Актуальность темы
исследования. Институт банкротства неплатежеспособных организаций призван играть весьма важную роль в рыночной экономике. «Использование данного института позволяет освобождаться от неэффективных участников гражданского оборота, а также служит для тех же лиц стимулом к активному участию в предпринимательской деятельности».1 Он «.является своеобразным санитаром рынка», активное использование которого «.может сыграть роль механизма оздоровления и интенсификации экономики: ликвидировать убыточные производства, передать предприятия в заинтересованные руки, открыть их для инвесторов».2.
Основной задачей института банкротства на современном этапе является восстановление платежеспособности должника посредством применения к нему реабилитационных процедур. Следует отметить, что на реабилитационную направленность процедур банкротства обращалось внимание еще в дореволюционном законодательстве о несостоятельности предприятий. Так, российский Устав о торговой несостоятельности 1832 года предусматривал учреждение администрации по торговым делам над имуществом должника. Ее цель заключалась «в восстановлении дел должника, в приведении торгового предприятия в такое положение, которое давало бы возможность удовлетворить вполне всех кредиторов и обеспечить дальнейший ход предприятия».3.
Однако участниками гражданского оборота банкротство воспринимается как один из способов ликвидации должника, а не.
1 Безар П. Вступительное слово к кн.: ДВ. Хохлов, О. Ю. Скворцов, А. Ю. Бушев. Защита прав предпринимателей при рассмотрении в суде дел о несостоятельности (банкротстве). Вопросы теории и судебной практики. М., 2002. С. 2.
2 Попондопуло В. Ф. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебное пособие. М&bdquo- 2001. С. 52.
3 Цит. по: Шершеневич Г. Ф. Конкурсное право. Казань, 1898. С. 117. эффективный способ преодоления финансового кризиса компании.4 Кроме того, события последних лет позволяют констатировать, что банкротство стало использоваться в качестве инструмента передела собственности и устранения конкурентов, порождая тем самым серьезные имущественные конфликты.
Статистические данные о рассмотрении арбитражными судами РФ дел.
0 несостоятельности показывают, что на фоне общего увеличения количества дел о банкротстве, принятых к производству арбитражными судами за 2002 год, в подавляющем большинстве случаев вынесены решения о признании должников банкротами, повлекшие за собой их ликвидацию. Так, за 2002 год в арбитражные суды РФ поступило 106 647 заявлений о банкротстве, что почти в 2 раза больше, чем в 2001 году (55 934 заявления), из них принято к производству 94 531 заявление (в 2001 году — 47 762 заявления). Процедура внешнего управления проводилась по 2 696 делам, из них по результатам данной процедуры только в 21 случае платежеспособность должника была восстановлена, а по 996 делам принято решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Всего за 2002 год было принято 82 341 решение о признании должников банкротами, что в 2,1 раза больше чем в 2001 году (38 386 решений). Увеличилось количество случаев признания банкротами государственных и муниципальных унитарных предприятий: в 2002 году.
1 698, в 2001 году — 8935.
Очевидно, что ликвидация организации влечет за собой негативные последствия не только экономического (сокращение общего объема производства, нарушение хозяйственных связей и т. п.), но и социального характера. Следствием ликвидации работодателя является потеря работниками своих рабочих мест и источника средств к существованию.
4 См.: Колиниченко Е. А. Защита интересов неплатежеспособного должника при банкротстве. Сравнительно-правовой анализ. М., 2001. С. 14.
5 См.: Основные показатели работы арбитражных судов Российской Федерации в 2001;2002 годах // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2003. № 4. С.21−29. самих работников и находящихся на их иждивении членов семьи. В отдельных регионах, с учетом территориально-отраслевых особенностей развития экономики и уровня безработицы, высвобождение работников в результате ликвидации работодателя может неблагоприятно отразиться и на ситуации на рынке труда в целом.
Вместе с тем негативные социальные последствия для работников могут наступать не только в результате ликвидации работодателя. Работники оказываются наиболее уязвимыми при малейшем ухудшении финансового положения работодателя, поскольку оно, чаще всего, влечет за собой задержку выплаты заработной платы и иных причитающихся им денежных средств, переход на режим неполного рабочего времени, сокращения численности и т. п. С началом реализации в отношении работодателя процедур банкротства6, исходя из приведенных выше статистических данных, риск работников потерять рабочее место и источник дохода резко увеличивается. Нередко процедуры банкротства сопровождаются массовыми нарушениями трудовых прав и интересов работников. Сказанное во многом объясняется несовершенством действующего законодательства в области защиты прав и интересов работников в ходе процедур несостоятельности работодателя. Имеющиеся нормы, в своем большинстве, носят достаточно формальный характер, а их практическая реализация не обеспечивает эффективное удовлетворение интересов работников. Значительный круг вопросов, связанных с защитой трудовых прав и интересов работников в условиях банкротства работодателя, остается законодательно не урегулированным.
С учетом изложенного, одной из приоритетных задач трудового права в рамках реализации его защитной функции, на наш взгляд, должно быть.
6 В настоящем исследовании представляется необходимым исходить из законодательного содержания термина «процедуры банкротства», который включает как собственно процедуру банкротства — конкурсное производство, так и процедуры, которые применяются к должнику, еще не признанному банкротомнаблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление (см. ст. 27 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ), хотя видится вполне обоснованной позиция авторов, полагающих, что указанный термин используется законодателем в таком значении весьма условно (См., в частности: Попондопуло В. Ф. Указ. соч. С.27). создание эффективных механизмов защиты трудовых прав и законных интересов работников при реализации в отношении работодателя процедур банкротства с целью минимизации указанного выше риска или смягчения его негативных последствий в случае, когда их не удалось избежать.
В то же время, поскольку, наряду с защитной, трудовое право осуществляет экономическую (производственную) функцию, его задачей в рамках реализации данной функции должно быть содействие продолжению функционирования работодателя, оказавшегося в затруднительном финансовом положении, реабилитации его бизнеса и восстановлению платежеспособности, а это, в конечном счете, отвечает интересам как работодателя, так и работников.
Решение указанных задач возможно посредством установления в законодательстве специальных норм, регулирующих трудовые отношения с участием работодателей, к которым применяются предусмотренные законодательством процедуры несостоятельности, а также особенностей защиты трудовых прав и интересов работников при реализации процедур банкротства работодателя.
Очевидно, что соответствующая работа по совершенствованию действующего законодательства требует предварительного научного осмысления и разрешения теоретических и практических проблем в сфере правового регулирования трудовых отношений в условиях банкротства, а также защиты трудовых прав и интересов работников в ходе реализации в отношении работодателя процедур несостоятельности.
Исследованию такого рода проблем в российской юридической литературе пока уделяется недостаточно внимания. За последние два года появилось несколько специальных диссертационных работ, посвященных исследованию трудоправовых аспектов банкротства. Вместе с тем многие вопросы остаются по-прежнему неразрешенными либо дискуссионными.
Кроме того, вступление в силу нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — Закон банкротстве), который внес некоторые изменения в правовое положение руководителя организации, представителя работников, порядок удовлетворения имущественных требований последних, обусловливает необходимость переосмысления законодательных новелл с позиции защиты трудовых прав и интересов работников.
Рассмотрение правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений в условиях банкротства работодателя сквозь призму защиты трудовых прав и интересов работников должно способствовать созданию оптимальной правовой модели регулирования соответствующих отношений, обеспечивающей надлежащее осуществление прав и удовлетворение интересов работников.
Практическая потребность в научной разработке указанной модели обусловила выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования
Цель настоящего исследованияанализ современного правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений в условиях банкротства работодателя сквозь призму защиты трудовых прав и интересов работников. При этом предметная область исследования ограничивается рассмотрением в заданном ракурсе указанных отношений в ходе реализации процедур несостоятельности работодателей-юридических лиц.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
1) обосновать необходимость отнесения особого состояния работодателя, связанного с применением к нему предусмотренных законодательством процедур банкротства, к числу оснований.
7 Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190. дифференциации правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений;
2) сформулировать понятие защиты трудовых прав и интересов работников;
3) выявить и обосновать наличие специфики защиты трудовых прав работников при реализации процедур банкротства работодателя;
4) проанализировать особенности защиты интересов работников в процессе процедур банкротства;
5) выработать предложения по совершенствованию трудового законодательства и законодательства о банкротстве, направленные на повышение эффективности защиты трудовых прав и интересов работников в ходе процедур банкротства работодателя.
Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования являются как общенаучные методы — анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и др., так и специальные, характерные для юридических наук, методы — формально-логический, метод системно-структурного анализа, а также метод сравнительного правоведения.
Теоретическая и нормативная основа исследования. Теоретическую базу исследования составили работы видных отечественных ученых в области трудового права и права социального обеспечения: Н. Г. Александрова, С. Ю. Головиной, К. Н. Гусова, Т. В. Иванкиной, И. Я. Киселева, С. П. Маврина, Е. Е. Мачульской, А. С. Пашкова, И. О. Снигиревой, М. Ю. Федоровой, Е. Б. Хохлова, С. Ю. Чучи и др., труды специалистов по гражданскому и гражданскому процессуальному праву: А. П. Вершинина, В. П. Грибанова, О. В. Иванова, В. Ф. Попондопуло, Д. М. Чечота и др., работы ученых по общей теории права: С. С. Алексеева, М. И. Малеиной, А. В. Малько, Н. И. Матузова, Л. С. Явича и др., а также исследователей-трудовиков, специально занимающихся изучением трудоправовых аспектов банкротства: С. Ю. Некрасова, Л. В. Гершанка,.
Д.Р.Дубинского. Поскольку проблематика работы в некоторой степени затрагивает экономические аспекты банкротства, включая вопросы антикризисного управления, использовалась экономическая литература.
Нормативная база исследования — Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), Закон о банкротстве, другие федеральные законы и подзаконные акты, конвенции и рекомендации Международной Организации Труда, акты Совета Европы и Европейского Союза. Использованы материалы опубликованной практики Конституционного и Верховного Суда РФ, информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда, практический опыт реализации процедур банкротства в организациях, расположенных на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Научная новизна исследования. Работа представляет собой первое комплексное исследование трудоправовых проблем банкротства работодателя-юридического лица, проведенное после вступления в силу нового Закона о банкротстве. В нем анализируется правовое положение работников в ходе процедур банкротства работодателя, а также различные аспекты реализации и защиты их трудовых прав и интересов в условиях банкротства. Кроме того, диссертант обращается к теоретическим вопросам защиты трудовых прав и интересов работников, исследование которых в заданном ракурсе до настоящего времени не проводилось.
В диссертации разработаны следующие новые выводы и положения, которые выносятся на защиту:
1. Применение к работодателю предусмотренных законодательством процедур банкротства следует рассматривать как особое состояние, являющееся объективным основанием для дифференциации правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Особый подход к правовому регулированию труда работников в условиях реализации процедур несостоятельности работодателя отвечает защитной и экономической (производственной) функциям трудового права, а также соответствует основным задачам института банкротства. Специфика правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений в ходе процедур банкротства предполагает, с одной стороны, либерализацию правового регулирования труда работников, способствующую восстановлению платежеспособности должника, а, с другой стороны, установление дополнительных гарантий минимизации риска работников потерять рабочее место и источник дохода, т. е. смягчения негативных последствий банкротства работодателя. Нормы, отражающие особенности правового регулирования труда работников в ходе реализации процедур банкротства работодателя, предлагается сконцентрировать в отдельной главе раздела XII ТК РФ.
2. Понятие защиты трудовых прав работников не совпадает по содержанию с понятием защиты охраняемых законом интересов работников. Необходимость разграничения содержания этих двух категорий объясняется различиями в юридической природе субъективных трудовых прав и охраняемых законом интересов работников, которая, в свою очередь, обусловливает различия в: а) круге субъектов, осуществляющих их защиту, и б) характере деятельности по защите указанных прав и интересов.
Под защитой трудовых прав работников следует понимать правореализующую деятельность, осуществляемую в установленном законодательством порядке работником (непосредственно либо через представителей) и управомоченными на то органами, которая выражается в применении правовых мер к работодателю, не выполняющему возложенные на него обязанности и (или) совершающему действия, препятствующие нормальному осуществлению прав работников. Данные меры реализуются в целях обеспечения восстановления или признания прав работников, пресечения правонарушения работодателя и его понуждения к надлежащему исполнению своих обязанностей.
Защита охраняемых законом интересов работников, не опосредованных их субъективными трудовыми правами, представляет собой деятельность работников и их представителей, направленную на согласование с работодателем новых или изменение существующих условий труда с целью удовлетворения социально-трудовых потребностей работников.
3. Специфика защиты трудовых прав и охраняемых законом интересов работников при реализации процедур банкротства проявляется в расширении круга субъектов, осуществляющих указанную защиту, за счет включения в него особого представителя работников и арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве.
4. Представительство работников в процессе реализации процедур банкротства работодателя является особым видом представительства, который характерен исключительно для организаций, подпадающих под действие Закона о банкротстве.
Данное представительство можно определить как деятельность специально уполномоченного работниками (представляемыми) дееспособного физического лица (представителя), содержание которой образуют процессуальные и непроцессуальные действия, совершаемые в защиту интересов представляемых, в рамках, установленных законодательством и решением собрания представляемых.
5. Участие работников в лице специально избранного представителя в собрании кредиторов предлагается рассматривать в качестве особой формы участия работников в управлении организацией, которая нуждается в дополнительной правовой регламентации со стороны норм трудового законодательства и законодательства о банкротстве. В рамках ее осуществления предлагается наделить представителя работников должника правом совещательного голоса на собраниях кредиторов при сохранении права решающего голоса за конкурсными кредиторами и уполномоченными органами по требованиям об уплате обязательных платежей и по денежным обязательствам РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Помимо изложенных выше, в диссертации содержатся другие выводы и предложения по совершенствованию трудового законодательства и законодательства о банкротстве, направленные на повышение уровня гарантий реализации и защиты трудовых прав и интересов работников в ходе процедур несостоятельности работодателя.
Теоретическая значимость исследования. Дефиниции основных понятий, сформулированных в ходе рассмотрения теоретических аспектов защиты трудовых прав и интересов работников, способствуют упорядочению понятийного аппарата науки трудового права, а также являются определенным вкладом в развитие теории защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов как на межотраслевом, так и на отраслевом уровнях. Обоснование необходимости особого подхода к регулированию трудовых отношений, а также защите трудовых прав и интересов работников в условиях реализации процедур банкротства работодателя может служить основой для научной разработки концепции дальнейшей дифференциации трудового права.
Практическая значимость исследования. Основные выводы и предложения, сделанные в ходе исследования, могут быть учтены в законотворческом процессе по совершенствованию трудового законодательства и законодательства о банкротстве в части установления особенностей правового регулирования труда работников в условиях банкротства, а также в практике деятельности профсоюзных организаций (в том числе и в области коллективно-договорного регулирования трудовых отношений). Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении лекций и проведении практических занятий по курсу «Трудовое право России», а также специальных курсов по проблематике работы.
Апробация результатов исследования. Выводы и практические предложения, содержащиеся в диссертации, обсуждены на кафедре трудового права и охраны труда юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Основные положения диссертации изложены в десяти опубликованных работах в научных и научно-практических изданиях. Материалы исследования использовались при подготовке и проведении Международного семинара «Трудовые отношения в процессе процедур банкротства», организованного Федерацией профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области при поддержке Фонда Фридриха Эберта (17−18 апреля 2003 года), в работе по Балтийскому проекту по трудовому праву, осуществляемому при поддержке Совета Европы, в разработке специального курса «Защита трудовых прав и интересов работников при банкротстве работодателя» для студентов юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, обучающихся по программе магистерской подготовки. Кроме того, материалы работы используются диссертантом при проведении практических занятий по курсу «Трудовое право России» на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка литературы и нормативно-правовых актов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате проведенного исследования правового положения работников при реализации процедур банкротства работодателя, а также порядка и особенностей защиты их трудовых прав и интересов автор пришел к следующим выводам.
1. Применение к работодателю предусмотренных законодательством процедур банкротства следует рассматривать как особое состояние, являющееся объективным основанием для дифференциации правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Особый подход к правовому регулированию труда работников в условиях реализации процедур несостоятельности работодателя отвечает защитной и экономической (производственной) функциям трудового права, а также соответствует основным задачам института банкротства. Специфика правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений в ходе процедур банкротства предполагает, с одной стороны, либерализацию правового регулирования труда работников, способствующую восстановлению платежеспособности должника, а, с другой стороны, установление дополнительных гарантий минимизации риска работников потерять рабочее место и источник дохода, т. е. смягчения негативных последствий банкротства работодателя.
2. Рассмотренные в работе процедуры банкротства — наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производствооказывают определенное влияние на динамику трудовых правоотношений с руководителем организации. Это влияние обусловлено изменениями в структуре управления организацией, соответствующими целям каждой из процедур несостоятельности. Если же говорить о влиянии процедур банкротства на правовой статус руководителя должника, то можно констатировать наличие специфики лишь в его статутных юридических обязанностях, связанных с исполнением функций единоличного исполнительного органа юридического лица. Правовой же статус руководителя должника как наемного работника при реализации процедур банкротства в соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством практически не отличается от статуса руководителя организации, в отношении которой соответствующие процедуры не применяются (платежеспособной организации).
3. Понятие защиты трудовых прав работников не совпадает по содержанию с понятием защиты охраняемых законом интересов работников. Необходимость разграничения содержания этих двух категорий объясняется различиями в юридической природе субъективных трудовых прав и охраняемых законом интересов работников, которая, в свою очередь, обусловливает различия в: а) круге субъектов, осуществляющих их защиту, и б) характере деятельности по защите указанных прав и интересов.
Под защитой трудовых прав работников следует понимать правореализующую деятельность, осуществляемую в установленном законодательством порядке работником (непосредственно либо через представителей) и управомоченными на то органами, которая выражается в применении правовых мер к работодателю, не выполняющему возложенные на него обязанности и (или) совершающему действия, препятствующие нормальному осуществлению прав работников. Данные меры реализуются в целях обеспечения восстановления или признания прав работников, пресечения правонарушения работодателя и его понуждения к надлежащему исполнению своих обязанностей.
Защита охраняемых законом интересов работников, не опосредованных их субъективными трудовыми правами, представляет собой совместную деятельность работников, их представителей и работодателя, направленную на установление новых или изменение существующих условий труда с целью реализации социально-трудовых потребностей работников.
4. Специфика защиты трудовых прав и охраняемых законом интересов работников при реализации процедур банкротства проявляется в расширении круга субъектов, осуществляющих указанную защиту, за счет включения в него особого представителя работников и арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве.
5. Защита трудовых прав работников арбитражным судом на сегодняшний день осуществляется путем рассмотрения жалоб на нарушение арбитражным управляющим их прав, а также разрешения разногласий между арбитражным управляющим и представителем работников должника о составе, размере и очередности удовлетворения имущественных требований работников. Вместе с тем, учитывая природу этих разногласий, их подведомственность нуждается в изменении.
6. Действующий Закон о банкротстве в части обеспечения имущественных требований работников, вытекающих из трудовых отношений, формально не противоречит требованиям Конвенции МОТ№ 95. Вместе с тем существующий на сегодняшний день порядок расчетов с кредиторами не гарантирует полное удовлетворение всех имущественных требований работников в случае, когда вырученных от продажи имущества должника денежных средств недостаточно. В качестве способа решения данной проблемы может выступать введение в России обязательного социального страхования риска неполучения заработка за фактически отработанное время вследствие признания работодателя банкротом и отсутствия (недостаточности) у него денежных средств для полного погашения задолженности. При этом страхователями должны являться все работодатели, на которых распространяется действие Закона о банкротстве, а страховщиком — Фонд социального страхования РФ.
На сегодняшний день Россия не связана международно-правовыми обязательствами по введению такого рода системы защиты требований работников. Между тем назрела насущная необходимость сближения российского законодательства с международными и европейскими социально-трудовыми стандартами в данной сфере. Первым шагом на пути к этому должна стать ратификация Европейской социальной хартии, а впоследствии — и Конвенции МОТ № 173.
7. Представительство работников в процессе реализации процедур банкротства работодателя является особым видом представительства, который характерен исключительно для организаций, подпадающих под действие Закона о банкротстве.
Данное представительство можно определить как деятельность специально уполномоченного работниками (представляемыми) дееспособного физического лица (представителя), содержание которой образуют процессуальные и непроцессуальные действия, совершаемые в защиту интересов представляемых, в рамках, установленных законодательством и решением собрания представляемых.
8.
Введение
процедур банкротства не сказывается на порядке реализации установленных ст. 53 ТК РФ форм участия работников в управлении организацией. Определенная специфика проявляется лишь в изменении представителя должника, с которым представительным органам работников надлежит вести социальный диалог в рамках реализации различных форм участия в управлении, при введении процедур внешнего управления и конкурсного производства. Между тем реализация в отношении работодателя процедур банкротства обуславливает появление особой формы участия работников в управлении организацией, а именно, участия работников в лице специально избранного представителя в собрании кредиторов. На сегодняшний день данная форма участия работников в управлении должником нуждается в закреплении в ТК РФ и дальнейшем развитии посредством расширения в Законе о банкротстве прав представителя работников должника на собрании кредиторов.
По результатам проведенного исследования необходимо констатировать, что действующее российское законодательство в части защиты интересов работников при реализации процедур банкротства работодателя нуждается в дальнейшем совершенствовании. Однако при этом следует помнить, что определяющим интересом работников в условиях банкротства должен быть интерес в сохранении рабочего места, а это возможно лишь при условии продолжения деятельности работодателя, восстановления его платежеспособности.
Таким образом, особые законодательные гарантии обеспечения интересов работников при проведении в отношении работодателя процедур банкротства необходимо сочетать с дополнительными мерами, способствующими восстановлению его платежеспособности и реабилитации бизнеса.
На основании проведенного исследования можно сформулировать следующие предложения по внесению дополнений в действующий ТК РФ:
1. Сократить до двух недель в период реабилитационных процедур банкротства:
— предусмотренный ст. 73 ТК РФ срок уведомления работников об изменениях существенных условий трудовых договоров;
— установленный ст. 162 ТК РФ срок извещения работников о введении новых норм труда.
2. Предусмотреть в качестве обязанности нового собственника имущества организации либо обеспечить работникам, рабочие места которых сохранить невозможно вследствие объективных обстоятельств производственного характера (в частности, изменения профиля, технологий производства, его структурной реорганизации и т. п. организационных и технологических факторов), прохождение за его счет профессиональной переподготовки с последующим трудоустройством (круг работников, имеющих право на соответствующую переподготовку, может быть ограничен лицами трудоспособного возраста), либо выплатить дополнительную компенсацию при увольнении.
3. Предусмотреть приостановление начисления в пользу работников, сохраняющих трудовые правоотношения с должником в ходе финансового оздоровления и внешнего управления, денежной компенсации за задержку заработной платы и иных выплат, задолженность по которым возникла до момента введения указанных процедур банкротства, на весь период реализации последних.
4. Включить в главу 43 ТК РФ норму об обязанности государства возместить руководителю должника трудовой доход, не полученный вследствие незаконного отстранения его от работы арбитражным судом в период наблюдения и финансового оздоровления, в размере среднего заработка за все время отстранения.
5. Включить в перечень форм участия работников в управлении организацией, предусмотренный ст. 53 ТК РФ, участие представителей работников в органах управления организацией, а также частный случай данной формы — участие представителя работников должника в собрании кредиторов при реализации процедур банкротства.
Нормы, отражающие особенности правового регулирования труда работников в ходе реализации процедур банкротства работодателя, целесообразно сконцентрировать в отдельной главе раздела XII ТК РФ.
В Закон о банкротстве предлагается внести следующие изменения и дополнения:
1. Отнести к категории привилегированных все имущественные требования работников, вытекающие из трудовых правоотношений (аналогичное изменение предлагается внести и в нормы ГК РФ об очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица).
2. Исключить из установленной очередности удовлетворения требований кредиторов категорию внеочередных расходов и требований (кроме расходов на проведение мероприятий по недопущению возникновения техногенных и (или) экологических катастроф либо гибели людей, в случаях, когда они могут наступить вследствие прекращения деятельности должника или его структурных подразделений).
3. Уточнить положение п. 1 ст.69 Закона о банкротстве посредством указания на наличие вины в действиях (бездействии) руководителя должника как обязательное условие его отстранения от должности.
4. Расширить круг исполнительных документов, исполнение которых с введением в отношении должника процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления не приостанавливается, и включить в него выданные до начала соответствующей процедуры банкротства судебные приказы о взыскании задолженности по заработной плате.
5. Отнести к числу взысканий, исполнительное производство по которым с момента введения в отношении должника указанных выше процедур не должно приостанавливаться, все имущественные требования работников, вытекающие из трудовых правоотношений, на основании вступивших в законную силу до начала соответствующей процедуры банкротства актов органов по рассмотрению трудовых споров.
6. Отнести разногласия между арбитражным управляющим и работниками должника либо их представителем в ходе процедур банкротства о составе, размере и очередности удовлетворения требований последних к подведомственности судов общей юрисдикции (мировых судей).
7. Наделить представителя работников должника правом совещательного голоса на собраниях кредиторов при сохранении права решающего голоса за конкурсными кредиторами и уполномоченными органами по требованиям об уплате обязательных платежей и по денежным обязательствам РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
8. Предусмотреть перечень информации, которую надлежит предоставлять работникам должника в процессе реализации процедур банкротства, а именно: о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника и введения реабилитационных процедур банкротства (в процессе наблюдения);
— о введении арбитражным судом финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, о заключении должником мирового соглашения;
— о результатах финансового оздоровления — удовлетворение требований кредиторов либо наличие непогашенной задолженности, что влечет за собой продолжение процедур банкротства;
— о предусмотренных планом внешнего управления мерах по восстановлению платежеспособности должника, непосредственно затрагивающих их интересы, а также предполагаемых социальных последствиях реализации этих мер;
— об итогах внешнего управления — восстановление платежеспособности должника либо потенциальное продление срока внешнего управления, либо невозможность восстановления платежеспособности должника, что влечет за собой открытие конкурсного производства;
— о порядке и сроках погашения задолженности перед работниками по заработной плате и иным причитающимся им выплатам в ходе процедур банкротства.