Конфликтная компетентность как ресурс развития межличностного общения подростков
Диссертация
Путь к построению развитых форм общения и отношений лежит через разрешение целого ряда противоречий и конфликтов. В младшем подростковом возрасте складываются предпосылки овладения глубинными формами межличностного общения, что выражается в интенсивном развитии, выделении в особую сферу жизни, интимно-личностного общения с близким другом своего пола (Д.Б. Эльконин, Т. В. Драгунова, И. С. Кон, М… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Развитие интимно-личностного общения как нового уровня 12 межличностного общения подростка со сверстником
- 1. 1. Значение развития интимно-личностного общения подростка со 12 сверстником в контексте задач возраста
- 1. 2. Развивающий потенциал подростковых конфликтов со сверст- 31 никами
- Глава 2. Конфликтная компетентность, её становление в подростковом 43 возрасте
- 2. 1. — Конфликтная компетентность и особенности её становления в 43 подростковом возрасте
- 2. 2. Содержание конфликтной компетентности относительно 54 интимно-личностного общения подростков
- Глава 3. Эмпирическое исследование конфликтной компетентности 75 как ресурса развития межличностного общения подростков
- 3. 1. Исследование особенностей разрешения конфликтов в интимно- 75 личностном общении младших и старших подростков
- 3. 2. Изучение особенностей общения подростков с близкими 95 друзьями, выступающих условиями продуктивного разрешения конфликтов
- 3. 3. Выявление содержания конфликтной компетентности как ресурса 115 развития межличностного общения подростков
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.-299 с.
- Андреева Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева М.: Наука, 1994.
- Баткин JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления / Л. М. Баткин. М.: Наука, 1978.- 180 с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М.: Советская Россия, 1979 — 320 с.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М., 1996.
- Белова Е.С. Конфликтные ситуации диалогических взаимодействий / Е. С. Белова // Конфликт в конструктивной психологии: тез. докл. и сообщ. II науч.-практ. конф. по конструктивной психологии. -Красноярск, 1990. С. 99−100.
- Бердяев Н.А. Я и мир объектов / Н. А. Бердяев // Философия свободного духа. М., 1994.
- Березин С.В. Концептуальные основы педагогической конфликтологии / С. В. Березин, К. С. Лисецкий // Актуальные проблемы университетского технического образования. Самара, 1996.
- Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков / С. В. Березин. Самара, 1996.
- Березин С.В. Личностно-развивающий потенциал подростковых конфликтов / С. В. Березин, К. С. Лисецкий // Вестник СамГУ. Серия: Психология. Самара, 1996. — № 1.
- Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалёв. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М., 1968.
- Братусь Б.С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1998. -301 с.
- Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты / С.Л.
- Братченко II Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева,
- B.Г.Щур. М.: Смысл, 1997. — С. 201−221.
- Братченко С. JI. Межличностный конфликт как общение / C.JI. Братченко // Конфликт в конструктивной психологии: тез. докл. и сообщ. II науч.-практ. конф. по конструктивной психологии. Красноярск, 1990. — С. 2731.
- Бубер М. Диалог / М. Бубер // Два образа веры. М.: Республика, 1995.1. C. 15−92.
- Бубер М. Я и Ты / М. Бубер // Два образа веры. М.: Республика, 1995. -С. 93−124.
- Бурлакова Н.С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. -М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 352 с.
- Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1967.
- Выготский JI. С. Собр. соч. в 6 т. / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983.-Т.4.
- Галигузова JI.H. Психологические особенности застенчивых дошкольников / JI.H. Галигузова // Межличностные отношения ребёнка от рождения до 7 лет / под ред. Е. О. Смирновой. — М. — Воронеж, 2001. -Гл. 2., С. 52−66.
- Гришина Н-В. Нарушение этических норм межличностного взаимодействия: «феномен нечестной игры» /: Н. В. Гришина // Общественные науки и современность. 1997. — № 2. — С. 87−95.
- Гришина Н.В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
- Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в: подростковом возрасте: дис.. канд. психол: наук / Н: И. Гуткина- М-, 1983.
- Дорохова А. В. Учебный курс для подростков как средство формирования . конфликтной компетентности / А. В. Дорохова // Журнал практического психолога. 1999. — № 2. — С. 30−46.
- Дорохова А.В. Учебный курс как средство становления конфликтной компетентности подростков: дис.. канд. пед. наук. / А. В. Дорохова. -Красноярск, 1998. 151с.
- Дратунова Т.В. Некоторые психологические особенности личности подростка / Т. В. Драгунова, Д. Б. Эльконин // Советская педагогика. -1965.-№ 6.-С. 63−72.
- Жуков Ю: Mi Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю'.М- Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растяников. М., 1990.
- Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться) / Ф. Зимбардо. СПб.: Питер Пресс, 1996. — 256 с.
- Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы / В. В. Знаков. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. — 448 с.
- Каган М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. М., 1988.
- Кле М. Психология подростка: психосексуальное: развитие: пер. с фр. /
- М. Кле. М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
- Ковальчук О. Энималтерапия / О. Ковальчук. http:// www.meditalk.info/ index. php?threat=
- Коломинский Я.Л. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности / Я. Л. Коломинский, Б. П. Жизневский //Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 35−43.
- Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк / И. С. Кон. 2-е изд. -М.: Политздат, 1987. — 350 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1989.-255 с.
- Кроник А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений / А. Кроник, Е. Кроник. М.: Мысль, 1989. — 204 с.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. 2-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1997.- 176 с.
- Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога / Г. М. Кучинский. — Минск: Университетское, 1988. 206 с.
- Либерман А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков / А. А. Либерман // Вопросы психологии. 2005. — № 4. -С.17−124.
- Лисецкий К.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте / К. С. Лисецкий. Самара, 1996.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И1 Лисина. М., 1986.
- Масгутова С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы: дис.. канд. психол. наук / С.К.1. Масгутова. М., 1988.
- Межличностные отношения ребёнка от рождения до 7 лет / под ред. Е. О. Смирновой. М.: Изд-во Моск. психол. соц. ин-та- Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001. -240 с.
- Мелибруда Е. Я-Ты-Мы : пер. с польск. / Е. Мелибруда- вступ. статья и общ. ред. А. А. Бодалёва, А. Б. Добровича. М.: Прогресс, 1986. — 256 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин. М.- Воронеж, 1996.
- Мустафина B.C. Значение ориентации на сверстника в усвоении нравственных норм детьми дошкольного возраста: автореф.. канд. психол. наук / B.C. Мустафина. М., 1998.
- Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалёва, В. В. Столина. — М.: Изд-во МГУ, 1987.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 5−19.
- Пашукова Т. И. Децентрация в условиях кооперативного и конкурентного взаимодействия: автореф. дис.. канд. психол. наук / Т. И. Пашукова. М., 1985.
- Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции / Т. И. Пашукова. М.: Ин-т практ. психол., 1998. — 160 с.
- Первышева Е.В. Межличностный конфликт как фактор социализации старших подростков : дис.. канд. психол. наук / Е. В. Первышева. М., 1979. — 157 с.
- Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: пер. с фр. / А.-Н. Перре-Клермон. М.: Педагогика, 1991.-248 с.
- Петровская JI. А. Воспитатель подросток: пути развития диалога / JI.A. Петровская // Учителям и родителям о психологии подростка / под ред. Г. Г. Акрелова. — М.: Высшая школа, 1990. — С. 130−153.
- Петровская JI. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности / JL А. Петровская // Вестник МГУ. Серия: Психология. 1997. — № 4. -С. 41−45.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / JI.A. Петровская // Общение компетентность — тренинг: Избранные труды. — М.: Смысл, 2007. — С. 375 — 594.
- Петровская JI. А. О природе компетентности в общении / JI.A. Петровская // Общение компетентность — тренинг: Избранные труды. — М.: Смысл, 2007. — С. 102−108.
- Петровский А. В. Категориальная система психологии / А. В. Петровский,
- B.А. Петровский // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 3−18.
- Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. Ростов-н/Д: Феникс, 1996.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. СПб.: Союз, 1997. -256 с.
- Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребёнка / Ж. Пиаже. — СПб.: Союз, 1997.-283 с.
- Поливанова К. Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве / К. Н. Поливанова // Психологическая наука и образование. 1998. — № 3−4.-С. 11−15.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. 1994. — № 1.1. C.61−69.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 20−33.
- Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история / Б. Ф. Поршнев // История и психология. М., 1971.
- Привалихина Т.И. Конфликтная компетентность и задачи младшего школьного возраста / Т. И. Привалихина // Педагогика развития: Содержание образования как проблема: материалы VI науч.-практ. конф. Красноярск: ИЦ КрасГУ, 1999. — Ч. 2. — С. 42−46.
- Привалихина Т.И. Уровень и содержание конфликтной компетентности как образовательный эффект начальной школы : дис.. канд. психол. наук / Т. И. Привалихина. Красноярск, 2004. — 145 с.
- Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевс-кого. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.- под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. -303 с.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. -СПб.: Питер, 2000. 624 с.
- Рац М. В. Ресурсы и ресурсная политика / М. В. Рац, М. Т. Ойзерман, Б. Г. Слепцов//Вопросы методологии. 1997. — № 1−2.
- Росс Л. Наивный реализм в повседневной жизни и его роль в изучении социальных конфликтов и непонимания / Л. Росс, Э. Уорд // Вопросы психологии 1999. № 5. — С. 61−72.
- Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А. А. Рояк. М.: Педагогика, 1988.
- Рубинштейн С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Самсонова Н. Г. Можно ли быть в меру агрессивным? / Н. Г. Самсонова // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1994. — Вып. 3, ч. II. — С. 3−5.
- Сарджвеладзе Н. И. Личность и её взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. Тбилиси, 1989.
- Семенюк JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. — М., 1996.
- Семёнов И.Н. Проблемы организации творческого мышления и рефлексии: подходы и исследования / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Психология творчества / под ред. Я. А. Пономарёва. М.: Наука, 1990. -Гл. 2. — С. 37−53.
- Сергоманов П.А. Ситуация учения-обучения как конфликт / П. А. Сергоманов, Б. И. Хасан // Журнал практического психолога. 1999. -№ 2. — С. 86−93.
- Скрипкина. Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий / Т. П. Скрипкина // Вопросы психологии. 1999. — № 5. -С. 21−31.
- Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологический феномен : автореф. дис.. д-ра психол. наук / Т. П. Скрипкина. Ростов-н/Д, 1998.
- Слободчиков В.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном-возрасте / В. И: Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. -1990.-№ 3.-С. 25−36.
- Слободчиков В.И. Интегральная периодизация общего психическогоразвития / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. t1996.-№ 5.-С. 38−50.
- Слободчиков В. И: Очерки психологии образования / В. И. Слободчиков // Материалы для педагогических размышлений. Биробиджан, 2003. -Вып. 2.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1986. — № 6. -С.14−22.
- Слободчиков В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1995. — 384 с.
- Смирнова Е. О. Межличностные отношения в обучении / Е. О. Смирнова // Педагогика развития: проблема образовательных результатов: материалы V науч.-практ. конф. Красноярск, 1998. — Ч. 1. — С. 75−79.
- Смирнова Е.О. Моральное воспитание ребёнка с позиции культурно-исторического подхода / Е. О. Смирнова // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: материалы IX науч.-практ. конф. Красноярск, 2003. — С. 138−146.
- Сорокина А.И. Конфликтные проявления как форма позитивной активности в детском возрасте: автореф. дис.. д-ра психол. наук / А. И. Сорокина. Уфа, 2001.
- Станиславский К. С. Работа актёра над собой / К. С. Станиславский. М., 1991.
- Степанов С.Ю. Рефлексивно-инновационный процесс: модель и метод изучения / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Психология творчества / под ред. Я. А. Пономарёва. М: Наука, 1990. — Гл.4. — С. 64−92.
- Степанский В.И. Субъектность предпосылка личностной формы общения / В. И. Степанский // Вопросы психологии. — 1991. — № 5. — С. 98 103.
- Стрелкова Л.П. Время ткань диалога? / Л. П. Стрелкова, Ю. К. Стрелков // Психология общения: тренинг человечности: тез. междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 70-летию со дня рождения Л. А. Петровской. -М.: Смысл, 2007. — 333 с. — С. 240.
- Терёшкина И. Б. Межличностное оценивание в условиях конфликта / И. Б. Терёшкина // Конфликт в конструктивной психологии: тез. докл. и сообщ. II науч.-практ. конф. по конструктивной психологии. -Красноярск, 1990. С. 107−110.
- Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 368 с.
- Фиалкова Е. М. Методологические аспекты аналитической психологи К. Юнга / Е. М. Фиалкова // Вопросы философии. 1979. — № 1. — С. 141−148.
- Флоренская Т.А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности / Т. А. Флоренская // Гуманистические проблемыпсихологической теории. М.: Наука, 1995. — 214 с.
- Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий А. У. Хараш // Психолого-педагогические проблемы общения / под ред. А. А. Бодалёва. М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1979. -С. 17−35.
- Хараш А.У. Ценность слова: о психосемантике диалогической преднастройки / А. У. Хараш // Психология общения: тренинг человечности: тез. междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 70-летию со дня рождения Л. А. Петровской. М.: Смысл, 2007. — С. 253−254.
- Хасан Б.И. Конструктивная психология. Антропотехника. Конфликт / Б. И. Хасан // Конструктивная психология новое направление развития психологической науки: тез. докл. и сообщ. I науч.-практ. конф. -Красноярск, 1989. — 140 с.
- Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта / Б. И. Хасан. СПб.: Питер, 2003.
- Хасан Б.И. Конфликтная компетентность атрибутивный эффект развивающего обучения / Б. И. Хасан // Педагогика развития: Проблемы современного детства и задачи школы: материалы III науч.-практ. конф. -Красноярск, 1996. — Ч. 1. — С. 42−47.
- Хасан Б.И. Психотехника конфликта: учеб. Пособие / Б. И. Хасан. -Красноярск: Изд-во КрасГУ, 1995. 98 с.
- Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б. И. Хасан. Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1996. — 157 с.
- Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. М.: Academia, 2004. — 192 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во Том. ун-та- Москва: Барс, 1997. 392 с.
- Хорошилова Е.А. К исследованию отражения значимых других / Е. А. Хорошилова // Вопросы психологии познания людьми друг друга исамопознания. Краснодар, 1977.
- Хорошилова Е. А. Феномен субъективной значимости другого человека : дис.. канд. психол. наук / Е. А. Хорошилова. М.: 1984. — 155 с.
- Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники — «ничья земля «в возрастной психологии / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1998. -№ 3. — С.17−31.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. М.: Интерпракс, 1995. — 288 с.
- Цукерман Г. А. Развитие учебного сообщества / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 2004. — № 1. — С. 50−67.
- Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани- пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 544 с.
- Шилыптейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте / Е. С. Шилыптейн // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 69−79.
- Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия / Г. П. Щедровицкий // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1994. -Вып. 3, ч. II. — С. 49−60.
- Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. СПб.: Питер, 1999. — 656 с.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории JI.C. Выготского) / Б. Д. Эльконин. М.: Тривола, 1994.- 118 с.
- Эльконин Б.Д. Действие как единица развития / Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 2004. — № 1. — С. 35−49.
- Эльконин Б.Д. Идентичность, потенциал, и перспектива человека в реальности образования / Б. Д. Эльконин // От 15-ти и старше: Новое поколение образовательных технологий / под общ. ред. А. В. Султановой. -М., 2006.-С. 206−213.
- Эльконин Б. Д. Содержание обучения в подростковом возрасте / Б. Д. Эльконин // Педагогика развития: содержание образования как проблема: материалы VI науч.- практ. конф. Красноярск, 1999. — Ч. 1. — С. 3−13.
- Эльконин Б.Д. Цели, содержание и организационные формы подростковой школы / Б. Д. Эльконин // http://muslenye.narod.ru/media materials/ Knigi/ Elkoninpodrostshola.doc.
- Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию / Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. — С. 25−66.
- Эльконин Д.Б. Выдержки из научных дневников (1905−1983) / Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. — С. 358 — 405.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М&bdquo-: Педагогика, 1989.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. — С. 66 — 86.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон. -М.: Прогресс, 1996. 344 с.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 64. — 76.
- Яремчук М.В. Роль привязанности к родителям и формирование романтических отношений в старшем подростковом возрасте: автореф. дис.. канд. психол. наук /М. В. Яремчук. М., 2006. — 29 с.
- Akers J. F. Adolescencent friendship pairs: Similarities in identity status Development, Behavior, Attitude and Intentions / J. F. Akers, M. Glick, E. Zigler // J.Ad. Research. 1998. — V. 13. — N. 2. — P. 164−178.
- Ardington A. M. Playfully negotiated activity in girls' talk / A. M. Ardington // Journal of Pragmatics. 2006, January. — V. 38, Is. 1. — P. 73−95.
- Austin M. C. Children’s friendships: a study of the bases on which children select and reject their best friends / M. C. Austin, G. G. Thompson // Journal of Educational Psychology. 1948, February. — V. 39, Is. 2. — P. 101−116.
- Claes M. E. Friendship and personal adjustment during adolescence / M. E. Claes // Journal of Adolescence. 1992, March. — V. 15, Is. 1. — P. 39−55.
- Damon W. Self-understanding in childhood and adolescence / W. Damon, D. Hart. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.
- Giordano P.C. The Wider Circle of Friends in Adolescence / P. C. Giordano // AJS. V. 101. — N. 3. — P. 661−697.
- Harter S. Developmental Analysis of Conflict Caused by Opposing Attributes in the Adolescent Self-Portrait / S. Harter, A. Monsour // Developmental Psychology. 1992, March. — V. 28, Is. 2. — P. 251−260.
- Johnston D. K. Adolescents' moral dilemmas: The context / D. K. Johnston, L. M. Brown, S. B. Christopherson // Journal of Youth and Adolescence. 1990, December. — V. 19. — N. 6. — P. 615−622.
- Laursen B. Interpersonal Conflict During Adolescence / B. Laursen, W. A. Collins // Psychological Bulletin. 1994, March. — V. 115, Is. 2. — P. 197−209.
- Leyva F.A. Compromise formation in social conflicts: The influence of age, issue, and interpersonal context / F. A. Leyva, H. G. Furth // Journal of Youth and Adolescence. 1986, December. — V. 15. — N. 6. — P. 441−452.
- Mayseless О. Gifted adolescents and intimacy in close same-sex friendships / O. Mayseless // Journal of Youth and Adolescence. 1993, April. — V. 22. — N. 2.
- McNamara B.C. Friend Influence on Prosocial Behavior: The Role of Motivation Factors and Friendship Characteristics / В. C. McNamara, K. R. Wentzel // Developmental Psychology. 2006, January. — V.42, Is. 1. — P. 153 163.
- Noakes M. A. Age and Gender Differences in Peer Conflict / M. A. Noakes, C. M. Rinaldi // Journal of Youth and Adolescence. 2006, December. — V. 35. -N. 6.-P. 523−543.
- Raffaelli M. Young’s Conflicts with Siblings and Friends / M. Raffaelli // Jornal of Youth and Adolescence. 1997, October. — V. 26. — N. 5. — P. 539 558.
- Sixth Graders' Conflict Resolution in Role Plays with a Peer, Parent, and Teacher / C. J. Borbely, J. A. Graber, T. Nichols, J. Brooks-Gunn, G. J. Botvin // Journal of Youth and Adolescence. 2005,. — V. 34, January. — N. 4. — P. 279 291.
- Vaquera E. Do you like me as much as I like you? Friendship reciprocity and its effects on school outcomes among adolescents / E. Vaquera, G. Kao // Social Science Research, In Press, Corrected Proof, Available online 18 January 2007.
- Youniss J. Adolescent Relations with Mothers, Fathers, and Friends / J. Youniss, J. Smollar. Chicago: University of Chicago Press, 1985.