Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностный фактор во внешней политике США в 60-90-е годы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании было обнаружено, что на внешнеполитическое поведение президента США практически во всех сферах деятельности — от участия в кризисе и войне, принятия решения о начале военных действий, до урегулирования кризиса в качестве посредника или кардинального изменения стратегии в отношениях с главным противником — влияют все основные блоки личностных характеристик. Однако наиболее сильное… Читать ещё >

Содержание

  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ГЛАВА I. ИСТОРИОГРАФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ НА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
    • 1. Историография исследования роли личностного фактора во внешней политике США
    • 2. Проблема влияния личности президента на формирование и осуществление внешней политики США. Условия влияния
    • 3. Методология изучения влияния личности президентов США t на внешнюю политику.'
  • ГЛАВА II. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОГО ФАКТОРА
    • 1. Я-концепция политического лидера
    • 2. Потребностно-мотивационная сфера личности политических лидеров
      • 2. 1. Потребность во власти
      • 2. 2. Потребность политического лидера в личном контроле над событиями и людьми
      • 2. 3. Потребность политического лидера в достижении
      • 2. 4. Потребность политического лидера в аффилиации
      • 2. 5. Модели мотивационных комбинаций у политических к лидеров
    • 3. Убеждения политических лидеров, влияющие на их внешнеполитическое поведение
    • 4. Стиль принятия решения политическим лидером
    • 5. Социально-психологические характеристики личности политического лидера, определяющие его стиль межличностных отношений
    • 6. Устойчивость к стрессу и механизм преодоления стресса у политических лидеров
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ
  • ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕЗИДЕНТОВ США НА ИХ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ДЖОН Ф. КЕННЕДИ
    • 1. Диагностический профиль личностных характеристик Кеннеди, влияющих на его внешнеполитическое поведение
    • 2. Внешнеполитическое поведение Кеннеди во время Кубинского ракетного кризиса
  • ГЛАВА ii. ЛИНДОН Б. ДЖОНСОН
    • 1. Диагностический профиль личностных характеристик
  • Джонсона, влияющих на его внешнеполитическое поведение
    • 2. Внешнеполитическое поведение Джонсона во время войны во Вьетнаме
  • Глава iii. РИЧАРД М. НИКСОН
    • 1. Диагностический профиль личностных характеристик Никсона,
    • I. влияющих на его внешнеполитическое поведение
    • 2. Влияние личностных характеристик президента Никсона на его внешнеполитическое поведение в отношении разрядки с СССР и Китаем
  • ГЛАВА IV. ДЖЕЙМС Э. КАРТЕР
    • 1. Диагностический профиль личностных характеристик Картера, влияющих на его внешнеполитическое поведение
    • 2. Влияние личностных характеристик президента Картера на его внешнеполитическое поведение во время египетско-израильских переговоров в Кэмп-Дэвиде
  • ГЛАВА V. РОНАЛЬД У. РЕЙГАН
    • 1. Диагностический профиль, личностных характеристик Рейгана, влияющих на его внешнеполитическое поведение
    • 2. Влияние личностных характеристик Рейгана на изменение его < внешнеполитического поведения в отношении СССР в
  • 1985−1988 гг
  • ГЛАВА VI. ДЖОРДЖ Г. БУШ
    • 1. Диагностический профиль личностных характеристик Буша, влияющих на его внешнеполитическое поведение
    • 2. Влияние личностных характеристик Буша на принятие решения о начале военных действий против Ирака во время кризиса в Персидском заливе

Личностный фактор во внешней политике США в 60-90-е годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Данное диссертационное исследование посвящено анализу личностного аспекта политического института — президента и его влияния на внешнеполитический процесс США.

Роль личности в истории прекрасно иллюстрируют такие имена как Сталин, Гитлер, Саддам Хусейн, Кеннеди, Горбачев, Тэтчер и многие другие политики, сыгравшие ее на мировой сцене. По сути дела, до сих пор, когда ставился вопрос о роли личности в истории, подразумевалась роль лица. Персонологическое направление в политических науках шло по пути изучения конкретных политиков и государственных лиц, их жизни и деятельности, вклада в историю их страны и мира. С точки зрения политической психологии, проблема должна быть сформулирована именно в ее непосредственном значении: роль личности политического лидера с точки зрения особенностей ее структуры во внешнеполитическом процессе.

Эта тема является важной для внешнеполитической практики России. Как сами российские государственные деятели, так и аналитики и практики из внешнеполитических ведомств должны полнее представлять влияние личности политических лидеров, прежде всего США, на внешнюю политику государства. Это не реально осуществить без учета личностной структуры политических лидеров, осознания их побудительных мотивов. Без этих знаний возможна лишь некоторая экстраполяция или суждение по аналогии. В ряде случаев такая экстраполяция может быть удачной, совпасть с реальностью, однако,.

I исследователь или практик лишается возможности систематического анализа поведения данного политика.

Во-вторых, без знаний психологических особенностей лидера невозможно понять закономерности его поведения, и, следовательно, невозможен точный прогноз тенденций его поведения в важных политических ситуациях. В-третьих, анализ ряда политических лидеров, в данном случае президентов США, дает возможность выявить их общие психологические черты, «ядро политической личности», через призму знаний о котором исследователи и практики могут диагностировать политическое поведение кандидатов в президенты.

В-четвертых, знание форм и возможности влияния различных личностных характеристик политических лидеров на их внешнеполити-J ческое поведение. необходимо для «стереоскопического» понимания внешней политики с точки зрения ее индивидуального субъектаглавы государства.

Изучение влияния личности политического лидера государства на его внешнюю политику актуально для лучшего понимания российскими государственными деятелями особенностей собственнной личности и коррекции своего внешнеполитического поведения. Зная закономерности проявления тех или иных личностных характеристик во внешней политике лидера, они смогут эффективнее действовать на международной арене. Сегодня это весьма важно для российских государственных деятелей в связи с необходимостью решения многих сложных задач в отношениях со странами дальнего и ближнего ' зарубежья.

Изучение влияния личности политических лидеров на внешнюю политику необходимо для успешного внешнеполитического ^ взаимодействия. Знание личностных характеристик политического лидера позволяет осуществить разработку наиболее эффективной стратегии поведения в отношении него с целью достижения при взаимодействии с ним оптимальных результатов.

Особо необходимым является знание влияния личности политических лидеров на внешнеполитическое поведение во время их участия в урегулировании конфликта как в качестве посредника, так и в качестве одной из сторон. Отсутствие таких знаний может дезориентировать участников, затормозить, а то и вовсе остановить процесс урегулирования конфликта.

Изучение этой проблемы важно и для развития j внешнеполитической теории, поскольку в ней затрагивается новое измерение, до сих пор остававшееся в тени. Наши представления о внешнеполитическом процессе дополняются знанием его важнейшего компонента — личности индивидуального субъекта этого процессаглавы государства и ее влияния на формирование самого этого процесса.

Цели и задачи исследования. Целями исследования являются:

— Выявление структуры личности президентов США от Джона Кеннеди до Джорджа Буша, влияющей на их внешнеполитическое поведение. (Президент Форд не рассматривается в диссертации, поскольку он не был избранным президентом и оставался на посту очень ограниченный срок). ^ - Выявление закономерностей внешнеполитического поведения у президентов США с различной личностной структурой.

— Выработка рекомендаций для внешнеполитических ведомств России по прогнозированию внешнеполитического поведения президентов США и взаимодействию с ними на международной арене.

Конкретные задачи исследования:

1. Выявление структуры личностного фактора, то есть личностных характеристик, влияющих на внешнюю политику.

2. Выявление генезиса личностных характеристик политического лидера, влияющих на внешнюю политику.

3. Построение диагностических личностных профилей шести президентов США.

4. Анализ влияния личностных характеристик этих президентов на их внешнеполитическое поведение в конкретных ситуациях.

5. Сравнительный анализ шести индивидуальных случаев по общим критериям. Этими общими критериями сравнения являются 6 основных блоков личностных характеристик политических лидеров, влияющих на их внешнеполитическое поведение: Я-концепция, потребностно-мотивационная сфера, система убеждений, стиль принятия внешнеполитических решений, стиль межличностных отношений, устойчивость к стрессу — всего 37 личностных характеристик.

6. Выявление личностных характеристик, наиболее важных при анализе внешней политики президентов США.

7. Построение типологии президентов США по параметрам их личностной структуры и ее влияния на внешнюю политику, проводимую ими.

Методология и методы исследования. В своем исследовании мы опираемся на положения психодинамической теории личности,.

9 I разработанной Г. Лассуэллом, К. Хорни, А. Джорджем, а также интегративной теории личности, представленной в трудах М. Херманн, Д. Винтера, Дж.Поста.

Исследовательский подход, осуществленный в данной работе, сформировался под влиянием нескольких направлений в российской истории, философии, политической науке, психологии.

Одним из таких направлений является российская персонология, берущая свое начало в работах философа Д. Писарева «Исторические эскизы», Г. Чулкова «Императоры. Психологические портреты», относящиеся к 19-му и н. 20-го века. В этом направлении выделяются исследования политических биографий политических J. деятелей США, проведенные Анат.А.Громыко, Э. А. Иваняном,.

И.0.Карагановой, А. А. Кокошиным, Б. Н. Любераикой, С. М. Роговым, С. М. Самуйловым, Г. Н. Севостьяновым, И. Г. Усачевым, А. И. Уткиным, а также другими учеными. В этих работах, посвященных жизни и карьере американских политических лидеров, в той или иной степени затрагиваются их личностные качества, анализируются индивидуальные особенности. В некоторых исследованиях нарисован объемный политический портрет лидера, в котором рельефно проступает личность политика. Такие «голографические» портреты нарисованы в книгах Э. А. Иваняна «Рональд Рейган. Хроника времени и событий» и И. Г. Усачева «Джон Фостер Даллес. Политический миф и реальность». (25,51).

Другим направлением работ, повлиявшим на формирование авторской концепции, являются исследования, проведенные на стыке философии, психологии, политической социологии. Это прежде всего работы, посвященные формированию политического сознания, политической социализации. В данном направлении выделяются исследования В. И. Борисюка, К. С. Гаджиева, Г. Г. Дилигенского, Ю. А. Замошкина, Н. А. Косолапова, Б. В. Михайлова, Е. Б. Шестопал. В работах Е. Б. Шестопал «Личность и политика» и Н. А. Косолапова «Социальная психология и международные отношения» проанализированы механизмы и факторы развития политического сознания, «врастания» человека в мир политики, а также методологические проблемы психологии внешней политики и международных отношений.

Третье направление представляют собой исследования внешнеполитической стратегии США, а также политики США в различных международных кризисах. Это исследования Г. А. Арбатова, В. И. Гантмана, Ю. П. Давыдова, Б. Н. Занегина, А. В. Кортунова, В. А. Кременюка, Е. В. Митяевой, Л. Н. Нежинского, К. В. Плешакова, Г. А. Трофименко, А. О. Чубарьяна, А. Ю. Шумихина.

Четвертое направление работ, повлиявших на формирование подхода к данному исследованию, представлено трудами российских психологов личности, а также социальных психологов: К.А.Абульхановой-Славской, Г. М. Андреевой, А. Г. Асмолова, В. С. Агеева, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской, С. К. Рощина, Е. Т. Соколовой, В. В. Столина.

Исследование проводилось с помощью следующих методов: контролированное сравнение ряда индивидуальных случаев по общим критериям, изучение жизненной истории политических лидеров, метод построения психологических портретов, модификация качественного контент-анализа.

Литература

и источники. В исследовании широко используются работы российских и американских ученых, в которых создаются политические биографии американских президентов, а также работы, посвященные конкретным внешнеполитическим ситуацияммеждународным кризисам, войнам, урегулированию международных конфликтов, разрядке и т. д.

В диссертации используются американские психобиографические исследования, труды по теории личности, исследования конкретных личностных характеристик политических лидеров.

Важнейшими источниками являются автобиографии, речи и ответы в интервью («вербальные тексты») самих президентов США, официальные документы. Кроме того, в работе используются автобиографии, мемуары и тексты ближайших советников президентов, а также их родственников.

Научная новизна исследования определяется несколькими моментами. Во-первых, выбором объекта исследования, который ни за рубежом, ни у нас в стране не получил должного внимания. В данной работе впервые рассматривается влияние целостной личностной структуры политического лидера на проводимую им внешнюю политику с учетом генезиса личностных характеристик. До сих пор в американских работах анализировались либо отдельные характеристики, либо их кластеры, и без учета факторов их формирования. Кроме того, здесь исследуется личностная специфика внешнеполитического поведения политических лидеров США в конкретных исторических ситуациях. Анализу подвергаются различные сферы личности президентов США от рационального — процессов принятия решениядо иррационального — фобий, навязчивых идей. Мотивационная основа внешнеполитической деятельности президентов прослеживается в связи с условиями ее формирования, начиная с детства в родительской семье, через призму психодинамических процессов у каждой личности.

Во-вторых, в работе использованы новые методологические приемы. Прежде всего, это сочетание трех методологических подходов: контролированного сравнения шести индивидуальных случаев по общим критериям, изучения жизненной истории каждого президента и анализа личностной структуры президентов через конкретные личностные характеристики, находящиеся во взаимодействии.

В-третьих, в работе по-новому решаются некоторые методологические проблемы, а также проблемы интерпретации результатов. В работе подвергаются анализу результаты, полученные «полярными» методами — клиническими и объективными. Интерпретация широкого круга данных — и качественных, и количественных — как информации о целостной конкретной личности снимает проблему «случайности» проявления того или иного элемента личностной структуры — конкретной личностной характеристики во внешнеполитическом процессе.

Теоретическая и практическая значимость. Разработанный подход может служить основанием для дальнейшего изучения роли личностного фактора во внешнеполитическом процессе. Этот подход может быть использован как методологическая основа для трактовки результатов, полученных в конкретных исследованиях. Теоретическое значение работы состоит в расширении понимания роли субъективного личностного фактора во внешней политике, закономерностей его влияния и проявления во внешнеполитическом процессе.

Практическая значимость диссертации связана с использованием разработанного в ней подхода и выводов в практической работе российских внешнеполитических ведомств. Результаты исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы российскими государственными деятелями в осуществлении собственной внешнеполитической деятельности для лучшей ориентации в поведении и личностных особенностях их зарубежных партнеров, для прогнозирования их внешнеполитического поведения, для построения эффективной стратегии взаимодействия с ними и переговоров, для понимания «болевых точек» зарубежных партнеров и избегания их травмирования, для понимания глубинных мотивов внешнеполитического поведения зарубежных политических лидеров, а также для понимания собственного внешнеполитического поведения.

Методологический подход и выводы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при подготовке политологов, психологов, дипломатов и других специалистов-практиков.

Апробация научных работ автора. Основные положения и выводы диссертационного исследования были использованы при написании двух индивидуальных монографий: «США в международных кризисах. Политико-психологические аспекты.» — М.: Наука. 1988 г. и «Психологические методики исследования личности политических лидеров капиталистических стран.» — М.: ИСКАН. 1988 г., а также в ряде глав в коллективных монографиях, статьях и брошюрах, опубликованных в России, США, Германии.

По теме диссертации были сделаны доклады и сообщения на многочисленных симпозиумах в стране и за рубежом, в том числе на Всесоюзной конференции по истории внешней политики СССР и международных отношений (1982, 1985, 1987, 1989, 1991 гг.), на.

Всесоюзном психологическом симпозиуме (1986 г.)" на Всегерманском.

Ш конгрессе по политической психологии в Йене (1990 г.), на w.

Симпозиуме по психологическим проблемам войны в Персидском заливе в Вашингтоне (1991 г.).Российско-американском семинаре по проблемам политического лидерства в г. Владивостоке (1992 г.). С лекциями по теме диссертации автор выступила в ряде университетов Германии и США в 1989, 1990 и 1991 годах.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. к.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ проводился методом контролированного сравнения по общим критериям — 37 личностным характеристикам, составляющим 6 основных блоков личностных структур каждого президента. В каждом случае были изучены жизненная история, а также данные о конкретных личностных характеристиках, выявленные ранее и измеренные объективными методами. С целью более точного анализа и интерпретации данных, полученных в конкретных исследованиях, мы обращались к качественному контент-анализу и проводили их сравнение с реальным внешнеполитическим поведением, демонстрируемым президентом США.

Для лучшего понимания каждого случая были построены диагностические профили личности, позволяющие проводить сравнение шести президентов, а также разобраны шесть конкретных внешнеполитических ситуаций, в которых личностная специфика президента проявлялась в его внешнеполитическом поведении.

1. В диссертации было рассмотрено влияние на внешнюю политику США личности президента, т. е. личностного фактора — одного из ряда других факторов, воздействующих на внешнеполитический процесс — политических, военно-стратегических, экономических, социальных, культурных и других. Сосредоточение внимания на данном факторе обусловлено в том числе и неразработанностью этого вопроса в политической науке.

2. В диссертации проанализированы конкретные внешнеполитические ситуации, в которых влияние личности президента США на внешнюю политику особенно значимо. Эти ситуации удовлетворяют требованиям, сформулированным Ф. Гринстайном: они должны быть кризисными или новыми, или двойственными, или требующими спонтанного поведения лидера. Кубинский ракетный кризис, война во Вьетнаме, война в Персидском заливе, ситуации, имеющие признаки кризиса и ситуации, требующей спонтанного поведения лидера. Разрядка с СССР и КНР, а также поворот политики в сторону улучшения отношений с СССР при Рейгане обладают признаками новых, двойственных и требующих спонтанного поведения ситуаций. Посредничество в урегулировании международного конфликта во время подготовки и проведения кэмп-дэвидских переговоров — также обладает всеми выше перечисленными признаками ситуаций, в которых личность особенно влияет на внешнюю политику президента.

3. Структуру личности президента США, влияющую на его внешнеполитическое поведение, составляют основные блоки личностных характеристик: Я-концепция, потребностно-мотивационная сфера, система внешнеполитических убеждений, стиль принятия внешнеполитических решений, стиль межличностных отношений, устойчивость к стрессу.

4. Для получения сведений о личности президента США необходимо ознакомление как с результатами объективных исследований, так и с субъективными оценками психобиографов, биографов, сотрудников и родственников президента, а также с их собственными мемуарами и статьями.

5. Для сравнения внешнеполитического поведения президентов США в конкретных ситуациях необходимо выделить общие параметры универсального характера. Число этих параметров должно быть достаточно большим, чтобы избежать случайностей. В данном исследовании для контролированного сравнения 6 индивидуальных случаев было избрано 37 параметров, позволяющих многомерное сравнение.

6. Для избегания редукционизма в диссертации соединены методологические подходы политологии (контролированное сравнение), политической психологии (анализ жизненной истории и конкретных личностных характеристик), политической социологии (качественный контекст-анализ).

7. В исследовании была реализована следующая концептуальная схема: построение структуры личности политического лидера, влияющей на его внешнеполитическое поведение — построение диагностического профиля личностных характеристик конкретного президента США — анализ влияния его личности в целом и отдельных характеристик на его внешнеполитическое поведение в конкретной внешнеполитической ситуации.

8. Каждая внешнеполитическая ситуация, проанализированная в диссертации, являлась важной для США и лично для президента, значимой для его самооценки и для его места в истории страны.

9. В процессе исследования было обнаружено, что в ситуациях, удовлетворяющих требованиям, сформулированных Ф. Гринстейном, личностные особенности президента проявляются значительно.

Практически все шесть основных блоков личностной структуры оказывают влияние на внешнеполитическое поведение президента США — это Я-концепция президента, потребностно-мотивационная сфера, система внешнеполитических убеждений, стиль принятия внешнеполитических решений, стиль межличностных отношений, устойчивость к стрессу. Все эти блоки находятся во взаимодействии и их разделение носит несколько условный характер.

10. Большинство личностных характеристик президентов США, составляющих их личностную структуру и влияющих на внешнеполитическое поведение закладываются в раннем детстве под влиянием отношений с родителями. В ряде случаев, президенты развивали в детстве определенные черты, чтобы соответствовать требованиям родителей (Кеннеди, Картер, Буш — отца, Джонсон, Никсон, отчасти Рейган — матери). В других случаях, у президентов формировались личностные качества под влиянием образа «антигероя» — отца, на которого они не хотели походить (Никсон, Рейган).

11. В детстве в родительской семье у пяти из шести президентов (Буш — исключение) сформировалась травмированная самооценка, требующая компенсации. Наиболее травмированная самооценка выявлена у Никсона (5 из 6 элементов образаЧЯ вызывали у него негативное самоотношение), наименее травмированная — у Кеннеди и Рейгана (2 элемента). Чаще всего заниженная травмированная самооценка возникала в связи с семейным Я — у Джонсона, Никсона, Картера, Рейгана, а также в связи с психологическим Я — у Кеннеди, Джонсона, Никсона, Рейгана. На втором месте оказывалось физическое Я. Оно вызывало негативное самоотношение у трех президентов — Кеннеди, Никсона, Картера.

Для всех президентов с травмированной самооценкой (кроме Рейгана) характерно наличие или зависимой, или автономно-зависимой социальной ориентации. В, случаях Никсона, Картера и Джонсона, где отцы унижали и наказывали их морально и физически социальная ориентация — однозначно зависимая.

В результате травмированной заниженной самооценки у Кеннеди, Джонсона, Никсона, Картера, Рейгана сформировались политически релевантные потребности во власти, в контроле над событиями и людьми, в достижении и в аффилиации. Во всех этих случаях ведущие потребности имели компенсаторный или компенсаторно-инструментальный характер.

12. В детстве у всех изученных президентов сложился индивидуальный стиль межличностных отношений, развивающийся в ходе их жизни, однако, сохраняющий черты, сформированные в ходе отношений с родителями. Этот стиль тесно связан с самооценкой. У изученных президентов с травмированной самооценкой проявилось стемление к доминированию. В семьях этих президентов было явное доминирование одного из родителей — у Рейгана матери, у остальных — отца.

В семьях, где отец был репрессивным, подвергал детей физическим наказаниям — у Никсона и Картера — ведущей компенсаторной потребностью является потребность в достижении, в то время как потребность во власти сформировалась умеренной. В этих случаях прослеживается стремление к хорошим, не напряженным отношениям с другими странами, но также готовность наказать их за «плохое поведение» и непослушание. Потребность в аффилиации у этих президентов весьма высока и однозначно компенсаторна.

В семьях, где отец не был репрессивным, у президентов с травмированной самооценкой сформировалась высокая потребность во власти, имеющая, однако, компенсаторно-инструментальный характер — у Кеннеди, Джонсона, Рейгана. При этом потребность в достижении также очень сильно развита и также является компенсаторно-инструментальной по своему происхождению. Потребность в аффилиации у этих президентов высока, кроме Рейгана, у которого она умеренно развита и имеет компенсаторно-инструментальное происхождение.

13. За исключением Рейгана все президенты обладают высокой потребностью в контроле над событиями и людьми. В трех случаяху Джонсона, Никсона, Картера, поскольку они в детстве испытывали моральные или физические унижения от своих отцов, эта потребность сформировалась в качестве компенсации неудовлетворенной потребности в безопасности. В случаях Рейгана и Кеннеди эта потребность является компенсаторно-инструментальной и тесно связана с потребностью во власти.

14. В ходе построения диагностического профиля личности президентов подтвердилось теснейшее взаимодействие всех личностных характеристик друг с другом, что порождало иногда трудность отнесения их к различным блокам. Построение профиля подтвердило необходимость рассмотрения личности политического лидера как систему.

В исследовании было обнаружено, что на внешнеполитическое поведение президента США практически во всех сферах деятельности — от участия в кризисе и войне, принятия решения о начале военных действий, до урегулирования кризиса в качестве посредника или кардинального изменения стратегии в отношениях с главным противником — влияют все основные блоки личностных характеристик. Однако наиболее сильное влияние оказывают самооценка, потребность в достижении и аффилиации, информационный подход, стиль руководства групповой выработкой решений, стиль взаимодействия с советниками, внешнеполитические убеждения об образе оппонента, выборе цели (прагматизм-морализирование), о контроле над риском и необходимости осторожности, устойчивость к стрессу.

15. Потребность в достижении высоко развита у всех изученных президентов и является для них общим признаком. Потребность во власти имеет небольшой разброс от умеренной до высокой. Потребность в контроле в пяти случаях высокая, и лишь у Рейгана — умеренно развита. Потребность в аффилиации имеет аналогичную картину распределения.

16. Четыре президента — Кеннеди, Никсон, Картер, Буш стремились получать максимум информации, не боясь противоречивой. Джонсон хотел также быть максимально информированным, но воспринимал лишь те сообщения, которые совпадали с его собственной позицией. Рейган стремился к минимальной информированности, необходимой для принятия внешнеполитических решений.

Все, кроме Джонсона, имели гибкий или достаточно гибкий стиль принятия решения. Осторожность при принятии решений встречалась реже, чем склонность к риску — лишь у Кеннеди и Буша. Стиль принятия внешнеполитических решений Джонсона являлся самым непродуктивным — жестким, со склонностью к риску.

17. В межличностном стиле обнаружен разброс по параметрам «экстраверсия-интраверсия». В четырех случаях — выраженная экстраверсия, и лишь у выходцев из семей с репрессивными отцамиНиксона и Картера — интраверсия. Все президенты с травмированной самооценкой имеют склонность к доминированию в межличностных отношениях.

18. Общим типологическим свойством для всех является единоличный стиль принятия решения. Общими внешеполитическими убеждениями у всех президентов оказались следующие: лучшее время для переговоров — позиция силы: необходимо проявлять активность в международных отношениях.

Среди других внешнеполитических убеждений можно выделить наиболее разделяемые убеждения: с союзником необходимо вести автономную политику (кроме Картера и Буша) — политический лидер влияет или достаточно влияет на историюистория предсказуеманужно быть оптимистом (кроме Джонсона) — выбор внешнеполитической цели определяется прагматически (кроме Джонсона) — необходим контроль над риском (кроме Картера и Рейгана) — вооруженная интервенция — вполне приемлемое внешнеполитическое средство (кроме Картера).

19. В ходе исследования обнаружено, что при анализе влияния политического лидера на проводимую им внешнюю политику, необходимо определить происхождение потребностно-мотивационной сферы, поскольку, у президентов с травмированной заниженной самооценкой и у президентов с нормальной самооценкой одинаково высоко развитые потребности, но имеющие в одном случае компенсаторный, а в другом.

— чисто инструментальный характер, по-разному будут проявлять себя.

Исследование позволило построить условную типологию личности президентов США в 60−90-е годы, условную потому, что число президентов невелико и недостаточно, чтобы говорить о полной обоснованности. Тем не менее, такая типология возможна.

Изученные президенты делятся на два класса: 1 — люди с нормальной самооценкой (Буш) и 2 — люди с травмированной самооценкой (Кеннеди, Джонсон, Никсон, Картер, Рейган). Входящие во второй класс президенты-" невротики" делятся в свою очередь на две группы.

— группу А, в которую входят президенты, у которых высоко развита потребность во власти (Кеннеди, Джонсон, Рейган) и группу Б, которую составляют президенты, у которых высоко развита потребность в достижении, а потребность во власти — умеренно (Картер, Никсон).

Таким образом, основанием классификации президентов внутри класса 2 является степень развития потребности во власти.

Для президентов из группы, А с высокой потребностью во власти характерны следующие межличностные характеристики: более автономг ная социальная ориентация, не самый продуктивный подход к поиску информации (за исключением Кеннеди), склонность к риску при принятии внешнеполитических решений (Кеннеди — исключение), умеренная концептуальная и интегративная сложность, невысокая продуктивность мышления и аналитичность, стремление к доминированию, экстраверсия. Во всех трех случаях этой группы в семьях были отношения с матерью легче, чем с отцом. Кеннеди постоянно с ним соперничал, у Джонсона и Рейгана отцы пили. У президентов этой группы потребность во власти имела компенсаторно-инструментальный характер, также как и потребность в достижении и аффилиации.

Президенты, входящие в группу Б — с умеренной потребностью во власти и высокой потребностью в достижении, имеют общие признаки: зависимую социальную ориентацию, схожий стиль принятия внешнеполитических решений — стремление получить максимум инфор- • мации, достаточно гибкий стиль, склонность к риску, аналитичное и достаточно продуктивное мышление, схожий стиль межличностных отношений, стремление к доминированию, интраверсия.

У лидеров этой группы потребности в достижении и аффилиации имеют чисто компенсаторный характер, а во власти — инструментальный.

Президент Буш, являющийся единственным представителем класса 1, имеющий нормальную самооценку, несмотря на внешнее сходство мотивационного профиля с группой Б, обладает большими отличиями от обеих групп, обусловленными прежде всего отсутствием в его Г личности невротических черт. Его потребность во власти развита умеренно, остальные потребности — высоко, совпадая с мотивационными профилями Никсона и Картера. Однако все изученные потребности Буша имеют инструментальный характер, так как формировались не ¦ в связи с необходимостью компенсации заниженной самооценки. Буш, в отличие от представителей обеих групп, не стремится к доминированию в межличностных отношениях.

Его роднит с группой Б стремление получить максимум информации, гибкость решений, продуктивность и аналитичность мышления.

Его сходство в личностной структуре с президентами группы, А состоит в автономно-зависимой самооценке и экстраверсии.

20. В ходе исследования было обнаружено, что наличие внешнеполитического опыта и знаний являются необходимым для успешного внешнеполитического поведения в таких сложных ситуациях как международный кризис или война. Случай Джонсона и неспособность Картера справиться с иранским кризисом доказали это.

Однако в международных ситуациях, не связанных с военным риском, в которых политический опыт и навыки межличностного общения достаточны для понимания партнеров и взаимодействия с ними, такие президенты могут быть успешны. Примерами являются — посредничество Картера, поворот в отношениях с СССР, осуществленный Рейганом.

В сложных, двойственных или необычных ситуациях успешнее всего осуществляют внешнеполитическую деятельность те президенты, которые обладают достаточными знаниями и опытом в этой области.

21. В ситуациях международных кризисов, когда президент находится в противостоянии с лидером враждебного государства, особенно важно для успешного внешнеполитического поведения отсут.

X ствие невротических черт личности или их минимальное присутствие. В ином случае президент-" невротик" будет озабочен проблемой самоутверждения в отношениях с противником (Джонсон-Хошемин, Картер-Хомейни), что сильно отразится на информационных процессах, процессе принятия решения, взаимодействии с советниками.

22. Система убеждений не всегда доминирует над личной склонностью к риску. Так, у президента Кеннеди при личной склонности к риску, убеждении в необходимости осторожности во внешней политике оказалось сильнее и, в результате его стиль принятия внешнеполитических решений был гибким со склонностью к осторожности. В случае Джонсона, его потребность в самоутверждении во время войны во Вьетнаме победила не только природную осторожность, но и убеждение о ее необходимости. В итоге стиль принятия внешнеполитических решений был жестким со склонностью к риску.

Полученные в диссертационном исследовании выводы и методологический подход, сочетающий сравнительный анализ индивидуальных случаев по общим критериям, изучение жизненной истории каждого президента США и анализ конкретных личностных характеристик, составляющих их личностную структуру, позволяет изучать личность в динамике как целостную систему. Этот подход дает возможность проследить взаимодействие между личностным аспектом политического института — президента и внешнеполитическим процессом, индивидуальным субъектом которого является президент.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. На внешнеполитическое поведение влияют все основные срезы личности политического лидера, поэтому необходимо иметь информацию о различных личностных характеристиках в их взаимодействии. Важно установить, как эти личностные характеристики сформировались. Поэтому при анализе личности оппонента или партнера по взаимодействию на международной арене необходимо знать биографические данные, начиная с раннего детства, иметь информацию о его взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи. Крайне важна информацция о системе и формах наказаний и поощрений.

2. На формирование многих личностных характеристик влияет физическое состояние политического лидера и отношение к нему самого политика, а также его психическое здоровье. Для того, чтобы знания о личности политического лидера были более полными, а прогноз его внешнеполитического поведения — более точным, необходима информация о состоянии физического и психологического здоровья его самого и ближайших родственников.

3. Я-концепция политического лидера является ключом к пониманию его личностных проблем. Знание образа Я необходимо для анализа самооценки. Даже один элемент образа Я может стать причиной для формирования травмированной самооценки.

Если у оппонента или партнера по внешнеполитическому взаимодействию травмированная самооценка, то способом улучшения отношений с ним является предоставление ему возможности компенсировать ее в избранной им зоне компетенции. Очень важно обнаружить наличие внутриличностного конфликта, особенно разрыва между реальным и идеальным Я. Наличие «болевых точек» личности м партнера осложняет взайодействие с ним. Необходимо проявлять осторожность, чтобы не спровоцировать агрессивное и защитное поведение.

4. Знание социальной ориентации политического лидера позволяет понимать механизм компенсации травмированной самооценки, отношений с последователями, отношений с другими политическими лидерами, отношений с советниками.

5. Если у политического лидера сложная Я-концепция, то-есть, он выделяет в своем Я множество нюансов, то его восприятие других людей в его окружении, партнеров и противников также будет сложным, свободным от упрощений.

6. Политический лидер со сложной Я-концепцией и заниженной самооценкой будет наиболее восприимчив к критике и сумеет лучше других изменить свое политическое поведение.

7. В анализе политического поведения лидера наиболее важными являются потребность во власти, потребность в контроле над событиями и людьми, потребность в достижении, потребность в аффиляции. При анализе личности партнера важно установить, какая потребность релевантная политике, является у него ведущей. Это дает возможность лучше понять побудительные мотивы политического лидера, а также скорректировать собственную стратегию взаимодействия с ним. Знание его ведущей потребности сделает возможным облегчение удовлетворения этой потребности у данного политического лидера во взаимодействии с ним при соответствующих целях,.

8. Потребность во власти является нормальной, естественной потребностью у политического лидера. Вопрос в том, является ли она умеренной или сильной, или же она гипертрофирована и тогда .уже рассматривается как патологическая.

9. Потребность во власти у политического лидера часто формируется как компенсаторная при травмированной самооценке. Однако, она может иметь и интДрументальный характер, то-есть, власть нужна политическому лидеру для того, чтобы производить достижения, или привлечь внимание, лучше управлять и т. д. Эта потребность может быть и смешанной: компенсаторно-инструментальной .

10. Потребность в личном контроле над событиями и людьми обычно высока у политических лидеров с высокой потребностью во власти. Когда политический лидер стремится лично контролировать все области политики, это часто свидетельствует о чрезмерном развитии этой потребности.

11. Потребность в достижении часто является ведущей потребностью политических лидеров. Она формируется обычно в детстве, и должна быть всегда хорошо проанализирована, чтобы понять политическую мотивацию лидера.

12. При анализе потребности в достижении необходимо знать, что превалирует у политического лидера: мотивация на успех или мотивация избегать провала.

13. Если потребность в достижении у политического лидера слишком высока, то он может пойти на серьезный риск, использовать противозаконные средства.

14. Сильная потребность в аффиляции сильно затрудняет взаимодействие политического лидера с другими, делает его болезненно чувствительным к критике, враждебным по отношению к «чужим» .

15. Система убеждений о мире политики, средствах, времени и целях политических действий, о взаимоотношениях с партнерами и противниками позволяет политическому лидеру лучше ориентироваться в окружающей реальности. Знание системы убеждений политического лидера позволяет’ориентироваться в главных принципах его политической деятельности и прогнозировать его поведение в различных ситуациях.

16. Прагматическая система убеждений делает политического лидера более гибким в его деятельности. Политическая риторика часто способна вуалировать прагматизм и вводить в заблуждение тех, кто старается лучше понять систему убеждений лидера.

17. Подход к получению информации является важнейшей характеристикой стиля принятия решений политическим лидером. Необходимо знать не только обьем и качество информации, которую хочет знать лидер, но и каналы, по которым он ее получает, отношение к негативной и двойственной информации.

18. Политические лидеры, способные к анализу, не всегда способны к синтезу и наоборот. Для понимания формирования внешнеполитических решений способности к анализу и синтезу у политика должны быть хорошо изучены.

19. Наиболее эффективным стилем принятия внешнеполитических решений является гибкий стиль со склонностью к осторожности.

20. Для успешного принятия внешнеполитических решений важно отсутствие догматизма у политических лидеров, то есть, стремления] г сохранить неизменным традиционный курс партии, страны, блока.

21. У каждого политического лидера существует свой особый стиль межличностных отношений, сложившийся в детстве. Важно установить склонность к доминированию или ее отсутствие, а также экстраверсию или’интраверсию. Если у политического лидера развита склонность к доминированиюю, то прямолинейные «соревновательные» отношения с ним могут затруднить достижение целей. Возможно, что политический лидер окажется псевдоэкстравертом, то есть интравертом по сути, но с манерами экстраверта. Это не должно обмануть тех, кто анализирует поведение политического лидера. Если этот политический лидер интраверт, то нельзя допускать вторжения в его психологическое пространство.

Для каждого стиля межличностных отношений, сформировавшегося у партнера или оппонента может быть подобрана наиболее эффективная стратегия взаимодействия с учетом его личностных особенностей.

22. В отношениях с людьми, стоящими выше него, политический лидер играет собственную роль в детских отношениях с родителями.

23. В отношениях с последователями политический лидер играет роль своих родителей в отношениях с ним-.

24. Знание взаимодействия вашего оппонента’или партнера в международных отношениях с его советниками и стиля принятия решений будет способствовать прогнозу его внешнеполитических решений.

25. Если политический лидер в настоящее время — участник международного кризиса или войны, анализ и прогноз его политического поведения становится невозможным без знания его устойчивости к стрессу и механизмов адаптации. Такая информация даст возможност оценить адекватность его решений.

26. Действие сильного стресса искажает поведение политического лидера, обнажает обычно скрытые манеры поведения.

27. Уровень переживаемого стресса зависит от восприятия внешнеполитической угрозы как собственной.

28. Если политический лидер обнаруживает депрессию или панику в момент сильного стресса, то это делает его неспособным действовать в таких условиях. Однако возникшая эйфория также часто делает политического лидера неадекватным в его поведении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973, 286 С,.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990, 239 с.
  3. Г. М. Социальная психология. М., МГУ, 1980, 391с.
  4. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М.: МГУ, 1978, 2 68с.
  5. Г. А., Олтманс В. Вступая в 80-ые. М.: АПН, 1983, 3 34 с.
  6. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990, 367 с.
  7. Ч. Портрет сорок первого президента. Известия, 20 января 1989 г.
  8. Р. Язык как инструмент социальной власти. Язык и моделирование социального взаимодействия. Под ред.
  9. В.В. Петрова, М.: Прогресс, 1987, с. 88−125.
  10. Буш Дж. Глядя в будущее. М.: Прогресс, 1989, 330 с.
  11. Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л.: ЭГ0,19 91, 197 с.
  12. Гаджиев К. С, США: эволюция буржуазного сознания. М.: Мысль, 1981,253 с.
  13. К.С. Эволюция основных течений американской буржуазной идеологии. М.: Наука, 1982, 333 с.
  14. А.А., Кокошин А. А. Братья Кеннеди. М.: Мысль, 1985, 480 С.
  15. Г. Г. В поисках смысла и пели. М.: Политиз дат, 198 6, 285 с.
  16. Е.В. США в международных кризисах. М.: Наука, 1988, 175 С.
  17. Е.В. Психологические методики исследования личности политических лидеров капиталистических государств. М.: ИСКАН, 1988, 144 С.
  18. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К. В. Концепция образа и стереотипа в международных отношениях. ИМЭМО, 1989, No.12, С. 19−34.
  19. В.В. США и международно-политические кризисы. М.: Наука, 19 75, 325 с.
  20. Ю.А. Личность в современной Америке. М.: Мысль, 1980, 246 С.
  21. .В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: МГУ, 1982, 127 с.
  22. Р.Ф. Дуайт Эйзенхауэр. М.: Мысль, 1983, 295 с.
  23. Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. Белый дом и пресса. М.: Политиздат, 1991, 368 с.
  24. Э.А. Белый дом: президенты и политика. М.: Политиздат, 19 75, 432 с.
  25. Э.А. Рональд Рейган. Хроника жизни и времени. М.: МЫСЛЬ, 1991, 413 С.
  26. В.М. Эволюция диктата. Опыт психофизиологии истории. !.: Урамос, 1991, 468 С.
  27. А.А., Рогов С. М. Серые кардиналы Белого дома. М.: АПН, 1986, 350 С .
  28. Н.А. Социальная психология и международные отношения. М.: Наука, 1983, 271 с.
  29. В.А. США и конфликты в странах Азии. М.: Наука, 1979, 222 С.
  30. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 19 7 2, 293 с.
  31. Н. Государь. Избр.соч. М.: Худ.лит., 1982, С.301−378.
  32. Международные конфликты современности. Под.ред. В. И. Гантмана. М.: Наука, 1983, 407 с.
  33. Ф. 0 пользе и вреде истории для жизни. М.: Мысль, 1990, соч. В 2-Х Т. Т.1 С. 158−230.
  34. Д.И. Исторические эскизы. Избр. статьи. М.: Правда, 1989, с. 196−340.
  35. Е.И. Американский сенат и внешняя политика. М.: Наука, 1978, 232 с.
  36. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979,232с.
  37. Р. Откровенно говоря. Избр.речи. М.: Новости, 1990, 398 С.
  38. Р. Жизнь по-американски. М.: Новости, 1992, 752с.
  39. С.К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. М.: Наука, 1980, 303 с.
  40. С.К. Политическая психология. Психологический журнал, 1980, T. l, No.1, С. 141−157.
  41. С.М. Уотергейт: предпосылки, последствия, уроки. М.: Наука, 1991, 109 с.
  42. С.М. О Ричарде Никсоне личности и политике.
  43. М.: ИСКАН, 1991, 39 с. Материал. 43/ Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие ссоциальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989, 204 с.
  44. Г. Н., Уткин А. И. Томас Джефферсон. М.: Мысль, 1976, 391 С.
  45. Современная внешняя политика США. В 2 т. М.: Наука, 1984.
  46. Трофименко Г, А. США: политика, война, идеология. М.: Мысль, 19 76, 359 С.
  47. Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: МГУ, 1976, 128 с.
  48. Е.Т. Самосознание и сомооценка при аномалиях ЛИЧНОСТИ. М.: МГУ, 1989, 215 С.
  49. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980, .174 с.
  50. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983, 284 с.
  51. И.Г. Джон Фостер Даллес. Политический миф и реальность. М.: Мысль, 1990, 302 с.
  52. А.И. Теодор Рузвельт. Свердловск: УГУ, 1989, 192с.
  53. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства. Психологические этюды. Мн.: Беларусь, 1991, с. 370−421.
  54. Фрейд 3. Психоанализ и детские неврозы. Психоаналитические этюды. МН.: Беларусь, 1991, С. 179−369.
  55. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «я». «Я» и «ОНО», Тбилиси: Мерани, 1991, кн.1, с. 74−138.
  56. Фрейд 3. «Я» и «ОНО». «Я» и «ОНО». Тбилиси: Мерани, 1991, КН.1, О. 351−392.
  57. Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. М.: Высшая школа, 1992, 142 с.
  58. М. Герменевтика субъекта. Социо-логос. т.1. Под ред. В. В. Винокурова, А. Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991, С.284−314.
  59. Е.И. Здоровье и власть. М.: Новости, 1992, 222 с.
  60. Г. Императоры. Психологические портреты. М.: Московский рабочий, 1991, 285 с.
  61. Е.В. Личность и политика. М.: Мысль, 1988, 2 0 5с.
  62. Е.В. Очерки политической психологии. М.: ИНИОН АН СССР, Институт молодежи, 1990, 139 с.
  63. П.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979, 229 с.
  64. Abrahamson D. Nixon VS. Nixon: An emotional tragedy.N. У., NAL, 1978, 267 p.
  65. Alger Ch. Interaction in a committee of the United Nations General Assembley. In: International yearbook of political behavior research. Ed. J.Singer. N.Y., Free’Press, 1967, pp. 318−361.
  66. Allport, G. The use of personal documents in psychological science. N.Y., Social Science Research Council, 1942.
  67. Ambrose S. Nixon. The Triumph of a politician. 1962−1972. N.Y., Simon & Schuster, 1989, 541 p.:
  68. Anderson J. What is Jimmy Carter really like? The Parade. The Washington Post, Nov. 13, 1977, p.9.
  69. Anderson J. The methodology of psychological biography. J. of Interdisciplinary History, 1981, vol. XI, pp. 455−475 .
  70. Atkinson J., Feather N. A theory of achievement motivation. N.Y., Wiley, 1966.
  71. Barber J. The lawmakers: Recruitment and adaptation to legislative life. New Haven, Yale Univ. Press, 1965.
  72. Barber J. The presidential character: Predicting performance in the White House. N.Y., 1972, 576 p.
  73. Berman L. Lyndon Johnson’s War. N.Y., Norton & Company, 1989, 2 54 p.
  74. Betts R. Analysis, war and decision. Why intelligence failures are inevitable. World Politics, 1978, No.1, pp. 61−89.
  75. Beschloss M. The crisis years. Kennedy and Khruschev. 1960−1963. N.Y., Harper Collins Publishers, 1991, 786 p.
  76. Bonafede D. Brzezin’sky. Stepping out of his backstage role. National Journal, Oct. 5, 1977, p. 1598.
  77. Brauer C. John F. Kennedy: The endurance of inspirational leadership. In: The leadership in the modern presidency. Ed. F. Greenstein. Cambridge, Harvard Univ. Press, 1988, pp. 108−133.
  78. Brodie F. Richard Nixon. The shaping of his character. Cambridge, Harvard Univ. Press., 1983, 574 p.
  79. Brownlow L. What we expect the President to do. In: The presidency. Ed. A. Wildawsky. Boston, Little, Brown & Company, 1969, pp. 112−138.
  80. Brzezinski Z. Power and principle. N.Y. Farrar, Straus, Girowx, 5 87 p.
  81. Budner S. Intolerance of ambiquity as a personality variable. J. of Personal, 1960, vol. 30, pp. 29−40.
  82. Bullock A. Hitler: A study of tyranny. N.Y., Harper, 1962, 276 p.
  83. Business Week, 20 Aug. 1990.
  84. Carter J. Why not the best? N.Y., Bantam Books, 1975, 179 p.
  85. Carter J. A foreign policy based on America’s essential character. Notre Dame Univ., South Bend, Ind. In: U.S. President Carter. 1977, 684 p.
  86. Carter J. Keeping faith. N.Y., Bantam Books, 1982, 622p.
  87. Cheson E. President Nixon’s psychiatric profile. N.Y., Peter H Weyden, 1973, 286 p.
  88. Christie R., Geis F. Studies in Machiavellianism. N.Y., 1970.
  89. Clinch N. The Kennedy newrosis: A psychological portrait of an American dynasty. N.Y., Grossett &. Dunlay, 19 73, 433 p.
  90. Cocks G. Contributions of psychohistory to understanding politics. In: Political psychology. Ed. M.Hermann. San Francisco, Jossey-Bass, 1986, pp. 139−165.
  91. Dallek R. Ronald Reagan. The politics of symbolism. L., Harward Univ. Press, 1984, 221 p.
  92. Donley R. Psychological motives and the American Presidency. Unpublished A.B.Thesis. Wesleyan Univ., 1968, 118 p.
  93. Donley R., Winter D. Measuring of motives of public officials at a distance: An exploratory study of American Presidents. Behav. Sci., 1970, vol. 15, pp. 227−236.
  94. Donovan R, Nemesis: Truman and Johnson in the coth a war in Asia. N.Y., St. Martin's Press, 1984.
  95. Dugger R. On Reagan. The man and the Presidency. N.Y., McGraw-Hill, 1983, 616 p.
  96. Ehrlichman J. Witness to power: The Nixon years. N.Y., Simon &. Schuster, 1982.
  97. Elms A. From House to Haig: Private life and public style in American foreign policy advisers. J. of Soc.Iss., 1986, Vol. 42, pp. 33−53.
  98. Erikson E. Hitler’s imagery and German youth. Psychiatry, 1942, Vol.5, pp. 475−493.
  99. Erikson E. Young' man Luther-: A study in psychoanalysis and history. N.Y., Norton, 1958.
  100. Erikson E. Review of Thomas Woodrow Wilson: A Psychological study. Intern. Journal of Psycho-analysis, 1967, vol.48, pp.462−468.
  101. Erikson E. Gandhi’s truth: On the origins of Militant nonviolence. N.Y., Norton, 1969.
  102. Etheredge L. A world of men: The private source of American foreign policy. Cambridge, MIT Press, 1978, 178 p.
  103. Etheredge L. Personality effects on American foreign policy, 1898−1968: A test of Interpersonal Generalization Theory. Amer.Polit. Sci.Rew., 1978, vol. 72, PP. 434−451.
  104. Festing’er L, A theory of social comparison process. Human Relations, 1954, Vol.7, pp. 117−140.
  105. Fiedler F. A theory of leadership, effectiveness. N.Y., McGrow Hill, 1967.
  106. Frank R. Nonverbal and paralinguistic analysis of political behavior. In: A phycho. logical examination of political leaders. Ed. M. Hermann, T.Milburn. N.Y., Macmillan, 1977, pp. 64−80.
  107. Fre’Ud S., Bullitt W. Thomas Woodrow Wilson: A psychological study. Boston: Houghton Mifflin, 1967.
  108. Gatzke H. Hitler and psyhohistory. Amer. Histor. Review, 1973, Vol.78, pp., 394−401.
  109. George A. Quantitative and qualitative approaches to content analysis. In: Trends in content analysis. Ed. I. de Sola Pool.Univ. of Illinois Press, 1959, pp. 7−32.
  110. George A. The «operational code»: A neglected approach to the study of political leaders and decission-making. Int. Stud.Quart., 1969, Vol.13, pp. 190−222.
  111. George A. Some use of•dynamic psychology in political biography: Case materials on Woodrow Wilson. In: A source book for the study of personality and politics. Ed. F. Greenstein, M.Lerner. Chicago, Markham, 1971,1. Г pp. 78−98.
  112. George A. Case studies and theory development: The method of structured focused comparison. In: Diplomacy: New approaches in history, theory and policy. Ed.P. Lauren. N.Y., Free Press, 1979, pp. 43−68.
  113. Gorge A. Presidential decision- making in foreign policy: The effective vise of information and advice.: Colorado, 1980, 267 p.
  114. George A. The impact of crisis-induced stress on decision-making. In: The Medical Implication of Nuclear War. Institute of Medicine, 1980, Wash., D.C., p.529−552.
  115. George A. Power as a compensatory value. In: Political leadership. Ed. В.Kellerman. Pittsburg, Univ. of Pittsburg Press, 1986, pp. 70−92.
  116. George A., George J. Woodrow Wilson and Colonel House, N.Y., Dower, 1964, 361 p.
  117. Gerth H., Mills W. Character and social structure. London, Routledge and Kegan Paul, 1953.
  118. Glad B. Contributions of psyc-hobiography. In: Handbook of political psychology. Ed. J. Knutson, San Francisco, Jossey-Bass, 1973, pp. 296−321.
  119. Glad B. Jimmy Carter: In search of the great White House. N.Y., W.W. Norton, 1980, 546 p.
  120. Glad B. Black and white thinking: Ronald Reagan’s approach to foreign policy. Political Psychology, 1983, No.1, pp. 41−59.f 121. Goldhammer H. Public opinion and personality. Amer. J. of Sociology, 1950, Vol.55, pp. 346−354.
  121. Goldman E. The tradegy of London Johnson. N.Y., Alfred A. Knopf, 1969, 531 p,
  122. Greenstein F. The impact of personality on politics: An attempt to dear away underbrush. In: The presidency. Ed. A.Wildavsky. Boston, Little Brown and Company, 1969, pp. 74−94.
  123. Greenstein F, Reagan and the Lore of the modern Presidency: What Have•We Learned? In: The Reagan Presidency. An early assessment. Ed. F.Greenstein. Baltimore, The Johns Hopkins Univ. Press, 1983, pp. 159−189.
  124. Gulley В., Reese M. Breaking Cover. N.Y., Simon & Schuster, 1980, 2 71 p.
  125. Guterman S. The Machiavellians. Lincoln, Univ. of Nebraska Press, 1970.
  126. Halberstam D. The best and the Brightest. N.Y., Random House, 1972.
  127. Hargrove E. Jimmy Carter as President: Leadership and the politics of the public good. Baton Rouge, Luisiana State Univ. Press, 1988, 211 p.
  128. Hargrove E. The politics of public goods. In: Leadership in the modern presidency. Ed. F.Greenstein. Cambridge, Harvard Univ. Press, 1988, pp. 228−259.
  129. Hargrove E., Nelson M. Presidents, politics and policy. N.Y., Alfred A. Knopf, 1984, 129 p.
  130. Harrison M. Reagan’s World. Foreign policy, 1981, vol, С 43, pp. 3−16.
  131. Hermann Ch. Crisis in foreign policy making: A simulation of international politics. China Lake, Project Michel son Report, U.S. Naval Ordnance Test Station, Apr. 1965, 29 p.
  132. Hermann Ch. Crisis in foreign policy: A simulation analysis. Indianapolis, Bobbs Merrill. 1969, 234 p.
  133. Hermann Ch., Hermann M., Cantor R. Counterattack or delay: Characteristics influencing decision-makers' responses to the simulation of an unidentified attack. J. of Confl. Resol., 1974, vol. 18, pp. 75−106.
  134. Hermann M. Assessing the personalities of Soviet Politburo members. Personal, and Soc. Psychol. Bull., 1980, Vol.6, pp. 332−352.
  135. Hermann M. Explaining foreign policy behavior using personal characteristics of political leaders. Int. Stud. Quart., 1980, Vol.24, pp. 7−46.
  136. Hermann M. Assessing personality at a distance: A profile of Ronald Reagan. Quart. Report. The Ohio State Univ., 1983, Spring, Vol.7, No.6, 8 p.
  137. Hermann M. Personality and foreign policy heads of government. In: Foreign policy decision-making: Perceptions, cognition and artificial intelligence. Ed. D. Sylvan, S.Chan. N.Y., Praeger, 1984, pp. 87−104.
  138. Hermann M. Assessing the foreign policy role orientations of sub-Saharah African leaders. In: Role theory and foreign policy analysis. Ed. S. Walker, Durham, Duke Univ. Press, 1987, pp. 161−198.
  139. Hermann M. Handbook for assessing personal characteristics and foreign policy orientations of political leaders, Mershon Occasional Papers, Columbus, Ohio, 1987.
  140. Hermann M. Workbook for developing personality profiles of political leaders from content analysis data. Mimeo. Merson Center, Columbus, The Ohio State Univ., 1987.
  141. Hermann M. Defining the Bush presidentioal style. Merson Center, Columbus, Ohio State Univ., 1989, 9 p.
  142. Herzberg H. The child monarch. New Republic, 9 Sept., pp. 27−36.
  143. Hofstadter R. The paranoid style in American politics and other essays. N.Y. Alfred A. Knopf, 1965.
  144. Hollander E., Julian J. Studies in leader legitimacy, influence and innovation. In: Advances in experimental social psychology. Ed. L. Berknowitz.19 70, N.Y., Academic Press, Vol.5, pp.33−69.
  145. Holsti 0. Foreign policy decision-makers viewed psychologically: A sketchy survey of «cognitive process» approaches. Paper. Ojai, 1973, 8 p.
  146. Hook S. The hero in history. Boston. Beacon press, 1943.
  147. Horney K. Neurosis and Human growth. N.Y., W.W. Norton, 1991, 391 p.4
  148. Ignatious D. Reagan’s foreign policy and the rejection of diplomacy. In: Reagan legacy. Ed. S. Blumenthal, T. Edsall. N.Y., Pantheon Books, 1988, pp. 173−212.
  149. Jervis К. The logic of images in international relations. Princeton, Princeton Univ. Press, 1970, 281 p.
  150. Jimmy Carter and American Fantasy: Psycho-historical Explorations. Ed. L. de Mause, H.Ebel. N.Y., Psychohistory Press, 1977, 136 p.
  151. Johnson L. The vantage point. N.Y., Holt, Rinehart, Winston, 1971, 636 p.
  152. Johnson R. Managing the White House. N.Y., Harper & Row, 1974.
  153. Kassebaum N. The essence of leadership. Presid. Stud. Quart., 19 79, Vol.9, p. 241.
  154. Kearns D. Lyndon Johnson and the American dream. N.Y., Harper & Row, 1976, 432 p.
  155. Kearns D. Lyndon Johnson’s political personality. Pol.Sci.Quart., 1976, Vol. 91, pp. 385−409.
  156. Kearns D. The art of biography: The power and pathos of LBJ. New Republic. 3 March, 1979, pp. 27−29.г10. Kennedy R. Thirteen days: A memoir of the Cuban missile crisis. N.Y., W.W.Norton, 1968, 184 p.
  157. Kissinger H. White House years. N.Y., Alfred A. Knoph, 1979, 1521 p.
  158. Lane R. Political life. Glencoe, The Free Press, 1959.
  159. Lane R., Sears D. Public Opinion. N.Y., Prentice-Hall, 1964 .
  160. Langer W. The mind of Adolf Hitler. N.Y., NAL, 1972, 286 p.
  161. Lasswell H. Psychopathology and politics. Chicago, 1930. N.Y., Viking, 1960.
  162. Lasswell H. Power and personality. N.Y., W.W.Norton, 1948.
  163. Lazarus R. Psychological stress and the coping process. N.Y., Mc Graw Hill, 1966.
  164. The leader. Psychohistorical essays. Ed. Ch. Strozier, D.Offer. N.Y., Plenum Press, 1985, 432 p.
  165. Leadership in the modern Presidency. Ed. F. Greenstein, Cambridge, Harvard Univ. Press, 1988, 430 p.
  166. Levinson D. The relevance of personality for political participation. Publ. Opin. Quart., 1958, Vol. 22, pp. 3−10.
  167. Le Vine R. Culture, behavior and personality. N.Y., Aldine, 1982.
  168. Mause L. de Jimmy Carter and American fantasy. In: Jimmy Carter and American fantasy. Ed. L. de Mause, H. Ebel, N.Y., Psvchohistory Press, 1977, pp. 9−33. Mause L. de. Foundation of psychohistory. N.Y., Creative Roots, 1982, 336 p.
  169. May E. «Lessons'' of the past: The use and misuse of history in American foreign policy. N.Y., Oxford Univ. Press, 1973.
  170. Mazo E., Hess S. Nixon: A political portrait. N.Y., Harper & Row, 1967.
  171. McClelland D. Achiving society. N.Y., 1961. McClelland D. Power: The inner experience. N.Y., Iwington, 1975.
  172. Merton R. Burocratic structure and personality. Social Forces, 1940, vol. 18, pp. 560−568.
  173. Milburn Т. The management of crises. In: International crisis: Insights from behavioral research. Ed. Ch. f
  174. Hermann. N.Y., Free Press, 1972, pp. 259−277.
  175. Newstadt R., Allison G. Afterwor’d to Thirteen Days by R.Kennedy. N.Y., W.W.Norton, 1971, pp.109−152.
  176. Newstadt R. Presidential power. The politics of leadership. With reflections on Johnson and Nixon. N.Y., John Wiley & Sons, Inc., 1976, 324 p.
  177. Newsweek, 1 January, 1990.189. Newsweek, 8 April, 1990.
  178. The New York Times, 8 February, 1981. i
  179. The New York Times, 19 October, 1981.
  180. The New York Times, 25 May, 1989.
  181. The New York Times, 20 August, 1990.
  182. Nixon R. Six crises. N.Y., Doubleday, 1962.
  183. Nixon R. RN: The memories of Richard Nixon. N.Y., Warner Books, 1979.
  184. Norem-Hebeisen A., Johnson D. The relationship between cooperative, competitive and individualistic attitudes and differentiated aspects of self-esteem. J. of Personal., 1981, Vol. 49, pp. 415−426.
  185. Offer D, Strozier C-h. Reflections on leadership. In: The leader. Ed. Offer D., Stozier Ch. N.Y., Plenum Press, 1985, pp. 301−313.
  186. Paper L. John F.Kennedy. The promise and the performance. N.Y., Da Capo Press, Inc., 408 p.
  187. Political leadership. Ed. G. Paige: N.Y., Free Press, 1972.
  188. Post J. Personality types and political decision-making: Bridging troubred waters. Paper. Wash., George Washington Univ., 1991, 51 p.
  189. Post J. Effects of crisis induced stress on decision in a nuclear environment. Paper. Wash., George Washington Univ., 1991, 51 p.
  190. Raven B. Power and influence: Construct and applications. Paper for presintation at the Personality Theory Conference „Social influence and Power“, Calif, LA, April 6, 1991, 34 p.
  191. Renshon S. Psychological needs and political behavior: A theory of personality and political efficiency. N.Y., Free Press, 1974, 300 p.
  192. Rosati J. The Carter administration’s quest for global community. Univ. of South Carolina Press, 1987, 259 p.
  193. Rutherford B. Psychopat-hology, decision-making and political involvement. J. of Conf1. Resol., 1966, Vol.10, pp. 387−407.
  194. Schandler H. The unmaking of a President. Lyndon Johnson and Vietnam. N.Y., Princeton Univ. Press, 1977, 419 p.
  195. Schutz W. FIRO: A three-dimensional theory of interpersonal behavior. N.Y., Rinehart & Co., 1958.
  196. Schuyler M. Chosts in the White House: LBJ, RFK and the assassination of JFK. Pres. Stud. Quart., 1987, vol. XVII, pp. 503−518.
  197. Shepard G. Personality effect on American foreign policy, 1969−84: A second test of Interpersonalf
  198. Generalization Theory. Int. Stud. Quart., 1988, vol. XVIII, pp. 91−123.
  199. Sherif M. The concept of referrence groups in human relations. In: Group relations at the crossroads. E.M. Sherif, M.Wilson. N.Y., Harper, 1953.
  200. Shi lis E. Authoritarianism: „Right“ and „left“. In: Studies and the scope and method of the Authoritarian Personality» Ed. R. Christie, M.Jahoda. Glencoe, Free Press, 1954, pp. 24−49.
  201. Sidey H. A very personal presidency. Lyndon Johnson in the White House. N.Y., Atheneum, 1968, 305 p.
  202. Simonton D. Presidential personality: Biographical use of the Gough Agjective List. J. of Personal and Soc. Psychol., 1986, Vol. 51, pp. 149−160.
  203. Simonton D. W? hy presidents succeed. New Haven, Yale Univ. Press, 1987, 203 p.
  204. Simonton D. Personality and politics. In: Handbook of personality: Theory abd research. Ed. L. Pervin, N.Y., The Guilford Press, 1990, pp. 670−692.
  205. Sincerely, Ronald Reagan. Ed. H. von Damn N.Y., Berkley Books, 1984, 292 p.
  206. Singer J. The level of analysis problem in international relations. In: The international system. Ed. K. Knorr, S.Verba. Princeton, Princeton Univ.
  207. V" Press., 1961, pp. 77−92.
  208. Sorensen Т. Decision-making in*the White House. N.Y., Columbia Univ. Press, 1963, 94 p. у
  209. Sorensen T. Kennedy. N. Y,, Harper & Row, 1965.
  210. Spear J., Wiiliams P. Belief systems and foreign policy: The cases of Carter and Reagan. In: Belief systems and international relations. Ed. R. Little, S.Smith. Oxford, Basil Blakwell, 1988, pp. 190−208.
  211. Stewart A., Franz C., Layton L. The changing self: Using personal documents to study lifes. J. of Personal, 1988, vol. 56, pp. 41−74.
  212. Stone W. The psychology of politics. N.Y., The Free Press, 1974, 291 p.
  213. Suedfeid R., Tetlock P. Intergrative complexity of communications in international crises. J. of Conf1. Resol., 1977, Vol. 21, pp. 169−184.
  214. Tucker R. The dictator and totalitarianism. World Politics1965, Vol. 17, pp. 55−83.
  215. Tetlock P. Personality and isolationism: Content-analysis of senatorial speeches. J. of Personal, and Soc. Psychol., 1981, Vol. 41, pp. 737−743.
  216. Tetlock P. Accountability and the complexity of thought. J. of Person, and Soc. Psychol., 1983, vol. 45, pp. 74−83.
  217. Terhune K. Motives, situation and Interpersonal conflict within prisoner’s dilemma. J. of Personal, and Soc. Psychol., Monograph Supplement, 1968, Vol. 8,1. No. 3, part.2, pp. 1−23.
  218. Vacchiano R., Strauss P., Schiffman D. Personality correlates of dogmatism. J. of Consulting and Critical Psychol., 1968, vol. 32, pp. 83−85.
  219. Valenti J. A very human President. N.Y., W.W.Norton, 1975, 402 p.
  220. Vance C. Hard choices. A critical years in America’s foreign policy. N.Y., Simon & Schusters, 1983.
  221. Verba S. Assumptions of rationality and non-rationality in models of the international system. World Politics, 1961, vol. 14, pp. 93.
  222. Verba S. Some dilemmas in comparative research. World Politics, 1979, Vol. 20, pp. 113−129.
  223. Waite R. The psvchopatic God: Adolf Hitler. N.Y., 1977.
  224. Walker S. The motivational foundations of political belief systems: A re-analysis of the operational code construct. Int. Stud. Quart. 1983, vol. 27, pp. 179−201.
  225. Ward D., Kissinger: A psyehO-history. History of Childhood Quart., 1975, No.2, pp. 287−348.235a.Washington Post, 4 November, 1989.
  226. Washington Post, 6 November, 1989.236a.Washington Post, 13 April, 1990.
  227. Washington Post, 9 August, 1990.
  228. Washington Post, 17 August, 1990.
  229. Washington Post, 18 August, 1990.
  230. Washington Post, 23 August, 1990.
  231. Washington Post, 17 December, 1990.
  232. Wendt H., Light P. Measuring «greateness» in American Presidents: Model case for international research on political leadership? European Journal of Social Psychol., 1976, vol.6, pp. 195−109.
  233. Wiegele T. Models of stress and disturbances in elite political behavior: Psychological variables and political decision-making. In: Psychopathology and political leadership. Ed. R. Robins. New Orlean, Tulane Univ., 1977, pp. 79−111.
  234. Wiegele T. The psychophysiology of elite stress in five international crises: A preliminary test of Voice Measurement Technique. Int. Stud. Quart., 1978, Vol. 22, No.4, pp. 359−378.
  235. Wiegele Т., Hilton G., Oots K., Kisiel S. Leaders under stress. A psychophysiological analysis of international crisis. Durham, Duke Press Policy Stud., 228 p.
  236. Wilcox H. Portrait of a General. N.Y., Alfred A. Knopf, 1964.
  237. Wills G. Nixon agonistes. Boston, Koughton Mifflin Company, 1970, 609 p.
  238. Wills G. The Kennedy inprisonment: A mediation on power. Boston, Atlant. Mon. Press Book, 1982, 310 p.
  239. Winter D. The need for power. In: Human motivation: A book of reading. Ed. D. McClelland, R.Steele. N.Y., 1967, pp. 279−286.
  240. Winter D. The power motive. N.Y., The Free Press, 1973.
  241. Winter D. Leader appeal, leader performance, and the motive profiles of leaders and followers: A Study of
  242. American presidents and elections. J. of Personal. and Soc. Psychol., 1987, Vol.52, pp. 196−202.
  243. Winter D. Inventory of motive scores of persons, groups, and societies measured at a distance. Paper. Department of Psychology, Univ. of Michigan, 1990, 19p.
  244. Winter D. Power motivation revisited. Paper. Department of Psychology. Univ. of Michigan, 1990, 23 p.
  245. Winter D. Content analysis of archival materials, personal documents and everyday verbal productions. Paper. Department of Psychology. Univ. of Michigan, 1991, 38 p.
  246. Winter D. Personality and foreign policy. Paper, Department of Psychology. Univ. of Michigan, 1991, 35p.
  247. Winter D. Personality and foreign policy: Historical overview of research. Paper. Department of Psychology. Univ. of Michigan, 1991, 39 p.
  248. Winter D., Carlson L. Using motive scores in the psychobiographical study of an individual: The case of Richard Nixon. J. of Personal., 1988, Vol.56, pp. 75−103.
  249. Winter D., Hermann M., Weintraub W., Walker S. The personalities of Bush and Gorbachev measured at a distance: Procedures, portraits, and policy. Political Psychology, 1991, vol. 12, pp. 215−247.Л
  250. Winter D., Stewart A. Content analysis as a technique for assessing political leaders. In: A psychologicali examination of political leaders. Ed. M. Hermann, T.
  251. Milburn. N.Y., Free Press, 1977, pp. 28−61.
  252. Woodward B. The Commanders. N.Y., Simon & Schuster, 398 p.
  253. Wright G. Insiders and outsiders: The individual in history. N.Y., W.H. Freeman, 1981.
  254. Ziller R. The social self. N.Y., Pergamon Press, 1973.
  255. Ziller R., Stone W., Jackson R., Terbovic N. Self-other orientations and political behavior. In: A psychological examination of political leaders. Ed. M. Hermann, T.Milburn. N.Y., Free Press, 1977, pp. 176−204.
  256. Zullow H., Oettingen G., Peterson C., Seligman M. Pessimistic explanatory style in the historical record. Amer. Psychologist, 1988, vol. 43, pp. 673−682.i .
Заполнить форму текущей работой