Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концепт природы и любви в произведениях Джека Лондона

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концептосфера корпуса художественных произведений определенного автора представляет собой идейную основу его творчества, таким образом, выявление специфики отдельных концептов позволяет глубже проникнуть в особенности творчества писателя; Объектом исследования являются произведения Джека Лондона, содержащие описания природы и чувства любви. Предметом исследования являются текстовые фрагменты… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Национальная концептосфера и ее отражение в художественном произведении
    • 1. 1. Понятие концепта в русле современной лингвокультурологии
    • 1. 2. Национальная специфика языковой картины мира
    • 2. 3. Языковые средства реализации концепта природы и любви в художественном произведении
  • Выводы
  • Глава 2. Анализ концепта природы и любви в произведениях Джека Лондона
    • 2. 1. Идейное содержание концепта природы в романе «The Call of the Wild»
    • 2. 2. Языковая реализация концепта природы в рассказе «Love of Life»
    • 2. 3. Противостояние природы и человека в рассказе «To Build a Fire»
    • 2. 4. Концепт любви в произведениях Джека Лондона
  • Выводы
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Концепт природы и любви в произведениях Джека Лондона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С тех пор, как появилась художественная литература, писатели часто включали описания природы в свои произведения. Природа была первым, что человек видел вокруг себя. Она присутствовала как фон повествования, помогала читателю представить место событий, его климатические условия. Несомненна значимость образа природы в художественной литературе различных исторических периодов. Разные литературные жанры содержат немного разные по стилю, но подробные и интересные описания природы.

Со временем авторы стали использовать сцены погоды, природы как способ отражения или усиления мыслей и чувств героев произведения. Естественно, что такие приемы требуют большего владения языком и лучшего стиля, поэтому можно выделить определенные лингвистические средства, используемые авторами художественных произведений в описании природы.

Тема человеческих чувств и особенно любви являлась центральной на протяжении всей истории литературы. Любовная коллизия часто оказывается центральным конфликтом, двигателем всего сюжета, более того — даже в советских производственных романах авторы пытались добавить любовную линию, чтобы смягчить повествование, приблизить его к реальности.

Мир человеческих чувств отражается в художественном произведении и непосредственно, прямыми словами автора и героев, и опосредованно — через пейзажные описания. Природа становится не просто фоном действия, она выступает как эмоциональное зеркало героя. По состоянию природы в художественном произведении можно часто понять и эмоциональное состояние главного героя.

Таким образом, объединение описания эмоций и пейзажа в художественном произведении является довольно распространенным и действенным авторским приемом.

Актуальность исследования концепта природы и любви в произведениях Джека Лондона обуславливается следующими причинами:

1) Концептосфера корпуса художественных произведений определенного автора представляет собой идейную основу его творчества, таким образом, выявление специфики отдельных концептов позволяет глубже проникнуть в особенности творчества писателя;

2) Тема природы является главной в творчестве Джека Лондона. Описания природы в его произведениях многочисленны, они связаны с сюжетом, системой персонажей. Следовательно, концепт природы — его содержание и реализация — является центральным в творчестве этого писателя.

Объектом исследования являются произведения Джека Лондона, содержащие описания природы и чувства любви. Предметом исследования являются текстовые фрагменты — описания пейзажей или специфических эмоциональных состояний героев.

Целью данного исследования является характеристика лингвистических средств, применяемых Джеком Лондоном при описании природы и чувства любви.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) Охарактеризовать современные теоретические представления о концепте любви и природы и его реализации в текстах художественной литературы;

2) Проанализировать особенности реализации концепта любви и природы в произведениях Джека Лондона на лингвистическом и идейном уровнях;

3) Сделать вывод о содержании и значении концепта любви и природы в творчестве Джека Лондона.

Методологической основой исследования стали представления о языковых концептах, их реализации в художественном произведении, теория языковых картин мира.

Основными методами исследования являются анализ научной литературы и лингвистический анализ текста.

Материалом исследования стали произведения Джека Лондона …

Цель и задачи обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы и водится основной аппарат исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические основы работы: дается представление о концепте, его национально-культурной специфике и особенностях реализации в художественном произведении.

Во второй главе проводится лингвистический анализ произведений Джека Лондона. В процессе анализа концепт природы и любви рассматривается как на идейно-понятийном уровне, так и на уровне его лексической реализации.

В заключении делаются выводы по результатам исследования.

Научная новизна исследования состоит в уточнении значимости концепта любви и природы в творчестве Джека Лондона, а также в изучении индивидуально-авторской специфики содержания этого концепта.

Практическая значимость исследования связана с формированием описания концепта природы и любви на материале творчества Джека Лондона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Д. Введение // Логический анализ языка. Ментальные действия. — М.: Наука, 1993. — С. 3−7.
  2. О.С. Словарь лингвистических терминов. — М.: Эдиториал УРСС, 2004. — 576 с.
  3. А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. — 104 с.
  4. С. Джек Лондон. — М.: Кристалл, 2001. — 286 с.
  5. Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. — Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001. — 123 с.
  6. В. Вопрос имени: Джек Лондон // Книжное обозрение. — 1995. — № 28. — С. 16.
  7. В.М. Джек Лондон. — М.: МГУ, 1964. — 254 с.
  8. Н.С. Активные процессы в современном русском языке. — М.: Высшая школа, 2004. — 258 с.
  9. Е.М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. — М.: Русский язык, 1980. — 320 с.
  10. В.В. О теории художественной речи. — М.: Высшая школа, 1971. — 240 с.
  11. В. фон. Избранные труды по языкознанию. — М.: Прогресс, 1984. — 400 с.
  12. А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2001. — С. 36−44.
  13. В.Г. Концепт в культурологическом аспекте // Межкультурная коммуникация. — Нижний Новгород: Деком, 2001. — С. 38−53.
  14. В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.
  15. Р. Иллюстрированная жизнь Джека Лондона. — М.: МГУ, 1998. — 368 с.
  16. Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. — М.: Университет, 1969. — 191 с.
  17. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. — М.: Гнозис, 2002. — 284 с.
  18. Е.С. Концепт // Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. — С. 90−93.
  19. И.Е. Дж. Лондон: «Писательская философия жизни» (К проблеме эстетических взглядов писателя) // Материалы ежегодной научно-теоретической конференции студентов, аспирантов, преподавателей: Сб. науч. тр. — М.: Изд-во МГОУ, 2005. — Вып. 1. — С. 67−76.
  20. В.А. Лингвокультурология. — М.: Академия, 2001. — 208 с.
  21. А.А. Из лекций по теории словесности. — М.: Просвещение, 1976. — 820 с.
  22. Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. — М.: Просвещение, 1976. — 543 c.
  23. Русская словесность: От теории словесности к структуре текста / под ред. проф. В. П. Нерознака. — М.: Academia, 1997. — 320 с.
  24. А. Семиотика и лингвистика. — М.: Молодая гвардия, 1995. — 352 с.
  25. Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Опыт исследования. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 824 с.
  26. Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. — М.: Просвещения, 1975. — 246 с.
  27. И. Моряк в седле. — М.: АСТ, АСТ Москва, 2009. — 384 с.
  28. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М.: Прогресс, 2002. — 656 с.
  29. В.Н. Метафора как модель смысла произведения и ее экспрессивно-оценочная функция // Метафора в языке и тексте. — М.: Наука, 1988. — С. 13−51.
  30. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М.: Слово, 2000. — 624 с.
  31. Е.В. Языковая картина мира vs обиходные представления (модель восприятия в русском языке) // Вопросы языкознания. — 1998. — № 2. — С. 3−8.
  32. London J. Love of life // Short stories. — Пермь: Сибирское университетское издательство, 2007. — P. 40−49.
  33. London J. The Call of the Wild // The Call of the Wild & White Fang. — Wordsworth Editions Limited, 1994. — P. 3−140.
  34. London J. To Build a Fire // Short stories. — М.: Престо, 2008. — P. 156−160.
Заполнить форму текущей работой