Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философский анализ социальной доктрины Русской православной церкви в 20 веке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На этот важный теоретический опус последовала начальная, пока фрагментарная реакция философов, религиоведов и богословов.4 Первый углуб Понятие «концепция» «Новая философская энциклопедия» определяет следующим образом: «концепция (сопсерсюсхватывание) — термин философского дискурса, который выражает или акт схватывания, пони* мания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. глава. Социальные проблемы России начала 20 века и социальное учение Русской православной церкви
  • 2. глава. Социальные реалии советского общества и их отражение в учении и деятельности Русской православной церкви
  • 1. Социально-политические реалии и свобода совести в советском обществе
  • 2. Трансформации социальных воззрений православия в советском обществе
  • 3. глава. Социальные реалии постсоветского общества и эволюция социальной доктрины Русской православной церкви
  • 1. Обеспечение свободы совести
  • 2. Религиозное возрождение и изменения социальной позиции Русской православной церкви
  • 3. Социально — философские аспекты «Основ социальной концепции Русской православной церкви»

Философский анализ социальной доктрины Русской православной церкви в 20 веке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. За последние полтора десятилетия в истории Отечества осуществились фундаментальные трансформации. Падение социалистического строя и распад советской державы повлекли за собой кардинальные перемены в социально-экономическом, политическом и культурном укладе России. Они дали толчок ряду позитивных демократических реформ в стране, но, вместе с тем, вызвали глубочайшие кризисные потрясения в экономике, политике, во всех иных социальных сферах общества и повлекли за собой фундаментальные изменения в сознании россиян.

Одно из наиболее ярких свидетельств этих духовных изменений — поворот сознания населения по отношению к религии. За этот исторически короткий срок более двух третей граждан страны от недавнего равнодушного, и даже резко отрицательного отношения к религии, сменили свою мировоззренческую ориентацию и теперь идентифицируют себя в качестве верующих граждан. От положения маргинального ареала в советском обществе религия стремительно вошла в самую стремнину общественной жизни постсоветской России. Свыше 21 тысячи религиозных объединений обеспечивают удовлетворение культовых потребностей верующих и деятельно влияют на их культурные интересы и социальную позицию. По сравнению с началом 90-х гг. прошлого века, более чем втрое (от 20 до 69 конфессий) обогатился вероисповедный состав российской религиозности.

Но и поныне более половины всех сограждан относят себя к православным, традиционным приверженцам Русской православной церкви (далее РПЦ). Она внесла наиболее значимый вклад в становление российской государственности, в историю, культуру и патриотические традиции Отечества. Исследования свидетельствуют, что РПЦ пользуется наибольшим авторитетом среди других исповеданий. И, действительно, РПЦ особенно активно стимулирует воздействия религии едва ли не на все сферы жизни постсоветского государства, в том числе — на изменение государственно-церковных отношений в стране.

Социальная позиция и социальная концепция РПЦ находит непосредственное отражение в позициях и концепциях других влиятельных религий страны (прежде всего, ислама, протестантских конфессий и иудаизма). Ввиду изложенного, исследование эволюции и современного состояния социального учения РПЦ представляет, несомненно, актуальную проблему социальной философии и ряда других отраслей гуманитарного знания (религиоведения, истории, социологии и культурологии).

Степень научной разработки проблемы.

Названная проблема — предмет довольно пристального внимания светских исследователей-философов, историков и религиоведов. В работе над диссертацией мы также обратились к трудам религиозных (прежде всего, православных) авторов — философов и богословов, которые, хотя и через призму апологии, но весьма обстоятельно осмысливали и осмысливают проблематику, эволюцию и современное состояние социального учения церкви.

Основной, социально-философский ракурс изучения проблемы направлялся нами в русле научно-материалистического понимания социальной природы религии. Она, по словам Ф. Энгельса, «всего дальше отстоит от материальной жизни и кажется наиболее чуждой ей». 1 Особый консерватизм социальной позиции РПЦ и противоречивая эволюция ее социальных воззрений во многом определялись этой ее отчужденностью к динамичным социальным реалиям отечественной истории XX века. Обстоятельная критика этой позиции и социальных воззрений РПЦ содержится в многочисленных трудах В. И. Ленина.2 Названный философский ракурс нашей диссертации также опирался на конкретные и углубленные исследования религии и религиозных институтов со стороны авторитетных светских отечественных философов и религиоведов: B.C. Барулина3, JI.H. Митрохина4, Ю. А. Киме.

5 6 7 лева, М. Г. Писманика, И. Н. Яблокова и других. Эволюция социальных взглядов РПЦ, её социального служения нашли особо обстоятельное отражение в работах Н.С. Гордиенко8, Н.П. Красникова9, П.К. Курочкина10, М.М. Копаницы11, Ю. А. Левады.12 Эти работы были написаны в советский период и, естественно, они идеологизированы. Однако в них содержится немало ценной информации и глубокого аналитического осмысления социальной позиции и учения РПЦ. Правда, попытки модернизации социального учения церкви в этих работах оцениваются односторонне, в качестве «приспособленчества пережитка прошлого» к новым условиям существования в атеистическом обществе.

Для более основательного исследования проблем, затрагиваемых в социальном учении РПЦ, нам было необходимо обратиться к анализу соци.

1 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии./ К. Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т. 21, С. 313.

2 Среди этих работ особенно выделим «Социализм и религия» (Поли. собр. соч., т. 12), «Об отношении рабочей партии к религии», «Классы и партии в их отношении к религии и церкви» (Полн. собр. соч., т. 17) и «Духовенство и политика» (Полн. собр. соч., т. 22).

3 Барулин B.C. Социальная философия. Изд-во Московского ун-та, 1993.

4 Митрохин Л. Н. Философия религии. M., 1993.

5 Кимелёв Ю. А. Философия религии. М., 1998.

Писманик М. Г. Диалог о ере. М., 1989; Личность и религия. М., 1976.

7 Я блоков И. Н. Социология религии. М., 1979; Методологические проблемы социологии религии. М., 1972; Основы религиоведения. М., 1993. Гордиенко Н. С. Экуменизм: его социальный смысл, идеология и цели. //Политическое самообразование. 1969, № 8- Социальная позиция русского православия. //Знание — народу. 1971, № 12- Старое и новое в современном православии. М., 1972; Эволюция русского православия (20−80-е гг. 20 столетия). М., 1984; Современное русское православие. М., 1987.

Красников Н.П. В погоне за веком. М., 1968; Эволюция социально-этических воззрений русского православия. М., 1986; Социально-этические воззрения русского православия в 20 веке. Киев, 1988.

10 Курочкин П. К. Социальная позиция русского православия. М., 1969; Эволюция современного русского православия. М., 1971; Русское православие и экуменизм. //Наука и религия. 1969, № 6. Копаница М. М. Современные социальные концепции русского православия. Харьков, 1988. Эта монография заметно выделяется среди других особенно углубленным анализом социального учения РПЦ в СССР.

12 Левада Ю. А. Социальная природа религии. М. 1965. альных учений других конфессий. Этот анализ, применительно к протестантизму, представлен в трудах классика социологии М. Вебера1. Социальное учение католицизма исследовано в известной монографии выдающегося представителя русской эмиграции Л.П. Карсавина2, а также в работах М.П. Мчедлова3, H.A. Ковальского4, JI.H. Митрохина5 и И. Б. Ястребова.6 Истоки социального учения иудаизма исследовал М. Д. Грубарг.7 Социальные взгляды отечественного ислама представлены в «Основных положениях социальной программы российских мусульман». 8.

Социальные проблемы России начала XX века и тема социального служения РПЦ, а также философский анализ эволюции социального учения церкви основательно осмыслены в трудах выдающихся русских религиозных мыслителей. Таковы сочинения H.A. Бердяева9, С.Н. Булгакова10, Н.О. Лосского", B.C. Соловьёва12, С.Л. Франка13 и Г. П. Федотова.14 В этих сочинениях, в частности, содержатся определенные теоретические соображения по модернизации социального учения РПЦ и её социального служения.

Ряд важных теоретических аспектов анализа эволюции социального учения православия был затронут в отечественном богословии. Таковы сочинения ее выдающихся представителей — М.А. Олесницкого15, В. И. Несме.

1А 17 лова, Н. Е. Пестова, а в особенности, фундаментальная монография Г. В.

Флоровского. Этой темы касаются и многие материалы издаваемых РПЦ «Богословских трудов» и «Журнала Московской патриархии». Некоторые из идей выдающихся русских религиозных мыслителей и богословов заимствованы «Основами социальной концепции Русской православной церкви» (да.

1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Протестантские секты и дух капитализма. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира.//Избранные произведения. А также М. 1990. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий.//Избранное. Образ общества. М. 1994.

2 Карсавин Л. П. Католичество. Томск, 1997.

3 Мчедлов М. П. Эволюция современного католицизма. М.: Мысль, 1967.

4 Ковальский H.A. Опыт одного обновления. Об эволюции социальной доктрины католицизма. //Свободная мысль. 1991, № 14- Он же. Социальные проблемы в христианстве. Исчерпала ли себя христианская социальная мысль? //Новая и новейшая история. 1993, № 6.

5 Митрохин Л. Н. баптизм: история и современность. СПб. 1998.

6 Ястребов И. В. Критика социальной доктрины современного католицизма. М.: Знание, 1986; Он же. Социальная философия католицизма в 20 В. Киев, 1988.

7 Грубарг М. Д. К истокам социального учения иудаизма. //Социс. 2002, № 4.

8 Основные положения социальной программы российских мусульман. М., 2001. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990; Философия неравенства. М., 1990; Смысл истории. М., 1990; Самопознание. М., 1990.

10 Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М., 1991; Религия и экономическое обновление России. //Религия и общество. М., 1996; Героизм и подвижничество. //Вехи. Свердловск, 1991. «Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991; Свобода воли. М., 1991.

12 Соловьёв B.C. Чтения о БогочеловечествеДуховные основы жизниЖизненный смысл христианства. //Философские науки, 1991, № 3, с. 52−64.

13 Франк С. Л. Духовные основы общества: Церковь и мир. //религия и общество. М., 1996.

14 Федотов Г. П. Социальная значимость христианства. //Философские науки, 1991, № 3, с. 71−98.

15 Олесницкий М. А. Нравственное богословие или христианское учение о нравственности. 14 Несмелое В. И. Наука о человеке. 1903.

17 Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. В Зт. «Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1996. лее «ОСК РПЦ), социально-философский анализ которой завершает наше исследование.

ОСК РПЦ", несмотря на обилие здесь затронутых социальных вопросов, на наш взгляд, все же не обрели статуса последовательной рационали-Ш зированной теории. Документ представляет собой отличную от теории концепцию. которая лишена завершенной дедуктивно-системной формы организации и обращена не столько к строгим идеальным объектам, понятиям и аксиомам, сколько к коммуникативным ситуациям.1.

ОСК РПЦ не составляет цельного теоретического построения, присущего рационализированному философичному опусу, в силу его церковно-богословского формата, парадигмы которого опираются лишь на каноны, догмы, цитаты из «Священного Писания» и сочинений «отцов церкви». Применительно к содержанию этого документа, обильно насыщенного схо-^ ластичными смыслами, правомерно использовать идеологизированное понятие «доктрина». 2 Тем не менее, эта концепция подытоживает длительную эволюцию социального учения РПЦ, а по ряду особенно актуальных социальных аспектов существенно развивает далее это учение.

Концепция была принята сравнительно недавно, на Архиерейском соборе РПЦ в 2000 г., а потому до сего времени отклики на нее преимущественно публицистичны и, большею частью, представлены выступлениями журналистов в средствах массовой информации (например, в газете «НГ-религия», журнале «Православная беседа»). Несколько посвященных этому документу статей затронуты в журнале «Социс», где появилась постоянная рубрика «Социология религии». Под эгидой СМИ проведено несколько круглых столов по осмыслению доктрины.3.

На этот важный теоретический опус последовала начальная, пока фрагментарная реакция философов, религиоведов и богословов.4 Первый углуб Понятие «концепция» «Новая философская энциклопедия» определяет следующим образом: «концепция (сопсерсюсхватывание) — термин философского дискурса, который выражает или акт схватывания, пони* мания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций. Или их результат, представленный в многообразии концептов, не отличающихся в однозначных и общезначимых формах понятий. Концепция связана с разработкой и развертыванием личного знания, которое в отличие от теории (выделено нами — В. Г) не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты — устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации. Концепции коррелируют не с объектами, а с вопросами и с ответами, выраженными в речи, и смысловыми „общими вопросами“ признаваемыми участниками диалога». С. С. Неретина, А. П. Огурцов. Концепция. Новая философская энциклопедия. Том второй. М.2001,сс. 308−309.

2 «Доктрина (лат. ОокИчпа — учение), некоторое систематическое учение (обычно философское, политическое или идеологическое), связная концепция, совокупность принципов. Термин «Д.», в отличие от почти синонимичных ему «учение», «концепция», «теория» чаще встречается при обозначении взглядов с оттенком схоластичности и догматизма (отсюда выражения: «доктринер» об упорном защитнике устаревших Д. «доктринерский», «доктринерство»). Философский энциклопедический словарь. М. 1983. С. 174.

3 См. Круглый стол «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. № 2 (26). М.- Изд-во РАГС, 2001; Основы социальной концепции Русской Православной Церкви («круглый стол»). //Социс, 2001, № 8- Социальная доктрина церкви: дискуссия после дискуссии. //Социс.

4 См. Овсиенко Р. Г. Особенности формирования социальной доктрины православия и католицизма. //Религиоведение, 2001, № 2- Игумен Вениамин (Новик). Анализ 1−5 глав «Основ социальной концепции ленный и многосторонний философичный обзор социальной доктрины РПЦ представлен в коллективной монографии «О социальной концепции русского православия» под общей редакцией М. П. Мчедлова.1 Авторы монографии исследуют современную социальную позицию РПЦ и довольно обстоятельно анализируют изложенные в концепции вопросы отношения РПЦ к государству, политике, культуре и праву. Здесь анализируются и другие параметры доктрины: отношение РПЦ к другим конфессиям, к межэтническим проблемам, к проблеме свободы слова, к социальному служению церкви. Монография оценивает этот документ как событие большого социального значения и серьезный вклад в религиозную мысль современности.

Анализ эволюции социальной позиции и социального учения РПЦ в XX веке актуализировал подсобный, исторический контекст нашего исследования. Различные аспекты контекста глубоко исследованы в трудах светских исследователей А.Н. Кашеварова2, H.A. Кривовой3, H.A. Крывелёва4, г / «7.

Н.М. Никольского, М. И. Одинцова, Д. В. Поспеловского, М. В. Шкаровско.

8 9 го и В. Цыпина. Отдельные из этих работ по истории РПЦ, вышедших до 1990;х гг., не свободны от проявлений крайнего критицизма. Труды постсоветского времени (особенно исследования зарубежных авторов) более беспристрастны. Этапы эволюции истории РПЦ, ее социальной позиции и социального учения здесь освещены заметно объективнее и многостороннее. Особо отметим впервые вышедший в эмиграции (Париж, 1959 г.), а затем переизданный у нас солидный труд известного историка и церковного деятеля A.B. Карташова.10.

Исторический контекст нашего исследования потребовал привлечения и самих источников, отражающих особенности времени постепенного форми.

РПЦ". //Социс, 2002, № 4- Семенко В. От апостасии — к миссии «удерживающего». //Православная беседа, 2000, № 6- протоиерей Михаил (Козлов). «Будут двое одна плоть», //там же, 2001, № 4- Осипов А. Дела веры. Богословские аспекты социального служения церкви, //там же, 2001, № 6- Зубов А. Полнота божественной правды. Религиозно-нравственные основания права, //там же, 2002, № 1- протоиерей Владислав (Цыпин). Отдайте всякому должное. Концепция права в свете христианской антропологии, //там же, 2002, № 5- Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Церковь и общество в свете основ социальной концепции РПЦ. //Церковь и время, 2002, № 2- Костюк К. Н. история становления и теоретические основания христианского учения об обществе. //Социально-политический журнал, 1997, № 4- Он же. Русская православная Церковь в гражданском обществе, //там же, 1998, № 2- Мчедлов М. П. Социальное учение церкви: новые аспекты. //Свободная мысль, 1998, № 3- Шведов О. Имеют ли православные социальную доктрину? //Православная беседа, 1999, № 4.

1 О социальной концепции русского православия. М.: Республика, 2002. г Кашеваров А. Н. Государство и церковь: из истории взаимоотношений Советской власти и РПЦ (19 171 945гг.). СПб., 1995.

3 Кривова H.A. Власть и церковь в 1922;25гг. М., 1997.

4 Крывелёв И. А. Русская православная церковь в первой четверти 20 в.

5 Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1990.

6 Одинцов М. И. Путь длиною в семь десятилетий: от конфликта к сотрудничеству. //На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1989, с. 29−71.

7 Поспеловский Д. В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. M., 1990; РПЦ в 20 В. М., 1995. Шкаровский М. В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущёве. М., 1999.

Цыпин В., протоиерей. История Русской православной церкви. 1917;1990. М., 1994; Русская Церковь (1917;25). М., 1996.

10 Карташов A.B. Очерки по истории русской церкви. M., 1997. рования новых социальных идей РПЦ, К таким источникам, например, относятся материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью, составленные Г. Штриккером Г, 1 а также материалы Поместного Собора 1917;18 гг.2.

В диссертации нами были использованы данные социологических исследований последнего времени3, где отражена динамика российской религиозности. Эти данные конкретизируют масштабы и направления влияния религии (особенно, православия) на сознание и поведение современных россиян. Эта информация свидетельствует о том, что деятельность РПЦ опирается на солидную социальную базу, а «Основы социальной концепции Русской православной церкви» — крупнейшей религии страны представляют интерес не только для богословов, религиоведов и многих миллионов приверженцев РПЦ, но и для широких слоев всей общественности Отечества.

Обзор состояния научной литературы обнаружил недостаточность и неполноту философского осмысления в ней ряда существенных объективных и субъективных факторов эволюции социального учения РПЦ на соответствующих конкретных этапах истории Отечества в XX веке. Так, при анализе этой эволюции на дореволюционном этапе истории церкви в исследованиях игнорируется приоритет социальной практики церкви (служение самодержавному строю) по отношению к теоретическому обоснованию ее социальной стратегии. Недостаточен анализ воздействия идей выдающихся русских религиозных мыслителей на социальную позицию и социальные воззрения РПЦ. Почти не изучен идеологический эффект дореволюционного обновленчества в лоне духовенства. В научной литературе практически не исследованы факторы социальной мимикрии церкви на советском этапе ее истории (в особенности, на разных стадиях секуляризации). В этой литера-г туре наличествуют и некоторые иные лакуны в исследовании нашей философской темы. С учетом отмеченного, нами определены и уточнены объект, предмет, методологическая парадигма, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования.

Таковым является эволюция социального учения Русской православной церкви на определяющих этапах истории Отечества в XX веке.

Предмет исследования и логика его анализа.

В качестве конкретного предмета социально-философского исследования нами избраны состояние и модификации социального учения РПЦ, существенные объективные и субъективные факторы эволюции этого учения в.

1 Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время (1917;91 гг.). М.: Пропилеи, 1995.

2 Деяния Священного собора Православной российской Церкви. 1917;18гг. в Зт. М.: Изд-во Соборного совета, 1994.

3 Каариайнен К., Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности). //Вопросы философии. 1997, № 6- Словарь. Религии народов современной России. М.: Республика, 1999; Мчедлов М. П., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. О социальном портрете современного верующего. //Социс. 2002, № 7- Писманик М. Г., Бурко В. А., Жуланов С. С. Современные верующие, их социальный облик и самочувствие. //Социально-гуманитарные знания. 2003, № 4.

XX веке. На каждом из выделенных нами этапов этой эволюции обозначены, конкретизированы и подвергнуты последовательному логическому анализу следующие предметные вопросы:

Этап дореволюционный.

1. Кардинальные социальные проблемы Российского общества начала XX века.

2. Их непосредственно — теоретическое отражение в религиозном сознании. Таковое по преимуществу осуществлялось вне церкви, фактически отстранившейся от их теоретического осмысления, но отраженной в деятельности выдающихся русских религиозных мыслителей конца XIX — начала XX веков, в трудах немногих дальновидных богословов и т.н. «обновленцев», позицию которых церковная иерархия отнюдь не разделяла.

3. Социальная позиция РПЦ начала XX века и её архаичные социальные концепты.

4. Первые стадии модернизации социального учения РПЦ (Поместный Собор 1917 г.).

Этап советский.

1. Социально-политические реалии, стадии секуляризации и свобода совести в советском обществе.

2. Положение РПЦ в советском обществе, «социальная мимикрия» церкви, стадии трансформации её социального учения.

Этап постсоветский.

1. Демократические реформы и обеспечение свободы совести в постсоветской России.

2. Религиозное возрождение в России и изменения социальной позиции РПЦ.

3. Социально — философское содержание «Основ социальной концепции Русской православной церкви».

Цель диссертационного исследования состоит: а. в выяснении объективных и субъективных факторов предметной эволюции социального учения РПЦ на ведущих этапах истории Отечества в XX веке, б. в социально-философском осмыслении результатов этой эволюции и их влияния на общественную жизнь страны.

Задачи исследования. Обозначенная цель достигается через решение ряда задач:

1. В контексте ведущих этапов истории Отечества в XX веке осуществить конкретный анализ объективных и субъективных факторов эволюции социальной позиции РПЦ и ее социального служения.

2. Исследовать и осмыслить теоретические истоки социального учения РПЦ и стадии его эволюции на дореволюционном этапе XX века.

3. Исследовать и осмыслить противоречивую эволюцию социального учения РПЦ в советский период.

4. На фоне решающих демократических перемен постсоветского периода истории Отечества проанализировать социально-философские аспекты новой социальной концепции РПЦ и определить ее идеологическую значимость Методологические основания и методы исследования. Решение диссертационных задач осуществлялось нами в русле социальной философии, интегрирующей в себе наиболее обобщенные результаты общественной практики и достижений гуманитарных наук. Отражение в религиозном теоретическом сознании и в социальном учении православия множества сфер и проблем общественной жизни определило комплексный, междисциплинарный подход к теме и потребовало обращения к различным отраслям обществознания: истории, социологии, религиоведению, политологии и другим гуманитарным дисциплинам.

Методологическим основанием исследования вышеозначенного предмета и предметных вопросов нашей темы выступает материалистическое понимание общественных процессов и явлений. Изучение эволюции социального учения православия направляли принцип историзма и методологическая парадигма о ведущей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию.

Применительно к данной теме принцип историзма реализован нами в форме конкретно-исторического анализа социальных истоков и эволюцион-4 ных перемен в православном учении об обществе. Названная методологическая парадигма ориентировала объяснение истоков этого учения и эволюционных перемен в нем объективными реалиями, противоречиями и пере-«' менами в социальном бытии российского общества, а также воздействиями процесса секуляризации и иными объективно значимыми факторами отечественной истории минувшего века. «Материалистическое понимание общественных процессов и явлений отнюдь не игнорирует роли субъективных факторов в социальной действительности. Оно не отрицает относительной самостоятельности и активности общественного сознания, его обратного воздействия на общественное бытие и глубокого своеобразия функционирования различных форм общественного сознания. На наш взгляд, среди этих форм именно религия, наиболее отдаленная от общественного бытия, обладает наибольшей инерционностью, самостоятельностью и наибольшим своеобразием.

Так, отражение социальных реалий осуществляется в религии сквозь призму спиритуальных смыслов. В этой призме происходит аберрация широкого спектра: от мистического до вполне реалистического осмысления реальности, от ориентаций на личное спасения до установок на необходимость участия каждого верующего в социальной жизни. Следуя принципу историзма, анализируя эволюцию социального учения православия, мы также обращались к контексту повлиявших на эту эволюцию исторически более ранних социальных концепций в лоне католицизма и протестантизма.

В методологическом арсенале нашего исследования представлен и аксиологический подход. Социальное учение православия реагирует на многие стороны общественного бытия. Оно обращено к таким, например, фундаментальным категориям как «общество», «личность», «права человека», «свобода», «достоинство», «долг», «совесть», «добро», «зло», «грех» и иным социально-нравственным понятиям, которые особенно интенсивно наделены ценностными смыслами. Тем самым, в этом учении РПЦ формируется особая система ценностей, которая ориентирует верующих на воплощение должного, в религиозном понимании, бытия.

Представления о должном могут изменяться в связи с изменением социальных условий, социальных и антропологических доктрин в религиозных учениях и светской практике. Наблюдаемое нами сегодня резкое усиление влияния религии на духовный климат постсоветского общество обусловило рост воздействия церкви не только на сознание верующих, но и на мировоззрение и ценностные установки светской части общества. «Основы социальной концепции Русской православной церкви» теоретически насыщают это воздействие.1.

Положения, выносимые на защиту.

1. Эволюция социального учения РПЦ в XX веке обусловлена не столько вероисповедными и культовыми факторами, сколько объективными социально-экономическими, политическими и культурными изменениями в стране на трех основных этапах истории России в минувшем веке.

2. В эволюции идеологии РПЦ на дореволюционном этапе ее истории приоритетом обладала не теоретическое осмысление, но эмпирическая социальная практика, подчиненная служению церкви самодержавному строю.

3. На содержание социального учения РПЦ в дореволюционный период практически не повлияли теоретические достояния выдающихся русских религиозных мыслителей конца XIX — начала XX веков и позитивные социально-нравственные идеи ведущих православных богословов.

4. Подавление свободы вероисповедания, насильственная секуляризация, режим «выживания» церкви при социализме понудили ее к вынужденной «социальной мимикрии» и внесли идеологические деформации в ее социальные воззрения.

5. «Основы социальной концепции Русской православной церкви» (2000 г.) подводят итог социально-теоретической эволюции этой ведущей религиозной конфессии Отечества и содержат ее доктринальный и спири-туализированный ответ на наиболее актуальные социально-нравственные вызовы постсоветской ситуации в современной России.

Научная новизна исследования.

1. Анализ социальной позиции РПЦ начала XX века, ее экономической, политической и идеологической зависимости от монархического режима позволил обнажить архаичные истоки крайней консервативности социальной позиции церкви и установить, что в эволюции ее идеологии первенст.

1 См. особо разделы IV, IX, X и XII этой концепции. вовали не теоретическое осмысление, но эмпирическая социальная практика церкви, подчиненная служению самодержавию.

2. В эволюции социального учения РПЦ имело место практическое игнорирование позитивного теоретического «задела», осуществленного выдаю.

Щ1 щимися русскими религиозными мыслителями и богословами конца XIX — начала XX веков.

3. Подавление свободы вероисповедания, репрессии советской власти против духовенства, режим «выживания» церкви при социализме понудили ее к вынужденной «социальной мимикрии» и внесению идеологических деформаций в ее социальное учение.

4. «Основы социальной концепции Русской православной церкви» — обстоятельный доктринальный, но предельно спиритуализированный ответ церкви на ряд насущных социальных проблем современности. Этот доку.

Ф мент в крайне опосредованной форме все же включает в свое содержание некоторые позитивные идеи выдающихся русских религиозных мыслителей и богословов конца XIX — начала XX веков.

Практическая значимость исследования.

1. Осуществленный в диссертации предметный анализ эволюции социального учения РПЦ, а в особенности, её итогового документа — «Основ социальной концепции русского православия» обеспечивает методологический и методически подход к предметному анализу социальных учений и подобных документов у иных конфессий в современном Российском обществе.

2. Разработанная в диссертации методология может быть применена для анализа «религиозного фактора» в истории цивилизаций, ценностных оснований современного общества, проблем социо-культурного диалога и формирования толерантности.

3. Основные выводы данного исследования могут быть применены для выяснения реально-практического и социально-нравственного потенциала РПЦ и других традиционных отечественных конфессий России при обосновании стратегии выхода нашего общества из глубокого духовного кризиса.

4. Осуществленный в диссертации анализ эволюции социального учения РПЦ представляет практический интерес и для самой деятельности церкви в рамках ее гражданского сотрудничества с иными общественными организациями и органами власти.

5. Полученные результаты могут быть использованы для разработки и преподавания философских, исторических, культурологических и религиоведческих дисциплин в вузах и школах.

Апробация исследования. Апробация работы осуществлена на заседа-^ ниях первой и второй Российских научно-практических конференций, проведенных в мае 2002 г. и в мае 2004 г. в Перми. Диссертация прошла экспертную апробацию и подвергнута содержательному обсуждению на заседании кафедры философии и религиоведения Пермского государственного технического университета 26 апреля 2005 г.

Результаты исследования отражены в четырех тезисах и одной статье:

1.Культура толерантности в социальной концепции православия. //Толерантность в культуре, этических и межконфессиональных отношениях. Курган. 2002.0,2 п.л.

2. Роль религии в изменяющейся России. //Религия в изменяющейся России. Материалы Российской научно-практической конференции (22−23 мая 2002), т. 1. 0,2 п.л.

3.Проблемы образования в социальной концепции православия. //Учёные записки ?. Пермь, 2003, с. 109−111. 0,3 п.л.

4. Религиозная благотворительность в Перми до 1917 г. //Религия в истории города Перми (до 1917 г.). Пермь, 2003. 0,2 п.л.

5. Изменение социального статуса и социальной деятельности РПЦ в постсоветском обществе. //Религия в изменяющейся России. Материалы 2 Российской научно-практической конференции (11−12 мая, 2004), т.1. с. 146−157 (0,6 п.л.).

Структура исследования.

Диссертация состоит из вступления, 3 глав, 5 параграфов, заключения и библиографии.

Заключение

.

Суммируем основные выводы, полученные в ходе нашего исследования.

1. Анализ эволюции социального учения Русской православной церкви в XX веке свидетельствует, что к началу столетия, несмотря на настоятельные социальные вызовы современности, эта мощная и влиятельная религия, в сущности, не располагала самостоятельной, теоретически обоснованной социальной концепцией. Казалось бы, перед лицом выше изложенных острейших социальных проблем страны начала XX века РПЦ, не отходя от своих канонических и культовых установлений, все же должна была концептуально и практически отозваться на эти проблемы. Но столетия консерватив-0 но-догматического мировосприятия и преданного служения самодержавному строю никак не подготовили церковь к концептуальным обновлениям.

Как и другие направления христианства, православие придерживалось тех резко раскритикованных К. Марксом социальных принципов1, которые оправдывают эксплуататорский строй. Воззрения церкви по социальным вопросам воспроизводили. архаичные догмы, каноны, понятия и формулы «священного писания» и «священного предания». Социальная прагматика церкви, находившейся в услужении монархическому режиму, первенствова-! ла над идеологией.

2. Социальные проблемы России конца XIX — начала XX веков явились предметом напряженного внимания многих деятелей отечественной культуры, выдающихся писателей Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова,.

А.П.Чехова, А. М. Горького и других. Эти проблемы оживленно обсуждались.

1 общественностью и журналистами. Они получили своё адекватное теоретическое отражение в марксистской литературе, которая предлагала практиче-&diamsское разрешение этих проблем в революционной борьбе. Что же касается далекой от марксизма элитной религиозной интеллигенции, то она обретала религиозно-теоретическое отражение этих, назревавших еще со второй половины XIX века сложнейших социальных проблем, вне церкви, прежде всего, из трудов выдающихся отечественных религиозных философовВ.С.Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского и др. Эти мыслители, не отходя от вероисповедных установлений православия, призывали церковь обратиться к миру, его нуждам, вносили немало конструктивных идей, способных обогатить социальное учение РПЦ.

Но действительно конструктивная и не нарушающая исходных догм, канонов и парадигм православия, перемена социальной позиции церкви, прежде всего, требовала хорошо теоретически оснащенного богословского ^ осмысления. Православное богословие не стремилось, и не было готово к этому. Оно следовало византийской традиции и заимствованным в XVIII.

1 См. К.Маркс. «Коммунизм газеты Rheinischer Beobachter» /К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.4, с. 204 205. веке на Западе абстрактно-теологическим схемам, конструкциям и формулам. «Несинхронное» своему времени, православное богословие было глухо к общественным реалиям отечества и игнорировало социальные концепции русской религиозной философии, способные теоретически насытить богословский комплекс православия. Социальное богословие в православной теологии отсутствовало.

3. В эволюции идеологии дореволюционного православия первенствовало не теоретическое осмысление, но эмпирическая социальная практика церкви, подчиненная служению самодержавию. В какой-то мере милосердная и благотворительная деятельность РПЦ возмещала ее консервативную позицию в иных, более важных сферах социальной практики церкви, особенно непосредственно воздействовавших на ее идеологию и социальные воззрения. Эта деятельность никак не вуалировала глубокие противоречия в лоне православия, не заслоняла ее сервильную позицию по отношению к самодержавному строю, не компенсировала низкий «рейтинг» церкви в общественном мнении, не экранировала от общественности фактическую стагнацию социального учения церкви. Проявления этой стагнации необычно контрастны на фоне секуляризационных вызовов современности, особенно захвативших духовную сферу российского общества.

4. Канун революции 1905 г. и последующие революционные события составили первый временной этап движения РПЦ к религиозной модернизации. Приближение к модернизации социального учения РПЦ осуществлялось крайне осторожно и началось с освоения новых понятий. К началу XX века некоторые категории социальной философии и социологии начинают входить в язык православного богословия. Одной из основных обсуждаемых общественностью и пока поверхностно затрагиваемых богословием проблем стали изменения в социально-экономической сфере общества и связанные с ними политические, классовые и идеологические противоречия. В обществе крепнут либеральные идеи. Под давлением научного и технического прогресса все более усиливаются секулярные умонастроения. Идеи свободы совести находят возрастающую поддержку прогрессивной общественности.

Перед лавиной острейших социальных проблем и не терпящих отлагательства вызовов современности некоторая часть богословов делает первые, робкие шаги в сторону религиозной модернизации, навстречу общественному мнению, интенсивным исканиям религиозных философов и нетрадиционным формам обоснования веры. Проблема необходимых перемен в РПЦ подхватывается православными интеллектуалами. К этому времени относится начало уже официального освоения церковью социологических понятий и, прежде всего, понятия «социализм». Более всего, к освоению церковью новых социальных понятий подтолкнуло настороженное внимание богословов к марксизму — учению, все более осознаваемому ими в качестве главного идейного противника религии и самодержавного режима. Богословы принуждены были признать, что социализму «присуща правда» в обличении тяжкого положения трудящихся масс, которая склоняет симпатии масс к марксизму и религиозному свободомыслию.

5. Предвестником будущих серьезных организационных перемен в РПЦ стали подвижки в ее низших звеньях. Именно пастырское служение, особенно близкое к социальным нуждам народа, стало почвой для формирования в начале минувшего века феномена церковного обновленчества. В дооктябрьской истории РПЦ этот феномен знаменует вынужденный, вопреки воле ее иерархов, второй шаг к модернизации православия. Он не затронул вероучения церкви, но в заметной мере коснулся ее культовой практики и проповедничества. В предреволюционной ситуации обновленчество уже охватило заметную часть духовенства.

Веяния в социальной позиции РПЦ были несравненно консервативнее. Синодальная организация церковной жизни и сервильная практика православия определяли особую инерционность социальной позиции церкви. В ответ на демократические умонастроения заметной части мирян и клира руководство церкви усиливает давление на духовенство, понуждает его к более решительной борьбе со «смутьянами» и к активизации проповеди послушания властям. Пропагандистская деятельность церкви возрастает, но она не опирается на серьезные теоретико-концептуальные разработки и, говоря современным языком, носит «популистский» характер.

6. Дальнейшие шаги к модернизации социальной позиции и социального учения РПЦ осуществляются уже в последующем десятилетии и связаны с приближением революций 1917 года. Но реакционная социальная позиция церкви привела к дальнейшему падению ее авторитета среди широких масс народа, проявлениям атеизма и возрастанию секуляризационных тенденций. Духовную атмосферу страны теперь все более характеризует рационалистическое отрезвление. Продолжающийся и усиливающийся кризис социального уклада страны, вступление России в войну с Германией, нарастание демократического и революционного движения — вот объективные детерминанты перемен в духовной атмосфере России. Именно на этот период приходится третий шаг к модернизации РПЦ, реально начатый уже в ходе демократической Февральской революции.

Начало церковных реформ скорее шло не изнутри самой церкви, но под давлением революционной ситуации в стране и Временного правительства. Оно нуждалось в поддержке церкви, но церкви обновлённой, не подневольной светской власти, а оно потому позитивно отозвалось на давно назревшее веление перемен в РПЦ. Более того, Временное правительство даже принуждало церковь к этим переменам. Решения Поместного Собора 1917;18 гг. существенно модернизировали социальную позицию РПЦ и ввели в ее идейный оборот многие актуальные социальные понятия и идеи, способные существенно насытить социальное учение церкви. Но реальная революционная ситуация в стране и начатые советскими властями репрессии против церкви фактически не позволили ей начать и эмпирически опробовать модернизационные новации. Именно на это время приходится феномен резкого упадка религиозности, который более всего был связан с упадком веры в церковь.

7. В советском обществе РПЦ оказалась в крайне незавидном положении, утратив свой авторитет и поддержку власти, лишившись огромных богатств и имущества, потеряв многие каналы духовного влияния на массы. Революционные перемены в стране вытесняли ее на обочину современной истории и культуры России. Стеснения свободы совести, гонения против духовенства знаменовали насильственную, антидемократическую форму секуляризации, нанесшую советскому обществу значительный политический, культурный и моральный ущерб.

Объективные революционные перемены в СССР: индустриализация страны, коллективизация села, культурная революция, ликвидация безграмотности, успехи отечественной науки, приобщение широких масс к общественной деятельности, стремительный рост городов и другие социальные переустройства — сформировали поколение людей, искренне верящих в социалистические преобразования, и тем самым стимулировали естественную секуляризацию общества. Большинство населения, как свидетельствовали социологические исследования, было равнодушно к религии или же транслировало критические стереотипы «воинствующего атеизма». И все же эта психологическая позиция, как правило, не опиралась на убеждения личности, но скорее составляла ситуативное умонастроение. Вследствие этого, секуляризация у значительной части населения не вела к усвоению материалистического миропонимания, но включала в себя и своеобразное духовное восполнение религии в форме религиоподобного «культа личности».

Секуляризация в советский период прошла через четыре стадии. Три первые стадии секуляризации (1918 — 1942 гг., 1943;1953 гг., 1953; конец 80-х гг.) носили насильственный характер. Последняя стадия секуляризации (с конца 80-х гг.) приблизилась к демократическим стандартам свободы совести. На этом фоне осуществлялась противоречивая социальная саморефлексия РПЦ, в которой еще гонимая церковь соответственно реагировала как на собственные драматические пертурбации, так и на объективные перемены в социальных реалиях социалистического общества.

Первая стадия насильственной секуляризации в российском обществе была особенно драматичной для православной церкви. Здесь она пережила агонию, связанную с утратой своего социального статуса, потерей своего имущества, арестом и гибелью десятков иерархов и многих тысяч священнослужителей. В агонизирующем состоянии свободная саморефлексия была невозможна. Ради собственного спасения, РПЦ была насильственно принуждена к смене социально-политической ориентации. РПЦ в лице своего главы — патриарха Тихона — прибегает к «социальной мимикрии», вынужденному приему в борьбе за существование.

Вторая^ менее драматичная стадия секуляризации, пришедшаяся на военные и первые послевоенные годы, тоже не благоприятствовала осознанной и основательной теоретической саморефлексии церкви. Но здесь появились надежды на выживание и некоторую нормализацию в отношениях с властями. Однако после Великой Отечественной войны и создания социалистического лагеря социальный статус РПЦ остается неустойчивым. Он по-прежнему зависит от произвола властей, хотя церковь не дает повода для сомнения в ее политической лояльности. Власти используют церковь во внешнеполитических играх, пытаясь создать «Московский Ватикан», влияющий на церкви в социалистических странах и поддерживающий престиж СССР на международной арене. При этом антирелигиозный курс партии и государства был возрожден и усилен. Секуляризация продолжалась, хотя и не в столь насильственном виде.

Лишь после смерти Сталина, на третьей, самой длительной, стадии секуляризации (1953 — вторая половина 80-х гг.), церковь начинает постепенно укреплять свою позицию в обществе. Остаётся строгий контроль со стороны власти, остаются всевозможные ограничения, препятствия в осуществлении религиозной деятельности, но исчезает страх физической расправы, а вместе с ним — исчезает необходимость вынужденной социальной мимикрии. Политическая лояльность руководства церкви осуществляется вполне добровольно. Укрепившаяся в общественном сознании социалистическая идеология воздействовала и на духовенство. Определенная часть религиозных служителей хотя и не симпатизировала материалистической философии, то все же положительно относилась к ряду социальных завоеваний социализма.

Потребность церкви в социальной саморефлексии возрастает. Но лишь со средины шестидесятых годов появляются единичные для этого необходимые богословские кадры. Да и атеистическая духовная атмосфера в обществе не благоприятствовала саморефлексии РПЦ. Отход от «социальной мимикрии» хотя и свидетельствовал о «смене вех», но не опирался на теоретически обоснованную базу, а потому выражался в форме неотрефлекси-рованных социально-политических лозунгов. Только со второй половины шестидесятых годов отдельные православные богословы приступают к более глубокому социальному теоретизированию. Это было началом теоретической саморефлексии церкви, ее осознанное движение к модернизации.

Идеология православия подстраивалась под идеологию государства. Это был закономерный процесс, очень традиционный для РПЦ. В свою очередь, государство, контролируя церковь, было политически заинтересовано в этих ее идеологических новациях. К восьмидесятым годам минувшего века в РПЦ уже сложился солидный задел на рефлексированные социальные воззрения. Фрагментарные лозунги сохраняют свою идеологизированную природу, но сведенные вместе, модифицируются в подобие социальных парадигм, хотя и сакрализованных, но вполне созвучных государственной идеологии. В целом эти лозунги образуют ведущие парадигмы «коммунистического христианства», довольно близкие к «теологии освобождения», одному из направлений современной леворадикальной идеологии католичества.

8. Важнейшая из демократических перемен постсоветского общества — утверждение в нем реальной свободы совести. Оно способствовало резкой активизации деятельности религиозных организаций и стремительному взлету религиозности у большей части населения России. Анализ т. н. «религиозного ренессанса» свидетельствует более всего о ситуативном взлете религиозных умонастроений. В российском обществе по-прежнему (хотя и не столь властно) доминирует светское мировоззрение. Соответственно, светское содержание насыщает моральные и социальные нормы поведения граждан. Тем не менее, авторитет религии, ее воздействие на многие стороны общественной жизни весьма возросли. В этой исторической ситуации впервые в истории РПЦ ею представлено доктринальное социальное учение. Принятый в 2000 г. на юбилейном Архиерейском соборе документ назван «Основами социальной концепции Русской православной церкви» (выделено нами — В.Г.), чем подчеркнута неполнота документа, наличие в нем лишь основных руководящих социальных идей современного православия. Действительно, львиную долю в документе занимают далекие от социально-философского обзора схоластичные и даже казуистичные экскурсы в исто-рико-правовые аспекты государственно-церковных отношений. Тем не менее, ОСК РПЦ содержит ряд систематизированных современных социальных воззрений авторитетнейшей конфессии в постсоветской России.

Концепция слабо философична. Документ насыщен многочисленными сносками на Священное писание, постановления Вселенских Соборов, труды Отцов церкви, высказывания святителей и пр. Декларативный и категоричный стиль документа скорее напоминает директиву, нежели социальную концепцию, опирающуюся на теоретическую аргументацию и философскую традицию. Философское наследие, в том числе труды выдающихся русских религиозных философов концепция, в сущности, игнорирует. Тем не менее, ряд идей документа неявным образом вошли сюда из русской религиозной философии конца Х1Х-начала XX вв.

Исходные построения концепции отправляются из взаимоотношений церкви и мира. РПЦ сохранила богословские традиции отношения к миру: ни безоговорочное принятие, ни отвержение его. Православие принимает мир, осенённый божественной благодатью. Свою миссию РПЦ видит в одухотворении мира, в подчинении его божественному закону. РПЦ с осуждением относится к секуляризации общества. Она мирится с ней, как с данностью, но не принимает это состояние. В документе определена собственная идеологическая позиция РПЦ, отличная от государственной доктрины. По-прежнему, духовная (церковная) власть ставится выше государственной власти. Церковь притязает на самостоятельную воспитательную функцию в обществе, на активное миссионерство.

Отношение современной церкви к социуму в документе представлено в 4 категориальных блоках:

1. Общество, понимание его природы, основ общественного устройства. 2. Церковь, понимание ее природы и институционального назначения, ее социального статуса и отношения к государству. 3. Личность, понимание её природы, ее связи с обществом и таких ее важных концептов как её существование, свобода, права и ответственность перед обществом. 4. Духовные константы современного общества (мораль, культура, наука).

Анализ этих категориальных логических срезов свидетельствует, что каждый из них в концепции последовательно сакрализован. В целом же концепция представляет собой не всеобъемлющее учение о социуме, а, скорее, учение о месте РПЦ в мире, о позиции воцерковлённого человека по отношению к миру. РПЦ подчёркивает свою мистическую природу. В этом документе можно уловить и претензии православия на возрождение статуса государственной религии, от которого она публично открещивается. Здесь явно высказывается пожелание РПЦ видеть общество воцерковлённым, передать ей дело воспитания и образования. Церковь впервые в своей патриотической истории прокламирует право на неповиновение светской власти.

Современный человек в концепции по-прежнему рассматривается как «повреждённая грехом личность». Он не в состоянии самостоятельно распорядится своей свободой без опеки со стороны Бога и церкви. Отметим гуманистическую направленность концепции. РПЦ заявляет о готовности разделить судьбу российского общества. Она выражает свою поддержку самым нуждающимся гражданам страны и призывает к резкому усилению благотворительного и милосердного служения. Она осуждает проявления аморализма и заявляет о необходимости выхода страны из духовного кризиса. Церковь готова возвысить свой голос в защиту высших человеческих ценностей, которые в её понимании, неразрывно связаны с Богом. В целом, социальная концепция православия призвана интегрировать РПЦ в современное общество, сохранив в неприкосновенности её мистическую природу и традиции. Заметим, что следуя давней консервативной традиции, вопреки ожиданиям многих ее приверженцев, РПЦ не приносит покаяния за проявления косности и реакционности в своей истории (как делает католическая церковь). Иерархи церкви, по всей видимости, полагают, что покаяние может вызвать сомнение в истинности православного пути, следовании древнеапо-стольским принципам и правилам. Тем не менее, РПЦ заявляет претензии на духовное окормление нации. Её концепция подкрепляет эти претензии.

Появление социальной доктрины у РПЦ инициировало работу в данном направлении у других традиционных конфессий. Спустя короткое время появилась своя доктрина у мусульман, у иудеев, у протестантов. Знакомство с ними показывает, что ОСК РПЦ послужили примером для составления подобных документов. Но, судя по наблюдениям за проповеднической и миссионерской деятельностью, «Основы социальной концепции.» до сего времени фактически не реализуются в повседневной церковной практике. Документ предстаёт, скорее, как презентация, предмет для дискуссии, но не как практическое руководство. Думается, что если РПЦ на деле будет реализовать эту концепцию в социальной практике, ей придётся еще более отойти от консервативной традиции, которая является её своеобразной визитной карточкой РПЦ.

9. Осуществленный в диссертации социально-философский анализ эволюции социального учения русской православной церкви, а в особенности, её итогового документа — «Основ социальной концепции русского православия» насыщает теоретико-методологический подход к предметному анализу социальных учений и подобных документов ряда иных конфессий в современном Российском обществе. Этот подход, в частности, может быть применен для выяснения реально-практического и социально-нравственного потенциала традиционных отечественных конфессий России при теоретическом обосновании стратегии выхода нашего общества из глубокого духовного кризиса. Осуществленный в диссертации анализ эволюции социального учения РПЦ, на наш взгляд, представляет практический интерес и для самой деятельности церкви в рамках ее гражданского сотрудничества с иными общественными организациями и органами власти.

Реализованная нами в диссертации методология может быть применена для философского анализа «религиозного фактора» в истории цивилизаций, ценностных оснований современного общества, проблем социо-культурного диалога и формирования толерантности. Полученные в исследовании новые научные результаты могут быть использованы для разработки и преподавания философских, культурологических, исторических и религиоведческих дисциплин в вузах и школах. г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Теология. //Новая философская энциклопедия. Т. 4. М., 2001.
  2. П.Н. Эволюция государственно-церковных отношений в 192 029гг. (на материалах Пермской епархии). Автореферат кандидатской диссертации. Пермь, 2002.
  3. В.Н. Философия всеединства. Новосибирск: Наука, 1990.
  4. II. «Выше Закона может быть только Любовь, Выше Права — лишь милость» // Московские новости, 1994, 17−24 апреля.
  5. II. Основы православного образования в России (доклад от 29 декабря 1994 г.)
  6. В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991.
  7. Н.К. Октябрьская революция и церковь. М., 1939.
  8. Аринин Е. И. Религиоведение. М.2004.
  9. К.Г. Церковь и демократическая культура: проблема адаптации и конфликты. //Вопросы философии, 2001, № 1.
  10. B.C. Социальная философия. М. ун-т, 1993.
  11. Р. Гражданская религия. //Новое время, 1994, № 11.
  12. М.Н. Православие в наши дни. М., 1990.
  13. С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: «Терра», 1991.
  14. С.Н. Героизм и подвижничество. //Вехи. Свердловск: Издательство Уральского ун-та, 1991.
  15. H.A. Самопознание. М. 1990.
  16. H.A. Смысл истории. М. 1990.
  17. H.A. Судьба России. М. 1990.
  18. H.A. Философия неравенства. М. 1990.
  19. В. Приоритеты: единство и обновление //МН, 1994, 23−30 января.
  20. Т.И. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910.
  21. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Свердловск: Издательство Уральского ун-та, 1991.
  22. Е.С. Православная церковь: история и социальная сущность.
  23. Т.С., Орлов В. В. Социальная философия. 3-е изд., перераб. и доп. Пермь, ПГУ, 2002.
  24. А., свящ. Виновато ли духовенство в происхождении и развитии русского сектантства? СПб,
  25. М. Протестантская этика и дух капитализма. Протестантские секты и дух капитализма. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира.//Избранные произведения. М. 1990.
  26. М. Хозяйственная этика мировых религий.//Избранное. Образ общества. М. 1994.
  27. Вероисповедная политика российского государства. Учебное пособие. М., 2003.
  28. А. В поисках православия. М., 2000.
  29. В.И. Социология религии. М., 1996.
  30. Гегель. Философия истории. //Сочинения. М., 1935, т.8.
  31. B.C. Религиозная составляющая социокультурных процессов в современной России // Религия в изменяющейся России. Том. 2. Пермь. 2004.
  32. С. РПЦ в период с 1943−70гг. // ЖМП, 1993, № 1 -2.
  33. Н.С. Старое и новое в современном православии. М. 1972.
  34. Н.С. Современное русское православие. JI. 1987.
  35. Н.С. Эволюция русского православия (20−30-е гг. 20 столетия). М. 1984.
  36. Н.С. Особенности модернизации современного православия. М., 1978.
  37. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. № 2(26). М., 2001. («Круглый стол»: «ОСК РПЦ»).
  38. А. Православие. //Наука и жизнь, 1993, № 6, с. 97−103.
  39. М.Д. К истокам социального учения иудаизма. //Социс, 2002, № 4.
  40. JI.M., Бернодская Ю. С. Техническая и художественная деятельность религиоведческий аспект. М. 2004.
  41. М.Е. О социальных функциях церкви. //Социс, 2002, № 4.
  42. Доклады II Всероссийского социологического конгресса «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». М., 2004, т. 2.
  43. В.Н. Философия веховства и модернизма: критика антигуманизма и эстетизма в России рубежа 20 В. М., 1984.
  44. В.И. Проблема законодательного обеспечения государственно-церковных отношений в свете социальной концепции русской православной церкви. // Церковь и время, 2001, № 4.
  45. А. Полнота божественной правды (религиозно-нравственные основания права). // Православная беседа, 2002, № 1.
  46. Н.П. Православная церковь в борьбе с революцией 1905−07гг. М., 1984.
  47. И.А. Путь к очевидности. М., 1993, с. 165.
  48. К., Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности). //Вопросы философии, 1997, № 6.
  49. М.Ф. Молодое поколение и религия. Пермь. 1977.
  50. И. Сочинения в 6 т. М., 1965, т. 4.
  51. K.M. Три духовных потенции. //Вопросы философии, 2002, № 12.
  52. Капустин Н. С. Особенности эволюции религии. М. 1984.
  53. Jl.П. Католичество. Томск, 1997.
  54. A.B. Очерки по истории русской церкви. М. 1997.
  55. А.Н. Государство и церковь: из истории взаимоотношений Советской власти и РПЦ (1917−45гг.). СПб, 1995.
  56. Ю.А. Философия религии. М., 1998.
  57. Кирилл, митрополит. РПЦ будет отстаивать традиционные ценности в открытой Западу России //НГ, 1993, 5 июня.
  58. Кирилл, митрополит. Церковь и общество в свете основ социальной концепции Русской Православной Церкви. //Церковь и время, 2002, № 2.
  59. Кирилл, митрополит. Русская Православная Церковь в современной России: служение обществу, трудности возрождения. //Вопросы экономики, 2002, № 1.
  60. Кирилл, митрополит. Русская Православная Церковь на пороге третьего тысячелетия. //Церковь и время, 2001, № 1.
  61. Г. С. Постмодерн и христианство. //Вопросы философии, 2001, № 12.
  62. К.В., Кучер О. Н. Религиоведение. Ростов-на-Дону Харьков, 2003.
  63. H.A. Опыт одного обновления. Об эволюции социальной доктрины католичества. //Свободная мысль, 1991, № 14.
  64. H.A. Социальные проблемы в христианстве. Исчерпала ли себя христианская социальная мысль? //Новая и новейшая история, 1993, № 6.
  65. М., протоиерей. «Будут двое одна плоть». //Православная беседа, 2001, № 4.
  66. Ю.С. Общество и личность в православной философии. Изд-во: Казанский университет, 1991.
  67. Ю.С. Критика понимания свободы в современном русском православии. Изд-во: Казанский университет, 1976.
  68. М.М. Современные социальные концепции русского православия. Харьков, 1988.
  69. К.Н. История становления и теоретические основания христианского учения об обществе. //Социально-политический журнал, 1997, № 4-
  70. К.Н. Русская православная Церковь в гражданском обществе. //Социально-политический журнал, 1998, № 2.
  71. С.В. Социальная философия. Волгоград, 1995.
  72. H.A. Власть и церковь в 1922−25гг. М., 1997.
  73. А.Н. Методология классического религиоведения. Благовещенск. 2004.
  74. Н.П. Эволюция социально-этических воззрений русского православия. М. 1986.
  75. Н.П. В погоне за веком (Отражение социальных процессов в богословских трудах и проповеднической деятельности православных священнослужителей). М. 1968.
  76. Н.П. Социально-этические воззрения русского православия в 20в. Киев, 1988.
  77. Крахмальникова 3. В поисках обещанного рая. (Очерки по истории РПЦ20 В.). М., 1993- //Нева, 1992, № 10.
  78. А. Православие без молодёжи //Московские новости, 1993, 4 июля.
  79. В.А. Религия и церковь в советском обществе. М., 1984- Религия и закон. М., 1970.
  80. П.К. Социальная позиция русского православия. М., 1969.
  81. П.К. Эволюция современного русского православия. М., 1. С 1971.
  82. И.А. Русская православная церковь в первой четверти 20в.
  83. А.И. Власть церкви. М., 2003.
  84. Н.Б. Рабочая молодёжь Ленинграда: Труд и социальный облик 1921−25гг. М., 1982.
  85. Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965.
  86. Ленин В. И. Социализм и религия. Полн. собр. соч., т. 12.
  87. В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн. собр. соч., т. 17.
  88. В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви.1. Полн. собр. соч., т. 17.4 89. Ленин В. И. Духовенство и политика. Полн. собр. соч., т. 22.
  89. Э.Н. Религия и борьба идей в современном мире. М., 1982.
  90. В.М. Идеология и политика современного русского православия. М., 1984.
  91. А.Е. Нравственное разложение и православие. //Педагогика, 1999, № 6.
  92. Н.О. История русской философии. М., 1994, гл. 16.
  93. И.О. Избранное. М., 1991.
  94. Г. В. «Спасая корабль веры»: очерки эволюции современного русского православия. Новосибирск, 1991.
  95. Д.Е. Социальные функции религии. М., 1975.
  96. К. Коммунизм газеты «Rheinischer Beobachter» //К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т. 4.
  97. К. Критика Готской программы. //К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т. 19.
  98. Материалы Предсоборного совещания. // Русская мысль. 1996, № 4090,4111,4112,4115.
  99. Материалы II Российской научно-практической конференции «Религия в изменяющейся России», 11−12 мая, 2004. Пермь, 2004.
  100. Милосердие: учебное пособие по образованию в области социальной работы. М., 1998.
  101. Г., протоиерей. Теоретический соблазн или мировоззренческая мутация коммунистической идеологии. // Посев, 2003, № 6.
  102. Митрохин JLH. Философия религии. М., 1993.
  103. Л.Н. Баптизм: история и современность. СПб, 1997.
  104. Митрохин Николай. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М. 2004.
  105. Н., Тимофеева С. Экономическая деятельность РГПД и ее теневая составляющая. М.2000.
  106. К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.
  107. М.П. Социальное учение церкви: новые аспекты. //Свободная мысль, 1998, № 3.
  108. М.П. Религия и современность. М., 1982.
  109. М.П., Гаврилов Ю. А. Шевченко А.Т. О социальном портрете современного верующего. // Социс, 2002, № 7.
  110. В.И. Наука о человеке. 1903.
  111. Н.М. История русской церкви. М., 1990.
  112. В. Демократия как проблема меры. // Вопросы философии, 1996, № 7.
  113. В. Актуальные проблемы российского православного церковного сознания. // Вопросы философии, 1999, № 2.
  114. В. О православном миропонимании. // Вопросы философии, 1993, № 4.
  115. В. Анализ 1−5 глав «ОСК РПЦ». // Социс, 2002,№ 4.
  116. В. Социальное учение Православной церкви. // Религия и право, 2000, № 5.
  117. М.П. Тупики православного модернизма. М., 1979.
  118. М.И. Государство и церковь. (История взаимоотношений 1917−1938гг.). М.: «Знание», 1991.
  119. М.И. Русская Православная Церковь в 20в.: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002.
  120. М.И. Русские патриархи 20 века. М., 1999.
  121. М.А. Нравственное богословие или христианское учение о нравственности. Киев. 1892.
  122. В.В. Мир, человек, мировоззрение. М.1985.
  123. О социальной концепции русского православия. Под ред. Мчедлова М. П. М: Республика, 2002.
  124. А. Дела веры (богословские аспекты социального служения церкви). // Православная беседа, 2001, № 6.
  125. В. В годину духовной брани //Советская Россия, 1993, 12 августа.
  126. Основы религиоведения. Под ред. Яблокова И. Н. М.: «Высшая школа», 2000.
  127. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. http://www.russian-orthodox-church.org.ru/sdOOr.htm.
  128. Основы социальной концепции русской православной церкви (круглый стол). //Социс, 2001, № 8.
  129. Н.Е. Современная практика православного богословия. В 3-х т.
  130. М.Г. Диалог о вере. Пермь, 1989.
  131. М.Г. Личность и религия. М., 1976.
  132. М.Г. О религиозной ситуации в Прикамье.// Свобода совести в России. М. 2004.
  133. М.Г. Религиозность: сегодня и завтра // Инф. Бюллетень Российской академии государственной службы. № 2, М., 1994.
  134. М.Г. Религиозные процессы в Прикамье в конце 80 начале 90-х гг. //Этнические проблемы регионов России. М.1998−1. 136. Писманик М. Г. Проблемы преподавания религиоведения.
  135. Материалы II Российской научно-практической конференции, 11−12 мая 2004 г. Пермь, 2004, т.2.
  136. М.Г., Бурко В. А., Жуланов С. С. Современные верующие, их социальный облик и самочувствие. //Социально-гуманитарные знания. 2003, № 4, с. 139−146.
  137. Л.А. Нравственное воспитание и религия (в современных условиях). //Педагогика, 1999, № 6.
  138. Д.В. Православная церковь в истории Руси, России, СССР. М., 1996.
  139. Д.В. Русская Православная Церковь в 20в. М., 1995.
  140. Православие в России. М., 1995.
  141. Православие: библейский указатель книг на русском и церковнославянском языке за 1918−93гг. М., 1996.
  142. Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000.
  143. Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. Казань, 1998.
  144. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М.- СПб: Летний сад, 2002.
  145. Религия и закон: Правовые основы свободы совести и деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии. М.: Юриспруденция, 2002.
  146. Религия и права человека. М.: «Наука», 1996.
  147. Религия и право. М., 1996.
  148. РПЦ в гражданском обществе // Социально-политический журнал, 1998, № 2, с. 133−145.
  149. А. Будет ли у православной гимназии свой дом? //Российскиевести, 1993, 27 марта.
  150. Русское православие: вехи истории. М., 1989.
  151. В. Возвращение на круги своя. // Якутия, 1993, 1 мая.
  152. В. От апостасии к миссии «удерживающего». // Православная беседа, 2000, № 6.
  153. Ю.Ю. О характере процесса секуляризации в России. // Вопросы философии, 2002, № 12- Атака на РПЦ?//Социс, 2001, № 11- О критериях определения религиозности населения. //Социс, 2001, № 7.
  154. В. Свобода совести без православия и ислама? //НГ, 1993, 20 августа.
  155. Р.Г. Государство и церковь на Руси. XIV—XVI вв. Подвижники русской церкви. Новосибирск. 1991.
  156. Р.Г. Святители и власти. JL 1990.
  157. Словарь. Религии народов современной России. М.: Республика, 1999. (под ред. Мчедлова М.П.).
  158. B.JI. Вера: Учебное пособие. Пермь, 2001.
  159. Современная религиозная жизнь России, т. 1. М., 2004.
  160. B.C. Прогресс и христианство. Киев, 1907.
  161. B.C. Сочинения в 2-х т. М., 1989.
  162. B.C. Жизненный смысл христианства. // Философские науки, 1991, № 3- Русская идея. СПб., 1991.
  163. М. Христианство и свободное конституционное государство. // Вопросы философии, 2001, № 4.
  164. М.А., свящ. Выступление на Орловском миссионерском съезде (1901г.) //Игумен Вениамин (Новик). Православие. Христианство. Демократия. СПб, 1999.
  165. Ф. Религиозный феномен и современная наука. //Вопросы философии, 2002, № 2.
  166. A.A. Современное православие и наука. Киев, 1990.
  167. Тажурзина 3. Так чем же полезна религия? // Комсомольская правда, 1987, 10 апреля.
  168. К. Деяния Священного Собора 1917−18гг. как исторический источник.// ЖМП, 1993, № 1.
  169. Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.
  170. Г. П. Социальное значение христианства. // Философские науки, 1991, № 3.
  171. Н., свящ. Опыт уяснения основных вопросов науки сектове-дения. //Труды Киевской Духовной Академии. Год V. Кн. 7−8. Киев, 1914.
  172. С., Воронцов JI. Как идёт религиозное возрождение России? // Наука и религия, 1993, № 5.
  173. Философия. Под ред. Никитич JI.A. М., 2000.
  174. Философский энциклопедический словарь. М., 2004.
  175. Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.
  176. C.JI. Сочинения. M., 1990.
  177. СЛ. Духовные основы общества: Церковь и мир. //Религия и общество. М., 1992.
  178. Э. Душа человека. М., 1992.
  179. Христианство. Словарь. М., 1994.
  180. Церковь и общество. М., 2001.
  181. Церковь: шаг в новый век. М., 2000.
  182. В. Русская Церковь (1917−25). М., 1996- История РПЦ: 191 790. М., 1994- Отдайте всякому должное. //Православная беседа, 2002, № 5.
  183. В., протоиерей. Закон и церковно-государственные отношения в России. // Церковь и время, 2001, № 4.
  184. А.Б. Критика философских основ православия. М., 1978.
  185. И.Н. РПЦ в 1917−67гг. // ЖМП, 1967, № 10.
  186. JI.E. Идеология славянофильства и современное православие. М.: «Знание», 1985.
  187. М.И. Религия и трудовая деятельность человека. М., 1975.
  188. О. Имеют ли православные социальную доктрину? (о труде, собственности). //Православная беседа, 1999, № 4.
  189. Н. Религия семьи. //Россия, 1991, 17 сентября.
  190. Ю.А. Пути российского образования и Православие. Сборник статей. М.: ГЛК, 1999.
  191. М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущёве. М, 1999.
  192. Ю. В поисках «христианского социализма» в России. // Вопросы философии, 2000, № 12.
  193. Г. РПЦ в советское время (1917−91). М., 1995.
  194. Ф. Анти-Дюринг. //К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т. 20.
  195. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. //К. Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т. 21.
  196. И.Н. Социология религии. М., 1979.
  197. И.Н. Методологические проблемы социологии религии. М., 1972.
  198. Г. Время начаться суду с Дома Божьего. // НГ, 1994, 3 февраля- Я предостерегаю. // НГ, 1994, 12 апреля.
  199. К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
  200. И.Б. Критика социальной доктрины современного католицизма. М.: «Знание», 1986.
  201. И.Б. Социальная философия католицизма в 20 в. Киев, 1988.
  202. И.Б. Социальная программа католицизма. М.: «Знание», 1990.
Заполнить форму текущей работой