Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философема как объект социально-философского анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Будучи ограничены формальными рамками данного диссертационного исследования, мы не имели возможности проследить, как философема обеспечивает взаимодействие философии и религии, философии и науки, философии и музыки и т. д. Нашей предметной областью была избрана художественная литература, на примере которой можно особенно отчетливо проследить специфику интересующих нас процессов. Материал… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Содержание, сущность и функции философемы как структурного элемента культуры
    • 1. История развития представлений о феномене философемы
    • 2. Подходы к определению понятия «философема» в современной научной литературе
    • 3. Философема как идеальный феномен.,
    • 4. Философема как структурный элемент обобществленного идеального
  • Глава II. Художественная
  • литература как среда функционирования философемы
    • 1. Художественная
  • литература как область интеграции философского и художественного знания
    • 2. Общая схема генезиса философемы
    • 3. Философема и содержательно-сущностные признаки художественной литературы
    • 4. Философема и функции художественной литературы

Философема как объект социально-философского анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Важность и актуальность философского исследования, посвященного проблемам интеграции различных типов знания (в данной работефилософского и художественного на примере материала художественной литературы), осуществляемого посредством такого специфического феномена культурной среды как философема, необходимо аргументировать рядом взаимосвязанных и взаимообусловленных позиций.

Позиция 1. Онтологический аспект. Под влиянием объективно наличествующих процессов общественного бытия рубежа XX — XXI в. в. сложилась тенденция к сближению различных областей гуманитарного знания. В силу этого факта особую научную значимость приобретает выявление и всестороннее исследование тех средств, при помощи которых обозначенное сближение становится возможным. Одним из таких средств, исходя из результатов проведенного нами анализа, является философема, само бытие которой ставит перед учеными задачу ее глубокого исследования с применением философской методологии.

Отдавая себе отчет в том, что элементы философского знания, содержащиеся в философемах, могут быть найдены в составе любых артефактов культуры, мы остановимся на изучении лишь того материала, который предоставляет художественная литература.

Подобная установка обусловлена рядом факторов, в числе которых, во-первых, тесная взаимосвязь между философией и художественной литературой, сложившаяся исторически, и, во-вторых, необходимость ограничиться в пределах данной работы строго определенным кругом вопросов, не выходя при этом за формальные рамки диссертационного исследования.

Позиция 2. Гносеологический аспект. Философема, являясь тем средством, при помощи которого во многом происходит интеграция различных типов познания, сама, как следствие, является специфической формой познания действительности. Данный факт с неизбежностью обуславливает внимание исследователя к ее гносеологическим возможностям.

Исследование гносеологических возможностей философемы становится особенно актуальным именно в условиях современности в силу ряда объективных причин.

Во-первых, как и было сказано выше, нынешнее положение дел в сфере гуманитарного знания таково, что становится очевидной необходимость интеграции различных типов познания с целью более полного отражения объективной действительности. Философема, неся в своем содержании фрагменты философского знания, выступает тем средством, при помощи которого, во многом, такая интеграция становится возможной. Следовательно, становится возможным и распространение философского знания самого по себе.

Во-вторых, сочетая в своем содержании не только информацию философского характера с информацией других областей человеческого познания, философема, также, делает возможным сочетание информации, принадлежащей к разным уровням познания — обыденному и теоретическому.

Как следствие, в-третьих, в условиях тотального распространения массовой культуры (содержание которой лишь отчасти тяготеет к выполнению задач по адекватному отображению действительности), философема успешно обеспечивает трансляцию достоверной информации теоретического уровня, входя в состав доступных «массовому потребителю» культуры образов, суждений и концепций.

В-четвертых, входя в состав художественных образов, философема позволяет информации теоретического уровня усваиваться более продуктивно, поскольку художественное творчество как таковое тяготеет к воздействию не только на рациональное сознание индивида, но и на его чувства и эмоции.

Отсюда, в-пятых, можно констатировать, что, наряду с гносеологической функцией, философема выполняет и неразрывно связанную с ней пропедевтическую функцию.

Позиция 3. Методологический аспект. Изучение феномена философемы, понятого как средство интеграции различных типов знания, имеет очевидную методологическую значимость при исследовании самых разнообразных фактов и процессов, имеющих место и протекающих в культурной среде.

Избранная нами в данной работе область исследования — механика взаимодействия философского и художественного знания на материале художественной литературы — позволяет достаточно предметно раскрыть методологические возможности философем.

Позиция 4. Социально-практический аспект. Интеграция философского и художественного знания, осуществляющаяся посредством философем, является важным социальным явлением, которое активнейшим образом воздействует на сознание людей, являющихся субъектами социальной практики.

Подобное воздействие есть предмет специального исследования, однако можно с уверенностью сказать, что изучение того, каким образом философемы функционируют на стыке различных областей познания и философии, является предпосылкой для успешного выполнения возможного социально-философского анализа, посвященного рассмотрению отдельных вопросов общественной практики.

Содержание философем, безусловно, является отражением протекающих в социальной среде процессов. Представляя собой такое отражение, философема как социальный феномен оказывает серьезное обратное влияние на среду.

Достаточно сказать, что содержание философем, рассмотренное исторически, имеет характерное свойство как развиваться вслед за развитием общества, так и оставаться неизменным, принимая форму философем-атавизмов.

Данный факт, в свете результатов нашего исследования, позволяет говорить о возможности инфильтрации социальной средой неадекватного моменту объема знания о самых фундаментальных, предельно общих свойствах бытия, что, в свою очередь, может иметь сколь угодно далеко идущие последствия.

Степень разработанности темы диссертационного исследования.

Философема, понятая как средство (и одновременно — как результат) интеграции философского и художественного знания, к сожалению, до сих пор не была объектом детального научного анализа.

Данное обстоятельство связано с несколькими фактами. Во-первых, необходимо отметить, что сам термин «философема» был введен в философский лексикон еще Аристотелем в его трактате «Первая аналитика» в качестве нормы корректного (логического) рассуждения.

По определению Аристотеля, философема — это доказывающее умозаключение, причем доказывающее нечто систематически. Будучи таковым умозаключением, философема представляет собой мыслительную операцию, обосновывающую переход от посылок к заключению, который осуществляется дедуктивным способом1.

Такое определение закрепилось за философемой вплоть до, приблизительно, границы 16−17 веков, когда наметился процесс дифференциации научного знания. С этого времени аристотелевская трактовка сущности философемы уступает место другой, в рамках которой подразумевалось, что философема — это часть, фрагмент той или иной отдельной философской концепции. Здесь важно подчеркнуть, что именно подразумевающееся значение философемы, достигнутое при молчаливом консенсусе деятелей науки и культуры, вошло в обиход и закрепилось в словарях.

Таким образом, тем фактором, который обусловил крайне скудное отражение сущности феномена философемы в научной литературе, послужила терминологическая путаница: с одной стороны, под философемой корректно понимать как аристотелевское определение, так и более позднее, сформировавшееся в эпоху Нового времени.

Первым исследователем, который, как нам достоверно известно, попытался проанализировать сущность философемы, перейдя от обыденного уровня осмысления этого феномена к теоретическому, был Г. В. Ф. Гегель, который в своих знаменитых «Лекциях по истории философии», теоретически обосновывая отграничение философии от других областей человеческого познания, определил философему как философский фрагмент, скрыто содержащийся в нефилософской среде2.

Гегелевское определение философемы имплицитно присутствует в культурной среде по сей день.

Новейших философских работ, в которых хотя бы фрагментарно содержится анализ сущности философемы как элемента культуры, крайне малотаких работ, в которых философема была бы центральным предметом исследования, просто не существует.

Понятие «философема» встречается в теоретических разработках В. С. Степина, являющегося известным исследователем философского познания. В. С. Степин утверждал, что сложный процесс экспликации универсалий культуры может в первичных формах осуществляться не только в рамках профессиональной философской деятельности, но и в таких формах духовного освоения мира как литература, искусство, художественная.

1 Аристотель, Сочинения в 4-х т. Т. 2, Мысль, 1978. — 686 с. — С. 525.

2 Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. Книга вторая. СПб.: Наука, 1994. — 423 с. — С. 130. критика, политическое и правовое сознание, обыденное мышление. Данный процесс имеет место в том случае, когда названные формы духовного освоения действительности сталкиваются с проблемными ситуациями мировоззренческого масштаба. Результатом подобного взаимодействия может стать возникновение «первичных философем», как обозначил их В. С. Степин3.

Другой работой, в рамках которой феномен философемы подвергается анализу, является книга Благовой Т. и Емельянова Б. «Философемы Достоевского: три интерпретации"4. В работе предлагается следующая дефиниция понятия «философема»: «смысловой инвариант, сохраняющий идентичность самому себе на всем вербальном пространстве Достоевского"5. При этом философема является, с одной стороны, элементом текста, а с другой — элементом парадигмы Достоевского, «соединяющим символы, понятия и концепции, отражающие философско-антропологические, этические, эстетические и историософские взгляды"6 классика.

Проблема соотношения таких феноменов как философема и концепт представлена в работе М. А Шабаевой «Манифестация текстофилософемной картины видения средствами зооморфической перспективы в текстах Ф. Ницше и их переводах на русский язык». Эта работа, помимо всех прочих достоинств, хороша еще и тем, что ставит немаловажный вопрос о том, каким образом понятие «философема» может быть включено в контекст современных течений философской мысли и, в особенности, в контекст постструктурализма.

Рассматривая новейшие отечественные научные публикации, имеющие отношение к анализу содержательно-сущностных характеристик понятия.

3 Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. — М., 1996.

4 Благова Т. И., Емельянов Б. В. Философемы Достоевского: три интерпретации. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. — 352 с.

5 Там же, стр. 14.

6 Там же.

7 Шабаева М. А. Манифестация текстофилософемной картины видения средствами зооморфической перспективы в текстах Ф. Ницше и их переводах на русский язык: Дисс. канд. филол. наук: 10.02.20: Екатеринбург, 2004.-213 с. РГБ ОД, 61:05−10/304. философема", нельзя обойти вниманием докторскую диссертацию В. А. Песоцкого8, в которой предпринята попытка всестороннего изучения интересующего нас понятия с точки зрения взаимодействия философии и литературы.

В трактовке Песоцкого В. А., понятие «философема» предстает как форма философского знания, сочетающая в себе обыденный и научный уровни познания, носящая гипотетический характерс ее помощью действительность осмысляется в единстве своих элементов. Происходит это еще не на уровне выделения их содержательно-сущностных признаков, однако служит основанием для вычленения определенных философских категорий, законов, принципов и концепций.

С большим сожалением мы вынуждены отметить, что работа В. А. Песоцкого закрывает тот небольшой перечень научных трудов, который отражает степень изученности феномена философемы на данный момент.

Изучение степени разработанности темы данного диссертационного исследования позволяет сделать вывод о том, что на рубеже XX — XXI столетий, в контексте общего интереса представителей науки к процессам интеграции различных типов познания, вопрос о месте и роли философемы в этом процессе начинает подниматься все чаще.

Вместе с тем, таких работ, в которых содержание и сущность философемы подвергались бы комплексному, специальному анализу с применением философской методологии, практически не существует. Обращение к феномену философемы в философских трудах фрагментарно и не имеет концептуального характера. С учетом выделенных позиций актуализации заявленной проблемы, это обстоятельство делает правомерным проведение данного исследования.

8 Песоцкий В. А. Художественная литература как социальное явление и предмет философского анализа. Монография. — М.: Изд-во МГОУ, 2009. — 403 с.

Объект исследования.

Философема.

Предмет исследования.

Сущность интегративной функции философемы в философско-художественном познании.

Цель исследования.

Разработать концепцию философемы как средства интеграции философского и художественного знания (на примере материала художественной литературы) в виде систематизированных теоретических выводов и положений, отражающих суть рассматриваемого явления.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

— Развить, уточнить и конкретизировать понимание природы, содержания и сущности философемы как средства интеграции философского и художественного знания. На основании проведенного анализа дать определение философемы.

— Выделить и исследовать функции философемы как средства интеграции философского и художественного знания, а так же рассмотреть их взаимодействие.

Предложить и обосновать общую схему генезиса философемы применительно к художественной литературе как выбранной предметной области.

Методологические и теоретические основы исследования.

Диссертационное исследование выполнено в рамках диалектико-материалистической традиции. В связи со спецификой данного исследования в работе предпринята попытка привлечения методологического арсенала художественного познания. В работе используются результаты исследований художественной литературы, проведенных представителями культурологической, социологической и филологической областей гуманитарного знания, что расширяет ее источниковую базу, основу которой составляют труды отечественных и зарубежных философов.

Теоретической основой диссертационного исследования являются философские разработки Аристотеля, Г. В. Ф. Гегеля, И. Канта, Ф. В. Шеллинга, К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. Лукача, Э. В. Ильенкова.

Важную роль в разработке методологических и теоретических подходов, использовавшихся в диссертации, сыграли результаты исследований современных отечественных философов, специализирующихся на проблемах социальной философии, гносеологии и взаимодействия философии с другими областями познания. Этими философами являются: Н. В. Букина, Т. И. Благова, Б. В. Емельянов, К. К. Васильева, А. Л. Доброхотов, В. А. Песоцкий, А. А. Кокорин, Л. А. Демина, В. В. Ильин, А. В. Соколов, В. С. Степин, Шабаева М. А., Любутин К. Н., Пивоваров Д. В.

В связи со спецификой исследования и выбранной методологией в диссертации используются труды известных специалистов в области культурологии и эстетики: Д. Фрэзера, Г. Д. Гачева, Л. А. Закса, А. Я Зись, М. С. Кагана, X. Кесседи, Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, А. С. Кармина.

Важным источником фактического материала послужили художественные и философские произведения отечественных и зарубежных писателей, как то: С. Лема, А. и Б. Стругацких, С. Павлова, Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого.

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая содержит по четыре параграфа) и заключения.

Заключение

.

Подводя итоги философского анализа философемы как средства интеграции философского и художественного знания, необходимо выделить следующие положения.

Положение 1. В данном диссертационном исследовании разработана концепция философемы как средства интеграции философского и художественного знания на материале художественной литературы.

С этой целью была, во-первых, предпринята попытка проследить эволюцию содержания понятия «философема» на историко-философском материале. В ходе этого процесса стало очевидным, что история существования данного понятия может быть разделена на два этапа.

Первый из них связан с именем Аристотеля, который и ввел понятие «философема» в философский лексикон, понимая под ним норму корректно-логического рассуждения. Указанный этап является довольно длительным и в качестве своих границ, с одной стороны, имеет Античность, а с другой -15−17 векан. э.

Второй этап продолжается по сей день, начавшись на исходном рубеже Нового времени. Этот этап связан с наполнением понятия «философема» новым содержанием, которое и является объектом нашего интереса. Активный процесс дифференциации научного знания, начало которого по времени можно соотнести с началом эпохи Нового времени, имел и свою обратную сторону: актуальными стали поиски тех механизмов, благодаря которым возможно взаимодействие различных областей этого знания. Не менее актуальным являлся и вопрос о том, какую роль в системе наук исполняет философия. Именно в этих условиях появляется представление о философеме как элементе философского знания, существующем в.

135 См.: Закс Л. А. Несколько неюбилейных ощущений об этическом и эстетическом в конце тысячелетия. Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26−27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — С. 60−62. нефилософской среде: среде нефилософских наук, искусства, религии, мифологии.

Подобное представление о философеме было задано Гегелем, который сумел обобщить, развить и отчасти систематизировать уже имевшиеся на тот момент представления о философеме. Гегелевская трактовка сущности * философемы, как это явствует из проведенного нами анализа, является на сегодняшний день той базой, на которую неизбежно опираются исследователи указанного феномена.

Во-вторых, занимаясь изучением механики процессов интеграции различных областей знания (на примере знания философского и художественного) и понимая в качестве одного из средств такой интеграции философему, мы исходили из представления об универсальной сущности философии, выступающей в качестве всеобщей методологии по отношению к любым другим видам человеческой деятельности, каждый из которых предполагает процесс творческого отражения действительности.

Данная методологическая установка позволила нам обосновать тот.

ЗуЕ, ' *•/" факт, что философема как носитель определенного объема информации 1 я t * д ~ ~ ^ философского характера, может выступать средством интеграции философии и любого другого типа человеческого познания.

Будучи ограничены формальными рамками данного диссертационного исследования, мы не имели возможности проследить, как философема обеспечивает взаимодействие философии и религии, философии и науки, философии и музыки и т. д. Нашей предметной областью была избрана художественная литература, на примере которой можно особенно отчетливо проследить специфику интересующих нас процессов.? Материал художественной литературы дал возможность выявить общие содержательно-сущностные особенности философемы как средства > интеграции различных областей познания, а так же рассмотреть те функции, которые философема выполняет в среде.

Кроме этого, в-третьих, в данном диссертационном исследовании было уточнено определение понятия «философема».

В-четвертых, были выявлены особенности функционирования философемы не только в среде конкретной области человеческого познания, но и в среде социальной. Данные особенности связаны со спецификой социального продолжения философемы — идеологемой.

В-пятых, были рассмотрены особенности взаимодействия философемы и одноструктурных ей феноменов социальной среды: конфликтогемы, стратагемы, мифологемы и теоремы.

В-шестых, были раскрыты механизмы взаимодействия философемы и других элементов, входящих в состав художественной литературы, как то: творческий процесс, художественное познание, художественный образ.

В-седьмых, была представлена общая схема генезиса философемы, которая а) является удобным инструментом анализа содержания того или иного литературного произведения и б) позволяет с определенной долей условности прогнозировать развитие тех или иных конкретных представлений о предельных, самых общих вопросах бытия, выраженных и закрепленных в философемах.

Положение 2. В работе развито, уточнено и конкретизировано понимание природы, содержания и сущности философемы как средства интеграции философского и художественного знания. На основании проведенного анализа дано определение философемы.

Основными элементами философемы выступают информационные комплексы, заключающие в своем содержании исторически (социально) обусловленные попытки ответов на вопросы мировоззренческого характера. Данные комплексы оформлены сочетанием теоретического и обыденного уровней знания. Помимо информации различных уровней знания, философема органично включает в себя и сочетание информации различных типов знания, один из которых всегда — философский.

В связи с тем, что данное диссертационное исследование выполнено в рамках диалектико-материалистической традиции, мы не могли начать анализ природы феномена философемы ни с чего другого как с определения того, к какому классу объектов данный феномен принадлежит: материальному или идеальному.

Отнесение философемы к идеальному классу явлений позволило нам сделать следующие общие выводы.

1. Возникновение философемы как носителя первичных, фрагментарных знаний о мире относится к тому периоду, когда на фоне развитого мифологического мышления начинает зарождаться иной тип рациональности — философский, характеризующийся представлением об отграниченности субъекта восприятия (познающего) от объекта восприятия (познаваемого).

2. Философема, в связи с этим, начинает выполнять функцию экспликатора универсалий культуры на новом этапе развития форм человеческого мышления.

3. Единство человеческой культуры как глобального коммуникационного поля обусловлено физическим единством объективного мира. Именно в связи с этим фактом философема приобретает характеристику устойчивости, т.к. формы человеческого восприятия и мышления являются в основе своей общими для всех обитателей «мезокосмоса», т. е. мира «средних размеров».

4. Областью бытия философемы (как и любого другого идеального феномена) является:

А) Индивидуальное идеальное как содержание субъективной реальности индивида;

Б) Обобществленное идеальное как интегративное свойство общественных систем, содержанием которого являются коллективно выработанные и проверенные социальной практикой обобществленные субъективные образы объективного мира, ставшие надличностным общественным достоянием.

Являясь, онтологически, структурным элементом культуры (обобществленного идеального), философема обладает рядом отличительных признаков, позволяющих отграничить ее от других элементов данной среды. Для философемы такими признаками будут, во-первых, неявная форма проявления в среде и, во-вторых, как способность трансформироваться сообразно специфике конкретного исторического момента, так и способность сохранять в пространстве культуры свои предыдущие формы без изменений.

Гносеологически, философема является формой познания мира, которая всегда сочетает в своем содержании особенности различных типов познания действительности, одним из которых обязательно является философский.

Содержание философем, будучи рассмотрено с аксиологической точки зрения, является ценностно нагруженным. Именно факт, наличия 4 ценностного измерения отличает философему как тот структурный элемент культуры, который может быть преобразован в социальной. среде в идеологему.

Рассмотренная в антропологическом измерении, философема выполняет верифицирующую функцию, предоставляя индивиду возможность ориентироваться в гигантском мире культуры. Вектор этой ориентации во многом будет зависеть от того, насколько полон индивидуальный тезаурус философем.

Здесь нам хотелось бы особенно подчеркнуть тот факт, что количественное освоение языка философем еще не гарантирует плодотворной, эвристически богатой культурной ориентации индивида. В связи с тем, что философемы способны сохраняться в культуре в неизменном виде, всегда существует возможность усвоения такого их набора, который будет, как минимум, малопригоден для конкретной исторической ситуации современности, а как максимум — деструктивен.

На наш взгляд, по этому основанию весь корпус существующих философем можно разделить на две группы: в первую войдут те из них, чье содержание продолжает сохранять актуальность на сегодняшний день, а во вторую — те философемы, содержание которых атавистично.

Анализ особенностей философемы, рассмотренной в рамках предметной области художественной литературы как отдельного типа художественного освоения действительности, позволяет сделать следующие частные выводы относительно ее сущностно-содержательной специфики:

Во-первых, философское содержание при помощи философем вводится в повествование не в виде строгих научных выкладок, оформленных при помощи логико-понятийного аппарата, а в виде сочетания информации теоретического и обыденного уровней.

Во-вторых, философемы обеспечивают сочетание не только информации теоретического и обыденного уровней, но сочетание философского содержания и любого другого.

В-третьих, философемы присутствуют в повествовании скрыто, чтобы картина реальности, изображаемая в рамках того или иного литературного произведения, не выглядела созданной искусственно.

В-четвертых, философемы обеспечивают правдоподобность художественного образа. Правдоподобность в данном случае понимается как возможность претерпевать изменения со временем, что говорит об «открытости» такого образа разного рода влияниям. Открытость, в свою очередь, невозможна без существования определенных правил сочетаемости с другими элементами повествования (другими образами).

В-пятых, философемы, обеспечивая правдоподобность образа, должны обеспечивать не только внутренние его взаимодействия в рамках конкретного произведения, но и взаимодействия внешние, которые предполагают использование данного образа в социальной практике.

Своим следствием выполнение данного требования имеет то, что в обществе становится возможным такой процесс как обмен мировоззрениями, т.к. всякий тщательно созданный литературный образ-характер с неизбежностью является носителем определенной системы взглядов на мир.

В-шестых, использование философем позволяет вводить в состав того или иного художественного образа не только информацию об актуальной действительности, но и те традиционные представления, которые уже были сформированы и апробированы в культурной среде.

В-седьмых, специфической чертой философем является не только их способность интегрировать информацию философского уровня с информацией уровня обыденного, но и способность обеспечивать подачу теоретической информации при помощи художественных средств.

Выполнение всех этих требований в комплексе приводит к тому, что созданный автором художественный образ не выглядит досужей выдумкой, а становится воплощением определенных существенных признаков описываемой эпохи, интегрируя в своем содержании различные аспекты действительности и представляя собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального.

Специфика взаимодействия философемы с другими составными элементами художественной литературы описывается следующими положениями:

Во-первых, философема является тем средством, которое обеспечивает обязательное для литературного процесса взаимодействие с философией.

Во-вторых, философема обеспечивает творческий процесс необходимым материалом для создания качественно новых артефактов культуры.

В-третьих, философема является тем подсознательно усваиваемым объемом информации, который участвует в механике интуитивного постижения действительности.

В-четвертых, философема непосредственно связана с процессами продуктивного воображения.

В-пятых, философема является той важнейшей составляющей литературной механики, благодаря которой происходит интеграция объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального в рамках целостного литературного образа.

Данные положения, взятые в целом, позволяют нам утверждать, что философема является неотъемлемым элементом (частью) художественной литературы.

Положение 3. В исследовании определены функции философемы как структурного элемента культуры и как неотъемлемой части художественной литературы.

Являясь составной частью структуры обобществленного идеального (культуры), философема выполняет различные функции в зависимости от рассматриваемого уровня этой структуры, а именно:

А) На уровне знаковых систем философема является единицей коммуникативного процесса, играя роль носителя информации о самых фундаментальных вопросах бытия. Тот факт, что философема содержит эту информацию, во-первых, фрагментарно (иначе говоря, сочетает в себе результаты как обыденного, так и теоретического мышления) и, во-вторых, в сжатом виде (зачастую через посредство инструментария художественного способа осмысления реальности), способствует процессу ее трансляции в сфере общественного сознания, а так же эффективному усвоению сознанием индивидуальным;

Б) На уровне общественного сознания философема выполняет функцию медиатора между различными формами познания действительности, т.к. на каждом из них так или иначе разворачивается проблематика, имеющая непосредственное отношение к содержанию философем;

В) На уровне общественного знания философема выполняет функцию хранения накопленной ранее информации, обеспечивая, тем самым, историческую преемственность знания об определенном круге вопросов;

Г) На уровне идеального плана человеческой деятельности философема участвует в процессе движения идеального по линии объектпрактика — субъект, который, в свою очередь, приводит к появлению новых артефактов культуры.

В ходе этого процесса обобществленное идеальное (во всей совокупности входящих в него устойчивых элементов, в т. ч. философем) находит свое опредмеченное выражение.

Являясь неотъемлемым элементом (частью) художественной литературы, философема участвует в обеспечении следующих функций художественной литературы.

Историческая функция художественной литературы отчасти обеспечивается существованием в составе художественных произведений философем, которые фиксируют те субъективные образы отдельных областей объективной действительности, которые в силу своей всеобщности стали надличностным достоянием человеческой культуры.

Посредством философем происходит передача знания о самых фундаментальных сторонах бытия. В составе философем закреплена информация философского уровня о природной действительности (онтологические философемы), о познании (гносеологические философемы), об обществе (социальные философемы).

Каждый из указанных типов философем претерпевает изменения со временем, органично включаясь в «тело» произведений художественной литературы и обеспечивая, тем самым, не только интеграцию различных типов знания, но и преемственность того знания, что уже было накоплено ранее.

Благодаря характерным особенностям философем, гносеологическая функция художественной литературы отличается высокой продуктивностью.

Связано это вот с чем. Во-первых, для неподготовленного читателя является определенной трудностью усвоение какого-либо материала, изложенного в строго научной форме. Философемы выступают связующим звеном между информацией теоретического и обыденного уровней.

Во-вторых, в рамках художественного произведения позволительны определенные допущения, невозможные в литературе научной. Философема, благодаря своей интегральной сущности, позволяет автору как не перегружать свои книги излишним объемом теоретической информации, так и не скатываться к исключительно обыденным представлениям относительно рассматриваемого им объекта.

В-третьих, философема служит целям максимально продуктивного усвоения информации еще и потому, что может быть включена в состав художественных образов, воздействующих не только на рациональное мышление, но и на эмоциональное восприятие.

В-четвертых, отчасти обеспечивая гносеологическую функцию художественной литературы, философема служит одновременно и более широким целям в силу того, что подготавливает читателя мылить о мире специфически философским способом.

Роль философем в вопросе обеспечения логической функции художественной литературы трудно переоценить, поскольку, во-первых, их содержание, включенное в состав разнообразных артефактов словесного творчества, претерпевает те же качественные изменения, которые происходят во всех сферах социального бытия под воздействием смены распространенных в общественном сознании «логических каркасов».

Во-вторых, что тоже крайне важно, философемы в своем содержании накопили огромный объем информации, в силу того, что их генезис можно проследить, начиная с древнейших исторических эпох. Философемы, таким образом, будучи способны сохраняться в обобществленном идеальном в неизменном виде, случат источником информации о самых различных исторических типах рациональности, базирующихся, в свою очередь, на различных «логических каркасах».

Художественное предвидение высокого качества, понятое как результат прогностической функции литературы, опирается на достижения естественных и гуманитарных наук как на фактический материал, а на воображение как на методологическую установку. Такое предвидение, во-первых, не может не иметь в своем содержании философем как фрагментов философского мышления о мире и, во-вторых, служит той средой, в которой вырабатывается прогноз относительно появления в обществе качественно новых философем в далеком (или не очень) будущем.

Идеологическая функция литературы во многом обеспечивается тем, что философемы, помимо обеспечения внутреннего взаимодействия между элементами художественного произведения, обеспечивает и взаимодействие конкретного произведения с социальной средой. Социальные философемы находят свое выражение в этой среде в виде идеологем.

Идеологемы, в свою очередь, имеют интенцию к тому, чтобы складываться в определенные конгломераты, образуя устойчивые комплексы социальных идей, которыми руководствуются в своей деятельности разного рода социальные группы.

Социальные философемы художественных произведений, воспринятые средой в виде идеологем, обеспечивают выполнение коммуникативной функции художественной литературы, которая (функция) заключается в том, что литературное произведение увеличивает сплоченность социальной группы, в которой оно пользуется популярностью, вооружает ее интересующей информацией и создает определенный психологический настрой.

Роль философем в обеспечении мировоззренческой функции литературы особенно высока, т.к. обусловлена сущностью тех «вечных», «длящихся» вопросов, на которые в их содержании дается определенный ответ. сформулированный вопрос относительно сущности базовых констант природной, либо человеческой реальности. Вместе с появлением попыток ответа на этот вопрос происходит.

Этап второй. На мифологическом уровне развития познания философема приобретает чувственно-конкретный облик и включается в состав мифов в виде характерных для архаичного мышления образов-символов. Назовем этот этап генезиса философемы этапом первичной импликации.

Этап третий. На философском уровне развития познания происходит экспликация содержательно важной информации, заключенной в мифах. Данная информация подвергается переводу на язык понятий и категорий. Происходит проверка ее достоверности. В ходе этого процесса информация, заключенная в философеме, позволяет расширить диапазон философского познания, а так же позволяет философии выработать строгий понятийный аппарат, который впоследствии используется как самой философией, так и другими формами отражения действительности: нефилософскими науками, искусством, религией и т. п. Охарактеризуем данный этап как этап экспликации.

Этап четвертый — вторичная импликация, в ходе которой проверенное и проработанное философией содержание философемы интегрируется в состав различных артефактов культуры, каждый из которых является продуктом определенной формы отражения действительности. Такими артефактами могут быть научные трактаты, произведения художественной литературы, религиозные притчи и предания, картины, скульптуры, симфонии, архитектурные сооружения и многое другое. На данном этапе философема и начинает выполнять свою интегрирующую функцию.

Этап пятый. В ходе преобразований, происходящих на третьем и четвертом этапах, исходная философема трансформируется, что позволяет всему процессу повториться заново, начиная с фазы вторичной экспликации.

Возможные оговорки относительно универсальности данной схемы состоят в следующем. Во-первых, как и всякая общая схема, данная схема предполагает возможность наличия исключений из правил, т. е. уникальности протекания каких-либо процессов. Во-вторых, пятый этап не является обязательным — как мы и говорили, содержание философем способно сохраняться в культурной среде в неизменном виде.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. София-Логос. Словарь. К.: Дух Лггера, 2001. 450 с.
  2. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т.2. М.: Мысль, 1978. 686 с.
  3. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч. в 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1984. 830 с.
  4. В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории: XVII начало XX в. М.: Едиториал УРСС, 2004. 320 с.
  5. С. В. Средневековье: время против вечности // Проблема первоначала мира в науке и теологии. СПб., 1991.
  6. Т. И., Емельянов Б. В. Философемы Достоевского: три интерпретации. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. 352 с.
  7. Е., Дмитревский Вл. Тема «предупреждения» в научной фантастике // Вахта «Арамиса». Л.: Лениздат, 1967. С. 440 471.
  8. Ю.Букина Н. В. Культурный код как язык культуры // Вестник Читинского государственного университета. 2008. № 2 (47). С. 69−73.
  9. В. В. Эстетика Аврелия Августина. М.: «Искусство», 1984. 264 с.
  10. К. К. Стадиальность социокультурных кодов // Вестник Московского университета. Философия. 2002. № 5. С. 82 92.
  11. В. Н. (Бахтин М. М.) Марксизм и философия языка: основные проблемы социологического метода в науке. М.: Лабиринт, 1993. 190 с.
  12. Г. Д. Образ в русской художественной культуре. М.: «Искусство», 1981. 247 с.
  13. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. Книга первая. СПб.: Наука, 1993. 347 с.
  14. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. Книга вторая. СПб.: Наука, 1994. 423 с.
  15. Г. В. Ф. Собрание сочинений в 14 т. Т. 9. М.: Институт Маркса-Энгельса-Ленина, 1932. 314 с.
  16. А. И. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1985. 592 с.
  17. ., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Ин-т эксперимент, социологии- СПб.: Алетейя, 1998. 288 с.
  18. Л. А. Парадигмы смысла. Монография. М.: Изд-во МГОУ, 2005.210 с.
  19. А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Издательство Московского университета, 1986. 247 с.
  20. Ф. М. Собрание сочинений в 15-ти томах. Л.: Наука, 1991.
  21. Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М.: Канон+, 2002. 368 с.
  22. А. Г. Археомодерн. М.: Арктогея, 2011.142 с.
  23. А. И. Философская поэма греческого Запада // Зайцев А. И. Избранные статьи. Т. 2. СПб.: Филологический факультет СПбГУ/ 2003. С. 395−402.
  24. С. Н. Послесловие переводчика // Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Ин-т эксперимент, социологии- СПб.: Алетейя, 1998. 288 с.
  25. И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. М.: Просвещение, 2006. 160 с.
  26. В. В. Философия. В 2-х т. Т. 2. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. 832 с.
  27. М. С. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1978. 188 с.
  28. И. Собрание сочинений в восьми томах. Т.8. М.: Изд.: Чоро, 1994.718 с.
  29. И. Критика чистого разума. // Кант И. Сочинения в шести томах. Т.З.М., 1964. 799 с.
  30. JI.B. Гоголь и онтологический вопрос // Вопросы философии. 1993. № 8. С. 84−96.
  31. JI.B. Движение по склону (пустота и вещество в мире А. Платонова) // Вопросы философии. 1995. № 8. С. 123−143.
  32. A.C., Хайкин Е. П. Творческая интуиция в науке. М.: Наука, 1971.248 с.
  33. А. С. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы // Вестник Российского философского общества. 2005. № 2 (34). С. 49−62.
  34. Г. Г., Шевцов Е. В. Феноменология искусства. М., 1996.
  35. А. А. Анализ: аксиоматическое эссе. М.: Изд-во МГОУ, 2003. 295 с.
  36. А. А. Идеология: хрестоматийные заметки. М.: Изд-во МГОУ, 2007. 358 с.
  37. О. А. Гегелевская концепция связи красоты и искусства // Искусство и действительность. М., 1979.
  38. Культурология. М.: Высшее образование, 2007. 566 с.
  39. Лем С. Фантастика и футурология: В 2 кн. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НЛП «Ермак», 2004. 591 с. и 667 с.
  40. Ю. М. Избранные статьи. Т. 1. Таллинн: «Александра», 1992.
  41. А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.959 с.
  42. А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979
  43. А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974
  44. А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.
  45. Ф. Реальный словарь классических древностей. Т.З. М., 2001.
  46. К. Н., Пивоваров Д. В. Синтетическая теория идеального. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та- Псков: Изд-во ПОИПКРО, 2000. 207 с.
  47. К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 т. Т.23. М.: Политиздат, 19 551 981.
  48. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / Под ред. С. А. Токарева. М.: Советская энциклопедия, 1991−1992. Т. 2.
  49. Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.
  50. A.A. Некоторые психологические и философские проблемы научного познания. М.: Мысль, 1972. 365 с.
  51. С. С. Тропы и концепты. М.: РАН, 1999. 277 с.
  52. В.К. Очерк первобытной культуры. М.- Пг.: Изд. Л. Д. Френкеля, 1923.
  53. Ф. Так говорил Заратустра. Стихотворения. М.: Прогресс, 1994.
  54. Ф. Полное собрание сочинений в 13 т. / Пер. с нем. В. М. Бакусева. М.: Культурная революция, 2005.
  55. Новейший философский словарь. Постмодернизм. Мн.: Современный литератор, 2007. 816 с.
  56. А. А. О содержании и статусе категории идеального в марксистской философии. // Вопросы философии. 1988. № 3. С. 171 172.
  57. Р. И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, 1983. 286 с.
  58. С. Лунная радуга. Книга 1. По черному следу: Научно-фантастический роман. М.: Молодая гвардия, 1978. 352 стр.
  59. С. Лунная радуга. Книга 2. Мягкие зеркала: Научно-фантастический роман. М.: Молодая гвардия, 1983. 384 стр.
  60. Платон. Сочинения в 3-х тт. М.: 1968−1972.
  61. С. X. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества. М.: 1978.
  62. . История западной философии. М.: Академический проект, 2009.
  63. Ромащенко Александр Александрович. Концепция человека и мира в онтологии Ф. М. Достоевского: диссертация. кандидата философских наук. Саратов, 2006. 188 с.
  64. Советский Энциклопедический Словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985. 1600 с.
  65. А. В. Идеальное: проблемы и гипотезы // Вопросы философии. 1987. № 9. С. 93−103.
  66. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М.: 1988.
  67. В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996. 400 с.
  68. Е. Онтологическая лирика Пушкина 1820−1836 гг. // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 15. СПб.: Наука, 1995.
  69. И. Д. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий. Челябинск.: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2009. 312 с.
  70. Дж. Дж. Естественная философия времени. М.: Прогресс, 1964. 431 с.
  71. А. К. Введение, в кн. Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. М.: 1982.
  72. И. В. Сон и сновидение в раннем творчестве Ф. М. Достоевского: поэтика и онтология: Дис. канд. филол. наук. Ижевск, 2005. 157 с.
  73. Г. Эволюционная теория познания: врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки. М.: 1998.
  74. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. М.: Наука, 1989.
  75. Г. Логика и логическая семантика: Сборник трудов. М.: Аспект Пресс, 2000.512 с.
  76. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: ACT Транзиткнига, 2006. 781 с.
  77. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Минск: 1991.
  78. А. Д. Физика времени. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2008. 320 с.
  79. Н. Г. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1986. 805 с.135
  80. М. А. Манифестация текстофилософемной картины видения средствами зооморфической перспективы в текстах Ф. Ницше и их переводах на русский язык: Дисс. канд. филол. наук: 10.02.20. Екатеринбург, 2004. 213 с.
  81. Г. Куда идет человечество. М.: Мысль, 1985. 192 с.
  82. Ф. В. Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 496 с.
  83. Ф. В. Й. Собрание сочинений в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1987. 637 с.
  84. А. О четверояком корне. Мир как воля и представление. Т. 1. М.: Наука, 1993. 672 с.
  85. Эстетика Ренессанса. Антология. М.: 1981. Т. 1,2.
  86. Э. Г. Отношение философии и науки как методологическая проблема. // Философия в современном мире. Философия и наука. М.: Наука, 1972. 423с. С. 146 179.
  87. Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. М.: 1992.105. 2000 лет христианской культуры. М.- СПб.: 1999. Т. 1.
  88. Bukhurst D. Consciousness and Revolution in Soviet Philosophy: From the Bolsheviks to Evald Ilyenkov. Cambridge University Press, 1991.
  89. Kekec J. The Nature of Philosophy. L.: 1980.
Заполнить форму текущей работой