Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Административно-правовое регулирование в области массовой информации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В мире существуют 4 основных модели, в соответствии с которыми строится система административных органов, осуществляющих регулирование деятельности в области массовой информации а) Англосаксонская, при которой не создается специально уполномоченных административных органов в области массовой информацииб) Унитарная, при которой существует единый административный орган управления как печатными, так… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Сущность и субъекты административно-правового регулирования в области массовой информации
    • 1. Сущность административно-правового регулирования в области массовой информации
    • 2. Основные субъекты административно-правового регулирования в области массовой информации
  • Глава II. Основные административно-правовые методы регулирования деятельности в области массовой информации
    • 3. Государственная разрешительная политика в области массовой информации
    • 4. Административный контроль и административный надзор в области массовой информации
    • 5. Административная ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации

Административно-правовое регулирование в области массовой информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования: «Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений (здесь и далее курсив и иные выделения текста принадлежат автору). При этом из всех информационных общественных отношений наиболее значимую для социума роль играют общественные отношения, связанные с массовой информацией.

Область массовой информации без всякого преувеличения можно назвать средоточием современной общественной жизни. Средства массовой информации (СМИ) становятся основным источником, формирующим представления человека о реалиях окружающего мира. Следовательно, массовая информация становится одним из основных инструментов социального регулирования. Распространяя те или иные сообщения и материалы, средства массовой информации создают определенное общественное мнение, формируя взгляды, настроения, а стало быть и поведение отдельных личностей, социальных групп и, в конечном итоге, — всего общества. Иными словами, сообщая своим читателям,

1 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Цитируется по тексту, размещенному на интернет-сайте Совета Безопасности Российской Федерации. слушателям или зрителям определенную информацию, СМИ вызывают у них определенные чувства, взгляды, впечатления, в соответствии с которыми у людей формируются определенные модели поведения. Учитывая, что потребителем массовой информации является практически каждый человек, нетрудно понять, что сходные процессы формирования чувств, взглядов, впечатлений и моделей поведения одновременно протекают у большого числа людей, зачастуюу большей части общества, а иногда — у всего общества в целом. Издревле известно, что, предоставляя людям определенную информацию, можно добиться от них соответствующих действий1. Если же эта информация будет массовой, то обусловленных ею действий можно добиться уже не от отдельных людей, а от людских масс. Иначе говоря, массовая информация может убедить людей чувствовать то или иное, думать так или иначе, действовать тем или иным образом. Неудивительно, что Томас Карлейль восклицал: «Разве каждый способный редактор не является властителем мира.?» 2

1 Подробнее об этом см.: Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. / Научно-практический комментарий MA. Федотова. — М.: Центр «Право и СМИ», 1999. С. 303. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв. ред. И. Л. Бачило. — М.: Юристъ, 1998. С. 414. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. / Отв. ред. Б. А. Страшун. Т. 2: Часть общая: Конституционное право и публичная власть. — М.: БЕК, 1995. С. 288. Овсянко ДМ. Административное право: Учебное пособие. / Под ред. Г. А. Туманова. — М.: Юрист, 1997. С. 347. Теория государства и права: Ч. 1. Теория государства. / Под общ. ред. А. Б. Венгерова — М.: Юристь, 1995. С. 155.

2 Цит. по: Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. / Научно-практический комментарий М. А. Федотова. — М.: Центр «Право и СМИ», 1999. С. 38 i.

В силу обусловленной самой природой массовой информации значимости связанных с ней общественных отношений для самого бытия общества, область массовой информации представляет собой один из важнейших объектов регулятивного воздействия социума, проявляющегося, в частности, в форме властного воздействия государства. Указанное воздействие по преимуществу имеет характер правового регулирования, основой которого в современном обществе является законодательное регулирование или, иначе говоря, регулятивная деятельность органов законодательной власти государства. Однако поскольку везде, где реализуется законодательная власть — власть определять и устанавливать всеобщее, осуществляется и исполнительная власть — власть, осуществляющая исполнение закона, «подводящая особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее» 1, постольку регулятивная деятельность органов законодательной власти государства неизбежно дополняется регулированием, осуществляемым в процессе реализации власти исполнительной. А так как «общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе практической реализации исполнительной власти» составляют предмет административного права2, то неотъемлемой частью правового регулирования вообще, а сле

1 Гегель Г. В. Ф. Философия права. — М.: Мысль, 1990. С. 311. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. / Т. 3 — М.: Мысль, 1988. С. 347.

2 Административное право: Учебник./ Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. — М.: Юристь, 1999. С. 23. Алехин А. П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Зерцало, 1997. С. 23. Овсянко Д. М. Административное право: Учебное пособие / Под ред. Г А. Туманова. — М.: Юристь, 1997. С. 7. довательно, и правового регулирования в области массовой информации, является административно-правовое регулирование.

Однако специальные научные исследования вопросов административно-правового регулирования массовой информации в нашей стране практически не проводились. Последние выпущенные в нашей стране работы, специально посвященные данному вопросу, были опубликованы в 1970;х годах и основывались в основном на зарубежном опыте (соответственно, воспроизводя принятый тогда критический подход к последнему). После этого в юридической научной литературе вопросы административно-правового регулирования в области массовой информации затрагивались либо косвенно (в связи с регулированием общественных отношений в области массовой информации нормами иных отраслей права), либо только в узкоспециализированном аспекте (например, при рассмотрении вопросов деятельности органов внутренних дел в условиях режима чрезвычайного положения).

Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.

Цель исследования — научное осмысление и описание процесса административно-правового регулирования в области массовой информации.

Объектом исследования является система урегулированных административным правом многообразных общественных отношений в области массовой информации.

Предметом исследования является процесс административно-правового регулирования в области массовой информации.

Методология исследования: В ходе исследования автором использовались диалектический, формально-логический, системный, исторический, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.

Научная новизна диссертации заключается в выводах, сформулированных автором с учетом того, что научное исследование по вопросам административно-правового регулирования в области массовой информации предпринято в Российской Федерации впервые.

На взгляд автора, выносимые на защиту выводы, к которым можно прийти в процессе исследования административно-правового регулирования в области массовой информации, можно сформулировать следующим образом:

1. Основными административно-правовыми методами в области массовой информации являются: а) осуществление государственной разрешительной политикиб) осуществление контроля и надзорав) привлечение физических и юридических лиц к административной ответственности за нарушение требований законодательства о средствах массовой информации.

2. В мире существуют 4 основных модели, в соответствии с которыми строится система административных органов, осуществляющих регулирование деятельности в области массовой информации а) Англосаксонская, при которой не создается специально уполномоченных административных органов в области массовой информацииб) Унитарная, при которой существует единый административный орган управления как печатными, так и электронными СМИв) Двойная, при которой существуют отдельные административные органы для управления печатными и электронными СМИг) Смешанная, при которой наряду с административным органом, осуществляющим регулирование деятельности всех средств массовой информации, существуют органы специальной компетенции, осуществляющие регулирование деятельности государственных и (или) негосударственных электронных СМИ.

Автор полагает, что в России целесообразно внедрить смешанную модель организации административных органов, регулирующих деятельности СМИ, для чего предлагает на базе Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций создать следующие федеральные органы исполнительной власти:

— Федеральную инспекцию по защите свободы массовой информации в качестве органа, регулирующего деятельность всех средств массовой информации.

— Федеральную комиссию по телевидению и радиовещанию, которая осуществляла бы лицензирование деятельности негосударственных электронных СМИ.

— Федеральный информационный центр (ФИЦ), который бы координировал деятельность государственных электронных СМИ и информационных агентств.

С учетом мирового опыта предлагается возможным последующее преобразование Федерального информационного центра в коллегиальный орган, формируемый с участием палат Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Автор считает, что правовой механизм осуществления государственной разрешительной политики в области массовой информации (регистрация СМИ, выдача редакциям СМИ, издательствам и телекомпаниям лицензий, аккредитация иностранных журналистов) подробно определен в существующем законодательстве и является весьма эффективным. Однако как законодательная, так и подзаконная нормативно-правовая база в данной области, по мнению автора, нуждается в обновлении и совершенствовании. Указанное обновление и совершенствование, как представляется, должно быть направлено, с одной стороны, на приведение подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих проведение государственной разрешительной политики в области массовой информации, в соответствие с федеральным законодательством, а с другой стороны — на внесение в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» изменений и дополнений, обеспечивающих дальнейшее совершенствование механизма выявления фактов злоупотребления свободой массовой информации,

— 104. Что касается осуществления контроля и надзора, то данный административно-правовой метод реализуется не столь успешно. Причиной этого во мно-&гом является несовершенство механизмов применения административнопредупредительных и административно-пресекательных мер, которые необходимо усовершенствовать. Одним из возможных вариантов такого совершенствования может, в частности, стать закрепление в специальном федеральном законе особого, адаптированного к специфике области массовой информации порядка применения административно-предупредительных и административно-пресекательных мер за нарушение лицензионных требований и условий.

5. Рассматривая вопросы административной ответственности, автор отмечает, что, не смотря на существование большого количества составов административных правонарушений в области массовой информации, до недавнего времени практически отсутствовала комплексная административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации. Разработанный рабочей группой под руководством автора и принятый Московской городской

Думой законопроект позволил установить ее на уровне города Москвы. Автор полагает необходимым ее введение и на общефедеральном уровне.

Научная база исследования: Изучение проблем административно-правового регулирования в области массовой информации требует привлечения значительной философской и юридической научной базы. Философской осно-т' вой выявления, анализа и поиска решения указанных проблем для автора являются государственно-правовые и социальные учения Аристотеля, Дж. Локка,

Ш. Монтескье, И. Гёте, Г. В. Ф. Гегеля, Д. Дьюи, а также работы выдающихся русских философов-государствоведов B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, И. А. Ильина, E.H. Трубецкого, С. Л. Франка.

Что же касается юридической научной базы, то при подготовке настоящей работы автор опирался на труды российских юристов: А. Б. Агапова, H.H. Алексеева, С. С. Алексеева, А. П. Алехина, М. В. Баглая, Ю. М. Батурина, Д. Н. Бахраха, И. Л. Бачило, А. Б. Венгерова, А. Н. Коваленко, Ю. М. Козлова, O.E. Ку-тафина, Е. И. Козловой, В. В. Маклакова, H.A. Михалевой, Л. Л. Попова, Д. М. Овсянко, М. М. Рассолова, Б. А. Страшуна, Ю. А. Тихомирова, М. А. Федотова, C.B. Черниченко, В. А. Четвернина, В. Е. Чиркина, В. Л. Энтина, В. А. Юсупова и других. Большую роль в формировании взглядов автора сыграли также работы видных отечественных и зарубежных специалистов в области журналистикиС.И. Беглова, В. Вильчека, Г. Ф. Вороненковой, Е. П. Прохорова, А. Г. Рихтера, М. Виттех-Терхард, М. Прайса, В. Хофманна-Рима, М. Шулер-Хармс, С. Хада-мик и других.

Практическая значимость результатов исследования: В исследовании сформулированы учитывающие отечественную специфику и адаптирующие зарубежный опыт предложения по совершенствованию механизма административно-правового регулирования в области массовой информации, которые могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Апробация результатов исследования: Диссертация выполнена на кафедре административного права Московской государственной юридической

V академии. Основные положения диссертации изложены в 14 статьях, опубликованных автором в 1995;2000 гг.

Результаты исследования были использованы автором при чтении в 19 981 999 и 1999;2000 учебных годах на факультете права Государственного университета «Высшая школа экономики» авторского учебного курса «Правовые основы бизнеса в области массовой информации». Для слушателей указанного курса автором были подготовлены и выпущены два учебных пособия.

Диссертант также принял участие в подготовке:

1) Проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (в марте 1999 года внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации).

2) Поправок к проекту Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в марте 1999 года направлены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации).

3) Закона города Москвы «Об административной ответственности за злоупотребление свободой распространения информации» (принят Московской городской Думой 21 января 2000 года и вступил в силу 1 апреля 2000 года). Автор был руководителем рабочей группы по подготовке проекта данного закона.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов) и заключения.

В заключении диссертационного исследования хотелось бы кратко наме тить перспективные направления дальнейшего исследования процессов адми нистративно-правового регулирования в области массовой информации: Первое из них может быть связано с возможным принятием Федерального закона «О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера"^ который частично затронет общественные отношения, связанные с распространением продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера. Предлагаемая указанным законопроектом модель регулирования, основан ная на введения лицензирования деятельности по распространению продукции сексуального характера, представляется крайне неоправданной и противореча щей декларируемым целям законопроекта. Гораздо более целесообразной явля ется рецепция опыта США и разделение продукции сексуального характера на допустимую для публичного распространения и публичной демонстрации и не допустимую для указанных целей. При этом критерии допустимости, по видимому, должны быть гораздо жестче американских. К допустимой целесо образно отнести, в частности, информацию сексуального характера, предназна ^ Законодательство и практика федств массовой информации. 1998. № 5. 5−12. ченную для медицинских, образовательных, научных целей, а также сообщения и материалы, имеющие публицистический характер. Второе перспективное направление административно-правового регули рования в области массовой информации связано с подготовкой проекта феде рального закона, посвященного особенностям антимонопольного регулирова ния в области массовой информации^ При разработке этого законопроекта представляется необходимым обратить серьезное внимание на то, что в США и во Франгщи аналогичные законы были приняты до начала процесса концентра ции СМИ и не позволили указанной концентрации зайти слишком далеко. А в Великобритании законы принимались постфактум и оказать существенного влияния на демонополизацию области массовой информации не смогли. Поиск решения вопроса о том, каким образом в условиях сложившихся на общерос сийском уровне медиа-холдингов можно законодательно решить проблему кон центрации СМИ без разрушения существующей системы был инициирован ав тором еще при обсуждении первого варианта рассматриваемого законопроекта^ и будет продолжен им в дальнейшем. Представляется, что при этом целесооб разно учитывать опыт регулирования концентрации СМИ в Германии, в кото рой принятое в первой половине 1990;х годов законодательство предусматрива ет постепенное введение антимонопольных ограничений при перемене владель цев СМИ. ^ Законодательство и практика федств массовой информации. 2000. № 6. 3−16.' Среда. 1999. № 2. 43.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Монографии, тематические сборники, материалы научных конференций, учебные и справочные издания.
  2. А.Б. Административная ответственность: Учебник. М.: Статут, 2000.-251 с.
  3. А.Б. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности». М.: Статут, 2000. — 247 с.
  4. А.Б. Учебник административного права. М.: Городец, 1999.558 с.
  5. Административное право. Учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид, спец. / Под ред. Ю. М. Козлова, J1. J1. Попова. М.: Юристъ, 1999. — 726 с.
  6. Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие. / Под ред. А. Н. Козырина. М.: СПАРК, 1996. — 228 с. — Библиогр.: С. 225−227.
  7. H.H. Русский народ и государство. М. Аграф, 1998. — 635 с.
  8. Аристотель. Этика, Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Лит., 1998. — 1391 с. (Серия «Классическая философская мысль»).
  9. M.B. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юрид. вузов и фак. М.: Изд-во Норма, 2000. — 776 с.
  10. Д.Н. Административная ответственность: Учеб. пособие по курсам «Адм. ответственость», «Адм. юрисдикция». М.: Юриспруденция, 1990. -110 с.
  11. Д.Н. Административное право России: Учеб. для вузов. М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2000. — 623 с.
  12. H.A. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в.- Судьба России. М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. — 540 с.
  13. Власть и пресса в России: К истории правового регулирования отношений (1700−1917) / Хрестоматия. М.: Изд-во РАГС, 1999. — 237 с.
  14. Ю.Я. Комментарий Закона Российской Федерации «О рекламе». М.: Фонд «Правовая культура», 1998. — 173 с.
  15. Г. Ф. Средства массовой информации Германии в 90-е годы. М., 1998. — 194 с. — Библиогр.: С. 191−193.
  16. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. — 524 с. (Серия «Филос. наследие» / АН СССР. Ин-т философии- т. 113).
  17. Германия. Материалы к конференции. «Закон, власть и СМИ». М.: Медиум, 1993. — 224 с.
  18. Законодательство о СМИ: учебно-практические материалы. Под ред. А. Г. Рихтера. М.: Центр «Право и СМИ», 1999. — 431 с.
  19. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. / Научный комментарий МЛ. Федотова. М.: Фирма «Гардарика», 1996.-294 с.
  20. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. / Научно-практический комментарий М. А. Федотова (изд. 2-е испр. и доп.). М.: Центр «Право и СМИ», 1999. — 544 с.
  21. Законотворчество в области СМИ в 1998 г. М.: Центр «Право и СМИ», 1999.-68 с.
  22. Законотворчество о СМИ в Российской Федерации в контексте избирательного права М.: Центр «Право и СМИ», 1999. — 23 с.
  23. Законы и практика СМИ в странах СНГ и Балтии: (Сравнит, анализ) /Подгот. неправительств, некоммерч. орг. Фонд защиты гласности. М.: Гале-рия, 1999.-223 с.
  24. И.А. О грядущей России: Избранные статьи. / Под ред. Н. П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. — 366 с.
  25. Испания. Материалы к конференции. «Закон, власть и СМИ». М.: Медиум, 1993. — 16 с.
  26. Исполнительная власть в Российской Федерации: Проблемы развития / Кол. авт.: Бачило И. Л., Гришковец A.A., Мелюхин И. С. и др. / Отв. ред. И.Л. Бачило- Ин-т государства и права РАН. М.: Юристъ, 1998. — 431 с.
  27. История политической цензуры. Документы и комментарии. М.: «РОСПЭН», 1997. — 672 с.
  28. История русской правовой мысли. М.: Изд-во «Остожье», 1998. — 603с.
  29. А.И. Теория государства и права: Вопросы и ответы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. М.: Новый юрист, 1997. — 206 с.
  30. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: Учеб. для студентов вузов обучающихся по спец. «Юриспруденция» / 2. изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1998. — 512 с.
  31. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: Учебник / 2. изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. — 432 с.
  32. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. для студентов юрид. фак. В 4 т. / Рук. авторского коллектива и отв. ред. Б. А. Страшун. М.: БЕК, 1993 — / Т. 2: Часть общая: Конституционное право и публичная власть. — 1995. — 438 с.
  33. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. для вузов / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М.: Изд-во Норма, 2000. — 740 с.
  34. Т.П. Советское государство и его учреждения, ноябрь 1917 г. декабрь 1991 г.: Учеб. для вузов по спец. «История». — М.: РГГУ, 1994. -418с.
  35. Локк, Джон Сочинения: В 3 т. Пер. с англ. / Ред. И. С. Нарский, АЛ. Субботин. М.: Мысль, 1985 — (Серия «Филос. наследие») — Т. 3 / Ред. и сост. тома, авт. примеч. А. Л. Субботин. — 1988. — 668 с.
  36. Монтескье, Шарль Луи де Избранные произведения. Пер. с фран. / Общая ред. и вступит, статья М. П. Баскина. М.: Госполитиздат, 1955. — 800 с.
  37. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. М.: Политиздат, 1991 -- Ч. 2: Человек. Общество. Культура / Сост. П С. Гуревич и В. И. Столяров. — 1991. -623 с.
  38. Д.М. Административное право: Учеб. пособие / Под ред. Г. А. Туманова. М.: Юристъ, 1997. — 446 с.
  39. В. Православие и свобода. М.: Народная польза, 1998. — 112с.
  40. Правовое поле журналиста = Rules governing journalist’s activities: Ha-стол. справ, кн.: Международные акты, рссийские законы, указы, постановления, распоряжения, рекомендации, коммент. / Алексеев В. А. и др. М.: Славянский диалог, 1997. — 590 с.
  41. Правовые аспекты лицензирования телевидения и радиовещания. М.: Центр «Право и СМИ», 1999. — 176 с.
  42. Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: РИП-Холдинг, 1998.-310 с.
  43. Словарь административного права / И. Л. Бачило и др. М.: Правовая культура, 1999. — 317 с.
  44. B.C. Избранные произведения. Ростов н/Д: Феникс, 1998. -540 с. (Серия «Выдающиеся мыслители»).
  45. СМИ и предстоящие выборы Президента России в 2000 году. М.: Издательство «Права человека», 2000. — 131 с.
  46. Стерлинг Христофор X. Краткий очерк электронных средств массовой информации в Америке. Washington, D.C., USA, 1996. 37 с.
  47. Судебная палата по информационным спорам. Нормативные акты. Комментарии. Обзор практики. М.: Юрид. лит., 1995. — 192 с.
  48. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. 1996−1997: Решения, рекомендации, экспертные заключения / Отв. ред. А. Б. Венгеров. М.: Прогресс, 1997. — 158 с.
  49. Теория государства и права / Под общ. ред. А. Б. Венгерова. М.: Юрист, 1995 — / 4.1: Теория государства / А. Б. Венгеров, З. Ш. Гафуров, Т. В. Кашанина и др. — 1995. — 254 с.
  50. Теория государства и права: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. «Правоведение» / Под ред. С. С. Алексеева. М.: Юрид. лит., 1985. -479 с.
  51. Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: Юринформцентр, 1998. — 798 с.- 18 759. Черниченко C.B. Теория международного права: В 2 т. / C.B. Черниченко. М.: НИМП, 1999. — / Т. 2: Старые и новые теоретические проблемы. 1999.-525 с.
  52. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт / В.Е. Чиркин- Ин-т государства и права АН Российской Федерации. М.: Зерцало, 1998.-441 с.
  53. В.Л. Средства массовой информации в политической системе современного капитализма / Отв. ред. В.А. Туманов- АН СССР. Ин-т государства и права. М: Наука, 1988. — 189 с.
  54. В.Л. Правовое регулирование деятельности прессы за рубежом: (Обзор законодательных документов) — (Пресса на рынке информации- Вып. 1). -М.: 1992.-53 с.
  55. В.А. Теория административного права. М.: Юрид. лит., 1985. — 160 с. 1. Научные статьи, публикации и комментарии в периодических изданиях, авторефераты.
  56. Ю.М. Цензура против гласности от Ивана Грозного до 1917 года // Советское государство и право. 1989. № 3. С. 134−141.
  57. В. Комментарий к проекту федерального закона «О телевидении и радиовещании» // Законодательство и практика средств массовой информации. 1994. Вып. 3. С.4−5, 11.
  58. Где начинается монополия? // СРЕЭА. Русско-европейский журнал о медиа. 1999. № 2, стр. 39−42.
  59. Н. Нужна ли издательская лицензия для СМИ? // Законодательство и практика средств массовой информации. 1998. № 9−10. С. 49−50.
  60. В., Ратинов А. Смысл и бессмыслица аккредитации // Законодательство и практика средств массовой информации. 1997. № 4. С. 1−4.
  61. Ю. Телевидение и цензура несовместимы // Известия. 9 апреля 1993.-18 974. Комментарий к проекту федерального закона «О рекламе изделий ипрепаратов медицинского назначения» // Комментарии центра «Право и СМИ».- М., 1999. С. 87−90.
  62. Комментарий к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации"// Законодательство и практика средств массовой информации. 1998. № 51. С.5−7.
  63. А.А. Свобода массовой информации: Теоретико-правовые аспекты: Автореф. дис.. канд. юрид. наук: 12.00.01. / Моск. гос. юрид. академия. М., 1995. — 22 с.
  64. Л. Заколдованный треугольник // Законодательство и практика средств массовой информации. Региональное приложение «Центральное Черноземье» 1997. Вып.1. С. 1−3.
  65. К.А. Проблемы свободы печати в России // Советское государство и право. 1993. № 11. С. 130−135.
  66. В.Н. Минпечати РФ предупреждает //Законодательство и практика средств массовой информации. 1995. Вып. 7−8. С. 1−3.
  67. O.A. Формирование и развитие системы законодательного регулирования свободы печати в России. // В кн.: Право и культура: проблемы исторического взаимодействия: Сборник науч. трудов / Отв. ред. И. А. Исаев. М.: ВЮЗИ, 1990. — С. 17−57.
  68. Е.С. Законодательные ограничения на рекламу в России // Законодательство и практика средств массовой информации = Законодательство и практика СМИ. № 45. С. 19−21.
  69. A.C. Регистрация СМИ // Среда: Русско-европейское журналист, обозрение / Европейский ин-т средств массовой информации. Центр исслед. СМИ. 1996. № 3. С. 89−91.
  70. М.А. Средства массовой информации как институт социалистической демократии (государственно-правовые проблемы): Автореф. дис. д-ра юрид. наук: 12.00.02. М., 1989. — 43 с.
  71. С.Н. Информационные отношения и система информационного законодательства // Законодательство и практика средств массовой информации. 1998. № 51. С. 7−18.
Заполнить форму текущей работой