Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Онтологические и аксиологические аспекты трансформации современного отечественного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения и результаты диссертационного исследования опубликованы в статьях. Выводы и результаты исследования были доложены на международном симпозиуме «Философия образования Востока и Запада: развитие диалога» (Новосибирск, октябрь 2006 г.) — на международном конгрессе «Образование и наука в XXI веке: проблемы интеграции и правового регулирования» (Новосибирск, ноябрь 2003 г… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ основных философских представлений о сфере образования
    • 1. Исследование основных этапов генезиса философии образования в западной и отечественной традиции
    • 2. Методологическая роль философии образования в исследовании взаимосвязи онтологических и аксиологических аспектов современного отечественного образования
  • Глава 2. Исследование онтологических аспектов трансформации современного отечественного образования
    • 1. Философский анализ онтологических аспектов интеграции отечественной и мировой образовательных систем
    • 2. Онтологические основы национальной безопасности в контексте трансформации отечественного образования
  • Глава 3. Исследование аксиологических аспектов трансформации современного отечественного образования
    • 1. Философский анализ аксиологических аспектов интеграции отечественной и мировой образовательных систем
    • 2. Взаимосвязь онтологических и аксиологических аспектов трансформации современной отечественной системы образования и национальная безопасность

Онтологические и аксиологические аспекты трансформации современного отечественного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность исследования онтологических и аксиологических аспектов трансформации современного отечественного образования обусловлены спецификой социального развития постсоветской России, кардинальными изменениями в политической, социально-экономической и общественно-культурной жизни страны. Процесс изменения российского общества сопровождается сложными и противоречивыми тенденциями, что, в свою очередь, обусловливает необходимость поиска путей выхода из создавшейся ситуации. Все большую актуальность приобретает разработка онтологических и аксиологических аспектов теории и практики трансформации сферы образования, которые должны соответствовать объективному процессу изменения российского общества в условиях конституционно закрепленного курса на построение демократического, гражданского и экономически самостоятельного правового государства.

Россия вступила в XXI век в условиях кризиса в сфере образования, являющегося следствием системного кризиса всего общества, резкого ослабления государственной поддержки науки и образования. Трансформация общества вызвала существенные изменения в сфере образования, такие как Болонское соглашение, единый государственный экзамен, введение новых образовательных стандартов и т. п. Результатом проводимых реформ должно стать не только сохранение достижений российской системы образования, но и обеспечение адекватного вхождения в мировую образовательную систему. Это обстоятельство обусловливает чрезвычайную актуальность исследования онтологических и аксиологических аспектов трансформации современного отечественного образования, делая их концептуально важными в ряду современных проблем, решаемых в рамках философии образования.

В постсоветской России в результате реформ возникло глубоко поляризованное общество, пораженное кризисом идеологии и ценностей, сочетающее в себе явно выраженные признаки демократической системы, так и черты, присущие автократическим режимам. Это находит свое проявление в несоответствии между традиционными для России гуманистическими ценностями и новыми ценностными приоритетами людей, связанными с усилением индивидуализма и прагматизмаориентацией влиятельной части российского общества на западные образцы, высокий материальный уровень и традиционной российской ментальностью, направленной на реализацию высших, духовных ценностей. В этих условиях потребностью становится анализ взаимосвязи онтологических и аксиологических аспектов трансформации современного отечественного образования, которая должна быть адекватна изменяющемуся российскому социуму.

Вопросы специфики взаимосвязи и взаимовлияния онтологических и аксиологических аспектов трансформации современного отечественного образования мало систематизированы и исследованы в философии образования, что требует исследования социальной обусловленности тенденций развития современной системы образования в России, анализа понятия «философия образования», выявление методологического значения философии образования как самостоятельного раздела социальной философии. Обозначенная диссертацией проблема взаимосвязи онтологических и аксиологических аспектов трансформации отечественного образования позволит дать адекватный комплексный анализ национальной безопасности, проблемам современного отечественного гражданского образования и воспитания, проблеме вхождения России в Болонский процесс и др. Все это доказывает актуальность исследования онтологических и аксиологических аспектов трансформации современного отечественного образования в условиях изменяющейся России.

Проблемная ситуация, на исследование которой направлена настоящая диссертационная работа, состоит в противоречии между объективной потребностью в совместном анализе онтологических и аксиологических аспектов трансформации отечественного образования и сложившимися подходами в теории и практике реформирования отечественной сферы образования. Множественность интерпретаций исследуемого феномена образования, многосторонность и разнородность теоретических и практических подходов в образовательно-воспитательной сфере обусловливают необходимость обращения к исследованию взаимосвязи онтологических и аксиологических аспектов трансформации отечественного образования с принципиально новых позиций в контексте современного социально-философского знания с учетом процессов, происходящих в изменяющейся России.

Состояние научной разработанности проблемы.

Систематическое совместное исследование онтологических и аксиологических аспектов трансформации отечественного образования в контексте изменения современной социокультурной ситуации в России до настоящего времени не проводилось. Но, изучению философии образования в различных аспектах, связанных с темой диссертационного исследования, посвящено значительное количество глубоких философских работ отечественных и зарубежных ученых. В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе существуют самые различные мнения относительно трансформации системы отечественного образования и ее философского осмысления.

Плюрализм философских подходов к проблемам образования связан с тем фактом, что, наряду с так называемой глобализацией, происходит разделение групп стран по типу социальной организации, социальному и индивидуальному целеполаганию, уровню жизни и др., следовательно, и по требованиям к философскому осмыслению актуального и потенциального, как в онтологии, так и в аксиологии образовательной сферы. Действительно, как писал Б. Рассел: «Философы являются одновременно и следствиями, и причинами — следствиями социальных обстоятельств, политики и институтов того времени, к которому они принадлежат, и причинами (в случае, если те или иные философы удачливы) убеждений, определяющих политику и институты последующих веков», во многом посредством системы образования и воспитания. Сегодня очевидно и общепризнанно, что произошел процесс перехода группы экономически развитых стран от индустриального развития к постиндустриальному (информационному) обществу. Футурологи постиндустриалистского направления (Д. Белл, 3. Бжезинский, Г. Кан, О. Тоффлер и др.) полагают, что образование является той ключевой сферой, которая позволяет стране выйти на передовые позиции в социальном развитии. Главное отличие постиндустриальных стран от индустриальных состоит в наличии высококвалифицированных дипломированных специалистов, без которых не может происходить развитие информационных систем. Данное обстоятельство требует внимательного анализа всего контекста проблемы исследования онтологических и аксиологических аспектов трансформации отечественного образования в контексте изменения современной социокультурной ситуации в России.

На протяжении всего XX века философское осмысление образования занимало важное место в философии западноевропейских стран. Оно было представлено различными направлениями:

— эмпирико-аналитическое — развивающее традиции позитивизма и исследующее проблемы структуры педагогического знания, статуса педагогической теории (А. Фишер, Р. Лохнер, В. Брезинка и др.);

— гуманитарная педагогика, которая продолжила линию историзма, акцентировала внимание на гуманитарной направленности педагогики (Г. Ноль, Т. Литт, В. Флитнер, Э. Венигер и др.);

— диалогическая философия образования, исследующая коммуникативную природу образования (М. Бубер, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюсси и др.);

— современная педагогическая антропология, где задачи философии образования усматриваются в формировании нового образа человека, адекватного его существованию (О. Ф. Больнов, Г. Рог, М. Лангевилд и др.).

Кроме того, в настоящее время российская система образования в контексте мировых проблем сферы образования стала объектом пристального анализа зарубежных исследователей, свидетельством чему являются работы иностранных ученых, опубликованные во Всероссийском журнале «Философия образования». В частности, Венера Михаэла Кошокариу (Румыния), Дж. Колбека (Великобритания), Х. Вайс (Австрия) и др.

Обращают на себя внимание также такие работы зарубежных авторов, как Yan de Groof, Veronika Spasskaya, Igor Roshkov (ed.) Shaping new Legislation on Education in Russia. Acco Leuven / Amorsfoort. (1997) — Ева Адлер. Материалы международных конгрессов «Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия», Новосибирск, (1999) — «Науки и образование XXI века: проблемы интеграции и правового регулирования», Новосибирск, (2003) — «Философия образования Востока и Запада: развитие диалога», Новосибирск (2006). Об этом же свидетельствуют материалы XXI Всемирного конгресса, состоявшегося в Стамбуле (Турция) в августе 2003 г. «Философия лицом к мировым проблемам», где работала специальная секция «Философия образования». Образование в условиях изменения современного мираименно эта проблема стояла в центре внимания на XXI Всемирном философском конгрессе «Философия лицом к глобальным проблемам». Она затрагивалась в докладах отечественных и зарубежных ученых — Н. В. Наливайко (Россия), Ирис Мэрион Янг (США), В. И. Кудашова (Россия), Майкла Пендлбери (Йоханнесбург, ЮАР), И. С. Утробина (Россия), Ю. Хабермаса (Германия).

Вместе с тем, образование аккумулирует новые приоритеты и установки совместно с лучшими отечественными традициями в формирующуюся социальную ценностную систему — открытую, нравственно и культурно насыщенную, диалогичную, что обеспечить можно только при всесторонней рефлексии системы образования.

Анализ генезиса представлений о системе образования в отечественной традиции показывает, что в дореволюционной России развивалась и сформировалась традиция философского анализа проблем теории и практики образования, представленная работами В. Ф. Одоевского, А. С. Хомякова, П. Д. Юркевича, JI. Н. Толстого и других мыслителей. В советский период в контексте марксистско-ленинской философии и педагогики плодотворно рассматривались вопросы теории и практики образования Н. К. Крупской, вопросы методологии науки, интеграции науки и образования рассматривались учеными, работающими еще в досоветский период — П. П. Блонским, С. Т. Шацким, А. П. Пинкевичем. Идеи таких видных ученых, как П. П. Блонский, J1. С. Выготский, Э. В. Ильенков, М. К. Петров и др., и сегодня находят свое воплощение в педагогической теории и практике.

В развитии отечественной философии выделяют несколько этапов становления философии образования в XX веке как самостоятельного раздела социальной философии, а также этапов развития взаимосвязей философии образования и образовательной практики [128].

Первый (40−50-е годы): проблематика философии образования еще не рассматривалась как самостоятельная область исследования, но ее отдельные элементы содержались в теоретических работах по философии, психологии, педагогике.

Второй этап (50−60-е гг.): начинается актуализация философско-образовательных исследований (А. Н. Леонтьев, Э. В. Ильенков, С. JL Рубинштейн). Функция философии сводится к обоснованию самой возможности философии распространять педагогический опыт.

Третий этап (60−70-е гг. XX в.) знаменуется тем, что разрабатываются образовательные программы, имеющие философское обоснование, рассматриваются некоторые аспекты философско-образовательной проблематики (Г. С. Батищев, В. С. Библер, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Д. В. Эльконин, Н. И. Непомнящий, Э. Г. Юдин и др.). В образовательную практику вводятся технократические формы обучения (алгоритмизация, программированное обучение). Активно развивается деятельностный подход в философии, который составляет методологическую базу в психологии, педагогике (Н. Г. Алексеев, В. В. Давыдов, Э. В. Ильенков, Д. Б. Эльконин и др.). В 70-е годы активно развивается проблемное обучение, с выходом за сугубо технократические рамки (работы Т. В. Кудрявцева, И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина и др.).

Четвертый этап (1980;90-е г.): осознанно формируется философско-образовательная проблематика, осуществляется философская рефлексия образования, происходит смена парадигм и попытка философского обоснования направлений образования (О. Газман). Обсуждаются типы методологической работы, понимаемые как концептуальные схемы проектирования образовательной практики. Философия образования рассматривает свою проблематику в контексте взаимодействия различных развивающихся «сред»: сосредоточивается на вопросах взаимодействия социокультурного подхода к гуманистической педагогике и рефлексивной психологии. Обозначенные вопросы философии образования развиваются в работах Н. Г. Алексеева, В. С. Библера, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, Ф. Т. Михайлова, В. М. Розина, И. Н. Семенова, К. А. Славской, В. Н. Филиппова, Д. Б. Эльконина, В. С. Швырева и др. До этого времени в философии ииимелись только предпосылки процесса концептуализации всей проблематике в сфере образования, постепенно кристаллизовались философско-образовательные идеи.

90-е г. XX в. и начало XXI в. — пятый, современный этап, когда философия образования оформляется в особую область знания и, что важно для исследования онтологических и аксиологических аспектов трансформации отечественного образования, в самостоятельную область социальной философии. Сегодня ведется изучение ее методологических и теоретических проблем. Это работы О. С. Анисимова, У. Асановой, М. Н. Берулава, В. Н. Гончарова, С. И. Григорьева, Б. С. Гершунского, Н. В. Наливайко, В. М. Розина, И. Н. Семенова, С. А. Смирнова, А. И. Субетто и др. Как самостоятельное научное направление философия образования оформилась в середине 90-х гг. XX в., когда появились монографические работы обобщающего характера (Б. С. Гершунский, Н. В. Наливайко, В. Н. Гончаров, В. Н. Филиппов, В. Г. Торосян и др.).

На формирование общей методологической концепции диссертации большое влияние оказали работы, содержащие идеи и результаты исследования специфики современной образовательной системы. Это труды, где рассматривался фылософско-методологический аспект проблемы развития образования в целом, в том числе и образовательной политики (В. С. Библер, М. Я. Бобров, Б. С. Гершунский, В. А. Дмитриенко, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Э. В. Ильенков, А. Т. Москаленко, Н. В. Наливайко, Е. Ф. Быковская и др.) — социологический (A.M. Аблажей, J1. Г. Борисова, С И. Григорьев, Ю. Р. Вишневский, Г. Е. Зборовский, М. 3. Ильчеков, Н. А. Матвеева, В. Я. Нечаев, В. Н. Турченко, А. С. Фролов) — психологический (А. С. Арсентьев, М. Н. Григорьев, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Р. С. Немов и др.) — исследование фундаментальных основ содержания образования (А. М. Арсеньев, Г. Н. Волков, А. Ж. Жафяров, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, В. Г. Онушкин, М. Н. Скаткин, С. Г. Шаповаленко и др.) — разработка различных моделей развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. Н. Занков, М. И. Махмутов, Я. А. Пономарев и др.) — специальные работы, посвященные будущему образования (Б. Н. Бессонов, Р. М. Бикметов, Б. М. Бим-Бад, Н. П. Ващекин, Р. Н. Вейс, О. С. Газман, Е. В. Ушакова, А. В. Качкин, Н. Б. Крылова, В. П. Казначеев, С. В. Казначеев, Э. С. Соколова, М. Ю. Тихонов, И. К. Шалаев и др.).

Категории и понятия, относящиеся к исследуемым в диссертации проблемам, могут быть с достаточной полнотой осмыслены лишь на междисциплинарном, интегративном уровне, основанием для которого может служить только общефилософская методология. Новая социально-политическая и социокультурная реальность начала XXI века требует решения многих общетеоретических, социально-научных и практических задач в области развития современного образования. В философии образования появились значительные работы, имеющие прямое отношение к исследуемой диссертантом теме. Во-первых, работы о роли образования как факторе модернизации и обеспечения национальной безопасности России. Это работы С. Н. Еремина, С. В. Камашева, В. Г. Кинелева, Н. Н. Моисеева, JI. Г. Олеха, В. И. Панарина, Е. В. Семенова, О. Н. Смолина, П. Г. Щедровицкого и др.

Во-вторых, исследование роли образования для перспектив развития общества XXI века: футурологическая концепция (В. Бестужев-Лада, В. И. Супрун, Д. П. Jlyp, А. Печчеи, О. Тофлер и др.) — предлагаемые модели модернизации российского общества с участием модернизации образования (А. В. Бузгалин, Б. С. Гершунский, В. И. Паршиков, В. И. Жуков, В. Н. Гончаров, К. Г. Колтаков и др.).

В-третьих, анализ нравственных аспектов воспитания и образования. Это в большей степени научные работы, описывающие критическую ситуацию в воспитании (В. С. Волков, Б. С. Гершунский, О. А. Михалина, С. В. Прокопенко, А. К. Черненко и др.).

Особенно необходимо отметить работы по современному реформированию отечественного образования, где присутствует разброс мнений и подходов, таких, например, как:

— использование новых механизмов в управлении системой образования (В. В. Бобров, К. Я. Вазина, В. М. Кузнецов, В. А. Тройнев и др.);

— введение новых государственных образовательных стандартов (А. М. Абрамов, А. Ж. Жафяров, В. С. Леднев, М. В. Рыжаков и др.);

— переход к двенадцатилетнему школьному образованию и Болонское соглашение (О. Н. Смолин, В. А. Поляков, Ю. Е. Рябушкин, Н. И. Макарова и.

ДР-).

При всех достоинствах перечисленных выше и др. работ необходимо заметить, что для них характерна узкоспециальная направленность, когда освещаются отдельные аспекты проблемы развития системы современного образования. Требуются комплексные и междисциплинарные исследования онтологических и аксиологических аспектов трансформации системы образования в контексте проблем современной философии образования. Отмеченный уровень знания обусловил выбор темы данного диссертационного исследования. В настоящее время появилась возможность на базе философии образования, с опорой на ее развивающийся логико-методологический аппарат, осуществить анализ онтологических и аксиологических аспектов трансформации современного образования и сформулировать авторский вариант концепции.

Объект исследования — отечественное образование в конкретно-исторических условиях изменяющейся России начала XXI века.

Предмет исследования — онтологические и аксиологические аспекты трансформации современного отечественного образования.

Целью диссертационной работы является исследование взаимосвязи онтологических и аксиологических аспектов трансформации современного отечественного образования в контексте процессов вхождения России в мировое образовательное пространство.

Задачи исследования.

Сформулированная цель исследования требует решения следующих задач:

1) Проанализировать методологическое значение философии образования в исследовании развития современного отечественного образованияраскрыть и конкретизировать с методологических позиций содержание понятия «философия образования».

2) Изучить онтологические аспекты системы современного отечественного образования.

3) Исследовать позитивные и негативные стороны социальных изменений на современное развитие отечественного образования и осуществить рефлексию тенденций развития системы образования в условиях модернизации российского общества.

4) Изучить глобальные проблемы образовательной сферы как контекст интегративных процессов в трансформации современного отечественного образовании.

5) Проанализировать специфику современной интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство и процесса присоединения России к Болонскому соглашению;

6) Исследовать аксиологические аспекты системы современного отечественного образования как фактора социального обновления России.

7) Проанализировать взаимосвязь онтологических и аксиологических аспектов образования в контексте национальной идеи образования и проблем национальной безопасности России.

Теоретические и методологические основы исследования.

При проведении исследования автор руководствовался фундаментальными философскими принципами и методами, в частности, принципом универсального эволюционизма как основой парадигмы синтеза знаний в современной науке. Социально-философская направленность исследования потребовала использования принципов историзма, взаимосвязанности социальных явлений, гуманизма, единства исторического и логического, единства теории и практики образовательной деятельности, а также привлечения комплексного и системного подходов для анализа социальных явлений в сфере образования в целом и философии образования в частности.

Философия образования выступает как форма философской концептуализации знаний об образовании. Она показывает, что общие принципы и положения философии применяются для анализа различных сторон и аспектов образования, которые могут и должны изучаться как система, процесс, деятельность, ценность, социальный институт и т. д. Являясь объектом философского исследования, образование конкретно, исторично, социально детерминировано. Анализ его ведется с позиций материалистического понимания истории как методологии исследования проблемы.

Все исследования в диссертации проводились на основе общефилософского инструментария, с использованием примеров из истории образования. В диссертации акцентируется внимание на методологических аспектах социальной философии, теории педагогики и философии образования, а в качестве наиболее эффективных методов для решения исследуемой проблемы применяются междисциплинарный и деятельностный подходы, когда вырабатываются пути оптимизации системы современного отечественного образования и состояния дел в исследуемой области. При этом реализуется потенциал компаративного анализа, исторического и диалектического методов.

Такой подход к проблемам трансформации современного отечественного образования обусловлен стремлением к всестороннему анализу особенностей социальной обусловленности трансформации отечественной системы. Существующие социальные процессы усилили потребность в совместном анализе онтологических и аксиологических аспектов при исследовании трансформации отечественного образования, а также в изучении проблем противостояния частнособственническим тенденциям в развитии образования.

Научная новизна диссертационного исследования.

1). Доказано, что философия образования является методологией теории и практики трансформации современного отечественного образования.

Конкретизировано само понятие «философия образования» и обосновано, что в философии образования выделяются два методологических уровня: один обращен к философии, другой — к образованию. Первый связан с разработкой и исследованием специфики общефилософской методологии в сфере образования, фундаментом его являются общефилософские знания, конкретизированные применительно к системе образования. Второй методологический уровень обращен непосредственно к исследованию специфики объективных закономерностей образования в условиях его современной трансформации.

2). Обосновано, что специфика философии образования заключается в реализации междисциплинарного подхода в исследовании онтологических и аксиологических аспектов образованиясосредоточения усилий на одновременном анализе данных аспектов трансформации отечественной образовательной системы. Доказано, что такой подход позволяет достичь необходимого уровня теоретической разработки взаимосвязи онтологических и аксиологических аспектов трансформации отечественной системы образования. Обосновано, что чем динамичнее развивается общество, тем более необходим совместный онтологический и аксиологический анализ происходящих процессов в системе образования, все более возрастает потребность в философском осмыслении социальной реальности трансформирующегося отечественного социума, включая систему образования.

3).) Обосновано, что трансформации глобального характера как непосредственным, так и опосредованным образом влияют на преобразование всего российского общества и его подсистему — образование, причем ряд преобразований наносит невосполнимый урон системе образования. Проанализированы «за и против» реформы образования, связанные с Болонским соглашением. Доказано, что следует с большой осторожностью относиться к призывам либеральных реформаторов о максимальной интеграции в мировое образовательное пространство. Проблемы будущего образования должны решаться в России на основе наследия и традиций своей национальной культуры, российского менталитета, с учетом творческой переработки и усвоения лучших мировых достижений в сфере образования. Россия должна сохранять и развивать свои самобытные национальные качества и традиции, свое целостное и глубинное видение системы образования, что является несомненным достижением мирового масштаба.

4)). Доказано, что исследование аксиологических аспектов современного отечественного образования доказало связано с обоснованием приоритетных ценностных и целевых ориентиров образовательной деятельности. Философская рефлексия определяет смысл, цель и методы развития системы образования, формирует их нравственные и ценностные ориентиры. Обосновано, что в российском обществе в настоящее время развивается ценностная инверсия, заключающаяся в разрыве традиций, разрушении ценностной иерархии. Доказано, что анализ аксиологических аспектов образования позволяет переосмыслить состояние современной отечественной образовательной системы, обеспечить перестройку образования с точки зрения возврата данной системе ее культурной функции.

5).). Доказана необходимость разработки идеи национального развития системы отечественного образования и безопасности отечественного образовательного пространства. Обосновано, что исследование национальной безопасности России связано с двумя направлениями развития системы образования: с западной ориентацией, при которой образование выступает как личное дело каждого человека, а сама система образования представляет собой индустрию образовательных услуг. А также с исконно российской ориентацией, основанной на государственной ответственности за сферу образования. Доказано, что культурно-идеологический фактор современной образовательной политики является одним из определяющих по сравнению с другими факторами: он воспроизводит установки и ориентации общественного сознания, влияющие на выбор решения в осуществлении образовательной стратегии.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования.

Полученные в диссертации результаты могут быть использованы: при разработке курсов «Философия и история образования» для студентов педагогических и других гуманитарных университетовпри подготовке образовательных программ по гуманитарным дисциплинамна курсах повышения квалификации работников сферы образованияпри разработке научно-исследовательских образовательных программпри проведении межкультурного анализа, актуального в современной социальной ситуации.

Апробация работы.

Основные положения и результаты диссертационного исследования опубликованы в статьях. Выводы и результаты исследования были доложены на международном симпозиуме «Философия образования Востока и Запада: развитие диалога» (Новосибирск, октябрь 2006 г.) — на международном конгрессе «Образование и наука в XXI веке: проблемы интеграции и правового регулирования» (Новосибирск, ноябрь 2003 г.) — на международном семинаре «Национальная идея образования как основа современной образовательной политики» (Новосибирск, июнь 2002 г.) — на международном семинаре «Междисциплинарность в философии образования» (Новосибирск, март 2002 г.) — на конференции Объединенного Института истории, филологии и философии СО РАН «Новые технологии в образовании и праве: проблемы развития и внедрения» (Новосибирск, апрель 2003 г.) — на Всероссийской научной конференции «Образование в культуре и культура образования» (Новосибирск, ноябрь 2002 г.) — на заседании круглого стола «Патриотическое и гражданское воспитание молодежи в современной России» (Новосибирск, ноябрь 2002 г.) — на региональной научной конференции «Проблемы образования в трансформирующемся обществе» (Новосибирск, ноябрь 2004 г-).

Диссертация обсуждена на заседаниях: научного совета Научно-исследовательского института философии образования и кафедры философии Новосибирского государственного педагогического университета, кафедры философии й социальных наук Сибирского Государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнёва.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, а также заключения и библиографического списка. Объем диссертации — 179 страниц.

Заключение

.

Изучение этапов становления философской мысли в области образования, и в западной, и в отечественной традициях доказывает, что общим в развитии данных направлений является взаимосвязь и взаимообусловленность философии и образования. На протяжении всего исторического периода, начиная с античности, философия и теория образования находились в диалектической взаимосвязи, взаимно влияя и обогащая друг друга. Однако каждому направлению, и западному, и отечественному, присуще особенное. В частности, если становление философии образования как самостоятельной области философского знания в западной традиции произошло не позднее середины XX в., то в отечественной традиции данное становление произошло не ранее 90-х г. г. XX в. и продолжается в настоящее время.

При рассмотрении философии образования как самостоятельного направления социальной философии на первый план выдвигается категориальный базис данной предметной области, приведенный в соответствующую логическую систему, что предполагает выбор (или создание) методологии ее познания, философской системы осмысления соответствующих аксиологических проблем. Аксиологический аспект философии образования связан с обоснованием приоритетных ценностных ориентиров духовного, материального и социального плана, с формированием идеалов и целей образовательной деятельности. Философская рефлексия здесь нацеливает на раскрытие главных потребностей, интересов в образовании, задает образовательной концепции смысл, цель, методы.

Философия образования выступает формой философской концептуализации образования, которое при этом становится объектом философского исследования. Философия образования всегда исторически конкретна, атрибутивно субъектна, социально детерминирована. Философия образования является междисциплинарной и интегративной областью знания, учением, которое аккумулирует достижения многих наук об образовании — экономики, социологии, этики, эстетики, культурологии, экологии, физиологии, права, демографии, психологии и педагогики в обобщенном и концептуальном виде. Философия образования оценивает роль данных наук в образовании-воспитании человека, социальных слоев и групп общества в целом, аргументировано оценивает реальную научную значимость и прогностические возможности сложившейся в обществе образовательной системы.

В диссертационной работе исследованы и выделены основные функции философии образования, понятие методологической функции философии образования, уровни методологии, а также реальная структурная и системная сложность современного образования, что актуализирует необходимость целостного анализа философии образования в контексте системно-философского исследования в современных условиях изменяющейся России.

Кроме того, в результате проведенной работы доказано, что потребность философского осмысления онтологической и аксиологических аспектов трансформации системы отечественного образования исключительно велика в современных условиях, поскольку оптимальное «предметное наполнение» образования, оптимальное управление им, требуют безотлагательных решений, в первую очередь, определения проблем смысла и идеи образования. При этом философия образования является основным «инструментом» для анализа онтологических аспектов современного отечественного образования. В категориальной сетке таких понятий, как образование, педагогика, обучение, воспитание и др. доказано, что мировое сообщество выстраивает единое образовательное пространство, и время требует, чтобы наша система образования отвечала динамике времени.

Философия образования является основой методологии изучения теории и практики трансформации современного отечественного образования. С методологических позиций конкретизировано понятие «философия образования» и обосновано, что в философии образования выделяются два методологических уровня: один обращен к философии, другой — к образованию. Первый связан с разработкой и исследованием специфики общефилософской методологии в сфере образования, фундаментом его являются общефилософские знания, конкретизированные применительно к системе образования. Второй методологический уровень обращен непосредственно к анализу и исследованию специфики объективных закономерностей образования в условиях его современной трансформации.

Проведенный онтологический анализ таких явлений как интернационализация и глобализация образования в контексте гуманистической ориентация образования показывает, что необходимо провести четкое различие между интернационализацией и глобализацией сферы образования, которые взаимосвязаны и вместе с тем принципиально отличаются друг от друга.

Интернационализация — это расширение двусторонних и многосторонних связей и контактов между вузами и другими учебными заведениями различных стран на базе равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.

В противоположность этому глобализация образования — это качественно иное явление. Здесь нет равноправия, есть подчинение образования интересам крупнейших иностранных транснациональных корпораций, которые навязывают свои стандарты обучения, свой язык общения, не считаются с национальными особенностями, вытесняют родные языки — носители самобытных культур. Исходным пунктом, существом глобализации является проявляющаяся в последнее время концентрация экономической и финансовой, а соответственно, и политической мощи в руках немногочисленной группы гигантских, в основном американских, транснациональных корпораций.

В условиях глобализации роль образования в решении задач модернизации России, ее национальной безопасности возрастает, становится приоритетной в современной образовательной политике.

Доказано, что в современных условиях образование — один из основных интегрирующих факторов всего мирового сообщества, что связано с возрастанием социализирующей функцией образования в современных условиях. Образование в современном мире становится основным интегрирующим фактором и условием развития личности и всего мирового сообщества (происходит удовлетворение как индивидуальных, так и общественных потребностей). Следовательно, интеграционные процессы в образовательных системах выполняют функции по освоению мировой культуры, трансляции социального и индивидуального опыта, способствуют выработке единого мировоззрения, основанного на принципах космического гуманизма, организуют человечество в единую, взаимосвязанную систему.

Кризисные ситуации в мировом сообществе ясно говорят о том, что время спонтанного развития цивилизации миновало. Наступающая ноосферная эпоха требует высокой степени координации всех видов деятельности в системе «природа-общество». И в этом управлении особая роль отводится образованию, процессам его модернизации и развитию адекватной образовательной политики.

Вся система национальной безопасности должна быть приведена в соответствие с реалиями международной обстановки, экономическими возможностями государства, отражать сегодняшние и перспективные приоритеты безопасности, где особое место должна занимать высшая школа, от деятельности которой во многом зависит устойчивость развития общества и государства. Вхождение России в Болонский процесс должно сопровождаться повышением роли и ответственности высших учебных заведений, университетов в решении политических, социальных, культурных проблем, привлечением представителей академических кругов к процессу управления, к подготовке важнейших государственных решений локального, национального и глобального характера.

Необходимость создания образовательной концепции национального образования современной России и определение его научного понятия требует философского анализа смыслообразующих категорий по данной проблеме, в том числе категорий «нация» и «национальный характер». На основе анализа идей отечественных философов и педагогов представлены характерологические черты личности россиянина, которые позволяют ему не просто выживать, а самосовершенствоваться в ходе развития российской нации. Характерные черты россиянина (гуманное мировоззрение и подвижничество, духовность, общинность, соборность, традиционность, открытость, патриотизм, любовь к Родине, пристрастие к истине, добру, красоте, свободе, социальной справедливости, одержимость в поиске смысла жизни) могут быть положены в основу национального образовательного идеала.

Серьезную опасность для России представляет незавершенность процесса реформирования высшей школы. Политическая, экономическая стабильность, целостность страны для России — важнейшие факторы национальной безопасности. В XXI в. национальная безопасность государства в стратегическом плане определяется состоянием системы образования, которая действует на всех уровнях безопасности: общества, государства, личности. Очевидно, что экономическая и военная безопасность государства без квалифицированных кадров невозможна, соответственно, технологическая безопасность невозможна без научных разработок, связанных с подготовкой высококвалифицированных кадров высшей школы.

Аксиологический аспект философии образования связан с обоснованием приоритетных ценностных и целевых ориентиров образовательной деятельности. Философская рефлексия здесь не только задает образовательной концепции смысл, цель, методы, но и формирует нравственные, эстетические, аксиологические ориентиры образования. Подлинно научная философия всегда пронизана нравственным началом. Проблема образования в современных условиях — это не просто подготовка образованного специалиста, а создание человека духовного, гуманного, экологического. Ориентация на рынок, без учета духовности, что происходит в России повсеместно, становится ограниченной, однобокой, прагматически рационалистичной, оказывающейся, в конечном счете, тупиком в развитии.

Следует констатировать, что в нашем российском обществе в настоящее время развивается ценностная инверсия (перестановка), заключающаяся в разрыве традиций, разрушении ценностной иерархии. «Низовые ценности» начинают доминировать в культуре и играть роль ценностей определяющих, а ценности, изначально подлинные, абсолютные, оттесняются на культурную периферию, происходит инверсия духовного «верха» и «низа», прекрасного и безобразного.

Необходимо менять позицию самой философии образования: переходить от затратной философии человека желания (гипертрофированного потребителя и эгоиста) к философии развития (цельного человека и цельного знания), построенной на основе наращивания ресурса творческого мышления, духовно-нравственного саморазвития, при которых имеющийся природный и социальный потенциал сохраняются, воспроизводятся и даже увеличиваются, поскольку меняются формы и способы его расходования. В таком случае развитие гуманитарного образования понимается не количественно — как увеличение дисциплин гуманитарного цикла, а качественно — как коренное изменение ситуации учения-обучения, формирование высокого потенциала нравственных сил и творческой личности.

Система отечественного образования, сохранившись как организационная структура общества, в значительной мере утратила свою важнейшую культурную функцию. Аксиологический аспект рефлексии теории и практики современного образования позволяет переосмыслить состояние современной образовательной системы в данном ключе. Это, в свою очередь, может обеспечить перестройку образования с точки зрения возврата ему главной его функции — культурной. Образованию снова придется становиться посредником между старшими и младшими поколениями, новыми поколениями и лучшими образцами культуры.

Необходимо особое внимание обратить на культурно-идеологический фактор современного образования. Именно он определяет установки и ориентации общественного сознания, которые влияют как на содержание гражданского образования (воспитания). Следует критически оценить призывы российских либеральных реформаторов максимально интегрироваться в мировое образовательное пространство. Проблемы будущего образования должны решаться в России не с оглядкой на западные, панамериканские или восточные черты, а на базе своей национальной культуры, но с творческой переработкой и ассимиляцией на почве лучших достижений отечественной и других культур. Россия должна сохранять и развивать свои самобытные национальные качества, свое целостное и глубинное видение системы образования.

Проблема патриотизма актуальна не только в сфере образования, но и является одной из приоритетных социально-философских проблем — в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом и праксиологическом аспектах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. К. О понятии ценность /А.К. Абишева // Вопросы философии, 2002, — № 3.- С. 139
  2. , Ю. И. Политология. Энциклопедический словарь./ Ю. П. Аверьянов. М., 1993. — С. 212.
  3. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность) Материалы 18 сессии научного совета по проблемам истории образования и воспитания. М.: ИТОП РАО, 1997
  4. , Т. В., Уваров, А. И. Введение в глобальное мировоззрение./ Т. В. Андрианов, А. И. Уваров. М., 2000-
  5. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М. Гардарика.-1999, С. 484
  6. Аристотель Политика./ Аристотель. М., 1911, — Г. VIII.- С. 10
  7. , У. Философия образования. / У. Асанова. Бишкек: Илим, 2001.-218с.
  8. , В. Г., Герцен А. К, Чернышевский Н. Г., Добролюбов, Н. А. Педагогическое наследие. / В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. М., 1988. — С. 64.
  9. , Д. Социальные рамки информационного общества/ Д. Белл / Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  10. , Н. А. Русская идея и судьба России. / Н. А. Бердяев. -М., 1997.-С. 306−307.
  11. Бим Бад, Б. М. Педагогическая антропология. — / Б. М. Бим-Бад.-М., 1998.-576с.
  12. Бим-Бад, Б. М. Педагогические течения в начале XX века / Б.М. Бим-Бад ,-М.<1994
  13. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2 т./ П. П. Блонский.- Т.1- М.: Педагогика, 1979, 304с
  14. , В.В. Национальная доктрина образования в Российской федерации: социально философский анализ/ В. В. Бобров // Философия образования для 21 в. -2001, № 1, — С. 44
  15. , В.В. Потребности в образовании / В. В. Бобров // Интеграция науки, образования и культуры. Новосибирск, 1999. — С.75
  16. , С. А. Введение в гуманитарную экспертизу образования./ С. А. Братченко. -М.: Смысл, 1999.-С.135
  17. , М. Два образа веры. / М. Бубер. М., 1996.- 476с.
  18. , Н.Ф., Чумаков, А.Н. Философия -/ Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. М.: ПЕР СЭ, 2001. — С. 216
  19. , X. Инженерное образование — сравнительный анализ организации учебного процесса при получении диплома и получении степеней бакалавра и магистра / X. Вайс // Философия образования. -Новосибирск, издательство СО РАН. — 2006, № 3 — с. 116 — 122.
  20. , В. А. Древнеримские мыслители о добродетели / В. А. Васильев //Соц. гуман. знания, 2001, № 3, С. 168
  21. Венер, Михаэл Кошокариу. Современные вопросы философии образования / М. К. Венер // Философия образования. Новосибирск, издательство СО РАН. — 2006, № 1. — С. 153 — 157.
  22. Волков, <�В.Н. Онтология личности./ В. Н. Волков.- Иваново, Изд. во «Ивановский гос. унив.», 2001, С. 378
  23. , В. П., Москаленко, А . Т. Методологические установки ученого: природы и функции. / В. П. Ворожцов, А. Т. Москаленко, — Новосибирск: Наука, 1986-
  24. , В. П ., Москаленко, А .Т. , Шубина, М. П. Гносеологическая природа и методологическая функция научной теории./ В. П. Ворожцов, А. Т. Москаленко, М. П. Шубина, Новосибирск, Наука, Сибирское отделение, 1990
  25. , Б. 3 ., Иванов, В. Д. Основы педагогики: Учебное пособие./ Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов.- Изд. 2 -е, перераб. и доп. М.: Изд- во УРАО, 1999. — С. 615
  26. , Б. П. Вечное в русской философии. / Вышеславцев Б. П. // Этика преображенного эроса. М., 1994. С. 54.
  27. , А. А ., Гагаев, П . А. Русские философско-педагогические учения XVII XX вв. — / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев.- М.: «ТИД «Русское слово — РС», 2002. — С. 31.
  28. , П. А. Философия школы России. / П. А. Гагаев.-Пенза, 1998
  29. , Г. Речь директора гимназии. О преподавании философии в университетах. О преподавании философии в гимназиях / Г. Гегель. // Работы разных лет: В 2-х т. / Пер. с нем. — М., 1970. — Т. 1. — С. 395−425-
  30. , Г. Философская пропедевтика // Работы разных лет: В 2-х т. / Г. Гегель / Пер. с нем. — М&bdquo- — 1971. — Т.2. — С. 7−209.
  31. , Г. Работы разных лет. В 2-х т., / Г. Гегель. М., 1971, т.2, С. 25
  32. , Г. Соч. М., Л., 1934. — / Г. Гегель. — Т. 7, С.32
  33. , Г. Соч. М, Л., 1935.- / Г. Гегель.- Т.8, С. 22
  34. , Г. Энциклопедия философских наук, Т.З. С. 311
  35. , К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании./К.Гельвеций. М., 1938.- 483 с.
  36. , A.M., Сергеев, М. И. Представления выпускников педвуза о духовной культуре человека и культуре учителя / A.M. Гендин, М. И. Сергеев // Философия образования для XXI века. 2001, № 2, С. 239
  37. , Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры / Б. С. Гершунский. М., 1997, С. 35
  38. , Б. С. Философия образования./ Б. С Гершунский. — М.: Флинта, 1998. — С.6.
  39. , Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций).- /Б.С Гершунский. — М., 1997. — 697 с
  40. , Б.С. Менталитет и образование. / Б. С. Гершунский — М.} 1996. — 140 е.-
  41. , С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. / С. И. Гессен. Берлин. Слово, 1923. — С. 35.
  42. , С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию./С.И.Гессен. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 е.-
  43. , В. П. Методологическая функция философии в системе функции диалектико-материалистической философии/ В. П. Горан // Методология науки и научный прогресс. — Новосибирск: Наука, 1981. — С.116−131.
  44. Гот, В. С., Семенюк, Э. П., Урсул, А. Д. Категории современной науки. Становление и развитие./ B.C. Гот, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул, — М.: Мысль, 1984.
  45. , Г. С., Елисеева, В. С. Глобальные проблемы в истории человечества. / Г. С. Гудожник, В. С. Елисеева, М., 1989
  46. , П. С. Философская антропология / П. С. Гуревич // Вопросы философии, 1995, № 8, С.92
  47. , А. А. Философия: между знаниями и ценностями / А. А. Гусейнов // Философские науки, 2001, № 2, С.47
  48. , Э. К, Турчанинова, Ю. И. Введение в философию образования./ Э'.Н.Гусинский, Ю. И. Турчанинова М., — Изд-во «Логос». -2001.-224 с.
  49. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения. Под ред. В. А. Никитина. М.: Союз, 1996, С141
  50. История педагогики и образования, Уч. пособие для пед. уч. заведений. Творч. Центр «Сфера», М., 2001.- С. 318
  51. , А. Н. История педагогики древнего и средневекового мира. Учебное пособие для высшей школы. / А. Н. Джуринский. М.: Изд — во «Совершенство», 1999. — С. 156
  52. , А. Н. Педагогика: история педагогических идей: учеб. пособ. / А. Н. Джуринский. — М.: Педагогическое общество России, 2000.-С. 181
  53. , О.В. Бесполезные мысли, или еще раз об образовании / О. В. Долженко // Альма матер. -1991.- № 8, — С.30
  54. , В. А. Методологические проблемы науковедения. — / В. А. Дмитриенко.- Томск: Изд-во ТГУ, 1977.
  55. , А. В., Столяренко, Л. Д. История зарубежной педагогики и философии образования. / А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко. -Ростов н /Д.: Феникс, 2000. — С.306
  56. , Дж. Школа и общество. — / Дж.Дьюи. М.: Госиздат, 1924. — 174 с,
  57. , Дж. Введение в философию воспитания. — / Дж. Дьюи.-М., 1921. — 158 с.
  58. , С.Н. Философия образования как предмет рефлексии / С. Н. Еремин //Философия образования для 21 века. 2001. — № 1, С. 13
  59. , А. Ж. Стратегия гуманизации школьного образования / А.Ж. Жафяров//Философия образования, 2002, № 4 С. 150−154
  60. , А. Ж. Стратегия оптимизации образовательного процесса / А. Ж. Жафяров, Е. А. Зимина, В. И. Лелетко. //Философияобразования XXI в., 2002, № 3 С.62−68
  61. , А. Ж. Проблемы обеспечения безопасности системы образования / А. Ж. Жафяров // Философия образования, 2006, № 1 (15) -С.108−110
  62. Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.26
  63. , В.В. История русской философии. В 2-х томах. / В. В. Зеньковский .- Т.1. Ростов н /Д.: Феникс, 1999, — С.199
  64. , В.В. История русской философии в 2-х томах.-В.В.Зеньковский.- Т.2.- Ростов н / Д.: Феникс, 1999, С.194
  65. Значко ~ Яворская, Н. В. Что такое «молодежные субкультуры»?
  66. Н.В. Значко- Яворская / Молодежная культура и ценности будущего, С. -Петербург, 2001, С. 127
  67. , И. Н., Волкова, Л. П. Проблемы и перспективы международной интеграции высшего образования./ И. Н. Зорникова, Л. П. Волкова. № 11−12.2003.
  68. , В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В. Н. Иванов //Социально-политический ж-л, 1995, № 2, С.47
  69. , И. А. Собрание сочинений: В Ют. / И. А. Ильин. Т.1 -М: Русская книга, 1996, — С.88
  70. , И. А. Собрание сочинений: В Ют. / И. А. Ильин. Т. З -М.: Русская книга, 1994, — С.508
  71. , И. Образовательная революция./ И.Ильинский. -Издательство Московской гуманитарно- социальной академии. 2002. — С. 303 .
  72. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416с.
  73. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманит.фак. высш. уч. завед./ Сост. С. Ф. Егоров. 2-е изд., стереотип.- М.: Изд. Центр «Академия», 2000. — 400с.
  74. История педагогики и образования. Уч. пособие для пед. уч. заведений. Творч. Центр «Сфера», М., 2001, С.510
  75. История философии. Запад- Россия Восток.(кн.1. Философия древности и средневековья) — 3-е изд. — М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина», 2000.-480 с.
  76. , М.С. Философская теория ценности. / М. С. Каган.- СПб .: Петрополис, 1997. С.283
  77. , В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. / В. П. Казначеев. — М, 1996. — С. 164
  78. , С.В., Наливайко, Н.В. Проблемы безопасности в условиях интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство/ С. В. Камашев, Н. В. Наливайко // Философия образования, 2005, № 1 (12). С.154
  79. , С. В. Некоторые аспекты безопасности образовательного пространства / С. В. Камашев // Философия образования, 2006, № 1(15)-С.110−118
  80. , С.В. Проблемы безопасности в в современном отечественном образовании. / С. В. Камашев // Философское осмысление теории и практики современного профессионального образования. -Новосибирск: ГЦРО, 2005.- Т. VIII.- С. 64
  81. , И. Спор факультетов // Собр. Соч.: В 8 т. М., 1994. — / И.Кант.- Т.7. — С.57−136-
  82. , И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Кант И. Собр. Соч.: В 8 т. -М., 1994. -/ И. Кант. Т.8.- С.29−37
  83. , И. О педагогике / И. Кант. // Трактаты и письма. — М., 1980.-С .445 <
  84. Кант. И. Сочинения в 3-х томах. М.: 1965, — / И. Кант.- Т.З. С. 521 -694
  85. , П.Ф. Детская и педагогическая психология. / П. Ф. Каптерев. Москва — Воронеж, 1999.-С. 123
  86. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием. / С. Кара-Мурза. — М.: ЭКСМО- Пресс, 2001. — 832 с.
  87. Кара Мурза, С. Маски. Разрешение аморальности/ С. Кара-Мурза//Президент. Парламент. Правительство. 2001, № 4, С.42
  88. , Н. И. Метафизик о методологии общественных наук / Н. И. Кареев // Анналы. — 1922. — № 2. — С.368.
  89. , Н. В. Преобразование образования.- / Н. В. Карлов II Вопросы философии, 1998, № 6.- С. З
  90. , В. И. Историософия А.С. Хомякова. / В. И. Керимов. — М. 1987.-59.
  91. , Г. Г., Шевцов, Е. В. Философский словарь. Справочник студента.- / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. М.: Филологическое общество «Слово»: ООО «Изд — во ACT», 2002 — 704 с.
  92. , В. Я., Рибери, В. В. Галерея античных философов: В 2 т.- / В. Я. Кисиль, В. В. Рибери.- Т. 1.- М.: ФАИР ПРЕСС, 2002. — С.536
  93. , В. Я., Рибери, В. В. Галерея античных философов: В 2 т.- / В. Я. Кисиль, В. В. Рибери. Т.2.- М.: ФАИР — ПРЕСС, 2002. С.293
  94. , М. В. Философия и ребенок./ М. В. Кларин И Вопросы философии, 1996, № 11
  95. , Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь. / Г. М. Коджаспарова, А. Ю. Коджаспаров. — М., Академия, 2001
  96. , Г. Н. «Образ жизни» отечественной гимназии конца XIX начала XX века / Г. Н. Козлова // Педагогика, 2001, № 6, С. 71
  97. , О. Н. Феномен учительства в информационном обществе.- / О. Н. Козлова // Социально политический ж — л, 1995, № 5 -6, С.152
  98. , Дж. Дети под влиянием власти: философы как дети / Дж. Колбек // Философия образования. Новосибирск, издательство СО РАН. -2006, № 2 — с. 296−305.
  99. , Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т., / Я. А. Коменский.- Т. 1. М.: Педагогика, 1982. — 656 с .
  100. , Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. , / Я. А. Коменский. Т. 2.- М.: Педагогика, 1982. — 576 с.
  101. В. А. Культура и архитектура педагогического пространства.-/ В. А. Конев // Вопросы философии, 1996, № 10, С.46
  102. , П. В. Гносеологические и логические основы науки. —/
  103. П. В. Копнин.- М .: Мысль, 1974 .
  104. , П. В. Об объективных основаниях философского метода и его отношение к методам специальных наук.- / П. В. Копнин // Философские науки. — 1967. — № 6. — С. 67.
  105. , Н. А. Типология личности и ее варианты развития:/ Н. А. Корниенко. Новосибирск, Изд — во НГПУ, 1988, — С. 563
  106. , Н.А. Наука, философия и образование в аспекте диалектизации знания, — / Н. А. Князев // Философия образования, 2003, № 9, С.18−24
  107. , Я.А. Философские аспекты науки как компонента в образовании.- / Н. А. Князев // Философия образования. 2003, № 7.- С. З- 12
  108. , М. В. Понятийно категориальный аппарат и направления исследований инновационной образовательной проблематики.- / М. В. Кочетков // Философия образования для XXI века, 2002, № 3, С. 57
  109. , В. В. Воспитание или образование.- / В. В. Краевский // Педагогика, 2001, № 3, С. 3
  110. , В. В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ).- / В. В. Краевский. М., Педагогика, 1977. — 264 с.
  111. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994, С. 247
  112. Краткий словарь этики. М.: 1998, С. 224 113. Краткий философский словарь. Изд. 2-е, перераб. И доп. ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001 — 496с.
  113. , В. И. Кризис системы образования и проблемы информационной культуры/В.И.Кудашов //Философия образования, 2003, № 6, С. 52
  114. , В. И. Целевые установки концепции философии образования для XXI века.- /В. И. Кудашов //Философия образования для XI века. 2001, № 2, С. 15
  115. , В. В. Вместо педагогики «философия образования»?- / В. В. Кумарин // Педагогика, 1997. № 3. — С. 112
  116. Кун, Т. Структура научных революций /Т.Кун.- Пер. с англ. — М., 1977. —С.11.
  117. , Д.И. История педагогики (История образования и педагогической. мысли): Учебное пособие ./ Д. И. Латышина. М.: Гардарики, 2002. — С. 65
  118. , П. А. Психолого-педагогическое наследие П.Ф.Каптерева.-/ П. А. Лебедев // Педагогика. 2000, № 5, С. 72
  119. , В. А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм. -/ В. А. Лекторский // Вопросы философии.2001. № 4.-С.6
  120. , Б.Т. Философия воспитания. Спец. курс.: Уч. пособ. для студ. высш. уч. завед./ Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995 .- 282с.
  121. , А. Ф. Хаос и структура / А. Ф. Лосев — М., 1997. — С.31.
  122. , И.О. Характер русского народа. / И. О. Лосский. Книга вторая. М.: Посев, 1957. — С. 78 — 86.
  123. , Н. Государь/ Н. Макиавелли.- Собр. Соч. М.: Худ. Лит-ра, 1982 .-С. 304
  124. , А.С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко М.: Просвещение, 1988. — С. 154
  125. , В. И. Педагогическая антропология. / В. И. Максакова. — М., Академия, 2001, С. 90−196
  126. , К. Тезисы о Фейербахе.- Соч. В 3 -х т. М., 1955. — / К.Маркс.- Т. 3.130. Михайлов, Ф. Т. Философия образования: ее реальность иперспективы. / Ф. Т. Михайлов // Философия образования, 1998, № 8
  127. , О.А., Панарин, В.И. Формирование образовательной политики для гражданского образования./ О. А. Михалина, Панарин В. И. // Философия образования, 2004, № 3(11)
  128. Молодежная культура и ценности будущего. Сб. научных статей по проблемам педагогики ненасилия Материалы XXII Всероссийской научно -практической конференции / Под ред. Козловой А. Г., Гавриловой М. С. -СПб.: «Vebra Magistri», 2001 .- 467 с.
  129. , М. А. О положении русских инородцев . / М. А. Миропиев. — СПб, 1901.
  130. ЗА.Монтень, М. О воспитании детей / М. Монтень. // Опыты. — М.: Наука, 1979.-С. 135
  131. , А. Т., Погорадзе, А. А., Чечулин. А. А и др. Методология в сфере теории и практики. / А. Т. Москаленко, А. А. Погорадзе, А. А. Чечулин. — Новосибирск: Наука, 1988. — 306 с.
  132. , В. И. Идея духовности / В. И. Мурашов.- М .: Логос, 2000.- 180 с.
  133. На пути к теоретической биологии. — М., 1970. — С.8.
  134. , Н. В. Гносеологические и методологические основы научной деятельности. / Н. В. Наливайко. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд -ние, 1990 .-С.57
  135. , Н.В. Проблемы российской образовательной политики. Новые образовательные технологии в стратегии духовного развития общества. / Н. В. Наливайко. Новосибирск, 2000. — С. 31
  136. , Н. В. Социальные основы и гносеологическая природа научной деятельности. / Н. В. Наливайко — Новосибирск: Наука, 1985
  137. , Н.В. Философия образования: некоторые проблемы формирования концепции. / Н. В. Наливайко Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2000.- 141 с.
  138. , Н. В. Философия образования в онтологических и аксиологических аспектах.- / Н. В. Наливайко // Философия образования. -2003.- № 7.- CI2
  139. , Н. В., Паршиков, В. И. Философия образования: комплексный анализ. / Н. В. Наливайко, В. И. Паршиков. — Новосибирск, 2002.-191 с.
  140. Наше глобальное соседство. Доклад комиссии по глобальному управлению и сотрудничеству. М., 1996
  141. Никандров, Н, Д. Проблемы взаимосвязи образования, экономики, социальной политики и культуры в современной России / Н. Д. Никандров // Социально политический ж — л, 1997, № 2, С. 149
  142. , Л. И. Воспитание как педагогическая категория ./ Л. И. Новикова // Педагогика, 2000, № 6, С. 31
  143. О России и русской философской культуре. М.: «Наука», 1990. С. 469−478.
  144. , С.И. Словарь русского языка./ С. И. Ожегов. М ., 1982, 1. С. 86
  145. Олейникова, О. Д. Воспитание культурой и культура воспитания / О. Д. Олейникова // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя на современном этапе развития высшей школы: Сборник научных трудов. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997 и др.
  146. Олейникова, О. Д. Образовательные ценности и ценностная инверсия в культуре / О. Д. Олейникова // Философия образования для XXI века. — 2001. — № 1. — С. 69−79.
  147. Ортега-и-Гассет, X. Избранные труды. / X. Ортега- и- Гассет— М., 1997.
  148. , В.В. Философия высшего образования и воспитания в современной России / В. В. Павловский // Философия образования XXI века, 2001, № 2, С. 34
  149. , В.В. Ювентология проект интегративной науки о молодежи / В. В. Павловский — Красноярск. — Изд. — во «Академический проект» .-2001.-С.145
  150. В.И. Безопасность отечественного образования в контексте проблем образования./ В. И Панарин // Философия образования.-^—6. Спец.выпуск. С. 118
  151. В.И. Образовательная политика как философская проблема/ В. И. Панарин // Философия образования. -2004.- № 2 (10).- С Л 69
  152. Педагогика.-М.: Изд во АПН СССР, 1978 , — С. 122
  153. Педагогика. М.: Высшая школа. 1978 .- С .121
  154. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие. М.: AKADEMA, 2000. — С. 10 161. Педагогика-, учебное пособие. 2000. — С. 30
  155. Педагогическая энциклопедия, Т. 3, Москва, 1966, С. 154
  156. , А. Человеческие качества./ А.Печчеи.- М ., 1985. С. 7.
  157. Платон. Государство. Кн. VII // Платон. Соч: В 3-х т. — / Платон.-Т.З. 4.1. — — М.: Мысль, 1997. — С.321−354
  158. , Г. А. О природе научного метода. / Г. А. Подкорытов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — С.32.
  159. , В.Т. Новая парадигма развития образования и основные контуры ее реализации в России / В. Т. Пуляев // Социально политический ж-л, 1998, № 5- С. З
  160. Развитие воспитательной системы школы. Документы и материалы: Н-ск, 2001, С. 56
  161. , Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.- / Ф. Рабле. М.: Худ. лит.-ра, 1973.-783с.
  162. , В.В. Сумерки просвещения. / В. В. Розанов.-С.601
  163. , В.М. Объективная необходимость реформирования российского образования / В. М. Розин // Социально политический ж — л, 1997, № 3, С. 145
  164. , Н.С. Духовные стратегии и ценности в контексте макросоциальных проблем современной России / Н. С. Розов. / Новые образовательные технологии в стратегии духовного развития общества. Новосибирск, 2000. С. З
  165. , Н.С. Культура ценности и развитие образования. / Н. М. Розов.- М., 1992,-С.90
  166. , Н.С. Ценности в проблемном мире. —/ Н. М. Розов.-Новосибирск, 1998. —С.193−217.
  167. , Н.С. Философия гуманитарного образования. —/ Н. М. Розов. М., 1993-
  168. , Т.А. Гуманизация материального производства и гуманитаризация высшего технического образования. — / Т. А. Рубанцова -СПб., 1996. — С. 9−30, 84−94-
  169. , Т.А. Гуманизация современного образования. —/ Т. А. Рубанцова.- Новосибирск: Наука, 2000. — 252 с.
  170. , Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании. / Ж. Ж. Руссо.-М.:Педагогика, 1989, С. 198
  171. , Ж.Ж. Педагогич. соч.: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1981. —/ Ж. Ж. Руссо.- Т. 1, —С. 19−592
  172. Руссо< Ж. Ж. Исповедь. Педагогич. соч.: В 2-х т. — / Ж. Ж. Руссо.-М.: Педагогика, 1981. — Т.Н. — С. 188−222.
  173. , Б.А. Ремесло Древней Руси. / Б. А. Рыбаков. М., 1949, С.522
  174. , Л.П. Детство как возраст судьбы/ JI. П. Рычкова // Философия образования, 2003, № 9 С. 172−179
  175. , Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности./ Н. В. Самоукина. М. Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС.1999.-С.25
  176. , H.JI. Современные представления о воспитательном пространстве / Н. J1. Селиванова // Педагогика, 2000, № 6, С.35
  177. , Ю.В. Гуманитарные основы педагогики образования. -/ Ю. В. Сенько.- М., 2000.
  178. , С.А. Образование внеклассической культурной ситуации: в поисках новых моделей / С. А. Смирнов // Концепция философии образования и современная антропология. — Новосибирск, 2001. — С.15−34.
  179. , О.Н. Три трагедии российской демократии. Систематизированный сборник./ О. Н. Смолин. М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 1999.-е. 6.
  180. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993, С.583
  181. , Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. / Ю.П.Сокольников—М ., 1986 .189 .Спиркин, А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд. / А. Г. Спиркин. -М.: Гардарики, 2002. -С. 172
  182. , Л.А. Философия и история образования, / Л. А. Степашко.- М.: Изд во «Флинта», 1 999 191. Степин, В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации. В. С. Степин // Вопросы философии. — 1989. -№ 10.
  183. , Л. Н. Об общечеловеческих ценностях. / Л. Н. Столович // Вопросы философии, 2004, — № 7, С.86
  184. , В. А. Как воспитать настоящего человека.-/ В. А. Сухомлинский.- М.: Педагогика, 1990, С.127
  185. , Л. Н. О воспитании / Л. Н. Толстой // История педагогики в России.- М.: Академия, 2000, С.250
  186. , В. Г. Ценность философии/ В. Г. Торосян // Вопросы философии, 1993, № 9, С.94
  187. , К. Д. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. М., 1954. / К. Д. Ушинский. Т. 2. — С. 279-
  188. , К. Д. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. М., 1954. -/К. Д. Ушинский. Т. 3,-С. 117
  189. , К. Д. Пед. соч. в 6 т. / К. Д. Ушинский. Т. 2.- М.: Педагогика, 988, — 496с.
  190. , К. Д. Пед. соч. в 6 т. / К. Д. Ушинский. Т.5.- М.: Педагогика. — 1990.-528с.201 .Филатова, Е. Г. Кризис европейской системы образования на примере России/ Е. Г. Филатова // Философия образования, 2003.-№ 7.- С. 103
  191. Философия образования. Материалы круглого стола // Вопросы философии, 1995, № 11, С. З
  192. Философия образования. М., Фонд «Новое тысячелетие»
  193. Философский словарь. Изд во полит, лит., М. — 1972
  194. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д.: Изд во Феникс, 2000, — 464с.
  195. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра — 2002. -576с.201 .Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С.751.с
  196. Философия. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д.: «Феникс», 2001. — 416с.
  197. , С. Избранные пед. сочинения. / С.Френе.-М., Прогресс, 1990, С.2722Ю.Хайдеггер, М. Что такое философия / М. Хайдеггер // Вопросы философии, 1993, № 8, С.113
  198. , И.Ф. Педагогика, / И. Ф. Харламов. изд. 4, пер. и доп., -М., 2000
  199. , А.Н. Философия глобальных проблем./ А. Н. Чумаков.-М., 1994.
  200. , Н.М. Образовательная технология / Н. М. Чуринов // Проблемы развития и интеграции науки, профессионального образования и права в третьем тысячелетии. / Красноярск: изд -во КГАЦМиЗ, 2001. — С.44
  201. , Н.М. Совершенство и свобода: Философские очерки / Н. М. Чуринов, — САА. Красноярск, 2001. 432с.
  202. , Н.М. Общая теория образования: технология и тектология решения задач/ Н. М. Чуринов //Философия образования. 2003, № 7.- С. 51 -66
  203. , Н.М. Теории познания и тектология образования. / Н. М. Чуринов // Философия образования. 2003, № 6.- С. 83 97
  204. , К.А. Философия и воспитание. —/ К. А. Шварцман. -М., 1989-
  205. , B.C. Научное познание как деятельность. / В. С. Швырев. — М.: Политиздат, 1984.
  206. Экология человека: Труды Международной кафедры ЮНЕСКО / Под ред. С. В. Казначеева, Н. В. Наливайко. — Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 1999−2001.
  207. Этическая мысль, 1991, М.: изд.- во Республика, 1992, С. 168
  208. , Н.И. Антропологическая педагогика П.Ф. Лесгафта. / Н. И. Юдашина • // Педагогика, 2000, № 4, С.70
  209. , К. Смысл и назначение истории./ К.Ясперс.- М., 1991,-С. 141.
  210. Mendi, N. The History and Philosophy of Education. — N.Y., 1965. — P.587.
  211. См.: Educational theory. — 1991. — Vol.41. — № 3. — P.34.
  212. Shermis Samuel. Philosophic Foundations Education. — N.Y., 1969. — P.8.
  213. Документы и постановления:
  214. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001−2005 гг. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. № 9. — С. 2208. и другие.
  215. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266−1, в ред. от 07.07.2003 г. № 12-ФЗ, ст. 24-
  216. Информационно-методическое письмо Департамента общего среднего образования МО РФ «Об изучении прав человека в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1998/99 уч.г." —
  217. Информационно-методическое письмо МО РФ от 15.01.2003 № 1351−08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений" —
  218. Информационно-методическое письмо МО РФ от 19.03.1996 № 391/11 «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации" —
  219. Информационно-методическое письмо МО РФ от 02.04.2002 № 1351.28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении" —
  220. Конституция Российской Федерации-
  221. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-Р-
  222. Письмо МО РФ от 06.02.1995 № 151/11 «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации" —
  223. Письмо МО РФ от 07.04.1995 № 385/11 «О повышении правовойкультуры и образования, учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса" —
  224. Приказ МО РФ от 09.12.1994 № 479 «Об изучении Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях" —
  225. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 28.12.1994 № 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях" —
Заполнить форму текущей работой