Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Е. И. Замятин и театр

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Постоянно идет активный — обмен информацией между отечественными и зарубежными исследователями, регулярно проводятся международные Замятинские встречи и чтения (Лозанна — 1987, 1995; Тамбов — 1992, 1994, 1997, 2000; Санкт-Петербург — 1997 и 1999; Елец -2004). Доклады, выступления, звучащие на этих научных форумах, выходят отдельными изданиями. Например, в сборник «Новое о Замятине» (1997… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. «Лаборатория эта работает ныне на весь мир» (театральные взгляды Е.И. Замятина)
  • Глава II. Драматургия Е.И. Замятина
  • Глава III. «Театральный зал, взволнованный вашей пьесой» (к истории сценической интерпретации пьес Е. И. Замятина в русском драматическом театре)

Е. И. Замятин и театр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В XX веке в литературном обиходе появилось новое понятиеантиутопия. Одно из первых произведений, во многом предопределившее направление развития этого жанра, классический образец антиутопии, -роман Е. И. Замятина с вызывающе кратким и одновременно полифоничным названием «Мы». Он был написан в 1921 году, после выхода в свет в 1924 в Праге роман получил широкую известность во всем мире. На родине же «Мы» впервые опубликовали лишь в 1988 году в журнале «Знамя». Сегодня именно с этим романом, ставшим своеобразной визитной карточкой своего автора и вместе с тем сыгравшим роковую роль в его судьбе, ассоциируется имя Е. И. Замятина. Но творческое наследие этого талантливого писателя, мыслителя, критика, педагога, конечно, гораздо шире и многограннее. В последнее время все более пристальное внимание искусствоведов привлекает драматургия и публицистика Замятина. Но исследования его пьес сегодня носят скорее эпизодический характер, они ведутся практически бессистемно, и почти никто из замятиноведов не обращался к анализу его теоретических взглядов на искусство театра, их соотношению с художественным творчеством самого мастера. Из этого вытекает новизна и актуальность работы «Е. И. Замятин и театр».

Степень изученности вопроса. Научный интерес к личности Е. И. Замятина постоянно возрастает как у нас в стране, так и за рубежом. В печати появляются все новые и новые публикации, в том числе и архивных документов. Наиболее серьезная работа в этой области проделана Л. И. Бучиной и М. Ю. Любимовой, составителями Третьего выпуска серии «Рукописные памятники» (1997). Они подготовили описание всех рукописных материалов Евгения Ивановича и Людмилы

Николаевны Замятиных, которые хранятся в фонде Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. В рамках совместного проекта по освоению рукописного наследия Е. И. Замятина, реализуемого Российской национальной библиотекой и Бахметьевским архивом Русской и Восточно-европейской истории и культуры при Колумбийском университете в Нью-Йорке (США), издательство «Наследие» в 1999 году выпустило книгу «Я боюсь». Это была первая в нашей стране попытка с максимальной полнотой под одной обложкой представить критические, публицистические и мемуарные тексты Замятина. Работа в этом направлении продолжается и сегодня: издательство «Новая книга» готовит к печати очередной том пятитомного собрания сочинений Е. И. Замятина, которое объединит не только его художественные произведения, но и публицистику, записные книжки. В России самостоятельным изданием «Записные книжки» Замятина были выпущены в 2003 году в издательстве «Вагриус».

Постоянно идет активный — обмен информацией между отечественными и зарубежными исследователями, регулярно проводятся международные Замятинские встречи и чтения (Лозанна — 1987, 1995; Тамбов — 1992, 1994, 1997, 2000; Санкт-Петербург — 1997 и 1999; Елец -2004). Доклады, выступления, звучащие на этих научных форумах, выходят отдельными изданиями. Например, в сборник «Новое о Замятине» (1997) включены материалы симпозиума, проходившего в 1995 году в Лозанне. Среди представленных здесь работ необходимо выделить библиографический обзор, подготовленный А. Ю. Галушкиным. Он назвал его «» Возвращение" Е. Замятина", и кавычки здесь не случайны. Первая библиография под таким названием была напечатана в журнале «Советская библиография» (1989, № 3). Ее составительА.Н. Стрижев, чьи усилия, направленные на возвращение Е. И. Замятина отечественному читателю, заслуживают большого уважения. В библиографии А. Ю. Галушкина описаны публикации, появившиеся на русском языке с 1986 по 1995 год. Кроме перечня новых изданий самого Замятина, здесь указаны работы о его жизни и творчестве, что, безусловно, облегчает поиск каждому, кто обращается к изучению литературного наследия художника.

Однако, несмотря на все возрастающее количество исследований, посвященных Замятину, один из важных вопросов — определение характера художественного метода писателя, выяснение отличительных особенностей его авторской индивидуальности — в современном замятиноведении остается по-прежнему открытым. В работах разных ученых имя Замятина соотносится и с реализмом, и экспрессионизмом, и сюрреализмом, и конструктивизмом, и постмодернизмом. В частности Леонид Геллер — организатор лозаннских встреч и составитель сборника «Новое о Замятине» — в предисловии к этой книге пишет: «Идет открытие Замятина, лишенного идеологической, „антиутопической“ нагрузки» [114, с.4]. Размышляя о причинах устойчивого интереса к замятинским вещам, несмотря на их «подчеркнутую сделанность», «сплошную значимость», Геллер говорит, что сегодня «выпирающая инженерия замятинского письма» может быть воспринята как «обнажение приема», как «авторефлексия, как намек на интертекстуальность, то есть, как самая что ни на есть постмодернистская игра. Если это так, значит, Замятин прошел самую трудную проверку на прочность: одновременное испытание на время, моду и культурную дистанцию. Такую проверку проходят настоящие большие писатели — классики» [114, с.4].

Разноголосица" в определении художественного метода Е. И. Замятина, который не укладывается в «прокрустово ложе» установленных канонов, может быть объяснена именно масштабом его творческого дарования, впитавшего в себя и переплавившего различные направления, школы и приемы. «Произведения писателя можно сравнить с насыщенным раствором, в котором „взвешенными частицами“ являются библейские сюжеты и образы, цитаты из прозы и поэзии, философских и исторических сочинений, газетных статей, а также математические и естественнонаучные понятия», — пишет М. Ю. Любимова в автореферате своей докторской диссертации «Тврческое наследие Е. И. Замятина в истории культуры XX века» [93, с.13], продолжая и развивая, таким образом, наблюдения профессора Лозаннского университета Леонида Геллера. Он, в свою очередь, в предисловии к своей книге «Слово мера мира» отмечает: «Творчество Замятина — необычайно благодатная тема для исследователя, и не только потому, что оно все еще сравнительно мало изучено. Оно вобрало в себя все то, чем жила русская культура начала века — все ее надежды, страхи, открытия, — и предварило многое из того, чем живем мы сегодня. На Замятина многие повлияли, он сам повлиял на многихв своих художественных поисках он стремился найти ту точку, в которой наука скрещивается с искусством, литература с живописью и музыкой. И его произведения хранят следы всех влияний и стремлений» [47, с. З]. Замятин выдержал непростую проверку временем, о которой говорит Геллер. Его оценка художественного метода Замятина как постмодерниста, нашедшая отражение в книге «Слово мера мира» (1994), а также в ряде критических статей, представляется наиболее последовательной и убедительной.

К сожалению, до сих пор практически отсутствуют издания солидных русскоязычных монографий, посвященных жизни и творчеству мастера, за исключением книги Л. В. Поляковой «Евгений Заметан в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи», вышедшей в издательстве Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина в 2000 году.

Сегодня, когда мы после более чем полувекового забвения вновь открыли для себя Замятина — создателя ярких эпических произведенийи, по меткому замечанию В. Б. Шкловского, поняли, что «без Замятина наша литература была бы неполной» [163, с. 5], к нам пришло осознание необходимости осмыслить все грани замятинского таланта, чтобы не обеднять самих себя, свою художественную культуру. Различным аспектам творческой биографии Замятина в контексте отечественной и мировой культуры XX века посвящены исследования российских и зарубежных ученых, составившие сборник, который так и называется: «Евгений Замятин и культура XX века» (2002). Один из авторов этой книги — известный историк театра XX века Д. И. Золотницкий. В статье «» Измена литературе". Замятин-драматург" исследователь, задавшись риторическим, казалось бы, вопросом — «Замятин и драма? Замятин и театр?» — в целом успешно отвечает на него утвердительно, хотя некоторые положения статьи, как увидим ниже, могут послужить предметом дискуссии. Но наиболее полную и последовательную информацию о драматургическом наследии Замятина сегодня, как это ни парадоксально, можно найти в его собственной автобиографии 1931 года, написанной для неосуществленного издания двухтомного «Словаря драматургов». Именно эта автобиография Замятина послужила структурной основой для статьи Золотницкого, а также для обзора драматургии Замятина, предпринятого Робертом Расселом и опубликованного в «The Slavonic and East European Review» в апреле 1992 года.

Вышло в свет немало интересных работ, посвященных анализу пьес Замятина. Например, статьи в многотомном продолжающемся издании Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина «Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня», среди которых нужно выделить работы И. Е. Ерыкаловой «Черновые рукописи пьесы Е. И. Замятина «Огни святого Доминика» «и «К истории создания пьесы Е. И. Замятина «Атилла» «(1987), Е. А. Лядовой «Художественные средства создания характеров в пьесе «Атилла» «(2000), М. Ф. Пьяных «Трагическое в творчестве Е. Замятина («Мы» и «Атилла»)» (2000). Сведения о работе Замятина над пьесой, создававшейся по мотивам «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, содержатся в книге И. М. Поповой «» Чужое слово» в творчестве Е. И. Замятина (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский)» (1997). Особо следует отметить подборку материалов, включенных М. Ю. Любимовой во второй номер ежеквартальника русской филологии и культуры «Russian studies» (1996) в раздел «Судьбы писателей»: Р. Гольдт «Мнимая и истинная критика западной цивилизации в творчестве Е. И. Замятина. Наблюдения над цензурными искажениями пьесы «Атилла» «, Д. И. Золотницкий «Евгений Замятин и «Инсценировка истории культуры» «, Т. Д. Исмагулова «Евгений Замятин на сцене театра русской эмиграции («Общество Почетных Звонарей» и «Блоха» в Театре Русской Драмы г. Риги)». Любопытную трактовку пьесы «Блоха» предлагает Р. Гольдт в статье «Условные и творческие аспекты знака в «Блохе» Е.И. Замятина», вошедшей в книгу «Поиски в инаком. Фантастика и русская литература» (1994).

Объект исследования настоящей диссертации — опубликованное творческое наследие Е. И. Замятина, в первую очередь его пьесы и статьи, посвященные театральному искусству.

Предмет исследования — взаимоотношения Е. И. Замятина с русским драматическим театром. За пределами исследования остается разговор о работе Замятина для музыкального театра (он, например, был одним из авторов либретто оперы Д. Д. Шостаковича «Нос», поставленной в 1930 году на сцене Малого оперного театра в Ленинграде), так как это заслуживает специального анализа.

Материалы исследования. Источниками наблюдений являются художественные тексты Е. И. Замятина, его драматургия. Анализу подлежат пьесы, указанные в замятинской автобиографии 1931 года. Пьеса же «Рождение Ивана» (1931) не включена в данный обзор, так как она по-прежнему остается неопубликованной, и сам Замятин ни разу не вспоминал эту пьесу ни в одном из своих интервью, где бы отвечал на вопросы, связанные со своим опытом драматурга.

При этом рассматриваются только произведения, ориентированные именно на театр. Кинодраматургия Замятина (он немало работал и для кино, особенно, когда жил уже за границей) исключена, потому что она требует отдельного разговора — детального и обстоятельного. Хотя сам писатель к своим занятиям сценариста относился с некоторым пренебрежением, считая их недостаточно серьезными по сравнению с эпическими жанрами, например, в письме от 14 мая 1935 года американскому переводчику Чарльзу Маламуту он признавался: «В голове у меня — неплохой капитал, а я его трачу на Ersatz’bi, на писание каких-то сценариев — только потому, что это единственная не так мизерабельно оплачиваемая работа здесь» [98, с. 143], тема «Замятин и кино» не менее интересная, чем «Замятин и театр».

В диссертационной работе используются письма, публицистика, воспоминания современников Замятина (К.И. Чуковский, A.M. Ремизов, Н. А. Оцуп, К. А. Федин, А. К. Воронский, А. Ф. Доманская, М. А. Осоргин и другие), архивные материалы. Для подкрепления собственных размышлений и выводов автор диссертации апеллирует к мнению современных специалистов (М.Ю. Любимова, А. Ю. Галушкин, О. Н. Михайлов, Н. Н. Примочкина, В. А. Туниманов, О. А. Казнина, И. О. Шайтанов и другие). Подобный подход предполагает многократное обращение к первоисточникам, что влечет за собой частое цитирование документов эпохи и различных научно-критических работ.

Цель работы. Воссоздать творческий портрет Замятина-драматурга и театрального деятеля на основе анализа его пьес, рецензий, отзывов того времени и новых научных исследований.

Задачи работы:

— обобщить и систематизировать наблюдения над художественными произведениями Е. И. Замятина, его письмами и теоретическими рассуждениями, касающимися драматургии, театрального искусства;

— проследить, как складывались взаимоотношения художника и мыслителя с театром;

— определить место драматургии в контексте творчества Е. И. Замятина;

— оценить вклад Е. И. Замятина в развитие отечественного театрального искусства, драматургии.

Методологическую, теоретическую основу данного исследования составляют научные труды по эстетике, истории и теории искусства М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана. Среди работ Ю. М. Лотмана следует выделить прежде всего такие, как «Проблема сходства искусства и жизни в свете структурального подхода» (1962), «Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем» «(1967), «Семиотика сцены» (1980), «Язык театра» (1989). Для понимания эстетической природы карнавальной народной культуры, тесно связанной с пьесой Замятина «Блоха» и ее постановками, важна статья Ю. М. Лотмана «Художественная природа русских народных картинок» (1976), книга М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965), в первую очередь — «Введение. Постановка проблемы», а также работа П. Г. Богатырева «Народный русский театр» (1923). Идеи М. Нордау, А. А. Богданова, Ф. Ницше и других мыслителей, оказавшие влияние на формирование мировоззрения

Е.И. Замятина и его творчество, освещены в диссертации доктора культурологии М. Ю. Любимовой «Творческое наследие Е. И. Замятина в истории культуры XX века» (2000), а также затронуты в книге А. Г. Гачевой, О. А. Казниной, С. Г. Семеновой «Философский контекст русской литературы 1920 — 1930;х годов» (2003). Идеям цикличности, «вечного возвращения», связанным с именами Дж. Вико, О. Шпенглера, Н. Я. Данилевского, Н. А. Бердяева, чьи взгляды нашли преломление в творчестве Замятина, посвящен сборник научных трудов «Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве» (2004).

Методы исследования. В работе используются культурно-исторический подход, историко-биографический и герменевтический методы, применяется текстологический анализ, что позволяет проследить взаимодействие пьес и эпических произведений Е. И. Замятина, их связь с теоретическими и философскими взглядами писателя, поставить его имя в контекст русской и мировой драматургии.

Структура исследования. Работа «Евгений Иванович Замятин и театр» включает три основных раздела.

I глава — «Лаборатория эта работает ныне на весь мир» — анализ взглядов Е. И. Замятина на искусство театра, изложенных в его статьях и интервью, большинство из которых появилось в 30-е годы, уже после того, как их автор вынужден был покинуть Россию, однако не утратил духовной связи с родиной.

II глава содержит обзор драматургии Е. И. Замятина. Пьесы рассматриваются не в хронологическом порядке, а в зависимости от того, как они связаны с эпическими произведениями автора и как складывалась их сценическая судьба в русском театре.

Наиболее «удачливыми» пьесами Замятина, которым посчастливилось попасть на русскую сцену, оказались «Общество почетных звонарей» и «Блоха», им посвящена П1 глава данной работы

Театральный зал, взволнованный вашей пьесой" (к истории сценической интерпретации пьес Е. И. Замятина в русском театре)". Анализ спектакля по пьесе Замятина «Блоха», созданного Полем Эттли в Театре мастеровых и показанного в Брюсселе в 1933 году, выходит за рамки данного исследования, так как эта постановка имеет особую специфику, связанную с переводом текста на французский язык.

Успех спектаклей «Блоха» в МХАТ 2-м и БДТ был во многом предопределен участием в их создании художника Б. М. Кустодиева. Сам Замятин считал, что «Блоха» — «одна из самых удачных — может быть, даже самая удачная — его /Кустодиева — О. Р./ театральная работа» [2, т.2, с.275]. Рассказ об оформлении спектакля Кустодиевым можно найти в монографиях В. И. Лебедевой, Т. А. Савицкой, A.M. Туркова, М. Г. Эткинда, в статье А.К. Робиновой-Коненковой и М. В. Петровой «Кустодиев — театральный художник», помещенной в каталоге «Кустодиев и театр» (1979).

Чтобы понять, какое значение имела постановка для каждого из ее создателей (режиссера А. Д. Дикого, драматурга Е. И. Замятина, художника Б.М. Кустодиева) лучше всего обратиться к воспоминаниям, наблюдениям, описаниям самих участников событий и их современников — П. А. Маркова, Б. В. Алперса, А. П. Мацкина. В 1976 году издательство «Искусство» выпустило книгу А. Д. Дикого «Избранное», в ней, кроме «Повести о театральной юности», многие страницы которой посвящены «Блохе», была представлена переписка режиссера с драматургом и художником. О пьесе и ее постановках во МХАТ 2-м и БДТ интересно рассказывает в «Дневнике моих встреч» Ю. П. Анненков (1966). Описание декораций находим в очерке А. А. Бартошевича «Кустодиев в театре» (1927).

В заключении подведены итоги и намечены перспективы проведенного исследования.

Библиография включает 167 наименований и отражает основные источники и материалы, использованные диссертантом в работе.

В приложении представлены фотографии, иллюстрации, материалы, связанные с театральными постановками пьес Замятина как 20-х годов XX столетия, так и современными, созданными уже на рубеже XX — XXI веков.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что на основе привлечения обширного фактологического материала, непосредственно связанного с практикой театра, целостно воссоздан портрет Замятина-драматурга. Основные положения, конкретные наблюдения исследования могут быть использованы в учебных и специальных курсах по истории русской драматургии, театрального искусства XX века.

На защиту выносятся следующие положения.

Театр занимал важное место в жизни Е. И. Замятина. Изучение его теоретических размышлений о природе театрального искусства, о театральном процессе 20-х годов XX века дает возможность более полно осмыслить философские и эстетические взгляды Замятина, которые следует рассматривать как немаловажную деталь в картине отечественного искусствоведения.

Драматургия — значительная и неотъемлемая часть творческого наследия Е. И. Замятина, в ней находили продолжение темы, идеи, образы, характерные для эпических произведений писателя. И хотя Замятин-драматург в художественном плане несколько уступает Замятину — автору емкой и лаконичной прозы, его пьесы заслуживают более пристального внимания со стороны теоретиков и более заинтересованного отношения со стороны практиков театра. Доказательство тому — успешные постановки комедии Замятина «Блоха», осуществленные в 20-е годы прошлого столетия.

Апробация результатов исследования. Размышления о творчестве Замятина-драматурга, наблюдения над его театральными взглядами становились темой публичных выступлений автора диссертации и неоднократно обсуждались на научно-практических конференциях: Четвертые Шешуковские чтения, МПГУ, 2000 годЧетвертые Замятинские чтения, Тамбовский Государственный университет имени Г. Р. Державина, 2000 годXVI научно-теоретическая конференция аспирантов РАТИ «Традиции отечественного театроведения и проблемы современной методологии», Москва, 2001; научно-практическая конференция «Литература на рубеже тысячелетий», Орехово-Зуевский государственный педагогический институт, 2001 годнаучно-практические конференции «Филологические традиции и современное литературное образование», МГПИ, 2002 и 2005 годыТретьи Гоголевские чтения «Н. В. Гоголь и театр», Москва, библиотека № 2 имени Н. В. Гоголя, 2004 год.

Основные положения диссертационной работы отражены в следующих публикациях ее автора: «Левша» Н. С. Лескова в художественной культуре XX века // Мировая словесность для детей и о детях. — М., 1999; Сказ Н. Лескова «Левша» и пьеса Е. Замятина «Блоха» // Проблемы эволюции русской литературы XX в. Четвертые Шешуковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Вып. 6. -М., 2000; Пересечение творческих судеб Е. Замятина и Б. Кустодиева // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы. — Тамбов, 2000; «Самая серьезная игра — это игра с судьбой» (размышления о пьесе Е. И. Замятина «Атилла») // Литература на рубеже тысячелетий. Сборник материалов научно-практческой конференции. Вып.1. — Орехово-Зуево, 2001; Пьеса «Огни святого Доминика» — первый драматический опыт Е. Замятина // Филологические традиции и современное литературное образование.

Сборник научных докладов. — М., 2002; «Лаборатория эта работает ныне на весь мир.» (к вопросу о театральных взглядах Е.И. Замятина) // Российская культура глазами молодых ученых: Сборник трудов. Вып. 12. — СПб., 2002; «И вдруг заблестел перед ним Петербург.» (образ столицы в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и в пьесе Е. И. Замятина «Блоха») // «Н. В. Гоголь и театр»: Третьи Гоголевские чтения: Сб. докл. — М., 2004; «Сегодняшнее» и «современное» в драматургии Е. И. Замятина // Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. — М., 2004; Игровое, карнавальное начало комедии Е. И. Замятина «Блоха» // Филологические традиции и современное литературное образование. Сборник научных докладов. — М., 2005.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческому наследию Е. И. Замятина посвящено немало научных трудов. Однако любой замятиновед на полном основании может повторить слова из дневниковой записи Д-503, героя романа «Мы»: «Я совершенно озадачен. Вчера в этот самый момент, когда я думал, что все уже распуталось, найдены все иксы, — в моем уравнении появились новые неизвестные» [3, с.600]. Эти «неизвестные» таятся в биографии писателя, в интерпретации сюжетов и образов его произведений, стиле и языке, философских и эстетических взглядах художника. Чтобы с максимальной полнотой раскрыть их, потребуется еще немало усилий искусствоведов и биографов.

В данной диссертационной работе, если пользоваться математическим языком, столь близким Е. И. Замятину, отражен опыт поиска необходимых «неизвестных», позволивших составить уравнение «Замятин и театр», а также представлен один из возможных путей его решения.

Предпринятый целостный анализ драматургии Е. И. Замятина, его теоретических, публицистических работ позволяет сделать вывод о том, что в них нашли отражение основные тенденции развития театрального искусства 20-х годов XX века, связанные прежде всего с поиском новых форм, новых выразительных средств. Несмотря на то, что театральное наследие Замятина не так уж велико в количественном отношении, оно является немаловажным звеном в истории отечественного театра, так как подтверждает и вместе с тем дополняет существующие научные знания и представления о театральном процессе послереволюционной эпохи.

Среди работ Замятина — публициста, теоретика есть ряд статей, которые представляют непосредственный интерес для специалистов в области театрального искусства: «Народный театр», «Современный русский театр», «Будущее театра», «Москва — Петербург», «Театральные параллели». В лекциях по технике художественной прозы («О языке», «О сюжете и фабуле», «Чехов» и других), которые Замятин читал в 1919 — 1920 годах в Доме Искусств, обращаясь к проблемам психологии творчества, он также размышлял и о природе театрального искусства, о его соотношении с литературным творчеством.

Ситуация, сложившаяся на сценических подмостках в первое послереволюционное десятилетие, Е. И. Замятину была хорошо знакома. Он сам принимал непосредственное участие в театральной жизни своего времени: редактировал переводы пьес зарубежных авторов, как классиков (например, «Король Лир», «Отелло», «Венецианский купец» Шекспира), так и современных («Сенсация» Б. Хекта и Ч. Макартура), писал рецензии («В Передвижном театре»), сочинял собственные пьесы. К сожалению, большинство из них («Огни святого Доминика», «Пещера», «Атилла», «Африканский гость») оказались в свое время в списках произведений, не рекомендованных к постановке из цензурных соображений, и до сих пор они несправедливо забыты, не востребованы театром.

Литературоведы утверждают, что возвращение Е. И. Замятина к отечественному читателю состоялось. Театр делает в этом направлении только первые, пока довольно робкие, шаги. Пьесы Замятина чаще всего рассматриваются в контексте литературного творчества автора. Однако, каким бы интересным и оригинальным ни было драматическое произведение само по себе, его биография остается неполной без сценического воплощения

Внимание к творчеству Е. И. Замятина среди исследователей-теоретиков налицо. Они по достоинству оценили своеобразие творческой манеры художника, для которого характерны внимание к занимательной фабуле, стройная композиция, психологизм и смысловая значимость детали, чуткое отношение к слову. Практикам же современного театра еще, возможно, предстоит открыть для себя этого оригинального автора. Несмотря на публикации рассмотренных выше пьес в периодических изданиях и сборниках, драматургия Замятина широкого отклика у деятелей сцены пока не нашла. Хотя спектакль МХАТ 2-го стал в 1925 году настоящим событием театральной жизни Москвы и успех москвичей вдохновил ленинградцев (в 1926 году «Блоха» была поставлена в БДТ), другие пьесы Замятина на отечественную сцену так и не попали, если не считать спектаклей 1925 года «Общество почетных звонарей» в Ленинграде и Риге.

После «возвращения» Замятина на Родину во второй половине 1980;х годов, были предприняты отдельные попытки освоить театральное наследие мастера. Например, в конце 90-х пьеса «Блоху» поставили в Кимрском драматическом театре. В Москве, в театре «Жар-Птица», появился кукольный вариант этой комедии. Свою версию предложил Театр имени Евгения Вахтангова. Обратились к пьесе «Блоха» и в Петербурге: театр под руководством В. Малыщицкого, Учебный театр «На Моховой» и даже Мюзик-холл. В приложении представлены материалы, посвященные этим спектаклям. Но целый пласт интересных драматических произведений Замятина, и в первую очередь трагедия «Атилла», к которой сам драматург относился особенно серьезно, по-прежнему остается вне интересов театра.

Думается, что современные режиссеры, актеры, сценографы все-таки смогут увидеть и услышать в пьесах Замятина нечто созвучное нашему времени и своему собственному мироощущению, воплотив это в будущем спектакле. Тогда появятся яркие страницы театральной биографии замятииских произведений, датированные не только 20-ми годами ушедшего столетия, но и наступившим XXI веком. Драматургия Е. И. Замятин этого заслуживает. Проблематика его пьес не потеряла своей актуальности и поныне, его произведения по своей форме и содержанию представляют достойную литературную основу для сценической интерпретации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.И. Сочинения = Werke: В 4-х т. — Munchen: A. Neimanis Buchvertrieb und Verlag, 1970 — 1988.
  2. Е.И. Избранные произведения. Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы. — М.: Советский писатель, 1989. — 768 с.
  3. Е.И. Антология Сатиры и Юмора России XX века. Т. 28. М.: ЭКСМО, 2004. — 608 с.
  4. Е.И. Записные книжки. М.: Вагриус, 2001. — 254 с.
  5. Е.И. Автобиография. История одного города / Публикация, комментарии А. Ю. Галушкина // Странник. 1991. -№ 1.-С. 11−30.
  6. Е.И. Блоха (машинописный экземпляр пьесы с пометами режиссера). — Книжный фонд ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
  7. Е.И. Театр в Советской России. Два великана: Станиславский и Мейерхольд. — РГАЛИ. Ф.420 (Мейерхольд). Оп.1. Ед. хр. 3357.
  8. Г. «Блоха» // Жизнь искусства. 1926. — 7 дек. -№ 49.- С. 12 -13
  9. А.И. Солнце в день морозный. Кустодиев. М.: Молодая гвардия, 1978. — 176 с.
  10. . В. Театральные очерки: В 2-х т. — М.: Искусство, 1977.
  11. Андроникашвили-Пильняк Б. Два изгоя, два мученика: Б. Пильняк и Е. Замятин // Знамя. 1994. — № 9. — С. 123 — 153.
  12. Ю.П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. М.: Захаров, 2001.-512 с.
  13. Л.А. «Левша»: происхождение легенды // Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье. М.: Книга, 1986. -С. 225−266.
  14. А.А. Кустодиев в театре. Д.: О.С.Т.И., 1927. — 48 с.
  15. Г. А. Дон Кихоты революции опыт побед и поражений. -2-е изд., доп. — М.: РГГУ, 2004. — 623 с.
  16. Н.Н. Курсив мой: Автобиография. — М.: Согласие, 1999.-736 с.
  17. В.И. Советская сценография. 1917 1941. — М.: Наука, 1990.-221 с.
  18. С.Г. Путь актрисы. М.: ВТО, 1959. — 392 с.
  19. А.А. Искусство и революция. М.: Современник, 1979.-384 с.
  20. Блоха: Сборник статей. JL: Академия, 1927. — 32 с.
  21. В.А. Пьесы Е.Замятина «Атилла» и «Африканский гость» в «Новом журнале» (Нью-Йорк) // Творческое наследие Евгения Замятина: Взгляд из сегодня. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. — Вып. 9. — С. 152 — 159.
  22. Бувье-Ажан М. Аттила: Бич Божий. М.: Молодая гвардия, 2003. — 286 с. — (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.- Вып. 865).
  23. В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды. М.: Наука, 1980. — 360 с.
  24. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП (б) ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917- 1953. — М.: МФД, 2002. — 872с. (Россия. XX век. Документы).
  25. А.К. Искусство видеть мир. — М.: Советский писатель, 1987.- 704 с. 38. «Все тот же, русский и ничей.»: Письма Бориса Григорьева к Евгению Замятину / Публикация В. Н. Терехиной // Знамя.- 1998.-№ 8.- С. 163- 176.
  26. Встреча за круглым столом // Театральная жизнь. 1967. -№ 24.- С.14- 15.
  27. А.А. Театральная критика. Л.: Искусство, 1987. 227 с.
  28. Л. Апология беспорядка. Е. И. Замятин и постмодернистские теории хаоса // Евгений Замятин и культура XX века. Исследования и публикации. СПб.: Российская национальная библиотека, 2002. — С. 156 — 167.
  29. Л. Евгений Замятин: уникальность творческого почерка (?) //Кредо. 1995.-№ 10−11.-С.10−21.
  30. Л. Колесо хаоса. Замятин и постмодернизм. К постановке вопроса // Творческое наследие Евгения Замятина: Взгляд из сегодня. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. -Вып. 7.-С. 72−83.
  31. Л. Свет. Скорость. Сдвиг. «Кинописьмо» у Е. И. Замятина // Евгений Замятин и культура XX века. Исследования и публикации. СПб.: Российская национальная библиотека, 2002. — С.126 — 141.
  32. XX века. М: МИК, 1994. — 246 с.
  33. С.В. С памятью наедине— М.: Искусство, 1989.- 542 с.
  34. Р. Мнимая и истинная критика западной цивилизации в творчестве Е.И. Замятина, Наблюдения над цензурными искажениями пьесы «Атилла» // Russian studies: Ежеквартальник русской филологии и культуры. — 1996. В.2, № 2.-С.321 -349.
  35. И.Я. Сборник статей и материалов. М.: Искусство, 1967. — 344 с.
  36. Н.А. От карнавала к канону: Русская советская комедия 1920-х годов. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2003. —212с.
  37. Т.Т. Тема «заката Европы» в дилогии Е.И. Замятина об Атилле // Творческое наследие Евгения Замятина: Взгляд изсегодня. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. -Вып. 3. С. 94−104.
  38. А.Д. Избранное. М.: ВТО, 1976. — 442 с.
  39. В.Н. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. М.: Изобразительное искусство, 1991. — 208 с.
  40. И.В. Рассказы о художниках: В 2-х т. М.: Искусство, 1983.
  41. Евгений Замятин и культура XX века. Исследования и публикации. СПб.: Российская национальная библиотека. -2002.-475 с.
  42. Н.П. Демон театральности. СПб.: Летний сад, 2002.- 534 с.
  43. П.М. Искусство толкования. В двух частях. Дубна: «Феникс», 1997.
  44. И.Е. К истории создания пьесы Е.И. Замятина «Атилла» // Творческое наследие Евгения Замятина: Взгляд из сегодня. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. -Вып. З.-С. 137- 157.
  45. И.Е. Черновые рукописи пьесы Е.И.Замятина «Огни св. Доминика» // Творческое наследие Евгения Замятина: Взгляд из сегодня. Тамбов, Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997 -Вып. З.-С. 124−137.
  46. B.C. Театр и власть 1917 — 1927. От свободы до «осознанной необходимости». М.: Алетейа, 2003. — 656 с.
  47. Жизнь актерская: Мария Аронова // Театральная афиша: репертуар театров, аннотации к спектаклям. 2002. — Март. -С.11 — 17.
  48. Замятин на фоне эпохи: Дневники. Письма. Воспоминания //
  49. Д.И. Будни и праздники театрального Октября. Л.: Искусство, 1987.-255 с.
  50. Д.И. Евгений Замятин и «Инсценировка русской культуры» // Russian studies: Ежеквартальник русской филологии и культуры. 1996. — В.2, № 2. — С. 350 — 360.
  51. Из истории советской науки о театре. 20-е годы. Сборник трудов. М.: ГИТИС, 1988. — 340 с.
  52. Т.Д. Евгений Замятин на сцене театра русской эмиграции («Общество Почетных Звонарей» и «Блоха» в Театре Русской Драмы г. Риги) // Russian studies: Ежеквартальник русской филологии и культуры. 1996. — В. 2, № 2. — С. 361 — 375.
  53. История советского театроведения. М.: Наука, 1981. — 365 с.
  54. И.А. Русская драматургия XX века. М.: Флинта. Наука, 2003. — 208 с.
  55. Э. Режиссура Московского художественного театра 2-го (1913 — 1932) // Театр и драматургия. — Л.: Изд-во
  56. ЛГИТМиК, 1974. Вып. 4. — С. 148 — 186.
  57. В.А. Е.И. Замятин // Замятин Е.И. Избранные произведения. Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы. — М.: Советский писатель, 1989. С. 12 — 36.
  58. И.К. Бич Божий: исторический роман. Божье знамение: Повесть. М: Панорама, 1994. — 256 с.
  59. Е.М. Художники сцены русского театра XX века: Очерки. М.: «ТИД „Русское слово — РС“, 2002. — 416 с.
  60. Е. „Блоха“ // Красная газета. 1926. — 29 ноября. -№ 284.
  61. Культурная жизнь в СССР. Хроника. 1917 1927. — М.: Наука, 1975.-768 с.
  62. Культурная жизнь в СССР. Хроника. 1928 1941. — М.: Наука, 1976.-814 с. t
  63. Кустодиев в театре. Театральные эскизы и портреты в собрании ГЦТМ им. А. А. Бахрушина: Научный каталог фонда. -М.: Советский художник, 1979. 108 с.
  64. Б. А. Боришанская М.М. Русская антиутопия XX века. М., 1994.-247 с.
  65. Н. Станиславский в зрительном зале // Театральная жизнь.- 1988.-№ 2.- С. 8.
  66. Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство — 2000. — 704 с.
  67. Л.Н. „Обезьяны идут!“ Собрание произведений. СПб.: ИНАПРЕСС, 2003. — 752 с.
  68. М.Ю. О законе художественной экономи, фабуле и новых концах.(Е.Замятин — сценарий французского фильма „На дне“) // Russian studies: Ежеквартальник русской филологии и культуры. 1996. — В. 2, № 2. — С.375 — 387.
  69. М.Ю. Творческое наследие Е.И. Замятина в истории культуры XX века: Автореф. дис.. д-ра культурологических наук. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. — СПб. — 2000. — 32 с.
  70. М.Ю. Творческое наследие Е.И. Замятина в истории культуры XX века: Дис.. д ра культурологических наук. — Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. -СПб. — 2000.
  71. М. Режиссерские искания Большого драматического театра во второй половине 1920 гг. (1926−1933) // Театр и драматургия. Л.: Изд-во ЛГИТМиК, 1976. — Вып. 5. — С. 78 — 117.
  72. Е.А. Художественные средства создания характеров в пьесе „Атилла“ // Творческое наследие Евгения Замятина: Взгляд из сегодня. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000.- Вып. 9.-С. 140- 152.
  73. . Эстетная игрушка?! // Жизнь искусства. 1926. — 7 декабря.-№ 49.-С. 13
  74. Д., Флейшман Л. Из биографии Замятина: (По новым материалам) // Stanford Slavic studies. 1987. — Vol.1. — P. 103 — 151.
  75. П.А. В художественном театре. Книга завлита. М.: ВТО, 1976.-608 с.
  76. П.А. Правда театра. Статьи. — М.: Искусство, 1965. -540 с.
  77. Г., Стрижев А. Путь неприятия и боли//Современнаядраматургия. 1990. — № 1. — С. 200 — 204.
  78. А.П. А. Дикий играет Лескова // Театр. — 1986. № 3. — С.118- 134.
  79. А.П. Театр моих современников: Из старых и новых тетрадей. М.: Искусство, 1987. — 383 с.
  80. В.Э. Переписка. 1896 1939. — М.: Искусство, 1976.-465 с.
  81. Г. М. Горячие дни актерской жизни. — Л.: Искусство, 1972.- 184 с.
  82. М.В. Психологический тип Е. Замятина как архетипная доминанта его художественного метода // Творческое наследие Евгения Замятина: Взгляд из сегодня. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. — Вып. 7. — С. 104 — 111.
  83. Н.Ф. Повесть о жизни. Л.М.: Искусство, 1961.-300с.
  84. Московский Художественный театр. Сто лет: В 2-х т. М.: МХАТ, 1998.
  85. Народный театр. М.: Сов. Россия, 1991. — 544 с. — (Библиотека русского фольклора- Т. 10).
  86. Николай Гумилев в Воспоминаниях современников. Репринтное издание. М.: Вся Москва, 1990. — 318 с.
  87. Ст.С. Созидатель // Замятин Е. И. Собраниесочинений: В 5 т. М.: Русская книга, 2003. — Т.1. — С. З — 20.
  88. Новое о Замятине: Сборник материалов. М.: МИК, 1997.328 с. 115.0руэлл Дж. Рецензия на „Мы“ Е. И. Замятина // Оруэлл Дж. „1984“ и эссе разных лет. М.: Прогресс, 1989. — С. 306 — 309.
  89. Н.А. Евгений Замятин // Замятин Е. И. Антология Сатиры и Юмора России XX века. Т. 28. М.: Изд-во Эксмо, 2004. -С. 533 -539.
  90. П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. — 504 с.
  91. М. „Блоха“ в мелкоскопе // Рабочий и театр. 1926. — 7 декабря. -№ 49. — С. 12
  92. Парадокс о драме: Перечитывая пьесы 20−30-х годов / Сост. И. Л. Вишневская. М.: Наука, 1993. — 496 с.
  93. М. Театральное наследие Кустодиева // Театр. 1978. -№ 3. — С. 95 — 96.
  94. М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. М.: „Агентство „АД и Театр“, 2001. — 384 с.
  95. И.М. „Чужое слово“ в творчестве Е.И. Замятина (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский). Тамбов: Изд-во ТГТУ, 1997. — 149 с.
  96. Г. Г. Русское искусство начала XX века: Судьба и облик России. -М.: Наука, 2000. 128 с.
  97. М.Ф. Трагическое в творчестве Е. Замятина („Мы“ и „Атилла“) // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. -Вып. 9.-С. 118−140.
  98. A.M. Собрание сочинений. Т.5. Взвихренная Русь. -М: Русская книга, 2000. 688 с.
  99. A.M. Первые произведения. Ни за нюх табаку. Пьеса Евг. Замятина „Огни св. Доминика“. ГРАЛИ. Ф.420. Оп.1. Ед. Хр. 38, 5л.
  100. Т.А. Б.М. Кустодиев. М.: Искусство, 1966. — 148 с.
  101. Святополк-Мирский Д. П. Поэты и Россия: Статьи. Рецензии. Портреты. Некрологи. СПб.: Алетейя, 2002. — 380 с. 133. „Серапионовы братья“ в собраниях Пушкинского дома. Материалы. Исследования. Публикации. СПБ.: Дмитрий Буланин, 1998.- 192 с.
  102. Е.Б. Замятин и его роман „Мы“. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 80 с. — (Перечитывая классику).
  103. Ю. „Блоха“. Н. Лесков Е.Замятин // Новый зритель.- 1925.-№ 7.-С. 5−6.
  104. Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр 1926 1932. Ч. 1. — Л.: Искусство, 1982. — 408 с.
  105. Такой „Блохи“ еще не было! // Ваш досуг. 1998. — № 13 (51). -С. 42−43.
  106. О.В. Основные направления современного замятиноведения // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. -Вып. 10. — С.147- 153.
  107. С.Ю. Петербургский миф в рассказах Е. Замятина 20-х годов // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. -Вып. 8. -С.27−30.
  108. В.А. Ф.М. Достоевский и русские писатели XX века. СПб.: Наука, 2004. — 380 с.
  109. A.M. Кустодиев. -М.: Искусство, 1986. 160 с.
  110. К.А. Горький среди нас. — М.: Советский писатель, 1977.-368 с.
  111. X. „Блоха“ (в МХАТе молодом) // Известия. -1925.- 12 февраля № 35.
  112. Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве. М.: Наука, 2004. — 621 с.
  113. К.И. Дневник. 1901 1969: В 2-х т. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, Звездный мир, 2003.
  114. И.О. .Но Русь была одна.» // Замятин Е. И. Мы: романы, повести, рассказы, сказки. — М.: Современник, 1989.- С.3−21.
  115. Ф.И. Маска и душа. М.: Московский рабочий, 1989.-384 с.
  116. З.А. В поисках Набокова. Отражения. М.: Книга, 1991.-316 с.
  117. Л.И. Революция и культура в публицистике Е. Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. -Вып. 3. — С. 33−46.
  118. Л.И. Петербург и «петербургский текст» Е. Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. -Вып.7. -С. 53−63.
  119. В.Б. Гамбургский счет. Статьи воспоминания -эссе (1914 — 1933). — М.: Советский писатель, 1990. — 544 с.
  120. В.Б. О рукописи «Избранное» Евгения Замятина // Замятин Е. И. Избранные произведения. — М.: Советский писатель, 1989.-С. 5−11.
  121. М.Г. Борис Михайлович Кустодиев. JI. — М.: Искусство, 1960.-219 с.
  122. А.З. Революция и театр. JL, Искусство, 1977. — 270 с.
  123. Robert Russell. The Drama of Evgenii Zamiatin // The Slavonic and East European Review. 1992. — Vol. 70, № 2. — P. 228 — 248.
Заполнить форму текущей работой