Креативность как компонент адаптационного потенциала личности
Диссертация
Теоретико-методологическую основу работы составили ключевые положения личностно-ориентированного подхода (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, С. JI. Рубинштейн), субъектно-деятельностного подхода (Б. Г. Ананьев, В. Н. Панферов, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. JI. Рубинштейн), интегративного, трансформационно-композиционного подхода (В. Н. Панферов), а также принципы системности… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. КРЕАТИВНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
- 1. 1. Креативность: психологическое содержание, факторы и условия проявления
- 1. 2. Содержание и структура адаптационного потенциала личности
- 1. 3. Адаптационные возможности креативности
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Обоснование выбранного направления исследования
- 2. 2. Объект, организация и схема исследования
- 2. 3. Описание методов и методик исследования
- 2. 4. Авторская программа развития креативности личности
- 2. 5. Методы статистической обработки данных
- ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
- 3. 1. Результаты исследования креативности в структуре адаптационного потенциала личности в условиях первого этапа обучения
- 3. 2. Результаты второго этапа исследования креативности, личностных свойств и адаптационного потенциала
- 3. 3. Результаты третьего этапа исследования креативности, личностных свойств и адаптационного потенциала
Список литературы
- Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. — М.: Академия., 1998.-320 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 229 с.
- Адаскин А. А. и др. Психология одаренности. — М.: ИП РАН, 2000. 352 с.
- Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. М.: Когито-Центр, 2002. — 220 с.
- Аллан Дж. Ландшафт детской души, СПб-Минск: Диалог-Лотаць, 1997. -254 с.
- Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. — 272 с.
- Алексеева Л. Г., Воронина А. Н. Развитие и диагностика способностей. — М.: Наука, 1991.- 177 с.
- Алфеева Е. В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста. Дис. канд. псих. наук. Москва, 2000.
- Ю.Алферова О. В. Особенности креативности у детей-сирот. / Комплексное сопровождение детей-сирот. Материалы IX научно-практической конференции. Под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2005. — 160 с. С. 55−56.
- Альтшуллер Т. С. Творчество как точная наука. — М., 1979 175 с.
- Ананьев Б. Г. Формирование одаренности // Склонности и одаренность. -ЛГУ, 1962.
- Анисимов О. С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники. М.Б.И., 1998 772 с.
- Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. — М.: Медицина, 1964. Т.35. С. 339 — 357.
- Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.-400 с.
- Антипов В. В., Сосновский Б. А. Психологические механизмы дезадаптации и адаптации к меняющимся социальным условиям. // Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под. Ред. Б. А. Сосновского. — М., 1994.-С. 3046.
- Арнхейм Р. Визуальное мышление // Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Издательство МГУ, 1981. — С. 97 — 107.
- Арнхейм Р. В защиту визуального мышления // Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. — С. 153−173.
- Астапова В. М., Микадзе Ю. В. Нервная система человека, строения и нарушения. СПб.: ПерСЭ, 2001.- 72 с.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. -1989, № 1-С.92−100.
- Балл Г. А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1990, № 6. — С. 25.
- Баррон Ф. Личность как функция проектирования самого себя II Вопросы психологии. -1990, № 2. С. 153.
- Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня. Сомнения и переживания самых младших школьников. — СПб — Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1998. 182 с.
- Барышникова Е. Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей. Дис. канд. псих. наук. М., 2000.- 340 с.
- Батгерворт Дж., Харрис, Принципы психологии развития. М.: Комто-Центр, 2000.- 350 с.
- Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. — М.: Флинта, 1998.- 144 с.
- Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Наука, 1988.-270 с.
- Библер В. С. Мышление как творчество. Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
- Бине А. Измерение умственных способностей. — СПб.: Союз, 1998. 430 с.
- Блонский П. П. Психология младшего школьника. I Под ред. А. И. Липкиной и Т. Д. Марцинковской. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1997. 575 с.
- Богданова Д. А. Подростковая лень как индикатор психологической безопасности школьников. Ананьеве кие чтения. Материалы научно-практической конференции / Под ред. Л. А. Цветковой, Г. М. Яковлева. СПб, 2004.-С. 457−459.
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: РГУ, 1983.- 173 с.
- Богоявленская Д. Б. О природе и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. —1995, № 5.
- Богоявленская Д. Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997 — 416 с.
- Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.- 96 с.
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М. Академия, 2002.-320 с.
- Борзенкова И. В. Особенности развития креативности младших школьников в зависимости влияния микросреды. М., 2001.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ. М.: Мысль, 1979. — 230 с.
- Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. — М., 1998. -262 с.
- Бурменская Г. В., Захарова Е. И. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Издательский Центр «Академия», 2002 — 426 с.
- Варламова E. П., Степанов С. Ю. Творческая уникальность человека как предмет психологического исследования. // «Психологические проблемы самореализации личности». Под ред. А. А. Крылова, JI. А. Коростылевой. -СПб., 1997.-С. 107−122. .
- Варламова Е. П., Михайлова Ю. А. Жизненный путь как творческий акт. // «Психологические проблемы самореализации личности». Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб., 1999. Вып. № 3. — С. 37−51.
- Василевский Н. Н., Сороко С. И., Зингерман А. М. Психофизиологические основы индивидуально-типологических особенностей человека // Механизмы деятельности мозга человека / Под ред. Н. Н. Бехтеревой. — Л.: Наука, 1988.-С. 455−491.
- Васильева С. В. Структурные и динамические особенности студенческого адаптационного синдрома. Автореф. дис. канд. псих. наук. — СПб., 2000. — 16 с.
- Веракса Н. Е. Диалектическое мышления и творчество // Вопросы психологии. -М., 1990, № 4. С. 5−14.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.
- Витенберг Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Автореф. дис. канд. психологических наук. СПб., 1994. — 16 с.
- Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология в вопросах и ответах. — М.: Сфера, 2002−256 с.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., I960. — С. 397−481.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.— Союз. -1997.-96 с.
- Выготский Л. С. Ребенок и его поведение // Этюды по истории поведения. — М.: Педагогика-пресс, 1993.
- Выготский Л. С. Психология искусства. — М.: Современный гуманитарный институт. 2001.-211 с.
- Гагай В. В. Когнитивно-личностные факторы развития творческого мышления младших школьников. Шадринск, 1999.
- Ганжа С. В. Социально-психологическая адаптация школьников с нарушением соматического и нервно-психического здоровья: Автореф. дис. канд. псих. наук. Ставрополь, 2000. — 20 с.
- Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: Сфера, 1994. — 160 с.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., ЧеРо, 2001. — 240 с.
- Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.306 с.
- Горальски А. Пути изучения творчества // Вопросы психологии. М., 1986, № 5.-С. 175−176.
- Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. -СПб., 1994.-192 с.
- Грибов Ю. А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. — М., 1989, № 2,-С. 57.
- Громов Е. С. Художественное творчество. Опыт характеристики новых проблем. — М.: Политиздат, 1970.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.:ИНТОР, 1996 — 542 с.
- Дерманова И. Б. Исследование типических реакций на жизненные обстоятельства // Психология: итоги и перспективы / Под ред. А. А. Крылова. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996. — С. 15−17.
- Дилео Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. М.: Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 2001. — 272 с.
- Доржиева Т. В. Психологические проблемы развития творческих способностей в процессе обучения // Тезисы / Проблемы образования на рубеже XX века. М.: Институт повышения квалификации, 1996. — С. 15−18.
- Доценко Е. Л. Семантическое пространство психотехнической сказки // Журнал практического психолога. — 1999, № 10−11.
- Дьюи Джон. Психология и педагогика мышления (пер. с англ.) — М.: Лабиринт, 1999.-192 с.
- Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Элементы «карнавальной культуры» в развитии ребенка-школьника//Вопросы психологии. — М., 1984, № 2.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1993. — 356 с.
- Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросферы на креативность // Психологический журнал. 1994.
- Дремина И. Е. Лонгитюдное исследование интеллектуального развития от 2-х до 10 лет.-М., 2001.
- Дунчев В. Психометрический подход в изучении творческой индивидуальности (по материалам зарубежных исследователей). //"Психологические проблемы индивидуальности". М., 1984. Вып. № 2.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975, № 5. — С. 166−176.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального исследования творческих способностей // Вопросы психологии. 1977, № 4. — С. 79.
- Журавлев Г. Е. Обучение творчеству // Число и мысль. Сер. Знание. М., 1983. Вып.№ 6.-С. 173.77.3авьялова Е. К. Психологические механизмы социальной адаптации // Вестник Балтийской педагогической академии. 2001. Вып. 40. С. 55−59.
- Изард К. Е. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2000. 460 с.
- Индивидуальность и способности / Под ред. В. Н. Дружинина и др. — М.: ИПАН, 1994.
- Игнатьев Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М., 1968.
- Ильин Е. П. Психология воли. СПб.: Питер, 2002. — 280 с.
- Ильюченок Р. Ю. Память и адаптация. Новосибирск: Наука, 1979. — 192 с.
- Каган М. С., Эткинд А. М. -Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. — М., 1984, № 4.
- Каган В. Е. Школьная дезадаптация: к определению понятия // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995. — С. 3−7.
- Калугин Ю. Творческое воображение и его развитие. Челябинск: ЮурГУ, 1999.
- Капустина А. Н., Романов В. В. Взаимосвязь ценностных ориентации и социальной адаптации у выпускников средней школы // Психология: итоги и перспективы / Под ред. А. А. Крылова СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996. — С.77−79.
- Кедров Б.М. О теории научного открытия // Народное творчество М., 1969. -С.34.
- Китаев-Смык JI. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
- Клименко О. Н. Когнитивные и личностные детерминанты успешности мыслительной деятельности. КПН. — М., 2001.
- Ковалев А. Г. Диагностика способностей в практике работы учителя // Склонности и способности. — Л.: ЛГУ, 1962.
- Коржова Е. Ю. Психология адаптации педагогов к профессиональной деятельности СПб.: Изд-во БПА, 1996. —159 с.
- Коржова Е. Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1997. — С. 75−89.
- Коросгылева Л. А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997, — С. 3−4.
- Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996.
- Крайг, Грейс. Психология развития. СПб.: Питер, 2001. — 992 с.
- Кричевец А. Н. Априорность и адаптивность. М.: Российское педагогическое общество, 1998. — 130 с.
- Кудрявцев Т. В. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. -М., 1990, № 3.
- Кузнецов П. В. Адаптация как функция развития личности. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991.- 75 с.
- Куликов Л. В. Психология настроения. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1997. — 228 с.
- Лазебная Е. О., Тарабрина Н. В. Изучение способности учащихся к адаптации в учебной деятельности // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991. — С. 162−169.
- Лейтес Н. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -448 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 303 с.
- Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд. МГУ, 1984.- 288 с. С. 168−172.
- Лещенко Ю. Е. Развитие личности в онтогенезе как предмет рефлексии в отечественной педагогической психологии. КПН. 2001.
- Липер Р. У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд. МГУ, 1984.-288 с. С. 138−152.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная Педагогическая Академия, 1994. 368 с.
- Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1.-С. 16−24.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.: Издательство МГУ, 1982. — С.108−117.
- Марищук В. Л. Об устойчивости психологических процессов и о различных функциональных состояниях в экстремальных условиях // Проблемы инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. ломова. — М., 1972. Вып. 2.-С. 169−172.
- Матюшкин А. М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи. Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». М., 1991. -С. 149−159.
- Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии, 1989, № 6. С. 29 — 33.
- Медведев В. И. Учение об адаптации // Компоненты адаптационного процесса / Под ред. В. И. Медведева. Л.: Наука, 1984. — С. 3−16.
- Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Ступеньки к творчеству. — М, 1995.-144 с.
- Мельникова Н. Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: Автореф. дис. канд. псих. наук. СПб., 1999. -22 с.
- Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986.
- Миславский Ю. А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии, 1988, № 3. С. 71.
- Милославова И. А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б. Д. Парыгина. JL: Изд-воЛГУ, 1973.-С. 111−120.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. — М.: Академия, 2000.
- Назарова В. В. Диагностика когнитивной дифференцированности и возрастные интеллектуальные особенности школьников. М., 2001.
- Небылицин В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 335 с.
- Нежнова Т. А., Филиппова Е. В. Исследование эмоционального отношения к школе и учению у детей шести и семи лет // Новые исследования в психологии. — М., 1983, № 2. С. 29−33.
- Николаенко Н. Н. Творчество и мозг — Санкт-Петербург, 2001, — Международный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. 344 с.
- Никольская И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе. — СПб-Рига, 1998.-86 с.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагентство, 1996. — 374 с.
- Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.: Творческий центр, 2001. — 236 с.
- Одаренные дети / Под ред. Бурменской Г. В. и Слуцкого В. М. М.: Прогресс. -1991.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. -М.: Класс, 1997.-334 с.
- Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 5−16.
- Осорина М. В. О роли рисования в развитии мышления ребенка // Психология производству и воспитанию. Л., 1977.
- Панферов В.Н. Классификация психологических качеств человека и методология исследования характера II Практическая психология / Под ред. В. Н. Панферова. СПб.: Образование, 1996. — С. 3−21.
- Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. РОУ, 1992. -223 с.
- Петухов В. В. Психология мышления. М.: Издательство Московского университета, 1987.
- Пирожкова М. Г. Психологические особенности структуры воображения. КПН. М., 2001.
- Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
- Пономарев Я. А. Психологический механизм творчества. — М., 1990. — 223 с.
- Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Алексеев Н. Г. Актуальные проблемы психологии творчества // Вопросы психологии. — 1982, № 5. — С.161 -166.
- Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности. Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. 240 с.
- Посохова С. Т. Личностная регуляция адаптации в изменяющейся социальной среде // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001. -С, 111−121.
- Посохова С. Т. Психологические особенности современной адаптогенной ситуации // Вестник Балтийской педагогической академии, 2000. Вып. 30, — 74 с. С.13−20.
- Прихожан А. М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984.
- Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М. Г. Ярошевского. М., 1971.
- Просецкий П. А., Семиченко В. А. Психология творчества. — М.: МГТШ, 1983.
- Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. -М.: Наука, 1975.
- Психология творчества (общая, дифференциальная, прикладная). Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с.
- Психология процессов художественного творчества. — Л.: Наука, 1980. -285 с.
- Пфпяунер Э. Д. Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников // Новые исследования в психологии и педагогике. -1992, № 11−12.-С. 25−29.
- Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Мапошкина. М.: Педагогика, 1991.
- Разумникова О. М., Шемелина О. С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности // Вопросы психологии. -1999, № 5.
- Райков В. Л. Роль гипноза в стимуляции психологических условий творчества // психологический журнал 1983. № 1. — С. 106−115.
- Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб ун-та. 1995. Сер. 6. Вып. 3, № 20. — С. 74−79.
- Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб: Медицинская пресса, 2002. — 352 с.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.
- Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1910.
- Роджерс К. К теории творчества // Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
- Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. — 1990, №, С. 164−168.
- Розов А. И. Фантазия и творчество // Вопросы философии. М., 1966, № 9.
- Ронгинская Т. И. Феномен сопротивления адаптирующим воздействиям: Автореф. дис. д-ра психологических наук. СПб., 1995. — 33 с.
- Росс JL, Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. -М.: Аспект Пресс, 1999. 429 с.
- Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. — М.: Наука, 1984.-192 с.
- Рубинштейн С. Л. Воображение и творчество // Основы общей психологии. Том 1 -М.: Педагогика, 1989.
- Рубинштейн С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Основы общей психологии. Том 2 — М.: Педагогика, 1989.
- Русалов В. М., Базылевич Т. Ф., Потемкина О. В. Индивидуальность человека и общественная практика // Индивидуальность и способности / Под ред. В. Н. Дружинина и др. М.: ИПАН, 1994. — С. 3−42.
- Рунин Б. М. Творческий процесс в эволюционном аспекте // Научное и художественное творчество. — Л., 1972.
- Сакулина Н. П. Развитие детского изобразительного творчества и обучение // Дошкольное воспитание. М., 1960, № 2.
- Салеев В. А. Искусство и его оценка. — Минск, 1977.
- Сантросян К. О. Особенности психолого-педагогической адаптации. — Ереван, 1977.-381 с.
- Сапогова Е. Е. Психология развития человека. Издательство Аспект-Пресс, 2001.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. — 254 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. — 124 с.
- Сикевич 3. В. Расколотое сознание. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996. — 120 с.
- Симонов П. В. Что такое эмоция? М., 1966.
- Спободчиков В. И. Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
- Слуцкий В. М. Психологические методы коррекции личности ребенка // Вопросы психологии. 1984, № 6. — С.141−146.
- Смирнов А. А. Детские рисунки // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1980. — 292 с. С. 100−107.
- Смолярчук И. В. Особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Дис. канд. псих. наук.
- Степанский В. Как мы понимаем способности // Семья и школа. М., 1994.
- Стернберг Р., Форсайт Дж. Психология интеллекта. СПб: Питер, 2002. -272 с.
- Татаринская Е. В. Личностные факторы развития творчества // Общественные движения и социальная активность молодежи. Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». -М., 1991. С. 215−230.
- Телегина Э. Д. Виды и функции гипотез в структуре мыслительной деятельности. М.: Наука, 1975.
- Теплов Б. М. Способности и одаренность // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1991, № 1(5). — С. 129−139.
- Торшина В. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии 1998, № 4. — С.123−133.
- Травникова Н. Г. Психологическая адаптация выпускников детского дома: Автореферат дис. канд. псих. наук. СПб., 1999. — 23 с.
- Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997, 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002. -82 с.
- Туник Е. Е. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 1997. -Юс.
- Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 512 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Хазратова Н. В. Формирование креативности под влиянием креативности социальной микросреды. Дисс. канд. психол наук. М.
- Хайкин Р. Б. Художественное творчество глазами врача. — СПб.: Наука, 1992.-232 с.
- Холодная М. А. Психология интеллекта. СПб, Питер, 2002. 264 с.
- Хоменко К. Е. Понимание художественного образа детьми младшего возраста // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980.-229с. С.276−277.
- Хрестоматия по психологии художественного творчества / Сост. А. Л. Гройсман. М.: Магистр, 1998. — 200 с.
- Чернов Е. А. Основы системного исследования в практической психологии. ДПН. М., 2001.
- Чистякова Г. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. 1991, № 1. — С. 103−111.
- Чугунова Э. С. Диагностика и прогнозирование творческой активности студента. // «Проблемы воспитания учащейся молодежи». СПб., 1995.
- Чугунова Э. С. Эвристическая модель творческой личности. // «Профессиональное постдипломное образование: проблемы и перспективы». СПб., 1997.
- Шавинина Л. В. Психологические особенности организации познавательного опыта интеллектуально одаренной личности: Дис. канд. психол. наук. Киев, 1993.
- Шадриков В. Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 1999. ~ 200 с.
- Шевардин Н. К. Психодиагностика, коррекция, развитие личности. М.: Гумизд, ВЛАДОС, 1998. — 512 е., ил.
- Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в Гештальттералии. СПб.: Издательство Пирожкова, 2001.- 219 с.
- Шумакова Н. Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. — !991, № 1. — С. 27−32.
- Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества. Монография. М.: Высшая школа, 1989.-143 с.
- Эдвард Де Боно. Рождение новой идеи. — М.: Прогресс, 1976.
- Элпова Н. JI. Материалы исследования. Психология творческого мышления. -М., 1993.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1989. —210 с.
- Эсаулов А. Ф. Генезис творчества и закономерности его развития // Вопросы психологии. 1983, № 2. — С.90−96.
- Эфроимсон В. Загадки гениальности // Наука и религия. —1987, № 8. — С. 41.
- Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 143 с.
- Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. — М.: «Флинта», 1997. 224 с.
- Ярошевский М.Г. Некоторые теоретические вопросы творчества // Вопросы психологии. 1985, № 6. — С. 19.
- Anderson J., Bugelski В. R., Words and tilings and images. // American psychologist 25., 2000.
- Barron F. Creativity and personal freedom. N.Y.: Van Nostrand-Reinhold, 1969.
- Encyclopedia of creativity / M. A. Pritzker (eds.). San Diego, 1999.
- Guilford J. P. The Analysis of Intelligence / Me Graw Hill. 1971.
- Luchins A. S. Mechanization in problem-solving // Psychol. Monogr. 1942. Y/ 54. № 6 (p.248).
- Maslow A. The Further Reaches of Human Nature. New York, 1971.
- Sternberg R. General intellectual ability // Human abilities by R. Sternberg 1985. P. 5−31.
- Torrance E. P. Education and the Creative Potential. The University of Minnesota press 1967.
- Tryk H. E. Assessment in the of the Study of Creativity // Advances in Psychological Assessment Calf. 1968.
- Renzulli J. S., Hartman R. K. Scale for rating behavioral characteristic of superior students. Exceptional Children, 1971 p. 38,243−248.