Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности цветовосприятия у младших школьников при ЗПР

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди немногих работ, затрагивающих проблемы зависимости цветовосприятия и нарушений психического развития, следует отметить работу Г. Э. Бреслава «Цветопсихология и цветолечение для всех», ряд работ В. А. Москвина, а также работы Н. Н. Николаенко. Таким образом, проблема исследования заключается в том, что потребности педагогической практики не обеспечены достаточным базисом теоретических… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЗПР
    • 1. 1. Физические и психологические основы теории цвета и цветовосприятия
    • 1. 2. Нарушения цветовосприятия
    • 1. 3. Цветовосприятие в младшем школьном возрасте в норме и при ЗПР
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЗПР
    • 2. 1. Цель, методики, база исследования особенностей цветовосприятия у младших школьников с ЗПР
    • 2. 2. Анализ результатов исследования особенностей цветовосприятия у младших школьников с ЗПР
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Список литературы

Особенности цветовосприятия у младших школьников при ЗПР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность настоящего дипломного исследования. Гармоничное развитие личности предполагает восприятия мира во всём многообразии и многоцветии. Являясь атрибутом объективной действительности, цвет оказывает колоссальное воздействие на человека, поэтому формирование дифференцированного восприятия цвета и оттенков способствует всестороннему развитию личности. Также следует отметить, что во многих психолого-психологических исследованиях и руководствах по обучению детей с задержкой психологического развития отмечается, что осложнения в распознавании цветов и их вербальном выражении создают трудности при овладении детьми в школьном возрасте основам целого ряда дисциплин, что в свою очередь препятствует дальнейшему обучению детей с задержкой психического развития.

Степень изученности проблемы. Проблемы восприятия цвета детьми рассматривались немногими авторами, и большинство исследователей рассматривают указанные проблемы в рамках физиологических нарушений зрительного восприятия. И на сегодняшний день мы практически не находим исследований особенности цветовосприятия у младших школьников при ЗПР, тогда как именно в этом возрасте, когда уже завершён процесс перестройки психических процессов, когда структуры зрительного анализатора обладают достаточной зрелостью, открываются широкие перспективы формирования высокого уровня восприятия цвета, и его недоразвитие при ЗПР требует коррекционной работы.

Среди немногих работ, затрагивающих проблемы зависимости цветовосприятия и нарушений психического развития, следует отметить работу Г. Э. Бреслава «Цветопсихология и цветолечение для всех"[8], ряд работ В.А. Москвина[28,29,30,31,32], а также работы Н.Н.Николаенко[33,34,35].

Таким образом, проблема исследования заключается в том, что потребности педагогической практики не обеспечены достаточным базисом теоретических исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Lusher M. Die Farbwahl als Psychosomatischer test. Dtsch. Med. Journal № 11, v. 12
  2. Ruggieri V., Morelli A. Chromatic perception in relation to an hypothesized cerebral dominance // Percept. and Motor Skills. 1985. V. 60
  3. Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении // Психология учебной деятельности школьников. — М., 1982.
  4. , Б.А. Цветовые тесты М.Люшера / Б. А. Базыма // Психология цвета: теория и практика. — СПб.: Речь, 2005
  5. , Б.А. Цветовые тесты М.Люшера / Б. А. Базыма // Психология цвета: теория и практика. — СПб.: Речь, 2005
  6. .И. Психические нарушения при опухолях лобных долей мозга. М., 1987
  7. Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. — СПб.: Б.&К., 2000
  8. М.В. Многоцветие мира и его отражение в детских рисунках. // Искусство в школе. — 2010. — № 6
  9. .С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. — М.: Академический Проект, 2004. — 142 с.
  10. А.А., Вяткин Б. А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. — 1999. — № 5. — С.10.
  11. У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. М., 1968
  12. Н.Н., Фуколова Ю. В. Влияние функционального состояния на перцептивное и семантическое цветовые пространства у человека // Психол. журн. 1996. Т. 17. № 3
  13. Н.Н., Фуколова Ю. В. Влияние функционального состояния на перцептивное и семантическое цветовые пространства у человека // Психол. журн. 1996. Т. 17. № 3
  14. В. Как мы видим то, что мы видим. М.: Знание, 1987
  15. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. — М., 1994
  16. Ч.А., Соколов Е. Н., Черноризов А. М. Психофизиология цветового зрения. М.: МГУ, 1989
  17. Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков, Cанкт-Петербург.2003
  18. Кок Е. П. Зрительные агнозии. Л., 1967
  19. Кок Е. П., Цуккерман И. И. О конкретном и абстрактном восприятии в системах опознавания зрительных образов // Вопросы бионики. М., 1967
  20. С.В. Цветовое зрение. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951
  21. О.В. О межполушарных различиях при анализе зрительных сцен. Модельные представления // Сенсорные системы: сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л: 1985
  22. Ю.П. Геометрия цветового пространства горизонтальных клеток сетчатки // Психол. журн. 1996. Т. 17. №
  23. Г. В. Латеральная характеристика студентов художественного училища // Леворукость, антропоизометрия и латеральная адаптация. М.; Ворошиловград, 1985.
  24. Е.Б. Особенности развития личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте: Д ис. … канд. психол. наук. — Н. Новгород: НГПУ, 2004
  25. Л.Дж., Милн М. Чувства животных и человека. М.: Мир, 1966.
  26. Миронова Л. Н. Цветоведение, Минск, 1984
  27. В.А. Индивидуальные профили латеральности и некоторые особенности психических процессов (в норме и патологии): Канд. дис. М., 1990
  28. В.А. Латеральные особенности цветоаномалов // Нелекарственная (би- и унилатеральная) терапия в наркологии, психиатрии и неврологии. Донецк, 1988
  29. В.А. Леворукость среди цветоаномалов // Вопросы психиатрической и наркологической помощи сельскому населению. Новое в латеральной нейропсихиатрии. Донецк, 1990
  30. В.А. Межполушарная асимметрия и проблемы цветовосприятия // Вопр. психол. 1996. № 12
  31. В.А., Тайгузин Р. Ш. Нейропсихологический анализ проблемы цветоаномалий // Новые технологии микрохирургии глаза. Оренбург, 1996
  32. Н. Н. Взаимодействие полушарий мозга в процессе восприятия и обозначения цвета. Cенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л. 1985
  33. Н. Н. Функциональная асимметрия мозга и изобразительные способности // Текст и культура. Тарту, 1983
  34. Н.Н. Творчество и мозг. С.- Петербург, 2001
  35. Ч., Сондерс Ж. Восприятие Света и Цвета. М.: Мир, 1978
  36. Роу К. Концепция цвета и цветовой символизм в древнем мире // Психология цвета. Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996
  37. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М., ИПИ, 1997
  38. Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. С.-Пб., Речь, 2002
  39. Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. С.-Пб., 2001, 2002
  40. Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы // Проблема цвета в психологии / Отв. ред. А. А. Митькин, Н. Н. Корж. М.: Наука, 1993
  41. Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975
  42. Е.Д. Нейропсихология. М., 1987
  43. Г. Биологические аспекты цветовой лексики // Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995. С.156−172.
  44. Г. Биологические аспекты цветовой лексики // Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995
  45. А.М. Цветовое зрение рыбы как модель цветового зрения человека // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология, 1995. № 4. С. 35−45.
  46. А.М. Цветовое зрение рыбы как модель цветового зрения человека // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология, 1995. № 4
  47. А.П., Линев А. Н., Марценковский И. А. Латеральная терапия. Киев, 1994
  48. П.В. Введение в психосемантику цвета. Самара: Сам ГПУ, «Пиквик-Club», 2000
  49. П.В. Эмоциональный цвет. Самара. СамГПУ, 1996
Заполнить форму текущей работой