Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-экономические аспекты стратификации населения и его уровня жизни, влияющие на деятельность предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертационного исследования содержится в следующих основных положениях, выносимых на защиту: разработаны факторы потребительского поведения, или решения о покупке, которые по отношению к покупателю условно разделяют на внутренние и внешниеопределены содержание и методы потребительской социализации населения, состоящие из инструментального тренинга, моделирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-экономические аспекты защиты населения
    • 1. 1. Состояние системы социальной защиты населения
    • 1. 2. Факторы, определяющие социальное поведение потребителей на рынке
    • 1. 3. Потребительская социализация
  • Глава 2. Социальная стратификация населения в условиях рынка
    • 2. 1. Социальное положение и маркетинг
    • 2. 2. Социальная стратификация и маркетинговая стратегия
    • 2. 3. Особенности покупочных решений различных социальных классов
  • Глава 3. Оценка уровня жизни экономически активного населения
    • 3. 1. Уровень и качество жизни населения
    • 3. 2. Тенденции развития показателей уровня жизни населения 81 3.3 Система мер социальной защиты населения
  • Выводы
  • Литература
  • Приложения

Социально-экономические аспекты стратификации населения и его уровня жизни, влияющие на деятельность предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В ходе реформ, проводимых в режиме шоковой терапии произошло значительное сокращение занятости населения, стала развиваться безработица, резко сократились доходы населения, упала заработная плата. Значительная часть экономически активного населения оказалась не в состоянии обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Его сокращению способствовал и быстрый темп роста численности безработных. Это привело к снижению покупательной способности населения и, в конечном счете, к росту бедности населения и резкой дифференциации его доходов.

В доперестроечный период объектом деятельности служб социальной защиты населения выступала некоторые группы экономически неактивного населения. Помощь оказывалась детям, многодетным семьям, инвалидам, престарелым людям. Период рыночных преобразований экономики России знаменовался отставанием характера и содержания деятельности органов социальной защиты такой важной группы населения, как экономически активное население.

В последние годы система социальной защиты населения претерпела глубочайшие количественные и качественные изменения. В новых условиях объектом деятельности служб социальной защиты населения стало и экономически активное население. Однако остается еще очень много нерешенных задач, что сдерживает социально-экономическое развитие страны.

В условиях растущей глобализации в России неизбежно последует перераспределение власти и собственности. Это означает в перспективе рост социальной мобильности в России и приближение социальной структуры нации к моделям цивилизованных стран. Поэтому по мере трансформации социально-экономической и политической структуры российского общества растет значение социальной стратификации, используемой маркетологами развитых стран в управлении потребительским поведением.

Позиционирование многих продуктов в условиях высоко конкурентного рынка базируется на существующем или желаемом социальном статусе потребителя. Для людей высокого социального статуса реклама ассоциирует престижную марку (модель) продукта с их высоким социальным статусом. Для тех, кто стремится к более высокому социальному статусу, престижная марка представляется как средство обретения желаемых аспектов престижного жизненного стиля.

Индивидуумы с различным социальным положением склонны вести различный образ жизни, то есть у них различный характер использования жизненных ресурсов: временных, финансовых, материальных, интеллектуальных и пр. Концепция социально-классовой системы значима для маркетологов тем, что декларирует существование набора уникальных способов/образцов поведения членов каждого социального класса. Для маркетологов важно понимать, когда социальный класс является значимым фактором потребительского поведения, а когда — нет.

Использование концепции социального класса в формулировании маркетинговых стратегий является специфическим и часто зависит от ситуации.

Все эти обстоятельства и определили выбор темы, ее актуальность, а также цель, задачи и объект диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. При работе над диссертацией были изучены работы зарубежных й отечественных авторов, посвященных вопросам экономики и социологии труда, маркетинга и поведения потребителей. Это такие авторы, как Алешина И. В., Волгин H.A., Галаева A.M., Иванова В. Н., Безденежных Т. И., Ракитский Б. В., Роик В. Д., Слезингер Г. Э., и др.

При работе над диссертацией изучены российские законодательные и нормативные акты, монографии и статьи в специальных периодических изданиях.

Цель исследования. Целью исследования является разработка методических основ стратификации населения и совершенствования системы мер социальной защиты населения.

Для достижения этих целей в работе были поставлены следующие задачи: исследовать содержание природы социальной защиты населения как одной из форм обеспечения справедливости. ! < • «ч и возможности для определенных групп населения, оказавшихся в затруднительном положении сохранить привычный образ жизниопределить факторы, влияющие на социальное поведение потребителей на рынкеисследовать взаимосвязь маркетинга и социального положения населенияопределить социальную стратификацию, влияющую на маркетинговую стратегиюисследовать особенности покупочных решений различных социальных классовисследовать уровень и качество жизни населенияопределить тенденцию развития показателей уровня жизни населенияразработать систему мер социальной защиты населения.

Предметом исследования выступает изучение социально-экономических отношений и закономерностей, определяющих принципы организации социально-экономической защиты экономически активного населения.

Объектом исследования является экономически активное население и формы социальной защиты субъектов трудовой деятельности.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных специалистов в области экономической теории, социальной защиты-населения, социально-трудовых отношений и управления социальными процессами.

Теоретическая основа, цель и задачи исследования определили конкретные методы его проведения, которые включают: логический анализ, теорию вероятностей и математическую статистику, метод экспертных оценок, статистический и логический анализы результатов, полученных на всех этапах исследования, и обобщение этих результатов.

В качестве информационной базы диссертационной работы использовались материалы государственной статистики, а также данные, полученные в ходе исследования на предприятиях текстильной промышленности.

Результаты, полученные лично автором: определен процесс потребительской социализации, состоящий из нескольких стадийустановлены границы взаимодействия между людьми и группами с различным социальным статусом, которые обеспечивает стратификацияопределена взаимосвязь социального положения и поведениярассчитан показатель социальной позиции и проведена классификация населения по этому показателю. выявлены особенности покупочных решений различных социальных классоввыполнен анализ уровня жизни населения и определены особенности сложившейся бедности в Российской Федерациис помощью метода экстраполяции временного ряда распространена тенденция, установленная в прошлом, на будущий период.

Научная новизна диссертационного исследования содержится в следующих основных положениях, выносимых на защиту: разработаны факторы потребительского поведения, или решения о покупке, которые по отношению к покупателю условно разделяют на внутренние и внешниеопределены содержание и методы потребительской социализации населения, состоящие из инструментального тренинга, моделирования и посредничестваопределены направления использования социальной стратификации для разработки маркетийговой стратегии? разработаны тенденции развития показателей уровня жизни населения, используя экономико-математические методыразработана система мер по социальной защите населения, реализация которых обеспечит всестороннее развитие личности, формирование человеческого капитала как решающего фактора роста национального богатства страны.

Практическая значимость исследования заключается в том, что все полученные в ней результаты предназначены для использования в практике работы предприятий.

Теоретические и практические исследования нашли практическое применение в учебном процессе при преподавании специальных экономических дисциплин.''1ГЧ' • V " .г ,.г.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на Межвузовской научно-практической конференции Московской текстильной академии им.

А.Н. Косыгина в 2005 г., на кафедре менеджмента и предпринимательства и кафедре экономики предприятий РосЗИТЛПа.

Публикации. По теме исследования опубликовано 4 научные работы общим объемом около 1 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованных литературных источников, приложений. Работа выполнена на 124 страницах машинописного текста, включая 29 таблиц и 12 рисунков. Работа также содержит 2 приложения.

ВЫВОДЫ.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Экономический блок социальной защиты населения включает два вида социальной защиты: производственно-трудовую (свобода выбора деятельности, защита от безработицы, оплата труда, охрана труду и т. д.) и потребительско-бытовую (защита. от высоких цен, дефицита товаров, обеспечение жильем и т. д.).

2. Важным направлением социальной защиты экономически активного населения в процессе труда является гуманизация труда работников на предприятии и его организационное развитие. Основными направлениями гуманизации труда являются: охрана труда в процессе производства и на рабочем местепродолжительность рабочего времени и связанные с ней проблемыэргономикаорганизация и содержание трудаусловия труда и технологии.

3. Сложившаяся неблагоприятная демографическая ситуация требует принятия мер, направленных на формирование государственной стратегии демографической политики РФ. Приоритетами в данной области, наряду с проблемами рождаемости и укрепления семьи, должно стать улучшение здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой смертности населения.

4. Глубокое понимание маркетологами потребителей объединяет факты (данные основных или вспомогательных исследований, данные о сбыте или информацию о клиенте) и интуицию, которые подсказывают идеи новых изделий, модернизации существующих товаров, марочные расширения или пересмотр коммуникативных планов.

5. В моделировании социальных классов потребителей следует использовать два основных подхода в измерении статуса: а).Основанный на одном измерении, использующий одно-критериальный показатель статуса. б). Комбинация нескольких измерений, при этом используется мультикритериальный (интегральный) показатель.

6. Динамика социального статуса проецируется на маркетинг отношений. Это значит, что в течение года сегодняшний покупатель с низким доходом может перейти в целевой сегмент с более высоким доходом. Также и едва возникшая небольшая фирма через год-два может стать лидером в конкретном сегменте рынка. И наоборот, сегодняшний индустриальный монстр завтра превратится в банкрота. Поэтому для сохранения своего клиента в дальнейшем маркетолог должен учитывать не только его существующий, но и потенциальный статус.

7. Особенности покупательского поведения зависят от информационных процессов, размер и тип информационного поиска различен для разных социальных классов.

8. Сокращение масштабов бедности в обществе и создание условий для ее преодоления каждой отдельной семьей — задача социальной защиты населения. Причины, тормозящие рост реальной заработной платы, носят конъюнктурный и социальный характер.

9. В условиях влияния различных факторов на явления становится целесообразным применять разнообразные методы обнаружения и экстраполяции преобладающей тенденции развития анализируемого объекта, использовать для прогнозирования найденные взаимосвязи экономических показателей и закономерности их изменения. При этом естественным является применение статистических подходов к прогнозированию.

10. Тенденции и направления совершенствования системы мер социальной защиты населения в России определяются состоянием экономического развития страны и особенностями и спецификой реформирования экономических отношений. заработная плата работающих в экономике будет находиться в диапазоне от 6492 руб. до 7496 руб., а в третийуб.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Поведение потребителей: Учебн. пособие для вузов. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
  2. А.И., Медков В. М., Архангельский В. П. Демографические процессы в России XXI в. М., 2002.
  3. В.Н., Юзбашев М. М. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2001. 228 с. 4., Бабич А. Социальные программы предприятий // Экономист, 1999, N2
  4. Т.А. Безработица: молодежный аспект // Трудовые отношения и коллективные действия в современной России: политические, правовые и социальные аспекты. М., 1999
  5. Е. Россия: проблема безработицы в переходный период. М., Экономика, 1995
  6. Т. Безработица среди специалистов российский феномен. М, Экономика, 1996
  7. И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. М., 1997
  8. Д., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. Изд. 9-е / Пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой. СПб.: Питер, 2002. — 624 с.
  9. В.Н. Проблемы оценки уровня жизни в современной России. М., ВЦУЖ, 1995
  10. И. Бобков В. Н. Распределение доходов в рыночной экономике. М, ВЦУЖ, 1997
  11. Э. Реальный путь противодействия безработице М., Знание, 1996
  12. Р., Мэзон Р., Фламгольц Э. и др. Исследование операций: в 2-х томах. Пер. с англ. / Под ред. Дж. Моудера, С. Элмагриби. М.: Мир, 1981.-677 с.
  13. И.Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе: Справочник. М.: Статистика. 1979. -447 с.
  14. H.A. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М., Экономика, 1998
  15. Всемирная программа занятости. Доклад Генерального директора для МКТ. Женева, 1976
  16. А.М., Коломиец Т. В. Маркетинг: теория и практика на потребительском рынке. Учебное пособие. М.: РосЗИТЛП, 2002.
  17. Е.Ш. Социальная политика В России: эволюция 90-х и новый старт // Человек в социальном государстве. М., 2001
  18. Государственная и корпоративная политика занятости. Под ред. Т. Малевой. М., 1998.
  19. Г. М., Ершов Ю. В., Левин Е. И., Смирнов Л. П. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании. Киев, Наукова думка, 1974.
  20. Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и, поведение. М., 1995
  21. Е.В. Экономика общественного сектора. М., ТЕИС, 1998
  22. Жить или некогда или не на что \ Российская газета, 23.04.2004
  23. А.Л. Рыночный механизм регулирования заработной платы. М., 1996
  24. Закон РФ «О занятости населения в РФ». М., Международный торговый центр, 1996
  25. Г. М., Султанова P.M. Занятость и безработица на рынке труда России. М., 1996
  26. В.Н., Безденежных Т. И. Управление занятостью населения на местном уровне. М., Финансы и статистика. 2002
  27. С.А., Одегов Ю. Г. Рынок труда: проблемыформирования и управления (на примере г. Москвы). М., Фин-статинформ, 1998
  28. А. Проблемы предотвращения массовой безработицы, в России. М., Экономика, 1995
  29. Кейнс Дж. М Общая теория занятости, процента и денег. Пер. с англ М., 1978
  30. РФ. М., Приор, 2002
  31. В.Г. Прогноз занятости населения: методологические основы. М., 1979
  32. Костин J1.A., Зущина Г. М., Султанова P.M. Рынок труда и теории занятости. М., 1997
  33. Ф. Основы маркетинга . Пер. с анг. СПб.: «Коруна» АОЗТ «Литера плюс», 1994. 694 с.
  34. С.А. Занятость: стратегия России. М. З 2001
  35. Концепция социальной политики для современной России. М, 2002
  36. Курс переходной экономики / под ред. Академика Л. И. Абалкина. М., 1997
  37. К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. -М.: Финансы и статистика, 1986. 133 с.
  38. K.P., Брю Л.С. Экономикс. М., 1992
  39. Т.Н. Механизм государственного управления рынком труда в Японии // Труд за рубежом. 1997, N 4
  40. В.М. Демография: Учебник. М.: ИНФРА -М, 2003. — 544 с.
  41. МатыцинаН. Обеспечение занятости населения. М., Социология, 1992
  42. И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы. М., Экономика, 1994
  43. МОТ: конвенции и рекомендации Международной конфедерации труда. Женева, МБТ, 1991−2001гг.
  44. Г. Макроэкономика. М., МГУ, 1994
  45. A.A. Рынок труда: занятость и безработица. М. Международные отношения, 199 147. 06 итогах работы Министерства труда и социального развития в 2003 г. М., 2004
  46. Обследование населения по проблемам занятости. Ноябрь 2002. М, Госкомстат РФ, 2002
  47. Ю.Г., Руденко Г. Г., Журавлев П. В. Миграционные процессы и занятость в России (история и современность) — учебное пособие. М., Изд-во Рос. Экон. Акад., 1996
  48. К., Jloyc Б., Пендлтон Э., Чедвик JI. Большой толковый словарь бизнеса. Русско-английский, англо-русский М.: Вече, ACT, 1998. -688 с.
  49. Дж. Путь к покупателю: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.
  50. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003−2005гг) // Российская газета, 02.03.2003
  51. Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. М., 1999.
  52. Г. Я. Перспективы и проблемы России (выпуск 25) М., 2002
  53. .В. Занятость и безработица. Российские и международные принципы, нормы, проблемы. М., институт перспектив и проблем страны. 2001
  54. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. М.: Логос, 2004,2003. — 621 с. и 705 с.
  55. В.Д. Социальная защита работников от профессионального риска. М., Черноголовка, 1994
  56. Г. Г. Служба занятости и ее функции. М., Изд-во Рос.экон.акад., 1992
  57. Г. Г., Кулаков М. Н., Каргашов С. А. Рынок труда. Учебник. М., 1997
  58. Рынок труда. Учебник под ред. д.э.н., проф. Булатова B.C., д.э.н., проф. Волгина H.A. М., 2000
  59. Самостоятельная занятость в неформальном секторе экономики // Россия-2000. Социально-демографическая ситуация. М., 2001
  60. П. Экономика. М.: НПО «Алгон» ВНИИСИ, 1992. Т 1.
  61. П. Экономика. М.: НПО «Алгон» ВНИИСИ, 1992. Т 2.
  62. Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., мысль, 1996
  63. Г. Э. Управление социально-трудовыми системами. /Учебное пособие. М., 1999
  64. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. М., 1996. — 336 с.
  65. А. Исследования причин богатства народов, М., «Прогресс», -1962 г.
  66. Социальная политика. Повышение уровня жизни населения и борьба с бедностью. М., 2001
  67. Социальная защита населения. М., ИСЭПН РАН, 2003
  68. Социальная политика: парадигмы и приоритеты. М., МГСУ-Союз, 2003
  69. Социальная политика. Учебник. Под ред. Волгина H.A. М., Экзамен, 2002
  70. Социальное положение и уровень жизни населения России. М, Госкомстат РФ, 2003
  71. Статистические методы анализа экспертных оценок. М.: Наука, 1977.
  72. А.Е. Уровень жизни населения России: 1992−2002гг. М., Статистика- 2003
  73. Труд и занятость в России. 2003. М., Госкомстат РФ, 2003
  74. Труд и занятость в России. 2002. М., Госкомстат РФ, 2002
  75. Труд в России. 2002. Стат. Сборник. М., Госкомстат РФ, 2002
  76. Труд в России. 2003. Стат. Сборник. М., Госкомстат РФ, 2003
  77. Трудовой кодекс РФ. М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002
  78. Ю.Н., Макаров A.A. Статистический анализ данных на компьютере / Под ред. В. Э. Фигурнова М.: ИНФРА — M, 1998. — 528 с.
  79. В.А., Галаева A.M., Светик Ф. Ф. Экономика и социология труда.-М., 2001.-336 с.
  80. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. Под ред. Р. Марра и Г. Шмидта. М, 1997
  81. Устав МОТ и регламент MKT. МВТ, Женева, 1997
  82. Федеральный закон «О внесении изменений в Закон РФ «О занятости населения»
  83. Фишер С, Дорнбуш Р., Щмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. М.: «Дело ЛТД», 1993.
  84. И. Политика стимулирования малого бизнеса: опыт Японии // Проблемы теории и практики управления. 1997, N 5
  85. Е.М. Статистические методы прогнозирования. М.: Статистика, 1977 г.
  86. Экономика труда. Учебное пособие. Под ред. Бреева Б. Д., Пили-пенко H.H. М., Союз, 1999
  87. Экономика труда и социально-трудовые отношения. Учебник. Под ред. Меликьяна Г. Г., Колосовой Р. П. М., МГУ, 1996
  88. Экономическая теория, «Основы предпринимательской деятельности», -М, «Финансы и статистика», 2000 г.
  89. Экономика и статистика фирм. Учебник (Адамов, Ильенкова С. Д., Сиротина Т.), под редакцией Ильенковой С. Д., -М, «Финансы и кредиты», 1996
  90. Д.Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей / Пер. с англ. 8-го издания (1995).
  91. Р.Д., Смит P.C. Современная экономика труда: теория и государственная политика. М., МГУ, 1996
  92. Assael Н. Consumer Behavior and Marketing Action. 5-th ed/ Aouth-West Publishing Co., 1995.
  93. Hawkins D. I, Best R.J., Coney K.A. Consumer Behavior: Implications for Marketing Strategy. 6-th ed. IRWIN, 1995.
Заполнить форму текущей работой