Повышение эффективности работы дизеля добавкой легких синтетических парафиновых углеводородов в дизельное топливо
Научная новизна работы заключается в том, что в ней разработаны и исследованы метод и средства повышения эффективности работы дизеля автотракторного назначения путём изменения физико — химических свойств топлива добавкой к основному топливу лёгких синтетических парафиновых углеводородов через клапаны регулирования начального давления и с помощью элементов включения — выключения подачи добавки… Читать ещё >
Содержание
- Список обозначений и сокращений
- ГЛАВА I. Анализ опубликованных по проблеме работ
- 1. 1. Общие энергетические проблемы
- 1. 2. Проблемы замены традиционных дизельных топлив альтернативными
- 1. 3. Методы и средства регулирования рабочих процессов дизелей
- 1. 4. Системы топливоподачи, обеспечивающие возможности регулирования дизеля изменением физико — химических свойств топлива
- 1. 5. Выводы по главе I, постановка цели и задач исследования
ГЛАВА II. Основные теоретические положения разработки метода и средств повышения эффективности работы дизеля добавкой лёгких синтетических парафиновых углеводородов к основному дизельному топливу 31 II. 1. Анализ физико — химических и моторных свойств лёгких синтетических парафиновых углеводородов.
II.1.1. Основная информация о лёгких синтетических парафиновых углеводородах
II. 1.2. Основные физико — химические и моторные свойства лёгких синтетических парафиновых углеводородов.
II. 1.3. Анализ физико — химических и моторных свойств лёгких синтетических парафиновых углеводородов и их смесей с дизельным топливом.
11.2. Анализ влияния добавки лёгких синтетических парафиновых углеводородов к дизельному топливу на протекание рабочего процесса дизеля
11.3. Результаты обработки индикаторных диаграмм, полученных при работе дизеля на смесевых топливах с добавкой ЛСПУ или бензина.
11.4. Изменение других эксплуатационных характеристик смесевого топлива на базе ЛСПУ.
11.5. Система топливоподачи и регулирования дизеля изменением физико -химических свойств топлива.
11.6. Система включения — выключения подачи добавки в дизельное топливо
11.7. Система топливоподачи с подкачивающим насосом перед клапаном РНД.
11.8. Математическое моделирование эксплуатационных динамических характеристик дизелей с разными методами регулирования.
Н.8.а. Квазистатическое представление.
II.8.6. Моделирование с учётом переходного процесса в топливной аппаратуре.
11.8.B. Моделирование режимов дизеля с системой регулирования начального давления.
Н.8.г. Моделирование режимов дизеля с системой «физико — химического» регулирования.
Н.8.д. Моделирование режимов дизеля с системой регулирования добавки.
П. 8.е. Моделирование длительных неустановившихся режимов.
11.9. Выводы по главе II.
ГЛАВА III. Объект исследования, стенды для испытаний дизеля и его топливной аппаратуры, методики исследований, погрешности измерений и методики проверки адекватности моделей.
III. 1. Объект исследования.
111.2. Стенд для исследований топливной аппаратуры дизеля с системой подачи добавок.
111.3. Стенд для исследования дизеля с системой подачи ЛСПУ или бензина А-76 через клапан регулирования начального давления.
111.4. Погрешности измерений.
111.4.1. Определение относительной погрешности измерения подач топлива на безмоторном стенде.
111.4.2. Определение предельной относительной ошибки измерения мощности двигателя при испытаниях на стенде на установившихся режимах.
111.5. Исследования топливной аппаратуры с клапанами РНД.
111.6. Статистическая обработка результатов повторных реализаций режимов разгонов.
111.7. Методика определения моментов инерции двигателя и установки.
111.8. Выводы по главе III.
ГЛАВА IV. Результаты расчётных и экспериментальных исследований и их анализ.
IV. 1. Результаты экспериментальных исследований дизеля с элементами «физико — химического» регулирования при установившихся режимах работы.
IV.2. Результаты математического моделирования динамических характеристик дизеля при реализации метода физико — химического регулирования.
IV.3. Результаты математического моделирования процессов восстановления устойчивого режима работы двигателя.
IV.4. Выводы по главе IV.
Список литературы
- Агеев Б. С., Чурсин В. В. Топливный насос с автоматическим регулированием начального давления. //Сб. ДВС. НИИИНФОРМТЯЖ-МАШ .-1976, № 4−76−14.-С. 12−16.
- Азатян В.В., Калачёв В. И., Мержанов А. Г. / Патент РФ. 1998. № 2 139 918.
- Астахов И. В., Голубков JI. Н. Влияние на процесс впрыска топлива остаточного разрежения в топливной системе дизеля.
- Автомобильная промышленность,-1968, № 5.-С. 9−12.
- Астахов И. В., Окулов В. Г. О рабочем процессе топливной системы тракторного дизеля. //Труды пермского государственного сель-скохоз. ин-та им. Акад. Д. П. Прянишникова.-1966, вып. 2.-228 с.
- Астанский 10. Д., Фридман М. М. Тепловые параметры топливной аппаратуры судовых дизелей при переходных режимах замены топлив. // Двигателестроение.-1981, № 8.-С. 20−22.
- Брук М. А., Виксман А. С., Левин Г. X. Работа дизеля в нестационарных условиях. Л. -Машиностроение. Ленинградское отд.-1981. -208 с.
- Безруких П. П. Состояние и перспективы развития возобновляемой энергетики России. // Тракторы и с. х. машины. 2004, № 8. С. 3 5.
- Вагнер В. А., Матиевский Д. Д. Осуществление добавки водорода к топливу и её влияние на показатели работы дизеля. //Двигателестроение. -1985.-№ 2.-С. 11−13.
- Васильев 10. Н., Золотаревский Л. С., Ксенофонтов С. И. Газовые и газодизельные двигатели.-М.:-ВНИИЭГАЗПРОМ.-1992.-126 с.
- Виноградов Л. В., Горбунов В. В., Патрахальцев Н. Н. Результаты исследования работы газодизеля с внутренним смесеобразовани-ем.//НТС. ИРЦ Газпром. НТС. «Природный газ в качестве моторного топлива». 1996, № 12. С.17−22.
- Виноградский В.Л. Регулирование дизеля изменением физико -химических свойств топлива добавкой сжиженного нефтяного газа. Автореферат дисс.канд.техн. наук. 2002, 15 с.
- Возможности форсирования дизеля изменением физико химических свойств топлива. / Н. Н. Патрахалыдев, А. К. Синицын, А. А. Бадеев, А. Ф. Архипов. // Строительные и дорожные машины. 2005, № 3.С. 33 -35.
- Возможности расширения ресурсов дизельных топлив применением лёгких синтетических углеводородов в качестве добавки. /Н.Н. Патрахальцев, В. П. Шкаликова, Г. Т. Газарян и др. //Двигателестроение. 1986, № 12. С.26−29.
- Возможности сокращения выброса окислов азота с отработавшими газами быстроходного форсированного дизеля при сохранении высокой топливной экономичности. / Б. Н. Семёнов, В. И. Смайлис, В. Ю. Быков и др. // Двигателестроение. 1986, № 9.- С. 3 6.
- Возможности экономии дизельного топлива при организации дизельного процесса с внутренним смесеобразованием / Н. Н. Патрахальцев, В. И. Куличков, О. В. Камышников и др. // Тракторы и сельхозмаши-ны.-1990, № 10, — С. 8−9.
- Гальговский В.Р. Рабочий процесс главное направление совершенствования дизелей ЯМЗ. //Автомобильная промышленность. 2001, № 12. с. 22−25.
- Газале А., Ихеначо Ж. Ч., Патрахальцев Н. Н. Исследование и анализ переходных процессов в топливоподающей аппаратуре дизеля.-1984, № 6. С. 62−67.
- Газале А., Камышников О. В., Патрахальцев Н. Н. Влияние переходных процессов в топливной аппаратуре дизеля ЯМЭ-238 на эффективность операции разгона. // Известия ВУЗов. «Машиностроение».- 1985, № 10.- С. 85−89.
- Газодизель / Ю. Н. Васильев, Л. С. Золотаревский, С.И. Ксено-фонтов и др. // Газовая промышленность,-1984, № 11.- С. 8−12.
- Гильермо Лира. Повышение экологических и экономических качеств автотракторных дизелей в Перу, путём добавки сжиженного нефтяного газа к дизельному топливу. Автореферат диссертации на соиск. уч. степ, кандидата техн. наук. -М.-1992.-16 с.
- Голубков Л.Н., Масляный Г. Д., Перепелин А. П. Резервы улучшения характеристик систем импульсной подачи топлива с электронным управлением. // Двигателестроение, 2004, № 1. С. 43 44.
- Горбунов В.В., Шкаликова В. П. Использование природного газа для производства жидкого моторного топлива для дизелей. //Науч. технич. сб. «Природный газ в качестве моторного топлива.». РАО ГАЗПРОМ, М., 1997, № 12. С. 7 17.
- Горбунов В. В., Патрахальцев Н. Н. Исследование работы дизеля КАМАЗ-740 на водо -топливной эмульсии. //Вестник РУДН. 2004, № 2. С. 16−19.
- Горбунов В.В., Патрахальцев Н. Н., Гергенредер В. А. Разработка метода компенсации потери мощности дизеля в высокогорных условиях. // Вестник Российского Университета дружбы народов. Серия: Тепловые Двигатели. —1996, № 1.-С.7 -11.
- Горбунов В. В., Пономарёв М. Н., Шкаликова В. П. О целесообразности и возможности применения в дизелях диметилэфира как добавки к основному топливу. По материалам каф. КДВС РУДН. // Автогазо-заправочный комплекс + AT. 2004, № 3 (15). С. 74 75.
- Горелик Г. Б., Дьяченко Н. Х., Магидович А. Е. Работа топливо-подающей аппаратуры дизелей на частичных и переходных режимах //
- Энергомашиностроение. Труды ЛПИ. 1971, вып. 316.-С. 19−22.
- Гуревич И. А. Техническая переработка нефти и газа. Ч. 1. М.: Химия. 1972.-359 с.
- Гусаков С.В. К вопросу о перспективах создания новой топливной базы для традиционных двигателей внутреннего сгорания. //Вестник РУДН, сер. Инженерные исследования. 2005, № 1 (11). С. 56 -59.
- Гусаков С. В. Физико химические основы процессов смесеобразования и сгорания в ДВС. Основы теории горения. (Учебное пособие). М.: Изд-во РУДН. 2001, 134 с.
- Гусаков С.В., Бисенбаев С. С., Прияндака А.Д. П. Показатели динамических качеств двигателей внутреннего сгорания. //Вестник РУДН. Серия Инженерные исследования. 2004, № 2 (9). С. 20 24.
- Гусаков С. В., Макаров А. П. Характеристики двигателя с переменной степенью сжатия. //Проблемы теории и практики в инженерных исследованиях: Сб. науч. трудов. М. Изд-во АСВ. 2000. С. 195 -197.
- Дашков С. Н., Костин А. П., Дьяченко Н. X. Теплообмен в двигателях и теплонапряжённость их деталей. / М.: Машиностроение.-1969.-205 с.
- Двигатели внутреннего сгорания.: Тепловозные дизели и газотурбинные установки. /Учебник. /А. Э. Симеон, А. 3 Хомич., А. А. Куриц и др.-М.: Транспорт.-1980.-384 с.
- Девянин С.Н., Марков В. А. Топливо утяжелённого состава и пуск дизеля. //Автомобильная промышленность. 2003, № 5. С. 10−12.
- Дехивала Лианаге А. П. Совершенствование динамических качеств транспортного дизеля корректированием его скоростной характеристики добавкой сжиженного нефтяного газа к топливу. Автореферат дисс.канд. техн. наук. 2004. 19 с.
- Диков В.А., Шабадаш Б. И. Об одном нелинейном факторе в системе регулирования дизеля СМД с роторным топливным насосом НРД-1.//ДВС. Респ. межвед. науч.-техн. сб.-Харьков.-1978, вып 28. С. 95−100.
- Драгомиров С.Г., Драгомиров М. С. Основные тенденции развития двигателей легковых автомобилей за период 1996 2003 годов. //.
- Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей. Материалы IX междунар. науч. практич. конфер. Владимир 27 — 29 мая 2003 г. Владимир 2003. С. 48 — 52.
- Жегалин О. И., Куцевалов В. А., Патрахальцев Н. Н. Совершенствование процессов топливоподачи в широком диапазоне режимов путём регулирования начального давления. // Двигателестроение.-1987, № 1.-С. 21−24.
- Журавлёв В. Н., Шкаликова В. П. Применение лёгких синтетических парафинов С5 Сю в качестве компонента смесевого топлива для дизелей. // Повышение экономичности и эффективности тепловых двигателей и лопаточных машин. М. УДН. 1985. С. 16 — 20.
- Испытание двигателя Д-21 на смесевом топливе с добавкой лёгких синтетических углеводородов. /В. М. Анфимов, В. Н. Журавлёв, А. X. Пекеньо, В. П. Шкаликова. // Исследование процессов тепловых двигателей. Сб. трудов УДН. М., 1984, С. 12−16.
- Исследование динамических характеристик автомобильных дизелей. / Н. И. Верёвкин, Л. И. Крепе, С. А. Ляпин, И. А. Петров. // Двига-телестроение. 1988, № 8. С. 29−31.
- Костиков А. В., Патрахальцев Н. Н. Методы повышения динамических свойств дизель генераторов. // Строительные и дорожные машины. 2001, № 4. С. 16−19.
- Костин А. К., Пугачёв Б. П., Кочинев Ю. Ю. Работа дизелей в условиях эксплуатации.: Справочник. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд.-1989.-284 с. С. с. 4−130.
- Крепе Л. И., Вайнштейн Г. Я. Математическая модель работы автотракторного дизеля с наддувом при неустановившейся нагрузке. // Двигателестроение.-1982,-№ 12.-С. 5−8.
- Кругов В. И. Неустановившиеся режимы ДВС. // Известия ВУЗов. Машиностроение.-1969, № 11.-С. 68−71.
- Кругов В. И., Комаров Г. А. Влияние конструктивных элементов топливоподающей аппаратуры на её динамические свойства. // ДВС. НИИИНФОРМТяжмаш.-1973, № 4−73−16.-С. 9−14.
- Кругов В. И., Леонов И. В. Динамические и статические характеристики САР транспортных дизелей при введении корректирующего импульса по давлению наддува. // Двигателестроение.-1979, № 6.-С. 17−19.
- Крутов В.И., Марков В. А. Анализ влияния изменяющегося по программе угла опережения впрыскивания топлива на качество переходного процесса в дизеле. // Двигателестроение.-1991, № 10−11.-С. 53−56.
- Крылов А.В. Разработка газодизельного процесса с внутренним смесеобразованием и комплексная оценка его экологических и экономических качеств. Диссертация. канд. технич. наук.-М.-1996.-136. С.
- Кутовой В.А. Малый газ авиадизеля и корректирующее действие нагнетательного клапана топливного насоса. // Труды ЦИАМ.-1940, № 85.-20 с.
- Куцевалов В.А., Панчишный В. И., Патрахальцев Н. Н. Возможности совершенствования рабочего процесса дизеля введением каталитических неорганических веществ в камеру сгорания. // Двигателе-строение. 1988, № 9. С. 8−10.
- Ластра Луис, Качо Г. Л., Патрахальцев Н. Н. Альтернативный метод повышения эффективности работы дизеля в условиях высокогорья форсировкой рабочего процесса по составу смеси .//Известия ВУЗов. Машиностроение. -1995, № 4−6.-С. 38−45.
- Леонов О.Б., Патрахальцев Н. Н. Исследование процесса топливоподачи при неустановившемся режиме работы дизеля. // Известия ВУЗов. «Машиностроение».-!970, № 7.-С. 86−94.
- Лернер М.О. Химические регуляторы горения моторных топ-лив.-М.-Химия.-1979.-202 с.
- Луис Ластра, Патрахальцев Н. Н. Разработка альтернативных методов организации рабочего процесса дизеля в условиях высокого-рья.//Двигателестроение.-1993.-№ 5.-С. 12−14.
- Мазинг М. В., Патрахальцев Н. Н., Зауави Д. М. Совершенствование рабочего процесса дизеля насыщением топлива воздухом или газом. // Двигателестроение. 1995, № 3 С. 75 77.
- Мамедова М.Д. Работа дизеля на сжиженном газе.-М,-Машиностроение.-1980. 60 с.
- Медведев Е.В. Повышение эффективности неустановившихся режимов работы дизеля 8413/14 добавкой сжиженного нефтяного газа к топливу. Автореферат дисс. канд. техн. наук. 2004. 19 с.
- Миселёв М.А., Левин Г. Х., Тихоненко С. Г. Роль маховых масс дизельной установки при переходном процессе разгона. // Двигателе-строение.-1984, № 5.-С. 11−12.
- Неустановившиеся режимы поршневых и газотурбинных двигателей автотракторного типа. / Н. С. Ждановский, А. И. Ковригин, B.C. Шкрабак и др. Л.: Машиностроение, 1974.-224 с.
- О влиянии остаточного давления на процессы топливоподачи в дизелях при неустановившихся режимах. / Н. Х. Дьяченко, Б. П. Пугачёв, Л. Е. Магидович и др. // Труды ЦНИТА.-1969, № 42.-С. 3−7.
- Обеспечение качества транспортных двигателей. /М.А. Григорьев, В. А. Долецкий, В. Т. Желтяков, Ю. Г. Субботин. Том 1. М. 1998. ИПК изд. во стандартов. 630 с
- Опыт проектирования и использования систем подачи ДМЭ в автомобильных дизелях. / Л. В. Грехов, А. И. Жердев, Н. А. Иващенко и др. // Автогазозаправочный комплекс +альтернативное топливо. 2004, № 6 (18). С. 60−62.
- Особенности применения в автотракторном дизеле утяжелённых топлив с добавкой лёгких синтетических парафиновых углеводородов.
- B.C. Азев, Г. Т. Газарян, А. Л. Лапидус и др. //Двигателестроение. 1990, № 6.1. C. 24, 33−36.
- Патрахальцев Н. Н. Дизельные системы топливоподачи с регулированием начального давления. // Двигателестроение.-1980, № 10.- С. 33−38.
- Патрахальцев Н. Н. Повышение устойчивости равновесных режимов работы дизеля. // Сб. Повышен, экон. и эфф. поршн. и газотурб. дв. Сб. науч. труд. УДН. М. -1981. -С. 55−60.
- Патрахальцев Н. Н. Аппаратура для газодизельного процесса. //Автомобильная промышленность. 1988, № 7.-С. 16−17.
- Патрахальцев Н.Н. Наддув двигателей внутреннего сгорания: Учебное пособие. М. Изд во РУДН. 2003. 320 с.
- Патрахальцев Н. Н. Регулирование дизеля. (О физико химическом регулировании). // Грузовик &-.Л-1998, № 2.-С. 19 — 22.
- Патрахальцев Н. Н. Влияние остаточного давления на стабильность и устойчивость топливной аппаратуры дизеля. // ДВС. Межвед. науч. техн. сб. Харьков, — 1986, вып. 44.-С. 122−129.
- Патрахальцев Н. Н. Влияние переходных процессов в топливной аппаратуре на динамические свойства дизеля. // Известия ВУЗов. «Машиностроение».-!987, № 4.-С. 65−70.
- Патрахальцев Н.Н., Виноградский B.JI., Ластра Л. В. Корректирование скоростных характеристик дизеля при добавке сжиженного нефтяного газа к топливу. // Строительные и дорожные машины. 2002, № 4. С. 22−23.
- Патрахальцев Н. Н., Виноградский В. Л., Ластра Л. А. Повышение эксплуатационных свойств дизеля изменением физико химических свойств топлива. // Строительные и дорожные машины. 2004, № 12. С. 32−33.
- Патрахальцев Н. Н., Горбунов В. В., Гильермо Л. К. Сжиженный нефтяной газ для улучшения экологических качеств дизелей. // «Грузовик &», 1999, № 12. -С. 23 26.
- Патрахальцев Н.Н., Казначевский В. Л., Медведев Е. В. Возможности продления моторесурса изношенного дизеля добавкой сжиженного нефтяного газа к основному топливу. //Автогазозаправочный комплекс + альтернативное топливо. 2004, № 2 (14). С. 10 12.
- Патрахальцев Н. Н., Костиков А. В., А. Вальдеррама. Отключение цилиндров и циклов как способ повышения динамических качеств дизель генераторов. // Автомобильная промышленность. 2001, №.8. С 14−16.
- Патрахальцев Н.Н., Луис Аитоиио Ластра. Компенсация снижения эффективности работы дизеля в условиях высокогорья путём добавки СУГ к основному топливу. //Автогазозаправочный комплекс и альтернативное топливо. 2004, № 6 (18). С. 17 20.
- Патрахальцев Н.Н., Сааде Ю. Ж. Использование отходов биохимических, химических, микробиологических производств в качестве альтернативных топлив для дизелей. //Двигателестроение. 1995, № 3. С. 68 -70.
- Патрахальцев Н. Н., Сааде 10. Ж. Способ организации рабочего процесса спирто дизеля. // Известия ВУЗов. Машиностроение. 1993, № 7−9. С. 105- 109.
- Патрахальцев Н. Н., Санчес Л. В. А. Пути развития топливных систем для подачи в цилиндр дизеля нетрадиционных топлив. // Двигате-лестроение.- 1988, № 3. С. 11 -13.
- Патрахальцев Н. Н., Стхапит Р. Р. Исследование возможности интенсификации впрыскивания топлива в дизель регулированием начального давления в нагнетательной магистрали. // Процессы в тепловых двигателях Сб. науч. труд. УДН.-1988.-С. 44−49.
- Патрахальцев Н. Н., Шкаликова В. П., Русинов А. Р. Расширение возможностей использования природного газа для дизелей. //Автогазозаправочный комплекс + альтернативное топливо. 2005, № 1 (19). С. 38−41.
- Патрахальцев Н.Н., Харитонов В. В., Бадеев А. А. Расширение диапазона скоростных режимов работы дизеля и повышение его динамических качеств. // Строительные и дорожные машины. 2005, № 9. С 24−27.
- Патрахальцев Н. Н., Фомин А. В. Повышение эффективности пуска-разгона дизеля созданием начального давления топлива. // ДВС. Респ. межвед. науч. техн. сб.-Харьков.-Высшая школа.-1981.-С. 64−68.
- Патрахальцев Н. Н., Эммиль М. В. К вопросу о переходных процессах в топливной аппаратуре и динамических свойствах дизеля. // Известия ВУЗов. «Машиностроение».-!988, № 12.-С. 62−65.
- Патрахальцев Н. Н., Эммиль М. В., Козлов В. И. Экспериментальное исследование дизеля В-31, оснащённого системой отключения цилиндров. //ВЕСТНИК РУДН. 2004, № 1. С. 34 37.
- Патрахальцев Н.Н., Эммиль М. В., Ластра Л. А. Регулирование дизеля изменением свойств топлива.// Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2000, № 8. С. 29 31.
- Погодин С. И. Рабочие процессы транспортных турбопоршне-вых двигателей.-М.-Машиностроение.-1978.-312 с.
- Полежаев Ю.В. Высокоэффективные и безопасные парогазовые установки. // Сб. науч. докл. IV международн. совещ. по проблемам энергоаккумулирования и экологии в машиностроении, энергетике и на транспорте. М. ИМАШ РАН. 2004. 472 с. С. 59 67.
- Савельев Г. Альтернативное топливо в сельском хозяйстве. //АГЗК+АТ, 2006, № 1 (25). С. 64 70.
- Санчес Л. В. А. Расширение ресурса дизельных топлив и совершенствование рабочего процесса дизеля применением альтернативных топлив, присадок и добавок к топливу. Автореферат дисс. .канд. техн. наук.-1988.-16 с.
- Семёнов Н.Н. О некоторых проблемах химической кинетики и реакционной способности. М.: Изд-во АН СССР, 1958.
- Система топливоподачи газодизеля. / Н. Н. Патрахальцев, В. И. Куличков, О. В. Камышников и др. //Авт. св-во № 1 770 598.-1992.-Бюлл. № 39.
- Системы подачи альтернативных топлив в камеру сгорания дизеля. /В. И. Мальчук, В. И. Трусов, А. Ю. Дунин, М. О. Беликов //Сб. науч. Трудов МАДИ (ГТУ) «Поршневые двигатели и топлива в XXI веке». М. 2003. С. 53−67.
- Снижение дымности отработавших газов дизеля ЯМЗ-238 введением в топливо нефтяного газа. /Г. С. Корнилов, В. В. Курманов, Н. Н. Патрахальцев и др.//Двигателестроение.-1991, № 6.-С. 51 52.
- ИЗ. Сомов В. А., Лесников А. П. Физико-химическое регулирование процесса сгорания в дизеле путём оптимизации состава топлива. //Всесоюзн. науч.- техн. конфер. МВТУ. «Перспективы развития ДВС.». М.-1980.-С. 75−76.
- Способ снижения дымности отработавших газов дизеля. /О.И. Жегалин, В. А. Куцевалов, В. И. Панчишный и др.//Авт. св-во № 1 267 034.1986. Бюлл. № 40.
- Субботин В. И. Сб. науч. докл. IV международн. совещ. По проблемам энергоаккумулирования и экологии в машиностроении, энергетике и на транспорте. М. ИМАШ РАН. 2004.472 с. С. 4 9.
- Теплонапряжённость деталей тракторных двигателей при работе на переменных режимах. /М.П. Зубиетова, Ю. П. Маковеев, М. К. Никольский и др. // Тракторы и сельхозмашины.-1974, № 5.-С. 7−8.
- Толшин В.И. Форсированные дизели: переходные режимы, ре-гулирование.-М.: Машиностроение.-1993 .-199 с.
- Толшин В.И., Ковалевский Е. С. Переходные процессы в дизель-генераторах. JI.: Машиностроение. Ленингр. отд.-1977.- 168 с.
- Толшин В.И., Федин К. И. Оптимизация фаз газораспределения дизеля 6ЧН 25/34, предназначенного для плавучих кранов. // Двигателе-строение.-1995.-С. 35−37.
- Топливная аппаратура для генерации горючей смеси с управляемыми физико химическими свойствами, / В. П. Гальченко, М.В. Бло-хин, А. Н. Зайцев и др. // Приложение № 1 к журналу Двигателестроение. 2003, № 2. С. 4.
- Физическая энциклопедия. М.: Изд-во Советская энциклопедия. 1988. Т. 1. С 267.
- Франк Каменецкий Д. А. Диффузия и теплопередача в химической кинетике. М.: Наука, 1987.491 с.
- Хачиян А.С. Применение различных топлив и энергетических установок в автомобилях будущего. // Двигателестроение, 2004, № 1. С. 28 -31.
- Чулков П. В, Моторные топлива: ресурсы, качества, заменители. Справочник. М.: Политехника. 1998. 416 с.
- Шкаликова В. П. Некоторые эксплуатационные характеристики работы двигателей на топливах с добавкой спирта.//Вестник РУДН.: Серия: инженерн. исследования. М. Изд-во РУДН. 2004, № 2 (9). С. 5 7.
- Шкаликова В. П. Эксплуатационные материалы: топлива. Учебное пособие. М.: изд УДН. 1984. 62 с.
- Шкаликова В. П., Митин М. А. Влияние металлоорганических присадок к стандартному дизельному топливу на выброс сажистых частиц с отработавшими газами двигателя. // Вестник РУДН. Серия: инженерные исследования. 2004, № 2. С 18 20.
- Шкаликова В. П., Патрахальцев Н. Н. Применение нетрадиционных топлив в дизелях.-М. УДН.-1993.-61 с.
- Эммиль М. В. Формирование регуляторных характеристик дизель генератора при регулировании отключением рабочих циклов. //Вестник РУДН. 2003, № 1. С. 56 — 58.
- Эммиль М. В., Гришин Д. К. Динамические процессы дизель -генератора, регулируемого отключением циклов. //Вестник РУДН. 2001, № 1.С. 61−64.
- Clark С. A., May М. P., Challen В. I. Transient testing of diesel engines. //SAE Techn. Pap. Ser.-1984, № 840 348.-P.p. 1−10.
- Goetz W. A., Petherick D., Topaloglu T. Performance and emissions of propane and natural gas and methanol fuelled bus engines.//SAE Technical pap. Ser.-1988,№ 880 494.-p.l-12.
- Gonian William. Use of natural gas as a primary vehicular fuel of public utility fleet.//SAE preprints.-№ 750 074.-p.5.
- John R., Edwards Wazd R. Engine control system for minimizingturbocharger lag including altitude and intake manifold air temperature compensation. // Pat. US № 6 234 149, МПК7 F02M59/20. (Cummins engine Co.).
- Mabley P. В., Milles A. Y. Additives for compression ignition fuels. //State of the art.-XXI Fisita congress. Belgrade.-1986.-V.l, № 865 157.-p.l 391−1396.
- Martin. J. Impruvements in transient diesel engine performances by electronic control of injection. //2nd Int. Conf. New Dev, Power-train and Chassis Eng., Strasbourg, 14−16.
- Particulate emission characteristics from IDI diesel engine under transient operation. /Т. Inoue, H. Noguchi, K. Aoki etc. //SAE Techn. Pap. Ser. -1982 .-№ 82 024.-4 p.p.
- Preub U. Probleme und Tendenren bei der Bewertung instationarer Ranchverlanfe. //Kraftfahrzeugtechnik.-1989, 39, № 12.-C.360−363. (задержка сигн. дымн. по времени при НУР).
- Timoney Seamus G. A revieu of ideas for impruving transient response in vehicle diesel engines. //SAE, Techn. Pap. Ser.-1986, № 960 454.-7 p.p.
- Tsunemoto H., Yamada Т., Ishitani T. The transient performance during acceleration in a passenger car diesel engine at the lower temperature operation. //SAE Techn. Pap. Ser.-1985, № 850 113.-9 p.p.
- Zeilinger K., Hussman A. W. The influence of transient conditions on the operation of an SI engine, especially with respect to exhaust emission. //SAEPrepr. S.a.-1984.-№ 750 053.-7 p.p.
- Walzer Peter. Dargestellt am Beisptel des Futomobils: Umwelt- und Energie-problematik. //KFZ-Betr. Automarkt. 1991, № 6. C. l 72 175.