Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Феномен одиночества: Опыт герменевтико-экзистенциального анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Значительное количество современных философских и культурологических исследований направлено на прояснение того поразительного многообразия культурных, социальных и личностных схем, с помощью которых человек различных эпох и культур определяет свою самотождественность, определенность. Поэтому сколь бы высоко мы ни оценивали свое знание культурных и социальных «механизмов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Философская аналитика и проблема одиночества
    • 1. 1. Аналитика «философии жизни»
    • 1. 2. Экзистенциально-феноменологическая аналитика
    • 1. 3. Психоаналитика
    • 1. 4. Аналитика «постмодернизма»
  • Глава 2. Поэтика одиночества и структуры философской аналитики
    • 2. 1. Топология человеческого самообладания. (Герменевтико-экзистенциальный анализ рассказа «Нора» Ф. Кафки как поэтического источника выявления целостной бытие-размерности существования человека)

    2.2. Генеалогия человеческого самообладания в аспекте его бытия-к-другому. (Герменевтико-экзистенциальный анализ романа «Сто лет одиночества» Г. Маркеса как поэтического источника выявления дискретной бытие-размерности человеческого существования)

Феномен одиночества: Опыт герменевтико-экзистенциального анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Значительное количество современных философских и культурологических исследований направлено на прояснение того поразительного многообразия культурных, социальных и личностных схем, с помощью которых человек различных эпох и культур определяет свою самотождественность, определенность. Поэтому сколь бы высоко мы ни оценивали свое знание культурных и социальных «механизмов» человеческого бытия, строгий подход к изучению феномена одиночества не может прямо отталкиваться от «фактов» культурной и социальной «феноменологии». Это связано с тем, что понимание «фактов» и само их восприятие уже изначально является конструированием по одной из многочисленных концептуальных схем, которые определяют мировоззрение человекамежду «фактом» и тем аналитическим подходом, который фиксирует этот «факт», всегда существует определенное герменевтическое соответствие. Именно этим определяется актуальность герменевтико-экзистенциального исследования феномена одиночества, ориентированного на поиск и осмыслсихз специфики такого соответствия.

Герменевтико-экзистенциальный анализ одиночества разлагает рассмотрение каждой отдельной проблемы на три этапа. Первый этап включает в себя изучение «языка», на котором говорит одиночество, то есть выявление тех аналитических и поэтических конструкций, в которых может быть определен доступный нам бытийный горизонт проблемы одиночества. На втором этапе исследование движется к такому восприятию «культурной» и «социальной» феноменологии одиночества, которое не подменяется скрытыми схемами мышления (способами аналитики и поэтики), но непосредственно соотнесено с уже проясненным аналитическим полем изучаемого феномена. На третьем этапе происходит обратное движение от феноменологии одиночества к дискур-сивности одиночества, расширяющее ее концептуальное поле.

В современных исследованиях такому анализу были подвергнуты многие «традиционные» философские проблемы, и это принесло интересные результаты, что подтверждает актуальность такого подхода и для проблемы одиночества. Герменевтическое соотнесение «языка» и «феноменологии» одиночества позволяет прояснить экзистенциальное значение этой проблемы и поставить вопросы о том, почему человек вообще может быть одиноким? Что есть человек, могущий быть одиноким?

Степень разработанности темы. Различные аспекты исследуемой проблематики подробно разрабатывались в рамках «философии жизни», феноменологии, экзистенциальной философиии, психоанализа, структурализма. Исследования А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора, З. Фрейда, Э. Гуссерля, М. Шелера, М. Хайдеггера, Х.-Г.Гадамера, Ж. П. Сартра, А. Камю, Э. Левинаса, А. Бергсона, К. Г. Юнга, Э. Фромма, В. Франкла, К. Леви-Строса, Ж. Лакана, Р. Барта, М. Фуко, Ж. Делеза сформировали целый ряд подходов, позволяющих увидеть различные перспективы, в которых можно рассматривать проблему одиночества.

Анализ этих подходов и дальнейшее их развитие содержится и в исследованиях многих отечественных мыслителей. Среди них можно назвать Н. А. Бердяева, Л. И. Шестова, С. Л. Франка, Н. О. Лосского, ПА. Флоренского,.

A.Ф.Лосева, М. К. Мамардашвили, Ю. М. Лотмана, В. Я. Проппа, С. С. Аверинцева, М. М. Бахгина, В. Н. Топорова, Б. А. Успенского, В. В. Бибихина, З. Н. Зайцеву, К. А. Свасьяна, В. И. Молчанова, Л. Ф. Чергова, П. П. Гайденко, Л. В. Карасева, М. К. Рыклина, И. А. Акчурина, В. А. Подорогу, Н. С. Мудрагея,.

B.П.Визгина, Г. Д. Левина, М. А. Кисселя. Социально-философским и социологическим аспектам проблемы одиночества посвящены исследования Н. Е. Покровского, Г. М. Тихонова, Ж. В. Пузановой, Л. И. Старовойтовой,.

C.В.Куртияна, Ю. М. Черепухина (см. Библиографический список).

Цель и задачи исследования

Цель настоящего исследования заключается в выявлении герменевтического соответствия между феноменологией одиночества и «языком» одиночества для определения и прояснения его культурных, социальных и экзистенциальных смыслов. ]Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть аналитические концепции, которые способны затрагивать различные аспекты проблемы одиночества для выявления наиболее оптимального подхода к изучению данного феномена;

— соотнести фшософско-анститическую дискурсивность, фиксирующую проблему одиночества с поэтикой данного феномена для получения наиболее полной картины «языка» одиночества;

— на основе герменевтико-экзистенциального анализа исследовать топологический смысл человеческой экзистенции в перспективе ее самообладания и проследить специфику генеалогии человеческой экзистенции в ракурсе ее «бытия-к-другому».

Методология диссертационного исследования. Методологической основой исследования является герменевтика М. Хайдеггера, рассматривающая язык в качестве одного из основных экзистенциалов, способных открыть прямой путь к пониманию человеческого бытия. Герменевтико-экзистенциальный анализ феномена одиночества опирается на структурно-семиотические методы исследования, позволяющие фиксировать одновременно большое количество смысловых значений текста, а также их развитие и трансформации.

Научная новизна работы заключается в опыте применения герменевтических процедур аналитики для более строгого концептуального определения проблемы одиночества и прояснения смыслов экзистенциальной, культурной и социальной феноменологии одиночества.

Для исследования поэтики одиночества был использован адаптированный к поставленным задачам структурно-семиотический метод анализа художественных текстов.

Научная новизна исследования раскрывается в основных положениях выносимых на защиту:

— феномен одиночества лишь недавно стал доступен философской аналитике. Постановка проблемы одиночества стала возможной только в тех философских подходах, которые сумели обосновать самостоятельность человека и его соотнесенность с Другим. С разных позиций, в разных отношениях и не всегда последовательно это произошло в «философии жизни», экзистенциально-феноменологической аналитике, психоанализе и постмодернизмеодиночество — это экзистенциальное и культурное событие человеческого существования, выявляющее истину человеческого бытия в качестве самообладания и бытия-к-другому, поэтому исследование феномена одиночества должно представлять собой аналитику проблем человеческого самообладания и бытия-к-другому.- герменевтико-экзистенциальный анализ пространства (топологии) человеческого существования доказывает, что проблема самообладания и, следовательно, одиночества имеет смысл только в том случае, если границы человеческого существования (его «конечность») понимаются не в качестве замыкающих человека, но, напротив, открывающих его миру, делающих последний «домом» человека, а взаимоотношения с другими людьми — культуройпосредством герменевтического анализа определено экзистенциальное значение таких модусов одиночества, как обособленность и недостаточность индивида в их культурной и социальной перспективах;

Теоретическая и практическая значимость настоящего диссертационного исследования состоит в прояснении и расширении концептуального поля, фиксирующего культурные, социальные и экзистенциальные аспекты феноменологии одиночества, что может быть использовано как при составлении программ и методик социометрических и психометрических исследований, так и для коррекции негативных эффектов, связанных с одиночеством. Выводы, полученные в исследовании могут быть использованы при подготовке спецкурсов по различным гуманитарным дисциплинам.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли свое отражение в публикациях и докладах на ежегодных научных конференциях, проводимых в Волгоградском государственном университете, а также на международной научной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 1998 г.).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и четырех Приложений.

Заключение

.

Настоящее исследование проблемы одиночества проведено в качестве экспертной проверки герменевтического соответствия между экзистенциальной, культурной и социальной феноменологией одиночества и «языками» одиночества — аналитикой и поэтикой. Для реализации этой цели мы осуществили несколько операций.

Во-первых, мы рассмотрели возможности супцествуюгцш философских традиций для поиска аналитических подходов к проблеме одиночества. Результатом такого исследования стал вывод о том, что аналитика одиночества предполагает постановку и решение двух фундаментальных проблем — человеческого самообладания и бытия-к-другому. Это сильно ограничило круг философских школ, чьи выводы применимы к изучению интересующей нас проблематики.

Во-вторых, для расширения концептуального поля проблем человеческого самообладания и бытия-к-другому (в ракурсе проблемы одиночества) в исследование был включен герменевпшческий анализ художественных текстов, введший в круг исспедования поэтику одиночества. Для изучения поэтики одиночества был использован структурно-семиотический метод анализа.

В-третьих, концептуализация проблемы одиночеапва в горизонте проблем самообладания и бытия-к-другому включила в себя два вида анализа: топологический и генеалогический. Общим итогом рассмотрения является вывод о том, что событие одиночества представляет собой феномен, выражающий истину человеческого способа существования в качестве особого случая ограниченности, определенности «организации» сущего.

Границы" человека, «человеческого» не подобны границам других «вещей» — они являются «пределом» только для воздействий «извне», но суть «открытое место» «изнутри». Поэтому человек никогда не «просто повторяет», повинуется движениям «мировых» процессов, детерминируется ими, но способен обладать собой, отстраняться от мира, всегда имеет пространство для «маневра», свободного самоопределения.

Одиночество выражает два модуса такого существования человека: его «мирность» (бытие-для-мира) — как недостаточность, частичность и его «особость» (бытие-для-себя) — как обособленность, целостность. Исполнением этих размерностей человеческого одиночества является бытие-к-другому как полнота собственно человеческого существования. Движение от недостаточности и обособленности к полноте бытия — это история человеческого одиночества, в ходе которой оно по-разному проявляет себя, фиксируя различие способов человеческого расположения к миру. В частности, мы выделили три исторических модуса одиночества: бесполезность полезного, неоправдан-ность правого и неспособность к любви. Причем каждый последующий из них является углублением и обострением предыдущего и может прослеживаться как на личностном, экзистенциальном уровне, так и на уровне культурном.

Полученные выводы могут быть использованы при проведении конкретных исследований различных аспектов одиночества в качестве «социальной», «культурной», «межличностной», «психологической» проблемы. Для того чтобы операционализироватъ проблему, нужно четко различать понятия «одиночество», «чувство одиночества» и «понимание одиночества».

Понятие одиночества связано со способом существования человека как такового, в его «человеческом статусе». Причем это вовсе не означает, что смыслом существования человека является «робинзонада» и только наедине с собой человек максимально проявляет свою «человечность». Понятие «одиночество» всего-навсего фиксирует наличие «собственных границ» у человека, позволяющих ему, во-первых, «обладать собой», а во-вторых, иметь «Другого», т. е. иметь во вне себя такое сущее, которое как не является частью «мировой субстанции», также не есть и мое собственное отражение, создание. В этом смысле «другой», «друг», «возлюбленный» — это всегда гость из «неведомых миров», как об этом и писали «поэты» и чего почти никогда не понимали «философы». Это означает, что само по себе понятие одиночества не несет негативного смысла. Негация понятия одиночества происходит тогда, когда оно «отягощается» дополнительными смыслами, исходящими из культурной, социальной и психосоматической жизни человека.

Оптическая «одинокость» существования человека идентифицируется с ощущениями покинутости, оставленное! и, отчужденности и т. п., сама степень интенсивности которых при этом может быть весьма различной для разных времен и культур. Так, если представитель мексиканского племени индейцев-пастухов испытывает «чувство одиночества» после целого сезона одинокой жизни, в течение которого он не видит ни одного своего соплеменника, то для жителя большого современного мегаполиса для появления того же самого «чувства одиночества» вполне может хватить двадцати минут молчащего телефона.

Принято считать, что «чувство одиночества» является основанием, на котором формируется «понимание одиночества». Переживание покинутости, собственной ненужности якобы заставляют человека сформулировать понятие одиночества. Но разве одного экзистенциального переживания «никому ненужности» достаточно для того, чтобы сделать вывод: «следовательно, я одинок»? Но на каком, собственно, основании? Совершенно очевидно, что экзистенциальное переживание здесь несамостоятельно и корректируется логическим законом: целое равно сумме его частей. Раз я никому не нужен, значит я один. Само это направление мысли задается не экзистенциальным переживанием, а законами математической логики. Но это означает, что вовсе не «чувство одиночества» определяет такое «понимание одиночества», а как раз наоборот, определенное понимание одиночества отбирает некоторый ряд ощущений, чтобы выдать их за свое содержание.

Следовательно отказ от такого определения понятия одиночества вовсе не предполагает отречения от своего собственного экзистенциального опыта и замены его надуманными абстрактными спекуляциями. Наоборот, это необходимо, чтобы отказаться от надуманных абстрактных спекуляций и попытаться дать адекватное определение экзистенциального опыта.

Для этого, по нашему мнению, необходимо ввести два концептуальных регистра — одиночество как обособленность и одиночество как недостаточность. Эти регистры разделяют опыт переживания одиночества на две большие сферы распределения признаков, конкретный набор которых будет зависеть от тематического предмета исследования. При этом в поле внимания попадут в том числе и признаки, которые ранее либо не связывались с проблемой одиночества, либо имели очень неопределенную валидность.

Одиночество в качестве опыта существования человека имеет, по нашему мнению, свою инвариантную динамику, в которой можно выделить три основных этапа. Первый опыт одиночества — это опыт необеспеченности существования. Этот опыт может иметь различные воплощения, например: «меня не любят», «я не здоров», «я беден» и т. д. В культурном плане истории человека этот опыт выражен словами Екклезиаста: «все проходит», «ничто не вечно на земле».

Второй опыт одиночества — это опыт неоправданности правого, опыт испытания полномочий добра: «я одинок, потому что порочен», «я одинок, потому что порочно общество» и т. п. Главная тема здесь — тема несправедливости, неправды, беззакония. Культурная эпохальность этого опыта выражена словами Раскольникова: «тварь ли я дрожащая или право имею?».

Третий опыт одиночества — это опыт неспособности любить, найти себя в единстве с другим и другими. Это опыт суррогатов любви — секс, профессиональная, политическая и прочая корпоративность. Культурное измерение этого опыта может быть выражено словами Ж. Делеза об «альтруициде»: «Что такое робинзонада? Мир без другого».

Проводя исследования в той или иной тематической области проблемы одиночества, важно установить ту фазу динамики экзистенциального опыта, с которой связаны в каждом конкретном случае проявления проблемы одиноче-'.

169 ства. Это позволит, во-первых, определить комплекс актуально значимых в данном случае факторов, а во-вторых, спрогнозировать самую общую тенденцию дальнейшего развития ситуации.

Это важно также и для того, чтобы разработать специальные для каждого случая методы коррекции различных отрицательных эффектов, возникающих в ходе осуществления личного либо культурного опыта одиночества. При этом смыслом любых «методов коррекции» должно быть формирование такого личного, экзистенциального опыта, который можно выразить следующими словами: «Я одинок, следовательно, я не один. Я одинок, потому что у меня есть другие. Если бы я был один, я бы никогда не узнал, что такое одиночество». Формирование такой жизненной позиции есть не что иное, как переход от обособленности и недостаточности человеческого существования к полноте бытия-с-другим, в буквальном смысле ис-целение, ис-полнение Человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Поэты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. -364с.
  2. А. О нервическом характере. Под ред. Э. В. Соколова. / Пер. с нем. И. В. Стефанович. СПб.: Университетская книга, 1997. — 388с.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. М.: 1995.-296с.
  4. Г. П. О причине времени // Вопросы философии. 1996. — № 1. -С.42−50.
  5. И.А. Топология и идентификация личности // Вопросы философии. 1994.-№ 5.-С.143−149.
  6. Ф., Се лесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней: Пер. с анг л. М.: Прогресс — Культура- Издательство Агентства «Яхтсмен», 1995 г. — 608 с.
  7. К.О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. -№ 1. — С.76−93.
  8. P.A. О некоторых результатах постижения времени // Вопросы философии. 1994. -№ 5. — С.150−161.
  9. P.A. Театр абсурда: нужен ли он современной физике // Вопросы философии. 1997. — № 12. — С. 39−48.
  10. A.B. Тяжба о бытии. М.: Русское феноменологическое общество, 1996. -304с.
  11. Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр./ Общ. ред. Оболенской C.B.- Предисл. Гуревича А. Я. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Прогресс-Академия», 1992. — 528с.
  12. Р. Основы семиологии. // Структурализм: «за» и «против»: Сб. Статей. Под ред. Е. Я. Басина, М. Я. Полякова. -М.: Прогресс, 1975. С.114−164.
  13. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 616с.
  14. М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. — М.: Сов. Россия, 1979.-320с.
  15. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -414с.
  16. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса М.: Худ. лит., 1990. — 541с.
  17. А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л.АСугай. М.: Республика, 1994. — 528с.
  18. А. Собрание сочинений в четырех томах. Т.1. М.: «Московский клуб», 1992 — 336с.
  19. H.A. Смысл истории. М.: «Мысль», 1990. — 175с.
  20. H.A. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). М.: «Книга», 1991.-446с.
  21. H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383с.
  22. В.В. Язык философии. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1993. -403с.
  23. В.В. Мир. Томск: «Водолей», 1995 — 144с.
  24. В.В. Свое, собственное // Вопросы философии. 1997. — № 2. -С.71−81.
  25. Г. Новый русский М.Шелер? // Вопросы философии. 1995. -№ 10. — С. 154−179.
  26. X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии // Вопросы философии. 1993. — № 10. — С.69−92.
  27. Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, 15−18 вв. Т.З./ Пер. с фр. Л.Е.Кубеля- ветуп. ст. и ред. Ю. Н. Афанасьева.- М.: Прогресс, 1992. 679с.
  28. С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. -412с.
  29. Г. Непонятная чувственность. Набросок антропологии чувственности // Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Высш. шк., 1995. -320с.- С.124−156.
  30. В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. Международный философский журнал. 1992. -N1. С. 109−136.
  31. В.П. Идея множественности миров: Очерки истории. М.: Наука, 1988.-296с.
  32. В.П. Ницше глазами Делеза // Вопросы философии. 1993. — № 4. -С.47−48.
  33. В.П. Мишель Фуко теоретик цивилизации знания // Вопросы философии. — 1995. — № 4. — С.116−126.
  34. В.П. Онтологические предпосылки «генеалогической» истории Мишеля Фуко // Вопросы философии. 1998. — № 1. — С.170−176.
  35. В.П. История и метаистория // Вопросы философии. 1998. — № 10. -С. 99−112.
  36. П.П. Разумность мироустройства глазами физика // Вопросы философии. 1990. — № 8. — С.36−38.
  37. .П. Этика преображенного Эроса / Всгуп. ст., сост. и ком-мент. В. В. Сапова. М.: Республика, 1994. — 368с.
  38. А.Г. Пространство и время // Вопросы философии. 1994. -№ 3. — С. 134−147.
  39. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики: Пер. с нем./ Х.-Г.Гадамер- Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988.- 696с.
  40. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем. М.: Искусство, 1997.-367с.
  41. П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. Критика философии М.Хайдеггера. М.: Высш. шк., 1963. — 119с.
  42. П.П. Хайдегтер и современная философская герменевтика // Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М.: Издательство «Наука», 1978. С.27−81.
  43. П.П. Порыв к трансцендентному. Новая онтология 20 века. М.: Республика, 1997. -295с.
  44. Гарсиа Маркес Г. Палая листва. Полковнику никто не пишет. Сто лет одиночества: Повести. Роман./Пер. с исп. Кемеровское кн. изд-во, 1989. — 480с.
  45. А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С.Гуревича- общ. ред. Ю. Н. Попова. -М.: Прогресс, 1988. 552с.
  46. М.Я. История позади? Историк — человек лишний? // Вопросы философии. — 1993. — № 9. — С.3−15.
  47. .Т. Философская антропология сегодня // Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М.: Издательство «Наука», 1978. С.81−130.
  48. . Да, апокалипсис, да, сейчас. // Вопросы философии. 1993. — № 3. С.28−46.
  49. С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. Пер. с англ. 2-е изд.- Москва: Изд-во Трансперсонального Института, 1993.-504с.
  50. С. Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД Пер. с англ. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1994.- 278 с.
  51. С. Путешествие в поисках себя. Пер. с англ. — М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1994- 342с.
  52. Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. -№ 3. — С. ЮМ 17.
  53. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в Феноменологическую философию (главы из книги).// Вопросы философии. 1992. — № 7. — С.136−185.
  54. Э. Собрание сочинений, т.1. Феноменология внутреннего сознания времени. Пер. с нем. М.: Издательство «Гнозис», 1994. 192с.
  55. Э. Переписка с В.Дильтеем // Вопросы философии. 1995. — № 10. -С.144.
  56. Э. Начало геометрии. Введение Жака Деррида. Пер. с фр. М.Маяцкого. М.: А (1 Ма^пет, 1996.
  57. Э. Статьи об обновлении (Предисловие к публикации К.В.Бандуровского) // Вопросы философии. 1997. -N4. — С. 109−135.
  58. Э. Картезианские размышления. СПб. «Наука», «Ювента», 1998. -315с.
  59. . Тайна Ариадны // Вопросы философии. 1993. — № 4. — С.48.
  60. . Различие и повторение. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. -384с.
  61. . Логика смысла. Фуко М. ТЬеайгит рИПозорЫсит: Пер. с фр. М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. — 480с.
  62. ., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. С. Н. Зенкина. -М.: Ин-т экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998. 288с.
  63. . Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. — № 4. -С.53−57.
  64. В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. — № 10. -С.129−143.
  65. В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996. — 160с.
  66. Добротолюбие. В 5-ти томах.- М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992.
  67. Древнекитайская философия. В 2-х томах. Т.1. М.: «ПринТ», 1994. -363с.
  68. Е.В. «В необузданной жажде пространства». (Поэтика странствий в творчестве О.Э.Мандельштама) // Вопросы философии. 1991. — № 11. -С.26−32.
  69. З.Н. Мартин Хайдеггер: Язык и время // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем./Под ред. А. Л. Доброхотова. М.: Высш. Шк., 1991. — 192с. С.159−178.
  70. А. Черт и сверхчеловек // Вопросы философии. 1993. — № 4. -С.35−47.
  71. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 431с.
  72. И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. -255с.
  73. А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр.- М.: Политиздат, 1990. -415с.
  74. А. Творчество и свобода: статьи, эссе, записные книжки / Пер. с фр. М.: Радуга, 1990. 680с.
  75. А. Счастливая смерть: Роман- Посторонний: Повесть- Чума: Роман- Падение: Повесть- Калигула: Пьеса- Миф о Сизифе: Эссе- Нобелевская речь. Пер. с фр. / Предисловие В.Ерофеева. Комментарии С.Зенкина. М.: Фабр, 1993.-574с.
  76. И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. О. Лосского. СПб.: ИКА «ТАЙМ-АУТ», 1993. -477с.
  77. Ф. Дао физики. СПб.: «ОРИС», «ЯНА-ПРИНТ», 1994. — 304с.
  78. И.Г. «Человек мигрирующий»: онтология пути и местности // Вопросы философии. 1997. — № 7. — С.74−84.
  79. Л.В. Знаки покинутого детства («постоянное» у А. Платонова) // Вопросы философии. 1990. — № 2 — С.26−43.
  80. Л.В. Мифология смеха // Вопросы философии. 1991. — № 7. -С.68−86.
  81. Л.В. Гоголь и онтологический вопрос /У Вопросы философии. -1993. № 8. — С.84−104.
  82. Л.В. Онтология и поэтика // Вопросы философии. 1996. — № 7. -С.55−82. /
  83. Л.В. Пьесы Чехова // Вопросы философии. 1998. — № 9. — С.72−91
  84. Ф. Сочинения. В 3 т. Т.2: Рассказы, 1917−1924- Процесс- Замок: Романы: Пер. с нем./ Сост. и комент. Д. В. Затонского. М.: Худож. Лит.: Харьков: Фолио, 1995. — 559с.
  85. М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра // Вопросы философии. 1994. — № 11. — С. 171−188.
  86. П.В. Эволюция философско-иррационалистического подхода к жизненному опыту // Философские науки. 1992. — № 1. — С.50−64.
  87. В.Б. Опыт функционального описания буддийской дхьяны /У Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1990. -216с.
  88. П.В. Человек и его тело в свете Ветхого и Нового Завета // Философские науки. 1992. — № 2. — С.49−62.9 В. Косевич П. В. Раннехристианская философская и теологическая мысль в отношении проблематики тела // Философские науки. 1992. — N3. — С.83−103.
  89. С.Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц. Специальностей высших учебных заведений. 3-е изд., исправленное и дополненное. Волгоград: Комитет по печати, 1996. — 352с.
  90. В.И., Идлис Г. М., Гутина В. Н. Естествознание. М.: Агар, 1996. — 384с.
  91. Н.В. Экстатическое время // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С.67−79.
  92. Т.А. Проблема субъективности и способ ее анализа в современной буржуазной философии // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига: Зинатыс, 1988. — 334с.- С. 10−29.
  93. Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург. Университетская книга, 1997. — 640с.
  94. C.B. Одиночество как социальное явление: Автореф. дис. канд. филос. Наук-М.: 1995.
  95. С. Наслаждение и долг: Пер. с дат. П.Ганзена.: Киев: AirLand, 1994.-504с.
  96. С. Страх и трепет: Пер. с дат. М.: Республика, 1993. — 383с.
  97. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. — 624с.
  98. . Функция и поле речи и языка в психоанализе. Пер. с фр. / Перевод А. К. Черноглазова. М.: Издательство «Гнозис», 1995. 192с.
  99. . Семинары. Кн.1: Работы Фрейда по технике психоанализа. (1953/1954).-М. 1998.-425с.
  100. ., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н. С. Автономовой. М.: Высш.шк., 1996. — 623с.
  101. В.Е. Сад Эдема. М.: Политиздат, 1981. — 398с.
  102. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./ Общ. ред. Ю.Л.Бессмертного- Послесл. А. Я. Гуревича. М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — 376с.
  103. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. М.: Наука, 1983. -535с.
  104. Леви-Строс К. Первобытное мышление М.: Республика, 1994. — 384с.
  105. Г. Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ // Вопросы философии. 1997. — № 1. — С. 56−68.
  106. Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. — 265с.
  107. А.П. Научное постижение времени // Вопросы философии. 1993. № 4. — С.115−124.
  108. Т.П. О «механизме» течения времени // Вопросы философии. -1996. -№ 1. С.51−56.
  109. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976.-366с.
  110. А.Ф. Знак. Символ. Миф: Труды по языкознанию. М.: Изд-во МГУ, 1982.-479с.
  111. А.Ф. Философия имени / Предисл. А.Л.Доброхотова- Послесл. В .И Лостовалова. -- М.: Изд-во МГУ, 1990. 269с.
  112. А.Ф. Миф. Число. Сущность. / Сост. А.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. — 919с.
  113. А.Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. — 831с.
  114. Н.О. Избранное. М.: Правда, 1991. — 622с.
  115. Н.О. Бог и мировое зло / Сост. АЛ. Поляков, П. В. Алексеев, А.АЯковлев. М.: Республика, 1994. — 432с.
  116. Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Сост. А. П. Поляков М.: Республика, 1995. — 400с.
  117. Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. -272с.
  118. Ю.М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллин: «Александра" — Т.1: 1992. -480с.- Т.2: 1992. -480с.- Т. З: 1993. -494с.
  119. Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство, 1996. — 846с.
  120. М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995. 547с.
  121. М.К. Стрела познания. Набросок естественноисториче-ской гносеологии / Под ред. Ю. П. Сенокосова. М: Языки русской культуры, 1996.-304с.
  122. М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символе и языке / Под ред. Ю. П. Сенокосова. -М.: Языки русской культуры, 1997. 224с.
  123. В.И. Онтология и обоснование феноменологии у Гуссерля и Хайдепера // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии / Отв. ред. Т. А. Кузьмина. Рига: Зинатыс, 1988. — 334с.- С.81−101.
  124. Молчанов В.И. Cogito. Синтез. Субъективизм. // Вопросы философии. -1996. -№ 10. С.133−143.
  125. H.H. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии -1990.-№ 6-С. 32−45.
  126. H.H. Универсальный эволюционизм. (Позиция и следствия) // Вопросы философии. 1991. — № 3. — С.3−28.
  127. Н.В. «Картезианские медитации» Гуссерля и «Картезианские размышления» Мамардашвили (двуединый путь к трансцендентальному Ego) // Вопросы философии. 1995. № 6. — С.137−145.
  128. Н.С. Рациональное и иррациональное философская проблема (читая А. Шопенгауэра) // Вопросы философии. — 1994. — № 9. — С.53−66.
  129. В.В. В поисках иных смыслов. М.: Издательская группа «Прогресс». — 1993. -280с.
  130. Е.П. Духовный мир: органический космос или разбегающаяся Вселенная? /У Вопросы философии. 1991. — № 8. — С.324.
  131. Дж. Хаотическая динамика лингвистических процессов и образование паттернов в поведении человека // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С. 85−89.
  132. Ф. Сочинения в 2 томах. Пер. с нем.- М.: Мысль, 1990. Т.1. -829с. Т.2 829с.
  133. Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: «REFL-book», 1994.-352 с.
  134. Ф. Странник и его тень М.: «REFL-book», 1994- 400 с.
  135. Ф. Философия в трагическую эпоху— М.: «REFL-book», 1994.-416с.
  136. Н.В. Первые принципы философской атропологии. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1997. -196с.
  137. А.И. «Онтология сознания» у Ж.-11.Сартра // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии / Отв. ред. Т. А. Кузьмина. Рига: Зинатыс, 1988. — 334с.- С.158−171.
  138. А.И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов.: Изд-во Саратовского университета, 1991.-150с.
  139. А.И. Культурология: Курс лекций: В двух книгах. Кн.1. Волгоград: Издательство Волгофадского государственного университета, 1995. -216с.- Кн.2. — 1996. —220с.
  140. А.И. Прерванная игра или Трудное возвращение в историю /У Вопросы философии. 1997. — № 8. — С.135−138.
  141. М. Религия и естествознание // Вопросы философии. 1990. — № 8. С.25−38.
  142. X. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С.Гуревича- общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. — 552с.
  143. Н.С. С.Л.Франк о М. Хайдеггере // Вопросы философии. -1995. -№ 9. С.169−185.
  144. В.А. Метафизика ландшафта: Коммуникативные стратегии в философской культуре 19−20 вв. М.: Наука, 1993. — 320с.
  145. В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию: материалы лекционных курсов 1992—1994 годов / Гл. ред. А.Т.Иванов- Оформл. Ю. АМарков- Ред. серии А.Иваиов. M.: Ad Marginem, 1995. — 339с.
  146. Подорога В. А, Выражение и смысл: Ландшафтные миры философии: С. Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдегтер, М. Пруст, Ф.Кафка. M.: Ad Marginem, 1995.-426с.
  147. Н.Е. Одиночество и аномия: (Философские и теоретико-социологические аспекты): Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: 1996.
  148. И. Философия нестабильности /7 Вопросы философии. 1991. — № 6.-С.46.
  149. В.Я. Морфология сказки. Ленинград: «A.CADEMIA», 1928. -152с.
  150. .В. Одиночество и общение: (Философско-социологический аспект): Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: 1995.
  151. Родзянко Василий (епископ). Теория распада Вселенной и вера Отцов. -М.: Издательство «Православный паломник», 1996. 237с.
  152. М.А. Онтология и «ничто» у М.Хайдеггера // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии / Отв. ред. Т. А. Кузьмина. Рига: Зина-тыс, 1988. — 334с.- С. 141−158.
  153. A.A. Проблема онтологии и трансцендентальный идеализм // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии / Отв. ред. Т. А. Кузьмина. Рига: Зинатыс, 1988. — 334с.- С.62−81.
  154. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 368с.
  155. М.К. Метафизика речи // Вопросы философии. 1991. — № 5. -С.20−24.
  156. В.И. Человек и мир: проблема антропоцентризма // Философские науки. 1992. -№ 3. — С.161−167.
  157. .П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность /У Проблемы онтологии в современной буржуазной философии / Отв. ред. Т.АКузьмина. Рига: Зинатыс, 1988. — 334с.- С.318−321.
  158. .П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов /Сост. и общ. ред. АА. Яковлева: Перевод. — М.: Политиздат, 1989. — с. 319−344.
  159. .П. Бытие и ничто // Философские науки. 1989. — № 3. -С.89−100.
  160. Сартр Ж. Г1. Стена: Избранные произведения. М.: Политиздат, 1992. -480с.
  161. .П. Проблемы метода: Пер. с фр.-- М.: Издательская группа «Прогресс», 1993, — 240с.
  162. . П. «Идиот в семье. Гюстав Флобер с 1821 до 1857 года». Пер. с фр. СПб.: Издательство «Алетейя», 1998.- 646с.
  163. К.А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Сочинения в 2 т.- Т.1. / Составление, редакция изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна- Пер. с нем.- М.: Мысль, 1990.
  164. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. А. Е. Кибрика. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. — 656с.
  165. А. Кто есть человек. Философская антропология .// Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Высш. шк., 1995. — 320с.- С.75−101.
  166. Д.А. Ж.Деррида: Деконструкция, или философия в стиле постмодерн // Философские науки. 1993. — № 3. — С.103−118.
  167. Современная западная философия: Словарь- М.: ТОН Остожье, 1998.-544с.
  168. Ф. Курс общей лингвистики. М.: Логос, 1998. — 235с.
  169. Л.И. Одиночество: социально-философский анализ: Авто-реф. дис. канд. филос. наук. М.: 1995.
  170. Г. М. Феномен одиночества: опыт философско-социологического анализа: Автореф. дис. канд. филос. наук. Екатеринбург: 1992.
  171. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследование в области мифологического. М.: Прогресс, 1995. — 624с.
  172. Т.М. Метод исследования ситуации в философии Ж.-П.Сартра: возможности феноменологической онтологии // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии / Отв. ред. Т. А. Кузьмина. Рига: Зинатыс, 1988.-334с.- С. Г71−191.
  173. Упанишады. В 3-х книгах. Кн.1. М.: «Наука», «Ладомир», 1992. — 239с.
  174. Л. Философская антропология // Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Высш. шк., 1995. — 320с. С. 170−211.
  175. П.А. Иконостас: избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. — 366с.
  176. П. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. 336с.
  177. С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. — 608с.
  178. С.Л. Реальность и человек / Сост. П. В. Алексеев М.: Республика, 1997.-478с.
  179. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем.- М.: Прогресс, 1990, — 368с.
  180. Фрейд 3. Я и Оно. / Пер. с нем. М.: МПО «Меттам», 1990. — 56с.
  181. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / Сост. и ветуп. ст. А.М. Рутке-вича. -М.: Ренессанс, 1991. -296с.
  182. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Прогресс, 1992. -569с.
  183. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия: Пер. с нем. М.: Надежда, 1993. — 171с.
  184. Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1997. 66! с.
  185. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1997- 191с.
  186. Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций. Методика и техника психоанализа. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1997.
  187. Фрейд 3. Тотем и табу. М.: Олимп, 1997. — 446с.
  188. И.И. Карнавал в одиночку // Вопросы философии. 1994. -№ 12. — С.79.
  189. Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Н. И. Войскунской, И. И. Каменкович. Общ. ред. и вступ. ст. В. И. Добренькова. М.: Прогресс, 1986.-238с.
  190. Э. Душа человека: Перевод. М.: Республика, 1992. — 430с.
  191. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415с.
  192. Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. с англ. М.: АСТ — ЛТД, 1998. — 670с.
  193. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: А-са<1, 1994. 406с.
  194. М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996. -208с.
  195. М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с фр. М.: Касталь, 1996. — 448с.
  196. М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: 1997. — 576с.
  197. М. История сексуальности Т.З. Забота о себе / Пер. с фр. Т. Н. Титовой и О. И. Хоми под общ. ред. А. Б. Мокроусова. — Киев: Дух и литера- Грунт- М.: КЕРЬ-Ьоок, 1998. 288с.
  198. Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. — № 3. -С.134−147.
  199. М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем. /Под ред. А. Л. Доброхотова. М.: Высш. Шк., 1991. — 192с.
  200. М. Цолликонеровские семинары. // Логос. Философско-аналитический журнал. Выпуск 3. М. 1992.
  201. М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. -447с.
  202. М. Работы и размышления разных лет. Пер. с нем. / Составл., переводы, вступ. статья, примеч. А. В. Михайлова. М.: Издательство «Гнозис», 1993.-464 с.
  203. М. Семинар в Ле Торе // Вопросы философии. 1993. — № 10. -С.123−151.
  204. М. Бытие и Время. / Пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Ad Margi-nem, 1997. -451с.
  205. М. Кант и проблема метафизики. Пер. с нем./ Перевод, послесловие О. В. Никифорова. М.: Издательство «Русское феноменологическое общество». 1997, 176с.
  206. Г. Э. К ревизии понятия человеческой природы // Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Высш. шк, 1995. — 320с.- С.211−250.
  207. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности /У Вопросы философии. 1994. -N10. — С.112−123.
  208. Ю.М. Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города: Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: 1995.
  209. М. О феномене трагического // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии / Отв. ред. Т. А. Кузьмина. Рига: Зинатыс, 1988. -334с.- С.298−318.
  210. Л. Сочинения в 2-х томах / Сост., науч. подготовка текста, вступ. ст. и примечания АВ.Ахутина. М.: «Наука», 1993. — 667с.
  211. А. О четверояком корне. Мир как воля и представление. Т.1. Критика кантовской философии: Пер. с нем./ Ин-т философии.- М.: Наука, 1993 672 с.
  212. А. Мир как воля и представление. Т.2. Пер. с нем. М.: Наука, 1993.-669с.
  213. В.Г. Дом и кров в славянофильской концепции. Культурологические заметки // Вопросы философии. 1996. -№ 1. — С. 135−146.
  214. . Другая революция // Новая технократическая волна на Западе. /Сост. и вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986.
  215. . Технологический блеф // Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Высш. шк., 1995. — 320с.- С.265−295.
  216. Юнг К. Г. Йога и Запад: Сборник: Пер. с нем.- Львов: Мщатива- К.: Airland, 1994, — 230с.
  217. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 336с.
  218. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / Пер. с нем. М.: Канон, 1994, — 320 с.
  219. Юнг К. Г. Аналитическая психология: Пер. с англ. / Ред. В. В. Зеленский. -СПб.: МЦНК, «Кентавр», 1994.225
  220. Юнг К. Г. Синхронистичность: Пер. с англ. / Общ. ред. С. Л. Удовик. М., Киев: REFL-book, Ваклер, 1997. — 313е.
  221. Юнг К.Г. AION. Исследование феноменологии самости: Пер. с англ. / Общ. ред. С. Л. Удовик. М., Киев: REFL-book. Ваклер, 1997. -330с.
  222. Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели про странства. времени и восприятия). — М.: Издательство «Гнозис», 1994. 344с.
  223. С.И. Философия незамкнутости // Вопросы философии. 1996. — № 2.-С.41−50.
  224. П. Человек и автомат: размышления о заместимости человека техническим устройством // Вопросы философии. 1996. — № 3. — С.29−34.
  225. К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 527с.
Заполнить форму текущей работой