Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Акмеологическая система руководства качеством подготовки кадров управления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана теоретическая модель акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров, управления. Показано, что основными структурными компонентами акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления в рамках непрерывного образования являются: целевой компонент, который определяет необходимость опережающего качества подготовки кадров управления и задача которого… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Состояние проблемы исследования
    • 2. Акмеологические критерии и показатели качества подготовки кадров управления
    • 3. Теоретическая модель акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РУКОВОДСТВА КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ
    • 1. Средства формирования акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления
    • 2. Акмеологическая технология руководства качеством подготовки кадров управления
    • 3. Результаты формирующего эксперимента по внедрению акмеологической системы руководства качеством. подготовки кадров управления
  • Выводы по второй главе

Акмеологическая система руководства качеством подготовки кадров управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Темпы развития общества и успех политических, социальных и экономических преобразований в стране во многом зависят от уровня профессионализма кадров управления. Поэтому на современном этапе развития российского общества становится очевидной необходимость совершенствования качества профессионального образования кадров управления, подготовки управленцев, обладающих высоким профессиональным мастерством, творчески активных, способных быстро и адекватно реагировать на возникновение новых обстоятельств, готовых к личностному и профессиональному росту, самореализующихся в профессии.

Решение этой задачи возможно только при условии системного руководства качеством профессиональной подготовки кадров управления.

Анализ практики подготовки кадров управления и результатов научных исследований в области руководства качеством образования позволил выделить противоречия между: современными требованиями социума к качеству подготовки кадров управления и ограниченностью возможностей их удовлетворения на основе традиционных подходов к управлению образовательным процессомтеоретическим осмыслением важности и значимости качества подготовки кадров управления и реальным состоянием определения этого качествапотребностью человека в личностно-профессиональном развитии, которое бы обеспечивало его конкурентоспособность и социальную защищенность, и возможностью ее удовлетворения в условиях образовательной среды.

Состояние разработанности проблемы исследования. Проблема руководства качеством подготовки кадров управления относится к числу комплексных, сложных междисциплинарных проблем, требующих для своего решения опоры на широкий круг психолого-педагогических и акмеологических исследований.

Теория социального управления, а также теории организации и менеджмента разрабатываются в трудах В. А. Абчука, И. А. Богачека,.

B.Г. Казанской, Ю. А. Конаржеского, B.C. Лазарева, Г. Р. Латфуллина,.

C.И. Самыгина, В. Н. Скворцова, В. П. Симонова, Г. П. Чепуренко и др. Вопросы проектирования образовательных систем, построения и развития систем непрерывного профессионального образования рассматриваются в работах С. И. Архангельского, Н. Е Астафьевой, В. П. Беспалько, А. Л. Денисовой, З. Д. Жуковской, Н. В. Кузьминой, А. Г. Молибог, Н. В. Молотковой, В. А. Сластенина, В. Н. Столетова, Н. Ф. Талызиной, Ф. Р. Филиппова, О. П. Околелова, В. Е. Родионова, А. П. Тряпициной, М. С. Чвановой и др. Проблемы непрерывного образования взрослых являются предметом исследований И. Ю. Алексашиной, С.Г. Верш-ловского, В. Г. Воронцовой, Б. С. Гершунского, В. В. Горшковой, Ю.Н. Ку-люткина, В. Н. Максимовой, Н. М. Полетаевой, В. Г. Онушкина, В.И. По-добеда, Н. Ф. Радионовой, В. Н. Скворцова, Г. С. Сухобской, Е. П. Тонконогой и др.). Вопросы управления качеством образования. исследуют как ведущие педагоги, так и специалисты по менеджменту (Ю.К. Бабанский,.

A.П. Беляева, В. П. Беспалько, Г. А. Бордовский, В. И. Загвязинский,.

B.В. Краевский, В. Ю. Кричевский, И. Я. Лернер, В. М. Лозинский, В. П. Панасюк, М. М Поташник, Н. П. Пучков, В. П. Симонов, Н. А. Селезнева, А. И. Субетто, П. Н. Третьяков, Т. И. Шамова и др.). Значительное внимание уделяется проблеме непрерывного мониторинга качества образования (О.А. Абдуллина, Е. П. Белозерцев, С. В. Гончарова, В. Г. Горб, М. А. Домбровская, В. А. Кочнев, И. М. Курдюмова, Д. М. Полев, В. В. Спасская, Г. Д. Филин и др.).

В рамках акмеологических исследований активно разрабатываются проблемы создания интегративного методологически обоснованного диагностико-коррекционного инструментария, позволяющего оценивать качество подготовки специалистов в образовательной среде через такие показатели, как динамика и эффективность личностно-профессионального развития (О.С. Анисимов, С. А. Анисимов, Д. Ю. Бабаев, А. А. Деркач, Т. А. Жаворонкова, А. В. Жаринов, Н. И. Конюхов, Л. И. Катаева, В. Н. Марков, А. С. Мельничук, В. А. Петерсон, В. А. Сергеев, Ю.В. Си-нягин, Е. В. Селезнева, J1.A. Степнова и др.).

Тем не менее, потребность в проведении исследований, посвященных решению проблемы руководства качеством подготовки кадров управления на системном уровне, остается крайне высокой.

Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему, объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — разработать акмеологическую систему руководства качеством подготовки кадров управления.

Объект исследования — процесс подготовки кадров управления.

Предмет исследования — акмеологическая технология руководства. качеством подготовки кадров управления.. .

Гипотеза исследования.

Функционирование акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления направлено на поддержание целостности образовательного процесса, формирование и развитие профессиональной компетентности кадров управления, повышение уровня их профессионального самосознания и активизацию процессов самопознания, саморегуляции и самореализации. При этом запланированный уровень «текущего» качества знаний, умений, навыков и компетенций студента «поддерживается» посредством управления качеством, а корректировка прогнозируемых показателей качества выпускника в соответствии с динамикой изменения потребностей рынка труда осуществляется посредством улучшения качества. Эти процессы в рамках акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления взаимосвязаны и реализуются с помощью акмеологической технологии мониторинга качества подготовки.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ состояния проблемы исследования.

2. Разработать акмеологические критерии и показатели качества подготовки кадров управления.

3. Разработать теоретическую модель акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления.

4. Выявить средства формирования акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления.

5. Разработать акмеологическую технологию руководства качеством подготовки кадров управления.

6. Разработать научно-практические рекомендации по внедрению акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления в образовательную деятельность.

Теоретико-методологическую базу исследования составили комплексный, системный, интегративный подходыпринципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности (В.Г. Асеев,.

B.К. Вилюнас, И. А. Джидарьян, В. А. Иванников, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, B.C. Магун, А. В. Петровский, К. К. Платонов,.

C.Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др.) — научные положения о закономерностях и движущих силах развития человека (Б.Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и др.) — о взаимовлиянии личностного и профессионального развития (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев,.

Б.Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, В.Д. Шадриков) — принципы активности субъекта деятельности (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.) — методология общей квалиметрии образования (И.А. Зимняя, В. П. Понасюк, Н. А. Селезнева, Г. П. Щедровский и др.) — современные теории и концепции: социального управления, теории организации и менеджмента (Ю.А. Конаржеский, B.C. Лазарев, В. Н. Скворцов, В. П. Симонов, Г. П. Чепуренко и др.) — качества образования и системного управления качеством образования (В.Ю. Кричевский, В. М. Лозинский, В. И. Подобед, А. И. Субетто, П. Н. Третьяков и др.) — построения критериально-оценочной системы обучения (А.П. Беляева, И. А. Ивлиева и др.) — оценки качества образовательных услуг (Т.Е. Володина, О. В. Голосов, А. Л. Денисова, Л. П. Егоршин, В. Л. Козлов, В. Г. Колосова, Э. М. Коротков, И. Я. Лернер, Т. И. Руднева и др.).

Исследование осуществлялось с позиций акмеологического подхода, который дает стратегию преобразования наличного уровня подготовки кадров управления в рамках непрерывного образования в высший, оптимальный (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. С. Гусева (Карпенко), А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.).

Методы исследования.

Для реализации поставленных задач использовался комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и формирующего эксперимента.

Использовались теоретический анализ проблемы на основе изучения философской, психолого-педагогической и научно-методической литературыанализ нормативных документов, программ и учебно-методических пособий по непрерывному образованию кадров управления с целью выявления в них объективных возможностей для формирования акмеологической системы обеспечения качества подготовки кадров управленияанализ организации обеспечения качества подготовки кадров управленияобобщение опыта работы преподавателей системы непрерывного образованияметоды опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа по проблемам качества), прямое и косвенное наблюдениетестированиепрофессиографическое описание структуры компетентности кадров управленияанализ результатов подготовки кадров управления в рамках непрерывного образования. В ходе формирующего эксперимента для оценки качества подготовки студентов использовались следующие инструменты: методики профессионального самопознаниякритериально-ориентированные тестыпедагогическая оценка в сочетании с самооценкой, методика оценки удовлетворенности уровнем сформированности профессиональной компетентности.

При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались методы статистической обработки данных.

Эмпирическая база исследования. Выборочную совокупность эмпирического исследования составили 242 представителя государственной и негосударственной сфер управления на уровне начальников и заместителей начальников отделов (управлений), обучающихся на курсах повышения квалификации, и 46 преподавателей этих курсов, выступающих в качестве экспертов. В развивающем эксперименте приняли участие 107 слушателей курсов повышения квалификации кадров управления.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью, разнообразием и надежностью использованных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Уточнено понятие «качество» по отношению к сфере профессионального образования. Показано, что качество в образовании отличается многоаспектностью, многоуровневостью конечных результатов, многосубъективностью, многокритериальностью, полихронностью, неопределенностью в оценках, инвариантностью и вариативностью. Дано определение качества образования как социальной категории, которая отражает состояние и результативность процесса образования, его соответствие ожиданиям государства, обществаи человека в удовлетворении образовательных потребностей.

Показано, что качество подготовки кадров управления должно гарантировать формирование системы знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для достижения управленцем общественно заданного результата, обеспечивающих ему возможность эффективной самореализации в профессиональной сфере, а также способствующих его устойчивому акме-ориентированному личностно-профессиональному развитию.

2. Разработаны акмеологические критерии и показатели качества подготовки кадров управления.

Показано, что внешний, процессуальный критерий качества подготовки кадров управления можно выразить через следующие показатели: качество процесса подготовки, качество руководства подготовкой, качество содержания подготовки.

Внутренний, результативный критерий является интегративным и может быть представлен как система специальных критериев, которая позволяет оценивать качество подготовки кадров управления опосредованно, через содержательные и динамические характеристики профессиональной компетентности. Специальные критерии выделены в соответствии с компонентами профессиональной компетентности.

Когнитивный критерий раскрывается через следующие показатели: содержание, объем, научность знаний. Показателями деятелъностного критерия выступают основные виды профессиональной деятельности кадров управления: аналитическая, диагностическая, конструктивно-проектировочная. Показателями личностного критерия являются основные направления личностно-профессионального развития, поддающиеся измерению и объединяющие личностные и профессиональные качества кадров управления.

Доказательно представлено, что разработанная система акмеологических критериев и показателей качества подготовки кадров управления позволяет ориентироваться не только на знания, но и на умения и компетенции, а цель образования рассматривать как формирование у студента высокого уровня профессиональной компетентности.

3. Разработана теоретическая модель акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления. Показано, что основными структурными компонентами акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления в рамках непрерывного образования являются: целевой компонент, который определяет необходимость опережающего качества подготовки кадров управления и задача которого заключается в достижении оптимального уровня удовлетворения интересов и потребностей каждого участника образовательного процесса на каждом его этапесодержательный компонент, который, обеспечивает достижение высокого качества подготовки кадров управления и задача которого заключается в отборе содержания интегрированных курсов, обеспечивающих реализацию поставленных целейтехнологический компонент, который включает совокупность способов и средств воздействий на образовательный процесс, повышающих уровень его качества, и задачей которого является обеспечение достижения обозначенной целирезультативный компонент, который подразумевает результат как факт достижения оптимального уровня качества подготовки кадров управления и задачей которого является установление факта достижения оптимального на данном этапе уровня качества образовательного процесса, констатирующего возможность перехода к решению задач следующего этапа.

Показано, что функциональные компоненты акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления обусловлены целями данной системы и обеспечивают реализацию ее функций. Информационный компонент включает информацию, обеспечивающую процесс подготовки кадров управления. Организация движения информации о состоянии всех субъектов образовательного процесса обеспечивает обратную связь и позволяет корректировать управляющие воздействия с учетом динамики этих состояний. Мотивационный компонент включает совокупность методов формирования потребностей, интересов, ценностей, и на этой основе активности как администрации образовательного учреждения, преподавателей и методистов, так и для студентов. Операциональный компонент включает на организационном уровне процессы (учебная, научная, методическая,. воспитательная,.. кадровая работафункционирование и развитие образовательной системы) и процедуры (планирование качестваразработка и реализация программ обеспечения качествадокументирование процесса подготовки кадров управления и его результатовоценка субъектов образовательного процессасамообследованиедиагностика эффективности качества подготовки кадров управленияэкспертиза и внедрение программ и проектов) руководства качеством. На личностном уровне содержание операционального компонента составляют методы формирования и развития субъектной позиции участников образовательного процесса, что обеспечивает их активность в образовательном процессе, побуждает к непрерывному самосовершенствованию, способствует самореализации и достижению конечной цели — требуемого качества подготовки.

4. Выявлены средства формирования акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления. Установлено, что основой формирования акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления выступает совокупность следующих условий: формирование акме-мотивации, составляющей основу ценностно-мотивационного компонента профессиональной деятельности преподавателей и учебной деятельности студентовразвитие акме-мотивации всех субъектов образовательного процесса посредством саморазвития в ходе инновационной деятельностиформирование организационной культуры педагогического коллектива на основе акмеологических ценностей и критериев качества подготовки кадров управленияповышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области педагогической акмеологии и акмеологического подхода к руководству качеством подготовки кадров управленияориентация всех субъектов образовательного процесса на высокое качество образования, успех, целостное развитие, самоорганизацию и творчество.

5. Разработана акмеологическая технология руководства качеством подготовки кадров управления и выделены этапы ее реализации. Адаптационно-стабилизирующий этап включает: создание педагогических условий для формирования у студентов ценностного отношения к учебной деятельностиформирование установки на повышение уровня профессиональной компетентностиустановление и коррекцию негативных тенденций профессионального развитиястабилизацию проявлений профессиональной мотивации в учебной деятельностипредварительную дифференциацию профессиональных интересов студентовустранение возможных причин, тормозящих развитие студентовопределение индивидуального и группового рейтинга студентов. Перспективно-развивающий этап предполагает: прогнозирование дальнейших тенденций развития студентовприменение методов и средств, позволяющих интенсифицировать педагогический процессформирование устойчивой системы ключевых, базовых и специальных компетенций. На контрольно-экспертном этапе: определяются уровни устойчивости профессиональной направленности интересов студентовоценивается сформированность компонентов профессиональной компетентности студентов изменения в уровне их профессионального самосознания и динамика процессов самопознания, саморегуляции и самореализациианализируется динамика индивидуальных и групповых учебных достижений в течение всего периода обследованияопределяется степень соответствия реального состояния качества подготовки кадров управления эталонному состояниюоценивается собственно эффективность акмеологической технологии руководства качеством кадров управления.

Практическая значимость исследования состоит в том, что акмеологическая система руководства качеством подготовки кадров управления может быть использована в рамках непрерывного образования как в. целях совершенствования его содержания и. процесса, так и в целях повышения уровня профессиональной компетентности кадров управления как результата подготовки.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись как в ходе формирующего эксперимента, так и непосредственно в рамках руководства качеством подготовки кадров управления. Результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. Они апробированы автором на психолого-акмеологических чтениях Международной академии акмеологических наук, а также были использованы в рамках мониторинга качества подготовки кадров управления. Отдельные положения и результаты работы обсуждались на научных сессиях Международного акмео логического института (Москва, 2003;2006 гг.). Материалы исследования докладывались на Международных научных конференциях «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 2004, 2007, Самара, 2005).

Положения, выносимые на защиту.

1. Качество образования кадров управления — сложная междисциплинарная категория, отражающая качество образовательного процесса, качество управления им, и, как результат, качество подготовки управленцев. При этом качество подготовки кадров управления обеспечивает формирование профессиональной компетентности как интегральной характеристики специалиста, обеспечивающей достижение высокого уровня профессионализма и конкурентоспособности, а также самореализацию в профессиональной сфере, и одновременно повышение уровня их профессионального самосознания и активизацию процессов самопознания, саморегуляции и самореализации.

2. Уровень качества подготовки кадров управления выступает как различная степень полноты проявления его критериев, позволяет объективно оценить качество подготовки кадров управления в системе непрерывного образования и спрогнозировать качество профессиональной деятельности управленцев. Каждый новый уровень включает в себя структуру знаний, умений, навыков и компетенций предыдущего уровня и их реконструирует. Основными уровнями подготовки кадров управления являются: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий, творческий.

3. В рамках интегрирующей функции акмеологическая система руководства качеством подготовки кадров управления на методологическом уровне объединяет подходы различных отраслей научного знания для решения проблемы достижения высокого качества образования, на организационном уровне — гармонизирует взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в целях достижения высокого качества подготовки кадров управления, на личностном уровнеинтегрирует знания, умения, навыки и компетенции субъектов образовательного процесса в их профессиональную компетентность.

В рамках координирующей функции акмеологическая система руководства качеством подготовки кадров управления согласует усилия всех субъектов образовательного процесса в целях достижения высокого качества подготовки кадров управления.

Проектировочная функция акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления предполагает определение перспектив и стратегии дальнейшего развития как организационной структуры в целом, так и каждого субъекта образовательного процессаразработку планов и программ повышения качества подготовки кадров управления, учитывающих индивидуальные траектории развития субъектов образовательного процесса и обеспечивающих, за счет использования акмеологических алгоритмов и технологий, оптимизацию этого развития. .

Регулирующая функция акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления обеспечивает на организационном уровне эффективность управления качеством, на личностном уровне — эффективность процесса подготовки кадров управления и получение гарантированного результата — повышения уровня профессиональной компетентности.

Реализация выделенных функций акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления определяется сформированностью компонентов этой системы.

4. Акмеологическая система руководства качеством подготовки кадров управления может быть сформирована при условии формирования у всех субъектов образовательного процесса внутренней мотивации качества образования, которое, в свою очередь, обусловливает включение механизмов самосовершенствования, рефлексивной самоорганизации и самоуправления.

Интегрирующим фактором, который определяет возможность формирования акмеологической системы руководства качеством кадров управления, выступает акмеологический подход, опирающийся на принципы психологизации руководства качеством, творчества, ориентации на индивидуальность, акме-мотивации, саморазвития, целостности, зрелости и ориентирующий всех субъектов образовательного процесса на вершинность достижений и обеспечивающий опосредованный характер руководства качеством, выраженный прежде всего в особенностях межсубъектного взаимодействия.

5. Структурными компонентами мониторинга как акмеологической технологии руководства качеством подготовки кадров управления являются: качество подготовки кадров управления как объект отслеживания, которое определяется высоким уровнем профессиональной компетентности выпускниковсистема параметров, в соответствии с которыми формируется информационный банк данных: критерии и показатели качества подготовки кадров управлениядиагностический инструментарий, используемый в процессе проведения мониторинга качества подготовки кадров управленияхранение и использование полученной информации.

Технологическая схема представляет собой систему действий, направленных на определение качества подготовки кадров управления, оценку его соответствия модели специалиста. Технологическое обеспечение включает: методическое обеспечение мониторинговых процедур (разработку программ дисциплин, тестовых заданий) — определение критериальной базы для проведения мониторинга и отбор показателей для каждого из критериев, входящих в эту базусоздание необходимого инструментария.

С динамической точки зрения мониторинг как акмеологическая технология руководства качеством подготовки кадров управления представляет собой систему действий педагогического коллектива, направленную на изучение качества подготовки студентов, обеспечивающую объективность измерений достигнутых результатов и позволяющую корректировать образовательный процесс с целью достижения запланированного результата.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Выводы по второй главе.

В качестве интегрирующего фактора, определяющего возможность формирования акмеологической системы руководства качеством кадров управления, выступает акмеологический подход, опирающийся на принципы психологизации управления и образовательного процессакреативностисозидания и ориентации на индивидуальностьакме-мотивациисаморазвитиясинергетичностицелостностизрелости.

Акмеологический подход выступает как интегративный фактор управления качеством подготовки кадров управления, ориентирующий всех субъектов образовательного процесса на вершинность достижений и обеспечивающий опосредованный характер управления, выраженный прежде всего в особенностях межсубъектного взаимодействия.

С позиций акмеологического подхода основой формирования акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления выступает совокупность следующих условий: формирование акме-мотивации, составляющей основу ценностно-мотивационного компонента профессиональной деятельности преподавателей и учебной деятельности слушателейразвитие акме-мотивации всех субъектов образовательного процесса посредством саморазвития в ходе инновационной деятельностиформирование организационной культуры педагогического коллектива на основе акмеологических ценностей и критериев качества подготовки кадров управленияповышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области педагогической акмеологии и акмеологического подхода к обеспечению качества подготовки кадров управленияориентация всех субъектов образовательного процесса на высокое качество образования, успех, целостное развитие, самоорганизацию и творчествоформирование акмеологических критериев качества подготовки кадров управления: профессиональной зрелости преподавателей и социальной зрелости выпускников.

Модель акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления в рамках непрерывного образования реализуется с использованием технологии мониторинга качества подготовки.

Мониторинг качества подготовки кадров управления — динамичное диагностическое изучение результатов образовательного процесса, которое представляет собой сбор, обработку, хранение и распространение информации о качестве подготовки управленцев и его отдельных компонентах и направлено на определение соответствия результатов установленным нормам, требованиям, условиям и выработку методов коррекции процесса подготовки с целью достижения запланированного результата.

Мониторинг выполняет следующие функции: аналитическую, адаптационную, поисково-исследовательскую, формирующую, корректирующую, прогностическую.

С динамической точки зрения мониторинг качества подготовки кадров управления представляет собой систему действий педагогического коллектива, направленную на изучение качества подготовки слушателей, обеспечивающую объективность измерений достигнутых результатов и позволяющую корректировать образовательный процесс с целью достижения запланированного результата.

Были выделены три этапа мониторинга как акмеологической технологии руководства качеством подготовки кадров управления.

Адаптационно-стабилизирующий этап включал: создание педагогических условий для формирования у слушателей ценностного отношения к профессиональной деятельностиформирование установки на повышение уровня профессиональной компетентности через знакомство с требованиями ГОС по специальностиустановление и коррекция негативных тенденций профессионального становления, возникших в адаптационный период у слушателейстабилизацию проявлений профессиональной мотивации в учебной деятельностипредварительную дифференциацию профессиональных интересов слушателейустранение возможных причин, тормозящих развитие объекта мониторингаопределение индивидуального и группового рейтинга слушателей.

Перспективно-развивающий этап предполагал: прогнозирование дальнейших тенденций развития исследуемого объектаприменение методов и средств, позволяющих интенсифицировать педагогический процессформирование устойчивой системы ключевых, базовых и специальных компетенций.

На контрольно-экспертном этапе: определялись уровни устойчивости профессиональной направленности интересов слушателейоценивалась сформированность когнитивного, деятельностного и личностного компонентов профессиональной компетентности слушателейанализировалась динамика индивидуальных и групповых учебных достижений в течение всего периода исследованияопределялся степень соответствия реального состояния качества подготовки кадров управления эталонному состояниюоценивалась собственно эффективность акмеологической технологии мониторинга качества подготовки кадров управления.

Организация мониторинга качества подготовки кадров управления в рамках непрерывного образования предполагает использование следующего алгоритма: целеполагание (разработка модели мониторинга) — проектирование (определение критериев, показателей, создание необходимого инструментария, методическое обеспечение мониторинговых процедур) — организация и проведение мониторингаоценивание (установление фактических значений показателей качества и их сравнение с эталонными значениями) — коррекция (внесение поправок в технологию мониторинга).

В рамках мониторинга оценивались: содержание подготовки кадров управления и определение ее соответствия требованиям ГОСкачество образовательного процессакачество подготовки слушателей.

Результаты формирующего эксперимента подтверждают эффективность акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления в курсов повышения квалификации.

Эксперимент показал, что внедрение акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления в рамках непрерывного образования не только позволяет получить объективные данные о качестве подготовки, но и способствует его повышению.

Повышение уровня профессиональной компетентности сопровождалось позитивными изменениями в структуре ценностных ориентаций членов экспериментальной группы: к концу формирующего эксперимента подавляющее большинство было ориентировано на самосовершенствование.

Эксперимент показал, что при использовании акмеологической технологии руководства качеством подготовки кадров управления ведущими в процессе акме-ориентированных самоизменений становятся ценностные ориентации на личностное самосовершенствование наряду с направленностью на профессиональный рост. При этом доминирование направленности на личностное самосовершенствование в системе ценностных ориентаций активизирует движение к акме и самоосуществлению.

Формирующий эксперимент показал также, что при использовании акмеологической технологии руководства качеством подготовки кадров управления происходят значимые изменения в личностных образованиях, обеспечивающих процессы самопознания, саморегуляции и самореализации.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют, что акмеологическая система руководства качеством подготовки кадров управления эффективна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование подтвердило первоначально выдвинутые гипотезы, правильность постановки задач и положения, выносимые на защиту.

1. Уточнено понятие «качество» по отношению к сфере профессионального образования. Показано, что качество в образовании отличается многоаспектностью, многоуровневостью конечных результатов, многосубъективностью, многокритериальностью, полихронностью, неопределенностью в оценках, инвариантностью и вариативностью. Дано определение качества образования как социальной категории, которая отражает состояние и результативность процесса образования, его соответствие ожиданиям государства, общества и человека в удовлетворении образовательных потребностей.

Показано, что качество подготовки кадров управления должно гарантировать формирование системы знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для достижения управленцем общественно заданного результата, обеспечивающих ему возможность эффективной самореализации в профессиональной сфере, а также способствующих его устойчивому акме-ориентированному личностно-профессиональному развитию.

2. Разработаны акмеологические критерии и показатели качества подготовки кадров управления.

Показано, что внешний, процессуальный критерий качества подготовки кадров управления можно выразить через следующие показатели: качество процесса подготовки, качество руководства подготовкой, качество содержания подготовки.

Внутренний, результативный критерий является интегративным и может быть представлен как система специальных критериев, которая позволяет оценивать качество подготовки кадров управления опосредованно, через содержательные и динамические характеристики профессиональной компетентности. Специальные критерии выделены в соответствии с компонентами профессиональной компетентности. Когнитивный критерий раскрывается через следующие показатели: содержание, объем, научность знаний. Показателями деятельностного критерия выступают основные виды профессиональной деятельности кадров управления: аналитическая, диагностическая, конструктивно-проектировочная. Показателями личностного критерия являются основные направления личностно-профессионального развития, поддающиеся измерению и объединяющие личностные и профессиональные качества кадров управления.

Доказательно представлено, что разработанная система акмеологических критериев и показателей качества подготовки кадров управления позволяет ориентироваться не только на знания, но и на, умения и компетенции, а цель образования рассматривать как формирование у студента высокого уровня профессиональной компетентности.

3. Разработана теоретическая модель акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров, управления. Показано, что основными структурными компонентами акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления в рамках непрерывного образования являются: целевой компонент, который определяет необходимость опережающего качества подготовки кадров управления и задача которого заключается в достижении оптимального уровня удовлетворения интересов и потребностей каждого участника образовательного процесса на каждом его этапесодержательный компонент, который, обеспечивает достижение высокого качества подготовки кадров управления и задача которого заключается в отборе содержания интегрированных курсов, обеспечивающих реализацию поставленных целейтехнологический компонент, который включает совокупность способов и средств воздействий на образовательный процесс, повышающих уровень его качества, и задачей которого является обеспечение достижения обозначенной целирезультативный компонент, который подразумевает результат как факт достижения оптимального уровня качества подготовки кадров управления и задачей которого является установление факта достижения оптимального на данном этапе уровня качества образовательного процесса, констатирующего возможность перехода к решению задач следующего этапа.

Показано, что функциональные компоненты акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления обусловлены целями данной системы и обеспечивают реализацию ее функций. Информационный компонент включает информацию, обеспечивающую процесс подготовки кадров управления. Организация движения информации о состоянии всех субъектов образовательного процесса обеспечивает обратную связь и позволяет корректировать управляющие воздействия с учетом динамики этих состояний. Мотивационный компонент включает совокупность методов формирования потребностей, интересов, ценностей, и на этой основе активности как администрации образовательного учреждения, преподавателей и методистов, так и для студентов. Операциональный компонент включает на организационном уровне процессы (учебная, научная, методическая, воспитательная, кадровая работафункционирование и развитие образовательной системы) и процедуры (планирование качестваразработка и реализация программ обеспечения качествадокументирование процесса подготовки кадров управления и его результатовоценка субъектов образовательного процессасамообследованиедиагностика эффективности качества подготовки кадров управленияэкспертиза и внедрение программ и проектов) руководства качеством. На личностном уровне содержание операционального компонента составляют методы формирования и развития субъектной позиции участников образовательного процесса, что обеспечивает их активность в образовательном процессе, побуждает к непрерывному самосовершенствованию, способствует самореализации и достижению конечной цели — требуемого качества подготовки.

4. Выявлены средства формирования акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления. Установлено, что основой формирования акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления выступает совокупность следующих условий: формирование акме-мотивации, составляющей основу ценностно-мотивационного компонента профессиональной деятельности преподавателей и учебной деятельности студентовразвитие акме-мотивации всех субъектов образовательного процесса посредством саморазвития в ходе инновационной деятельностиформирование организационной культуры педагогического коллектива на основе акмеологических ценностей и критериев качества подготовки кадров управленияповышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области педагогической акмеологии и акмеологического подхода к руководству качеством подготовки кадров управленияориентация всех субъектов образовательного процесса на высокое качество образования, успех, целостное развитие, самоорганизацию и творчество.

5. Разработана акмеологическая технология руководства качеством подготовки кадров управления.

Выделены этапы реализации акмеологической технологии руководства качеством подготовки кадров управления. Адаптационно-стабилизирующий этап включает: создание педагогических условий для формирования у студентов ценностного отношения к учебной деятельностиформирование установки на повышение уровня профессиональной компетентностиустановление и коррекцию негативных тенденций профессионального развитиястабилизацию проявлений профессиональной мотивации в учебной деятельностипредварительную дифференциацию профессиональных интересов студентовустранение возможных причин, тормозящих развитие студентовопределение индивидуального и группового рейтинга студентов. Перспективно-развивающий этап предполагает: прогнозирование дальнейших тенденций развития студентовприменение методов и средств, позволяющих интенсифицировать педагогический процессформирование устойчивой системы ключевых, базовых и специальных компетенций. На контрольно-экспертном этапе: определяются уровни устойчивости профессиональной направленности интересов студентовоценивается сформированность компонентов профессиональной компетентности студентов изменения в уровне их профессионального самосознания и динамика процессов самопознания, саморегуляции и самореализациианализируется динамика индивидуальных и групповых учебных достижений в течение всего периода обследованияопределяется степень соответствия реального состояния качества подготовки кадров управления эталонному состояниюоценивается собственно эффективность акмеологической технологии руководства качеством кадров управления.

Разработаны научно-практические рекомендации по внедрению акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления: акмеологическая система руководства качеством подготовки кадров управления должна быть ориентирована на прогностические модели кадров управления и давать возможность прогнозировать результат подготовки и технологию его достиженияфункционирование акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления должно опираться на конкретные критерии и показатели, раскрывающие значение профессиональной подготовки управленцевразработка измерительных инструментов и диагностических методов в рамках акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления должна строиться на принципах комплексности и развития, обеспечивая эффективность личностно-профессионального развития кадров управленияповышению эффективности акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления способствуют: формирование у всех субъектов образовательного процесса акме-мотивации, обеспечивающей ненасыщаемую потребность в акме-ориентированном саморазвитииформирование у студентов ценностного отношения к образованиюориентация студентов на достижение высокого уровня качества подготовкиактивизация познавательной деятельности студентов за счет использования активных форм и методов обучения.

Реализация научно-практических рекомендаций по внедрению акмеологической системы руководства качеством подготовки кадров управления в практику непрерывного профессионального образования кадров управления приведет к активизации личностно-профессионального развития управленцев, повышению качества их подготовки и будет проявляться в субъективной удовлетворенности этим процессом.

Предметом дальнейшего исследования может стать разработка критериально-ориентированных тестов для студентов, обучающихся по различным специальностям сферы управления, а также подготовка преподавателей по освоению методики и технологии руководства качеством подготовки кадров управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Я. Обеспечение качества: неортодоксальный взгляд на проблему / Я. Аавиксоо // ВВШ. 2002. № 6. — С. З — 8.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  3. Ю.П. Статистический контроль условие совершенствования качества продукции / Ю. П. Адлер // Автомобильная промышленность США. — 1987. -№ 11.- С. 30 — 38.
  4. Г. Г. Квалиметрия: прошлое, настоящее, будущее / Г. Г. Азгальдов // Стандарты и качество. 1994. — № 1,2.
  5. Акмеология: Учебник. / Общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2003. -681 с.
  6. Р. О целеустремленных системах: Ilep. с англ. / Акофф, Ф. Эмери- Под ред. И. А. Ушакова. М.- Сов. радио, 1974. — 272 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1980. — 520 с.
  8. Ю.М. Квалиметрия в приборостроении / Ю. М. Андрианов, А. И. Субетто. Л.: Машиностроение, 1990. — 216 с.
  9. А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990.-367 с.
  10. Ю.Астафьева Н. Е Отбор содержания для составления моделей сценариев педагогических программных средств / Н. Е. Астафьева, Г. А. Шешерина. Тамбов: ИПКРО, 1994. — 56 с.
  11. П.Астафьева Н. Е. Теоретические основы дидактической системы информатизации педагогической деятельности преподавателя профессиональных учебных заведений: Дис. д ра пед. наук / Н. Е. Астафьева. — СПб: ИСТО РАО, 1997. — 386 с.
  12. Ф.Ф. Методы подбора и подготовки руководителей производства. М.: Экономика, 1971. — 102 с.
  13. З.Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом / В. Г. Афанасьев. -М.- Политиздат, 1997. 382 с.
  14. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения / Ю. К. Бабанский. М.: Знание, 1978. — 48 с.
  15. Н. Управление качеством образования / Н. Багаутдинова, Д. Новиков //Стандарты и качество. 2002. — № 9. — С. 68 -73.
  16. JI.M. Экономические проблемы повышения качества продукции / JI.M. Бадалов. М.: Экономика, 1982. — 205 с.
  17. В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования: Моногр. / В. И. Байденко. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999.-440 с.
  18. В.И. Стандарты в непрерывном образовании- концептуальные, теоретические и методологические проблемы: Моногр. / В. И. Байденко. М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 296 с.
  19. С.Я. Производственная педагогика / С. Я. Батышев. М.: Машиностроение, 1984.-671 с.
  20. В.Я. Современные проблемы теории управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка / В. Я. Белобрагин. М.: Изд — во стандартов, 1994. -235 с.
  21. Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя: Дис.. докт. пед. наук / Е. П. Белозерцев. Л., 1990.
  22. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах/А.П. Беляева. М.: Высш. шк., 1991, — 208с.
  23. А.П. Политеоретические основы многоуровневой профессиональной подготовки/А.П. Беляева, СПб., 1975. — 64 с.
  24. Л.И. Социально-психологическая компетентность руководителя // Политическая элита: состояния и перспективы становления: Информац. бюлл. 1993. — № 7. — С.46−51.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  26. И.В. Кадры. Подбор и оценка. М.: Моск. рабочий, 1984. -159 с.
  27. И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Паука, 1973. — 270 с.
  28. И.В. Целостность и системность // Системные исследования: Ежегодник, 1977. С.5−28.
  29. Г. Н., Прогнозирование и управление техническим уровнем и качеством продукции/ ГЛ. Бобровников, А. И. Клебанов. М. Изд — во стандартов, 1984. — 230 с.
  30. Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия/ Ю. В. Богатин. М.: Изд — во стандартов, 1991. — 196 с.
  31. А.А. Стандартизация статистических методов управления качеством/ А. А. Богатырев, Ю. Д. Филиппов. М.: Изд — во стандартов, 1990.-156 с.
  32. А.А., Ганжин В. Т., Деркач А. А. Предмет акмеологии сегодня // Акмеология. 2001. — № 1. — С. 4−10.
  33. .В., Кряжев Ю. В. Инновационность предпринимательства и качество жизни / Качество жизни и российское предпринимательство:
  34. Материал 111 Всерос. научно-практич. конф. М.: ВНИИТЭ, 2001.- С. 8486. 126 с.
  35. В.В. Научные основы комплексной стандартизации технологической подготовки производства/ В. В. Бойцов. — М.: Машиностроение, 1982. 245 с.
  36. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. -№ 4.-С. 29−35.
  37. Бор М. З. Основы экономических исследований. Логика, методология, организация, методика/ М. З. Бор. -М.: ДИС, 1998. 144 с.
  38. Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности // Психология формирования и развития личности / Общ. ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. — С.159−177. — 365 с.
  39. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991.-79 с.
  40. М.К. Наука управления: новый подход (точка зрения ученого) / М. К. Бочаров. М., Знание, 1990. — 64 с.
  41. Е.П. Дидактические основы обучения будущих специалистов самоконтролю знания. Дис.. д ра пед. наук / Е. П. Бочарова. — СПб., 1996.
  42. А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: ИПРАН, 1994. — 109 с.
  43. У. Менеджмент в организации. М.: Инфра-М, 1997. — 344с.
  44. В.В. Экономические методы управления качеством строительной продукции/ В. В. Бузырев. Л. Лениздат, 1980. — 142 с.
  45. Е.Е. Психологические проблемы управления. М.: Экономика, 1969. — 196 с.
  46. А.А. Активное обучение в высшей школе- контекстный подход: Метод, пособие / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 207 е.:ил.
  47. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография / А. А. Вербицкий, М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
  48. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И. М. Фейгенберга. М.: Наука, 1977. — 391 е.-
  49. В.Г. Интеграционное управление качеством. Новые возможности и пути развития/В Г. Версан. М.: Изд — во Акад. Информатизации, 1994. — 86 с.
  50. Н.В. Система управления качеством промышленной продукции (экономический аспект проблемы): Автореф. дис.. докт. эконом, наук / Н. В. Войтоловский. JL: ЛЭФИ, 1970.
  51. Н.В. Формирование механизма управления качеством продукции в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. дис. на. д-ра эконом, наук / Н. В. Войтоловский. СПб. 'СПб УЭФ, 1994.
  52. Е.Г. Планирование и организация работы отдела кадров. Справочное пособие. Киев: Наукова думка, 1981. — 176 с.
  53. А.И. Оценка качества высшего образования. Рекомендации по внешней оценке качества в вузах/ А. И. Вроейнстийн. -М.- МНЭПУ, 2000. 180 с,
  54. Всеобщее управление качеством: Учеб. для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю.В. Зорин- Под ред. О. П. Глудкина. М.: Горячая линия — Телеком, 2001. — 600 е.: ил.
  55. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития/В.М. Жураковский, В. М. Приходько, В. Н. Луканин, В. М. Мануйлов, Б. С. Митин, И. В. Федоров, М. Н. Вражнова. М.: ЗАО «РИК Русанова», 1997. — 200 с.
  56. AM. Инновационный подход в построении обучения (Концептуально-технологический аспект): Учеб. пособие /A.M. Герасимов, И. П. Логинов. М.: АПК и ПРО, 2001. — 64 с.
  57. .И. Лекция. Методические указания и программа проверки качества лекционного курса / Б. И. Герасимов, Н. П. Пучков. -Тамбов: ТИХМ, 1990. 11 с.
  58. .И. Эффективные стратегии научно-технического прогресса: парадигмы качества: Моногр. / Б. И. Герасимов. — Тамбов: ТГТУ, 1998.-72 с.
  59. .С. Методологические проблемы стандартизации в образовании/ Б. С. Гершунский, В. М. Березовский // Педагогика. 1993. -№ 1.
  60. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа) / Б. С. Гершунский. М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. -120 с.
  61. А.В. Очерки по экономике и организации управления качеством продукции / А. В. Гличев //Стандарты и качество. 1992. — № 11. -С.16−19.
  62. А.В. Реформирование экономики и фактор качества (К методологии вопроса) / А. В. Гличев // Стандарты и качество. 1997. — № 4. -С. 62−64.
  63. А.В. Что такое качество? / А. В. Гличев, В. П. Панов, Г. Г. Азгальдов. М.: Экономика, 1968. — 215 с.
  64. Н.С. Психология субъектной профессионализации педагога // Образование и наука. 2003. № 5 (23) С. 64−78.
  65. С.В. Технология мониторинга качества подготовки учителя: Дис.. канд. пед. наук. — Белгород, 2005. 196 с.
  66. Е. Качество образования в системе обучения управления качеством / Е. Горбашко // Стандарты и качество. 2001. — № 10. — С. 20 -22.
  67. О.А. Создание систем менеджмента качества в организации: Моногр./ О. А. Горленко, В. В. Мирошников. М.: Машиностроение — 1, 2002. — 126 е.: ил.
  68. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Общ. ред. С. В. Пирогова. М.: РАГС, 1996.-252 с.
  69. А.С. Конкурентоспособность государственного служащего как условие успешной карьеры // Служебная карьера. Под ред. Охотского Е. В. М.: Из-во «Экономист», 1998 — С. 74−93.
  70. А.С., Деркач А. А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития госслужащих: теория, методология, практика. -М.: Агентство «КванТ», 1997. 299 с.
  71. Г. В. Качество образования как системообразующий фактор региональной образовательной политики/Г.В.Гутник // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 1. — С. 28 — 34.
  72. В.В. Деятельностный подход в психологии- проблемы и перспективы: Сб. науч. тр./В.В. Давыдов- Под ред. В. В. Давыдова и Д. А. Леонтьева. М.: Из — во АПН СССР, 1990. — 180 с.
  73. С.И. Непрерывная подготовка научных и научно-педагогических кадров в Техническом институте ТГТУ / С. И. Дворецкий, Н. П. Пучков, В. П. Таров // Вестник ТГТУ. 2000. — Т. 6, № 2. — С. 326 -331.
  74. Д.С. Управление затратами при формировании качества промышленной продукции /Д.С. Демиденко. СПб.: СПб УЭФ, 1995. — 96 с.
  75. A. JI. Концепция качества информационных услуг / A.JI. Денисова. М.: Междун. академ. информ, 1998. — 100 с.
  76. A.JI. Дидактические основы непрерывной подготовки специалистов / A. J1. Денисова. Ташкент- ИПО им. Ибн Сины, 1993. — 195 с.
  77. A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Дис. .д-ра пед. наук. -М., 1994.-Т.1.-436 с.
  78. A.JI. Управление качеством информационных услуг/ A.JI. Денисова. М.: Перспектива, 2001 — 192 с.
  79. А.А. Акмеологические основы развития профессионала. — М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. 752 с.
  80. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.1−5. Кн. 2: Акмеологические основы управленческой деятельности. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 483 с.
  81. А.А., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб., ПИТЕР, 2003. — 252 с.
  82. А.А., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. М.: РАГС, 1999. — 141 с.
  83. О. Институциональная оценка: стратегия качества / Обзор зарубежных источников / О. Долженко // Alma mater, 1996. № 1. — С. 31−35- № 2.-С 28−31.
  84. В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М.: Наука, 1980. — 272 с.
  85. А. А. Развитие субъектноети личности в системе акмеологического мониторинга: Дис. канд. психол. наук. М., 2004. 218 с.
  86. С.С. Психолого-акмеологическое обеспечение управления кадровой работой: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2004. 26 с.
  87. З.Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Дис. д-ра пед. наук / З. Д. Жуковская. СПб., 1994.
  88. Журавлев A. JL, Ломов Б. Ф. Психология и управление. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  89. В.М. Высшее техническое образование / В.М. Жураковский- Под ред. В. М. Жураковского. М., 1998. — 304 с.
  90. Л.Н. Дидактическая система гибкой математической подготовки/Л.Н. Журбенко. Казань: Мастер Лайн, 1999. — 160 с.
  91. В.М., Рак Н.Г. Методические материалы по курсу «Организация управленческого труда». М.: ВВШУ АПК, 1985. — 136 с.
  92. JI.B., Свистунов В. М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ, 1995. — 187 с.
  93. Д., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. М.: Дело. 1993. — 304 с.
  94. И.А. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования: Моногр. / И. А. Ивлиева, В. П. Панасюк, Е. К. Чернышова. СПб.: Институт профтехобразования РАО, 2001.-152 с.
  95. И.А. Методолого-теоретические основы оценочно-критериальной системы многоуровневой профессиональной подготовки / И. А. Ивлиева. СПб.: Радам, 1998. — 143 с.
  96. С.Д. Управление качеством: Учеб. для вузов / С. Д. Ильенкова, НД. Ильенкова- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 199 с.
  97. Г. Л. От педагогической парадигмы к образовательной/ Г. Л. Ильин // Высшее образование в России. 2000. — № L — С. 64 — 69.
  98. Г. Л. Философия образования (идея непрерывности)/ Г. Л. Ильин. М.: Вузовская книга, 2002. — 224 с.
  99. Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. М.: Знание, 1972. — Вып. 1. — 72 с.
  100. А.Н. Кадры управления в корпорациях США. М.: Наука, 1988. — 144 с.
  101. К. Японские методы управления качеством/К. Исикава. -М.: Экономика, 1988. 246 с.
  102. С .Я. Фундаментализация обучения в вузе как основа повышения его качества/С.Я. Казанцев, JI.A. Казанцева// Педагогическое образование и наука, С. 12−14.
  103. Ш. Калинин И. В. Стратегия подбора кадров как стилевая характеристика управленческой деятельности руководителя: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1996. 25 с.
  104. Е.М. Опыт определения затрат на обеспечение и повышение качества продукции в машиностроении / ЕМ. Карлик, Д. С. Демиденко. Л.: ЛДНТП, 1982. — 27 с.
  105. ПЗ.Карякин A.M., Громов А. В., Солдатов А. А. Управление персоналом. Иваново: МО ИГЭУ, 2002. — 168 с.
  106. В. А. Проблемы управления качеством в вузах/В.А. Качалов// Стандарты и качество. 2000. — № 10. — С.96 — 100.
  107. В.Е. Введение в социальную философию/В.Е. Кемеров. -О.: Аспект Пресс, 1996. 145 с.
  108. А.А. Интегративные основы широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе/А.А. Кирсанов, A.M. Кочнев. Казань: АБАК, 1999. — 290 с.
  109. А.А. Методологические и методические основы профессионально педагогической подготовки преподавателя высшей школы / А.А. Кирсанов- Под ред. А. А. Кирсанова, В. Г. Иванова, Л. И. Гурье. — Казань: Карпол, 1997. — 293 с.
  110. А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста: Моногр./А.А. Кирсанов. — Казань: КГТУ, 2000.-228 с. ил.
  111. А.И. Психология управления. М.: Академия МВД, 1979. -521 с.
  112. Е.А. Пути в профессионализм. М.: Флинта, 2003. — 318 с.
  113. Е.А. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов/Е.А.
  114. . М.- Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 350 с.
  115. Е.А. Психология профессионала. Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 400 с.
  116. А.Е. Экономическая метрология/А.Е. Когут. JL: Наука, 1990. -189 с.
  117. JI.A. Управление качеством продукции в промышленности США/Л.А. Конарева. М.: Наука, 1977. — 256 с.
  118. В.В. Фундаментализация профессионального образования специалиста в технологическом университете. Моногр./ В. В. Кондратьев. Казань: КГТУ, 2000. — 323 е.: ил.
  119. Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста/ Э. Коротков// Высшее образование в России. 1995. — № 2. -С. 72−78.
  120. Н. К проблеме оценки качества подготовки специалистов/Н. Крикунов// Альма матер. 2002. — № 4. — С.9 — 12.
  121. М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе: дидактические основы построения и реализации системы: Дис. д — ра пед. наук / М. Р. Кудаев. Майкоп, 1998.
  122. Л. Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. Кишинев: Штиница, 1983. — 158 с.
  123. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества специалистов образования. М.: ИЦ, 2001. — 143 с.
  124. Н.В. Методы акмеологического исследования. М.: ИЦ, 2002. — 194 с.
  125. Н.В. Предмет акмеологии. СПб.: Политехника, 2002. -189с.
  126. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. М.: Высшая школа, 1993. — 121 с.
  127. Г., О.Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: Т.2. М.: Прогресс, 1981.-512 с.
  128. И.Д. Практический менеджмент. М., 1995. — 442 с.
  129. А.А. Звезды качества / А. А. Лапидус // Стандарты и качество. 1997. — № 7, — С. 47 — 53.
  130. B.C. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика./В.С. Леднев- Под. ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. М.: Моск. псих. — соц. ин — та- Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. — 384 с.
  131. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы/В.С Леднев. М. Высш. шк., 1991. — 224 с.
  132. Личностно-профессиональное развитие государственных служащих как объект психолого-акмеологического мониторинга (коллективная монография) М.: изд-во РАГС, 2004. 230 с.
  133. Т.Н. Технология формирования корпоративного сознания персонала организаций // Акмеология. 1996. — № 2 — С.27−40.
  134. В. Система качества для образовательных услуг/В. Логачев // Высшее образование в России. 2001. — № 1. — С. 20 — 24.
  135. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 448 с.
  136. Л.Ю., Кудряшов А. В. Взаимосвязь управленческого имиджа и культуры организации // Акмеология. 2003. — № 2, С.68−74
  137. Д.С. Экономика качества продукции/Д.С. Львов. М.: Экономика, 1972. — 316 с.
  138. М.И. Поиск и отбор персонала. Практическое пособие для руководителей и специалистов кадровых служб. М.: Бизнес- школа, 1997. -80 с.
  139. Е. Информационное общество и парадигма экономической теории/Е. Майминас // Вопросы экономики, 1997, — № 11. -С.86−95.
  140. В.А. Экономика метрологического обеспечения качества продукции и ресурсосбережсния/В.А. Патричный. М.: Изд — во стандартов, 1990.-242 с.
  141. Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга/ Д. Ш. Матрос, Д. М, Полев, Н. Н. Мельникова. М.: Педагогическое общество России, 1999.-96 с.
  142. Международные стандарты. Управление качеством продукции. ИСО 9000 ИСО 9004, ИСО 8402. — М.: Изд. стандартов. — 1988.
  143. О.Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова и др. М.: Смысл, 1999. — С. 265−281. -377 с.
  144. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000 2001 в высших учебных заведениях / Д. В. Пузанков, А. В. Олейник, B.C. Соболев, С. А. Степанов. — СПб.: СПбГЭТУ ЛЭТИ, 2003.-220 с.
  145. Методы системного педагогического, исследования /Под ред. Н. В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. — 207 с.
  146. .С. Основные направления и программа развития инженерного образования в России/ Б. С. Митин, В. Ф. Мануйлов. М.: Ассоциация инженерного образования РФ, 1995. — 57 с.
  147. Г. А. Образование как рабочее поле интеграции/Г.А.
  148. Монахова // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 52 — 55.
  149. О.В. Выявление и педагогическая интерпретация социального заказа системе образования: Дис. канд. пед. наук /О.В. Морева. Тюмень, 1996. — 192 с.
  150. Научные основы проектирования образовательных программ в системе обеспечения качества профессиональной подготовки менеджера / Н. П. Пучков, A.JI. Денисова, Б. И. Герасимов, Г. Н. Алексеева. М. Машиностроение — 1, 2003. — 96 с.
  151. A.M. Методология образования/А.М. Новиков. М.: Эгвес, 2002. — 320 с.
  152. Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах: Науч.-метод. пособие/Т.Г. Новикова. М.: АПК и ПРО, 2002. -112 с.
  153. Образование: скрытое сокровище. Докл. междунар. Комис. по образованию XXI века, предоставл. для ЮНЕСКО. М.: ЮНЕСКО, 1997. — 295 с.
  154. Общая теория управления / Под ред. Беляева А. А., Варламова К. И., Пищулина Н. П. М.: РАУ, 1994. — 300 с.
  155. В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики:
  156. Учеб. пособие/В Ю. Огвоздин. М.: Дело и сервис, 1999. — 160 с.
  157. В.В. Всеобщее управление качеством: Учеб./ В. В. Окрепилов. СПб.: СПб УЭФ, 1996. — 454 с. 168.0сницкий А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностика. М.: ИПТК, 1996. — 125 с.
  158. В.П. Системное управление качеством образования в школе /Б.П. Панасюк- Под ред. Л. И. Субетто. Изд. 2-е. Спб.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.-239 с.
  159. П.А. Кадры управления производством: деятельность, формирование. М.: Экономика, 1985. — 160 с.
  160. В.Ф. Образование и культура: аспект гуманизации. Итоги XX века: гуманизация образования проблемы и перспективы: Сб. науч. докл. междунар. науч. — метод. конф./В.Ф. Печенко, — Витебск, 1998, -4.1, -С.8−12.
  161. Э.П. Инновационные процессы в бизнесе и образовании: методологический аспект/Э.П. Печерская. М. МСЭУ, 2003. — 282 с.
  162. Л.И. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагог, вузов и педагог, колледжей / Л.И. Пидкасистый- Под ред. Л. И. Пидкасистого. М., 1996. — 602 с.
  163. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс. 1986. — 312 с.
  164. Поташник М. М, Управление качеством образования: Практикоориентированная моногр. и метод, пособие/ М.М. Поташник- Под ред. М. М. Поташника, М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448с.
  165. В. Как оценить специалиста? // Управление персоналом. -1998. -№ 9. -С.16−23.
  166. Профессионализм административно-политических элит (философско-социологический и акмеологический подходы) / Общ. ред. Игнатова В. Г. Ростов на /Д.: СКАГС, 2002. — 424 с.
  167. Н.П. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалиста в условиях технического вуза: Дис.. докт. пед. наук. Тамбов, 2004. — 389 с.
  168. Э.П. Экспертные методы в оценке качества товаров / Э. П. Райхман, Г. Г. Азгальдов. М.: Экономика, 1974. — 151 с.
  169. С чего начинается качество? / Б. Бойцов, Ю. Членов, Ю. Крянев, 10. Азаров, Ю. Копырин // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С.40 -46.
  170. Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция: доклад / Н. А. Селезнева. М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. -19 с.
  171. Н.А. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально программный подход/Н.А. Селезнева- Под науч. ред. Н. А. Селезневой, Л. И. Субетто. М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — 199 с.
  172. С.К. Центр оценки: групповая деятельность, управленческая технология, исследовательская лаборатория. М.: ГУУ. 1999. — 184 с.
  173. В.П. Системный подход — основа педагогического менеджмента / В. П. Симонов // Педагогика, 1994. — № 1. — С. 14−18.
  174. М.Н. Содержание общего среднего образования / М. Н. Скаткин, В. В. Краевский. М.: РАО, 1981.
  175. Н. Японский феномен менеджмента // Риск 1993. — № 1. -С. 12−19.
  176. Г. Б. Управление качеством образования в университете на основе мнения потребителя образовательных услуг / Г. Б. Скок, Е. А. Лебедева // Университетское образование: практика и анализ. — Екатеринбург, 2001. № 3 (18). — С. 72 — 77.
  177. В.А. Психология и педагогика / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. М.- 2001. — 478 с.
  178. В.М. Стандарты в управлении качеством образования / В. М. Соколов. Н. Новгород. Нижегород. ун — т, 1993. — 127 с.
  179. В.Н. Система качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000). Учеб. пособие / В.Н.
  180. Спицнадель. СПб.: Изд. дом Бизнес — пресса, 2000. — 336 с.
  181. Степанов С. Ю, Полищук О. А., Семенов И. Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. М.: РАГС, 1996. — 48 с.
  182. А.И. Концепция стандарта качества базового высшего образования / А. И. Субетто // Системная методология стандарта и проблема нормативного отражения в стандарте фундаментализации образования. М.: Петр. акад. Наук и искусств. — 1992.
  183. А. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах / А. Суханов //Высшее образование в России. -1996. -№ 3. С. 17 — 33.
  184. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975. — 344 с.
  185. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке / Ю. Т. Татур.- М.- Госкомвуз РФ, 1994. 62 с.
  186. Теория управления / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко и А. П. Панкрухина. М.: РАГС, 2003. — 558 с.
  187. П. И. Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. М. Новая школа, 1997. -288 с.
  188. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития, теория и практика. М.: Флинта, 1998. — 271 с.
  189. TQM XXI. Проблемы, опыт, перспективы. Вып. 1. Академия проблем качества России. М.: АО ТКБ Интерсертифика, 1997.
  190. Ю.В. Разработка психологической проблемы профессиональной ориентации в США // Вопросы психологии. 1971. -№ 1.-С. 56−68.
  191. Управление персоналом. Учебник. / Общ. ред. А. И. Турчинова. М.: РАГС, 2002. — 488 с.
  192. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты/ А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. П. Молчанова. М.: Вита — Пресс, 1998. — 256 е.: ил.
  193. А. Контроль качества продукции / А. Фейгенбаум. -М.: Экономика, 1986. 175 с.
  194. Л.И. Обратная связь в управлении педагогическими системами: опыт классификации и конструирования / Л. И. Фишман. — СПб., 1993.-393 с.
  195. Формирование системы менеджмента качества образовательных услуг университета / С. В. Мищенко, С, В. Пономарев, Н. П. Пучков, Ю. Х. Ахохов // Вестник ТГТУ. 2002. — Т.8, № 4. — Рубрика 5А. — репринт № 06, 80 с.
  196. Дж. X. Управление качеством в американских корпорациях / Дж. X. Харрингтон. М.: Экономика, 1990. — 323 с.
  197. Н. Высшая школа XXI века: проблема качества / Н. Чебышев, В. Каган // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 1926.
  198. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов / Д. Б. Чернилевский. М.: ИНИТИ — ДАНА, 2002. -437 с.
  199. В.Д. Проблема системогенезиса профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  200. А.Д. Качество и информация / А. Д. Шадрин // Стандарты и качество. 1996. — № 4. — С. З 0 — 33.
  201. Р.Х. Исследование социально-психологических механизмов руководства педагогическим коллективом: Автореф. дисс. доктора психол. наук. Казань, 1978. — 48 с.
  202. А.А. Оптимизация оценивания интеллектуальных способностей управленческих кадров: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 2001.-21 с.
  203. Шестакова J1.JI. Внедрение метода непрерывного совершенствования качества в американских высших учебных заведениях / JI.JI. Шестакова// Сертификация. 1995. -№ 1.
  204. С.Е. Школа: мониторинг качества образования/ С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Пед. общество России, 2000. — 320 е.: Прил.
  205. Янг С. Системное управление организацией. М.: Советское радио, 1972.-455 с.
  206. Ball С. What the hell is quality? // С. Ball. Fitness for Purpose. -Guildford: SRHE. 1985.
  207. Bandura A. Self-efficacy mechanism in psychobiologic functioning. In R. Scwarzer (Ed.). Washington, D.C.: Hemisphere, 1992. — 240 p. P.24.
  208. Bandura, A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies. New York: Cambridge, 1995. — 425 p.
  209. Beaumont H. The psychology of personnel. New York, 1946, p. 86.
  210. Bretz R.D., Rynes S.L., Gerhart B. Recruiter perception of applicant fit: implications for individual career preparation and job search behavior // Journal of vocational behavior, December 1993 v. 43, n. 3, p. 310−327.
  211. Continuous teacher training in a technical university based on the integration programmes/ S, V. Mischenko, S, I. Dvoretsky, N. P. Puchkov, V.P. Tarov //6th UICEE ANNUAL CONFERENCE ON ENGINEERING EDUCATION, Cairns, Australia, 2003, S. 45 — 48.
  212. Costa P.T., JR., & McCrae R.R. NEO-PI-R: Professional Manual. Odessa. Fla.: Psychological Assessment Resources, 1992. — 437 p.
  213. Fein М. Improshare: An alternative to traditional managing. USA, California, San Francisco, Jossey-Bass Inc., 1983 — 121p.
  214. Grant J. The proactive personality scaie and objective job performance among real estate agents.- Journal of Applied Psychology, 1995.- 472 p.
  215. Harris M.M. Reconsidering the employment interview: a review of recent literature and suggestions for future research // Personal psychology, 1990-v. 42, n. 4, p. 691−726.
  216. Harvey L. Defining Quality / I,. Harvey, P. Green // Assessment and Evaluation in Higher Fducation. 1993. — Vol. 18,1. — P. 9 — 34.
  217. Macan Т.Н., Dipboy R.L. The relationship of interviewers preinterview impressions to selections and recruitment outcomes // Personal psychology, 1990-v. 43, n. 4, p. 745−768.
  218. Puchkov N.P. A complex evaluation of the education quality of university graduates / N.P.Puchkov // 3rd Global Congress on engineering education. Glasgow, United Kingdom, 2002. — P. 200 — 202.
  219. Raymark P., Schmidt M. And Guion R. Identifying potetially useful>personality constructs for emplovee selection.- Personnel Psychology 50, 1997.- • 720 p.
  220. Super D.E., Martin S., Bohn J. Occupational psuchology. Tavistok Publication Ltd, London, 1971.-356 p.
Заполнить форму текущей работой