Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические условия развития культуры межличностных отношений курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этап (1999 — 2000 гг.). Проведение социально-психологического анализа феномена «культура межличностных отношений курсантов». Выделение критериев и уровней сформированности культуры межличностных отношений в курсантских подразделениях. Обоснование системы социально-психологических условий, влияющих на развитие культуры межличностных отношений. Апробирование методик и инструментария сбора… Читать ещё >

Содержание

  • Вступление
  • Глава 1. Развитие культуры межличностных отношений курсантов как социально-психологическая проблема
    • 1. Социально-психологический анализ культуры межличностных отношений курсантов как социально одобряемых нормативно-ценностных отношений
    • 2. Социально-психологическая сущность и структура культуры межличностных отношений курсантов
    • 3. Влияние социально-психологических условий на развитие культуры межличностных отношений курсантов
  • Глава 2. Исследование динамики развития культуры межличностных отношений курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса
    • 1. Методический замысел исследования культуры межличностных отношений курсантов в условиях учебно-воспитательного процесса
    • 2. Основные результаты констатирующего эксперимента по изучению культуры межличностных отношений курсантов
    • 3. Анализ изменений индивидуально-психологических особенностей курсантов и уровня развития курсантских коллективов в ходе констатирующего эксперимента
  • Глава 3. Влияние социально-психологических условий на развитие культуры межличностных отношений курсантов
    • 1. Изменение социальных установок личности курсанта и влияние коллективно-психологических условий на развитие культуры межличностных отношений в курсантских коллективах
    • 2. Влияние субъективно-личностных условий на развитие культуры межличностных отношений и навыков компетентного общения, основанных на знании правил и норм этикетного взаимодействия

Социально-психологические условия развития культуры межличностных отношений курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выполнение государственного заказа по подготовке высококвалифицированных военных специалистов является главной задачей ВУЗов страны.

Коллективность современного оружия, сложность задач, выполнение которых зависит от слаженности и взаимопонимания членов воинских подразделений предъявляет высокие требования к будущим офицерам по овладению военно-профессиональными и специальными знаниями, формированию у них высокой внутренней культуры и способности эффективного взаимодействия с людьми в соответствии с принятым в обществе и Вооруженных Силах правилам и нормам.

Современное состояние процесса подготовки военных специалистов переживает не лучшие времена. Наличие многочисленных проблем, связанных с сокращением и ликвидацией многих ВУЗов, ротацией и уменьшением доли военных преподавателей, работающих в ВУЗах, их материальной неустроенностью, утратой престижа воинской службы в обществе привели к тому, что из социального института, ориентированного на повышение культуры в Вооруженных Силах, высшая военная школа сама постепенно превращается в рядового потребителя культурной продукции. Следствием подобного положения дел является снижение общекультурного уровня курсантов и офицеров, что не способствует ни повышению престижа Вооруженных Сил, ни обороноспособности страны в целом.

В современных условиях реформирования Вооруженных Сил и системы военного образования проблема формирования высокой внутренней культуры будущих офицеров должна решаться на основе научно обоснованных данных, являющихся результатом междисциплинарных исследований системы учебно-воспитательного процесса ВУЗа. Особую значимость в решении данной проблемы представляют собой исследования, направленные на изучение культуры межличностных отношений военнослужащих, т. к. именно взаимоотношения являются наиболее важными и проблемными как в деле укрепления воинской дисциплины, так и в деле повышения эффективности выполнения задач военной службы. Именно поэтому назрела необходимость изучения психологических основ культуры межличностных отношений курсантов и формирования у них на этой основе психологических качеств, способствующих поддержанию отношений и взаимодействий в рамках, правил и норм, принятых и одобряемых обществом.

Актуальность настоящего социально-психологического исследования обусловлена:

— наличием противоречия между существующими правилами и нормами поведения и их фактическим выполнением в повседневной деятельности, которое определяет необходимость формирования высокой культуры межличностных отношений будущих офицеров;

— недостаточной разработанностью проблемы культуры межличностных отношений в отечественной психологической науке и фактическим отсутствием постановки данной проблемы применительно к курсантским подразделениям в военной психологии;

— необходимостью разработки и обоснования способов, приемов и средств, направленных на развитие культуры межличностных отношений в курсантских подразделениях в ходе учебно-воспитательного процесса.

Актуальность исследования определила объект, предмет и задачи исследования.

Объект исследования: культура межличностных отношений курсантов высших военно-учебных заведений гуманитарного профиля.

Предмет исследования: социально-психологические условия развития культуры межличностных отношений курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса.

Цель исследования: выявить содержание и сущность культуры межличностных отношений курсантов, социально-психологические условия, обеспечивающие ее развитие и на этой основе разработать практические рекомендации по развитию культуры межличностных отношений в курсантских подразделениях.

Задачи исследования:

1. Определить сущность и содержание культуры межличностных отношений курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса в ВУЗе;

2. Выявить социально-психологические условия, влияющие на развитие культуры межличностных отношений курсантов, определить динамику ее изменения в ходе учебно-воспитательного процесса в ВУЗе;

3. Обосновать совокупность приемов и средств формирования культуры межличностных отношений курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса.

Гипотезы исследования:

1. Культура межличностных отношений является качественной характеристикой, в основе которой лежат когнитивные особенности, а также особенности потребностно-мотивационной и ценностно-ориентационной сферы личности, как результат ее социализации и инкультурации.

Ведущим компонентом в отношении к другому выступает ценностно-ориентационный компонент личности, основу которого составляют социальные фиксированные установки и система ценностных ориентаций личности курсанта, а также его индивидуально-психологические особенности.

2. Культура межличностных отношений курсантов является динамической характеристикой, изменяющейся под воздействием социально-психологических условий, ведущими из которых выступают коллективно-психологические и субъективно-личностные условия. Динамика развития культуры межличностных отношений курсантов представляет собой процесс присвоения норм и правил общения и взаимодействия, что приводит к формированию позитивного потребностно-мотивационного отношения к другому, и изменению поступков и поведения в целом.

3. Основными социально-психологическими условиями, влияющими на изменение культуры межличностных отношений курсантов выступают уровень развития курсантского коллектива, наличие системы общих духовных ценностей его членов, индивидуально-психологические особенности курсантов, психологическая установка на воинскую службу, а также педагогическое мастерство преподавательского состава и командиров, их личный пример в выполнении правил и норм во взаимных отношенияхуставной порядок и отлаженный быт в курсантских подразделениях.

4. Основными формами целенаправленного воздействия по изменению уровня развития культуры межличностных отношений курсантов являются групповое психологическое просвещение и консультирование, а также социально-психологический тренинг развития культуры межличностных отношений и навыков компетентного общения.

Методологическую основу исследования составляют теоретические положения отечественных психологов К. Абульхановой-Славской, Б. Ананьева, Г. Андреевой, А. Бодалева, J1. Выготского, А. Донцова, А. Леонтьева, Д. Леонтьева, Б. Ломова, В. Мясищева, А. Ковалева, М. Кагана, Н. Обозова, Б. Парыгина, А. Петровского, К. Платонова, С. Рубинштейна, В. Ядова о социально-исторической обусловленности психики и поведения человека, единстве личностных, социальных и деятельностных факторов в становлении форм психического отражения, о детерминации психических явлений социальными условиями, о деятельностном опосредовании межличностных отношений в социальной группе, о системном подходе к исследованию психических процессов, а также теоретические положения, выработанные военными психологами А. Глоточки-ным, В. Кашириным, В. Переваловым, В. Селезневым, Э. Утликом, В. Федотовым, Л. Железняком, Л. Кандыбовичем, Г. Давыдовым, Б. Хозиевым, В. Яблонко, Н. Ильиным, А. Булгаковым, Е. Стрижовым, В. Зайцевым, А. Гончаровым, И. Лебедевым, А. Мощенко, А. Куликовым, при исследовании социально-психологических процессов в воинских коллективах.

Основными принципами, на которых базируется теоретическая концепция, являлись следующие: принцип системностидетерминизмаразвитияединства сознания и деятельности.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

1. Определена сущность и содержание культуры межличностных отношений курсантов, как социально-психологического явления, раскрыты основные тенденции развития курсантских коллективов в рамках универсального измерения культуры «коллективизм — индивидуализм».

2. Выявлены социально-психологические условия, влияющие на развитие культуры межличностных отношений курсантов, проанализирована динамика ее развития в ходе учебно-воспитательного процесса.

3. Теоретически обоснована зависимость между культурой межличностных отношений и потребностно-мотивационной сферой личности курсанта, когнитивной сферой и поведенческой активностьюэкспериментально доказана ведущая роль потребностно-мотивационной сферы в формировании высокой культуры межличностных отношений.

4. Разработана и апробирована методика, направленная на развитие культуры межличностных отношений курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культура межличностных отношений курсантов есть качественная характеристика, в основе которой лежит осознание взаимоотношений как ценности, регулирование своих эмоционально-волевых чувств и поведения в рамках общественно значимых и профессионально заданных норм и традиций, одобряемых обществом и данным конкретным видом культуры.

В условиях учебно-воспитательного процесса ВУЗа межличностные отношения имеют преимущественно коллективистскую направленностьпри этом отношения являются культурными лишь тогда, когда стремление следовать социально одобряемым нормам поведения становится установочным, определяется внутренней потребностью, т. е. соблюдение и следование культурным образцам рассматривается субъектом отношений как ценность.

2. Содержанием культуры межличностных отношений курсантов является совокупность ранее закрепленных, а значит культурно обусловленных установок, настроенность на то или иное поведение и отношение, в основе которых лежат потребностно-мотивационные и ценностные образования личности.

3. Основными социально-психологическими условиями, способствующими ориентации курсантов на культурное межличностное взаимодействие в рамках учебно-воспитательного процесса в ВУЗе является совокупность коллективно-психологических и субъективно-личностных условий.

В коллективно-психологических условиях выделяются:

— степень развития курсантского коллектива, проявляющаяся в уровне совместимости, группового единства, сплоченности его членов;

— уровень конфликтности в подразделении;

— наличие системы общих духовных ценностей членов курсантского коллектива, психологическая установка курсантов на воинскую службу;

В субъективно-личностных условиях выделяются:

— общий уровень подготовки курсантов в поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, морально-нравственной сферах;

— система мотивов и установок на позитивное отношение к другому и к учебному процессу;

— степень удовлетворенности курсантами своих социальных потребностей в группе;

— наличие характерологических особенностей, склонностей личности к коммуникативной деятельности.

4. Основным психологическим механизмом развития культуры отношения к значимому другому является переживание как особая, эмоционально окрашенная форма активности субъекта, в основе которой лежит процесс осознания отношений личности к происходящим в ее жизни событиям, результатом которых является осознанный выбор возможных мотивов поведения. Он заключается в том, что знание непосредственно переживается субъектом, становясь его конкретным внутренним опытом, превращаясь из общечеловеческой ценности в ценность личностную.

5. Основными методами формирования культуры межличностных отношений курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса выступают групповое психологическое просвещение и консультирование, а также социально-психологический тренинг развития культуры межличностных отношений и навыков компетентного общения.

Достоверность полученных данных обеспечивалась опорой на известные теоретические положения, сопоставлением получаемых данных и разнообразием применяемых исследовательских процедур и методик, их взаимным дополнением, сочетанием качественного и количественного анализа с применением математических методов обработки и анализа данных с помощью компьютера, репрезентативностью выборки испытуемых.

Практическая значимость настоящего диссертационного исследования заключается:

— в обосновании методики изучения культуры межличностных отношений курсантов и социально-психологических условий, влияющих на ее развитие в ходе учебно-воспитательного процесса;

— в определении уровней развития культуры межличностных отношений и психологических качеств личности, присущих этим уровням;

— в разработке и обосновании практических рекомендаций по управлению развитием культуры межличностных отношений курсантов в ходе учебного процесса, в воспитательной работе командиров и начальников.

Методика исследования.

Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего и формирующего экспериментов. Исследовательская работа предусматривала анализ источников и документов, включенное и невключенное наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование по методикам «Модульная методика диагностики межличностных отношений» (А. Анцупов), «Направленность личности» (В. Смекайл и М. Кучер), «Потребность в общении» (Ю. Орлов), «Культурно-ценностный дифференциал» (Г. Солдатова, И. Кузнецов, С. Рыжова), «Методика ценностных ориентации» (М. Рокич), «16-факторный личностный опросник» (Р. Кэттелл), «Методика диагностики межличностных отношений» (Т. Лири), метод контент-анализа, экспертных оценок. Обработка результатов исследования проводилась на персональном компьютере методами математической статистики, включающими корреляционный и факторный анализ с использование программного обеспечения «Excel-2000» и «Statistika 5.0» .

Экспериментальной базой проводимого исследования явились курсанты Военного университета МО РФ и отделений специализации института ФПС (Голицино, Московская обл.). Выборка составила 230 человек.

Исследование проводилось в 3 этапа:

1 этап (1998 — 1999 гг.). Изучение теоретических работ и диссертационных исследований. Разработка теоретической модели исследования. Сбор эмпирического материала, относящегося к социально-психологическим условиям межличностных отношений курсантов. Наблюдение за особенностями взаимоотношений курсантов в служебной и неслужебной обстановке. Подбор методик сбора эмпирического материала.

2 этап (1999 — 2000 гг.). Проведение социально-психологического анализа феномена «культура межличностных отношений курсантов». Выделение критериев и уровней сформированности культуры межличностных отношений в курсантских подразделениях. Обоснование системы социально-психологических условий, влияющих на развитие культуры межличностных отношений. Апробирование методик и инструментария сбора и обработки социально-психологической информации. Проведение пилотажного исследования и первичного замера констатирующего экспериментаобработка его результатов.

3 этап (2000 — 2001 гг.). Формирование оптимальных социально-психологических условий развития культуры межличностных отношений курсантов (проведение формирующего эксперимента). Проведение вторичного замера констатирующего эксперимента. Проверка тенденций, выявленных на 2 этапе исследования. Формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций по работе.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования на отдельных его этапах докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии и кафедры культуры и искусства Военного университета. Материалы исследования используются в учебном процессе слушателей Военного университета по дисциплине «Воинский этикет», диссертантом разработана и читается лекция на факультете переподготовки и повышения квалификации по теме «Культура и психология».

Структура диссертации: настоящее диссертационное исследование состоит из вступления, трех глав, заключения, приложений и списка литературы.

8. Результаты исследования показали, что наиболее острые проблемы, связанные с изменением социальных установок личности курсанта основаны на отсутствии высоких потребностных устремлений на воинскую службу, межличностное взаимодействие и, как следствие, наблюдается отсутствие единых духовных ценностей. В целях изменения подобного положения дел основными направлениями работы в ходе формирующего эксперимента явились:

— проведение комплекса мероприятий обучающего и воспитательного характера по разъяснению сути и значимости коллективистски ориентированных МЛО для военно-профессиональной деятельности.

— проведение психолого-педагогических мероприятий с командирами курсантских подразделений;

— проведение психокоррекционных мероприятий, основанных на интегра-тивном подходе и комплексном применении гуманистически ориентированных методик, включающих коррекцию когнитивной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности курсанта.

Реализация предложенных мероприятий привела к изменению ценностных ориентаций, потребностно-мотивационной сферы и характерологических Ф особенностей курсантов, что привело к росту числа курсантов со средним и высоким уровнем развития культуры межличностных отношений.

Практические рекомендации.

Целесообразно использовать материалы и данные проведенного диссертационного исследования для систематизации и конкретизации психолого-педагогических воздействий, осуществляемых командирами и профессорско-преподавательским составом ВУЗов в целях развития культуры межличностных отношений курсантов. С этой целью:

— внедрить в практику работы командиров курсантских подразделений и заместителей командиров факультетов по воспитательной работе методику диагностики уровня развития культуры межличностных отношений курсантов;

Ф — в ходе проведения учебных занятий по курсу «Воинский этикет», проводимых кафедрой культуры и искусства ВУ МО, включить в тематический план проведение практического занятия на тему: «Культура межличностных отношений военнослужащих»;

— рассмотреть вопрос о включении в программы курсов повышения квалификации офицеров воспитательных структур, которые проводятся в Военном университете, учебной дисциплины «Коммуникативная культура офицера», проводимой кафедрой русского языка;

— на курсах повышения квалификации заместителей командиров факультетов по воспитательной работе проводить практические занятия по обучению их методике проведения психотренинга, описанного в диссертации;

— в планы проведения политико-воспитательных мероприятий с курсантами включить лекционные циклы, направленные на повышение компетентности курсантов в области психологических знаний и межличностных отношений;

— ввести в практику индивидуально-воспитательной работы командиров курсантских подразделений учет и контроль стиля межличностного взаимодействия подчиненных, стимулирование курсантов за взаимопомощь, взаимовыручку, проявление принципиальности в отношениях и т. п.

— использовать рекомендации и выводы диссертационного исследования для создания оптимальных условий развития культуры межличностных отношений в курсантских подразделениях.

•г.

— считать целесообразным дальнейшее приведение исследований культу9 ры межличностных отношений в рамках следующих направлений: «Культура межличностных отношений офицеров — участников боевых действий" — «Психологические особенности этикетных норм взаимодействия военнослужащих в ходе выполнения учебно-боевых задач» и. др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. —335 с.
  2. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1 /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
  3. .Г. О методах современной психологии: Психодиагностические методы. Л., 1976.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977.-380 с
  5. Г. М. Принцип деятельности и построения системы социально-психологического знания // Вестник Московского Университета. Серия «Психология». 1986. — № 4.
  6. Г. М. Социальная психология. М., 1994. — 324с.
  7. Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии.// Психологический журнал 1982- Т.З. — № 2.
  8. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999, — 551с.
  9. А.Я., Ковалев В. В. Экспресс-оценка военнослужащих и воинских коллективов. М., 2001. — 204с.
  10. А.Я., Помогайбин В. Н., Пошивалкин О. А. Методологические проблемы военно-психологических исследований. М., 2000. — 527с.
  11. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М., 1992.-237 с.
  12. С.А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики. -М., 1979.
  13. Ф.В. Еще раз о законах психики //Психологический журнал -1982.-Т.3.-№ 6.
  14. Е.Н. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя: Автореф. дис. доктора психол. наук:.-М" 1995.-38с.
  15. В.В. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД СССР: Автореф. канд. псих, наук., -М., 1988.-21с.
  16. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., МГУ, 1982.
  17. А.А. Личность и общение. М., 1995.
  18. А.А. О коммуникативном ядре личности // Сов. педагогика, -1990. -№ 5. -С.81−87.
  19. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения //Советская педагогика, 1990. — № 3. — С.65−71.
  20. А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1983. — 188 с.
  21. А.А. Психология межличностных отношений (к 100-летию со дня рождения В.Н. Мясищева). // Вопросы психологии. 1993. -№ 2. -С.86−91.
  22. .С. Возможна ли нравственная психология? // Человек -1998.-№ 1.
  23. Е.В. Межличностное понимание как фактор эффективности учебно-профессиональной деятельности группы курсантов: Автореф. дисс. канд. психол. наук: Киев, 1992. — 22с.
  24. Т.М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов в индивидуальном сознании. //Вопросы психологии. — 1997 -№ 5. — С.44−56.
  25. К.И. Социально-психологические условия повышения эффективности деятельности творческого воинского коллектива при проведении культурно-досуговой работы: Автореф. дисс канд. псих. наук. М., 1998. 24с.
  26. А.Г. Межличностное восприятие в изолированной малой группе: Автореф. дисс. канд. психол. наук: М., 1998.- 20с.
  27. JI.C. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  28. Л.С. Исторический смысл психологического кризиса.// Собр. соч.-Т. 1. С.98−101.
  29. А.Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота) на основе требований воинских уставов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1964. — 23с.
  30. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  31. Н.А. Психолого-педагогические условия усвоения гуманитарных знаний курсантами военных училищ: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1994.-24с. '
  32. В.А. Формирование культуры речи у студентов педагогического колледжа: Автореф. дисс. канд. пед. наук: СПб., 1996. — 26с.
  33. Г. А. Психологические проблемы повышения эффективности обучения курсантов военных училищ: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1975.-21с.
  34. Диалектика общения: гносеологические и мировоззренческие проблемы: Сб. науч. тр. // Институт философии АН СССР // Отв. ред. Г. С. Батищев, Б. И. Пружинин. М., 1987.
  35. А.И. Психология коллектива. М., 1984.
  36. В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000. — 320с.
  37. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков: Изд-во псковского областного института усовершенствования учителей, 1994, — 280с.
  38. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера: Автореф. дисс. докт. псих. наук. М., 1982. — 38с.
  39. Задачи социологического изучения культуры: Сб. научных трудов ВНИИ культуры. М., 1986.
  40. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности// Социология в СССР. 1970. — Т.2. — С. 134−149.
  41. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки Российской психологии. -М.: Тривола, 1994, — 304с.
  42. В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. J1.: ЛГУ, 1959.
  43. A.M. Формирование культуры межличностного общения старших дошкольников и первоклассников (На традициях этикета народов Дагестана): Автореф дисс. канд. пед. наук: М., 1995, — 20с.
  44. Н.Ф. Влияние личности преподавателя военного училища на курсантов в педагогическом общении: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1983.-24с.
  45. Т.А. Формирование культуры делового общения старшеклассников: Автореф. дисс. канд. пед. наук: М., 1995. — 28с.
  46. А.Г. Понимающая социология: Историко-критический анализ. -М., 1978.
  47. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.-319 с.
  48. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. -Л.: ЛГУ, 1991.-386 с.
  49. Канатаев Ю.А.Социально-психологические условия возникновения и предупреждения внутриколлективных конфликтов в подразделениях войск радиационной, химической и биологической защиты: Автореф. дисс канд. псих, наук. -М. 1995. -26с.
  50. В.П. Самоутверждение курсантов: социально-психологический анализ. М., 1989. — 129с.
  51. А.Г., Лабунская В. А., Яценко Г. С. Проблемы психологии общения //Вопросы психологии. 1983. -№ 4. — С. 167 — 174.
  52. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.
  53. Л.С. Становление психологической культуры школьника. // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С. 83−91.
  54. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 2000. 432с.
  55. Л.М. Психологические механизмы формирования межличностных отношений в диаде «учитель-ученик» в условиях педагогической деятельности (На прим. старших школьников): Автореф. дисс. канд. психол. наук: -Казань, 1992.-28с.
  56. Краткий психологический словарь. — М.: Политиздат, 1985. 431 с.
  57. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988. — 478 с.
  58. А.А. Профессиональная культура и система психологической подготовки учителя (Макроэргономический подход): Автореф. дис. доктора психол. наук:. М., 1996. — 36с.
  59. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: МГУ, 1991.
  60. Ф.А. Культура делового общения. М., 1996.
  61. Культура как объект социально-философского анализа. М., 1987.
  62. Культура, человек и картина мира. М., 1987.
  63. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980.
  64. Н.М. Введение в этническую и кросс культурную психологию. -М., 1999. -224с.
  65. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  66. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. — 584 с.
  67. Д.А. Очерк психологии личности. М., 1993.
  68. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1994.
  69. .Ф. Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981. -389с.
  70. В.А. Социально-психологические условия деятельностногруппового регулирования взаимоотношений военнослужащих срочной службы: Автореф. дисс канд. псих. наук. М. 1994. — 26с.
  71. В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985, — 319с.
  72. В.А. Формирование коммуникативно-технологической культуры учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999. — 22с.
  73. А. Социодинамика культуры. М., 1979.
  74. О.И. Психология самопознания личности. М., 1993.
  75. А.В. Психологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса в суворовских военных училищах: Автореф. дисс. докт. псих. наук. М., 1998. — 30с.
  76. А.В. Коммуникативная культура личности //Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: Сб. науч. трудов. М., 1989/
  77. В.Н. Формирование культуры педагогического общения у курсантов высших командных училищ: Автореф. дисс. канд. пед наук М., 1990.-23с.
  78. В.Н. Психология отношений. М., 1995. — 229с.
  79. В.Н. Социальная психология личности. — Л., 1974. 356с.
  80. И.М. Воспитание эмпатической культуры старшеклассников в процессе организации деловых игр: Автореф. дисс. канд. пед. наук: Казань, 1997.-26с.
  81. М.Н. Культура и этика общения. Ташкент, 1985. — 137с.
  82. М.Н. Психология общения и бизнес. — М., 1995. 192с.
  83. Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
  84. Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений. М., 1986. — 89с.
  85. Н.Н. Межличностные отношения. — М., 1979. 151с.
  86. Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев, 1990. -191с.
  87. К.П. Формирование культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Чебоксары, 1998. — 28с.
  88. С.И. Словарь русского языка. М., 1982. — 796с.
  89. В.Б. Межличностные отношения. //Социальная психология. -М., 1975. -С.196−240.
  90. Г. В. Теория и практика социологических исследований в СССР.-М., 1982.
  91. Т.Г. Социально-психологические основы оптимизации межличностных отношений «учитель-ученик»: Автореф. дисс. канд. психол. наук: -М&bdquo- 1996.-22с.
  92. В.И. Структура межличностных отношений. Киев, 1975. -125с.
  93. .Г. Научно-техническая революция и личность. М., 1978.
  94. В. Ф. Персонализация процесса подготовки офицера к руководству: Автореф. дисс. докт. психол. наук: М., 1995. — 38с.
  95. В. Ф. Взаимоотношения офицеров в коллективах подразделений: Автореф. дисс. канд. психол. наук: М., 1984.
  96. JI.A. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. Введение в практическую социальную психологию. М., 1997. — 251с.
  97. Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989.
  98. А.В. Вопросы истории и теории психологии. М., 1984. -272с.
  99. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии.
  100. Ростов-на-Дону, 1996. 458с.
  101. В.А. Психология неадаптивной активности. — М., 1992.
  102. В.П. Формирование культуры общения старшеклассников средствами социально-ориентирующей игры: Автореф. дисс. канд. пед. наук: -М., 1994.-26с.
  103. Н.М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога: Автореф. дисс. канд. психол. наук: Калуга, 1999. — 25с.
  104. К.К. Концепция динамической функциональной структуры личности. //Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. — 480с.
  105. Я.В. Личность и коллектив. М., 1989. — 310с.
  106. И.А. Культура межличностного общения в социалистическом обществе: Автореф. дисс. канд. фил. наук. Свердловск, 1987. — 21с.
  107. М.Н. Психологические условия профессионального становления курсанта ВВМУЗа как военного профессионала: Автореф. дисс канд. псих, наук. -М. 1998. -25с.
  108. Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога. М., 1992. — 224с.
  109. Психологическая теория коллектива. /Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979. 240с.
  110. Психологический словарь./Под ред. В. П. Зинченко, Б. Ф. Мещерякова. М.: Педагогика-пресс, 1999. — 440с.
  111. С.Л. Человек и мир. -М.: Наука, 1998.
  112. Ш. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -М., 1940. С 105.
  113. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  114. ПЗ.Рудь М. Г. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов на-Дону, 1999. — 23с.
  115. В.М. Развитие у солдат потребностей образцового несения воинской службы (психологический анализ): Автореф. дисс канд. псих, наук.-М. 1988.-26с.
  116. Личность и ее ценностные ориентации. //Информационный бюллетень -М., 1969-№ 40.
  117. И.А. Формирование сенсорной культуры специалиста в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Н. Новгород, 1997. -24с.
  118. Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования: Автореф. дисс. доктора психол. наук.-М., 1997.-36с.
  119. Т.В. Межличностные отношения в группе как фактор формирования профессиональной направленности учащихся ПТУ: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Киев, 1991. -24с.
  120. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1996. — 608с.
  121. Л.Н. Диагностика межличностных отношений. М., 1990. 47с.
  122. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
  123. Социальная психология личности. /Под ред. В. А. Лабунской М., 1999.-397с.
  124. Е.Ю. Психологические условия эффективной деятельности командира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов ВВУЗов: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1988. — 26с.
  125. Тейлор Э.Б. .Первобытная культура. М., 1989.
  126. Толковый словарь русского языка. М., 1988.
  127. А.А. Психологические условия профессионализации офицеров во время обучения в ВВУЗе МО РФ: Автореф. дисс. канд. псих, наук, -М. 2000.-24с.
  128. Д.Н. Экспериментальные основы теории установки. Тбилиси, 1961.
  129. Э.П. Основы психологической теории дисциплинарных систем: Автореф. дисс. доктора псих. наук. М., 1996. — 40с.
  130. Факторы и механизмы динамики культуры. М., 1984.
  131. Философский словарь. /Под редакцией И. Т. Фролова. М., 1980. -444с.
  132. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 411с.
  133. Язык и культура. М., 1987. — 392с.
  134. С.С. Социология. М., 1996. — 298с.
  135. Т.Д. Межличностная обратная связь в педагогическом общении: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1996. — 23с.
  136. B.C. Формирование коммуникативной культуры в процессе профессионального образования курсантов морского вуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Владивосток, 1999. — 27с.
  137. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М., 1999.-512с.
  138. Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995. -544с.
  139. О.В. Формирование коммуникативной культуры будущих учителей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Сургут, 1997. — 28с.
  140. А.Г., Похилько В. И., Козловская-Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике: Тезаурус личностных черт. М., 1988.
  141. В.Я. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях высшего военно-учебного заведения: Автореф. канд. псих. наук. М., 1982. — 25с.
  142. В.Я. Диспозиционная концепция личности. //Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. — 512с.
  143. М.Г. История психологии. -М., 1985.
  144. Г. А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагогов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 26с.
  145. Matsumoto D. Culture and Psychology. N. Y. 1996.
  146. Triandis H. C. Culture and social behaviour. N. Y., 1994
Заполнить форму текущей работой