Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление конкурентоспособностью химико-фармацевтических предприятий: На примере Кемеровской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены основные факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности предприятий химико-фармацевтической отрасли на международном, национальном и региональном уровнях. Анализ развития исследуемой отрасли в новых экономических условиях показал, что основные факторы, определяющие конкурентоспособность химико-фармацевтических предприятий можно свести в следующие основные группы: — это проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования категории «конкурентоспособность» и методы ее оценки
    • 1. 1. Характеристика основных признаков конкурентоспособности объекта и субъекта
    • 1. 2. Конкурентоспособность субъекта (предприятия) и сравнительный анализ методов ее оценки
    • 1. 3. Обоснование целесообразности использования
    • 1. графоаналитических методов для оценки конкурентоспособности предприятия
  • Глава 2. Исследование тенденций развития химикофармацевтической отрасли промышленности в рыночных условиях
    • 2. 1. Анализ зарубежного опыта формирования современного химико-фармацевтического рынка
    • 2. 2. Исследование основных проблем функционирования и тенденций развития химико-фармацевтического рынка
  • России. щ 2.3 Основные факторы конкурентоспособности отечественных химико-фармацевтических предприятий
  • Глава 3. Совершенствование управления химикофармацевтическими предприятиями региона для повышения их конкурентоспособности
    • 3. 1. Анализ экономического состояния химико-фармацевтических предприятий Кемеровской области
    • 3. 2. Оценка конкурентоспособности химико-фармацевтических предприятий Кемеровской области с применением графоаналитического метода
    • 3. 3. Совершенствование структуры управления химикофармацевтическим комплексом региона для повышения его конкурентоспособности

Управление конкурентоспособностью химико-фармацевтических предприятий: На примере Кемеровской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ экономических преобразований в российской экономике позволяет считать, что одной из причин ее кризисного состояния является слабая теоретическая и методологическая база реформирования важнейших сторон жизни страны. Один из важнейших признаков кризиса — потеря многих конкурентных позиций России на международном рынке, неспособность большинства предприятий эффективно функционировать и конкурировать по основным технико-экономическим позициям с предприятиями других стран.

В советский период развития российской экономики понятию «конкурентоспособность» как научной категории не уделялось должного внимания в связи со спецификой развития нашей страны. До середины 80-х годов проблемы конкурентоспособности, стоявшие перед предприятиями-экспортерами, формулировались в виде задач по обеспечению конкурентоспособности продукции. По мере перехода к рыночным отношениям и вовлечения страны в мирохозяйственные связи, в отечественной науке появилось понятие «конкурентоспособность субъектов хозяйственной деятельности .

В настоящее время в рыночной системе хозяйствования данная категория является одной из важнейших, так как в ней сконцентрированы экономические, научно-технические, производственные, управленческие и иные возможности не только отдельного предприятия, но и экономики страны в целом. В России понятие «конкурентоспособность» входит в деловую жизнь и проблемы повышения конкурентоспособности стоят весьма остро и не вызывает сомнение актуальность ее для выработкии стратегии развития и принятия конкретных решений.

1 Как продать ваш товар на внешнем рынке: Справочник/Отв. ред. Савинов Ю. А. — М.: Мысль, 1990, — С. 228.

Научный взгляд на проблему широко представлен в работах как зарубежных, так и отечественных экономистов, отмечающих серьезные просчеты при реализации стратегии реформирования экономики. Данные негативные явления требуют создания эффективного механизма воздействия на формирование и реализацию конкурентных преимуществ предприятия.

В экономической литературе еще не выработано единого научного подхода к понятию «конкурентоспособность» и методам оценки уровня конкурентоспособности. Основными факторами, которые обуславливают возможность множественных трактовок этого понятия, являются их подходы к рассмотрению конкурентоспособности на уровне отдельного предприятия, отрасли или экономики страны в целом. Кроме того, разнообразие авторских позиций связано с масштабностью рассматриваемой конкуренции производителей: на национальном, региональном или мировом рынках.

Изучая данную категорию, исследователи сталкиваются с серьезными трудностями, связанными с необходимостью количественной оценки исследуемой категории. Отсутствие общепринятого основополагающего понятия «конкурентоспособность» в нашей стране и за рубежом связано с тем, что недостаточно разработаны теоретические и методологические основы исследования этого понятия, не определены единые методы ее оценки, не четко сформулированы определяющие ее факторы.

Кроме того, актуальность исследования проблем повышения конкурентоспособности связана еще и с тем, что в ряде отраслей промышленности, имеющих ярко выраженный социальный характер, наблюдаются тенденции, которые могут привести к зависимости производства ряда товаров от зарубежных стран. Примером такого положения, угрожающего национальной безопасности России, может служить химико-фармацевтическая отрасль, исследованию состояния которой в период реформирования отечественной экономики уделено мало внимания.

В связи с этим, выбранная нами тема исследования, охватывающая вопросы теории и методологии исследования конкурентоспособности предприятий химико-фармацевтической отрасли промышленности, анализ и оценку современного состояния отрасли. а также выработку практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятий отрасли, является актуальной и предопределяет цели и задачи исследования.

Цель н задачи исследования. Цель исследования — выработка подходов по совершенствованию управления химико-фармацевтическими предприятиями Кемеровской области как регионального комплекса с целью повышения конкурентоспособности. Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач: исследовать теоретические проблемы повышения конкурентоспособности продукции, предприятия, отрасливыявить тенденции развития зарубежного и отечественного фармацевтического рынка и определить факторы, влияющие на конкурентоспособность химико-фармацевтических предприятий в условиях рынкаизучить и систематизировать существующие методы оценки конкурентоспособностипредложить методику оценки конкурентоспособности фармацевтических предприятий Кемеровской областипроанализировать состояние конкурентоспособности химико-фармацевтических предприятий Кемеровской области и определить пути ее повышенияразработать предложения, но совершенствованию структуры управления химико-фармацевтическими предприятиями Кемеровской области как регионального комплекса.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются предприятия химико-фармацевтической отрасли Кемеровской области.

Предметом исследования — конкурентоспособность химико-фармацевтических предприятий Кемеровской области.

Методологической и теоретической базой исследования явились труды российских и зарубежных ученых, рассматривающих проблемы конкурентоспособности, теории конкурентных преимуществ, теории управления, системы управления качеством, а также экономические, финансовые, математические, эконометрические, графоаналитические методы исследований. Методология исследования базировалась на: диалектическом и системном подходевосхождении от абстрактного к конкретному, от общего к частномуединстве теории и практикимоделировании экономических процессовфинансовом и сравнительном анализах.

Нормативно-правовая, статистическая и фактологическая основа диссертации — законы Российской Федерации, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, региональные и отраслевые нормативные акты. Основой доказательности выводов и рекомендаций явились официальные статистические данные РФ, материалы коллегий Минэкономики РФ, Минздрава РФ, Администрации Кемеровской областипубликации в научной литературе и периодической печатибухгалтерская и экономическая отчетность исследуемых предприятийархивные материалы научно-исследовательских институтов и Администрации Кемеровской области.

Научная новизна диссертационной работы. Автором получены следующие новые научные результаты:

— уточнена сущность конкурентоспособности субъекта (способность создавать и реализовывать преимущества) и сущность конкурентоспособности объекта (совокупность преимуществ перед другими объектами).

— дано системное представление категории конкурентоспособности на основе субъектно-объектного подхода в виде матрицы, отражающей масштаб производства (продукция, предприятие, отрасль, регион, страна, мировая экономика) и уровень ее исследования (микро-, мезо, — макро, — метауровень);

— систематизированы существующие методы оценки конкурентоспособности: количественные методы — определяющие единичные, групповые свойства конкурентоспособности объекта и субъекта: позиционные, факторные, рейтинговые, индикаторные, параметрические, дифференциальные, индексныекомплексные методы — определяющие совокупную характеристику субъекта на основе матричных методов, профилей, показателей эффективности.

— выявлены основные факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности предприятий химико-фармацевтической отрасли на международном, национальном и региональном уровнях;

— предложены новые методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия графическим методом, предполагающим оценивать конкурентоспособность предприятия через отражение на поверхности конкурентоспособности в виде «купола» в трехмерном пространстве, использование линии предельной — маржинальной конкурентоспособности, линии «обрыва»;

— дана оценка состояния конкурентоспособности химико-фармацевтических предприятий Кемеровской области с применением графоаналитического метода производственных функций на поверхности конкурентоспособности;

— предложена новая организационная структура управления химико-фармацевтическими предприятиями Кемеровской области: объединение этих предприятий в региональный химико-фармацевтический комплекс в форме простого товарищества.

Научная и практическая значимость исследования. Результаты работы направлены на дальнейшее развитие теории и практики управления предприятиями в рыночных условиях. Авторские разработки позволяют полнее оценить конкурентоспособность предприятия. Практическая значимость заключается в использовании рекомендаций, полученных автором, предприятиями химико-фармацевтической отрасли промышленности Кемеровской области. Разработки и рекомендации, содержащиеся в диссертации, нашли практическое применение в деятельности Администрации Кемеровской области и работе предприятий:

— ОАО «Органика», г. Новокузнецк, Кемеровской области;

— ОАО «Асфарма», г. Анжеро-Судженск Кемеровской области;

— ОАО «Кемеровская фармацевтическая фабрика»;

— ОАО «Мысковский спецгормолзавод», г. Мыски.

Внедрение и апробация результатов исследования. Основные положения и результаты, докладывались на совещаниях и коллегиях Администрации Кемеровской области, на 5 международных, российских и региональных научно-практических конференциях.

Диссертантом разработана «Программа развития производства лекарственных и готовых форм в Кемеровской области на 1998;2000гг. На основе рекомендаций исследования на коллегиях Администрации Кемеровской области были приняты:

— Постановление от 07.05.1997 г. № 16 «О производстве лекарственных препаратов и готовых лекарственных форм в Кемеровской области;

— Постановление от 19.12.1997 г. № 36 «О производстве лекарственных препаратов в Кузбассе»;

— Постановление от 12.10.1978 г.№ 78 «Об оказании ОАО «Органика временной финансовой поддержки и увеличении выпуска медицинских препаратов»;

— Распоряжение от 15.02.2000 г. № 142-р «О создании рабочей группы по разработке комплексной программы развития химического комплекса области;

— Распоряжение от 02.03.2000 г. № 190-р «О разработке подпрограммы развития химического комплекса Кемеровской области на 2000;2005 годы» Автор является руководителем группы по разработке подпрограммы по химико-фармацевтическим предприятиям.

Объем и структура работы. Диссертационная работа выполнена на 152 страницах, содержит 6 таблиц, 2 рисунка, 1 диаграмму, список использованной литературы из 140 наименований, 30 приложений: 2 рисунка, 6 диаграмм, 13 таблиц, 12 графиков.

Выводы методологического характера, сделанные в процессе исследования важны для разработки экономической стратегии развития промышленных предприятий не только исследуемой отрасли, но и для предприятий других отраслей промышленности, так как проблема повышения конкурентоспособности предприятий в настоящее время в нашей стране, и в частности в Кемеровской области, является предельно актуальной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование процесса управления конкурентоспособностью предприятиями химико-фармацевтической отрасли промышленности России, Кемеровской области проведено на основе анализа реальных данных с использованием информации предприятий, Госкомстата РФ, Министерства экономики РФ, Министерства здравоохранения РФ, Администрации Кемеровской области.

В начале диссертационного исследования были выявлены основные положения современной теории конкурентоспособности с использованием диалектического методов и многоуровневого, объектно-субъектного подхода.

Уточнена сущность конкурентоспособности субъекта и объекта. Сущность конкурентоспособности субъекта заключается в его способности создавать и реализовывать преимущества, с помощью которых можно конкурировать и побеждать на определенном рынке в определенный отрезок времени. Сущность конкурентоспособности объекта — это совокупность его преимуществ перед другими объектами.

Дано системное представление категории конкурентоспособности на основе субъектно-объектного подхода в виде матрицы, отражающей масштаб производства (продукция, предприятие, отрасль, регион, страна, мировая экономика) и уровень ее исследования (микро-, мезо, — макро, — метауровень).

Предложена систематизация методов: по количественному и комплексному принципам.

Количественные методы: позиционные, факторные, рейтинговые, индикаторные, параметрические, дифференциальные, индексные. При помощи этих методов оцениваются единичные или групповые свойства конкурентоспособности объекта, субъекта.

Комплексные методы: матричные, профилей, по показателям эффективности, определяющие объективную и всеобщую характеристику конкурентоспособности субъекта, проявляющуюся в совокупности факторов конкурентоспособности. Комплексные методы, основывающиеся на комплексном подходе с учетом многофакторности к исследуемой категории, по нашему мнению, наиболее полно отражают сущность категории конкурентоспособности. Однако существуют и другие методы.

Предложены новые методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия по конечному результату. Для оценки конкурентоспособности субъекта (предприятия) предложили использовать графоаналитические методы, относящиеся к классу так называемых производственных функций, широко применяемых для решения разнообразных теоретических и прикладных задач, при математическом моделировании экономических процессов из-за своей относительной простоты.

Выявлены основные факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности предприятий химико-фармацевтической отрасли на международном, национальном и региональном уровнях. Анализ развития исследуемой отрасли в новых экономических условиях показал, что основные факторы, определяющие конкурентоспособность химико-фармацевтических предприятий можно свести в следующие основные группы: — это проблемы качества продукции, слабый маркетинг и менеджмент, вопросы ценообразования и платежеспособного спроса, государственное регулирование, инновации, инвестицииНИОКР. Нами был сделан вывод о том, что для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий обязательно наличие новой концепции управления персоналом, которая должна основываться, прежде всего, на факторе «личности», которая будет во главе регулирования процесса продвижения предприятия к конкурентоспособности на различных уровнях.

В процессе исследования выявлены причины недостаточной конкурентоспособности отечественных фармацевтических предприятий.

Дана оценка состояния химико-фармацевтических предприятий Кемеровской области с применением графоаналитического метода на поверхности конкурентоспособности. При исследовании конкурентоспособности химико-фармацевтических предприятий Кемеровской области определили: геометрическое место коррелируемых переменных, образующих поверхность в виде «купола», предлагаем определить как поверхность конкурентоспособности;

— сегмент, ограничивающийся линией «изоклиналью», то есть пространство на графике, где замена одного фактора другим без изменения значения функции (у) уже невозможно, целесообразно счить «зоной обрыва «;

— значение предельных исследуемых зависимых переменных, условно приняли, как маржинальную конкурентоспособность.

Выявили, что исследуемый графоаналитический метод обладает рядом преимуществ перед другими методами: возможность графически, наглядно изобразить исследуемую зависимость переменных величинширокое варьирование численным составом изучаемых параметровточное отражение зависимостей между параметрамиприменение на разных уровнях (микро, макро) изучаемых объектовформирование оптимальной модели конкурирующих предприятий отрасли, с помощью гибкого вычислительного алгоритма и методов линейного программированиявозможность прогнозирования.

В процессе исследования выявлено, что с помощью количественного графоаналитического метода, возможно, подтвердить некоторые общие выводы качественного порядка, применяя для оценки данные публичной отчетности, отражающей важнейшие показатели производственной, финансовой, управленческой, сбытовой и иной деятельности. Оценив местоположение конкурентов по конечному результату на поверхности конкурентоспособности, проанализировав наметившиеся тенденции и закономерности, возможно принятие оптимальных решений, рациональное планирование, прогнозирование и научное предвидение. Наряду с существующими методами оценки конкурентоспособности, учитывая достоинства предлагаемого метода целесообразно применение разработанного математического алгоритма производственных функций учеными Ч. Коббом и П. Дугласом для исследования конкурентоспособности субъекта (предприятия).

В процессе исследования рассмотрели систему конкурентоспособности химико-фармацевтического комплекса на примере Кемеровской области. Исследовали факторы, влияющие на развитие конкурентоспособности предприятий химико-фармацевтической отрасли промышленности Кемеровской области.

Выявили, что при рассмотрении конкурентоспособности предприятия необходимо рассматривать не отдельные благоприятные факторы и преимущества и, даже не совокупность всех этих факторов, а способность и умение руководящих и управляющих структур воспользоваться всеми этими преимуществами для упрочнения и закрепления своего положения на рынке. Показатель конкурентоспособности предприятия, по нашему мнению, целесообразно оценивать по конечному результату, сравнивая его с результатами конкурентов. Важно изначально оценить местоположение предприятия на рынке, а затем, с помощью методов финансового анализа, исследовать причины, приведшие его к данному результату и наметить необходимые усилия для дальнейшей деятельности.

В работе сделан вывод о том, что оценивать конкурентоспособность предприятия, основываясь лишь на анализе и сопоставлении конкурентных преимуществ различными методами, было бы неверным. Предложено конкурентоспособность предприятия оценивать по некоторому конечному результату деятельности, показывающему, насколько умело и эффективно предприятие реализовало все имеющиеся конкурентные преимущества, сумев в рыночном состязании занять соответствующее место на рынке.

В процессе исследования определили, что место расположения исследуемых предприятий на поверхности конкурентоспособности зависит от многих факторов, в том числе и от результатов эффективного использования основных и оборотных средств или от «конечной» эффективной деятельности предприятия.

По результатам исследования выявлено, что предприятия, лучше реализовавшие конкурентные преимущества при конкурентной борьбе на исследуемом сегменте рынка получают наибольшую прибыль и соответственно, располагаются в верхней части купола поверхности конкурентоспособности, приближаясь к траектории маржинальной конкурентоспособности.

Применяя графоаналитический метод производственных функций, предложили рассчитывать поверхность (купол) конкурентоспособности (У) по формуле:

У = к}к2, где: К] - конкурентоспособность объекта (товара) [К] —x/!J;

К2 — конкурентоспособность субъекта (предприятия) [К2= х1]'¦>

Представленная формула является логическим завершением теоретического исследования изучаемой категории, предполагает комплексный субъектно-объектный подход при оценке конкурентоспособности. Позволяет органически учитывать внешние и внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность.

Предлагаемый подход позволяет наглядно, графически увидеть расстановку конкурентов на данном рынке, возможное свое лидерство или отставание от ближайших конкурентов, проследить процесс в динамике, наметить конкретные шаги по созданию конкурентных преимуществ или по ликвидации преимуществ конкурентов. Кроме того, данный метод позволяет графически проследить, как повысится конку рентоспособность предприятия при внедрении инвестиционных проектов.

Проанализировали местоположение химико-фармацевтических предприятий Кемеровской области на куполе конкурентоспособности, рассчитав коэффициенты конкурентоспособности субъекта (предприятия) и объекта (товара), основываясь на некоторых показателях публичной отчетности, отражающих реально сложившиеся результаты деятельности предприятий за период 1995;1999 гг.

Предложили усовершенствовать структуру управления химико-фармацевтическими предприятиями Кемеровской области. Для повышения конкурентоспособности исследуемых фармацевтических предприятий необходимо проведение их реструктуризации.

Для достижения целей концепции стратегического развития предприятий химико-фармацевтической отрасли Кемеровской области, проведения государственной политики в области обеспечения населения отечественными качественными, доступными JIC, совершенствования системы управления и координации работы предприятий отрасли автором предлагается создание объединения химико-фармацевтических предприятий региона в виде простого товарищества. Координацию деятельности на первом этапе предлагаем осуществлять через вновь созданный отдел медицинской промышленности, а затем, на втором этапе, — комитет медицинской промышленности Администрации Кемеровской. Отделу медицинской промышленности, а затем, на втором этапе, — комитету медицинской промышленности будут делегированы соответствующие полномочия.

Нами предложено при формировании новой структуры регионального объединения химико-фармацевтических предприятий региона центральное место отвести ОАО «Органика», являющимся на сегодняшний период наиболее конкурентоспособным на рынке не только Кузбасса, но и российском.

Первоначально считаем необходимым создание объединения в виде простого товарищества без образования юридического лица. Считаем, что простое товарищество по сути дела является подготовкой к созданию на базе интегрированных в него сторон более мощных финансовых объединений: холдингов, ФПГ, преференции и льготы для которых, устанавливаются как Правительством РФ, так и Администрациями субъектов РФ и органами местного самоуправления. Очевидно, что региональный химико-фармацевтический комплекс Кемеровской области, а в дальнейшем смежных и других отраслей, будет способствовать более успешному, по сравнению с отдельными предприятиями, решению стратегических задач развития отрасли, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, отдельных предприятий и отрасли в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М.:Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.
  2. В.А., Шабашев В. А. Конкуренция: современные тенденции, проблемы становления. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. — 153 с. Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Экономист. — 1997.- № 10.- С. 34 — 42
  3. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Маркетинг. 1999, — № 2, — С.3−19
  4. И. // Remedium.-1997.-№ 2.- С.38−43
  5. И. На рынке медикаментов США // Remedium.-1997.-№ 5.-С.44−47
  6. И. На рынке медикаментов стран Латинской Америки // Remedium.-1997.-№ 9.- С.40−42
  7. И. Италия // Remedium.-1998.2.- С.52−55
  8. В.А., Миндели Л. Э. Стратегия конкурентоспособности и проблемы научно технической политики России / РАН. -М., 1994
  9. А. Обзор американской фармотрасли // Фармацевтический вестник.-1999.- № 4.- С. 5
  10. А. Тенденции рекламы фармпрепаратов в США и Европе//Фармацевтический вестник.-1999.- № 21.- С.7
  11. Е.А., Камаев Н. О. Международные нормы рекламы лекарственных средств и рекламное регулирование в России // Фарматека, — 1998.- № 2.- С. 15−18
  12. Э., Винтер В. Конкурентоспособность глобальных предприятий // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 3. — С. 96−102
  13. Д. Котрелев Т., Марданов Р. и др. Производство лекарственных средств в России // Ремедиум. 1999.- № 4, — С. 6−12
  14. М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо и макроуровневом измерениях // РЭЖ.-1998.- № 3.-С.67−77
  15. А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. 1999.- № 2.- С. 56−64
  16. Гончаренко В.,. Береговых В. Состояние и перспективы развития медицинской промышленности // Remedium.-1998.-№ 2.-С.16−18
  17. Государственная программа демонополизации экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры) // Экономика и жизнь. 1994. — май, № 20.-С.15−19
  18. И., Титова Н. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции // Маркетинг. 1997. — № 1. — С. 20−33
  19. Для инвестора важно не GMP- оборудование, a GMP- руководство // Remedium.- 1998, — № 7.- C. l 1
  20. Долинская М. Т, Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Экономика, 1991.- 128 с.
  21. JI.B., Никифорова Н. А. Анализ бухгалтерской отчетности. М.: ДИС, 1998.- 206 с.
  22. Н.В. Современный фармацевтический рынок: состояние и тенденции развития // Фармация.- 1998.-№ 4.- С.57−59
  23. П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. / Пер. с англ. М.: Бук Чембер Интернешнл, 1992
  24. О.О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике: Учебник. 2-е изд. М.: МГУ им. Ломоносова. Изд-во Дело и сервис, 1999.- 368 с.
  25. Л., Суслова Н. Конкурентоспособность управленческого персонала// Маркетинг. 1999.- № 6 .- С. 35 — 46
  26. П. Конкурентоспособность и маркетинг // РЭЖ. 1995. — № 12. -С. 50−55
  27. П. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей и пути их решения // Маркетинг. -1996.-№ 5. С. 21−32
  28. П. Промышленная политика государства как средство активного воздействия на конкурентоспособность // Маркетинг. 1996.-№ 4.-С. 18−30
  29. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов -сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). М.: Междунар. отношения, 1998. — С. 98−107
  30. В. Мировая торговля // Мировая экономика и международные отношения. 1999.- № 8.- С. 9−13г
  31. РФ. О лекарственных средствах. От 22.06.1998 № 86-ФЗ
  32. Ю.Т. Современные проблемы развития отечественной фармацевтической промышленности // Фармация. 1999.- № 2.- С. 5−8
  33. Как продать ваш товар на внешнем рынке: Справочник. / Отв. ред. Савинов Ю. А. М.: Мысль, 1990.- С.214−241
  34. В.Г. Конкурентоспособность ведущих стран и фирм // Экономика. Политика. Идеология. 1998 № 2.- С. 102 — 107
  35. JI.B. Особенности развития рынка лекарственных средств в России // Фармация. 1999.- № 2.- С. 9−12
  36. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 1997.-512 с.
  37. А. Современные тенденции развития мировой экономики и некоторые выводы для России // Общество и экономика. 1999.- № 3−4.-С. 282−291
  38. В.А. Формирование интегральной системы управления состязательностью в условиях перехода на рыночную экономику. Автореферат диссертации на соискание ученой с. доктора экон. наук. -Ленинград, 1991.- 32 с.
  39. Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность // Экономист. 1997.-№ 1.- С. 38−48
  40. Г. П. Управление конкурентоспособностью предприятия: маркетинговый подход. Диссертация на соискание ученой ст. канд. экон. наук. Кемерово, — 1999.- 232 с.
  41. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990
  42. А.В. Проблемы управления конкурентоспособностью продукции. Сб. научн. тр. М.: НИИНиНа при Госплане СССР, 1989. -86с.
  43. А. Лекарства и жизнь // Remedium. 1997.- № 1.-С.41−45
  44. А., Лагунова И. Инновации и рыночная стратегия фирмы//Ремедиум. 1997.- № 9.- С. 16−19
  45. А. Сбережение, производство и экспорт энергоресурсов // Экономист. 1999.- № 1.- С. 25−34
  46. A.M. Сурнин B.C. Собственность. Приватизация. Управление. Маркетинг.- Кемерово.: Кузбассвузиздат, 1993
  47. A.M. Формирование концептуальных основ регионального маркетинга// Проблемы реформирования региональной экономики. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.- 164 с.
  48. A.M. Условия и формы государственной поддержки реформирования экономики регионов // Реформирование экономики региона: опыт, проблемы, перспективы Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.- 156 с.
  49. A.M., Сурнин B.C. Региональный Маркетинг и тенденции его развития // Реформирование экономики региона: опыт, проблемы, перспективы.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.- 156 с.
  50. А.Н. Основные принципы оценки конкурентоспособности промышленной продукции // Приложение БИКИ- М.: 1984. 48 с.
  51. Н.Г. Конкурентоспособность угледобывающих предприятий и пути ее повышения (на примере ОАО «УК „Ленинскуголь“): Автореферат дис. канд. экон. наук. Кемерово, 1999.- 22 с.
  52. В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой: Учебное пособие. -М.: Финпресс, НГАЭиУ, 1997.-356с.
  53. И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. 1996.- № 3.- С. 33−39
  54. Маркетинг. Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1996.558 с.
  55. В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент, М.Новосибирск: ИНФРА-М — Сибирское соглашение. — 288с.
  56. В. Я. И др. Пути повышения конкурентоспособности экспортной продукции (научно технический аспект). — Киев: Наукова думка, 1985. — С. 5
  57. А.И. Система госконтроля и гарантия качества // Фармация. -1994.-№ 1.- С.14−16
  58. Методика оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции. М.: Изд — во стандартов, 1985, — 19 с.
  59. Методика оценки уровня конкурентоспособности продукции. М.: Изд -во стандартов, 1984.- 49 с.
  60. Методика применения экспертных методов для оценки качества продукции. М.: Изд-во станд., 1977. — 56 с.
  61. Методы оценки уровня качества промышленной продукции. ГОСТ 227 332–77 М.: Изд-во стандартов, 1978. — 19 с.
  62. В.М. Управление качеством, как основа обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции, д-ра экон. наук. -М., 1996. 407 с.
  63. Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — С. 67−90
  64. Н. К., Анискин Ю. П. Конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993. — 304 с.
  65. Н., Конышева М. Маркетинговая активность как фактор конкурентоспособности фирмы // Маркетинг. 1999.- № 6 С. 22−34
  66. С. Перспективы развития российского рынка фармацевтических препаратов // Remedium.-1998.-№ 2.- С.20−23
  67. JI. Особенности российского фармрынка // Фармацевтический вестник.-1999.-№ 20.- С. 12−13
  68. На пике проблем: аптека и организация лекарственного обеспечения // Remedium. 1997.-№ 6.- С. 13−15
  69. А. Смешанная экономика и рыночно-плановые экономические отношения // Диалог. 1998, — № 7, — С. 34−41
  70. И.В. // Тезисы IV Российского национального конгресса „Человек и лекарство“ 8—12 апр. 1997, Москва- М.: РЦ „Фармединфо“, 1997.- С. 324−325
  71. Общие методические рекомендации по оценке технического уровня промышленной продукции // Стандарты и качество. 1990. — № 9−10
  72. А.К. Международные стандарты и проблемы повышения конкурентоспособности советской промышленной продукции. М.: ЦИНТИХИМНЕФТЕМАШ, 1990.- 54 с.
  73. А. Н., Фомин В. Н. О критериях конкурентоспособности продукции и подходах к ее оценке // Надежность и контроль качества. -1995.-№ 2.- С. 3−11
  74. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ./ Науч. ред.: Борисович В. Т., Полтерович В. М., Данилов В. И. и др. М.: Экономика, Дело,.- 510 с.
  75. Платежеспособный спрос населения России на медикаменты // Remedium, Аналитический центр Экохелп Фарм. -1997.- 1997.- № 4.-С.24−25
  76. М. Правовая основа обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции // Хозяйство и право. 1999.- № 8.- С.86−90
  77. М. Международная конкуренция. Пер. с англ. / Под ред. В. Д. Щетинкина. М.: Международные отношения, 1993.- 896 с.
  78. Правила правильного производства (национальные российские GMP).-ОСТ 42−510−98.- 32 с.
  79. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: понятийный аппарат / А. А. Румянцев, С. В. Вершинина, З. К. Губичева и др.- под. ред. А. Е. Когута. Спб.: РАН Институт социально-экономических проблем. -1995.-С.90
  80. Программа Правительства Р. Ф. Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах. Постановление Правительства РФ от 31.03.1997 г. № 360
  81. Промышленность. Статистический бюллетень. М.: Госкомстат РФ, Кемеровский областной комитет статистики. Кемерово. — 1996 — 2000
  82. Региональные проблемы рыночных отношений / Под ред. В. А. Шабашева. Кемерово.: Кузбассвузиздат, 1996.- 180 с.
  83. Рынок, не знающий кризисов // Remedial. 1997.- № 1 .-С.28−36
  84. В., Тазлов П., Ганзен А. Российский фармацевтический рынок. Итоги 1998 года// Фармацевтический вестник.-1999.-№ 19.- С.3−7
  85. В. Конкурентоспособность 180 стран мира // Управление персоналом. 1999.- № 10. — С. 58−63
  86. М.М. Система обеспечения лекарственными средствами в России // Фармация. 1993.- № 4.- С. 6−13
  87. А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России (методологические вопросы анализа и интегральной оценки) // Экономист. -1996.-№ 2.- С. 9−18
  88. А. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. -М.: Юристь, 1999, — 384 с.
  89. Н. Россия в современном мире: проблемы и перспективы // Общество и экономика. 1999.- № 3−4, — С. 269−282
  90. Г., Растимешин В., Куприянова Т. Так достигается устойчивость (Опыт организации, планирования и обеспечения конкурентоспособного производства) // Экономист. 1999.- № 10.- С. 28−38
  91. Р.С. Современное состояние и перспективы развития системы контроля качества лекарственных средств//Фармация. -1994.-№ 6.-С.27−32
  92. Р.С., Тельнова Е. А. Характеристика зарубежного опыта совершенствования системы лекарственного обеспечения населения // Фармация.-1998.-№ 6, — С. 36−39
  93. А. Маркетинговые стратегии и технологии отечественных производителей фармпродукции // Фармацевтический вестник.-199.-№ 17.-С. 14−15
  94. Е. Мефодовский В., Лагунов С. Цены и платежеспособный спрос на медикаменты в России // Remedium. -1997.-X» 5.- С. 28−29
  95. Состояние производства и реализации медицинской продукции в Российской Федерации в 1998 году (ежегодный доклад).- М.: Информационно-издательское агентство «Ремедиум», 1999.- 47 с.
  96. Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1998, — 784 с.
  97. B.C. Бюджетная и платежные составляющие финансовой стабилизации экономики региона. // Реформирование экономики региона: опыт, проблемы, перспективы Кемерово.: Кузбассвузиздат, 1996.- 156 с.
  98. B.C. Стабилизация экономики Кемерово.: Кузбассвузиздат, 1996 (Кузбасская энциклопедия- Т. 4)
  99. B.C. и др. Финансовый капитал как фактор активизации инвестиционного процесса Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997 (в соавторстве) (Кузбасская энциклопедия- Т.5)
  100. П. 25 препаратов возможных лидеров по мировым продажам в 2001 году // Фармацевтический вестник.-1998.- № 25.- С. 4−5
  101. П. Крупнейшие европейские фармацевтические компании 1998 года // Фармацевтический вестник.-1999.- № 5.- С. 5
  102. Е. Останутся ли фармацевтические компании на достигнутой высоте в 1999 г.// Фармацевтический вестник. 1999.- № 6.- С.6
  103. Л.Л. Экономико-математические методы. М.: Статистика, 1968, — 300с.
  104. Л.Л. Производственные функции. М.: Статистика, 1974, — 128 с.
  105. Типовая методика. Оценка конкурентоспособности потребительских товаров. М.: МКУ, 1993. — 29 с.
  106. Г. С., Красильников Б. В. Конкурентоспособность угледобывающих предприятий Кузбасса на внешнем и внутреннем рынках. Томск: Изд-во Томского университета, 1995
  107. А.Н. Фармацевтический рынок в России: современное состояние и перспективы // Фармация. 1994.- № 3.- С.11−17
  108. Г. А. роль региональных рисков в ходе реформирования экономики // Реформирование экономики региона: опыт, проблемы, перспективы Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.- 156 с.
  109. Р. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. -М.: Прогресс, 1988. 363 с.
  110. Т.Дж., Паррамоу К. Количественные методы в финансах / Пер. с англ. под ред. М. Р. Ефимовой. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.- 527 с.
  111. Э.А., Эскиндаров М. А. Финансово-промышленные группы. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во Экмос, 1998.- 256 с.
  112. Р. Конкурентоспособность России и подготовка кадров // Общество и экономика. 1998, — № 10−11.- С. 104 -116
  113. Р. Новые ориентиры: МЭТУК // Управление персоналом. -1999,-№ 7.-С. 83−88
  114. Федеральная целевая программа «Развитие медицинской промышленности в 1998 2000 годах и на период до 2005 года» (Постановление Правительства РФ от 24 июня 1998 г № 650)
  115. В. Государственное управление прикладной наукой как условие повышения конкурентоспособности продукции и услуг // Маркетинг. -1998.-№ 4. С. З
  116. С. В. Методологические аспекты исследования конкурентоспособности переходной экономики России. Диссертация насоискание ученой ст. канд. экон. наук. М., 1998.- 168 с.
  117. Цей А. К. Экономические основы конкурентной стратегии фирмы вусловиях становления рынка. Автореферат диссертации на соискание «» ученой степени канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 1993.- 23 с.
  118. К. Д. Построение механизма комплексной оценки инвестиционных проектов// Реформирование экономики региона: опыт, проблемы, перспективы.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.- 156 с.
  119. С.Н. Системы качества и конкурентоспособности продукции. -М.:РИП, 1993, — 132 с.
  120. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1996, — 176 с.
  121. А.Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 1998, — 343 с.
  122. Р.И. Регион: экономические методы управления.-Новосибирск.: Наука, 1991
  123. Р.И., Новоселов А.С.Региональные проблемы рынковедения: Экономический аспект. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. — 443 с.
  124. А. Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Тандем, 1996.-272с.
  125. А. Финансовые тромбы: витальная угроза фармрынку // Remedium. 1997.- № 4.-С. 11−15
  126. Р.И. Агентство лекарств Франции // Remedium. -1997.- № 10.-С.37−39
  127. А. Статистическая оценка уровня монополизации производства // Вестник статистики. 1990. — № 9. — С. 39−44
  128. Ян С. Крулис Ранда. Фокусирование клиентуры и конкурентные преимущества // Проблемы теории и практики управления. — 1996. — № 5. -С. 111−116
  129. А. М. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики // Машиностроитель. 1996. -№ 9. — С. 33−34
  130. Sprip. World pharmaceutical news // Remedium.-1999.-№ 6.-C.80−811. Качествосервис
  131. Рисунок 1 Многоугольник сравнительных характеристик конкурентоспособности фирм на международномрынке
  132. Рисунок 2 Предлагаемая организационная структура управления химико-фармацевтическим комплексом региона
  133. Диаграмма 1 Выпуск фармацевтических субстанций отечественными производителямиза 1991−1999 гг.20,01. ON ON1999
  134. Диаграмма 2 Средняя рентабельность предприятий химико-фармацевтической отрасли1. России за 1994−1999 гг.,%16,019 99
  135. Диаграмма 4 Динамика основных финансовых показателей химико-фармацевтическойотрасли промышленности России за 1994−1999 гг. л н X ю Я о1. CL, н90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0
  136. Готовые лекарственные средства в упаковках1. Витамины• Антибиотики
  137. Готовые лекарственные средства в ампулах Синтетические лекарственные средства1994г.1995г.1996г. 1997 г. годы1998г.1999г.
  138. Диаграмма 5 Динамика использования производственных мощностей химико-фармацевтической отрасли промышленности России в 1994—1999 гг.1. On чО
  139. Промышленность строительных материалов 2%
  140. Стеколная и фармфоро-фаянсовая0% Легкая1%1. Пигцееая 5%
  141. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 4%
  142. Машиностроение и металлообработка 6%I1. Химическая 6%1. Цветная металлургия / 7%
  143. Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность 1%химико-фармацевтической 1%1. Электроэнергетика 10%1. Топливная 26%1. Черная металлургш 31%
  144. Диаграмма 6 Структура промышленного производства Кемеровской области по отраслям в 1999 г.
Заполнить форму текущей работой