Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Консалтинговые услуги в стратегии обеспечения национальной экономической безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных данных и результатов исследований, представленных в печатных изданиях и в сети Интернет. Информационной базой исследования, в том числе послужили обзоры международных экономических организаций, таких как ВТО, МВФ и ОЭСР, данные исследований рейтингового агентства «Эксперт-РА», Ассоциации консультантов по управлению… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
    • 1. 1. Теоретико-методологические основы обеспечения национальной экономической безопасности в условиях формирования информационного общества
    • 1. 2. Формирование системы обеспечения национальной экономической безопасности России
    • 1. 3. Разработка методологических принципов реализации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности России
  • ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
    • 2. 1. Анализ понятий и сущности консалтинговых услуг как продукта развития информационного общества
    • 2. 2. Оценка основных направлений и перспектив развития сферы консалтинговых услуг
    • 2. 3. Стратегические приоритеты и факторы развития рынка консалтинговых услуг в России
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 3. 1. Выявление основных направлений использования консалтинговых услуг в вопросах обеспечения национальной экономической безопасности
    • 3. 2. Разработка модели использования консалтинговых услуг в процессе реализации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности
    • 3. 3. Оценка эффективности использования консалтинга в процессе мониторинга угроз национальной экономической безопасности
  • ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
    • 4. 1. Определение принципов привлечения консалтинговых услуг в системе государственного управления РФ
    • 4. 2. Разработка предложений по созданию аналитического консультационного центра при Президенте РФ
    • 4. 3. Макроэкономические параметры эффективности консалтинговых услуг в устойчивом развитии национальной экономики России

Консалтинговые услуги в стратегии обеспечения национальной экономической безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблемы обеспечения национальной безопасности уже более 20 лет находятся в центре общественного внимания, они стали предметом обсуждения, как представителей различных областей научного знания, так и властных структур. Однако в складывающихся условиях нестабильности мировой экономики, финансовых кризисов, ускорения процессов глобализации и усиления конкуренции на мировых рынках, защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности России в сфере экономики приобретают важнейшее значение и требуют системных и скоординированных действий всех ветвей власти, предпринимательского сообщества и широких слоев общественности.

Общепризнанно, что национальная безопасность является комплексной категорией, выражающей сложноструктурированное, многоуровневое явление общественной жизни. В то же время угрозы национальным интересам в большинстве случаев имеют экономические источники образования, поэтому в основе концепции национальной безопасности развитых стран лежат экономические приоритеты, заключающиеся в обеспечении национальных интересов в сфере экономики. Отсутствие стратегии развития, и, как первопричины, общенациональной идеологии неизбежно будет негативно сказываться на темпах развития, эффективности принятия политических и социально-экономических решений. В связи с этим наиболее актуальным направлением в сфере национальной безопасности применительно к отдельной стране является обеспечение национальной экономической безопасности.

Кроме того в настоящий момент происходит очередной этап технологической революции — становление информационного общества. Современные средства передачи и обработки информации обеспечивают человечеству широкие возможности производства и удовлетворения потребностей. Идет процесс формирования нового геоэкономического пространства, когда экономический рост государства будет определяться не только ресурсами страны, но и степенью ее интеграции в мирохозяйственную систему. При этом доля интеллектуальной составляющей в цене товара на мировых рынках постоянно растет, а доля природно-ресурсной составляющей устойчиво падает. В связи с этим постоянно меняются и совершенствуются экономические принципы сотрудничества между хозяйствующими субъектами. Эти процессы нуждаются в методическом обосновании со стороны экспертов, а не с точки зрения непосредственных руководителей. Особенно это касается процедур принятия основополагающих решений в пределах национальной экономики, и по отношению к наднациональным потокам материальных и интеллектуальных ценностей, затрагивающим национальные интересы.

Поэтому во многих странах мира решение проблем обеспечения национальной экономической безопасности связывают в значительной степени с качеством менеджмента, основанного на применении новейших методических и методологических разработок в системе управления народным хозяйством. Таким образом, одним из условий интеграции России в международную систему экономических взаимоотношений является совершенствование механизма эффективного использования и передачи современных методов и технологий экономического анализа и управления. Эти факторы предопределяют также необходимость учета новых технологий управления в системе обеспечения национальной экономической безопасности, что в свою очередь, обосновывает I актуальность разработки методологии управленческого процесса и привлечения экспертов для решения этих задач. При этом очень важно, чтобы в процессе государственного управления также применялись современные методы стратегического планирования и управления, увязанные с механизмами принятия решений.

Таким образом, в условиях кризиса, от наличия интегрированных информационных ресурсов, адекватных потребностям системы управления экономикой, от возможности их эффективной аналитической обработки при принятии решений — все больше зависит успешность реализации целей развития экономической системы в целом и обеспечения национальной экономической безопасности в частности. Эффективность применения современных методов управления все чаще связывается с привлечением консалтинговых услуг. Профессиональные консультанты оказывают прямое влияние на принятие важнейших управленческих решений в различных секторах экономики, в том числе в системе исполнительной власти (например, Совет экономических консультантов при президенте США). При этом, как подсказывает опыт США, привлечение консультантов становится особенно актуальным в процессе выхода страны из глобального финансово-экономического кризиса.

Российский рынок консалтинга развивается на данном этапе усиленными темпами. Российские консалтинговые фирмы уже формируют свои базы данных (фонды методов, банки знаний). Начинает прослеживаться тенденция к межкорпоративному обмену методами, в том числе и путем публикаций в открытой печати. Однако совершенно ясно, что доминирующие позиции на консалтинговом рынке России к местным фирмам пока не перешли. Это не типично и для большинства других национальных рынков. В подавляющем большинстве стран мира, в том числе и в самых развитых, глобальные лидеры уже многие годы занимают господствующее положение в консалтинговой отрасли. Однако, учитывая национальную самобытность России, с точки зрения национальной безопасности данная ситуация требует коррекции.

В то же время, несмотря на наличие института специалистов по консалтингу, внешних консалтинговых организаций и служб внутреннего консалтинга говорить о высоком уровне развития рынка консалтинговых услуг и его значительной роли в системе национального хозяйства России весьма преждевременно. Во многом это результат институциональной несостоятельности всех систем управления в нашей стране и, в первую очередь, отсутствие стандартов качества в сфере государственного управления. Очень часто решения, принимаемые на государственном уровне, не согласуются с мнениями экспертов, что ведет к их экономической неэффективности.

Все вышесказанное обосновывает актуальность темы диссертационного исследования и тех задач, которые поставлены в работе.

Степень разработанности темы исследования. Актуальность и значимость проблем становления и развития консалтинга обусловили интерес к нему со стороны ученых. Однако различные аспекты консалтинговых услуг в международных экономических отношениях и в рамках развития национальных экономик стали затрагиваться в научных публикациях лишь во второй половине XX века, когда форсированными темпами стали развиваться новые формы международного бизнеса на фоне общего усложнения экономических механизмов, развития информационного общества и процессов глобализации и в мировой экономике.

Среди зарубежных авторов, которые посвятили свои работы комплексному исследованию проблем консалтинга, существенный вклад в разработку названной тематики внесли С. Бриалт, Ф. Кросман, М. Кубр, М. Кэмпбелл, С. Макконелли, К. Макхем, М. Мескон и др.

В отечественной литературе интересны и значимы исследования общих проблем управленческого консультирования таких ученых, как В.И. Алешни-ковой, А. Д. Белявского, А. В. Березного, В. Большакова, М. Вынимко, А.А. Го-ворина, В. А. Гончарук, А. В. Громова, Н. В. Духана, М. Р. Душака, О.Е. Елма-шева, B.C. Ефремова, Г. М. Казиахмедова, С. Каменицера, В. И. Козлова, М. И. Кныша, Ю. Д. Красовского, А. Д. Кузьмичева, X. Линде, Ф. Липтак, А. Е. Лузина, Б. А. Перекатова, В. Г. Полякова, Г. В. Пономаренко, Г. Х. Попова, А. П. Посадского, А. И. Пригожина, И. Прокопенко, Ю. Раджюкинаса, З. П. Румянцевой, Н. А. Старова, Е. В. Табалы, В. Томилова, К. Тыниссоо, М. Л. Тюнякина, Ю. П. Тютикова, Э. А. Уткина, Ю. Ушанова, С. В. Хайниша, Г. В. Хомерики, К. Чакырова, Н. Д. Эриашвили, Г. Б. Шишкова, Е. Г. Яковенко и др. Вопросам развития консалтинговых услуг применительно к отдельным направлениям управленческой деятельности и сферам экономики посвятили свои работы И. Н. Дрогобыцкий, В. Е. Адамов, И. Т. Балабанов, Л. С. Бляхман, Е.А. Горбаш-ко, А. П. Жевтяк, А. Е. Карлик, B.C. Кабаков, А. Б. Крутик, С. Э. Пивоваров, А. Б. Титов, А. Д. Шеремет и др.

Проблема национальной экономической безопасности стала предметом исследования с конца 80-х — начала 90-х годов, но, однако, с этого времени достаточно активно разрабатывается как в научных кругах, так и на государственном уровне. Концептуальные разработки этой проблемы периодически фиксируются в различных законодательных, исполнительных и иных государственных документах, основные из которых — Государственная стратегия экономической безопасности РФ и Концепция национальной безопасности РФ.

Теоретические исследования общих проблем национальной безопасности, включающие в себя элементы обеспечения экономической безопасности находят свое отражение в трудах и монографиях В. К. Сенчагова, А. Н. Илларионова, С. Ю. Глазьева, А. В. Харламов, А. И. Архипова, Е. М. Бухвальда, Ю. И. Аболенцева, Л. С. Аникина, И. Я. Богданова, Н. П. Ващекина, А. Д. Урсула, М. А. Дзлиева, Е. Н. Ведуты, О. А. Грунина, В. С. Загашвили, А. В. Колосова, Г. В. Коржова, В. И. Лукашина, В. П. Новикова, Е. А. Олейникова, Т. Д. Ромащенко и других ученых.

Однако ситуация, сложившаяся в России, где современный рынок услуг консультирования не выполняет своих макроэкономических функций, выявила необходимость изучения многих теоретических и практических вопросов формирования механизмов в области эффективного использования услуг консалтинга при решении задач обеспечения национальной экономической безопасности на современном этапе, что и определило выбор темы диссертации.

Исходная научная гипотеза исследования состоит в необходимости и возможности формирования в системе обеспечения национальной экономической безопасности сектора консалтинговых услуг, являющегося аналитическим центром исполнительной власти на любом уровне управления.

Такая проблема, как безопасное развитие народно-хозяйственного комплекса России, приобретает особое значение, а основой концепции по обеспечению национальной экономической безопасности должен быть динамичный процесс совершенствования государственного управления экономикой и развития всех отраслей народного хозяйства, согласованный с поэтапным процессом создания макроэкономических условий благоприятствующих устойчивому развитию хозяйствующих субъектов. Именно так, можно создать экономическую основу, при которой государственное управление не нарушило бы объективных, обусловленных рыночными механизмами границ макроэкономического воздействия на процессы социально-экономического развития и сочеталось бы при этом с инновационной инициативой и социальной ответственностью органов управления за конечные результаты своей деятельности.

В основе исследования лежит концепция информационного общества, которая базируется на том, что информационные ресурсы начинают играть главную роль в управлении государством и бизнесом. Информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для социального или коммерческого использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. Продукт консалтинговых фирм по своему типу относится к информационному (знания, методики, рекомендации). При этом особенности сферы консалтинговых услуг в России, несомненно, отразятся на способах и качестве аналитического сопровождения стратегии обеспечения национальной экономической безопасности.

Таким образом, необходимыми условиями формирования эффективной стратегии обеспечения национальной экономической безопасности:

• активная позиция профессиональных консультантов в структуре исполнительной власти, осознающих приоритет долгосрочных стратегических целей развития государства, в том числе учет национальных интересов России;

• создание системы мониторинга в стратегии обеспечения национальной экономической безопасности, превращение прогнозных документов социально-экономического развития в инструмент определения приоритетной динамики управленческих решений.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступают экономические аспекты национальной безопасности Российской Федерации и сфера консалтинговых услуг в России. Предметом исследования — система научных положений, методологическая база, принципы, методы и модели использования консалтинговых услуг в стратегии обеспечения национальной экономической безопасности.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является развитие теоретических основ и разработка методологии использования консалтинговых услуг в стратегии обеспечения национальной экономической безопасности. Эта цель обусловила постановку следующих задач:

• дать оценку происходящим в мире экономическим преобразованиям в контексте развития информационного общества;

• проанализировать содержание понятия национальной безопасности России в условиях информационного общества;

• разработать и структурировать экономические параметры обеспечения национальной безопасности государства;

• обосновать принципы реализации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности России на современном этапе;

• провести анализ и обобщить экономическое содержание понятий «консалтинг» и «консалтинговые услуги» в научных трудах на разных стадиях экономического развития общества;

• исследовать процессы формирования, особенности и структуру сферы консалтинговых услуг в международном масштабе и выделить показатели макроэкономической эффективности этой отрасли;

• выявить особенности становления и определить приоритеты развития сферы консалтинговых услуг в России;

• обосновать целесообразность использования результатов консалтинговой деятельности в вопросах разработки и реализации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности;

• проанализировать способы и методы организации консалтинговой деятельности в целях информационного и аналитического обеспечения управленческих технологий;

• разработать модель использования консалтинговых услуг в стратегии обеспечения национальной экономической безопасности;

• разработать организационно-экономический механизм консультирования в системе обеспечения национальной экономической безопасности;

• на основе полученных теоретических выводов и обобщения мировой практики обосновать предложения по расширению спектра консалтинговых услуг в сфере обеспечения макроэкономической эффективности государственного управления в России.

Методология исследования и материалы, на основе которых выполнена работа. Теоретико-методологическую основу исследования составили системный подход, методы сравнительного анализа, логического моделирования и экспертных оценок, а также фундаментальные положения теории управления социально-экономическими системами и концепции развития сферы услуг. Выполненные в диссертации исследования базируются на достижениях экономической науки, науки об управлении, на исследованиях проблем обеспечения национальной безопасности, формирования сферы консалтинговых услуг, развития методов консалтинга, нашедших отражение в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов. При разработке решений и рекомендаций использовались различные взаимодополняющие методологические подходы, включая системный подход в его субъектно-объектном и функционально-структурном аспектах, когнитивный и синергетический подходыметоды и приемы научного исследования, в том числе экономическая диагностика и мониторинг, ситуационный, структурный и динамический анализ, концептуальное моделирование, табличная и графическая интерпретация фактологической информации. В ходе исследования применялись методы управленческой диагностики и консультирования, социально-экономического обследования, экспертных оценок.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных данных и результатов исследований, представленных в печатных изданиях и в сети Интернет. Информационной базой исследования, в том числе послужили обзоры международных экономических организаций, таких как ВТО, МВФ и ОЭСР, данные исследований рейтингового агентства «Эксперт-РА», Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР), Института организационного развития, Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ), Федерации европейских ассоциаций консалтинговых фирм (FEACO), Management Consulting Association (Великобритания), информация, размещенная на интернет-сайтах консалтинговых компаний, а также публикации периодических изданий. Также были использованы официальные публикации международных организаций системы ООН, ЮНКТАД, ЮНИДО, ЕС, отчеты, доклады, рабочие материалы и рекомендации международных организаций по вопросам национальной экономической безопасности, данные международных и национальных ассоциаций по вопросам консалтинга. В качестве источников использовались также официальные материалы, характеризующие экономическое положение России, внешнеэкономическую деятельность, состояние научно-технической, промышленной и экономической политики России. В ходе работы над диссертацией были использованы положения действующего законодательства и нормативно-правовые документы, касающиеся реализации стратегии обеспечения экономической безопасности и организации оказания консультационных услуг. Автор использовал также данные социально-экономического развития и материалы статистических сборников Госкомстата РФ.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании концептуальной модели консалтинга в системе обеспечения национальной экономической безопасности, разработке методологических основ и организационно-прикладного инструментария использования консалтинговых услуг в процессе принятия решений на любом уровне государственного управления.

Наиболее существенные результаты исследования, составляющие его научную новизну, состоят в следующем.

• На основе анализа теоретических и концептуальных предпосылок, лежащих в основе развития современного государства, дана оценка основным положениям концепции национальной безопасности государства и определено ее функциональное содержание, исходя из приоритетности национально-государственных интересов и методов их обеспечения.

• Обосновано принципиальное содержание понятия «национальная экономическая безопасность», в котором состояние безопасности экономики ставится в зависимость от национальных особенностей развития государства и от приоритетности следования национальной идее в интересах общества. Национальная экономическая безопасность оценивается по способности государства через структуры управления отстаивать собственные экономические интересы в процессе интеграции в систему мирового хозяйства. Выявлены также определяющие факторы, которые характеризуют состояние экономики в аспекте обеспечения национальной экономической безопасности.

• На основе анализа концепции информационного общества и вывода об изменении экономического содержания информации на современном этапе обоснован тезис о том, что роль консалтинга в экономическом развитии государства приобретает значимость макроэкономического параметра, влияющего на формирование критических факторов экономики, особенностей производства, конкурентных преимуществ и технологии менеджмента. Выявлены основные тенденции развития международной сферы консалтинговых услуг, которые оказывают влияние на результаты экономической деятельности, как крупных корпораций, так и национальных правительств.

• Обосновано определение консалтинга как потенциального ресурса стабильного экономического роста, что является существенным фактором для развития российской экономики. Дана расширенная трактовка понятию, содержанию и структуре консультационного продукта и консалтинговой услуги в аспекте их интеллектуально-информационной и методологической составляющей.

• Выявлены основные факторы, обусловившие активизацию спроса на услуги профессиональных консультантов в России, среди которых повышение интенсивности конкурентных процессов в различных отраслях и хозяйственных сферах, в том числе в социальной сферемодернизация российской экономикиразвитие внутреннего консалтинга на крупных промышленных и финансовых предприятиях. Обоснован вывод о необходимости государственной поддержки развития сферы консалтинговых услуг в целях поддержки развития предпринимательства. Сделана попытка сформулировать характеристики консалтинговых услуг, востребованных с учетом специфики экономики России и призванные обеспечить системное видение управленческих процессов и способность к инновационным изменениям.

• Обоснована целесообразность привлечения консалтинговых услуг для разработки стратегии обеспечения национальной экономической безопасности через механизм аутсорсинга в системе государственного управления. Дана характеристика основным направлениям использования консалтинговых услуг в процессе разработки и реализации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности. Предложена логическая модель, характеризующая роль консультационных услуг в разработке стратегии обеспечения национальной экономической безопасности, и дана оценка основным преимуществам привлечения консультантов.

• Разработаны методологические и методические основы формирования системы мониторинга угроз национальной экономической безопасности. Определены основные цели и задачи использования консалтинговых услуг в системе мониторинга угроз национальной экономической безопасности. Предложена структурная схема постоянного мониторинга угроз национальной экономической безопасности России.

• На основе анализа американского и российского опыта использования научных консультаций при подготовке государственных решений разработаны рекомендации по созданию аналитического консультационного центра при Президенте РФ, отвечающего за разработку и эффективность реализации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности. Определены факторы, обусловливающие выбор форм и механизмов осуществления консалтинга в системе государственного управления.

• Определены приоритеты макроэкономической эффективности использования консалтинговых услуг в стратегии развития российской экономики.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется актуальностью цели исследования и достигнутым уровнем разработанности задач, анализом и обобщением зарубежного опыта решения сходных проблем, обоснованием концептуально-методологических подходов, направленных на повышение эффективности стратегии обеспечения национальной экономической безопасности РФ. Теоретические результаты исследования позволяют расширить горизонты научного поиска в особенности в сфере консалтинга, как формирующейся отрасли российской экономики.

Практическая значимость результатов исследования определяется разработкой прикладного инструментария, включающего методики, рекомендации, алгоритмы, показатели оценки макроэкономической эффективности консалтинговых услуг в системе государственного управления, которые могут быть использованы государственным менеджментом для повышения обоснованности управленческих решений в сфере обеспечения национальной экономической безопасности. Практическое значение имеют рекомендации по формированию аналитического центра в системе обеспечения национальной экономической безопасности, созданию в системе исполнительной власти консультационного совета, обеспечению информационно-методического сопровождения управленческих решений, мониторингу угроз национальной экономической безопасности.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях и нашли отражение в публикациях автора. Материалы диссертации, ее выводы и рекомендации нашли применение в учебном процессе ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Публикации. По теме диссертации опубликованы 30 научных трудов общим объемом более 30 печ.листов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как показывает анализ происходящих по всему миру кризисных явлений финансовая глобализация зашла настолько далеко, что в распоряжении крупных международных фондов сегодня сосредоточены крупные финансовые ресурсы, способные обрушить экономику любой страны. У финансового капитала появилось много новых возможностей для самовозрастания, минуя сферу производства и торговли: наличие оффшорных зон, втягивание в сферу финансовых спекуляций и пирамид средств социальных фондов, широкое распространение новых финансовых инструментов и операций (деривативов, опционов и т. п.), дающих возможность для финансовых манипуляций и подрывающие реальный сектор экономики. В то же время, подрывая национальную экономику и национальный суверенитет, неолиберальная глобализация не создает адекватных политических, экономических, общественных, социальных структур, которые могли бы заменить государство, но на более широком геополитическом пространстве. Вместо этого власть переходит к практически неуправляемым транснациональным корпорациям и международным организациям типа МВФ, ВБ, ВТО. Влияние этих организаций, направлено на унификацию всех национальных экономик вокруг одинакового набора правил, ориентированного в основном на поддержку финансового сектора. Таким образом, для сохранения ресурсного и человеческого потенциалов необходимо поставить во главу угла национальные цели и интересы. Выделение национальных интересов, специфических для каждого конкретного государства тем более важно, что к началу процесса глобализации все страны подошли с разными экономическими потенциалами.

В то же время понятие безопасности воплощает в себе национальные цели, связанные с развитием и воспроизводством ресурсного потенциала государства. Суть национальной безопасности отражает позиционирование государства в системе мирохозяйственных отношений, содержанием которого становится изменение модели хозяйствования и экономической политики ради национально-государственных интересов и интересов общества, с ответственностью за выбор используемых средств, за возможные последствия и результаты. Через категорию национально-государственных интересов сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства: состояние генофонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и социально-культурного процветаниягеополитические и геоэкономические позиции страны в современном мире. Необходимо обеспечить контроль за соблюдением национально-государственных интересов в процессе распределения и перераспределения национального богатства страны, при проведении приватизация государственной собственности, деиндустриализации экономикипри использовании экспортного потенциала и загрузки внутреннего рынка.

Таким образом, функция государства по обеспечению национальной безопасности является приоритетной. А основными задачами, которые стоят перед национальными правительствами являются: построение эффективной экономики с акцентом на решение социальных задачформирование демократического гражданского общества с опорой на национальные традициипреодоление сверхсмертности и увеличение продолжительности жизнирешение проблем здоровья населения и всесторонняя поддержка семейно-брачных отношений. Эти задачи носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

При этом объективно требует разработки и внедрения в социальную практику действенного гражданского и общественного контроля над системой национальной экономической безопасности страны, соответствующего формам, содержанию и практике, принятым в развитых странах мира. Отсутствие политико-правового обоснования и эффективных механизмов такого контроля ведет к тому, что ключевые, жизненно важные для государства и нации решения принимаются узким кругом лиц — представителями исполнительной власти и крупных финансово-промышленных групп, и недоступны для анализа широкой общественности. В любом обществе всегда существуют параллельные конкурирующие понятия безопасности — правящей элиты, силовых структур, олигархических кланов и групп и др. В условиях отсутствия единой национальной идеи эти понятия антагонистичны. Корпоративные интересы и ценности власть предержащих структур, правящих элит, кланов, олигархических групп и т. д., которые подразумевают, прежде всего, самосохранение и процветание существующего режима, при этом выдаются за высшие национальные интересы государства и общества в целом. В свою очередь постоянный конфликт относительно определяющих факторов национальной экономической безопасности, между социальными структурами и группами приводит к резкому снижению эффективности любых стратегий. В конечном итоге, к невозможности рационального использования имеющихся ресурсов и потенциалов. Общественные структуры и организации являются не только необходимым компонентом, но и полноправным партнером государства в разработке проблем национальной безопасности, представляя независимые альтернативные разработки концепций, стратегий и программ. В США, к примеру, в этой области существует свыше 1500 независимых центров и аналитических структур, часто работающих в тесном сотрудничестве и по прямым заказам Совета национальной безопасности США и других государственных институтов.

В то же время взаимоотношения государственных и негосударственных (общественных) структур строятся по принципу взаимодействия и противовесов. Как следствие такого сложного переплетения институтов и их совместных действий рождается и укрепляется новое системное качество, достигается адекватная демократическим государствам степень безопасности и следования базовым национально-государственным интересам. Другая важнейшая функция общественных негосударственных структур — осуществление гражданского контроля над деятельностью системы национальной безопасности в целом и службами безопасности в частности.

Представляется оправданным дать следующее определение: национальная экономическая безопасность — это такое состояние экономики и общественных институтов (в том числе — институтов власти), при котором обеспечивается гарантированная защита национально-государственных экономических интересов на внутреннем и внешнем пространстве, эффективное социально ориентированное развитие народного хозяйства, сохранение экономического потенциала (в том числе — в условиях кризиса), общественный контроль за соблюдениелг национальных интересов в структурах власти при принятии управленческих решений.

Изменение места информации и знаний в процессе производства и потребления благ трансформирует традиционные взгляды на экономическое поведение человека, многократно возрастает значимость человеческого капитала как основного ресурса современного производства. Следует отметить, что в последние несколько лет практически все развитые и многие развивающиеся страны начали разрабатывать национальные программы формирования информационного общества, а некоторые даже приступили к их реализации. В этих условиях все в большей степени актуализируется приращение человеческого капитала за счет постоянного процесса обучения и аккумулирования знаний. В общем случае можно выделить три основных способа получения новых знаний: развитие знаний, покупка знаний, аренда знаний. Аренда привлекательна в том случае, когда: а) консультанты рекомендуют необходимые методы, инструменты и ресурсыб) знание требуется на разовой основев) возникает потребность в проверке и подтверждении информации со стороны экспертаг) консультант может повлиять на исполнительское решение. Именно высоким кумулятивным эффектом аренды знаний объясняется интенсивное развитие консультационного бизнеса, как в зарубежных странах, так и в России. В то же время индустрия информационных технологий начинает играть все более и более важную роль в современном бизнесе. В первую очередь это касается разработки и внедрения корпоративных информационных систем, систем управления производственными процессами, установки и настройки специализированного аппаратного и программного обеспечения. Эта сфера является и наиболее динамичной. Предлагаемый консультантами спектр услуг в этой области включает огромный набор Интернет-проектов, начиная от разработки концепции и дизайна Web-порталов и заканчивая анализом и усовершенствованием сетевой инфраструктуры. Необходимо отметить, что быстрые темпы роста консалтинга привлекают компании из других групп, которые спешат получить свою долю на рынке информационных технологий.

Следует также отметить, что решающее значение на информационно-технологической, и особенно на интеллектуально-духовной стадии развития государства, будет иметь качество национальной элиты, что будет выражаться, прежде всего, в повышении эффективности государственного и общественного управления — оперативности, профессионализме, адекватности и своевременности принимаемых решений. Таким образом, развитие страны невозможно без сознательной подготовки — обучения и воспитания новой российской элиты с базовыми качествами — профессионализмом, ответственностью, способностью к стратегическому прогнозу и оценке последствий принимаемых решений. В основе данного процесса будут лежать принципы консалтинга.

Эффективное управление — это определяющий фактор конкурентоспособности не только бизнес структур, но и национальных правительств. В свою очередь, качество управления определяется использованием новых организационных конструкций, информационных технологий, рационализацией методов принятия решений, т. е. всем тем, чем владеют консультанты. А высокая плата консалтинговым компаниям за их услуги — это плата всего мирового сообщества в бизнесе и в государственном управлении за ускорение научно-технического прогресса, за возможность правильно ориентироваться в усложняющемся мире, за глобализацию экономических структур, за необходимость освоения новых знаний.

При этом важно понимать, что компании, предоставляющие консалтинговые услуги в силу специфики собственных технологических процессов являются самообучающимися организациями. В этой связи особенно важно стремиться к формированию таких моделей взаимодействия с консалтинговой организацией, которые позволят соотнести, уравновесить и выстроить в систему организационные, человеческие и технологические компоненты знаний с целью максимально эффективного их применения. Кроме того, концентрируя наиболее талантливых людей, сфера консалтинга оказывает давление на рынок труда, извлекая из него дефицитные ресурсы, и становясь поставщиком этих ресурсов для реального сектора, но уже в иной форме.

Сфера консалтинговых услуг охватывает широкий спектр вопросов и проблем, связанных с управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной, информационной деятельностью предприятий и государственных структур. Посредством консалтинговых услуг решаются задачи организации стратегического планирования, оптимизации деятельности, сокращения издержек, исследования и прогнозирования рынков сбыта, ценообразования и т. д. В связи с этим можно сказать, что консалтинг обеспечивает основу интеллектуально-информационного развития значительной части секторов экономики. Кроме того, принципы консалтинговой деятельности используются при анализе, обосновании перспектив развития, внедрении научно-технических и организационно-экономических инноваций в деятельности любых управляющих структур. Таким образом, консалтинг — это отрасль сферы услуг, формирующая организационно-управленческий, финансово-инвестиционной, информационно-маркетинговый и другие потегщиалы социально-экономического развития бизнеса и государства. Помимо этого консалтинговые услуги могут способствовать повышению темпов и результативности проводимых в стране реформ и преобразований, они необходимы социальным институтам (здравоохранению, образованию и т. д.). Причем в России в процессе реализации национальных проектов в социальной сфере это стало очевидным.

Для построения эффективной системы обеспечения национальной экономической безопасности в России необходимо использовать адекватные современному уровню технологического и экономического принципы и методы консалтинговой деятельности, учитывающие сложившиеся механизмы и правила экономической деятельности. Необходимо на основе долгосрочных прогнозов технологического развития определять и регулярно уточнять приоритетные направления прикладной и фундаментальной науки, технологий и техники. Такие приоритеты должны быть увязаны с задачами реализации конкурентных позиций российской экономики и требованиями национальной экономической безопасности, что позволит сформировать технологический облик российской экономики, определяющий ее конкурентные преимущества по отношению к другим государствам. Реализация приоритетов будет осуществляться как путем первоочередной поддержки фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях, так и в рамках привлечения консалтинговых услуг. Крайне важно, чтобы современная экономическая наука служила подлинным целям общества, заключающимся в обеспечении в системе экономических отношений приоритета интересов народа, что, в свою очередь, образует экономическую основу для подлинно справедливого общественного устройства. При этом необходимо законодательно фиксировать полезные для государства и общества сложившиеся и действующие инновационные подходы, внося в них лишь необходимые коррективы и придавая им нормативную определенность. Кроме того, на данном этапе следует использовать сложившийся исторически высокий авторитет идеи государственности в российском обществе и решительно пойти на расширение и активизацию экономической деятельности государства в рамках рыночных отношений. Решению этих задач будет способствовать создание механизма аутсорсинга в системе государственного управления, позволяющего привлекать консультантов для разработки методологических основ и практических рекомендаций в процессе разработки и реализации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности. Таким образом, функции управления безопасностью заключаются в особом виде управленческой деятельности, продукте процесса разделения и специализации труда, т. е. в привлечении консалтинговых услуг в процессе аутсорсинга в системе государственного управления.

Консалтинговые услуги, необходимые для разработки инновационных управленческих решений в процессе разработки и реализации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности будут востребованы в рамках следующих направлений.

6) Консалтинговые услуги политико-правового направления, нацеленные на обеспечение гражданских и политических прав граждан, а также на исполнение законодательства. Речь идет о выработке рекомендаций по защите базовых прав, включая неприкосновенность личности и собственности, независимость суда, эффективность правоохранительной системы, свободу средств массовой информации, которые должны быть учтены в стратегии обеспечения национальной экономической безопасности для сохранения легитимности процесса.

7) Консалтинговые услуги, направленные на развитие человеческого потенциала. Прежде всего, это касается программ развития образования, здравоохранения, пенсионной системы и обеспечения жильем. Ключевой проблемой развития этих секторов является выработка новых правил их функционирования.

8) Консалтинговые услуги, направленные на методологическое обеспечение устойчивого функционирования и развития национальной экономики. Современное экономическое законодательство должно обеспечивать экономический рост и структурную модернизацию экономики. Для этого его необходимо скорректировать с учетом требований современной экономической науки и последних достижений управленческих технологий.

9) Консалтинговые услуги, нацеленные на решение конкретных системных проблем экономического роста, то есть выработка рекомендаций по развитию каждого сектора национальной экономики, включая малый бизнес и предпринимательство.

10) Консалтинговые услуги, направленные на становление системы стратегического управления, позволяющей обеспечить сбалансированность усилий различных ведомств в процессе реализации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности, и направленные на согласование бюджетной, денежной, структурной, региональной и социальной политики при решении системных внутренних проблем и ответа на внешние вызовы. Использование консалтинговых услуг целесообразно при разработке взаимоувязанных программ институциональных преобразований, долгосрочных и среднесрочных прогнозов развития экономики, науки и технологий, программ развития ключевых секторов экономики и регионов, внедрения системы бюджетирования по результатам.

Также консалтинговые услуги должны способствовать установлению взаимосвязи между стратегией национальной экономической безопасности и экономической политики государства. С одной стороны, консультанты оценивают задачи экономической политики, рассчитывая ее целевые ориентиры, показатели макроэкономической системы. С другой, на основе количественных показателей, характеризующих желаемое состояние экономики, определяют ограничения по использованию тех методов экономической политики, при которых прогнозируемые хозяйственные результаты способны ухудшить, понизить необходимый уровень национальной экономической безопасности. Такие подходы дают возможность оценить качество государственного регулирования экономики с точки зрения современных инновационных подходов.

Основные цели использования консалтинговых услуг в системе мониторинга угроз национальной экономической безопасности:

• оценка состояния и динамики развития национальной экономики;

• выявление деструктивных тенденций и процессов развития потенциала национальной экономики;

• определение причин, источников, характера, интенсивности воздействия угрожающих факторов на потенциал развития национальной экономики;

• прогнозирование последствий воздействия управленческих решений, как на потенциал хозяйственной деятельности национальной экономики, так и на другие сферы деятельности, обеспечиваемые этим потенциалом (анализ мультипликативного эффекта);

• системно-аналитическое изучение сложившейся экономической ситуации и тенденций ее развития, разработка целевых программ по парированию угроз национальной экономической безопасности.

Для проведения мониторинга необходимо соответствующее методическое, организационное, информационное, техническое обеспечение, которое может быть также реализовано с привлечением консалтинговых услуг.

Если говорить о российском опыте координации исполнительной власти и консалтинговых организаций, то подобный механизм реализован в рамках Научного совета при Совете безопасности Российской Федерации, в который входят более 30 действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук. В Научном совете Совбеза представлены и руководители ведомственных научно-исследовательских учреждений. Таким образом, состав Научного совета позволяет подключать к проведению исследований по вопросам внутренней и внешней политики в сфере национальной безопасности крупные высококвалифицированные научные коллективы, т. е. ресурсы соответствующие стандартам консалтинговой деятельности. Научный совет работает под руководством секретаря Совета безопасности. В рамках Научного совета созданы секции по основным направлениям. Научный совет должен решать задачи по научно-методологическому обеспечению деятельности Совета безопасности и проработке актуальных вопросов стратегии развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, прогнозировать угрозы безопасности нашей страны, а также давать экспертную оценку эффективности государственной политики по парированию этих угроз. Члены Научного совета могут привлекаться для научной экспертизы документов по вопросам национальной безопасности, участвовать в подготовке аналитических материалов к заседаниям Совета безопасности. Научный совет при Совете безопасности РФ, в частности, осуществляет сравнительный анализ теории и практики обеспечения национальной безопасности в других странах.

Однако решения Научного совета носят рекомендательный характер и не представляются широкой общественности, а это, как было обосновано в данном исследовании, делает результаты работы этого органа не соответствующими национально-государственным интересам.

Таким образом, для решения вопросов эффективного обеспечения национальной экономической безопасности России, прежде всего, должны быть созданы органы, исключительной целью которых было бы научное изучение и совершенствование организации и управления. В структуре исполнительной власти представляется, что это может быть аналитический консультационный центр при Президенте РФ. Данный центр должен устанавливать с должной полнотой тематику всех исследований в области организации и управленияраспределять разработку соответствующих проблем между научно-исследовательскими институтами и консалтинговыми организациямиразрабатывать конкретные предложения и рекомендации по широкому привлечению консультантов для внедрения инновационных подходов в систему государственного управлениядавать независимую оценку эффективности принимаемых управленческих решенийпредставлять широкой общественности результаты работы экспертов и консультантов. Важно отметить, что данный центр должен являться неотъемлемой частью системы обеспечения национальной безопасности государства, в том числе в экономическом аспекте. В частности, необходимо отметить, что стратегия обеспечения национальной экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени (1520 лет) и являться ориентиром при принятии важнейших политических и управленческих решений. Долговременный характер стратегии национальной экономической безопасности требует не только обозначения в ней конечных целей, но и выделение этапов их достижения. Разработка стратегии национальной экономической безопасности, придание ей нормативного характера в процессе принятия политических и управленческих решений, включение в механизм управления общественными процессами индикаторов, сигнализирующих о появлении угроз, эффективные меры по их отражению — таковы главные направления деятельности аналитического консультационного центра при Президенте РФ.

Необходимо отметить, что первые шаги по увязке национальной безопасности с социально-экономическим развитием с привлечением экспертных оценок уже сделаны. В разработке проекта Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года пока еще не на институциональной основе принимали участие эксперты, в том числе представители РАН. Усилиями экспертов этот документ сохраняет преемственность с концепцией, но делает акцент не просто на защиту жизненно важных интересов, а на безопасность через развитие. Такая стратегия увязана с уже закрепленными приоритетами социально-экономического развития России на период до 2020 года. Стратегия определяет современную оценку внутренних и внешних угроз и рисков. На этой основе выстраивается система национальных интересов и соответствующих приоритетов в сфере безопасности. При этом достижение стратегических приоритетов требует совместных усилий государственной власти, организаций гражданского общества и аутсорсинга задач методического обеспечения процесса организации и управления. Это предполагает привлечение независимых консультантов для выработки методического обеспечения управленческих решений. Также Стратегия предполагает подготовку прогнозных документов и нормативных актов. В частности, стратегия послужит основой для принятия новой Военной доктрины. Важно, что такой долгосрочный документ принимается в условиях острейшего мирового финансово-экономического кризиса, болезненно затронувшего и нашу страну.

В целом результаты исследования подтвердили исходную научную гипотезу об эффективности формирования механизмов использования инновационного потенциала сферы консалтинговых услуг в стратегии обеспечения национальной экономической безопасности. Научно обосновано, что привлечение профессиональных консультантов создает предпосылки для укрепления системы обеспечения национальной безопасностиконсолидирует социально-экономическое и правовое пространствопозволяет корректировать государственные программы и решения, касающиеся первоочередных задач в экономической сферепозволяет повысить инвестиционную привлекательность национальной экономики. В диссертации сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной экономической безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы. В то же время, целесообразно продолжение исследований в области научного обеспечения процессов информационного развития сферы консалтинговых услуг в России. Это позволит совершенствовать технологии и методологическую базу системы управления народным хозяйством.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. — М., 1993.
  2. Закон Российской Федерации «О безопасности», принят 5 марта 1992 г.
  3. Указ Президента Российской Федерации № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» от 29.04.96. // Собрание законодательства РФ, 1996, № 18.
  4. Концепция национальной безопасности России, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300.
  5. Р. ИТ аутсорсинг. Практическое руководство/ Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  6. JI. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. Вопросы экономики, 1994, № 12.
  7. А.Н., Кулькин А. Н. Наукоемкие технологии и их роль в современной экономике // Вестник РФФИ. 2003.- № 1. — С.64−72.
  8. А.А., Скопина И. В., Бакланова Ю. О. К вопросу становления управленческого консалтинга в регионах // Региональная экономика и управление. 2006. — № 3.
  9. С. Неоценимая ценность // Секрет фирмы. 2004. — № 40.
  10. В.И. Использование услуг профессиональных консультантов. -М., 1999.
  11. И. Новая корпоративная стратегия. СПб., 1999.
  12. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  13. М.В. Индикаторы индустрии знаний: Европа, Соединенные Штаты, Россия // Энергия: экономика, техника, экология. 2004. — N 5.
  14. A.M. Соотношение понятий «экологическая» и «экономическая» безопасность // Современные проблемы юридической науки и практики: Сборник научных трудов. — Н. Новгород, 2003. — Вып. 2.
  15. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций. Учеб. пособие/ Под ред. проф. Б. А. Аникина. М.: Инфра-М, 2003.
  16. В. Особенности государственной политики по вовлечению в экономический оборот результатов научных исследований // Интеллектуальная собственность. 2000. — N 7. — С. 11−17.
  17. Э. Консалтинговый бизнес. СПб.: Питер, 2006.
  18. В. Затраты на персонал не расходы, а инвестиции // Кадровый менеджмент. -2004. — 14 января.
  19. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования М.: Academia, 1999.
  20. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  21. А.О. Управленческий консалтинг корпоративных организаций. -М., 2002.
  22. С.Н. На пути к обществу, основанному на знаниях: Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. // Безопасность Евразии. 2004. — N 4. — С.91−163.
  23. С.Н. Развитие человеческого потенциала в России // Вестник Московского университета. Сер.6. Экономика. 2005. — N 1. — С. 41 — 63.
  24. Н.Е. Эпоха экономики знаний // Поиск. 2001. — N 26. — С. 10.
  25. У., Уильяме Р. Управление знаниями: руководство к действию. / Пер. с англ. М.: ИНФРА — М, 2002.
  26. Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели. Вопросы экономики, 1994, № 12.
  27. Е.В. Обеспечение безопасности информационных систем — виртуальная реальность // Научный вестник Тюменского института МВД России: Сборник научных трудов. — Тюмень, 2002.
  28. А.В., Данилов А. Д., Шифрин С.И. Knowledge технологии в консалтинге и управлении предприятием. СПб.: Наука и техника, 2003.
  29. И.Ю. Длинные деньги экономики знаний / И. Ю. Варьяш, В. Л. Макаров //Банковское дело. 2004. — N 12. — С.48−50.
  30. Г. А. Деева Е.М. Управленческое консультирование. М., 2004.
  31. И. К экономике знаний // Российская газета. 2007. -5 апреля.
  32. Венчурное финансирование инновационного малого бизнеса. Круглый стол РАРМП // Бизнес для всех. 2005. — № 38. (http://www. ctgroup .ru/invest/ventfin.j sp).
  33. Н.П. Корпорации: организационные формы, принципы и функции управления. М., 2003.
  34. О.Н. Информационное общество в России как проблема социально-политического выбора и общественной инициативы / Вершинская О. Н., Ершова Т. Е. //Мир России. 2003. -N 1. — С. 101−108.
  35. Ю.В. Экономическая социология постмодерна // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. — Т. I. — Вып. 1. — С. 73 — 82.
  36. М. Корпорация знания: Информационные технологии в бизнесе / Под ред. М. Желены. СПб: Питер, 2002.
  37. А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. 2002. — N 6. — С. 115−121.
  38. О.С. Стратегическое управление. М., 1995.
  39. О.М. Экономика знаний: мировые тенденции и Россия. // Вестник Московского университета. Сер.6. Экономика. 2005. — N 3. — С. 100 108.
  40. И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 3 («http://www.cfin.riO.
  41. М.В. Стратегия производства новых знаний // Общественные науки и современность. 2007. — N 3. — С. 18−22.
  42. Ворота в глобальную экономику. М.: Фазис, 2001. — 440 с.
  43. Всемирный экономический форум www.weforum.org
  44. Всемирный банк www.worldbank.org-
  45. В.А. Сетевая экономика в условиях глобализации. М., 2005.
  46. Гапоненко A. J1. Управление знаниями. М.: ИПК Госслужбы, 2001.
  47. А.Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: М, 2004.
  48. Э.А. Интенсификация экономики на базе интеллектуальных и информационных факторов роста. Хабаровск, 1998. — 47 с. — (Препринт / РАН, Дальневост. отд-ние, Ин-т экон. исслед.).
  49. Где же источники роста ВВП? / Евгений Примаков, Леонид Абалкин, Михаил Коробейников, Гавриил Попов, Дмитрий Львов // Российская Федерация сегодня. 2004. — N 5. — С.2−3.
  50. . Бизнес со скоростью мысли. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. -477 с.
  51. М. К идентификации и самоидентификации Российского оборонного комплекса // Российский экономический журнал. 2003. — N 5−6. -С.37−55.
  52. И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1995.
  53. Н.П. Теория информационной экономики в институциональной структуре интеллектуального капитала// Экономика образования. 2000. — N 1. — С.63−76.
  54. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. М.: Республика, 2004.
  55. В.В., Коробко С. Б., Маринина Т. В. Экономика знаний. СПб.: Питер, 2003.
  56. О. Российская инновационная система: проблемы развития // Вопросы экономики. 2004. — N 12. — С. 16−34.
  57. В.Н. Три подхода к управлению знаниями в ходе трансформации современной экономики // Проблемы прогнозирования. 2006. — N 6. -С. 102−113.
  58. В.Н., Календжян С. О., Клеева П. С. Бизнес-образование в процессе управления знаниями // Бизнес-образование. — 2006. № 1(20).
  59. Г. Я. Стратегические аспекты управления НИОКР. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.
  60. В.А. Маркетинговое консультирование. М.: Дело, 1998.
  61. Т.Г. Обоснование теоретического подхода к управлению знаниями // Актуальные проблемы современной науки. 2004. — N 2. — С. 42−45.
  62. A.JI. На пути к «новой экономике»: концепции инновационного развития России. М.: Государство и общество, 2005.
  63. А.В. Консалтинговые услуги по реструктуризации российских предприятий и организаций. Монография. СПб.: СПбГУЭФ, 2001.
  64. Группа восьми в цифрах. 2006: Стат. сб. / Росстат. М., 2006. — С. 88.
  65. Д.Г., Филимонова Н. Н. Сетевая кооперация в консалтинге. -М.: МАКС Пресс, 2006.
  66. . Ускоряя переход к экономике знаний // Инженерная газета. -2005.-Дек. (N47).-С.1,2.
  67. Гэд Т. 4D Брэндинг. Взламывая корпоративный код сетевой экономики. -СПб.: 2005.
  68. Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.
  69. А.А. Экономика знаний и/или информационное общество? // ИКС. Деловой журнал. Телеком, ИТ, Медиа. 2005. — № 12. — С. 78 — 85.
  70. Н.В. Современные подходы к формированию региональной системы управления экономической безопасности: Монография. — М., 2003.
  71. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2004. На пути к обществу, основанному на знаниях. UNDP. — V.2004.
  72. С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? -М.: 1998.
  73. П. Управление, нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.
  74. П.Ф. Эффективное управление М., 2002.
  75. А. Сетевое общество и его враги // Профиль. 2008. № 3.
  76. А.А. Экономика знаний в России и в мире // http:// fp6. csrs.ru/news/data/d3n1km.doc.
  77. O.K. Управленческое консультирование: Вопросы теории и практики. Ижевск: Удмуртия, 1989.
  78. B.C. Управленческий консалтинг как бизнес. //Менеджмент в России и за рубежом. 1997.
  79. A.M. Проблемы экономической безопасности России: Учебное пособие / A.M. Жандармов, Ф. Ф. Шиллер.— М., 2003.
  80. Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. -М: Академия, 2005.
  81. Н.К. Интеллектуальная рента источник воспроизводства интеллектуального капитала// Финансы. — 2004. — N 10. — С.24−25.
  82. А.Ф. Рынок аудиторско -консалтинговых услуг в России М., 2002.
  83. П. Управление сетью как ключевая компетенция предприятия.// Проблемы теории и практики управления. 2000, № 3.
  84. М. Консалтинг: методы и технологии. СПб.: Питер, 2008.
  85. В.Г. Иновационная деятельность как процесс воспроизводства знаний // Зинов В. Г. Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение. М.: Дело, 2005.-Гл. 1.-С.11−122.
  86. В.В. Организационные системы: теория и практика управления // Проблемы современной экономики. 2007. — № 4 (24).
  87. В.В. Инновационная политика при переходе к экономике знаний // Экономическая наука современной России. 2006. — N 1. — С. 47−58.
  88. Д.В. Виртуализация общества. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000.
  89. И. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития. // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 2. — С. 15 -23.
  90. Н.И. Механизм формирования воспроизводственной структуры национальной экономики, основанной на знаниях // Власть. 2006. — N 7. -С. 69−71.
  91. Инновационная экономика / Под ред. А. А. Дынкина и Н. И. Ивановой. -М., 2001.
  92. B.JI. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе // Социологические исследования. 2000. — № 6. — С. 74.
  93. B.JI. На рубеж эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
  94. B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000.
  95. В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? // Вопросы философии. 1998. — № 9. — С. 27−37.
  96. Институт развития информационного общества www.iis.ru
  97. Институт экономики переходного периода, http://www.iet.ru/
  98. Интернет-журнал http://www.arett.ru/
  99. Интернет-журнал www.ress.ru
  100. Интеллектуальный капитал — стратегический потенциал организации / Под ред. AJI. Гапоненко и Т. М. Орловой. М., 2003.
  101. М. Глобализация мировой экономики: выгоды и издержки // Мир перемен. 2004. — № 1. — С. 129−134.
  102. Информационное общество. М.: ACT, 2004.
  103. Р.С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. Олимп-бизнес, 2000.
  104. Р.С., Нортон Д.П.Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты — М.: Олимп-Бизнес, 2005.
  105. М. Информационная эпоха: экономика, культура, общество, М., 2000.
  106. М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: антологии. М.: Академия, 1999. — С. 492 — 505.
  107. М., Киселева Э. Россия и сетевое общество // Мир России. — 2000.-№ 1.
  108. М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху // Мир России. 2001. N 1.
  109. М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  110. В.И. Перспективы развития сетевой экономики в условиях формирующегося общества знаний // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2007. — .№ 2.
  111. М.Ю. Новая экономика: все только начинается // Управление персоналом. 2005. — N 3. — С. 56−59.
  112. Г. Знания об управлении знаниями // Вопросы экономики. -2004. -N 1. -С.151−155.
  113. Г. Б. Управление корпоративными предприятиями и экономика знаний // Мир России. 2005. — N 4. — С. 30−46.
  114. Г. Б. Эволюция институциональных систем. М., 2004.
  115. С.М. Значение интеллектуальных ресурсов в постиндустриальной экономике // www.elitarium.ru (12 мая 2006).
  116. С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. СПб., 2002.
  117. С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. СПб., 2000.
  118. А.Н., Макаров B.JI. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М., 2003.
  119. В. М. Теория и практика принятия управленческих решений. -К.: МАУП, 2004.
  120. И. Интеллектуальный капитал // Персонал. 2000. — № 5. -С. 56.
  121. В.Ф. Программа работ лаборатории управленческого консультирования.- Новосибирск, 1988.
  122. Консалтинговые услуги в условиях реформирования экономики России / ред. М. И. Кныш. Спб, 2003.
  123. .В. Информационная экономика. СПб.: Питер, 2006.
  124. В.И. Формирование управленческих команд нового поколения. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 263 с.
  125. А.Д. Интеллектуальный потенциал общества: формирование, оценка, эффективность использования. М.: Экономика, 2004.
  126. Ф., Ачрол Р. Маркетинг в условиях сетевой экономики // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 2000. № 2.
  127. Н.А. Инфраструктура знаний // Экономическая наука современной России. 2004. — N 4. — С. 127−135.
  128. O.JI. Проблемы построения общества знаний в современной России: мифы, рифы, перспективы // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. 2005. — N 8. — С. 40−46.
  129. С. Технологии управления, основанного на знаниях // Проблемы теории и практики управления. 2004. — N 6. — С. 85−89.
  130. О.В. Развитие рынка консалтинговых услуг. М: Юнити, 2005.
  131. А. Экономические приоритеты Стратегии национальной безопасности (http://www.if.tsu.ru/Sokol/USA2.htm).
  132. Н.В. Этнометрические измерения: теория и практика // Социология 4 М. 2003. — № 17. — С. 142 — 166.
  133. Т. Глобализация рынков. Классика маркетинга: сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. -746.-С.75−91.
  134. В .К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ, 2007.
  135. Э. Контролинг как система мышления и управления. / Пер. с нем. -М.: Экономика, 1993.
  136. Д. Истинный профессионализм. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  137. Д. Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги. М.: Альпина Бизнес Букс, 2003.
  138. В. Контуры экономики знаний // Экономист. 2003. — N3. -С. 3−15.
  139. Макаров В. Л. Экономика знаний: уроки для России // Россия и современный мир 2004. № 1. — С. 5−24.
  140. К. Управленческий консалтинг. М.: Дело и сервис, 1999.
  141. Д. Постиндустриальный мир и процессы глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 3. — С. 90−97.
  142. И.А. Многоликий Янус открытого общества: опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации. М.: КомКнига, 2005. -. С. 75.
  143. М.К. Управление знаниями на 100%. Путеводитель для практиков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
  144. Г. И. Управленческий консалтинг. М: Инфра-М, 2005.
  145. В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. М.- Новосибирск, 2000.
  146. Е. А. Прикладные проблемы формирования инновационной экономики России // Проблемы предпринимательства в экономике России Выпуск № 8 Межвузовский сборник научных трудов 2005 http://www.cfin.ru.
  147. Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966.
  148. .З. Концепция управления знаниями в современных организациях // Российский журнал менеджмента. 2003. — № 1.
  149. .З. Управление знаниями вызов XXI века // Вопросы экономики. 1999. -№ 9.
  150. .З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации. М: Инфра-М, 2003.
  151. Л.Э. Концептуальные аспекты формирования экономики знаний // Пробл. прогнозирования. 2007. -N 3. — С. 115−136.
  152. Л.Э., Пипия Л. К. Концептуальные аспекты формирования экономики знаний // Проблемы прогнозирования. 2007. — № 3. — С. 115 — 136.
  153. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации http://www.economy.gov.ru.
  154. С.Г. Интеллектуализация экономики: инновационное производство и человеческий капитал. // Инновации. 2003. — № 1. (http ://stra.te g .ru/lenta/innovation/ 514).
  155. E. Управленческое консультирование конца XX века. // www.pcweek.ru/lcis.
  156. Р. Новая матрица или логика стратегического превосходства. -М., 2003.
  157. Л.Г. «Новая экономика» в пространстве постмодерна // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 12. — С. 3−15.
  158. На пути к обществу, основанному на знаниях // Общество и экономика. -2004.-N 11/12. -С.72−89.
  159. М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004.
  160. Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации / Рук. сост. В.П. Шерстюк- Под общ. ред. В. Б. Рушайло. — М., 2002. — Вып. 3: К 10-летию образования Совета Безопасности Российской Федерации.
  161. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность. Учебник. «Экономика» 2000.
  162. Нейман фон Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. -М.: Наука, 1970.
  163. Ю.Н. Реализация процессов интеграции за счет вступления малых предприятий в предпринимательские сети. // Тезисы докладов научно-практической конференции. М., 1999.
  164. И., Такеучи X. Компания создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / Пер. с англ. — М.: Олимп-Бизнес, 2003.
  165. Организационное обучение / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  166. Т.М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами. М.: РАГС, 2002.
  167. Официальный интернет-портал информационного агентства «Росбизнесконсалтинг». http://www.rbc.ru/.
  168. Официальный интернет-портал рейтингового агентства «Эксперт РА». — http://www.raexpert.ru/.
  169. Официальный интернет-портал CNews Analytics, http ://wvvw.raexpert.ru/.
  170. B.C. Глобализация экономики: некоторые дискуссионные вопросы // Безопасность Евразии. 2008. — № 1. — С. 221 — 246.
  171. B.C. Мировая экономика на пути к 2015 году // Экономика XXI века. 2002. № 8, с.84−89.
  172. В.Ю. Новая экономика и российская специфика (на примере фирмы-эксплерента НПП «Системные технологии») // Портал Института проблем предпринимательства. СПб (http://www.ippnou.ru/article).
  173. .В., Маслов А. Н., Муравьев A.M. Комбинированный управленческий консалтинг в условиях инновационной экономики/ Труды вольного экономического общества России. М., СПб.: 2006, том 69.
  174. Е.В., Муравьев A.M. Рынок услуг управленческого консалтинга: структурная диагностика/ Экономическое возрождение России. -№ 3.-2006.
  175. А.Н. Стратегический менеджмент. — СПб.: Питер, 2005.
  176. З.Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. Опыт лучших компаний: М. Прогресс, 1986.
  177. М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. -М., 1985.-С. 299−304.
  178. М. Конкурентное преимущество / Пер. с англ. М.: Альпина, 2008. -С. 276.
  179. А.П. Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. М., 1998.
  180. А.П. Основы консалтинга. М.: ГУ ВШЭ, 1999.
  181. А.П. Основы консалтинга. М: ГУ Высшая школа экономики, 1999.
  182. А.П., Хайниш С. В. Консультационные услуги в России. М.: Финстатинформ, 1995, — 171 с.
  183. А.П., Хайниш С. В. Консультационные услуги в России. М.: Финстатинформ, 1995.
  184. Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации /А.И. Александров и др.- Под общ. ред. С. В. Степашина. — М., 2003.
  185. Проблемы правового обеспечения реализации прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности. М., 2000.
  186. И. Управленческое консультирование как услуга // Проблемы теории управления. М., 1988.
  187. Х.К. Стратегия обучения // http://www.faito.ru/archnews.
  188. В.Ш. Диагностика управления: (практический опыт и рекомендации). М.: Экономика, 1988.
  189. Российский статистический ежегодник 2003. Стат.сб. Госкомстат России.-М, 2003.-С. 144.
  190. Россия и страны Европейского Союза 2007 г. // http://www.gks.ru.
  191. Руководство по маркетингу консалтинговых услуг / М. С. Иванов, М. В. Фербер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2003.
  192. Румянцева 3., Алешникова В. Становление рынка управленческого консультирования // Российский экономический журнал. — 1993. -.№ 3. С. 44 — 53.
  193. А., КрасюкР. Готовых решений не бывает // Рынок капитала. -1998. № 23−24.
  194. Т. Стоимость, создаваемая знаниями, или История будущего // Новая индустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. B.JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — С. 337−371.
  195. К.Э. Теория фирмы, основанная на знаниях. Руководство к формулированию стратегии // Интеллектуальный капитал. 2001. — Том 2. — № 4.
  196. П. Построение обучающихся организаций // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2004. — Вып. 1.
  197. П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 1999.
  198. В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. //Вопросы экономики. 1995. — № 1.
  199. В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая). — М., 2002.
  200. В.И., Цой В.Е. Сущность и содержание процесса глобализации: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.
  201. И.В. Коммуникация в организациях. Мн.: БГУ, 2002. — С. 94.
  202. И.В. Критерии развития постиндустриального общества и роль человеческого капитала // http://bali. ostu.ru /umc /arhiv /2006.
  203. М. Фирма профессиональных услуг. Руководство для менеджера по максимизации прибыли и стоимости / Пер. с англ. М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.
  204. JI. Стратегия прорыва. Российские транснациональные корпорации «тигры» мировой экономики // Российская газета. -2007. — 26 января.
  205. Сноу Чарльз С., Майлз Реймонд Е., Коулмен Генри Дж. Управление сетевыми организациями XXI века. Хрестоматия «Управление изменениями» М., 1996.
  206. В.А. Организационное поведение. М.: Эксмо, 2007.
  207. Дж.Дж. Экономическая теория информации // Вехи экономической мысли. СПб., 2003. — Т. 2. — С. 507 — 530.
  208. Стратегически ориентированное бюджетирование // Эксперт. 2006. -17−14 мая.
  209. Дж. Тренинг организационных изменении. СПб., 2001. — С. 101.
  210. Д. Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / Пер. с анг. И. Дубинского. Киев: INT Пресс- М.: Релф бук, 1999.
  211. В. Синергетические организации в сетевой экономике знаний Журнал e-Learning World. 2006. — № 4 (14).
  212. В.Б. Предприятия XXI века: проблемы проектирования и управления. Автоматизация проектирования. — 1998. — № 4.
  213. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий. М., Инфра-М, 2000.
  214. JI. Создание команды / Пер. с англ. М.: Вершина, 2006.
  215. Э. Третья волна. М., 1999.
  216. Э., Тоффлер X. Создание новой цивилизации. Политика третьей волны // Трофимова O.K. Введение в управленческий консалтинг. Харьков, 2001.
  217. JI. Будущее капитализма. Новосибирск, 1999- Иноземцев B.JI. За пределами экономического общества. — М., 1998.
  218. Ф. Консалтинг в управлении проектами. М.: Дело и сервис, 2006.
  219. Управленческое консультирование. Индустрия знаний, символический капитал или новая мода / Под ред. М. Киппинга, JI. Энгвелла. Харьков: Гуманитарный центр, 2008.
  220. Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
  221. С.В., Чернов Ю. В. Управленческое консультирование. Международный опыт. -М.: Изд-во: Феникс, 2006
  222. С.В., Чернов Ю. В. Управленческое консультирование. Международный опыт. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  223. Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Пер. с англ. М., 2004.
  224. Р., Базант Т. Как создать интеллектуальную организацию: пер. с англ. М., 2002.
  225. Л.А. Розничные торговые сети в современной экономике. М., 2004.
  226. Г. Индустриальное технологическое развитие: сетевой подход. М., 1995.
  227. Ю.Е., Шапошник С. Б. Экономика, основанная на знании: социально-экономические тенденции и политические цели // Информационное общество. 2002. — Вып. 1. -С. 4−7.
  228. К.Д. Управленческое консультирование организация процесса. — София, 1986.
  229. JI.C. Социальные факторы и риски экономического развития России. История и современность. М., 2004.
  230. А. Мир современных медиа. М., 2007.
  231. М.М. Основы управления сетевыми организациями. М., 1999.
  232. СИ. Особенности ранних этапов управления проектами по разработке информационных систем// Экономика иконкурентоспособность России: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.6. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2004.
  233. Г. В. «Теория О» и «Теория Е» как стратегия организационных изменений // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. — № 1.
  234. Н. Управление корпоративными знаниями: это уже важно! // Маркетолог. 2004. — № 11. — С. 17 — 21.
  235. Э. Марвин Бауэр, основатель McKinsey&Company. Стратегия, лидерство, создание управленческого консалтинга.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  236. Экономика знаний / В. В. Глухов, С. Б. Коробко, Т. В. Маринина. СПб., 2003.
  237. Экономика знаний и факторы ее реализации // Аналитический вестник Совета федерации федерального собрания Российской Федерации. 2005. -№ 15.
  238. Экономика знаний. Некоторые параметры межстрановых сравнений. Данные Международной организации труд // Независимая газета. 2007. — 24 апреля (http://www.ng.ru/scenario/2007−04−24/12economic.htmn.
  239. Argyris С., Schon D. Organizational learning: a theory of action perspective. -N.Y, 1978.
  240. Baudrillard J. Mirror of Production // Baudrillard J. Selected Writings. Cambridge, 1996.-P. 98−118.
  241. Beer M., Nohria N. Resolving the Tension between Theories E and О of Change / Breaking the Code of Change. Boston: Harvard Business School Press, 2000.
  242. Bell D. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest. 1967.4.
  243. Castells M. Materials for an exploratory theory of network society. Brit. J. of. Soc. — 2000. — № 51. — P.5−24.
  244. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. The Rise of the Network Society. Massachusetts, USA. Oxford, UK, 1996. — Vol. I.
  245. F. (Ed.). Essays in Post-Industrialism: A Symposium of Prophecy Concerning the Future of Society. L., 1914.
  246. Davidow W., Malone M. The Virtual Corporation: Structuring and Revitalizing the Corporation for the 21st Century. New York: Harper Collins. — 1992
  247. Dikson D. New Politics of Science. N.Y., 1984. — P. 162−216- Stehr N. Knowledge Societies. Thousand Oaks. L. Vol. 1994. Vol. 5−18.
  248. Drucker P. Post-Capitalist Society. N.Y., 1995.
  249. Drucker P. The New Society of Organizations // Harvard Business Review. -1992. September-October.
  250. Granovetter M. Getting A Job: A Study of Contact and Careers. Cambridge: Harvard University Press, 1995.
  251. Greiner L.E., Metzger R.O. Consulting to management. Englewood Cliffs, NJ, Prentice Hall, 1983.
  252. Hofstede G.H. Culture’s consequences: Comparing values, behaviors, institutions and organizations across nations. 2nd ed. Sage Publications, 2001.
  253. Hofstede G. Cultural Constraints in Management Theories. Academy of Management Executive, 7 (1), 1993, PP. 81−94.
  254. Hofstede G. Cultures and Organizations (Software of the Mind). Harper Collins Publishers, 1994.
  255. Huber P.G., Miller C., Glick W.H. Understanding Technology-Structure Relationships: Theory Developing and Meta-Analytic Theory Testing // Academy of Management Journal/ -1991. № 34. — P. 370.
  256. Information Economy Report 2007−2008: Science and Technology for Development: the New Paradigm of ICT. -NY & Geneva: United Nations, 2007.
  257. Jameson F. Postmodernism, or, The Cultural Logic of Late Capitalism L., 1992. P. XIV.
  258. Jones C., Hesterly W., Borgatti S. A. General Theory of Network Governance: Exchange Conditions and Social Mechanisms //Academy of Management Review. -2003. № 22.
  259. Knowledge-Based Economy, OECD. Paris. 1996
  260. Kroker A., Weinstein M. Data Trash. The Theory of the Virtual class. Montreal, 1994.
  261. Levitt Th. The Globalization of Markets. N.-Y., 1983.
  262. Masuda Y. Information Society as Post-Industrial Society. -W, 1983.
  263. Penty A. Old Worlds for New: A study of Post-Industrial State. L., 1917.
  264. Penty A. Post-Industrialism. L., 1922.
  265. Podolny J.M., Page K.L. Network Forms of Organization. Annual Review of Sociology, 1998.
  266. Riesman D. Leisure and Work in Post-Industrial Society // Larabee E., Meyer-sohn R. (Eds.) Mass Leisure. Glencoe, 1958. P. 363−385.
  267. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. L., 1992.
  268. Senge P. The Puzzles and Paradoxes of How Living Companies Create Wealth / Breaking the Code of Change. Harvard Business School Press, Boston, 2000.
  269. Steele F. Consulting for organizational change. Amherst, MA, University of Massachusetts Press, 1975.
  270. Steele F. Consulting for organizational change. Amherst. MA.: University of Massachusetts Press, 1975.
  271. The National Security Strategy of the United States, October 2002.
  272. The Sociology of Economic Life. / Edited by M. Grannovetter &
  273. R. Swedberg. Westview Press. Boulder San Francisco — Oxford, 1992. — P. 60.
  274. Waters M. Globalization. L. & N.Y., 1995.
  275. Weick K. The Social Psychology of Organizing Massachusetts. Addison-Wesley, 1979.
  276. Whittington R., Pettigrew A., Thomas H. The Handbook of Strategy and Management. Sage, 2001.
Заполнить форму текущей работой