Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Фома Аквинский как центральная фигура схоластической философии

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объект работы — философия Ф. Аквинского. Предмет — биографические сведения о философе, особенности его взглядов, основные положения учения философа и критики томизма. В данной работе мы рассмотрим контекст формирования взглядов Ф. Аквинского, его учение, а также критику положений его учения. Целью работы является изучение философии Фомы Аквинского. Для этого необходимо достичь следующие задачи… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Фома Аквинский как центральная фигура схоластической философии
  • 2. Основы философского учения Ф. Аквинского
  • 3. Критика томизма
  • Заключение
  • Список источников и литературы

Фома Аквинский как центральная фигура схоластической философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

обусловлена тем, что именно философское учение Ф. Аквинского внесло существенный вклад в осуществление монополии католической церкви в Европе в идеологической и философской сферах на долгие годы.

Фома Аквинский — выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики.

Исходным принципом учения Фомы является божественное откро-вение. Фома канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы («принципа порядка») с колеблющимся и неустановившимся принципом материи («слабейшим видом бытия»). Слияние первопринципа формы и материи рождает мир индивидуальных явлений.

Основополагающим принципом познания он считал реальное существование всеобщего.

В данной работе мы рассмотрим контекст формирования взглядов Ф. Аквинского, его учение, а также критику положений его учения.

Объект работы — философия Ф. Аквинского. Предмет — биографические сведения о философе, особенности его взглядов, основные положения учения философа и критики томизма.

Целью работы является изучение философии Фомы Аквинского. Для этого необходимо достичь следующие задачи:

— описать биографию Ф. Аквинского;

— рассмотреть основные положения его философии и учения;

— рассмотреть критику томизма.

1. Фома Аквинский как центральная фигура схоластической философии

Томазо (Фома Аквинский) родился в семье графа на юге Италии близ местечка Аквино (отсюда — «Аквинский», Tommaso d’Aquino — «Фома Аквинат»). С пяти лет обучался в монастыре бенедиктинцев, а с 1239 г. — в Неаполитанском университете. В 1244 г. стал монахом доминиканского ордена и продолжил учебу в Парижском университете. После пребывания в Кёльне, где помогал налаживать преподавание теологии — вновь в Парижском университете; здесь становится магистром теологии. Читал лекции по теологии, профессор. В 1259 г. отозван папой в Рим, преподавал в разных городах Италии. Вернулся в Парижский университет. Занимался научной деятельностью. Вел борьбу с противниками ортодоксальной доктрины. По прямому заданию папской курии написал ряд трудов. Одной из его задач было изучение Аристотеля с целью приспособления его взглядов к правоверному католицизму (с сочинениями Аристотеля он познакомился, будучи в крестовом походе на Востоке); такое поручение — работу над наследием Аристотелем — он получил еще в 1259 г. Фома Аквинский завершает (в 1273 г.) свой грандиозный труд «Сумма теологии» («суммой» тогда называли итоговые энциклопедические сочинения). С 1272 г. возвращается в Италию, преподавал теологию в Неаполитанском университете. Умер в 1274 году. Причислен к лику святых в 1323 г., позднее признан одним из «учителей церкви» (1567 г.). Помимо отмеченного сочинения, Фома Аквинский написал множество других, и среди них — «О существовании и сущности», «О единстве разума против аверроистов», «Сумма истины католической веры против язычников» и др. Он провел большую работу по комментированию текстов Библии, трудов Аристотеля, Боэция, Прокла и других философов.

Схоластика — (буквально: «школьная наука») — получила свое название в связи с развитием в средние века школ и университетов и преподавания в них теологии и философии в упрощенной, достаточно схематической форме путем заучивания библейских догматов и книг выдающихся на то время церковных авторитетов в области религиозного (христианского) мировоззрения. В историко-философском смысле схоластика — второй, вслед за патристикой, крупный этап в развитии западной религиозной (христианской) философии. Различают: раннюю схоластику (XIX-XII вв., крупные представители — Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр и др.). Для этого периода характерна слитность, нерасчлененность религии, философии, научных знаний. Анализировалась христианская догматика, выяснялась природа общих понятий (универсалий) и соотношение их с именами (номинами), обозначавшими отдельные, конкретные явления (спор номиналистов и реалистов).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г. Краткая история философии. — М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002 г.
  2. А.А. Философия в вопросах и ответах. — М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2006 г.
  3. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Богута. — М.: Мысль, 2005. — 590 с.
  4. В.В. История философии. 2003.
  5. А.А. Философия: Курс лекций. — М., 1995.
  6. А.Г. Философия: Учебник. — 2-е издание. — М.: Гардарики, 2004 г.
  7. Философия. Учебник для вузов. Под общей редакцией доктора философских наук, профессора В. В. Миронова. «Издательство НОРМА», 2005
Заполнить форму текущей работой