Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка металлоплакирующих смазочных материалов для тяжелонагруженных узлов трения железнодорожного транспорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформулированы представления о развитии диссипативной системы при трении под влиянием водорода и обоснован метод защиты от водородного износа путем реализации явления избирательного переноса при применении новых металлоплакирующих смазочных материалов. Описана модель влияния водорода на реализацию режима избирательного переноса. В зависимости от функционирования систем снижения трения и износа… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ И
  • ПАТЕНТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
    • 1. 1. Водородное изнашивание металлов
      • 1. 1. 1. 0. механизме водородного изнашивания металлов
      • 1. 1. 2. О некоторых закономерностях водородного изнашивания
      • 1. 1. 3. Водородное изнашивание поршневых колец двигателей внутреннего сгорания
      • 1. 1. 4. Водородное изнашивание подшипников качения
      • 1. 1. 5. Водородное изнашивание в проблеме износа трущихся пар деталей узлов и агрегатов подвижного состава железнодорожного транспорта
      • 1. 1. 6. Защита от водородного износа как ведущего вида изнашивания трущихся соединений подвижного состава железнодорожного транспорта
    • 1. 2. Эффект безызносности (избирательный перенос при трении)
      • 1. 2. 1. Механизм эффекта безызносности
      • 1. 2. 2. Формирование сервовитной пленки
      • 1. 2. 3. Применение эффекта безызносности в различных отраслях техники
  • ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И МАТЕРИАЛЫ
    • 2. 1. Методика количественной оценки концентрации водорода в продуктах износа
    • 2. 2. Методика лабораторных триботехнических испытаний
    • 2. 3. Исследуемые пары трения и смазочные материалы
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДОРОДНОГО ИЗНОСА И
  • РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ УЗЛОВ ТРЕНИЯ ОТ РАЗРУШЕНИЯ
    • 3. 1. Экспериментальное выявление причин разрушения поверхностных слоев колесных пар
    • 3. 2. Исследование влияния металлоплакирующих присадок в пластичной смазке Буксол на триботехнические характеристики сопряжений сталь-сталь
    • 3. 3. Влияние металлоплакирующих присадок на триботехнические характеристики моторных масел
      • 3. 3. 1. Исследование триботехнических характеристик моторного масла М-МВг с металлосодержащей присадкой МКФ
      • 3. 3. 2. Влияние металлоплакирующей присадки
  • Валена на триботехнические характеристики масла М-14В
    • 3. 3. 3. Результаты сравнительных испытаний современных моторных масел
  • ГЛАВА 4. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ ДИССИПАТИВНОЙ (СИСТЕМЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВОДОРОДА ПРИ ТРЕНИИ И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА ЗАЩИТЫ ОТ ВОДОРОДНОГО ИЗНАШИВАНИЯ
    • 4. 1. Теоретические положения для обоснования метода защиты от водородного износа
    • 4. 2. Модель влияния водорода на реализацию режима избирательного переноса
  • ГЛАВА 5. РАЗРАБОТКА НОВОГО СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Разработка металлоплакирующих смазочных материалов для тяжелонагруженных узлов трения железнодорожного транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное машиностроение характеризуется сложными условиями эксплуатации машин, связанными с высоким уровнем действующих напряжений, вибрациями, широким температурным интервалом, агрессивными средами. Поэтому необходимо соблюдение особых требований к конструкционным и смазочным материалам, из которых выполнен узел трения. Как показывает статистический анализ, большинство машин (85−90%) выходят из строя не из-за поломки, а в результате износа поверхностей отдельных деталей. Затраты на ремонт и техническое обслуживание деталей машин в несколько раз превышают их стоимость, причем с каждым годом расходы на восстановление изношенных деталей увеличиваются. Создание машин, не требующих капитальных ремонтов, или создание условий, существенно повышающих межкапитальные ремонты, по эффективности соизмеримо с удвоением мощности машиностроительных заводов и увеличением выпуска металла на многие миллионы тонн в год.

Повышение долговечности и надежности подвижных сопряжений в машинах и механизмах в существующих условиях эксплуатации железнодорожного транспорта, является насущной задачей нашего времени. Основные причины этого заключаются как в старении парка подвижного состава, так и в стремлении производителей удешевить изготовление новых и ремонт изношенных деталей и механизмов. Все чаще в системе машиностроения и в ремонтном производстве в целях экономии используются более дешевые и менее качественные материалы и технологии.

Наиболее изнашиваемыми деталями дизелей тепловозов, лимитирующими их межремонтный пробег, являются поршни, поршневые кольца и цилиндровые втулки. Малый ресурс у тепловозов имеют и подшипники качения, устанавливаемые в буксах колесных пар. Кроме того, к быстро изнашиваемым деталям железнодорожного транспорта относятся сами колеса и сопрягаемые с ними рельсы.

Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед железнодорожным транспортом, является снижение изнашивания и выщербинообразования рабочих поверхностей пары трения колесо-рельс. Фактический межремонтный пробег колесной пары в среднем не превышает 30−40 тыс. км, а на участках перевалов нередко составляет всего 4 тыс.км. При этом стоимость изготовления одной колесной пары превышает 20 тыс. рублей.

В последнее время проблема износа трущейся пары колесо-рельс в России весьма обострилась. За период с 1985 г. по 1996 г. ресурс работы рельсов на участках кривых малого радиуса снизился в 3.5 раз вследствие износа. Износ колесных пар подвижного состава увеличился в 3.15 раз. Подобные проблемы наблюдаются и за рубежом. Так, исследования, проведенные во Франции Национальным обществом железных дорог, показывают, что мероприятия по снижению износа рельсов не устраняют образования и развития трещин в зоне контакта колеса с рельсом, не исключают образование поперечных трещин и их потенциального излома. По данным Ассоциации американских железных дорог, железные дороги США ежегодно теряют 80 млн долларов вследствие неэффективности смазывания рельсов. При этом следует иметь в виду, что взаимодействие колеса с рельсом принципиально отличается от взаимодействия обычных тяжелонагруженных трущихся деталей в условиях трения качения с проскальзыванием. Смазочный материал в результате трения колеса о рельс на отдельных этапах не только не снижает износ, но даже может увеличивать его.

С целью уменьшения износа колесных пар и рельсов делаются попытки применять различные смазочные материалы, изменять соотношение твердостей контактируемых деталей и др. Однако проблема на настоящее время далека от решения. По нашему мнению, работы проводятся без достаточной лабораторной проверки, без учета механо-физико-химических процессов, происходящих в зоне контакта, эффекта Ребиндера и, что самое главное, без рассмотрения всех возможных видов изнашивания пары трения колесо-рельс, выделения ведущих из них и целенаправленной организации мероприятий по его снижению. Это замечание относится и к паре цилиндровая втулка — поршневые кольца, и к подшипникам качения буксовых узлов.

Данная диссертационная работа посвящена изучению взаимовлияния водородного износа и избирательного переноса при трении и разработке способов повышения ресурса двух групп деталей подвижного состава железнодорожного транспорта (подшипников качения букс локомотивов и вагонов, цилиндровых втулок двигателей тепловозов и сопряженных с ними поршней и поршневых колец), путем подавления водородного изнашивания данных сопряжений, созданием условий для доминирования избирательного переноса.

В работе экспериментально обосновано положение о превалирующем воздействии водородного износа как одного из ведущих видов изнашивания при разрушении трущихся поверхностей деталей подвижного состава железнодорожного транспорта. Рассмотрено взаимодействие наиболее значимых факторов, определяющих условия протекания на поверхностях трения самоорганизующихся процессов: самопроизвольного разрушительного водородного износа и самопроизвольного или инициированного созидательного избирательного переноса.

Определены необходимые условия для доминирования избирательного переноса на поверхности контакта трущихся деталей, то есть условия для направления развития диссипативной системы поверхности трения (с характерным финалом ВИРАЗ — разрушением вследствие водородного износа) в диссипативную структуру (с реализацией режима избирательного переноса при трении, сопровождающегося существенным повышением надежности и долговечности трущихся деталей машин).

Предложен универсальный метод повышения ресурса деталей подвижного состава железнодорожного транспорта: цилиндровых втулок двигателей тепловозов и сопрягаемых с ними поршней, поршневых колецподшипников качения букс локомотивов и вагонов, защитой от водородного износа доминированием избирательного переноса за счет использования Ь металлоплакирующих смазочных материалов и формирования сервовитных пленок в зоне контактного взаимодействия.

Эксплуатационными испытаниями подтверждена эффективность разработанных способов повышения ресурса подшипников качения букс локомотивов и вагонов, деталей ЦПГ дизелей тепловозов.

Внедрение результатов работы обеспечило повышение надежности и долговечности узлов трения, создание условий экологической безопасности в процессе эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта на сети железных дорог.

Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, выводов, результатов внедрения разработок и изложена на 172 страницах, включая 42 рисунка, 19 таблиц и библиографию из 104 наименований.

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.

Диссертационная работа посвящена актуальной проблеме повышения эксплуатационных характеристик узлов трения железнодорожного транспорта и является законченной научной квалификационной работой, содержащей решение научно-технической задачи, имеющей важное практическое значение и заключающейся в повышении ресурса и надежности работы нагруженных узлов подвижного состава за счет применения новых разработанных смазочных материалов.

По результатам работы можно сформулировать следующие основные выводы:

1. На основе аналитического обзора современных подходов к решению задач триботехники показано, что научные открытия явления водородного износа и избирательного переноса служат методологической основой решения задач повышения надежности и ресурса трущихся узлов подвижного состава железнодорожного транспорта.

Трибосопряжение является открытой термодинамической диссипативной системой. Развитие диссипативной системы при контактном взаимодействии в условиях трения и изнашивания происходит двумя путями: повышением конфигурационной энтропии, приводящим к разрушениюподдержанием энтропии на минимальном уровне, приводящим к созданию диссипативной структуры и переходу к реализации избирательного переноса.

2. В основе разработки методов борьбы с водородным износом лежит создание условий для перехода диссипативной системы в зоне контактного взаимодействия при трении в диссипативную структуру с реализацией явления избирательного переноса и расширением диапазона доминирования режима избирательного переноса путем применения металлоплакирующих смазочных материалов.

3. В результате комплексного экспериментального исследования продуктов износа и поверхностей трения колесных пар, включающего оценку концентрации водорода, фазового состава и микроструктуры, и известных публикаций по водородному износу в других сопряжениях обосновано предположение, что водородное изнашивание вносит существенный вклад в общий уровень поверхностного разрушения пар трения подвижного состава железнодорожного транспорта. В связи с тем, что существующие средства и методы защиты от водородного износа для исследуемых пар трения имеют множество ограничений, то универсальным и наиболее эффективным методом повышения износостойкости является реализация явления избирательного переноса.

4. Проведены лабораторные испытания возвратно-поступательных стальных пар трения скольжения в широком диапазоне внешних давлений от 0,2МПа до 40МПа в пластичных смазочных композициях, состоящих из товарной смазки Буксол и ее основы (без пакета присадок) с металлоплакирующими присадками в количестве от 0,5 до 10% (масс.). Показано, что наиболее эффективной с точки зрения предельной нагруженности контакта, потерь на трение и износ является металлоплакирующая смазка, состоящая из основы Буксола и 4% присадки Валена.

5. Триботехническая эффективность смазочной композиции (основа Буксол + 4% присадки Валена) по сравнению с товарной смазкой Буксол состоит в повышении несущей способности сопряжения (предельно допустимое давление увеличивается в 4 раза), снижении механических потерь (коэффициент трения уменьшается более, чем в 2 раза), снижение потерь при износе (интенсивность изнашивания образцов пары с меньшей поверхностью снижается в 4 раза, с большей — в 19 раз). Повышение работоспособности сопряжений обусловлено формированием на поверхностях трения вторичных защитных структур в виде тонких пленок, характерной особенностью кинетики контактного взаимодействия которых является динамическое равновесие их разрушения и образования. Смазочная композиция с 4% присадки Валена обладает свойством залечивать поврежденные участки поверхности трения.

6. Триботехнические испытания модельной пары поршневое кольцогильза цилиндра показали, что добавление металлоплакирующей присадки Валена в количестве 0,1−0,4% (масс.) к моторному маслу М-14В2 также улучшает триботехнические характеристики масла. Оптимальные характеристики получены с присадкой Валена в количестве 0,1%. При этом интенсивности износа образцов колец уменьшаются в 5−6 разобразцов-гильз — в 4 разаснижение коэффициента трения достигает >20%.

7. Показано, что масла М-14В2 + 0,1% Валены и М-МД^СЕ характеризуются предельно допустимым давлением в исследуемых парах трения, равном 140МПа. По этому параметру они превосходят масла Лукойл (рд= ЮОМПа), Visco 2000 (р<�у=90МПа), но уступают маслам Esso Unifo (р<�г=180МПа), Mobil Super (^=240МПа), MoS2 — Leichtlauf и Shell Helix Super (р^ЗООМПа). Величины интенсивностей изнашивания в маслах М-14В2 + 0,1% Валены и М-14Д>СЕ в пределах давлений до ЮОМПа ниже в 2 раза. При /?<)= ЮОМПа значения коэффициентов трения в этих маслах в 3−4 раза меньше, чем в маслах Лукойл, Visco 2000, MoS2 — Leichtlauf, Нордикс, Esso Unifo. Значения коэффициентов трения в масле М-14В2 + 0,1% Валены при увеличении давления от 10 до ЮОМПа снижаются от 0,1 до значений 0,02, характерных для масел Shell Helix Super и Mobil Super, а в масле М-МД^СЕот 0,1 до 0,026.

8. Сформулированы представления о развитии диссипативной системы при трении под влиянием водорода и обоснован метод защиты от водородного износа путем реализации явления избирательного переноса при применении новых металлоплакирующих смазочных материалов. Описана модель влияния водорода на реализацию режима избирательного переноса. В зависимости от функционирования систем снижения трения и износа роль диффузии водорода сводится к следующему: в условиях существования диссипативной системы диффузия водорода приводит к насыщению поверхности водородом, сопровождающееся накоплением дислокаций, не имеющих выхода в закрытой термодинамической системе, что в совокупности приводит к водородному износув условиях функционирования диссипативной структуры внутри мезоскопического диссипативного слоя диффузия обеспечивает непрерывное движение атомов, перенос водорода из слоя в смазочный материал и снова возвращение в структуру слоя, что обеспечивает отсутствие накопления энергии в поверхностном слое, повреждаемости и поддержание условий реализации явления избирательного переноса.

9. Разработана новая металлоплакирующая смазка Металплакс-П состава (масс.%): литиевое масло 12-оксистеариновой кислоты — 8−12- литиевое масло олеиновой кислоты — 1,5−3- присадка Валена — 1−5- остальное — нефтяное масло, застывающее при температуре не выше -40°С. Состав металлоплакирующей маслорастворимой присадки Валена подобран по принципу создания в зоне трения сервовитной металлоплакирующей пленки.

Эффективность разработанной смазки подтверждена результатами длительных испытаний в эксплуатационных условиях буксовых узлов локомотивов. Проведены квалификационные испытания и организован промышленный выпуск смазки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А., Гаркунов Д. Н. Водородная хрупкость поверхностных слоев при трении//ФХММ, 1969. № 2. — С.48−57.
  2. Lech Starczewski. Wodorowe zuzywanie ciernych elementow maszyn. Sulejowek, 2002. 146c.
  3. Д.Н., Суранов Г. И., Хрусталев Ю. А. Водородное изнашивание деталей машин. Ухта: Изд. Ухтинского Гос.техн.университета, 2003, -105с.
  4. А.Ф., Беляев Г. Я. Технология формирования газотермических водородостойких покрытий. Минск: УП-Технопринт. 239с.
  5. В.И. Теплофизические процессы в металлополимерных трибосистемах. М.: Наука, 2003. 279с.
  6. М.Е. Повышение срока службы качающих узлов топливных насосов защитой от водородного износа. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд.техн.наук. М.: МАТИ им. Циолковского, 1988. 16с.
  7. Л.В., Соколов Ю. Д., Федорущенко А. А. Оценка влияния газообразного водорода на трение и изнашивание сталей//ФХММ, 1982. -Т.2. № 5. — С. 199−121.
  8. Л.В., Соколов Ю. Д., Федорущенко А. А. О разработке физической модели водородного изнашивания и рекомендациях по его снижению. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1990. -Вып.5. С. 189−195.
  9. И.Л., Гаркунов Д. Н., Поляков А. А. Самоорганизация изнашивания на основе локализации водорода в поверхностном слое при трении. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1986. Вып. 1. — С. 116−123.
  10. А.А., Гаркунов Д. Н., Симаков Ю. С. и др. Защита от водородного износа в узлах трения. М.: Машиностроение. 1980. — 134с.
  11. П.Кудинов В. А. Температурная задача трения и явление наростообразования при резании и трении. Труды третьей Всесоюзной конференции по трению и износу в машинах. М.: АН СССР, 1960. Т.2. -С.207−216.
  12. В.Н., Бекман В. Н., Бурмистрова О. П. и др. Взаимодействие водорода с металлами. М.: Наука, 1987. 296с.
  13. Д.Н., Хрусталев Ю. А., Балабанов В. И., Мамыкин С. М. Водородный износ металлов и его закономерности. Сб. научных трудов Технический сервис в агропромышленном комплексе. М.: МГАУ, 1988. -С.67−72.
  14. Е.А. О развитии работ по избирательному переносу и водородному износу. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1987. Вып.2. — С.3−6.
  15. JI.E., Васильева JT.A., Кириенко О. Ф. и др. Исследование механизма изнашивания коррозионно-стойкой стали в водородеЮффект безызносности и триботехнологии, 1993. № 1. — С.57−63.
  16. Suh N.P. The delamination theory of wear. Wear, 1973. — V.25. — № 1. -P. 111−118.
  17. Ю.С., Хрусталев Ю. А. Электронная эмиссия и физико-химические процессы при избирательном переносе в узлах трения. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1987. -Вып.2.-С.135−138.
  18. А.В. Водород в металлах. Основные свойства (фундаментальные проблемы). М.: Мир, 1981. Т.1. — С. 126−160.
  19. Д.Н., Суранов Г. И., Коптяева Г. Б. О природе повышения износостойкости деталей и инструмента магнитной обработкой//Трение и износ, 1982. Т.З. — № 2. — С.327−330.
  20. Г. И. О механизме снижения износа деталей магнитной обработкой//Эффект безызносности и триботехнологии, 1992. № 2. -С.27−31.
  21. В.Н., Ставровский И. Е., Севанчук Р. В. и др. Методы исследования водородного изнашивания узлов трения машин и агрегатов. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1990. -Вып.5. С.354−358.
  22. Г. В., Крипякевич Р. И. Влияние водорода на свойства стали. М.: Металлургиздат, 1962.- 1980.
  23. Г. П. Физикохимия трения (Применительно к избирательному переносу и водородному износу). Минск: БГУ, 1978. -204с.
  24. Д.Н., Балабанов В. И., Мамыкин С. М., Хрусталев Ю. А. Водородное изнашивание пары трения колесо-рельс железнодорожного транспорта//Эффект безызносности и триботехнологии, 1988. № 1. — С. З-11.
  25. Д.Н., Балабанов В. И., Мамыкин С. М., Хрусталев Ю. А., Ляхов Б. Ф. Водородное изнашивание пары трения колесо-рельс железнодорожного транспорта//Эффект безызносности и триботехнологии, 2003. № 2. — С.5−10.
  26. С.М. Анализ влияния влажности на износ колес пассажирскх вагонов//Эффект безызносности и триботехнологии, 1999. № 1. — С.46−47.
  27. .И. Сущность явлений трения и износа в деталях машин. Труды 2-ой Всесоюзной конференции Трение и износ в машинах. М.: АН СССР, т.4, 1951. -С.201−208.
  28. .И. Фундаментальные закономерности контактных процессов при трении и резании металлов//ДАН УССП. Сер.А. — 1982. — С.75−77.
  29. Д.Н., Корник Д. Н. Виды трения и износа. Эксплуатационные повреждения деталей машин. М.: Изд. МСХА, 2003. 183с.
  30. Г. И. К вопросу снижения водородного износа деталей машин, работающих в условиях низких температур. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1986. Вып.1. — С. 129−136.
  31. А.А. Основные явления избирательного переноса в узлах трения машин. Сб. Избирательный перенос в тяжелонагруженных узлах трения. М.: Машиностроение, 1982. С.30−88.
  32. Повышение износостойкости на основе избирательного переноса. Под ред. Д. Н. Гаркунова. М.: Машиностроение, 1977. -215с.
  33. Д.Н., Крагельский И. В., Поляков А. А. Избирательный перенос в узлах трения. М.: Транспорт, 1969. 104с.
  34. Д.Н. Триботехника. М.: Машиностроение, 1985. 424с.
  35. Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. М.: Изд. МСХА, 2001,310с.
  36. В.П. Физика прочности и пластичности поверхностных слоев металла. М.: Наука, 1983. 280с.
  37. Л.И. Самоорганизация и надежность трибосистем. Киев: Общество Знание, 1981. -36с.
  38. А. С. Болотников B.C. Образование координационных соединений на трущихся поверхностях металлов//ИСФХ, 1979. Т.З. — № 10.-С.2601−2639.
  39. В. Образование структур при необратимых процессах. Пер. с нем. Под ред. Ю. Л. Климонтович. М.: Мир, 1979. — 271с.
  40. А.А. Диссипативная структура избирательного переноса. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1987. -Вып.8. С.97−106.
  41. Л.М., Куксенова Л. И. Структура и износостойкость металла. М.: Машиностроение, 1982. 212с.
  42. А.С., Гживачевский М., Кравчик К., Задощенко Е. Т. Обоснование самоорганизации трибологических систем на основе моделей трибохимических реакций второго порядка. Меж.-вуз. сб. научн. тр. Безызносность, 1998. Ростов-на-Дону. -Вып.5. С.47−61.
  43. С.А., Поляков А. А. Особенности метода подбора сочетаний триботехнических материалов при использовании избирательного переноса/Ярение и износ, 1983,-Т.4, № 1.-С.121−131.
  44. А.С., Сучков В. В. Образование координационных соединений на трущихся поверхностях пар медь-медь и сталь-медь в среде салицилальанилина//ЖФХ, 1980. Т.54. С.3114−3117.
  45. Л.И., Рыбакова JI.M. Структура поверхности твердых тел и ее роль в реализации избирательного переноса. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1986. Вып.1. — С.13−18.
  46. А.А., Гаркунов Д. Н., Крагельский И. В. Физико-химическая механика подавления износа в явлении избирательного переноса//ДАН СССР, 1970. -Т.191. -С.821−823.
  47. А.К., Красиков С. Г., Симаков Ю. С. Проявление избирательного переноса в узлах трения компрессорных холодильников. Сб. Применение избирательного переноса в узлах трения машин. М.: Изд-во стандартов, 1976. С.68−70.
  48. Избирательный перенос в тяжелонагруженных узлах трения. Под ред.Д. Н. Гаркунова. М.: Машиностроение, 1982. 207с.
  49. С.И. Испытания металлоплакирующих смазочных материалов применительно к тяжелонагруженным кинетическим парам скольжения. Сб. Избирательный перенос в тяжелонагруженных узлах трения. М.: Машиностроение, 1982. С.134−161.
  50. М.В. Износостойкие композиционные материалы на основе вольфрама, меди и никеля. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1986.-Вып.1.-С.217−234.
  51. М.В. Износостойкие композиционные материалы на основе карбида вольфрама, меди и никеля. Технология получения, исследования и применения//Эффект безызносности и треботехнологии, 1994. № 1. -С.24−39.
  52. В.О. Разработка медьсодержащих антифрикционных покрытий на основе волокон политетрафторэтилена. Автореф. дисс. на соиск. уч.ст.канд.техн.наук. Новочеркасск, 1982. -26с.
  53. А.С., Онищук Н. Ю. Металлоплакирующие смазочные материалы. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1988. Вып.З. — С.96−143.
  54. А.С., Чуваев В. В., Меринов Б. В. и др. Комплексообразование при трении//Трение и износ, 1987. № 5. — С.14−16.
  55. Л.М., Куксенова Л. И. Об изменении периода кристаллической решетки в приповерхностных слоях меди и латуни при трении//ФММ, 1975. № 3. — С.65−67.
  56. М.Д., Бабель В. Г., Проскуряков В. А. Влияние хлоридов меди и олова на приработочные свойства минеральных моторных масел. Деп. в ЦНИИТЭнефтехим 18.03.83. № 122НХ-Д82. — 1983. — 15с.
  57. А.А. Безызносность при трении на основе когерентного взаимодействия дислокаций и вакансий//Эффект безызносности и триботехнологии, 1992. № 1. — С. 12−17.
  58. Т., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М.: Мир, 1972.-512с.
  59. С.И., Филатова Т. П. Некоторые принципы применения материалов в тяжелонагруженных трибосопряжениях. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1987. Вып.2. — С.19−31.
  60. С.И., Филатова Т. П., Титов В. В. Исследование влияния конструкционных и смазочных материалов на трение и изнашивание в тяжелонагруженных шарнирах. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1988. Вып.З. — С. 144−157.
  61. В.Г. Применение металлоплакирующих смазок в узлах трения самолетов. Сб. Повышение износостойкости на основе избирательного переноса. М.: Машиностроение, 1974. С.95−98.
  62. С.И. Опыт повышения надежности ресурса узлов трения с использованием металлоплакирующих смазочных материалов//Эффект безызносности и триботехнологии, 1994. № 3−4. — С.3−9.
  63. В.Н. Надежность гидравлических агрегатов. М.: Машиностроение, 1974.-319с.
  64. Г. И. Фрикционное латунирование деталей топливной аппаратуры. Сб. Повышение износостойкости на основе избирательного переноса. М.: Машиностроение, 1977. С. 155−159.
  65. С.А. Фрикционное латунирование деталей двигателей. Сб. Повышение износостойкости на основе избирательного переноса. М.: Машиностроение, 1977. С.152−155.
  66. Г., Фирковский А., Ланге Н. И др. Финишная антифрикционная безабразивная обработка (ФАБО) и избирательный перенос. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1990. -Вып.5. -С.86−112.
  67. М.Б. Контактные процессы в режиме избирательного переноса при смазке водой. Сб. Повышение износостойкости на основе избирательного переноса. М.: Машиностроение, 1977. С.43−49.
  68. М.Б., Зиновьев В. М. Свойства сервовитного слоя при избирательном переносе в воде. Сб. Избирательный перенос при трении и его экономическая эффективность. М.: Изд. МДНТП им. Дзержинского, 1972. С.53−58.
  69. В.Н. Эффект безызносности и его применение в технике. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1990. -Вып.5. -С.3−22.
  70. Л.И., Лаптева В. Г., Колмаков А. Г., Рыбакова Л. М. Методы испытаний на трение и износ. Справ.изд. М.: Интермет Инжиниринг, 2001.-152с.
  71. Ю.А., Суслов П. Г. Безызносность деталей машин при трении. Л.: Машиностроение, 1989.-229с.
  72. Е.Н., Лаптева В. Г., Каплина В. Ф. Износостойкость конструкционных материалов. Справочные данные по результатам лабораторных испытаний. М.: НИИТракторсельхозмаш, 1977. 165с.
  73. С.М., Куксенова Л. И., Лаптева В. Г., Хренникова И. А. Влияние металлоплакирующей присадки на триботехнические характеристики моторного мала М-14В2//Проблемы машиностроения и надежности машин, 2006. № 2. — С.69−74.
  74. Л.И., Рыбакова Л. М., Востряков С. Н., Лаптева В. Г., Назаров Ю. А. Исследование триботехнических характеристик зарубежных моторных месел//Вестник машиностроения, 1999. № 7. — С.7−11.
  75. Л.И., Лаптева В. Г., Рыбакова Л. М., Назаров Ю. А., Хренникова И. А. Лабораторный метод оценки работоспособности узлов трения двигателей внутреннего сгорания//Заводская лаборатория. Диагностика материалов, 2003. Т.69. — № 3. — С.48−52.
  76. .И., Носовский И. Г., Бершадский Л. И. Поверхностная прочность материалов при трении. Киев: Техника, 1976. 302с.
  77. И.В., Добычин М. Н., Комбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение, 1977. 526с.
  78. Ю.А., Ляхов Б. Ф., Балабанов В. И., Мамыкин С. М. Наводороживание поверхности качения колесной пары//Вестник машиностроения, 1977. -№ 11.- С.23−26.
  79. А.А., Гаркунов Д. Н. Выделение водорода в процессе трения в деталях машин. Сб. Проблемы трения и изнашивания. Киев: Техника, 1977. Вып.4. — С.145−149.
  80. А.А. Наука о трении на новом пути развития. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1990. -Вып.5. С.31−50.
  81. А.А. О механизме саморегулирования при избирательном переносе/Ярение и износ, 1981. Т.2. — № 3. — С.467−478.
  82. А.А., Рузанов Ф. И. Трение на основе самоорганизации. М.: Наука, 1992.-135с.
  83. А., Польцер Г. Структурирование трибологической системы в условиях избирательного переноса. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1990. Вып.5. — С. 15−20.
  84. Г., Эбелинг В. Внешнее трение твердых тел, диссипативные структуры, самоорганизация. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1988. Вып.З. — С.89−95.
  85. Г., Майснер Ф. Основы трения и изнашивания. Пер. с нем. М.: Машиностроение, 1984.-263с.
  86. А.А. Самоорганизация структуры избирательного переноса. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1988. -Вып.З.-С.45−88.
  87. Д.Н., Поляков А. А. Структурная приспосабливаемость и избирательный перенос. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1990. Вып.5. — С.22−31.
  88. А.А., Рыбакова Л. М. Диффузионно-дислокационный механизм снижения износа при избирательном переносе//Трение и износ, 1985. -Т.6. № 5. — С.908−915.
  89. С.А., Куксенова Л. И. Механизмы деформации приповерхностных слоев металлов и возможность возникновения самоорганизации в этих процессах//Проблемы машиностроения и надежности машин, 2006. № 4. — С.51−61.
  90. С.А. Теоретический анализ основных механизмов эволюции трибосистем при избирательном переносе. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1988. -Вып.З. С.3−27.
  91. Е.Д. Понижение поверхностной энергии и изменение механических свойств твердых тел под влиянием окружающей среды//ФХММ, 1976. № 1. — С.3−7.
  92. П.А., Щукин Е. Д. Поверхностные явления в твердых телах в процессах их деформации и разрушения//УФН, 1972. Т. 108. Вып. 108. -С.3−42.
  93. Л.И., Поляков С. А., Рыбакова Л. М. Хемомеханический эффект в контактирующих микрообъемах триботехнических материалов при избирательном переносе. Сб. Безызносность. Ростов-на-Дону, 1990. -С.42−45.
  94. И.М., Палатник Л. С. Металлофизика трения. М.: Металлургия, 1976. 176с.
  95. А.С., Бурлакова В. Э., Задощенко Е. Г. и др. Трибоэлектрохимия эффекта безызносности. Механизм формирования защитных слоев на стали в самоорганизующейся системе медь-глицерин-сталь//Трение и износ, 1998. № 6. — С.768−778.
  96. В.Г., Байрамуков М. Д., Проскуряков В. А. Некоторые особенности смазывающего действия минеральных масел, содержащих галогениды металлов переменной валентности. Л., 1983. Деп. в ЦНИИТЭнефтехим 18.03.83. № 121НХ — Д82. — 70с.
  97. И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968. 480с.
  98. В.А., Шибряев С. Б., Буяновский И.А. Исследование смазочной активности серосодержащих добавок в присутствии кислородсодержащих
  99. ПАВ методом ОЖЕ-спектроскопии. Труды 4-го Международного симпозиума по трибофактике (JSTF4), 2002. Тернополь: ТГТУ им. И.Полюя. — Т.2. — С.763−768.
  100. Д.Н., Крагельский И. В. Диплом на открытие № 41.
  101. С.М., Куксенова Л. И., Лаптева В. Г., Бабель В. Г., Гаркунов Д. Н. Влияние металлоплакирующих присадок на триботехнические характеристики смазки Буксол//Трение и смазка в машинах и механизмах, 2006. № 7. — С.20−25.
  102. С.М., Куксенова Л. И., Лаптева В. Г., Хренникова И. А. Влияние металлоплакирующей присадки на триботехнические характеристики моторного масла М-14В2//Проблемы машиностроения и надежности машин, 2006. № 2. — С.69−74.
  103. С.М., Лаптева В. Г., Куксенова Л. И. Исследование триботехнической эффективности металлоплакирующей присадки Валена в разных смазочных средах //Проблемы машиностроения и надежности машин, 2007. № 2. — С.56−64.
Заполнить форму текущей работой