Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этико-философские основания экономических воззрений в творчестве С. Н. Булгакова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ этико-философских воззрений С. Н. Булгакова выявляет глубокую идейную содержательность и непреходящее значение его нравственной философии. Истоки, питавшие ее, своеобразны и уходят своими корнями в традиции как западноевропейской, так и отечественной общественно-философской мысли и православного богословия. Булгакова по праву можно назвать одним из выдающихся русских философов «серебряного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. С.Н. Булгаков как представитель классической русской религиозной философии
    • 1. Основные этапы становления нравственных воззрений С.Н. Булгакова
    • 2. Нравственно-философские взгляды
  • С.Н. Булгакова
  • Глава II. С.Н. Булгаков и традиции нравственного оправдания хозяйствования
    • 1. Влияние западной традиции этического оправдания хозяйственной деятельности на формирование взглядов
  • С.Н. Булгакова
    • 2. Обоснование С. Н. Булгаковым религиозно-этического характера хозяйственной деятельности

Этико-философские основания экономических воззрений в творчестве С. Н. Булгакова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в России в условиях нарушения сложившихся экономических связей, смены форм собственности и изменения поведения хозяйствующих субъектов при общем экономическом спаде наблюдается резкое снижение этического уровня деловых отношений. Получение сверхприбылей за счет несовершенства законодательства, попустительства властей, коррупции и других действий порождает атмосферу потребительства и вседозволенности, приводит к снижению «нравственной планки» партнерства и делового взаимодействия.

Этика хозяйственных и правовых отношений, сложившаяся в годы командно-административной экономики, не пригодна на этапе формирования рынка, который не имеет еще в России своего этического базиса. Между тем, на Западе уже давно обсуждаются вопросы этики деловых отношений, присущей современному рыночному хозяйству. В России же эти вопросы только выносятся на суд общественности. Православная церковь, обращая внимание на моральную сторону деловых отношений, призывает всех граждан следовать советам Христа и относиться к своим соотечественникам как к братьям и сестрам. При этом церковь не ставит перед собой цель выработать готовые рецепты этического поведения на каждый случай жизни. Ее задача состоит в том, чтобы способствовать внутреннему совершенствованию человека, в том числе занятому в экономической сфере, независимо от национальных, этнических и социальных различий.

Истинно христианское общение и духовное взаимодействие людей являются одним из главных условий поведения, соответствующего нормам морали. При этом христианская мораль никогда не отвергала активную экономическую деятельность, такую, которая сейчас называется словом «бизнес». Христиане, по учению Церкви, призваны изменить мрачные стороны жизни, осветив их светом учения Христа. Религия интегрирует этическую составляющую мировоззрения в моральные основы экономической деятельности людей.

В современном обществоведении сложилась ситуация, когда экономика оставляет свои претензии на доминирование над философией и историей хозяйства и обращается к живой человеческой личности, проблемам ее личной ответственности и творческой воли. Данный подход к развитию экономической теории предполагает ее обогащение достижениями других общественных науксоциологии, истории, философии. Он рассматривает экономику как часть науки о человеке, а хозяйство — не только как процесс индивидуальный, но и родовой, исторический, как реализацию деятельного, творческого отношения человека к миру и исходит из положения о наследовании социальных и духовных явлений, определяющих тип хозяйствования. В центре такого исследования стоит человек как конкретный духовный тип со всей сложностью и многообразием психологических мотиваций.

В этой связи становится актуальным обращение к творчеству русского религиозного мыслителя конца XIX — начала XX вв. — Сергея Николаевича Булгакова. Именно С. Н. Булгаков, стоявший у истоков исторического нравственно-этического направления культурных традиций либеральной русской экономической мысли, предвосхитил развитие многих направлений социально-экономических наук.

С.Н. Булгаков был одним из немногих русских мыслителей, переосмысливших западную традицию оправдания хозяйственной деятельности, создав при этом свою собственную оригинальную концепцию православного «экономического человека», по сути единственную нравственно-экономическую концепцию личности в русской религиозной философии. Представляется, что эта концепция должна быть актуализирована в современной ситуации для решения проблемы выхода из социально-экономического и духовно-нравственного кризиса, переживаемого нашим обществом.

Таким образом, имея сложившиеся на том историческом рубеже уникальную философскую традицию и оригинальную экономическую школу, которые обладали собственным взглядом на развитие России, мы еще не использовали это теоретическое наследие в полной мере. Поэтому его системное изучение представляется чрезвычайно актуальным.

Переосмысление идей творчества С. Н. Булгакова может способствовать формированию нового стиля идеологического, политического, в конечном счете, государственного мышления, основанного на нравственных ценностях. У России должна быть собственная стратегия развития национальной экономики, традиционно связанная с духовными ориентирами и нравственными ценностями, разрабатываемыми в трудах отечественных мыслителей.

Степень научной разработанности темы. Объем литературы, которая касается изучения русской философии «серебряного века» достаточно значителен. Однако даже в сравнении с другими русскими мыслителями конца XIX — начала XX вв. творчество С. Н. Булгакова предстает одним из наименее исследованных. Первыми его критиками в контексте борьбы материализма и идеализма в России были A.C. Волжский (Глинка) (45), А. М. Горький (59), В. И. Ленин (98- 99).

Что касается работ советских исследователей, то они, к сожалению, не многочисленны и укладываются в рамки одностороннего марксистского подхода, без чего никогда не были бы напечатаны даже в конце 1980;х гг., когда оценки Булгакова и других «легальных марксистов» стали более взвешенными. Отметим в качестве таковых П. П. Гайденко (50), В. Н. Дуденкова (72), В. А. Кувакина (94), Н. С. Семенкина (132), О. П. Целикову (162).

Основными источниками по изучению творческого наследия мыслителя служат работы русских философов H.A. Бердяева (17), В. В. Зеньковского (79), Н. М. Зернова (81), Н. О. Лосского (102), Н. П. Полторацкого (121), Г. В. Флоровского (148). Эти авторы рассматривают преимущественно онтологию, гносеологию, метафизику, социальную философию. Кроме того, есть работы, анализирующие отдельные аспекты социально-политических, религиозно-философских, экономических воззрений С. Н. Булгакова, а также множество биографических и обзорных заметок, авторами которых являются Б. П. Вышеславцев (48), JI.A. Зандер (77), А Мень (107), Б. В. Яковенко (172) и др.

Высокую оценку наследие С. Н. Булгакова получило в грудах зарубежных исследователей русской философской мысли. Булгаковская аргументированная критика марксизма и выявление его богоборческой сущности получили широкое распространение и признание на Западе в качестве классического образца критики марксизма. Кроме того, его отстаивание идей «веховской» философии, религиозно-этические взгляды приобрели там популярность и стали предметом исследования таких авторов, как А. Валицкий (41), Б. Гройс (61), Л. Люкс (105), Р. Э. Пул (122), L. Kolakowski (183), J. Sutton (184).

В последние годы творчество С. Н. Булгакова все чаще становится объектом изучения отечественных специалистов, среди которых следует отметить работы В. Н. Акулинина (2- 3), М. Антонова (10), В. Н. Бодрова (23), Д. И. Выдрина (47), З. В. Гришина (60), А. В Гулыги (62- 63), Ю. Н. Давыдова (67 — 69), K.M. Долгова (70), И. Елисеевой (75), В. А. Кувакина (94), В. М. Лысака (103), Б. Любимова (104), С. М. Половинкина (120), Р. Редлих (124), И. Б. Роднянской (125- 126), В. В. Сапова (130), С. С. Хоружего (159 — 161), И. Р. Шафаревича (166).

Были рассмотрены и проанализированы труды основоположников западной традиции оправдания хозяйственной деятельности: М. Вебера (42), П. Козловски (87) и др.

Из научных трудов, представленных на соискание ученой степени кандидата философских наук, следует назвать работы Т. В. Абрамовой (1), Ю. В. Зартайской (78), И. В. Зиновьева (82), Д. А. Крылова (93), И. К. Москвиной (109), С. А. Позднякова (119), A.B. Щавелева (168), Б. Н. Яблонского (171), в которых рассматриваются социально-философские, эстетико-философские, религиозно-философские взгляды С. Н. Булгакова, его историография, метафизика, и нет ни одной, специально посвященной этическим взглядам мыслителя, особенно связанной с нравственным оправданием хозяйственной деятельности.

Нами предпринята попытка восполнить указанный пробел и без идеологических и политических пристрастий проанализировать этико-философские воззрения С. Н. Булгакова.

Цель и задачи исследования

Наследие русских мыслителей «серебряного века» составляет часть мировой культуры. Многие религиозные философы, осмысливая глобальные процессы отечественной истории, разрабатывали государственные, правовые, экономические, а также религиозные и нравственные основы строительства будущей России. Они верили, что их труды будут востребованы последующими поколениями. В соответствии с этим целью данной диссертации является анализ этико-философских воззрений одного из представителей русской религиозной философии конца XIX — начала XX вв. -С.Н. Булгакова.

Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

— выявить место С. Н. Булгакова в культурно-историческом контексте «серебряного века»;

— определить общетеоретические истоки и научно-философское влияние, обусловившие формирование личности С. Н. Булгакова и его философского мировоззрения;

— рассмотреть основные этапы развития этико-философских взглядов мыслителя;

— определить своеобразие его нравственно-философского творчества;

— выделить ключевые моменты в этической концепции философа, в частности: а) нравственное оправдание хозяйственной деятельностиб) соотношение свободы и хозяйствав) свободу личности как высшую этическую ценность. г) православное осмысление и оправдание благосостоянияд) аскезу как главный принцип любой христианской экономической системы.

Методологические основания диссертации. Теоретической и методологической основой исследования являются этико-философские работы, :реди которых следует отметить труды Р. И. Александровой, A.A. Гусейнова, З. Г. Дробницкого, В. В. Ильина, А. П. Скрипника, А. И. Титаренко и др. эазработанный ими категориальный аппарат этической науки использован в данной работе. Активно привлекались методы исследования духовно-фавственного аспекта экономической деятельности, разработанные в зарубежной гауке, прежде всего М. Вебером, П. Козловски и др.

Для определения своеобразия философии Булгакова, анализа специфики основных аспектов его концепции, выявления культурно-исторического значения {еятельности мы используем сравнительно-исторический метод. Для выявления собственно этического содержания творческого наследия мыслителя был фименен метод комплексного этического анализа, объединяющего функциональный и субстанциональный подходы к анализу морали на основепротиворечивого использования их научного аппарата. Для выявления [ерархии ценностей в хозяйственно-этической системе мыслителя был применен 1етод аксиологического анализа.

Научная новизна работы. Творчество С. Н. Булгакова до сих пор [едостаточно изучено. Все работы, посвященные его личности, в основном водятся к исследованию биографии мыслителя. Были предприняты отдельные опытки изложения его религиозно-философских, социально-философских и экономико-философских взглядов. Нами впервые рассматривается его этико-философская концепция, в частности нравственное оправдание хозяйственной деятельности в контексте становления личности мыслителя, эволюции его взглядов.

Булгаков был единственным русским мыслителем, создавшим православную хозяйственную этику в отличие от рассудочной традиции оправдания хозяйствования, которая сформировалась и развивалась на Западе. Предшествующие философско-хозяйственные теории, по мысли Булгакова, были этически несостоятельны. С позиций российской православной традиции понимания хозяйственной жизни, российский мыслитель создал учение, в котором обосновал неизбежную связь экономической деятельности с задачами социальных преобразований и реализацией общественного идеала. В отличие от западной традиции приоритет смещался именно в этическую сторону хозяйствования.

Исходя из познавательных особенностей русской мысли, мы обосновали принадлежность творчества С. Н. Булгакова к единой духовной традиции, что дает возможность по-новому взглянуть и на творчество других представителей русской мысли той эпохи.

На защиту выносятся следующие положения.

1. В эволюции хозяйственно-этических взглядов С. Н. Булгакова можно выделить три основных этапа: восприятие марксизма, переход на идеалистические позиции и становление оригинальной концепции «православного хозяйствования». Взгляды мыслителя в эти периоды формировались под влиянием, соответственно, К. Маркса — в первый, И. Кантаво второй, Вл. Соловьева, Ф. М. Достоевского и круга русских идеалистических философов-современников — в третий.

2. С. Н. Булгаков, восприняв и переработав многие идеи протестантской хозяйственной этики, создал собственную оригинальную православную концепцию хозяйствования, где все виды деятельности находятся в органической внутренней взаимосвязи, базисом которой является приоритет нравственно-религиозной самореализации личности.

3. Русским философом был создан нравственный идеал православного «экономического человека», для которого характерен приоритет ценностей труда, приносящего радость, благосостояния, позволяющего выйти из состояния зависимости в состояние свободы, разумного самоограничения, связанного с христианской аскезой и совместной созидательной деятельности, позволяющей преодолеть характерную для Запада тенденцию к атомизации личности и эгоизму.

4. Центральное место в иерархии нравственных ценностей, созданной С. Н. Булгаковым, занимает категория труда, причем мыслитель находит новое нравственное содержание этого явления, связанное с осмыслением его как творческого процесса. Человек в нем как бы уподобляется Творцу, становится сопричастным божественной благодати.

5. Русский философ в своем творчестве предложил оригинальное решение проблемы нравственного оправдания благосостояния, представив его как условие достижения свободы, освобождения человека от «рабства природы», фактор снижения зависимости от внешних материальных факторов.

Практическая и теоретическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по этике и истории философии, социальной философии, истории экономических учений, истории религии, антропологии, культурологии, а также будут полезны в дальнейшем изучении философского и экономического наследия С. Н. Булгакова.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования получили отражение в докладах, сделанных на IV Бахтинских научных чтениях (Саранск, 1998), на XXVII Саранских международных Огаревских чтениях (Саранск, 1999), на заседаниях кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ им. Н. П. Огарева и в ряде публикаций автора. Материалы и выводы диссертации были использованы при подготовке учебного пособия по этике.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ этико-философских воззрений С. Н. Булгакова выявляет глубокую идейную содержательность и непреходящее значение его нравственной философии. Истоки, питавшие ее, своеобразны и уходят своими корнями в традиции как западноевропейской, так и отечественной общественно-философской мысли и православного богословия. Булгакова по праву можно назвать одним из выдающихся русских философов «серебряного века». Пройдя сложный духовный жизненный путь от марксизма к идеализму, а от него к православной церковности, С. Н. Булгаков оставил богатое этико-философское наследие, важнейшей особенностью которого является острое ощущение человеческой личности как божественного начала в человеке. Отсюда и исходит ориентированность философа на нравственную проблематику. Главным фактором идейной эволюции С. Н. Булгакова является нравственный критерий, поэтому все его творчество насквозь проникнуто пафосом неустанного искания нравственного идеала. Именно поиск Града Небесного на Земле определил теоретические поиски в ранний марксистский период его творчества.

Среди основных тем этого этапа: экономическая, в рамках которой ставились не только политэкономические вопросы, но и философские. Все попытки решения теоретических проблем в этот период заканчивались неудачами. Научные изыскания привели С. Н. Булгакова к отрицанию притязаний марксизма, как, впрочем, и науки в целом, на предсказание «царства небесного» на земле.

С учетом вышесказанного вполне последовательным и логичным шагом в духовном развитии философа представлялось смещение теоретических интересов в область идеализма, где происходил дальнейший философский поиск оснований для разрешения прежних проблем. В это время важнейшим духовным источником, который позволил мыслителю по-новому взглянуть на тему религии, абсолютные ценности духа, осознать необходимость борьбы за них, было наследие основоположника теории положительного всеединства Вл. Соловьева. Другим важным духовным источником послужило творчество величайшего русского писателя Ф. М. Достоевского, идеи которого о своеобразии русского православия и смирения, непрекращающейся борьбе Добра и Зла и о «всесветном единении во имя Христова» послужили сильным аргументом к переходу на позиции православного богословия. Кроме этого влияние Достоевского сказалось на обновленном восприятии проблемы социализма как лучшего трудоустройства. Именно поэтому в начале XX в., Булгаков приходит к построению собственной идеалистической системы, определяя центральные ее понятия в «Философии хозяйства». Сочетание прежней экономической проблематики и развернутой критики марксизма придает этому труду особый смысл во всем теоретическом наследии философа.

Это было время, когда экономическая проблематика, а именно нравственное оправдание хозяйственной деятельности особо занимало философа. С. Н. Булгаков, глубоко изучив западную традицию этического оправдания хозяйственной деятельности, тем не менее, по-своему переосмыслил ее. Поэтому обстоятельной критике в его творчестве были подвергнуты основные принципы экономического материализма, концепция «экономического человека» классической новоевропейской политической экономии, а также либеральная трактовка хозяйства.

Многие идеи протестантской хозяйственной этики были восприняты С. Н. Булгаковым, переработаны и наполнены новым духовным содержанием при создании собственной оригинальной православной концепции хозяйствования. При этом Булгакову удалось не отойти от канонов традиционной православной догматики. Булгаков не противопоставляет этику и экономику при разрешении центральной проблемы создания гармоничной концепции экономической морали. Православие не знает автономной этики, и посему экономика является хоть и существенным, но лишь одним из проявлений человеческой деятельности.

В концепции экономического материализма, уходящей своими корнями в учение И. Бентама и Д. Рикардо, С. Н. Булгаков усматривал неоправданную претензию обосновывать хозяйственно — экономическую деятельность только на экономическом интересе без учета религиозно-этических факторов. Признавая за экономическим материализмом огромное научное значение, русский философ, тем не менее, считал, что оно исходит из несостоятельных философских предпосылок. Будучи попыткой создания сугубо научной и общезначимой исторической онтологии, экономический материализм является, по мысли Булгакова, наивной и догматической метафизикой, которая стремится втиснуть все богатство культурно-исторической жизни в узкие, априорные рамки. Совершенно неверным русский философ считал основывать критерий нравственности на соображениях выгоды и пользы.

Политэкономия не должна, по мнению мыслителя, превращаться в онтологию. В исторической жизни главное внимание следует обращать на конкретно-индивидуальное, неповторимое, а не на абстрактно-всеобщее. Здесь русский философ в какой-то мере сближается с идеями В. Виндельбанда, Г. Рикккерта и др., концентрировавшими внимание на значимости духовной деятельности.

Предшествующие философско-хозяйственные теории, по мысли С. Н. Булгакова, были этически несостоятельны. С позиций российско-православной традиции понимания хозяйственной жизни российский мыслитель создал учение, в котором обосновал неизбежную связь экономической деятельности с задачами социальных преобразований и реализацией общественного идеала. В отличие от западной традиции приоритет смещался именно в этическую сторону хозяйства.

Особое место в творческом наследии С. Н. Булгакова занимают исследования протестантской хозяйственной этики, которая существенно изменила понимание аскезы — главного принципа любого экономического образования. Признавая важнейшее историческое значение протестантизма, русский мыслитель подробно рассматривает его религиозно-этические предпосылки. В генезисе капитализма русский философ вместе с его современником М. Вебером главными детерминирующими факторами считает не сугубо экономические, а религиозно-духовные. Но если М. Вебер, рассматривая духовные истоки капитализма, пришел к выводу, что духовность и моральность больше не присутствуют в хозяйственной деятельности, то Булгаковым религиозно-моральный аспект никогда не выводился за пределы политэкономического и экономического анализа.

Самой высшей этической направленностью С. Н. Булгаков считал свободу личности. Только в свете этой ценности нужно давать сравнительную оценку разных хозяйственных форм. Рассмотрение свободы личности как высшей этической ценности требует конкретизации вопроса о соотношении свободы и хозяйства. Эта проблема является центральной для всего творчества Булгакова, так как в ней проявились практически все направления мысли ученого от сугубо теоретических построений до воззрений на современную ему историческую ситуацию.

Православный «экономический человек», по Булгакову, соединяет в себе черты мироотреченности и миро-приятия, и это совмещение противоположностей дает наибольшую энергию аскетического, религиозно-мотивированного труда. Православный, хозяйственный труд, по мысли Булгакова, свободен. Роль христианства состоит в том, чтобы этически направлять хозяйственную энергию.

В своей религиозно-этической концепции С. Н. Булгаков отрицал традицию «автономной» этики, утверждавшую различные масштабы морали для мирской и светской жизни. Признавая за аскетически-монашеским образом жизни «религиозно-этический» максимализм, русский философ, тем не менее, считал, что мирская повседневная, практическая деятельность также по своему существу моральна и поэтому оправдан перед Богом. Булгаков был одним из немногих русских православных мыслителей, кто преодолел дуализм между Градом Земным и Градом Божьим, заложенным в самой традиционной христианской цогматике. Свою концепцию морали он противопоставил восточно-христианской, :угубо аскетической и пессимистической по отношении к миру традиции, наметив пути сближения православия с западными, католическими и протестантскими, вероисповеданиями.

Философ, в принципе, не делал больших различий между хозяйством и экономикой. Тем не менее, он наполнил понятие «хозяйство» более глубоким смыслом. Экономика в его рассмотрении предстает областью активной человеческой жизни, в ее основе лежит теоретическое знание. Булгаков тонко уловил и прочувствовал различие между «экономикой» и «хозяйством». Если понятие «хозяйство» можно отнести к любой деятельности человека, то экономика характеризует его специфическую особую хозяйственную деятельность. В сущности экономика — это особая форма бытия хозяйства. Понимание указанных различий позволяет увидеть предмет исследования во всей его широте и глубине. Вместе с тем оно обнажает смысловую и историческую ограниченность экономики. Воспринимая ее идеи и задачи, философия хозяйства не только отмечает экономические противоречия и ограниченность, но и говорит о духовных основаниях этой науки — метаэкономики. Так происходит рождение нового учения о бытии человека в мире. Если экономический мир предстает царством наживы и прибыли, расчета, то мир философии хозяйства — это мир и Бога, и Человека. Он одухотворен творчеством, созиданием, Преображением. Причем преображая мир, человек преображает свою душу, он концентрируется не на его противоречиях, а на удивительной гармонии, постигает Премудрость Божию — Софийность. Человек предстает не просто частным элементом прогресса. Он получает от Творца приглашение в соратники, он участвует в активном преображении окружающей реальности. Происходит одухотворение, обожение процесса труда. Это уже не процесс, это творчество вне классов, вне товаро-обменных и экономических понятий. Человек в нем как бы уподобляется Творцу, становится сопричастным божественной благодати.

Булгаков утверждает трансцендентность мира и хозяйственного бытия. Он исходит из такого принципа, что трансцендентное начинается там, где заканчивается имманентное, а имманентное это то, что доступно видению и осязанию человека. Это мир человека, в котором он живет и в котором он хозяйствует. Трансцендентное же, по мнению С. Н. Булгакова, недоступно для него. Оно только является ему иногда, его реальность доказывается не фактами и логикой, а верой. Однако оно не чуждо человеку, оно постоянно присутствует в нем, в его жизни и бытии.

В концепции С. Н. Булгакова категория труда наполнена огромным этическим содержанием. Огромное нравственное значение заключается в том, что труд есть средство воспитания воли, борьбы с дурными наклонностями, а также возможность служения близким. Христианство безмерно подняло сознание достоинства труда, не признававшегося в древнем мире, в частности, и хозяйственного «производительного труда».

Христианство видит в хозяйстве одно из последствий грехопадения и оно призывает как к свободе от хозяйства, так и не допускает освобождать себя от труда. Труд предстает как религиозное послушание, наложенное на человека, как средство воспитания и как долг перед природой. Труд в концепции Булгакова, -прежде всего религиозный и этический феномен, а не просто мирской акт по производству каких-либо вещей.

Православный идеал монашества реализуем не только в стенах монастыря, но и в непосредственно мирской деятельности. Главным русский мыслитель считал вовсе не внешнее формальное отречение от мира ради веры и Бога, а внутреннее самоотречение, не мешающее полноценной реализации личности в мирской жизни.

Религиозно-этическая концепция С. Н. Булгакова не мыслима вне эстетического компонента, который не менее важен, нежели собственно морально-практический. Как монашеская, так и мирская деятельность определялась им как «духовное художество» и приравнивалась к искусству. В своей религиозно-эстетической концепции С. Н. Булгаков приближается к неоплатонической и поздневизантийской традиции с ее направленностью на «умную красоту», которая неразложима на этическую и эстетическую сторону. Эстетизм православия, кроме этого, нейтрализует ригористический морализм, нашедший свое высшее воплощение в учении И. Канта.

В концепции С. Н. Булгакова православная система оправдания хозяйственной деятельности не противоречит западной христианской (как католической, так и протестантской). Он видит достоинства и недостатки обеих систем. Булгаков не занимается отрицанием неправославных религиозно-этических систем. Он надеется, что во взаимном общении разные христианские народы, принадлежащие к разным исповеданиям, смогут взаимно «поучаться друг от друга». В частности Запад может восполнить свою сухость вдохновленностью православия, прославленный же Восток может многому научиться в области религиозного регулирования обыденной жизни у христианского Запада.

Таковы общетеоретические положения православной этики Булгакова. Опираясь на них, философ создал оригинальную концепцию православного «экономического человека», по сути единственную в русской религиозной философии.

Осознавая, что в одном исследовании невозможно охватить все многообразие творческих идей мыслителя в их развитии, тем не мы попытались создать объемный очерк этических взглядов С. Н. Булгакова с позиций современной науки. Эта работа может послужить основанием для дальнейшей разработки этического наследия философа, таящего в себе немало идей актуальных и для сегодняшнего дня, и для вечности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.В. Космизм в русской религиозной философии: B.C. Соловьев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков: Дис.. канд. филос. наук. М., 1994. -186 с.
  2. В.Н. С.Н.: Вступительная статья // Булгаков С.Н. Христианский социализм: Споры о судьбах России. Новосибирск, 1991. — С. 5 — 24.
  3. В.Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьёва к П. А. Флоренскому. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. — 154 с.
  4. Р.И. Духовность личности в философии российского зарубежья: философско-педагогический аспект // Образование и педагогическая мысль российского зарубежья. 20−50-е годы XX века. -Саранск, 1997. С. 10- 12.
  5. Р.И. Нравственная философия и творческое наследие М.М. Бахтина. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. — 176 с.
  6. Р.И. Ответственность как проблема нравственной философии // Философия М. М. Бахтина и этика современного мира. Саранск, 1992. -С. 5- 13.
  7. Р.И. Русское зарубежье: духовность, философия, нравственность II Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы. Саранск, 1997. — С. 210 — 228.
  8. Р.И., Курносикова Е. А. Россия: духовность, философия любви. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999. — 176 с.
  9. Е.М. Гуманизм и проблема общественного идеала в русской философии XX века // ОНС. 1997. — № 3 — С. 65 — 74.
  10. М. Этика живого христианства // Наш современник. 1990. — № 12. -С. 154- 159.
  11. Р.Г. Идеи морали и базовые нормативно-этические программы. -М.: ИФРАК, 1995. 353 с.12
Заполнить форму текущей работой