Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка приспособленности газобаллонных автомобилей к низкотемпературным условиям эксплуатации по расходу топлива и токсичности отработавших газов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

До полномасштабной газификации автомобильного парка в нашей стране необходимо определённое время, но уже сейчас необходимо решать некоторые проблемные вопросы, с которыми сталкиваются при переводе транспортных средств на КПГ. Например, одной из важных проблем при эксплуатации автомобилей в России является влияние температуры окружающего воздуха. Так как большая часть автомобильного транспорта… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА
    • 1. 1. Влияние условий эксплуатации на автомобили
    • 1. 2. Влияние природно-климатических условий эксплуатации на транспортные средства
    • 1. 3. Влияние низкотемпературных условий эксплуатации на автомобильный транспорт
    • 1. 4. Использование компримированного природного газа на автомобильном транспорте
    • 1. 5. Влияние условий эксплуатации автомобилей на температурный режим двигателя
    • 1. 6. Влияние низкотемпературных условий эксплуатации на температуру воздуха на входе в двигатель
    • 1. 7. Влияние температуры воздуха на изменение расхода топлива и содержание вредных веществ в отработавших газах автомобилей
    • 1. 8. Анализ режимов работы автомобилей
    • 1. 9. Анализ методик расчета массового содержания вредных веществ в отработавших газах
    • 1. 10. Оценка приспособленности автомобилей к низкотемпературным условиям эксплуатации по расходу топлива и выбросам вредных веществ с отработавшими газами
    • 1. 11. Особенности нормирования расхода топлива
    • 1. 12. Анализ влияние выбросов вредных веществ с отработавшими газами на окружающую среду
    • 1. 13. Взимание платы за загрязнение окружающей среды выбросами вредных веществ с отработавшими газами автомобилей
    • 1. 14. Задачи исследования
  • ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Разработка общей методики исследования
    • 2. 2. Оценка влияния низких температур воздуха на расход топлива и выбросы вредных веществ с отработавшими газами газобаллонных автомобилей
    • 2. 3. Оценка возможности прогрева двигателя до рабочей темпер атуры
    • 2. 4. Определение влияния температуры воздуха на входе в двигатель и режимов работы двигателя на содержание оксида углерода, углеводородов и оксидов азота в отработавших газах и расход топлива.'
    • 2. 5. Определение режима средневзвешенной нагрузки и частоты вращения коленчатого вала
    • 2. 6. Разработка методики расчёта массового содержания и токсичности вредных веществ в отработавших газах автомобилей
    • 2. 7. Определение влияния температуры воздуха на входе в двигатель на температуру отработавших газов
    • 2. 8. Оценка приспособленности газобаллонных автомобилей к низкотемпературным условиям эксплуатации по содержанию вредных веществ в отработавших газах и расходу топлива
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Разработка методики проведения опроса по выявлению прогрева двигателей до рабочей температуры
    • 3. 2. Разработка методики проведения стендовых испытаний двигателя по определению содержания вредных веществ в отработавших газах и расходу топлива
    • 3. 3. Разработка методики проведения стендовых испытаний двигателя по определению температуры отработавших газов
    • 3. 4. Описание экспериментального оборудования
    • 3. 5. Оценка погрешности измерений при стендовых испытаниях двигателей
  • ГЛАВА 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 4. 1. Анализ результатов проведения опроса респондентов
    • 4. 2. Влияние температуры воздуха на входе в двигатель на содержание СО, С"Нт, ЫОх в отработавших газах и расход топлива
    • 4. 3. Проверка адекватности математических моделей влияния температуры воздуха на входе в двигатель на выбросы вредных веществ с отработавшими газами и расход топлива
    • 4. 4. Определение численных значений средневзвешенного режима нагрузки и частоты вращения коленчатого вала двигателя
    • 4. 5. Определение влияния низкотемпературных условий эксплуатации на температуру отработавших газов
    • 4. 6. Проверка адекватности математической модели влияния температуры воздуха на входе в двигатель на температуру отработавших газов
    • 4. 7. Расчёт массовых выбросов вредных компонентов отработавших газов
    • 4. 8. Влияние низких температур воздуха на коэффициент приспособленности. v
    • 4. 9. Проверка адекватности математических моделей приспособленности автомобилей к низкотемпературным условиям
  • ГЛАВА 5. ПУТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 5. 1. Основные направления использования результатов исследования
    • 5. 2. Разработка методики дифференцированного корректирования норм расхода топлива газобаллонных автомобилей
    • 5. 3. Разработка методики дифференцированного корректирования платы за выбросы вредных веществ с отработавшими газами автомобилей
    • 5. 4. Разработка программного продукта «GasRents» для использования результатов исследований
    • 5. 5. Оценка экономической и экологической эффективности

Оценка приспособленности газобаллонных автомобилей к низкотемпературным условиям эксплуатации по расходу топлива и токсичности отработавших газов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

На сегодняшний день использование компримиро-ванного (сжатого) природного газа — метана (КПГ) в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте позволяет решить ряд важных задач.

Нефть является основным энергоресурсом в нашей стране и во всём мире. Нефтяная зависимость наиболее ярко выражена в транспортном комплексе. Таким образом, важным является сбережение традиционных нефтяных топлив, таких как бензин и дизельное топливо, путём применения альтернативных источников энергии на автомобильном транспорте. Ежегодно отмечается стабильный рост автомобильного парка, что ведёт к увеличению потребления топлива. Однако, наряду с этим во многих странах мира, в том числе и в России, наблюдается постепенное снижение добычи нефти, что приводит к росту парка автомобилей, которые используют альтернативные виды топлива. Одним из наиболее перспективных направлений является применение природного газа — метана, так как Россия мировой лидер по добыче данного углеводорода, имея около 30% мирового запаса.

Другой проблемой является стоимость моторных топлив. Цена бензина постоянно увеличивается, а согласно законодательству нашей страны стойо мость 1 м КПГ не должна превышать 50% стоимости 1 л. бензина. Также, учитывая, что по энергетическим параметрам 1 л. бензина практически эквиваленО тен 1 м КПГ, то можно отметить, что при переводе автомобиля на компримированный природный газ можно существенно экономить на покупке топлива.

Ещё одной важной проблемой является загрязнение окружающей среды выбросами вредных веществ (ВВ) с отработавшими газами (ОГ) двигателей. Экологические проблемы на автомобильном транспорте, по сравнению с другими отраслями промышленности, являются наиболее актуальными. Это связано с тем, что транспорт поглощает огромное количество кислорода, выбрасывая при этом в атмосферу такие вредные вещества как оксид углерода, оксиды 5 серы и азота, сажу, углеводороды, соединения свинца, несгоревшие частицы топлива и т. д. Применение метана в качестве моторного топлива значительно уменьшает загрязнение окружающей среды.

Таким образом, по оценке национальной газомоторной ассоциации, стоит отметить, что количество газобаллонных автомобилей (ГБА), эксплуатирующихся на компримированном природном газе, стабильно увеличивается.

До полномасштабной газификации автомобильного парка в нашей стране необходимо определённое время, но уже сейчас необходимо решать некоторые проблемные вопросы, с которыми сталкиваются при переводе транспортных средств на КПГ. Например, одной из важных проблем при эксплуатации автомобилей в России является влияние температуры окружающего воздуха. Так как большая часть автомобильного транспорта нашей страны эксплуатируется на территории с низкотемпературными условиями, то это приводит к значительному изменению расхода топлива и выбросов ВВ с ОГ. Однако влияние низких температур воздуха на расход топлива и эмиссию ВВ газобаллонных автомобилей, работающих на компримированном природном газе мало изучено. Также не отмечено научных работ, по определению уровня приспособленности к низкотемпературным условиям эксплуатации по расходу топлива и токсичности ОГ при работе автомобилей на природном газе, что препятствует объективному нормированию расхода топлива и плате за эмиссию ВВ с ОГ.

Следовательно, работа, направленная на установление закономерностей влияния низкотемпературных условий эксплуатации на расход топлива и выбросы ВВ с ОГ газобаллонных автомобилей, работающих на КПГ, и разработка на их основе путей снижения выбросов ВВ и сбережения альтернативного углеводородного топлива, является актуальной научной задачей.

Цель исследования состоит в повышении эффективности эксплуатации ГБА, работающих на КПГ и бензине, путём выявления и практического использования закономерностей влияния низкотемпературных условий эксплуатации на расход топлива и выбросы ВВ с ОГ.

Объектом исследования служит процесс изменения расхода топлива и содержания оксида углерода, углеводородов, оксидов азота в ОГ ГБА в низкотемпературных условиях эксплуатации, а предметом исследования — этот процесс для газобаллонного автомобиля ГАЭ-32 213 с двигателем ЗМЗ — 4062.10.

Научная новизна работы:

— выявлены закономерности изменения расхода топлива и содержания СО, СпНт и АЮХ в ОГ от температуры воздуха на входе в двигатель ГБА, работающих на КПГ;

— разработаны формулы средневзвешенного режима нагрузки и частоты I вращения коленчатого вала двигателя;

— установлена формула определения массового содержания СО, СпНт и АЮЛ в ОГ с учётом молярного объёма отработавших газов;

— выявлена закономерность влияния температуры воздуха на входе в двигатель на температуру ОГ газобаллонных автомобилей;

— установлены закономерности изменения коэффициентов приспособленности газобаллонных автомобилей к низкотемпературным условиям эксплуатации по расходу топлива и выбросам ВВ с ОГ.

Практическая значимость. Использование результатов исследования позволит повысить эффективность эксплуатации ГБА за счёт оптимизации норм расхода топлива и платы за выбросы ВВ с ОГ в низкотемпературных условиях. Это обеспечивается применением разработанных методики дифференцированного корректирования норм расхода топлива и методики дифференцированного корректирования платы за выбросы ВВ с ОГ, учитывающих приспособленность ГБА к низким температурам воздуха.

На защиту выносятся:

— закономерности изменения расхода топлива и содержания СО, СпНт и ЫОх в ОГ от температуры воздуха на входе в двигатель газобаллонных автомобилей, работающих на КПГ;

— формулы определения средневзвешенного режима нагрузки и частоты вращения коленчатого вала двигателя;

— формула определения массового содержания СО, СпНт и 1ЧОх в ОГ с учётом молярного объёма отработавших газов;

— закономерность влияния температуры воздуха на входе в двигатель на температуру ОГ газобаллонных автомобилей;

— закономерность изменения коэффициентов приспособленности газобаллонных автомобилей к низкотемпературным условиям эксплуатации по расходу топлива и выбросам ВВ с ОГ;

— математические модели, описывающие выявленные закономерности, и их численные значения;

— пути практического использования результатов исследования.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. Решена научно-практическая задача повышения эффективности эксплуатации газобаллонных автомобилей на основе выявления и практического использования закономерностей влияния низкотемпературных условий эксплуатации на расход топлива и выбросы вредных веществ с ОГ.

2. Выявлены закономерности изменения расхода топлива и содержания вредных веществ в ОГ от температуры воздуха на входе в двигатель ЗМЗ 4062.10 при различных нагрузочных режимах работы и частоте вращения коленчатого вала, описываемые квадратичными моделями приспособленности. Параметры чувствительности к изменению температуры воздуха на входе в двигатель при работе на бензине по расходу топлива равны от 9,09−10″ 4 л/(ч-°С2).

О '-у до 1,04−10″ л/(ч-°С) — по объёмному содержанию вредных веществ в ОГ равны от 2,97−10″ 6%/°С до 1,23−10″ 4%/°Са при работе двигателя на КПГ соответственно от 9,01−10″ 4 м3/(ч-°С2) до 1,05−10″ 3 м3/(ч-°С2) и от 2,58−10″ 5%/°С до 4,43−10″ 5%/°С.

3. Разработаны формулы определения средневзвешенного режима нагрузки и частоты вращения коленчатого вала двигателя ЗМЗ 4062.10, характеризующие его работу в целом, и рассчитаны их значения: Р = 39,6 кВт, п = 2500 мин" 1.

4. Установлена формула определения массового содержания СО, СпНт и ЫОх в ОГ с учётом молярного объёма отработавших газов.

5. Выявлена закономерность влияния температуры воздуха на входе в двигатель на температуру отработавших газов газобаллонных автомобилей, описываемая линейной математической моделью приспособленности. Параметр чувствительности при работе на бензине равен 0,25, а на КПГ 0,26.

6. Установлены закономерности изменения коэффициентов приспособленности по выбросам вредных веществ с ОГ и расходу топлива газобаллонных автомобилей при низкотемпературных условиях эксплуатации, описываемые квадратичными моделями приспособленности. Параметры чувствительности к.

147 изменению температуры воздуха на входе в двигатель при его работе на бензине по коэффициенту приспособленности по выбросам ВВ с ОГ и расходу топлива соответственно равны 1,96−10″ 4%/°С и 7,09−10° 1/°Спри работе на КПГ соответственно 7,38−10″ 4%/°С и 7,50−10″ 5 1/°С.

7. Определены численные значения параметров математических моделей изменения содержания вредных веществ в ОГ и расхода топлива, доказана их адекватность. Численные значения средней ошибки аппроксимации изменения содержания вредных веществ в ОГ и расхода топлива при работе двигателя на бензине от 0,7 до 4,0, при работе на КПГ от 0,9 до 5,5 при различных режимах работы двигателя, а дисперсионного отношения Фишера соответственно при работе двигателя на бензине от 3,1 до 12,2, при работе на КПГ от 3,9 до 8,0.

8. Разработаны пути практического использования результатов исследований, включающие методику дифференцированного корректирования норм расхода топлива газобаллонных автомобилей и методику дифференцирован, ного корректирования платы за выбросы вредных веществ с ОГ газобаллонных автомобилей. Использование методик обеспечивает экономию средств от объективного нормирования расхода топлива при использовании бензина 343,1 руб/1000 км, а при применении КПГ 142,2 руб/1000 км на один автомобиль. Снижение платы за выбросы вредных веществ с ОГ на бензине 0,25 руб., а на КПГ 0,82 руб. за зимний период (в ценах марта 2011 года).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автомобили ГАЗ с двигателями ЗМЗ 4062.10. Руководство по техническому обслуживанию системы управления двигателем МИКАС 5.4. — М.: Легион Автодата, 1999. — 96 с- ил.
  2. Автомобили семейства «ГАЗель»: Руководство по эксплуатации. -Нижний Новгород: 2000. 240 с.
  3. Автомобили УАЗ-3741, УАЗ-З962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-ЗЗОЗ, и их модификации: Руководство по эксплуатации. Ульяновск, 2003. — 243 с.
  4. И.А. Статья: Мультикритериальный анализ работы газодизельных автомобилей в условиях низких температур. — Транспорт Урала, № 2 2009.- 103−104 с.
  5. И.А. Приспособленность автомобилей с дизельными двигателями к низкотемпературным условиям эксплуатации по токсичности отработавших газов. Дисс.. канд. техн. наук. Тюмень, 2003. — 195 с.
  6. И.А., Борисов В. М. Экономия топлива, снижение токсичности и дымности отработавших газов при эксплуатации автомобилей. — Л.: ЛДНТП, 1981.-24 с.
  7. Ю.П., Толкачёв С. С., Шевелёв Ф. Н. Эксплуатация автомобилей на Севере. М.: Транспорт, 1973. — 180 с.
  8. Ю.А., Толкачев С. С. Эксплуатация автомобиля зимой. — М.: Транспорт, 1966. 63 с.
  9. А.Г. Приспособленность автомобилей с дизельными двигателями к низкотемпературным условиям эксплуатации по расходу топлива. Дисс.. канд. техн. наук. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. — 139 с.
  10. Н.Г. Зимняя эксплуатация машинно-тракторного парка- курс лекций. Барнаул: СКМП МСС статупр., 1972. — 151 с.
  11. Бехер К, Боден JI., Боккариус Г. и др. Охрана окружающей среды в Германии. Перевод с нем. Н. Г. Прудковой, М.: Прогресс, 1986. — 336с.
  12. Я.Э. Влияние низкотемпературных условий эксплуатации на экологичность автомобилей. Автореферат дисс.. канд. тех. наук. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2004 18с.
  13. Ю.И., Мкртычан Я. С., Чириков К. Ю. Перевод транспорта на газовое топливо. М.: Недра, 1988. — 220.: ил.
  14. Е.В., Короткое М. В. Статья: Критериальная характеристика экологической безопасности и технического совершенства автотранспортных средств. Вестник ОГУ, № 3 2002. — 25−28 с.
  15. Е.В. Повышение эффективности эксплуатации и экологической безопасности автотранспортной системы на основе ресурсосберегающих технологий: Дисс.. д-ра техн. наук. — Оренбург, 2005. -285 с.
  16. Е.В., Филиппов A.A. Статья: Оценка экологической опасности и экономической эффективности эксплуатации автомобилей на альтернативных видах топлива. Вестник ОГУ, № 7 2004. — с. 138 — 142.
  17. Е.В. Транспорт для Севера. -М.: Транспорт, 1970. 120 с.
  18. Д.П. Автомобильные транспортные средства. — М.: Транспорт, 1977. — 326 с.
  19. Д.П., Левин А. Требования к конструктивным особенностям и типажу автомобилей южного и горного исполнения // Автомобильный транспорт. № 7. — 1977. — С. 23−26.
  20. Д.П. Избранные труды. Эффективность автомобильных транспортных средств и транспортной энергетики. — М.: Наука, 1989. 199 с.
  21. Д.П. Эксплуатационные качества автомобилей. — М.: Автотрансиздат, 1962. 400 с.
  22. Л.И. Исследование влияния низких температур окружающего воздуха на эксплуатационную топливную экономичность автомобиля. -Дисс.. канд. техн. наук. Тюмень. 1979. — 200 с.
  23. Л.И. Системный подход к методике исследования влияния понижения температуры окружающего воздуха на топливную экономичность автомобилей // Сб. науч. тр. Тюмень: ТюмИИ, 1974. — С. 24−32.
  24. ВСН 36−79 Указания по технической эксплуатации строительно-дорожных машин. — М.: Транспорт, 1980. — 48 с.
  25. М.С., Беленъкнй Ю. Ю. Топливная экономичность автомобилей и автопоездов. Мн.: Наука и техника, 1984. — 208 с.
  26. A.C. УТриспособленность газобаллонных автомобилей к низкотемпературным условиям эксплуатации по токсичности отработавших газов и расходу топлива. Дисс.. канд. техн. наук. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2007. — 126 с.
  27. A.A., Горнушкин Ю. Г., Драгомиров С. Г. н др. Лабораторный практикум по испытаниям двигателей внутреннего сгорания. ВГУ, Владимир, 2000.- 160 с.
  28. C.B. Оценка топливной экономичности и оптимизация режима движения автомобиля. Автореферат дисс.. канд. техн. наук.: Волгоград, 1994.- 16 с.
  29. Н.Я. Диагностика технического состояния. М.: Транспорт, 1970. — 256 с.
  30. Н.Я. Техническая эксплуатация автомобилей. -Харьков: Вища школа, 1984. — 312 с.
  31. Н.Я. Экономия топлива и снижение токсичности на автомобильном транспорте. -М.: Транспорт, 1990. 135 с.
  32. ГОСТ 14 846–81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний. М.: Издательство стандартов, 1984.
  33. ГОСТ 16 350–80. Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей.- М.: Издательство стандартов, 1981 (Переиздание 1985).
  34. ГОСТ 17.2.1.03−84 Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения. М.: Издательство стандартов, 1985.
  35. ГОСТ 17.2.2.03−87 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности. М.: Издательство стандартов, 1988 с изменениями № 1.
  36. ГОСТ Р 17.2.2.06−99 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей, 2002. — 5 с.
  37. ГОСТ 18 322–78. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения. — М.: 1986. 14 с.
  38. ГОСТ 20 060–83 Газы горючие природные. Методы определения содержания водяных паров и точки росы влаги, 1984. — 11 с.
  39. ГОСТ 22 387.2−97 Газы горючие природные. Методы определения сероводорода и меркаптановой серы. Межгосударственный стандарт, 1999 — 24 с.
  40. ГОСТ22 387.4−77 Газ для коммунально-бытового потребления. Метод определения содержания смолы и пыли, 1985 — 2 с.
  41. ГОСТ 22 667–82 Газы горючие природные. Расчётный метод определения теплоты сгорания, относительной плотности и числа Воббе. Межгосударственный стандарт, 1983. — 3 с.
  42. ГОСТ 23 781–87 Газы горючие природные. Хроматографический метод определения компонентного состава, 1988. — 11 с.
  43. ГОСТ 25 866–83. Эксплуатация техники. Термины и определения. -М.: 1984.
  44. ГОСТ 27 577–2000 Газ природный топливный компримированный длядвигателей внутреннего сгорания. Межгосударственный стандарт, 2002. 6 с.152
  45. ГОСТ 30 319.2−96 Газ природный. Методы расчёта физических свойств. Определение коэффициента сжимаемости. Межгосударственный стандарт, 1997.-43 с.
  46. ГОСТ Р 41.83−2004 Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей, 2005. 146 с.
  47. ГОСТ 51 832–2001 Двигатели внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, работающие на бензине, и автотранспортные средства полной массой более 3,5 т, оснащенные этими двигателями выбросы вредных веществ. -М.: Издательство стандартов, 2002. 16 с.
  48. ГОСТ Р 52 033−2003 Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния, 2004. 11 с.
  49. ГОСТ 8.207−76. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. М.: Изд-во стандартов. 1984.
  50. Е.Г., Колубаев В. Г., Ерохов В. И., Зубарев A.A. Газобаллонные автомобили. -М.: Машиностроение, 1989.
  51. A.YI. «Европейское» нормирование выбросов вредных веществ и его применение в России. Автомобильная промышленность, 1997 № 8.
  52. Ю.Ф. Снижение вредных выбросов автомобиля вэксплуатационных условиях. Киев: Высшая школа, 1991. — 179 с.153
  53. Ю.Ф. Снижение токсичности выбросов при эксплуатацииавтомобиля. Киев: Техника, 1981. — 170 с. I
  54. Двигатель ЗМЗ 4062.10. Руководство по ремонту. Издание первое. Заволжье. 1996. — 120 с.
  55. В. В. Статья: Влияние низких температур воздуха на тепловое состояние агрегатов и расход топлива автомобилем ЗИЛ — 130 // Проблемы освоения нефтегазовых ресурсов Западной Сибири: Сб. науч. тр. — Тюмень: ТюмИИ, 1991. С.222−227.
  56. Дифференцированные зимние надбавки к линейным нормам расхода автомобильного топлива: Методическое руководство. Тюмень: ТИИ, 1980. -17 с.
  57. П.В. Сбережение топлива при эксплуатации автомобилей в температурных условиях Севера и Сибири Дисс.. канд. техн. наук. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2000 — 114 с.
  58. В.И., Бондаренко Е. В. Статья: Экспериментальные исследования режимов работы автотранспортных средств в городских условиях эксплуатации. Вестник ОГУ, № 9 2004. — 144−147 с.
  59. В.И. Легковые газобаллонные автомобили. Устройство, переоборудование, эксплуатация, ремонт. М.: Академкнига, 2003. — 238 с.
  60. В.И. Экономичная эксплуатация автомобиля. М.: ДОСААФ, 1986.- 128 с.
  61. ДА. Влияние зимних условий эксплуатации автомобилей на топливную экономичность. Автореферат дисс. канд. техн. наук. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2000 17с.
  62. Н.С. Влияние сезонных условий на процессы изменения качества автомобилей. Дисс.. д-ра тех. наук. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2000. -508 с.
  63. Н.С. Влияние условий эксплуатации на долговечность автомобильных шин. Тюмень: ТюмГНГУ, 1997. — 139 с.
  64. Н.С. Моделирование процессов изменения качества автомобилей. Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. — 127 с.
  65. В.А., Занграев Л. С., Азарова Ю. В. Относительная агрессивность вредных веществ и суммарная токсичность отработавших газов, — Автомобильная промышленность. — 1997. С.20−22.
  66. В. Ф., Куров Б. А., Олейник A.B. Нормы на предельно допустимые выбросы' вредных веществ. Состояние и перспективы развития. Автомобильная промышленность, 1998 № 5.
  67. В. Ф., Куров Б. А. Российское и международное нормирование вредных выбросов АТС. — Автомобильная промышленность, 1993 № 12.
  68. В.Н. Сбережение топливо-энергетических ресурсов при использовании автомобильного транспорта зимой. М.: Издательство «Недра», 1998.- 180 с.
  69. В.Н. Сбережение топливно-энергетических ресурсов при эксплуатации автомобильного транспорта в низкотемпературных условиях. — Автореферат дисс.. д-ра техн. наук. Тюмень: ТюмГНГУ, 2000. — 41 с.
  70. В.Н., Резник Л. Г., Ромалис Г. М., Холявко В. Г. Эксплуатация автомобилей в особых условиях. Учебное пособие. — Тюмень: ТюмИИ, 1991.-66 с.
  71. H.H. Приспособление строительных машин к условиям Российского Севера и Сибири. -М.: Издательство «Недра», 1994. 351с.
  72. A.B. Автомобили: Теоретические основы: Учебное пособие для вузов. Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. — 403 с.
  73. Г. В., Барашков KB. Техническое обслуживание автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. М.: Транспорт, 1982.-368 с.
  74. Г. В., Николаев В. А., Шаталов А. И. Безгаражное хранение автомобилей при низких температурах. М.: Транспорт, 1984. — 136 с.
  75. Кузнег{ов Е.С., Воронов В. П., Болдин А. П. и др. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов /Под ред. Е. С. Кузнецова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1991. — 413 с.
  76. Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей в США. М.: Транспорт, 1992.
  77. A.A., Рожкова JI.H. Влияние теплового состояния агрегатов на топливную экономичность автомобилей // Межвуз. науч. сб. — Тюмень: ТГУ, 1976. Вып. 61.-С. 35−44.
  78. З.И., Минкин М. Л., Дерюгин П. Е., Иванов П.А., Синицын
  79. H.A., Лаговер A.M. Влияние атмосферных условий на эффективные показатели автомобильных двигателей // Труды НАМИ. М., 1970. Вып. 121. — С. 76−102.
  80. Г. С. Эксплуатация автомобилей при низких температурах. — М.: Транспорт, 1973.- 120 с.
  81. В.Н., Буслаев А. Н., Трофименко Ю. В., Яшина М. В. Автотранспортные потоки и окружающая среда: Учебное пособие для вузов. М.: ИНФА М, 1998. — 408 с.
  82. Е.Р., Резник Л. Г. Оценка приспособленности автомобиля кокружающей среде по токсичности отработавших газов // Повышение эффективности работы колесных и гусеничных машин в суровых условиях эксплуатации. Тюмень: ТГНГУ, 1996. — С.86−88.
  83. Е.Р. Улучшение приспособленности автомобилей к окружающей среде по выбросам токсичных веществ с отработавшими газами. -Автореферат дисс.. канд. техн. наук: Тюмень, 1997. 17 с.
  84. Е.Р. Эксплуатационные и экологические свойства топлив для автомобильных двигателей. Пути улучшения. — Екатеринбург: УралНАУКА, 1999. 176 с.'
  85. А.И., Ерохов В. И. Эксплуатация и техническое обслуживание газобаллонных автомобилей. — М.: Транспорт, 1988. 184 с.
  86. О.А. Оценка приспособленности автомобилей к низкотемпературным условиям эксплуатации по токсичности отработавших газов. — Дисс.. канд. техн. наук. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. — 133с.
  87. ОСТ 37.001.054−86 Автомобильные двигатели. Выбросы вредных веществ. Нормы и методы определения, 1987. 17 с.
  88. Оценка потерь от недостаточной приспособленности автомобилей к переменным условиям эксплуатации: Методическое руководство. Тюмень: ТИИ, 1983.-17 с.
  89. Ю.В. Установка и эксплуатация газобаллонного оборудованияfавтомобилей. Учебное пособие. — М.: Академия, 2006.
  90. Н.Г. Методология совершенствования процессов эксплуатации газобаллонных автомобилей с двухтопливной системой питания. Дисс.. д-ра тех. наук. — Оренбург, 2004.
  91. Н.Г. Техническая эксплуатация газобаллонных автомобилей. — Учебное пособие. Омск: СибАДИ, 1993. 182 с.
  92. Переводчик: Макаров Н. К., Редактор: Лебедева Е. В. ФГУП «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» ISO: 14 532:2001. Москва, 2006. -25с.
  93. Р2 194 311−0366−03 Руководящий нормативно-методический документ для расчёта норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Утверждено в Минтрансе РФ 29 апреля 2003 г.
  94. Распоряжение от 14 марта 2008 г. № AM-23-p. Министерство транспорта Российской Федерации. О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». -М.: 2008.-41 с.
  95. Резник Л. Г Введение в научное исследование. Обработка результатов экспериментов: учебное пособие / Л. Г. Резник, В. Н. Карнаухов, П. В. Евтин. -Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. 92 с.
  96. Л.Г. Введение в научное исследование: Учеб. пособие — Тюмень: ТюмГНГУ, 1997. 66 с.
  97. Л.Г., Виленский Л. И. и др. Экономия топлива зимой. Автомобильный транспорт. 1981. -№ 2. — С. 38−39.
  98. Л.Г. Индекс суровости условий эксплуатации машин // Нефть и газ. Тюмень: ТюмГНГУ, 2000. -№ 1.
  99. Л.Г., Кутлин А. А. Сравнительный анализ приспособленности автомобиля ГАЗ-66 и автобуса ПАЗ-672 к низким температурам воздуха // Автомобильный транспорт. Тюмень: ТИИ, 1974. Вып. 41.
  100. Л.Г. Основы методики научных исследований. — Тюмень: Ротапринт ТюмГНГУ, 1994. 69 с.
  101. Л.Г. Отчет по научно-исследовательской работе «Исследование некоторых путей улучшения топливной экономичности автомобилей при низких температурах». Тюмень, 1974.— 539 с.
  102. Резник Л. Г, Ромалис Г. М., Чаркое С. Т. Приспособленность автомобилей к низким температурам воздуха. — Учебное пособие. Тюмень, ТГУ, 1985.- 105с.
  103. Л.Г., Ромапис Г. М., Чаркое С. Т. Эффективность использования автомобилей в различных условиях эксплуатации. — М.: Транспорт, 1989 — 127с.
  104. Рид Р., Праустщ Дж., Шервуд Т. Свойства газов и жидкостей: Справочное пособие/ Пер. с англ. под ред. Б. И. Соколова. 3-е изд., перераб. и доп. -Л.: Химия, 1982. — 592 е., ил. — Нью-Йорк, 1977.
  105. В.И. Влияние условий эксплуатации автомобиля на стабильность состава топливовоздушной смеси при использовании СНГ (на примере двигателя ЗМЗ-406.2.10).- Автореферат дисс.. канд. тех. наук. Оренбург, 2001 -15 с.
  106. A.B., Гусева И. Г., Хилъченко Н. В. Совершенствование системы платности за загрязнение атмосферного воздуха выбросами от автотранспортных средств// Экономика природопользования. 2001 № 1. — С. 81−95.
  107. Руководство по эксплуатации автомобилей ВАЗ-2106, ВАЗ-21 061, BA3−21 063. Тольятти: 1989. — 86 с.
  108. Руководство по эксплуатации автомобилей ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112. Тольятти: 2000. — 112 с.
  109. Руководящий документ 3 112 199−1095−03. Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на компримиро-ванном природном газе. Р1ИИАТ, Департамент автомобильного транспорта Министерства транспорта РФ, 2002. — 59 с.
  110. Н.В. Эксплуатация автомобилей в условиях низких температур. М.: Транспорт, 1993. — 190 с.
  111. Ю.С. Планирование и анализ многофакторных испытаний при исследовании работоспособности изделий. М.: Знание, 1987. — С. 28−79.
  112. А.Г. Влияние низкотемпературных условий эксплуатации автомобилей на содержание вредных веществ в отработавших газах. — Автореферат дисс.. канд. тех. наук. Тюмень, 2001 17 с.
  113. Ю.В., Канило П. М. и др. Экологические показатели легковых автомобилей ГАЗ // Автомобильная промышленность. — 1994. № 4. — С. 56.
  114. Топливная экономичность автомобилей с бензиновыми двигателями. -М.: Машиностроение, 1988. 598 с.
  115. A.A. Управление работоспособностью автомобилей в горных условиях эксплуатации. — Автореферат дисс.. д-ра техн. наук. -Душанбе, 2002.-41 с.
  116. Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статья 1, 10.01.2002.
  117. A.A. Повышение эффективности эксплуатации автотранспортных средств путём подбора альтернативных видов топлива. Автореферат дисс.. канд. тех. наук. Оренбург, 2004. — 17 с.
  118. Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя / Пер. с англ. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007.-328 с.
  119. И.В., Рудских В. И. Статья: Адаптация газобаллонного оборудования к условиям эксплуатации при низких температурах. Автомобили, специальные и технологические машины для Сибири и Крайнего Севера, Омск: СибАДИ, 2007. — С. 267−274.
  120. Ю.Е. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды. М.: Транспорт, 1979. — 198 с.
Заполнить форму текущей работой