Социально-психологические условия развития культуры межличностных отношений курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса
Диссертация
Этап (1999 — 2000 гг.). Проведение социально-психологического анализа феномена «культура межличностных отношений курсантов». Выделение критериев и уровней сформированности культуры межличностных отношений в курсантских подразделениях. Обоснование системы социально-психологических условий, влияющих на развитие культуры межличностных отношений. Апробирование методик и инструментария сбора… Читать ещё >
Содержание
- Вступление
- Глава 1. Развитие культуры межличностных отношений курсантов как социально-психологическая проблема
- 1. Социально-психологический анализ культуры межличностных отношений курсантов как социально одобряемых нормативно-ценностных отношений
- 2. Социально-психологическая сущность и структура культуры межличностных отношений курсантов
- 3. Влияние социально-психологических условий на развитие культуры межличностных отношений курсантов
- Глава 2. Исследование динамики развития культуры межличностных отношений курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса
- 1. Методический замысел исследования культуры межличностных отношений курсантов в условиях учебно-воспитательного процесса
- 2. Основные результаты констатирующего эксперимента по изучению культуры межличностных отношений курсантов
- 3. Анализ изменений индивидуально-психологических особенностей курсантов и уровня развития курсантских коллективов в ходе констатирующего эксперимента
- Глава 3. Влияние социально-психологических условий на развитие культуры межличностных отношений курсантов
- 1. Изменение социальных установок личности курсанта и влияние коллективно-психологических условий на развитие культуры межличностных отношений в курсантских коллективах
- 2. Влияние субъективно-личностных условий на развитие культуры межличностных отношений и навыков компетентного общения, основанных на знании правил и норм этикетного взаимодействия
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. —335 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1 /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
- Ананьев Б.Г. О методах современной психологии: Психодиагностические методы. Л., 1976.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977.-380 с
- Андреева Г. М. Принцип деятельности и построения системы социально-психологического знания // Вестник Московского Университета. Серия «Психология». 1986. — № 4.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994. — 324с.
- Анциферова Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии.// Психологический журнал 1982- Т.З. — № 2.
- Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999, — 551с.
- Анцупов А.Я., Ковалев В. В. Экспресс-оценка военнослужащих и воинских коллективов. М., 2001. — 204с.
- Анцупов А.Я., Помогайбин В. Н., Пошивалкин О. А. Методологические проблемы военно-психологических исследований. М., 2000. — 527с.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М., 1992.-237 с.
- Арутюнов С.А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики. -М., 1979.
- Басин Ф.В. Еще раз о законах психики //Психологический журнал -1982.-Т.3.-№ 6.
- Богданов Е.Н. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя: Автореф. дис. доктора психол. наук:.-М" 1995.-38с.
- Богуславский В.В. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД СССР: Автореф. канд. псих, наук., -М., 1988.-21с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., МГУ, 1982.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
- Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности // Сов. педагогика, -1990. -№ 5. -С.81−87.
- Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения //Советская педагогика, 1990. — № 3. — С.65−71.
- Бодалев А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1983. — 188 с.
- Бодалев А.А. Психология межличностных отношений (к 100-летию со дня рождения В.Н. Мясищева). // Вопросы психологии. 1993. -№ 2. -С.86−91.
- Братусь Б.С. Возможна ли нравственная психология? // Человек -1998.-№ 1.
- Бузин Е.В. Межличностное понимание как фактор эффективности учебно-профессиональной деятельности группы курсантов: Автореф. дисс. канд. психол. наук: Киев, 1992. — 22с.
- Буякас Т.М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов в индивидуальном сознании. //Вопросы психологии. — 1997 -№ 5. — С.44−56.
- Вайсеро К.И. Социально-психологические условия повышения эффективности деятельности творческого воинского коллектива при проведении культурно-досуговой работы: Автореф. дисс канд. псих. наук. М., 1998. 24с.
- Виноходова А.Г. Межличностное восприятие в изолированной малой группе: Автореф. дисс. канд. психол. наук: М., 1998.- 20с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса.// Собр. соч.-Т. 1. С.98−101.
- Глоточкин А.Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота) на основе требований воинских уставов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1964. — 23с.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
- Гречин Н.А. Психолого-педагогические условия усвоения гуманитарных знаний курсантами военных училищ: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1994.-24с. '
- Григорьева В.А. Формирование культуры речи у студентов педагогического колледжа: Автореф. дисс. канд. пед. наук: СПб., 1996. — 26с.
- Давыдов Г. А. Психологические проблемы повышения эффективности обучения курсантов военных училищ: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1975.-21с.
- Диалектика общения: гносеологические и мировоззренческие проблемы: Сб. науч. тр. // Институт философии АН СССР // Отв. ред. Г. С. Батищев, Б. И. Пружинин. М., 1987.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000. — 320с.
- Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков: Изд-во псковского областного института усовершенствования учителей, 1994, — 280с.
- Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера: Автореф. дисс. докт. псих. наук. М., 1982. — 38с.
- Задачи социологического изучения культуры: Сб. научных трудов ВНИИ культуры. М., 1986.
- Здравомыслов А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности// Социология в СССР. 1970. — Т.2. — С. 134−149.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки Российской психологии. -М.: Тривола, 1994, — 304с.
- Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. J1.: ЛГУ, 1959.
- Изиева A.M. Формирование культуры межличностного общения старших дошкольников и первоклассников (На традициях этикета народов Дагестана): Автореф дисс. канд. пед. наук: М., 1995, — 20с.
- Ильин Н.Ф. Влияние личности преподавателя военного училища на курсантов в педагогическом общении: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1983.-24с.
- Ильина Т.А. Формирование культуры делового общения старшеклассников: Автореф. дисс. канд. пед. наук: М., 1995. — 28с.
- Ионин А.Г. Понимающая социология: Историко-критический анализ. -М., 1978.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.-319 с.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. -Л.: ЛГУ, 1991.-386 с.
- Канатаев Ю.А.Социально-психологические условия возникновения и предупреждения внутриколлективных конфликтов в подразделениях войск радиационной, химической и биологической защиты: Автореф. дисс канд. псих, наук. -М. 1995. -26с.
- Каширин В.П. Самоутверждение курсантов: социально-психологический анализ. М., 1989. — 129с.
- Ковалев А.Г., Лабунская В. А., Яценко Г. С. Проблемы психологии общения //Вопросы психологии. 1983. -№ 4. — С. 167 — 174.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.
- Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры школьника. // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С. 83−91.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 2000. 432с.
- Колпакова Л.М. Психологические механизмы формирования межличностных отношений в диаде «учитель-ученик» в условиях педагогической деятельности (На прим. старших школьников): Автореф. дисс. канд. психол. наук: -Казань, 1992.-28с.
- Краткий психологический словарь. — М.: Политиздат, 1985. 431 с.
- Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988. — 478 с.
- Криулина А.А. Профессиональная культура и система психологической подготовки учителя (Макроэргономический подход): Автореф. дис. доктора психол. наук:. М., 1996. — 36с.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: МГУ, 1991.
- Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 1996.
- Культура как объект социально-философского анализа. М., 1987.
- Культура, человек и картина мира. М., 1987.
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс культурную психологию. -М., 1999. -224с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. — 584 с.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1993.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1994.
- Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981. -389с.
- Макаров В.А. Социально-психологические условия деятельностногруппового регулирования взаимоотношений военнослужащих срочной службы: Автореф. дисс канд. псих. наук. М. 1994. — 26с.
- Мельников В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985, — 319с.
- Мищенко В.А. Формирование коммуникативно-технологической культуры учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999. — 22с.
- Моль А. Социодинамика культуры. М., 1979.
- Мотков О.И. Психология самопознания личности. М., 1993.
- Мощенко А.В. Психологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса в суворовских военных училищах: Автореф. дисс. докт. псих. наук. М., 1998. — 30с.
- Мудрик А.В. Коммуникативная культура личности //Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: Сб. науч. трудов. М., 1989/
- Мушкатов В.Н. Формирование культуры педагогического общения у курсантов высших командных училищ: Автореф. дисс. канд. пед наук М., 1990.-23с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995. — 229с.
- Мясищев В.Н. Социальная психология личности. — Л., 1974. 356с.
- Насенкова И.М. Воспитание эмпатической культуры старшеклассников в процессе организации деловых игр: Автореф. дисс. канд. пед. наук: Казань, 1997.-26с.
- Ночевник М.Н. Культура и этика общения. Ташкент, 1985. — 137с.
- Ночевник М.Н. Психология общения и бизнес. — М., 1995. 192с.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
- Обозов Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений. М., 1986. — 89с.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. — М., 1979. 151с.
- Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев, 1990. -191с.
- Овчинникова К.П. Формирование культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Чебоксары, 1998. — 28с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1982. — 796с.
- Ольшанский В.Б. Межличностные отношения. //Социальная психология. -М., 1975. -С.196−240.
- Осипов Г. В. Теория и практика социологических исследований в СССР.-М., 1982.
- Панарина Т.Г. Социально-психологические основы оптимизации межличностных отношений «учитель-ученик»: Автореф. дисс. канд. психол. наук: -М&bdquo- 1996.-22с.
- Паниотто В.И. Структура межличностных отношений. Киев, 1975. -125с.
- Парыгин Б.Г. Научно-техническая революция и личность. М., 1978.
- Перевалов В. Ф. Персонализация процесса подготовки офицера к руководству: Автореф. дисс. докт. психол. наук: М., 1995. — 38с.
- Перевалов В. Ф. Взаимоотношения офицеров в коллективах подразделений: Автореф. дисс. канд. психол. наук: М., 1984.
- Петровская JI.A. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. Введение в практическую социальную психологию. М., 1997. — 251с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989.
- Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. М., 1984. -272с.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии.
- Ростов-на-Дону, 1996. 458с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. — М., 1992.
- Пивченко В.П. Формирование культуры общения старшеклассников средствами социально-ориентирующей игры: Автореф. дисс. канд. пед. наук: -М., 1994.-26с.
- Пинегина Н.М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога: Автореф. дисс. канд. психол. наук: Калуга, 1999. — 25с.
- Платонов К.К. Концепция динамической функциональной структуры личности. //Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. — 480с.
- Подоляк Я.В. Личность и коллектив. М., 1989. — 310с.
- Попов И.А. Культура межличностного общения в социалистическом обществе: Автореф. дисс. канд. фил. наук. Свердловск, 1987. — 21с.
- Попов М.Н. Психологические условия профессионального становления курсанта ВВМУЗа как военного профессионала: Автореф. дисс канд. псих, наук. -М. 1998. -25с.
- Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога. М., 1992. — 224с.
- Психологическая теория коллектива. /Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979. 240с.
- Психологический словарь./Под ред. В. П. Зинченко, Б. Ф. Мещерякова. М.: Педагогика-пресс, 1999. — 440с.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. -М.: Наука, 1998.
- Ш. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -М., 1940. С 105.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
- ПЗ.Рудь М. Г. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов на-Дону, 1999. — 23с.
- Самойленко В.М. Развитие у солдат потребностей образцового несения воинской службы (психологический анализ): Автореф. дисс канд. псих, наук.-М. 1988.-26с.
- Личность и ее ценностные ориентации. //Информационный бюллетень -М., 1969-№ 40.
- Свешникова И.А. Формирование сенсорной культуры специалиста в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Н. Новгород, 1997. -24с.
- Селезнева Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования: Автореф. дисс. доктора психол. наук.-М., 1997.-36с.
- Скрипченко Т.В. Межличностные отношения в группе как фактор формирования профессиональной направленности учащихся ПТУ: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Киев, 1991. -24с.
- Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1996. — 608с.
- Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. М., 1990. 47с.
- Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
- Социальная психология личности. /Под ред. В. А. Лабунской М., 1999.-397с.
- Стрижов Е.Ю. Психологические условия эффективной деятельности командира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов ВВУЗов: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1988. — 26с.
- Тейлор Э.Б. .Первобытная культура. М., 1989.
- Толковый словарь русского языка. М., 1988.
- Тыртышный А.А. Психологические условия профессионализации офицеров во время обучения в ВВУЗе МО РФ: Автореф. дисс. канд. псих, наук, -М. 2000.-24с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы теории установки. Тбилиси, 1961.
- Утлик Э.П. Основы психологической теории дисциплинарных систем: Автореф. дисс. доктора псих. наук. М., 1996. — 40с.
- Факторы и механизмы динамики культуры. М., 1984.
- Философский словарь. /Под редакцией И. Т. Фролова. М., 1980. -444с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 411с.
- Язык и культура. М., 1987. — 392с.
- Фролов С.С. Социология. М., 1996. — 298с.
- Худякова Т.Д. Межличностная обратная связь в педагогическом общении: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1996. — 23с.
- Чернявская B.C. Формирование коммуникативной культуры в процессе профессионального образования курсантов морского вуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Владивосток, 1999. — 27с.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М., 1999.-512с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995. -544с.
- Шмайлова О.В. Формирование коммуникативной культуры будущих учителей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Сургут, 1997. — 28с.
- Шмелев А.Г., Похилько В. И., Козловская-Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике: Тезаурус личностных черт. М., 1988.
- Яблонко В.Я. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях высшего военно-учебного заведения: Автореф. канд. псих. наук. М., 1982. — 25с.
- Ядов В.Я. Диспозиционная концепция личности. //Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. — 512с.
- Ярошевский М.Г. История психологии. -М., 1985.
- Ястребова Г. А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагогов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 26с.
- Matsumoto D. Culture and Psychology. N. Y. 1996.
- Triandis H. C. Culture and social behaviour. N. Y., 1994