Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ феномена отчуждения в условиях размывания ценностных ориентиров современного общества способствует, во-первых, поиску новой парадигмы социального бытия, учитывающей возросшую роль субъективного фактора в истории, с одной стороны, и внутренний разлад, духовный кризис субъекта, — с другой. Во-вторых, в постиндустриальном обществе феномен отчуждения обретает глобальные масштабы… Читать ещё >

Содержание

  • I. Глава. ОТЧУЖДЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
    • 1. 1. Эволюция понятия «отчуждение» в европейской философии (классический период)
    • 1. 2. Социально-философский контекст проблемы отчуждения в теоретическом наследии К. Маркса
    • 1. 3. Проблема отчуждения и самоотчуждения в европейском и русском экзистенциализме
    • 1. 4. Проблема отчуждения и самоотчуждения в отечественной и европейской философских школах XX века
  • ГЛАВА II. ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
    • 2. 1. Феномен глобализации и отчуждение: социально-экономический аспект
    • 2. 2. Цивилизационные аспекты политического отчуждения
    • 2. 3. Отчуждение, глобализация и социально-культурные трансформации в современном мире
    • 2. 4. Вызовы глобализма и альтерглобализм как теоретическая модель преодоления отчуждения

Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В связи с формирующейся парадигмой западного общества потребления, к числу актуальных проблем философии относится проблема отчуждения человека, его подчинения продуктам материальной и духовной деятельности. Эти продукты обретают статус незримой силы, господствующей над человеком. Стремительное развитие отчуждения есть показатель изменяющегося положения человека в обществе. Актуальность исследования связана с возможностью обнаружить природу социального феномена отчуждения.

Осмыслению этой проблемы посвящены многочисленные исследования, выражающие дух той или иной исторической эпохи. Потому она остается неисчерпаемой, характеризующей новые качества социального бытия, ценности и человеческие потребности. Однако при всей очевидной актуальности проблема отчуждения в условиях глобализации, в социально-философской литературе рассмотрена менее всего.

Проблема отчуждения обретает во многом новое звучание именно в современную эпоху, когда глобализация грозит мировому сообществу откатом от производительного принципа к монетаристскому в экономике, от плюралистической системы международных отношений к диктату однополярности в мировой политике. Претензии глобальных финансовых и политических игроков на утверждение глобального мирового порядка приводят к тому состоянию, всеобщего, глобального отчуждения. Нарушение традиционных связей — семейных, национальных, трудовых, духовных, — приводит к обезличиванию человека и атомизации социального бытия. Утверждение в массовом сознании чувства утраты высоких идеалов и смысла существования, нравственный релятивизм и пессимизм порождают отчужденность, одиночество.

Анализ феномена отчуждения в условиях размывания ценностных ориентиров современного общества способствует, во-первых, поиску новой парадигмы социального бытия, учитывающей возросшую роль субъективного фактора в истории, с одной стороны, и внутренний разлад, духовный кризис субъекта, — с другой. Во-вторых, в постиндустриальном обществе феномен отчуждения обретает глобальные масштабы экологического, производственно-технологического, духовного порядка. Более того, феномен отчуждения в контексте мировой политики и экономики получает воплощение в противопоставлении «золотого миллиарда» и остальной части человечества, Севера и Юга, Запада и Востока. В-третьих, человек постиндустриального общества зачастую утрачивает целостное представление о смысле бытия, личностного существования. Разрушение традиционных социальных структур, привычных форм общественной жизни, процесс отчуждения от власти, результатов труда, окружающего мира — все это предполагает необходимость философского осмысления различных форм отчуждения (экологического, технического, политического, морального, глобального и др.).

Степень разработанности проблемы. Феномен отчуждения становится предметом философского осмысления в немецкой классической философии. Проблема отчуждения как проблема объективации абсолютного духа в природе и историческом процессе, деятельностного отношения субъекта к объекту была одной из центральных в философии Г. Ф. Гегеля. К. Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» определяет в качестве исходного пункта анализа классового-антогонистических общественных отношений проблему отчужденного труда.

На протяжении XX века философская рефлексия проникала в конкретные проявления феномена отчуждения в различных культурах и отдельных сферах социальной действительности. Значительный вклад в исследование проблемы отчуждения внесла философия экзистенциализма. В работах А. Камю, Ж.-П.Сартра, КЯсперса и др. предлагались различные способы преодоления отчужденного состояния через активизацию индивидуальных способностей человека.

В философии русских экзистенциальных мыслителей (Н.Бердяев, Л. Шестов) проблема отчуждения решалась под углом зрения разрушительного воздействия на духовный мир человека различных форм объективированного мира — экономики, техники, государства, и др. У Н. Бердяева философия отчуждения занимает центральное место в осмыслении объективации реальности, в которой человек потерял «иерархическое место во вселенной». Объективная реальность представляется философом как реальность, порожденная определенной деятельностью человеческого духа. Т. е. человек существует в раздвоенном мире, где степень «принудительной материальности» прямо пропорцианальна степени внутренней отчужденности. Л. Шестов, усматривая корни отчуждения в логоцентристском мировоззрении, считал, что разум и наука не представляют ценности для личности и потому делают ее рабом необходимости.

Основы социально-психологического подхода к исследованию проблемы отчуждения были разработаны в философии Э. Фромма, К.Хорни. В их творчестве анализируется отчуждение в контексте социально-психологических явлений и межличностных отношений. Проблема самоотчуждения представлена в философии Г. Маркузе, Ю.Хабермаса.

Весомый вклад в изучение проблемы отчуждения внесли представители марксистской философии. Несмотря на то, что проблема отчуждения в отечественной философии во многом осмысливалась в контексте критики буржуазной философии, ее разработка открывала новые эвристические возможности для оценки происходящих процессов, существенно расширяла методологическую базу анализа. Проблема отчуждения обстоятельно исследовалась в работах Б. Н. Воронцова, И. И. Кального, Н. И. Лапина, А. И. Титаренко и др.

В трудах И. С. Нарского, Т. И. Ойзермана анализировались современные концепции отчуждения в отечественной и зарубежной философии и антропологические аспекты отчуждения. Критика концепций отчуждения в экзистенциализме осуществлена в работах В. А. Кувакина, И. С. Нарского, А. И. Новикова.

Проблема отчуждения в контексте опредмечивания и распредмечивания, исследовалась в трудах Э. В. Ильенкова, В. Ф. Асмуса, Э. Ю. Соловьева.

В отечественной философской литературе последних лет сделан значительный шаг в рассмотрении проблем социального, политического, психологического отчуждения. Отдельные аспекты проблемы отчуждения в контексте глобализации современного мира рассматриваются в исследованиях Б. В. Маркова, В. В. Парцвании, А. Н. Чумакова и др.

Таким образом, проблема отчуждения имеет определенную традицию в отечественной и зарубежной философии и социологии. Однако в последние десятилетия социальная реальность обернулась новой стороной — феноменом глобализации, — что предполагает расширить горизонт исследований в сравнительно новом направлении социальной философии — философии глобалистики как комплексного научного направления. Глобализация вывела феномен отчуждения за пределы субъект-объектных отношений в сфере трудовой деятельности — на уровень отношений акторов мировой политики. Это дает основание признать эволюцию отчуждения как социального феномена и наступление нового этапа в его исследовании.

Объектом диссертационного исследования является социальная природа отчуждения.

Предметом диссертационного исследования является анализ эволюции отчуждения как социального феномена в условиях глобализации.

Цель и задачи диссертационного исследования: Целью работы является содержательный анализ феномена отчуждения в контексте современных процессов глобализации. Цель определила постановку и решение следующих задач:

1. определить отчуждение как объект философского анализа, проанализировать теоретический генезис понятия «отчуждение», логику становления современных концепций отчуждения;

2. выявить мировоззренческие и методологические основания осмысления отчуждения в западноевропейской и отечественной философской традиции;

3. раскрыть социально-экономические, политические и социокультурные особенности проявления феномена отчуждения в условиях глобализации;

4. проанализировать новые аспекты отчуждения человека в современном мире.

Методологические основания исследования. В основу исследования положен принцип понимания отчуждения как социального феномена. В качестве методологических оснований исследования выступает, во-первых, диалектический метод, позволяющий выявить внутреннюю логику развития феномена отчуждения в связи с изменяющейся социальной реальностью. Во-вторых, используется сравнительно-исторический метод, позволяющий анализировать и сопоставлять философские искания прошлых лет и современные концепции отчуждения в контексте изменяющейся социальной реальности. В-третьих, автор обратился к методу восхождения от абстрактного к конкретному с целью обоснования необходимости признания культуры в качестве исходной «клеточки» познания процессов глобализации и, соответственно, феномена отчуждения.

Научная новизна исследования раскрывается в постановке проблемы и в следующих результатах исследования:

— выявлен и проанализирован генезис понятия «отчуждение», что позволило обнаружить сходные мировоззренческие и методологические основания социокультурные механизмы формирования и осмысления феномена отчуждения в европейской и отечественной философской мысли Х1Х-ХХ веков;

— обобщены исторически существующие и современные позиции в анализе проблем отчуждения в контексте глобальных процессов в европейской и отечественной социальной философии, определены внутренние (логика развития самой философской мысли в контексте проблемы отчуждения) и внешние факторы, влияющие на формирование и эволюцию проблем отчуждения (изменение и кризисные явления, происходящие в обществе — кризис идеалов, технизация жизни, дегуманизация, катастрофичность бытия);

— осуществлен сравнительный анализ диалектического и аксиологического подходов в осмыслении отчуждения в процессе развития и расширения сферы его действия, что позволяет раскрыть внутреннюю логику развития феномена;

— проанализирована социальная природа глобализма и особенности проявления всеобщности отчуждения в различных сферах социальной реальности (экономической, политической, социальной, духовной), выявлено, что глобализация и отчуждение являются результатом целого комплекса инновационных факторов и трансформационных процессов, вызывающих цивилизационный поворот в истории человечества;

— исследован ценностный аспект отчуждения как глобального социального феномена и обоснована его двойственная природа.

Результаты проведенного исследования формулируются в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Отчуждение является исторически обусловленным феноменом, истоки которого были заключены в капиталистическом способе производства;

2. В условиях глобализации социальный спектр феномена отчуждения имеет всеобщий характер, включая, помимо экономического, политическое, культурное и духовное отчуждение;

3. Альтерглобализм, как теоретическая форма поиска иных вариантов социального развития, предлагает новые способы преодоления отчуждения и самоотчуждения;

4. Для общества представляет опасность не любое отчуждение, которое до известных пределов является естественным процессом общественной жизни, а тот уровень, когда совокупная деятельность людей и их творений противостоит им как чуждая, антигуманная сила;

5. Расширение и разрастание отчуждения опасно. Отношение к отчуждению в современном мире не может быть антиномично: его нельзя преодолеть, но нужно преодолевать.

Практическая значимость исследования. Содержание и выводы данной работы могут быть использованы в лекционных курсах по истории философии, культурологии, эстетике, на семинарских занятиях по философии. Возможна на основе данного исследования подготовка спецкурса по проблеме отчуждения для студентов и аспирантов.

Апробация работы. Материалы и результаты исследования легли в основу публикаций и выступлений автора на научных конференциях: Научно-техническая конференция — 2004 (г. Мурманск) — Гражданское образование в условиях модернизации образования (МИПКРО, 2005) — Наука и образование — 2006 (г. Мурманск) — III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной философии» — 2007 (Томск). Диссертационная работа была обсуждена на заседании кафедры философии БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова. По теме диссертации опубликовано 8 статей, общим объемом 4 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и списка используемой литературы.

Заключение

.

Диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Отчуждение является исторически обусловленным феноменом, истоки которого были заключены в капиталистическом способе производства.

2. В условиях глобализации социальный спектр феномена отчуждения расширяется, включая, помимо экономического, политическую, социокультурную и духовную формы отчуждения. Различные способы проявления отчуждения свидетельствуют о его многоликости и многомерности, демонстрируют потенциальное и актуальное состояние отчуждения человека в его деятельности, когда человек превращается в «частичного человека», а продукт его творения — в самостоятельную силу, господствующую над человеком и враждебную ему. Через феномен отчуждения возможно характеризовать различные уровни отчуждения и рассматривать их в прочной взаимосвязи, целостности, исследовать общественные проблемы в целом.

3. Различные основания отчуждения обусловливают и различные уровни, формы его проявления. Само восприятие отчуждения в различные периоды свидетельствует о том, что отчуждение имеет некие константные и изменяющиеся со временем свойства. Отчуждение может быть единичным, локальным, а может быть и тотальным.

Отчуждение многопланово, оно имеет множество форм своего проявления, которые видоизменяются вместе с изменением общества, обретая всякий раз иную форму, но сохраняя свою сущность.

4. Содержание отчуждения, формы его проявления вытекают из сущности человека, которая проявляется, по крайней мере, на трех уровнях: природном (биологическом), социальном (коллективном) и личностном индивидуальном). Исходя из этого, можно говорить и о различных уровнях отчуждения: естественном, социальном, индивидуальном.

5. Отчуждение выступает сегодня как универсальная и многогранная категория, охватывающая широкий спектр социальных, экономических, психологических процессов и состояний, характеризующих отношение человека с человеком, обществом и миром. Отчуждение в современном обществе приобрело менее жесткие и утонченные формы. При этом ликвидация одних форм отчуждения не означает его устранения, формируются новые формы, неизвестные обществу. Процесс этот бесконечен во времени и пространстве.

6. Преодоление отчужденных состояний зависит от возможностей, которыми располагают отдельные люди, группы, социальные страты общества, человечество в целом. Границы таких возможностей в каждый реальный период истории определяются состоянием знаний, техники и характером, уровнем организации социальной и духовной жизни общества. Альтерглобализм выступает как теоретическая форма поиска иных вариантов развития, предлагает новые способы преодоления отчуждения и самоотчуждения.

7. В условиях глобализации современного мира феномен отчуждения претерпевает трансформации. Место человека в процессе глобализации меняется настолько быстро, что приводит к переоценке традиционных ценностей. Тенденции современной глобализации весьма противоречивы. Глобализация сама по себе, как положительное социальное явление, в ходе становления проявляет себя и отрицательно. Но негативные последствия глобализации не носят фатального характера. Конгруэнтность цивилизации и гуманизации в контексте глобализации вполне возможна. Это лучший путь к прогрессу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Асмус, В. Ф. Лев Шестов и Кьеркегор/ В.Ф.Асмус// Философские науки. — 1972. -№−4.-С.72−80.
  2. , В. Ф. Экзистенциальная философия: ее замыслы и результаты/ В. Ф. Асмус// Человек и его бытие как проблема современной философии: Критический анализ некоторых буржуазных концепций: сб. статей./ АН СССР, Ин-т философии М., 1978. — С. 222−251.
  3. , Л. В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории: монография/ Л.В.Баева- М-во образования и науки РФ, Астрах, гос. ун-т. Астрахань: Астрахан. ун-т, 2004. — 254 с.
  4. , И. Ф. О так называемом русском экзистенциализме / И. Ф. Балакина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8, Экономика. Философия. 1963. -№−6.-С. 88−96.
  5. , Н. А. Вязь души моей: (О философии Л. Шестова) / Н. А. Батова. М.: КМК Sei. press, 2000. — 157 с.
  6. , Ю. А. Критика религиозной философии Л. Шестова: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.06/ Бахныкин Юрий Акимович. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 24 с.
  7. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек — пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. — М.: Прогресс-традиция, 2000. 384 с.
  8. Бек, У. Что такое глобализация?: Ошибки глобализма — ответы на глобализацию / У. Бек — пер. с нем.А. Григорьева и В. Седельника. М.: Прогресс-традиция, 2001. — 303 с.
  9. Т. В. Социальный и индивидуальный уровни / Т. В. Белова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1991. — № 2. — С. 25−34.
  10. H.A. Судьба России. М., 1918. — 16 с.
  11. , Н. А. О назначении человека : Опыт, парадокс, этики. / Н. А. Бердяев — [авт. вступ. ст. П. Гайденко — примеч. Р. Медведевой]. — М. :
  12. Терра-Кн. клуб: Республика, 1998. 383 с. — (Библиотека философской мысли).
  13. , Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев — ред. В. И. Галий. Харьков: Фолио- М.: ACT, 2002. — 688 с. -(Вершины человеческой мысли).
  14. , Н. А. Судьба России : Самопознание / Н. А. Бердяев. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 541 с. — (Выдающиеся мыслители).
  15. , Н. А. Творчество и объективация сборник. / Н. А. Бердяев — сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. — Минск: Экономпресс, 2000. — 301 с. — (Наши миры).
  16. , Н. А. Философия свободного духа : сборник. / Н. А. Бердяев — [вступ. ст. А. Г. А. Г. Мысливченко — подгот. текста и примеч. Р. К. Медведевой]. М.: Республика, 1994. — 480 с. — (Мыслители XX века).
  17. , Н. А. Философия свободы сборник. / Н. А. Бердяев. — М.: Эконом-пресс — Харьков: Фолио, 1998. 732 с. — (Вершины человеческой мысли).
  18. , Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В. 2. Т. 1 Человек и машина / Н. А. Бердяев — вступ. ст., сост. примеч. P.A. Гальцевой. М.: Искусство: Лига, 1994. — 510 с. — (Русские философы XX века).
  19. , Н. Д. Апология безысходности : (Анализ буржуазных интерпретаций кризиса капитализма) / Н. Д. Бондаренко. М.: Мысль, 1984. — 208 с. — (Критика буржуазной идеологии и ревизионизма).
  20. A.B., Колганов А. И. Глобальный капитал. М., 2004. 512 с.
  21. А. В., Колганов А. И. Новая экономико-политическая реальность глобального мира: будущее России// Новая политика для новой экономикиального мира: будущее России.
  22. , А. В. Новая экономико-политическая реальность глобального мира: будущее России Электронный ресурс.: доклад / А. Бузгалин, А.
  23. Колганов. Электрон. дан. — Режим доступа: 11"р://к1.1ас.пагос1.п1/Юр/ц1оЬа1/ц1оЬго5.11(т, Свободный. — ЗаГЛ. С Экрана.
  24. , О. Д. Н. А. Бердяев: Интеллектуальная биография / О. Д. Волкогонова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. — 112 с.
  25. , О. Д. Специфика иррационализма Л. Шестова / О. Д. Волкогонова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. — 1997. № 3. — С. 16−25.
  26. , Д. М. Философия абсолютной печали (экзистенциальные разыскания) / Д. М. Володихин — Акад. естественных наук РФ, Ин-т спец. исторических дисциплин российской истории. — М.: Витязь, 1996. — 113 с.
  27. , Б. Н. Эволюция взглядов Маркса по проблемам отчуждения / Б. Н. Воронцов // Философские науки. 1974. — С. 12−20.
  28. , Г. Ф. Философия техники Николая Бердяева / Г. Ф. Вригт // Вопросы философии. 1995. — № 4. — С. 69−78.
  29. , П. П. Проблема личности в экзистенционализме / П. П. Гайденко // Вестник истории мировой культуры. 1961. — № 5 (29). — 159 с.
  30. , П. П. Прорыв к трансцендентному : Новая онтология XX века / П. П. Гайденко. — М.: Республика, 1997. — 494 с. (Философия на пороге нового тысячелетия).
  31. , Р. А. Очерки русской утопической мысли XX века / Р. А. Гальцева — Рос. АН, ИНИОН. М.: Наука, 1981.-208 с.
  32. Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель — послесл. М. Ф. Быковой. — Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: Наука, 2000. — 495 с. -(Памятники философской мысли)
  33. Г. В. Ф. Философия права: пер. с нем. / Г. В. Ф. Гегель — ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нересянц- авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нересянц. М.: Мысль, 1990. — 542 с. — (Философское наследие).
  34. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа. — М.: Наука, 2000.
  35. Глобалистика = Global studies: энциклопедия / гл. ред. и сост. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков — Центр научных и прикладных программ «Диалог" — М.: Радуга, 2003. 1328 с.
  36. . С. В. Россия после Путина: нарастание проблем / С. В. Гребениченко, В. П. Давыдов // Социально-гуманитарные знания. 2008.- № 3. С. 3−19.
  37. , А. А. Человек и отчуждение / А. А. Грицанов, В. И. Овчаренко. — Минск: Вышэйш. шк., 1991. — 126 с.
  38. , В. Философская антропология : учеб. пособие для вузов / Валерий Губин, Елена Некрасова. — М.: ПерСэ — СПб.: Университетская кн., 2000. 235 с. — (Humanitas).
  39. , В. Отчужденное государство : Проблемы политического и правового отчуждения в современной России. / В. Е. Гулиев — А. В. Колесников. М.: Манускрипт, 2005. — 215 с.
  40. , Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия : Проблемы нравственной философии / Ю. Н. Давыдов. — М.: Молодая гвардия, 1982.- 287с.
  41. , В.А. Эволюция идеи отчуждения в европейской мысли в контексте проблематики преступности и зла// Философия и общество. — 2007. — № 1. С. 14—31.
  42. , В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский — М.: Эксмо-пресс — Харьков: Фомо, 2001. — 896 с. — (Антология мысли).
  43. , Н. Русские религиозное возрождение XX века : пер. с англ. / Н. Зернов. — Paris: Ymca-press, 1974. — 382 с.
  44. , В. Д. О видах и формах отчуждения / В. Д. Иванов // Вестн. МГУ. Сер. 8, Философия. 1972. — № 1. — С. 22−30.
  45. , Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. — 464 с. — (Мыслители XX века).
  46. , В. JI. Расколотая цивилизация : Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции / В. JI. Иноземцев. М.: Academia: Наука, 1999. — 724 с.
  47. История философии: Запад — Россия Восток. Кн. 4. Философия XX в.: учебник для вузов/ Н. В. Митрошилова и др.- под ред. Н. В. Митрошиловой и А. М. Рудкевич. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1999. — 446 с.
  48. , И. И. отчуждение : истоки и современность / И. И. Кальной. — Симферополь: Таврия, 1990. 191 с.
  49. , А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: пер. с фр. / А. Камю — общ. ред., сост. и предисл. А. М. Рудкевич — ред. Д. Н. Носов. М.: Политиздат, 1990. — 415 с. — (Мыслители XX века).
  50. , И. Философское учение о религии. 4.1 «О сосуществовании злого принципа с добрым, или об изначально злом в человеческой природе"/ И. Кант// Соч.: в 6 т. М., 1964. — Т.4. — 4.2.
  51. , А. М. Антиисторизм философии существования / А. И. Каримский. М.: Знание, 1980. — 62 с.
  52. , М. Информационная эпоха : Экономика, общество и культура / Мануэль Кастельс — пер. с англ. под науч. ред. Шкаратана О. И. — Гос. ун-т Высш. шк. экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. 607 с.
  53. , Л. Н. Исследование проблемы отчуждения в экономической рукописи К. Маркса «К критике политической экономии» (1861−1863 гг.) / Л. Н. Коган // Философские науки. 1984. — № 4. — С. 12−17.
  54. , А. А. Отчуждение мнимое и реальное / А. А. Костин // Социс: Социологические исследования. — 1988. № 2. — С. 6−20.
  55. , И. И. Общественный кризис XX века и его отражение в ряде западных концепций / И. И. Кравченко // Вопросы философии. -2001.-№−8.-С. 3−16.
  56. , В. А. Критика экзистенциализма Бердяева / В. А. Кувакин. -М.: Изд-во МГУ, 1976. 205 с.
  57. , В. А. Опровержения и предположения Льва Шестова / В. А. Кувакин // Философские науки. 1990. — № 2. — С. 53−64 — № 3. — С. 54−65.
  58. , В. А. Религиозная философия в России : начало XX века / В. А. Кувакин. М.: Мысль, 1980. — 309 с.
  59. , Н. И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации / Н. И. Лапин // Вопросы философии. — 1992. № 12. — С. 2941.
  60. , Н. И. Молодой Маркс / Н. И. Лапин. — 3-е изд., доп. М.: Политиздат, 1986. — 479 с.
  61. , В. В. Гуманизм Льва Шестова / В. В. Лашов — под ред. проф. В. А. Кувакина. М.: Российское гуманистическое общество, 2002. — 117 с. — (Библиотека журнала «Здравый смысл»).
  62. , К. От Гегеля к Ницше : Революционный перелом в мышлении XIX в. Маркс и Кьеркегор / Карл Левит — пер. с нем. К. Лощевского — под. ред. М. Ермаковой и Г. Шапошниковой — СПб.: Владимир Даль: Фонд Ун-т, 2002. 679 с.
  63. , С. А. Трагедия свободы избранные произведения/ Сергей Александрович Левицкий — вступ. ст., сост. и коммент. В. В. Сапова. — М.: Астрель, 2008. 990 с. — (Социальная мысль России / редсовет В. И. Добреньков и др.).
  64. , С. Экзистенциальный диалог (Н. Бердяев и Л. Шестов) / С. Левицкий // Новый журнал. N. У, 1964. — Кн. 75. — С. 218−227.
  65. , В. И. О карикатуре на марксизм и империалистическом экономизме / В. И. Ленин // Полн. собр. соч.: в 55 т. 5-е изд. — М., 1980. -Т. 30.-С. 77−130.
  66. , В. И. О продовольственном налоге (значение новой политики и ее условия) 21 апреля 1921 г. / В. И. Ленин // Полн. собр. соч.: в 55 т. 5-е изд. — М., 1977. — Т. 43. — 205−245.
  67. , В. И. О профессиональных союзах, о текущем моменте и об ошибках т. Троцкого / В. И. Ленин // Полн. собр. соч.: в 55 т. — 5-е изд. -М., 1977. Т. 42. — С. 202−226.
  68. , В. И. Ответ на запрос левых эсеров / В. И. Ленин // Полн. собр. соч.: в 55 т. 5-е изд. — М., 1974. — Т. 37. — С. 56−57.
  69. , Р. А. Отчуждение техники как фактор социокультурного кризиса / Р. А. Лопатин, Э. Л. Щербаков // Научные и технические библиотеки. -2003. -№ 12.-С. 43−51.
  70. , К. Агрессия: (Так называемое «зло») / К. Лоренц — пер. с нем. Швейника Г. Ф. — М.: Прогресс: Универс., 1994?. 271 с. — (Библиотека зарубежной психологии).
  71. , Н. О. История русской философии: пер. с англ. / Н. О. Лосский — предисл. П. Б. Шалимова. М. Прогресс, 1994. — 456 с. — (Библиотека журнала «Путь»).
  72. , Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества / Д. Лукач- отв. ред. Т. И. Ойзерман, М. А. Хевеши- АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1987. — 614 с.
  73. , Д. Письмо Альберто Кароччи// Философские науки. 1989.-№ 6.- С.102−104.
  74. , Д. По поводу дебатов между Китаем и Советским Союзом// Философские науки. 1989. — № 6. — С.105−111.
  75. , Д. Демократическая альтернатива сталинизму// Коммунист. -1990.-№−14.-С. 34−46
  76. Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены/ Д. Лукач- Пер. с нем. И. Н. Буровой, М.А.Журинской- Общ. ред. и вступ. ст. И. С. Нарского, М. А. Хевеши. М.: Прогресс, 1991. 410 с.
  77. Д. История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике. М.: Логос-Альтера, 2003.
  78. , Г. Буржуазность и Гаг! роиг 1'аг1: Теодор Шторм (РОБ) // Логос. 2006. — № 1. — С.116−137.
  79. Л. Мир машины / Л. Мамород // Вест. Моск. ун-та. Сер 12, Политические науки. 1992. — № 1. — С. 62−81.
  80. , М. Маркс об отчуждении / М. Маркович // Вопросы философии. 1989. — № 9. — С. 36−51.
  81. , К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч.: в 50 т. / К. Маркс. Ф. Энгельс. -. 2-е изд. М., 1970. — Т. 43. — С. 1−4.
  82. , К. Экономические философские рукописи 1844 г. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч.: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. — М., 1974. — Т. 42.-С. 41−174.
  83. , К. Экономические философские рукописи 1857−1859 гг. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч.: в. 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. — М., 1968.-Т. 46, ч. 1.-С. 3−353.
  84. Марксизм и Россия: сборник. / Филос. о-во СССР [и др.] - [отв. ред. В. А. Лоскутов — ред. кол. А. В. Иванов и др.]. М.: Филос. о-во СССР, 1990. -284 с.
  85. Г. Одномерный человек. М.: Изд-во Ермак, 2003. — 226 с.
  86. , Г. Эрос и цивилизация — Одномерный человек : Исследование идеологии развитого индустриального общества / Герберт Маркузе — пер. с англ., послесл. А. Юдина. М.: ACT, 2003. — 526 с. — (Philosophy).
  87. , Л. М. Лев Шестов / Л. М. Морева — Ленинград, гос. ун-т, Пробл. совет по рус. философии. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 85 с. — (MP Мыслители России).
  88. , Н. В. Парабола жизненной судьбы Льва Шестова / Н. В. Мотрошилова // Вопросы философии. 1989. — № 1. — С. 129−144.
  89. А.Б. Амбивалентность отчуждения в современной культуре// Дефиниции культуры: сб. тр. участников Всерос. Семинара молодых ученых. Томск, 2001. С.263−267.
  90. , Л. А. Концепция исторического процесса К. Маркса: человеческий контекст / Л. А. Мусаелян // Философия и общество. — 2007. № 3(47). — С. 64−80.
  91. Мэй, Р. Открытие бытия: Очерки экзистенциальной психологии / Ролло Мэй — пер. с англ. А. Багрянцева.- М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2004. 200 с. — (Современная психология: теория и практика).
  92. , А. В. Этика глобализирующегося общества : Тенденции и проблемы глобализации в свете социально-этической концепции К.-О. Апеля / А. В. Назарчук. — М.: Деректмедиа Паблишн, 2002. — 381 с.
  93. , И. С. Категория отчуждения и идеологическая борьба / И. С. Нарский // Философские науки. — 1986. № 6. — С. 15−24.
  94. , И. С. Марксистская концепция отчуждения и экзистенциализма : (очерки критики экзистенциолизма) / И. С. Нарский // Философия марксизма и экзистенциализма: сб. ст./ под ред. И. С. Нарского и Т. И. Ойзермана. М., 1971. — 239 с.
  95. , И. С. Об историко-философском развитии понятия «отчуждение» // Философские науки. 1963. — № 4. — С. 97−99.
  96. , И. С. Об историко-философском развитии понятия «отчуждение» / И. С. Нарский // Философские науки. 1963. — № 4. — С. 97−106.
  97. , И. С. Отчуждение и труд : по страницам произведений К. Маркса / И. С. Нарский. М.: Мысль, 1983. — 144 с.
  98. , И. С. Проблема отчуждения в теоретическом наследии К. Маркса / И. С. Нарский // Философские науки. 1983. — № 2. — С. 20−30.
  99. , И. С. Проблема отчуждения в экзистенциализме и религия / И. С. Нарский // Философские науки. 1966. — № 1. — С. 62−72
  100. , А. И. Нигилизм и нигилисты : Опыт критической характеристики / А. И. Новиков. Л.: Лениздат, 1972. — 296 с.
  101. , С. Ф. Навстречу Логосу: экзистенциализм и герменевтика / С. Ф. Одуев — Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — М.: РАГС, 1998.-182 с.
  102. , Т. И. Марксизм и немарксистская философия XX века / Т. И. Ойзерман // Философские науки. 1991. — № 7. — С. 3−14.
  103. , Т. И. Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме / Т. И. Ойзерман. М.: Знание, 1965. — 79 с. — (Философия IXX—XX вв.).
  104. , Т. И. Формирование философии марксизма / Т. И. Ойзерман.- 3-е изд. М.: Мысль, 1986. — 461, 2. с.
  105. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / Ортега-и-Гассет X. // Вопросы философии. 1989. — № 3. — С. 114−155.но. Ортега-и-Гассет X. Размышления о технике //Вопросы философии. -1993.-№ 10.
  106. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Дегуманизация искусства //Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  107. Ортега-и-Гассет X. Избранное. М., 1990.
  108. Отчуждение труда: История и современность / Я. И. Кузьминов, Э. С. Набиуллина, Вад. В. Радаев, Т. Б. Субботина. М.: Экономика, 1989. -285 с.
  109. Отчуждение труда: История и современность / Я. И. Кузьминов, Э. С. Набиулин, В. В. Радаев, Г. П. Субботина — ред. авт. кол. Я. И. Кузьминов.- М.: Экономика, 1989. 287 с.
  110. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира = Aliention of man in the globalization perspective: сб. филос. ст. / редкол. Б. В. Марков и др. Вып. 1. — СПб.: Петрополис, 2001. — 377 с.
  111. , А. С. Искушение глобализмом / Александр Панарин. М.: Рус. нац фонд: Соловьев А. В., 2000. — 378, 3. с. — (Россия и мир: итоги XX века: альм.- №-ш 1/2000).
  112. , Н. А. Отчуждение как феномен коллективности / Н. А. Печерских // Вопросы философии. 2003. — № 5. — С. 30−43.
  113. , А. Человеческие качества / Аурелио Печчеи — пер. с англ. О. В. Захаровой — общ. ред. и вступ. ст. Д. М. Гвишиани. 2-е изд. — М.: Прогресс, 1985.-312 с.
  114. , Г. Г. Глобализация и цивилизационное многообразие мира. В 2 ч. Ч. 1. Россия и Запад в процессе глобализации / Г. Г. Пирогов — Рос. акад. наук, Ин-т сравнит, политологии. — М.: Слово, 2002. — 400 с.
  115. Платон. Государство. Книга шестая// Мыслители Греции. От мифа к логике: сочинения. -М., 1998.
  116. А., Булатов Ю. Россия в глобальном мире: некоторые теоретическик аспекты исследования. М., 2003.
  117. , А. Глобальные процессы и международные отношения Электронный ресурс.: (проект) / Алексей Подберезкин. Электрон, дан. — Режим доступа: lUtp:/Avvunas1ed.ni/pressa/isdaniva/ulobal 1/index.htm. Свободный. -Загл. с экрана.
  118. , С. В. Существование и деятельность в определении ценностного отношения монография. / С. В. Поросенков. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2002. — 408 с.
  119. Проблема отчуждения в современной теории культуры, этике и эстетике: сб. ст. / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького — [редкол. Н. К. Эйнгорн и др.]. Свердловск: УрГУ, 1990. — 134, 1. с.
  120. , В. Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке / В. Г. Пушкин. — СПб.: Лань, 2000. — 448 с. (Мир культуры, истории и философии).
  121. Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / Рос. акад. наук, Отделение общественных наук, Секция философии, социологии, психологии и права — отв. ред. В. С. Степин. М.: Наука, 2007. — 639 с.
  122. , О. Ю. Политическое отчуждение человека / О. Ю. Рыбаков — под ред. О. Б. Манжора — Сарат. гос. акад. права. — Саратов: Изд-во СГАП, 1997. 107 с.
  123. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Жан-Поль Сартр — пер. с фр., предисл., примеч. В. И Колядко. М.: Терра: Кн. клуб: Республика, 2002. — 638 с. — (Библиотека философской мысли).
  124. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Жан-Поль Сартр — пер. с фр. М. Грецкого. М.: Изд-во иностр. лит., 1953. — 42 с.
  125. , Т. А. От философии существования к структурализму / Т. А. Сахарова. М.: Наука, 1974. — 294 с.
  126. , А. И. К вопросу о понятии «Ничто» / А. И. Селиванов // Вопросы философии. 2002. — № 7. — С. 52−65.
  127. , Т. Ю. Современные проблемы философии : Дискуссии о кризисе культуры в западноевропейской и русской философии: курслекций / Т. Ю. Сидорина — М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т печати. М.: Мир книги, 1997. — 101 с.
  128. , Е. М. Проблема отчуждения в различных мировоззренческих парадигмах / Е. М. Солина // Вестн. ун-та Рос. Акад. образования. — 1997. -№−2(3).-С. 192−205.
  129. , Э. Ю. Экзистенциализм (историко-критический очерк) / Э. Ю. Соловьев // Вопросы философии. 1966. — № 12. — С. 76−88 — 1967. — № 1.-С. 126−139.
  130. , Э. Ю. Экзистенциализм и научное познание / Э. Ю. Соловьев. -М.: Высш. шк., 1966. 156 с.
  131. Сферы глобализации как сферы диалога между цивилизациями: (Абстракты) Электронный ресурс. — Электрон, дан. — Режим доступа:11Кр:/Аууу.репсеГгот1), irmonv.org/7cafri) с&кеу=134< Свободный. — ЗагЛ. С Экрана.
  132. Тезисы докладов всесоюзной научно-практической конференции «Отчуждение как социокультурный феномен», 16−18 апр. 1991 г., Симферополь / науч. ред. И. И. Кальной. — Киев: О-во «Знание» Украины, 1991.-87 с.
  133. , А. И. О месте понятия отчуждения в системе категорий марксизма / А. И. Титоренко, Б. Н. Воронцов // Вопросы философии. -1978.-№ 11.-С. 100−112.
  134. , А. И. Глобализация : процесс и осмысление / А. И. Уткин. М.: Логос, 2001.-253 с.
  135. , К. К критике гегелевской философии права/ К. Маркс, Ф. Энгельс// Соч. 2-е изд. -М., 1955. — Т.1. — С.88−98.
  136. , JI. Сущность христианства// Избр. филос. соч. — М., 1955. — С.32−37.
  137. Феноменология политического отчуждения Электронный ресурс. -Электрон, дан. — Режим доступа: hltp://vvvw.raskopki 1 .kod.kiev.ua/new page 5. htm, свободный. — Загл. с экрана.
  138. И.Г. Соч.: пер. с нем. СПб., 1993. Т. 1−2.
  139. , В. Человек в поисках смысла : сборник: пер. с англ. и нем. / В. Франкл — общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева — вступ. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с. — (Библиотека зарубежной психологии).
  140. , Э. Бегство от свободы. Человек для себя: пер. с англ. / Э. Фромм. М.: ACT, 2004. — 571 с. — (Philosohi).
  141. , Э. Душа человека : сборник. / Э. Фромм [пер. с нем. В. Закса, пер. с англ. Т. Панфиловой]. М.: ACT: Транзиткнига, 2004. — 572 с. -(Philosohi).
  142. , Э. Мужчина и женщина сборник. / Э. Фромм — [сост. П. С. Гуревич и С. Я. Левит]. М.: ACT, 1998. — 509 с. — (Классики зарубежной психологии / отв. ред. П. С. Гуревич).
  143. , Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм — авт. вступ. ст. П. С. Гуревич. М.: Республика, 1993. — 415 с. — (Библиотека этической мысли).
  144. , Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фуку яма — пер. с англ. М. Б. Левина. М.: ACT: Ермак, 2004. — 588 с. — (Philosophy).
  145. , Ю. Философский дискурс о модерне сб. лекций. / Юрген Хабермас — [пер. с нем M. М. Беляева и др.]. М.: Весь мир, 2003. — 414 с. — (Тема).
  146. Ю. Расколотый Запад / Пер с нем. О. И. Величко и Е. JI. Петренко. — М.: Изд-во Весь мир, 2008. — 192 с.
  147. С. Бытие и время = Sein und zeit / Мартин Хайдеггер — пер. с нем. В. В. Бибихина. Изд. 3-е, испр. — СПб.: Наука, 2006. — 450 с. -(Слово о сущем — т. 39).
  148. , М. Преодоление метафизики// Время и Бытие: сб. М., 1993. — С. 177—192.
  149. , С. Что такое метафизика? / Мартин Хайдеггер — пер. с нм. В. В. Бибихина. М.: Академический проект, 2007. — 303 с. -(Философские технологии).
  150. , М. Разговор на проселочной дороге : Избранные статьи позднего периода творчества: / Мартин Хайдеггер — под ред. A. JI. Доброхотова — пер. с нем. Т. В. Васильева и др. — М.: Высш. шк., 1991. — 192 с. (Библиотека философа).
  151. , М. А. Массовое общество в XX веке / М. А. Хевеши // Социс: Социологические исследования. — 2001. № 7. — С. 3−12.
  152. , К. Невротическая личность нашего времени. Самоонализ / К. Хорни — пер. с англ. В. В. Старовойтова — общ. ред. и послесл. Г. В. Бурменской. М., Прогесс, 1993. — 480 с.
  153. , А. Мыслители нашего времени : (62 портр.): справочник по философии Запада XX в. / Артур Хюбшер — пер. с нем. И. А. Саца — общ. ред. А. Ф. Лосева. М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. — 312 с.
  154. , А. Н. Метафизика глобализации : культурно-цивилизованный контекст / А. Н. Чумаков- Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: Канон: Реабилитация, 2006. 514 с.
  155. , JI. И. Sola Fide — только верою: Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь / Л. Шестов. Paris: YMCA-Press, 1966. — 295 с.
  156. , Л. И. Апофез беспочвенности : (Опыт адогматического мышления) / Л. Шестов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 213 с.
  157. , Л. И. Избранные сочинения / Л. Шестов- сост. и вступ. ст. В. Ерофеева. М.: Ренессанс, 1993. — 512 с. — (Страницы мировой философии).
  158. , Л. И. На весах Иова : (странствования по душам) / Л. Шестов. -Paris: б. и., 1929.-412 с.
  159. , Л. И. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. И. Шестов. 2-е изд. -СПб.: Шиповник, 1911. — 6 т.
  160. , Л.И. Умозрение и откровение: религиозная философия Владимира Соловьева и другие статьи / Лев Шестов- собр. после смерти Шестова его дочерьми Paris: YMCA-Press, 1964. -343, 5. с.
  161. , С. И. Философия трагедии Льва Шестова / С. И. Шитов // Вест. МГУ. Сер. 7, Философия. 1993. — № 2. — С. 35−42.
  162. , М. В. Человек: бытие и отчуждение = Man: Being and alienation: Опыт антропологической герменевтики / М. В. Шугуров. — Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1999. — 375 с.
  163. , К. Смысл и назначение истории: сборник: пер. с нем. / К. Ясперс- вступ. ст. П. П. Гайденко- коммент. В. Н. Катасонова. — 2-е изд. М.: Республика 1994. — 527 с. — (Мыслители XX века).
Заполнить форму текущей работой