анализ показал, что существует корреляция между психологическими типами и между адаптивными установками и психологическими типами личности, эта корреляция отражает индивидуально-типологические особенности развития и адаптации:

— социальная адаптация происходит в соответствии с социальной значимостью того или иного стиля, а психологическая адаптация происходит самопроизвольно как актуализация и доминирование одной из психологических функций — мышления, ощущения, чувств или интуиции;

— в зависимости от позитивной или негативной направленности щ адаптивных установок корреляционная связь адаптивных установок и психологических типов отражает симптомокомплексы адаптации и креативности или дезадаптации и духовной дехориентации.

В результате были обнаружены следующие симптомокомплексы дезадаптации и духовной дезориентации:

— трудности развития памяти и неуспешность связаны с адаптивной установкой Ребенка и Несформировавшейся личности;

• - те, кто не верит в свои силы или кому трудно напрягать усилия для преодоления обстоятельств, часто сталкиваются с неудачами;

— мыслительные интроверты не верят в свои силы, интуитивные экстраверты считают, что им трудно преодолевать обстоятельства, а эмотивные, сочувствующие имеют установку несформировавшейся личности и не верят в свои силыв.

— школьники не дифференцируют установки «изменение себя» и «смирение с обстоятельствами».

Также были обнаружены следующие симптомокомплексы адаптации и креативности:

— развитие Памяти связано с адаптивной установкой Взрослого (позиция «Я-хороший, Ты-хорошийм);

— способность принимать решения и быть лидером определяется установкой Веры;

— отказ от позиции неудачника приводит к развитию решительности и способности быть лидером;

— интуитивные экстраверты не признают авторитаризма позиции Родителя.

На основе исследования индивидуально-типологических особенностей личности и способов адаптации школьников были найдены качества личности, которые необходимо формировать в процессе коррекционных занятий:

— умение изменять себя, принимать решения,.

— осознание важности позиции Взрослого и позитивной направленности адаптивных установок,.

— осознание неконструктивности пассивного способа адаптации и малой эффективности адаптации с позиции силы.

2. Был проведен анализ результатов кластерного анализа диагностических исследований личности школьников с целью дифференциации способов адаптации.

Экспериментальные результаты кластерного анализа показали, что можно выделить конструктивные и деструктивные способы адаптации. Была проведена интерпретация кластеров как психологических портретов личности школьников с точки зрения их успешности, развития памяти, образного и логического мышления, стиля взаимоотношений в сочетании с адаптивными установками. Использовались классификации жизненного творчества А. Ф. Лазурского и Э. Нойманна как способов творческой адаптации. В результате способы адаптации были классифицированы следующим образом:

— кластер 1 — деструктивный способ пассивной и неуспешной адаптации;

— кластер 2 — деструктивный способ адаптации в борьбе с обстоятельствами, необходимой для внутренней динамики развития личности, без эффективных результатов творчества;

— кластер 3 — конструктивный способ творческой адаптации личности, успешной, способной изменять себя, открывать в себе новые способности и ставить реальные цели. Творческий аспект адаптации заключается в хорошем развитии и органическом сочетании мыслительной функции и воображения;

— кластер 4 — конструктивный способ творческой адаптации личности, способной изменять обстоятельства. Это личность успешного школьника, художника, который способен быть лидером в коллективном творчестве;

— кластер 5 — конструктивный способ творческой адаптации личности, хорошо развитой и способной к изменению себя, обстоятельств и трансформации сознания.

3. Проведены исследования адаптивных установок старшеклассников. Результаты опроса показали весьма негативную направленность в адаптивных установках старшеклассников, что является важным доказательством необходимости коррекции установок. Выявлено, что 60% школьников старших классов имеют установки, затрудняющие их адаптацию, 70% учащихся указывают на трудности в преодолении неблагоприятных обстоятельств.

4. Подведены результаты изменения адаптивных установок школьников после проведения коррекционных занятий. Мы получили половые и возрастные различия в изменениях адаптивных установок после проведения процессов группового взаимодействия по типу «Гражданского Форума». В целом произошли значительные позитивные изменения в адаптивных установках школьников. Особенно это относится к отказу от позиции «Я-плохой, Ты-плохой» и от позиции Ребенка. Укрепились позиции Веры, Взрослого и появилась готовность изменять себя. У школьников появилась готовность отказаться от негативных установок Неудачника и считающего, что ему Трудно.

Изменения установок у девочек более значительны, чем у мальчиков, то есть девочки имеют более гибкие установки. По возрастному признаку сделаны выводы, что в 10-м классе, то есть в 15−16 лет юноши и, в основном, девушки в наибольшей степени способны формировать позитивное сознание и программировать свой жизненный успех. Наименьшие изменения произошли в 11-х классах.

Исходя из этого был сделан вывод, что школьники 8−11-х классов готовы изменять свои установки, стремятся к адаптивному поведению. Формирование адаптивных установок позитивной направленности становится практически возможным посредством групповой техники формирования позиций самодостаточной личности по типу «Гражданский Форум».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Решение поставленной задачи конкретизации научного понятии «адаптивная установка» заставило нас обратиться к литературе по проблеме творческой адаптации, которая прежде всего нашла свое отражение в работах психологов начала XX века: в теории А. Ф. Лазурского о психической активности, в работах К. Юнга о психических типах, в теории установки Д. Н. Узнадзе, в теории психического развития Л. С. Выготского.

Идеи этих авторов были взяты за основу при решении проблем адаптации как творчества, поскольку в этих теориях нашло свое отражение широкое понимание творчества в процессе жизнедеятельности, неразрывно связанного с процессом приспособления человека к изменяющимся условиям жизни. Смена веков — это смена условий жизни, и сейчас проблема адаптации как жизненного творчества вновь становится очень значимой, что и послужило обоснованием актуальности нашей работы.

Нами было установлено, что многих ученых в связи с проблемой адаптации интересовал вопрос регуляции жизнедеятельности. Исходя из проведенного анализа литературы, мы расширили понятие «адаптивной установки» и определяем адаптивную установку как состояние сознания субъекта адаптации, как степень его активности в отношениях к миру, к новым обстоятельствам, к окружающим, к себе.

Проведено изучение комплекса адаптивных установок, характеризующихся особенностями самооценки школьниками своих возможностей и отношений к другим людям и к обстоятельствам. Выявлено, что 60% школьников старших классов имеют установки, затрудняющие их адаптацию, 70% учащихся указывают на трудности в преодолении неблагоприятных обстоятельств. Предположение о том, что адаптивные установки являются инструментом для изучения процесса адаптации в целом подтвердилось.

В процессе исследования мы установили, что адаптивные установки являются механизмом процесса адаптации и развития личности, наряду с механизмом формирования психологических типов личности.

Экспериментальная работа, базировавшаяся на раскрытии индивидуально-типологических особенностей адаптации старшеклассников, показала взаимосвязь адаптивных установок и типов личности старшеклассников. Корреляционный анализ полученных данных позволил установить связи между адаптивными установками и психологическими типами (по К. Юнгу), социально-психологическими типами и особенностями развития образной сферы (по пиктограмме), а также показателями продуктивности вербальной памяти и успешностью обучения. Кластерный анализ показал, что в кластеры с адаптивными установками негативной направленности вошли: низкая успеваемость в школе, отсутствие метафорических изображений в пиктограмме, низкие показатели продуктивности вербальной памяти. В кластеры с адаптивными установками позитивной направленности вошли: показатели успешности обучения, психологический тип мыслительного интроверта (по К. Юнгу), а также сюжетные и метафорические изображения в пиктограмме.

Выделяются 5 типовых способов адаптации старшеклассников через описание психологических портретов типичных личностей экспериментальной группы (на основе социально-психологических показателей, вошедших в кластеры). Наши способы совпали с гипотезой Э. Нойманна (о различных уровнях трансформации сознания в процессе жизненного творчества) и гипотезой А. Ф. Лазурского (о различных уровнях психической активности человека).

Классификация А. Ф. Лазурского подтвердилась. Были выделены способы: пассивной адаптации, связанной с неуспешностью- 2 способа изменения себя — один из них неуспешный, но с установкой Воли, как готовности к изменению себя, а другой — более успешный, но с отсутствием Веры в свои силы- 2 способа изменения обстоятельств, для которых оказалась характерной позитивная направленность адаптивных установок наряду с успешностью и гармоничным развитием творческой личности.

Классификация Э. Нойманна подтвердилась. Пассивный способ адаптации был приведен в соответствие с классификацией Э. Нойманна и интерпретирован как состояние сознания разделения человека с миром, что подтвердилось прежде всего наличием установки негативного отношения человека к себе и к окружающим.

Мы выделили способ борьбы как способ изменения себя (по А.Ф.Лазурскому) и как одержимость идеей (по Э. Нойманну). В результате мы пришли к убеждению, что способ борьбы является неконструктивным (корреляция с неуспешностью) в том случае, если человек убежден, что в жизни много трудностей (корреляция с адаптивной установкой Трудно).

Была доказана эффективность совместного использования классификаций А. Ф. Лазурского и Э. Нойманна для интерпретации способов адаптации. Так, для способа, определенного нами как личное творчество, характерна успешность и готовность к изменению себя (по А.Ф.Лазурскому), а с точки зрения гипотезы Э. Нойманна становится объяснимой для данного способа отрицательная корреляция с установкой Веры в свои силы — это отражает, по Нойманну, новую фазу развития сознания, когда активизируются комплексы неполноценности человека и тем самым поддерживают новый виток развития.

Подтвердилась идея Э. Нойманна о высшем уровне творческого человека — художника, который творит коллективные символы. Также подтвердилась идея А. Ф. Лазурского о высшем способе адаптации человека как умения изменять обстоятельства, «слыша голос времени и ничем при этом не отличаясь от других». Это подтверждается, на наш взгляд, корреляцией конструктивных способов с социально-психологическими типами Руководитель, Эмотивный, с метафорическими и сюжетными пиктограммами.

Проведенные исследования индивидуально-типологических особенностей и способов адаптации послужили отправной точкой для обоснования необходимости формирования адаптивных установок и для выбора тематической направленности коррекционных занятий.

Была получена картина личностного развития и адаптации школьников экспериментальной группы на основе анализа взаимосвязей ' установок и типов личности, дополненного психологическим портретом конкретного типа личности. На основании этого определены основные проблемы негативной направленности сознания учащихся, решение которых явилось основным требованием к проведению коррекционной работы.

Были выработаны рекомендации о том, что в процессе коррекционных занятий большое внимание должно быть уделено формированию Веры в свои силы, повышению оценки окружающих с позиции Взрослого и развитию Метафорического образного мышления, изменению негативной самооценки, формированию Воли как готовность к изменению, а не к Смирению с обстоятельствами, а также разрушать иллюзии Трудностей, которые программируют Неудачи.

Центральной темой коррекционных занятий была выбрана тема «Самодостаточная личность», основными позициями которой являются Вера, Доверие, Позитивное отношение к миру, Высокая самооценка и Риск. Суть коррекционных занятий заключается в актуализации гражданского сознания и формировании адаптивных установок позитивной направленности.

Определена основная задача коррекции — дать новые способы ориентации в действительности, творческой ориентации, сломать иллюзии негативной направленности сознания.

Показано, что реализация данных требований возможна в процессе группового взаимодействия, когда происходит актуализация гражданской позиции, постижение смысла собственных мотивов, формализация понятий как психологических и социальных законов, познание истинных законов мира, делающих акцент на позитивности, и укоренение человека в центре этого мира.

Разработана программа формирования адаптивных установок в процессе группового взаимодействия по типу «Гражданский Форум» (Кеттеринг-Фонд, США). Проведена адаптация «Гражданского Форума» к возрастным и культурным особенностям. Выбран стиль взаимоотношений психолога с детьми — это стиль творческой ориентации на взаимоотношения.

Гипотеза исследования подтвердилась, разработанная коррекционная программа по типу «Гражданский Форум», построенная как процесс группового взаимодействия, учитывающая индивидуально-типологические особенности личности и обращенная к гражданской позиции старшеклассников, позволяет формировать адаптивные установки позитивной направленности.

Проведено изучение возрастных и половозрастных различий адаптивных установок до и после проведения коррекционных занятий. Получена динамика изменения адаптивных установок. В процессе специально организованного группового взаимодействия произошли значительные изменения в адаптивных установках школьников: происходит формирование позитивной направленности адаптивных установок. В целом школьники обладают большим потенциалом к изменению и формированию адаптивных установок Особенно это относится к отказу от позиции «Я — плохой, Ты — плохой» и от позиции Ребенка. Укрепилась позиция Веры, Взрослого и появилась готовность изменять себя. У школьников появилась готовность отказаться от негативных установок Неудачника и считающего, что ему Трудно.

Был сделан вывод, что школьники 8−11-х классов готовы изменять свои установки и стремятся к адаптивному поведению. Эффективной и значимой оказалась и техника «Гражданского Форума», позволяющая человеку открыться и почувствовать поддержку группы. Таким образом, формирование позитивных адаптивных установок становится практически возможным посредством групповой техники формирования позитивной направленности сознания и позиций самодостаточной личности.

В целом, результаты работы позволили говорить о раскрытии проблемы практического реформирования гражданского сознания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. М: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК» 1999.- 216с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности.- М.: Наука, 1973.- 288с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.- 299с.
  4. Г. В. Социальная психология образования. Учебное пособие. -Самара: ИПЦ «Семеко», 1996, — 245с.
  5. Г. Н., Белогуров А. Ю. Математические методы в психологии и педагогике. Владикавказ, 1997.- 250с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.- 380с.
  7. П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии./ Сб. «Художественное творчество». — Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1983.-259−262с.
  8. Л.И. Психология формирования и развития личности. М., Наука, 1981.- 220с.
  9. Л.И. Один подход к психологии изучения личности. // Психологический журнал т.2, № 2, 1981.
  10. А.Н. Саморегуляция, дятельность, сознание. СПб.: Наука, С-Пет. отделение, 1992.- 146с.
  11. Р. Типология психосинтеза. Семь основных типов личности М.: Урания, 1995.- 124с.
  12. Р. Психосинтез. Теория и практика.- М.: Рефл-бук, 1994.-311с.
  13. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-воМГУ, 1984.- 104с.
  14. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979.-151с.
  15. М.Я. Проблемы функциональной психологии в постановке А.Ф.Лазурского.// Кн. Вопросы изучения и воспитания личности. -Петроград, 1920, N2.
  16. А.В. Системный подход в психологических исследованиях.- М.: Просвещение,!989.- 180с.
  17. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-423с.
  18. И.Э. Структура личности. (Методологический анализ).-Киев: Наукова думка, 1986.- 127с.
  19. С.А. Основы превентивной психологии М.: Ред.- изд. Центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994.- 221с.
  20. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. -М.: Просвещение, 1994.- 542с.
  21. Т.Н. Методики исследования глубинных особенностей личности.- М.: ИПРАН, 1997. 150с.
  22. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.-СПб.: МФИН, 1991.-426с.
  23. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб: Лениздат., 1992.- 399с.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.-420с.
  25. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Изд-во МГУ, 1998.- 160с.
  26. А.А. Психология общения. М.: Ин-т практ. псих., Воронеж: МОДЭК, 1996.-254с.
  27. Jl.И. Некоторые проблемы формирования личностишкольника и пути их изучения. // Вопросы психологии. 1956.- N5.
  28. С.Л. Основные зарубежные психологические концепции XX века. (Теория) М., 1996, — 21 Ос.
  29. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наук, думка, 1989.- 197с.
  30. М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.: Акад. проект, 1999.- 363с.
  31. Р. Используйте свой мозг для изменения: НЛП. СПб.: Ювента, 1994, — 172с.
  32. С. Теория отражения и художественное творчество. М., 1970.- 237с.
  33. Н.В. Природа индивидуальных способностей человека. -М.: Мысль, 1989.- 173с.
  34. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации ксоциальным и культурным изменениям: Автореферат дис. канд. псих, наук. С-Пет.: СПГУ, 1994, — 24с.
  35. Н.И. Восприятие предмета и рисунка. М. Мир, 1950.- 150с.
  36. К.В. Зависимость усвоение учебных предметов от особенностей изучения системы исходных понятий: Автореф. докт. дис, — Л., 1983.- 35с.
  37. Верной Вульф и Керк Ректор. Холодинамика вашей жизни. М.:0 Мысль, 1994.-170с.
  38. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах.: Проблемы развития психики, т. З М.: Педагогика, 1982.- 367с.
  39. Л.С. Педология подростка т. 1,2. — М., 1929.- 420с.
  40. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте -М.:Просвещение, 1991, — 90с.
  41. Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. Давыдова В.В.-М.: Педагогика-Пресс, 1999.- 536с.
  42. М.В., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем. // Сб. «Психологические проблемы переработки знаковой информации» М.: Наука, 1977.-С.27- 46.
  43. . Что такое психология.- В 2-х томах. М.: Мир, 1992.- 376с.
  44. А.С. Системная психология: После теории деятельности. -Ростов н/Д, 1996.- 280с.
  45. Ю.Я. Индивидуальный стиль волевой активности и его формирование у старших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук/Перм.пед.ин-т. Пермь,. 992.- 11с.
  46. А.А. Образная сфера человека.-М.: Мир, 1992.- 180с.
  47. Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности: Дис. канд. психол. наук: 19.00.05 -М. 1995.- 154с.
  48. Дж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993.- 240с.
  49. С. Области человеческого бессознательного. М.: Изд-во Трансперс, ин-та., 1993.- 273с.
  50. С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира.- М.: Изд-во Трансперс, ин-та., 1994.- 338с.
  51. Дж. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик, или как пользоваться своим биокомпьютером в голове в поисках счастья. М.: Независ, фирма «Класс», 1993.- 203с.
  52. С.С. Наука и метафора. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984, — 152с.
  53. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать.- М.: Прогресс, 1993.- 336с.
  54. Т.Г. Методологические и социальные аспекты проблемы адаптации человека: Автореф. дис. канд. фил. наук. -М., 1973.- 24с.
  55. В.Н. Психология общих способностей. СПб.:Питер., 1995, — 210с.
  56. Д.И. Проблема идеального. -М.: Мысль, 1983.- 228с.
  57. Н., Оделл П. Кластерный анализ. -М.: Статистика, 1977.- 128с.
  58. М. Иерархический кластер-анализ и соответствия. М.: Финансы и статистика, 1988.- 342с.
  59. С.Д. От диагностики к развитию. М.: Просвещение, 1998.-125с.
  60. А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1986.- 316с.
  61. JI.A. Психологические особенности развития у подростков объективного отношения к себе и другим как компонента нравственного поведения: Автореф. дис. канд. псих, наук/АПН СССР. НИИ общ. и пед. психологии М., 1989.- 24с.
  62. Т.В. Психологические основы взаимосвязи общения и волевых качеств подростков Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1990.- 24с.
  63. .В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 128с.
  64. И.А. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1999.-470с.
  65. В.П. Психология доверия. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999.-110с.
  66. Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности: Автореф. дис. канд. психол. наук / Ин-т молодежи, Дис. совет К-150.01.04. М., 1997.- 27с.
  67. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М.: Изд-во МГУ, 1991.- 140с.
  68. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей М.: Учпедгиз, 1961.- 223с.
  69. Индивидуальность и способности: Сб. научных трудов / Рос. АН, Ин-т психологии. -М.: ИПАН, 1994.- 142с.
  70. У.В. Формирование у старшеклассников творческого отношения к общению: Автореферат дис. канд. психол. наук. Тарту, 1982.- 24с.
  71. С.Ю. Изучение взаимосвязи креативности общения и креативности мышления студентов: Автореф. дис. канд. психол. наук. / Ряз. Гос. Пед. Ун-т Рязань, 1997, — 22с.
  72. Д.Ш. Теория информации и психология установки: Автореф. канд. психол. наук. Тбилиси, 1967.- 24с.
  73. Классификация и кластер, ред. Дж. Вэн Райзин -М.: Мир, 1980.- 389с.
  74. Н.В. Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности: Автореф. дис. канд. психол. наук: (Социально-психологический аспект) / Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. М., 1997.- 24с.
  75. В.Н. Системный подход к выделению основных свойств индивидуальности. -М.: ИПРАН, 1997.- 170с.
  76. . Как жить после психической травмы. М.: Медицина, 1992.- 190с.
  77. Колпакова J1.M. Психологичские механизмы формирования межличностных отношений: Автореф. дис. канд. психол. наук: (На примере ст. школьников)/Ин-т сред. Спец. Образования РАО. Казань, 1997.- 20с.
  78. Корель J1.B. Классификация адаптаций: Словарь основных понятий. -Новосибирск: Наука, Сиб. отдел., 1996.- 130с.
  79. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980.- 191с.
  80. И.О. Подготовка старшеклассников к деловому общению: Автореф. дис. канд. пед. наук./Красн. гос. пед. унив-т Красноярск, 1995.- 20с.
  81. Н.А. Эмоционально-нравственные основы развития личности: Автореф. дис. докт. психол. наук./Рос.Акад.Образ.-я. Психол. инст. М., 1995.- 55с.
  82. Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М.: Ин-т психологии РАН, 1 997, — 23 1с.
  83. Э. Строение тела и характер М.: Педагогика-пресс, 1995.-607с.
  84. М.Д. Бессознательные основы человеческого мышления Омск, 1996.- 210с.
  85. Кэмерон-Бэндлер JI. С тех пор они жили счастливо — Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1993.- 254с.
  86. Г. В. Художественное воспитание в семье. М., 1970.- 234с.
  87. Л.П. Обучение первокурсников творческой адаптации к условиям «неустойчивого» общества: Методические указания. -Хабаровск, 1996.- 187с.
  88. А.Ф. Избранные труды по психологии. / Редкол.: А. В. Брушлинский и др.: Рос АН, Ин-т психол-ии.- М: Наука, 1995. -445с.
  89. А.Ф. Психология общая и экспериментальная. -Л., 1925. -СПб: Алетейя: Фак. психологии СПбГУ, 2001. 288с.
  90. А.Ф. Классификация личностей, М.-Пг., 1923.- 270с.
  91. А.Ф., Франк С. Л. Программа исследования личности в ее отношении к среде. тип.Алек., б/год, — 210с.
  92. LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. и общая ред. А. А. Кроника М: Мысль, 1993.- 206с.
  93. Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено М.: Прогресс, 1994, — 351с.
  94. К. Акцентуированные личности Ростов н/Д: Феникс, 1997.-541с.
  95. А.Н. Проблемы развития психики М.: Изд-во МГУ, 1981. -584с.
  96. А.Н. Деятельность. Личность. Сознание. М.: Политиздат, 1977.- 304с.
  97. А.В., Парилис С. Э. Думаем, говорим, делаем: феномены повседневного сознания. М.: Ин-т практ. психологии, 1998.- 224с.
  98. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Л.: Медицина, Ленингр. отделение, 1983.- 255с.
  99. А.Е. Подростковая психиатрия Л.:Медицина, 1983.- 255с.
  100. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М.:Наука, 1999.- 349с.
  101. А.Ф. Владимир Соловьев и его время М.: Молодая гвардия, 2000.- 613с.
  102. А.Р., Леонтьев А. Н. Исследование объективных симптомов аффективных реакций / В кн.: Проблемы современной психологии.-М., 1926.
  103. А.Р. Основы нейропсихологии М.: Изд-во Москов. Унта, 1973, — 374с.
  104. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв. ред. Кудряшов А. Ф. Петрозаводск: Петроком, 1992.- 318с.
  105. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Междунар. пед. академ., 1994.- 365с.40 106. Майерс Дэвид. Социальная психология. СПб. и др.: Питер, 1999.484с.
  106. К. Проективный рисунок человека М.:Смысл, 1996.- 157с.
  107. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности -М.: Педагогика, 1986.-253с.
  108. Метафора в языке и тексте / Под ред. В. Н. Телия М., Наука, 1988.-174с.
  109. Методы психологической диагностики.- Вып.1 М.:ИПАН, 1993. Ф83с.
  110. Мид М. Культура и мир детства М.:Наука, 1988.- 429с.
  111. И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия: Сб. науч. трудов. -Вып.2 Ленин.:ЛГУ, 1973.- С.37−53.
  112. А. Вскачь, задом наперед: Процессуальная работа в теории ф. и практике. М.: Класс, Изд-во трансперс, ин-та, 1999. — 223с.
  113. А. Лидер как мастер единоборства. Введение в психологию демократии.- 4.1,2. М., 1993.- 240с.
  114. В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности Самара: Корпорация «Федоров», 1997.- 119с.
  115. В.М. Педагогическая диагностика школьника Самара: Изд-во СамГПИ, 1994, — 96с.
  116. В.М. Педагогические основы комплексного изучения личности школьников: Учебное пособие. Самара: СГПИ, 1991.- 72с.
  117. Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассника: Книга для учителя. М.:Просвещение, 1991.- 189с.
  118. Н.В. Психологические особенности школьной дезадаптации учащихся старших классов: Дис. канд. психол. наук.-М., 1996.- 116с.
  119. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1999.- 132с.
  120. Д. «Политика для народа». -М., 1994.-210с.
  121. Н.Н. Социальное подкрепление как один из факторов формирования установки: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Тбилиси, 1987.-24с.
  122. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: «Мицниереба», 1974.- 170с.
  123. Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология: Тезисы докл. Всес. научно-техн. конференции. М., 1981.- 240с.
  124. Р.С. Психология: Учебник для высш. Пед. Учеб. заведений.- В 3-х кн. М.: «Владос», 1998.- 606с.
  125. Э. Творческий человек и трансформация. // В кн. Психоанализ и искусство. М.: Refl-book, Киев: Ваклер, 1996.- С. 190 280.
  126. Общая психодиагностика. Под ред.А. А. Бодалева и В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 303с.
  127. Г. Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков. Автореф. дис. канд. пед. наук / Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации.- М.:1997.-24с.
  128. Н.Г. Сравнительный анализ педагогического общения и межличностных отношений в старших классах общеобразовательной школы и бригадах УПК: Автореф. дис. канд. психол. наук. Минск. 1985, — 24с.
  129. А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК. — 2000.- 232с.
  130. А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога, № 1 М., 1998 г.• 132. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17лет./ Под ред. Дубровиной А. И. и др. М.: Педагогика, 1988.- 190с.
  131. Н.С. Социально-психологическая адаптация молодежи к рыночной экономике: Автореф. дис. канд. психол. Наук / Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации.- М.:1997.- 23с.
  132. Очерки теории темперамента. / Под ред. Мерлина B.C. Пермь: Просвещение, 1964.- 304с.
  133. С.Э., Либин А. В. Психология вашего сознания.- М.:Ин-т практ. псих.-ии, 1991.- 210с.
  134. Ф. Опыты психологии самопознания: Практикум по гештальттерапии.-М., 1993.- 210с.
  135. Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М., 1996.- 280с.
  136. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988.-207с.
  137. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику:
  138. Исследование форм репрезентации в обыденном сознании.-М.: Изд-во МГУ, 1983, — 176с.
  139. В.Ф. и др. Анализ эмблем с помощью кластерного анализа // Вестник МГУ. Психология. № 4.- М., 1978.
  140. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 512с.
  141. В.А. Психология неадаптивной активности.- М.:ft1. Горбунок, 1992.- 224с.
  142. . Избранные психологические труды. М.: Междунар. пед. академ., 1994.- 680с.
  143. К.К. Структура и развитие личности / Ин-т психологии АН СССР.- М.: Наука, 1986, — 254с.
  144. К.К. Слово как физиологический и лечебный фактор.1. М., 1957.- 430с.
  145. К.К. О системе психологии. М.:Мысль, 1972.- 216с.
  146. К.К. Система психологии и теория отражения.- М.: Наука, 1983.- 309с.
  147. К.К. Структура личности и деятельности.- М.: Наука, 1986. -210с.
  148. Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.-205с.
  149. Попова J1.B., Дьяконов Г. В. Идентификация как механизм общения и развития личности. М., 1988.- 150с.
  150. Л.М. Социальная обусловленность бессознательного: Автореф. дис. канд. филос. наук. Харьков, 1983.- 24с.
  151. О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета М.: ИПАН, 1993.- 27с.
  152. О.Ф. Как сделать урок интересным для учителя и его учеников: Пособие для учителей и школьных психологовю. М.: ИПРАН, 1993.- 67с.
  153. О.Ф. Методы диагностики образного и вербального развития // Сб. Методы психологической диагностики, вып. 1. М.: ИПРАН, 1993. С. 53−79.
  154. О.Ф. Методы диагностики социально-психологических установок личности// Сб. Методы психологической диагностики, вып.1.-М.: ИПРАН, 1993.-С. 35−47.
  155. Психологические механизмы регуляции социального поведения. / Институт психологии. М.: Наука, 1979.- 335с.
  156. Психологический словарь./ В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов, А. Р. Лурия, A.M. Матюшкин, А.В.Петровский- под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1983.-447с.
  157. Психологическое обеспечение социального развития человека. / Ред. Крылов А.А. Л. Наука, 1989, — 340с.
  158. Психология: Словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М., Политиздат., 1990.- 494с.
  159. Психология индивидуальных различий: Тексты. Учебное пособие для психол. фак. ун-тов. / Под ред. Гиппенрейтер, В. Я. Романова.- М.: Изд-во МГУ, 1982.- 319с.
  160. Психология подростка. /Под ред. Фролова Ю. И. М.: Просвещение, 1997.- 240с.
  161. Психология творчества. /Под ред. Пономарева Я.Л./ Ин-т психологии АН СССР.- М: Наука, 1990.- 222с.
  162. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология.- СПб.: ПитерКом, 1999.- 409с.
  163. Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом.- М.: Прогресс, 1993, — 238с.
  164. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс. Универс, 1994, — 479.
  165. С.С. Классификационная проблема в современной науке.-Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1986.- 223с.
  166. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике.- М.: Дидакт, 1992.- 255с.
  167. Е.С., Усанова О. Н., Потемкина О. Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М.: Дидакт, 1990.- 210с.
  168. С.Л. Бытие и сознание.- М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957.- 328с.
  169. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий —.М.:Наука, 1979.- 352с.
  170. К. Групповая психотерапия.- СПб. и др.: Питер, 2000.- 373с.
  171. Ю.С. Методика «Рисунок человека’УВопр.патоп-сихологии. -М.: НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1970.- 160с.
  172. СанжаеваР.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Новосиб., 1997.- 24с.
  173. В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-пресс, 1992.- 190с.
  174. П.В. Высшая нервная деятельность человека: Мо-тивационно-эмоциональный аспект-М.: Наука, 1975.- 175с.
  175. Н.Н. Психические состояния успеха и их роль в восстановлении нарушенной коммуникации: Автореф. дис. канд. психол. наук/Рос. Акад. Образования, Психол. ин-т. М., 1993.- 20с.
  176. Современные психотехники: Сб. Выбирать и изменяться.- Вып. З -М., 1996.- 190с.
  177. Е.Е. Проблема целостности в психологии: (На материале австр., лейпциг., берлинской школ): Автореферат дис. канд. психол. наук.-М., 1985.- 27с.
  178. Е.Т. Проективные методы исследования личности: (Учебное пособие). М.: Изд-во МГУ, 1980.- 174с.
  179. О.В. Связь общительности с различными установками учащихся на межличностное взаимодействие: Автореф. дис. канд. психол. наук/ Ин-т молодежи, Дис. совет К-150.01.04.- М.:1996.- 21с.
  180. А.А. Психология ребенка и подростка, М., 1927.- 210с.
  181. А.А. Избранные психологические труды. В 2-х т.- М.: Педагогика, 1986, — 380с.
  182. В.Г. Психология индивидуального подхода к трудным учащимся: Учебное пособие/ Моск. обл. пед. ин-т им. Е. К. Крупской. -М.: МОПИ, 1991 г- 117с.
  183. А.С. Жизнетворчество личности в динамике ее смысловой системы: Автореферат дис. канд. психол. наук. М., 1997.- 24с.
  184. Я.Ф. Применение процедуры типологизации в социально-психологических исследованиях личности. Л., 1979.- 180с.
  185. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.- 536с.
  186. Дж.М., Тойч Ч. К. Второе рождение или искусство познать и изменить себя. М., 1994.- 170с.
  187. Д.Н., классик советской психологии: Психологические исследования, посвященные 100-летию. / Ред. Какабидзе А. К. ~ Тбилиси: Мецниереба, 1986.- 387с.
  188. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.-Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз. СССР, 1961.- 21 Ос.
  189. А.К. Духовная жизнь общества. Проблемы методологии исследования. М.: Мысль, 1980.- 271 с.
  190. Е.А. Измененные состояния сознания: Краткий путеводитель по внутренним мирам. М.:ДЭОС: Крона-Лак, 1993- 135с.
  191. А.П. Становление концепции сознания-бессознательного в психологической науке: (Теоретико-методологический анализ): Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1994.- 35с.
  192. П. Кем мы можем быть. Психосинтез как метод психологического и духовного роста. -М., 1992.- 220с.
  193. П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993.- 324с.
  194. П.А. Иконостас. М.: Искусство, 1994, — 254с.
  195. С.Л. Смысл жизни. Брюссель: Жизнь с Богом. — 1976.- 169с.
  196. С.Л. Предмет знания об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека. Введение в философскую психологию. -СПб.: Наука, СПб. отд-ние, 1995, — 655с.
  197. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990, — 366с.
  198. А. Введение в детский психоанализ. М.: Педагогика-пресс, 1991.- 230с.
  199. Фрейд 3. «Я» и «ОНО»: Труды разных лет. В 2-х томах. — Тбилиси: Мирани, 1991.- 824с.
  200. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. СПб: Азбука: Терра, 1997.-476с.
  201. Э. Иметь или быть? М.Прогресс, 1990.- 330с.
  202. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., Назрань: ACT, 1998.- 670с.
  203. Р.Л. Дианетика: Современная наука душевного здоровья.-М.: Изд группа «Нью эра», 1995.- 562с.
  204. Дж. Я хороший, ты — хороший — М.: АО «знак», 1993.- 120с.
  205. .Г. Метод пиктограммы в изучении нормы и патологии. -Киев: Здоровья, 1988.- 102с.
  206. Н. Думай и богатей М.: Прогресс, 1997.- 410с.
  207. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Смысл, 1993.-495с.
  208. Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб. и др.: Питер, 2000,-606с.
  209. С. Смысл. Периодическая система его элементов.-М., 1993.- 195с.
  210. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: АН СССР, Ин-т психологии, 1977, — 144с.
  211. Э.С. Психология инженерного творчества. JL: Знание, Ленингр, отд-ние, 1990.- 32с.
  212. Н.И. Сознание как высшая расчлененная и си-стемно-упорядоченная форма отражения и его мозговые механизмы / Психологический журнал 1981 — т.2, N6.
  213. Г. М. Функции социальной установки в процессе адаптации личности: Автореф. канд. психол. наук/МГУ- М., 1989. 24с.
  214. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности М: Наука, 1982.- 185с.
  215. Д. Исцеляющая сила сознания. М.: Просвещение, 2000.-195с.
  216. Д. Типы личности: Юнговская модель типологии. Воронеж: МОДЭК, 1994.- 128с.
  217. В.М. Ортобиотика. Слагаемые оптимизма. М.: Авиценна, 1996.- 295с.
  218. Л., Р.де Соссюр. Рождение психоаналитика: От Месмера до Фрейда. М.: Прогресс, 1991.- 287с.
  219. И.А. Развитие гуманистических убеждений старшеклассников в межличностных отношениях: Автореф. дис. канд. пед. наук./ Ин-т развития личности. Рос. акад. обр-я. М., 1996.- 18с.
  220. П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной науке / Вопросы философии 1971 — N5.
  221. П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования. / Сб. Психологические проблемысоциальной регуляции поведения М.: Ин-т психологии АН СССР, 1986.-С.154−195.
  222. Н.Б. Феноменология, динамика и психологические механизмы субъективной значимости другого человека для старших подростков в условиях школы-интерната: Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1980.- 24с.
  223. А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992.-447с.
  224. Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании-М.: Соцэкгиз, 1961.- 363с.
  225. Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999.- 358с.
  226. Э. Идентичность: юность и кризис М.: Прогресс, 1996,-340с.
  227. Э. Детство и общество. СПб.: ТКО «ACT" — 1996 г.- 589с.
  228. Юнг К. Г. Психологические типы-М.: ACT, СПб.: У нив. книга, 1996.-715с.
  229. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени М.: Прогресс, Универс, 1996.- 329с.
  230. Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М.: Refl-book, Киев: Ваклер, 1996.- 304с.
  231. Anastasi A. Differential Psychology (Individual and Group differences in behavior) -N.Y., 1958.
  232. An Introduction to Projective Technigues. Ed. by H. Anderson, G.Anderson.-N.Y. 1952.
  233. Cattell R.B., Dreger R.M. Handbook of modern Personality Theory.-N.Y., 1972.
  234. Dictionary of Behavioral Science. Ed. by Wolman.-London, 1975.
  235. Eysenck H.J. Eysenck S.B. The Intelligence Men: Makers of the 1Q Controversy. N.Y., 1985.• 238. Gardner H Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences.1. N.Y.J 983.
  236. Graham J.R. The MMPI: A Pracktical Guide.-N.Y., 1977.
  237. Helga Kupe. Ausgewalte Konzepte der Gumanisteschen Psichologie und Unterrichtsbeicpiele aus der Berufsschule. Marburg, 1985.
  238. Holt R.R. Mehtods in Clinical Psychology.- N.Y.J978.
  239. Mischel W. Introduction to Personality.- N.Y.J976.
  240. Osgood Ch.E., Susi G.E., Tannenbaum P.H. The Measurement of Meaning. Urb.Univ., 1957.
  241. Read G. Art and Psychoanalisis. Year of Psychoanalisis, vol. УШ, N9, London, 1951.
  242. Rost J.C. Leadership for the twenty first century. — New Jork: Praeger Publishers, 1991.
  243. The Psycology of Personality, N.Y., Toronto, 1964.
  244. Sackmann S.A. Cultural knowledge in organizations: Exploring the collective mind, Newbury Park, CA, Sage, 1991.
  245. Salansik G., Pfeffer. J Who gets power and how the hold on to it: A strategis contigercy model of power. Organizational Dynamics, 5, 1977.
  246. Schein E.H. Organizational culture and leadership: A dynamic view. San Francisco: Jossey-Bass, 1985.
  247. Schonhammer Reiner. Psychologische Fuhrungstraining. // Schriften der Universitet Munchen. Berlin, 1985.
  248. Strelau J. Temperament i tip ukladu nerwowego. Warzawa, 1969.
  249. Transpersonal psychology. Ch. Tard (ed.), N.Y., San-francisco, london, 1975.
Заполнить форму текущей работой