Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Креативность как компонент адаптационного потенциала личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическую основу работы составили ключевые положения личностно-ориентированного подхода (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, С. JI. Рубинштейн), субъектно-деятельностного подхода (Б. Г. Ананьев, В. Н. Панферов, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. JI. Рубинштейн), интегративного, трансформационно-композиционного подхода (В. Н. Панферов), а также принципы системности… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. КРЕАТИВНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Креативность: психологическое содержание, факторы и условия проявления
    • 1. 2. Содержание и структура адаптационного потенциала личности
    • 1. 3. Адаптационные возможности креативности
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Обоснование выбранного направления исследования
    • 2. 2. Объект, организация и схема исследования
    • 2. 3. Описание методов и методик исследования
    • 2. 4. Авторская программа развития креативности личности
    • 2. 5. Методы статистической обработки данных
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
    • 3. 1. Результаты исследования креативности в структуре адаптационного потенциала личности в условиях первого этапа обучения
    • 3. 2. Результаты второго этапа исследования креативности, личностных свойств и адаптационного потенциала
    • 3. 3. Результаты третьего этапа исследования креативности, личностных свойств и адаптационного потенциала

Креативность как компонент адаптационного потенциала личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Формирование новых социальных отношений в нашем обществе во многом определяет возникновение двух взаимно дополняющих тенденций. С одной стороны, в обществе возросла потребность в творческих, креативных людях, способных к неожиданным и оригинальным открытиям и идеям. С другой стороны, практически вся система организации нашей социальной жизни, в частности система образования ориентирована на логическое, прагматическое мышление. Указанные тенденции порождают одно из противоречий, определяющее необходимость изучения креативных возможностей личности, а также условий их развития и трансформации.

Изучение креативности сопряжено с большими трудностями, которые возникают, главным образом, в связи с ее рассмотрением вне целостной структуры личности и вне ее жизненных целей. В настоящее время можно выделить несколько подходов к пониманию феноменов креативности. Среди них.

• креативность как особенность интеллекта, как отражение уровня или свойства мышления [Д. Б. Богоявленская, 1981; Э. Д. Телегина, 1975; Е. Е. Туник, 1997];

• креативность как способность интеллекта [В. Н. Дружинин, 1999; М. С. Каган, 1989; Н. С. Лейгес, 1988];

• креативность как потребность личности в поисково-преобразовательной деятельности при условии активного взаимодействия со средой [Я. А. Пономарев, 1976; Н. В. Хазратова, 1978];

• креативность как свойство целостной личности [А. М. Матюшкин, 1989; Е. Л. Яковлева, 1997; Дж. Батгерворд, 2000; Г. Шсптенлоэр, 2000].

Среди указанных подходов только последний включает креативность в целостную структуру личности. Сегодня важной и актуальной научной задачей является поиск путей исследования креативности в единстве не только когнитивных, личностных, но и адаптационных проявлений в условиях стремительно меняющейся действительности. Тем более, что соотношение между креативностью и адаптированостью в психологии представлено преимущественно одной тенденцией: ослабление некоторых адаптационных возможностей наблюдается у креативных лиц [Н. В. Хазратова, 1978; Д. Б. Богоявленская, 1981; В. Н. Дружинин, 1999]. Возникает вопрос о целесообразности развития креативности как потребности общества.

Актуальной задачей общей психологии и психологии личности является разработка модели креативности как целостного психического образования, которое не сводится только к интеллектуальным свойствам. Важным для данной парадигмы является создание условий для проявления и развития таких компонентов, как дивергентное мышлениесамостоятельное целеполаганиеспособность к автономному, внутренне регулируемому поведению, развивающаяся рефлексияосознанность своих поступков, ответственность за них и предвидение последствий своих действийконструктивность и адекватность в сфере межличностного взаимодействияинтуитивно-духовная ориентация в присвоении социального опыта.

Существенным препятствием для изучения креативности становится отсутствие эффективных, концептуально обоснованных комплексных программ развития творческого мышления, базирующихся на представлениях о целостности социальной-психологической организации личности, вскрывающих механизмы формирования креативности и обеспечивающих создание условий для свободного творческого самовыражения личности.

В качестве модели для реализации интегративного подхода к изучению креативности как единства интеллектуальных, личностных и адаптационных проявлений может быть использован начальный этап обучения детей в школе. Для выбора модели исследования было важно, что начало обучения в школе сопряжено большими нагрузками на адаптационные механизмы и то, что в младшем школьном возрасте еще отсутствуют стереотипы реагирования на проблемные ситуации. Гуманистический подход в противовес технократическому ориентирует на восприятие каждого человека как цельной и неповторимой личности, поведение которой определяется врожденным стремлением к самоактуализации и творческому самовыражению, развитию природных способностей, индивидуальному поиску смысла своей жизни. В доступной нам литературе не удалось обнаружить исследований, посвященных особенностям интеграции креативности, личностных свойств и адаптационного потенциала, ее структурной организации и трансформации в младшем школьном возрасте.

Цель исследования заключалась в изучении структурно-динамических особенностей интеграции креативности и адаптационного потенциала личности в условиях свободного творческого самовыражения.

Теоретический анализ психологической литературы по проблеме позволил сформулировать следующую гипотезу: креативность представляет собой целостное многокомпонентное образование, развитие которого возможно в условиях свободного творческого самовыражения. Развитие образной и вербальной креативности способствует интеграции личностных свойств и адаптационного потенциала.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами нами были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Осуществить анализ и систематизацию научных представлений о психологическом содержании феномена креативности.

2.Раскрыть психологическое содержание, структуру и возможности трансформации креативности.

3.Исследовать особенности интеграции креативности, личностных свойств и адаптационного потенциала в зависимости от длительности участия в процессе творческой самореализации.

4. Разработать программу развития креативности младших школьников в условиях творческого самовыражения.

5.Апробировать программу развития креативности личности младших школьников в процессе реального обучения.

Теоретико-методологическую основу работы составили ключевые положения личностно-ориентированного подхода (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, С. JI. Рубинштейн), субъектно-деятельностного подхода (Б. Г. Ананьев, В. Н. Панферов, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. JI. Рубинштейн), интегративного, трансформационно-композиционного подхода (В. Н. Панферов), а также принципы системности, развития, детерминизма, единства внешнего и внутреннего (Б. Г. Ананьев, И. П. Волков, В. Н. Панферов). Базовыми стали исследования творческого мышления (Н. Е. Веракса, Л. Ф. Обухова, П. П. Подъяков, И. В. Смолярчук), воображения (О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова, Е. Е. Сапогова], творческой одаренности (А. М. Матюшкин, Е. С. Белова, И. А. Бурлакова), исследования креативности как проявления неадаптивной продуктивной активности (Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, Н. Е. Хазратова, В. Т. Кудрявцев), особенностей личности креативных детей (Г. В. Бурменская, В. М. Слуцкий, В. М. Астапова, Е. JL Барышникова) Использовались принципы организации сравнительного, лонгитюдного и комплексного исследования (Б. Г. Ананьев).

Предмет исследования — креативность как целостное личностное, взаимодействие компонентов креативности, личностных свойств и адаптационного потенциала младших школьников в условиях свободного творческого самовыражения.

Объект исследования: в исследовании участвовали 106 учащихся средней общеобразовательной школы МОУ «Ново — Девяткинская СОШ № 1», из них 56 человек составляли экспериментальную группу. В нее входили 29 мальчиков и 27 девочек в возрасте 7−10 лет. Контрольная группа включала в себя 50 человек: 26 мальчиков и 24 девочки, того же возраста. Все учащиеся в ходе исследования обучались по основной образовательной программе.

Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы экспериментальный и психодиагностический методы, опрос, методы экспертной оценки для родителей, методы математико-статистического анализа данных психологического исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Креативность представляет собой многокомпонентное сложноорганизованное целостное психическое образование, раскрывающее способность младших школьников к экспериментированию, трансформации вербальных и образных стандартов, установлению новых ассоциативных связей между предметами и явлениями, которая активно реализуется в учебном и жизненном опыте. Креативность интегрирована в структуру личностных свойств и адаптационного потенциала младших школьников, степень которой обусловливается возможностями систематической свободой творческого самовыражения.

2. Креативность — развиваемое психическое образование при создании условий для свободного творческого самовыражения, которые реализуются специальной программой развития креативности личности. Развивающий эффект программы обеспечивается активизацией процессов осознания, рефлексии, интерактивности и свободой выражения.

3. Развитие вербальной и образной креативности активизирует интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные и регулятивные свойства личности младших школьников, расширяющие возможности их взаимодействия с социально-коммуникативной сферой. Развитие креативности также приводит к повышению адаптационного потенциала, что объективно выражается в улучшении состояния здоровья, повышении школьной успеваемости и способности к преодолению трудностей деятельности, а субъективно в возрастании самоуважения и самоценности.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенной работы заключается в том, что в ней предложен и эмпирически обоснован подход к описанию креативности как целостного личностно-адаптационного образования, что расширяет представления как о структуре адаптационного потенциала личности, так и о роли креативности в жизненной деятельности.

Показана возможность развития креативности в процессе учебной деятельности при создании специальных условий для свободного творческого самовыражения.

Разработана оригинальная программа развития креативности, которая может быть включена в процесс обучения младших школьников. Выявлены условия, необходимые для развития креативности младших школьников, исключающие дисгармоничные личностные изменения и позволяющие успешно адаптироваться в образовательном и жизненном пространстве. Показано нарастание адаптационных возможностей младших школьников в течение трехлетнего участия в программе.

В исследовании разработана содержательная психологическая характеристика системы показателей теста креативности Е. Торренса с учетом их значения в общей структуре этапов мыслительного процесса и возрастного аспекта.

Практическая значимость исследования: результаты исследования были использованы при индивидуальном консультировании школьников, испытывающих трудности адаптации в новой социальной среде. Выводы позволили разработать и внедрить в практику работы психологов психолого-медико-социально-педагогического центра сопровождения программу диагностики и развития креативности детей младшего школьного возраста. Материалы диссертации использовались в процессе профессиональной подготовки практических психологов на психолош-педагогическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена, а также при организации профессиональной подготовки психологов на курсах повышения квалификации при ЛОИГО и ЛОГУ им. А С. Пушкина.

Апробация работы. Результаты и основные положения проведенного исследования докладывались на Международной конференции Британского Совета в Международном центре образовательных инноваций РГПУ им. А. И. Герценана П и Ш Всероссийских конференциях Санкт-Петербургского института Гешгальтаобсуждались на научно-методических семинарах аспирантов и заседаниях кафедры методов познания человека, кафедры психологии человека психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герценав Ассоциации и Гильдии Психотерапии и Тренинга Санкт-Петербургана научно-практической конференции «Ананьевские чгения-2004».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Основной текст.

Выводы.

1. Интеллектуальные характеристики креативности, взаимодействуя друг с другом и с личностными свойствами, выступают в качестве ресурса адаптационного потенциала.

2. Креативность, раскрывающаяся в беглости, гибкости, оригинальности дивергентного мышления, отражает богатство вербальных и образных ассоциаций, способность личности к экспериментированию, гипостазированию, трансформации образов и понятии, которые обеспечивают создание нового содержания и смысла. Трансформация креативности обусловливается как возрастными особенностями и стандартами школьного обучения, так и специально организованными условиями для свободного творческого самовыражения личности.

3. Образовательный процесс активизирует способность к экспериментированию, обогащает вербальные ассоциации и ускоряет трансформацию образов. Программа развития креативности способствует творческому восприятию окружающего мира младших школьников, развитию творческого воображения, что выражается в возможности преодолевать стереотипы мыслительного анализа и синтеза. Участие в программе приводит, с одной стороны, к усилению тех позитивных тенденций развития креативности, которые обусловлены обучением в школе, с другой стороны — актуализирует новые креативные ресурсы личности: способность выдвигать новые идеи, варьировать словарными и образными стандартами.

4. Развитие креативности сопровождается устойчивыми тенденциями к изменению личностных свойств. Изменение личностных свойств демонстрирует переход от эмоционально-личностной и социальной незрелости младших школьников к нарастанию эмоциональной устойчивости к слрессогенным факторам, повышению социальной смелости в общении и ответственности, что основано на усиливающейся интеграции эмоциональных, коммуникативных и регуляторных свойств. Нарастание противоположных тенденций: повышение эмоциональной неустойчивости, снижение уровня самоконтроля и ответственности — демонстрируют младшие школьники, не участвовавшие в программе по развитию креативности.

5. Интеграция креативности и личностных свойств, реализованная в программе развития креативности, формирует устойчивую тенденцию к активизации объективных и субъективных характеристик адаптационного потенциала. Объективно: повышаются показатели здоровья, школьной успеваемости, уровень саморегуляции, интеллектуальная активность, снижается тревожность, леность младших школьников — участников программы. Субъективно: повышаются самооценка собственных интеллектуальных качеств (самооценка ума), собственного энергетического потенциала (самооценка здоровья), успешность в учебе, счастливости (самооценка счастья). Комплекс самооценочных характеристик и самоуважения, свойственный школьникам, не участвовавших в программе развития креативности личности, менее гармоничен.

6. Развитие креативности способствует формированию интегрального образования, основанного на взаимообусловливании и взаимосвязи собственно интеллектуальных компонентов креативности, личностных свойств и объективных и субъективных характеристик адаптационного потенциала. Содержательная и структурная особенность интеграции обусловлены длительностью целенаправленного развития креативности. По мере увеличения длительности участия в программе наблюдается объединение самостоятельно существовавших ресурсов адаптации в целостную креативно-личностную адаптационную систему. При отсутствии целенаправленного развития креативности наблюдается снижение интеграции показателей креативности, личностных свойств и адаптационного потенциала, сопровождающееся развитием эмоциональной неустойчивости как ресурса креативности, снижением адаптированности и развитием эмоционального выгорания.

7. Психологическая модель креативности включает в себя: «интеллектуально-личностно-адаптационный» компонент, объединяющий интеллектуальные, эмоционально-рефлексивные, интерактивные, саморегулятивные особенности, сферы проявления креативности (познавательная, духовно-нравственная, социально-коммуникативная и мотивационно-потребностная) — условия развития креативности — личностная свобода, самораскрытие и самопринятие, конструктивная активность (креативная деятельность).

8. Разработана и апробирована Программа развития креативности личности, основанная на развитии базисных характеристик дивергентного мышления, рефлексивных возможностей личности путем формирования установки к раскрытию собственного внутреннего мира, эмоциональной толерантности в интерактивной деятельности, волевой регуляции, как способности управлять внешними проявлениями эмоций, поведением и межличностным взаимодействием. Программа эффективна для повышения адаптационного потенциала младших школьников при условии свободного творческого самовыражения.

Заключение

.

Изучение креативности как компонента адаптационного потенциала обусловлено возникшим противоречием: с одной стороны, креативность является существенной особенностью личностного развития, с другой стороныповышение креативности в большей или меньшей степени нарушает равновесие в системе жизнедеятельности личности. Настоящее исследование отражает современный подход к креативности как целостному психическому образованию, которое не сводится только к интеллектуальным качествам, а может органично включаться в адаптационный потенциал личности. Креативность рассматривается как психическое образование, интегрированное в структуру личностных свойств и адаптационного потенциала, и как особое средство активной адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности при недостатке реального опыта.

Для изучения структурно-динамических особенностей интеграции креативности и адаптационного потенциала личности была разработана специальная программа развития креативности младших школьников. Трехлетняя реализация программы позволила организовать исследование, в ходе которого определилась трансформация проявлений креативности. Исследование позволило установить тенденции изменений интеллектуального компонента креативности личности младших школьников. Первый этап характеризуется накоплением потенциала креативности — чувствительностью к проблеме, предпочтением сложностей, независимостью, уверенным поведениемвторой — формированием способности наиболее полно воссоздавать все многообразие различных характеристик предметов окружающей действительности, устанавливать непривычные связи между предметами и их свойствами, свободно использовать языковые средства словесно-логического мышления, а третий — повышением способности к гипотетическому опережающему мышлению и планированию.

Также в работе было определено, что креативность — это развиваемое психическое образование при создании условий для свободного творческого самовыражения, которые реализуются специальной программой развития. Развивающий эффект программы обеспечивается активизацией процессов осознания, рефлексии, интерактивности и свободой выражения. Для детей, занимавшихся по программе развития креативности личности, в большей степени характерен творческий подход к предметной деятельности, способность к гипотетическому мышлению, богатство вербальных и образных ассоциаций, что отражает повышение интеллектуальной активности и чувствительности, сензитивность к побочным продуктам собственной деятельности, способность преодолевать стереотипы мыслительного синтеза, творческое восприятие окружающего мира, развитие творческого воображения. Это свидетельствует об интеграции индивидуального сенсорно-перцептивного опыта и усвоенных интериоризированных смыслов, о сдвиге от перцептивной достоверности до опоры на логику, о возможности выражать собственные мысли, в основном, вербальными средствами.

Теоретический обзор литературы позволил обосновать определение креативности, раскрыть его роль в интеграции личностного и адаптационного потенциалов в условиях свободного творческого самовыражения, определить эмпирические референты его исследования у младших школьников.

Результаты сравнительного анализа средних значений субъективных характеристик адаптационного потенциала младших школьников при поступлении в школу показывают высокие значения выраженности тревожности. Сформировавшийся высокий уровень тревожности может приводить к тому, что ребенок будет испытывать страх несоответствия ожиданиям окружающих, чувства неудовлетворенности собой. В результате сложных процессов, происходящих в новом социальном пространстве школы, происходит ослабление адаптационного потенциала, что может приводить к пассивной, а нередко и к деструктивной стратегии адаптации, формированию личности человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что развитие креативности приводит к усложнению и преобразованию адаптационного потенциала, в котором основное значение приобретает акшвность личности Это связано с познанием, принятием и свободным выражением собственной уникальности в различных ситуациях жизнедеятельности, со способностью к активной адаптации с сохранением собственной целостности.

В данной работе предложена и описана психологическая модель креативности, в которой создаются условия для проявления и развития таких ее личностных компонентов, как творческое дивергентное мышление, самостоятельное целеполагание, способность к автономному, внутренне регулируемому поведению, развивающаяся рефлексияосознанность своих поступков, ответственность за них и предвидение последствий своих действийконструктивность и адекватность в сфере межличностного взаимодействияинтуитивно-духовная ориентация в присвоении социального опыта.

Таким образом, развитие креативности как целостного образования обеспечивает обретение новой целостности, активизирующей адаптационные возможности младших школьников. Развитие креативности связано с поиском ведущих психологических детерминант ее развития в единстве внутренних и внешних условий.

В результате проведенного исследования, мы считаем, что в качестве внутренних условий, с одной стороны, выступают личностные свойства младшего школьника, связанные с выработкой активных стратегий адаптации к школьной среде, с последующей интеграцией в школьное пространство, а с другой — особые психорефлексивные образования личности — ее самосознание и Я-концепция, в которых трансформируются разноуровневые индивидуально-психологические особенности личности. В качестве системы внешних условий для формирования креативности определились отсутствие образца регламентированного поведения, наличие позитивного образца творческого поведения, создание условий и социального подкрепления для подражания творческому поведению.

Результаты сравнительного анализа изменений личностных свойств показывают, что в процессе развития креативности, динамика изменений личностных свойств разворачивается от этапа эмоционально-личностной и социальной незрелости, через возрастающую интенсивность процессов личностной интеграции к структуре личностных свойств наиболее полно соответствующих задачам адаптации к изменяющимся внутренним и внешним условиям развития. Также гармоничное развитие креативности активизирует такие адаптационные возможности младших школьников, как устойчивость к изменившимся условиям жизнедеятельности, эмоционально-волевые и коммуникативные качества, адекватная самооценка, самопринятие и самоуважение, позитивное отношение родителей и учителей.

Полученные результаты исследования нуждаются в дальнейшем развитии. Прежде всего это связано с тем, что изучение креативности сопряжено с большими трудностями, которые возникают, главным образом, в связи с ее рассмотрением вне целостной структуры личности и вне ее жизненных целей. В дальнейшем необходимо разрабатывать предложенную модель креативности в контексте понимания креативности как свойства целостной личности.

Также необходимо изучение интеграции креативности в структуре личностных свойств и адаптационного потенциала. Важно в дальнейшем описать личностные особенности, динамику изменений объективных и субъективных показателей адаптационного потенциала участников, прошедших обучение по программе развития креативности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практикум по возрастной психологии. — М.: Академия., 1998.-320 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 229 с.
  4. А. А. и др. Психология одаренности. — М.: ИП РАН, 2000. 352 с.
  5. А. Очерки по индивидуальной психологии. М.: Когито-Центр, 2002. — 220 с.
  6. Дж. Ландшафт детской души, СПб-Минск: Диалог-Лотаць, 1997. -254 с.
  7. Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. — 272 с.
  8. Л. Г., Воронина А. Н. Развитие и диагностика способностей. — М.: Наука, 1991.- 177 с.
  9. Е. В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста. Дис. канд. псих. наук. Москва, 2000.
  10. Ю.Алферова О. В. Особенности креативности у детей-сирот. / Комплексное сопровождение детей-сирот. Материалы IX научно-практической конференции. Под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2005. — 160 с. С. 55−56.
  11. Т. С. Творчество как точная наука. — М., 1979 175 с.
  12. . Г. Формирование одаренности // Склонности и одаренность. -ЛГУ, 1962.
  13. О. С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники. М.Б.И., 1998 772 с.
  14. П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. — М.: Медицина, 1964. Т.35. С. 339 — 357.
  15. П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.-400 с.
  16. В. В., Сосновский Б. А. Психологические механизмы дезадаптации и адаптации к меняющимся социальным условиям. // Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под. Ред. Б. А. Сосновского. — М., 1994.-С. 3046.
  17. Р. Визуальное мышление // Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Издательство МГУ, 1981. — С. 97 — 107.
  18. Р. В защиту визуального мышления // Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. — С. 153−173.
  19. В. М., Микадзе Ю. В. Нервная система человека, строения и нарушения. СПб.: ПерСЭ, 2001.- 72 с.
  20. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. -1989, № 1-С.92−100.
  21. Г. А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1990, № 6. — С. 25.
  22. Ф. Личность как функция проектирования самого себя II Вопросы психологии. -1990, № 2. С. 153.
  23. Г., Никольская И. Что касается меня. Сомнения и переживания самых младших школьников. — СПб — Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1998. 182 с.
  24. Е. Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей. Дис. канд. псих. наук. М., 2000.- 340 с.
  25. Дж., Харрис, Принципы психологии развития. М.: Комто-Центр, 2000.- 350 с.
  26. Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. — М.: Флинта, 1998.- 144 с.
  27. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Наука, 1988.-270 с.
  28. В. С. Мышление как творчество. Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  29. А. Измерение умственных способностей. — СПб.: Союз, 1998. 430 с.
  30. П. П. Психология младшего школьника. I Под ред. А. И. Липкиной и Т. Д. Марцинковской. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1997. 575 с.
  31. Д. А. Подростковая лень как индикатор психологической безопасности школьников. Ананьеве кие чтения. Материалы научно-практической конференции / Под ред. Л. А. Цветковой, Г. М. Яковлева. СПб, 2004.-С. 457−459.
  32. Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: РГУ, 1983.- 173 с.
  33. Д. Б. О природе и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. —1995, № 5.
  34. Д. Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997 — 416 с.
  35. Д. Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.- 96 с.
  36. Д. Б. Психология творческих способностей. М. Академия, 2002.-320 с.
  37. И. В. Особенности развития креативности младших школьников в зависимости влияния микросреды. М., 2001.
  38. А.В. Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ. М.: Мысль, 1979. — 230 с.
  39. Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. — М., 1998. -262 с.
  40. Г. В., Захарова Е. И. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Издательский Центр «Академия», 2002 — 426 с.
  41. E. П., Степанов С. Ю. Творческая уникальность человека как предмет психологического исследования. // «Психологические проблемы самореализации личности». Под ред. А. А. Крылова, JI. А. Коростылевой. -СПб., 1997.-С. 107−122. .
  42. Е. П., Михайлова Ю. А. Жизненный путь как творческий акт. // «Психологические проблемы самореализации личности». Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб., 1999. Вып. № 3. — С. 37−51.
  43. Н. Н., Сороко С. И., Зингерман А. М. Психофизиологические основы индивидуально-типологических особенностей человека // Механизмы деятельности мозга человека / Под ред. Н. Н. Бехтеревой. — Л.: Наука, 1988.-С. 455−491.
  44. С. В. Структурные и динамические особенности студенческого адаптационного синдрома. Автореф. дис. канд. псих. наук. — СПб., 2000. — 16 с.
  45. Н. Е. Диалектическое мышления и творчество // Вопросы психологии. -М., 1990, № 4. С. 5−14.
  46. М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.
  47. Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Автореф. дис. канд. психологических наук. СПб., 1994. — 16 с.
  48. . С., Волкова Н. В. Детская психология в вопросах и ответах. — М.: Сфера, 2002−256 с.
  49. Л. С. Развитие высших психических функций. М., I960. — С. 397−481.
  50. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.— Союз. -1997.-96 с.
  51. Л. С. Ребенок и его поведение // Этюды по истории поведения. — М.: Педагогика-пресс, 1993.
  52. Л. С. Психология искусства. — М.: Современный гуманитарный институт. 2001.-211 с.
  53. В. В. Когнитивно-личностные факторы развития творческого мышления младших школьников. Шадринск, 1999.
  54. С. В. Социально-психологическая адаптация школьников с нарушением соматического и нервно-психического здоровья: Автореф. дис. канд. псих. наук. Ставрополь, 2000. — 20 с.
  55. В. И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: Сфера, 1994. — 160 с.
  56. Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., ЧеРо, 2001. — 240 с.
  57. Э. А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.306 с.
  58. А. Пути изучения творчества // Вопросы психологии. М., 1986, № 5.-С. 175−176.
  59. Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. -СПб., 1994.-192 с.
  60. Ю. А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. — М., 1989, № 2,-С. 57.
  61. Е. С. Художественное творчество. Опыт характеристики новых проблем. — М.: Политиздат, 1970.
  62. В. В. Теория развивающего обучения. М.:ИНТОР, 1996 — 542 с.
  63. И. Б. Исследование типических реакций на жизненные обстоятельства // Психология: итоги и перспективы / Под ред. А. А. Крылова. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996. — С. 15−17.
  64. Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. М.: Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 2001. — 272 с.
  65. Т. В. Психологические проблемы развития творческих способностей в процессе обучения // Тезисы / Проблемы образования на рубеже XX века. М.: Институт повышения квалификации, 1996. — С. 15−18.
  66. Е. Л. Семантическое пространство психотехнической сказки // Журнал практического психолога. — 1999, № 10−11.
  67. Дьюи Джон. Психология и педагогика мышления (пер. с англ.) — М.: Лабиринт, 1999.-192 с.
  68. О. М., Веракса Н. Е. Элементы «карнавальной культуры» в развитии ребенка-школьника//Вопросы психологии. — М., 1984, № 2.
  69. В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1993. — 356 с.
  70. В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросферы на креативность // Психологический журнал. 1994.
  71. И. Е. Лонгитюдное исследование интеллектуального развития от 2-х до 10 лет.-М., 2001.
  72. В. Психометрический подход в изучении творческой индивидуальности (по материалам зарубежных исследователей). //"Психологические проблемы индивидуальности". М., 1984. Вып. № 2.
  73. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975, № 5. — С. 166−176.
  74. Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального исследования творческих способностей // Вопросы психологии. 1977, № 4. — С. 79.
  75. Г. Е. Обучение творчеству // Число и мысль. Сер. Знание. М., 1983. Вып.№ 6.-С. 173.77.3авьялова Е. К. Психологические механизмы социальной адаптации // Вестник Балтийской педагогической академии. 2001. Вып. 40. С. 55−59.
  76. К. Е. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2000. 460 с.
  77. Индивидуальность и способности / Под ред. В. Н. Дружинина и др. — М.: ИПАН, 1994.
  78. Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М., 1968.
  79. Е. П. Психология воли. СПб.: Питер, 2002. — 280 с.
  80. Р. Ю. Память и адаптация. Новосибирск: Наука, 1979. — 192 с.
  81. М. С., Эткинд А. М. -Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. — М., 1984, № 4.
  82. В. Е. Школьная дезадаптация: к определению понятия // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995. — С. 3−7.
  83. Ю. Творческое воображение и его развитие. Челябинск: ЮурГУ, 1999.
  84. А. Н., Романов В. В. Взаимосвязь ценностных ориентации и социальной адаптации у выпускников средней школы // Психология: итоги и перспективы / Под ред. А. А. Крылова СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996. — С.77−79.
  85. .М. О теории научного открытия // Народное творчество М., 1969. -С.34.
  86. Китаев-Смык JI. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
  87. О. Н. Когнитивные и личностные детерминанты успешности мыслительной деятельности. КПН. — М., 2001.
  88. А. Г. Диагностика способностей в практике работы учителя // Склонности и способности. — Л.: ЛГУ, 1962.
  89. Е. Ю. Психология адаптации педагогов к профессиональной деятельности СПб.: Изд-во БПА, 1996. —159 с.
  90. Е. Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1997. — С. 75−89.
  91. Л. А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997, — С. 3−4.
  92. Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996.
  93. Крайг, Грейс. Психология развития. СПб.: Питер, 2001. — 992 с.
  94. А. Н. Априорность и адаптивность. М.: Российское педагогическое общество, 1998. — 130 с.
  95. Т. В. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. -М., 1990, № 3.
  96. П. В. Адаптация как функция развития личности. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991.- 75 с.
  97. Л. В. Психология настроения. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1997. — 228 с.
  98. Е. О., Тарабрина Н. В. Изучение способности учащихся к адаптации в учебной деятельности // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991. — С. 162−169.
  99. Н. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -448 с.
  100. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 303 с.
  101. А. Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд. МГУ, 1984.- 288 с. С. 168−172.
  102. Ю. Е. Развитие личности в онтогенезе как предмет рефлексии в отечественной педагогической психологии. КПН. 2001.
  103. Р. У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд. МГУ, 1984.-288 с. С. 138−152.
  104. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976.
  105. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.
  106. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная Педагогическая Академия, 1994. 368 с.
  107. А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1.-С. 16−24.
  108. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.: Издательство МГУ, 1982. — С.108−117.
  109. В. Л. Об устойчивости психологических процессов и о различных функциональных состояниях в экстремальных условиях // Проблемы инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. ломова. — М., 1972. Вып. 2.-С. 169−172.
  110. А. М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи. Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». М., 1991. -С. 149−159.
  111. А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии, 1989, № 6. С. 29 — 33.
  112. В. И. Учение об адаптации // Компоненты адаптационного процесса / Под ред. В. И. Медведева. Л.: Наука, 1984. — С. 3−16.
  113. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Ступеньки к творчеству. — М, 1995.-144 с.
  114. Н. Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: Автореф. дис. канд. псих. наук. СПб., 1999. -22 с.
  115. В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986.
  116. Ю. А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии, 1988, № 3. С. 71.
  117. И. А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б. Д. Парыгина. JL: Изд-воЛГУ, 1973.-С. 111−120.
  118. В. С. Возрастная психология: феноменология развития. — М.: Академия, 2000.
  119. В. В. Диагностика когнитивной дифференцированности и возрастные интеллектуальные особенности школьников. М., 2001.
  120. В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 335 с.
  121. Т. А., Филиппова Е. В. Исследование эмоционального отношения к школе и учению у детей шести и семи лет // Новые исследования в психологии. — М., 1983, № 2. С. 29−33.
  122. Н. Н. Творчество и мозг — Санкт-Петербург, 2001, — Международный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. 344 с.
  123. И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе. — СПб-Рига, 1998.-86 с.
  124. Л. Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагентство, 1996. — 374 с.
  125. Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.: Творческий центр, 2001. — 236 с.
  126. Одаренные дети / Под ред. Бурменской Г. В. и Слуцкого В. М. М.: Прогресс. -1991.
  127. В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. -М.: Класс, 1997.-334 с.
  128. А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 5−16.
  129. М. В. О роли рисования в развитии мышления ребенка // Психология производству и воспитанию. Л., 1977.
  130. В.Н. Классификация психологических качеств человека и методология исследования характера II Практическая психология / Под ред. В. Н. Панферова. СПб.: Образование, 1996. — С. 3−21.
  131. В. А. Психология неадаптивной активности. РОУ, 1992. -223 с.
  132. В. В. Психология мышления. М.: Издательство Московского университета, 1987.
  133. М. Г. Психологические особенности структуры воображения. КПН. М., 2001.
  134. Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  135. Я. А. Психологический механизм творчества. — М., 1990. — 223 с.
  136. Я. А., Семенов И. Н., Алексеев Н. Г. Актуальные проблемы психологии творчества // Вопросы психологии. — 1982, № 5. — С.161 -166.
  137. С. Т. Психология адаптирующейся личности. Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. 240 с.
  138. С. Т. Личностная регуляция адаптации в изменяющейся социальной среде // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001. -С, 111−121.
  139. С. Т. Психологические особенности современной адаптогенной ситуации // Вестник Балтийской педагогической академии, 2000. Вып. 30, — 74 с. С.13−20.
  140. А. М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984.
  141. Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М. Г. Ярошевского. М., 1971.
  142. П. А., Семиченко В. А. Психология творчества. — М.: МГТШ, 1983.
  143. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. -М.: Наука, 1975.
  144. Психология творчества (общая, дифференциальная, прикладная). Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.
  145. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996.
  146. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с.
  147. Психология процессов художественного творчества. — Л.: Наука, 1980. -285 с.
  148. Э. Д. Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников // Новые исследования в психологии и педагогике. -1992, № 11−12.-С. 25−29.
  149. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Мапошкина. М.: Педагогика, 1991.
  150. О. М., Шемелина О. С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности // Вопросы психологии. -1999, № 5.
  151. В. Л. Роль гипноза в стимуляции психологических условий творчества // психологический журнал 1983. № 1. — С. 106−115.
  152. А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб ун-та. 1995. Сер. 6. Вып. 3, № 20. — С. 74−79.
  153. А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб: Медицинская пресса, 2002. — 352 с.
  154. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.
  155. Т. Творческое воображение. СПб., 1910.
  156. К. К теории творчества // Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
  157. К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. — 1990, №, С. 164−168.
  158. А. И. Фантазия и творчество // Вопросы философии. М., 1966, № 9.
  159. Т. И. Феномен сопротивления адаптирующим воздействиям: Автореф. дис. д-ра психологических наук. СПб., 1995. — 33 с.
  160. Росс JL, Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. -М.: Аспект Пресс, 1999. 429 с.
  161. В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. — М.: Наука, 1984.-192 с.
  162. С. Л. Воображение и творчество // Основы общей психологии. Том 1 -М.: Педагогика, 1989.
  163. С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Основы общей психологии. Том 2 — М.: Педагогика, 1989.
  164. В. М., Базылевич Т. Ф., Потемкина О. В. Индивидуальность человека и общественная практика // Индивидуальность и способности / Под ред. В. Н. Дружинина и др. М.: ИПАН, 1994. — С. 3−42.
  165. . М. Творческий процесс в эволюционном аспекте // Научное и художественное творчество. — Л., 1972.
  166. Н. П. Развитие детского изобразительного творчества и обучение // Дошкольное воспитание. М., 1960, № 2.
  167. В. А. Искусство и его оценка. — Минск, 1977.
  168. К. О. Особенности психолого-педагогической адаптации. — Ереван, 1977.-381 с.
  169. Е. Е. Психология развития человека. Издательство Аспект-Пресс, 2001.
  170. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. — 254 с.
  171. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. — 124 с.
  172. Сикевич 3. В. Расколотое сознание. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996. — 120 с.
  173. П. В. Что такое эмоция? М., 1966.
  174. В. И. Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  175. В. М. Психологические методы коррекции личности ребенка // Вопросы психологии. 1984, № 6. — С.141−146.
  176. А. А. Детские рисунки // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1980. — 292 с. С. 100−107.
  177. И. В. Особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Дис. канд. псих. наук.
  178. В. Как мы понимаем способности // Семья и школа. М., 1994.
  179. Р., Форсайт Дж. Психология интеллекта. СПб: Питер, 2002. -272 с.
  180. Е. В. Личностные факторы развития творчества // Общественные движения и социальная активность молодежи. Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». -М., 1991. С. 215−230.
  181. Э. Д. Виды и функции гипотез в структуре мыслительной деятельности. М.: Наука, 1975.
  182. . М. Способности и одаренность // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1991, № 1(5). — С. 129−139.
  183. В. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии 1998, № 4. — С.123−133.
  184. Н. Г. Психологическая адаптация выпускников детского дома: Автореферат дис. канд. псих. наук. СПб., 1999. — 23 с.
  185. Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997, 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002. -82 с.
  186. Е. Е. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 1997. -Юс.
  187. Д. И. Психология развивающейся личности. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 512 с.
  188. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  189. Н. В. Формирование креативности под влиянием креативности социальной микросреды. Дисс. канд. психол наук. М.
  190. Р. Б. Художественное творчество глазами врача. — СПб.: Наука, 1992.-232 с.
  191. М. А. Психология интеллекта. СПб, Питер, 2002. 264 с.
  192. К. Е. Понимание художественного образа детьми младшего возраста // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980.-229с. С.276−277.
  193. Хрестоматия по психологии художественного творчества / Сост. А. Л. Гройсман. М.: Магистр, 1998. — 200 с.
  194. Е. А. Основы системного исследования в практической психологии. ДПН. М., 2001.
  195. Г. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. 1991, № 1. — С. 103−111.
  196. Э. С. Диагностика и прогнозирование творческой активности студента. // «Проблемы воспитания учащейся молодежи». СПб., 1995.
  197. Э. С. Эвристическая модель творческой личности. // «Профессиональное постдипломное образование: проблемы и перспективы». СПб., 1997.
  198. Л. В. Психологические особенности организации познавательного опыта интеллектуально одаренной личности: Дис. канд. психол. наук. Киев, 1993.
  199. В. Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 1999. ~ 200 с.
  200. Н. К. Психодиагностика, коррекция, развитие личности. М.: Гумизд, ВЛАДОС, 1998. — 512 е., ил.
  201. Г. Рисунок и образ в Гештальттералии. СПб.: Издательство Пирожкова, 2001.- 219 с.
  202. Н. Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. — !991, № 1. — С. 27−32.
  203. А. Т. Проблемы теории творчества. Монография. М.: Высшая школа, 1989.-143 с.
  204. Эдвард Де Боно. Рождение новой идеи. — М.: Прогресс, 1976.
  205. Н. JI. Материалы исследования. Психология творческого мышления. -М., 1993.
  206. Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1989. —210 с.
  207. А. Ф. Генезис творчества и закономерности его развития // Вопросы психологии. 1983, № 2. — С.90−96.
  208. В. Загадки гениальности // Наука и религия. —1987, № 8. — С. 41.
  209. И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 143 с.
  210. Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. — М.: «Флинта», 1997. 224 с.
  211. М.Г. Некоторые теоретические вопросы творчества // Вопросы психологии. 1985, № 6. — С. 19.
  212. Anderson J., Bugelski В. R., Words and tilings and images. // American psychologist 25., 2000.
  213. Barron F. Creativity and personal freedom. N.Y.: Van Nostrand-Reinhold, 1969.
  214. Encyclopedia of creativity / M. A. Pritzker (eds.). San Diego, 1999.
  215. Guilford J. P. The Analysis of Intelligence / Me Graw Hill. 1971.
  216. Luchins A. S. Mechanization in problem-solving // Psychol. Monogr. 1942. Y/ 54. № 6 (p.248).
  217. Maslow A. The Further Reaches of Human Nature. New York, 1971.
  218. Sternberg R. General intellectual ability // Human abilities by R. Sternberg 1985. P. 5−31.
  219. Torrance E. P. Education and the Creative Potential. The University of Minnesota press 1967.
  220. Tryk H. E. Assessment in the of the Study of Creativity // Advances in Psychological Assessment Calf. 1968.
  221. Renzulli J. S., Hartman R. K. Scale for rating behavioral characteristic of superior students. Exceptional Children, 1971 p. 38,243−248.
Заполнить форму текущей работой