Актуальность темы
обусловлена тем, что именно философское учение Ф. Аквинского внесло существенный вклад в осуществление монополии католической церкви в Европе в идеологической и философской сферах на долгие годы.
Фома Аквинский — выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики.
Исходным принципом учения Фомы является божественное откро-вение. Фома канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы («принципа порядка») с колеблющимся и неустановившимся принципом материи («слабейшим видом бытия»). Слияние первопринципа формы и материи рождает мир индивидуальных явлений.
Основополагающим принципом познания он считал реальное существование всеобщего.
В данной работе мы рассмотрим контекст формирования взглядов Ф. Аквинского, его учение, а также критику положений его учения.
Объект работы — философия Ф. Аквинского. Предмет — биографические сведения о философе, особенности его взглядов, основные положения учения философа и критики томизма.
Целью работы является изучение философии Фомы Аквинского. Для этого необходимо достичь следующие задачи:
— описать биографию Ф. Аквинского;
— рассмотреть основные положения его философии и учения;
— рассмотреть критику томизма.
1. Фома Аквинский как центральная фигура схоластической философии
Томазо (Фома Аквинский) родился в семье графа на юге Италии близ местечка Аквино (отсюда — «Аквинский», Tommaso d’Aquino — «Фома Аквинат»). С пяти лет обучался в монастыре бенедиктинцев, а с 1239 г. — в Неаполитанском университете. В 1244 г. стал монахом доминиканского ордена и продолжил учебу в Парижском университете. После пребывания в Кёльне, где помогал налаживать преподавание теологии — вновь в Парижском университете; здесь становится магистром теологии. Читал лекции по теологии, профессор. В 1259 г. отозван папой в Рим, преподавал в разных городах Италии. Вернулся в Парижский университет. Занимался научной деятельностью. Вел борьбу с противниками ортодоксальной доктрины. По прямому заданию папской курии написал ряд трудов. Одной из его задач было изучение Аристотеля с целью приспособления его взглядов к правоверному католицизму (с сочинениями Аристотеля он познакомился, будучи в крестовом походе на Востоке); такое поручение — работу над наследием Аристотелем — он получил еще в 1259 г. Фома Аквинский завершает (в 1273 г.) свой грандиозный труд «Сумма теологии» («суммой» тогда называли итоговые энциклопедические сочинения). С 1272 г. возвращается в Италию, преподавал теологию в Неаполитанском университете. Умер в 1274 году. Причислен к лику святых в 1323 г., позднее признан одним из «учителей церкви» (1567 г.). Помимо отмеченного сочинения, Фома Аквинский написал множество других, и среди них — «О существовании и сущности», «О единстве разума против аверроистов», «Сумма истины католической веры против язычников» и др. Он провел большую работу по комментированию текстов Библии, трудов Аристотеля, Боэция, Прокла и других философов.
Схоластика — (буквально: «школьная наука») — получила свое название в связи с развитием в средние века школ и университетов и преподавания в них теологии и философии в упрощенной, достаточно схематической форме путем заучивания библейских догматов и книг выдающихся на то время церковных авторитетов в области религиозного (христианского) мировоззрения. В историко-философском смысле схоластика — второй, вслед за патристикой, крупный этап в развитии западной религиозной (христианской) философии. Различают: раннюю схоластику (XIX-XII вв., крупные представители — Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр и др.). Для этого периода характерна слитность, нерасчлененность религии, философии, научных знаний. Анализировалась христианская догматика, выяснялась природа общих понятий (универсалий) и соотношение их с именами (номинами), обозначавшими отдельные, конкретные явления (спор номиналистов и реалистов).