Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности личности умственно отсталых младших школьников

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психологическим особенностям детей с различными отклонениями в развитии, как в отечественной, так и в зарубежной психологии всегда придавалось большое значение. К. Д. Ушинский писал: «Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях». Нарушение высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования
  • Особенности личности умственно отсталых младших школьников
    • 1. 1. Научные подходы к понятию личности и её формированию
    • 1. 2. Особенности личности младшего школьника
    • 1. 3. Особенности психического развития умственно отсталых младших школьников
    • 1. 4. Особенности формирования личности умственно отсталых младших школьников
  • Глава 2. Изучение особенностей личности умственно отсталых младших школьников
    • 2. 1. Цель, задачи, методы и методики исследования
    • 2. 2. Результаты констатирующего эксперимента
  • Выводы
  • Заключение
  • Библиография
  • Приложение №
  • Приложение №
  • Приложение №
  • Приложение №

Особенности личности умственно отсталых младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психологическим особенностям детей с различными отклонениями в развитии, как в отечественной, так и в зарубежной психологии всегда придавалось большое значение. К. Д. Ушинский писал: «Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях».

Во всём мире растёт число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов. Полный анализ причин неблагоприятных тенденций и в соматическом, и в психологическом здоровье и их социальных последствий можно будет дать лишь по прошествии ряда лет.

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. 18]

Нарушение высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых (Д.А.Виноградова, Н. Л. Коломенский, Ж. И. Намазбаева и др.)

Актуальность этой темы обусловлена в первую очередь тем, что именно такого рода проблемы, фокусируя в себе сложное соединение органических и социальных факторов развития ребёнка, оформляются в различные феномены нарушения поведения, общей или частичной дезадаптации, нередко достигающие уровня клинической или криминальной выраженности.

У умственно отсталых детей неизбежно возникают личностные проблемы в процессе социализации. Широкая распространённость состояний психического недоразвития и в особенности лёгких его форм, является для общества дополнительным источником серьёзных проблем, к основным из которых можно отнести неполноценную социальную интеграцию лиц с нарушениями психического развития, с сопутствующими ей ростом преступности среди несовершеннолетних, а так же со снижением качества трудовых ресурсов. 33]

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5−8% детей с

наследственной патологией, 8−10% имеют врождённую или приобретённую патологию, 4−5% составляют дети-инвалиды, значительное число детей

имеют стёртые нарушения развития. 4]

Теоретические основы дефектологии, заложенные классическими

работами Л. С. Выготского, отражают огромное внимание их автора к проблеме личностного развития умственно отсталого ребёнка.

Целью нашей работы стало исследование особенностей личности умственно отсталых младших школьников.

Исходя из цели исследования мы ставим следующие задачи:

1) Изучение общей и специальной литературы по проблеме исследования.

2) Проведение исследования самооценки, Я-концепции младших школьников, уровня школьной тревожности и исследование психологического климата семей.

3) Проведение сравнительного анализа качественных и количественных показателей личностных характеристик умственно отсталых детей и детей с нормальным интеллектом.

4) Изучение особенностей развития личности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Объектом нашего исследования явились умственно отсталые учащиеся младших классов.

Предмет исследования — особенности личности умственно отсталых младших школьников.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что развитие личности учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет своеобразные особенности, обусловленные биологическими (органическое поражение ЦНС) и социальными факторами (неблагоприятная семейная обстановка, низкий культурный уровень и социальный статус родителей), часто характеризующимися антисоциальными формами поведения, а так же ограничение полноценных контактов с нормально развивающимися сверстниками. Всё это позволяет говорить об отчётливой специфичности личности детей с интеллектуальной недостаточностью.

В качестве испытуемых в исследовании принимали участие умственно отсталые младшие школьники. Ученики 1,2,3,4 классов специальной

школы составили экспериментальную группу, в количестве 25 человек. В качестве контрольной группы исследовались учащиеся массовой школы 1 и 4 классов, в количестве 25 человек.

Исследование проводилось на базе коррекционной школы-интерната

VIII вида города Выкса Нижегородской области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Батаршев А.В.
  2. Типология характера и личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — М.: Институт психотерапии, 2001, 112с. 2. Блинова Л.Н.
  3. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития М.: «НЦ ЭНАС»; 2004.
  4. Белопольская Н.Л.
  5. Детская патопсихология. М.: Когито — центр, 2001. 4. Божович Л. И., Ендовицкая Т.В.
  6. Психологическое изучение произвольного поведения. // Вопросы психологии. 1979, № 4.
  7. Божович Л.И.
  8. Проблемы формирования личности: Избр. труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна, — 3-е изд. — М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001, -352с. (Психологи Отечества)
  9. Божович Л.И.
  10. Этапы формирования личности в онтогенезе.// Вопросы психологии, № 4.
  11. Н.С., Олешкевич В.И.
  12. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка. — М.: Институт общегуманитарных исследований,
  13. — 352 с.
  14. Власов Н.Н.
  15. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии, 1977. № 1. с. 97 -106.
  16. .С., Волкова Н.В.
  17. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. -
  18. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 112 с.
  19. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии, 2003, № 4.
  20. Выготский Л.С.
  21. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. -
  22. М.: Издание экспериментального дефектологического института, 1936.
  23. Выготский Л.С.
  24. Психология. М.: ЭКСМО — Пресс, 2002. — 1008 с.
  25. Выготский Л.С.
  26. Собр. соч. Т. 6. М.: Просвещение, — 1986. — 382 с.
  27. Выготский Л.С.
  28. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, — 1967.
  29. Н.И., Гайдар К. М., Темнова Л.В.
  30. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: психолого — педагогические основы: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.:
  31. Академический проект, 2003. — 256 с.
  32. Годфруа Ж.
  33. Что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр. Н. Н. Алипова; под ред. Г. Г.
  34. Аракелова. — М.: Мир, 1966. — 360 с.
  35. Грошенков И.А.
  36. Занятия изобразительным искусством в специальной школе VIII вида:
  37. Учеб. пособие для учителей спец. коррекционных школ и студентов дефектологич. ф — тов пед. вузов. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  38. Детская патопсихология: «Когито — Центр» 2000.
  39. Дмитриев Д.Б.
  40. Психологические особенности постановки учебной задачи младшими школьниками // Вопросы психологии. — 1985. № 2.
  41. Дилео Д.
  42. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М.: Апрель — Пресс, Эксмо, 2002. — 272 с. (Психологический практикум).
  43. Додонов Б.И.
  44. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности // Вопросы психологии, 1978, № 8 с. 21 — 32.
  45. Евлахова Э.А.
  46. Особенности восприятия сюжетно — художественных картин учащимися вспомогательной школы. Автореферат канд. дис. М.: 1958.
  47. Елисеев О.Л.
  48. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2000. — 560 с.
  49. Еникеева Д.
  50. Популярные основы психиатрии. Семфирополь. Сталкер, 1997.
  51. Забрамная С.Д.
  52. Психолого — педагогическая диагностика умственного развития детей.
  53. М.: Просвещение, 1995, — 248 с.
  54. Забрамная С.Д.
  55. Умственная отсталость и отграничение её от сходных состояний. — М.:
  56. Просвещение, 1992.
  57. А.В., Андрущенко Т.Ю.
  58. Исследование самооценки младшего школьника в учебной
  59. деятельности // Вопросы психологии. 1980. — № 4 с. 90 — 91.
  60. Исаев Д.Н.
  61. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. — СПб.:
  62. Речь, 2003, — 391 с.
  63. Исаев Д.Н.
  64. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина. 1990.
  65. Каптерев П.Ф.
  66. Детская и педагогическая психология. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО
  67. «МОДЭК», 1999. — 336 с. (Психологи Отечества).
  68. Кащенко В.П.
  69. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994. -
  70. с.
  71. Коррекционная педагогика и психология (часть 3) Из опыта специальных (коррекционных) учреждений. М.:2002. — 154 с.
  72. Коробейников И.А.
  73. Нарушение развития и социальная адаптация. М.: ПЭР СЭ, 2002. — 192 с.
  74. Левченко И.Ю.
  75. Патопсихология: теория и практика. Учеб. пособие для студ. высш.
  76. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — 232 с.
  77. Н.Н., Маринова К.В.
  78. Анатомия и физиология детского организма. Учеб. пособие для
  79. студентов фак. дошкольного воспитания. — М.: Просвещение, 1976.
  80. Леонтьев А.Н.
  81. Деятельность. Сознание, Личность. — 2-е изд., М.: 1977. — 285 с.
  82. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2002.
  83. Мандрусова Э.С.
  84. Об исследовании умственной работоспособности при диагностике
  85. умственного развития. Рига, 1970.
  86. Марцинковская Т.Д.
  87. Диагностика психического развития детей. М.: Просвещение, 1998.
  88. Мотивация поведения у детей и подростков / Под ред. Л.И.
  89. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Просвещение, 1966. — 182 с.
  90. Немов Р.С.
  91. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений. В 3 кн.: — 4-е Изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 2. Психология образования, 608 с.
  92. И.М., Грановская Р.М.
  93. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001. — 507 с.
  94. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития
  95. (Олигофренопедагогика). Под ред. Пузанова Б. П., Академия, 2001.
  96. Овчарова Р.В.
  97. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ Сфера,
  98. — 240 с.
  99. Олпорт Г. В.
  100. Личность в психологии. — М.: КСП+; СПб.: ЮВЕНТА, 1998. -345 с.
  101. Основы специальной психологии. / Под ред. Кузнецовой Л.В.
  102. М.: Академия, 2002.
  103. Певзнер М.С.
  104. Дети -олигофрены. М.: 1995.
  105. В.Г., Белякова И.В.
  106. Кто они, дети с отклонениями в развитии? 2-е изд. — М.: 2000.
  107. В.Г., Белякова И.В.
  108. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для
  109. студ. высш. пед. учебн. заведений. — М.: Академия, 2002. — 160 с.
  110. Пинский Б.И.
  111. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М.: АПН РСФСР, 1962.
  112. Пожар Ладислав Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — М.:
  113. Институт практической психологии. 2000.
  114. Психодиагностические методы в работе с уч-ся 1−2 классов:
  115. Руководство / Д. В. Лубовский. — М.: МПСИ; Ворнеж: НПО «МОДЭК»
  116. — 48 с.
  117. Психотерапия в дефектологии: Кн. для учителя / Сост. Н. П. Вайзман.
  118. М.: Просвещение, 1992. — 122 с.
  119. Психологическая защита у детей. Детская психология и психотерапия М.: Академия, 1994.
  120. Психология. Учеб. пособие для уч-ся пед. училищ. Под ред. проф.
  121. В.А.Крутецкого. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1974.
  122. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред.
  123. В.Н.Дружинина. -СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
  124. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. — М.: ПБОЮЛ
  125. М.А.Захаров, 2001. — 584 с.
  126. Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. — Самара: «Бахрах — М»,
  127. -544 с.
  128. Рабочая книга школьного психолога / В. И. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991. — 303 с.
  129. Рогов Е.И.
  130. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие: В 2кн.
  131. М.: ВЛАДОС, 2004. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми
  132. разного возраста. 384 с.
  133. Роджерс К.
  134. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Пер. с англ.
  135. М.Исениной; Общ. ред. И.Исенина. — М.: Прогресс, 1994. -479 с.
  136. Рубинштейн С.Я.
  137. Особенности волевых качеств умственно отсталых // Вопросы
  138. психологии, 1987 № 3.
  139. Рубинштейн С.Л.
  140. Избранные философско — психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии / РАН, Институт психологии. — М.: Наука,
  141. — 462 с.
  142. Рубинштейн С.Л.
  143. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1966.
  144. Рубинштейн С.Я.
  145. Психология умственно отсталого школьника. Учеб. пособие для студ.
  146. дефектол. фак — в пед. инс — тов. М.: Просвещение, 1970. — 199 с.
  147. Рубцов В.В.
  148. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе
  149. обучения. — М.: Просвещение, 1987.
  150. Сапогова Е.Е.
  151. Психология развития человека. Учеб. пособие. М.: Аспект — Пресс,
  152. — 460 с.
  153. Н.Я., Семаго М.М.
  154. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. 2-е изд. испр. и доп. М.: АРКТИ, 2001. — 208 с.
  155. Семенака С.И.
  156. Учимся сочувствовать и сопереживать. Коррекционные занятия для
  157. детей 5 — 8 лет. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 79 с.
  158. Сухарева Г. Е.
  159. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. (Клиника олигофрении). М.: Медицина, 1965.
  160. Смирнов В.М.
  161. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков:
  162. Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш.пед. учеб.заведений.
  163. М.: Академия, 2000. — 400 с.
  164. Сорокин В.М.
  165. Специальная психология / Под научн. ред. Л. М. Щипицыной. -
  166. СПб.: Речь, 2003. — 216 с.
  167. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2005. — 464 с.
  168. Судаков Н.И.
  169. Психологическая характеристика нравственных идеалов
  170. учащихся // Вопросы психологии. — 1984. — № 6.
  171. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста: 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С. Ю. Циркина. СПб.:
  172. Питер, 2004. — 896 с.
  173. Ушинский К.Д.
  174. Избранные психологические сочинения. Т.1. М.: Учпедгиз, 1953, 687 с.
  175. Ф., Баннистер Д.
  176. Новый метод исследования личности / Общ. ред. Ю. М. Забродина. — М.:
  177. Прогресс, 1987. -232 с.
  178. Фрейд З.
  179. О психоанализе. Пять лекций // История психологии. Тексты./ Под ред.
  180. П.Я. Гальперина. — М.: Изд. МГУ, 1992. — 362 с.
  181. Хэзлем М.Т.
  182. Психиатрия: Вводный курс / Пер. с англ. — М.: ООО Изд — во АСТ, Львов: Инициатива, 1998. — 624 с.
  183. Л., Зиглер Д.
  184. Основные положения исследования и применения / Пер. с англ.
  185. С. Меленевская, Д. Викторова. — 2-е изд., испр. СПб.: Питер, 1998.
  186. Шахова И.П.
  187. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология».
  188. -е изд. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 144 с.
  189. Шнейдер Л.Б.
  190. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель — Пресс, ЭКСМО — Пресс, 2000. — 512 с.
  191. Щелина Т.Т.
  192. Психологическое обеспечение развития личности детей — сирот в
  193. учреждениях интернатного типа. Арзамас: АГПИ, 2003. — 303 с.
  194. Щипицина Л.М.
  195. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с
  196. нарушением интеллекта. СПб.: «Дидактика Плюс», 2002. — 496 с.
  197. Шорохова Е.В.
  198. Социально — психологические проблемы воспитания всесторонне
  199. развитой личности // Социальная психология личности. — М.: 1979.
  200. Эльконин Д.Б.
  201. Психологические условия развивающего обучения // Обучение и развитие мл. шк — в. М.: 1970
  202. Эльконин Д.Б.
  203. Детская психология. М.: Просвещение, 1960.
  204. Юркевич В.С.
  205. К вопросу о познавательной потребности у школьников // Некоторые актуальные педагогические проблемы воспитания. — М. :1976.
  206. В.М. Клиническая хар — ка неуспевающих уч — ся нач-х классов массовой школы из семей хронических алкоголиков // Дефектология, 1975.№ 3
Заполнить форму текущей работой