Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка методов оценки циклической долговечности деталей авиационных ГТД с учетом особенностей эксплуатационного цикла нагружения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработан алгоритм выделения «простых» циклов из траектории изменения параметров двигателя в течение эксплуатационного цикла. Разработанный алгоритм позволяет гарантированно выделять цикл «О-глобальный максимум» и дает практически те же результаты, что и методы «дождя» и полных циклов. Однако, в отличие от упомянутых методов, разработанный алгоритм может быть реализован в режиме реального… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ условий работы основных деталей авиационных ГТД и методов оценки их малоцикловой долговечности с учетом особенностей реального иагружения
    • 1. 1. Анализ условий работы основных деталей авиационных ГТД
      • 1. 1. 1. Факторы, определяющие расчетную погруженность основных узлов и деталей авиационных ГТД
      • 1. 1. 2. Факторы, определяющие разброс параметров погруженности вокруг расчетных значений
    • 1. 2. Методы оценки долговечности при малоцикловом нагружении
    • 1. 3. Методы оценки усталостной долговечности при сложной форме цикла нагружения. погружения одночастотным с суммарной амплитудой
      • 1. 3. 2. Методы, основанные на использовании гипотез суммирования повреждений
        • 1. 3. 2. 1. Суммирование повреждений гармонических
        • 1. 3. 2. 2. Суммирование повреждений схематизированного цикла 39 1.3.2.2.1 Методы схематизации сложного цикла изменения напряжений
        • 1. 3. 2. 2. 2 Суммирование повреждений схематизированного
  • 2. Разработка метода расчета циклической долговечности деталей ГТД
    • 3. 1. Разработка метода построения диаграмм предельных амплитуд для различных отношений частот составляющих. Ш
    • 3. 2. Разработка уравнения диаграммы предельных амплитуд
    • 3. 3. Разработка метода суммирования повреждений при двухчастотном нагружении
    • 3. 4. Область повышения долговечности при двухчастотном нагружении
    • 3. 5. Разработка метода расчета усталостной долговечности при сложной форме цикла нагружения
    • 3. 6. Разработка метода приведения отнулевого цикла сложной формы к эквивалентному треугольному
    • 3. 7. Выводы
  • 4. Экспериментальная проверка метода расчета усталостной долговечности при сложной форме цикла нагружения
    • 4. 1. Результаты испытаний на мапоцшшовуго усталость при нагружении циклами, имитирующими фрагменты полетного цикла ГТД
      • 4. 1. 1. Результаты испытаний на малоцикловую усталость с выдержкой при максимальном напряжении цикла
        • 4. 1. 1. 1. Результаты испытаний гладких образцов
        • 4. 1. 1. 2. Результаты испытаний образцов с надрезом
      • 4. 1. 2. Результаты испытаний на малоцикловую усталость с промежуточной выдержкой
      • 4. 1. 3. Исследование влияния уровня промежуточной выдержки на малоцикловую долговечность
    • 4. 2. Результаты испытаний на малоцшотовую усталость при нагружении циклами, имитирующими наложение вибрационной нагрузки
      • 4. 2. 1. Результаты испытаний на малоцикловую усталость лабораторных образцов при нагружении циклами, имитирующими наложение вибрационной нагрузки
        • 4. 2. 1. 1. Результаты испытаний образцов из сплава ВТ
        • 4. 2. 1. 2. Результаты испытаний образцов из сплава ЖОбФ
      • 4. 2. 2. Результаты испытаний на малоцикловую усталость образцов, вырезанных из дефлектора диска турбины высокого давления, при нагружении, имитирующем наложение вибрационной нагрузки. 145 4.3 Выводы
  • 5. Разработка алгоритма автоматической регистрации эквивалентной циклической наработки деталей ГТД на основе методов учета влияния формы цикла нагружения на малоцикловую усталость. Л
    • 5. 1. Основные положения алгоритма расчета эквивалентной циклической наработки деталей ГТД
      • 5. 1. 1. Предварительная обработка измеренных значений параметров
      • 5. 1. 2. Разработка алгоритма расчета теплового и напряженно-деформированного состояния деталей ГТД определяющих ресурс двигателя, по измеренным значениям параметров двигателя
      • 5. 1. 3. Разработка метода выделения «простых» циклов из траектории изменения параметров работы ГТД
      • 5. 1. 4. Алгоритм приведения выделенных «простых» циклов к циклам стандартной формы
      • 5. 1. 5. Алгоритм приведения выделенных «простых» циклов к циклам стандартной асимметрии
      • 5. 1. 6. Алгоритм определения эквивалентной наработки
    • 5. 2. Разработка алгоритма автоматической регистрации эквивалентной
      • 5. 2. 1. Выбор деталей, определяющих ресурс двигателя НК
      • 5. 2. 2. Уравнения, описывающие тепловое состояние двигателя
      • 5. 2. 3. Уравнения, описывающие напряженно-деформированное состояние диска ТВД
      • 5. 2. 3. Уравнения, описывающие свойства материала
      • 5. 2. 4. Уравнения приведения цикла произвольной асимметрии к отнулевому
      • 5. 2. 5. Уравнения приведения к стандартному циклу
      • 5. 2. 6. Уравнения приведения цикла с промежуточной выдержкой к циклу треугольной формы
      • 5. 2. 7. Алгоритм выделения «простых» циклов
      • 5. 2. 8. Алгоритм расчета эквивалентной циклической наработки двигателя НК
      • 5. 2. 9. Пример расчета эквивалентной циклической наработки

Разработка методов оценки циклической долговечности деталей авиационных ГТД с учетом особенностей эксплуатационного цикла нагружения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Качество и конкурентоспособность газотурбинных двигателей характеризуются многими параметрами, основными из которых являются рентабельность эксплуатации и надежность.

Повышение требований к надежности и параметрам авиационных газотурбинных двигателей требует совершенствования методов расчета и экспериментальных проверок коэффициентов запаса прочности и долговечности их узлов и деталей.

Проблема рентабельности эксплуатации решается за счет повышения топливной экономичности и ресурса двигателя. Повышение топливной экономичности, как правило, осуществляется за счет повышения параметров рабочего цикла и приводит к повышению температур и нагрузок в основных деталях двигателя.

Повышение температуры газа приводит к необходимости увеличения эффективности охлаждения деталей, т. е. к увеличению перепадов темпера" тур и, следовательно, температурных напряжений в охлаждаемых деталях. Увеличение напряжений в относительно холодных зонах охлаждаемых деталей ГТД не ограничивает их длительной прочности, но существенно влияет на их малоцикловую долговечность.

Повышение жаропрочности материалов, используемых для изготовления деталей ГТД, зачастую связано со снижением их пластичности и способности сопротивления малоциюговому нагружению.

Увеличение ресурса обуславливает повышение циклической нагружен-ности деталей двигателя, связанной с запусками, остановами и частичными изменениями режимов работы в процессе полета.

Таким образом с увеличением ресурсов и параметров рабочего цикла ГТД все большее значение в обеспечении надежности приобретают вопросы малоцикловой долговечности основных деталей и узлов двигателя.

Известно, что на малоцикловуго долговечность деталей существенное влияние оказывают различные факторы, характерные для эксплуатации ГТД.

Работы в области исследования малоцикловой долговечности авиационных материалов э в том числе с учетом влияния различных эксплуатационных факторов ведутся в различных научно-исследовательских и академических институтах СЕТ: ИМАШ, ЦИАМ, ВИАМ, ВИЛС, ЦАГИ, МАДИ, МАИ, СГАУ, ЧГТУ и др. и за рубежом.

Вопросам оценки малоцикловой долговечности при сложном цикле нагружения посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных исследователей: C.B. Серенсена, И. А. Биргера, P.A. Дульнева, В. Т. Трощенко, Г. С. Писаренко, А. П. Гусенкова, Г. З. Зайцева, Л. А. Хамазы, В. И. Цейтлина, И. В. Демьянупжо, С. Мэнсона, Л. Коффина и др.

Однако методов, достаточно точно учитывающих влияние траектории выхода на максимальный режим, перекладок режимов работы двигателя в процессе полета и наложенной вибрационной нагрузки на малоцикловую долговечность, до сих пор нет.

Наряду с повышением параметров рабочего цикла, одним из методов повышения рентабельности и надежности эксплуатации является переход на эксплуатацию ГТД по техническому состоянию. Эксплуатация по техническому состоянию с индивидуальной оценкой исчерпания ресурса каждого двигателя позволит увеличить наработку в эксплуатации менее нагружен" ных двигателей и обеспечить своевременный съем из эксплуатации двигателей, фактический ресурс которых по каким-либо причинам достиг предельного значения.

Эксплуатация по техническому состоянию вызывает необходимость максимально достоверных оценок исчерпания ресурса в эксплуатации каждого двигателя. Переход на эксплуатацию по техническому состоянию требует создания автоматизированных методов оценки эквивалентной наработки и исчерпания ресурса в зависимости от конкретных условий работы с учетом возможных эксплуатационных воздействий и индивидуальных особенностей каждого двигателя.

В связи с этим особую актуальность, научное и прикладное значение приобретают разработка методов оценки исчерпания малоцикловой долговечности деталей, работающих в условиях сложного цикла нагружения, учета влияния основных эксплуатационных факторов: траектории выхода на максимальный режим, наложенной вибрационной нагрузки и дополнительных асимметричных подциклов на сопротивление малоцикловой усталости, разработка автоматизированных методов оценки эквивалентной наработки ГТД в процессе эксплуатации или ЭЦИ на стендах.

Целью данной работы является:

1. Разработка методов оценки циклической долговечности основных деталей и узлов ГТД, учитывающих влияние особенностей профиля.

Вторая глава посвящена исследованию влияния асимметрии реального цикла нагружения на сопротивление малоцикловой усталости. Разработан метод расчета малоцикловой долговечности деталей ГТД при асимметричном нагружении с учетом концентрации напряжений. Проведено сопоставление результатов расчета по разработанному методу с результатами экспериментов. Получено уравнение, позволяющее определить коэффициент приведения асимметричного цикла к отнулевому, которое может быть использовано в алгоритме расчета эквивалентной циклической наработки деталей ГТД.

В третьей главе на основе анализа экспериментальных данных получены зависимости, позволяющие описать диаграмму предельных амплитуд двухчастотнош нагружения. На основании этих зависимостей разработан метод расчета малоцикловой долговечности при двухчастотном нагружении с произвольным отношением частот составляющих. Получено уравнение,.

В пятой главе разработан метод выделения «простых53 циклов из траектории изменения параметров работы двигателя. Приведена программная реализация разработанного метода. Разработан алгоритм расчета эквивалентной циклической наработки деталей ГТД с учетом асимметрии цикла нагружения и выдержки в полуцикле нагрузки. Показана реализация алгоритма для расчета эквивалентной циклической наработки диска турбины высокого давления двигателя НК-93.

На защиту выносятся следующие вопросы, разработанные лично дис=.

Настоящая работа выполнена в отделе прочности ОКБ Самарского научно-технического комплекса им. Н. Д. Кузнецова и является обобщением опыта доводки двигателей НК-86, НК-321, НК=36СХ, НК-93, НК-3§-. Работа входит составной частью в большой комплекс исследований, направленных на увеличение параметров, надежности и ресурса авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установок наземного применения.

Основные материалы работы изложены в 19 печатных работах и докладывались на:

— XII Всесоюзной научно-технической конференции по конструкционной прочности двигателей (г. Куйбышев, 12−14 июня 1990 г.).

— XIII Всесоюзной научно-технической конференции по конструкционной прочности двигателей (г. Куйбышев, 25−27 июня 1991 г.).

Лыткарино, 17−19 января 1995 г.).

— научно-технической конференции «Надежность механических систем» (г. Самара, 28−30 ноября 1995 г.).

— научно-технической конференции «Газотурбинные двигатели наземного применения. Проблемы конструирования камер сгорания и турбин» (г. Пермь, 28−30 ноября 1995 г.).

— VI Международном конгрессе «FATIGUE5 9655 (г. Берлин, 6=10 мая 1996 г.).

— VI Всероссийской конференции «Контактная гидродинамика55 (г. Самара, 19−21 июня 1996 г.).

— XXVI Международном научно-техническом совещании по динамике и прочности двигателей (г. Самара, 25−27 июня 1996 г.).

— Международной научно-технической конференции «Проблемы и перспективы развития двигателестроения в Поволжском регионе55, посвященной 55=летиго Самарского государственного аэрокосмического университета (г. Самара, 17−18 сентября 1997 г.).

Основы работы закладывались под руководством Генерального конструктора академика Н. Д. Кузнецова и начальника отдела прочности, д.т.н. В. И. Цейтлина.

Автор благодарит также сотрудников отдела прочности ОКБ и научно-исследовательских подразделений предприятия за ценные советы и помощь в проведении экспериментов.

Особую признательность автор выражает начальнику отдела прочно' сти3 к.т.н. Д. Г. Федорченко за постоянное внимание, поддержку и обсужде° ние всех вопросов работы.

1 АУМШЗ УШШВШ Р№(c)ТЬП (c)Ш (c)ВУЫХ ДЕТШЕЙ АВМ1МР (c)ШЬК ГТД Ш МЕТОДОВ ©-УЩУШ ШК ШГОУРШЩВ (c)Й ДОЖОВЕЧШСта € УЧЕТОМ (c)С (c)БЕШ (c)СПШ (РЕ^ШЬШГ©.

ШГРУЖЕШЯ.

О напряженности и температурном состоянии основных деталей и узлов авиационных ГТД можно судить по частоте вращения роторов" п и температуре газа на входе в турбинуТ4. Частоты вращения роторов совместно с температурой воздуха на входе в двигатель и атмосферным давлением определяют давление и температуру воздуха по тракту компрессора, а, следовательно, центробежные и газовые нагрузки (от перепадов давлений по ступеням) на его роторные и статорные детали, осевые силы на опоры и подшипники. Температура воздуха по тракту компрессора определяет температурное состояние его деталей и узлов.

По температурам воздуха за компрессором Т2*вд и газа на входе в турбину Т4* можно определить температурное состояние, а, следовательно, и температурные напряжения в деталях турбины.

Давление воздуха за компрессором Рг*Вд и частоты вращения роторов определяют центробежные и газовые нагрузки на детали и узлы турбины.

Т.к. напряженность и температурное состояние деталей связано с параметрами работы двигателяскоростью вращения роторов, температурами и давлениями газа и воздуха в газовоздушном тракте, далее анализ нагружен-ности основных узлов и деталей ГТД будет в основном проводиться по изменению параметров работы двигателя.

5.3 Выводы.

1. Разработан алгоритм выделения «простых» циклов из траектории изменения параметров двигателя в течение эксплуатационного цикла. Разработанный алгоритм позволяет гарантированно выделять цикл «О-глобальный максимум» и дает практически те же результаты, что и методы «дождя» и полных циклов. Однако, в отличие от упомянутых методов, разработанный алгоритм может быть реализован в режиме реального времени. Кроме того, разработанный алгоритм позволяет раздельно суммировать наработку в «полных» и «элементарных» циклах, как это регламентируется для ряда двигателей.

2. На основе разработанных в гл. 3, 4 методах учета влияния асимметрии и формы цикла получены уравнения приведения произвольного цикла к отнулевому циклу треугольной формы.

3. Разработан алгоритм автоматической оценки эквивалентной циклической наработки двигателя НК-93. Алгоритм реализован на языке Visual Basic в среде MS Excel397. Разработанный алгоритм в настоящее время проходит опытную эксплуатацию на стендах ОАО СНТК им. Н. Д. Кузнецова.

4. Для тестирования алгоритма выполнен расчет эквивалентной циклической наработки обобщенного полетного цикла двигателя ЫК-93. е&bdquoвьшоды.

1. Проведен анализ условий работы основных деталей и узлов авиационных ГТД. Показано, что цикл изменения напряжений в процессе полета имеет сложную форму и включает большое число промежуточных подциклов и выдержек, вызванных изменением режимов работы двигателя, а также высокочастотных подциклов, вызванных вибрационными нагрузками. Условия эксплуатации авиационных ГТД изменяются в широком диапазоне и зависят как от внешних условий эксплуатации, так и от индивидуальных особенностей каждого двигателя. Поэтому оценка ресурса деталей ГТД возможна только обработкой реальных параметров конкретного двигателя при эксплуатации по техническому состоянию.

2. Разработан метод описания диаграммы предельных амплитуд при асимметричном нагружении линейной зависимостью, практически не зависящей от уровня концентрации напряжений и температуры испытаний. На основе этой зависимости разработан метод расчета малоцикловой долговечности при асимметричном нагружении в условиях концентрации напряжений. Результаты расчета по разработанному методу удовлетворительно соответствуют экспериментальным данным.

3. Разработан метод, позволяющий определить коэффициент приведения цикла произвольной асимметрии к отнулевому. Разработанный метод применяется при проектировании систем автоматической регистрации эквивалентной циклической наработки в ОАО СНТК им. Н. Д. Кузнецова.

4. Предложено представление экспериментальных данных для двухчастот-ного нагружения в виде диаграмм предельных амплитуд. Получено уравнение диаграммы предельных амплитуд, статистически достоверно описывающее рассмотренные экспериментальные данные. Полученное уравнение может быть представлено в виде гипотезы суммирования повреждений. На основе уравнения диаграммы предельных амплитуд показано наличие области повышения долговечности при двухчастотном нагруженим по сравнению с одночастотным с одинаковыми максимальным и минимальным напряжениями цикла и получена зависимость, позволяющая определить границу области повышения долговечности.

5. На основе уравнения диаграммы предельных амплитуд разработаны метод расчета усталостной долговечности при двухчастотном нагружении и метод приведения цикла сложной формы к эквивалентной по повреждаемости последовательности треугольных циклов. Разработанные методы применяются при проектировании систем автоматической регистрации эквивалентной циклической наработки в ОАО СНТК им. Н. Д. Кузнецова.

6. Проведено сопоставление результатов усталостных испытаний образцов и результатов расчета, полученных с помощью разработанного метода. Рассмотрены варианты нагружения с малым отношением частот составляющих, имитирующие выход двигателя на взлетный режим, и варианты нагружения с большим отношением частот составляющих, имитирующие наложение вибрационной нагрузки. Разработанный метод расчета долговечности при сложном цикле нагружения, основанный на двухчастотной аппроксимации закона изменения напряжений, показывает удовлетворительное соответствие экспериментальным данным.

7. На основе разработанного метода исследовало влияние уровня промежуточной выдержки в полуцикле нагружения, что имитирует запуск и прогрев двигателя, на малоцикловую долговечность. Получено значение уровня промежуточной выдержки, определяющего верхнюю границу рекомендуемого диапазона прогрева двигателя. При прогреве двигателя в рекомендуемом диапазоне достигается повышение циклической долговечности роторных деталей двигателя без изменения максимальных напряжений.

8. Проведено сопоставление результатов расчетов с результатами испытаний натурных образцов, вырезанных из дефлектора диска турбины ВД. Показано, что разработанный метод может быть использован для расчета долговечности деталей ГТДЭ работающих при сложном цикле нагруже-ни.

10. Разработан алгоритм автоматической оценки эквивалентной циклической наработки двигателя НК-93. Алгоритм реализован на языке Visual Basic в среде MS Excel5 97. Разработанный алгоритм в настоящее время проходит опытную эксплуатацию на стендах ОАО СНТК им. Н. Д. Кузнецова. С помощью разработанного алгоритма выполнен расчет эквивалентной циклической наработки обобщенного полетного цикла двигателя НК-93.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Д., Падалко М. С., Задоркин И. И. Выбор узлов ГТД для проведения эквивалентных испытаний// Надежность и долговечность авиационных газотурбинных двигателей. Выпуск 4. Часть 1. Киев, 1973. С. 14−17.
  2. Ю.М., Курганов И. В., Федорченко Д. Г., Цыпкайкин И. Н., Якуш-ков Д.А. Расчешо-экспериментальная оценка ресурса теплозащитных покрытий лопаток турбины// Надежность механических систем. Тезисы докладов конференции. Часть 2. Самара, 1995. С. 12=15.
  3. ГО.М., Савельева ОТ., Федорченко Д. Г., Цыпкайкин И. Н. Методика расчетно-экспериментальной оценки ресурса теплозащитных покрытий рабочих лопаток ГТД// Депонирована ВИНИТИ М®1921-В97 от 10.06.97.
  4. Ю.М., Савельева О. Г., Федорченко Д. Г., Цыпкайкин И. Н. Разработка алгоритма индивидуальной оценки исчерпания ресурса авиационных ГТД// Депонирована ВИНИТИ Ш992-В97 от 10.06.97.
  5. А.Я. Об определении сопротивления усталости и скорости роста трещины в сталях при полигармоническом нагружении//Проблемы прочности. 1988. № 10. С.21−25.
  6. В.И., Федорченко Д. Г., Цыпкайкин H.H. Оценка влияния формы цикла нагружения на циклическую долговечность// Проблемы машиностроения и надежности машин. № 2,1996. С. 44−50
  7. Бендат Дж. э Пирсол А. Прикладной анализ случайных данных// М: Мир, 1989. 540 с.
  8. H.A. Детерминированные и статистические модели долговечно-сти//Проблемы надежности летательных аппаратов. М: Машиностроение, 1985, С.105=150.
  9. H.A., Мавлютов P.P. Сопротивление материалов// М.: Издательство МАИ. 1994. 512 с.
  10. И.А. Прогнозирование ресурса при малоцикловой усталости// Проблемы прочности. 1985, № 10, С.39−44.
  11. И.А. Ресурс и эквивалентные испытания авиационных двигателей// Труды УАИ, вып. 4, 1976. С Л 7−48.
  12. .Ф. Статическая выносливость сплавов Д16АТ, В95АТ, 30ХГСА при совместном действии нагрузок разной частоты// Прочность и долговечность авиационных конструкций. Тр. КИИГА. Вып. II. Киев, 1965. С.124=127.
  13. Дж., Козин Ф. Вероятностные модели накопления повреждений// М: Мир, 1989. 344 с.
  14. Е.Г. Малоцшотовая усталость и некоторые свойства кривой гистерезиса конструкционных материалов при двухчастотном нагружении// Прочность материалов и конструкций. Киев: Наумова думка, 1975. С.148−159.
  15. Е.Г., Филатов М. Я., Коликов Э. А. Сопротивление усталости материалов при двухчастотном пагружении (обзор)// Проблемы прочности. 1973. № 5. С.9−17.
  16. Н.П. Прогнозирование долговечности дисков турбин авиационных ГТД на основе вероятностного подхода// Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Москва, 1994. 247 с.
  17. Т.С. Влияние высокочастотных вибраций на закономерности деформации титанового сплава при повторно-статическом растяжении// Проблемы прочности. 1988. № 12. СЛ09−110.
  18. И.В., Петрова И. М. Влияние методов схематизации на точность оценки ресурса// Проблемы машиностроения и надежности машин. 1997. № 1. С.71−76.
  19. М.Э. Сопротивление усталости при сложной форме кривой цикла изменения напряжений// Заводская лаборатория. XXVI. 1960. № 1. С.94новы и методы повышения надежности и долговечности газотурбинных двигателей. Киев: Наумова Думка, 1979. С.35−48.
  20. В.П., Крижановский В. И. Об одном подходе к расчету сопротивления усталости в условиях концентрации напряжений при асимметричном мношцикловом нагружении// Проблемы прочности. 1997. № 6. С.41−52.
  21. В.М. Усталостная прочность и долговечность металлургического оборудования// М: Машиностроение, 1969. 256 с.
  22. В.М., Мамчиц Е. К., Хорт Б. Г. Влияние характера динамического нагружения на долговечность листовой стали 45// Проблемы прочности. 1976. № 1. С.81−83.
  23. .А., Городецкий С. С., Налимов Ю. С., Герашмчук О. Н. Сопротивление усталости рабочих лопаток турбин и компрессоров, отремонтированных сваркой// Проблемы прочности. 1994. № 11. С.20−25.
  24. Г. Г. Влияние формы цикла на сопротивление усталости образцов при бигармоническом нагружении с малым соотношением частот// Выносливость элементов авиационных конструкций. Тр. ЦАГИ. Вып. 2033. М.: ЦАГИ, 1980. С.50−55.
  25. Г. Г. Исследование усталости конструктивных элементов при бигармоническом нагружении// Проблемы прочности. 1982. № 1.'С.57−61.
  26. Г. Г. Определение усталостной долговечности конструктивных элементов при бигармоническом нагружении// Ученые записки ЦАГИ.
  27. Г. З., Фараджов P.M. Исследование усталости стали дм лопастей гидротурбин в условиях двухчастотных нагружений, близких к эксплуатационным//Энергомашиностроение. 1972. № 11. С.27−28.
  28. Г. З., Шур Д.М., Фараджов P.M., Мамаева Е. И. Методика и оборудование для исследования усталостной прочности металлов при двух-частотном нагружении// Заводская лаборатория. 1974. № 7. С.863−866.
  29. Г. З., Яценко В. К. Влияние концентрации напряжений на сопротивление усталости стали при двухчастотном нагружении// Заводская лаборатория. 1977. № 11. С. 1398−1400.
  30. Г. З., Яценко В. К. Оценка сопротивления усталости сталей при двухчастотном нагружении// Вестник машиностроения. 1979. № 9. С. 19
  31. M.M., Титов A.A. Методика испытаний на усталость при полигармоническом нагружении независимыми возбудителями// Заводская лаборатория. 1970. № 5. С.586=591.
  32. В.П. Расчеты на прочность при напряжениях, переменных во времени// М.: Машиностроение. 1993. 364 с. 224 с.
  33. М.Е. Теоретические основы методов обеспечения прочности и ресурса лопаток турбин ГТД. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. 1995.
  34. Конструкционная прочность материалов и деталей газотурбинных двигателей. Под редакцией Биргера И. А. и Балашова Б.Ф.// М.: Машиностроение, 1981. 222 с.
  35. В.Т., Корзов ГЛ., Тимофеев Б. Т., Тгонин A.A. Исследование закона распределения дисперсий свойств материалов при испытаниях на малоцикловую устштость/Шроблемы прочности. 1978. № 11. С. 29−33.
  36. Дж. Повреждение материалов в конструкциях. Анализ, предсказание, предотвращение//М: Мир, 1984. 624 с.
  37. Н.Д. Обеспечение надежности авиадвигателей для гражданской авиации// Основные вопросы теории и практики надежности. М.: Советское радио, 1975. С.24−42.
  38. Н.Д., Гриценко Е. А., Корноухов A.A., Федорченко Д. Г. Установление и увеличение ресурсов авиационных ГТД// Самара, СГАУ, 1998, 20? е.
  39. Н.Д. Прогнозирование прочности ГТД большого ресурса// Проблемы прочности. 1976. № 5. С. 3−9.
  40. Н.Д. Прочность деталей турбины ГТД в условиях сложного нагружения и связанные с ней проблемы// Проблемы прочности. 1982. № 3. С.10=14.
  41. Н.Д. Ускоренные испытания авиационных двигателей// Испытания авиационных двигателей. Выпуск 4. Уфа, 1976. С. 3=16.
  42. Н.Д., Цейтлин В. И. Эквивалентные испытания газотурбинных двигателей//М: Машиностроение, 1976. 216 с.
  43. Д.Я. Предельные диаграммы циклической долговечности болтов из титанового сплава ВТ-16 и стали 16ХСН в области растяжения// Труды ЦАГИ. 1981. Выпуск 2117. С.55−60.
  44. М.И., Курушин A.M., Пчелинцев A.A., Цыпкайкин И. Н., Шацкий А. Н. Динамика и долговечность змейковых сепараторов смазываемых подшипников качения// Контактная гидродинамика. Тезисы докладов VI Всероссийской конференции. Самара, 1996. С. 62=63.
  45. Л.П. Основы метода расчетной оценки надежности, деталей ГТД, испытывающих случайное воздействие нагрузок// Надежность и долговечность авиационных газотурбинных двигателей. Выпуск 4. Часть 1. Киев, 1973. С. 3=8.
  46. H.H. Прочность турбомашин. М.: Машгиз, 1962. 291 с.
  47. Е.И., Зайцев Г. З., Островский Л. И. Исследование сопротивления усталости при двухчастотном нагружении в связи с повреждаемостью и скоростью распространения трещины в гидротурбинных сталях// Энергомашиностроение. 1974. № 10. С.28−29.
  48. H.A. Деформационные критерии разрушения и расчет, элементов конструкций на прочность// М: Машиностроение, 1981. 272 с.
  49. Д.К. Планирование эксперимента и анализ данных// Ленинград, Судостроение, 1980. 384 с.
  50. Ф.И. Оценка влияния бигармонического нагружения и механических характеристик материалов на сопротивление усталости элементов турбокомпрессоров// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. 1984.
  51. Машиностроение, 1974, 344 с.
  52. Ю.А., Дульнев P.A., Куевда В. К. Особенности обеспечения прочностной доводки и ресурса ГТД при авиационном и наземном использовании// XLIII Научно-техническая сессия по проблемам газовых турбин. Тезисы докладов, Санкт-Петербург, 1996. С. 11.
  53. Ю.А. Подтверждение прочности и ресурса двигателей при их сертификации// Динамика и прочность двигателей. Тезисы докладов XXVI международного научно-технического совещания, Самара, 1996. С. 104−105.
  54. В.В. О перспективах феноменологического подхода к проблеме разрушения// Механика деформируемых тел и конструкций. М: Машиностроение, 1975. С.349−359.
  55. И. А прочность металлов// М: Машгиз, 1962. 260 с.
  56. В.В., Андрейкив А. Е., Партон В.Ззбие в 4-х т.//ж© усталости деталей 1 IД// М.: Машино
  57. Г. С., Иванов A.A. Особенности поведения некоторых турбо
  58. В.В., Трощенко В. Т., Цейтлин В. И., Ежов В. Н., Замотаев B.C., Сидяченко В. Г. К оценке ресурса дисков АГТД на стадии развития усталостных трещин. Сообщение 1// Проблемы прочности. 1994. № 11.
  59. Финансы и статистика, 1982. 344 с.
  60. C.B. Малоциюговое сопротивление при повышенных температурах// Материалы Всесоюзного симпозиума по малоцикловой усталости при повышенных температурах. Выпуск 4. Челябинск, 1974. С.3=46.
  61. C.B. Об оценке долговечности при изменяющейся амплитуде переменных напряжений//Вестник машиностроения. 1944. № 7. С. 1−7.
  62. C.B. О статистическом аспекте прочности при переменных напряжениях// Механическая усталость в статистическом аспекте. М.: «Наука», 1968. С.3−11.
  63. C.B., Бутлов Е. Г., Гарф М. Э., Козлов Л. А., Корсакевич Н. И., Крамаренко О. Ю., Слуцкая О. Б. Прочность при нестационарных режимах нагрузки// Киев, Издательство АН УССР, 1961. 295 с.
  64. C.B., Тетельбаум И. М., Пришровский Н. И. Динамическая прочность в машиностроении// M: НКТМ, 1945. 328 с.
  65. М.Н. Статистические методы обработки результатов механических испытаний// М.: Машиностроение, 1985. 232 с.
  66. М.Н., Гиацинтов Е. В. Усталость легких конструкционных сплавов//М: Машиностроение, 1973. 320 с.
  67. С., Отани Р. Теория высокотемпературной прочности// М: Металлургия, 1986. 280 с.
  68. Термопрочность деталей машин// Под ред. И. А. Биргера и Б. Ф. Шорра. М.: Машиностроение, 1975. 455 с.
  69. В.Н., Фиштейн Б. М., Власенко В. Д., Уланов В. А. Методы повышения долговечности деталей машин// М.: Машиностроение, 1971. 272 с.
  70. В.Т., Бойко В. И. Датчик усталостного повреждения и обоснование его использования. Сообщение 1//Проблемы прочности. 1985. № 1. С. 3−8.
  71. В.Т., Бойко В. И. Датчик усталостного повреждения и обоснование его использования. Сообщение 2//Проблемы прочности. 1985. № 1. С. 8−14.
  72. В.Т., Покровский В. В., Казпшуненко ВТ., Тимофеев Б. Т. Влияние размеров образцов и асимметрии цикла на закономерности нестабильного развития трещин при циклическом нагружении// Проблемы прочности. 1987. № 3. С. 8−12.
  73. В.Т., Стрижало В .А., Синявский Д. П., Ивахненко В. В. О влиянии коэффициента асимметрии цикла напряжений на развитие усталостного и квазистатического разрушения при малоцикловом нагружении// Проблемы прочности. 1982. № 3. С. 14−21.
  74. В.И., Кныш В. В., Михеев ПЛ., Кузьменко А. З. Зависимость скорости развития усталостных трещин от асимметрии цикла// Проблемы прочности. 1987. № 3. С.5−7.
  75. ЮЗ.Труфяков В. И., Ковальчук B.C. Определение долговечности при двух-частотном нагружении. Сообщение 1// Проблемы прочности. 1982. № 9. С.9−15.
  76. В.И., Ковальчук B.C. Определение долговечности при двух-частотном нагружении. Сообщение 2// Проблемы прочности. 1982. № 10. С.15−20.
  77. В.И., Ковальчук B.C. Определение коэффициента интенсивности напряжений при двухчастотном нагружении// Проблемы прочности. 1985. № 6. С.3−6.
  78. Шб.Ужик Г. В. Методы испытаний металлов и деталей машин на выносливость// М: Издательство АН СССР, 1948. 263 с.
  79. Усталостные испытания при высоких частотах нагружения. Под ред. В.А. Кузьменко// Киев: Наукова Думка, 1979. 336 с.
  80. Ю8.Федорченко Д. Г. Разработка методов прогнозирования ресурса деталей роторов АГТД в условиях реального нагружения// Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Куйбышев, 1984. 288 с.
  81. Ю9.Федорченко Д. Г., Авгуров ГО.М., Цыпкайкин И. Н. Анализ опытной эксплуатации счетчиков ресурса ГТД// Надежность механических систем. Тезисы докладов конференции. Часть 2. Самара, 1995. С. 6=7.
  82. ПО.Федорченко Д. Г., Цыпкайкин И. Н. Исследование влияния формы цикла нагружения на малоцикловую долговечность деталей ГТД// Динамика и прочность двигателей. Тезисы докладов XXVI международного научно-технического совещания, Самара, 1996. С. 142.
  83. Ш. Федорченко Д. Г., Цыпкайкин И. Н. Расчет усталостной долговечности при двухчастотном нагружении// Динамика и прочность двигателей. Тезисы докладов XXVI международного научно-технического совещания, Самара, 1996. С. 141−142.
  84. З.Филатов В. М., Шнейдерович P.M. Сопротивление малоцикловому разрушению при повышенных температурах// Проблемы прочности. 1971. № 2. С. 74−78.
  85. М.Филатов М. Я. Влияние формы цикла напряжений на накопление усталостного повреждения// Прикладная механика. 1966. № 11. С.83−89.
  86. Э.Я., Павловский В. Э., Панфилов ГО.А. Изучение накопления
  87. Л.А., Коваленко В. А. Сопротивление металлов усталостному разрушению и деформированию при двухчастотном нагружении. Сообщение 2. Методика оценки циклической долговечности при двухчастотном нагружении// Проблемы прочности. 1989. № 10. С. 13−18.
  88. Л.А. Прогнозирование долговечности металлов в условиях совместного действия циклических нагрузок разной частоты// Механическая усталость металлов. Труды XI международного коллоквиума. Том 1. Киев, 1992. С. 184−189.
  89. Г. М., Вомпе Г. А. Сопротивление усталости сварных тройников при двухчастотных пульсациях внутреннего давления// Проблемы прочности. 1996. № 1. С. 48−52.
  90. В.И. К вопросу об оценке прочности в условиях многокомпонентного нагружения// Проблемы прочности. 1976. № 5. С. 10−13.
  91. В.И., Федорченко Д. Г. Оптимизация по времени циклических испытаний натурных деталей ГТД// Проблемы прочности. 1987. № 3. С. З
  92. В .И., Федорченко Д. Г. Оценка циклической долговечности де= талей, работающих при сложных программах нагружения// Проблемы прочности, 1983. № 2. С. 13=19.
  93. В.И., Федорченко Д. Г., Цыпкайкин И. Н. Влияние формы цикла на циклическую долговечность// Новые технологические процессы и надежность ГТД. № 4, М.: ЦИАМ, 1990, С. 3=21.
  94. В.И., Федорченко Д. Г., Цыпкайкин И. Н. Влияние формы цикла на циклическую долговечность// Новые технологические процессы и надежность ГТД. № 3, М.: ЦИАМ, 1991.
  95. В.И., Федорченко Д. Г., Цыпкайкин И. Н. О возможном пути повышения малоцикловой долговечности деталей ГТД за счет оптимизации формы эксплуатационного цикла нагружения// Конструкционная прочность двигателей. Куйбышев, 1990. С. 159−160.
  96. И.Н. О возможности повышения надежности эксплуатации ГТД с помощью оптимизации формы цикла нагружения// Динамика и прочность двигателей. Тезисы докладов XXVI международного научно-технического совещания, Самара, 1996. С. 147.
  97. П1нейдерович P.M. Сопротивление малоцикловому деформированию и разрушению//Проблемы прочности. 1971. № 2. С. 21−27.
  98. В.К., Зайцев Г. З. Оценка усталостной прочности сталей при двухчастотном нагружении// Вестник машиностроения. 1986. № 1. С. 15= 16.
  99. Coffin L.F. Jr. A Study of Cydie-themial Stresses in a Ductile Metal. Trans. ASME, ?.6, 1954, P.931=950
  100. Coffin L.FJr. Fatigue at High Temperature- Prediction and Interpretation//Proc. of the Inst. Meek Engrs. 1974, ?.88, № 9, P.17−26.
  101. Feltner C.E., Morrow J.D. Microplastic Strain Hysteresis Energy as a Criterion for Fatigue Fracture// Trans. ASME, 1961. ?.83. № 1. P. 15−22.
  102. Manson S.S. Behavior of Materials under Conditions of Thermal Stress//NACA Tech. Note 2933, 1954, P.9−25.
  103. Marco S.M., Starkey W.L. A Concept of Fatigue Damage//Transactions of ASMOE. 1954. V.76.№ 4. P.627−632.
  104. Martin D.E. An Energy Criterion for Low-Cycle Fatigue//!. Basic Eng. 1961. V.83. № 4. P.565−571.
  105. Starkey W., Marco S. Effects of Complex Stress-Time Cycles on the Fatigue Properties of Metals// Transactions of ASME. 1957. ?.9. № 6. P.13 294 336.
  106. Tanaka T. Effect of the Superimposed Stress of High Frequency on Fatigue Strength// Bulletin of JSME. 1968. V.ll. № 43. P.77−83.
  107. Tanaka T, Influence of the Superimposed Vibrating Stress of High Frequency on Fatigue Strength// Transaction of JSME. 1967. V.33. № 249. P.679−685.
  108. Tanaka T., Demob. S. Effect of Superimposed Stress of High Frequency on Fatigue Strength of Annealed Carbon Steel// Bulletin of JSME. 1969. V.12. № 54. P.13 094 315.
  109. TanaJka T., Denoh S. Effect of the Superimposed Stress of Higher Frequency on the Fatigue Strength of an Annealed Steel// Transactions of JSME. 1969. V.35. № 272. P.687−692.
  110. Yamada T., Kitagawa S. Investigation of Fatigue Strength of Metals under Actual Service Loads (With Two Superimposed Cyclic Loadings)// Bulletin of JSME. 1967. V.10. № 38. P.245−252.
  111. Yamada T., Kitagawa S. Investigation of the Fatigue Strength of Metals under Actual Service Loads (In the Case of Two Superimposed Cyclic Stress Waves)// Transactions of JSME. 1966. V.32. № 239. P. 10 214 027.
Заполнить форму текущей работой