Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Были опубликованы работы теоретической направленности, наметившие пути исследования составных элементов психологии наций и этносов, рассматривающие вопросы структуры и природы этого явления, его влияния на развитие этнических и политических процессов в обществе (С.А.Арутюнов, С. М. Арутюнян, Ю. В. Бромлей, А. Х. Гаджиев, ЛМ. Дробижева, Б. А. Душков, В. И. Козлов, С. И. Королев, Б. Ф. Поршнев… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Генезис и состояние проблемы исследования
    • 1. 2. Сущностная характеристика межэтнической толерантности
    • 1. 3. Процедура и методы экспериментального исследования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение условий и факторов межэтнической толерантности учащихся многонациональной школы
    • 2. 1. Изучение межэтнической толерантности учащихся многонациональной школы
    • 2. 2. Критерии эффективности формирования межэтнической толерантности учащихся в профессиональной деятельности психолога многонациональной школы
    • 2. 3. Перспективные технологии формирования межэтнической толерантности учащихся в профессиональной деятельности психолога многонациональной школы
  • Выводы по второй главе

Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений.

Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.

Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории приводит к росту межэтнической напряженности. В связи с этим социально-психологические взаимодействия этнических групп часто приобретают конфликтный характер. Сегодня этническая нетерпимость уже является реальной формой проявлений кризисных трансформаций многонационального общества. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, порождающие потоки миграции, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости.

Особенно велико влияние сложившейся этнической ситуации на процесс социализации подрастающего поколения, поскольку от того, какие установки на процесс общения личности с миром, окружающими людьми будут заложены в сознании молодежи, зависит будущее. Позиция этнической толерантности, терпимости и доверия — основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества.

Состояние межэтнических отношений в школе является зеркальным отображением ситуации в обществе. Так, по данным проведенного нами исследования1, каждый пятый школьник характеризует их как недостаточно благоприятные, каждый седьмой не удовлетворен статусным положением в обществе своей этнической группы, каждый третий был.

1 В исследовании приняли участие 215 учеников 8−11 классов, г. Кустанай, 1999 г. свидетелем несправедливого отношения к человеку по этническому признаку, 68% школьников — представителей национальных меньшинств желали бы переехать на свою историческую родину.

Таким образом, возникло противоречие между необходимостью учета проблемы толерантности межэтнических отношений учащихся многонациональных школ, и недостаточностью разработки теории и практики этой проблемы. Необходимость разрешения возникшего противоречия определила выбор темы исследования.

Состояние разработанности проблемы.

Проблеме межэтнических отношений уделяется внимание в социальных, философских, исторических, этнографических трудах, в них анализируются как объективные, так и субъективные факторы и предпосылки межэтнических отношений. В психологической науке тема межэтнических отношений рассматривается в контексте общей, социальной и этнической психологии. Методологические основы изучения этнопсихологии личности представлены в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, в трудах А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, а в настоящее время разрабатываются в русле историко-эволюционного подхода к изучению личности в исследованиях А. Г. Асмолова. Большое значение для исследования этносов и межэтнических отношений имеют теоретико-методологические труды социальных психологов, в которых разрабатываются методологические основы изучения больших социальных групп (Г.Г.Дилигенский, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин, А. К. Уледов и др.) Этнопсихологическая проблематика, получившая развитие в труда? ученых во второй половине XIX — в начале XX веков (М.Лацарус Г. Штейнталь, В. Вундт, Г. Лебон, В. Макдаугалл, Д. Н. Овсянико Куликовский, Г. Г. Шпет и др.), позднее по ряду причин оказалась вне ползрения отечественных исследователей. После развернувшихся дискуссш междисциплинарного характера по «национальному вопросу» (в конце 60-? и в начале 80-х годов) проблемы этнической психологии, ее места в структуре общественного сознания вновь стали привлекать внимание ученых.

Были опубликованы работы теоретической направленности, наметившие пути исследования составных элементов психологии наций и этносов, рассматривающие вопросы структуры и природы этого явления, его влияния на развитие этнических и политических процессов в обществе (С.А.Арутюнов, С. М. Арутюнян, Ю. В. Бромлей, А. Х. Гаджиев, ЛМ. Дробижева, Б. А. Душков, В. И. Козлов, С. И. Королев, Б. Ф. Поршнев и др.). Однако следует отметить, что для ряда исследований прошлых лет было характерно стремление к затушевыванию противоречий и трудностей в межэтнических отношениях. За последние десятилетия отечественная психология заметно хтродвинулась вперед в изучении социально-психологических и психолого-акмеологических особенностей этнических общностей и межэтнического взаимодействияк ним относятся исследования В. С. Агеева, А. И. Донцова, Н. М. Лебедевой, Л. И. Науменко Т.Г.Стефаненко, Г. У.Солдатовой-Кцоевой, А. А. Сыродеевой и д.р.). В тс же время проблема влияния психологических факторов на динамик) межэтнических отношений все еще остается мало изученной.

Вместе с тем, несмотря на значительное число исследований посвященных изучению межэтнических отношений, проблеме оптимизации межэтнических взаимоотношений в многонациональное школе, деятельности школьного психолога в решении этой проблемы ещ" далека от успешного решения.

Мы полагаем, что комплексно рассмотреть выделенную проблему определить условия и факторы эффективного ^ формирование межэтнической толерантности учащихся в профессионально! деятельности психолога многонациональной школы позволяет психолого акмеологический подход, широко разрабатываемый в современной науке (О.С.Анисимов, А. А. Бодалев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. И. Ляшенко, А. К. Маркова, В. А. Пономаренко, И. Н. Семенов, Н. Ю. Синягина, Е. А. Яблокова и др.), который, с одной стороны, способен дать многостороннюю характеристику профессионализму психолога, а с другой стороны, обосновать технологии и важные системные характеристики, необходимые для его успешной деятельности по формированию межэтнической толерантности в школьной среде.

Цель исследования: выявление возможностей в профессиональной деятельности школьного психолога для формирования межэтнической толерантности школьников в многонациональной школе и определение путей повышения её эффективности.

Объект исследования: межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы.

Предмет исследования: условия и факторы развития межэтнической толерантности учащихся многонациональной школы.

Гипотезы исследования.

Основными показателями межэтнической толерантности в школьной среде выступает динамический комплекс, включающий как собственно позитивную этническую идентичность, так и позитивность установок на межэтническое 'общение,' удовлетворенность межэтническим взаимодействием.

Решению проблемы формирования межэтнической толерантности в школьной среде может способствовать разработка системы специальных требований к профессионализму психолога, работающего в многонациональной школе. Профессионализм психолога в работе по формированию межэтнической толерантности в отношениях школьников определяется развитием его личностно-профессиональных особенностей и в значительной степени зависит от опыта профессиональной деятельности, владения современными наиболее продуктивными технологиями деятельности по формированию межэтнической толерантности.

Предполагалось, что формированию межэтнической толерантности способствуют положительная этническая идентификация, позитивные установки в межэтническом общении, удовлетворенность процессами межэтнического взаимодействия в школе.

В рамках цели и выдвинутых гипотез определены задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы межэтнической толерантности в многонациональном коллективе, наметить эффективные пути ее решения.

2. Изучить факторы межэтнической толерантности и дать её сущностную характеристику.. 1.. ., .

3. Выявить особенности межэтнических отношений в многонациональной школе.

4. Исследовать специфику — требований к профессиональной деятельности психолога многонациональной школы, направленной на формирование межэтнической толерантности школьников.

5. На основе теоретического анализа и эмпирического исследования обосновать систему деятельности психолога по формированию межэтнической толерантности в многонациональной школе и пути повышения её эффективности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы системности, целостности, субъектности, детерминизма, работы по теории личности и деятельности (К.А.Абульханова-Славская Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский С.Л.Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.), по психологии развития.

Л.И.Анцыферова, А. В. Брушлинский, И. В. Дубровина, В. С. Мухина,.

B.В.Рубцов, В. И. Слободчиков и др.), по психологии труда (Е.А.Климов,.

A.Г.Лаптев, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский и др.), работы, раскрывающие основные положения психолого-акмеологического подхода, (О.С.Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Т. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, И. Н. Семенов, Е. А. Яблокова и другие), исследования, посвященные изучению этносов как субъектов межэтнических отношений (Л.Н.Гумилев, В. А. Тишков, Ю. В. Бромлей, Ю. М. Бородай, В. И. Козлов,.

C.В.Соколовский, С. А. Арутюнов и др.).

Исследование основывается на фундаментальных концепциях отечественных психологов, обозначивших пути исследования межэтнических отношений (Г.М.Андреева, А. И. Донцов, Л. С. Выготский,.

B.Н.Мясищев, Г. Г. Дилигенский, А. Н. Леонтьев, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин, К. К. Платонов, Б. Ф. Поршнев, Г. Г. Шпег и др.): исследованиях межэтнических отношений в русле психологии групповых отношений и кросс-культурной психологии (В.С.Агеев, А. А. Сыродеева, Н. М. Лебедева, Г. У.Солдатова-Кцоева, Л. И. Науменко, Т. Г. Стефаненко, А. Б. Мулдашева, П. Н. Шихирев и др.) — работах, определяющих направление изучения природы, сущности и функций этнопсихологических явлений (А.А.Деркач, В.Г.Крысько). Изучение межэтнических отношений во многом базируется на трудах зарубежных ученых, разрабатывающих проблематику психологии межгрупповых отношений (G.W.Allport, J.W.Berry,.

D.T.Campbell и др.).

Применялись следующие методы исследования: теоретико-методологический анализ, обобщение научных данных, наблюдение, анкетирование, анализ планов профессиональной деятельности психологов многонациональных школ. Основной методикой, позволившей достичь цель исследования, выступал специально разработанный методический комплекс, включающий в себя известные социально-психологические методики, адаптированные применительно к целям данного исследования — тест М. Куна-Макпартленда «Кто Я?» (M.Kuhn, T.S.McPartland, 1964), шкала социальной дистанции Богардуса (E.S.Bogardus, 1956), тест этнических стереотипов Д. Катца и К. Брели (D.Katz, K.W.Braly, 1933) в модификации Н. М. Лебедевой, методика незаконченных предложений (Л.И.Науменко, 1992). Для достижения основной цели был организован формирующий эксперимент, что позволило определить диапазон позитивных изменений показателей этнической толерантности у школьников в процессе осуществления экспериментальной модели деятельности психолога многонациональной, школы. При обобщении и анализе экспериментальной работы и данных исследований использовались методы статистической обработки данных: корреляционный и факторный анализ с применением статистических пакетов «Excel», «Statistica for Windows 95». На этапе формирующего эксперимента применялись элементы психологического тренинга, игротехники и психотехники.

Эмпирическая база и основные этапы исследования.

Эмпирическое исследование проводилось в течение четырех лет. Общая численность принявших в нем участие составила 370 человек: ученики школ, психологи многонациональных школ и техникумов, лицеев в возрасте от 21 до 65 летт. Кустаная и Кустанайской области Республики Казахстан.

В ходе первого этапа диссертационного исследования (1996;1997 гг.) изучалась литература по проблеме исследования, формулировались теоретико-методологические положенияцели и задачи работы.

На втором этапе (1997;1998 гг.) продолжался анализ литературы, проведено пилотажное исследование, которое было организовано на базе института повышения квалификации кадров образования Кустанайской области. Проведенное исследование позволило построить теоретическую модель и схему диссертационной работы, конкретизировать задачи и гипотезы исследования.

На третьем этапе (1998;2000 гг.) обобщались, анализировались и интерпретировались полученные данные, результаты апробации концепции деятельности психолога многонациональной школы в формировании межэтнической толерантности, намечались перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

В результате теоретико-методологического анализа проблемы и полученных экспериментальным путем данных доказано, что основными показателями межэтнической толерантности во взаимоотношениях школьников различных этнических групп является положительная этническая самоидентификация, позитивные установки в межэтническом общении, удовлетворенность процессом межэтнического взаимодействия в школе.

Экспериментально установлено, что решение проблемы межэтнической толерантности во взаимоотношениях учеников возможно за счет предъявления особых требований к профессионализму психолога многонациональной школы. Так, позитивной стороной эффективного психолога, работающего в условиях полиэтнической школьной среды над формированием межэтнической толерантности учеников, является то, что он более направлен на развитие своего профессионализма, личное самообразование, выступает в роли исследователя, способен к применению новых технологий в профессиональной деятельности.

На основе теста Куна-Макпартленда «Кто Я, шкалы социальной дистанции Богардуса, теста этнических стереотипов Д. Катца и К. Брели, в модификации Н. М. Лебедевой, методики незаконченных предложений.

Л.И.Науменко модифицировано методическое средство исследования межэтнической толерантности учащихся.

Разработаны пути повышения эффективности профессиональной деятельности психолога по формированию межэтнической толерантности в многонациональной школе, система мониторинга межэтнической толерантности школьной среды, личностно — ориентированнные технологии формирования межэтнической толерантности, их апробация продемонстрировала позитивную динамику в показателях этнической толерантности школьников, способствующей адаптации личности в современном полиэтническом обществе. Показатели межэтнической толерантности во взаимоотношениях школьников, после проведения психологом программы коррекционно — развивающей работы повысились в среднем на 47,2%.

Эффективному формированию межэтнической толерантности способствует интеграция воспитательных воздействий психологов, учителей, родителей и собственной работы ученика интегрированных по принципу комплектности, дополнительности.

В целом проведенная работа создает необходимые теоретико-методологические предпосылки для широкого спектра научных и прикладных исследований профессиональной деятельности психолога многонациональной школы. Полученные результаты вносят определенный вклад в развитие психологии развития, акмеологии.

Практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования межэтнической толерантности учащихся могут быть широко использованы для формирования позитивных межэтнических отношений в полиэтнической среде, совершенствования профессиональной деятельности психологов многонациональных школ. Разработанные по проблеме исследования рекомендации могут быть использованы для практики профессиональной деятельности учителей, психологов в любых многонациональных учреждениях образования, родителей.

Материалы проведенного исследования составили основу спецкурса «Особенности работы психолога многонациональной школы» (10 час.) и «Основы толерантного общения в многонациональной школе» (14 час.] факультета психологии Кустанайского государственного университета к Кустанайского Института подготовки и переквалификации педагогических кадров.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными общеметодологическими позициями, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки исследований, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью, многочисленной проверкой данных, математической обработкой данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа, практической апробацией полученных материалов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические и экспериментальные результаты работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, методологических семинарах кафедры психологии Кустанайского государственного университета (Кустанай, 1998;2000 гг.), научно-практических конференциях «Психологическое, сопровождение развития личности школьников, их учителей и родителей» (Москва, 1999;2000 гг.), научно-практической конференции «Проблемы реализации личностно-ориентированного подхода в образовании «(Москва, 2000 г.). Основные результаты проведенной работы нашли свою реализацию в реальной практике работы школ г. Кустаная и Кустанайской области Республики Казахстан.

Основные положения, выносимые на защиту.

Формирующаяся этническая идентичность школьника, ее эмоциональная валентность, с одной стороны, и характер межэтнического общения, с другой, а также удовлетворенность межэтническим взаимодействием являются факторами межэтнической толерантности в школьной среде.

Решение проблемы межэтнической толерантности во взаимоотношениях учеников возможно за счет предъявления особых требований к профессионализму психолога многонациональной школы.

В результате целенаправленной работы школьного психолога по формированию межэтнической толерантности в многонациональной школе, системе мониторинга межэтнической толерантности школьной среды, личностно — ориентированнных технологий наблюдается повышение показателей этнической толерантности школьников.

Эффективному формированию межэтнической толерантности способствует интеграция воспитательных воздействий психологов, учителей, родителей и собственной работы ученика интегрированных по принципу комплектности, дополнительности.

Владение психологом продуктивными технологиями деятельности по формированию межэтнической толерантности влияет на повышение эффективности профессионализма психолога в деятельности по формированию межэтнической толерантности в отношениях школьников.

Применение технологий профессиональной деятельности психолога многонациональной школы по формированию межэтнической толерантности способствуют повышению её эффективности.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 256 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, и приложения, содержащего материалы экспериментального исследования, диагностические методики, авторскую методику по формированию межэтнической толерантности школьников.

Выводы по второй главе.

Согласно данным исследования в обследованных группах позитивные компоненты этнической идентичности (позитивные автостереотипы и позитивные чувства, связанные с этничностью) способствуют формированию межэтнической толерантности учащихся многонациональной школы и имеют значимую корреляционную связь с позитивной валентностью этнических стереотипов в отношении этнических групп.

Негативная этническая идентичность и опыт этнической дискриминации способствуют цоявлещио этнической интолерантности и установок на разделение людей по этническому признаку.

Выявлены факторы, влияющие на межэтническую толерантность и на этническую интолерантность. Установки на межэтническую интолерантность связаны с убеждением школьников в незыблемости этнических границ, агрессивными установками в реакции на конфликт.

Выражены факторы, влияющие на проявление дифференциации по этническому признаку и ряд социально-психологических различий в ответах респондентов обеих групп.

Выявлена зависимость уровня профессионализма психолога многонациональной школы от сформированности их профессионального мастерства по формированию межэтнической толерантности. Различная степень сформированности профессионального мастерства позволила выделить две группы психологов, различающиеся уровнями профессиональной деятельности. Эти уровни характеризуются различной степенью выраженности профессиональных способностей, направленности и умений в формировании межэтнической толерантности учащихся. i.

Определены категории эффективности деятельности профессиональной деятельности психолога многонациональной школы, направленной на формирование межэтнической толерантности школьников, рассмотрены психологические механизмы и факторы повышения ее эффективности.

Рассмотрены варианты средств и методов, ориентированных на решение актуальных и перспективных задач психологического развития школьников. Среди них выделяются: мониторинг межэтнической толерантности, личностно-ориентированные технологии, направленные на адекватное развитие личности школьника, расширение его знаний, умений и навыков по формированию адекватной этнической самоидентификации, развития и актуализации толерантного взаимодействия школьников в многонациональной среде школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ современного состояния проблемы в научной литературе, основных теоретико-методологических подходов к пониманию деятельности психолога многонациональной школы, направленной на формирование межэтнической толерантности школьников убедительно показали актуальность проблемы.

Выделенная проблема носит ярко выраженный междисциплинарный характер, находится на стыке целого ряда направлений, посвященных исследованию личности: психология личности, акмеология, психология развития и др. В рамках каждого из выделенных направлений накоплен значительный теоретический и эмпирический материал, имеющий непосредственное отношение к решению проблемы, <то позволяет рассматривать их как реальную теоретическую базу исследования и основание для создания рекомендаций по формированию межэтнической толерантности школьников в процессе профессиональной деятельности психолога многонациональной школы.

Проанализированные теории и подходы, посвященные разрабатываемой проблеме, положены в основу создания целостной системы профессиональной деятельности по формированию межэтнической толерантности школьников, опирающейся на природу, индивидуальность, социальное окружение школьников.

Анализ сущностных характеристик межэтнической толерантности показал, что это острое философское, социально-психологическое явление, характеризующееся не только внешними факторами, но и внутренними детерминантами. и, следовательно поднимается вопрос о том, что в значительной степени это зависит от профессионализма психолога многонациональной школы.

Анализ результатов исследования межэтнической толерантности учащихся многонациональной школы позволяет сделать вывод о том, что процесс формирования межэтнической толерантности учащихся многонациональной школы, в значительной мере, определяется состоянием межэтнического взаимодействия за стенами отдельно взятой школы, влиянием существующего в данном обществе этнокультурного равновесия, наличием или отсутствием тенденций к тактическому объединению этнических групп.

В диссертации сформулированы и обоснованы требования к профессионализму психолога многонациональной школы, описываются основные технологии деятельности по формированию межэтнической толерантности. Наиболее эффективными выступают мониторинг межэтнической толерантности, личностно-ориентированные техники и приемы, тренинги по формированию этнической толерантн ,-сти школьников в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Обоснована мысль о том, что они должны быть нацелены на целостное развитие личности школьника, повышали его адаптацию в современном динамичном обществе и, опираясь на способности каждого, содействовали всестороннему становлению его личности.

Результаты диссертационного исследования межэтнической толерантности учащихся многонациональной школы могут быть широко использованы для формирования указанного качества личности, совершенствовании деятельности психологов многонациональных коллективов.

В целом, проведенная работа подтвердила выделенные гипотезы и показала необходимость продолжения серии подобных исследований и наметила их перспективные направления, среди которых психологический анализ динамики современной этносоциальной среды школы, межэтнических отношений школьников за ее пределами, разработка новых технологий по формированию межэтнической толерантности в отношениях школьников, независимо от их личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности и практическое внедрение таких технологий в практику работы психологов многонациональных школ, а также других специалистов, занимающихся разработками в области образования и воспитания.

Исследование динамики межэтнической толерантности и эффективности профессиональной деятельности психологов многонациональных школ в экспериментальном исследовании не даёт исчерпывающих и однозначных ответов на вопрос о том, при каких условиях и факторах взаимодействие межэтнических групп школьников будет носить толерантный характер, однако оно сделало конкретные шаги на пути научного анализа этого вопроса. Многие из результатов остались за рамками данной работы, многое еще предстоит осмыслить и понять, все же ясно главное — без подлинно научного изучения этих проблем мы не сможем надеяться на мирное и достойное существование многонационального общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -237 с.
  2. Г. С. Практическая психология. Екатеринбург.: Деловая книга, 1998. — 274 с.
  3. К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 19Н0.-288 с.
  4. К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. — 240 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Категория деятельности в советской психологии. //Психологический журнал. 1980. -№ 4. -Т. 1. -С. 18−21.
  6. Абульханова-Славская К. А. Психологические и жизненные потери (к проблеме экологии человека). // Психология личности в условиях социальных изменений.- М.: Институт психологии РАН, 1993.- 270 с.
  7. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991.- 296 с.
  8. В.В. Психотехнология решения проблемных сшуадий.-М.: Феникс, 1992.- 270 с.
  9. Е.П., Баклушинский С. А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений, — С. 118−132. // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. -Т. 3. -Вып. IV. -М.: ЦСО РАО, 1995 -360 с.
  10. B.C. Межгрупповое взаимодействие.- М.: Наука, 1990.- 239 с.
  11. B.C. Психология межгрупповых отношений.- М.: Наука, 1983. -144 с.
  12. B.C. Перспективы развития этнопсихологических исследований. // Психологический журнал. 1988. № 3. — С.35−42.
  13. .Г. Человек как предмет познания. // Избранные психологические труды: В 2-х томах. T.l. -М.: Педагогика, 1980.-278 с.
  14. .Г. О проблемах современного человекознания. -М.:Наука, 1977.-380 с.
  15. .Г. Человек как предмет познания. -JX: ЛГУ, 1968.-341 с.
  16. А. Психологическое тестирование. Перевод с англ. Книга 1. -М.: Педагогика, 1982.- 318 с.
  17. Г. М. Методы исследования межличностного восприятия. -М.: МГУ, 1984.- 245 с.
  18. Г. М. Социальная психология. Учебник. -М.: МГУ, 1994.415 с. ¦
  19. Г. М., Хелкама К., Дубовская Е. М., Стефаненко Т. Г., Тихомандрицкая О. А. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. ун-та. -сер. 14. Психология.-1997.- № 4, — С. 31−41.
  20. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. М.-Новгород: Изд-во С.Е.Т., 1995, — 272 с.
  21. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления./ ИНИОН СССР. Всесоюзный методологический центр. -М.: Экономика,!991.-416 с.
  22. О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. -Новгород, 1989. -184 с.
  23. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. // Психологический журнал. -1981. № 2. — Т.2. -С. 12−18.
  24. Л.И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности. // Проблемы психологии личности.- М.: Наука, 1982. -212 с.
  25. Ю.В. Вопросы национальной психологии. -Черкесск: Знак, 1972. -254 с.
  26. Ю.В. Нация и ее психический склад. -Краснодар: КГУ, 1969. -336 с.
  27. Ю.В. Опыт социально-этнического исследования. // Советская этнография. 19б8.-№ 4.-С. 3−13.
  28. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. -М.: Аспект-пресс, 1999. -271 с.
  29. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976. -158 с.
  30. В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности: Автореф. дасс. докт. психол.наук. М., 1995.-34 с.
  31. ИИ. Педагогические проблемы формирования коллектива с многонациональным составом «учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1968. -19 с.
  32. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. -М.:ИнститутгфактическойпсихологииД996.-768 с.
  33. А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности.// Вопросы психологии. -1992. -№ 1−2, — С.-7−16.
  34. А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности. // Вопросы психологии. -1978, — № 1, — С. 7−18
  35. Н.В. Социально-психологическое изучение национальных особенностей. -В кн. Социальная психология. С. 219−226.
  36. Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977. — 360 с.
  37. В.М., Ланге М. В. Влияние коллектива на личность. // Педология и воспитание. -М.: МедицинаД928. -380 с.
  38. А.А. Восприятие и понимание человека человеком.-М.:МГУ, 1982. -199 с.
  39. А.А. О психологических основах воспитания личности // Вопросы психологии. -1986. -№ 1.-С. 17−23.
  40. А.А. Личность и общение. -М.: МГУ, 1983.- 217 с.
  41. А.А. О предмете акмеологии. // Психологический журнал1993.-№ 5. Т. 14.-С. 73−79.
  42. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.: МГУ, -1991.-176 с.
  43. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -464 с.
  44. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. -Т. 2 / Гл. ред. А. М. Прохоров.- М.: Знание, 1989. -С. 783.
  45. Брокгаузъ (Лейпцигъ), И. А. Ефронъ (СПб.): Тшограф1я акц.общ. «Издательское дЬло», Брокгаузъ-Ефронъ, 1907.-С. 847.
  46. Д.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику. // Советская этнография. -1987. -№ З.-С 23−26.
  47. А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Психологический журнал. -1991, — № 6, — Т. 12. С. 38−42.
  48. Л.Ф., Морозов С. М. Справочник по психологической диагностике. -Киев: Наукова думка, 1989.- 200 с.
  49. P.P. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник Моск. ун-та. -Сер.7. Философия, — 1996, — № 1, — С.33−34.
  50. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Мысль, 1990.- 279 с.
  51. Возможности практической психологии в образовании. Вып.1 / Под ред. Бурлаковой Н.С.- М.: УЦ «Перспектива», 1998. -88 с.
  52. Г. Н. Этнопедагогика.- М.: Acadeinia, 1999. 168 с.
  53. Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. -М.:Военная Академия им. Ф. Э. Дзержинского, 1994.-175 с.
  54. Выготский Л. С. История развития высших психических функций / Собр. соч.: В 6 т. Т. 2,3. -М.: Педагогика, 1982- 1983.-Т.2- 504 е.- Т. З- 365 с.
  55. Л.С. Проблема возраста.- Собр.соч.: В 6 т. Т. З -М.: Педагогика, 1982.-365 с.
  56. .А., Хотинец В. Ю., Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности. // Психологический журнал.-1996. № 5. — Т. 17 -С.69−75.
  57. Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников.-Л.: ЛГУ, 1982.-350 с.
  58. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: материалы к курсу лекций. -М.:МГУ, 1978.- 118 с.
  59. Ю.З. Метод психологических тестов: сущность и значение. // Вопросы психологии. -1986. -№ 2.-С. 35−40.
  60. Ю.З. Учитель и психологическая служба школы. -Киев: Наукова думка, 1993. -190 с.
  61. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976. -237 с.
  62. У. Школа без неудачников,— М.: Прогресс, 1991.-184 с.
  63. Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГУ, 1982.-260 с. 65, Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. -М.-.МГУ. 1982. -463 с.66^ Грановская P.M. Элементы практической психологии.- Л.:ЛГУ. 1988. -564 с.
  64. JI.H. Этносфера: история людей и история природы. -М.: Экопрос, 1993.-190 с.
  65. А.С., Козлов В. В. Прикладные психотехнологии в профессиональной деятельности. -М.:РАГС, 1996.-114 с.
  66. В.В., Зак А.З. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования.- Новосибирск: НГУ, 1987. -213 с.
  67. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах). Репринтное воспроизведение издания 1903−1909 гг. осуществленного под редакцией профессора И. А. Бодуэна де Куртенэ. -М.: Прогресс-Универс, 1994. -Т.4.- С. 755.
  68. А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности. // Советская этнография. -1977.- № 3. -С.3−13.
  69. Деркач А. А, Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. -М.: РАУ, 1993. -С. 32 .
  70. А.А., Догданов Е. Н. Акмеология: диагностика профессионально-педагогической деятельности -М.: Мысль, 1995.- С. 46−50.
  71. А.А., Орбан JI.E. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. -М.: РАГС, 1995. -206 с.
  72. Н. Природа национальной психологии. Алма-Ата: Казахстан, 1971. — 144 с.
  73. Л.Н. Структура и опыт деятельности школьной психологической службы. // Вопросы психологии. -1989.- № 4.- С. 26−29.
  74. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. / Сборник научных трудов.- М.: Просвещение, 1987. -178 с.
  75. А.И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности. // Вопросы психологии.- 1997. № 4. — С. 75−86.
  76. И. А. Самосовершенствование личности. -РнД: РГУ, 1977. 178 с.
  77. Дробижева Л. М Некоторые проблемы этнопсихологических исследований. //Психологическийжурнал.- 1981.- Т.2.- № 5.-С. 43−52.
  78. Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика. // Советская этнография.-1991.-№ 1.- С. 3−13.
  79. JI.M., Аклаев А.Р, Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. -М.: Мьгсль, 1996.-207 с.
  80. В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Ин-т психологии РАН, 1993. -120 с.
  81. И.В. Задачи школьной психологической службы. // Вопросы психологии. -1988. ~№ 2.- С. 45−47.
  82. .А. География и психология. М.: Наука, 1980.- 374 с.
  83. Н.П. Структурно-понхологический анализ деятельности и проблема рациональной организации труда / В кн. Психологические проблемы рационализации деятельности. -Вып.1. -Ярославль, 1976. -С. 11 -13.
  84. Ю.М. «Модель личности» в психодиагностике, — Кн.1.-М. всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки населения, 1994.- 182 с.
  85. В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. -Вып.6. -М.: НИИВШ, 1993.- С.6−12.
  86. В.Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. -М., 1992.-164 с.
  87. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Просвещение. 1986. 189 с.
  88. А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания. // Социологические исследования, — 1993.- № 8. -С. 56−60.
  89. Здравый смысл и достоинство в школе. Современные проблемы социально-психологической адаптации детей и подростков. // Материалы всероссийской научно-практической конференции. -М.: Генезис, 1998. -123 с.
  90. .В. Теория личности в зарубежной психологии. -М.: Наука, 19&2.- 404 с.
  91. И. А. Педагогическая психология. -РнД: Феникс, 1997.- 138 с.
  92. В.П. Системный анализ в психологии. // Психологический журнал. -1991.- № 4 Т.12. -С 23−24.
  93. В .П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности. // Системные исследования -М.:Наука, 1975. -137 с.9 В. Иванов В. Н. В зеркале социологии. // Советская культура. -1989 -19 сентября -С. 3−5.
  94. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. -М.: МГУ, 1992. -92 с.
  95. Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений. // Групповая психотерапия. М.: Медицина, 1990.-260 с.
  96. У.В., Раудик В. В. Психологическая служба в школе. М.: Просвещение, 1986.-145 с.
  97. Т.М., Штаркман Б. П. Обобщенный критерий оптимизации функция желательности. // Информационные материалы Совета по кибернетики. -1970. -№ 8(45). -С. 4−37.
  98. Е.И. Социальная структура и национальное самосознание: Автореф. дисс. канд.психол. наук. М., 1971.-С. 16−17.
  99. Е.А. Психология профессионализма. -М.- Воронеж, 1996.- 365 с.
  100. А.Г. Психология личности. -М.: Мысль, 1973. -341 с.
  101. В.И. Мотивы поведения и деятельность. -М.: Мысль, 1988. -190 с.
  102. А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. -М.: Наука, 1988. -С. 19.
  103. А.А. Методика исследования национального самосознания. -М.: Наука, 1974.-74 с.
  104. В.Н. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии. // Советская этнография. -1983.-№ 2. С. 74−80-
  105. Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самопознание. М.: Наука, 1984.- 335 с.
  106. Кон И. С. К проблеме национального характера. / В кн.: История и психология. М.: Наука, 1971. -311 с.
  107. Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографические перспективы.- М.: Наука, 1988. -269 с.
  108. Конвенция о правах ребенка. / Положение детей в мире. -Нью-Йорк: ЮНИСЕФ, 1991.- С. 77−96.
  109. Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. -М.: РАГС, 1994.-269 с.
  110. Н.И., Шакум M.JI. Акмеология и тестология. М.: Российский салон, 1996. -381 с.
  111. М.М. Анализ пятилетнего опыта работы школьного психолога. Научно-методические основы и опыт организации школьной психологической службы Ташкент: Бухар, 1988, — 157 с.
  112. А.И., Новгородцев А. П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. -М.-Воронеж: НПО «МОДЭЕК"Д995. -144 с.
  113. Т.Ю. Национальная школа сегодня: К вопросу о типологии ситуации и множественности решений. // Народное образование.1993.-№ 2. -С. 32−35.
  114. Краткая философская энциклопедия. -М.:Прогресс-Энциклопедия, 1994. -С. 457.
  115. O.K. Становление профессии как социальное явление// Становление специалиста. JL: ЛГУ, 1989, — 324 с.
  116. Е.М. Применение шкал в изучении взаимоотношений в ученических группах.-М.МГУ, 1975.-72 с.
  117. В.Г. Влияние национально-психологических особенностей на боевую деятельность личного состава армий империалистических государств.-М.: ВПА, 1987.-392 с.
  118. Т.В., Шегуров В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. // Вопросы психологии.1983.-№ 3.- С. 45−49.
  119. Е.С. Основы социальной психологии. -Л.: ЛГУ, 1986. -221 с.
  120. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: ЛГУ, 1980. -172 с.
  121. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. -СПб.: СпбГУ, 1993.-183 с.
  122. .В. Основы профессиональной диагностики. Л. Медицина, 1984.-230 с.
  123. Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений : Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1985.- 24 с.
  124. Н.М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления. // Этническая психология и общество. М.: Старый сад, 1997. -С. 104−115.
  125. В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме. // Вопросы философии. -№ 11. -1997. -С.46−54.
  126. А.Н. Национальная психология и этнопсихология. // Советская этнография. -1983. № 2 — С.80−82.
  127. А.Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников. // Советская педагогика,-1968,-№ 7. С.23−27.
  128. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.-122 с.
  129. . Ф. Проблема общения в психологии. // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981.-230 с.
  130. А. Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979.-320 с.
  131. М.В. Словарь антонимов русского языка: Более 2 ООО антиним. пар/Под ред. Л.АНовикова. -М.: Русский язык., 1988. -С.769.
  132. А.И. Профессиональное становление социального работника (акмеологическое системное исследование): Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1993. -С. 16.
  133. Малый энциклопедический словарь. Издатели: Ф. А. Брокгаузъ (Лейпцигъ), И. А. Ефронъ (С.- Петербургъ). -СПб. Типографш акц. общ. «Издательское дЬло», Брокгаузъ-Ефронъ, 1901.-С. 458.
  134. А.К. Профессионализм в воспитании и образовании. // Основы общей и прикладной акмеологии. -М.: РАГС, 1994.-С. 72−84.
  135. А.К. Психология профессионализма. -М.: Знание, 1996.-308 с.
  136. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986.-256 с.
  137. B.C. Психология индивидуальности. -Москва-Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. -С. 279.
  138. Методы исследования межличностного восприятия./ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской, — М.: Педагогика, 1981. -120 с.
  139. Методы социальной психологии. -М.:Наука, 1977.-108 с.
  140. Методы социально-психологических исследований. М.:Наука, 1975.116 с.
  141. Мид М. Культура и мир детства. -М.: Наука, 1988.
  142. А.В. Условия и факторы эффективной диагностики социальной напряженности : Автореф. дисс. канд. психол. наук.- М., 1995.- 22 с.
  143. В.Э. Компоненты и уровни в функциональной структуре деятельности. //Вопросы психологии. -1991. -№ 1.-С. 49−51.
  144. А. Вопросы психологии народов в работах русских ученых. // Актуальные проблемы социопсихологии в управленческой деятельности. -М., 1991.- 220 с.
  145. Ю.И. Основные компоненты культуры этноса. // Методологические проблемы исследования этнических культур. -Ереван.: Изд-во АН АрмССР, 1978. -С.42−46.
  146. М.В. Личностные компоненты профессиональной успешности практических психологов-инструкторов учебно-тренинговых групп: Автореф. дис. канд. психол. наук М., 1994.-22 с.
  147. Мчедов М. С Терпимость свойство культуры, путь к гражданскому согласию. // Свободная мысль. -1994. -№ 5. — С. 59−69.
  148. В.Н. Структура личности и отношение человека к действиям. -М.: АПК РСФСР, 1956. -184 с.
  149. П. А. Теория и практика в работе школьного психолога. // Вопросы психологии -1993. -№ 4.-С.17−21.
  150. На пути к культуре мира: документы и материалы. // Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. М.: МИК, 1999. — 56 с.
  151. Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество. -М.: Старый сад, 1997. -С. 76−88.
  152. А. Л. Деятельность, поведение, творчество. // Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Наука, 1990.-160 с.
  153. Ш. Национальная психология и ее место в формировании и развитии личности. -Фрунзе: Саясат, 1986.-184 с.
  154. В.Б. Столичный мегаполис как полиэтническая и поликультурная среда. // Педагогика. -1997. -№ 4. С. 83−87.
  155. Р.В. Психолого-педагогическая служба школы: опыт организации. -М.: Тривола, 1995, — 360 с.
  156. Р.В. Справочная книга школьного психолога. -М.: Просвещение, 1996.- 334 с.
  157. А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Автореф. дисс. докт. психолог, наук.- М., 1989. -32 с.
  158. А.Ю. Повышение квалификации как процесс психологической перестройки специалиста. -М.: Экономика, 1990, — 112 с.
  159. В.Э. Работа психолога при подготовке и проведении педагогического консилиума. // Вопросы психологии. -1990. -№ 2.-С.86−90.
  160. Е.М. Социальные нормы-регуляторы поведения. -М.:Наука, 1972. -175 с.
  161. JI.A. Компетентность общения. -М.: МГУ, 1989.- 216 с.
  162. Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. -М.: МГУ, 1982.- 255 с.
  163. А.В. Личность в психологии субъективности. -РнД.: Феникс, 1996. -360 с.
  164. . Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1969. 419 с.
  165. В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат. // Этнология. -М.: Наука, 1994. -541 с.
  166. К.К. Профессиография, ее значение и методика работы. // Социалистический труд. -1971. -№ 4. -С.74−76.
  167. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.-М.: Высшая школа, 1981. -175 с.
  168. Подросток на перекрестке эпох. / Под ред. Кривцовой С. В. -М.:Владос, 1997.- 458 с.
  169. .Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. -М.: Наука, 1973.-151 с.
  170. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика./ Под ред. В. В. Столина, А. А. Шмелева.-М.: МГУ, 1984.- 151 с.
  171. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Сост. Л. Й. Вансовская, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др., под ред. А. А. Крылова. -Л.: ЛГУ, 1990. -272 с.
  172. Практическая психология образования. / Под ред. Дубровиной. -М.: ТЦ «Сестра», 1997.- 193 с.
  173. A.M. Научно-практические проблемы школьной психологической службы. // Вопросы психологии. -1987. -№ 4.-С.24−28.
  174. В.В., Пряжникова Н. Ф. Принципы организации и перспектива школьной психологической службы в России. // Вопросы психологии. -1994. -№ 2. -С. 99−113.
  175. Психодиагностика в школе. -Таллин, 1980.-34 с.
  176. Психодиагностика: теория и практика. -М.:Педагогика-Пресс, 1986.156 с.
  177. Психологическая служба в школе. / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1984.- 240 с.
  178. Психологические механизмы регуляции поведения и оптимизация трудовой и учебной деятельности: Межвузовский сборник / Под ред. Г. С. Шляхтина. -Горький: ГПИ, 1987.-90 с.
  179. Психологические механизмы регуляции социального поведения. -М., 1979. -331 с.
  180. Психологические механизмы целеобразования. -М.: Наука, 1997, — 257 с.
  181. Психологические проблемы рационализации деятельности. // Межвузовский тематический сборник. -Вып. 1.-Ярославль, 1976.-132 с.
  182. Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика -Пресс, 1996. -С. 440.
  183. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. -М.: Педагогика, 1991.-227с.
  184. Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. -М.:Полшиздат, 1990.-494 с.
  185. Рабочая книга практического психолога. -М.:Красная площадь, 1996.256 с.
  186. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И. В. Дубровиной и др. -М.: Просвещение, 1991.-303 с.
  187. А.А. Психологическая служба школы, принципы деятельности и работы с «трудными»,— СПб.: СПбГУ, 1993. 43 с.
  188. Е.Н. Учет национальной психологии в воспитательной работе. // Педагогические аспекты социальной психологии. Минск: МГУ, 1978.-177 с.
  189. В.В., Репкина Г. В., Заика Е. В. Психолого-педагогический' мониторинг в учебной деятельности. // Вопросы психологии.- 1995. -№ 1. -С.11−15.
  190. Ю. Конфликтология межэтнических отношений. // Социально-гуманитарные знания. -1999. -№ 4. -С. 135−147.
  191. Е.С. Психология профессионального становления личиости.-М.: МГУ, 1992.-130 с
  192. О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994. -22 с.
  193. С.Я. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1989.-Т. 1−485 с.
  194. С.Я. Бытие и сознание. М: Наука, 1957. -С.226.
  195. С.Я. Методики экспериментальной патопсихологии. М.: Наука, 1979.-172 с.
  196. Н. Групповая психотерапия. / Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1990. -286 с.
  197. Руководство практического психолога. / Под ред. Дубровиной И. В. -М.: Академия, 1995, — 115 с.
  198. Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. -М.: ИНТОР, 1997. -192 с.
  199. А.П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникации. -М.: РАУ, 1992. -276 с.
  200. Л.В. Толерантность: иллюзии или средство спасения? // Октябрь.- 1997. -№ 3.-С. 140−143.
  201. Е.А. Влияние профессиональных ценностей консультантов по организационному развитию на эффективность их деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1996.-22 с.
  202. Словарь по этике. / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. М.: ПолигиздатД989. -С.351.
  203. Словарь русского языка: в 4-х т. // АН СССР, Институт русского языка. / Под ред. А. П. Евгеньевой. -М.: Русский язык, 1981-. С. 40.
  204. Словарь русского языка: в 4-х т. // АН СССР, Институт русского языка. / Под ред. А. П. Евгеньевой. -М.: Русский язык, 1981. -С.47.
  205. Служба практической психологии образования России Рабочие материалы совещания.-Москва 3−4 марта -1999 г.-98 с.
  206. B.C. Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентаций русских и еврейских подростков. // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. -Труды по социологии образования. -Том 3. -Выпуск 4-. -М.: ЦСО РАО, 1995. -С. 6−63.
  207. В.В. Практическая психология на службе общения. II Педагогический вестник. -1990. -№ 16.-С.41−50.
  208. Советский энциклопедический словарь. / Под. ред. A.M. Прохорова. -М.: Знание, 1987. -С.565.
  209. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 ООО слов. СПб.: Дуэт, 1994. -С.610.
  210. Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической помощи. -М.: МПГУ, 1997.-158 с.
  211. Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл. 1995.114 с.
  212. Г. У. Психология межэтнической напряженности. -М.: Смысл, 1998. -224 с.
  213. Т.М. Проблемы организации психологической службы в школе. -Нижний Новгород, 1990. -С. 52−57.
  214. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. -С-Пб:СПбГУ, 1995.-С.68−76 с.
  215. Л.А. Народное образование и проблемы российской национальной идентичности. // Социально-психологические проблемы современной школы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. -14−16 мая- 1997 г. -Астрахань- М., 1998. -С.37−44.
  216. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Автореф. дис. док. психол, наук. -М., 1985, — 35 с.
  217. В.В. Самосознание личности. -М.: МГУ, 1983.-183 с.
  218. А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса. // Расы и народы. -Вып. 20. -М.: Наука, 1990. -С.5−39.
  219. А.В. Психологические критерии профессионального самоопределения. М., 1987.-161 с.
  220. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста. / Современная высшая школа. -М.: МГУ, -1986. -№ 2. -С. 134 194.
  221. Теоретические проблемы психологии личности. Сборник статей. / Отв.ред. Е. В. Шорохова.- М.: Наука, 1974.-204 с.
  222. Технология эффективной профессиональной деятельности / Рабочая книга практического психолога. / Под науч.ред. Деркача А.А.- М.: Красные ворота, 1996. -400 с.
  223. Н.О. Социально-педагогическая работа с -семьей в межэтнической среде. На материалах Республика Тува.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996.-22 с.
  224. Толковый словарь русского языка. В 4 т. / Сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин и др.- Под ред. Д. Н. Ушакова. -М.: Русские словари, 1994 Т.4. -М., 1994. С. 685.
  225. В.П., Филлипов А. С. Этнические стереотипы. / В кн.: Этническая психология Отв.ред. Н. Н. Андреева. — М.: Университет Дружбы Народов, 1984. — С.3−21.
  226. Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966. -279 с.
  227. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -М.: Наука, 1961.-241 с.
  228. К. Образование и толерантность. // Высшее образование в Европе.- 1997.-№ 2.-С. 16.
  229. Д.И. Психология развивающейся личности. -М., 1996.236 с.
  230. К. Как научить детей сотрудничать? -М.: Генезис, 1998.-145 с.
  231. X. Мотивация и деятельность. -В 2-х т. -Т.2. -М.:Наука, 1986.-С. 190.
  232. Р. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире. // Философские науки. -1991.-№ 12.- С. 16−28.
  233. Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения. Исследования и применение. -СПб: СПбГУ, 1997.-193 с.
  234. В.Г. Предупреждение и разрешение конфликтов. Владикавказ: Ир, 1999.- С. 48.
  235. Человеческий фактор. -В 6-ти томах. -Т.1. -М.: Прогресс, 1991.-117 с.
  236. И.И. Проблема самосознания в психологии. -М.: МГУ, 1977.-160 с.
  237. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Просвещение, 1993−230 с.
  238. О. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей (заметки историка о межгрупповой враждебности). // Общественные науки и современность. -1994. -№ 4 -С. 105.
  239. П.Н. «Современная социальная психология в Западной Европе». -М.: Наука, 1987. -355 с.
  240. Г. Г. Психология социального бытия. -М.: Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. -239 с.
  241. Г. Е. Достоверность статистических показателей. -М.: Наука, 1977.-78 с.
  242. А. Анализ и интерпретация статистических данных -М.: Наука, 1981.-167 с.
  243. Э. Идентичность: юность и кризис. -М.: Прогресс, 1996. -303 с.
  244. Этнопсихологические проблемы развития личноста. -Баку: БПИ, 1985.-154 с.
  245. Ф.М. Адаптация психологической службы в учебном заведении Казань: КГУ, 1994.-232 с.
  246. Я работаю психологом. Опыт, размышления, советы. / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: ТЦ «Сфера», 1999. -256 с.
  247. Е.А. Организация и функционирование психолого-акмеологической службы. // Основы общей и прикладной акмеологии. -М.: РАГС, 1995.-192 с.
  248. Вепу J.W., Poortinga Y.H., Segall М.Н., Dasen P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. -Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1992. P 34−37
  249. Ocampo K.A., Bernal M.E., Knight G.P., Gender, race, and ethnicity: the sequencing of social constancies // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities. -Albany: State University of New York, 1993.-P. 11−30.
  250. Phinney J. Ethnic identity in adolescents and adults Review of research. // Psychological Bulletin. -1990. -Vol. 108(3).- P. 499−514.
  251. Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations / Ed. by S. Worchel, W.G. -Austin. Chicago: Nelson-Hall, 1986. -P. 7−24.
Заполнить форму текущей работой