Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизм управления затратами государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработанная методика нормирования внебюджетных затрат позволит повысить их обоснованность при составлении бюджетов по видам деятельности, центрам ответственности учреждений путевого хозяйства. Рекомендации по интеграции сбалансированной системы показателей в бюджетирование и схема взаимосвязи показателей ССП… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Затраты государственных учреждений путевого хозяйства: формирование и проблемы управления
    • 1. 1. Эволюция формирования затрат
    • 1. 2. Классификация внебюджетных затрат государственных учреждений путевого хозяйства
    • 1. 3. Проблемы управления затратами государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства
  • Глава 2. Методическое обеспечение механизма управления затратами на основе сбалансированной системы показателей государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства
    • 2. 1. Механизм управления затратами государственных бассейновых управления водных путей и судоходства
    • 2. 2. Система сбалансированных показателей государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства
    • 2. 3. Построение сбалансированной системы показателей управления затратами в центрах ответственности ГБУВПиС
  • Глава 3. Бюджетирование как инструмент механизма управления затратами ГБУ «Волго-Балт»
    • 3. 1. Совершенствование внутрифирменного бюджетирования в ГБУ «Волго-Балт»
    • 3. 2. Методика нормирования внебюджетных затрат как инструмент внутрифирменного бюджетирования
    • 3. 3. Интеграция сбалансированной системы показателей в бюджетирование
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Механизм управления затратами государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Эффективность работы водного транспорта и его роль в единой транспортной системе России существенно зависит от состояния, развития и функционирования водных путей. Россия располагает значительной сетью внутренних водных путей, целью эксплуатации которых является обеспечение безопасности судоходства, гарантированной доступности транспортных услуг для населения и хозяйствующих субъектов, освоения возрастающих объемов перевозок грузов и пассажиров.

Современное состояние внутренних водных путей, являющихся объектом государственного регулирования, сдерживает эффективное использование транспортного флота, требует значительных инвестиций для поддержания и развития инфраструктуры, изменения системы управления водными путями. Повышение эффективности работы управлений водных путей и судоходства, во-многом, определяется рациональным использованием бюджетных средствформированием эффективных внебюджетных источников финансированиясовершенствованием управления внебюджетными затратами.

Предполагаемая реформа системы управления внутренними водными путями позволит расширить права учреждений путевого хозяйства на предпринимательскую деятельность, повысить объемы внебюджетных источников доходов и долю затрат. Одновременно необходимо существенно усилить роль эффективного управления внебюджетными затратами как центральной доминанты повышения результативности деятельности внутренних водных путей.

В то же время ряд вопросов формирования внебюджетных затрат остаются в научном и прикладном плане не решенными. Не сформировано понятие механизма управления затратами учреждений путевого хозяйства на водном транспортеоперативные решения по формированию внебюджетных затрат практически не связаны со стратегическими целями государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства (ГБУВПиС) — основным методом формирования внебюджетных затрат в ГБУВПиС остается составление сметпрактически отсутствует системный подход к внутрифирменному бюджетированию, устарела методика расчета внутренних нормативов по формированию внебюджетных затрат в путевом хозяйстве.

Необходимость разработки научно обоснованных методических положений и практических рекомендаций по формированию механизма управления внебюджетными затратами государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства определила актуальность диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических основ формирования механизма стратегического и оперативного управления внебюджетными затратами учреждений путевого хозяйства на основе интеграции сбалансированной системы показателей с бюджетированием.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

• изучение особенностей формирования и классификация затрат учреждений путевого хозяйства на основе систематизации основных концепций управления затратами;

• обоснование принципов, структуры, функций и инструментария механизма управления затратами на водном транспорте;

• оценка возможности адаптации сбалансированной системы показателей в менеджмент учреждений водных путей и целесообразности ее внедрения в механизм управления затратами;

• обоснование сбалансированной системы показателей управления затратами по центрам ответственности;

• совершенствование внутрифирменного бюджетирования, включая обоснование методики нормирования внебюджетных затрат;

• исследование интеграции сбалансированной системы показателей в процесс внутрифирменного бюджетирования учреждений водных путей;

• апробация предлагаемых методических положений.

Объект исследования — государственные бассейновые управления водных путей и судоходства.

Предмет исследования — методические основы формирования механизма управления внебюджетными затратами учреждений путевого хозяйства.

Теоретическая и методологическая база исследования — фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории управления затратами, стратегического менеджмента, концепции сбалансированной системы показателей, бизнес — планирования и бюджетирования, экономики и управления на водном транспорте. Для решения поставленных задач использовались такие методы научного познания, как системный и логический анализ и синтез, сравнительный и структурный анализ, моделирование.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили труды ведущих российских и зарубежных ученых: П. С. Безруких, М. А. Бахрушиной, Н. Д. Врублевского, К. Друри, В. Б. Ивашкевича, С. А. Котлярова, И. Г. Кукукиной, С. А. Николаевой, В. Ф. Палия, В. П. Савчука, Ч. Т. Хорнгена, Дж. Фостера, Дж. К. Шанка, А. Д. Шеремета, Дж. К. Шима и другие.

При выполнении работы использованы труды российских ученых, которые внесли существенный вклад в развитие экономической науки на водном транспорте: С. П. Бланка, А. А. Булова, А. С. Бутова, Л. Н. Буяновой, М.С.

Вульфсона, А. П. Ирхина, Е. А. Королевой, В. И. Краева, Г. М. Курошевой, Е. А. Лаврентьевой, А. Н. Лазарева, В. А. Легостаева, Н. А. Лукьянова, А. А. Митаишвили, В. Г. Никифорова, Т. А. Пантиной, Г. В. Поварова, Н. Н. Селезневой, И. П. Скобелевой и др.

Информационная база исследования — законодательно — нормативные документы в бюджетной сфере, долгосрочные целевые программы развития транспортной системы РФ, Концепция реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации, статистические данные Госкомстата РФ, справочные и аналитические данные сайта Министерства транспорта РФ, Федерального агентства морского и речного транспорта, данные отчетности и прогнозы развития Федерального государственного учреждения «Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (ГБУ «Волго-Балт»).

Научная новизна и наиболее значимые результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:

• расширена классификация внебюджетных затрат с учетом особенностей учреждений путевого хозяйства;

• сформулировано понятие, обоснованы принципы, структура, функции и инструментарий механизма управления затратами путевого хозяйства;

• обоснован концептуальный подход по адаптации сбалансированной системы показателей к учреждениям водных путей и аргументирована целесообразность ее внедрения в механизм управления затратами;

• разработана матричная модель формирования центров ответственности и обоснована методика каскадирования сбалансированной системы показателей управления затратами по центрам ответственности;

• обоснован инструментарий внутрифирменного бюджетирования, включая расширение состава бюджетов и совершенствование методики нормирования внебюджетных затрат с применением ABC — метода;

• разработаны методика интеграции сбалансированной системы показателей затрат в бюджетирование и обоснована схема взаимосвязи показателей ССП с совокупностью бюджетов учреждений путевого хозяйства.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретических и методических основ формирования механизма управления внебюджетными затратами учреждений путевого хозяйства, обосновании концептуального подхода по адаптации сбалансированной системы показателей к учреждениям водных путей и целесообразности ее внедрения в механизм управления затратами путем интеграции сбалансированной системы показателей в бюджетирование.

Практическая значимость диссертационного исследования. Разработанная методика нормирования внебюджетных затрат позволит повысить их обоснованность при составлении бюджетов по видам деятельности, центрам ответственности учреждений путевого хозяйства. Рекомендации по интеграции сбалансированной системы показателей в бюджетирование и схема взаимосвязи показателей ССП с совокупностью бюджетов могут быть использованы в практике внутрифирменного бюджетирования в учреждениях путевого хозяйства. Основные научные результаты и методические положения диссертационного исследования внедрены в практику бюджетирования и механизм управления затратами ГБУ «Волго-Балт». Теоретические и практические аспекты работы могут быть использованы в учебном процессе.

Апробация выводов и результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили одобрение на межвузовских конференциях аспирантов и докторантов в СПБГИЭУ (2006 — 2007 г.), на межвузовском научно — методическом семинаре аспирантов и соискателей в СПГУВК (2007 — 2008 гг.).

Публикации. Теоретические, методические и практические результаты диссертационного исследования опубликованы в восьми печатных работах, в том числе одна публикация — в издательстве, рекомендованном ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения общим объемом 166 страниц, в т. ч.: 13 таблиц, 23 рисунков, библиографический список из 181 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современное состояние внутренних водных путей, являющихся объектом государственного регулирования, сдерживает эффективное использование транспортного флота, требует значительных инвестиций для поддержания и развития инфраструктуры, изменения системы управления водными путями. Повышение эффективности работы управлений водных путей и судоходства, во-многом, определяется рациональным использованием бюджетных средствформированием эффективных внебюджетных источников финансированиясовершенствованием управления внебюджетными затратами.

Предполагаемая реформа системы управления внутренними водными путями позволит расширить права учреждений путевого хозяйства на предпринимательскую деятельность, повысить объемы внебюджетных источников доходов и долю затрат. Одновременно необходимо существенно усилить роль эффективного управления внебюджетными затратами как центральной доминанты повышения результативности деятельности внутренних водных путей.

Цель диссертационного исследования — разработка теоретических и методических основ формирования механизма стратегического и оперативного управления внебюджетными затратами учреждений путевого хозяйства на основе интеграции сбалансированной системы показателей с бюджетированием.

В соответствии с целью в исследования решены следующие основные задачи.

Исследование теории и практики классификации затрат на водном транспорте показало недостаточную изученность этих проблем в учреждениях внутренних водных путей, недооценку различия затрат, неодинаковых по источникам покрытия, явное несоответствие существующей классификации части затрат путевого хозяйства их экономическому содержанию.

ГБУВПиС относятся к федеральным государственным учреждениям. Бюджетные затраты, обеспечивающие около 60% существующей потребности в источниках покрытия, финансируются из бюджетных средств. Внебюджетные затраты покрываются за счет внебюджетных источников, доходов от платных услуг, оказываемых учреждениями путевого хозяйства.

В настоящее время, несмотря на различия в источниках покрытия названных групп затрат, их классификация осуществляется идентично в соответствии с Бюджетным кодексом России по статьям бюджетной классификации, что сдерживает эффективное управление растущими внебюджетными затратами. В соответствии с Концепцией реформирования системы управления внутренними водными путями предполагается: преобразование действующих ГБУВПиС в администрации речных бассейнов, обеспечивающих реализацию государственной программы по безопасности плавания судов и финансируемых за счет бюджетных средств, а также доходов от сборов и других, не запрещенных законом источниковсоздание специализированного федерального государственного унитарного предприятия «Российский водный путь» (ФГУП «Росводпуть») с обособленными филиалами в бассейнах водных путей, осуществляющих содержание внутренних водных путей (за счет субсидий из федерального бюджета) и иные виды предпринимательской деятельности, затраты которых должны покрываться доходами от соответствующих работ с целью получения прибыли по результатам хозяйствования.

В диссертационном исследовании на основе систематизации основных концепций управления затратами, обобщения существующих видов классификации затрат, учета особенностей управления на внутренних водных путях расширена классификация видов внебюджетных затрат по сферам использованияпризнакам систематикивидам регламентируемых затрат. Обоснована детальная группировка внебюджетных затрат для формирования себестоимости работ (услуг), принятия управленческих решений и планирования, контроля и регулирования по элементам и статьям затрат, в соответствии с видами работ, местами возникновения затрат, отношением к процессу выполнения работ, экономической ролью в процессе производства.

В диссертационном исследовании сформулировано понятие, обоснованы принципы, структура, функции и инструментарий механизма управления затратами. Автор определяет механизм управления затратами как совокупность методов регулирования процесса разработки и реализации управленческих решений в области формирования и контроля затрат, оценки их влияния на достижение экономических и общественных целей хозяйствующего субъекта. В качестве основных компонентов механизма управления затратами рассматриваются принципы регулированияструктура, функции и методический инструментарий механизма. Структура механизма управления затратами включает субъект и объект управления. В настоящее время субъектами управления бюджетными и внебюджетными затратами являются ГБУВПиС. В условиях реформирования системы управления внутренними водными путями РФ субъекты управления бюджетными затратами будут представлены администрациями речных бассейнов, подведомственными Федеральному агентству морского и речного транспортасубъекты управления внебюджетными затратами, соответственно, — ФГУП «Росводпуть» и его филиалами в бассейнах внутренних водных путей. Объектом управления являются затраты, места их возникновения и носители, методы определения и контроля.

Центральной задачей диссертационного исследования является методическое обеспечения сбалансированного подхода к совершенствованию управления внебюджетными затратами государственных учреждений путевого хозяйства. Выбор ССП для совершенствования управления внебюджетными затратами обусловлен тем, что данная концепция позволяет одновременно координировать в процессе управления стратегические цели с оперативными задачамиучитывать, наряду с финансовыми показателями, ряд нефинансовых индикаторовсвоевременно реагировать на изменения в бизнес-процессах.

Поскольку ГБУВПиС относится к государственным учреждениям, то, как доказано в исследовании, логика разработки здесь ССП требует прямого учета нормативно — законодательных актов, перевода стратегии с позиции «что делать» на позицию «как делать», а также согласования социальных целей заинтересованных групп — пользователей услугами инфраструктуры водных путей: государства — в лице федеральных и региональных органов власти. Основная цель — создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения;

Министерства транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта. Основная цель — содержание, эксплуатация и развитие водных путей, обеспечение условий судоходства для безопасного плавания и эффективной эксплуатации транспортного флотабизнес — субъектов и отраслевых структур. Основная цель — увеличение прибыли за счет использования услуг ГБУВПиСвнеотраслевых бизнес — субъектов. Основная цель — повышение эффективности работы путем использования ресурсов ВВП, с одной стороны, и формирования портфеля заказов на выполнение работ для ГБУВПиС, с другой стороны.

Сказанное определило особенности формирования в диссертационном исследовании перспектив ССП, группировки целей, их обоснования и представления в разработанной стратегической карте целей ССП.

В результате исследований, выполненных по рассмотренному направлению, обоснован концептуальный подход по адаптации сбалансированной системы показателей к учреждениям водных путей, и обоснована целесообразность ее внедрения в механизм управления затратами.

Автором диссертации предлагается использовать матричную модель, в которой выделяются два вида центров ответственности — функциональные подразделения и отдельные виды работ. Матричная модель позволяет сформировать структуру управления внебюджетными затратами по ГБУВПиС в целом и центрам ответственности, органично сочетающую линейное, функциональное и централизованное управление затратами с принципами децентрализации и самостоятельности организационных единиц на локальных направлениях, имеющих четко выраженные задачи.

Формирование центров ответственности позволяет осуществить каскадирование стратегических целей на нижестоящие уровни управления. В диссертационном исследовании обоснованы этапы внедрения каскадирования внебюджетных затрат ГБУВПиС — определение структуры, выбор метода по каждому подразделению, осуществление каскадирования, согласование итогов между подразделениями, документирование результатов и их интеграция в механизм управления затратами.

В соответствии с этим в диссертационном исследовании разработано комплексное методическое обеспечение совершенствования внутрифирменного бюджетирования, которое включает:

1 .разработку структуры и иерархии бюджетов;

2.уточнение технологии внутрифирменного бюджетирования, включая обоснование порядка мониторинга, контроля и анализа процедур составления бюджетов, их представления, согласования и утвержденияразработка регламента последующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов;

3.совершенствование методики составления отдельных видов бюджетов на основе нормирования внебюджетных затрат.

Автором обоснована следующая методика формирования таких нормативов. Норматив по каждому виду работ и отдельным заказам состоит из норматива себестоимости содержания объектов прямых затрат и норматива себестоимости содержания групп косвенных затрат. В диссертационном исследовании рассмотрен и предложен к внедрению алгоритм расчета себестоимости норматива по системе ABC (Activity Based Costing) — метод.

Первоочередной задачей при условии внедрения ССП в ГБУВПиС является интеграция сбалансированной системы показателей в бюджетирование. Авторский подход к интеграции ССП в бюджетирование основан на идентификации взаимосвязей ключевых стратегических показателей ССП с видами отдельных бюджетов. Предложенная в диссертационном исследовании методика интеграции сбалансированной системы показателей затрат в процесс внутрифирменного бюджетирования охватывает три этапа. В рамках основных проекций ССП обоснована схема взаимосвязи показателей ССП с совокупностью бюджетов учреждений путевого хозяйства: по каждому блоку проекций генерируются отражающие стратегические цели ключевые показатели, которые являются базой для составления бюджетов. На основе разработанных бюджетов формируются результативные индикаторы, характеризующие уровень достижения стратегических целей в оперативной деятельности.

Интеграция ССП в процесс бюджетирования представляет собой инструмент совершенствования механизма управления внебюджетными затратами. Она позволяет систематически оценивать степень реализации стратегии ГБУВПиС, повышать управляемость и адаптивность механизма управления затратами к изменениям во внутренней и внешней среде, обеспечивать действенную оценку эффективности деятельности по управлению внебюджетными затратами.

В целом, совершенствование механизма управления затратами дает возможность регулировать внебюджетные затраты учреждений путевого хозяйства, усилить инновационную, социальную и экологическую направленность развития путевой составляющей на водном транспорте при сохранении федеральной и региональной роли государственного регулирования в содержании, развитии и техническом совершенствовании качества путевых работ.

Таким образом, теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретических и методических основ формирования механизма управления внебюджетными затратами учреждений путевого хозяйства, обосновании концептуального подхода по адаптации сбалансированной системы показателей к учреждениям водных путей и целесообразности ее внедрения в механизм управления затратами путем интеграции сбалансированной системы показателей в бюджетирования.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработанная методика нормирования внебюджетных затрат позволит повысить их обоснованность при составлении бюджетов по видам деятельности, центрам ответственности учреждений путевого хозяйства. Рекомендации по интеграции сбалансированной системы показателей в бюджетирование и схема взаимосвязи показателей ССП с совокупностью бюджетов могут быть использованы в практике внутрифирменного бюджетирования в учреждениях путевого хозяйства. Основные научные результаты и методические положения диссертационного исследования внедрены в практику бюджетирования и механизм управления затратами ГБУ «Волго-Балт». Теоретические и практические аспекты работы могут быть использованы в учебном процессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательно-нормативные акты и документы
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145 ФЗ (ред. от 09.04.2009)
  3. Кодекс внутреннего водного транспорта российской Федерации. Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ
  4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848 о Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010−2015 годы)» (в ред. от 20.05.2008 № 377)
  6. Приказ Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения»
  7. Приказ Минтранса РФ от 30 сентября 2003 г. N 194 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на внутреннем водном транспорте».
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗн)
  9. Отраслевая инструкция по составу затрат и калькуляции себестоимости работ и услуг предприятий основной деятельности речного транспорта (утв. Минтрансом РФ 8 марта 1993 г. N ВА-6/152).
  10. Инструкция по землечерпательным работам. М.: «Транспорт», 1989
  11. Нормативы для определения необходимых объемов финансирования текущих затрат на содержание внутренних водных путей Министерства транспорта Российской Федерации (утв. Минтрансом России от 21.11.2001 № 06−02−14)
  12. А.И., Аксененко А. Ф., Эйдинов А. М. Себестоимость продукции в социалистическом производстве. М.: Мысль, 1977.-165 с.
  13. , И.А. Управленческий учет. М.: Бератор-Пресс, 2003.175с.
  14. А.Ф. Себестоимость в системе управления отраслью: (Учет и анализ). — М.: Экономика, 1984 г.
  15. И.А. Организация учета по центрам ответственности // Менеджмент в России и за рубежом, 2002, № 7
  16. Е.А., Данилочкина Н. Г. Управление затратами. М.: «Издательство ПРИОР», ИВАКО Аналитик, 1998. — 64 с.
  17. Т. О чем необходимо задуматься, выбирая инструмент управления. URL: http://www.cfin.ru/management/controlling/bsc/ bscastool. shtml
  18. А. Постановка бюджетирования. URL: http://www.cfm.ru/management/fmance/budget/managebudgeting.shtml
  19. И. Стратегическое управление —М: Экономика, 1989 г.
  20. А. Управленческий учет: принципы и практика: Пер. с англ./Под ред. Я. В. Соколова, И. А. Смирновой. —М.: Финансы и статистика, 2002
  21. В.А. Развитие и современное состояние систем учета затрат // Экономический анализ: теория и практика. — 2007. № 22. — с. 14−16.
  22. Д. Определение себестоимости методом Activity based costing // Финансовый директор. М., 2003, № 7 8. 38 — 41 с.
  23. А. особенности бюджетной модели компании // Финансовый директор, 2004, № 3, с. 12
  24. Ашурлы 3., Кубарева Е. Внедрение матричной системы бюджетирования // Финансовый директор. 2006. № 1. — с.22−29
  25. B.C., Селезнева Н. Н., Скобелева И. П. Управление прибылью. Проблемы выбора. Принятие финансовых решений. — СПб.: Издатель-ско-типографский центр «ПРИОРИТЕТ», 1996. 94 с.
  26. Д.П. Постановка бюджетирования на промышленном предприятии // Финансовый менеджмент, 2004, № 4
  27. И.А. Основы финансового менеджмента, т.1. — К.: Ника-центр, 1999, 592 с.
  28. С.П., Селезнева Н. Н. Планирование перевозок грузов с помощью математических методов и ЭВМ: Конспект лекций по курсу «Экономика водного транспорта» для всех специальностей. — JL: Транспорт, 1972. — 131 с.
  29. Т.С., Дорман В. Н. Методика определения постоянных затрат и практика ее использования // Финансовый менеджмент, 2002, № 6
  30. П. Бюджетирование в крупных многоуровневых компаниях. URL: http://www.cfin.ru/management/finance/budget/inmultilevel.shtml
  31. П. Финансовая структура шаг к бюджетам или к бюджетированию? URL: http://www.finanalis.ru/litra/325/2295.html
  32. В.В. Коммерческое бюджетирование: Учебник для вузов. СПб.:Питер, 2003.-368с.
  33. М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000.-392 с.
  34. Бухгалтерский учет /под ред. Безруких П. С. М.: Бухгалтерский учет, 1999.-525 с.
  35. М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям, 6-е изд., М.:Омега-JI, 2007. 570 с.
  36. М.А. Внутрипроизводственный учет и отчетность. -М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2000. 368 с.
  37. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами- Пер. с англ./ Гл. ред. серии Я. В. Соколов. -М.: Финансы и статистика, 1996 г. 800 с.
  38. Г. С. Современная экономическая энциклопедия. — СПб.: Изд-во «Лань». 2002. — 288 с.
  39. О. ССП для новичков. URL: http://www.cfin.ru/ man-agement/controlling/bscfornovice.shtml
  40. И.Г. Организационные структуры управления компаниями // Менеджмент в России и за рубежом, 1998, № 5
  41. С.С. Структура бюджета промышленного предприятия. URL: http://www.cfin.ru/management/controlling/ prombudget. shtml
  42. Внедрение сбалансированной системы показателей / Ног-vath&-Partners- Пер. с нем. 3-е изд. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 478 с.
  43. Е.Ю. Система «стандарт-кост»: общая характеристика // Аудитор. 2003. — N4. — С.34−41.
  44. Н. Д., Крылов М. Ф. Совершенствование нормативного метода учета. — М.: Финансы и статистика, 1987 г.
  45. Н. Д. Управленческий учет издержек производства: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 2008. 352 с.
  46. Е.Ю. Сбалансированная система показателей как инструмент реализации стратегии. URL: http://www.cfin.ru/management/ control-ling/bsc/bsc&srategy.shtml
  47. Глушков И.Е.. Управленческий учет на современном предприятии. М.: КноРус. — 2004. — 160 с.
  48. , А.В. Расходы, затраты, издержки синонимы или самостоятельные экономические категории // Весн. Беларус. дзярж. экан. ун-та = Вестн. Белорус, гос. экон. ун-та. — Минск, 2003. — N 3.
  49. С.П., Селезнева Н. Н. Экономика водного транспорта. -М.: Транспорт, 1991.-276 с.
  50. И.П. Управление издержками и ценообразование. М.: Экспертное бюро, 1997. — 59 с.
  51. Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслав
  52. Е. Бюджетирование шаг за шагом. СПб.: ЗАО Издательский дом «Питер», 2006
  53. В.Г. Затраты производства: Формирование и анализ: учеб. пособие, Новосибирск: НГАЭиУ, 1998 г.
  54. В.Н., Близнюк Т. С. Совершенствование управления затратами предприятия посредством углубления процессов бюджетирования // Финансовый менеджмент, 2003, № 5
  55. О. Финансовая структура: первый шаг к бюджетированию // Финансовый директор, 2002, № 6
  56. Друкер Питер Ф. Эффективное управление предприятяием. М: Вильяме, 2008, 224 с.
  57. К. Управленческий и производственный учет: пер. с англ.- Учебник.- М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002 г. — 1071 с.
  58. К. Управленческий учет для бизнес-решений: Учебник, пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г. — 655 с.
  59. К. Учет затрат методом стандарт-костинг / К. Друри. М: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 273с.
  60. А.П., Комаров В. Ф. Бюджетное управление предприятием: Учеб.-практ. пособие. 2-е изд. — М.: Дело, 2004. — 432 с.
  61. М.К. О возникновении и развитии управленческого учета // Соврем, аспекты экономики. СПб., 2003. — N 12. — С. 41−47.
  62. Н. А. Учет затрат и результатов при методе развитого «директ-костинга» // Современный бухучет. 2004. — N 1. — С. 38−41
  63. А.Г. Использование метода анализа безубыточности для принятия управленческих решений на примере ОАО «СЗП»./ Финансы и инвестиции: Сб. науч. тр. СПб.: СПбГУВК, 1997. — с.55−62.
  64. А.Г. Классификация затрат для целей контроля, регулирования и принятия управленческих решений./ Финансы и инвестиции: Сб. науч. тр.- СПб.: СПбГУВК, 1997. с.189−195.
  65. А.Г. Контроллинг: вопросы теории и практики./ Финансы и инвестиции: Сб. науч. тр. СПб.: СПбГУВК, 1997. — с.150−153.
  66. А.Г. Управление затратами и финансовыми результатами: Учеб. пособие.- СПб.: 2001. 114 с.
  67. А.Г. Современные методы управления затратами. / Научно-методическая конференция, посвященная 190-летию транспортного образования. Тезисы докладов. Часть 2. СПб. :СПГУВК, 1999. — с.18−20.
  68. А.Г. Управление затратами в системе управленческого учета. / Научно-методическая конференция — 98. Тезисы докладов. Часть 2. СПб.: СПГУВК, 1998. — с.53.
  69. A.M. Проблемы совершенствования работы речного транспорта в рыночных условиях. Учебное пособие для ВУЗов речного транспорта. -М.изд., ЦБНТИ, 1997. 78 с.
  70. Д. Выбор оптимального бюджета. URL: http://www.cfin.ru/management/fmance/budget/optimalbudget.shtml
  71. В.Б. Бухгалтерский учет. Учебник. М.: Магистр, 2008. 574 с.
  72. В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат // Бухгалтерский учет. — 2000. — № 5. — С. 56−59.
  73. О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 352 е.: ил.
  74. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию / Пер. с англ. М.: ЗАО
  75. Олимп-Бизнес>, 2003, 416 е.: ил.
  76. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.- 320 с.
  77. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. 512 с.
  78. Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 350 с.
  79. А.Е. Серия книг 100% практического бюджетирования. -М. Результат и качество, 2004 (8 книг)
  80. Кащеев P. Balanced Scorecard: новое заклинание или стратегия управления? URL: http://www.cfin.ru/ management/ controlling/ bscspell. shtml
  81. В.Э. Управленческий учет: Учебник. — М.: Издатель-ско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. — 268 с.
  82. В.Э., Минина Е. В. Управленческий учет и проблемы классификации затрат // Менеджмент в России и за рубежом, 2002, № 1, с. 125−134
  83. , В.Э., Селиванов, П.В., Крятов, М. С. Организация управленческого учета по системе «стандарт-кост» // Аудит и фин. анализ. -Москва, 2001.-N3.-С. 18−26.
  84. А. Как сбалансировать бюджет. URL: http://www.cfin.ru/management/finance/budget/budgetcomparison.shtml
  85. Н. Сбалансированная система оценочных индикаторов как инструмент управления бизнесом. URL: http://www.cfin.ru/ management/bsc2.shtml
  86. С.Н. Инструментарий бизнеса: современные методологии управления предприятием, М.: статус-кво, 2001 г.
  87. Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учеб.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 448 с.
  88. Н.П., Иванова М. А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2008. 368 с.
  89. И.Г. Основы управленческого учета — М.: Финансы и статистика, 1998. 144с.
  90. В.М. Формирование затрат и использование финансовых ресурсов. Мин.общ. и проф. образования РФ, Институт финансового менеджмента, М: МГУ 1998 г.
  91. В. пять моделей управления затратами. URL: http ://www. cfin.ru/management/finance/cost/costmanagementmo del s. shtml
  92. Коробков A. The Balanced Scorecard новые возможности для эффективного управления. URL: http://www.cfin.ru/ management/ bsc. shtml
  93. Д.В. Управление затратами и прибылью предприятия на основе организации центров финансовой ответственности // Финансовый менеджмент. 2004. — № 4. — с.
  94. С.А. Управление затратами. Краткий курс. СПб: Питер, 2002.- 160 с.
  95. , Т.А. «Подводные камни» постановки управленческого учета на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. М., 2001. — N 4. -С. 117−120.
  96. О. Как увязать бюджет со стратегией компании. URL: http ://www. cfin.ru/management/controlling/budgetandstrategy. shtml
  97. А. Современные технологии бюджетирования. URL: http://www.cfin.ru/management/finance/budget/modernbudget.shtml
  98. , С. Система учета «Стандарт-костинг» / С. Кузнецов // Аудит и налогообложение. 2003. — № 10.
  99. М. Управление затратами: практика, идеи, подходы // Управление компанией. — 2006. № 1. — с.24−26.
  100. И.Г. Управленческий учет: Учебное пособие, М.: Финансы и статистика, 2004. 400 с.
  101. Т. Метод ABC. Особенности практического применения. URL: www.gaap.ru /biblio/mngacc/practice/036.asp
  102. Ю.Н., Прохорова Н. Г. Управление затратами на предприятии: планирование и прогнозирование, анализ и минимизация затрат: практическое руководство. М.: Экспо, 2007. — 400с.
  103. А.Д. Бухгалтерский учет: Учебник. — М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.-392 с.
  104. В. Е. Учет затрат по факторам производства и центрам ответственности. —М.: Финансы и статистика, 1988 г.
  105. В.Г., Дроздова Т. Г. Управление затратами на предприятии.: учеб. пособие по специальности «Экономика и управление на предприятии». СПб.: Бизнес-пресса, 2000 г.
  106. В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов. М.: Экзамен, 2005. — 288 с.
  107. Р.В. Эффективное бюджетирование как элемент внутреннего контроля. URL: http://www.cfin.ru/management/finance/budget/ internalcontrol. shtml
  108. А. Принципы экономической науки в 3-х т. — М.: Прогресс, 1993.
  109. Н.П. Управление развитием организации.— М.: Центр экономики и маркетинга, 2002 г. 304 с.
  110. , Ю.А. Система управленческого учета на современном предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. М., 2001. — N 3. — С. 7584
  111. А.В. Центры финансовой ответственности. URL: http ://www. cfin.ru/management/ finance/budget/cfo. shtml
  112. Мицкевич A.A. ABC costing для практического использования // Экономические стратегии. М., 2005, № 3. 118 — 122 с.
  113. А.А. Основы сбалансированной системы управленческого учета. // Экономические стратегии. М., 2005, № 1
  114. А.А. Сбалансированная система распределения затрат // Экономические стратегии. М., 2004, № 8.
  115. А.А. Управление затратами и прибылью. М.: ЗАО Олимп, 2003 г.
  116. Ю.А. Система управленческого учета на современном предприятии // Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 3
  117. Ю.А. Управленческий учет: управление затратами и результатами производственной деятельности. М.: Дело и Сервис, 2002. — 175 с.
  118. А. Типичные ошибки при построении систем бюджетирования // Финансовый директор, 2004, № 6
  119. А. Учет затрат: на что обратить внимание // Финансовый директор, 2006, № 3
  120. А., Кобенко А. Как разработать систему управления затратами // Финансовый директор, 2003, № 11
  121. А. Построение финансовой структуры компании. URL: http://www.cfin.ru/management/fmance/fmancialstructure.shtml
  122. А. Формирование годового бюджета компании. URL: http ://www.cfin.ru/management/fmance/budget/yearstages.shtml
  123. И.Б., Старожукова И. А. Бюджетирование от стратегии до бюджета пошаговое руководство." - М.: ООО «.Д. Вильяме», 2006
  124. Т.М., Бруснецова В. И., Гусева Т. М. Теория бухгалтерского учета: задачи, ситуации, тесты. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2004. 288 с.
  125. В. Стратегическое бюджетирование на основе BSC. URL: http://www.cfin.ru/management/ finance/budget/ bscbudgeting. shtml
  126. , В.И. Управленческий учет и технология бюджетирования // Сибир. фин. шк. Новосибирск, 1999. — N 1. — С. 127−131.
  127. Нивен Пол Р. Процесс разработки ССП для каждого уровня организации. URL: http://www.cfin.ru/management/controlling/bsc/ cascading. shtml
  128. О.Е., Шишкова Т. В. Управленческий учет: Учебник. 6-е изд., М.: КомКнига, 2006. 320 с.
  129. , О.Е. Управленческий учет: система сбалансированных показателей // Бухгалтерский учет. 2002. — N9. — С.74−78
  130. С.А., Шебек С. В. Управленческий учет. Легенды и мифы. М.: Аудиторско-консалтинговая фирма «ЦБА», 2004. 288 с.
  131. В.Д., Сабанин Р. Л. Бухгалтерский учет на малых предприятиях. М.: Проспект, 2008. -290 с.
  132. С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс, 2008. -736 с.
  133. , Н. Г., Рой, Ж., Веттер, М. Оценка эффективности деятельности компании: Практ. рук. по использованию сбалансир. системы показателей: Пер. с англ. М. и др.: Вильяме, 2003. — 303 с.
  134. В.Ф. Управленческий учет издержек и доходов (с элементами финансового учета). М.: ИНФРА-М, 2006. 279 с.
  135. , В.Ф. Управленческий учет система внутренней информации // Бухгалтерский учет. — 2003. — N2. — С.57−59
  136. Н. Управление предприятием с помощью системы Balanced Scorecard. URL: http://www.cfin.m/management/controlling/ bsc/bscmanagement. shtml
  137. Д. Как составить скользящий бюджет. URL: http://www.cfin.ru/management/finance/budget/sliding.shtml
  138. Г. В. Планирование и оценка эффективности путевого хозяйства речного транспорта. Л.: Транспорт, 1989. — 143 с.
  139. Г. В., Вафаулин P.M., Сосна А. В. Экономика и управление эксплуатационной деятельностью на речном транспорте: Учебное пособие. СПб.: СПГУВК, 2005. — 308 с.
  140. А.А. Бюджетирование как инструмент финансового планирования. URL: http://www.cfin.ru/management/finance/budget/budget planning. shtml
  141. Д., Дорохин Г., Туржевский С. Внедрение бюджетирования: опыт производственного предприятия // Финансовый директор, 2004, № 12
  142. Е.Б., Пошерстник М. Б. Состав и учет затрат в современных условиях, М, СПб: Гер да 2000 г.
  143. Е. Типы бюджетных моделей и их применимость в современных условиях. URL: http://www.cfin.ru/ management/finance/ budget/ bmodeltypes. shtml
  144. В.П. Управленческий учет издержек. // Финансовый директор, 2004, № 7.
  145. В.П. Управление издержками и анализ безубыточности. URL: http://www.cfin.ru/management/costing/index.shtml
  146. В.П. Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия. URL: http://www.cfin.ru/management/budgeting/ index. shtml
  147. В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. М.: Дело, 1999 г. — 336 с.
  148. В.Н. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. М.: Дело, 2000 г. — 352 с.
  149. В.Н., Калюкин А. А., Тимофеева О. А. Бюджетирование как инструмент управления промышленным предприятием (на примере АК «Туламашзавод») // Менеджмент в России и за рубежом № 2 / 2000
  150. Н.Н. Использование временных рядов для прогнозирования экономических показателей. — В кн.: Труды Ленинградского института инженеров водного транспорта, вып. 169, Л.: Транспорт, 1980, с.63−72
  151. Н.Н., Скобелева И. П. Интегрированная система управленческого учета и контроллинга: значение и принципы построения. Финансы и инвестиции: Сб.науч.тр. СПб.: СПбГУВК, 1997. — 195 с.
  152. И.П. Эффективность предприятия в конкурентной экономике: Монография. СПб.: ЛИВТ, 1992. — 132 с.
  153. В. И. Организация системы управления издержками. URL: http://www.finanalis.ru/litra/328/2348.html
  154. M.JI. Центры ответственности в финансовом менеджменте // Аудитор, 2006, № 6
  155. Смирнова, Ж. BALANCED SCORECARD то, что Нортон прописал // Управление персоналом. — 2002. — Nil. — С.58−59
  156. , А. Ю. Управленческий учет накладных расходов : Методы распределения накладных расходов- формы внутренних отчетов- примеры сокращения накладных расходов на пром. предприятии. М.: Финансы и статистика, 2004. — с. 443
  157. И.В. Общая схема постановки бюджетирования на предприятии // Финансовый менеджмент, 2003, № 3
  158. . Стратегическое и бюджетное управление // Финансовый директор, 2007, № 7
  159. Толкач В. KPI в управлении: связь со стратегией. URL: http://www.cfin.ru/management/controlling/kpiandstrategy.shtml
  160. Д.С. Затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), СПб: Изд.: Михайлова В. А., 1999 г.
  161. Управление затратами на предприятии: Учебник / Под ред. Г. А. Краюхина.- СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2008. 542с.
  162. Управление затратами на предприятии: Учебник / Под общ. ред. Г. А. Краюхина. — СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. — 277 с.
  163. Управление затратами на предприятии: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. В. Г. Лебедев, Т. Г. Дроздова, В. П. Кустарев, А.Н. Аса-ул, И.Б. Осорьева- Под общ.ред. Г. А. Краюхина. — СПб.: Издательский дом
  164. Бизнес-пресса", 2003. 256 с.
  165. А.В. Управление по KPI в многоуровневых компаниях. URL: http://www.cfin.ru/management/controlling/kpi.shtml
  166. И.С. Организация управленческого учета по центрам финансовой ответственности. URL: http://www.cfin.ru/management/ finance/budget/cfoaccounting.shtml
  167. П.А. Методология расчета бюджета движения денежных средств. URL: http://www.cfin.ru/management/controlling/fominbudgetcf. shtml
  168. Г. Р. Управление затратами. Планирование, учет, контроль и анализ издержек обращения. М.: Экзамен, 2007. 352 с.
  169. В.Е. Внутрифирменное бюджетирование : Настольная книга по постановке финансового планирования.-М.: Финансы и статистика, 2004.- 400с.
  170. М. Бюджетирование как реальный инструмент управления бизнесом. URL: http://www.cfin.ru/management/finance/budget/ budget management, shtml
  171. Е. Внедрение BSC: встраиваем или пристраиваем? URL: http://www.cfm.ru/management/controlling/plantbsc.shtml
  172. А. Бюджетирование затрат сервисных подразделений // Финансовая газета № 22, 2008
  173. О. Бюджетное планирование как способ управления предприятием. // Справочник экономиста, 2007, № 3
  174. О. Эффекты внедрения бюджетного управления // Генеральный директор, 2007, апрель
  175. Шанк, Джон К. Стратегическое управление затратами: Новые методы увеличения конкурентоспособности / Пер. Е. П. Бугаева под науч. ред. Е. Н. Бондаревской. СПб.: Бизнес Микро, 1999.
  176. Ю.С., Черезов А. В. Себестоимость в оперативномуправлении предприятием. М.: ООО Издательско-Консалтинговая Компания «ДеКА», 2000. — 212 с.
  177. , А. Д. Управленческий учет / А. Д. Шеремет. М.: ФБК-ПРЕСС, 2001. — 512 с.
  178. Шим Д., Сигел Дж. Основы коммерческого бюджетирования. Пер. с англ. СПб.: Пергамент, 1998,. — 406 с.
  179. Шим Д.- Сигел Дж. Методы управления стоимостью и анализа затрат / пер. с англ.—М.: Информационный издательский дом «Филинъ», 1996.-344 с.
  180. Шим Д., Сигел Дж. Основы бюджетирования и больше. Справочник по составлению бюджетов. -М.: Вершина, 2007
  181. К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.-592 с.
  182. Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. М.: ИНФРА-М, 2000. — 320 с.
  183. JI. Бюджетирование: новый подход или забытое прошлое в организации бухгалтерского учета // Юрист и бухгалтер —2003 -№ 2(13)-с. 40−43.
  184. , А. Управленческий учет (management accounting): Опыт экон. развитых стран / Пер. с пол. Рогозиной С. Н., Лебедевой Г. И.- Под ред., с предисл. и примеч. Соколова Я. В. М.: Финансы и статистика, 1991. — 240 е., ил.
Заполнить форму текущей работой