Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конфликтная компетентность как ресурс развития межличностного общения подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Путь к построению развитых форм общения и отношений лежит через разрешение целого ряда противоречий и конфликтов. В младшем подростковом возрасте складываются предпосылки овладения глубинными формами межличностного общения, что выражается в интенсивном развитии, выделении в особую сферу жизни, интимно-личностного общения с близким другом своего пола (Д.Б. Эльконин, Т. В. Драгунова, И. С. Кон, М… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Развитие интимно-личностного общения как нового уровня 12 межличностного общения подростка со сверстником
    • 1. 1. Значение развития интимно-личностного общения подростка со 12 сверстником в контексте задач возраста
    • 1. 2. Развивающий потенциал подростковых конфликтов со сверст- 31 никами
  • Глава 2. Конфликтная компетентность, её становление в подростковом 43 возрасте
    • 2. 1. — Конфликтная компетентность и особенности её становления в 43 подростковом возрасте
    • 2. 2. Содержание конфликтной компетентности относительно 54 интимно-личностного общения подростков
  • Глава 3. Эмпирическое исследование конфликтной компетентности 75 как ресурса развития межличностного общения подростков
    • 3. 1. Исследование особенностей разрешения конфликтов в интимно- 75 личностном общении младших и старших подростков
    • 3. 2. Изучение особенностей общения подростков с близкими 95 друзьями, выступающих условиями продуктивного разрешения конфликтов
    • 3. 3. Выявление содержания конфликтной компетентности как ресурса 115 развития межличностного общения подростков

Конфликтная компетентность как ресурс развития межличностного общения подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы.

Путь к построению развитых форм общения и отношений лежит через разрешение целого ряда противоречий и конфликтов. В младшем подростковом возрасте складываются предпосылки овладения глубинными формами межличностного общения, что выражается в интенсивном развитии, выделении в особую сферу жизни, интимно-личностного общения с близким другом своего пола (Д.Б. Эльконин, Т. В. Драгунова, И. С. Кон, М. Кле). Опыт интимно-личностного общения в подростковом возрасте имеет огромное значение для личностного, социального развития и построения будущих межличностных отношений, особенно дружеских и романтических (Г.А. Цукерман, Е.С. Шиль-штейн, H.S. Sullivan, H.S. Sullivan E. Vaquera and G. Kao, P.С. Giordano, B.C. McNamara, K.R. Wentzel др.). Эта, одна из важнейших, линия развития межличностного общения подростка и рассматривается нами.

Прстановка вопроса о развитии межличностного общения подразумевает поиск его механизмов и ресурсов. Мы рассматриваем продуктивный конфликт как универсальный механизм, «острую форму» развития личности и общения, в которой противоречие себя являет, предоставляя потенциальные возможности своего разрешения (B.C. Мерлин, Н. В. Гришина, JI.A. Петровская, Б. И. Хасан, Э. Эриксон). В раннем подростковом возрасте становящееся интимно-личностное общение насыщено, эмоционально, что часто приводит к конфликтам, за которыми следует прекращение общения и разрыв дружеских отношений (Д.Б. Эльконин, Т. В. Драгунова, Ф. Райе). Преодоление конфликтов, напротив, ведёт к развитию общения и построению более зрелых отношений (Р.С. Giordano, A.M. Ardington).

С этой позиции важным ресурсом развития межличностного общения выступает конфликтная компетентность. Относительно задач развития общения конфликтная компетентность понимается как неотъемлемая составная часть коммуникативной компетентности (JI.A. Петровская, Б.И. Хасан), представляющая собой систему внутренних ресурсов, позволяющую человеку быть «посредником самому себе» в конфликте — занимать управляющую, рефлексивно-эмпатийную, позицию и удерживать взаимодействие в режиме продуктивного разрешения исходного противоречия (Б.И. Хасан, 1996, 2003). В конфликтной компетентности как сложном интегральном образовании можно выделить следующие уровни: ценностей личности, мотивов и установок, умений (JI.A. Петровская, 1997).

Актуальной нам представляется разработка вопроса о содержании конфликтной компетентности относительно интимно-личностного общения, являющегося «местом зачатия и вынашивания» собственно человеческих способностей и составляющих основу полноценного человеческого существования применительно к подростковому возрасту, когда созревают предпосылки для становления субъектной, авторской позиции (Г.А. Цукерман, В. И. Слободчиков, К.Н. Поливанова). С нашей точки зрения, образовательные условия подростковой школы могут способствовать полноценному проживанию нового опыта интимно-личностного общения со сверстником. Невозможно ставить вопрос об инициировании саморазвития подростков как субъектов собственного общения и отношений «в ситуации отчуждения» их от ключевых механизмов развития, без приобщения их к знаниям о природе и функциях конфликта, без передачи им способов культурного разрешения конфликтов. Именно это выводит проблематику становления конфликтной компетентности подростков на новый уровень.

Научная актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время не разработан вопрос о конфликтной &bdquo-компетентности как о ресурсе, т. е. возможном средстве развития общения в подростковом возрасте. Не выделены те способности, которые позволяли бы подростку таким образом разрешать конфликты со сверстником, чтобы это вело не к деструктивным последствиям, а к дальнейшему развитию личностного общения. Не изучены возрастные возможности становления конфликтной компетентности подростков на материале межличностного общения. Это затрудняет проектирование образовательных условий и оценку эффективности программ, ориентированных на развитие конфликтной компетентности в подростковом возрасте.

Это и определило тему диссертационного исследования: «Конфликтная компетентность как ресурс развития межличностного общения подростков».

Мы ставим перед собой цель выделения и проверки составляющих конфликтной компетентности подростка в межличностных конфликтах со.

I «сверстникомустановления связи между овладением ресурсом продуктивного разрешения конфликта и развитием интимно-личностного общения подростка.

Объект исследования: конфликтные ситуации в межличностном общении подростка со сверстником.

Предмет исследования: психологическое содержание конфликтной компетентности подростка в межличностном общении, связь между конфликтной компетентностью подростка и развитием его интимно-личностного общения со сверстником.

Гипотеза исследования. Старшие подростки, получившие в младшем подростковом возрасте опыт интимно-личностного общения с близким другом, обладают ресурсом компетентно действовать в конфликте со сверстником. Они t способны адекватно понимать исходное противоречие и разрешать его активно, децентрированно и диалогически в соответствии с принципами субъект-субъектных отношений.

Поведение в конфликте подростков, не получивших опыта интимно-личностного общения с близким другом, отличает некомпетентность, связанная с неспособностью занять активную разрешающую позицию, а также недостаточной ориентацией на сверстника, препятствующей диалогическому взаимодействию.

Для достижения цели работы необходимо было решить следующие задачи:

1. На основе анализа психологической литературы построить рабочую модель содержания конфликтной компетентности в интимно-личностном общении. Соотнести её с возрастными особенностями подростков.

2. Изучить особенности разрешения конфликтов с близкими друзьями младших и старших подростков с точки зрения конфликтной компетентности.

3. Выделить особенности общения подростков с близкими друзьями, выступающие условиями компетентного разрешения конфликтов.

4. Провести сравнительный анализ разрешения конфликта со сверстником старшими подростками, получившими опыт интимно-личностного общения со сверстником и «подростками без друзей» .

5. Выявить ресурсные дефициты разрешения конфликтов со сверстниками подростков, не развернувших в течение подросткового возраста интимно-личностное общение со сверстником.

Теоретико-методологическими основаниями настоящего исследования явились основные положения культурно-исторической концепции, построенные на её основании периодизации психического развития, представления о возрасте и возрастных задачах (JI.C. Выготский, Д.Б. ЭльконинВ.И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, Б. Д. Эльконин, К.Н. Поливанова) — представления конструктивной и социальной психологии о конфликте как механизме развития личности и отношений, о конфликтной компетентности как условии продуктивного разрешения конфликтов (Н.В. Гришина, JI.A. Петровская, Б. И. Хасан, Т. И. Привалихина, П. А. Сергоманов, и.

ДР-)/ +.

Специфика предмета исследования и методологические основания работы определили методы и методики исследования: анализ психологической и философской литературыметод поперечных срезов в рамках исследуемого возрастного периодаметод свободного интервьюпроективное сочинениепроективная биографическая методика «Линии отношений» (Е. Кроник, А. Кроник, 1989) — формализованное наблюдение в естественных и лабораторных условияхпсихологический эксперимент. Достоверность обнаруженных различий проверялась при помощи метода математической обработки данных — критерия Фишера (ф*).

Положения, выносимые на защиту.

1. Важнейшими составляющими конфликтной компетентности, выступающей ресурсом развития межличностного общения подростка со сверстником, являются:

• способность обнаруживать и адекватно понимать противоречия, «разрывы» в общении;

• готовность преодолевать эти противоречия,.

• активная разрешающая рефлексивно-эмпатийная позиция в конфликте;

• способность удерживать в конфликте отношение к сверстнику, отвечающее принципам субъект-субъектных отношений;

• ориентация на сверстника и учёт его позиции в конфликтном взаимодействии;

• готовность и способность восстанавливать и поддерживать межличностный диалог.

Необходимым психологическим механизмом конфликтной компетентности в общении является децентрация, выступающая основой взаимопонимания и координации действий.

2. Для младших подростков в ситуациях конфликта с близкими друзьями характерны следующие признаки некомпетентности: эгоцентрическая, «претерпевающая» позицияинтенсивное, непоследовательное конфликтное поведениерасхождение внутреннего и внешнего планов действияострые гипертрофированные, противоречивые переживаниярезкий разрыв отношений. В отличие от этого, компетентность старших подростков при разрешении конфликтов с близкими друзьями выражается в последовательных, целенаправленных действиях по разрешению конфликта, опирающихся на способность к реконструкции конфликтной динамики и выявление причины конфликта, межличностную рефлексию и эмоциональную децентрацию.

3. Подростки 12−13 лет способны развить интимно-личностное общение с близким другом своего пола, в процессе которого формируются устойчивые в конфликте взаимно положительные близкие значимые отношения и субъектный уровень отражения друг друга. Отношения такого качества обеспечивают подростку условия поддержания позитивного и децентрированного «зеркального Я» и позитивного образа Другого в конфликтном взаимодействии, что создаёт основу диалога, сотрудничества и взаимопонимания при разрешении конфликта.

4. Старших подростков, получивших в течение младшего подросткового ' возраста,-опыт интимно-личностного общения с близким другом, в ситуации конфликта со сверстником значимо отличает от подростков, не получивших такого опыта, выраженность следующих составляющих конфликтной компетентности: субъектной разрешающей позиции, внутренней и внешней ориентации на сверстника, готовности и способности к диалогическому общению. ;

5. Ресурсными дефицитами к развитию личностного общения в подростковом возрасте являются неспособность занимать активную разрешающую позицию в конфликте со сверстником, а также недостаточная ориентация на сверстника, препятствующая диалогическому взаимодействию.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, их адекватностью предмету, цели и задачам исследования, тщательной экспериментальной проверкой теоретических положений.

В исследовании участвовали учащиеся подростковой ступени Красноярской университетской гимназии № 1 «Универс», экспериментальной площадки Института психологии и педагогики развития СО РАО, а также красноярской гимназии № 9, лицея № 1 и общеобразовательных школ № 6, № 143 в возрасте от 11 до 14 лет. Всего 351 подросток.

Научная новизна и теоретическая значимость: впервые развитие межличностного общения подростка было рассмотрено в связи с развитием способности продуктивного разрешения конфликтов со сверстниками. Впервые была осуществлена попытка определения и проверки составляющих конфликтной компетентности подростков в межличностном общении в соотнесении с положениями психологии развития о ведущей деятельности и её новообразовании (Д.Б. Эльконин, Т.В., Драгунова, Б.Д. Эльконин). Также экспериментально была показана связь владения ресурсами продуктивного разрешения конфликтов с развитием интимно-личностного общения со сверстником. Тем самым была предпринята попытка восполнить дефицит научных представлений о содержании и становлении конфликтной компетентности в подростковом возрасте.

Практическая значимость. Разработанная модель содержания конфликтной компетентности подростков предлагает ориентиры в проектировании образовательного пространства основной школы, направленного на поддержание возрастных возможностей подростков в развитии способностей продуктивного разрешения противоречий в общении и взаимодействии.

В работе обозначен подход к проблеме «подростка без друзей» с точки зрения дефицитов становления конфликтной компетентности как ресурса развития отношений со сверстниками. Это позволяет рассматривать формирование конфликтной компетентности как путь не прямого, а косвенного влияния на развитие межличностного общения подростка.

Апробация материалов исследования проводилась на заседаниях методического объединения «Человековедение» красноярской Гимназии «Универс», на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы становления интеллигенции в образовательных системах» (г. Красноярск, 1999) — на ежегодных Всероссийских научно-практических конференциях «Педагогика развития» в 1999, 2003, 2005, 2006, 2007, 2008 г.- на международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения JI.A. Петровской, «Психология общения: тренинг человечности» в 2007 г.

Внедрение результатов. На основе результатов исследования были разработаны и реализованы в красноярской университетской гимназии «Универс» программы элективных курсов для младших подростков «Мир 9 отношений: я и мои друзья» (1999 — 2000 г.) и для старших подростков: «Я и моя команда» (2002 — 2007 г.) и «Мастерская по психологии» (2006;2008 г.). Программы для старших подростков успешно прошли первый этап городского конкурса и опубликованы в сборнике программ экспериментальных элективных курсов (2008 г.). В настоящее время программа «Я и моя команда» проходит апробацию в школе № 44 г. Красноярска.

Для подросткового курса «Интересы. Ценности. Нормы» были разработаны варианты занятий по темам «Ближние и дальние миры», «Отношения», «Конфликты», направленные на развитие децентрации и диалогичности в межличностном общении, а также тестовые задания для определения эффектов развития конфликтной компетентности. Результаты исследования были использованы в учебных курсах для студентов психолого-педагогического факультета СФУ. По теме работы подготовлено 9 публикаций.

Объём и структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка (154 наименования, из них 20 источников на английском языке) и приложений. Общий объём диссертации 154 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проделанная работа дала основания сделать следующие общие выводы:

1. Конфликтная компетентность может рассматриваться как ресурс развития межличностного общения лишь при условии, если в ней, помимо способностей, обеспечивающих работу с противоречиями: способности обнаруживать и адекватно понимать противоречия в общении и готовности их преодолевать, задано этическое содержание: ориентация на сверстника, субъект-субъектное отношение к нему, стремление и способность к диалогу. Это подразумевает активную разрешающую рефлексивно — эмпатийную позицию в конфликте. Необходимым психологическим механизмом конфликтной компетентности в общении является децентрация, выступающая основой взаимопонимания и координации действий.

2. Старшие подростки, в отличие от младших, способны компетентно разрешать конфликты в интимно-личностном общении с близким другом. Они преодолевают свойственную младшим подростками эгоцентричность, эмоциональную «взрывоопасность», непоследовательность и противоречивость переживаний и конфликтного поведения, на основе рефлексивного отношения к «стихии конфликта», осваивая активную разрешающую позицию, опираясь на развитие способности «понимать и чувствовать за другое лицо» в конфликтном общении.

3. Подростки 12−13 лет способны развить интимно-личностное общение с близким другом своего пола, в процессе которого формируются устойчивые в конфликте взаимно положительные близкие значимые отношения и субъектный уровень отражения друг друга. Отношения такого качества обеспечивают подростку условия поддержания позитивного и децентрированного «зеркального Я» и позитивного образа Другого в конфликтном взаимодействии, что создаёт основу диалога, сотрудничества и взаимопонимания при разрешении конфликта.

4. Подростков 13−14 лет, приобретших в течение младшего подросткового возраста опыт интимно-личностного общения с близким другом, в ситуации конфликта со сверстником значимо отличает от подростков, не приобретших такого опыта, выраженность следующих составляющих конфликтной компетентности: субъектной разрешающей позиции, внутренней и внешней ориентации на сверстника, готовности и способности к диалогическому общению. Таким образом, основу дальнейшего развития межличностного общения со сверстником создаёт такое разрешение конфликта, при котором явно выражена ориентация на сверстника как на равноценного и равнозначного.

5. Ресурсными дефицитами в развитии личностного общения в подростковом возрасте являются неспособность занимать активную разрешающую позицию в конфликте со сверстником, а также недостаточная ориентация на сверстника, препятствующая диалогическому взаимодействию.

6. Проведённое исследование показывает, что сам по себе опыт интимно-личностного общения не гарантирует подростку «приращения» ресурса конфликтной компетентности — оно происходит в зависимости, как от качества общения, так и от того, в какой мере этот опыт осознан, отрефлексирован. Возможности становления конфликтной компетентности подростка, на наш взгляд, не исчерпываются стихийно проживаемой практикой конфликтов. Природа, функции конфликта и индивидуальные ресурсы его разрешения приобретают на этом возрастном этапе принципиальную возможность становиться осознанными, вследствие новых возможностей понятийного мышления и рефлексии подростка. И это задаёт необходимость «искусственной» линии развития конфликтной компетентности целенаправленного обучения и воспитания.

7. Полученные результаты дают основания ставить вопрос о необходимости развития внутренних ресурсов подростков ценностного, мотивационного и операционально-технического уровней, направленных, прежде всего, не на предметные условия разрешения конфликта, а на сверстника, на установление взаимопонимания и сотрудничества с ним. Мы считаем эту линию развития конфликтной компетентности подростков в общении стратегической.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.-299 с.
  2. Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева М.: Наука, 1994.
  3. JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления / Л. М. Баткин. М.: Наука, 1978.- 180 с.
  4. М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М.: Советская Россия, 1979 — 320 с.
  5. М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М., 1996.
  6. Е.С. Конфликтные ситуации диалогических взаимодействий / Е. С. Белова // Конфликт в конструктивной психологии: тез. докл. и сообщ. II науч.-практ. конф. по конструктивной психологии. -Красноярск, 1990. С. 99−100.
  7. Н.А. Я и мир объектов / Н. А. Бердяев // Философия свободного духа. М., 1994.
  8. С.В. Концептуальные основы педагогической конфликтологии / С. В. Березин, К. С. Лисецкий // Актуальные проблемы университетского технического образования. Самара, 1996.
  9. С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков / С. В. Березин. Самара, 1996.
  10. С.В. Личностно-развивающий потенциал подростковых конфликтов / С. В. Березин, К. С. Лисецкий // Вестник СамГУ. Серия: Психология. Самара, 1996. — № 1.
  11. А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалёв. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.
  12. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М., 1968.
  13. .С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1998. -301 с.
  14. С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты / С.Л.
  15. Братченко II Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева,
  16. B.Г.Щур. М.: Смысл, 1997. — С. 201−221.
  17. С. JI. Межличностный конфликт как общение / C.JI. Братченко // Конфликт в конструктивной психологии: тез. докл. и сообщ. II науч.-практ. конф. по конструктивной психологии. Красноярск, 1990. — С. 2731.
  18. М. Диалог / М. Бубер // Два образа веры. М.: Республика, 1995.1. C. 15−92.
  19. М. Я и Ты / М. Бубер // Два образа веры. М.: Республика, 1995. -С. 93−124.
  20. Н.С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. -М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 352 с.
  21. Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
  22. Ф.Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  23. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1967.
  24. JI. С. Собр. соч. в 6 т. / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983.-Т.4.
  25. JI.H. Психологические особенности застенчивых дошкольников / JI.H. Галигузова // Межличностные отношения ребёнка от рождения до 7 лет / под ред. Е. О. Смирновой. — М. — Воронеж, 2001. -Гл. 2., С. 52−66.
  26. Гришина Н-В. Нарушение этических норм межличностного взаимодействия: «феномен нечестной игры» /: Н. В. Гришина // Общественные науки и современность. 1997. — № 2. — С. 87−95.
  27. Н.В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
  28. Н.И. Личностная рефлексия в: подростковом возрасте: дис.. канд. психол: наук / Н: И. Гуткина- М-, 1983.
  29. А. В. Учебный курс для подростков как средство формирования . конфликтной компетентности / А. В. Дорохова // Журнал практического психолога. 1999. — № 2. — С. 30−46.
  30. А.В. Учебный курс как средство становления конфликтной компетентности подростков: дис.. канд. пед. наук. / А. В. Дорохова. -Красноярск, 1998. 151с.
  31. Т.В. Некоторые психологические особенности личности подростка / Т. В. Драгунова, Д. Б. Эльконин // Советская педагогика. -1965.-№ 6.-С. 63−72.
  32. Жуков Ю: Mi Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю'.М- Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растяников. М., 1990.
  33. Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться) / Ф. Зимбардо. СПб.: Питер Пресс, 1996. — 256 с.
  34. В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы / В. В. Знаков. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. — 448 с.
  35. М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. М., 1988.
  36. Кле М. Психология подростка: психосексуальное: развитие: пер. с фр. /
  37. М. Кле. М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
  38. О. Энималтерапия / О. Ковальчук. http:// www.meditalk.info/ index. php?threat=
  39. Я.Л. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности / Я. Л. Коломинский, Б. П. Жизневский //Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 35−43.
  40. Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк / И. С. Кон. 2-е изд. -М.: Политздат, 1987. — 350 с.
  41. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  42. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений / А. Кроник, Е. Кроник. М.: Мысль, 1989. — 204 с.
  43. И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. 2-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1997.- 176 с.
  44. Г. М. Психология внутреннего диалога / Г. М. Кучинский. — Минск: Университетское, 1988. 206 с.
  45. А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков / А. А. Либерман // Вопросы психологии. 2005. — № 4. -С.17−124.
  46. К.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте / К. С. Лисецкий. Самара, 1996.
  47. М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И1 Лисина. М., 1986.
  48. С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы: дис.. канд. психол. наук / С.К.1. Масгутова. М., 1988.
  49. Межличностные отношения ребёнка от рождения до 7 лет / под ред. Е. О. Смирновой. М.: Изд-во Моск. психол. соц. ин-та- Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001. -240 с.
  50. Е. Я-Ты-Мы : пер. с польск. / Е. Мелибруда- вступ. статья и общ. ред. А. А. Бодалёва, А. Б. Добровича. М.: Прогресс, 1986. — 256 с.
  51. B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин. М.- Воронеж, 1996.
  52. B.C. Значение ориентации на сверстника в усвоении нравственных норм детьми дошкольного возраста: автореф.. канд. психол. наук / B.C. Мустафина. М., 1998.
  53. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалёва, В. В. Столина. — М.: Изд-во МГУ, 1987.
  54. А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 5−19.
  55. Т. И. Децентрация в условиях кооперативного и конкурентного взаимодействия: автореф. дис.. канд. психол. наук / Т. И. Пашукова. М., 1985.
  56. Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции / Т. И. Пашукова. М.: Ин-т практ. психол., 1998. — 160 с.
  57. Е.В. Межличностный конфликт как фактор социализации старших подростков : дис.. канд. психол. наук / Е. В. Первышева. М., 1979. — 157 с.
  58. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: пер. с фр. / А.-Н. Перре-Клермон. М.: Педагогика, 1991.-248 с.
  59. JI. А. Воспитатель подросток: пути развития диалога / JI.A. Петровская // Учителям и родителям о психологии подростка / под ред. Г. Г. Акрелова. — М.: Высшая школа, 1990. — С. 130−153.
  60. JI. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности / JL А. Петровская // Вестник МГУ. Серия: Психология. 1997. — № 4. -С. 41−45.
  61. JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / JI.A. Петровская // Общение компетентность — тренинг: Избранные труды. — М.: Смысл, 2007. — С. 375 — 594.
  62. JI. А. О природе компетентности в общении / JI.A. Петровская // Общение компетентность — тренинг: Избранные труды. — М.: Смысл, 2007. — С. 102−108.
  63. А. В. Категориальная система психологии / А. В. Петровский,
  64. B.А. Петровский // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 3−18.
  65. В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. Ростов-н/Д: Феникс, 1996.
  66. . Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. СПб.: Союз, 1997. -256 с.
  67. . Суждение и рассуждение ребёнка / Ж. Пиаже. — СПб.: Союз, 1997.-283 с.
  68. К. Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве / К. Н. Поливанова // Психологическая наука и образование. 1998. — № 3−4.-С. 11−15.
  69. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. 1994. — № 1.1. C.61−69.
  70. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 20−33.
  71. . Ф. Контрсуггестия и история / Б. Ф. Поршнев // История и психология. М., 1971.
  72. Т.И. Конфликтная компетентность и задачи младшего школьного возраста / Т. И. Привалихина // Педагогика развития: Содержание образования как проблема: материалы VI науч.-практ. конф. Красноярск: ИЦ КрасГУ, 1999. — Ч. 2. — С. 42−46.
  73. Т.И. Уровень и содержание конфликтной компетентности как образовательный эффект начальной школы : дис.. канд. психол. наук / Т. И. Привалихина. Красноярск, 2004. — 145 с.
  74. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевс-кого. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  75. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.- под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. -303 с.
  76. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. -СПб.: Питер, 2000. 624 с.
  77. Рац М. В. Ресурсы и ресурсная политика / М. В. Рац, М. Т. Ойзерман, Б. Г. Слепцов//Вопросы методологии. 1997. — № 1−2.
  78. Л. Наивный реализм в повседневной жизни и его роль в изучении социальных конфликтов и непонимания / Л. Росс, Э. Уорд // Вопросы психологии 1999. № 5. — С. 61−72.
  79. А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А. А. Рояк. М.: Педагогика, 1988.
  80. С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  81. Н. Г. Можно ли быть в меру агрессивным? / Н. Г. Самсонова // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1994. — Вып. 3, ч. II. — С. 3−5.
  82. Н. И. Личность и её взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. Тбилиси, 1989.
  83. JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. — М., 1996.
  84. И.Н. Проблемы организации творческого мышления и рефлексии: подходы и исследования / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Психология творчества / под ред. Я. А. Пономарёва. М.: Наука, 1990. -Гл. 2. — С. 37−53.
  85. П.А. Ситуация учения-обучения как конфликт / П. А. Сергоманов, Б. И. Хасан // Журнал практического психолога. 1999. -№ 2. — С. 86−93.
  86. . Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий / Т. П. Скрипкина // Вопросы психологии. 1999. — № 5. -С. 21−31.
  87. Т.П. Доверие как социально-психологический феномен : автореф. дис.. д-ра психол. наук / Т. П. Скрипкина. Ростов-н/Д, 1998.
  88. В.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном-возрасте / В. И: Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. -1990.-№ 3.-С. 25−36.
  89. В.И. Интегральная периодизация общего психическогоразвития / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. t1996.-№ 5.-С. 38−50.
  90. В. И: Очерки психологии образования / В. И. Слободчиков // Материалы для педагогических размышлений. Биробиджан, 2003. -Вып. 2.
  91. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1986. — № 6. -С.14−22.
  92. В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1995. — 384 с.
  93. Е. О. Межличностные отношения в обучении / Е. О. Смирнова // Педагогика развития: проблема образовательных результатов: материалы V науч.-практ. конф. Красноярск, 1998. — Ч. 1. — С. 75−79.
  94. Е.О. Моральное воспитание ребёнка с позиции культурно-исторического подхода / Е. О. Смирнова // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: материалы IX науч.-практ. конф. Красноярск, 2003. — С. 138−146.
  95. А.И. Конфликтные проявления как форма позитивной активности в детском возрасте: автореф. дис.. д-ра психол. наук / А. И. Сорокина. Уфа, 2001.
  96. К. С. Работа актёра над собой / К. С. Станиславский. М., 1991.
  97. С.Ю. Рефлексивно-инновационный процесс: модель и метод изучения / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Психология творчества / под ред. Я. А. Пономарёва. М: Наука, 1990. — Гл.4. — С. 64−92.
  98. В.И. Субъектность предпосылка личностной формы общения / В. И. Степанский // Вопросы психологии. — 1991. — № 5. — С. 98 103.
  99. Л.П. Время ткань диалога? / Л. П. Стрелкова, Ю. К. Стрелков // Психология общения: тренинг человечности: тез. междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 70-летию со дня рождения Л. А. Петровской. -М.: Смысл, 2007. — 333 с. — С. 240.
  100. И. Б. Межличностное оценивание в условиях конфликта / И. Б. Терёшкина // Конфликт в конструктивной психологии: тез. докл. и сообщ. II науч.-практ. конф. по конструктивной психологии. -Красноярск, 1990. С. 107−110.
  101. Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 368 с.
  102. Е. М. Методологические аспекты аналитической психологи К. Юнга / Е. М. Фиалкова // Вопросы философии. 1979. — № 1. — С. 141−148.
  103. Т.А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности / Т. А. Флоренская // Гуманистические проблемыпсихологической теории. М.: Наука, 1995. — 214 с.
  104. А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий А. У. Хараш // Психолого-педагогические проблемы общения / под ред. А. А. Бодалёва. М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1979. -С. 17−35.
  105. А.У. Ценность слова: о психосемантике диалогической преднастройки / А. У. Хараш // Психология общения: тренинг человечности: тез. междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 70-летию со дня рождения Л. А. Петровской. М.: Смысл, 2007. — С. 253−254.
  106. .И. Конструктивная психология. Антропотехника. Конфликт / Б. И. Хасан // Конструктивная психология новое направление развития психологической науки: тез. докл. и сообщ. I науч.-практ. конф. -Красноярск, 1989. — 140 с.
  107. .И. Конструктивная психология конфликта / Б. И. Хасан. СПб.: Питер, 2003.
  108. .И. Конфликтная компетентность атрибутивный эффект развивающего обучения / Б. И. Хасан // Педагогика развития: Проблемы современного детства и задачи школы: материалы III науч.-практ. конф. -Красноярск, 1996. — Ч. 1. — С. 42−47.
  109. .И. Психотехника конфликта: учеб. Пособие / Б. И. Хасан. -Красноярск: Изд-во КрасГУ, 1995. 98 с.
  110. .И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б. И. Хасан. Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1996. — 157 с.
  111. .И. Психология конфликта и переговоры / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. М.: Academia, 2004. — 192 с.
  112. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во Том. ун-та- Москва: Барс, 1997. 392 с.
  113. Е.А. К исследованию отражения значимых других / Е. А. Хорошилова // Вопросы психологии познания людьми друг друга исамопознания. Краснодар, 1977.
  114. Е. А. Феномен субъективной значимости другого человека : дис.. канд. психол. наук / Е. А. Хорошилова. М.: 1984. — 155 с.
  115. Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники — «ничья земля «в возрастной психологии / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1998. -№ 3. — С.17−31.
  116. Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. М.: Интерпракс, 1995. — 288 с.
  117. Г. А. Развитие учебного сообщества / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 2004. — № 1. — С. 50−67.
  118. Т. Социальная психология / Т. Шибутани- пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 544 с.
  119. Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте / Е. С. Шилыптейн // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 69−79.
  120. Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия / Г. П. Щедровицкий // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1994. -Вып. 3, ч. II. — С. 49−60.
  121. Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. СПб.: Питер, 1999. — 656 с.
  122. .Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории JI.C. Выготского) / Б. Д. Эльконин. М.: Тривола, 1994.- 118 с.
  123. .Д. Действие как единица развития / Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 2004. — № 1. — С. 35−49.
  124. .Д. Идентичность, потенциал, и перспектива человека в реальности образования / Б. Д. Эльконин // От 15-ти и старше: Новое поколение образовательных технологий / под общ. ред. А. В. Султановой. -М., 2006.-С. 206−213.
  125. . Д. Содержание обучения в подростковом возрасте / Б. Д. Эльконин // Педагогика развития: содержание образования как проблема: материалы VI науч.- практ. конф. Красноярск, 1999. — Ч. 1. — С. 3−13.
  126. .Д. Цели, содержание и организационные формы подростковой школы / Б. Д. Эльконин // http://muslenye.narod.ru/media materials/ Knigi/ Elkoninpodrostshola.doc.
  127. Д.Б. Введение в детскую психологию / Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. — С. 25−66.
  128. Д.Б. Выдержки из научных дневников (1905−1983) / Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. — С. 358 — 405.
  129. Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М&bdquo-: Педагогика, 1989.
  130. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. — С. 66 — 86.
  131. Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон. -М.: Прогресс, 1996. 344 с.
  132. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 64. — 76.
  133. М.В. Роль привязанности к родителям и формирование романтических отношений в старшем подростковом возрасте: автореф. дис.. канд. психол. наук /М. В. Яремчук. М., 2006. — 29 с.
  134. Akers J. F. Adolescencent friendship pairs: Similarities in identity status Development, Behavior, Attitude and Intentions / J. F. Akers, M. Glick, E. Zigler // J.Ad. Research. 1998. — V. 13. — N. 2. — P. 164−178.
  135. Ardington A. M. Playfully negotiated activity in girls' talk / A. M. Ardington // Journal of Pragmatics. 2006, January. — V. 38, Is. 1. — P. 73−95.
  136. Austin M. C. Children’s friendships: a study of the bases on which children select and reject their best friends / M. C. Austin, G. G. Thompson // Journal of Educational Psychology. 1948, February. — V. 39, Is. 2. — P. 101−116.
  137. Claes M. E. Friendship and personal adjustment during adolescence / M. E. Claes // Journal of Adolescence. 1992, March. — V. 15, Is. 1. — P. 39−55.
  138. Damon W. Self-understanding in childhood and adolescence / W. Damon, D. Hart. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.
  139. Giordano P.C. The Wider Circle of Friends in Adolescence / P. C. Giordano // AJS. V. 101. — N. 3. — P. 661−697.
  140. Harter S. Developmental Analysis of Conflict Caused by Opposing Attributes in the Adolescent Self-Portrait / S. Harter, A. Monsour // Developmental Psychology. 1992, March. — V. 28, Is. 2. — P. 251−260.
  141. Johnston D. K. Adolescents' moral dilemmas: The context / D. K. Johnston, L. M. Brown, S. B. Christopherson // Journal of Youth and Adolescence. 1990, December. — V. 19. — N. 6. — P. 615−622.
  142. Laursen B. Interpersonal Conflict During Adolescence / B. Laursen, W. A. Collins // Psychological Bulletin. 1994, March. — V. 115, Is. 2. — P. 197−209.
  143. Leyva F.A. Compromise formation in social conflicts: The influence of age, issue, and interpersonal context / F. A. Leyva, H. G. Furth // Journal of Youth and Adolescence. 1986, December. — V. 15. — N. 6. — P. 441−452.
  144. Mayseless О. Gifted adolescents and intimacy in close same-sex friendships / O. Mayseless // Journal of Youth and Adolescence. 1993, April. — V. 22. — N. 2.
  145. McNamara B.C. Friend Influence on Prosocial Behavior: The Role of Motivation Factors and Friendship Characteristics / В. C. McNamara, K. R. Wentzel // Developmental Psychology. 2006, January. — V.42, Is. 1. — P. 153 163.
  146. Noakes M. A. Age and Gender Differences in Peer Conflict / M. A. Noakes, C. M. Rinaldi // Journal of Youth and Adolescence. 2006, December. — V. 35. -N. 6.-P. 523−543.
  147. Raffaelli M. Young’s Conflicts with Siblings and Friends / M. Raffaelli // Jornal of Youth and Adolescence. 1997, October. — V. 26. — N. 5. — P. 539 558.
  148. Sixth Graders' Conflict Resolution in Role Plays with a Peer, Parent, and Teacher / C. J. Borbely, J. A. Graber, T. Nichols, J. Brooks-Gunn, G. J. Botvin // Journal of Youth and Adolescence. 2005,. — V. 34, January. — N. 4. — P. 279 291.
  149. Vaquera E. Do you like me as much as I like you? Friendship reciprocity and its effects on school outcomes among adolescents / E. Vaquera, G. Kao // Social Science Research, In Press, Corrected Proof, Available online 18 January 2007.
  150. Youniss J. Adolescent Relations with Mothers, Fathers, and Friends / J. Youniss, J. Smollar. Chicago: University of Chicago Press, 1985.
Заполнить форму текущей работой