Кино как социальный опыт
Диссертация
Если предположить наличие гомологии между бытием-в-кино и социальным бытием, то изложенная в настоящем исследовании субстанциальная теория кино даёт повод для оптимистической оценки произошедших в XX в. изменений: человек стал ближе к миру — природному, техническому и социальному. Однако социальное для кинозрителя представлено скорее социальными институтами, нежели другими людьми: задача кино как… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОПЫТ КИНО
- 1. Опыт зрительства
- 2. Кино и философия: проблема связи
- 3. Опыт развлечения и скуки
- ГЛАВА 2. СКУКА И ТЕХНИКА
- 1. Социальный диспозитив кино
- 2. Опыт скуки в кино
- 3. Кино как опыт развлечения
- 4. Краткая история скуки
- 5. Скука в кино: экзистенциальная интерпретация
- 6. Техника и время
- 7. Техника, истина, тайна
- 8. «Механизмы» скуки в кино
- 9. Онтологическое кино
- ГЛАВА 3. ОТ СКУКИ К ГРЁЗЕ
- 1. Кино как нигилистическая интерпретация мира
- 2. По ту сторону скуки и развлечения
- 3. Субстанциальная теория кино
- 4. Метафизика интересного а) интерес к скуке. б) интерес и истина. в) феноменология интереса. г) структура трансцендентального интереса
- 5. Грёза как опыт а) реабилитация грёзы. б) грёза и реальность. в) грёза и техника
- 6. Кино и новая метафизическая установка
Список литературы
- Адорно Т. В. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. 526 с.
- Аль-Ани Н. М. Философия техники. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 184 с.
- Альманах кафедры эстетики и философии культуры СПбГУ. № 2. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2007. 519 с.
- Андрей Тарковский: Архивы. Документы. Воспоминания / авт.-сост. П. Д. Волкова. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 464 с.
- Арбатов Ю. Кинематограф и теория восприятия. Учебное пособие. М.: ВГИК, 2003. 106 с.
- Аристарко Г. История теорий кино. М.: Искусство, 1966. 354 с.
- Аристотель. Собрание сочинений в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.
- Арнхейм Р. Кино как искусство. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1960. 206 с.
- Аронсон О. Метакино. М.: Ас1 Мащтет, 2003. 264 с.
- Аронсон О. Поэтический императив // Синий диван. 2004. № 5. С. 137−150.
- Бадью А. Делез: шум бытия. М.: Прагматика культуры- Логос Альтера, 2004. 184 с.
- Базен А. Что такое кино? М.: Искусство, 1972. 374 с.
- Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М.: Прогресс, 1968. 328 с.
- Балла О. Анатомия скуки // Знание Сила. 2004. № 7. С. 48−56.
- Барт Р. Удовольствие от текста // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс- Универс, 1994. С. 462−518.
- Башляр Г. Избранное. Поэтика грезы. М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. 440 с.
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Медиум, 1996. 240 с.
- Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Кучково поле, 2006. 384 с.
- Блох Э. Принцип надежды // Утопия и утопическое мышление / сост., общ. ред. и предисловие В. А. Чаликовой. М.: Прогресс, 199 Г.С. 49−78.
- Блум X. Страх влияния. Карты перечитывания. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998. 352 с.
- Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: Культурная революция, 2006. 269 с.
- Бродский И. Похвала скуке // Знамя. 1996. № 4. С. 9−13.
- Вендерс В. Логика изображения. Эссе, тексты, интервью. СПб.: Б&К, 2003. 432 с.
- Вертов Д. Статьи, дневники, замыслы. М.: Искусство, 1966. 320 с. 26. Вершинин С. Е. Философия надежды Эрнста Блоха: оправдание утопии. Автореф. дисс. на соискание ученой степени док. филос. наук. Екатеринбург, 2001. 39 с.
- Вирильо П. Машина зрения. СПб.: Наука, 2004. 140 с.
- Гальперин, П. Я. Лекции по психологии. М.: Высшая школа, КДУ, 2002. 400 с.
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 3. СПб.: Наука, 1999. 582 с.
- Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 1. Соб. соч. в 14 т. М.: Гос. соц.-эконом. изд-во, 1937. Т. V. 716 с.
- Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб.: Наука, 2002. 444 с.
- Глюксман А. Достоевский на Манхэттене. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 224 с.
- Голосовкер Я. Э. Интересное // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 110−142.
- Гройс Б. Комментарии к искусству. М.: Художественный журнал, 2003. 344 с.
- Гройс Б. Под подозрением. Феноменология медиа. М.: Художественный журнал, 2006. 200 с.
- Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 2001. 316 с.
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Академический проект, 2009. 489 с.
- Делез Ж. Кино. М.: Ас! Мащтет, 2004. 624 с.
- Делёз Ж. Ницше и философия. М.: А<1 Маг§ тет, 2003. 378 с.
- Делёз Ж. Переговоры. 1972−1990. СПб.: Наука, 2004. 235 с.
- Делёз Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998. 384 с.
- Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 672 с.
- Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб.: Алетейя, 1998. 288 с.
- Добротворский С. Кино на ощупь. Сб. статей: 1990−1997. СПб.: Сеанс, 2005. 544 с.
- Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. М.: АСТ, Астрель, 2006. Т. 3. 976 с.
- Жабский М. И., Тарасов К. И., Фохт-Бабушкин Ю. У. Кино в современном обществе: функции-воздействие-востребованность. М.: Министерство культуры Российской федерации, НИИ киноискусства, 2000. 374 с.
- Жижек С. «Матрица», или Две стороны извращения // Искусство кино. 2000. № 6. С. 89−99.
- Зильберберг Л. Я. Кино и медицина. Л.: Медицина, 1972. 216 с.
- Из истории французской киномысли: Немое кино, 1911−1933 гг. М.: Искусство, 1988. 317 с.
- Изволов Н. Феномен кино: История и теория. М.: Материк, 2005. 164 с.
- Кант И. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 5: Критика способности суждения. М.: Чоро, 1994. 414 с.
- Кант И. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 4: Пролегомены. Основоположения метафизические начала естествознания. Критика практического разума. М.: Чоро, 1994. 632 с.
- Кино Италии: Неореализм / сост. Г. Д. Богемского. М.: Искусство, 1989. 431 с.
- Кончаловский А. С. Низкие истины. М.: Коллекция «Совершенно секретно», 1998. 384 с.
- Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974. 423 с.
- Кулешов Л. В. Статьи, материалы. М., Искусство, 1979. 239 с.
- Куренной В. Философия фильма. Упражнения в анализе. М: НЛО, 2009 г. 232 с.
- Кушнарёва И. Жан-Мишель Фродон: «Мы не хотим захлопывать дверь» //Искусство кино. 2007. № 5. С. 84−87.
- Кьеркегор С. Афоризмы эстетика // Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. С. 7−32.
- Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. 382 с.
- Лакан Ж. Телевидение. М.: Логос, 2000. 160 с.
- Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. 623 с.
- Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.: Канон-Пресс-Ц- Кучково поле, 2003. 464 с.
- Макогон Э. Р. Скука как экзистенциал культуры: Автореф. дис. на соискание учёной степени канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1999. 19 с.
- Малви JI. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология тендерной теории. Мн.: Пропилеи, 2000. С.280−296.
- Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте (Психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995. 547 с.
- Мамфорд Л. Миф машины: Техника и развитие человечества. М.: Логос, 2001.416 с.
- Маркс К. Капитал. М.: Госполитиздат, 1983. 906 с.
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. М.: Академический Проект, 2010. 784 с.
- Муссинак Л. Избранное. М.: Искусство, 1981. 278 с.
- Нанси Ж.-Л. Складка мысли Делеза // Vita cogitans. 2007. № 5. С. 149−156.
- Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки ценностей. М.: Культурная революция, 2005. 880 с.
- Ницше Ф. Собрание сочинений в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 831 с.
- Ницше Ф. Собрание сочинений в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. 829 с.
- Новые аудиовизуальные технологии: Учебное пособие / отв. ред. К. Э. Разлогов. М.: УРСС, 2005. 488 с.
- Ортега-и-Гассет X. Мысли о романе // Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: ACT, 2001. С. 373−417.
- Паскаль Б. Мысли. М.: ACT- Фолио, 2001.590 с.
- Перов Ю. В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 188 с.
- Пигров К. С. Желание как терпение // Философия желания. Сборник статей / под ред. И. В. Кузина. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. С.113−116.
- Пигров К. С. Социальная философия. Учебник. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 296 с.
- Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. М.: Мысль, 1993. Т. 2. 528 с.
- Платонов А. Избранное. М.: Московский рабочий, 1988. 767 с.
- Погоняйло А. Г. Метафизика Просвещения // Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева. Серия «Мыслители», выпуск 12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 95−101.
- Погоняйло А. Г. Философия заводной игрушки, или Апология механицизма. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. 164 с.
- Подорога В. А. Событие: Бог мертв // Комментарии. 1996. № 10. С. 16−19.
- Постникова Т. В. Антропология киноискусства: философский анализ проблемы репрезентации реальности. Автореф. дис. на соискание учёной степени канд. филос. М., 2007. 26 с.
- Поэтика кино: Перечитывая «Поэтику кино» / под общ. ред. Р. Д. Копыловой. СПб.: РИИИ, 2001. 262 с.
- Правда кино и «киноправда». М.: Искусство, 1967. 335 с.
- Психоаналитические термины и понятия. Словарь / под ред. Б. Э. Мура и Б. Д. Фаина. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 304 с.
- Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2006. 1096 с.
- Пудовкин В. И. Собрание сочинений в 3-х томах. М.: Искусство, 1976.
- Разлогов К. Э. Искусство экрана: проблемы выразительности. М.: Искусство, 1982. 158 с.
- Разлогов К. Э. Конвейер грез и психологическая война: кино и общественно-политическая борьба на Западе, 70−80-е гг. М.: Политиздат, 1986. 236 с.
- Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб.: ВосточноЕвропейский Институт Психоанализа, 1995. 260 с.
- Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. СПб.: Фонд «Университет" — Владимир Даль, 2002. 480 с.
- Савченкова Н. М. Альтернативные стили чувственности: идиосинкразия и катастрофа. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 164 с.
- Савчук В. В. Философия фотографии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.256 с.
- Садуль Ж. Всеобщая история кино. В 6 т. М.: Искусство, 1958. Т. 1. 611 с.
- Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 638 с.
- Свендсен Л. Философия скуки. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 256 с.
- Секацкий А. К. Онтология лжи. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 118 с.
- Соколов Е. Г. Формула театра // Метафизические исследования. Выпуск 1. Понимание. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при Философском факультете СПбГУ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. С. 94−120.
- Спиноза Б. Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998. 608 с.
- Строение фильма: Некоторые проблемы анализа произведений экрана. Сб. статей / сост. К. Э. Разлогова. М.: Радуга, 1984. 279 с.
- Судьба нигилизма / Э. Юнгер, М. Хайдеггер, Д. Кампер и др. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 220 с.
- Тардье Э. Скука: Психологическое исследование. М.: ЛКИ, 2007. 256 с.
- Теория кино и художественный опыт. Сборник.— М.: Всесоюзный научно-исследовательский ин-т киноискусства Госкино СССР, 1989. 196 с.
- Теплиц Е. История киноискусства: 1928−1933. М.: Прогресс, 1971. 278 с.
- То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока) / под ред. С. Жижека. М.: Логос, 2003. 336 с.
- Трюффо Ф. Кинематограф по Хичкоку. М.: Биб-ка «Киноведческих записок», 1996. 224 с.
- Указатель словоформ в собрании сочинений В. А. Жуковского. Часть 56/197. Электронный ресурс. URL: http://www.rvb.ru/19vekyzhukovsky/wordindex/vtindex055.html (дата обращения: 9.08.2010)
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. М.: Прогресс, 1986. Т. 2. 671 с.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. М.: Прогресс, 1987. Т. 3. 832 с.
- Флиер А. Я. Социальный опыт как основа функционирования и исторического воспроизводства сообщества // Общественные науки и современность. 2002. № 1. С. 166−183.
- Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. СПб.: Алетейя, 1998. С. 211−231.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: А-cad, 1994. 406 с.
- Хайдеггер М. Бытие и время. СПб.: Наука, 2002. 452 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие. СПб.: Наука, 2007. 447 с.
- Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1997. 384 с.
- Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. СПб.: Медиум- Ювента, 1997. 310с.
- Хюбнер Б. Произвольный этос и принудительность эстетики. Мн.: Пропилеи, 2000. 152 с.
- Черняков А. Г. В поисках утраченного субъекта // Метафизические исследования. Выпуск 6. Сознание. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. С. 11−38.
- Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб: Наука, Университетская книга, 1999. 231 с.
- Шопенгауэр А. Введение в философию- Новые паралипомены- Об интересном. Мн.: Попурри, 2000. 416 с.
- Эйзенштейн С. М. Монтаж. М.: ВГИК, 1998. 193 с.
- Эйзенштейн С. М. Неравнодушная природа. Том 1. Чувство кино. М.: Эйзенштейн-центр, 2004 г. 688 с.
- Эпштейн-М. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб.: Алетейя, 2001. 334 с.
- Эренбург И. Г. Фабрика снов: хроника нашего времени. Берлин: Петрополис, 1931. 243 с.
- Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт- Тотальная мобилизация- О боли. СПб.: Наука, 2002. 544 с.
- Юнгер Ф. Совершенство техники. СПб.: Владимир Даль, 2002. 559 с.
- Ямпольский М. Видимый мир. Очерки ранней кинематографии. М.: НИИ киноискусства, 1993. 215 с.
- Ямпольский М. Наблюдатель. Очерки истории видения. М.: Ас! Матует, 2000. 287 с.
- Ямпольский M. Язык тело — случай: Кинематограф и поиски смысла. М.: НЛО, 2004. 376 с.
- Яусс Х.-Р. К проблеме диалогического понимания // Вопросы философии. 1994! № 12. С. 97−106.
- Agamben G. The Open. Man and Animal. Stanford: Stanford University Press, 2004. 100 p.
- Bachelard G. The Poetics of Reverie: Childhood, Language, and the' Cosmos. Boston: Beacon Press, 1971. 212 p.
- Barthes R. En sortant du cinema // Communications. 1975. № 23. P. 104 107.
- Baudry J.-L. Le dispositif: approches metapsychologiques de l’impression de realite // Communications. 1975. № 23. P. 56−72.
- Bennington T. L., Gay G. Mediated Perceptions: Contributions of Phenomenological Film Theory to Understanding the Interactive Video Experience // Journal of Computer-Mediated Communication. 2000: № 5 (4). P. 1062−1084.
- Blumer H. Symbolic Interaction: Perspective and Method. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1986. 208 p.
- Bordwell D. On the history of film style. Cambridge: Harvard University Press, 1997. 322 p.
- Bresson R. Notes sur le cinematographe. Paris: Gallimard, 2008. 139 p.
- Carroll N., Choi J. Philosophy of Film and Motion Pictures: An Anthology. New Jersey: Blackwell Publishing, 2006. 432 p.
- Cavell S. The world viewed: reflections on the ontology of film. Cambridge: Harvard University Press, 1979. 253 p.
- Cunningham C. Genealogy of Nihilism: Philosophies of nothing and the difference of theology. London: Routledge, 2002. 312 p.
- Daney S., Toubiana S. Perseverance. Paris: P.O.L., 1994. 171 p.
- Delezue G. Cours Vincennes 29/04/1980. Электронный ресурс. URL: http://www.webdeleuze.com/php/texte.php?cle=54&groupe:=Leibniz&la ngue=l (дата обращения: 5.05.2010)
- Dewey J. The Later Works of John Dewey. Vol. 1, 1925−1953: 1925, Experience and Nature. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1981. 464 p.
- Dreyer С. T. Reflexions sur mon metier. Paris: Cahiers du cinema, 1998. 192 p.
- Esthetique du film / Aumont J., Bergala A., Marie M., Vernet M. Paris: Nathan, 2002. 238 p.
- Feenberg A. Alternative Modernity: The Technical Turn in Philosophy and Social Theory. Berkeley: University of California Press, 1995. 200 p.
- Godard J.-L. Histoire (s) du cinema. 4 vol. Vol 2. Paris: Gallimard/Gaumont, 1998. 207 p.
- Goodstein E. S. Experience without qualities: boredom and modernity. Stanford: Stanford University Press, 2005. 461 p.
- Grieveson L., Wasson H. Inventing film studies. Durham: Duke University Press, 2008. 446 p.
- Heidegger M. Discourse On Thinking. New York: Harper & Row, 1969. 93 p.
- Heidegger M. The Fundamental Concepts of Metaphysics: World, Finitude, Solitude. Bloomington: Indiana University Press, 1995. 376 p.
- Jarvie I. C. Movies and society. New-York: Garland Pub., 1970. 394 p.
- KesslerF. Regards en creux// Reseaux. 2000. Vol. 18, № 99. P. 73−98.
- Klapp O. Overload and boredom: Essays on the quality of life in the information society. New York: Greenwood Press, 1986. 174 p.
- Klinger E. Daydreaming: Using Waking Fantasy and Imagery for Self-Knowledge and Creativity. Los Angeles, CA: Tarcher, 1990. 331 p.
- Klinger E. The power of daydreams // Psychology Today. 1987. № 21 (10). P. 36−44.
- L’amour du cinema. 50 ans de la revue Positif. Paris: Gallimard, 2002. 580 p.
- Mayne J. Cinema and Spectatorship. London: Routledge, 1993. 200 p.
- McGowan T. The Real Gaze. Film Theory After Lacan. Albany: State University of New-York Press, 2007. 254 p.
- Merleau-Ponty M. Le cinema et la nouvelle psychologie. Paris: Gallimard, 2009. 106 p.
- Metz C. Le signifiant imaginaire. Psychanalyse et cinema. Paris: Christian Bourgois, 1984. 376 p.
- Mitry J. The aesthetics and psychology of the cinema. Bloomington: Indiana University Press, 2000. 424 p. '
- Morin E. Le cinema, ou L’homme imaginaire. Essai d’anthropologie sociologique. Paris, 2007. 260 p.
- Mulhall S. On Film. Abingdon: Routledge, 2008. 160 p.
- Munsterberg H. The Photoplay: A Psychological Study. New York: Dover, 1970. 100 p.
- Online Etymology Dictionaiy. Электронный ресурс. URL: http://www.etymonline.com/ (дата обращения: 14.01.2010)
- Persson P. Understanding Cinema. A Psychological Theory of Moving Imagery. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 296 p.
- Raposa M.L. Boredom and-the religious imagination. Charlottesville: Virginia University Press, 1999. 199 p.
- Routledge Companion to Philosophy and Film / ed. P. Livingston, C. R. Plantinga. New York: Routledge, 2008. 684 p.
- Ruiz R. Poetique du cinema. Paris: Dis Voir, 1995. 117 p.
- Schrader P. Transcendental Style in Film: Ozu, Bresson, Dreyer. Berkeley: University of California Press, 1972. 194 p.
- Simondon G. Du mode d’existence des objets techniques. Paris: Aubier, 2008. 336 p.
- Sinnerbrink R. Heideggerian Cinema? On Terrence Malick’s The Thin Red Line // Film-Philosopy. 2006. Vol. 10, № 3. Электронный ресурс. URL: http://www.film-philosophy.com/2006vl0n3/sinnerbrink.pdf (дата обращения: 12.11.2009)
- Stam R. Film Theoiy. An Introduction. New Jersey: Blackwell Publishing, 2000. 392 p.
- Stiegler B. Technics and Time, 1: The Fault of Epimetheus. Stanford: Stanford University Press, 1998. 316 p.
- Thiele L.P. Postmodernity and the Routinization of Novelty: Heidegger on Boredom and Technology // Polity. 1997. Vol. 29. P. 489−517.
- Toscano A. Fanaticism and Production: On Schelling’s Philosophy of Indifference // Pli. 1999. № 8. P. 46−70.
- Tucker T. D. A Patient Cinema or a Cinema of Patience? (Robert Bresson for Foreigners) // Film-Philosophy. 2001. Vol. 5, № 20. Электронный ресурс. URL: http://www.film-philosophy.com/vol5−2001/n20tucker (дата обращения: 12.11.2009)
- Turner G. Film As Social Practice. London: Routledge, 1988. 222 p.
- Wurzer W. S. Filming and Judgment: Between Heidegger and Adorno. New Jersey: Humanities Press, 1990. 149 p.