Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Демонополизация рынка, как важнейшее условие повышения конкуренции и роста предпринимательства в России в современный период: На примере топливно-энергетического комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теория монополистической конкуренции наиболее доходчиво V исследована в работах Чемберлена Э. и Робинсон^ Дж.2 В производстве однородной продукции господствуют крупные фирмы, которые совместно или по отдельности диктуют цены, не прибегая при этом к каким либо методам улучшения ассортимента и качества производимой продукции. Таким образом, мы видим, что в реальной практике рыночных отношений имеет… Читать ещё >

Содержание

  • Введение стр
  • Глава 1. Ретроспектива демонополизации и повышения конкурентоспособности в топливно-энергетическом комплексе России стр
    • 1. 1. Сущность и значение конкуренции в ТЭК России стр
    • 1. 2. Тенденции и характер монополизации рынка ТЭК стр
    • 1. 3. Оценка эффективности конкуренции на рынке ТЭК
  • России на современном этапе стр
  • Глава 2. Анализ состояния монополизации и конкуренции на рынке ТЭК России стр
    • 2. 1. Структура и особенности участников рынка ТЭК стр
    • 2. 2. Уровень конкурентоспособности и специфика развития комплекса в настоящее время стр
    • 2. 3. Перспективы изменения соотношения в структуре участников рынка ТЭК стр
  • Глава 3. Особенности государственного регулирования процесса демонополизации рынка ТЭК стр
    • 3. 1. Роль государства в формировании цивилизованной конкурентной среды на рынке ТЭК стр
    • 3. 2. Система государственного регулирования антимонопольной деятельности на рынке ТЭК стр
    • 3. 3. Основные направления демонополизации рынка, повышение конкурентоспособности и роста предпринимательства в ТЭК стр

Демонополизация рынка, как важнейшее условие повышения конкуренции и роста предпринимательства в России в современный период: На примере топливно-энергетического комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из* главных условий существования рыночной экономики на современном этапе является наличие альтернативных форм собственности. Данное условие вытекает из действия механизма экономического закона свободного предпринимательства, который называется конкуренцией.

Конкуренция в условиях реальной, а не псевдо-рыночной экономики поддерживается не только добросовестным поведением участников движения экономического продукта на рыночном пространстве, но и входит в сферу влияния государства, через механизм государственного регулирования экономики. Государство является одним из главных участников рыночного пространства, выполняет не только функции по обеспечению нормального движения экономического продукта на рынке, но и само по себе является одним из четырех экономических агентов (наряду с банками, предприятиями и домашним хозяйством).

Основной импульс, который приводит в движение рыночный механизм и поддерживает его на ходу, идет от действия механизма экономического закона возрастающих потребностей (от новых, потребительских благ, новых методов производства и транспортировки товаров, новых рынков и новых форм экономической организации), которые создает конкурентная среда.

Свободная конкуренция по своей сути — это форма или метод экономических изменений, она никогда не бывает и не может быть в стационарном состоянии. Эволюционный характер современной либеральной экономики предполагает, что движение экономического продукта протекает в социальной и природной среде, которая изменяется и меняет тем самым параметры, при которых совершаются экономические действия. Предприниматели всегда ощущают себя в конкурентной ситуации, даже тогда, когда они являются полными монополистами в своей отрасли или когда правительственные эксперты не обнаруживают действенной конкуренции между ними и другими фирмами данной отрасли или смежных отраслей и делают вывод о том, что они ссылаются на наличие соперничества только для отвода глаз. Это порождает поведение очень близкое к тому, которое соответствует условиям модели совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция в современных условиях является исключением. Более того, если бы она была правилом, то и тогда не было бы особого повода для споров о ее сути. Дело в том, что любой производитель не может повлиять на рынок в целом, а сам должен так или иначе приспосабливаться к его условиям, регулируя объем выпуска своей продукции. Что касается движения экономического продукта, то каждый производитель продукции (хлеба, сигарет, салона красоты, бензоколонки и др.) имеет свой небольшой собственный рынок, который он пытается, по крайней мере должен пытаться сохранить и расширить с помощью ценовой стратегии и стратегии качества, разнообразием продукции.1.

Теория монополистической конкуренции наиболее доходчиво V исследована в работах Чемберлена Э. и Робинсон^ Дж.2 В производстве однородной продукции господствуют крупные фирмы, которые совместно или по отдельности диктуют цены, не прибегая при этом к каким либо методам улучшения ассортимента и качества производимой продукции. Таким образом, мы видим, что в реальной практике рыночных отношений имеет место наличие монополистической конкуренции или олигополии, или их смешанная комбинация. Сама по себе конкуренция это постоянная борьба за выживание и стремление к монополизму. Однако нормальное состояние экономики это достижение определенного равновесия в соотношении всех экономических субъектов. В случае с олигополией состояния равновесия возникать не может, т.к. более крупные фирмы изначально обладают превосходством. Это приводит к различным злоупотреблениям и лишним издержкам на продвижение каких-либо новых товаров и услуг, если они производятся небольшими фирмами.

Вместе с тем стоит заметить, что становление цивилизованной рыночной экономики является одной из приоритетных задач государства на современном этапе.

В нашей стране научными исследованиями в данной области занимаются такие ученые как Абалкин Д., Аболенцев Ю., Акулов В., Блинов А., Грамберг А., Львов Д., Кикоть В., Казиахмедов Г., Котляр А., Шишков Г., Штульберг Б., Яковенко Е., и др.

Исследованиям проблем нефтегазового комплекса занимаются И. Андронов, Л. Аксовец, О. Брагинский, В. Бушуев, Л. Гугеновский, В. Двуреченский, Н. Медведев, Н. Симонова, М. Шакиров, и др.

Однако, не смотря на это, проблемы демонополизации нефтегазового комплекса России исследованы еще не достаточно.

Общий ход экономических реформ в России отвечает основной цели антимонопольного законодательства. Эта цельразвитие рыночных отношений, в том числе на основе развития конкуренции.

В данной работе пойдет речь о конкуренции в нефтегазовом комплексе, а именно, о сложных процессах становления и развития конкуренции в таких отраслях российской промышленности, как нефтяной и газовой.

Зарубежный опыт наглядно свидетельствует о полезности присутствия на нефтегазовом рынке большого числа независимых производителей. Они позволяют исследовать запасы, непривлекательные для вертикально-интегрированных компаний, создают конкурентную среду. Но этот опыт говорит о том, что малые и средние компании нуждаются в значительной поддержке со стороны государства. Ведь им приходится конкурировать не только друг с другом, но и с гигантами нефтегазового бизнеса.

Проблема обеспечения не дискриминационного доступа продукции малых предприятий к российским перерабатывающим мощностям и магистральным трубопроводам требует первостепенного разрешения для нормального развития конкуренции в топливно-энергитическом комплексе России. Развитие конкуренции, в свою очередь, должно обеспечить появление прослойки малого предпринимательства в ТЭК, рост доходной части бюджета страны за счет увеличения количества поступающих налогов, создание дополнительного числа рабочих мест, повышение общего энергетического потенциала государства за счет освоения новых месторождений трудно извлекаемых запасов нефтяных и газовых ресурсов и добычи большего их количества.

Тема нелегкой доли российских малых предприятий нефтегазовой отрасли периодически поднимается в прессе и самими представителями этого бизнеса. В последнее время, не без помощи президента она преобрела не бывалую популярность. Поэтому заострять внимание на актуальности данной темы и доказывать ее значимость не представляется необходимым, так как это не вызывает сомнения.

Кроме этого целью настоящего исследования является совершенствование рыночных отношений в ТЭК через механизм демонополизации экономики нашей страны.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих основных задач: S Исследование сущности и значения конкуренции в ТЭК России. S Исследование и анализ состояния монополизации в данном комплексе.

S Изучение структуры и особенности участников рынка ТЭК S Определение уровня конкурентоспособности и специфики развития ТЭК.

•S Изучение особенностей государственного регулирования процессов демонополизации ТЭК России S Обоснование роли государства в формировании цивилизованной конкурентной среды в нефтегазовом комплексе S Выявление результатов антимонопольной деятельности государства.

J Разработка системы мер по повышению конкурентоспособности и роста предпринимательской активности в ТЭК.

Объектом диссертационного исследования является система ТЭК России.

Предметом диссертационного исследования является процесс демонополизации ТЭК, как важнейшее условие повышения эффективности конкурентоспособности и роста предпринемательской активности.

Методы исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых экономистов по вопросам рыночной экономики. Информационную базу исследования составляют официальные данные Госкомстата РФ, материалы Правительства и других гос. структур. В процессе исследования использовались Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства по вопросам ТЭК России. В ходе исследования для реализации поставленных задач использовались методы экономического и экономико-математического анализа.

Научная новизна результатов исследования. Лично автором получены следующие новые наиболее существенные результаты:

S Теоретически сформулировано и обоснованно с точки зрения практической значимости целесообразность и необходимость демонополизации рынка ТЭК.

S Выявлены преимущества повышения конкурентоспособности и обусловлена эффективность демонополизации рынка ТЭК На основании подробного анализа определен уровень конкурентоспособности и состояния монополизации в нефтегазовом комплексе.

S Предложена методика оценки антимонопольного законодательства в данной сфере.

S Обоснованы стратегия и путь государственного регулирования процессов демонополизации в системе ТЭК.

Практическая значимость научных исследований. Применение разработанных в диссертации рекомендаций позволит на более высоком научно-практическом уровне решать вопросы повышения эффективности функционирования нефтегазового комплекса России. Создаст благоприятные условия для развития рынка нефтегазового комплекса и повысит уровень конкурентоспособности как внутри страны, так и на мировом рынке.

Апробация и внедрение результатов исследования. Важнейшие результаты исследования обозначались и рассматривались в экономических структурах Правительства РФ и Московского региона, на различных научно-практических конференциях, отраслевых и ведомственных совещаниях. Основные положения диссертации обсуждены на научно-практических конференциях Московского университета МВД РФ и Российской экономической Академии им. Г. В. Плеханова. Разработанные и опубликованные предложения и практические рекомендации нашли применение на многих предприятиях.

Публикации. Основные результаты исследований опубликованы в пяти печатных работах.

Выводы и предложения.

1. Становление цивилизованных рыночных отношений в ТЭК характеризуется острой конкурентной борьбой, этот процесс встречает на своем пути широкий ряд проблем таких как :

— чрезмерная монополизация отраслей ТЭК.

— слабая правовая защищенность и отсутствие законодательной базы для развития малого и среднего бизнеса в ТЭК.

2. В России должна быть сформулирована и разработана государственная политика в области ТЭК по следующим направлениям:

2.1 В области охраны окружающей среды строгий государственный контроль за обеспечением в ТЭК природоохранных мер

— создание специальных фондов из платежей за нерациональное использование природных ресурсов (превышение нормативов пользования природными ресурсами, уничтожение запасов природных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности или создания условий, исключающих последующее их использование).

— платежи за загрязнение окружающей среды сверх установленных нормативов (за выбросы в атмосферу, сбросы в водные источники, за размещение отходов на поверхности или их захоронение).

2.2 В сфере национальной и экономической безопасности России:

— укрепить стратегическую независимость России в обеспечении топливно-энергетическими ресурсами;

— бесперебойное обеспечение энергетическими ресурсами жизненно важных для страны стратегических отраслей национальной экономики (транспорт, военные и оборонные объекты, агропромышленный комплекс, население).

2.3. В сфере экономики:

— обеспечить равно одинаковые условия для производителей и продавцов ТЭК в целях совершенствования конкуренции на рынке энергетических ресурсов;

— совершенствовать систему экспорта энергетических ресурсов из России;

— реструктуризация естественных монополий в ТЭК станет эффективной мерой формирования конкуренции;

— совершенствовать механизм государственного регулирования в ТЭК, путем демонополизации, для чего необходимо создание среды благоприятной для развития предпринимательства;

— обеспечение равного доступа всех участников рынка ТЭК к экспертной инфраструктуре (к промысловым и магистральным трубопроводам, к мощностям по переработке топливного сырья);

— разработка четкой и ясной стратегии и программы поддержки малого и. среднего бизнеса в ТЭК.

— Подготовка правовой базы для эффективного взаимодействия крупных и малых нефтедобывающих компаний при передаче прав на разработку месторождений, а также при совместной добыче;

— ввести дифференцированное налогообложение нефтегазовых компаний в зависимости от стадий освоения, выработанности месторождений.

2.3 В области научно-технического прогресса:

— повысить качество топливно-энергетических ресурсов путем освоения более сложной продукции на базе наукоемких технологий в соответствии с быстроменяющимся развитием науки и необходимостью повышения конкурентоспособности ТЭК России;

— разработка и применение передовых технологий по наиболее эффективному и. полному использованию действующих источников ТЭК.

— укрепить научно-технический потенциал отрасли, обеспечивающий сохранение и развитие экономической мощи России на мировом рынке ТЭК.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ. 1996 г.
  2. Федеральный Закон РФ «О естественных монополиях» от 17.08.95 г. 147-ФЗ. (Принят
  3. Государственной Думой РФ 19.07.95.). // Экономика и жизнь. 1995, № 353. Ф.З. РФ «О недрах» 1991 г.
  4. Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции нарынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), // Экономика и жизнь. 1994. № 20,
  5. В.Б., Рудаков МН. Теория организации отраслевой экономики. М, 1999.
  6. М.Н., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическаяполитика: опыт перехода к рынку. Под общей ред. профессора, д.э.н, Сидоровича А. В. М., 1998.
  7. А., Гордейчик С. Монополистические действия и ограничениеконкуренции: вопросы квалификации//Российская юстиция. 1998. № 7. С. 13−14.
  8. И.В., Якунина О. Г. Методы оценки качества прогнозов производственных результатов деятельности нефтегазодобывающих предприятий.//Материалы региональной научной конференции. М., 2002 г.
  9. JI.К., Тонышева JLJL Андронова И.В. Оптимизационное моделирование в управленческом процессе нефтегазодобывающего производства. .//Материалы региональной научной конференции. М., 2002 г.
  10. Ю.Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. Учебник. //Финансы и статистика. М., 1999 г.11 .Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Учебник// Финансы и статистика. М., 1997 г.
  11. В .В. Мастепанов A.M. ТЭК России и ТЭК Сибири// Энергетическая политика, 1995 № 2 с 32−37.
  12. З.Вильсон Д., Цапелик В, Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования. // Вопросы экономики. 1995. № 5.
  13. А., Павленко Ю., Френкель А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике. // Вопросы экономики, 1997 № Ю.
  14. Е.Н. Неоднозначность естественного монополизма. // Власть, № 10,1997.
  15. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачисовершенствования законодательства // Российский экономическийжурнал.2000. № 3. С. 28.
  16. А.А. Государственное регулирование ТЭК в современных условиях. М., 2001 г.
  17. Л.П. Планирование добычи нефти и подготовки запасов. // Финансы и статистика. М., 1997 г.
  18. Данилов-Данильян В. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий //
  19. Вопросы экономики. 2000. № 1. С, 137.
  20. В.А. Нефтяная промышленность России на пороге 21 века.// Российский экономический журнал.2000. № 3. С. 28.
  21. С. Э. Предпринимательское право (правовая основапредпринимательской деятельности). М., 2000.
  22. Ю.А. «Генералы запасов."//Коммерсапт.2003.№ 8 с.5−9
  23. Г., Михайлов А. Антимонопольное законодательство элементгосрегулирования процессов экономической концентрации // Российскийэкономический журнал. 2000. № 11−12. С.42
  24. В.Г. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии.//Вопросы экономики, 1998, № 4
  25. М.И. Каждому по трубе. Новые известия.2003г.
  26. Е.А. Не обижайте малышей. //Нефть России 2003 г. № 6.
  27. М.В. «Газпром» как камень преткновения.// Нефть России.2003г. № 3.
  28. С.В. «В поисках добычи."//Коммерсант.2003.№ 10 с.4−12
  29. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. М: ИНФРА-М. 1997.
  30. Н.Г. Организационно-экономическое обеспечение государственного управления электроэнергетикой Российской Федерации в переходный период. М., 1998.
  31. И.В. » Нефтяникам не хватает ."//Коммерсант.2003.№ 4с.8−14
  32. К.Н. Определение экономической эффективности капиталовложений в нефтяной и газовой промышленности. М., МИНХ, 1985,
  33. В. Г. Андронова И.В. Особенности краткосрочного прогнозирования результатов деятельностинефтегазодобывающих компаний. // Вопросы экономики, 2000, № 2.
  34. А.В. Изменения в Законе «О конкуренции .» и борьба с установлением монопольных цен. // Вопросыэкономики. 1995. № 11.3 9. Никифоров А. В. Ценовое регулирование естественных монополий.// Вопросы экономики № 4,1998.
  35. О.А. «Нефтяной Бизнес продолжает."//Коммерсант.2003, № 4 с.3−7
  36. Р.В. Чтобы скважина стала рентабельной// Нефть России, 1998 г.№ 2.
  37. А.О. Система развития конкурентных отношений в естественных монополиях: Дисс. канд. эк. наук. -М.: 2001.
  38. К.А. » Цены на нефть. «//Коммерсант. 2003. № 2 с.2−6
  39. И.Ф. Возможные варианты функционирования нефтегазовых предприятий в современных рыночных структурах. // Нефть России, 1997 г.№ 5.
  40. В.Г. Государство и естественные монополии. // Мировая экономика и международные отношения, 1995, № 9.
  41. ТЭК России: современное состояние и взгляд в будущее. / Г. В. Агафонов, Е. Д. Волкова, Н. И. Воропай и др. Новосибирск: «Наука», Сибирская издательская фирма РАН, 1999.
  42. Учебник по основам экономической теории. / Под ред. В. Д. Камаева, М&bdquo- 1997.
  43. JI.H. Шакиров М. Т. Экономическая эффективность использования фонда нефтяных скважин. // Вопросы экономики. 1999.
  44. Шаронов А. В, Государственное регулирование процессов приватизации (на примере топливно-энергетического комплекса): Дисс. канд. эк. наук. М.: 1999.
  45. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: пер. с англ. М., 2001.
  46. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена на заседании правительства РФ от 30.08.2002 г.
  47. Экономика. Учебник / Под ред. А. И. Архипова, А. И, Нестеренко, А. К, Большакова. -М.: ПРОСПЕКТ. 1998.
Заполнить форму текущей работой