Экспериментально-психологическое исследование взаимосвязи в развитии музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей 5-7 лет
Диссертация
В последние годы наметилась тенденция к пересмотру основ воспитания и обучения, создаются авторские и региональные программы, появляются новые формы обучения, методики и т. д. Перспективная разработка новых методов воспитания и обучения должна опираться на последние достижения психологической науки и исторический опыт в изучении и развитии способностей. Опыт мировой и отечественной психологии… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МУЗЫКАЛЬНЫХ, ПСИХОМОТОРНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
- 1. 1. Психофизиологические основы взаимосвязи и компенсации способностей
- 1. 2. История изучения взаимосвязи различных способностей человека
- 1. 3. Проблемы взаимосвязи музыкальных, психомоторных и познавательных способностей в современной психологии
- 1. 4. Понятийный аппарат проблемы исследуемых категорий взаимосвязи способностей
- Глава 2.
- ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ, ПСИХОМОТОРНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 5−7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ТРАДИЦИОННОГО И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
- 2. 1. Организация экспериментального исследования
- 2. 1. 1. Тестовый материал для исследования музыкальных способностей детей и процедура диагностики
- 2. 1. 2. Методика экспресс-тестирования психомоторных способностей детей
- 2. 1. 3. Методика психодиагностики познавательных способностей детей
- 2. 2. Уровень развития музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей на констатирующем этапе эксперимента
- 2. 3. Организация и содержание комплексного формирующего эксперимента по развитию музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей
- 2. 3. 1. Методика формирования музыкальных способностей детей 5−7 лет
- 2. 3. 2. Методика экспериментального развития психомоторных способностей детей 5−7 лет
- 2. 3. 3. Методика формирования познавательных способностей детей 57 лет
- 2. 4. Результаты психолого-педагогического эксперимента по формированию музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей 5−7-лет
- 2. 5. Изучение и анализ корреляционных взаимосвязей между отдельными компонентами музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей
- 2. 1. Организация экспериментального исследования
Список литературы
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: Новый взгляд // Вопр. психологии, 1995, № 1. -С.111−131.
- Айзенк Г. Ю. Проверь свои способности. М.: Мир, 1972.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопр. психологии, 1968, № 6.
- Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. В сб.: Проблемы способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1969. 339с.
- Андреев O.A., Хромов Л. Н. Тренируйте память. М.: Просвещение, 1994. -208 с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
- Античная музыкальная эстетика / Вступит, очерк и собр. текстов А. Ф. Лосева. М., 1960.
- Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.
- Аристотель. Собр.соч.: В 4-х т. М., 1975.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1973.
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.
- Бахтияров О.Г. Постинформационные технологии: Введение в психоне-тику. Киев: Экспир, 1997. 160 с.
- Белоус В.В., Щебетенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск, 1996. 203 с.
- Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
- Бернштейн H.A. Физиология движений и активности. М., 1990.
- Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991.
- Бине А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности / Под ред. Рубинштейна Б. М. Госизд. Украина, 1923.
- Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л., 1974.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагенство, 1994. 68 с.
- Бражников М. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1975.
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
- Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.
- Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей, а процессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагигоческой психологии. Ч. 2. М., 1981.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
- Венгер Л.А., Пилюгина Л. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988.-144 с.
- Верджерио П. О благородных нравах и свободных науках. В кн.: Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сб. текстов. Ч. 2. Саратов, 1988.
- Ветлугина H.A. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1989. 270 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. С.42−269.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 224 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
- Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1983.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1997.-416 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Педагогика, 1960.
- Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. М.: Мысль, 1996.-272 с.
- Герцман Е. Античное музыкальное мышление. Л., 1986.
- Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т., М.: Мир, 1996. 376 с.
- Голубева Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психол. журнал, 1989, № 4. С.75−86.
- Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопр. психологии, 1986, № 5.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.
- Голубинов В.В. Условия оптимальности решения психофизической задачи // Психология сегодня Ежегодник Российского психологического общества. Т. 2, выпуск 3, М., 1996. С. 22.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993.
- Грубер Р. Всеобщая история музыки. М., 1965.
- Гульянц Е.И. Детям о музыке. М.: Аквариум, 1996. 388 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск, 1997. 237 с.
- Дорфман Л.Я. Исследование влияния музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики. Автореферат дис. канд. психол. наук. Пермь, 1980.
- Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей. В кн.: Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Под ред. Т. Галкиной, Э. Лоарер. М.: Институт психологии РАН, 1997, 296 с.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996. 224с.
- Дружинин В.Н. Философские основы психологии. М.: МНЭПУ, 1997. -244 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: ИНФРА М, 1997. -256 с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. -208 с.
- Епифанов Е.Г., Шпагонова Н. Г. Влияние музыки на решение психофизической задачи // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 2, выпуск 3, М., 1996. С. 27.
- Ермолаев Б.В. Моторный аккомпанемент поэтического творчества. // Психол. журнал, 1995, т. 16., № 5. С.59−62.
- Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. М., 1989.
- Заика Е.В. Соотношение объема моторной кратковременной памяти и точности воспроизведения движений // Психол. журнал, 1993, т. 14, № 3. -С.126.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Издательство «Ось-89», 1999.-64 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 480 с. .
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. С. 15−18.
- Иванова А .Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
- Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2. М., 1981.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов. композитор, 1982.-С.123.
- Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое, М., 1976.
- Как определить и развить способности ребенка /Сост. В. М. Воскобойников. СПб.: РЕСПЕКС, 1996. 432 с.
- Кинарская Д. К. Современное представление о музыкальных способностях // Вопр. психологии, 1998, № 2.
- Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков, Фолио, 1996.
- Кодай 3. Избранные статьи. М., 1982.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения, т. 1−2, М., 1982.
- Комиссарова Л.Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1986. 144 с.
- Конвенция о правах ребенка. В сб. Права ребенка. М.: Новая волна, 1999. 128 с.
- Корюн. Житие Маштоца. Ереван, 1981.
- Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. М.: Просвещение, 1994.-79 с.
- Коссов Б.Б. Комплексная методика изучения психомоторики и личности школьников. В кн.: Психологические проблемы физического воспитания школьников. М., 1989. -С.21−37.
- Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. Москва Воронеж, 1997.-48 с.
- Котова О. Королевство Скрипичного Ключа // Дошкольное воспитание, 1995, № 10. С.35−43.
- Коул М. Культурно-историческая психология, М.: Когнито-Центр, 1997. -432 с.
- Курбатова И.А. Возможности полимодального подхода в диагностике детской одаренности // Вопр. психологии, 1995, № 2. С.59−60.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии, 1959, № 6.
- Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию. Собрание педагогических сочинений. М.: ФиС, 1952. т.2. С. 110.
- Локк Дж. Избранные философские произведения, т. 1−2. М., 1960.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. В 5-ти т. М., 1979.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1970.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. С.4−50.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд. МГУ, 1976.
- Майкапар А.Е. Музыкальная культура Древнего Египта // Вопросы истории, 1974, № 8.
- Майоров В.В., Мышкин И. Ю. Корреляционная размерность электроэнцефалограммы и ее связь с объемом кратковременной памяти // Психол. журнал, 1993, т. 14, № 2. С.62−65.
- Маркина А.В., Мальцева И. В., Лебедев А. Н. Связь параметров альфа-ритма с объемом кратковременной памяти // Психол. журнал, 1995, т. 16, № 2. С.128−129.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. С.Пб.: Евразия, 1997.-430 с.
- Матюгин И.Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. М.: Эйдос, 1996. 112 с.
- Мифы народов мира. В 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев М.: Российская энциклопедия. Олимп, 1997.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., Просвещение, 1990.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль, 1997.-240 с.
- Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967.
- Музыкальное воспитание в СССР. М.: Сов. Композитор, 1978. 460 с.
- Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.
- Мустафин A.M. Биологически активные точки и интеллектуальная активность // Вопр. психологии, 1997, № 2.
- Нагибина Н.Л. Две парадигмы исследования музыкального восприятия // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 2, выпуск 3, М., 1996. С. 26.
- Немов P.C. Психология: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994. 576 с.
- Немов P.C. Психология: В 3 кн.: Кн. З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: Владос, 1995. -512 с.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
- Носуленко В.Н., Самойленко Е. С., МакАдамс С. Вербальные описания при восприятии музыкальных звуков // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 2, выпуск 3, М., 1996. с. 25.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
- Озеров В.П. Диагностика психомоторных способностей у школьников, студентов и спортсменов. Ставрополь, 1995. 58 с.
- Озеров В.П. Исследование сенсорного компонента спортивных способностей у юных атлетов-многоборцев. Автореферат дис. канд. психол. наук. М., 1976.-24 с.
- Озеров В.П. Психологические основы диагностики и формирования психомоторных способностей у школьников и студентов. Автореферат дис. докт. психол. наук. М., 1993. 38 с.
- Озеров В.П. Формирование психомоторных способностей у школьников. Кишинев: Лумина, 1989. 112 с.
- Павлов И.П. Полн. собр. соч. 2-е изд. Т. 3. Кн. 1, 2. М.-Л., 1951. С. 27.
- Перепелица А.Д. Музыкальная культура и кризис эмоций // Вопр. психологии, 1990, № 3. С.121−122.
- Петровский A.B. Психология о каждом и каждому о психологии. М.: Издательство РОУ, 1996. 328 с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов н/Д, Феникс, 1996. 416 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997. 384 с.
- Планета детства: региональная программа дошкольного образования. Ставрополь, 1995. 124 с.
- Платон. Диалоги. М., 1986.
- Платонов K.K. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие для учебн. заведений профобразования. М.: Выс. шк., 1984.- 174 с.
- Платонов К.К. Проблема способностей. М.: Наука, 1972.
- Поддьяков H.H. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2. М., 1981.
- Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967.
- Пономарев Я., Галкина Т., Кононенко М. Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов. В кн.: Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Под ред. Т. Галкиной, Э. Jloapep. М.: Институт психологии РАН, 1997. 296 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
- Психологическая диагностика: учеб. пособие / Под ред. K.M. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: УРАО, 1997. 304 с.
- Психологическая диагностика детей и подростков: учеб. пособие для студентов / Под ред. K.M. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 360 с.
- Психологические проблемы физического воспитания школьников: сборник научных трудов. М., 1989. 182 с.
- Психология индивидуальности в трудах В. С. Мерлина и ее развитие в современном человекознании / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1998. -186 с.
- Радынова О.П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение: Владос, 1994. -223 с.
- Ратанова Т.А. Обучение младших школьников тонким двигательным различиям на уроках физкультуры // Вопр. психологии, 1990, № 2. С.82−84.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996.-529 с.
- Розенов Э.К. Закон золотого сечения в поэзии и в музыке. В кн.: Статьи о музыке. Избранное. М., 1982.
- Розин В.М. Психология: теория и практика: учеб. пособие для высшей школы. М.: Форум, 1997. 296 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред.
- B.В.Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
- Рубинштейн C. JL Основы общей психологии. М., 1946.
- Рубинштейн C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. М., 1960, № 3. С. 9.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.
- Сергиенко JI. П., Кореневич В. П. Взаимосвязь чувствительности кинестетического анализатора и психомоторики человека // Вопр. психологии, 1990, № 2. -С. 132.
- Сеченов И. М. Избр. Филос. и психолог, произв., М., 1947. с. 416.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Хар-вест, 1997.-800 с.
- Смоленцева A.A. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.: Просвещение, 1993. 96 с.
- Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
- Тарасов Г. С. О психологии музыки // Вопр. психологии, 1994, № 5.1. C.95.
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., Педагогика, 1988. С.80−133.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Избр. труды. М., 1985. С.42−222.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 1997.-240 с.
- Тонкова Ямпольская Р. В., Черток Т. Я. Ради здоровья детей. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
- Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах. М.: Прогресс, 1987. -495 с.
- Фриман Д. Как развить таланты ребенка от рождения до 5 лет. М., 1995.-240 с.
- Худяков А.И. Экспериментальное исследование взаимодействия зрительной и слуховой модальности // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 2, выпуск 3. М., 1996.
- Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Автореферат дис. докт. психол. наук. Л., 1989.
- Чуприкова Н.И. Время реакций и интеллект: почему они связаны (о дискриминативной способности мозга) // Вопр. психологии, 1995, № 4. -С.65.
- Чуприкова Н.И., Ратанова Т. А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников // Вопр. психологии, 1995, № 3. С. 104.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
- Шадриков В.Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность» // Психол. журнал, 1983. Т. 4, № 5.
- Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении, М., Просвещение, 1980.
- Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М., 1991.
- Шидфар Б .Я. Ибн Сина, М., 1981.
- Шнеерсон Г. М. Музыкальная культура Китая. М., 1952.
- Эйнон Д. Творческая игра: От рождения до десяти лет. М.: Педагогика -Пресс, 1995.-192 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва Воронеж, 1997. — 416 с.
- Эстетика Ренессанса. Т. 1, М., 1981.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983.-304 с.
- Bentley Arnold. Musical alility in children and its measurement. London, Harrap, 1966.-p. 151.
- Caroll J.B. Human cognitive abilies. Cambridge: Univ. Press, 1993.
- Klausmeir H.J., Lehmann I.J., Beeman A., Relationship among physical mental and achievement measures in children of low, average and high intelligence. Child Develop. Abstrs and Bibliogr., 1960, vol. 34, p.408.
- Konig H. Zur experimentellen Untersuchungen der Musikalitat. Wurzburg, 1938.
- Kries J. Wer ist musikalisch? Berlin, 1926.
- Mcleish J. Musical Cognition // Music education Research. Papers, 1968, № 2.
- Phillips D. An investigation of the Relationship between Musicality and telligence // Psychology of Music, 1976. vol.4.
- Seashore C. The psychology of musical talent. Leipzig, 1919.