Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы
Диссертация
Были опубликованы работы теоретической направленности, наметившие пути исследования составных элементов психологии наций и этносов, рассматривающие вопросы структуры и природы этого явления, его влияния на развитие этнических и политических процессов в обществе (С.А.Арутюнов, С. М. Арутюнян, Ю. В. Бромлей, А. Х. Гаджиев, ЛМ. Дробижева, Б. А. Душков, В. И. Козлов, С. И. Королев, Б. Ф. Поршнев… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Генезис и состояние проблемы исследования
- 1. 2. Сущностная характеристика межэтнической толерантности
- 1. 3. Процедура и методы экспериментального исследования
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение условий и факторов межэтнической толерантности учащихся многонациональной школы
- 2. 1. Изучение межэтнической толерантности учащихся многонациональной школы
- 2. 2. Критерии эффективности формирования межэтнической толерантности учащихся в профессиональной деятельности психолога многонациональной школы
- 2. 3. Перспективные технологии формирования межэтнической толерантности учащихся в профессиональной деятельности психолога многонациональной школы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -237 с.
- Абрамова Г. С. Практическая психология. Екатеринбург.: Деловая книга, 1998. — 274 с.
- Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 19Н0.-288 с.
- Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. — 240 с.
- Абульханова-Славская К. А. Категория деятельности в советской психологии. //Психологический журнал. 1980. -№ 4. -Т. 1. -С. 18−21.
- Абульханова-Славская К. А. Психологические и жизненные потери (к проблеме экологии человека). // Психология личности в условиях социальных изменений.- М.: Институт психологии РАН, 1993.- 270 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991.- 296 с.
- Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных сшуадий.-М.: Феникс, 1992.- 270 с.
- Авдуевская Е.П., Баклушинский С. А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений, — С. 118−132. // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. -Т. 3. -Вып. IV. -М.: ЦСО РАО, 1995 -360 с.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие.- М.: Наука, 1990.- 239 с.
- Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений.- М.: Наука, 1983. -144 с.
- Агеев B.C. Перспективы развития этнопсихологических исследований. // Психологический журнал. 1988. № 3. — С.35−42.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. // Избранные психологические труды: В 2-х томах. T.l. -М.: Педагогика, 1980.-278 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -М.:Наука, 1977.-380 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -JX: ЛГУ, 1968.-341 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Перевод с англ. Книга 1. -М.: Педагогика, 1982.- 318 с.
- Андреева Г. М. Методы исследования межличностного восприятия. -М.: МГУ, 1984.- 245 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. -М.: МГУ, 1994.415 с. ¦
- Андреева Г. М., Хелкама К., Дубовская Е. М., Стефаненко Т. Г., Тихомандрицкая О. А. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. ун-та. -сер. 14. Психология.-1997.- № 4, — С. 31−41.
- Анисимов О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. М.-Новгород: Изд-во С.Е.Т., 1995, — 272 с.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления./ ИНИОН СССР. Всесоюзный методологический центр. -М.: Экономика,!991.-416 с.
- Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. -Новгород, 1989. -184 с.
- Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. // Психологический журнал. -1981. № 2. — Т.2. -С. 12−18.
- Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности. // Проблемы психологии личности.- М.: Наука, 1982. -212 с.
- Арутюнян Ю.В. Вопросы национальной психологии. -Черкесск: Знак, 1972. -254 с.
- Арутюнян Ю.В. Нация и ее психический склад. -Краснодар: КГУ, 1969. -336 с.
- Арутюнян Ю.В. Опыт социально-этнического исследования. // Советская этнография. 19б8.-№ 4.-С. 3−13.
- Арутюнян Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. -М.: Аспект-пресс, 1999. -271 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976. -158 с.
- Асеев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности: Автореф. дасс. докт. психол.наук. М., 1995.-34 с.
- Асланов ИИ. Педагогические проблемы формирования коллектива с многонациональным составом «учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1968. -19 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. -М.:ИнститутгфактическойпсихологииД996.-768 с.
- Асмолов А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности.// Вопросы психологии. -1992. -№ 1−2, — С.-7−16.
- Асмолов А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности. // Вопросы психологии. -1978, — № 1, — С. 7−18
- Бахарева Н.В. Социально-психологическое изучение национальных особенностей. -В кн. Социальная психология. С. 219−226.
- Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977. — 360 с.
- Бехтерев В.М., Ланге М. В. Влияние коллектива на личность. // Педология и воспитание. -М.: МедицинаД928. -380 с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.-М.:МГУ, 1982. -199 с.
- Бодалев А.А. О психологических основах воспитания личности // Вопросы психологии. -1986. -№ 1.-С. 17−23.
- Бодалев А.А. Личность и общение. -М.: МГУ, 1983.- 217 с.
- Бодалев А.А. О предмете акмеологии. // Психологический журнал1993.-№ 5. Т. 14.-С. 73−79.
- Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.: МГУ, -1991.-176 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -464 с.
- Большой энциклопедический словарь. В 2 т. -Т. 2 / Гл. ред. А. М. Прохоров.- М.: Знание, 1989. -С. 783.
- Брокгаузъ (Лейпцигъ), И. А. Ефронъ (СПб.): Тшограф1я акц.общ. «Издательское дЬло», Брокгаузъ-Ефронъ, 1907.-С. 847.
- Бромлей Д.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику. // Советская этнография. -1987. -№ З.-С 23−26.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Психологический журнал. -1991, — № 6, — Т. 12. С. 38−42.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Справочник по психологической диагностике. -Киев: Наукова думка, 1989.- 200 с.
- Валитова P.P. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник Моск. ун-та. -Сер.7. Философия, — 1996, — № 1, — С.33−34.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Мысль, 1990.- 279 с.
- Возможности практической психологии в образовании. Вып.1 / Под ред. Бурлаковой Н.С.- М.: УЦ «Перспектива», 1998. -88 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика.- М.: Acadeinia, 1999. 168 с.
- Волковицкий Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. -М.:Военная Академия им. Ф. Э. Дзержинского, 1994.-175 с.
- Выготский Л. С. История развития высших психических функций / Собр. соч.: В 6 т. Т. 2,3. -М.: Педагогика, 1982- 1983.-Т.2- 504 е.- Т. З- 365 с.
- Выготский Л.С. Проблема возраста.- Собр.соч.: В 6 т. Т. З -М.: Педагогика, 1982.-365 с.
- Вяткин Б.А., Хотинец В. Ю., Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности. // Психологический журнал.-1996. № 5. — Т. 17 -С.69−75.
- Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников.-Л.: ЛГУ, 1982.-350 с.
- Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: материалы к курсу лекций. -М.:МГУ, 1978.- 118 с.
- Гильбух Ю.З. Метод психологических тестов: сущность и значение. // Вопросы психологии. -1986. -№ 2.-С. 35−40.
- Гильбух Ю.З. Учитель и психологическая служба школы. -Киев: Наукова думка, 1993. -190 с.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976. -237 с.
- Глассер У. Школа без неудачников,— М.: Прогресс, 1991.-184 с.
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГУ, 1982.-260 с. 65, Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. -М.-.МГУ. 1982. -463 с.66^ Грановская P.M. Элементы практической психологии.- Л.:ЛГУ. 1988. -564 с.
- Гумилев JI.H. Этносфера: история людей и история природы. -М.: Экопрос, 1993.-190 с.
- Гусева А.С., Козлов В. В. Прикладные психотехнологии в профессиональной деятельности. -М.:РАГС, 1996.-114 с.
- Давыдов В.В., Зак А.З. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования.- Новосибирск: НГУ, 1987. -213 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах). Репринтное воспроизведение издания 1903−1909 гг. осуществленного под редакцией профессора И. А. Бодуэна де Куртенэ. -М.: Прогресс-Универс, 1994. -Т.4.- С. 755.
- Дашдамиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности. // Советская этнография. -1977.- № 3. -С.3−13.
- Деркач А. А, Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. -М.: РАУ, 1993. -С. 32 .
- Деркач А.А., Догданов Е. Н. Акмеология: диагностика профессионально-педагогической деятельности -М.: Мысль, 1995.- С. 46−50.
- Деркач А.А., Орбан JI.E. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. -М.: РАГС, 1995. -206 с.
- Джандильдин Н. Природа национальной психологии. Алма-Ата: Казахстан, 1971. — 144 с.
- Джрназян Л.Н. Структура и опыт деятельности школьной психологической службы. // Вопросы психологии. -1989.- № 4.- С. 26−29.
- Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. / Сборник научных трудов.- М.: Просвещение, 1987. -178 с.
- Донцов А.И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности. // Вопросы психологии.- 1997. № 4. — С. 75−86.
- Донцов И. А. Самосовершенствование личности. -РнД: РГУ, 1977. 178 с.
- Дробижева Л. М Некоторые проблемы этнопсихологических исследований. //Психологическийжурнал.- 1981.- Т.2.- № 5.-С. 43−52.
- Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика. // Советская этнография.-1991.-№ 1.- С. 3−13.
- Дробижева JI.M., Аклаев А.Р, Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. -М.: Мьгсль, 1996.-207 с.
- Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Ин-т психологии РАН, 1993. -120 с.
- Дубровина И.В. Задачи школьной психологической службы. // Вопросы психологии. -1988. ~№ 2.- С. 45−47.
- Душков Б.А. География и психология. М.: Наука, 1980.- 374 с.
- Ерастов Н.П. Структурно-понхологический анализ деятельности и проблема рациональной организации труда / В кн. Психологические проблемы рационализации деятельности. -Вып.1. -Ярославль, 1976. -С. 11 -13.
- Забродин Ю.М. «Модель личности» в психодиагностике, — Кн.1.-М. всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки населения, 1994.- 182 с.
- Зазыкин В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. -Вып.6. -М.: НИИВШ, 1993.- С.6−12.
- Зазыкин В.Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. -М., 1992.-164 с.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Просвещение. 1986. 189 с.
- Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания. // Социологические исследования, — 1993.- № 8. -С. 56−60.
- Здравый смысл и достоинство в школе. Современные проблемы социально-психологической адаптации детей и подростков. // Материалы всероссийской научно-практической конференции. -М.: Генезис, 1998. -123 с.
- Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. -М.: Наука, 19&2.- 404 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. -РнД: Феникс, 1997.- 138 с.
- Зинченко В.П. Системный анализ в психологии. // Психологический журнал. -1991.- № 4 Т.12. -С 23−24.
- Зинченко В .П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности. // Системные исследования -М.:Наука, 1975. -137 с.9 В. Иванов В. Н. В зеркале социологии. // Советская культура. -1989 -19 сентября -С. 3−5.
- Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. -М.: МГУ, 1992. -92 с.
- Исурина Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений. // Групповая психотерапия. М.: Медицина, 1990.-260 с.
- Кала У.В., Раудик В. В. Психологическая служба в школе. М.: Просвещение, 1986.-145 с.
- Карташова Т.М., Штаркман Б. П. Обобщенный критерий оптимизации функция желательности. // Информационные материалы Совета по кибернетики. -1970. -№ 8(45). -С. 4−37.
- Клементьев Е.И. Социальная структура и национальное самосознание: Автореф. дисс. канд.психол. наук. М., 1971.-С. 16−17.
- Климов Е.А. Психология профессионализма. -М.- Воронеж, 1996.- 365 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. -М.: Мысль, 1973. -341 с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность. -М.: Мысль, 1988. -190 с.
- Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. -М.: Наука, 1988. -С. 19.
- Кожанов А.А. Методика исследования национального самосознания. -М.: Наука, 1974.-74 с.
- Козлов В.Н. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии. // Советская этнография. -1983.-№ 2. С. 74−80-
- Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самопознание. М.: Наука, 1984.- 335 с.
- Кон И. С. К проблеме национального характера. / В кн.: История и психология. М.: Наука, 1971. -311 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографические перспективы.- М.: Наука, 1988. -269 с.
- Конвенция о правах ребенка. / Положение детей в мире. -Нью-Йорк: ЮНИСЕФ, 1991.- С. 77−96.
- Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. -М.: РАГС, 1994.-269 с.
- Конюхов Н.И., Шакум M.JI. Акмеология и тестология. М.: Российский салон, 1996. -381 с.
- Костикова М.М. Анализ пятилетнего опыта работы школьного психолога. Научно-методические основы и опыт организации школьной психологической службы Ташкент: Бухар, 1988, — 157 с.
- Красило А.И., Новгородцев А. П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. -М.-Воронеж: НПО «МОДЭЕК"Д995. -144 с.
- Красовицкая Т.Ю. Национальная школа сегодня: К вопросу о типологии ситуации и множественности решений. // Народное образование.1993.-№ 2. -С. 32−35.
- Краткая философская энциклопедия. -М.:Прогресс-Энциклопедия, 1994. -С. 457.
- Крокинская O.K. Становление профессии как социальное явление// Становление специалиста. JL: ЛГУ, 1989, — 324 с.
- Крутова Е.М. Применение шкал в изучении взаимоотношений в ученических группах.-М.МГУ, 1975.-72 с.
- Крысько В.Г. Влияние национально-психологических особенностей на боевую деятельность личного состава армий империалистических государств.-М.: ВПА, 1987.-392 с.
- Кудрявцев Т.В., Шегуров В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. // Вопросы психологии.1983.-№ 3.- С. 45−49.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. -Л.: ЛГУ, 1986. -221 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: ЛГУ, 1980. -172 с.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. -СПб.: СпбГУ, 1993.-183 с.
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной диагностики. Л. Медицина, 1984.-230 с.
- Кцоева Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений : Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1985.- 24 с.
- Лебедева Н.М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления. // Этническая психология и общество. М.: Старый сад, 1997. -С. 104−115.
- Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме. // Вопросы философии. -№ 11. -1997. -С.46−54.
- Леонтьев А.Н. Национальная психология и этнопсихология. // Советская этнография. -1983. № 2 — С.80−82.
- Лурия А.Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников. // Советская педагогика,-1968,-№ 7. С.23−27.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.-122 с.
- Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии. // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981.-230 с.
- Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979.-320 с.
- Львов М.В. Словарь антонимов русского языка: Более 2 ООО антиним. пар/Под ред. Л.АНовикова. -М.: Русский язык., 1988. -С.769.
- Лященко А.И. Профессиональное становление социального работника (акмеологическое системное исследование): Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1993. -С. 16.
- Малый энциклопедический словарь. Издатели: Ф. А. Брокгаузъ (Лейпцигъ), И. А. Ефронъ (С.- Петербургъ). -СПб. Типографш акц. общ. «Издательское дЬло», Брокгаузъ-Ефронъ, 1901.-С. 458.
- Маркова А.К. Профессионализм в воспитании и образовании. // Основы общей и прикладной акмеологии. -М.: РАГС, 1994.-С. 72−84.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. -М.: Знание, 1996.-308 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986.-256 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. -Москва-Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. -С. 279.
- Методы исследования межличностного восприятия./ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской, — М.: Педагогика, 1981. -120 с.
- Методы социальной психологии. -М.:Наука, 1977.-108 с.
- Методы социально-психологических исследований. М.:Наука, 1975.116 с.
- Мид М. Культура и мир детства. -М.: Наука, 1988.
- Милехин А.В. Условия и факторы эффективной диагностики социальной напряженности : Автореф. дисс. канд. психол. наук.- М., 1995.- 22 с.
- Мильман В.Э. Компоненты и уровни в функциональной структуре деятельности. //Вопросы психологии. -1991. -№ 1.-С. 49−51.
- Митин А. Вопросы психологии народов в работах русских ученых. // Актуальные проблемы социопсихологии в управленческой деятельности. -М., 1991.- 220 с.
- Мкртумян Ю.И. Основные компоненты культуры этноса. // Методологические проблемы исследования этнических культур. -Ереван.: Изд-во АН АрмССР, 1978. -С.42−46.
- Молоканов М.В. Личностные компоненты профессиональной успешности практических психологов-инструкторов учебно-тренинговых групп: Автореф. дис. канд. психол. наук М., 1994.-22 с.
- Мчедов М. С Терпимость свойство культуры, путь к гражданскому согласию. // Свободная мысль. -1994. -№ 5. — С. 59−69.
- Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действиям. -М.: АПК РСФСР, 1956. -184 с.
- Мясоед П. А. Теория и практика в работе школьного психолога. // Вопросы психологии -1993. -№ 4.-С.17−21.
- На пути к культуре мира: документы и материалы. // Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. М.: МИК, 1999. — 56 с.
- Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество. -М.: Старый сад, 1997. -С. 76−88.
- Никифоров А. Л. Деятельность, поведение, творчество. // Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Наука, 1990.-160 с.
- Ниязалиев Ш. Национальная психология и ее место в формировании и развитии личности. -Фрунзе: Саясат, 1986.-184 с.
- Новичков В.Б. Столичный мегаполис как полиэтническая и поликультурная среда. // Педагогика. -1997. -№ 4. С. 83−87.
- Овчарова Р.В. Психолого-педагогическая служба школы: опыт организации. -М.: Тривола, 1995, — 360 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. -М.: Просвещение, 1996.- 334 с.
- Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Автореф. дисс. докт. психолог, наук.- М., 1989. -32 с.
- Панасюк А.Ю. Повышение квалификации как процесс психологической перестройки специалиста. -М.: Экономика, 1990, — 112 с.
- Пахайлян В.Э. Работа психолога при подготовке и проведении педагогического консилиума. // Вопросы психологии. -1990. -№ 2.-С.86−90.
- Пеньков Е.М. Социальные нормы-регуляторы поведения. -М.:Наука, 1972. -175 с.
- Петровская JI.A. Компетентность общения. -М.: МГУ, 1989.- 216 с.
- Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. -М.: МГУ, 1982.- 255 с.
- Петровский А.В. Личность в психологии субъективности. -РнД.: Феникс, 1996. -360 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1969. 419 с.
- Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат. // Этнология. -М.: Наука, 1994. -541 с.
- Платонов К.К. Профессиография, ее значение и методика работы. // Социалистический труд. -1971. -№ 4. -С.74−76.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.-М.: Высшая школа, 1981. -175 с.
- Подросток на перекрестке эпох. / Под ред. Кривцовой С. В. -М.:Владос, 1997.- 458 с.
- Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. -М.: Наука, 1973.-151 с.
- Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика./ Под ред. В. В. Столина, А. А. Шмелева.-М.: МГУ, 1984.- 151 с.
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Сост. Л. Й. Вансовская, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др., под ред. А. А. Крылова. -Л.: ЛГУ, 1990. -272 с.
- Практическая психология образования. / Под ред. Дубровиной. -М.: ТЦ «Сестра», 1997.- 193 с.
- Прихожан A.M. Научно-практические проблемы школьной психологической службы. // Вопросы психологии. -1987. -№ 4.-С.24−28.
- Пряжников В.В., Пряжникова Н. Ф. Принципы организации и перспектива школьной психологической службы в России. // Вопросы психологии. -1994. -№ 2. -С. 99−113.
- Психодиагностика в школе. -Таллин, 1980.-34 с.
- Психодиагностика: теория и практика. -М.:Педагогика-Пресс, 1986.156 с.
- Психологическая служба в школе. / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1984.- 240 с.
- Психологические механизмы регуляции поведения и оптимизация трудовой и учебной деятельности: Межвузовский сборник / Под ред. Г. С. Шляхтина. -Горький: ГПИ, 1987.-90 с.
- Психологические механизмы регуляции социального поведения. -М., 1979. -331 с.
- Психологические механизмы целеобразования. -М.: Наука, 1997, — 257 с.
- Психологические проблемы рационализации деятельности. // Межвузовский тематический сборник. -Вып. 1.-Ярославль, 1976.-132 с.
- Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика -Пресс, 1996. -С. 440.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. -М.: Педагогика, 1991.-227с.
- Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. -М.:Полшиздат, 1990.-494 с.
- Рабочая книга практического психолога. -М.:Красная площадь, 1996.256 с.
- Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И. В. Дубровиной и др. -М.: Просвещение, 1991.-303 с.
- Реан А.А. Психологическая служба школы, принципы деятельности и работы с «трудными»,— СПб.: СПбГУ, 1993. 43 с.
- Резников Е.Н. Учет национальной психологии в воспитательной работе. // Педагогические аспекты социальной психологии. Минск: МГУ, 1978.-177 с.
- Репкин В.В., Репкина Г. В., Заика Е. В. Психолого-педагогический' мониторинг в учебной деятельности. // Вопросы психологии.- 1995. -№ 1. -С.11−15.
- Римаренко Ю. Конфликтология межэтнических отношений. // Социально-гуманитарные знания. -1999. -№ 4. -С. 135−147.
- Романова Е.С. Психология профессионального становления личиости.-М.: МГУ, 1992.-130 с
- Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994. -22 с.
- Рубинштейн С.Я. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1989.-Т. 1−485 с.
- Рубинштейн С.Я. Бытие и сознание. М: Наука, 1957. -С.226.
- Рубинштейн С.Я. Методики экспериментальной патопсихологии. М.: Наука, 1979.-172 с.
- Рудестам Н. Групповая психотерапия. / Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1990. -286 с.
- Руководство практического психолога. / Под ред. Дубровиной И. В. -М.: Академия, 1995, — 115 с.
- Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. -М.: ИНТОР, 1997. -192 с.
- Ситников А.П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникации. -М.: РАУ, 1992. -276 с.
- Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзии или средство спасения? // Октябрь.- 1997. -№ 3.-С. 140−143.
- Скриптунова Е.А. Влияние профессиональных ценностей консультантов по организационному развитию на эффективность их деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1996.-22 с.
- Словарь по этике. / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. М.: ПолигиздатД989. -С.351.
- Словарь русского языка: в 4-х т. // АН СССР, Институт русского языка. / Под ред. А. П. Евгеньевой. -М.: Русский язык, 1981-. С. 40.
- Словарь русского языка: в 4-х т. // АН СССР, Институт русского языка. / Под ред. А. П. Евгеньевой. -М.: Русский язык, 1981. -С.47.
- Служба практической психологии образования России Рабочие материалы совещания.-Москва 3−4 марта -1999 г.-98 с.
- Собкин B.C. Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентаций русских и еврейских подростков. // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. -Труды по социологии образования. -Том 3. -Выпуск 4-. -М.: ЦСО РАО, 1995. -С. 6−63.
- Собольников В.В. Практическая психология на службе общения. II Педагогический вестник. -1990. -№ 16.-С.41−50.
- Советский энциклопедический словарь. / Под. ред. A.M. Прохорова. -М.: Знание, 1987. -С.565.
- Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 ООО слов. СПб.: Дуэт, 1994. -С.610.
- Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической помощи. -М.: МПГУ, 1997.-158 с.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл. 1995.114 с.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. -М.: Смысл, 1998. -224 с.
- Сорокина Т.М. Проблемы организации психологической службы в школе. -Нижний Новгород, 1990. -С. 52−57.
- Степанова Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. -С-Пб:СПбГУ, 1995.-С.68−76 с.
- Степнова Л.А. Народное образование и проблемы российской национальной идентичности. // Социально-психологические проблемы современной школы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. -14−16 мая- 1997 г. -Астрахань- М., 1998. -С.37−44.
- Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Автореф. дис. док. психол, наук. -М., 1985, — 35 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. -М.: МГУ, 1983.-183 с.
- Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса. // Расы и народы. -Вып. 20. -М.: Наука, 1990. -С.5−39.
- Сухарев А.В. Психологические критерии профессионального самоопределения. М., 1987.-161 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста. / Современная высшая школа. -М.: МГУ, -1986. -№ 2. -С. 134 194.
- Теоретические проблемы психологии личности. Сборник статей. / Отв.ред. Е. В. Шорохова.- М.: Наука, 1974.-204 с.
- Технология эффективной профессиональной деятельности / Рабочая книга практического психолога. / Под науч.ред. Деркача А.А.- М.: Красные ворота, 1996. -400 с.
- Товуу Н.О. Социально-педагогическая работа с -семьей в межэтнической среде. На материалах Республика Тува.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996.-22 с.
- Толковый словарь русского языка. В 4 т. / Сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин и др.- Под ред. Д. Н. Ушакова. -М.: Русские словари, 1994 Т.4. -М., 1994. С. 685.
- Трусов В.П., Филлипов А. С. Этнические стереотипы. / В кн.: Этническая психология Отв.ред. Н. Н. Андреева. — М.: Университет Дружбы Народов, 1984. — С.3−21.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966. -279 с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -М.: Наука, 1961.-241 с.
- Уэйн К. Образование и толерантность. // Высшее образование в Европе.- 1997.-№ 2.-С. 16.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. -М., 1996.236 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? -М.: Генезис, 1998.-145 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. -В 2-х т. -Т.2. -М.:Наука, 1986.-С. 190.
- Хеффе Р. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире. // Философские науки. -1991.-№ 12.- С. 16−28.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения. Исследования и применение. -СПб: СПбГУ, 1997.-193 с.
- Цогоев В.Г. Предупреждение и разрешение конфликтов. Владикавказ: Ир, 1999.- С. 48.
- Человеческий фактор. -В 6-ти томах. -Т.1. -М.: Прогресс, 1991.-117 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. -М.: МГУ, 1977.-160 с.
- Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Просвещение, 1993−230 с.
- Шемякина О. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей (заметки историка о межгрупповой враждебности). // Общественные науки и современность. -1994. -№ 4 -С. 105.
- Шихирев П.Н. «Современная социальная психология в Западной Европе». -М.: Наука, 1987. -355 с.
- Шлет Г. Г. Психология социального бытия. -М.: Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. -239 с.
- Эдельгауз Г. Е. Достоверность статистических показателей. -М.: Наука, 1977.-78 с.
- Эренберг А. Анализ и интерпретация статистических данных -М.: Наука, 1981.-167 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М.: Прогресс, 1996. -303 с.
- Этнопсихологические проблемы развития личноста. -Баку: БПИ, 1985.-154 с.
- Юсупов Ф.М. Адаптация психологической службы в учебном заведении Казань: КГУ, 1994.-232 с.
- Я работаю психологом. Опыт, размышления, советы. / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: ТЦ «Сфера», 1999. -256 с.
- Яблокова Е.А. Организация и функционирование психолого-акмеологической службы. // Основы общей и прикладной акмеологии. -М.: РАГС, 1995.-192 с.
- Вепу J.W., Poortinga Y.H., Segall М.Н., Dasen P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. -Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1992. P 34−37
- Ocampo K.A., Bernal M.E., Knight G.P., Gender, race, and ethnicity: the sequencing of social constancies // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities. -Albany: State University of New York, 1993.-P. 11−30.
- Phinney J. Ethnic identity in adolescents and adults Review of research. // Psychological Bulletin. -1990. -Vol. 108(3).- P. 499−514.
- Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations / Ed. by S. Worchel, W.G. -Austin. Chicago: Nelson-Hall, 1986. -P. 7−24.